Как правильно написать монологическое высказывание

В третьем задании тебе нужно выбрать одну из предложенных тем и составить монологическое высказывание.

Монолог — это развёрнутое высказывание одного человека. 

Объём высказывания на собеседовании — не менее (10) фраз, но нужно всё рассказать не дольше, чем за (3) минуты. 

Для обдумывания будущего высказывания у тебя будет (1) минута.

Разновидности высказываний

Общее направление монолога предлагается на выбор.

Тема (тип текста)

Описание

Повествование

Рассуждение

Главная особенность Высказывание по предложенному изображению Рассказ на основе жизненного опыта Ответ на поставленный вопрос
Вопросы, которые помогают составить высказывание

Что изображено?

Какой это предмет?

Как выглядит?

Что произошло? Что было вначале, потом?

Как, где и с кем происходили события?

Что я думаю по этому поводу?

Почему у меня такое мнение?

Как я могу доказать свою точку зрения?

Как начать?

На фотографии мы видим…

На картинке изображён…

Что говорить?

Если изображены люди: Если людей нет:
  • внешний вид, занятие;
  • настроение;
  • время, место;
  • оценка: правильно/неправильно так делать, полезно/вредно;
    весело/скучно и т. д.;
  • отношение к фотографии, какие эмоции вызывает. 
  • обстановка, что в центре внимания; место;
  • время года, время суток;
  • какие мысли и эмоции возникают при просмотре изображения.

Языковые особенности монолога

Подойдут формы глаголов настоящего времени (видим, находится, идёт, делают и т. д.).

Для описания характерно использование большого количества существительных и прилагательных — для создания образности и детализации.

Пример

wade-lambert-_PyDYwQwu9U-unsplash.jpg

На фотографии изображён ретро-автомобиль, который едет по дороге. Судя по свету, сейчас вторая половина дня и, скорее всего, осень. Деревья вдоль дороги не сочно-зелёные, а скорее жёлтые. Автомобиль едет по левой полосе, я думаю, фотография сделана не в России, потому что у нас правостороннее движение. Машина мне очень нравится: красивый зелёный цвет, вся блестит! Видно, что за ней ухаживали. Хотя она и не современная, но выглядит как новая. Если приглядеться, то в машине можно увидеть молодых парня и девушку. Куда они едут, из фотографии мы понять не можем, но думаю, что эта поездка — очень приятная.

Как начать?

Я хочу рассказать о…

Однажды со мной случилось…

Что говорить?

Расскажи:

  • где и когда произошло событие;
  • кто был с тобой;
  • как начиналось, продолжалось и закончилось это событие или этот день;
  • что тебе больше всего запомнилось и понравилось.

Языковые особенности монолога

Для повествования больше подходят глаголы прошедшего времени (был, ходил, видели, посмотрели).

Чтобы не нарушать логику рассказа, используй наречия сначала, потом, затем, позднее, в конце концов и т. д.

Пример

Тема «Мой любимый праздник».

Мой любимый праздник — это Новый год! В эти дни вся семья собирается дома, никому не надо ни на работу, ни на учёбу. Мы готовим наши любимые блюда, вместе смотрим фильмы, играем, поём песни. Мы часто ходим с семьёй на горку или кататься на коньках или лыжах, когда наступают новогодние каникулы. Но самая волшебная ночь, конечно же, новогодняя. Мы говорим друг другу добрые слова, загадываем желания во время боя курантов. И они обязательно сбываются.

Новый год для меня — это подарки, нарядная ёлка, яркие гирлянды, увешанные по всему дому. Я очень жду этого праздника каждый год.

Как начать?

Я считаю, что…

Мне кажется, что…

Что говорить?

Три части:
1) тезис (та мысль, которую будешь доказывать; твой ответ на вопрос);
2) аргументы (доказательства; те факты и та информация, которая подтверждает твою точку зрения);
3) вывод (заключение из вышесказанного).

Языковые особенности высказывания

Построить рассуждение помогают вводные слова, передающие уверенность/неуверенность (конечно, разумеется, наверное и т. д.), указывающие на источник информации (мне кажется, по мнению кого-либо и т. д.), участвующие в построении размышления (во-первых, во-вторых; итак, таким образом и т. д.).

Пример

Тема «Почему важно читать книги?»

Я считаю, что читать книги — одно из самых интересных занятий человека. Читать книги очень важно!

Во-первых, из книг мы узнаём много нового, они хранят все знания, которые доступны человеку. Без книг мы бы никогда не построили машины, не полетели бы в космос и не сделали массу других открытий.

Во-вторых, благодаря книгам мы знакомимся с несуществующими мирами, погружаемся в сказку. Писатели придумывают другую реальность, но проблемы и заботы их героев так похожи на наши и поэтому интересны.

В-третьих, книги учат нас жизни. Они рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Они воспитывают, дают советы.

Человек, который не читает, очень скучно живёт, а также он беден духовно.

  1. Монолог из (10) фраз (минимум) состоялся, фактических ошибок нет.
  2. Речевая ситуация учтена.
    Не забывай, что ты находишься на экзамене, избегай употребления разговорных и грубых слов; формулируй полные и понятные предложения, следи за интонацией.
  3. Логичность.
    Высказывание должно иметь начало и окончание. Не перескакивай с темы на тему, не обрывай мысль на полуслове.
  4. Правильное речевое оформление.
    Проверяется соблюдение орфоэпических, грамматических и речевых норм. Учитывается богатый словарный запас, точное употребление слов и разнообразие синтаксических конструкций в твоём высказывании.

Содержание монолога оценивается (3) баллами (по критериям (1)–(3), перечисленным выше). Правильность речи оценивается вместе с четвёртым заданием (максимум (4) балла).

Общее количество баллов за выполнение всей работы — (20).

Ты получишь «зачёт» в случае, если за выполнение всей работы наберёшь (10) или более баллов.

Продолжительность итогового собеседования — примерно (15) минут. 

Обрати внимание!

Для повторения темы посмотри дополнительно видео.

Источники:

Ретро-автомобиль; https://unsplash.com/photos/_PyDYwQwu9U.

Как правильно составить монологичесское высказывание в усной части ОГЭ по английскому языку

В этой статье вы детально познакомитесь с 3м заданием секции говорения,  узнаете каких типичных ошибок следует избегать, как построить свой ответ так, чтобы получить за него максимум баллов.

Вам  предлагается выстроить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на предложенный в задании план, состоящий из 4х пунктов, в последнем из которых, как правило, надо выразить свое отношение к теме. При этом, записи вести нельзя (вам просто не разрешат взять с собой черновик, а на бланк устной части для этого не предназначен).

