Как устроено изложение в ОГЭ по русскому языку 2022? Что важно знать об успешном выполнении этого задания? Как оценивается изложение и как к нему подготовиться? Разбираемся в статье.
Как происходит написание изложения в ОГЭ по русскому?
Экзамен по русскому языку состоит всего из девяти заданий, первое из которых — изложение. Ученики приходят в пункт проведения экзамена, рассаживаются по своим местам, ровно в 10:00 слушают инструктаж, заполняют бланки, после чего приступают к изложению.
Организатор включает запись, школьники работают в черновиках. Текст изложения они услышат дважды.
За это время ученик должен успеть записать как можно больше важной информации и не упустить ни одну из трёх микротем.
После завершения записи ученики продолжают работать над текстами: дополнять пропуски, дописывать мысли, делать текст связным и логичным. Далее они переписывают текст сжатого изложения в чистовик и приступают к заданиям с кратким ответом.
Понимать, как устроены задания в ОГЭ по русскому очень важно. Все потому, что этот экзамен требует определенного формата решения и выполнения, и знакомство с ним — залог успешной сдачи. На наших курсах подготовки к ОГЭ мы разбираем с учениками особенности каждого задания ОГЭ и критерии их оценивания. Мы также объясняем школьникам, как лучше всего справляться с самыми сложными вопросами и не попадаться в ловушки экзаменаторов. Записывайтесь, если хотите получить высокий балл на ОГЭ!
Как оценивают изложение
Первый критерий — ИК1 — содержание изложения. Если экзаменуемый не упустил ни одной микротемы и не добавил ничего лишнего от себя, то получает 2 балла.
Далее оцениваются приёмы сжатия исходного текста — ИК2 —. В каждой микротеме (всего их три) должен быть применён хотя бы один приём сжатия, о которых мы расскажем чуть позже. За каждый сжатый абзац ученик получает по одному баллу, итого — 3!
Последний критерий — ИК3 — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложений оценивает логику и абзацное членение. Три абзаца, всё логично, стройно, понятно? Ещё два балла в копилочку!
Итого за изложение можно получить целых 7 баллов! Достаточно много за такую несложную работу.
Не забывайте, что отдельно по десятибалльной шкале будет оценена грамотность изложения и сочинения в совокупности!
Как написать? 8 этапов работы над изложением в ОГЭ по русскому
1. Первое прослушивание
Сразу положите перед собой два черновика и две ручки (запасную на тот случай, если первая ручка перестанет писать).
Во время первого прослушивания очень важно успеть написать как можно больше информации за диктором. Оставляйте большие пробелы между строчками, чтобы потом можно было легко дописать недостающие части.
Заранее разработайте и продумайте систему сокращений слов, которые часто встречаются в изложениях (человек — Ч, любовь — быстро нарисовать сердечко и так далее). Старайтесь выписывать важные слова, которые имеют смысл и передадут содержание текста. Обычно ученикам интуитивно хочется выписывать короткие слова (у, в, под, на, об…), но по таким записям будет сложно восстановить смысл текста.
2. Пауза
Между прослушиваниями будет небольшая пауза. Пока не началась повторная запись, постарайтесь дополнить пропуски, дописать сокращения. Особое внимание обращайте на первое и последнее предложение абзаца — их нужно написать максимально приближенно к оригиналу.
Внимательно посмотрите на границы микротем: правильно ли вы выделили абзацы. Во время второго прослушивания обратите внимание на паузы между частями — они должны быть более долгими там, где вы начинаете писать с красной строки.
3. Второе прослушивание
Стараемся максимально заполнить все пропуски и пробелы. Помните: сокращать проще, чем дополнить. Лучше записать больше, так как больше прослушиваний не будет: вы будете работать с тем, что успели написать.
4. Корректировка черновика
Когда закончилось второе прослушивание, сразу же заполняйте оставшиеся пропуски, пока не забыли услышанное. Убедитесь, что все слова, записанные на скорую руку, вам понятны.
Постарайтесь воспроизвести первое и последнее предложение каждой микротемы. Убедитесь, что у вас три микротемы — каждая из них должна начинать какую-то новую мысль.
