Как правильно написать многая благая лета

Провозглашение «Многая лета» — это поздравительная молитвенная форма, применяемая во время престольных праздников. Каждый год эти слова звучат на богослужениях в церкви. Обычный человек скажет «Поздравляю», а православный — «Лета многое». Дословный перевод фразы — «Многие годы».

Отличие между ежедневными молитвами и провозглашением «Многие годы» кроется в том, что последний текст поет на богослужении православный хор. Прихожане повторяют эти слова, поздравляя друг друга.

Молитва многая лета текст

Стихи — Много лет одна красотка.

Много лет одна красотка ищет мужа для себя. Этот низкий, тот высокий, третий любит сам себя. Этот лысый, тот лохматый, вот ОК, но скуповат, Этот пьёт, тот непоседа, этот классный, но женат. Этот толстый, тот костлявый, в горы тянет скалолаз, Tот с болячкой, тот без денег, уберите сразу с глаз.

Что красотке бедной делать? Где найти ей мужика? Вдруг по русскому каналу есть бегущая строка: «Всем поможем, всех поженим, осчастливим весь народ, Тут же Вашу половинку наш компьютер.

Примеры многолетия

Примеры многолетия можно найти в книге богослова Гермогена Ивановича Шиманского (1915-1970) «Литургика: Таинства и обряды». Также поможет пособие возглашения особых диаконских возгласов «Спутник диакона», составленном протоиерей Александром Сорокиным.

«Многая лета» Патриарху

Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение подаждь, Господи, Великому Господину и Отцу нашему (имярек), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, (и Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священноархимандриту) с Богоспасаемою его всероссийскою паствою, и сохрани его на многая лета.

Многолетие в уставные праздники

Великому Господину и Отцу нашему (имярек), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, (и Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священноархимандриту) и Господину нашему Высокопреосвященнейшему (имярек), Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, (Свято-Троицкия Александро-Невския Лавры Священноархимандриту) и сему освященному собору — многая лета!

Богохранимей стране нашей, властем, воинству и народу ея — многая лета!

Всечестному (Отцу) Настоятелю, братии, (поющим) и прихожаном святаго храма сего, (всем) зде предстоящим и молящимся и всем православным христианом — многая лета!

Многолетие конкретному человеку

Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение, (и изобилие плодов земных) подаждь, Господи, (имярек), и сохрани его (ея) на МНОГАЯ ЛЕТА!

«Многая лета» новобрачным

Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, взаимную любовь и согласие, и изобилие плодов земных подаждь, Господи, новобрачным (имена) и сохрани их на многая лета!

Многолетие после Чина освящения дома

Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение, взаимную любовь и согласие, и изобилие плодов земных, подаждь, Господи, всем верным Твоим, хотящим жити (или живущим) в доме сем (и всем предстоящим и молящимся), и сохрани их на многая лета!

Источник

Стихи — Я много лет тебя искала.

Я много лет тебя искала, Твои силуэт, В толпе безликой узнавала, Но теряла. Ты же продолжал свой путь, Не оставляя надежды, Что встретимся, когда нибудь

И так нечаянно столкнулись, И не унять волненья дрожь. Мы с тобой не разминулись, Нас познакомила любовь

Не сумею тебя отпустить Без тебя не смогу просыпаться Нет мне смысла жить, Если ты не захочешь остаться.

Ты должен мне верить, Ты должен знать, Для меня, нет тебя роднее, Лишь тебя, всегда буду ждать.

Многая лета текст молитвы

Многоле́тие

,
многоле́тствование
— торжественное провозглашение за православным богослужением слов
«Мно́гая ле́та!»
. Является формой пожелания долгих лет жизни и благополучия.

Молитва на многое лета

Провозглашается диаконом в форме сольногоречитатива с постепенным усилением и подъёмом голоса:

Б

л҃годе́нственное и҆ ми́рное житїѐ, здра́вїе же и҆ спⷭ҇нїе и҆ во все́мъ бл҃го́е поспѣше́нїе, пода́ждь гдⷭ҇и рабꙋ̀ твоемꙋ̀, ны́нѣ тезоимени́томꙋ
и҆́мⷬ҇къ
, и҆ сохранѝ є҆го̀ на мнѡ́гаѧ и҆ бл҃га̑ѧ лѣ̑та! (Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, подаждь Господи рабу твоему, ныне тезоименитому (имярек), и сохрани его на многая и благая лета!)

Хор в ответ обычно поёт:

Мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ лѣ̑та! Мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ лѣ̑та! Сохранѝ є҆го̀, гдⷭ҇и! Да́рꙋй є҆мꙋ̀, гдⷭ҇и! Мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ лѣ̑та! Кр҃їе є҆ле́исон, хрⷭ҇тѐ є҆ле́исон! Мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ лѣ̑та!

Мнѡ́гаѧ лѣ̑та!

(Многая, многая, многая лета! Многая, многая, многая лета! Сохрани его, Господи! Даруй ему, Господи! Многая, многая, многая лета! Ки́рие эле́исон, Христе́ эле́исон! Многая, многая, многая лета!

Многая лета!)

По указанию Типикона многолетие после Перваго часа или после отпуста праздничной утрени, а также после Литургии поётся в следующей форме:

Великаго господина и отца нашего Кирилла, / Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, / и господина нашего преосвященнейшаго (имя рек), / митрополита (или архиепископа, или епископа, егоже есть область), / богохранимую страну нашу Российскую, / настоятеля, братию и прихожан свята́го храма сего́ (или: всечестна́го игумена с братией святыя оби́тели сия́),/ и вся православныя христианы, / Господи, сохрани их на многая лета!

На архиерейских богослужениях, в кафедральных соборах, в ставропигиальных храмах, монастырях и их подвориях к многолетию добавляются слова:

«Ис полла́ э́ти де́спота!»

(греч.Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα —
На многая лета, владыко
).

В конце вседневной вечерни и славословной утрени поётся такой вид Многолетия

:
«Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век, и в век века!»
, а в конце Перваго часа:
«Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, Ю́же стяжа́л еси́ честною Твоею Кровию.»
В Русской православной церкви многолетие поётся патриарху, епархиальному архиерею, настоятелю монастыря с братией и всем православным христианам.

В греческих православных церквах заменой многолетия служит благословение, которое произносит священник по окончании литургии: «Сохрани, Господи Боже, всех благочестивых и православных христиан, обитающих во граде (веси или острове) и енории сей, с женами и чадами их

».[1]

Изначально в Византии многолетствование было формой чествования императоров.

В книге «О церемониях» (X век) содержатся сходные с многолетием гимны «которые произносились при встрече царя и по содержанию своему составляют особый вид, средний между тропарями и произведениями тогдашней светской антологии

»[2]. Позднее оно вошло в православное богослужение. На Руси многолетие провозглашали также и в конце совместной трапезы.

В западных чинах литании века (VII—VIII века) содержатся формулы, близкие к многолетию: «такому-то (имя короля) жизнь (vita)!», — или: «…жизнь и победа!» (vita et victoria!), «здравие (salus) и жизнь!»[1].