 На подготовку к ответу выделяется 1,5 минуты, а на само высказывание — 2 минуты. Если вы не успеваете ответить за отведенное время запись все равно прекращается/

Рекомендованный объём монологического высказывания — 10—12 фраз. Именно фраз. В одном сложном предложении их может быть 2 и более. За успешное выполнение данного задания можно получить максимум 7 баллов. При этом если ученик сказал 5 или менее фраз он получает ноль баллов.

За время подготовки необходимо в первую очередь внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на вопросы, которые необходимо раскрыть. Затем нужно продумать само монологическое высказывание.

В идеале во время ответа вам необходимо:

•           начать со вступительной фразы;

•           раскрыть содержание всех аспектов задания, давая развёрнутую аргументацию, если в одном из аспектов задания есть пункт why;

•           стараться не давать информацию, которая не обозначена в пунктах плана;

•           правильно использовать лексические единицы и грамматические формы и конструкции, соответствующие коммуникативной задаче и уровню сложности задания;

•           сказать заключительную фразу.

Давайте более подробно рассмотрим, как выполнить это задание.

Eсли разбить монолог на небольшие задачи всё становится гораздо проще.

Мы начинаем ответ с введения. Как эксперт, который уже несколько лет проверяет устную часть я советую выбирать стандартные введение и заключение.

Без сомнения умные и правильно составленные,  не шаблонные начало и окончание звучат выигрышно  и оставляют хорошее впечатление.  С другой стороны баллы  они вам не добавят а сдаёте вы экзамен не ради того чтобы впечатлить неизвестного вам человека. Можете ли вы в 10 случаях из 10 правильно всё сформулировать так,  чтобы посторонние люди поняли, что данные отрывки является именно вступлением или заключением.  Экспертам гораздо проще отреагировать и поставить плюс за организацию высказывания если они слышат шаблон к которому привыкли и который легко однозначно интерпретировать. Сама  Руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ по иностранным языкам Мария Валерьевна Вербицкая приводит в качестве образца именно стандартизированные предложения.

Для введения используйте такие фразы как:

Let me give a talk about…

I’d like to give a talk about…

Now I would like to speak about…

Тема монолога всегда указана в самом начале задании после слов You are going to give a talk about

В качестве заключения.

That’s all. Thank you for your attention.

That’s all I wanted to tell you about… I hope you liked my answer).

Объем высказывания важен и напрямую влияет на итоговые баллы. Можно попытаться увеличить его с помощью растягивание введения и заключения. Однако ключевое здесь слово «попытаться». 

I’d like to give a talk about (тема монолога). Some people think this topic is worth discussing. Others that it’s unimportant and doesn’t deserve a conversation.  I join the latter opinion and want to express my view.

Слишком большие по сравнению с основной частью начало и конец могут не засчитать или даже поставить минус за организацию высказывания. Если вы все-таки решите это сделать,  то следует говорить всё время в одном темпе. Лично я советую ограничиться  по одному предложению на начало и конец.

Если вы отвечаете на тот или иной пункт плана заранее заученными фразами, то они должны соответствовать ему и не выглядеть чем-то инородным. Полностью ответить монолог с помощью топика, шаблона у вас не получится.

Пункты плана — это не просто вопросы, на кото­рые можно ответить одной фразой. Ста­райтесь комментировать каждый пункт плана не менее чем двумя-тремя. Так вы гарантированно наберёте необходи­мый объём высказывания, а ваш ответ будет достаточно распространённым, полным и точным. Надо также помнить о том, что за недостаточный объем даже если вы и ответили на всё вам снизят балл.

В задании часто встречается пункт Why. Он особенный и требует раз­вёрнутой аргументации. Можно использовать шаблоны типа

Because it is useful/convenient/comfortable/interesting/healty/easy  и т. д. ,но если вы скажете только это эксперт может посчитать ваш ответ неполным. Используйте его только в случае, если потом планируете более полно раскрыть свою позицию. Или если вам совсем нечего сказать.

Для, чтобы увеличить объем высказывания, не отходя при этом от темы начните с об­щей фразы о том, что есть несколько причин того или иного.

There are several reasons why… (сам пункт плана).

Либо

To my mind, there are 234 reasons why…(сам пункт плана).   

Затем перечис­ляйте эти причины. В приведённом примере мы можно построить ответ так:

  • why it is important to learn foreign languages

1.People learn foreign languages because it’s useful for them. – аспект раскрыт не полностью.

2. I think there are many reasons why it is important to learn foreign languages. People want to know languages, to write to their pen-friends or to communicate with people from different countries, to meet more people and make new friends. Also, they want to read books of famous writers in original, to read newspapers and magazines.

I’m not completely sure…

Ваша речь должна быть естественной и спонтанной без заученных наизусть длинных предложений из топиков. Во всяком случае такие предложения лучше говорить в вашем обычном темпе речи.

В качестве союзов, средств логически связать свой рассказ в единое целое, чтобы выиграть время на раздумья во время ответа можно воспользоваться следующими словами и выражениями:

  • Well, … — Ну …
  • To tell the truth, … — Честно говоря …
  • To be honest, … — Если быть честным …
  • You know, … — Знаете …
  • As far as I know, … — Насколько я знаю …
  • As far as I can see, … — Насколько я могу судить …
  • Actually, … — На самом деле …
  • The thing is that … — Дело в том, что …
  • I am sure that … — Я уверен, что …
  • I believe that … — Я полагаю, что …
  • I think that … — Я думаю, что …
  • In my opinion … / To my mind … — По моему мнению …
  • Let me see. — Дайте-ка подумать.
  • I am not quite sure I know the right answer, … — Я не совсем уверен, что знаю правильный ответ …
  • Without any doubt, … — Вне всякого сомнения …
  • Firstly, … — Во-первых, …
  • Secondly, … — Во-вторых, …
  • Thirdly, … — В-третьих, …
  • Besides, … — Кроме того …
  • Moreover, … — Более того …
  • Last but not least, … — Последнее, но не менее важное …
  • I should say / I admit that … — Хочу сказать / отметить, что …
  • By the way, … — Кстати, …
  • All in all, … — В целом/в общем …
  • In conclusion, … — В заключение …
  • First of all, … — прежде всего
  • Besides,…  — кроме того
  • In addition,… — в добавок
  • Moreover,… /What is more,… — более/кроме того
  • Finally,… – наконец.

