Как правильно написать гранд на финансирование

lines

Прежде всего

lines

lines

Как подать заявку на поддержку проекта

lines

lines

Как правильно заполнить заявку

lines

lines

Рекомендации по формированию бюджета проекта

lines

lines

Как отправить заполненную заявку

lines

lines

Какие документы приложить к заявке

lines

lines

Статусы заявки и обратная связь

lines

section content

Содержание статьи

section navigation

Структура
раздела

left arrow

Предыдущая статья

Следующая статья

right arrow

Фонд может учреждать специальные (внеплановые) конкурсы. Методические рекомендации для таких конкурсов могут содержать отличия или уточнения по сравнению с приведенной в этой статье информацией.

Внимательно изучайте методические рекомендации к каждому конкурсу. Актуальный документ с методическими рекомендациями для текущего конкурса прикреплен в конце этой статьи.


Поле «1. Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту»

Почему важно подать заявку по своему грантовому направлению? Вашу заявку будут оценивать эксперты с опытом именно в этом грантовом направлении. Для объективной и корректной экспертной оценки вашего проекта важно, чтобы заявка попала именно к тем экспертам, которые компетентны в этой области.

Если вы подаете заявку на основе долгосрочного проекта, приготовьтесь четко обосновать выбранные сроки. 

Убедите экспертов, что проект необходимо реализовать в более длительный промежуток времени, и объясните, почему целей проекта невозможно достичь в стандартный срок. 

Фонд ожидает от долгосрочных проектов заметных системных изменений в определенной социальной сфере и в жизни целевой группы. Если вы не уверены, что проект сможет создать изменения такого масштаба, возможно, стоит сократить сроки реализации проекта и создать более локальные изменения за более короткий период.

Если вы подаете на конкурс долгосрочный проект: 

  1. Убедитесь, что проект попадает в одно из двух грантовых направлений: «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» или «Развитие институтов гражданского общества».
  2. Во время разработки проекта закладывайте ровно столько времени, сколько вам действительно необходимо для достижения проектных целей. Искусственно растягивать или сжимать проект по времени не нужно. 
  3. Убедитесь, что подаете на конкурс продуманный проект, а не общее описание текущей деятельности организации.

Поле «1.1 Тематика грантового направления, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту»

Тематика — это уточнение сферы деятельности по проекту в рамках грантового направления. Важно выбрать наиболее подходящую тематику, чтобы ваша заявка оказалась у экспертов с опытом в конкретной сфере и они бы смогли оценить ваш проект по достоинству.


Поле «2. Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант»

Проверьте, насколько грамотно оформлено название вашего проекта.

  • Название не начинается с кавычек, начинается с заглавной буквы, без точки в конце.
  • Из названия проекта понятна его суть.
  • В название не входит описание проекта. Название должно быть емкое и краткое: длинные формулировки трудно воспринимать. Максимальная длина названия — 500 символов вместе с пробелами, при этом фонд рекомендует делать названия проектов как можно более короткими.
  • В названии нет грамматических ошибок и опечаток. После регистрации заявки название проекта будет невозможно изменить, оно автоматически появится на сайте фонда и, вполне возможно, в социальных сетях и СМИ.


Поле «3. Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта)»

В этом поле ответьте на вопрос: что будет происходить?

  1. Коротко опишите целевую группу проекта и укажите территорию реализации. Постарайтесь уместить это описание в одно-два предложения.
  2. Обозначьте проблему целевой группы, на решение которой направлен проект. Напишите одно-два предложения.
  3. Опишите, какие конкретные шаги вы сделаете для решения проблемы: перечислите мероприятия проекта в виде списка, по пунктам. Так читающим экспертам сразу будет понятно, из чего состоит ваш проект.
  4. Укажите, к каким результатам эти мероприятия приведут: опишите конкретные положительные изменения, которые произойдут с целевой группой в результате реализации проекта. Напишите одно-два предложения.

Пишите своими словами. Избегайте сложных, тяжелых формулировок; представьте, что рассказываете о проекте коллеге или другу. Помните, что в этом поле вам нужно указать только краткое описание проекта, его суть, детали описывать не нужно.

Проверьте текст на грамматические и орфографические ошибки. Краткое описание проекта будет публичным: оно появится на сайте фонда, и, вполне возможно, в социальных сетях и в СМИ.

Не переживайте, если вам не хватит символов: развернутое описание проекта можно будет загрузить в виде файла в формате .pdf в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта». 

Поле «3.1. Полное описание проекта, презентация проекта»

Если хотите, загрузите в это поле дополнительную, новую информацию о проекте, которая не поместилась в поле «Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта». Прикрепите презентацию проекта в формате PDF.

Это необязательно, но поможет экспертам лучше понять проект, особенно если он претендует на уникальность и содержит новые решения или методики. Фонд рекомендует включить презентацию в заявку с запрашиваемой суммой гранта свыше десяти миллионов рублей. 

Не стоит дублировать в презентации все то, что вы уже указали в заявке. Презентация помогает представить основную идею проекта визуально, дать экспертам новую информацию о проекте и подчеркнуть наиболее значимые моменты.

Если при подготовке заявки проект находится на этапе реализации, загрузите в это поле уже разработанные документы и материалы.

Поле «3.2. Видео о проекте»

Если вы хотите дать экспертам более широкое представление о проекте, добавьте в это поле не более трех ссылок на видеоролики об актуальности проекта.

Это может быть видеообращение руководителя или команды проекта, история о территории или о целевой группе, которая бы наглядно демонстрировала наличие проблемы. Это может также быть видеовизитка, реклама, анонс, учебный фильм, информационный сюжет. Ролик должен быть размещен в открытом доступе.

Фонд рекомендует включить видеоролик в заявку с запрашиваемой суммой гранта свыше десяти миллионов рублей.

Поле «3.3. Теги (ключевые слова, характеризующие деятельность по проекту»

Из вариантов, предложенных в этом разделе, выберите одну или несколько фраз, которые имеют отношение к вашему проекту. При отсутствии подходящих вариантов выберите «Другое».

Заполнять это поле не обязательно, но эта дополнительная информация поможет фонду и экспертам в работе с вашей заявкой. 


Поле «4. География проекта»

В этом поле укажите территорию реализации проекта. 

География должна быть реалистичной. Перечислите только те населенные пункты и территории, где непосредственно будете проводить мероприятия проекта, и при необходимости те территории, где находятся представители целевых групп, с которыми вы планируете взаимодействовать в рамках мероприятий проекта.

Это могут быть только один или несколько конкретных муниципалитетов, один или несколько отдельных регионов, один или несколько федеральных округов либо сразу вся страна.