Чаще других в храмах и в концертах духовной музыки на эстраде звучат многолетия Д. С. Бортнянского, С. С. Прокофьева, В. Титова.

Литература

  • Заболотная Н. В.
    Многолетие // Большая российская энциклопедия. Том 20. Москва, 2012, стр. 544.

Ссылки

CC© wikiredia.ru

ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРЕСТОЛЬНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ

Праздничная трапеза

В престольный праздник

поздравляют весь приход: настоятеля, матушку, и всех служителей храма, прихожан.

Многая лета

В теплой обстановке давно знающих друг друга людей поздравить настоятеля и прихожан можно простым слогом, начав так: «Дорогого батюшку!» (или дорогого отца настоятеля) и всех прихожан поздравляем с престольным праздником — Покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

Если же обстановка более официальная, то и слог должен быть строгий, официальный. К диакону, иерею, иеромонаху следует обратиться: «Ваше преподобие», к протоиерею, игумену, архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

За столом в приходской трапезной во главе стола (то есть в торце, если один ряд столов) или за столом, поставленным перпендикулярно, сидит настоятель либо старший из священников. По правую сторону от него — следующий по старшинству священник.

По левую — священник по чину. Рядом со священством сидит председатель приходского совета, члены совета, церковнослужители (псаломщик, чтец, алтарник), певчие. Почетных гостей настоятель обычно благословляет трапезничать ближе к голове стола.

Если вы пришли в тот момент, когда большинство собравшихся за столом, то вы садитесь на свободное место, не заставляя всех сдвигаться, или туда, куда укажет настоятель. Если трапеза уже началась, то, попросив прошения, желают всем: «Ангела за трапезой» — и садятся на свободное место.

На праздничной трапезе соблюдают меру во всем: питье, еде, разговорах, шутках, продолжительности застолья.

Поздравления с днем Ангела.Праздничный стол,

подарки

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня — день тезоименитства, день Ангела.

День Ангела — особый день.

Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас перед Богом… Дни рождения и именин должны быть преимущественно пред всеми другими днями буднями, обращать сердца и очи к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше Отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришельствия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

Православные люди посещают в дни своих именин храм, причащаются Святых Христовых Таин.

Дома с близкими людьми и гостями совершается трапеза. Смущение вызывает незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий в дом произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». На что хозяин отвечает: «Аминь». Или гость говорит: «Мир вашему дому», а хозяин отвечает: «С миром принимаем».

Приглашая гостей на такой праздник, желательно серьезно продумать состав гостей. Люди верующие и далекие от веры могут на таком празднике не найти общего языка.

Человеку неверующему будут скучны и непонятны разговоры на духовные темы, и в результате он уйдет обиженным и с испорченным настроением.

С другой стороны, на почве различного миропонимания могут возникнуть жаркие и даже оскорбительные споры и праздник будет забыт.

Но если приглашенный на пути к вере жаждет духовного, то такие встречи за столом могут пойти ему на пользу.

На праздничной трапезе, поздравляя именинника, обычно поют тропарь его святому, желая помощи небесного заступника. Кроме всего прочего, конечно, желают духовных плодов. И чтобы это пожелание действительно запечатлилось в сердце именинника, важно хорошо продумать заранее поздравительные слова и тосты.

Веселье за дружеским застольем естественно, но оно не должно переходить за грань.

Оживить и сделать полнее, интересней вечер могут хорошие записи духовной музыки или фильм о святых местах, но, разумеется, в меру.

Немаловажно правильно выбрать к такому особому празднику и подарки. Лучше, если они будут духовного плана — иконы, книги, что-нибудь из церковной утвари, сладости, цветы.

В завершение застолья именинник благодарит собравшихся за поздравления, а гости поют ему «Многая лета».

Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносят на ближайшую субботу, воскресенье или же вообще на Светлую седмицу.

При написании поздравления ко дню Ангела не забудьте пожелать самое главное — помощи небесного заступника.

Хочется привести поздравление святителя Афанасия (М. Сахарова), обращенное к известному московскому батюшке, «пастырю безбожных времен», священнику Николаю Голубцову:

Приведем еще несколько образцов поздравлений с днем Ангела.

* * *

* * *

Свадебные поздравления и подарки

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных, знакомых, — от блеска свечей, от церковного пения как-то невольно становится празднично на душе.

После венчания молодых встречают у входа в дом иконой и хлебом-солью посаженые отец и мать или родители. И дальше гости продолжают праздник за столом.

Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвует на богоугодные дела.

Поздравления, тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания: о назначении христианского брака, что такое любовь в понимании Церкви, об обязанностях мужа и жены по Евангелию. О том, как важно построить настоящую христианскую семью — домашнюю церковь.

Свадьба церковных людей должна проходить в благочестивой обстановке с соблюдением благопристойности и меры.

Письменные поздравления со вступлением в брак содержат в себе те духовные пожелания, о которых писалось выше.

Поздравление может выглядеть так:

Поздравляйте, братья и сестры, друг друга с нашими православными праздниками, делитесь той несказанной радостью, которую они нам дарят, и пусть наша брошюра поможет вам сделать это достойно и благочестиво.

Мир и Божие благоволение да будет с вами.

Милость Божия буди с Вами, возлюбленный о Господе отец Николай!

Сердечно приветствую Вас с праздником святителя Николая. Горячо желаю, да молитвы святителя Николая хранят Вас на всех путях Вашей жизни, да содействуют Вам в устроении храма души Вашей и Вашей домашней церкви, в Вашем служении притекающим в Ваш храм людям православным.

Дорогой, родной, досточтимый и никогда не забываемый отец Владимир!

Сердечно поздравляю Вас с днем Вашего Ангела. Всей душой желаем Вам от Господа Бога здоровья, да укрепит Господь Бог Ваши духовные и телесные силы в подвиге пастырского служения на ниве Христовой на многая лета, многая лета.

Милую матушку и деток поздравляем с дорогим именинником.

С любовью о Господе всегда молящаяся о Вас духовная дочь.

Глубокоуважаемый отец Георгий!

Примите сердечные поздравления с днем Вашего Ангела. Да пошлет Вам Господь, молитвами Вашего великого покровителя, здоровье телесное и крепость духовную к ревностному прохождению Вашего пастырского служения.

Батюшка! Поздравляю Вас с Ангелом — предстателем Вашего спасения. Усердно желая Вам радоваться о Господе, прошу святых молитв Ваших и благословения. Воздаст Вам Господь за любовь Вашу и милостивые приветствия Ваши великою милостию Своею!

Дорогие Константин и Анна!

Примите искреннее поздравление со вступлением в законный брак, душевно желаем вам всех благ и милостей от Господа, Царицы Небесной.

