Как правильно написать логопедическое заключение

Методические рекомендации по логопедической диагностике. Р. И. Лалаева

        Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов. 

        Логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, городах, районах. Так, имеются различия в подходе московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической администрации. В некоторых рекомендациях по формулировке логопедических заключений имеет место доминирование диагноза общего недоразвития речи (ОНР). 

        На фоне критики имеющихся недостатков в логопедической диагностике наблюдаются попытки подменить традиционные логопедические классификации классификациями клиническими, медицинскими, слишком развернутыми и описательными, которые не ориентированы на решение практических задач коррекции нарушений речи. Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.

        Проблема классификации нарушений речи является актуальной во многих науках, изучающих речь. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика, психолингвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы), психолингвистическом. 

        В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей, с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи. 

        Психолого-педагогическая классификация ориентирована на выявление прежде всего речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фо-нетико-фонематическое недоразвитие и т.д.), что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада или в школу определенного вида. 

      Таким образом, определение симптомологического уровня нарушений речи решает прежде всего практические задачи комплектования групп и создает предпосылки для определения характера речевой патологии. 

      Известно, что при одной и той же патологии (форме речевого нарушения) языковая система может страдать по-разному. И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, при моторной алалии, при детской афазии. 

       В процессе же логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи. 

        Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта. 

        Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воздействия. 

        В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи. 

        В настоящее время нуждаются в уточнении и расширении и клинико-педагогическая, и психолого-педагогическая классификации. Так, например, практика школьных логопедов показывает, что по мере коррекции нарушений звукопроизношения и фонематического развития отпадает основание говорить об ОНР. Однако еще длительное время у детей сохраняется недоразвитие лексико- грамматического строя речи, что приводит к большим трудностям в овладении программой по русскому языку, усвоении и реализации орфографических правил. Поэтому есть основание наряду с ОНР, НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Необходимо уточнить формы нарушений речи и внутри клинико-педагогической классификации. 

        Резюме. Для комплектования речевых групп детских садов, направления детей в школы определенного вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: и симптомологический и клинико-педагогический. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение — с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи). 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 

        Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

        В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций. 
1. 
Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи: 

  • Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ)

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова). 

  • Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. 

  • Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР)

При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи. 

  • Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР)

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй. 

2. 

Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн). 

        Варианты пересечения двух классификаций:

  • Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ): 

— дислалия, 
— дизартрия или стертая дизартрия, 
— нарушения голоса, 
— ринолалия. 

  • Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР): 

— дислалия, 
— дизартрия или стертая дизартрия, 
ринолалия. 

  • Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР): 

— выход из моторной (сенсорной) алалии, 

— по типу задержки речевого развития, 
— при ЗПР, 
— невыясненного патогенеза. 

  • Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР): 

— моторная алалия, 
— сенсорная алалия, 
— сенсомоторная алалия, 
— дизартрия или стертая дизартрия, 
— по типу задержки речевого развития, 
— при ЗПР, 
— невыясненного патогенеза. 

  • Нарушение темпа и ритма речи: 

— заикание, 
— тахилалия, 
—  брадилалия, 
—  спотыкание (полтерн). 

        Примерные формулировки логопедического заключения


     Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия. 
    Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия. 
    Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия. 
    Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание. 
    Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия. 
    Общее недоразвитие речи. Детская афазия. 
    Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия. 
    Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия. 
    Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание. 
    Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии. 
    Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия. 
    Фонетико-фонематическое нарушение речи. 
    Открытая органическая ринолалия. 
    Фонетическое нарушение речи. 
    Моторная функциональная дислалия. 
    Фонетическое нарушение речи. 
    Открытая органическая ринолалия. 

        Обследование дошкольников с умственной отсталостью

 
         Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии (Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968), определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте». 

         В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет). 


        1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости 
    Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и дву-словными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.         2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости 
    Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа). 

        3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости 
    Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформиро-ванность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 

        Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР


     При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии. 