  1. Обозначьте географию проекта максимально конкретно. Например, если мероприятия календарного плана запланированы в двух поселках Ленинградской области, указывайте не всю область, а именно эти поселки. 
  2. Подтвердите, что выявленная проблема целевой группы существует и актуальна на каждой из выбранных территорий. Например, если вы планируете реализацию проекта в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, то в разделе «Описание проблемы целевой группы, обоснование актуальности и социальной значимости проекта» должна быть информация, подтверждающая тот факт, что целевая группа вашего проекта сталкивается с выявленной проблемой в каждом из этих городов: результаты исследований, официальная статистика. 
  3. Убедитесь, что выбранная территория совпадает с уставом организации. Если вы планируете взаимодействовать с регионами или муниципальными образованиями, которые выходят за рамки территории деятельности организации по уставу, приложите к заявке письма поддержки, которые бы подтвердили ваши договоренности.  
  4. Отразите географию проекта в календарном плане. Например, если заявленный охват проекта — вся Россия, это предполагает, что мероприятия проекта пройдут во всех регионах страны. Если при этом хотя бы один из 85 регионов не отражен в вашем календарном плане, то в поле «4. География проекта» вместо всей России укажите исключительно те территории, на которых будете проводить мероприятия.  Размещение аудио- и видеоматериалов на ТВ и в Интернете не считается мероприятием, которое вы проводите на территории всей страны.
  5. Отразите географию проекта в бюджете проекта. Например, если вы запланировали мероприятия в других регионах и городах, убедитесь, что расходы на них также отражены в бюджете.
  6. Укажите непосредственное место проведения мероприятий, а не общий охват по аудитории. Например, если мероприятия проходят в Казани, но туда приедут участники со всей страны, в первую очередь укажите Казань, а дальше уточните, что в мероприятиях примут участие люди из конкретных регионов.


Поле «5. Дата начала реализации проекта»

Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих полях раздела.

Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане не должны выходить за рамки проекта.

Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом обязательно должен быть более 18 месяцев.


Поле «6. Дата окончания реализации проекта»

Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих полях раздела.

Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане не должны выходить за рамки проекта.

Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом обязательно должен быть более 18 месяцев.


Поле «7. Целевые группы проекта»

Укажите одну или несколько целевых групп проекта — людей, на работу с которыми направлен проект.

Формулируйте каждую целевую группу максимально конкретно. Например, если вы собираетесь работать с детьми из малообеспеченных семей, будет недостаточно обозначить целевую группу общей категорией «Дети»: в нее входит слишком много разных детей и проблемы у детей из обеспеченных семей и малообеспеченных семей будут разными.

Как правило, основная целевая группа в проекте одна. Она может включать в себя людей разных полов, возрастов и социальных категорий, но их всех должна объединять одна общая проблема. Для описания целевой группы проекта используйте собственную формулировку. Опишите с помощью нее то общее, что объединяет разные категории людей.

Указывайте только те группы, с которыми действительно будете работать. Во время оценки заявок эксперты проверяют, для всех ли целевых групп обоснованы проблемы, обозначены цели, запланированы мероприятия в календарном плане и указаны ожидаемые результаты от реализации проекта. Прописывайте эти блоки для каждой целевой группы, чтобы спроектировать более целостный проект и написать по нему более сильную заявку.

Типичные ошибки в выборе целевых групп:

Указаны несколько целевых групп, не объединенных одной проблемой.

Например, вы решили на всякий случай указать всех, чтобы эксперты увидели, как важен ваш проект, что он полезен и детям, и матерям-одиночкам, и пенсионерам.

Целевая группа размыта или слишком широка. 

Например, вы указали людей с ОВЗ в качестве целевой группы. При этом люди с ОВЗ бывают разные: инвалиды по слуху, по зрению, маломобильные — и подход к ним тоже потребуется разный.

Указаны несколько целевых групп, при этом в рамках проекта вы будете работать только с одной. Остальные целевые группы станут благополучателями проекта — теми, на кого он тоже окажет влияние.

Например, от того, что дети научатся играть в дворовые игры, выиграют и родители. При этом весь проект мы в первую очередь посвящаем решению проблем детей. Родители, во-первых, станут благополучателями проекта, во-вторых, внесут собственный вклад в достижение цели проекта, когда прослушают образовательные семинары и станут поддерживать и поощрять дворовые активности детей. 

Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.


Поле «8. Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта»

Чтобы правильно заполнить это поле, постарайтесь точно и емко ответить на следующие вопросы.

1. Каких людей касается проблема? 

Вначале коротко опишите целевую группу проекта: ее состав и количество ее представителей на конкретной территории реализации проекта.

В этом поле напишите о целевых группах кратко: раскрыть описание каждой целевой группы вы сможете в поле «7. Целевые группы проекта».

2. В чем заключается проблема? 

Социальная проблема — это всегда отсутствие или недостаток чего-либо, неудовлетворительное состояние жизни целевой группы. Чтобы сформулировать проблему, опишите, что сейчас не устраивает конкретную целевую группу и каковы причины существования этой проблемы. 

Если в рамках проекта вы работаете с несколькими целевыми группами, то в заявке либо покажите, что у этих групп есть общая проблема, либо укажите для каждой целевой группы отдельную проблему.

Сформулируйте проблему максимально четко и конкретно. Например, недостаточно написать «проект решает проблему образования»: из такой формулировки непонятно, что именно не так у целевой группы. Более конкретная и понятная формулировка: «Проблема, на решение которой направлен проект, заключается в том, что у старшеклассников в городе Сарапуле нет возможности получать дополнительное техническое образование». 

3. Актуальна ли проблема для выбранной целевой группы на выбранной территории реализации проекта?

Убедитесь, что проблема волнует не только вас: в первую очередь ее должна осознавать и признавать целевая группа.

Приведите результаты собственных исследований целевой группы (наблюдения, опросы, интервью), а также результаты сторонних исследований со ссылками на источники.

Укажите конкретные цитаты из СМИ, выдержки из официальной статистики, сведения от органов власти, которые касаются выбранной целевой группы на выбранной территории. Обязательно сопроводите информацию ссылками на источники.

Узнайте, как представители целевой группы решают проблему самостоятельно. Предпринимают ли они собственные инициативы? Насколько охотно откликаются на инициативы других? Важно понять уровень вовлечения целевой группы в процесс решения проблемы, чтобы сделать верный вывод об ее актуальности.

4. Каковы причины существования проблемы?

Чтобы смягчить или решить социальную проблему, нужно понять причины ее существования. 

Возможно, в процессе выявления причин вы обнаружите, что проблема, которую нашли, на самом деле — следствие другой, более глубокой проблемы, на решение которой и нужно направить свои силы.

Например, вы обнаружили, что в вашей районной детской больнице большое количество детей, от которых отказались родители. За ними осуществляется медицинский уход, но этого оказывается недостаточно для их полноценного развития.

Если вы поразмыслите глубже, то, возможно, придете к тому, что оказание прямой материальной помощи этим детям или больнице — лишь краткосрочное решение проблемы. В долгосрочной перспективе ее смогут решить работа с семьями, находящимися в кризисных ситуациях, профилактика отказов в роддомах.

Важно не только увидеть, в чем проявляется проблема, но и понять, почему она появилась. Если вы не поймете причин, которые приводят к проблеме, вы не сможете предложить эффективного способа ее решения.

Кроме того, логика социального проектирования предполагает, что причины существования проблемы напрямую связаны с задачами проекта. Устранение каждой из причин существования проблемы — это задачи проекта. Не забудьте указать по одной задаче на каждую причину существования проблемы в поле «11. Задачи проекта».

Отсутствие денежных ресурсов, оборудования или объекта недвижимости у организации либо неэффективные, на ваш взгляд, действия органов власти могут быть не единственными причинами существования проблемы. Смотрите глубже.

5. Как именно вы хотите изменить существующую проблемную ситуацию?

Опишите, что вы собираетесь сделать в рамках реализации проекта. Укажите, какие конкретные улучшения наступят для целевой группы благодаря реализованным мероприятиям проекта. Поясните, какой должна быть ситуация в вашем понимании, ответьте на вопрос: а как должно быть?

6. Кто еще занимается решением этой проблемы на выбранной территории?

Коротко перечислите, какие организации вовлечены в решение проблемы, сколько человек они охватили и каких результатов достигли. Используйте результаты опросов и приводите численные показатели.