5. Сжатие текста: сократите написанное
Теперь пришло время применить приёмы сжатия текста, чтобы получить наши заветные три балла!
Существует три классических приёма сжатия текста, которые никогда не подводят:
- исключение;
- упрощение;
- обобщение.
Разберем каждый подробнее.
1. Исключение. Первый приём — наш верный друг — разрешает нам исключить (то есть просто вычеркнуть) всё ненужное: синонимы, однородные члены, обороты, вводные слова, лишние подробности. Если вы видите, что без этой информации смысл микротемы сильно не меняется — вычёркивайте смело. Но не переборщите: ваше изложение должно содержать не менее 70 слов!
Пример:
Безусловно, все мы знаем, что такое материнская любовь: это забота, ласка, внимание. Берегите своих драгоценных мам!
После исключения:
Все мы знаем, что такое материнская любовь. Берегите своих мам!
2. Упрощение. Возможность сделать сложные предложения и конструкции более простыми.
Пример:
Нужно смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу, потому что автомобилисты не всегда внимательны: они могут не успеть затормозить.
После упрощения:
Нужно смотреть по сторонам, переходя дорогу. Автомобилисты не всегда внимательны и могут не успеть затормозить.
3. Обобщение. Разрешает заменять однородные члены обобщающим словом или же заменить подробный фрагмент более коротким синонимичным.
Пример:
Я, мама, папа, бабушка, дедушка, брат и его жена собрались за столом. Мы общались, пили, ели, смеялись и смотрели телевизор. Нам очень понравился вечер!
После обобщения:
Вся семья собралась за столом. Нам очень понравился вечер: мы прекрасно провели время!
6. Работа над композицией изложения в ОГЭ по русскому
Проработали все три микротемы? Убедитесь, что текст складно читается целиком, нет логических провалов, несостыковок, скачков. Добавьте переходы при помощи союзов и вводных слов, где это необходимо.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию
Если предложение кажется вам “корявым” — вам не кажется! Переформулируйте его, напишите мысль по-другому, чтобы вы были уверены в корректности. Вычистите повторы: если в одном или соседних предложениях повторяется одно и то же слово, замените его местоимением или синонимом.
Затем проверьте постановку знаков препинания (особенно в сложных предложениях)!
Сомневаетесь? Выделите грамматическую основу и начертите схему.
Помните, что для проверки правописания вы можете использовать орфографический словарь на экзамене. Не знаете, как пишется слово, а словарь не помог? Подберите синоним!
8. С черновика на бланк
Очень внимательно и аккуратно переписываем наш текст на бланк ответов номер 2. Помните, что бланк можно заполнять только с лицевой стороны — обратную сторону не проверяют!
Большое количество ошибок по невнимательности (в орфографии, пунктуации, абзацном членении и так далее) происходит именно на этом этапе. Поэтому не поленитесь в самом конце, когда уже будет написан весь экзамен, включая сочинение, вернуться к листу с изложением и перечитать свою работу.
Как готовиться к изложению
Как и всегда, лучший друг успеха на экзамене — практика. В открытом банке заданий ОГЭ на сайте ФИПИ выложены тексты изложений, который можно запустить и попробовать самостоятельно написать работу.
Однако в заданиях с развёрнутым ответом главное — проверка. Если у вас нет возможности обратиться к учителю с просьбой проверить вашу работу, записывайтесь на курс подготовки ОГЭ по русскому, который включает в себя как написание изложения, так и проверку преподавателем в соответствиями с критериями от ФИПИ. На нашем курсе вы также основательно подготовитесь ко всем остальным заданиям ОГЭ: мы тщательно анализируем экзамены и разбираем с учениками все лайфхаки и ловушки.
ОГЭ Рекомендации по написанию сжатого изложения
ЧТО ТАКОЕ «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»?
Прежде чем приступить к объяснению понятия «сжатое изложение», выясним, что представляет собой вообще изложение.
Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.
Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений — подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.
Сжатое изложение — это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.
Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.
Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся — уловить и кратко, без лишней «воды», сформулировать основную суть текста.
Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.
Основных способов сжатия текста три:
1. Исключение.
2. Обобщение.
3. Замена.
Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.
