-
Пишем летопись
Этот проект является платным. Подробнее
Как вы думаете, почему для наших предков было так важно записать, что «в лето такое-то» происходили такие-то события? Что мы с вами ощутим, попробовав стать летописцами?
Поучаствуйте в проекте и получите знак отличия.
Мне нравится
Проект нравится 6 участникам
Летопись (или летописание) — исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лѣто …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.
В этом проекте мы с вами попробуем описать какое-то известное событие в виде страницы из летописи.
- Автор проекта
решение вопроса
Похожие вопросы
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,618 -
гуманитарные
33,647 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,523 -
разное
16,896
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Как составить летопись своего села: метод. рекомендации / Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова; сост.: Л. И. Лукьянова, Е. М. Терентьева ; отв. за вып. Л. В. Фарафонова. – Барнаул: РИО АКУНБ, 2011. – 12 с. Скачать пособие в виде PDF файла |
В пособии даются сайт АКУНБ им. В.Я. Шишкова |
Поддержите этот сайт, установите у себя наш баннер
Этот сайт о памяти общины. Присылайте рассказы о своей общине бахаи. Мы их опубликуем в этом блоге.
Сетевые архивы с материалами о Вере Бахаи
>>
Исследования Веры
Бахаи: библиография статей и книг
>>
Материалы семинара по
ведению текущей документации Местного Духовного
Собрания >>
Биографии на сайте «Архивы —
память общины» >>
Материалы семинара: Европейские
архивы бахаи >>
Как составить летопись своего села: методические рекомендации
сост.: Л. И. Лукьянова, Е. М. Терентьева
СодержаниеВступление
Что такое летопись?
Учредитель летописи, его обязанности
Авторский коллектив (составители), его обязанности и
отчетность
Что важно для
летописца?
С чего
начать работу над летописью?
Структура летописи, порядок ее ведения
Какие сведения рекомендуется отражать в исторической
справке?
Отражение в летописи современной жизни села
Об
электронном варианте летописи
Сбор и обработка
материалов
Летопись – памятник духовной культуры
Рекомендуемая
литература
Современные библиотеки активно
занимаются изучением прошлого своего края. Они
традиционно накапливают сведения из истории городов и
сельских населенных пунктов: оформляют альбомы и папки
газетных вырезок, записывают воспоминания старожилов –
очевидцев различных памятных событий, собирают рукописи,
дневники, письма, фотографии земляков.
В настоящее
время многие библиотеки приступили к написанию
летописей своих сел. Надеемся, предлагаемые методические
рекомендации окажут помощь летописцам в их работе,
помогут в сборе и фиксации материалов об истории и
современной жизни села.
Что такое летопись?
Каждому культурному человеку
хорошо известны исторические произведения XI–XVII вв., в
которых повествование велось по годам. Это летописи –
самые значительные памятникиобщественной мысли и
культуры Древней Руси.
Впоследствии летописи не
только отражали исторические сведения, но и включали
записи о современных летописцу событиях по годам.
В
нашем случае летопись – это рукописный текст истории и
современной жизни села в хронологической
последовательности.
В летописи регулярно фиксируются
сведения об общественно значимых, неординарных,
политических, экономических, культурнобытовых событиях
данного села:
-
статистика рождений,
браков, разводов и смертей; -
общее количество населения
села, количество школьников, призывников,
пенсионеров, другая статистическая информация; -
различная информация по
экономике, культуре, инфраструктуре
поселения; -
сведения об учреждениях и
организациях, расположенных на территории села,
значимые вехи и достижения в их деятельности, ФИО
руководителей с начала деятельности учреждений и
организаций и по настоящее время; -
трудовые, боевые, учебные
и иные общественно значимые достижения жителей села
или других лиц, имеющих отношение к сельскому
поселению; -
решения сельской и
вышестоящих администраций и органов, касающихся
жизнедеятельности села; -
публикации в средствах
массовой информации по вопросам, связанным с
историей и современным положением сельского
поселения; -
важнейшие события в жизни
сельской школы; -
информация о событиях и
празднованиях, отмечаемых в селе, природных
особенностях и явлениях на его территории; -
сведения о трудовых
занятиях, народных промыслах, увлечениях и
интересах жителей села; -
хозяйственная деятельность
физических лиц и организаций на территории села; -
другие события, факты,
цифры и даты, имеющие общественную
значимость для
данной местности.
Учредитель летописи, его обязанности
Учредителем летописи является
администрация органа местного самоуправления.
В ее обязанности входит:
-
принятие решения о
создании летописи и составе авторского коллектива
(составителей); -
регистрация данного
документа; -
обеспечение составителей
информацией, находящейся в компетенции администрации
села; -
содействие составителям в
сборе информации от учреждений, организаций и
физических лиц, имеющих отношение к данному
сельскому поселению; -
в установленные сроки
инвентаризации проверка наличия летописи
как
документа администрации села.
Авторский коллектив (составители), его обязанности и
отчетность
Состав авторского коллектива
(составителей) утверждается решением главы органа
местного самоуправления. На общественных началах в него
могут войти краеведы, представители администрации,
библиотекари, учителя, ветераны войны и труда, жители
села, школьники. Желательно привлечь к работе по
составлению летописи местных поэтов, художников,
фотографов.