Самые на мой взгляд полезные простые, универсальные союзы это also, besides, in addition, moreover. Напомню, что на каждый пункт плана хорошо бы сказать хотя бы пару предложений и эти слова прекрасно служат для соединения этих предложений в связный текст. В  четвёртом пункте плана часто просят выразить свое отношение к теме задания. Такие вводные конструкции как In my opinion, To my mind, I consider будут при этом полезны. Можно сказать прямо my attitude to smth is positive/negative.

Используйте слова и выражения из самого задания (за это не снижаются баллы). Это позволит вам ответить на пункты плана правильно, не прилагая дополнительных усилий. Экзамен — это стресс и как правило участники справляются хуже, чем на тренировках.  При переформулировке Вы можете пропустить ключевую информацию и ответ возможно не зачтут.

Для примера посмотрим  на 3 ответа на пункт плана –  what sports activities are popular with teenagers in your region;

 Отсутствие таких фраз как «in my region», «among teenagers» если в плане они есть,  может привести к тому, что ответ вам не засчитают, или засчитают как неполный.

I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities among teenagers. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. – Пункт плана раскрыт не полностью, так как не уточнено, что данные виды спорта популярны в регионе отвечающего.

I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities in my region. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. – Пункт плана раскрыт не полностью так как не уточнено, что данные виды спорта популярны среди подростков.

I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities with teenagers in my region. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. – Пункт плана раскрыт полностью

В среднем у вас должно получиться по две-три фразы на каждый пункт плана. Что же делать если у вас низкий темп речи, вы не знаете как расширить свой ответ до требуемого объема (минимум 6 предложений),  не успеваете за отведенное время и в результате ваш ответ получает 0 баллов.  В таких случаях вам поможет только тренировка.  Не пытайтесь сразу сказать все 10-12 предложений. Для начала хватит и 4 на основную часть и 2 на шаблон начала и конца. Это задача намного проще и времени вам точно хватит. По сути вы просто отвечаете на пункты плана, воспринимая их как вопросы. После «краткого» монолога подумайте, что ещё можно сказать и увеличьте объем до нужного.  Постепенно тренируясь в таком ключе ваш навык устной речи будет расти и если вы начали готовиться к экзамену заранее вы скорее всего сможете сказать нужное количество предложений. Если же у вас всего несколько дней в запасе и вы не справляетесь с  коммуникативной задачей на максимум, вам нужно помнить, что отсутствия заключения снимает вам балл, отсутствии ответа на вопрос ещё два, а если вы не успели с тремя пунктами плана то за всё задание получите 0.  С другой стороны при более кратком ответе, к примеру в  7 предложений скорее всего и количество ошибок будет меньше (а они у вас скорее всего будут, т. к.  медленный темп речи свидетельствуют о посредственном или плохом знании языка).  В целом такой краткий ответ по баллам скорее всего будет более выгоден.

При оценивании ответа эксперт учитывает полноту раскрытия темы, объём высказывания, его организацию и языковое оформление. Давайте более подробно рассмотрим критерии оценивания.

3 балла можно получить  за коммуникативную задачу. Здесь оценивается насколько полно и точно вы ответили на пункты плана (которые здесь называются аспектами), а также объем высказывания.

3 балла.

Коммуникативная задача выполнена полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме(полно, точно и развёрнуто); раскрыты все четыре аспекта, указанные в задании. Объём высказывания: 10—12 фраз.

 2 балла.

Коммуникативная задача выполнена: цель общения достигнута; НО тема раскрыта не в полном объёме (один аспект раскрыт не полностью). Объём высказывания:8—9 фраз.

1 балл .

Коммуникативная задача выполнена частично: цель общения достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объёме (один-два аспекта не раскрыты ИЛИ два аспекта раскрыты не в полном объёме, остальные аспекты раскрыты полно и точно). Объём высказывания: 6—7 фраз.

0 баллов.

Коммуникативная задача не выполнена: цель общения не достигнута; три аспекта содержания не раскрыты.

Объём высказывания:5 и менее фраз.

Очень важным моментом является то, что при получении 0 баллов по этому критерию, за все задание ставится 0 баллов. Мы видим, что минимальный объем монолога это 6 фраз. В них входит и введение с заключением.

Полным и точным ответом считается ответ, детально раскрываю­щий содержание всех пунктов плана и отвечающий коммуникативной задаче. В развёрнутом ответе содержится несколько предложений на каждый пункт плана, эти предложения являются распространёнными.

Неточный ответ характеризуется:

  • несоответствием содержания коммуникативной задаче и предло­женному плану;
  • отходом от темы, избыточной информацией, рассказом вместо описания, элементами «топика», фактическими ошибками;
  • непонятными из-за языковых ошибок фразами.

Помните: и содержание и форма в данном задании важны, однако, если вам не удастся раскрыть аспекты содержания, вы рискуете получить 0 баллов за всё зада­ние даже при идеальном языковом оформ­лении вашего высказывания.

Следующий критерий – Организация высказывания. Здесь рассматривается насколько ваш монолог логически правилен, есть ли в нем введение и заключение.

2 балла.

Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заклю­чительная фразы, соот­ветствующие теме; средства логической связи используются правильно

1 балл.

Высказывание в основ­ном логично и имеет достаточно завершён­ный характер, НО от­сутствует вступитель­ная ИЛИ заключитель­ная фраза, имеются одно-два нарушения в использовании средств логической связи.

0 баллов.

Высказывание нело­гично И/ИЛИ не имеет завершённого харак­тера, вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи прак­тически не используют­ся или имеются много­численные ошибки в их использовании.

Средства логической связи – это союзы и вводные фразы.  Не следует менять последовательность предложенных пунктов плана. В предло­женном вам плане всегда есть внутренняя логика развития монологического выска­зывания, которая, однако, может быть неочевидна на первый взгляд. Говоря проще, вам могут снизить балл по критерию «организация высказывания». Обратите внимание, что если вы не говорите вступительную и заключительную фразу, то по этому критерию у вас будет 0 баллов.

Под языковым оформлением понимается  точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, запас слов и разнообразие используемой лексики; точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств. Здесь от вас не требуется демонстрации всех грамматических явлений изучаемых в курсе основной школы.

2 балла.

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставлен­ной задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более трёх негрубых фонетиче­ских ошибок)

1 балл.

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставлен­ной задаче (допускается не более пяти негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более четырёх негрубых фонети­ческих ошибок)

0 баллов.

Понимание высказывания затруднено из-за многочис­ленных лексико-граммати­ческих и фонетических ошибок (шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и бо­лее фонетических ошибок) ИЛИ более трёх грубых ошибок.

