Как правильно написать излагать содержание

На чтение 6 мин Просмотров 76.1к. Опубликовано 05.12.2017

Содержание

  1. Что такое изложение?
  2. Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?
  3. Какие существуют виды изложения?
  4. Как правильно писать изложение?
  5. Порядок написания изложения:
  6. 4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:

Главная задача школ, интернатов и других образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы. Как правило, дети начинают писать изложения в младшей школе, во 2, иногда в 3-4 классе. Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.

Очень важно, чтобы ребенок осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно. Данная статья содержит всю необходимую информацию, и поможет вам ответить на вопрос: что такое изложение и как его писать?

Что такое изложение?

Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.

Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию. Происходит изложение так: учитель 2 раза зачитывает текст (в начальной школе 3 раза), ученик внимательно слушает, делает пометки, старается запомнить. Первый раз учитель читает медленно, ставит паузы в важных местах. Во второй раз читает уже быстрее. Когда учитель заканчивает читать, ученик должен максимально похоже, сохраняя логический порядок и стилистику, написать то, что он только что услышал.

Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.

Важно! Объясните ребенку различие между сочинением и изложением. Излагаем мы информацию, которую услышали, увидели, запомнили. Она не является продуктом производства нашего личного сознания. Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.

Какие существуют виды изложения?

  • Подробное. Направлено на тренировку памяти, так как нужно запомнить большой объем информации, а затем изложить его как можно более точно. В старшей школе задача усложняется, уровень точности передачи становится высоким. Нужно делать пересказ, сохраняя языковые особенности автора.
  • Сжатое. Тренирует умение анализировать текст, выделять ключевые моменты, учит создавать конспекты.
  • Повествовательное. Наиболее простой тип, когда от ученика требуется запомнить правильную последовательность текста, а потом ее воссоздать.
  • Описательное. Текст содержит описание человека, животного или явления. Задача ученика – как можно точнее запомнить это описание, а затем пересказать его. Нередко требует от ученика применение фантазии, знание эпитетов.
  • Рассуждение. Более сложный вид сочинения, появляется ближе к старшей школе. Содержит элементы сочинения, и требует не только пересказа, но также собственной логичной аргументации.

Как правильно писать изложение?

Теперь, когда мы разобрались, что же такое изложение, пора понять, как правильно его писать. Несмотря на то, что у многих детей возникают сложности с их написанием, задача это не слишком сложная, самое главное – практика и правильный порядок действий. Объясните ребенку, что ему не нужно волноваться или бояться, что он не справится с задачей. Если он будет спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, он обязательно получится желанную «5» и похвалу от учителя.

Порядок написания изложения:

  1. Обязательно взять черновик, и делать в нем пометки, пока учитель первый раз читает текст.
  2. Пауза между чтениями дается на то, чтобы осмыслить услышанное. Нужно дописать все, что удалось запомнить. Все услышанное запомнить скорее всего не удалось, но это не беда. Нужно оставить пропуски, и заполнить их во второе прочтение.
  3. Во время второго прочтения нужно сосредоточиться на специфических терминах, необычных словах, именах, датах и интересных фразах. Их фиксация на бумаге далее поможет вспомнить детали текста, а еще их нужно в точном виде употребить непосредственно в изложении.
  4. Во время паузы между вторым и третьим прочтением (если оно будет) нужно составить план будущего текста, он поможет воссоздать правильную последовательность изложения, и понять, что было упущено при прослушиваниях. Лучше начать составление прямо сейчас, пока информация свежа в голове.
  5. Учитель закончил читать, пора приступать к изложению. Во время написания обязательно нужно придерживаться составленного плана. Если время позволяет, лучше начать записывать текст на черновике, чтобы потом легко его исправить.
  6. Текст готов, теперь нужно его вычитать. Самое главное – проследить, чтобы все предложения были взаимосвязанными и законченными. Обратите внимание на часто повторяющиеся слова, их лучше заменять на подходящие по смыслу синонимы.
  7. Перечитать текст в последний раз, и если ошибок, недочетов нет – пора переписывать на чистовик.

4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:

  1. Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
  2. Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
  3. Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
  4. Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10-15 минут в день. Подробнее о развитии памяти вы можете узнать в соответствующем курсе на сайте BrainApps. У нас вы также найдете игры, которые превратят тренировку памяти в интересное и полезное развлечение.

Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости. Желаем успехов в учебе, получайте с BrainApps только пятерки!

Как правильно пишется «излагать»?

Буквы а — о в корне -лаг--лож-

В корне -лаг- — -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.

Пример

Предполагать (есть -а- за корнем), предположение (нет -а- за корнем).

Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне.

УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 5 класс.


Проверить правописание любого слова

Результаты поиска

Слово/Фраза

Правило

излагать Буквы а — о в корне -лаг--лож-

Буквы а — о в корне -лаг--лож-

излагать Буквы з — с на конце приставок

Буквы з — с на конце приставок

Записи 1-2 из 2

Перейти к контенту

Содержание

  1. Как правильно пишется
  2. Какое правило применяется
  3. Примеры предложений
  4. Как неправильно писать

Чтобы определить, как пишется «излогать» или «излагать», следует вспомнить правила, которые регулирует написание безударных гласных. Воспользуемся ими вместе.

Как правильно пишется

В корне представленного глагола, в соответствии с правилами, следует писать «а» – излагать.

Какое правило применяется

Если мы посмотрим на состав слова, то обнаружим, что интересующая нас буква находится в корне «лаг» или «лог». Этот корень является изменяющимся. Выбор гласной определяется по простому правилу: если есть суффикс «а», то пишем «а», если его нет, то пишем – «о». Посмотрим на аналогичные примеры: полагать, изложить, выложить, предлагать и т.п. Проверяемый глагол также пишем с «а», так как в нем есть аффикс «а».