Участников необходимо заранее подготовить
к этой работе – помочь овладеть методикой
самостоятельной работы с книгой и архивными источниками,
научить их:
-
глубже работать с
исторической литературой; -
делать выписки,
извлечения, давать ссылки; -
записывать воспоминания
очевидцев на различные носители информации; -
составлять правильную
библиографическую запись.
Работа потребует тесного
контакта с местными и краевыми архивами, музеями,
общественными организациями.
Очень важно, чтобы у
авторского коллектива (составителей) летописи имелась
возможность работать с современными техническими
средствами: компьютером, сканером, копировальным
аппаратом. С их помощью любой письменный или печатный
документ, а также фотоархив станет доступен каждому,
желающему его увидеть.
В установленные администрацией
села сроки составители готовят отчет о проделанной
работе и перспективах дальнейшей деятельности по
созданию летописи.
Что важно для
летописца?
Современным создателям
летописей своих населенных пунктов принципиально
важно соблюдать принципы этичности и достоверности при
общении с людьми, предоставляющими информацию:
-
чувствовать
ответственность за людей, с которыми они работают и
чью жизнь и культуру изучают: избегать нанесения
морального вреда или неправильного обращения,
уважать благополучие, работать на долгосрочное
сохранение артефактов, активно консультироваться с
теми, кого исследуют, с целью установления рабочих
отношений; -
гарантировать, что
исследование не повредит безопасности, достоинству
или частной жизни людей, в отношении которых
осуществляются профессиональные действия; -
выяснить, желают ли лица,
предоставившие информацию, сохранить анонимность или
получить известность, и сделать все, чтобы
исполнить эти пожелания. При этом нужно предупредить
их о возможных последствиях такого выбора: несмотря
на соблюдение условий, анонимность может быть
раскрыта, а широкое признание – не
состояться; -
заранее заручиться
согласием изучаемых лиц, которые могут быть
затронуты исследованием. Это касается, в первую
очередь, старожилов и ветеранов сельских поселений; -
ответственно и
своевременно планировать работу по созданию летописи
как в настоящее время, так и на перспективу.
Таким образом, современный
летописец в ответе не только перед людьми, которых
затрагивает своим исследованием, но и за истинность той
информации, которую он распространяет и обеспечивает ее
правильное понимание.
С чего
начать работу над летописью?
Подготовка к сбору и систематизации материалов:
-
предварительное знакомство
с историей
своей местности и
административно-территориальным положением села; -
беседа с учеными и
исследователями, занимающимися местной историей, на
предмет методики сбора материалов и их
систематизации; -
составление плана.
Изучение литературы и других информационных
источников:
-
книги, журналы, газеты;
-
нормативные акты;
-
архивы своего села и
района; -
краевой и центральный
архивы; -
семейные документы;
-
свидетельства и
воспоминания старожилов, переселенцев.
Структура летописи, порядок ее ведения
Структуру летописи
разрабатывает авторский коллектив (составители) и
утверждает глава местной администрации. Как правило,
летопись состоит из двух основных частей:
1. История
населенного пункта.
2. Летопись (хроника) населенного
пункта.
В соответствии с российским
законодательством, статус документа имеет бумажный
вариант сельской летописи, который регистрируется в
администрации села. Все записи в книге ведутся с
указанием даты события, текста информации о прошедшем
событии.
Источники информации могут быть официальными
и неофициальными, письменными и устными, представлены в
виде фото-, видео- и
аудиозаписей. Каждый источник
информации имеет свое значение,
степень достоверности
и значимости. Даже табличка на могильном
памятнике,
на правах источника информации, дает три вида
информации: дату рождения, смерти и место захоронения
человека.
На титульном листе летописи помещаются
сведения о современном
названии села с указанием
района, края и времени начала ведения данного документа.
При полном заполнении предыдущей книги летописи работа
продолжается в следующей. В этом случае на титульном
листе летописи
под названием населенного пункта
указывается ее номер (книга 1, книга 2,
книга 3 и т.
д.).
Летопись заполняется черными чернилами, ровным
красивым почерком, буквами средней величины с
использованием различного трафарета. В тексте не должно
быть исправлений, зачеркиваний. Записи ведутся с двух
сторон листа.
Страницы проставляются в верхнем
внешнем углу. Сноски даются внизу листа более мелким
почерком и отделяются короткой линией от основного
текста. Сноски обозначаются звездочками.
Повысят
ценность собранных материалов сопровождающие их
фотоальбомы, подлинники (ксерокопии) документов, образцы
фольклора данной местности, аудио- , видеоряд, отдельные
обзорные и тематические материалы, которые ввиду
большого объема не вошли в текст самой летописи. Эти
материалы хранятся как самостоятельные единицы. Не
допускается вклеивание фотографий, документов и т. п. в
книгу летописи.
Какие сведения рекомендуется отражать в исторической
справке?
В разделе «История» приводится
литературно обработанный текст истории поселе-
ния с
момента его основания.