        Примерные формулировки логопедического заключения 

  • ОНР (III уровень). 

— Выход из моторной алалии. 
— Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 

  • Фонетико-фонематическое нарушение речи. 

— Сенсорная функциональная дислалия. 
— Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. 

  • НОНР. 

— По типу задержки речевого развития. 
— Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия. 

  • Лексико-грамматическое недоразвитие. 

— Семантическая дислексия, 

— Аграмматическая дисграфия. 

        Обследование школьников с умственной отсталостью


         1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости 
    Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звуко-произношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа). 

        2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости 
    Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия. 


        3. 
Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости 
    Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия. 


        В логопедическом заключении определяются: 

        1) степень системного недоразвития речи, 

        2) нарушения устной речи, 

        3) нарушения письменной речи. 

        Примерные формулировки логопедического заключения 

  • Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. 

— Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. 

— Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза). 

  • Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, механическая дислалия. 

— Аграмматическая дислексия и дисграфия.

Логопедическая диагностика в течение продолжительного вре­мени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов.
Логопедические заключения по-разному определяются и фор­мулируются в различных регионах, городах, районах. Так, имеются различия в подходе московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической администрации. В некоторых рекомендациях по формулировке логопедических за­ключений имеет место доминирование диагноза общего недораз­вития речи (ОНР).
На фоне критики имеющихся недостатков в логопедической диагностике наблюдаются попытки подменить традиционные ло­гопедические классификации классификациями клиническими, медицинскими, слишком развернутыми и описательными, которые не ориентированы на решение практических задач коррекции на­рушений речи. Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с пробле­мой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплек­тованию речевых групп, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференци­рованному логопедическому воздействию.
Проблема классификации нарушений речи является актуальной во многих науках, изучающих речь.
Речь представляет собой сложнейший физиологический, психи­ческий, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в кото­ром переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысло­вой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика, психолингвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы), психолингвистическом.
В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые рас­стройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей, с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедическо­го воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.
Психолого-педагогическая классификация ориентирована на вы­явление прежде всего речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симп­томологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фо-нетико-фонематическое недоразвитие и т.д.), что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада или в школу определенного вида.
Таким образом, определение симптомологического уровня на­рушений речи решает прежде всего практические задачи комплек­тования групп и создает предпосылки для определения характера речевой патологии.
Известно, что при одной и той же патологии (форме рече­вого нарушения) языковая система может страдать по-разному.
И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, при моторной алалии, при детской афазии.
В процессе же логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи.
Логопедическая диагностика должна идти от общего к частно­му: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению ме­ханизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта.
Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воз­действия.
В процессе постановки логопедического заключения необходи­мыми являются медицинские данные, клинические характеристи­ки, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объясне­ние причин возникновения речевых расстройств, на лечение ре­бенка, а не на систему коррекции, развития речи.
В настоящее время нуждаются в уточнении и расширении и клинико-педагогическая, и психолого-педагогическая классифика­ции. Так, например, практика школьных логопедов показывает, что по мере коррекции нарушений звукопроизношения и фонемати­ческого развития отпадает основание говорить об ОНР. Однако еще длительное время у детей сохраняется недоразвитие лексико- грамматического строя речи, что приводит к большим трудностям в овладении программой по русскому языку, усвоении и реализа­ции орфографических правил. Поэтому есть основание наряду с ОНР, НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Необходи­мо уточнить формы нарушений речи и внутри клинико-педагогической классификации.
Резюме. Для комплектования речевых групп детских садов, на­правления детей в школы определенного вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: и симптомологический и клинико-педагогический. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассмат­риваться в рамках существующих в логопедии классификаций (пси­холого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение — с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптомати­ки речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обследование дошкольников с нормальным интеллектом
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.
1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нару­шений речи:
— Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).
При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
— Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фо­нематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представ­лений.
— Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относи­тельно сохранны фонематические процессы (чаще всего в ре­зультате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
— Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также
нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (рече­вой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

2. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механиз­мы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).
Варианты пересечения двух классификаций.
• Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— нарушения голоса,
— ринолалия.
• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
ринолалия.
• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):
выход из моторной (сенсорной) алалии,
по типу задержки речевого развития,
при ЗПР,
невыясненного патогенеза.
• Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
моторная алалия,
сенсорная алалия,
— сенсомоторная алалия,
дизартрия или стертая дизартрия,
по типу задержки речевого развития,
при ЗПР,
— невыясненного патогенеза.