Под грубыми ошибками понимаются ошибки элементарного уровня (то, что проходят еще в начальной школе) либо ошибки, меняющие смысл высказывания. Так, например, отсут­ствие окончания -s/-es в глаголах 3-го лица ед. числа (she read9, he go* вместо she reads, he goes) или неправильная форма сравнительной сте­пени прилагательного bad  (badder вместо worse) являются ошибками элементарного уровня, так как данные формы изучаются в начальной школе. Если вместо слова house используется слово home в предложении I go house after school или слово IT произносит как it, то это считается грубыми ошибками. Повторяющиеся ошибки считаются за одну.

Тренироваться прежде всего стоит с заданиями из открытого банка ФИПИ так как они могут встретиться Вам на экзамене. Каждый год определенное количество заданий берется оттуда. Дополнительные пособия для подготовки к ОГЭ государством на правильность никак не проверяются и там вполне могут быть (и есть) различные ошибки и неточности. Если вы хотите более полно ознакомиться с оцениванием, на сайте ФИПИ в разделе для предметных комиссий субъектов РФ вы найдете методические рекомендации по проверке устной части экзамена. Здесь разбираются работы участников экзамена.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Монологи это суть театра. В хорошем монологе, отдельный персонаж берет под свой контроль сцену или экран, чтобы открыть свое сердце и показать переживания. Или заставить нас смеяться. Хорошие монологи — это, как правило, самые запоминающиеся сцены из наших любимых фильмов и спектаклей, моменты, которые позволяют актерам блистать и показать себя в полной мере. Если вы хотите написать монолог для вашей постановки или сценария, узнайте, как разместить его должным образом и подобрать правильный тон. Ознакомьтесь с нижеприведенными шагами для получения дополнительной информации.

  1. Изображение с названием Make a Monologue Step 1

    1

    Исследуйте знаменитые монологи. От известных внутренних переживаний Гамлета до душераздирающей истории Куинта времен Второй мировой войны в “Челюстях”, монологи могут быть использованы в драме для добавления глубины характеру персонажа. Они дают нам указания для проникновения в характер персонажа и понимания его мотивации. Это скорее сюжетный ход (хотя они всегда должны способствовать продвижению сюжета вперед), чем изучение характера и всего того, что происходит напоказ. Чтобы исследовать их разновидности, познакомьтесь с некоторыми из классических монологов театра и кино:

    • Торговая речь, раскрывающая Дэвида Мэмета из “Гленгарри Глен Росс”
    • Монологи Гамлета
    • “Я мог бы быть претендентом” речь из драмы “В порту”
    • “Я съел документы о разводе” речь из пьесы “Прощай Чарльз”, Габриэля Дэвиса
    • Речь Маши “Я говорю вам это потому, что вы писатель” из пьесы Чехова “Чайка”
    • Замаскированная флагами речь Билла «Мясника» “Благородный человек” из фильма “Банды Нью-Йорка”
  2. Изображение с названием Make a Monologue Step 2

    2

    Используйте монологи в подходящее время. Пьеса, написанная для сцены или экрана, будет сложной последовательностью диалогов, действий и безмолвия. Знание, когда допускается появление монолога в сюжете, требует практики. Возможно, вы захотите, чтобы большая часть сущности сюжетов и героев были разгаданы до беспокойств о монологах. Они должны появляться строго согласно сценарию.

    • Некоторые монологи используются для знакомства с персонажем, в то время как некоторые сценаристы используют монолог, чтобы показать молчаливый персонаж с другой стороны, позволив ему выговориться и, тем самым, изменить отношение аудитории к нему.
    • В общем, в сценарии подходящее время для монолога — момент перемен, когда один герой должен разоблачить другого.
  3. Изображение с названием Make a Monologue Step 3

    3

    Изучите разницу между монологом и разговором с самим собой. Для истинного монолога необходим другой персонаж, чтобы услышать его. Если другого персонажа нет, то это разговор с самим собой. Он представляет собой классический метод, обычно не использующийся в современной драматургии, но до сих пор применяющийся в спектаклях одного актера и в экспериментальных театрах.

    • Внутренний монолог или голос за кадром это уже совсем другая категория экспозиции, больше как ремарка «в сторону», чем монолог. Для монолога необходимо присутствие других персонажей, которые слышат выступление, что обеспечивает важное взаимодействие, которое может оказаться топливом или целью монолога.
  4. Изображение с названием Make a Monologue Step 4

    4

    Всегда используйте монологи, чтобы показать перемены в персонаже. Хорошая возможность для введения монолога — это любые существенные изменения в чувствах или мышлении, которые переживает герой. Что позволяет ему раскрыться и проявить внутреннее напряжение — это выгодно для читателя и сюжета.

    • Даже если персонаж не перенес никаких существенных изменений, возможно, его решение высказаться это и есть изменения сами по себе. Молчаливый персонаж, побуждаемый к длинному монологу, проявляется, при зачитывании монолога должным образом. Почему он(а) высказался сейчас? Как это изменит наше мнение о нем(ей)?
    • Рассмотрим разрешение героям меняться, пока они говорят во время монолога. Если в начале монолога герой в бешенстве, то может быть более интересным закончить его истерикой или смехом. Если монологи начинаются смехом можно закончить их задумчивостью героя. Используйте монолог, как возможность показать перемены.
  5. Изображение с названием Make a Monologue Step 5

    5

    У монолога должны быть начало, середина и конец. Если вы собираетесь выделить время, чтобы поставить остаток истории на паузу, и позволить герою длинный монолог, можно точно сказать, что текст должен иметь структуру, как и любой другой вид текста. Если это история, она должна иметь сюжетную линию. Если это напыщенная тирада, то она должна перейти во что-нибудь еще. Если это мольба, то необходимо повышать накал страстей в течение выступления.

    • Хорошее начало монолога зацепит зрителей и других героев. Оно должно показать, что происходит что-то важное. Как и в любом хорошем диалоге, не стоит бессвязно бормотать «Привет» и «Как ваши дела», занимая впустую это место. Ближе к делу.
    • В середине монолога должна быть кульминация. Накалите ситуацию до предела, а затем верните ее обратно вниз, снизив напряжение и позволив персонажам поговорить между собой, чтобы продолжить или окончательно закончить разговор. Это то место в монологе, где происходят конкретные детали, драма и соприкосновение.
    • Концовка должна привести речь или историю обратно к рассматриваемой пьесе. После остановки на своих неудачах и усталости Рэнди заканчивает свою душераздирающую речь к своей дочери в фильме «Рестлер» фразой, «Я просто не хочу, чтобы ты меня ненавидела, хорошо?» Напряжение монолога спадает и на этой финальной ноте сцена завершается.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Monologue Step 6

    1

    Определите голос персонажа. Когда мы наконец добрались до момента, чтобы прослушать речь персонажа во всех деталях, это не должно быть неожиданностью, услышать как персонаж использует голос, его характер и манеру изложения. Если вы изучаете их голоса во время написания, не исследуйте его в долгом и важном монологе, анализируйте его в любом другом месте в сценарии.