В исторической справке
рекомендуется отражать следующие сведения:
-
расположение населенного
пункта относительно районного центра и
железнодорожной станции; -
расположение на берегу
реки или удаленности от нее; -
географическое
расположение, природно-климатические условия; -
дата основания поселения;
-
имя основателя;
-
изменения в названии;
-
происхождение названия,
связанные с этим легенды, были и т.д.
Отражение в летописи современной жизни села
Во второй части летописи на
втором листе книги летописи помещаются следующие
сведения: ФИО, должность ответственного за ведение
книги, период, в который он вел записи.
Начинается
ведение хроники современной жизни села с краткого обзора
его социально-экономической и культурной жизни: площадь,
количество жителей,
предприятия, организации,
учреждения, находящиеся на территории
данного
населенного пункта.
В центре строки крупным шрифтом
выделяются цифры с обозначением года событий (2007,
2008, 2009, 2010 и т. д.).
Дата событий выделяется
красными чернилами и свободным от
текста полем.
Например:
12 января
____________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
В верхней части лицевой стороны листа на первой линии
трафарета
проставляется год.
Записи ведутся в
порядке хронологии. В начале – события с известными
датами, в конце месяца – с неизвестными. Если не
известен месяц – событие записывается в конце года.
После этого перечисляются приказы, постановления местной
администрации. Далее – краткий статистический обзор
(опираясь на данные органов власти, предприятий,
учреждений, организаций и т. д.).
Записи в книгу
летописи необходимо вести регулярно (не реже одного раза
в квартал) в хронологическом порядке.
Об
электронном варианте летописи
Одновременно с бумажным
вариантом летописи, по возможности, ведется ее
электронная версия. Она должна полностью дублировать
бумажный текст. При этом условии электронная версия
является полноправной авторской копией летописи.
В
случае утраты бумажного варианта она должна быть
восстановлена
на основе ее электронной копии.
После окончания и сдачи в сельскую библиотеку очередной
книги летописи ее электронная копия записывается на
цифровой носитель в двух экземплярах и дальше передается
по одному экземпляру в сельскую библиотеку и местную
администрацию.
Сбор и обработка
материалов
Основными источниками для
создания летописи являются документальные источники,
полученные из архивов и музеев.
Сбор материалов
предполагает выявление сведений о селе из книг,
сборников, журналов, газет и различных информационных
материалов. Нужно быть готовым
к тому, что во многих
случаях информацию придется собирать буквально по
крупицам. Это может быть глава или абзац из книги, всего
несколько строк в газетной статье или одна из дат в
хронике событий.
Выявление сведений необходимо
начинать с изучения краеведческого фонда. Особенно
тщательно следует прорабатывать краеведческие
библиографические пособия, в первую очередь,
краеведческие пособия,
подготовленные сотрудниками
районных (межпоселенческих) библиотек, а также издания
краевых библиотечных цетров («Литература об Алтайском
крае», «Страницы из истории Алтая» и т. д.). Пристально
просматриваются подшивки местных, краевых газет и
журналов.
Для того чтобы восполнить «белые пятна» в
истории населенного пункта, с наибольшей полнотой
запечатлеть знания односельчан о своем селе и довести их
до потомков, краеведческий фонд пополняется
неопубликованными краеведческими документами. Это
машинописные и рукописные материалы, фотографии,
архивные документы или их копии, документы местных
администраций, слайды, видео- и аудиозаписи,
иллюстративный материал. Это могут быть мемуары,
дневники, письма, рисунки, воспоминания старожилов,
переселенцев, знаменитых или известных земляков –
уроженцев села – с пометкой «со слов». Сбор такого
материала у местных жителей осуществляется на
добровольных началах. Каждый «вклад» подлежит обработке:
регистрации, редактированию и определению места хранения
в фонде.
Регистрация таких документов, как единица
хранения, осуществляется в специальной тетради (книге)
либо на карточке. При регистрации
необходимо
проставить число, инвентарный номер поступившего
документа, указать его название, точное имя, отчество и
фамилию автора,
вид документа, аннотацию, способ
приобретения документа (подарен,
обнаружен случайно и
т. п.). Если это копия, то указать место, где хранится
подлинник, а также сослаться на автора – составителя
описания.
Если дается ссылка на рассказ очевидца, то
необходимо указать его
фамилию, имя, отчество, год
рождения и адрес проживания.
Документы хранятся в
папках. Фотографии – в конвертах, в вертикальном
положении, отдельно каждый снимок.
Летопись
– памятник духовной культуры
Существенную помощь в
пополнении исторической части летописи может оказать
использование Интернета, электронных каталогов,
полнотекстовых баз данных и т. д.
Представленная в
летописи информация относится к материалам повышенного
спроса. В целях широкой популяризации собранных в ней
сведений и одновременно сохранности подлинников
документов составители могут предложить создание на
основе этих материалов печатных изданий.
Информация,
представленная на страницах газет, журналов, на радио
и по телевидению, поднимет авторитет, значимость и самой
летописи,
и ее создателей, привлечет к работе по
восстановлению и изучению
истории своей малой Родины
новых заинтересованных лиц.
Электронный вариант
летописи правомерно разместить в Интернете,
обеспечивая доступ к ней как можно большему количеству
людей, интересующихся этой темой.