Источник: https://kanal21.ru/mnogaja-leta-tekst-molitvy/

Alex Mishin

Искусственный Интеллект

(583488)


5 лет назад

«Многая лета» — это по-церковнославянски. Из церковнославянского языка (в богослужении это словосочетание означает прославление кого-то, наилучшие ему пожелания) это выражение перешло в разговорный русский язык. И многие шибко-грамотные интеллигенты, неспособные разобраться. что же они слышат и пытаются произнести (воспроизвести со слуха), искажают эту формулировку в меру своего убогого разумения, как им вздумается. Точно так же, название знаменитого произведения «Страсти по Матфею» (то есть — «Страсти Христовы согласно описанию их, данному Матфеем») подобными грамотеями воспринимается совершенно превратно, как если бы это были «страсти по ком-то» (грамотно использовать окончание предложного падежа с предлогом «по» такая публика тоже не обучена). .

Жанна ТМастер (1199)

2 года назад

Какой токсичный ответ. Видимо, от «шибко» воцерковленного и культурного. ))))

Ксюха ЮрьевнаПрофи (744)

1 год назад

Спрашивают люди чтобы научиться говорить и писать правильно, и нет в этом ни гордыни, ни плохого. Прочитала Ваш ответ и использовать хорошее пожелание желание пропало.

Виктор Новицкий

Искусственный Интеллект

(178822)


5 лет назад

«Лето» — устаревшее слово, означавшее раньше «год». В связке с ним лучше смотрятся тоже устаревшие слова или устаревшие говоры. Следовательно, лучше пользовать вариант «многая лета»)

Дем.Вик.Знаток (273)

2 года назад

Не такое уж это и устаревшее слово, если до сих пор говорят «ему 5 лет», «многолетние травы», «летосчисление», «малолетний ребёнок», желают «долгих лет жизни» или «долголетия» и т. п. Просто по мере развития и изменений в языке стали использовать ТАКЖЕ и слово «год» (как обобщённое значение течения времени — «в тяжкую годину…», например). Но ведь когда в основном люди в СССР уже говорили «5 лет», было много и тех, кто говорил «ему 5 годов», «6 годов», 7 годов»!.. А во многих российских глубинках ДО СИХ ПОР говорят «евонный» вместо «его»… :-) Да, звучит это уже странно, но ведь понятно?..

*****

Ученик

(208)


4 года назад

Многия — окончание имени прилагательного полной флрмы именительного падежа, множ числа. На Руси в строславянском употреблении была краткая форма склонения прилагательных: мудр муж, добра жена, добро тепло, Род падеж: нет мудра мужа, добры жены, Дат падеж: мудру мужу добре жене и т. д. Окончания «муж и жена» восходят к разным типам ( их было 6) склонения: муж — склонение на -о/-jо краткое, жена — на -а/-jа долгое.
Окончания у существительных и прилагательных одинаковые . Но появляется традиция местоименных окончаний: местоименный тип склонения: мудрыи муж, где и — местоимение 1 лица муж рода — в современном языке: я -для лиц мужского пола. См. 90 псалом «Живыи в помощи», там в конце несколько раз употребляется «и» как местоимение :его: в Вин. падеже,: » И ИЗБАВЛЮ И», «ПОКРЫЮ И» , а при однородных членах — как союз: «ИСПОЛНЮ ЕГО И ЯВЛЮ ЕМУ». Причем, в псалме уже наблюдается непоследовательное употребление: то «ЕГО», «ЕМУ», то «И». В един. числе: мудра-я жена, где я- местоимение для обозначения лиц женского пола, среднего рода -местоимение е. Во множественном числе в Им. -Вин. падеже это было общее местоимение «я» для обозначения всех родов, как сегодня «мы». Но стал развиваться новый, метоименный тип склонения, и тогда эти местоимения добавлялись к краткому окончанию: многи -я лета, Им. п: мудры-и муж, Род. падеж: мудраего мужа, добрыея жены, Дат п: мудруему мужу, добреей жене и т. д. Позже на базе этих окончаний возникли современные: доброго, мудрого, мудрой, доброй. Во мн числе: мудрыя людие, благия намерения, многия лета. Местоимения практически все утратились. Их отголоски остались в окончаниях: красно-е солнце, мудра-я дева. Современное «я» сохранилось единственным для названия всех лиц 1 лица. Татьяна. Филолог. Саратов ский госуниверситет, 1981 год выпуска. Спрашивайте.

  • Многая лета — пожелание долголетней благополучной жизни (в церковном песнопении).

    См. также многий.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: диавол — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «год&raquo

Синонимы к словосочетанию «многая лета&raquo

Предложения со словосочетанием «многая лета&raquo

  • Вернее, мешало беспокойство за отца, которое оставалось со мной много лет.
  • Здесь важную роль играет то обстоятельство, что в науке всё время происходит удивительный процесс своеобразного упрощения, который позволяет просто и кратко изложить то, что когда-то потребовало много лет работы.
  • Мой дух давно жаждал обновления, ведь уже много лет я выполнял свои обязанности лишь по привычке, моё стремление ко всему новому давно погасло.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «многая лета»

  • Я еще и теперь задыхаюсь при одном воспоминании, хотя тому уже много лет.
  • Статую эту, долженствовавшую представить молящегося ангела, он выписал из Москвы; но отрекомендованный ему комиссионер, сообразив, что в провинции знатоки скульптуры встречаются редко, вместо ангела прислал ему богиню Флору, много лет украшавшую один из заброшенных подмосковных садов екатерининского времени — благо эта статуя, весьма, впрочем, изящная, во вкусе рококо, с пухлыми ручками, взбитыми пуклями, гирляндой роз на обнаженной груди и изогнутым станом, досталась ему, комиссионеру, даром.
  • В Палашевском переулке, рядом с банями, в восьмидесятых годах была крошечная овощная лавочка, где много лет торговал народный поэт И. А. Разоренов, автор народных песен.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Понятия, связанные со словосочетанием «многая лета»

  • Многоле́тие, многоле́тствование — торжественное провозглашение за православным богослужением слов «Мно́гая ле́та!». Является формой пожелания долгих лет жизни и благополучия.

  • Отпу́ст (греч. ἀπόλυσις, лат. dismissio) у христиан — благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения.

  • Велича́ние (воспевание, хвала, возвеличение, именование, кликание, прославление, возвеличивание) — ритуальное восхваление кого-либо. В христианстве — стих в честь Иисуса Христа,Богородицы или святого, который поётся в церкви во время православного богослужения.

  • Собо́р Бу́товских новому́чеников — праздник Русской православной церкви, установленный в память о православных святых, принявших мученическую кончину за Христа на Бутовском полигоне. Празднование Собору совершается в 4-ю субботу по Пасхе. Внесено в месяцеслов по благословению патриарха Алексия II 3 сентября 2003 года. На май 2009 года включал имена 321 святого.

  • Псалмоката́ра (греч. Ψαλμοκατάρα — буквально «проклятие псалмами» от греч. ψαλμός — «псалом» + греч. κατάρα — «проклятие») — богослужебный чин анафемы, бытовавший в практике греческой Православной церкви, по крайней мере, в XIII—XVII столетиях.