Нарушение темпа и ритма речи:
заикание,
тахилалия,
— брадилалия,
— спотыкание (полтерн).
Примерные формулировки логопедического заключения
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
Общее недоразвитие речи. Детская афазия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.
Фонетическое нарушение речи.
Моторная функциональная дислалия.
Фонетическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.
Обследование дошкольников с умственной отсталостью
Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии (Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968), определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторо­не, при нормальном слухе и интеллекте».
В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются сле­дующие формулировки логопедического заключения (для дошколь­ников 5—7 лет).

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умствен­ной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и дву-словными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, грубое недоразвитие фонематического воспри­ятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных син­таксических конструкциях, в нарушении согласования прилага­тельного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).
3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющие­ся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существитель­ного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформиро-ванность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последова­тельности событий.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР
При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопе­дического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопеди­ческом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.
Примерные формулировки логопедического заключения
• ОНР (III уровень).
Выход из моторной алалии.
Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза.
• Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Сенсорная функциональная дислалия.
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
• НОНР.
По типу задержки речевого развития.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и син­теза, аграмматическая дисграфия.
• Лексико-грамматическое недоразвитие.
Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.
Обследование школьников с умственной отсталостью
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звуко-произношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа).
2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­
ной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического вос­приятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значитель­ные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых зве­ньев, нарушение последовательности событий); выраженная дис­лексия, дисграфия.
3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформи­рованы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; сло­варный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь еди­ничные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласова­ния прилагательного и существительного в косвенных падежах мно­жественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звень­ев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.
В логопедическом заключении определяются: 1) степень си­стемного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нару­шения письменной речи.
Примерные формулировки логопедического заключения
• Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисгра­фия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
• Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной
отсталости, механическая дислалия.
Аграмматическая дислексия и дисграфия.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

{«signature»:»fedc31b2e47f86beb1814696d8c360ab»,»accountUserId»:-1,»values»:{«object_type_id»:1,»object_id»:786550,»max_level»:2,»level»:1,»page_size»:50,»disable_comments»:false,»disable_new_comment»:false,»edit_mode»:false,»group»:null,»params»:[],»comment_class»:»»,»comment_class_callback»:null,»data»:[],»level_directions»:{«1″:»desc»},»level_show_send_button_always»:{«1″:true},»editable_comments»:false,»show_online_user_count»:true,»collapsible»:false,»object_attributes»:[],»level_form_submit_on_enter»:{«1″:true},»own_user_id»:null,»invert_own_user»:false,»enable_subscribe»:false,»disable_links»:false,»window_style»:null,»template_owners»:[]}}

{«signature»:»035b6157683672a5ed8f15aaeabdbce0″,»accountUserId»:-1,»values»:{«object_type_id»:10,»object_id»:238638799,»max_level»:2,»level»:1,»page_size»:50,»disable_comments»:false,»disable_new_comment»:false,»edit_mode»:false,»group»:null,»params»:[],»comment_class»:»»,»comment_class_callback»:null,»data»:[],»level_directions»:{«1″:»desc»,»2″:»asc»},»level_show_send_button_always»:{«1″:true},»editable_comments»:false,»show_online_user_count»:true,»collapsible»:false,»object_attributes»:[],»level_form_submit_on_enter»:{«1″:false,»2″:true},»own_user_id»:null,»invert_own_user»:false,»enable_subscribe»:false,»disable_links»:false,»window_style»:null,»template_owners»:[]}}

Полезная информация, большое спасибо!