Примеры предложений

  • Свою мысль нужно излагать последовательно и ясно, чтобы слушатели тебя поняли.
  • Он не умел излагать свои идеи письменно.

Проверь себя: «Галограмма» или «голограмма» как пишется?

Как неправильно писать

Нельзя писать в корне этого глагола гласную «о» – излогать.

( 2 оценки, среднее 3 из 5 )

Перейти к содержанию

«Излагать» или «излогать» — как правильно?

На чтение 2 мин Просмотров 267 Опубликовано 09.09.2021

Даже при хорошей учёбе в школе в будущем могут возникнуть проблемы с написанием некоторых слов. Не задумываясь над верным написанием текста, люди совершают ошибки. Чтобы не ошибаться, нужно узнать, как пишется правильно: излагать или излогать.

Как пишется правильно: излагать или излогать?

Исходя из правила, верным вариантом написания является вариант «излагать», содержащий в корне букву «а».

Какое правило применяется?

Сомнительной частью слова является именно его корень, содержащий чередующуюся гласную, написание которой зависит от того, следует ли за корнем суффикс -а-. Если после корня идет суффикс -а-, то мы пишем лаг(а)-, через «а», а если суффикса нет, то необходимо писать лож-.

Примеры предложений

Вы думали, почему начитанные люди такие грамотные? Просто они постоянно видят правильное написание слов и автоматически его запоминают. Давайте тоже станем немного грамотнее и рассмотрим предложения со словом «излагать»:

  • Он любил излагать свои мысли кратко и по делу.
  • Излагать важную информацию необходимо доступным каждому человеку языком, чтобы не возникало вопросов.
  • Я не лгу, а излагаю факты.

Как неправильно писать

Неправильным вариантом написания в данном случае является вариант «излогать», так как он не соответствует правилу.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

  наст. прош. повелит.
Я излага́ю излага́л
излага́ла
Ты излага́ешь излага́л
излага́ла
излага́й
Он
Она
Оно
излага́ет излага́л
излага́ла
излага́ло
Мы излага́ем излага́ли
Вы излага́ете излага́ли излага́йте
Они излага́ют излага́ли
Пр. действ. наст. излага́ющий
Пр. действ. прош. излага́вший
Деепр. наст. излага́я
Деепр. прош. излага́в, излага́вши
Пр. страд. наст. излага́емый
Пр. страд. прош.
Будущее буду/будешь… излага́ть

излага́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — изложи́ть.

Корень: -излаг-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [ɪzɫɐˈɡatʲ

Семантические свойства

Значение

  1. последовательно выражать словами (устно или письменно) ◆ Шёпотом Вовка излагает ей нехитрый солдатский наказ: просит молодую женщину сходить в сельпо и купить там дрянного их портвейна, солдату в форме не продадут, а ей это пустяк… В. С. Маканин, «Кавказский пленный», 1995 г. [НКРЯ]

Синонимы

  1. рассказывать, повествовать, частичн.: сообщать, формулировать

Антонимы

  1. утаивать, умалчивать (о чём-либо)

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: изложение
  • глаголы: изложить, излагаться

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов
  • Английскийen: set forth, state; formulate
  • Бурятскийbua: хөөрэхэ
  • Испанскийes: exponer, hacer una exposición; formular
  • Украинскийuk: викладати, висловлювати

Библиография

  • Гловинская М. Я. Рассказывать, излагать, поведать, повествовать // Апресян Ю. Д. (рук.) Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Проспект. М.: Русские словари, 1995, с. 423—430.

В русском языке существует 71 орфограмма. Опираясь на 12-ю, можно объяснить, как следует писать: «излогать» или «излагать».

Читайте в статье

  • Как правильно пишется?
  • Какое правило применяется?
    • Примеры предложений
  • Как неправильно писать

Как правильно пишется?

Орфографически корректно лишь написание «излагать».

Какое правило применяется?

В лексеме «излагать» выделяются следующие морфемы:

  • префикс «из» (оканчивается на «з», поскольку далее следует сонорная «л»);
  • корень «лаг»;
  • ударный суффикс «а»;
  • суффикс «ть» (в школьной программе — окончание).

В корне слова «излагать» имеются чередующиеся гласные и согласные. Наглядно это прослеживается при подборе однокоренных слов: излагать, проложить, слагает, приложим. На основе этих лексем можно сказать, что в корне чередуются «а/о» и «г/ж».

Верное написание корня регулируется правилом. В безударном положении пишется «а», если после корня имеется суффикс «а». Если же данного суффикса нет, то в корне пишется «о».

Примеры предложений

В сочинении-рассуждении необходимо максимально открыто излагать свою позицию, чтобы раскрыть тему.

Не стоит полностью излагать мне то, что вы услышали от третьих лиц.

Как неправильно писать

Излогать, ислагать.

«Излагать» или «излогать» — как правильно пишется слово?

Даже при хорошей учёбе в школе в будущем могут возникнуть проблемы с написанием некоторых слов. Не задумываясь над верным написанием текста, люди совершают ошибки. Чтобы не ошибаться, нужно узнать, как пишется правильно: излагать или излогать.

Содержание

  • Как пишется правильно: излагать или излогать?
  • Какое правило применяется?
    • Примеры предложений
  • Как неправильно писать

Как пишется правильно: излагать или излогать?

Исходя из правила, верным вариантом написания является вариант «излагать», содержащий в корне букву «а».

Какое правило применяется?

Сомнительной частью слова является именно его корень, содержащий чередующуюся гласную, написание которой зависит от того, следует ли за корнем суффикс -а-. Если после корня идет суффикс -а-, то мы пишем лаг(а)-, через «а», а если суффикса нет, то необходимо писать лож-.