  • (все понятия)

Афоризмы русских писателей со словом «год&raquo

  • Века идут, года уходят,
    Но все живущее — не сон:
    Оно живет и превосходит
    Вчерашней истины закон.
  • Года идут, но сердце вечно то же.
              Ничто для нас не возвратится вновь.
  • Годы уходят, и хочется больше быть вместе. Ведь вместе нам быть только годы, в разлуке — вечно.
  • (все афоризмы русских писателей)

Автор:

22 февраля 2022 11:55

Когда говорят «многая лета», обращаясь к имениннику и желая таким образом долгих лет жизни, то не всегда задумываются об истинном значении этого выражения. Почему его довольно активно используют в речи, несмотря на необычное написание и звучание?

Значение выражения «многая лета»

Источник:

Это выражение – часть православной молитвы, и дословно оно переводится как «долгие годы». В церковно-славянском языке, как и греческом и латыни, окончание слова в винительном падеже множественного числа – это а.

Значение выражения «многая лета»

Источник:

При использовании выражения «многая» в это устойчивое словосочетание вкладывается смысл пожелания. То есть в житейском, а не церковном понимании выражение представляет собой пожелание долгих лет жизни. Слово «лето» в значении «год» – устаревшее, но дошло до наших дней и используется в таких словах как летосчисление, летопись, столетие, многолетник и ряде других. Плюс к этому, сейчас при обозначении возраста ребенка используют сочетания типа 5 лет, 6 лет, обращаясь именно к этому устаревшему в наши дни выражению.

Таким образом, если исходить из канонов церковного языка, то слово «многа» адаптировали под бытовой, превратив его во «многая», чтобы сделать его более простым и понятным.

Источник:

Ссылки по теме:

Провозглашение «Многая лета» — это поздравительная молитвенная форма, применяемая во время престольных праздников. Каждый год эти слова звучат на богослужениях в церкви. Обычный человек скажет «Поздравляю», а православный — «Лета многое». Дословный перевод фразы — «Многие годы».

Отличие между ежедневными молитвами и провозглашением «Многие годы» кроется в том, что последний текст поет на богослужении православный хор. Прихожане повторяют эти слова, поздравляя друг друга.

Молитва многая лета текст

Стихи — Много лет одна красотка.

Много лет одна красотка ищет мужа для себя. Этот низкий, тот высокий, третий любит сам себя. Этот лысый, тот лохматый, вот ОК, но скуповат, Этот пьёт, тот непоседа, этот классный, но женат. Этот толстый, тот костлявый, в горы тянет скалолаз, Tот с болячкой, тот без денег, уберите сразу с глаз.

Что красотке бедной делать? Где найти ей мужика? Вдруг по русскому каналу есть бегущая строка: «Всем поможем, всех поженим, осчастливим весь народ, Тут же Вашу половинку наш компьютер.

Текст молитвы «Многая лета»

Молитвенный текст «Многая лета» провозглашается диаконом и имеет формат речитатива. «Многие годы» имеют и вторую (основную) часть, которую поет хор. Полный текст произведения мы приводим ниже:

»зменить шрифт

Текст диакона:

Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, подаждь Господи рабу твоему, ныне тезоименитому (имярек), и сохрани его на многая и благая лета!

Ответ хора:

Многая, многая, многая лета!
 Многая, многая, многая лета!
 Сохрани его, Господи! Даруй ему, Господи!
 Многая, многая, многая лета!
 Ки́рие эле́исон, Христе́ эле́исон!
 Многая, многая, многая лета!
 Многая лета!

Существует и видоизмененная форма прославления «Многая лета». Эта версия многолетия произносится после отпуста (в случае праздничной утрени), Первого часа и Литургии. Слова такие:

»зменить шрифт

Великаго господина и отца нашего Кирилла, / Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, / и господина нашего преосвященнейшаго (имя рек), / митрополита (или архиепископа, или епископа, егоже есть область), / богохранимую страну нашу Российскую, / настоятеля, братию и прихожан свята́го храма сего́ (или: всечестна́го игумена с братией святыя оби́тели сия́),/ и вся православныя христианы, / Господи, сохрани их на многая лета!

Стихи — Я много лет тебя искала.

Я много лет тебя искала, Твои силуэт, В толпе безликой узнавала, Но теряла. Ты же продолжал свой путь, Не оставляя надежды, Что встретимся, когда нибудь

И так нечаянно столкнулись, И не унять волненья дрожь. Мы с тобой не разминулись, Нас познакомила любовь

Не сумею тебя отпустить Без тебя не смогу просыпаться Нет мне смысла жить, Если ты не захочешь остаться.

Ты должен мне верить, Ты должен знать, Для меня, нет тебя роднее, Лишь тебя, всегда буду ждать.

Поздравления с престольными праздниками

Теплая атмосфера очень важна для поздравления с Днем Рождества. Все прихожане — братья и сестры, поэтому нужно собираться вместе и радоваться каждой минуте Рождества Христова. С Покровом тоже принято поздравлять людей — Господь приветствует подобные деяния, они полезны для православной души. Восклицание «Многая лета» предназначено для поздравления:

  • прихожан;
  • настоятеля монастыря;
  • батюшки;
  • диакона.

Услышать фразу «Лета многая» любому священнику будет приятно. В официальной обстановке диакон приветствуется словами «Ваше преподобие», архимандрит — фразой «Ваше Высокопреподобие». Многие прихожане этого не знают, так что учите свод церковных правил.

Во многих церквях организуются праздничные трапезы с участием священников и приглашенных гостей. Все священнослужители рассаживаются в порядке старшинства, дорогой гость при этом будет посажен ближе к головной части стола. Обычно проходит богослужение, поются «Многие годы», после чего гости удаляются в приходскую трапезную. В этой части мероприятия могут участвовать:

  • председатель приходского совета;
  • алтарник;
  • чтец;
  • псаломщик;
  • члены совета;
  • певчие;
  • почетные гости.

Молитва «Многая лета» также поется и в ряде других торжественных случаев. Услышать текст «Многие годы» вы можете в период архиерейских богослужений и вседневной вечерни. Годами это песнопение обращено к священнослужителям, восславляющим в храмах Господа. У православных греков, на южной земле, этими словами священник может приветствовать паству. При поздравлении с Днем Ангела упоминаются имена святых. За праздничным столом должен читаться тропарь, посвященный конкретному православному имени.

Молитва многая лета

Вне зависимости от года особое место у православных людей занимает таинство брака. Христе Сыне Божий всячески поощрял бракосочетания в пределах христианской церкви. Процесс православного бракосочетания может выглядеть следующим образом:

  1. Производится обряд церковного венчания, в ходе которого читается молитва «Многая лета».
  2. Молодые возвращаются в отчий дом, их встречают хлебом, солью да иконой.
  3. Шафер осуществляет сбор денег (средства идут на дела, угодные Господу).
  4. Проходит застолье, все тосты и поздравления должны быть духовными (многие годы браку, обязанности супругов, любовь и построение истинно христианской семьи).

Важный момент: церемония должна быть благочестивой. Гости и молодожены во всем соблюдают умеренность. Чтобы прожить многие годы в достатке, необходимо думать о Боге и строить христианскую, соблюдающую религиозные установления, семью.