- ИСКЛЮЧЕНИЕ.
При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.
Исключить можно:
— вводные слова,
— однородные члены предложения,
— повторы,
— риторические вопросы и восклицания,
— однотипные примеры,
— цитаты,
— рассуждения,
— описания,
— детали, не влияющие на ход авторской мысли,
— другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.
!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.
- ОБОБЩЕНИЕ.
При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.
Обобщению подлежат:
— ряды предложений, связанных одной мыслью;
— части сложного предложения;
— парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
— другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).
Пример обобщения.
До: С правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?
После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.
- ЗАМЕНА.
Заменить можно:
— однородные члены обобщающим словом,
— сложное предложение простым,
— несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,
— прямую речь косвенной,
— часть предложения местоимением и т.д.
Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.
Пример:
До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.
После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.
До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.
После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.
Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.
До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.
Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал — жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.
(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)
Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.
КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Несколько советов, как успешно написать сжатое изложение.
1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.
2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.
3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.
4. Как правило, при чтении текста аудитор делает паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).
5. Текст прочитан. Прочитайте то, что записали, соединитезаписанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.
6. Определите тему текста (задайте себе вопрос: «О чем этот текст?»). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.
7. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: «Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?»). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.
!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.
8. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.
9. Составьте план текста. Краткий, развернутый — на ваше усмотрение. Главная функция плана — помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.
10. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.
11. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.
12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:
— лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);
— лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).
Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац — 1 микротема.
Объем сжатого изложения — не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.
Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.
Памятка
Как слушать текст, чтобы понять его содержание
- Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.
- Сформулируйте цель аудирования.
- В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения.
Тема?
Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть.
Совокупность микротем = теме текста.
Количество абзацев = количеству микротем.
Сжатое изложение – воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно – логической структуры, стиля и типа речи исходного текста.
Приёмы сжатия текста
- Исключение (удаление) второстепенной информации, подробностей, деталей.
а) исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Например:
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди. (По В.И. Курбатову)
б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. Например:
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
(По Е. Киселёвой)
в) исключение из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М. Лотман)
- Обобщение (объединение, замена) единичных явлений и фактов.
а) выявление обобщённого содержания какого-либо фрагмента текста
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову)
Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
б) замена однородных членов их обобщённым наименованием.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (=не мешает).(С. Газарян)
- Упрощение синтаксических структур.
а) замена придаточного определительного синонимичным определением;
б) замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;
в) сокращение количества структурных частей СП.
-
Основные требования к сжатому изложению:
- Виды компрессии текста
- Основные принципы сжатия текста:
-
Пример сжатия текста
- Исходный текст:
- Использование приемов компрессии
- Сжатое изложение:
- Оценивание результата
Сжатое изложение – вид работы, с которым учащимся предстоит встретиться при сдаче ОГЭ по русскому языку, поэтому необходимо готовиться к нему заблаговременно. Хорошо, если учащиеся на протяжении учёбы в 5-9 классах постепенно осваивали этот вид изложения. Если же нет, то учеников следует ознакомить с основными правилами написания таких видов работы, показать им приёмы сжатия текста, отработать на практике весь процесс написания сжатого изложения.
Данный вид работы позволяет проверить глубину понимания текста, умение выделять главную и второстепенную информацию, строить связное высказывание на основе сокращенного текста.
Основные требования к сжатому изложению:
- Информацию исходного текста нужно сократить и обобщить;
- Необходимо отразить основные мысли автора, искажение авторских суждений не допускается;
- Должна быть сохранена последовательность изложения содержания;
- Нужно передать микротемы исходного текста, их три; пропуск микротемы или нарушение абзацного членения ведёт к снижению оценки.
Кратко изложить прослушанный текст гораздо сложнее, чем текст прочитанный, поэтому при подготовке к написанию сжатого изложения имеет смысл потренироваться сокращать прочитанный текст, то есть тот, который вы восприняли визуально. Следующим этапом будет уже сокращение текста, воспринятого на слух, здесь можно воспользоваться аудиозаписями текстов.
Виды компрессии текста
При работе с текстом, воспринятым визуально, можно потренироваться сокращать текст различными способами. Существует несколько приёмов компрессии (то есть сжатия) текста:
Исключение.