В случае если ваша организация уже реализовывала социальные проекты для решения заявленной проблемы, покажите ваши результаты. Опишите, какой позитивный сдвиг произошел в жизни представителей целевой группы, а чего все еще не хватает и почему нужно продолжать заниматься этой проблемой.

В случае если вы получали грант на реализацию проекта по этой теме, укажите, каких результатов в решении проблемы вы уже достигли и почему этого оказалось недостаточно и вы снова обратились за помощью.

Например, вы создали мобильную службу помощи людям, оказавшимся на улице. У вас есть выездная бригада, которая два раза в неделю ездит по местам ночевки бездомных и оказывает первую помощь на месте. 

Оказалось, что этого недостаточно, и теперь вы хотите создать стационар. Приведите результаты проделанной работы и покажите свой опыт в решении проблемы. Расскажите, почему создание стационара — следующий логичный шаг. 

К примеру, если появится такой стационар, вы сможете более качественно помогать целевой группе: не просто оказывать скорую медицинскую помощь, а предоставлять полноценное лечение.

7. Каковы возможные последствия развития проблемы?

Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте: что будет, если проблему не решать? Ухудшится ли состояние целевой группы или останется таким же, как сейчас? Чем это плохо? Если вы поняли, что последствия не критические, почему все-таки хотите заниматься выявленной проблемой? Ответы на эти вопросы помогут вам понять, насколько серьезные изменения для целевой группы возможны в результате реализации вашего проекта и насколько высока его социальная значимость.

Типичные ошибки в постановке проблемы целевой группы

Проблема не имеет отношения к выбранной целевой группе.

Например, целевая группа обозначена как молодые учителя со стажем работы до 2,5 лет, а проблема — как недостаток квалифицированных кадров. Кажется, проблема не у молодых учителей, а у администраций школ.

Указаны несколько проблем целевой группы вместо одной либо есть общее описание проблемной ситуации, но в чем конкретно проблема, эксперту приходится догадываться самостоятельно, после того как он изучит календарный план. 

Например, проблема обозначена так: в ряде случаев человек с инвалидностью замыкается в себе, теряет интерес к активной деятельности и здоровому образу жизни, с пессимизмом относится к своему будущему (проблема №1), а технические средства реабилитации, которые выдает и оплачивает государство, зачастую не используют или используют не в полном объеме (проблема №2). Человек не получает информационной поддержки для обеспечения непрерывной реабилитации (проблема №3).

Проблема поставлена очень широко, но относится к небольшому количеству представителей целевой группы.

Например, проблема обозначена так: российская экономика ухудшается, поскольку молодежь не испытывает чувства патриотизма и уезжает за границу; мы проведем встречи школьников с ветеранами и заодно решим демографическую проблему и проблему связи поколений. 

А на самом деле выясняется, что проблема в другом: дети в младшей школе конкретного села не интересуются историей родного края по причине того, что никто им об этом не рассказывает.

После прочтения хочется задать вопрос: «И что?». Непонятно, что указанная проблема — это действительно проблема.

Например, появляется такая формулировка проблемы: в городе нет секции бокса для пенсионеров. Возникает вопрос: а в чем именно состоит проблема? Неужели все пенсионеры должны быть боксерами?                                                    

Проблема сформулирована нечетко, общими словами, заумными фразами, из которых непонятно, в чем конкретно состоит проблема у выбранной целевой группы. 

Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.

Система заполнения заявки дает возможность добавить в это поле текст объемом 5000 символов вместе с пробелами. Если вам не хватило символов, чтобы заполнить это поле, прикрепите отдельный документ в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта».

Поле «8.1 Материалы, подтверждающие наличие проблемы»

Это поле заполнять не обязательно. При необходимости загрузите в него документы, которые подтверждают наличие проблемы и иллюстрируют проведенные исследования, а также — запросы от благополучателей на проведение проекта и т.д. В этом поле вы также можете предоставить результаты сторонних исследований, подтверждающих проблему: статистические данные, переданные органами власти, результаты исследований и практический опыт работы других организаций, которые работают над решением схожих социальных проблем, что и вы.

Прикрепите в этом поле не более 5 файлов до 10 Мб каждый. Специальных требований к формату нет, возможно подгрузить файлы с расширениями .pdf, .doc, .docx, .ppt, .pptx, .xlsx.


Поле «9. Цель проекта»

В этом поле укажите цель вашего проекта: каким будет ваше решение проблемы целевой группы. Придерживайтесь следующих принципов.

Цель проекта — это решение выявленной проблемы, и точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно и конкретно вы определили проблему.

Чтобы определить цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое вы хотите изменить,— и «должно быть» — позитивное состояние, к которому вы хотите привести целевую группу с помощью реализации своего социального проекта.

Например, вы выявили такую проблему: «Старшеклассники города Сарапула хотят учиться робототехнике, чтобы поступать в вузы на технические специальности, но у них нет возможности такого обучения». 

Тогда целью проекта станет: «Организовать дополнительное обучение робототехнике с уклоном на подготовку старшеклассников города Сарапула к поступлению на технические специальности в вузы».

Предпочтительно, чтобы у проекта была одна цель, направленная на решение одной проблемы конкретной целевой группы.

Бывает так, что в процессе решения одной проблемы вы помогаете разрешить другую и эффект от реализации вашего проекта охватывает разные сферы жизни. Это не означает, что в заявке нужно описывать все проблемы, которые охватит деятельность в рамках проекта, и ставить несколько целей.

Например, проблематика вашего проекта — социальная изоляция детей-сирот в одном из городских интернатов. Целью проекта будет социальная адаптация детей-сирот, и в рамках проекта вы будете возить детей на экскурсии по историческим местам. 

Здесь возникает соблазн поставить вторую цель проекта: приобщение детей к культуре родного края. Этого делать не нужно, поскольку это скорее дополнительный эффект от деятельности в рамках вашего проекта и он напрямую не связан с его основной проблематикой.

Чем более узко вы определите проблематику проекта, чем точнее поставите его цель, тем логичнее будет ваш проект — а значит, тем легче вам будет его разработать. 

Если у вашего проекта все же стоят несколько целей, укажите каждую в отдельном поле.

Избегайте общих фраз и будьте максимально конкретны. При постановке цели помните о том, что она должна отвечать пяти критериям.

  1. Достижимость. Убедитесь, что цель в принципе возможно достичь. Пускай цель вашего проекта нельзя будет назвать глобальной и вы не будете стремиться установить мир во всем мире, зато улучшите жизнь небольшой конкретной группы людей, если достигнете этой цели.
  2. Конкретность. Установите четкую связь между целью и проблемой, которую она решает. Например, если выявленная проблема заключается в том, что дети 7-10 лет испытывают сложности в общении со сверстниками вне школы, то цель проекта — создать условия для того, чтобы дети 7-10 лет научились общаться со своими сверстниками и заводить новых друзей вне школы с помощью дворовых игр. Такая цель четко направлена на устранение заявленной проблемы, поэтому она конкретна.
  3. Измеримость. Установите количественные и качественные показатели успешности проекта. Продумайте, какие показатели помогут вам понять, что вы достигли цели проекта. Укажите количество представителей целевой группы и опишите, какие конкретные изменения у них произошли. Соответствующие показатели укажите в поле «10 «Ожидаемые результаты проекта».
  4. Реалистичность. Убедитесь, что цель возможно достичь вашими ресурсами, с учетом собственных средств и средств партнеров, а также запрашиваемой суммы гранта. Достигнете ли вы цели, если все эти ресурсы окажутся в вашем распоряжении? Представьте примерный объем работы по проекту и попробуйте оценить, есть ли у вас материальные и человеческие ресурсы, чтобы реализовать проект.
  5. Ограниченность во времени. Проверьте, сможете ли вы достичь этой цели за указанный срок.