Ср 21 Апр 2021






Нравится

Ответить

{«signature»:»fedc31b2e47f86beb1814696d8c360ab»,»accountUserId»:-1,»values»:{«object_type_id»:1,»object_id»:786550,»max_level»:2,»level»:1,»page_size»:50,»disable_comments»:false,»disable_new_comment»:false,»edit_mode»:false,»group»:null,»params»:[],»comment_class»:»»,»comment_class_callback»:null,»data»:[],»level_directions»:{«1″:»desc»},»level_show_send_button_always»:{«1″:true},»editable_comments»:false,»show_online_user_count»:true,»collapsible»:false,»object_attributes»:[],»level_form_submit_on_enter»:{«1″:true},»own_user_id»:null,»invert_own_user»:false,»enable_subscribe»:false,»disable_links»:false,»window_style»:null,»template_owners»:[]}}

{«signature»:»eb1c8717c55f4f69159a618fda7d0a5a»,»accountUserId»:-1,»values»:{«object_type_id»:10,»object_id»:237947740,»max_level»:2,»level»:1,»page_size»:50,»disable_comments»:false,»disable_new_comment»:false,»edit_mode»:false,»group»:null,»params»:[],»comment_class»:»»,»comment_class_callback»:null,»data»:[],»level_directions»:{«1″:»desc»,»2″:»asc»},»level_show_send_button_always»:{«1″:true},»editable_comments»:false,»show_online_user_count»:true,»collapsible»:false,»object_attributes»:[],»level_form_submit_on_enter»:{«1″:false,»2″:true},»own_user_id»:null,»invert_own_user»:false,»enable_subscribe»:false,»disable_links»:false,»window_style»:null,»template_owners»:[]}}

Спасибо за хорошо систематизированный материал.

Вт 20 Апр 2021






Нравится

Ответить

{«signature»:»fedc31b2e47f86beb1814696d8c360ab»,»accountUserId»:-1,»values»:{«object_type_id»:1,»object_id»:786550,»max_level»:2,»level»:1,»page_size»:50,»disable_comments»:false,»disable_new_comment»:false,»edit_mode»:false,»group»:null,»params»:[],»comment_class»:»»,»comment_class_callback»:null,»data»:[],»level_directions»:{«1″:»desc»},»level_show_send_button_always»:{«1″:true},»editable_comments»:false,»show_online_user_count»:true,»collapsible»:false,»object_attributes»:[],»level_form_submit_on_enter»:{«1″:true},»own_user_id»:null,»invert_own_user»:false,»enable_subscribe»:false,»disable_links»:false,»window_style»:null,»template_owners»:[]}}

{«signature»:»134b273b0ee3a2ec6405b0b756a2213d»,»accountUserId»:-1,»values»:{«object_type_id»:10,»object_id»:237845056,»max_level»:2,»level»:1,»page_size»:50,»disable_comments»:false,»disable_new_comment»:false,»edit_mode»:false,»group»:null,»params»:[],»comment_class»:»»,»comment_class_callback»:null,»data»:[],»level_directions»:{«1″:»desc»,»2″:»asc»},»level_show_send_button_always»:{«1″:true},»editable_comments»:false,»show_online_user_count»:true,»collapsible»:false,»object_attributes»:[],»level_form_submit_on_enter»:{«1″:false,»2″:true},»own_user_id»:null,»invert_own_user»:false,»enable_subscribe»:false,»disable_links»:false,»window_style»:null,»template_owners»:[]}}

Спасибо большое за методические рекомендации и другой полезный материал.