Созданная летопись
села – это не просто перечисление исторических событий.
Это памятник русской духовной культуры. Она уникальна.
Рекомендуемая
литература
1. В помощь
историко-краеведческой работе библиотек / М-во культуры
РФ ; Гос. Публ. ист. б-ка ; сост. Е. В. Бесфамильная. –
М.,1992. – 83 с.
2. Захарова, Г. Ведем летопись / Г.
Захарова, Е. Зубкова // Хроники краеведа. – 2008. – № 3.
– С. 13–16 ; № 4. – С. 10–12 ; № 5. – С. 13–18.
3.
Летопись села : метод. рекомендации / сост. И. А. Ступко
; отв. за
вып. Т. А. Максоева ; Иркут. обл. публ.
б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского. – Иркутск : [б.
и.], 1996. – 6 с.
4. Составление летописи населенных
пунктов: (из опыта работы) /
Г. Н. Резниченко, Л. А.
Захарова ; Рязан. УНБ, Старожиловская ЦРБ. – Рязань :
[б. и.], 2002. – 5 с.
5. Толкунова, В. Возвращение к
«малой Родине» : [опыт работы отд.
краевед.
библиографии Владимир. ОУНБ] / В. Толкунова //
Библиотека. – 1995. – № 10. – С. 83–84.
6. Удалова,
Л. Профессиональных дел летописцы / Л. Удалова //
Библиополе. – 2006. – № 12. – С. 12–14.
7. Чурочкин,
Б. Летописное искусство / Б. Чурочкин // Хроники
краеведа. – 2009. – № 4. – С. 8–21.
8. Шадрина, Л. В.
В моем селе – моя судьба : (из опыта краевед.
деятельности Баклушин. ист.-краевед. б-ки им. Ф. Ф.
Павленкова Большесоснов. р-на) / Л. В. Шадрина //
Библиотекарю для внедрения в практику работы. – Пермь,
2001. – Вып. 28. – С. 4–20.
9. Летописи: [Электронный
ресурс] // Режим доступа:
http://interpretive.ru/dictionary
10. Летописи:
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://his95.narod.ru/leto.htm
УДК 9(с) + 913
ББК 63.3(2)
+ 26.891
________________________________________
Производственно-практическое издание
Как составить
летопись своего села: методические рекомендации
Составители: Л. И. Лукьянова, Е. М. Терентьева
Ответственный за выпуск Л. В. Фарафонова
Корректор М.
В. Сигарева
Компьютерная верстка С. Н. Арсентьева
Подписано в печать 28.01.2011. Формат 60×84 1/16. Усл.
печ. л. 0,70.
Тираж 1 экз. Заказ № 559.
ГУК
«Алтайская краевая универсальная научная библиотека им.
В. Я. Шишкова». 656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, 5.
© ГУК «Алтайская
краевая универсальная научная библиотека им. В. Я.
Шишкова», 2011
Скачать
пособие в виде PDF файла
Как составить летопись своего села: метод. рекомендации / Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова; сост.: Л. И. Лукьянова, Е. М. Терентьева ; отв. за вып. Л. В. Фарафонова. – Барнаул: РИО АКУНБ, 2011. – 12 с. Скачать пособие в виде PDF файла |
|
В пособии даются практические советы библиотекарям по написанию летописи села: организации работы, методике сбора материала, его обработке и систематизации. Источник: сайт АКУНБ им. В.Я. Шишкова |
сост.: Л. И. Лукьянова, Е. М. Терентьева
Содержание
Вступление
Что такое летопись?
Учредитель летописи, его обязанности
Авторский коллектив (составители), его обязанности и отчетность
Что важно для летописца?
С чего начать работу над летописью?
Структура летописи, порядок ее ведения
Какие сведения рекомендуется отражать в исторической справке?
Отражение в летописи современной жизни села
Об электронном варианте летописи
Сбор и обработка материалов
Летопись – памятник духовной культуры
Рекомендуемая литература
Современные библиотеки активно занимаются изучением прошлого своего края. Они традиционно накапливают сведения из истории городов и сельских населенных пунктов: оформляют альбомы и папки газетных вырезок, записывают воспоминания старожилов – очевидцев различных памятных событий, собирают рукописи, дневники, письма, фотографии земляков.
В настоящее время многие библиотеки приступили к написанию летописей своих сел. Надеемся, предлагаемые методические рекомендации окажут помощь летописцам в их работе, помогут в сборе и фиксации материалов об истории и современной жизни села.
Что такое летопись?
Каждому культурному человеку хорошо известны исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам. Это летописи – самые значительные памятникиобщественной мысли и культуры Древней Руси.
Впоследствии летописи не только отражали исторические сведения, но и включали записи о современных летописцу событиях по годам.
В нашем случае летопись – это рукописный текст истории и современной жизни села в хронологической последовательности.