    • И наоборот, как вольный писатель, обдумайте вопрос о предоставлении вашему персонажу возможности поразглагольствовать, можно использовать любое количество субъектов, для его совершенствования. Роман Брета Истона Эллиса “Американский психопат” характеризуется большим количеством краткого изложения глав, в которых главный герой, Патрик, произносит монологи о различных аспектах культуры потребления: о стерео-оборудовании, поп-музыке и одежде. Предположительно, Эллис писал их как наброски о персонаже и, в конечном итоге, использовал их собственно в самом романе.
    • Подумайте о заполнении анкеты или профиля для вашего персонажа. Задумайтесь над героем, относительно вещей, которые не являются необходимыми в сценарии (например, какой дизайн комнаты предпочитает персонаж, список любимой музыки или утренние процедуры, и т.д.).
  2. Изображение с названием Make a Monologue Step 7

    2

    Используйте различные тона голоса. Монолог начинающийся в одном месте и заканчивается где-то совсем в другом, сделает напряжение более драматичным, персонажи более убедительными, а ваш сценарий гораздо лучше. Хороший монолог должен чередовать смешные, вызывающие тревогу и трогательные моменты, показывая при этом, что ни одна эмоция и ни одно состояние не возникает само по себе.

    • В фильме Умница Уилл Хантинг, персонаж Мэтта Дэймона читает большой монолог, в котором он хватает ворчливого студента Гарварда в баре. Хотя в монологе есть и юмор и триумф, в нем также присутствует глубокая печаль и гнев, что ощущается и в его словах.
  3. Изображение с названием Make a Monologue Step 8

    3

    Используйте историю, чтобы выстроить характер. Монологи могут стать отличной возможностью для приостановки основного сюжета этой истории, и позволит главному герою раскрыть что-то в своем прошлом, рассказать анекдот или добавить немного «фона» о себе. Если все сделано хорошо и в подходящий момент, разъясняющая или удивляющая история добавляет цвет и фактуру основной истории, давая нам другую возможность близко рассмотреть сюжет.

    • История Куинта о выживании в бедствии Индианаполиса США дает нам возможность, понять глубину его характера. Он не носит спасательный жилет, потому что он напоминает ему о полученной травме. Для истории нет необходимости двигать сюжет вперед, но это добавляет огромную глубину и пафос Квинту, который был, в основном, образцом настоящего мужчины, до этого момента в истории.
  4. Изображение с названием Make a Monologue Step 9

    4

    Экономьте восклицательные знаки. Не путайте драму и напряжение с «криком». Никто не захочет смотреть пьесу или фильм, в котором все кричат друг на друга на протяжении всего времени. Так что учитесь работать над эмоциональным шагом в драматических моментах, это реальный трюк создать напряженность и избежать пронзительных воплей неопытных писателей, описывающих драки.

    • Настоящие драки — русские горки. Люди устают и не могут кричать о своих сокровенных потрясениях больше, чем в одной фразе. Используйте сдержанность, и напряжение будет еще более ощутимым, если мы подозреваем, что кто-то может взорваться, но не делает этого.
  5. Изображение с названием Make a Monologue Step 10

    5

    Пусть и тишина заговорит. Этот прием может быть заманчивым для писателей, которые только начали свою писательскую деятельность. При создании драмы часто очень заманчиво добавить слишком много персонажей, слишком много сцен и слишком много слов. Учитесь оглядываться назад и позволяйте лишь самым необходимым компонентам речи вступить в игру, особенно в монологе. Что остается непроизнесённым?

    • Посмотрите некоторые монологи-проповеди из пьесы/фильма “Сомнение”. Когда священник проповедует о «сплетнях», там есть много конкретных деталей, которые не учитывались, потому что он стоит перед скоплением людей. Сообщение переданное монахиням, с которыми он состоит в конфликте, критично и очевидно.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Monologue Step 11

    1

    Попробуйте из драматического монолога сделать комедийный. Как бы вы переписали один из монологов Аль Пачино из фильма “Запах женщины”, чтобы превратить его в комедийный? Что бы вы делали, если бы вам пришлось переписать историю Квинта таким образом, чтобы можно было предположить, что он мог оказаться лжецом? Написание комического текста сложнее, потому что предстоит иметь меньше дела с содержанием и гораздо больше с презентацией написанного.

    • В качестве упражнения, попробуйте переписать «гневные» монологи для пьесы, добавив в них юмор. Комедии и драмы граничат друг с другом, показывая, что это легче, чем может показаться на первый взгляд.
    • Габриэль Дэвис современный драматург с большим талантом в области юмора и написании остроумных сценариев. Женщина, которая съела ее свидетельство о разводе? Мужчина желающий провести обряд Бар-мицвы в 26 лет? Проверьте. Ознакомьтесь с тем, как часто он использует монологи для создания комичного эффекта.
  2. Изображение с названием Make a Monologue Step 12

    2

    Стремитесь к сложности. Хороший монолог не обязательно весь должен быть смешным или серьезным. Аналогично если вам хочется изменить уровень гнева в сцене с дракой, добавив долю юмора в противоположную трагическую ситуацию, получится закваска драмы со смехом , и тем самым вы поможете аудитории почувствовать, что происходит что-то сложное. Это то, что делают хорошие комедии.

    • Фильмы Мартина Скорсезе, часто отличаются объединением очень забавных моментов с сильно напряженными. Монологи Джейка Ламотты, когда он готовился выйти на сцену в фильме “Бешеный бык”, были одновременно и смешными и разрывающими сердце.
  3. Изображение с названием Make a Monologue Step 13

    3

    Соблюдайте грань между смешным и глупым. Успешные комические монологи, обычно, не включают в себя туалетный или имеющий отношение к функциям организма юмор, за исключением тех, когда другие стороны драматургии каким-то образом диктуют их. Построение текста с иронией, в некотором отношении, сарказмом, и своего рода, сложность юмора, сделают ваш текст гораздо более успешным и интересным для широкой аудитории.