Вт 20 Апр 2021






Нравится

Ответить

{«signature»:»fedc31b2e47f86beb1814696d8c360ab»,»accountUserId»:-1,»values»:{«object_type_id»:1,»object_id»:786550,»max_level»:2,»level»:1,»page_size»:50,»disable_comments»:false,»disable_new_comment»:false,»edit_mode»:false,»group»:null,»params»:[],»comment_class»:»»,»comment_class_callback»:null,»data»:[],»level_directions»:{«1″:»desc»},»level_show_send_button_always»:{«1″:true},»editable_comments»:false,»show_online_user_count»:true,»collapsible»:false,»object_attributes»:[],»level_form_submit_on_enter»:{«1″:true},»own_user_id»:null,»invert_own_user»:false,»enable_subscribe»:false,»disable_links»:false,»window_style»:null,»template_owners»:[]}}

{«signature»:»b35efad7cc314990c7f06c384024fe69″,»accountUserId»:-1,»values»:{«object_type_id»:10,»object_id»:237781514,»max_level»:2,»level»:1,»page_size»:50,»disable_comments»:false,»disable_new_comment»:false,»edit_mode»:false,»group»:null,»params»:[],»comment_class»:»»,»comment_class_callback»:null,»data»:[],»level_directions»:{«1″:»desc»,»2″:»asc»},»level_show_send_button_always»:{«1″:true},»editable_comments»:false,»show_online_user_count»:true,»collapsible»:false,»object_attributes»:[],»level_form_submit_on_enter»:{«1″:false,»2″:true},»own_user_id»:null,»invert_own_user»:false,»enable_subscribe»:false,»disable_links»:false,»window_style»:null,»template_owners»:[]}}

Очень полезная информация, большое спасибо!

Пн 19 Апр 2021






Нравится

Ответить

{«signature»:»fedc31b2e47f86beb1814696d8c360ab»,»accountUserId»:-1,»values»:{«object_type_id»:1,»object_id»:786550,»max_level»:2,»level»:1,»page_size»:50,»disable_comments»:false,»disable_new_comment»:false,»edit_mode»:false,»group»:null,»params»:[],»comment_class»:»»,»comment_class_callback»:null,»data»:[],»level_directions»:{«1″:»desc»},»level_show_send_button_always»:{«1″:true},»editable_comments»:false,»show_online_user_count»:true,»collapsible»:false,»object_attributes»:[],»level_form_submit_on_enter»:{«1″:true},»own_user_id»:null,»invert_own_user»:false,»enable_subscribe»:false,»disable_links»:false,»window_style»:null,»template_owners»:[]}}

{«signature»:»c8efbbdbb78dd298ff419e84e1038e89″,»accountUserId»:-1,»values»:{«object_type_id»:10,»object_id»:237696431,»max_level»:2,»level»:1,»page_size»:50,»disable_comments»:false,»disable_new_comment»:false,»edit_mode»:false,»group»:null,»params»:[],»comment_class»:»»,»comment_class_callback»:null,»data»:[],»level_directions»:{«1″:»desc»,»2″:»asc»},»level_show_send_button_always»:{«1″:true},»editable_comments»:false,»show_online_user_count»:true,»collapsible»:false,»object_attributes»:[],»level_form_submit_on_enter»:{«1″:false,»2″:true},»own_user_id»:null,»invert_own_user»:false,»enable_subscribe»:false,»disable_links»:false,»window_style»:null,»template_owners»:[]}}

Огромная благодарность за интересный и полезный материал!

Пн 19 Апр 2021






Нравится

Ответить

{«signature»:»fedc31b2e47f86beb1814696d8c360ab»,»accountUserId»:-1,»values»:{«object_type_id»:1,»object_id»:786550,»max_level»:2,»level»:1,»page_size»:50,»disable_comments»:false,»disable_new_comment»:false,»edit_mode»:false,»group»:null,»params»:[],»comment_class»:»»,»comment_class_callback»:null,»data»:[],»level_directions»:{«1″:»desc»},»level_show_send_button_always»:{«1″:true},»editable_comments»:false,»show_online_user_count»:true,»collapsible»:false,»object_attributes»:[],»level_form_submit_on_enter»:{«1″:true},»own_user_id»:null,»invert_own_user»:false,»enable_subscribe»:false,»disable_links»:false,»window_style»:null,»template_owners»:[]}}