Типичные ошибки при постановке цели проекта

Цель более узкая, чем проблема, или решает только одну из причин проблемы. 

Например, выявленная проблема состоит в том, что люди, передвигающиеся на инвалидных колясках, не могут устроиться на работу, а цель проекта — научить этих людей шить игрушки.

Цель более широкая, чем проблема.

Например, выявленная проблема заключается в том, что у жителей района нет возможности заниматься зимними видами спорта, а цель проекта — приобщить людей к здоровому образу жизни. 

Цель не соответствует проблеме. 

Например, есть проблема: у школьников отсутствует возможность получить бесплатное дополнительное гуманитарное образование, а цель — повышение уровня знаний школьников по истории родного края.


Поле «10. Ожидаемые результаты проекта»

В поле «Количественные результаты» графе «Наименование показателя» необходимо определить группы людей в связке с ожидаемыми положительными изменениями для них по итогам реализации проекта, и указать их планируемое количество в графе «Значение». Например, «Учащиеся 10-11 классов школ района, определившиеся с выбором профессии», «Дети города N с ограниченными возможностями здоровья по зрению, воспользовавшиеся оцифрованными материалами по краеведению».

Важно проследить, чтобы общее количество людей, указанных в данном разделе, соответствовало суммарному количеству людей, указанных в поле «Ожидаемые результаты» раздела «Календарный план».

В поле «Качественные результаты и способы их измерения» важно конкретно ответить на вопрос «Что и как изменится у каждой из целевых групп после реализации мероприятий проекта?», а также продумать и описать способы измерения этих изменений и проверки самого факта их достижения.


Поле «11. Задачи проекта»

В этом поле опишите задачи, которые помогут вам достигнуть цели проекта. Каждую задачу указывайте в отдельном поле — все задачи автоматически появятся в разделе заявки «Календарный план».

Задача — это составляющая цели, которая решает конкретную причину существования выявленной проблемы.

Например, есть проблема: дети 7-10 лет, которые живут в нашем поселке, хотят играть на улице с друзьями, но не имеют такой возможности, потому что утрачена традиция дворовых игр. 

Ставим цель: создать условия для того, чтобы дети снова играли во дворе. Отвечаем на вопросы. Почему возник этот разрыв между проблемой и целью? Что мешает нам достичь желаемого результата? Из-за чего ситуация такая, какая она есть? 

Находим причины возникновения проблемы. Решением каждой из этих причин будет конкретная задача.

Причины возникновения проблемы:

  • Современные дети не знают дворовых игр и не умеют в них играть.
  • Нет тех, кто может научить дворовым играм: сегодняшние старшие тоже не играли во дворе.
  • Во дворах не организованы игры для детей, а сами они этого сделать не могут.

Решением каждой из этих трех причин будет конкретная задача:

  • Причина: «Современные дети не знают дворовых игр и не умеют в них играть» —> Задача: «Научить детей 7-10 лет играть в различные игры во дворе».
  • Причина: «Нет тех, кто может научить дворовым играм» —> Задача: «Подготовить команду волонтеров, которые могут организовать игры детей 7-10 лет во дворах».
  • Причина: «Во дворах не организованы игры для детей» —> Задача: «Организовать регулярные игры во дворах с детьми 7-10 лет силами подготовленных волонтеров».

Есть большая разница между задачами и мероприятиями.

Задача — это общая формулировка того, что должно быть сделано, направление движения. Когда вы формулируете задачу, вы определяете, какие препятствия между проблемой и целью необходимо преодолеть. 

Мероприятия — это конкретные шаги, действия, которые происходят в определенное время в определенном месте и имеют конкретный результат. 

Задача всегда шире, чем мероприятие, потому что для решения задачи нужен комплекс мероприятий. Например, если мы проведем серию лекций для волонтеров, будет ли это означать, что задача подготовки волонтеров для игры с детьми решена? Не будет. Чтобы выполнить эту задачу, нам необходимо провести комплекс мероприятий, включая поиск и отбор волонтеров, их обучение и проверку результатов в формате экзамена, а также отработку пробного занятия с детьми на практике.

При этом важно вовремя перестать дробить действия на мелкие составляющие и отделить мероприятия от подготовительной работы. Например, «проведение обучающих занятий по дворовым играм» — это одно мероприятие, несмотря на то что и занятий несколько, и готовиться к ним нужно. Соотнесите мероприятия с проблемой и постарайтесь ответить на вопрос: связано ли конкретно это мероприятие с решением проблемы, способствует ли оно непосредственно достижению цели?


Поле «12. Партнеры проекта»

Перечислите названия организаций, имена и должности лиц, готовых оказать поддержку в реализации вашего проекта. 

Подтвердите эту готовность письмами поддержки от каждого из перечисленных партнеров. Документы в формате .pdf загрузите в свободное поле для загрузки файлов.

Письма поддержки должны быть конкретными. Если речь идет о подтверждении партнерского вклада в проект, то в письме должно быть указано, что конкретно готов сделать партнер и в какие сроки.

Например, вместо того, чтобы написать «организационная помощь», укажите конкретные условия, о которых вы договорились, например: «Партнер предоставляет помещения для проведения десяти мастер-классов».

Письмами поддержки можно и нужно подтвердить:

  • Актуальность проекта для выбранной территории. В письме должно быть не просто указано, что «проект актуален», а должны быть приведены конкретные показатели, цитаты, отсылка к предыдущему опыту организации и результатам ее деятельности в той сфере, в которой вы реализуете проект.
  • Вклад партнеров в проект: денежный, информационный, материальный, методический, экспертный, административный.
  • Опыт организации в выбранном направлении реализации проекта.
  • Договоренности о взаимодействии с выбранными территориями.


Поле «13. Как будет организовано информационное сопровождение проекта»

Покажите, каким образом вы будете освещать мероприятия проекта в СМИ и в Интернете, в том числе опишите договоренности с представителями СМИ, если они у вас есть. 

Не забудьте включить мероприятия по информационному сопровождению в раздел «Календарный план» в вашей заявке.

В этом поле коротко опишите:

  • целевую аудиторию информационного сопровождения,
  • инструменты продвижения: СМИ, социальные сети и реклама в них, реклама в общественном транспорте, листовки, специальные мероприятия,
  • информационных партнеров.


Поле «14. Дальнейшее развитие проекта»

В этом поле укажите, будете ли вы продолжать деятельность в рамках проекта, после того как закончатся средства гранта.

Если да, напишите, какие для этого есть возможности, какие изменения предполагаются в проекте, как именно он будет способствовать улучшению состояния целевой группы и как будут использованы результаты проекта для дальнейшей работы по решению социальной проблемы.

Если в рамках проекта на средства гранта вы приобретаете дорогостоящее оборудование, опишите, как будете использовать его после завершения проекта.


Поле «15. Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем»

Укажите, за счет каких средств вы продолжите реализацию проекта после того, как средства гранта закончатся, в случае если вы продолжите реализацию проекта.

Документы

Методические рекомендации по подготовке заявки на специальный конкурс 2022 года
Методические рекомендации по подготовке заявки на участие в специальном конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2022 г.