Примеры предложений

Вы думали, почему начитанные люди такие грамотные? Просто они постоянно видят правильное написание слов и автоматически его запоминают. Давайте тоже станем немного грамотнее и рассмотрим предложения со словом «излагать»:

  • Он любил излагать свои мысли кратко и по делу.
  • Излагать важную информацию необходимо доступным каждому человеку языком, чтобы не возникало вопросов.
  • Я не лгу, а излагаю факты.

Как неправильно писать

Неправильным вариантом написания в данном случае является вариант «излогать», так как он не соответствует правилу.

Предыдущая

Русский язык«Опрессовка» или «опресовка» — как правильно пишется слово?

Следующая

Русский язык«Корреспондент» или «кореспондент» — как правильно пишется слово?

Перейти к содержанию

«Излагать» или «излогать» — как правильно?

На чтение 2 мин Просмотров 267 Опубликовано 09.09.2021

Даже при хорошей учёбе в школе в будущем могут возникнуть проблемы с написанием некоторых слов. Не задумываясь над верным написанием текста, люди совершают ошибки. Чтобы не ошибаться, нужно узнать, как пишется правильно: излагать или излогать.

Как пишется правильно: излагать или излогать?

Исходя из правила, верным вариантом написания является вариант «излагать», содержащий в корне букву «а».

Какое правило применяется?

Сомнительной частью слова является именно его корень, содержащий чередующуюся гласную, написание которой зависит от того, следует ли за корнем суффикс -а-. Если после корня идет суффикс -а-, то мы пишем лаг(а)-, через «а», а если суффикса нет, то необходимо писать лож-.

Примеры предложений

Вы думали, почему начитанные люди такие грамотные? Просто они постоянно видят правильное написание слов и автоматически его запоминают. Давайте тоже станем немного грамотнее и рассмотрим предложения со словом «излагать»:

  • Он любил излагать свои мысли кратко и по делу.
  • Излагать важную информацию необходимо доступным каждому человеку языком, чтобы не возникало вопросов.
  • Я не лгу, а излагаю факты.

Как неправильно писать

Неправильным вариантом написания в данном случае является вариант «излогать», так как он не соответствует правилу.

Как правильно пишется «излагать»?

Буквы а — о в корне -лаг--лож-

В корне -лаг- — -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.

Пример

Предполагать (есть -а- за корнем), предположение (нет -а- за корнем).

Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне.

УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 5 класс.


Проверить правописание любого слова

Результаты поиска

Слово/Фраза

Правило

излагать Буквы а — о в корне -лаг--лож-

Буквы а — о в корне -лаг--лож-

излагать Буквы з — с на конце приставок

Буквы з — с на конце приставок

Записи 1-2 из 2

Как написать изложение кратко и правильно

Задача краткого, или сжатого изложения – передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное – точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

Содержание:

  • Как написать сжатое изложение
  • Основные правила
  • Распространенные ошибки

Как написать сжатое изложение

Есть классическая памятка по написанию кратких изложений – очень действенная и практичная.

  1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.
  2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.
  3. Уточните значение непонятных слов.
  4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.
  5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.
  6.  Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.
  7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.
  8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

Основные правила краткого изложения текста

Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.

1. Исключение

Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:

Пример:

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Приносить людям добро – цель, достойная человека.

Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.

Пример:

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.

2. Обобщение

Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.

Пример:

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Учитель – это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.

3. Упрощение

Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.

Пример:

Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.

Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.

Пример:

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать, самые диковинные и умные звери, несомненно, бобры.

Бобры – самые умные и диковинные звери.

Самые распространенные ошибки

  • Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.
  • Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
  • Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.
  • Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

Изложение – краткий или развернутый пересказ прочитанного или прослушанного произведения в письменном, реже устном виде. При этом необходимо определить и раскрыть основную тему, идею и проблематику изученного текста. 

Изложение

Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию.

Содержание

  1. Зачем писать изложение?
  2. Как определить тему и идею?
  3. Основные виды изложения
  4. Самостоятельная подготовка
  5. Как составить план изложения
  6. Как написать изложение кратко и правильно
  7. Алгоритм работы над изложением
  8. Правила сокращения изложения
  9. Основные принципы написания изложения
  10. Разбор задания
  11. Критерии оценивания работы
  12. Частые ошибки при написании изложения
  13. Как избежать типичных ошибок
  14. Советы, которые помогут получить за изложение «5»

Зачем писать изложение?

Главная задача образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы.

Написание изложения — неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку, начиная с начальных классов и до выпускных экзаменов.  Очень важно, чтобы учащийся осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно.

Это творческое задание поможет школьнику в будущем писать доклады, курсовые, выступать перед публикой, так как научит:

  • запоминать большой объем информации;
  • анализировать;
  • выделять важное и второстепенное;
  • грамотно формулировать и излагать свои мысли и рассуждения на разные темы;
  • определять тему, основную мысль и тип текста (описание, рассуждение, повествование);
  • выстраивать логику повествования (завязку, кульминацию, развязку);
  • соблюдать особенности стиля речи, понимать авторскую позицию (замысел);

и т.д.

Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Как определить тему и идею?

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение:

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.

Согласно правилам написания изложения, ученик должен передать основную мысль, тему, микротемы текста.

Тема — это то, о чем или о ком текст: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.п.

Основная мысль или идея — это то, что хочет сказать автор текста по данной теме.

Общая тема делится на ряд микротем.

Микротема — это главная мысль фрагмента текста (как правило абзаца), которая раскрывает общую тему.

Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.