{«signature»:»35b28dd8c9bfe9c3ff12feee73f22c4a»,»accountUserId»:-1,»values»:{«object_type_id»:10,»object_id»:237682215,»max_level»:2,»level»:1,»page_size»:50,»disable_comments»:false,»disable_new_comment»:false,»edit_mode»:false,»group»:null,»params»:[],»comment_class»:»»,»comment_class_callback»:null,»data»:[],»level_directions»:{«1″:»desc»,»2″:»asc»},»level_show_send_button_always»:{«1″:true},»editable_comments»:false,»show_online_user_count»:true,»collapsible»:false,»object_attributes»:[],»level_form_submit_on_enter»:{«1″:false,»2″:true},»own_user_id»:null,»invert_own_user»:false,»enable_subscribe»:false,»disable_links»:false,»window_style»:null,»template_owners»:[]}}

Пн 19 Апр 2021






Нравится

Ответить

       В книге «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций», С-ПБ.: «Детство- Пресс», 2000 г. рекомендуется следующее:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой
степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:

— Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или
какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

* Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического
восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

* Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате
логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

* Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика,
грамматический строй.

2. Клиника-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются
следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР),
общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

Варианты пересечения двух классификаций.

*Фонетическое нарушение речи (произношения отдельных ФНР) или нарушение звуков (НПОЗ):

— дислалия,

— дизартрия или стертая дизартрия,

— нарушения голоса,

— ринолалия.

*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

— дислалия,

— дизартрия или стертая дизартрия,

— ринолалия.

*Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

— выход из моторной (сенсорной) алалии,

— по типу задержки речевого развития,

— при ЗПР,

— невыясненного патогенеза.

*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):

— моторная алалия,

— сенсорная алалия,

— сенсомоторная алалия,

— дизартрия или стертая дизартрия,

— по типу задержки речевого развития,

— при ЗПР,

— невыясненного патогенеза.

*Нарушение темпа и ритма речи:

— заикание,

— тахилалия,

— брадилалия,

— спотыкание (полтерн).

Примерные формулировки логопедического заключения

*  Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

*   Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

*   Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

*   Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

*   Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

*   Общее недоразвитие речи. Детская афазия.

*   Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

*   Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.

*   Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.

*   Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.

*   Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

*   Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

*   Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

*   Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

Обследование дошкольников с умственной отсталостью

Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие
речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и
интеллекте».

В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у
умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7
лет).

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм
фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы
словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи. (СНОСКА: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. — М.,
1968.)

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и
фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в
предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов
(существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и
фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода
в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев,
нарушение передачи последовательности событий.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР

При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопедического
заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма
дислексии и/или дисграфии.

Примерные формулировки логопедического заключения

*ОНР (III уровень). Выход из моторной алалии. Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и
синтеза.

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного
распознавания.

*НОНР.По типу задержки речевого развития. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая
дисграфия.

*Лексико-грамматическое недоразвитие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.

Обследование школьников с умственной отсталостью

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и
фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм
словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и
существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа).

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и
фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые

простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные
трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а
также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение
последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое
восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас
ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и
существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски
второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.

В логопедическом заключении определяются: 1) степень системного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нарушения
письменной речи.

Примерные формулировки логопедического заключения

* Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная
форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

* Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и
дисграфия.

Пользуются этими рекомендациями для написания логопедического заключения многие логопеды. Это приводит к соблюдению единых требований к оформлению логопедического заключения практически на всей
территории страны (что очень хорошо как для педагогов, так и для родителей — в понимании сути дефекта речи).