Понятие многолетия

Во время православных богослужений верующие могут услышать слова песнопения «Многая лета». Это своего рода церковное поздравление, звучит во время престольных праздников или других важных событиях в жизни прихожан. От светских людей в таких случаях привычней услышать «Поздравляю». Православные же используют «Многая лета», дословно означающее «Долгие лета (годы)».

многая лета

Исполнение молитвы православным хором

Детский православный хор
Как вы уже поняли, «Многая лета» исполняется православным хором. Первый фрагмент — сольный речитатив. Голос диакона усиливается постепенно — это достигается посредством длительной практики. Вторую часть Многолетия берет на себя хор. При этом прихожанам не возбраняется тихо подпевать, если они знают слова молитвы и не мешают окружающим.

Хор не во всех случаях бывает церковным. Так, в день Ангела молитва поется присутствующими на торжестве гостями — все они дружно славят именинника. Обычно это происходит в конце трапезы, когда виновник торжества благодарит гостей за внимание к себе и душевные поздравления. Как видите, учить слова данной молитвы придется в любом случае, поскольку текст имеет важное обрядовое значение.

Предлагаем вам послушать молитву «Многая Лета» в исполнении Александра Торчилина и хора Свято-Даниловского монастыря:

Александр Торчилин и Праздничный мужской хор Московского Даниловского монастыря. Многая лета

Православный календарь

Прор. Осии (820 г. до Р. Х.). Прмч. Андрея Критского (767).

Прп. Антония Леохновского, Новгородского (1611). Мчч. бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского (898).

Сщмчч. Неофита Любимова и Анатолия Ивановского пресвитеров, прмчч. Иакинфа Питателева и Каллиста Опарина (1918); сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского (1937).

Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница».

Кол., 253 зач., II, 1–7. Лк., 42 зач., IX, 12–18.

З дравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 30 октября, Православная Церковь совершает память преподобного Антония Леохновского, Новгородского.

Преподобный Антоний Леохновский, Новгородский , был из рода тверских бояр Вениаминовых. Преподобный жил отшельником недалеко от Новгорода, в Рублевской пустыни, на реке Переходе. Около 1556 года переселился к пустыннику Тарасию, жившему за озером Ильмень, на Леохнове, неподалеку от Старой Руссы, и принял от него пострижение. Так устроилась пустынная обитель в честь Преображения Господня, названная впоследствии Леохновским (или Ивецким-Антониевым) монастырем. Преподобный Антоний дожил до глубокой старости, стяжав дар прозорливости.

В 1611 году, когда шведы разорили окрестности Новгорода, преподобный по вызову митрополита Исидора переселился в Новгород. Скончался 14 сентября 1611 года в возрасте 85 лет и был погребен близ церкви во имя святого евангелиста Луки на Софийской стороне. Перед смертью преподобный в присутствии многих сказал, что тело его будет покоиться в его пустынной обители. Ученик преподобного Григорий, вернувшись на место разоренной и сожженной шведами обители, поставил келью с часовней и остался там жить. Трижды являлся ему во сне преподобный Антоний и говорил: «Брат Григорий, иди в Новгород, скажи митрополиту Киприану и старшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители». После сообщения Григория митрополит совершил крестный ход к могиле преподобного Антония. Обретенные нетленные мощи 13 июля 1620 года были перенесены в Леохновскую обитель. При обретении мощей преподобного прозрел слепец Иосиф и совершились еще многие чудеса.

Своеобразен ряд воспоминаний, которые праздновали храмы во имя преподобного Антония села Леохново (недалеко от Старой Руссы) и Рублевской пустыни. Во вторую пятницу после праздника первоверховных апостолов Петра и Павла воспоминалось обретение и перенесение мощей преподобного Антония из Новгорода в Леохновский монастырь. В Вознесение Господне воспоминалось пришествие преподобного Антония из Рублевской пустыни в Леохново. 17 октября по старому стилю – память преставления святого, который скончался на праздник Воздвижения Честного Креста. В Рублевской пустыни праздновалась еще и память освящения церкви во имя преподобного Антония – 30 августа по старому стилю (1873).

Д орогие братья и сестры, сегодня также празднуется

перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского (898);

а также совершается память святых:

прор. Осии (820 г. до Р. Х.);

прмч. Андрея Критского (767);

мчч. бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303);

а также новомучеников и исповедников Церкви Русской:

сщмчч. Неофита Любимова и Анатолия Ивановского, пресвитеров, прмчч. Иакинфа Питателева и Каллиста Опарина (1918);

сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского (1937);

совершается празднование в честь икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница».

В сех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и неоскудевающей помощи Божией по молитвам ваших небесных покровителей! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов) , насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

История песнопения «Многая лета»

Согласно Иерусалимскому (6 век) и Студийскому (9 век) Уставам, в конце Вечерни положен возглас:

«Тон деспотин кэ архиэреа имон Кирие филатте ис полла эти деспота!».

В переводе на русский язык эта греческая фраза означает:

«Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета!».

С византийского времени церковной истории (с 10 века) эти слова молитвы за предстоятеля (патриарха или правящего архиерея) Русской Православной Церкви поются во время богослужения без перевода.

В 7-8 веках западные христиане стали добавлять молитвы с пожеланиями благоденствия и здоровья правящим королям. Оно имело форму: «Такому-то (имя короля) жизнь (vita)!», или: «… жизнь и победа! (vita et victoria!)», «… здравие (salus) и жизнь!».

В 10 веке гимн многолетствия стал использоваться в Византии как форма приветствия императора. Позднее оно появилось и в Русском Православии. Так, в России с 18 века многолетствие воспевалось императору, императрице, наследникам престола, членам Священного Синода, епархиальному архиерею, настоятелю монастыря с братией и всем православным христианам. Также были составлены так как называемые вик­то­ри­аль­ные многолетствия для пол­ко­вод­цев-по­бе­ди­те­лей. В настоящее время «Многая лета» могут петь также конкретному человеку (например, имениннику), молодоженам.

В практике Греческой Церкви многолетие сейчас заменено благословением, произносимым священником после Литургии:

«Сохрани, Господи Боже, всех благочестивых и православных христиан, обитающих во граде (веси или острове) и енории сей, с женами и чадами их».

Особенности церковного поздравления

Поздравления на многая и благая лета провозглашает диакон при постепенном усилении и подъеме голоса. В ответ клирос (церковный хор) многократно повторяет слова «Многая лета!».

Со времен принятия христианства на Руси гимн многолетствия исполняется длинным мелодичным распевом. В конце 17 века в певческом искусстве поя­ви­лось несколько мно­го­го­лос­ных ва­ри­ан­тов исполнения данного гимна. Существовал также и одноголосный вариант — де­ме­ст­вен­ный рас­пев. Широко известны со­чи­не­ния «Многая лета» русских композиторов Дмитрия Степановича Борт­нян­ско­го (1751-1825), Петра Ивановича Турчанинова (1779-1856), Александра Дмитриевича Кастильского, 1856-1926) и других.