В этом случае мы убираем из предложения несущественные подробности, второстепенную информацию. Исключаем повторы, синонимы, вводные и вставные конструкции, уточнения и пояснения. Например: Вчера вечером, на закате дня, я сидел на автобусной остановке, ожидая рейсовый автобус, на котором должны были приехать гости. – Вчера вечером я ждал на остановке автобус, чтобы встретить гостей.
Замена.
Можно заменить однородные члены предложения обобщающим словом, прямую речь косвенной, сложного предложения простым, предложения или его части указательным местоимением и т. д. Например: Мария сказала: «Простите меня, я не хотела вас обидеть. Проходите к столу».– Мария извинилась и пригласила гостей к столу.
Слияние.
Объединение двух простых предложений или сложного и простого, сопровождающееся зачастую заменой или исключением. Например: Мы вместе ходили на рыбалку. Там, забросив удочки, мы подолгу разговаривали обо всём: о школе, о новом составе редакции газеты, о последних прочитанных книгах.– Мы вместе ходили на рыбалку и подолгу разговаривали обо всём.
Основные принципы сжатия текста:
- В результате сокращения должен получиться связный, логичный текст, а не его план или подробный пересказ.
-
В новом тексте должны быть сохранены все микротемы, основная мысль исходного текста.
Рекомендации для работы с текстом, воспринимаемым на слух:
-
При первом чтении текста постарайтесь сосредоточиться на восприятии текста, определении основной темы, микротем, идеи (основной мысли) текста. Можно ограничиться только прослушиванием, но можно и начать делать записи, тогда нужно обратить внимание на первые предложения каждого из трёх абзацев (между ними при чтении заметная пауза) и кратко записать их. Первое предложение – это абзацный зачин, часто именно в нём заключается смысл микротемы. Записи следует делать, оставляя места между строками, чтобы потом вписать туда необходимую информацию.
-
Между первым и вторым чтением отводится 5-7 минут для осмысления текста. В это время нужно кратко записать последовательность событий, восстановить ход рассуждений автора. Можно составить план, в котором определить микротемы.
-
При втором прослушивании проверьте правильность выделения абзацев, дополните и откорректируйте записанные материалы. Обратите особое внимание на даты, собственные наименования, цитаты, важные для передачи основной мысли текста. Зафиксируйте последовательность: в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец; в описании – предмет и его существенные признаки; в рассуждении – тезис, доказательства, вывод.
-
Выберите способы компрессии для каждой части текста и затем, используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. После записи сжатого изложения проверьте, удалось ли сохранить связь между частями, авторский замысел. Перечитайте текст и посчитайте количество слов. Если их меньше 70-ти, подумайте, какую часть можно расширить.
-
После проверки содержания тщательно проверьте грамотность (наличие грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок), перепишите сжатое изложение в чистовик.
Пример сжатия текста
Рассмотрим в качестве текста для сжатого изложения фрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Цель и самооценка».
Исходный текст:
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.
Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, – какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи. Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорченье. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина – тоже огорченье, и еще какое!
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы «принципом», лишенным чувства доброты. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.
Использование приемов компрессии
Фрагмент состоит из трёх абзацев-микротем, которые можно озаглавить следующим образом:
- Жизненная цель – самооценка человека.
- Сверхличная цель позволяет человеку прожить жизнь достойно.
- Главной жизненной задачей должна быть сверхличностная, диктуемая добротой и любовью.
1-ый абзац: Используя исключение и замену, получаем:
Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.
2-ой абзац: В результате компрессии методом исключения получаем:
Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.
3-ий абзац: В этом абзаце самая важная информация, поэтому большую часть оставляем, в начале абзаца используем слияние, последнее предложение сокращаем путём замены и исключения:
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.
Сжатое изложение:
Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.
Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.
Оценивание результата
Содержание изложения оценивается от 0 до 2 баллов в зависимости от количества переданных микротем: если все микротемы отражены, то 2 балла, если же ученик упустил или добавил более одной микротемы, то это 0 баллов.