267 КБ

Методические рекомендации по подготовке заявок во втором конкурсе 2023 года
Методические рекомендации по подготовке заявок на участие во втором конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2023 году



382 КБ

Рекомендованные статьи

Центр поддержки > О конкурсе

Что такое конкурс президентских грантов и как он проходит

Центр поддержки > О конкурсе > Что такое конкурс президентских грантов и как он проходит

Длительность проектов-участников конкурса

Центр поддержки > Подача заявки > Как правильно заполнить заявку

Как заполнить раздел «Календарный план»

Центр поддержки > О конкурсе > Кто может участвовать в конкурсе

Тем, у кого есть действующие гранты, предоставленные фондом

Центр поддержки > Подача заявки > Рекомендации по формированию бюджета проекта

Комментарии по отдельным статьям бюджета

Как получить государственный грант на развитие бизнеса? Порядок оформления документов и подачи заявки

Грант — это денежная дотация, которая выделяется государством на развитие коммерческого или социального проекта. Если у вас есть полезная идея, обоснуйте ее и получите финансирование из бюджета. Расскажем какие сейчас выдают гранты в России и как их получить.

Как получить государственный грант на развитие бизнеса? Порядок оформления документов и подачи заявки

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Виды грантов в 2022 году

Условия получения финансовой поддержки зависят от специфики каждой конкретной программы. Ниже рассмотрим несколько вариантов, актуальных на текущий год.

Гранты для молодежи

Инвестиции в сумме от 100 тысяч рублей до 1 млн могут получить ИП и компании, которые открыты молодыми людьми в возрасте 14-25 лет (включительно).

Подробнее об этой программе читайте в приказе Минэкономразвития от 24.03.2022 № 149.

Заявка на грант подается в региональных органах власти или в любом из центров национального проекта «Мой бизнес». Полученные средства можно потратить на аренду помещений, ремонт, подсоединение к инженерным сетям и коммуникациям, покупку производственного оборудования, оргтехники, ПО, услуги связи, коммуналку и т. д.

В общем, удастся покрыть некоторые расходы, которые обязательно возникнут при открытии нового дела.

Президентские гранты

С 2017 года в России ведет работу Фонд президентских грантов, который оказывает финансовую поддержку некоммерческим организациям (НКО) для реализации соцпроектов. Деньги выделяются, например, по следующим направлениям: охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни, сохранение исторической памяти, укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, природоохранная деятельность, защита животных и др. Средняя сумма дотаций – до 2 млн руб.

Более подробно о президентских грантах можно узнать на официальном сайте.

Региональные гранты

В каждом регионе действуют дополнительные программы дотаций и субсидирования бизнеса, разработанные местными органами власти. Обычно инвестируются те направления деятельности, в развитии которых есть заинтересованность субъекта РФ.

Например, в поддержку сферы общепита в Москве в 2022 году выдаются гранты на создание и развитие сети быстрого питания. Условия получения денежной дотации такие: открытие бизнеса не менее чем за год до момента подачи заявки, подходящие коды ОКВЭД (56.10, 56.10.1, 56.29, 56.29.2, 56.29.4), отсутствие иностранного капитала. Сумма гранта составляет от 1 до 5 млн руб.

Программа инвестирования московского общепита утверждена постановлением Правительства от 16 марта 2022 № 395-ПП, а также приказом № П-18-12-91/22 от 5 апреля 2022 года.

Гранты для ИТ-компаний

Еще одна сфера коммерческой деятельности, на поддержку которой государство выделяет финансы в 2022 году – это информационные технологии. ИТ-компании могут получить гранты, которые покрывают до 80 % стоимости проектов. Ранее показатель не превышал и 50 % (см. постановления Правительства от 06.04.2022 № 598, от 06.04.2022 № 599, от 06.04.2022 № 601).

Гранты для туристической отрасли

В этом году руководство страны запустило три новые программы для финансирования турбизнеса. В «одни руки» выделят от 4,65 до 7,55 млн руб. на создание кемпингов и автокемпингов, национальных туристических маршрутов, аудиогидов, обустройство пляжей, создание необходимой для внутреннего отдыха инфраструктуры и туристической среды.

С правилами получения гранта можно ознакомиться в постановлении Правительства от 19.02.2022 № 218 (см. приложения 5,6,7 к нацпроекту «Развитие туризма»).

Правовой советник по грантам – бесплатный практикум Ирины Муравьевой, основателя Академии правовых и финансовых советников. Освойте новое направление и работайте в сфере грантовой поддержки бизнеса из любой точки мира!

Быстрый путь к получению гранта

Безусловно, всем желающим государство не в силах выделить по паре-тройке миллионов на запуск проектов.

Для безвозмездного получения крупной суммы придется обосновать свою идею, представить подробный бизнес-план и принять участие в конкурсном отборе. Например, в 2021 году обладателями президентского гранта стала только пятая часть из всех участников, подавших заявку.

Тем не менее, попыток дополнительного финансирования оставлять нельзя. Многие ныне успешные предприниматели именно таким образом получили старт для развития, смогли занять свою нишу на рынке или, по крайней мере, остались «на плаву» в период пандемии.

Разберем пошагово, что нужно сделать на пути к получению гранта.

Шаг 1. Выясните свои возможности

Обратитесь за информацией в Фонд поддержки предпринимательства. В каждом регионе есть его отделения. Специалисты проконсультируют о наличии федеральных и региональных грантов, оценят, подходит ли ваш бизнес под условия получения денежных дотаций, подскажут, какой пакет документов нужно собрать.

Целесообразно также посетить представителей исполнительной власти региона (департамент экономики субъекта РФ) и получить сведения о грантах от чиновников, которые их одобряют, так сказать, «из первых уст».

Если вы развиваете некоммерческий проект, советуем изучить сайт Президентских грантов. Данный фонд выделяет средства только НКО на реализацию социально значимых идей.

Шаг 2. Составьте бизнес-план

Если такого документа у вас еще нет, обязательно подготовьте. В большинстве случаев для подачи заявки на финансирование из госбюджета потребуется бизнес-план.

БП состоит из:

  • краткого описания проекта (главная идея, основные виды деятельности, социальная значимость и ценность, обоснование спроса, конкурентные преимущества);
  • графиков и расчетов для демонстрации экономической выгоды и социальной пользы;
  • маркетингового плана.

Не будем долго останавливаться на данном этапе, в сети есть множество примеров и инструкций, как составлять БП.

Если эта часть работы вызывает сложности, обратитесь к профессионалам. Один из таких специалистов узкой направленности – правовой советник по грантам. Он полностью сопровождает бизнес от первичной консультации до получения денежных средств от государства.

Шаг 3. Узнайте условия получения гранта и сроки подачи заявки

Как уже говорили выше, у каждой программы есть свои условия и специфика оформления документов.

Например, для получения гранта ИТ-компании в течение 2022 году необходимо:

  • подготовить презентацию о проекте, смету расходов, календарный план и другие документы для заявки,
  • подать заявку на участие на сайте ит-гранты.рф,
  • защитить проект на заседании конкурсной комиссии,
  • заключить соглашение на получение гранта в случае положительного решения.

Шаг 4. Пройдите обучение, если того требуют условия получения гранта

В некоторых случаях Фонд поддержки предпринимательства предложит пройти обучение перед приемом заявки. Так, для получения гранта для молодежи прохождение учебы в центрах «Мой бизнес» является обязательным условием.