В летописи регулярно фиксируются сведения об общественно значимых, неординарных, политических, экономических, культурнобытовых событиях данного села:
-
статистика рождений, браков, разводов и смертей;
-
общее количество населения села, количество школьников, призывников, пенсионеров, другая статистическая информация;
-
различная информация по экономике, культуре, инфраструктуре поселения;
-
сведения об учреждениях и организациях, расположенных на территории села, значимые вехи и достижения в их деятельности, ФИО руководителей с начала деятельности учреждений и организаций и по настоящее время;
-
трудовые, боевые, учебные и иные общественно значимые достижения жителей села или других лиц, имеющих отношение к сельскому поселению;
-
решения сельской и вышестоящих администраций и органов, касающихся жизнедеятельности села;
-
публикации в средствах массовой информации по вопросам, связанным с историей и современным положением сельского поселения;
-
важнейшие события в жизни сельской школы;
-
информация о событиях и празднованиях, отмечаемых в селе, природных особенностях и явлениях на его территории;
-
сведения о трудовых занятиях, народных промыслах, увлечениях и интересах жителей села;
-
хозяйственная деятельность физических лиц и организаций на территории села;
-
другие события, факты, цифры и даты, имеющие общественную значимость для данной местности.
Учредитель летописи, его обязанности
Учредителем летописи является администрация органа местного самоуправления.
В ее обязанности входит:
-
принятие решения о создании летописи и составе авторского коллектива (составителей);
-
регистрация данного документа;
-
обеспечение составителей информацией, находящейся в компетенции администрации села;
-
содействие составителям в сборе информации от учреждений, организаций и физических лиц, имеющих отношение к данному сельскому поселению;
-
в установленные сроки инвентаризации проверка наличия летописи как документа администрации села.
Авторский коллектив (составители), его обязанности и отчетность
Состав авторского коллектива (составителей) утверждается решением главы органа местного самоуправления. На общественных началах в него могут войти краеведы, представители администрации, библиотекари, учителя, ветераны войны и труда, жители села, школьники. Желательно привлечь к работе по составлению летописи местных поэтов, художников, фотографов.
Участников необходимо заранее подготовить к этой работе – помочь овладеть методикой самостоятельной работы с книгой и архивными источниками, научить их:
-
глубже работать с исторической литературой;
-
делать выписки, извлечения, давать ссылки;
-
записывать воспоминания очевидцев на различные носители информации;
-
составлять правильную библиографическую запись.
Работа потребует тесного контакта с местными и краевыми архивами, музеями, общественными организациями.
Очень важно, чтобы у авторского коллектива (составителей) летописи имелась возможность работать с современными техническими средствами: компьютером, сканером, копировальным аппаратом. С их помощью любой письменный или печатный документ, а также фотоархив станет доступен каждому, желающему его увидеть.
В установленные администрацией села сроки составители готовят отчет о проделанной работе и перспективах дальнейшей деятельности по созданию летописи.
Что важно для летописца?
Современным создателям летописей своих населенных пунктов принципиально важно соблюдать принципы этичности и достоверности при общении с людьми, предоставляющими информацию:
-
чувствовать ответственность за людей, с которыми они работают и чью жизнь и культуру изучают: избегать нанесения морального вреда или неправильного обращения, уважать благополучие, работать на долгосрочное сохранение артефактов, активно консультироваться с теми, кого исследуют, с целью установления рабочих отношений;
-
гарантировать, что исследование не повредит безопасности, достоинству или частной жизни людей, в отношении которых осуществляются профессиональные действия;
-
выяснить, желают ли лица, предоставившие информацию, сохранить анонимность или получить известность, и сделать все, чтобы исполнить эти пожелания. При этом нужно предупредить их о возможных последствиях такого выбора: несмотря на соблюдение условий, анонимность может быть раскрыта, а широкое признание – не состояться;
-
заранее заручиться согласием изучаемых лиц, которые могут быть затронуты исследованием. Это касается, в первую очередь, старожилов и ветеранов сельских поселений;
-
ответственно и своевременно планировать работу по созданию летописи как в настоящее время, так и на перспективу.
Таким образом, современный летописец в ответе не только перед людьми, которых затрагивает своим исследованием, но и за истинность той информации, которую он распространяет и обеспечивает ее правильное понимание.
С чего начать работу над летописью?
Подготовка к сбору и систематизации материалов:
-
предварительное знакомство с историей своей местности и административно-территориальным положением села;
-
беседа с учеными и исследователями, занимающимися местной историей, на предмет методики сбора материалов и их систематизации;
-
составление плана.
Изучение литературы и других информационных источников:
-
книги, журналы, газеты;
-
нормативные акты;
-
архивы своего села и района;
-
краевой и центральный архивы;
-
семейные документы;
-
свидетельства и воспоминания старожилов, переселенцев.
Структура летописи, порядок ее ведения
Структуру летописи разрабатывает авторский коллектив (составители) и утверждает глава местной администрации. Как правило, летопись состоит из двух основных частей:
1. История населенного пункта.
2. Летопись (хроника) населенного пункта.
В соответствии с российским законодательством, статус документа имеет бумажный вариант сельской летописи, который регистрируется в администрации села. Все записи в книге ведутся с указанием даты события, текста информации о прошедшем событии.