  4. Изображение с названием Make a Monologue Step 14

    4

    Пишите от одного полюса к другому. Перед тем как начать писать монолог, решите, где он начнется и закончится, даже дойдя до того, что вы напишите первое и последнее предложение; продумайте, как много бы вы хотели написать, а затем заполните серединное пространство. Как бы вы дополнили возможный монолог со следующими первыми и последними строками?

    • Ваша собака мертва. / Сотрите эту дурацкую ухмылку с вашего лица!
    • В чем проблема вашей матери? / Я не собираюсь разговаривать по скайпу с кошкой в комнате.
    • Где эти унылые пятьдесят на пятьдесят? / Забудь, забудь, забудь, я возьму лошадь.
    • Давай, только в этот раз. / Я никогда не вернусь в церковь.

    Реклама

Советы

  • Всегда проверяйте вашу драму. Упражняйтесь в чтении вслух, чтобы получить представление о речи персонажей. Убедитесь, что это звучит естественно.

Реклама

Предупреждения

  • Время решает все. Продумайте ваш монолог, так вы не позволите вашей аудитории скучать.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 75 519 раз.

Была ли эта статья полезной?

На чтение 7 мин Просмотров 124к.
Обновлено 23 января, 2022

Дорогие выпускники, предлагаем вам готовые примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования (монолог). 

Содержание

  1. Что такое монолог?
  2. Формулировка задания
  3. Критерии оценивания
  4. Тема 1 — описание фотографии.
  5. Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта
  6. Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем

Что такое монолог?

Слово монолог имеет греческое происхождение: логос — слово, моно — один. Монолог представляет собой речь одного человека, направленную к одному или нескольким слушателям. Например, когда учитель рассказывает на уроке новый материал, когда ученик рассказывает заданный на дом материал — это монолог. Когда речь идет о монологе, подразумевается наличие говорящего и слушающего. На итоговом собеседовании говорящим является выпускник 9 класса, а слушающим — учитель-собеседник. Как вы уже знаете, во время выполнения задания 3 собеседник не имеет права вмешиваться в выступление выпускника. Его задача на данном этапе выступления заключается в эмоциональной поддержке обучающегося и проявлении реакции на ответ. Наводящие вопросы задавать запрещено.

Формулировка задания

В задании 3 выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления устного монологического высказывания. Учитель-собеседник предлагает ознакомиться с карточкой, на которой сформулированы три темы. Каждая тема преследует определенный вид работы: описание, повествование или рассуждение. О чем нужно будет говорить, выпускник видит сразу: темы сформулированы полностью. В скобках отмечено, как требуется раскрыть предложенную тему: описать фотографию, рассказать о случае из жизни или порассуждать по поставленному вопросу. То есть, выпускник сразу видит и тему, и что она предполагает. Выбранную тему нужно озвучить. 

После того, как выпускник определился с темой и прочитал ее вслух, собеседник выдает карточку-помощницу. На ней записаны вспомогательные вопросы и подсказки, помогающие выпускнику построить логически правильное и последовательное высказывание, соответствующее теме. На подготовку к заданию 3 выпускнику дается 1 минута. На ответ отводится 3 минуты. Если в течение этого времени выпускник не приступает к ответу, собеседник вынужден сообщить о времени и перейти к следующему заданию.

Критерии оценивания

Монологическое высказывание оценивается по 3 критериям:

  • Выполнение коммуникативной задачи: высказывание должно быть полным и развернутым. Не достаточно описать фотографию, рассказать о случае из жизни или привести рассуждение в двух-трех предложениях. Минимальный объем монолога — 10 фраз. Если в выступлении выпускника будет 9 и меньше фраз (предложений), то задача будет считаться невыполненной. При этом предложения должны быть не односложные, а распространенные. Для получения балла по критерию лучше не ограничиваться 10 фразами, а говорить больше. 
  • Учет речевой ситуации: понимание выпускника того, с какой целью он говорит, где говорит и кто является его собеседником. Для монолога предлагаются темы не из школьной программы, а жизненные. Для ученика такая обстановка является немного непривычной: с учителями дети привыкли разговаривать преимущественно на школьные темы. То, что предлагается для составления на собеседовании, дети привыкли рассказывать своим друзьям и родственникам, не соблюдая деловой стиль. На собеседовании же ученик должен понимать, что перед ним сидит взрослый человек, находится он в школе на зачете, целью монолога является демонстрация умения развернуто говорить на жизненные темы. 
  • Речевое оформление монологического высказывания: речь должна быть связной, логичной и последовательной. Перескакивания с одного на другое (начали говорить об одном, потом рассказали о другом и снова вернулись к первому), неуместные фразы и предложения (лишние, не соответствующие теме факты), отсутствие связи между предложениями приведут к потере балла. 

Тема 1 — описание фотографии.

На карточке-помощнице изображена фотография, под которой помечено, что нужно упомянуть в высказывании. Это не план, которому нужно следовать. Это лишь подсказка, опора. Описывать фотографию можно в любой последовательности. На эту подсказку можно даже не обращать внимания, не использовать ее при составлении монолога. 

Пример описания фотографии из демонстрационного варианта

В демоверсии итогового собеседования, размещенного на официальном сайте ФИПИ, тема 1 называется «Праздник». На карточке-помощнице изображена фотография школьного праздника Последний звонок. 

После фотографии напечатаны подсказки, призывающие обратить внимание выпускников на:

Место и время проведения праздника

Посвященные празднику события

Изображенных на фотографии людей

Атмосферу праздничного мероприятия и настроение присутствующих.

Примерный ответ: 

События, изображенные на фотографии, происходят в школе. Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная. Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников. 

Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта

Рассмотрим также задание из демонстрационного варианта.

Ребятам предлагается рассказать о походе или экскурсии, участниками которых они были. В качестве подсказки даны следующие фразы:

Когда и где состоялся поход или экскурсия

Кто был участником или участниками мероприятия

Как проходила подготовка к походу или экскурсии

Чем запомнилось мероприятие.

Выбрать для рассказа можно абсолютно любую экскурсию или поход. К тому же школьники регулярно посещают различные выставки, музеи, ходят на природу с родителями или классом. Если же вспомнить ничего не получается, просто придумайте сюжет сами. Проявите фантазию и представьте, что вы были на экскурсии в музее бабочек или ходили в поход с одноклассниками. 