Преподобный Антоний Леохновский, Новгородский

Дни памяти: 11 июля, 13 июля (Перенесение мощей), 17 октября

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Леох­нов­ский, Нов­го­род­ский , был из ро­да твер­ских бо­яр Ве­ни­а­ми­но­вых. Пре­по­доб­ный жил от­шель­ни­ком неда­ле­ко от Нов­го­ро­да, в Рублев­ской пу­сты­ни, на ре­ке Пе­ре­хо­де. Око­ло 1556 го­да пе­ре­се­лил­ся к пу­стын­ни­ку Та­ра­сию, жив­ше­му за озе­ром Иль­ме­нем, на Леох­но­ве, непо­да­ле­ку от Ста­рой Рус­сы, и при­нял от него по­стри­же­ние. Так устро­и­лась пу­стын­ная оби­тель в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, на­зван­ная впо­след­ствии Леох­нов­ским, или Ивец­ким-Ан­то­ни­е­вым, мо­на­сты­рем. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти, стя­жав дар про­зор­ли­во­сти.

Многая лета

Многая лета
Многая лета
МНО́ГИЙ, -ая, -ое.

Толковый словарь Ожегова.

1949-1992.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «Многая лета» в других словарях:

  • Многая лета — МНОГАЯ ЛЕТА. Устар. Высок. Пожелание долгой и благополучной жизни. Наш добрый Клебе желает всем больным многая лета в санатории Актур (К. Федин. Санаторий Актур). Из церковного песнопения, в котором высказывается пожелание долголетней жизни кому… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • многая лета — сущ., кол во синонимов: 1 • пожелание (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Многая лета, а многих уж и нету. — Многая лета, а многих уж и нету. См. ТЛЕН СУЕТА …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Многая лета с чады и домочадцы — Многая лѣта съ чады и домочадцы (съ дѣтьми и домашними, прислугой). Ср. Дому владыкѣ миръ и многая лѣта съ чады и домочадцы. Фонвизинъ. Недоросль. 2, 5. Кутейкинъ. См. Исполать …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • многая лета с чады и домочадцы — (с детьми и домашними, прислугой) Ср. Дому владыке мир и многия лета с чады и домочадцы. Фонвизин. Недоросль. 2, 5. Кутейкин. См. исполать …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Многая лета! — Книжн. Устар. Пожелание долголетия. ЗС 1996, 438 …   Большой словарь русских поговорок

  • многая лета — мн огая л ета (пожелание долголетия) …   Русский орфографический словарь

  • Праздник честному злат венец, а хозяину многая лета. — (доброго здоровья). См. ПРАЗДНИК …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Многолетие — «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» (Неврев Н. В., 1866 год, ГТГ) Многолетие, многолетствование (греч.  полихрония)  торжественное провозглашение за …   Википедия

  • ЕСАУЛОВ — [Эсаулов, Эссаулов, Ессаулов, по паспорту Петров] Андрей Петрович (ок. 1800 ок. 1850, Рязань), композитор, скрипач, автор духовно муз. сочинений. Внебрачный сын знатного помещика Есаулова, получил прекрасное домашнее муз. образование. Служил в… …   Православная энциклопедия

  • Мно­го­ле­тия Г.И. Шиман­ский

Аудио:

Многоле́тие — тор­же­ствен­ное про­воз­гла­ше­ние бла­го­по­же­ла­ния и поздрав­ле­ния во время бого­слу­же­ния или на тра­пезе с при­пе­вом «Мно́гая ле́та!».

Какова исто­рия этого воз­гла­ше­ния?

Счи­та­ется, что бого­слу­жеб­ное упо­треб­ле­ние мно­го­ле­тия вос­хо­дит к импер­скому бого­слу­же­нию Кон­стан­ти­но­поля и свя­зано с тра­ди­цией чество­вать импе­ра­тора. Самая ранняя руко­пись, содер­жа­щая нотную запись мно­го­ле­тия, дати­ру­ется XIV веком. В целом можно ска­зать, что воз­гла­ше­ние мно­го­ле­тия за бого­слу­же­нием – позд­няя тра­ди­ция.
Её раз­ви­тие можно пред­ста­вить так: сна­чала появи­лась прак­тика воз­гла­шать мно­го­ле­тие импе­ра­тору на вели­ких часах Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния (причем в Мес­син­ском Типи­коне, памят­нике XIII века, мно­го­ле­тия еще в чине вели­ких часов нет). Впо­след­ствии появ­ля­ется на основе текста этого мно­го­ле­тия пес­но­пе­ние «Вели­кого гос­по­дина…», после этого – наро­чи­тые (доба­воч­ные) мно­го­ле­тия в конце служб.

Какие цер­ков­ные пес­но­пе­ния содер­жат поже­ла­ния многих лет?

Во-первых, самое древ­нее мно­го­ле­тие, как уже ска­зано – это воз­гла­ше­ние «Многа лета» на вели­ких часах (на 9‑м часе) Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния.

Другое пес­но­пе­ние, содер­жа­щее мно­го­ле­тие – «Вели­каго гос­по­дина и отца нашего…».

Нако­нец, на архи­ерей­ском бого­слу­же­нии часто поется гре­че­ское  Ис полла́ э́ти дэ́спота! (греч. Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα — «На мно́гая ле́та, влады́ко»).

И еще упо­мя­нем одно бого­слу­же­ние, кото­рое при­об­рело статус, близ­кий к устав­ному – «Чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия», совер­ша­е­мый в неделю 1‑ю Вели­кого поста. Там преду­смот­рено воз­гла­ше­ние несколь­ких мно­го­ле­тий (всего 6): Свя­тей­шему Пат­ри­арху Мос­ков­скому, других пред­сто­я­те­лям Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, пра­вя­щему архи­ерею, причту, бого­хра­ни­мой стране, всем хри­сти­а­нам.

Какова прак­тика воз­гла­ше­ния мно­го­ле­тия в насто­я­щее время в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви?

В насто­я­щее время, как пра­вило, мно­го­ле­тие, не вхо­дя­щее в состав бого­слу­жеб­ного чина, про­из­но­сят и поют после литур­гии: также суще­ствует тра­ди­ция его пения после все­нощ­ного бдения (после 1‑го часа). Также поют мно­го­ле­тие после Таин­ства Брака и при поздрав­ле­нии хри­стиан за сов­мест­ной тра­пе­зой.

В храме мно­го­ле­тие воз­гла­шает диакон. Стан­дарт­ная фор­мула мно­го­ле­тия такова: «Бла­го­ден­ствен­ное и мирное житие, здра­вие же и спа­се­ние и во всем благое поспе­ше­ние, подаждь Гос­поди рабу твоему, ныне тезо­име­ни­тому (имя), и сохрани его на многая и благая лета»!

Доста­точно часто мно­го­ле­тие адре­со­вано епи­ско­пам, насто­я­телю мона­стыря с бра­тией и всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам.

Не про­ти­во­ре­чит ли поже­ла­ние многих лет жизни идее, что для хри­сти­а­нина земная жизнь – брен­ная и пре­хо­дя­щая, так что хри­сти­а­нин должен быть настроен как апо­стол: имею жела­ние раз­ре­шиться и быть со Хри­стом, потому что это несрав­ненно лучше (Флп.1:23).