Источники информации могут быть официальными и неофициальными, письменными и устными, представлены в виде фото-, видео- и аудиозаписей. Каждый источник информации имеет свое значение, степень достоверности и значимости. Даже табличка на могильном памятнике, на правах источника информации, дает три вида информации: дату рождения, смерти и место захоронения человека.
На титульном листе летописи помещаются сведения о современном названии села с указанием района, края и времени начала ведения данного документа.
При полном заполнении предыдущей книги летописи работа продолжается в следующей. В этом случае на титульном листе летописи под названием населенного пункта указывается ее номер (книга 1, книга 2, книга 3 и т. д.).
Летопись заполняется черными чернилами, ровным красивым почерком, буквами средней величины с использованием различного трафарета. В тексте не должно быть исправлений, зачеркиваний. Записи ведутся с двух сторон листа.
Страницы проставляются в верхнем внешнем углу. Сноски даются внизу листа более мелким почерком и отделяются короткой линией от основного текста. Сноски обозначаются звездочками.
Повысят ценность собранных материалов сопровождающие их фотоальбомы, подлинники (ксерокопии) документов, образцы фольклора данной местности, аудио- , видеоряд, отдельные обзорные и тематические материалы, которые ввиду большого объема не вошли в текст самой летописи. Эти материалы хранятся как самостоятельные единицы. Не допускается вклеивание фотографий, документов и т. п. в книгу летописи.
Какие сведения рекомендуется отражать в исторической справке?
В разделе «История» приводится литературно обработанный текст истории поселения с момента его основания.
В исторической справке рекомендуется отражать следующие сведения:
-
расположение населенного пункта относительно районного центра и железнодорожной станции;
-
расположение на берегу реки или удаленности от нее;
-
географическое расположение, природно-климатические условия;
-
дата основания поселения;
-
имя основателя;
-
изменения в названии;
-
происхождение названия, связанные с этим легенды, были и т.д.
Отражение в летописи современной жизни села
Во второй части летописи на втором листе книги летописи помещаются следующие сведения: ФИО, должность ответственного за ведение книги, период, в который он вел записи.
Начинается ведение хроники современной жизни села с краткого обзора его социально-экономической и культурной жизни: площадь, количество жителей, предприятия, организации, учреждения, находящиеся на территории данного населенного пункта.
В центре строки крупным шрифтом выделяются цифры с обозначением года событий (2007, 2008, 2009, 2010 и т. д.).
Дата событий выделяется красными чернилами и свободным от текста полем.
Например:
12 января ____________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
В верхней части лицевой стороны листа на первой линии трафарета проставляется год.
Записи ведутся в порядке хронологии. В начале – события с известными датами, в конце месяца – с неизвестными. Если не известен месяц – событие записывается в конце года. После этого перечисляются приказы, постановления местной администрации. Далее – краткий статистический обзор (опираясь на данные органов власти, предприятий, учреждений, организаций и т. д.).
Записи в книгу летописи необходимо вести регулярно (не реже одного раза в квартал) в хронологическом порядке.
Об электронном варианте летописи
Одновременно с бумажным вариантом летописи, по возможности, ведется ее электронная версия. Она должна полностью дублировать бумажный текст. При этом условии электронная версия является полноправной авторской копией летописи.
В случае утраты бумажного варианта она должна быть восстановлена на основе ее электронной копии.
После окончания и сдачи в сельскую библиотеку очередной книги летописи ее электронная копия записывается на цифровой носитель в двух экземплярах и дальше передается по одному экземпляру в сельскую библиотеку и местную администрацию.
Сбор и обработка материалов
Основными источниками для создания летописи являются документальные источники, полученные из архивов и музеев.
Сбор материалов предполагает выявление сведений о селе из книг, сборников, журналов, газет и различных информационных материалов. Нужно быть готовым к тому, что во многих случаях информацию придется собирать буквально по крупицам. Это может быть глава или абзац из книги, всего несколько строк в газетной статье или одна из дат в хронике событий.
Выявление сведений необходимо начинать с изучения краеведческого фонда. Особенно тщательно следует прорабатывать краеведческие библиографические пособия, в первую очередь, краеведческие пособия, подготовленные сотрудниками районных (межпоселенческих) библиотек, а также издания краевых библиотечных цетров («Литература об Алтайском крае», «Страницы из истории Алтая» и т. д.). Пристально просматриваются подшивки местных, краевых газет и журналов.
Для того чтобы восполнить «белые пятна» в истории населенного пункта, с наибольшей полнотой запечатлеть знания односельчан о своем селе и довести их до потомков, краеведческий фонд пополняется неопубликованными краеведческими документами. Это машинописные и рукописные материалы, фотографии, архивные документы или их копии, документы местных администраций, слайды, видео- и аудиозаписи, иллюстративный материал. Это могут быть мемуары, дневники, письма, рисунки, воспоминания старожилов, переселенцев, знаменитых или известных земляков – уроженцев села – с пометкой «со слов». Сбор такого материала у местных жителей осуществляется на добровольных началах. Каждый «вклад» подлежит обработке: регистрации, редактированию и определению места хранения в фонде.