Примерный ответ:

В один из жарких июльских дней мы с родителями отправились в поход с ночевкой. Вся наша дружная семья решила отправиться на озеро порыбачить. Готовиться к походу мы начали еще за день. Вместе с папой и старшим братом мы готовили снаряжение: палатки и рыболовные снасти. Мама в это время занималась женскими делами: собирала посуду и теплые вещи, готовила съестные припасы. Еще мы взяли с собой мяч для игры в волейбол. Эта игра является самой любимой для каждого из нас. В поход мы отправились пешком. Рюкзаки за плечами казались нам легкими, а глаза горели радостью и нетерпением. Самым интересным для меня была ночевка в палатках и вкусная уха, приготовленная на костре. Мы прекрасно провели время, и на следующий день вернулись домой  отдохнувшие и счастливые. 

Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем

Демоверсия предлагает порассуждать над вопросом: всегда ли нужно следовать моде?

На карточке-помощнице записаны вспомогательные вопросы:

Что значит следовать моде?

Считаете ли Вы важным следовать моде? Почему?

Следование моде заключается только в подборе одежды?

Как вы понимаете выражение «хороший вкус»?

Примерный ответ:

По моему мнению, следовать моде — это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений, прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным. Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим вкусом. Иметь хороший вкус — это значит отличать красивое от вульгарного, уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим вкусом человек всегда выглядит модно и современно.

Мы предложили вам примерные варианты ответов на задание 3 итогового собеседования. Используйте их в качестве образца для составления монологического высказывания во время подготовки к зачету. 

Памятка для подготовки к итоговому собеседованию (создание

монолога)

Экзаменационное задание:

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Время на подготовку – 1 минута

Время на монологическое высказывание не более 3 минут

Задание на выбор:

1. Описание фотографии.

2. Повествование на основе жизненного опыта.

3. Рассуждение по поставленному вопросу.

Композиция текстаописания

1. Общее представление о предмете.

2. Отдельные признаки предмета.

3. Авторская оценка, вывод, заключение.

Композиция текстаповествования

1. Завязка (начало событий).

2. Развитие действия.

3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).

4. Развязка (итог событий).

Композиция текстарассуждения

1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения).

2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).

3. Вывод.

1. Начните с:

замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);

поиска смыслового центра фотоснимка;

описания того, кто (или что) изображен;

2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие

количество (группа, класс, семья, команда).

3. Не говорите того, чего нет на фотографии.

4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего

монологического высказывания, например:

экскурсия в прошлое,

интересная история,

фотография на память,

смысловой центр,

передний и задний план,

цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),

персонажи и предметный ряд,

яркое впечатление, сохранённое на снимке.

5. Обратите внимание, как изображены предметы:

опишите фон, позы, цветовые эффекты;

ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр

(какого?) или на свежем воздухе),

укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.

6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:

если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит,

смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)

опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)

если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд,

выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.

7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).

8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.

9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.

10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала

фотография.

Речевые клише

Вступление

Фотография – это запечатлённый на бумаге

яркий момент жизни. Перед нами один из

таких моментов, отраженный на

фотоснимке, который сделан … (где?)

Человек научился запечатлевать с помощью

фотоаппарата интересные моменты жизни.

И на данной фотографии мы видим

Фотография это жанровая зарисовка,

передающая один из …(ярких // праздничных

// обыденных // повседневных) моментов

жизни. Посмотрите на этот фотоснимок.

На нем мы видим

Передо мной фотография, на которой

запечатлены…

Основная часть

глаголы для изображения сфотографированных людей: увидеть, изобразить, как бы

подсмотреть, представить, наблюдать, позировать…

глаголы, позволяющие описать интерьер: помещается, находится, располагается,

бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…

прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое,

взволнованное, доброжелательное, красивое…

прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская,

будничная…

прилагательные и причастия, характеризующие фотографию: большая, маленькая,

выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография

старая, свежая, любимая, памятная, детская…

Глядя на фотографию, я мысленно

переношусь…

Глядя на фотографию, можно

предположить, что

В центре фотографии (кто? что?). Это

позволяет зрителю окунуться в атмосферу

(чего?)

Фотограф воплотил свою главную задачу

привлек внимание зрителя к ему?),

построив композицию снимка так, что

смысловой и зрительный центры

фотографии совпали.

Этот снимок был сделан в тот момент,

когда…

Смысловой центр расположен с правой

стороны. Он позволяет нам понять замысел

фотографа.

Смысловой центр это зрительный центр,

который сразу же привлёк наше внимание.

Внимание зрителя приковано к… (кому?

чему?)

Фотограф выделил (кого? что?) (чем:

цветом? композиционно?..)

На переднем (заднем) плане фотографии…

На данной фотографии мы видим (что?)

Кадр сделан с левой (правой) стороны

На левой (правой) стороне кадра

В глубине фотографии (фотоснимка)

На фотографии изображено …

В верхнем (нижнем) левом (правом) углу

снимка изображено…

Цветовой ряд как композиционный элемент:

краски, оттенки…

Чувства, вызванные фотографией…

Увлекательное путешествие в мир

фотографии…

Зафиксированные на фотографии эмоции…

Фотограф сумел сохранить на своём снимке

прекрасное мгновение (какое?), передав

настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас,

зрителей.

Фотоизображение не может оставить

зрителя равнодушным: оно захватывает его

правдой жизни, неповторимостью

запечатлённых мгновений и заставляет его

почувствовать //понять…

Удел фотографа прекрасные мгновения,

Затвором отсечённые от времени реки…

Судьба фотографа отбросив все сомнения,

С течением бежать, играя, наперегонки.

Сергей Дудник

Изучив фотоснимок, мы понимаем, что

получили положительные эмоции от этой

фотографии, потому что фотограф смог

передать всю гамму чувств…

Фотограф смотрит в объектив,

В единый кадр мир вместив.

Момент истории для нас

Он в кадре сохранит сейчас.

Повещенко О.

Фотоснимок, на котором изображена

(что?), заставит и нас, зрителей,

насладиться красотой (чего?) и

необычностью (чего?).

На плёнке чувствительной след остаётся

От вспышки мгновенной и яркой.

Фотограф – волшебник –

Ему удается сберечь без единой помарки

Лишь миг, что ничтожно для вечности мал,

Короткое жизни мгновенье.

В окно объектива секунду поймав,

Её сделать чудотвореньем.

Владимир Луговской.

Завершая своё описание, хочу сказать:

эмоции, которые запечатлены фотографом

на снимке, настолько яркие, что фотокадр

никого не оставляет равнодушным.

«Фотография это искусство застывшего

времени… возможность хранить эмоции и

чувства внутри кадра», сказал Мешак

Отиено, кенийский фотограф. И

фотография, о которой мы только что

говорили, хранит эмоции автора, наполняя

нас такими же чувствами.