При­о­ри­тет жизни буду­щего века несо­мне­нен и поже­ла­ние «многих лет» можно рас­смат­ри­вать как мир­ское, мате­ри­аль­ное. Однако и такое поже­ла­ние имеет биб­лей­ские осно­ва­ния.
Во-первых, подоб­ные мысли содер­жатся в книге Прит­чей: Слушай, сын мой, и прими слова мои,— и умно­жатся тебе лета жизни (4:10; Начало муд­ро­сти— страх ГОС­ПО­ДЕНЬ, и позна­ние Свя­того — разум; потому что чрез меня умно­жатся дни твои, и при­ба­вится тебе лет жизни. (9:10–11).
Во-вторых, в исто­риях вет­хо­за­вет­ных пат­ри­ар­хов (книги Бытия и Иова) дол­го­ле­тие рас­смат­ри­ва­ется как одно из бла­го­сло­ве­ний Божиих: и скон­чался Авраам, и умер в ста­ро­сти доброй, пре­ста­ре­лый и насы­щен­ный, и при­ло­жился к народу своему (Быт.25:8 см. также Быт.35:29, Иов.42:17, 2Пар.24:15).
Так что можно поже­ла­ние многих лет рас­смат­ри­вать как синек­доху: мы желаем чело­веку дол­го­ле­тия и вместе с этим осталь­ных бла­го­сло­ве­ний Божиих.

Правописание

Как писать слова, связанные с церковью?

Когда использовалась прописная буква?

В русской гражданской печати XIX – начала XX века многие слова, связанные с  церковной тематикой, начинались прописной буквой. Яков Карлович Грот (Русское правописание, СПб., 1885) указывает, что  с большой буквы пишутся «имена трех лиц Божества и высших существ, составляющих предмет религиозного почитания христиан: Бог, Господь, Творец, Всевышний, Спаситель, Богородица, Святой Дух, Св. Троица и т. п.; также слова: Провидение, Промысл, Небо, Церковь в духовном смысле» (Здесь и далее дореволюционные издания цитируются в современной орфографии. – Ред.).

Однако в церковной печати на церковнославянском языке прописная буква в начале таких слов не использовалась; вместо нее над словом ставился надстрочный знак – титло.  «Прописные (большие) буквы в изданиях церковной печати… ставятся в начале книги или ее отделов (в начале красной строки). Но в середине предложений все слова, не исключая и собственных имен, пишутся (согласно постановлению Св. Синода) со строчных букв» (Д. Д. Соколов. Справочная книжка по церковно-славянскому правописанию. СПб., 1907).

Словари и справочники советских времен предписывали писать со строчной буквы практически все слова, связанные с религией. Своеобразное исключение было сделано для «названий культовых книг»: рекомендовалось писать Библия, Евангелие, Часослов, но (поступать) по библии, по евангелию (см., например: Д. Э. Розенталь, Справочник по правописанию и литературной правке. 3-е изд., М., 1978).

В 90-е годы формулировки рекомендаций по оформлению религиозных названий в практических пособиях и справочниках по правописанию существенно менялись, а главное – пополнялись новыми, доселе не рассматривавшимися случаями и примерами. В «Справочнике по правописанию, произношению, литературному редактированию» (Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова, М., 1999) посвященный религиозной лексике параграф расширен с двух до одиннадцати пунктов, при этом бОльшую часть рассматриваемых наименований рекомендуется писать с большой буквы.

В 2000-е годы некоторые прописные буквы в рекомендациях справочников исчезли. Так, если в изданиях 90-х годов рекомендуется написание Русская Православная Церковь, Поместный Собор, то в справочниках более поздних лет издания приводятся написания лишь с одной (начальной) прописной буквой, что соответствует общим правилам употребления прописных букв в собственных наименованиях.

Отметим, что свод правил правописания 1956 года (Правила русской орфографии и пунктуации) предписывал писать строчными буквами «названия религиозных праздников и постов, а также дней недели, месяцев и т. п.», рекомендуя при этом использовать прописную букву в «индивидуальных названиях, относящихся к области религии и мифологии», не раскрывая суть того, что же все-таки считать «индивидуальными названиями». О написании слова Бог / бог в своде правил не говорится, но «по букве закона» и это слово нужно было писать с большой буквы.

В каких случаях нужно писать слово «Бог» с прописной буквы?

Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.

Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:

  1. В формах множественного числа, в значении одного из множества божеств, а также в переносном значении: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.

  2. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне связи с религией: не бог весть, бог знает что, бог с ним, не дай бог, ради бога, как бог на душу положит, боже упаси, ейбогу и т. д.  Невозможна прописная буква в таком, например, контексте: у него всё не слава богу.

С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).

Как пишутся названия церквей и религиозных организаций?

В названиях организаций и органов церковной власти пишется с прописной буквы первое слово и собственные имена.

Русская православная церковь
Поместный собор
Вселенский собор
Священный синод
Евангелическолютеранская церковь
Римскокатолическая церковь

Однако в православной и вообще церковной среде прописные буквы используются более широко, чем того требуют правила правописания. Так, например, издательство Московской патриархии рекомендует все слова, кроме служебных, писать с большой буквы:

РимскоКатолическая Церковь
ЕвангелическоЛютеранская Церковь
Методистская Церковь

Как написать фразу: Его преследовали церковь и правительство?

Слово церковь пишется с прописной буквы в двух случаях:

1) в значении ‘Божественное учреждение’ – в богословских текстах, а также если слову церковь в этом значении придается особый высокий смысл, например: Отцы Церкви, Заповеди Церкви;
2)   если слово Церковь используется вместо полного названия религиозной организации (например, вместо Русская православная церковь): решение Церкви.

В значениях ‘храм’ и ‘религиозная организация’ слово церковь пишется со строчной буквы, например: ходить в церковь, служить в церкви, отлучить от церкви, отделение церкви от государства.

В примере, который приводится в вопросе, требуется написание церковь со строчной буквы: Его преследовали церковь и правительство.

Как пишутся названия церковных праздников и дней церковного календаря?

В названиях церковных праздников с прописной буквы пишется первое слово и все собственные имена (в том числе прилагательные Христов и Господень):

Пасха Христова
Вход Господень в (во) Иерусалим
День Святой Троицы (Пятидесятница)
Рождество Христово
Крещение Господне
Введение во храм
Усекновение главы Иоанна Предтечи

Также с прописной буквы пишутся названия постов и собственные названия определенных дней церковного календаря:

Великий пост
Петров пост
Великий четверг
Вселенская родительская суббота
Светлая седмица

Народные названия дней и периодов, связанных с церковным календарем, также пишутся с прописной буквы:

Масленица
Святки
Семик
Прощёное воскресенье
Чистый понедельник
Яблочный Спас

Примечание 1. В «Русском правописании» Я. К. Грота рекомендовалось писать народные названия праздников строчными буквами: масленица, семик, святки, мясоед.