Однако,  отсутствуют здесь рекомендации для определения состояния речи детей школьного возраста без умственной отсталости, но с тяжёлой и средней степенью тяжести речевого недоразвития. Дети
такие есть, а рекомендаций — нет. Нет и рекомендаций для написания логопедического заключения у детей с эндогенными заболеваниями (аутизм, шизофрения) — во всех источниках я видела примерно такую фразу: «следует отличать нарушения речи при шизофрении от первичных речевых нарушений». А как
следует отличать? Речь всё равно нарушена, и педагогам требуется отправная точка, от которой можно начинать коррекционный процесс. 

Заключение о состоянии речи приходится писать на любого ребёнка! Поэтому у нас сложилась более расширенная «версия»  написания логопедического заключения, чем представлено в данном пособии
(кстати, все другие источники на эту тему, попадавшиеся мне «в поле зрения», содержат перепечатки из этого самого пособия).

Подробно о состоянии речи детей разных возрастов и уровней речевого недоразвития (сведения из практики) — смотрите в меню ОНР и СНР (характеристики).

АВГУСТ 2017 года: нашла сайт по вопросам Медико-социальной экспертизы, одногодку с моим)) К сожалению, тогда эта информация была недоступна широкому кругу читателей. Но теперь можно увидеть более
четкие рекомендации к заключению. И ещё радует, что мы интуитивно «шли правильной дорогой» в формулировании логопедических заключений!

 Почитайте рекомендации из книги «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА»: 

3.7. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ
 РАССТРОЙСТВАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЯЗЫКА

Речь — это высшая психическая функция, свойственная только человеку. Расстройства развития речи и языка — рубрики МКБ-10: F70-72; F 80.0 — .1 — 80.2; F80.81; F81.1; F98.5-98.6; R47.0-47.1; 
R49.0-49.1-49.2

Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.  Для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо:  нормальное строение и
функция центральной нервной системы и речевых центров; нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.); нормальный слух, который
необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.

Кратко можно выделить следующие виды речи: устная речь, среди которой выделяют сенсорную (импрессивную) речь, связанную с восприятием и пониманием речи и моторную (экспрессивная)
речь, связанную с  произнесением звуков речи человеком; письменная речь, связанная с письмом и чтением.

Различают следующие семантические  понятия в патологии речи:

  1. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы:
    звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Степени выраженности общего недоразвития речи: 

1-й уровень ОНР: полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов (лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы) в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь  в
основном сформирована. Понимание обращенной речи неполное.

2-й уровень ОНР: искаженная фонетически и грамматически фраза, предложения простой конструкции из 2-4 слов. Понимание речи неполное. Полиморфное нарушение звукопроизношения, наличие
большого количества (16-20) несформированных звуков.

 3-й уровень ОНР:  наличие сравнительно развернутой  фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика  включает все
части речи. Понимание обращенной речи  приближается к норме. Незначительное нарушение звукопроизношения.

4-й уровень ОНР: развернутая фразовая речь с незначительными изменениями всех компонентов языка (лексика, фонетика, грамматика), которые чаще всего проявляются в процессе выполнения
специальных заданий. Полное понимание обращенной речи.

Примерные
формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ:

«Общее недоразвитие
речи (I уровень). Моторная алалия (сенсорная алалия, сенсомоторная алалия)»;  «Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия»; «Общее недоразвитие речи (III
уровень). Выход из моторной алалии».  

2. Системное недоразвитие речи (СНР): речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой
системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)  у детей с умственной отсталостью и органическим поражением ЦНС 

Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ: 

«Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза)», «Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, Механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.»

2. Задержка речевого развития – замедление  нормального темпа  речевого развития ребенка до 3-4 лет, когда отдельные психические (память, внимание, мышление)  и
языковые функции, а также функция интеллекта  отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста, однако интеллектуальная недостаточность при этом не достигает
степени слабоумия 

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — к этой категории относятся  дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи
и фонематический слух, т.е. слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка.

Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ:

«Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания», «Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая
псевдобульбарная дизартрия».