Это делается для того, чтобы молодой предприниматель получил общее представление, как организовать дело, запустить проект, распоряжаться финансами и наладить операционную деятельность новой фирмы. Обучение не занимает много времени, при полной загрузке – около недели. Есть также возможность онлайн-учебы.

Шаг 5. Подготовьте пакет документов для получения гранта

Отнеситесь внимательно к этой части работы. Даже незначительная ошибка в оформлении документов, предоставление неполных или недостоверных сведений обязательно приведет к отказу в финансировании.

Уточните заранее, можно ли направить документы по электронной почте или необходимо принести их на бумажных носителях.

Кроме бизнес-плана и финансового плана, пакет обычно формируется из: учредительных документов (устав организации), выписки из ЕГРИП, ЕГРЮЛ, копии документов подтверждающих личность заявителя, профессиональное образование и др.

Шаг 6. Защитите проект перед конкурсной комиссией

Если вы претендуете на региональный грант, вероятно, придется, помимо подачи заявки, выступить лично перед комиссией с защитой собственного проекта. Вам назначат день и время выступления, к которому следует подготовить речь и презентацию.

Практикум Правовой советник по грантам подойдет для бухгалтеров и юристов, которые хотят зарабатывать больше, делать это удаленно и возможно даже в декрете, а также студентам/ выпускникам юридического/ экономического вуза, которые хотят начать зарабатывать прямо сейчас.

Академия правовых и финансовых советников – это инновационная система образования для юристов, бухгалтеров, финансовых и налоговых консультантов, которая позволяет зарабатывать уже с первых недель обучения.

Как распоряжаться грантом

Важно понимать, что купить автомобиль генеральному директору на деньги, полученные от государства – не получится. К тратам следует отнестись ответственно, сохранять все кассовые чеки, квитанции, приходно-расходные ордеры.

Грант должен быть вложен строго в реализацию заявленного проекта. Будьте готовы к тому, что орган власти (фонд) в любой момент может запросить отчет о расходовании средств.

Конкурс от Фонда президентских грантов

Как оформить заявку и выиграть деньги на развитие проекта

автор статьи Юлия Гребенюк

Юлия Гребенюк

разобралась с президентскими грантами

Некоммерческие организации с 1 сентября по 15 октября могут подать заявку на участие в конкурсе, который проводит Фонд президентских грантов. Победители получат субсидию на развитие.

Рассказываю, что нужно для участия в конкурсе.

Что делает Фонд президентских грантов

Фонд президентских грантов организует конкурсы между неправительственными некоммерческими организациями (НКО) и распределяет денежные гранты между победителями. Деньги выделяет государство из федерального бюджета. Курирует работу фонда Сергей Кириенко — первый заместитель руководителя администрации президента.

Конкурсы среди НКО проводятся минимум два раза в год, и в этом году распределения денег больше не будет. Но с 1 сентября по 15 октября открыт прием заявок на следующий год. Кроме этого, заявку можно подать с 1 февраля по 15 марта 2021 года. Заканчивают принимать заявки в 23:30 по Москве 15 октября и 15 марта, к этому времени все участники должны предоставить необходимые документы. Опоздаете — документы не примут.

Сотрудники фонда рекомендуют отправить заявку заранее — минимум за семь дней до финальной даты. Тогда у конкурсантов остается время, чтобы поправить недочеты и отправить заявку повторно.

Конкурсантов делят на три группы: проекты суммой до 500 000 ₽, проекты суммой от 500 000 до 3 000 000 ₽ и проекты суммой от 3 000 000 до 10 000 000 ₽. В каждой группе определяют своих победителей, которые и получают грант на развитие проекта.

    Приказ о проведении конкурса><meta itemprop=

    В 2020 году из-за коронавируса было проведено три конкурса. Субсидии на общую сумму 10,7 млрд рублей получили 5 319 проектов

    Победителей определяют независимые эксперты фонда — на каждый проект назначают минимум двух экспертов, они не знакомы между собой и никак не взаимодействуют. Эксперт оценивает проект по десяти критериям:

    • актуальность и социальная значимость;
    • логическая связность и реализуемость;
    • инновационность и уникальность;
    • адекватность и измеримость;
    • реальность бюджета;
    • масштаб реализации;
    • соотношение собственных и привлекаемых ресурсов;
    • опыт участника;
    • компетенция команды;
    • информационная открытость.

    По каждому критерию эксперты начисляют от 0 до 10 баллов. Затем из оценок экспертов высчитывают среднее арифметическое — это и будет общий балл конкурсанта. У проектов с большей суммой баллов выше шанс получить грант.

    Если мнения экспертов сильно разнятся, их работу проверяют специалисты фонда. Затем результаты оценок рассматриваются на совещании Координационного комитета и объединенного экспертного совета.

    На заключительном этапе конкурса экспертный совет определяет проходной балл в каждой ценовой группе и составляет список победителей. Например, в предыдущем конкурсе на сумму проекта до 500 000 ₽ победили конкурсанты, набравшие больше 60 баллов; на сумму проекта от 500 000 ₽ и до 3 000 000 ₽ — 65 баллов.

      Кто может участвовать в конкурсе

      Участвовать в конкурсе могут только некоммерческие неправительственные организации. Это организации, которые реализуют социальные, научные и благотворительные проекты. Основная цель их работы — развить социально значимый проект, а не получить и распределить прибыль между участниками. Бюджетные организации к НКО не относятся и участвовать в конкурсе не могут.

        победитель конкурса президентских грантов в 2020 году><meta itemprop=

        В 2020 году конноспортивный центр «Каприоль» выиграл грант на 3 000 000 ₽

        Например, к участию допускаются организации, которые занимаются:

        • социальной поддержкой граждан;
        • пропагандой и поддержкой ЗОЖ;
        • развитием семейных ценностей;
        • поддержкой молодежи и развитием детских талантов;
        • защитой прав человека;
        • благоустройством окружающей среды и сохранностью исторических памятников;
        • научными и образовательными проектами.

        В конкурсе может участвовать организация, которая соответствует определенным критериям. О них рассказываю подробно.

        Направление деятельности. Организация должна заниматься только теми направлениями, которые перечислены выше. Если организация развивает два направления — одно из которых социальное, а другое коммерческое — в конкурсе ей участвовать нельзя. Например, претендовать на президентский грант не может компания, которая помогает детям с ДЦП и продает постельное белье. Во-первых, продажи постельного белья нет в списке рабочих направлений. Во-вторых, продажа белья — это уже коммерческая деятельность, где главная цель — получить прибыль. Если у организации несколько направлений, то все они должны соответствовать списку.

        Срок регистрации организации. В конкурсе на сумму меньше 500 000 ₽ могут участвовать организации, зарегистрированные минимум за полгода до конца даты приема заявок. Фонд перестает принимать заявки 15 октября, значит, организация должна быть зарегистрирована не позднее 15 апреля 2020 года. Если компания образовалась раньше, то участвовать можно, если позже — нельзя.

        В конкурсе на сумму больше 500 000 ₽ могут участвовать организации, зарегистрированные минимум за год до конца даты приемы заявок. В нашем случае предельный срок регистрации — 15 октября 2019 года.

        Состояние организации и отсутствие долгов. Если организация находится на стадии ликвидации, начат процесс банкротства, или она участвует в судебных разборках, заявку на грант не примут. И также у организации не должно быть долгов по налогам и сборам.

        Компании, у которых нет долгов, судов и все в порядке с видами деятельности, могут собирать необходимые документы и отправлять заявку на конкурс в Фонд президентских грантов.

          Как составить бюджет для конкурса

          Чтобы повысить шансы на победу, нужно подробно расписать бюджет проекта, и вместе с заявкой отправить в фонд. Суть бюджета — вы должны показать, из чего складывается сумма проекта, и обосновать каждую статью расхода.

            Пример статей бюджета проекта><meta itemprop=

            Все советы подробно описаны в рекомендациях по подготовке бюджета

            Вы можете скачать пособие-рекомендацию, изучите все пункты и при составлении бюджета придерживайтесь нескольких принципов.

            1. Используйте кассовый метод учета расходов. При кассовом методе расходы учитывают по фактическому сроку оплаты. Например, вы планируете в мае купить столы и стулья для детского центра на 250 000 ₽. Значит, ставите эти расходы на май.

              Важно: по правилам Фонда деньги перечислят к старту реализации проекта, но не раньше 1 февраля 2021 года — учтите это при составлении бюджета. Если запланировали старт на 1 марта, то раньше этой даты деньги не отправят.

              2. Учитывайте расходы, которые соответствуют проекту. Ничего лишнего в бюджете быть не должно. Не стоит включать в расходы деньги на массажное кресло, если ваш проект по охране исторических памятников.

              3. Указывайте реальные цифры. Не завышайте бюджет и не старайтесь «раздуть» смету. Все цифры будут проверять эксперты и если увидят, что вы решили купить кровати по 30 000 ₽ за штуку, когда по факту каждая из них стоит 10 000 ₽ — вас не допустят к участию в конкурсе.

              4. Расходуйте на услуги сторонних организаций меньше 30% бюджета. Если рассчитываете привлечь к работе сторонние организации, то запланируйте на них не больше 30% от денег запрашиваемого гранта. Это рекомендация фонда. В эти 30% не входят офисные расходы, затраты на аренду офиса и командировки.

              5. Исключите из бюджета «запретные» статьи расходов. Нельзя включать в бюджет:

              • покупку недвижимого имущества;
              • капитальное строительство новых зданий;
              • покупку алкоголя, табачных изделий и предметов роскоши;
              • финансирование политических партий, митингов и пикетов;
              • уплату долгов, штрафов и пеней.

                Как заполнить заявку на грант

                Выбрать проект для конкурса. Прежде чем заполнять заявку, определитесь — у вас стандартный проект или долгосрочный. Срок реализации стандартного проекта — 18 месяцев и закончить его нужно до 31 июля 2022 года, для долгосрочного — 36 месяцев и закончить нужно до 31 января 2024 года.

                Если у вас несколько направлений, вы можете подать заявку по каждому. Но проверьте, не совпадают ли проекты между собой более чем на 50%. Схожие проекты одного конкурсанта эксперты не пропустят. Если у вас несколько сходных направлений, выберете среди них один, и на него оформляйте заявку.

                  Важно: одна организация может получить только один грант. Если компания имеет несколько направлений, подала несколько заявок и все они выиграли, деньги выделят только на один проект. С другими проектами можно повторно участвовать в конкурсе на будущий год.

                  Зарегистрироваться на сайте Фонда президентских грантов. Заполнять заявку нужно на сайте фонда. Для этого зарегистрируйтесь, перейдите в личный кабинет и создайте заявку. На бумаге и по электронной почте отправлять документ нельзя.

                  15 октября 2020 года в 23:30 закрывается возможность создавать, изменять и отправлять заявки.

                    Заполнить заявку. После регистрации заявки ваш проект появится на сайте фонда в открытом доступе, и изменить данные будет невозможно. Чтобы не допустить ошибок в заполнении, можно предварительно потренироваться на заявке в Word. Для этого скачайте шаблон с сайта фонда, он полностью повторяет заявку.

                    В разделе конкурсной документации есть подробная инструкция, как заполнить заявку. Изучите инструкцию и только после этого заполняйте заявку.

                    Все разделы в заявке прописывайте максимально подробно, не используйте общих фраз. Эксперты не должны додумывать, что вы хотите сказать. Заявка — это своего рода презентация для инвесторов, и ваша задача объяснить, почему государство должно инвестировать именно в вас.

                    К заявке можно прикрепить дополнительные документы: подробное описание проекта, отзывы клиентов, публикации в СМИ. Вложения должны быть в формате PDF и весить не больше 10 Мб. Для текстовых файлов тоже используйте формат PDF.

                    Как только вы отправите заявку, вам закроют возможность ее изменять. Через пять рабочих дней в личном кабинете появится информация о статусе заявки и найденных ошибках. До 15 октября вам откроют повторный доступ, чтобы внести правки. Если не успеете исправить до этого срока, придется ждать следующего конкурса.

                      Что происходит после победы в конкурсе

                      Всех победителей публикуют на сайте Фонда президентских грантов. С каждым из них фонд заключает договор о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

                      Договору присваивают номер. Существенные условия договора расписывают в приложениях, всего их пять:

                      1. Ключевые контрольные точки проекта — даты этапов реализации проекта с результатами. Например, 10 мая — закупить оборудование, 31 июля — сделать ремонт помещения.
                      2. Бюджет проекта — таблица с расходами по проекту.
                      3. График отчетности и платежей по гранту — даты, когда придут деньги на ваш счет, и даты отчетности перед фондом.
                      4. Требования к отчетности — перечислены требования к аналитическому и финансовому отчету о потраченных деньгах: что в них надо указать, в какие сроки внести правки.
                      5. Заявка на участие в конкурсе.

                      Грантополучатель открывает в банке специальный расчетный счет, куда фонд перечисляет деньги. У фонда должен быть доступ к этому счету, чтобы контролировать, на какие цели организация расходует деньги и соответствуют ли расходы целям проекта.

                      Документооборот по проекту нужно вести в электронном виде и подписывать электронной подписью. Платежные документы тоже подписывают электронной подписью. Поэтому организации необходимо получить квалифицированную электронную подпись.

                      Фонд может перечислить всю сумму субсидии за раз или разделить платеж на несколько частей. Первый платеж отправляют в течение 15 рабочих дней после подписания договора, но не раньше стартовой даты проекта. Если вы подписали договор 2 февраля, а по графику приступите к работе 30 марта, то раньше 30 марта деньги не поступят. График платежей предварительно согласовывают и оформляют приложением к договору. Если организация не истратит все деньги на проект, остаток надо вернуть.

                      Приготовьтесь к тому, что каждую сумму нужно подтвердить документально. Фонд может запросить электронный отчет о расходах или провести плановые и внеплановые выездные проверки. Если найдут нарушения, например, нецелевое расходование денег, придется вернуть всю сумму.

                      Что такое грант?

                      Грант — это безвозмездная субсидия на определенную цель. Грант относится к внебюджетным источникам финансирования школы, наряду с доходами образовательного учреждения и добровольными пожертвованиями. Субсидия предоставляется на конкурсной основе и становится собственностью грантополучателя.

                      Не каждую безвозмездную субсидию можно назвать грантом. Школа должна расходовать грант строго по целевому назначению, отчитываясь перед организацией-донором. Изменять цели использования средств в процессе реализации проекта без письменного согласия грантодателя нельзя.

                       Открывая организации будущего

                      Открывая организации будущего

                      Автор этой книги, основываясь на многолетнем глубоком исследовании, рассказывает, какими станут организации будущего, построенные на абсолютно иных принципах, — цельными, самоуправляемыми и эволюционными. Он показывает, как такие компании развиваются — и с нуля, и эволюционируя из существующих организаций.