Примечание 2. С прописной буквы пишутся все слова в полном церковном названии праздника Пасхи: Светлое Христово Воскресение.

Как писать названия церковных должностей и титулов?

В документах при написании полных официальных наименований высших церковных должностных лиц употребляются прописные буквы:

Патриарх Московский и всея Руси
Местоблюститель Патриаршьего престола
Вселенский Константинопольский Патриарх
Верховный ПатриархКатоликос всех армян
КатоликосПатриарх всея Грузии
Папа Римский

Однако в прочих текстах наименования этих лиц пишутся строчными буквами:

проповедь патриарха Кирилла
резиденция римского папы

Прочие церковные звания и должности пишутся строчными буквами. Так, со строчной буквы пишутся следующие слова: владыка, митрополит, архиепископ, архимандрит, архиерей, епископ, игумен, дьякон, протодьякон, протоиерей, иерей.

Как обратиться к архиерею?

Словарь «Прописная или строчная» В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой (М., 2011) указывает, что прописные буквы используются при обращении к патриарху: Ваше Святейшество. Обращения к прочим духовным лицам в словаре приводятся в строчном написании: ваше высокопреосвященство, ваше преосвященство, ваше высокопреподобие и т. д.

При этом издательство Московской патриархии рекомендует при обращениях к священнослужителям любого чина писать все слова с прописной буквы:

Ваше Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл,
Его Блаженство, Блаженнейший Папа и Патриарх,
Ваше Высокопреосвященство (для митрополитов и архиепископов),
Ваше Преосвященство (для епископов),
Ваше Высокопреподобие (для архимандритов, игуменов, протоиереев),
Ваше Преподобие (для иеромонахов и священников)

Как писать названия канонических книг Библии?

В названиях канонических книг Библии с прописной буквы пишутся первое слово (которое может быть единственным) и входящие в состав названия имена собственные.

При этом следует обратить внимание, что названия жителей, народов (галаты, римляне, коринфяне и др.) не являются именами собственными и пишутся с маленькой буквы. Напротив, нарицательные существительные судья, царство употребляются в названиях книг Библии как собственные имена: Судьи (Книга Судей), Царства (Книга Царств).

Книга пророка Аввакума
Второзаконие
Послание к галатам
Деяния святых апостолов
Послание Иакова
Книга Иисуса Навина
Первое послание Иоанна
Евангелие от Луки
Вторая книга Паралипоменон
Песнь песней

Обратим внимание: слова книга и послание пишутся строчными, если не являются первым словом названия: Первая книга Царств, Второе послание Иоанна. Но как первое слово названия Книга и Послание пишутся с прописной: Книга Судей, Послание к римлянам.

Как писать названия храмов и монастырей?

В названиях монастырей, храмов, икон пишутся с прописной буквы все слова, кроме родовых наименований (церковь, храм, собор, монастырь, лавра и т. д.) и служебных слов. Поэтому верны написания:

собор Парижской Богоматери
храм Христа Спасителя
церковь Донской Иконы Божией Матери
Рождественский собор
ТроицеСергиева лавра (СвятоТроицкая Сергиева лавра)

Это правило нарушается, если название храма содержит слова «во имя»:

храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона
храм во имя иконы Божией Матери «Державная» (но храм Державной Иконы Божией Матери).

Какие церковные слова пишутся строчными буквами?

Со строчной буквы пишутся:

  1. Названия церковных служб (богослужений) и их частей: литургия (но Божественная литургия), вечерня, утреня, всенощная, крестный ход, полиелей, повечерие, венчание, отпевание. Правильно: пасхальная заутреня.

  2. Обиходные названия церковных таинств: принять крещение (но Святое Крещение), прийти на исповедь (но Таинство Покаяния), готовиться к причастию (но Святая Евхаристия).

  3. Названия песнопений и молитв: канон, акафист, антифон, прокимен, ектения. Но составные собственные наименования таких произведений пишутся с большой буквы, например: Великий покаянный канон Андрея Критского.

  4. Лики святых: святитель Иоанн Златоуст, преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, блаженный Василий Московский, святые благоверные князья Борис и Глеб, Ильяпророк (пророк Илия), великомученица Екатерина. Однако в названиях храмов лики святых пишутся с прописной буквы: храм Преподобного Серафима Саровского, собор Василия Блаженного.

  5. Слова многая лета (пожелать многая и благая лета), вечная память (пропеть вечную память)

  6. Слова, именующие духовенство, кроме слова Патриарх: настоятель храма, протоиерей, дьякон, протодьякон, игумен, монах, иеромонах, схимник, требный священник.

Как правильно: патриаршего или патриаршЬего? Патриаршие или патриаршьи?

Верно без мягкого знака: патриаршего, патриаршему. А также: патриаршие (Патриаршие пруды).

Прилагательное патриарший в начальной форме выглядит как притяжательное прилагательное, отвечающее на вопрос «чей?» и оканчивающееся на -ий (-jeго), ср.: лисий — лисьего, пастуший — пастушьего, черепаший — черепашьего, птичий — птичьего, человечий — человечьего, монаший — монашьего, помещичий — помещичьего, скомороший — скоморошьего и т. д. Такие слова склоняются по особому (местоименному) склонению, в них пишется разделительный мягкий знак. 

Однако слова монарший и патриарший склоняются не по местоименному, а по адъективному склонению, то есть как прилагательные хороший (хорошего), святейший (святейшего), усопший (усопшего), больший (большего), августейший (августейшего) и т. п. В таких словах разделительный мягкий знак не пишется.

По этой причине правильно: патриаршее (не патриаршье) благословение, патриаршая (не патриаршья) ризница, Патриаршие (не Патриаршьи) пруды. И, соответственно: монаршее, монаршая, монаршие.

«Русская грамматика» (под ред. Н. Ю. Шведовой, М., 1980) указывает: «Притяжательные прилагательные орлий (устар.), отчий, монарший и патриарший, основа которых оканчивается на группу согласных (-ий – флексия им. п. ед. ч. муж. р.), изменяются по мягкой разновидности адъективного склонения. Образование от притяжат. прил. монарший, патриарший падежных форм по типу притяжат. прил. соболий, пастуший, волчий для современного языка ненормативно». При этом «у писателей XIX в. встречается образование форм косвенных падежей притяжательных прилагательных женского рода с шипящей согласной перед |j| (казачья, разбойничья) по образцу изменения местоимен. прил. наш, ваш (см. ниже) без |j| в конце основы: Ты не издохнешь от удара Казачей сабли (Пушк.); Не для разбойничей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба старика (Пушк.); Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, – Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век (Некр.) (для современного языка нормативны формы казачьей, разбойничьей, вражьей)».

Итак, различается написание слов: монашьего — патриаршего; монашье — патриаршее; монашья — патриаршая; монашьи — патриаршие.

См.:

  • А. А. Зализняк. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., М., 2008.

  • Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать мне понравилась картина потому что
  • Как правильно написать мне нравится учиться
  • Как правильно написать мне нездоровится
  • Как правильно написать мне не спится
  • Как правильно написать младший воспитатель