Основные речевые синдромы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи: дислалия, дизартрия, ринолалия,  нарушения голоса; нарушения письменной речи.

Степени выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи: легкая степень:  недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых
нарушено; средняя степень: недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении; глубокое
фонематическое недоразвитие
, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

4.Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР): ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи у детей с нормальным  звукопроизношением и относительно
сохранными фонематическими процессами;

5. Распад речи — утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Данные понятия являются логопедическими терминами и должны быть отражены в заключении логопеда при направлении на МСЭ (с указанием их степени выраженности).

После трех — четырехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого нарушения и структуру речевого дефекта.

Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной речи: нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: афония (дисфония), брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия,
дизартрия, ринолалия; нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: алалия, афазия; нарушения письменной речи:  дисграфия (аграфия), дислексия (алексия).

Основными  речевыми синдромами являются:

— моторная алалия —  недоразвитие экспрессивной речи, (затруднение овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка) при достаточно сохранном понимании речи,
нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причина моторной алалии — поражение центра Брока (корковый конец речедвигательного анализатора) и его проводящих путей;

— сенсорная алалия —  нарушение понимания речи и фонетической ее стороны вследствие нарушения работы центрального отдела  речеслухового анализатора и его проводящих путей
(центра Вернике) при сохранном элементарном слухе;

— афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением речевых зон коры головного мозга в результате мозговых травм, нарушения мозгового кровообращения
(инсульты), нейроинфекций, объемных образований и других заболеваний центральной нервной системы; до 3 лет диагноз «афазия» не выставляется;

— заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (син.: логоневроз);

— дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

— ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием
неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств;

— дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы и расстройствами иннервации речевого аппарата
вследствие поражения корково-ядерных связей, периферических нервов, черепно-мозговых нервов (VII, IX, X, XII пары), мозжечка, подкорковых ядер.

Необходимые данные при  направления на МСЭ: 

при первичном обращении  желательны данные о постановке диагноза в условиях речевого стационара; при повторном обращении – данные об амбулаторном и стационарном лечении за истекший
экспертный период, ЭПО с оценкой состояния психических процессов  и,  в случае необходимости – оценка  интеллекта по Векслеру, заключения специалистов: психиатр, педиатр, ортопед,
невролог, окулист и т.д., развернутое заключение логопеда с указанием речевого статуса, диагноза, степени выраженности имеющихся нарушений, характеристика с места учебы, либо выписка  из
центра реабилитации инвалидов (заключение дефектолога), при необходимости – заключение психолого-медико-педагогической комиссии  (выписка или протокол) с определением вида обучения, формы,
режима и условий; инструментальные и лабораторные методы исследования (МРТ или КТ  головного мозга, нейросонография, УЗДГ сосудов головы и шеи, ЭЭГ и т.д.): необходимы при наличии
сопутствующей или осложняющей составляющей.

Клинико-экспертно-функциональный диагноз после проведенного осмотра и оценки клинико-экспертных документов складывается из: а) основной нозологии; б) основных дезадаптирующих  синдромов
речевой патологии (расстройства устной и письменной речи), указания их стойкости   и степени выраженности; в) дополнительных синдромов неречевой патологии – синдрома дефицита внимания с
гипрактивностью, психоорганического синдрома, астенического синдрома,  стато-динамических расстройств и т.д. Например: «Органическое поражение головного мозга перинатального генеза с 
умеренным синдромом дефицита внимания, с умеренными нарушениями экспрессивной речи по типу псевдобульбарной дизартрии и умеренными нарушениями письменной речи по типу дисграфии и дислексии.»

Экспертная оценка основных видов речевой патологии: степени выраженности нарушений языковых и речевых функций при различных речевых синдромах определяется степенью выраженности общего, системного
и фонетико-фонематического нарушения речи.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как правильно написать лего дупло
  • Как правильно написать логлайн
  • Как правильно написать легла спать
  • Как правильно написать логин пример
  • Как правильно написать легко дышится