Регистрация таких документов, как единица хранения, осуществляется в специальной тетради (книге) либо на карточке. При регистрации необходимо проставить число, инвентарный номер поступившего документа, указать его название, точное имя, отчество и фамилию автора, вид документа, аннотацию, способ приобретения документа (подарен, обнаружен случайно и т. п.). Если это копия, то указать место, где хранится подлинник, а также сослаться на автора – составителя описания.
Если дается ссылка на рассказ очевидца, то необходимо указать его фамилию, имя, отчество, год рождения и адрес проживания.
Документы хранятся в папках. Фотографии – в конвертах, в вертикальном положении, отдельно каждый снимок.
Летопись – памятник духовной культуры
Существенную помощь в пополнении исторической части летописи может оказать использование Интернета, электронных каталогов, полнотекстовых баз данных и т. д.
Представленная в летописи информация относится к материалам повышенного спроса. В целях широкой популяризации собранных в ней сведений и одновременно сохранности подлинников документов составители могут предложить создание на основе этих материалов печатных изданий.
Информация, представленная на страницах газет, журналов, на радио и по телевидению, поднимет авторитет, значимость и самой летописи, и ее создателей, привлечет к работе по восстановлению и изучению истории своей малой Родины новых заинтересованных лиц.
Электронный вариант летописи правомерно разместить в Интернете, обеспечивая доступ к ней как можно большему количеству людей, интересующихся этой темой.
Созданная летопись села – это не просто перечисление исторических событий. Это памятник русской духовной культуры. Она уникальна.
Рекомендуемая литература
1. В помощь историко-краеведческой работе библиотек / М-во культуры РФ ; Гос. Публ. ист. б-ка ; сост. Е. В. Бесфамильная. – М.,1992. – 83 с.
2. Захарова, Г. Ведем летопись / Г. Захарова, Е. Зубкова // Хроники краеведа. – 2008. – № 3. – С. 13–16 ; № 4. – С. 10–12 ; № 5. – С. 13–18.
3. Летопись села : метод. рекомендации / сост. И. А. Ступко ; отв. за вып. Т. А. Максоева ; Иркут. обл. публ. б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского. – Иркутск : [б. и.], 1996. – 6 с.
4. Составление летописи населенных пунктов: (из опыта работы) / Г. Н. Резниченко, Л. А. Захарова ; Рязан. УНБ, Старожиловская ЦРБ. – Рязань : [б. и.], 2002. – 5 с.
5. Толкунова, В. Возвращение к «малой Родине» : [опыт работы отд. краевед. библиографии Владимир. ОУНБ] / В. Толкунова // Библиотека. – 1995. – № 10. – С. 83–84.
6. Удалова, Л. Профессиональных дел летописцы / Л. Удалова // Библиополе. – 2006. – № 12. – С. 12–14.
7. Чурочкин, Б. Летописное искусство / Б. Чурочкин // Хроники краеведа. – 2009. – № 4. – С. 8–21.
8. Шадрина, Л. В. В моем селе – моя судьба : (из опыта краевед. деятельности Баклушин. ист.-краевед. б-ки им. Ф. Ф. Павленкова Большесоснов. р-на) / Л. В. Шадрина // Библиотекарю для внедрения в практику работы. – Пермь, 2001. – Вып. 28. – С. 4–20.
9. Летописи: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://interpretive.ru/dictionary
10. Летописи: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://his95.narod.ru/leto.htm
УДК 9(с) + 913
ББК 63.3(2) + 26.891
________________________________________
Производственно-практическое издание
Как составить летопись своего села: методические рекомендации
Составители: Л. И. Лукьянова, Е. М. Терентьева
Ответственный за выпуск Л. В. Фарафонова
Корректор М. В. Сигарева
Компьютерная верстка С. Н. Арсентьева
Подписано в печать 28.01.2011. Формат 60×84 1/16. Усл. печ. л. 0,70.
Тираж 1 экз. Заказ № 559.
ГУК «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова». 656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, 5.
© ГУК «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова», 2011
Скачать пособие в виде PDF файла
Хотите разместить свою летопись в интернете? «Архивы — память общины» может вам в этом бесплатно помочь. Напишите нам: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Марсия Фернандес, лицензированный профессор литературы
Написание хроники требует планирования, а это означает, что перед тем, как вы начнете писать свой текст, вам нужно подумать о том, как вы хотите относиться к каждому из элементов, составляющих хронику: какова тема, в какое время и в каком месте она находится, какой персонажи. Для этого давайте вспомним, какой текст должен быть летописью.
Что такое хроническое?
Хроники — это короткий текст, в творческой и юмористической манере повествующий о повседневной ситуации. Он отличается простым языком, небольшим количеством символов и сокращенным временем и пространством.
Короткий текст означает текст, который вам не потребуется много времени, чтобы прочитать. Хотя мы не можем определить размер, можно сказать, что хронику можно прочитать сразу, не требуя от читателя остановки во время чтения.
Есть несколько типов хроник — повествовательные, эссе, юмористические, описательные, рефлексивные — и каждый из них имеет свои особенности.
1. Первый шаг: выберите тему
Одна из основных характеристик хроники — подход к повседневным или очень обсуждаемым в данный момент темам.