Основные виды изложения

В зависимости от формы текста можно выделить следующие виды изложений:

  • Изложение-повествование — работа с текстом, в которой важно передать точную последовательность действий и событий во времени, опираясь на факты и сюжетную линию.
  • Изложение-описание — пересказ художественного описания природы, людей, предметов, явлений. Отлично тренирует память, так как необходимо уделить внимание деталям.
  • Изложение-рассуждение — это более сложное задание, в рамках которого ученик должен дополнить факты из текста собственными размышлениями, аргументами, выразить согласие или несогласие с позицией автора.
  • Комбинированное — сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложение фактов, описание деталей, собственные мысли и рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3‑го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

По способу передачи содержания текста изложение бывает:

  • Подробное — развернутый и последовательный пересказ, максимально приближенный к исходному тексту. Предполагает сохранение языковых особенностей автора: характерных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.
  • Сжатое — краткий пересказ без детальных подробностей. Необходимо сохранить самое важное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идею автора.
  • Выборочное — особый вид, в котором нужно передать лишь часть текста, определенный фрагмент, информацию о каком-то персонаже, явлении, событии.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Самостоятельная подготовка

Упражнения на готовом тексте проводятся в четырех вариантах:

  • аналитическом (самостоятельное выявление основной задумки автора, составление содержания и его четкое воспроизведение),
  • синтетический (дополняется разработкой собственного заголовка, дополнения и развития главной темы подходящими микротемами),
  • конструктивный (редактирование или сжатие исходного материала),
  • творческий (написание изложения с элементами сочинения).

Чтобы сформировать навык написания используется несколько этапов:

  • Объяснение учебной задачи, формирующей мотивацию к выполнению контрольной.
  • Слово об авторе. Для восприятия литературного произведения важно быть знакомым с личностью писателя. Судьба, моральные принципы и мировоззрение литератора играют ключевую роль в понимании написанного им текста.
  • Установка на восприятие. Концентрация на задаче сначала внимательно прослушать отрывок, понять и составить мысленный план.
  • Первичное прослушивание. Фрагмент может зачитывать учитель, экзаменатор, автор или производится прослушивание подготовленной аудиозаписи.
  • Составление заголовка и плана.
  • Повторное чтение через 2–3 минуты.

Эти же этапы используются для самостоятельной домашней подготовки, во время которой школьники тренируются написанию услышанного текста. Фрагмент может воспроизводиться в аудиоформате (например, отрывок из аудиокниги) или зачитываться родителями или друзьями. После написания текста делается самопроверка и саморедактирование.

Как составить план изложения

Составление плана — важный этап работы над изложением.  Для того чтобы написать грамотный план, при первом прослушивании необходимо мысленно разделить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение.

Данная схема поможет систематизировать мысли, вычленить и запомнить главную информацию, правильно выстроить события. 

Изложение

Основную часть, как правило, можно разбить еще на два и более пунктов. Каждый получившийся смысловой пункт плана следует озаглавить. Делать это лучше при помощи тезисов, а не кратких заголовков – так учащийся значительно повысит вероятность в подробностях вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.

Как только план составлен, текст воспроизводится во второй раз. Здесь ученику важно выделить главные мысли каждого из пунктов и законспектировать смысловые куски: слова и фразы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия данного фрагмента.

При написании сжатого изложения ученику предстоит передать смысл текста и сжать его объем примерно на одну треть.

Как написать изложение кратко и правильно

В первой части ОГЭ по русскому языку необходимо написать краткое изложение объемом не менее 70 слов.

Экзамен проходит по следующей схеме:

  • Ученики 2 раза слушают аудиозапись, на которой актер читает небольшой текст из 3 абзацев.
  • После второго прослушивания ученики начинают выполнять задание.
  • Необходимо правильно определить 3 микротемы, то есть основные мысли 3 абзацев, дать им краткое, но емкое описание, сократив исходный текст примерно на 1/3.

Предложения должны быть короткими, точными и грамотными. При этом важно передать главную идею автора, сохранить логическую структуру текста и последовательность событий.

Такие требования должен выполнить экзаменуемый при написании сжатого изложения: Ученик должен выделить микротемы, главную информацию (ключевые слова) и убрать второстепенную.

Главная информация — это ключевые слова, влияющие на понимание авторского замысла исходного текста.

Второстепенная информация — повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации текста.

Ни в коем случае нельзя искажать смысл текста, авторский стиль, менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными.

Алгоритм работы над изложением

  1. Первое прослушивание:
  • определите тему текста и выделите его основную мысль (идею), отбросив все второстепенные, несущественные для понимания авторского замысла. Без понимания темы и основной мысли невозможно написать изложение;
  • определите тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • выявите особенности авторского стиля: наличие прямой речи, цитат, риторических вопросов, сложных предложений, инверсионный порядок слов;
  • составьте грамотный план. С помощью ключевых слов выделите смысловые фрагменты (микротемы). Напишите по одному предложению в каждой из трех частей. Эти предложения должны содержать основную мысль, на которую будете опираться при пересказе;
  • перескажите про себя то, что запомнили.
  1. Второе прослушивание:
  • теперь можно записать ключевые (важные) слова и выражения в соответствующие смысловые части;
  • допишите фразы, попытайтесь пересказать. Зачеркните те, которые не получилось логично завершить;
  • выберите приемы сокращения текста и используйте их для каждой части изложения, сохраняя главную мысль и все микротемы. В идеале — 3 способа на все изложение;
  • проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла;
  • посчитайте количество слов, их должно быть не менее 70, но экзаменаторы рекомендуют 90;
  • проверьте изложение на наличие грамматических, речевых, фактических, логических, орфографических и пунктуационных ошибок;
  • перепишите на чистовик, четко выделяя отступами начало каждого из трех абзацев.

Чтобы найти максимальное количество ошибок перед этим стоит на пару минут закрыть работу и переключить внимание.

Правила сокращения изложения

Для получения отличной оценки за сжатое изложение требуется освоение приемов сжатия текста.

  1. Исключение – вычеркивание слов, фраз и предложений, не влияющих на общий смысл сказанного. Можно смело убирать вводные конструкции, длинные перечисления однородных прилагательных или существительных, повторы, похожие примеры, эмоциональных высказывания, риторические вопросы, пространные рассуждения я автора, ненужные пояснения и описания. Для исключения сначала выделяются главные слова, потом удаляются второстепенные и вставляются художественные средства для связи оставшихся частей предложения.
  2. Обобщение – соединение разобщенных фактов, мыслей и предложений, связанных одной идеей. Для использования приема из текста вычленяются взаимосвязанные гипотезы и аргументы, которые собираются в одну или несколько ключевых фраз. Для успешного выполнения важно правильно и логично сформулировать итоговый абзац или высказывание.
  3. Замена – использование аналогий и синонимов. Заменить можно однородные члены (вставить один общий термин), сложное предложение (сократить до простого с одним или двумя литературными оборотами), прямую речь (заменить описательной косвенной), повторяющиеся существительные (применить местоимения).

Использование нескольких приемов сжатия добавляет баллы к итоговой оценке. Для получения «отлично» сокращения должны соответствовать типу речи: в описании нельзя сокращать признаки или характеристики, в рассказе – сюжетные линии или персонажей, в рассуждении – факты или теории.

Основные принципы написания изложения

Главное — передать основную мысль текста, а не дублировать его полностью. Сосредоточьтесь на запоминании и передаче основной мысли, не рассеивайте внимание на весь текст, на точные авторские формулировки. Пишите своими словами, но в рамках авторского стиля.

Конспектируйте, чтобы не упустить важные детали. Используйте короткие предложения, а не длинные. Так проще донести мысль, и не допустить ошибки. Уделяйте внимание словам и повторам, заменяя их на синонимы, то есть избегайте тавтологии.

Следите за грамотностью, она влияет на вашу оценку, поэтому тщательно проверяйте работу перед сдачей.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

Исходный текст:

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем, почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Изложение:

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки.

Текст изложения:

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего. Это теплота, от которой сердце приходит в ответное движение. Человек, испытавший доброту, не может не ответить своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе лучшее. Забывается «я», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для ненависти не остаётся места в душе.

Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Критерии оценивания работы

Изложение может быть сжатым или подробным, но обязательно его соответствие требованиям объемности: краткая переработка от 40 слов и больше, творческая часть в виде сочинения от 70 слов для упражнений под литерой «К» в основной части, и 200–280 слов для вопросов с маркировкой «А» или «С» в отдельном блоке.

Полное изложение по объему не ограничивается и зависит от количества символов в исходном фрагменте.

Оценивающий считает все слова, включая служебные. С этого начинается проверка задания и если в основном блоке менее 30 слов, а в авторской части меньше 50, то все упражнение оценивается в 0 баллов и дальнейший разбор по содержанию и грамотности не требуется.

Экзаменаторы оценивают на ОГЭ содержание изложения по следующим критериям:

  • адекватное отражение микротем;
  • сжатие исходного текста;
  • смысловая цельность;
  • речевая связность трех частей;
  • последовательность событий;
  • грамотность — наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, фактических ошибок.

В оценку содержания входят умения:

  • передать основную мысль текста;
  • сохранить все микротемы;
  • делить текст на абзацы.

‍А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Частые ошибки при написании изложения

Школьники часто допускают следующие ошибки:

  1. Грамматические — ошибки в структуре слова:
  • неправильное образование формы слова;
  • неверное построение словосочетания или предложения;
  • нарушение связи между главными членами предложения;
  • смешение косвенной и прямой речи;

и т.д.

Пример:

«без комментарий» вместо «без комментариев», «согласно с указом» вместо «согласно указу».

  1. Речевые (в том числе стилистические) — ошибки в употреблении слова:
  • неправильное или неточное употребление слова, в том числе омонимов, синонимов, что делает речь неточной и непонятной;
  • нарушение порядка слов в предложении;
  • неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов;
  • неправильное определение границ предложения;
  • искажение микротемы вследствие неверного толкования отдельного слова или словосочетания.

Пример:

Они потеряли на войне двух единственных сыновей; «дипломат конкурса» вместо «дипломант».

  1. Логические — нарушение структуры и смысла текста, причинно-следственной связи:
  • отсутствие необходимых частей высказывания и связи между ними;
  • неоправданный повтор высказанной ранее мысли;
  • неумение делить текст на части;
  • нарушение последовательности высказывания;
  • неправильное абзацное членение;
  • пропуск или раздробление микротемы другой микротемой;
  • неправильная аргументация, пропуск звена в объяснении (логический скачок).

Пример:

Есть много произведений о любви в русской литературе. Следует написать: в русской литературе есть много произведений о любви.

  1. Фактические — искажение содержания текста:
  • пропуск важной информации;
  • несоответствие фактов действительности, неправильное их толкование;
  • повторное возвращение к одному и тому же факту;
  • неточность в цитате, имени, фамилии литературного героя.

Пример:

Роман Л. Н. Толстого «Обломов». Неверно указан автор произведения.

  1. Орфографические — неправильное написание слов:
  • в корнях, приставках, окончаниях;
  • нарушения в переносе слов, расстановке дефисов;
  • неверное слитное или раздельное написание.

Пример:

«Как нибудь» вместо «как-нибудь», «матириал» вместо «материал».

  1. Пунктуационные — неправильный выбор знаков препинания:
  • отсутствие в нужном месте или наличие там, где они не нужны;
  • неверное оформление прямой речи;
  • невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.

Пример:

Девушка зашла в комнату, и позвонила другу. Запятая перед «и» не нужна, так как союз соединяет однородные члены предложения.

Как избежать типичных ошибок

Чтобы избежать ошибок в изложении:

  • следуйте плану, в изложении должно быть столько же абзацев, сколько и в плане;
  • избегайте частых повторов одного слова, используйте способы сжатия на протяжении всего текста;
  • проверяйте речевую связь между абзацами с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
  • избегайте сложные предложения, преобразуйте их в простые;
  • пишите проще, используйте только те слова, в значении которых вы уверены;
  • не допускайте перестановок микротем, чтобы не нарушить логичность изложения;
  • не искажайте факты, все имена, даты, факты следует писать правильно;
  • необходимо пополнять словарный запас, поэтому читайте художественную литературу и периодические издания;
  • обратите внимание на образцы успешно выполненных работ и тренируйтесь писать по аналогии;
  • тщательно проверяйте текст перед сдачей на проверку.

Соблюдайте правила написания изложения. Практикуйтесь в написании изложения. Чем чаще вы совершаете ошибки в процессе подготовки, тем меньше их будет на экзамене.

Советы, которые помогут получить за изложение «5»

Не нужно волноваться или бояться, что вы не справитесь с задачей. Если вы будете спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, то обязательно получите желанную «5» и похвалу от учителя.

  • Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
  • Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
  • Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
  • Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10–15 минут в день.

Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости.

Изложение, как работа, охватывает ряд как устных, так и письменных упражнений, по сложности представляющих собой и дословные пересказы небольших текстов, и краткую передачу сущности целого произведения.

Источники:

  • Джеймс Э. Райнкинг, Эндрю У. Харт, Роберт фон дер Остен. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. Пер. и адапт. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2005, 2008, 2009—464 с.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Станиславский А. Р. Стратегии успешного письменного изложения. // Мир русского слова. — 2004. — № 4(21). — С. 109—110.

Чтобы определить, как пишется «излогать» или «излагать», следует вспомнить правила, которые регулирует написание безударных гласных. Воспользуемся ими вместе.

Как правильно пишется

В корне представленного глагола, в соответствии с правилами, следует писать «а» – излагать.

Какое правило применяется

Если мы посмотрим на состав слова, то обнаружим, что интересующая нас буква находится в корне «лаг» или «лог». Этот корень является изменяющимся. Выбор гласной определяется по простому правилу: если есть суффикс «а», то пишем «а», если его нет, то пишем – «о». Посмотрим на аналогичные примеры: полагать, изложить, выложить, предлагать и т.п. Проверяемый глагол также пишем с «а», так как в нем есть аффикс «а».

Примеры предложений

  • Свою мысль нужно излагать последовательно и ясно, чтобы слушатели тебя поняли.
  • Он не умел излагать свои идеи письменно.

Проверь себя: «Галограмма» или «голограмма» как пишется?

Как неправильно писать

Нельзя писать в корне этого глагола гласную «о» – излогать.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Над Законом



Ученик

(113),
закрыт



8 лет назад

Лучший ответ

KI$$-KI$$

Искусственный Интеллект

(446326)


8 лет назад

ИзлАгать, специально сейчас в орфографическом словаре посмотрела, чтобы не сомневаться.

Остальные ответы

Reamonn

Мудрец

(10333)


8 лет назад

ИзлАгать. Корень лаг, т. к. есть суффикс а

елена пугачёва

Мастер

(1138)


8 лет назад

излАгать

Ильнур Хайбуллин

Ученик

(152)


5 лет назад

излагать чередование

Dan Adamant

Знаток

(367)


1 год назад

Излаготъ

Излагай как пишется излагай или правильно излогай


2

Как правильно пишется слово излагать или излогать?

Как правильно писать слово излагать или излогать?

8 ответов:

Излагай как пишется излагай или правильно излогай



6



0

слово » излАгать » относится к правилу русского языка корней с чередованием » лаг — лож » . поэтому правильно будет » излАгать » , но если , например , » изложить » то уже будет писаться буква » о » и т . д .

Излагай как пишется излагай или правильно излогай



5



0

Излагать или излогать, вот в чем вопрос!

Немного истории. Еще в древнерусском языке глаголы различались выбором буквы о или а в корне из-за того, какой вид они имеют. Глаголы несовершенного вида заканчивались на -ать и писались с буквой а в корне, глаголы совершенного вида заканчивались на -ить и писались в буквой о в корне, так что это древняя традиция писать излагать и «изложить».

В современном языке традиционно, если за корнем слова следует суффикс -а-, то он заказывает эту же букву в корне, поэтому напишу на месте безударной гласной в корне «а»:

излагать,

полагать,

отлагать,

слагать,

полагать.

Соответственно напишем букву о в корне слов из-за отсутствия суффикса -а- в их морфемном составе:

изложение, положение, сложение, отложение, приложение.

Излагай как пишется излагай или правильно излогай



3



0

Добрый день. Если вы не знаете, какую гласную букву «о» или «а» писать, то давайте разберемся.

Можно в русском языке найти два корня: «лаг» и «лож». Если в составе такой корень, то буквы «а» пишется перед согласной «г», а «о» перед согласной «ж».

Правильный ответ: «излагать».

Излагай как пишется излагай или правильно излогай



3



0

Для того чтобы определиться с написанием слова «излагать» нам придется сначала выделить корень. Поскольку в нашем слове корень «-лаг-«, то нам пригодится правило, определяющее написание корней «-лаг-«/»-лож-«. Правилом установлено, что если после корня стоит суффикс «-а-«, то в корне следует ставить буковку «А». Если же суффикс «-а-» после корня отсутствует, то пишется буква «О».

В нашем случае после корня следует буква «А», а это говорит о том, что в нашем слове корень «-лаг-«, а слово нужно писать таким образом: «излАгать».

Излагай как пишется излагай или правильно излогай



2



0

В моём представлении, правильно пишется «излагать«, с «А». Далее излагаю объяснение такого выбора.

В школьной программе (чуть ли не в начальных классах) имеется достаточно простое правило о корнях «-лаг-» и «-лож-«. Они объединяются в одном месте, поскольку представляют собой, по сути дела, один и тот же корень, но по-разному пишущийся. И его орфографическая изюминка заключается в том, что перед «-ж» следует писать гласную «О», а перед «-г» — гласную «А». Буквы «Ж» и «Г» всегда прекрасно различимы на слух, поэтому выбрать из «О» и «А» одну требующуюся букву большой сложности не представляет. Главное о правиле не забывать.

В слове «излАгать» мы видим «Г», поэтому и «А». А если было бы, например, «излОжение», то писалось бы «О» (так как вслед за гласной шествует «Ж»).

Излагай как пишется излагай или правильно излогай



1



0

Многие могут допустить ошибку написав слово «излагать» с буквой «-о-» (получится «излогать» — это неправильное написание слова).

Для того, чтобы правильно написать данное слово («излагать»), необходимо вспомнить одно из правил русского языка: если в слове перед буквой «г» стоит безударная гласная, значит этой гласной будет буква «а». В нашем случае ударение падает на последнюю гласную букву (излагАть) — соответственно, пишем «-лаг-«, а не «-лог-«.

Слово правильно пишется — ИЗЛАГАТЬ.

Излагай как пишется излагай или правильно излогай



1



0

Вспоминаем и применяем правильно русского языка из рамок школьной программы 4-6 классов, регламентирующее написание букв А и О в корнях «лаг — лог» и «лаж — лож»

«Если ударение падает не на ту букву которую мы поставили под сомнение, то пишем перед буквой «Г» букву «А», а если на нее, то пишем букву «О».

В нашем случае ударение падает на последний слог, правильно писать ИЗЛАГАТЬ.

Излагай как пишется излагай или правильно излогай



1



0

В русском языке очень много корней с чередованием гласных «а-о», одни корни пишутся в зависимости от ударения, другие — какая гласная идет за корнем.

В нашем случае, со словом «излагать» следует следующее правило, где говорится, что если после лаг/лож следует гласная «а», то и пишем «а», если другая буква, то пишем «о».

Пишем правильно — излагать, предлагать, полагать, но в тоже время — изложить, предложить, положить.

К слову, с корнями лаг/лож есть еще одно правило — не бывает этих корней без приставок.

Самая распространенная ошибка — «ложу книгу на стол».

Правильно — кладу (наст.вр.) или же положу (буд.вр.)

Читайте также

Излагай как пишется излагай или правильно излогай

«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

не требуется

_

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».

Излагай как пишется излагай или правильно излогай

«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

чёрно-белый

Например (предложения).

  • «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
  • «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
  • «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».

Излагай как пишется излагай или правильно излогай

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Излагай как пишется излагай или правильно излогай

Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.

  • «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
  • «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.

    со мной

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

  • «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
  • «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».

Излагай как пишется излагай или правильно излогай

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

  • «Весёлый — веселее — повеселее».
  • «Весело — веселее — повеселее».

    повеселее и повеселей

К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.

Например.

  • «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».

«Излогать» или «излагать»

Если вы все еще сомневаетесь, как пишется слово «Излогать» или «излагать»
, то знайте — правильное написание слова:

В корне представленного глагола, в соответствии с правилами, следует писать «а» – излагать.

В русском языке существует 71 орфограмма. Опираясь на 12-ю, можно объяснить, как следует писать: «излогать» или «излагать».

Как правильно пишется?

Орфографически корректно лишь написание «излагать».

Какое правило применяется?

В лексеме «излагать» выделяются следующие морфемы:

  • префикс «из» (оканчивается на «з», поскольку далее следует сонорная «л»);
  • корень «лаг»;
  • ударный суффикс «а»;
  • суффикс «ть» (в школьной программе — окончание).

В корне слова «излагать» имеются чередующиеся гласные и согласные. Наглядно это прослеживается при подборе однокоренных слов: излагать, проложить, слагает, приложим. На основе этих лексем можно сказать, что в корне чередуются «а/о» и «г/ж».

Верное написание корня регулируется правилом. В безударном положении пишется «а», если после корня имеется суффикс «а». Если же данного суффикса нет, то в корне пишется «о».

Примеры предложений

В сочинении-рассуждении необходимо максимально открыто излагать свою позицию, чтобы раскрыть тему.

Не стоит полностью излагать мне то, что вы услышали от третьих лиц.

Как неправильно писать

Излогать, ислагать.

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 24

излагать

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

несов. перех.

Последовательно выражать что-либо словами (устно или письменно).

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

ИЗЛАГА́ТЬ, излагаю, излагаешь (книжн.). несовер. к изложить.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ДАЛЯ

ИЗЛАГАТЬ, изложить что, выкладывать, раскладывать; но в прямом ·знач. малоупотреб.

| * объяснять, изъяснять, толковать, описывать устно или на письме. -ся, быть излагаему. Излаганье ср., ·длит. изложенье ·окончат. действие по гл.

| Изложенье также действие это, по качеству своему. Изложенье длинно, вяло, запутанно; изложенье короткое, ясное; и

| самый предмет, что изложено, написано. Излагатель муж. -ница жен. излагающий что-либо; объяснитель, толкователь или писатель. Излагательный, к изложению относящийся, к тому служащий. Излог муж. изложина жен. дол, долина, разлог, раздол; впадина, вдольное углубление.

| Изложина также изгиб, погиб ружейной ложи. Излоговатая местность, глубоко волнистая, пересеченная излогами. Изложистый, впалый, вогнутый; о ложе, ружейном прикладе: с большим погибом. Изложница жен. ложечница, форма, льяк, льяло, калыпь, гнездо, для отливки чего, особ. для слитков: свинок, штыков и пр. Медная доска с лунками, для отливки проб серебра.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ИЗЛАГА́ТЬ, ИЗЛАГА́ТЬСЯ см. Изложи́ть.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СИНОНИМЫ

ТЕЗАУРУС РУССКОЙ ДЕЛОВОЙ ЛЕКСИКИ

Syn: заявлять, формулировать, раскрывать, пересказывать

СИНОНИМЫ

АНТОНИМЫ

ИДЕОГРАФИЯ

высказывать

(быть) в, логический, связь

излагать — высказывать содержание чего-л. в логической

последовательности (# мысли).

изложить (# план).

изложение (дать # чего. в чьем-л. изложении. ясное #).

забегать вперед (не будем #).

разг: мол. дескать. де (прост).

так и так .

так, мол, и так.

объяснять кому-л. выступать (перед кем), повествование

см. фрагмент текста

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

излага́ть нсв 1a ◑4(изложи́ть)

ГЛАГОЛЬНАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

излагать мысли => вербализация

изложить историю => вербализация

изложить суть => вербализация

ЭТИМОЛОГИЯ

Заимствовано из старославянского, где было образовано префиксальным способом от лагаты — «класть».

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Из ст.-сл. яз. (ср. др.-р. вылагати). В ст.-сл. яз. образовано с помощью преф. из- от лагати — «класть», являющегося формой многократного вида к ложити.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Заимств. из ст.-сл. яз., где излагати — преф. производное от лагати «класть» — в соврем. значении объясняется как семантич. калька греч. ektithēmi «излагаю». Ср. докладывать, выкладывать «рассказывать» и т. д.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

излагать свое мнение

СИНОНИМЫ

высказываться, высказывать свое мнение, изливать душу, отводить душу, поднимать голос, изливаться, выражать свое мнение

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

излагать(ся)

МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

излагаться

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

ИЗЛАГА́ТЬСЯ, излагаюсь, излагаешься, несовер. (книжн.). страд. к излагать.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ИЗЛАГА́ТЬ, ИЗЛАГА́ТЬСЯ см. Изложи́ть.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Как правильно пишется слово «излагать»

излага́ть(ся)

излага́ть(ся), -а́ю, -а́ет(ся)

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: угваздать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «излагать»

Синонимы к слову «излагать»

Предложения со словом «излагать»

  • Однако будет лучше, если я начну излагать события по порядку, не забегая вперёд, как делают, чтобы заинтриговать читателя, некоторые авторы детективных произведений.
  • – И всё бы ничего, но случилось так, что тут я со своим представлением на повышение тебя в звании подставился, – продолжил излагать суть дела береговой полковник.
  • Хорошо владел стенографией, печатал на пишущей машинке, был прекрасным оратором, умел чётко излагать мысли, не прибегая к каким-либо запискам.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «излагать»

  • До сих пор я имел честь представлять губернского льва или в обществе, или в его интересных беседах с дамами, или, наконец, излагал те отзывы, которые делали о нем эти дамы; следовательно, знакомил читателя с этим лицом по источникам весьма неверным, а потому считаю нелишним хотя вкратце проследить прошлую жизнь, в которой выработалась его представительная личность, столь опасная для местных супругов.
  • Истории этого устройства летописец подробно не излагает, а приводит из нее лишь отдельные эпизоды.
  • И между тем автор излагает подобные факты даже не мимоходом, не кратко, а очень обстоятельно, не отделяя их от вещей действительно важных.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Афоризмы русских писателей со словом «излагать»

  • Новость, или необыкновенность чувств и выражений, заключается в том, что когда поэт неслыханными прежде на его языке изречениями, подобиями, чувствами или картинами поражает и восхищает слушателей, излагая мысли свои в прямом или переносном смысле, так чтобы они по сходству с употребительными, известными картинами, или самою природою, по тем или другим качествам не взирая на свою новость, тотчас ясны становились и пленяли разом.
  • Мудрено излагать софизмы.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ИЗЛАГА́ТЬ, —а́ю, —а́ешь. Несов. к изложить.

Все значения слова «излагать»

  • Однако будет лучше, если я начну излагать события по порядку, не забегая вперёд, как делают, чтобы заинтриговать читателя, некоторые авторы детективных произведений.

  • – И всё бы ничего, но случилось так, что тут я со своим представлением на повышение тебя в звании подставился, – продолжил излагать суть дела береговой полковник.

  • Хорошо владел стенографией, печатал на пишущей машинке, был прекрасным оратором, умел чётко излагать мысли, не прибегая к каким-либо запискам.

  • (все предложения)
  • изложить
  • пересказывать
  • объяснять
  • объяснить
  • уяснять
  • (ещё синонимы…)
  • говорить
  • (ещё ассоциации…)
  • излагать свои мысли
  • излагать свой план
  • изложить суть
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Спряжение глагола «излагать»
  • Разбор по составу слова «излагать»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать изи
  • Как правильно написать ийти или идти
  • Как правильно написать иисус или иисус
  • Как правильно написать изжога
  • Как правильно написать иисус воскрес