Приёмы сжатия оцениваются тоже по отношению к микротемам: если один или несколько приёмов сжатия были использованы во всех микротемах, то это даёт максимальные 3 балла, соответственно в двух микротемах – 2 балла, в одной микротеме – 1 балл. Если приёмы компрессии не использовались вообще – 0 баллов.
Третий критерий – оценивание смысловой цельности, связности и последовательности получившегося текста. Здесь учитывается правильность деления текста на абзацы, отсутствие логических ошибок. Максимальное количество баллов – 2. Одна логическая ошибка или одно нарушение деления на абзацы позволяет получить один балл, если нарушений больше – 0 баллов.
Таким образом за содержание сжатого изложения максимальное количество баллов равняется 7.
Грамотность оценивается по критериям, указывающим допустимое количество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Кроме того, оценивается фактическая точность высказывания. Если в работе не больше двух орфографических, двух пунктуационных, двух речевых, одной грамматической и нет ошибок в понимании и употреблении терминов, а также отсутствуют фактические ошибки, то по этим критериям ученик получает максимальные 10 баллов.
В общем, в сумме, учащийся может получить за написание изложения максимально 17 баллов.
Как научиться сжимать текст? Для начала напомним, что сжатое изложение — проверка навыков информационной обработки текста. Сжатое изложение — это краткая, обобщённая передача содержания исходного текста.
Ученику необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства. Определим стоящие перед собой задачи, выберем определённый ход действий.
Согласно критериям оценивания сжатого изложения, необходимо выполнить ряд задач.
Задачи:
1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы.
2) Применить не менее одного способа сжатия текста.
3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём 90-110 слов).
Прослушивание текста
Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 10 минут на осмысление текста.
При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их расположение и последовательность.
Если не успеваете, не стремитесь записать весь текст. Записывайте ключевые слова и словосочетания, которые составляют смысловую основу этого текста. Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность при втором прочтении и редактировании вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.
При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.
В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.
Микротема — содержание нескольких предложений, объединённых одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.
Читаем текст 1
Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.
Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.
Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.
Внимательно прочитав данный текст, выделим в нём следующие микротемы:
1 абзац: Алгоритм чёрной неблагодарности – ответ на добро злом.
2 абзац – Нравственность – это путеводитель по жизни.
3 абзац – Счастье творить добро дано только возвышенным натурам.
Способы сжатия (компрессии) текста
Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.
При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, вы сформируете сжатый текст.
При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщённым наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.
Упрощение (замена) – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:
— замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;
— слияние нескольких предложений в одно;
— замена части текста одним предложением;
— сокращение количества частей сложного предложения;
— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
— замена предложения или его части указательным местоимением.
Редактируем 1 абзац:
Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.
Исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца:
Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности.
Редактируем 2 абзац:
Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.
Применяем способ замены во 2 предложении и исключения в 3 предложении:
Нравственность – это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое.
Редактируем 3 абзац:
Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.
Исключаем вопросительное предложение, применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом):
Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (71 слово)
Читаем текст 2
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
Выделяем микротемы:
1 абзац – Жестокая школа войны.
2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.
3 абзац – Память о войне должна жить.
Редактируем 1 абзац:
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:
Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни.
Редактируем 2 абзац:
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:
Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.
Редактируем 3 абзац:
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:
Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. (87 слов)
Читаем текст 3
Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».
Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя её нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.
Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает своё поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается всё забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.
Задание1:
Самостоятельно выделите микротемы данного текста и запишите их в тетрадь.
Задание 2:
Прочитайте текст сжатого изложения и укажите способы сжатия:
Закономерность такова, что чаще всего предают близкие люди – те, в кого мы вложили душу. В таких ситуациях как не вспомнить высказывание Виктора Гюго о том, что удары врага переносятся легче булавочных уколов друга.
Предатель объясняет свой поступок интересами дела, но в действительности его издевательство над другими объясняется отсутствием души, а значит, и совести.
Предательство разрушает достоинство человека, и тогда он пытается оправдать содеянное, или впадает в отчаяние перед неотвратимым возмездием, или старается всё забыть, а жизнь его становится никчёмной. (84 слова)
Задание 3:
Отредактируйте текст, выделив микротемы и используя известные вам способы сжатия:
Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.