Брачные отношения, еженедельный распорядок, семейный отдых и неприятные ситуации — всегда актуальные темы. Но если вы хотите чего-то особенного, будьте в курсе новостей и ситуаций, с которыми люди в настоящее время отождествляют себя.
Пример хроники на тему супружеских отношений:
«У нас с женой есть секрет, как сделать свадьбу долгой: два раза в неделю мы ходим в отличный ресторан, с вкусной едой, хорошим напитком и дружбой.
Она ходит по вторникам, а я по четвергам ».
(Отрывок из Забавной хроники Луиса Фернандо Вериссимо)
2. Установите время повествования.
Если выбранная тема остается актуальной с течением времени, вы можете говорить как в настоящем, так и в прошлом.
И если тема в моде, не обязательно помещать ее в настоящее время. Это возможность привнести нотку юмора в вашу хронику, обратившись к чему-то сегодняшнему, но с точки зрения прошлого.
Пример хроники, контекстуализированной в карантине 2020:
«Когда вы открываете этот журнал, вы можете плакать. Или нет, возможно, вы слушаете альбом Каэтано с его детьми — для меня настоящий анксиолитик — или уверены, или даже погружены в пессимизм. Здесь, в моем привилегированном карантине в Сан-Конрадо, я не могу узнать ваше душевное состояние, равно как и ваше семейное положение, не говоря уже о вашем здоровье. Однако есть одна вещь о вас, которую я знаю, и это то, на что я решаюсь здесь: вы дома. Дома. Ваши друзья, если они не врачи, не заправщики, не медсестры, не фармацевты или не курьеры, тоже дома, как и ваше самое большое разочарование или ваша первая любовь ».
(Отрывок из хроники Марии Рибейро для журнала Veja)
3. Определите пространство, в котором разворачивается ситуация.
В летописи пространство, в котором разворачивается история, ограничено. Это потому, что хроника должна быть короткой, и нет возможности разработать текст, охватывающий несколько разных мест.
Примером выбранного хронического грязного пространства является Рио-де-Жанейро:
«Я не знаю, как обстоят дела в других местах. Здесь, в Рио, беда, детские сады выставляют счет во имя июньских святых, а родители обязаны тратить тюбики в деревенских костюмах, которые дети не понимают и не любят. Даже президент республики носит рваную соломенную шляпу на голове и приглашает министров выпить официальный горячий напиток, который обычно заменяют 12-летним виски ».
(Отрывок из книги Карлоса Эйтора Кони из книги «Ночи в июне», «Ночи в прошлом»)
4. Выберите персонажей.
Как время и пространство в хронике ограничены, так и персонажи.
Поскольку текст хроники короткий, у большого состава нет возможности очертить свои действия.
Пример хроники, развивающейся вокруг персонажа:
«Это было в 1868 году. Мы были друзьями в клубе Fluminense на площади Конституции, где сегодня находится Секретариат Империи. Было девять часов вечера. Мы видели, как в чайную вошел мужчина, который останавливался там накануне. Он не был мальчиком; большие, умные глаза, бритая борода, довольно густая. Это заняло немного времени; время от времени он смотрел на нас, которые тоже его осматривали, не зная, кто он такой. Это был доктор Сармьенто, который приехал из Соединенных Штатов, где он представлял Аргентинскую Конфедерацию и куда он уехал, потому что он только что был избран президентом республики. Он был с Императором и пришел с научной сессии. Два или три дня спустя он уехал в Буэнос-Айрес ».
(Отрывок из книги Мачадо де Ассиса «Будущее аргентинцев»)
5. Определите тип рассказчика.
Повествовательная направленность, используемая в хронике, является важным выбором, потому что рассказчик — это элемент, который дает голос тексту.
Если он выбирает персонажа-рассказчика, помимо рассказа истории, рассказчик также играет персонажа хроники и, следовательно, рассказывает от первого лица. Рассказчик наблюдателя это тот, кто рассказывает в третьем лице.
Другой вариант — всеведущий рассказчик, тот, кто рассказывает историю, зная все, что в ней происходит, включая мысли всех персонажей. Вы можете рассказывать от первого или третьего лица.
Пример хроники, рассказчик которой является рассказчиком персонажа:
«Бесполезно отказываться от признания, что я смотрю футбол по телевизору около четырех часов в день, и нет никакой надежды на то, что до 11 июля станет лучше. Полагаю, что читатель тоже опьянен футболом, а затем для разнообразия я расскажу вам о матче, который состоялся почти 37 лет назад в этом городе Рио-де-Жанейро. Вот мой рассказ с небольшими сокращениями:
(Отрывок из книги Рубема Браги «Прошло много лет в последнее время»)
6. Напишите свою хронику
После планирования текста самое время написать свою хронику.
Помните, что для этого текстового жанра требуется простой язык и что в нем может быть нотка юмора в дополнение к тому, что характеризуется коротким текстом.
Воспользуйтесь тем временем, когда вы, скорее всего, будете писать, и выберите наиболее подходящую среду для работы.
В конце просмотрите хронику, обращая внимание на португальские ошибки или опечатки. Чтение вслух также помогает в процессе настройки текста.
Чтобы вы лучше поняли: