Как правильно написать маркетплейс

Эта статья будет полезна предпринимателям, которые решили создать маркетплейс с нуля. Чтобы вам было легче выстроить бизнес-процессы и общаться с разработчиками цифровой платформы – предлагаем ознакомиться с основными организационными и техническими моментами создания маркетплейса.

Содержание

  • Преимущества маркетплейса
  • Ошибки при создании
  • Как открыть маркетплейс поэтапно
    • Бизнес-план
    • Монетизация
    • Распределение денежных потоков
    • Привлечение продавцов
    • Архитектура
    • Выбор IT-подрядчика
    • Составление ТЗ
    • Пошаговая реализация
  • Дополнительно 5 полезных советов
  • Вывод

Преимущества маркетплейса

В России идея создания маркетплейсов становится все более популярной. В будущем тренд будет набирать обороты – по данным Cartner, в 2023 году 15 % больших и средних интернет-магазинов планируют расшириться до маркетплейсов.

Чем привлекательны крупные онлайн-платформы e-commerce для собственников интернет-магазинов и стартаперов? Причина – многократный рост бизнеса и прибыли. Например, при переходе интернет-магазина на новый уровень, передает Scallium, масштаб торговой площадки увеличивается на 55 %, средний чек – почти на 15 %.

Дополнительные преимущества маркетплейса по сравнению с интернет-магазином:

  • Трафик вырастает многократно в связи с более широким ассортиментом. Здесь торгует не один продавец, как в интернет-магазине, а десятки и сотни. В крупных маркетплейсах число поставщиков исчисляются тысячами.
  • Новинки появляются быстрее и чаще. Собственнику маркетплейса не нужно изучать каждый новый товар, чтобы консультировать покупателей – этим занимаются продавцы, которые выставляют продукт на витрину.
  • Вся операционная рутинная работа перекладывается на продавцов.
  • IT-поддержка менее затратная по сравнению с обслуживанием интернет-магазина.

Причина растущего интереса к маркетплейсам – многократный рост бизнеса и прибыли

Данные исследований New Retail и CS-Cart по росту интереса к маркетплейсам, 2020 г..png

Данные исследований New Retail и CS-Cart по росту интереса к маркетплейсам, 2020 г.

Ошибки при создании маркетплейса

Но чтобы эффективно масштабироваться и получать высокую прибыль, надо правильно выстраивать бизнес на этапе становления и в процессе работы.

Какие ошибки чаще допускают владельцы маркетплейсов:

  • выходят на рынок, не имея стратегии продвижения на текущий год и ближайшее/далекое будущее;
  • ошибочно оценивают целевую аудиторию и ее поведение. Например, продажи индийской компании ShopClues на маркетплейсах многократно увеличились, когда она стала проводить рекламные акции с 18.00 до 20.00. Оказывается, в эти часы люди едут с работы в метро и по дороге чаще всего совершают заказы;
  • доверяют разработку маркетплейса специалистам с невысокой квалификацией;
  • набирают огромный ассортимент товаров, без учета спроса и конкуренции;
  • охватывают слишком широкую территорию продаж;
  • не разборчивы в выборе партнеров и поставщиков;
  • не выстраивают очередность задач.

Чтобы избежать ошибок на начальном этапе, предварительно составьте бизнес-план и выстраивайте работу по созданию маркетплейса поэтапно.

Чтобы избежать ошибок на старте – составьте бизнес-план и работайте поэтапно

Как открыть маркетплейс поэтапно

Если у предпринимателя был опыт работы в онлайн-торговле, то перейти на другой уровень ему будет легче, чем тому, кто создает маркетплейс самостоятельно с нуля. У работающего бизнеса есть необходимые наработки: клиентская и партнерская базы, опыт, понимание рабочих процессов и т.д. Но что одинаково важно для тех и других категорий предпринимателей – это наличие бизнес-плана и системный подход к созданию маркетплейса.

 Структура бизнес-плана для создания площадки e-commerce

Структура бизнес-плана для создания площадки e-commerce

Бизнес-план

Составьте бизнес-план. Перед тем как запустить маркетплейс, проработайте важные моменты:

  • тип предлагаемого продукта (товары, услуги, купоны);
  • вид структурирования: вертикальное (одна категория товара) или горизонтальная (несколько категорий);
  • состав участников (B2B, B2C, C2C);
  • что входит в сервисную составляющую: витрина, хранение, упаковка, доставка, платежи, работа с возвратами;
  • кто ваша целевая аудитория среди продавцов и покупателей;
  • в чем ценность проекта для обеих сторон;
  • какие механизмы рекламного продвижения будете применять;
  • сколько вложений потребуется для запуска маркетплейса и через какой период он начнет окупаться и т.д.

Изучите нишу, в которую хотите зайти. Что это будет – универсальный маркетплейс, магазин одежды ноунейм, фермерские продукты, платформа по продаже недвижимости, курсов онлайн-обучения, услуг кейтеринга (доставка еды) или грузоперевозок – решать вам. Главное, вы должны досконально знать рынок и выгодно отличаться от конкурентов.

Ранее, мы рассказывали, как повысить конкурентоспособность интернет-магазинов – те же приемы можно использовать при создании маркетплейса.

Монетизация

Выберите модель монетизации. Есть несколько способов получения прибыли для владельца платформы:

  1. комиссия с продажи (комиссию платит продавец или покупатель, или оба участника сделки);
  2. с продавца взимается абонентская плата;
  3. плата за размещение объявления;
  4. плата за клик;
  5. плата за дополнительные возможности и преимущества размещения на витрине и т.д.

Обычно маркетплейсы совмещают несколько вариантов монетизации.

Распределение денежных потоков

Выберите вариант распределения денег от продаж. Здесь тоже есть несколько моделей:

  1. Маркетплейс получает деньги за проданный товар на свой счет, а в конце платежного периода переводит их продавцам, за вычетом комиссии. Сроки расчетов определяет маркетплейс: раз в неделю или в конце месяца. Помните, что продавцам выгоднее, чтобы деньги за проданный товар приходили как можно быстрее. Если у вас будет короткий платежный период, например, как на Яндекс.Маркете, где продавец получает деньги на следующий день, то это будет дополнительный плюс для привлечения партнеров.
  2. Можно применять систему сплитования платежей – доход от продажи автоматически распределяется между вендором и маркетплейсом.
  3. Еще один вариант – деньги за проданный товар получает поставщик, а в конце платежного периода он переводит комиссионное вознаграждение магазину.

Привлечение продавцов

Найдите каналы привлечения продавцов и покупателей. На этапе становления акцентируйте внимание на поставщиках. Будет товар – будут покупатели. Как привлечь продавцов? Создайте условия, при которых им будет комфортно работать:

  1. ставьте невысокие комиссионные сборы;
  2. делайте отчетность по продажам прозрачной для продавцов;
  3. подключение к маркетплейсу (регистрация, загрузка товара, корректировка цен и др.) должно быть простым.

На старте надо тщательно проводить отбор поставщиков. Пусть их будет меньше, но это будут надежные и ответственные партнеры. Делайте ставку на качество. Помните, что один недобросовестный продавец с бракованным товаром и проблемным возвратом может погубить репутацию маркетплейса-новичка.

Один недобросовестный продавец может на старте погубить репутацию маркетплейса

Архитектура маркетплейса

Определитесь с архитектурой маркетплейса – на чем будет строиться ваша торговая онлайн-платформа. Здесь два варианта: вы берете готовое коробочное решение или заказываете индивидуальный проект. Решения будут отличаться по цене, срокам изготовления и набору опций. Кастомизированный маркетплейс, разработанный специально под вас – уникальный продукт с расширенными функциями будет стоить дороже и на его изготовление понадобится примерно полгода с учетом поиска подрядчика. Крупная платформа актуальна для маркетплейсов с большим ассортиментом.

Маркетплейс, созданный на базе коробочного решения, обойдется дешевле, запускать в работу можно через 1-2 месяца. Подойдет для небольших магазинов с ограниченным количеством товарных категорий. Набор функций – стандартный, не отличающийся от других маркет-платформ. О популярных коробочных решениях, таких как WordPress, Magento, OpenCart, CS-Cart Multi-Vendor и др. мы рассказывали ранее.

Magento – одна из платформ с коробочным решением для создания маркетплейсов

Magento – одна из платформ с коробочным решением для создания маркетплейсов

Выбор IT-подрядчика

Выберите IT-подрядчика для разработки платформы под маркетплейс. Исходя из практики, знаем, что большинство предпринимателей, которые решили открыть маркетплейс самостоятельно с нуля, именно на этом этапе сталкиваются с наибольшими трудностями. Для многих непонятно, где и как выбрать IT-подрядчика.

Где искать?

Есть специальные ресурсы. Так, фрилансеров можно найти на биржах фриланса: например, FL, Freelance, Weblancer, Kwork, «МогуЗа» и др. IT-агентство выбирайте, руководствуясь рейтингами специализированных порталов, например, Рейтинг Рунета. Еще один вариант – In-House разработка, то есть формирование собственной команды программистов, которых можно найти на сайтах компаний IT-рекрутмента, например, Online Personal, Heaad, Hiring it и др.

Чем руководствоваться при выборе?

Недостаточно делать выбор, исходя из стоимости работ исполнителя – ценовой диапазон у компаний и специалистов, давно работающих на рынке, примерно одинаковый. Дешевле обойдутся фрилансеры или агентства-новички, но тут есть свои риски, о них чуть позже. Ищите дополнительную инсайдерскую информацию: отзывы тех, кто уже работал с данным специалистом или агентством, читайте экспертные статьи по теме, изучайте профессиональные и пользовательские рейтинги и т.д.

Выбор подходящего IT-разработчика – очень важный момент, от этого зависит успешность старта и дальнейшая работа вашего маркетплейса. Поэтому рассмотрим подробнее нюансы работы с вышеуказанными категориями подрядчиков.

От IT-разработчика зависит успешность старта и дальнейшая работа маркетплейса

image007.png

Фрилансеры

Плюсы:

  • цена дешевле;
  • идет прямой контакт заказчика со специалистами.

Минусы:

  • Отсутствие согласованности в действиях. Создание маркетплейса требует командной работы. Например, предприниматель нанял несколько специалистов-фрилансеров, не имеющих практики совместной работы, а сам решил выступить в роли координатора. В таком случае заказчик должен обладать необходимой компетенцией, разбираться в технических терминах, чтобы правильно ставить задачи разработчикам. В противном случае – будет недопонимание, бесконечные переделки и, соответственно, затягивание сроков. Не допустить подобной ситуации можно при наличии подробного ТЗ (технического задания). О том, как правильно составлять ТЗ, и кто должен это делать (заказчик или исполнитель), расскажем дальше.
  • Нерегламентированные отношения – некоторые фрилансеры работают на устных договоренностях. В случае расставания это может создать проблемы для нанимателя – потерю исходников и авторских прав на техническую разработку.

Агентства-новички

Плюс:

  • для привлечения клиентов предлагают цены ниже, чем у конкурентов;

Минусы:

  • нет портфолио и сложно судить о квалификации;
  • отсутствие опыта может затянуть процесс создания маркетплейса.

IT-агентства

Плюсы:

  • над проектом работает готовая команда специалистов;
  • есть персональный менеджер-координатор;
  • заказчик защищен договором.

Минус:

  • ценник выше, чем у фрилансеров и агентств-новичков.

In-House

Плюсы:

  • не надо составлять доп. соглашения на случай внесения изменений в проект;
  • нет лимита на количество правок;
  • большее взаимодействие с «домашними» сотрудниками;
  • их проще контролировать и обучать под регламенты компании.

Минус:

  • содержание собственной IT-команды обходится дороже.

Итак, вы взяли на примету нескольких исполнителей, удовлетворяющих вас по репутационным характеристикам – теперь можно выбирать лучшее УТП. Составьте общее техническое задание, разошлите претендентам и выберите предложение, наиболее оптимальное по цене и срокам изготовления.

image009.png

Составление ТЗ

Заказчики, не имеющие IT-навыки, а таких 99 %, прописывают в техзадании для подрядчика общую концепцию будущей торговой платформы: направление (товары или услуги), ниша, основной функционал (витрина, складирование, упаковка, доставка, онлайн-касса), способ монетизации, пожелания к дизайну, архитектуру (стандартный маркетплейс или индивидуальная разработка) и т.д. Исходя из обозначенных пунктов подрядчик называет предварительную стоимость работ и сроки изготовления. Если заказчика устраивают условия, то подписывается договор.

Далее составляется подробное ТЗ с учетом всех технических нюансов. Техзадание пишет подрядчик, если это обозначено договором и исполнитель обладает необходимой компетенцией, или заказчик отдает изготовление ТЗ на аутсорсинг.

Написание правильного ТЗ – важный момент, так как весь процесс создания маркетплейса строится на базе технического задания. А платформа маркетплейса имеет сложную структуру и включает более 100 различных опций: импорт данных XML, SEO-оптимизация, интеграция с платежными системами, управление базой контента, модули обратной связи и многое другое.

Что входит в готовое техзадание:

  • постранично прописанная структура проекта с указанием всех технических аспектов: настроек сервера, бекапа, первичного продвижения, seo-аудита, нагрузочного тестирования, требований к верстке и т.д.
  • макеты в формате HTML;
  • подробные обозначения работ с указанием исполнителей: кто будет заливать первичный контент на сайт, кто обязан провести базовую seo-оптимизацию и т.д. Помните, что исполнитель будет выполнять только то, что прописано в ТЗ. Программист не сможет сделать 100% рабочую платформу, если не будет понимать с какой CRM-системой ему работать или в каком веб-дизайне оформлять сайт. Поэтому перед тем, как отдать ТЗ в работу – проведите дополнительную проверку: насколько точно и полно обозначены рабочие моменты;
  • текст в ТЗ прописывается с применением профессиональной терминологии, понятной тем, кто будет работать над проектом: программисту, верстальщику, веб-дизайнеру, копирайтеру.

Сроки изготовления техзадания – от 5-7 дней, в зависимости от объемов и сложности работ. Имея на руках подробное ТЗ, подрядчик может назвать точную цену своих услуг.

Правильно составленное ТЗ – основа стабильной работы маркетплейса

Итоговая оценка проекта

Теперь вы знаете сколько стоит разработка и обслуживание маркетплейса, значит, можете составить итоговую стоимость всего проекта. Включите сюда затраты на рекламное продвижение и организационные моменты, планируемые доходы от монетизации. На этапе подготовке вы должны знать, во сколько вам обойдется проект, сроки окупаемости, возможные риски и векторы роста.

Пошаговая реализация

Разработка маркетплейса идет пошагово.

  1. Сначала создается прототип маркетплейса, некий набросок, который можно показывать поставщикам, пока идет разработка.
  2. Запускается тестовая версия маркетплейсаMVP Minimal Viable Product (минимально жизнеспособный продукт). MVP содержит небольшой набор функций, все плюсы и минусы платформы можно выявить на начальном этапе благодаря обратной связи.

Как проводить тестирование MVP?

  • высылаете потенциальным партнерам ссылку-доступ на тестовую версию маркетплейса;
  • сбор обратной связи – с помощью опросов, интервью;
  • оценивается удобство поиска товаров, оформления заказа и других опций для покупателей;
  • оценивается удобство функционала для продавцов – простота регистрации, загрузки товаров на витрину;
  • аналитика и измерение конверсии и т.д.

Тестирование проводится, пока не будет найден вариант, который удовлетворит запросы пользователей и собственника. При этом количество бесплатных тестовых версий оговаривается заранее.

3. Запуск готового маркетплейса. В процессе работы также возможны дополнительные корректировки: внесение новых опций, технические правки, замена контента и т.д.

Дополнительно 5 полезных советов

  1. Сделайте маркетплейс другом для продавцов и покупателей. Наличие хорошо выстроенной цифровой платформы для маркетплейса – это одна сторона дела, не меньшее значение имеет человеческий фактор. Для собственника маркетплейса важно выстроить доверительные отношения с продавцами и покупателями. Выше мы говорили о том, как привлечь продавцов на начальном этапе, но высший пилотаж для собственника бизнеса – это превратить перспективных поставщиков в друзей маркетплейса. Что тут включать – личное обаяние или предлагать особые условия сотрудничества – каждый решает сам. Завоевать симпатии покупателей просто: доступные цены, постоянные акции, широкий ассортимент, приемлемое качество товаров, недорогая или бесплатная доставка, легкий возврат.
  2. Подключите необходимых специалистов: категорийный отдел для работы с поставщиками; отдел продвижения, отвечающий за рекламу и трафик; IT-отдел, контролирующий работу платформы; бухгалтер, юрист, экономист. Естественно, штатный набор определяется возможностями и масштабом магазина: так, в небольшом маркетплейсе отдел по работе с поставщиками может состоять из 1-2 менеджеров, остальные: IT-специалист, юрист, бухгалтер, фулфилмент – на аутсорсе.
  3. Начинайте с небольшого числа категорий товаров. Проводите аналитику продаж, тестируйте разные категории. После того как отработаете навыки, можно расширять ассортимент. Выбирайте высококонкурентные товары. Ранее мы подробно рассказывали про топ самых продаваемых товаров на маркетплейсе.
  4. Не пытайтесь продавать сразу всей стране. Ограничьте охват до региона, доведите логистику до совершенства, а потом расширяйте географию. Помните, что недоставленный в обещанные сроки товар – это минус вашей репутации.
  5. Постоянно анализируйте работу маркетплейса, чтобы оперативно устранять недочеты, наладьте обратную связь с покупателями – отзывы помогут контролировать продавцов. Вам в помощь – сервисы аналитики.

Вывод

Маркетплейс – это сложная по функционалу цифровая платформа. На этапе создания маркетплейса особое внимание уделите составлению технического задания и выбору IT-подрядчика. Это ключевые параметры, от которых зависит успешность всего предприятия. В ТЗ необходимо прописывать все рабочие моменты в мельчайших подробностях, чтобы избежать разногласий в процессе выполнения. После составления ТЗ обязательно проведите вторичную проверку на выявление возможных упущений. При выборе подрядчика ориентируйтесь, в первую очередь, на репутационные характеристики. Для работы над такой крупной платформой как маркетплейс, предпочтительнее работать с готовой командой профессионалов – это поможет избежать ошибок на этапе разработки и в процессе обслуживания.

Специалисты digital-агентства «Цифровой Элемент» составят детальное ТЗ, создадут маркетплейс с нуля на оптимальной платформе с удобным функционалом, предоставят гарантийное обслуживание. Компания «Цифровой Элемент» входит в первую двадцатку Топ-100 Рейтинга Рунета за 2022 год.

Создание маркетплейса Заказать услугу

Поиск ответа:
введите номер вопроса или поисковую фразу

Всего найдено: 2

  Вопрос № 309534  

Здравствуйте! Как пишется видеомаркетплейс?

Ответ справочной службы русского языка

Слово не фиксируется академическим орфографическим словарем. Правилам соответствует слитное написание. 

  Вопрос № 306146  

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, правильное написание слова «маркетплейс«. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали верно.

Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, — о том, что нужно знать основателям при создании маркетплейса.

Предприниматели сильны в своих идеях, но часто не имеют технических знаний в разработке сайтов и приложений. Из-за этого возникают трудности на всех этапах развития маркетплейса. В рамках обучающего курса m-p.academy провёл вебинар по базовым вопросам при создании маркетплейсов.

Принцип первой версии

Первая версия приложения выполняет главную задачу процесса. В этой версии может не быть красивого дизайна или каких-то функций, удобных, но не принципиальных для основной идеи. Первая версия решает задачу, для которой пользователь скачивает приложение или заходит на сайт. Если говорить по-простому, то MVP — это тест, стоит ли дальше развивать тему или такая идея никому не интересна.

1. Правило 20 экранов

Если при проектировании в приложении получилось больше 20 экранов, то скорее всего, вы внесли в проект больше функций, чем это необходимо на первом этапе. Это не тотальное правило, но повод основательно задуматься.

Например, для доски объявлений нужны пять основных экранов:

  • Регистрация и авторизация.
  • Профиль.
  • Лента объявлений.
  • Создание объявлений.
  • Просмотр объявлений.

И дополнительные экраны, такие как переписка пользователей или уведомления, — уже опциональная вещь. Лучше сделать пять экранов и услышать от пользователей требования расширить функциональность, чем сделать 50 и после запуска понять, что 30 из них никому не нужны. Детальнее о таком подходе можно почитать в Lean Startup.

2. Максимальный срок разработки — два месяца

Если уходит больше, это значит, что проект слишком большой (смотри первый пункт). Либо задержки идут со стороны автора проекта: одобрение технического задания, проверка приложения, принятие актов и тому подобное. Обычно это происходит, если есть основной бизнес и остаётся только пара часов на стартап.

Очень редко при таком подходе проект вырастает до крупных масштабов. В какой-то момент времени нужно будет ответить на вопрос — заниматься текущим и проверенным бизнесом или полностью погрузиться в стартап, где и риски больше, и потенциальные выгоды.

У стартапов перед лидерами рынка только одно преимущество — скорость. Стартап может быстро внедрять изменения. Если растягивать этап разработки, то можно лишиться единственного преимущества.

3. Гипотезы для проверки и средства измерения

При запуске важно поставить гипотезы и средства измерения. Если за два месяца начнут использовать приложение 100 человек, то сколько средств это вам принесёт? Выгодно ли это и что сделать, если нет? Сколько нужно будет вкладывать средств, чтобы привлечь необходимое количество пользователей?

Важный момент, на который обращают внимание инвесторы, — сходимость юнит-экономики. Если объяснять дилетантски, то экономика сходится, если на каждый вложенный в маркетинг рубль сервис зарабатывает больше одного рубля. Более глубоко можно почитать здесь.

Если гипотеза реализуется, то благодаря чему? Часто бывает, что основатель думает, что пользователям нужна одна функциональность, а приложение выстреливает совсем по другой причине. Как пример — YouDo, который начинался как сервис шуточных заданий. Здесь нужно не навязывать то, что было задумано ранее, а подхватить волну спроса.

Понять, из скольки экранов будет состоять приложение, сколько времени уйдёт на его разработку, и проверить часть гипотез можно ещё до создания приложения или сайта.

Как ни странно, проверка гипотез напрямую относится к техническому ликбезу. Можно поверить, что единственная гипотеза — это выстрелит сервис или нет, и с упоением тратить миллионы на разработку. Гипотеза должна быть простой, понятной и точно проверяться в короткие сроки.

4. Что, если «нет»?

Маркетплейс — это стартап, который потребует много сил и (чаще всего) средств. И если бизнес-модель нерабочая, то чем раньше предприниматель это поймёт, тем лучше. Сначала делают MVP-версию: если «взлетит» — добавляют функции, которые необходимы пользователям, и развивают проект дальше.

Сама суть MVP в том, что если идея находит свой отклик, то вы попадаете в счастливое число 2% стартаперов, у которых получилось (речь не о «единорогах», а о выходе на стабильный бизнес). Если нет, то потратите меньше денег, чем могли бы.

Стек технологий: сайт

В большинстве случаев на первые несколько лет используется стандартный для веба стек: PHP + mySQL на какой-нибудь популярной CMS.

Для маркетплейсов сейчас есть готовые решения от «1С-Битрикс» (доски объявлений), WordPress (доски и товарные маркетплейсы), CS-Cart (товарные маркетплейсы). Здесь важно оценить, во сколько вам обойдётся доработка под себя. Рекомендовал бы самостоятельно выбрать решение и уже на FL или в студиях оценить именно доработки под вашу идею. Это позволит существенно сократить бюджет на старте.

Если кажется, что ни одно готовое решение вам не подходит, нужно вернуться к первому пункту — можно ли упростить ваш проект? История о том, что ваша идея настолько уникальна, что нет даже примерных аналогов, вызывает больше вопросов, чем уверенности. Скорее всего, подобные проекты уже были, но что-то пошло не так. Вопрос в том, что именно и учли ли вы это у себя.

Стек технологий: приложения

По приложениям на рынке сформировалось три принципиальных подхода:

  • Нативная разработка.
  • PWA, webview.
  • Кроссплатформенная разработка.

Натив — это написание приложения с нуля, отдельно под iOS, отдельно под Android на родных Swift, Objective-C и Java. Чаще всего нативщики хвастаются скоростью работы и реализацией любой мыслимой функциональности, начиная от игры, заканчивая простеньким бизнес-приложением.

В целом они правы, но, само собой, 99% успеха в прямых руках программиста (помните, сколько грузилось приложение «Сбербанка» полгода назад?). Цена, соответствующая возможностям технологии.

PWA — мобильный сайт, на который можно перейти не из браузера, а при нажатии на иконку, как и в приложении. Webview — мобильный сайт, обёрнутый в приложение-контейнер. Стек самый дешёвый из всех трёх, так как вы покупаете веб-разработчика, которых на рынке очень много.

Ограничений в технологии достаточно много. Очень не многие могут грамотно работать с push (а в PWA — это не на всех устройствах возможно), GPS страдает, скорость загрузки зависит от соединения с сервером. Технология подойдёт для простеньких приложений, где нет большой нагрузки на сервер и само устройство.

Кроссплатформа — это когда приложение разрабатывается в одном стеке, а потом уже компилируется под iOS и под Android. Благодаря этому экономится время (работает один программист, а не два, как в нативе), что отражается на стоимости.

Из минусов я вижу ограничения по анимации и 3D-объектам. На мой взгляд, такое решение идеально подходит для бизнес-проектов, но не подойдёт для игр и подобных «тяжёлых» приложений с VR и AR.

Процесс разработки маркетплейса

Маркетплейс — сложный продукт. Не получится один раз написать техзадание, забыть про разработчика и получить в конце полностью готовое идеально работающее приложение или сайт, приносящие прибыль.

В процессе разработки могут появиться дополнения и уточнения, которые не учли в самом начале, к которым нужно быть морально и финансово готовым. Поэтому в ИТ используют гибкие методологии управления проектами.

Суть их сводится к тому, что команда имеет общее понимание, что она реализует, а в процессе реализации:

  • Ставится задача на неделю.
  • Выполняется.
  • Отчёт перед оунером.
  • Возвращаемся к первому пункту — и так по кругу, пока проект не будет полностью готов.

Это делается для того, чтобы работа программиста была максимально прозрачной. Чтобы было сразу видно, где возникают трудности, где возможны временные задержки.

На самом деле о самой разработке можно писать много, и всё кажется важным. Напишите в комментариях, какие принципиальные вопросы есть, — отвечу в следующих статьях.

Поддержка и развитие после запуска

Затраты на программиста — постоянные, как и на маркетинг. Рынок развивается постоянно, и вам придётся регулярно делать обновления, доработки.

Работу программиста оплачивают двумя способами:

  • За фактические затраченные часы (время и материал).

Программист взял задание, сделал, сказал вам, сколько часов потратил, вы оплатили.

  • За выполненную доработку.

Программист говорит вам фиксированную стоимость, и неважно, сколько времени займёт по факту.

В итоге, всё сводится к управлению риском «что, если не уложился в оценку?». В первом случае — риск на вас, и вы оплачиваете фактическое время. Можно сэкономить, если программист сделал всё быстрее оценки, но и дополнительно оплатить, если не уложился.

Во втором — цена фиксированная, но, как правило, выше оценки по ТМ. Если программист реально оценивает задачу в десять часов, он назовёт тринадцать (на всякий случай). Это не хорошо и не плохо — он тоже управляет своими рисками. Важно ответить себе на вопрос, что для вас выгоднее — заплатить меньше или зафиксировать бюджет, который не изменится.

Выбор команды

Есть три варианта, куда обратиться:

  1. Фрилансеры. Обитают на FL.
  2. Студии. Наиболее адекватный «Рейтинг Рунета».
  3. In-house-разработка. Тогда прямая дорога на HH.

Лично я отношусь ко второй категории, но постараюсь быть максимально объективным в плюсах и минусах каждой из сторон.

Фрилансеры

  1. Дёшево.
  2. Прямой контакт с программистом.

Вам нужно будет уметь техническим языком объяснить, что делать. Программисты не вникают в бизнес, они хотят получить чёткую и однозначно понятную задачу.

Кроме того, нужно иметь ввиду важный нюанс. Человеку должно быть выгодно работать с вами. В ином случае — он найдёт себе другого заказчика, с которым будет комфортнее работать.

В начале пути легко простить человека и найти нового, но если вы ушли далеко вперёд, то нужно всегда знать, как вы будете расставаться, не переписывая всё с нуля. Обладание исходниками — не панацея. С сайтом ещё можно найти разработчика, готового ковырять чужой код, а вот с приложениями почти никто на это не соглашается.

Тем не менее нужно обязательно просить исходники. Чтобы в случае конфликтных ситуации можно было обратиться к другому программисту даже с условиями частичного рефакторинга. Но чаще всего выгоднее помириться с автором кода.

Кстати, вопрос авторских прав тоже актуален. Важно грамотно оформить передачу прав, иначе, если проект будет успешным, можно воспользоваться лазейкой в законодательстве и заявить авторские права на ваш проект как минимум в технической части.

Студии

  • Дорого.
  • Риск неадекватного ПМа.

ПМ — это человек, который курирует создание вашего приложения в студии. В его задачах — говорить вам о том, как идёт разработка, о возникших проблемах, предлагать решения. Бывают менеджеры, которые не хотят конфликтов с заказчиками и при проблемной ситуации до последнего умалчивают об этом.

Не предупреждают заказчиков о возможных сдвигах сроков, удорожании разработки и так далее. Всё это выливается в непрогнозируемые проблемы уже у вашего стартапа. На мой взгляд, честность и профпригодность ПМа в большинстве случаев даже более важна, чем квалификация программиста.

Нужно учитывать, что студия — это тоже бизнес. Поэтому студии будут защищаться от неоговоренных доработок сильнее фрилансера, который может вздохнуть и сделать, лишь бы не ругаться с клиентом.

В студии с большей долей вероятности вам выставят счёт. Кто-то из основателей это воспринимает как само собой разумеющееся, кто-то — нет. Нужно быть готовым к тому, что дополнительные траты могут появиться при уточнении каких-либо деталей. Само собой, затраты должны быть обоснованными.

У студии помимо вас есть ещё другие заказчики. И в приоритете будут те, кто быстро отвечает, вовремя производит оплату, вовлечён в процесс. Грубо говоря, когда административный ресурс студии задействован по-минимуму, а производственный — работает на полную.

In house

  • Очень дорого.
  • Зато свои.

Иногда у основателей появляется ложное ощущение, что собственный программист выйдет дешевле. Это основано на том, что нормального программиста можно купить на рынке за 80 тысяч рублей в мес (500 рублей в час), а студии за тот же час просят минимум 1200 рублей (оборзели?). Однако не учитывается ряд важных деталей, которые в эту стоимость заложены.

Вам необходимо будет придумывать, как грузить программистов, чтобы не было простоя. То есть если задач нет и программист простаивает, то зарплата всё равно капает. Это отражается и в мотивации. Налоговая нагрузка также на вас, если всё вбелую, то +33%.

На вас падает и ведение проекта. Вы можете нанять менеджера проекта для управления, но если вы сами не обладаете экспертизой в разработке приложений или сайтов, можно столкнуться с тем, что сотрудники будут надевать розовые очки, пока проблемы не станут очевидными, а потом просто уволятся.

Подбор новых, отпуска, как и риски за простой — тоже проблемы, появляющиеся из-за прямого найма.

Тем не менее в своей разработке есть и очевидный плюс. Если в студии нужно делать дополнительные соглашения, чтобы изменить задачу, то своей команде вы в любой момент можете изменить задачу.

Заключение

Всегда сложно делать выводы из такого объёмного материала. В статье хочется охватить все нюансы и поделиться опытом, а на заключение остаётся некая банальность. Пожалуй, ограничусь основной рекомендацией, которую бы хотел донести до своих подписчиков основателей маркетплейсов. Она связана с подходом к запуску проекта:

  1. Быстро проверять идеи с фрилансерами и получать подтверждение гипотезы рынком.
  2. Делать основательную версию со студией и развивать до стабильной выручки.
  3. Переходить в in house, когда есть выручка с проекта и стоит вопрос об инвестициях и масштабируемом экспоненциальном росте.

Как правило, такие проекты вырастают из уже существующих в онлайне бизнесов, но бывают и редкие случаи, когда площадку хотят выстроить с нуля. В каждом случае — свои подводные камни:

Масштабирование интернет-магазина
Сценарий, когда всё хорошо, но хочется большего — привлечь новых поставщиков, чтобы разнообразить свой ассортимент и иметь с этого бонусы. Из плюсов — вы уже знаете, что продавать, кому и как, а пользователи — тоже вас знают и любят. Из минусов — сложности со структурой проекта: надо решать, как партнеры будут добавлять товары и как эти товары будут «ложиться» на уже существующий каталог. Плюс появляются вопросы по логистике, оплатам и возвратам (деление корзины, функционал для партнеров и прочие интересности). Скорее всего, придется переписывать текущую логику сайта (сильно или очень сильно). Но всё — решаемо.

Интернет-магазин для франчайзинговой сети
Интернет-магазины для франчайзинговых сетей в большинстве случаев становятся маркетплейсами, где каждый франчайзи может предлагать свой товар по своей цене. Из очевидных плюсов: владельцу такого проекта — дополнительная прибыль, самим франчайзи — плюшки (меньше проблем с сайтом, рекламой и привлечением, известность бренда, больше пользователей).

Сложностей — не избежать: скорее всего, у каждого франчайзи будут свои интеграции с ERP (или чем-то еще), платежной системой, сервисами доставки, свои скидки и бонусы, а еще — нужны будут настройки, чтобы можно было редактировать свою часть контента (акции, новости, блоки на главной, товары в каталоге и прочую экзотику) и просматривать свои заказы (и не видеть при этом чужие). Такая история сулит переделку сайта с нуля и влетает в копеечку (но результат того стоит).

Маркетплейс с нуля
В этом случае маркетплейс превращается в стартап. И это самый сложный сценарий, потому что неопределенность — огромная (и сразу по многим вопросам), а в противовес ей — только пачка гипотез. Базового бизнес-процесса, скорее всего, тоже нет: интернет-магазина нет, «прикормленных» покупателей нет, но есть вопросы по оплатам, логистике, налогам, возвратам и прочему. Плюс добавляются существенные затраты на продвижение и удержание партнеров на площадке (им нужны продажи и постоянный поток клиентов).

Сложность маркетплейса с нуля будет зависеть от условий на старте, схемы взаимодействия площадки с продавцами и покупателями, а также тех задач, которые готов забрать на себя будущий маркетплейс.

Для стартапов мы всегда рекомендуем сначала запускать MVP — первую версию сайта с минимально необходимым набором функций, но на базе тщательной аналитики. Это дешевле и безопаснее: можно быстро проверить, нужен ли конкретный функционал на реальных пользователях, а не сливать бюджет на то, что может вообще никогда не пригодиться. Тут важно еще до старта работ грамотно спроектировать структуру и логику работы — иначе потом есть риск переписать половину кода, чтобы «воткнуть» какую-то нужную фичу или механику.

Вообще-то это один из самых важных вопросов, которые стоит решить ещё до старта проекта. Потому что «потом» — слишком поздно (и очень дорого). Варианта два:

1. Доставка силами маркетплейса
Популярные российские маркетплейсы подкупают пользователей широкой сетью пунктов выдачи, а поставщиков — собственной сетью логистических центров (принес товар на хранение и не переживаешь больше: маркетплейс сам его упакует, отгрузит и увезет до ПВЗ). Как можно догадаться, это — страшно дорого. И возможно, даже не нужно на первых парах, пока вы тестируете идею и бизнес-процесс. Но если решитесь на подобное, нужно будет сразу навести порядок с документацией: накладными, актами приемки и прочими складскими бумажками — чтобы продавцы в своих личных кабинетах могли видеть статусы по отгруженным на склад заказам.

2. Доставка силами поставщиков
Так делает Алиэкспресс: каждый поставщик сам отвечает за доставку товара. Из-за этого китайский маркетплейс явно проигрывает другим популярным площадкам: ожидаемые сроки доставки там на деле могут умножиться на два, товар — прийти вообще другим, да и получить его не везде получится. А еще части заказа могут приходить в разное время и даже в разные места — и дождаться, чтобы всё собралось в кучку, как на Озоне (где можно продлевать срок хранения), тут не выйдет. Пользователям такое не нравится.

Так что, если собственная логистика — пока слишком дорогая, можно пойти на хитрость и договориться с продавцами, чтобы использовали конкретную службу доставки (желательно — сразу с пунктами выдачи и постаматами). Можно и парочку, но для каждой будет нужна отдельная интеграция, а это время и деньги.

Организация маркетплейса — это запуск платформы с каталогом для хранения и управления товарами, личным кабинетом поставщика, системой управления заказами. Продавцы регистрируются, сами загружают товары, работают с вашей платформой как с витриной. Вы контролируете процесс на верхнем уровне. 

Как маркетплейс, вы также можете брать на себя маркетинг, сервис клиентов, а в зависимости от своих масштабов — хранение и доставку товаров. Создание маркетплейса требует учета всех этих аспектов, но это перспективный, прибыльный бизнес в 2021 году. 


Почему создать маркетплейс выгоднее, чем магазин

По истории запросов «купить маркетплейс» с помощью Яндекс.Вордстат видно, что данной темой интересуются более 9 000 человек в месяц. 

Аналитическая компания Gartner прогнозирует, что к 2023 году 15% интернет-магазинов откроют свои маркетплейсы. Преимущества создания маркетплейса, по сравнению с созданием интернет-магазина: 

  • Высокая скорость внедрения новых товаров. Интернет-магазин должен знать о своём товаре всё досконально, чтобы консультировать клиентов. Маркетплейсу не нужно разбираться в товаре — за него это делают продавцы.  
  • Большое количество трафика. С помощью маркетплейса можно быстро расширить ассортимент: чем больше товаров, тем больше страниц, следовательно, тем больше выбора у покупателя и удобства всё купить в одном месте. Отсюда — рост органического трафика, благодаря SEO. 
  • Модель маркетплейса перекладывает всю операционную, рутинную работу на продавцов (поставщиков). 
  • Выгодная стоимость поддержки. Содержать интернет-магазин дороже. 
  • Рост продаж и масштабирование. Исследования, предоставленные Scallium и Marketmedia показывают, что магазин растёт на 54% в год, когда становится маркетплейсом; средний чек растёт на 14,89%. Виды маркетплейсов: 
По типу участников B2B, B2C, C2C
По предлагаемым продуктам товары, услуги, купоны и т.п.
По способам монетизации продажа трафиков, лидов, рекламы и т.п.
По типу структуры Вертикально структурированные (работают с 1 категорией товаров), горизонтально структурированные (работают со многими категориями)

ГК «Обувь России»: увеличение ассортимента

Успешный старт у маркетплейсов, которые построены на базе раскрученного интернет-магазина. Успех обеспечивается тем, что владелец магазина разбирается в нише, знает своих клиентов, может «перетащить» их в новый проект. Кейсом создания маркетплейса на базе готового интернет-магазина поделилась Виктория Малышкина, интернет маркетолог ГК «Обувь России» (Westfalika) . У группы компаний есть сеть офлайн-магазинов, интернет-магазин и в конце 2019 г. был разработан собственный маркетплейс «Продаем». 

На платформе работают 700 поставщиков из товарных категорий, не относящихся к обуви: посуда, бытовая техника, игрушки, книги, косметика. В результате расширился ассортимент в 2,5 раза. Доля товаров, которые группа компаний реализует с помощью своего маркетплейса, составила 30% в розничных продажах. Маркетплейс дал возможность нивелировать сезонность, быстрее восстанавливать продажи после снятия ограничений. 

Маркетплейс предлагает собственное IT-решение для поставщиков, предоставляющее отчёты о размещении, реализации товаров, есть отдельный модуль для продажи товаров в рассрочку. Платформа интегрирована в общую ERP-систему. 


Michelin: создание B2B маркетплейса

Маркетплейс — это следующий этап развития интернет-магазина, и если вы готовы масштабировать бизнес таким образом, вам нужно пересмотреть операционные процессы, поменять систему продаж.  Это показывает кейс Michelin. Компания Michelin создала собственный маркетплейс B2B с помощью провайдера-партнера Agora. 

Благодаря этому маркетплейсу удалось ускорить трёхсторонние поставки между 102 дистрибьюторами, 10 000 покупателями и 28 дилерами. Большинство сделок стали автоматизированы, проходить в режиме одного окна. На 50% возросла точность прогнозирования объёмов поставок. Личные кабинеты были разработаны с персонализацией под каждого дилера, в результате клиентское обслуживание улучшилось. Внедрение ЭДО позволило сократить срок согласования документов с 20 до 10 рабочих дней. 


Какие платформы подходят для маркетплейсов

Кастомная разработка, когда маркетплейс разрабатывается с чистого листа, требует около полугода времени, не считая выбора IT-провайдера. Такая разработка подойдет, если вы нацелились на крупный масштаб, расширенную функциональность и большое количество товарных категорий. 

Арбитраж трафика на крипту [2022] — ОПРОС ЭКСПЕРТОВ

Чтобы сэкономить время на написание собственного движка под маркетплейс, можно воспользоваться имеющимися коробочными решениями. Они тем более подойдут, если ваш маркетплейс ориентирован на только одну категорию товаров. Разработка маркетплейса с помощью готовых решений занимает 1-2 месяца. 

  • WordPress. На этой платформе можно бесплатно создать блог, однако для организации торговли здесь придётся доплачивать за плагины WooCommerce, Docan (или WCF Marketplace). 
  • Magento. Эта CMS создана специально для интернет-магазинов. Чтобы превратить её в маркетплейс, понадобятся также дополнительные расширения, например модуль Magento Marketplace. 
  • CS-Cart MultiVendor. CMS для профессиональных маркетплейсов и интернет-магазинов, работающих по схеме дропшиппинга. Платформа включает в себя систему приёма платежей, опции по загрузке, редактированию товаров, взаимодействию с покупателями, предоставление отчетности. Отдельный плюс — это российская разработка, адаптированная к реалиям нашего рынка, и техподдержка тоже русскоязычная. Платформа интегрируется с Почтой России, Яндекс.Доставкой, СДЭКом, Яндекс.Деньги, Робокассой, QIWI, 1С и другими полезными необходимыми сервисами. Пример, какие инструменты предоставляет CS-Cart: 

  • Yo!Cart. Это мультивендорная платформа, предусматривающая, что на ней клиенты могут покупать товары у различных поставщиков. Платформа не ориентирована на российский рынок, нет интеграций с российскими сервисами: понадобится дополнительно нанимать разработчиков, чтобы они подключили нужные системы.  
  • X-Cart MarketPlace. Платформа, которая дополнена модулями, преобразующими магазин одного продавца в магазин нескольких продавцов (маркетплейс). У этого решения есть открытый исходный код, расширяющий возможности настройки. Платформу отличает простое управление — не понадобятся навыки программирования. Также X-Cart снабжена системой безопасности с несколькими типами шифрования, интегрируется со многими платежными системами, поддерживает разные способы доставки.

Работали с CMS для e-commerce и маркетплейсов? 

36 голосов


Да — 17%



Нет — 83%


Начало развития маркетплейса

Созданный сайт под маркетплейс — лишь малая часть работы. Важно выстроить отношения доверия с продавцами и покупателями, убедить поставщиков, почему им будет выгодно торговать на вашей площадке. На первых этапах посещаемость сайта слишком мала. Необходимо наработать базу клиентов, вложить деньги, усилия в рекламу. Маркетплейс — достаточно сложная бизнес-модель. Для запуска маркетплейса и дальнейшего развития необходимы: 

  • категорийный отдел — специалисты, которые работают с нужными поставщиками по своим категориям; 
  • фулфилмент для обеспечения доставки; 
  • отдел продвижения, который отвечает за качественный трафик; 
  • разработчики, обеспечивающие бесперебойную работу платформы; 
  • финансисты, бухгалтера, юристы. 

Примерный расчёт временных затрат на этапах разработки маркетплейса (по данным Журнала об электронной коммерции E-pepper):

При планировании стратегии маркетплейса важно учитывать фактор конкуренции между продавцами на вашей площадке. Вам нужно придумать правила ведения бизнеса, рассчитанные на продавцов разного уровня и масштаба и удобные для покупателей. Все рейтинги должны быть честными, а не искусственными или созданными на коммерческой основе. 

Создание маркетплейса начинается с чёткой постановки целей и изучения ЦА. К аудитории маркетплейсов относятся как продавцы, так и покупатели. Изучить статистику продаж, а также конкурентов поможет Mpstats. Сервис покажет статистику по продажам, состоянию склада, продажам конкурентов, объемам заказов. Mpstats дает подробную аналитику, множество графиков и сводных таблиц. Есть партнерская программа, участвуя в ней, можно получать вознаграждение 10%. 


Организация технических вопросов при запуске маркетплейса

После того, как вы определились с платформой, предусмотрите дополнительно способы оплаты, доставки товара. При выборе ориентируйтесь на потребности клиентов, возможности платформы. 

Необходимо продумать техническую поддержку пользователей. Она должна быть бесперебойной. Профессиональная служба поддержки может быть создана своими силами, с привлечением специалистов, либо быть привлечена на аутсорсинге. 