                      Купить

                      Хочу получить грант: с чего начать?

                      Шаг первый: найдите источники информации о нужных вам грантах

                      Источниками информации могут стать:

                      • обучающие семинары и публикации в прессе,
                      • потенциальные доноры,
                      • консультационные и ресурсные центры,
                      • международное сообщество,
                      • интернет,
                      • министерства и представительства зарубежных стран.

                      Шаг второй: выберите донора правильно

                      Найдите ответ на два вопроса: «Какие фонды с наибольшей вероятностью захотят финансировать ваш проект?» и «Из каких источников вам самим легче и удобнее получать финансирование?».

                      Шаг третий: сделайте первоначальное обращение в фонд

                      Учтите особенность деятельности того или иного фонда: географию, тематику, тип поддержки, тип получателей грантов, «пристрастия» донора, объемы финансирования, язык общения.

                      Отечественные фонды:

                      • Благотворительный фонд поддержки семьи, материнства и детства
                        «Покров»
                      • Фонд поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива»
                      • Общероссийская общественная организация
                        «Российский союз ректоров»
                      • Общественная организация
                        «Союз женщин России»
                      • Фонд
                        «Русский мир»
                      • «Рыбаков Фонд»
                      • Фонд Президентских грантов

                      Рисунок 1

                      Получить больше информации о благотворительных фондах и организациях вы можете на портале
                      RSCI. Возможно, вам будет интересно познакомиться с деятельностью организации
                      «Лидеры сельских школ» — надежного партнера в реализации проектов.

                      Шаг четвертый: составьте проект

                      Проект является одновременно и письменным отображением программы действий, и просьбой о помощи, и инструментом убеждения. Он представляет собой краткий план работы, содержит обещание и обязательство. Составляя любой проект, необходимо прописать замысел (проблему), средства реализации (пути решения проблемы) и результаты, которые будут получены в процессе реализации (эффективность).

                      10 требований к проекту:

                      1. ясность изложения,
                      2. полнота,
                      3. целостность,
                      4. последовательность и логичность,
                      5. профессиональность, компетентность авторов,
                      6. жизнеспособность,
                      7. обоснованность,
                      8. реалистичность,
                      9. наличие финансовых расчетов,
                      10. эмоциональность.

                      Как заполнить заявку на получение гранта?

                      Рассмотрим ключевые пункты на примере заявки Фонда Президентских грантов

                      Рисунок 2

                      Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту

                      Фонд Президентских грантов предлагает следующие направления:

                      1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; 2) охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; 3) поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 4) поддержка молодежных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; 5) поддержка проектов в области науки, образования, просвещения; 6) поддержка проектов в области культуры и искусства; 7) сохранение исторической памяти; 8) защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных; 9) охрана окружающей среды и защита животных; 10) укрепление межнационального и межрелигиозного согласия; 11) развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников; 12) развитие институтов гражданского общества 13) выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства.

                      Как видите, многие из направлений напрямую связаны или очень близки к образованию — нужно только выбрать наиболее подходящий пункт.

                      Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант

                      Название должно быть ярким и броским, чтобы «зацепить» взгляд члена экспертной комиссии.

                      Краткое описание проекта

                      Речь идет об аннотации — важной содержательной части проекта. Эксперты уделяют ей большое внимание. Кратко представьте все части заявки и дайте ответы на вопросы: зачем реализуется проект? в каких формах и через какие мероприятия это делается? какие проблемы он решает? какие результаты вы ожидаете? Рекомендуемый объем (если он не задан требованиями) — не более одной страницы.

                      География проекта

                      Расскажите, на какой территории будет реализован проект. Если вы представляете региональную организацию, у которой нет опыта проведения межрегиональных проектов и мероприятий, повремените с межрегиональными проектами, начните с территории одного муниципалитета.

                      Обоснование социальной значимости проекта

                      Опишите проблему, которую проект призван решить. Под проблемой понимается противоречие между существующим и желательным состоянием в обществе. Можно использовать штампы: «До сих пор ничего не делалось», «То, что делалось, до сих пор не принесло результатов». Объясните новизну, своевременность, актуальность проекта. Включите статистические данные из докладов, ссылки на исследования авторитетных организаций, итоги ваших личных исследований.

                      Полное описание проекта, презентация проекта

                      Внесите исчерпывающую информацию, приложив презентацию, видеоматериалы и прочее.

                      Цели проекта

                      Цели и задачи должны быть четко разведены. Достижение цели является способом решения проблемы. Цель формулируется как утвердительное предложение. Чаще всего в заявке требуется указать одну цель, но бывает и иначе, например до трех целей.

                       Время-деньги!

                      Время — деньги!

                      Бенджамин Франклин (17 января 1706 — 17 апреля 1790) — политический деятель, дипломат, ученый, изобретатель, журналист, издатель и масон. Один из лидеров Войны за независимость США. Первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук. Его биография находится в лидерах скачивания в интернете во всем мире и будет интересна тем, кто ищет новые идеи, интересуется историей и не стоит на месте.

                      Купить

                      Задачи проекта

                      Распишите мини-цели, шаги к достижению главной цели. Лучше применять такие глаголы, как «подготовить», «уменьшить», «увеличить», чем «содействовать», «поддерживать», «усиливать». Задачи должны быть связаны между собой. При заполнении заявки обратитесь к стороннему человеку со свежим взглядом, попросите оценить, насколько логично выстроены ваши задачи.

                      Партнеры проекта

                      Покажите грантодателю, что вы не одиноки. Если у вас есть партнеры и их достаточно много, это доказывает, что проблема, которую вы решаете, действительно актуальна и важна другим организациям. Расскажите, как партнеры будут участвовать в реализации проекта. Желательно не просто обозначить «финансовая поддержка», «консультационная поддержка», но и прописать, какие конкретно мероприятия будут проведены с тем или иным партнером. Можно прикрепить письма поддержки партнеров.

                      Как будет организовано информационное сопровождение проекта

                      Впишите сайты партнерских организаций, укажите СМИ, с которыми вы договорились об информационной поддержке (например, каналы местного телевидения и радиовещания).

                      Количественные результаты

                      Покажите реальные результаты, не завышайте их.

                      Качественные результаты

                      Качественные результаты должны проистекать из целей и задач.

                      Дальнейшее развитие проекта

                      Покажите, что делаете проект не просто ради проекта — это важно всем фондам. Объясните грантодателю, что те ресурсы, которые вы получите и создадите за счет гранта, позволят организовать продолжительную деятельность.

                      Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем

                      Можете указать средства текущего финансирования, внебюджетные средства.

                      Команда проекта

                      Представьте свою команду. Грантодатель хочет быть уверен, что проектом занимаются люди авторитетные в данной сфере, имеющие опыт успешной реализации проектов. Исполнителей и организаторов разных мероприятий указывать не обязательно.

                      Также в заявку нужно внести подробные данные о вашей организации и поэтапный календарный план развития проекта с описанием конкретных мероприятий. В результате ваша заявка должна представить уникальный проект с четкой ориентацией на достижение определенных целей и задач.

                      #ADVERTISING_INSERT#

                      Понравилась статья? Поделить с друзьями:
                    • Как правильно написать гран при
                    • Как правильно написать грамоту сотруднику
                    • Как правильно написать грамоте учиться всегда пригодится
                    • Как правильно написать грамота вручается дарье или дарьи
                    • Как правильно написать грамматически