Без найма персонала тоже не обойтись. Лучше создавать собственную команду, чем привлекать подрядчиков или фрилансеров, по мнению Артема Попсуева, руководителя департамента маркетинга СДЭК.Маркет. Собственные специалисты — это «свои» люди, часть команды. Их можно обучать под свои регламенты и бизнес-процессы, легче контролировать. Особенно это касается людей, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами: корректировать их работу можно, не дожидаясь негативных отзывов покупателей или партнёров.  

К техническим вопросам относится тестирование площадки. Оно включает в себя несколько шагов: 

  1. подбор аудитории среди партнеров, которые дадут обратную связь; 
  2. персональная рассылка с указанием условий участия в тестировании, предоставление ссылки-доступа; 
  3. сбор обратной связи, отзывов от пользователей с помощью опросов, интервью; 
  4. аналитика и измерения конверсии, удобства поиска и других метрик; 
  5. внесение корректировок, исправление ошибок и запуск основной версии. 


Способы монетизации вашего маркетплейса

Способов монетизации может быть несколько, и все эти способы должны не просто покрывать расходы на обслуживание сайта и продвижение, но и приносить чистую прибыль. К основным методам монетизации относятся: 

  • Комиссии — могут быть с продаж, с регистрации, за листинг (размещение товаров, например как у модели Etsy). Вы берёте комиссии с продавца за то, что ваша площадка помогла ему продать товар, либо комиссии за какие-либо другие действия. 
  • Подписка на различные инструменты. Вы можете разработать тарифные планы на те возможности, которые продавец получит, оплатив их. Тарифные планы могут стать вашим уникальным торговым предложением; инструменты, удобные для продавцов, которые вы предусмотрите, помогут отстроиться от конкурентов. 
  • Реклама на главной странице. Продавцы оплачивают вам услугу размещения своих товаров в «топе», на главной странице. К рекламе могут также относиться рассылки, которые вы делаете по клиентской базе.

Продумайте эти схемы монетизации заранее, старайтесь не допускать частых изменений в соглашениях с поставщиками. Когда правила часто меняются, это не всегда выгодно для бизнеса продавцов, и появляются риски их ухода. 


Ошибки и риски начинающих маркетплейсов

Не все маркетплейсы «выживают» после первого года работы. Например, закрылся сервис Pandao (аналог Joom) из-за высокой конкуренции и агрессивной рекламы. Конкуренцию с гигантами СберМаркет и DeliveryClub выдерживают не все региональные маркетплейсы. Так закрылся «МестноМаркет» маркетплейс фермерских продуктов Удмуртии. 

Если открываете маркетплейс в регионах, всегда есть риск, что продажи будут маленькими. Люди в регионе более консервативны, им проще пойти «по старинке» в магазин рядом с домом, где они больше доверяют тому, что могут потрогать. Но в крупных городах маркетплейсы выигрывают. Покупателю удобнее заказать вещи или продукты по пути с работы, чем ехать через полгорода в Ашан. К ошибкам начинающих владельцев маркетплейсов относятся: 

  • Попытка сразу продавать большой ассортимент. После тщательного анализа продаваемых товаров необходимо выбрать 1-2 категории, начинать с них, постоянно собирать аналитику и тестировать. Для такого анализа задействуйте проверенный сервис аналитики Moneyplace. Он позволяет увидеть, какие товары лучше продвигать на маркетплейсе; какие из них более высококонкурентные. Функция «Показать новинки» поможет вам предложить те товары, которые только набирают популярность, и существенно опередить ваших конкурентов. Есть партнерская программа, которая предлагает 15% пожизненно с платежей ваших клиентов. 
  • Чрезмерно широкая география. Если вы начинаете продавать с нуля, не пытайтесь сразу выходить на международные рынки. Необходимо сперва закрепиться в вашем районе, городе, регионе, федеральном округе. 
  • Не выделено, на чем фокусироваться: на спросе или предложении. Есть ниши, где предложений много, а спрос страдает, например, выгул собак. Многие готовы продать личное время, чтобы погулять с питомцем, но не все готовы доверить собаку чужому человеку. Однако, большинство маркетплейсов делали акцент на привлечении предложений, а спрос появлялся сам собой (например, Airbnb). 
  • Риски, связанные с выбором партнёра. Начинающие владельцы маркетплейсов готовы привлекать всех подряд продавцов, но не все из них добросовестны. Кто-то может нарушить обязательства, подвести, а кто-то и вовсе мошенник. В бюджет придётся закладывать средства на устранение репутационных рисков. 
  • Не изучена целевая аудитория. Если вы не знаете особенностей ЦА, вы не сможете грамотно выстроить маркетинговую стратегию и сольете бюджет. Например, клиенты могут совершать чаще всего заказов в определенное время дня, когда едут с работы — следовательно, рекламу нужно ориентировать на это время. Так поступила индийская компания ShopClues: она значительно увеличила продажи, предлагая акции на своём маркетплейсе с 18:00 до 20:00. 

Анализировать продажи на маркетплейсах, мониторить цены, продавцов, собирать информацию о брендах, ключевых словах, конкурентах поможет сервис SellerFox. У сервиса есть партнерская программа: 20% оплаты услуг сервиса вашими привлеченными рефералами. 


Развитие маркетплейса

Для последующего развития маркетплейса можно использовать следующие инструменты и стратегии: 

  • Performance marketing (Перформанс-маркетинг). Он ориентирован на привлечение лидов, подогрев клиентов. Качество этих лидов зависит, насколько точно определена целевая аудитория и насколько грамотно настроена рекламная кампания, включая контекст, лендинг, SMM и др. 
  • Масштабирование по географии. В развитии может наступить период, когда существующей аудитории будет не хватать, и нужно выходить на новые рынки и территории. 
  • Оптимизация конверсий. Делайте акцент на вовлечении клиентов, мотивации к покупке. Это могут быть купоны, промокоды, e-mail рассылки, оптимизация воронок продаж, устранение препятствий при совершении заказов.
  • SEO. Сюда относится контент-маркетинг, линкбилдинг, подключение реферальных программ. Важно также постоянно поддерживать и улучшать качество сервиса, доставки, поддержки, работать с отзывами, репутацией. 

Система сквозной аналитики Calltouch поможет вам управлять продажами на разных маркетплейсах. Calltouch интегрируется с такими маркетплейсами как Яндекс.Маркет, СДЭК  и другими, а также с вашим личным интернет-магазином. Она предоставляет автоматизированный сбор статистики, анализ данных, сбор всех лидов, рекомендации по эффективности источников и поможет вам улучшить маркетинговую стратегию. Например, вы можете усовершенствовать рекламу, контролировать и уменьшать стоимость лида. У Calltouch есть партнерская программа, предлагающая вознаграждение по агентскому или комиссионному договору. 

Для управления продажами и размещения карточек товаров вам поможет сервис Rush Analytics. Это парсер ключевых слов и сервис аналитики сайтов. С помощью него вы можете отслеживать популярные ключевые слова, какие нужно включить в названия и описания товаров на маркетплейсе, проверить индексацию и позиции вашего интернет-магазина. У RUSH ANALYTICS есть партнерская программа: 10% от всех платежей привлеченных вами рефералов. 

Был опыт в создании маркетплейса? 

41 голос


Да — 10%



Нет — 90%


Вывод

Создание маркетплейса — прибыльный бизнес, однако нужно провести колоссальную подготовительную работу: выбрать платформу, продумать монетизацию, выстроить отношения с поставщиками и покупателями. Оптимально выращивать маркетплейс из собственного онлайн-магазина, и при этом тщательно анализировать продаваемые товары, не выходить на рынок со всеми категориями сразу. В анализе поможет использование специализированных, зарекомендовавших себя сервисов. 

Как правильно пишется слово «маркетплейс»

Нет информации о правописании.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: шталмейстер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «маркетплейс»

Предложения со словом «маркетплейс»

  • Нельзя сказать, какой маркетплейс лучше, каждый из них обладает как плюсами, так и минусами.
  • Совершив продажу, маркетплейс получает контакт клиента, а вы выполняете только функцию поставщика.
  • Маркетплейс – площадка зарабатывает на комиссии в момент продажи товара.
  • (все предложения)

Отправить комментарий

На 2020 год пришелся пик развития онлайн-шопинга и доставок, из-за чего многие сайты трансформировались в интернет-платформы для продаж. Популярность таких площадок растет, поэтому представители бизнеса чаще задаются вопросом: как создать свою торговую площадку в Интернете?

Маркетплейс — что это и зачем?

Маркетплейс выполняет не просто функции интернет-магазина с возможностями онлайн-оплаты, доставки, но и помогает налаживать связи между большим количеством поставщиков и покупателей. Проще говоря, это рынок в Интернете со своими особенностями и правилами. Торговые интернет-площадки привлекательны для бизнеса за счет следующих возможностей:

  • Увеличение прибыли из-за высокого покупательского потока;
  • Большой охват аудитории из-за разнообразия товаров и услуг;
  • Несколько вариантов монетизации;
  • Экономия на аренде торговых и складских помещений;
  • Быстрое разрешение споров между продавцом и покупателем за счет строгой нормативной базы;
  • Расширение торговых возможностей компании, т.к. на маркетплейсах можно обмениваться не только товарами и услугами, но и объявлениями.

Выше перечислена лишь малая часть достоинств торговых Интернет-площадок. Не зря за последнее время появилось так много желающих создать свой маркетплейс.

Разработка торговой площадки, с чего начать?

1. Постановка цели, задач и аналитика

В этот этап входят:

  • Определение, каким будет продукт, какие проблемы потребителей он решит, его главная идея и особенность.
  • Решение, будут ли это товары или услуги, и определение ниши. Для этого можно изучить частоту поисковых запросов, используя инструменты SEO.
  • Анализ целевой аудитории. При этом важно учесть, что у маркетплейса 2 категории ЦА: продавцы и покупатели. Нужно не только узнать, кто входит в вашу ЦА, но и провести исследование, опросы, чтобы понять, в каком продукте они нуждаются.
  • Анализ конкурентов: кто они, их фишки — какие позаимствовать, а какие можно воплотить лучше.
  • Анализ способов монетизирования площадки и выбор наиболее подходящего. 

Аналитикой можно заняться самостоятельно, либо нанять опытного бизнес-аналитика. Для него эта работа займет примерно от 40 до 100 часов.

2. Проектирование и формирование четкого образа продукта

На этом шаге принимаются важные решения: как будет выглядеть площадка, и что произойдет при кликах или выборе разделов. Важно помнить, что конструкция сайта должна быть ненавязчивой, простой и понятной для пользователя. А в минимальном функционале желательно, чтобы присутствовали:

  • Для покупателей: продуманная система фильтров и поиска, простая регистрация и просмотр сведений о продавцах.
  • Для продавцов:  удобное создание новых предложений товаров и услуг, система управления частной и общедоступной информацией.
  • Для всех: служба технической поддержки, чаты в реальном времени, система рейтинга и отзывов, профили для покупателей и продавцов (2 типа интерфейса), удобная система платежей.

По итогу всех решений, необходимо подготовить проектную документацию, где будут изложены все принципы, чтобы разработчики знали, в каком направлении им идти.

3. Дизайн и разработка сайта маркетплейса 

После того как четкий образ продукта готов, пора перейти к созданию MVP, который несет идею продукта, для его последующих доработок.

Дизайн нужно создать обдуманно, детально и функционально. А вот к разработке маркетплейса есть 2 подхода. Каждый из них удобен, но выбрать можно в зависимости от ваших целей.

Можно сэкономить и использовать уже готовую платформу или шаблоны, но это не самый надежный вариант. Зато проще в воплощении. Или же создать сайт торговой площадки с нуля. Да, это дороже и чуть дольше, но это дает путь воплощения уникальных задумок. Здесь больше свободы.Для помощи на всех этапах разработки придется привлечь людей со стороны. Понадобятся следующие специалисты:

  • UX/UI дизайнер поможет обеспечить пользователю наилучшее впечатление от работы с маркетплейсом. Важно делать упор не только на красоту, но и на удобство. На его работу можно отвести от 250 часов.
  • Специалисты по frontend и backend, или же full stack, для разработки программного обеспечения. Здесь длительность зависит от необходимого функционала, его сложности и размера команды. В среднем это будет занимать от 1000 часов.
  • Грамотный тестировщик понадобится для исправления ошибок и обеспечения качества продукта прямо во время разработки. Некоторые владельцы бизнеса могут думать, что проще это сделать самим, может быть. Но специалист со стороны будет гарантом качества и сэкономит время разработки. На тестирование понадобится от 250 часов.

Стоимость этого этапа легко посчитать по количеству часов, поскольку у многих разработчиков фиксированная ставка в час. Разработка — это затратный, но важный шаг, главное правильно выбрать специалистов. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Поиск фрилансеров на специальных биржах и площадках. Найти таких работников относительно дешевле и проще, но такие специалисты не вникают в бизнес-процессы, им нужна четкая задача. Некоторые находят такой способ ненадежным, плюс за работой фрилансеров нужно постоянно следить.
  2. Создание своей команды разработчиков с нуля — способ самый дорогостоящий и затратный по времени, но дает возможность тесного контакта со своими разработчиками и внесения изменений в любое время по желанию. Другой вопрос в сложности найма и подбора действительно подходящих сотрудников. Сюда же и возросшая налоговая нагрузка. 
  3. Обращение в студию разработки. Самое оптимальное решение по стоимости и скорости создания маркетплейса. Единственная сложность — правильный выбор студии, где будет не только качественная разработка, но и грамотное управление проектом в лице адекватного Проект-менеджера.

Здесь нужно учесть, что услуги разработчиков будут нужны вам не единоразово, потому что для стабильной работы сервиса необходимы доработки и обновления.

4. Поиск продавцов и покупателей

Для привлечения покупателей можно заявить о себе в соцсетях, своем блоге, в похожих тематических сообществах или же с помощью СМИ и лидеров мнений в вашей сфере. 

Механика поиска продавцов похожая, но основной упор лучше сделать на конкурентов, ищите продавцов с высоким рейтингом и хорошими отзывами.

5. Продумывание маркетинговой кампании перед запуском маркетплейса

Важно эффективно заявить о продукте до его выхода на рынок.

6. Запуск продукта и его дальнейшее продвижение

После запуска осталась настройка аналитики для отслеживания показателей и продвижение площадки для расширения ЦА: публикации в СМИ, использование идей конкурентов или запуск маркетинговых кампаний. 

Создать свою торговую площадку не такая сложная задача, но в ней есть нюансы. Заметно, что эти шаги на пути к готовому проекту можно применить к становлению любого продукта. Необходимы только знания, навыки и достаточное финансирование для реализации. Важно не останавливаться на создании маркетплейса, необходимо постоянно вносить улучшения, опираясь на мнение покупателей и продавцов для автоматизации работы и популярности веб-сервиса.

Создание маркетплейса, что в итоге? 

Своя торговая площадка для бизнеса — проект весьма перспективный. Но при разработке потребуется много ресурсов — времени, усилий и финансов. И если вы всерьёз задумали воплотить его, то нет ничего невозможного, ведь для облегчения разработки всегда можно обратиться к специалистам. Они оптимизируют расходы, уложатся в срок и создадут маркетплейс таким, каким вы его представляете. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать мариночка или мариночка
  • Как правильно написать мариночка или мариначка
  • Как правильно написать марий эл республика
  • Как правильно написать лягушка царевна
  • Как правильно написать марганцовка