Передо мной фотография, которая, как

сказал Ирвинг Пенн, знаменитый

американский фотограф XX века,

«сообщает о факте, касается сердца и

оставляет зрителя изменившимся человеком

после того, что он увидел».

1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы:

Какова тема монологического высказывания?

О каком событии из своей жизни будете рассказывать?

Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники?

Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом?

Какой момент был кульминационным в развитии событий?

Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)?

2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?).

3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление).

4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие

и какое событие было самым напряжённым? Чем всё завершилось?)

5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка).

6. При составлении рассказа представьте, что вы рисуете мультфильм. Подумайте, в каком

порядке события будут сменять друг друга. Используя такой приём, как словесное рисование,

подумайте, сколько кадров у вас будет и чем эти кадры будут заполнены.

Чтобы легче было рассказывать, можно нарисовать кадрыквадраты, заполнив их ключевыми

словами или словосочетаниями. Расскажите о том, что видели, участником или зрителем чего

были, что запомнилось, что делали вы.

Например, рассказ о поездке на море (последовательность событий):

Речевые клише

Тема: Выходной день, который запомнился больше всего (вариант 1)

Я люблю выходные дни. Это

время, когда можно отдохнуть от

трудовой недели, побыть с родными,

пообщаться с друзьями. Но особенно

я люблю выходные, которые

совпадают с праздниками. И,

представляете, в этом году мой день

рождения был в воскресенье. Такого

дня рождения у меня ещё не было. Он

запомнился мне навсегда!

Было обычное утро выходного дня..

Сначала я…. Потом… Но вдруг…

Неожиданно для меня ….

Когда мы приехали, то я…

Затем…

Через несколько минут я…

Пролетело мгновение, и снова…

Чудеса продолжались весь день: …

И, наконец,…

Уже вечером, когда погас свет, я ….

Весь день у меня

было… настроение,

которое создали мне

…. Этот выходной

день был самым

лучшим!

Воплощение

мечты в

жизнь

(однажды,

сначала…)

Первые

впечатления

(в это время,

затем, тогда)

Калейдоскоп

событий

(Что? Где?

Когда? С кем?)

Возвращение

домой

(в конце

концов)

Где были, что

видели, с кем

встречались?

Один

прожитый

день на море

(тогда)

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ: перечисление действий, событий

Тема: Интересный урок в школе (вариант 2)

Я люблю учиться. Люблю узнавать

чтото неизведанное, знакомиться с

новыми литературными героями,

заглядывать в мир неопознанного… И

это происходит на уроке (каком?)…

Однажды нас сказали, что урок

будет проходить не в классе, а на

улице: выпал первый снег, и мы

пойдём наблюдать за тем, как

меняется природа, а потом все эти

изменения нарисуем.

И вот начался наш урок в сказочном

зимнем парке… Падал снег, медленно

покрывая всё вокруг. Мы, ученики

класса, и учитель ИЗО тоже стали

похожи на волшебные фигуры.

Любовь Николаевна предложила…

Мы с радостью…

Затем, когда …., весь класс начал

изучать снежинки… Они летели с неба

и Потом мы увидели и стали…

Через несколько минут деревья и

кустарники… 45 минут пролетело

незаметно, и мы…

Особенно мне

понравилось, что…

Побольше бы таких

уроков!

Тема: Встреча с интересным человеком (вариант 3)

Мне почемуто всегда казалось,

что удивить меня очень трудно. Но

однажды произошло то, что

потрясло меня: к нам на классный час

пришёл человек, который воевал в

Афганистане…

Была перемена, мы «летали» по

классу. И вдруг, неожиданно для всех

нас, в кабинет вошёл… Сначала он…

Затем… И наши непослушные

мальчишки замерли от… Он

рассказывал нам о… Когда он стал

вспоминать о…, то…

Мы сидели… Потом произошло то,

чего… Лётчик включил видеофильм, и

класс… А затем…

Прозвенел звонок с урока, но мы …

Через несколько минут…

Время пролетело незаметно.

Мы поблагодарили

его… поняли, что

интересным

человеком можно

назвать того, кто…

Встреча, которая

произошла в школе,

потрясла нас: мы…

Тема: Интересная профессия (вариант 4)

Помните стихотворение

Владимира Маяковского «Кем

быть?»:

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Действительно, кем быть? Как

выбрать профессию? Какая из

множества других самая

интересная?

Думаю, самая интересная та,

которая тебе по душе. Моя мама

работает врачом. Она говорит: не

«работает», а «служит» людям.

Однажды я решила, что надо

познакомиться с её профессией

поближе, и пошла на работу к маме.

Я присела в уголке её кабинета и…

Быстро, стремительно в кабинет

влетела… Она… Мама… После неё в

кабинет медленно, тяжело ступая,

вошёл старый человек. Он… Мама

снова… Через несколько минут следом

за ним, жалуясь на…, появилась…

Я сидела в своём потайном уголке и

наблюдала за людьми.

Мама сначала…, потом…, дальше

и уже в конце приёма …

Мама не раз

говорила, что, чтобы

быть хорошим

врачом, надо

обладать знаниями …

и умениями… Только

тогда человек станет

… врачом. Наблюдая

за мамой, за тем, как

она…, я поняла, что…

Конечно, её профессия

самая … Я тоже хочу

стать…

Тема: Интересная поездка (вариант 5)

Сколько себя помню, я мечтала о

поездке на море. Мне представлялось,

как мы всей семьёй отправимся на

поезде или машине к Чёрному морю.

И вот однажды… Этим летом…

Сначала мы… Потом… Затем…

Но вскоре мы…

Интересное путешествие…

Самое яркое событие …

В конце концов… Дома мы…

Лето прошло, но

мы вспоминаем эту

поездку к морю, его

ласковый шёпот,

шёлковый песок и

людей, с которыми…

1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке

участника экзамена.

2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).

3. Вспомните структуру текстарассуждения.

4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического

высказывания.

5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю,

мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, повидимому, уверен (уверена) и т.п.

6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования,

использовать в качестве плана.

Образец работы над текстомрассуждением

«Нужно ли бережно относиться к родному языку?

»

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Какова роль родного языка и в чём, повашему, заключено его богатство?

2. Что такое словесный мусор?

3. Почему меняется отношение к языку в наши дни?

4. Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?

Образец работы над текстомрассуждением

«Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?

Тезис: Родной язык – основа нашей жизни: в нём живёт прошлое и настоящее народа, в нём скрыта

великая сила и власть. И в то же время он беззащитен, поэтому требует бережного отношения к себе.

Его нужно беречь от искажения, от засорения жаргонизмами, от небрежного отношения к нему.

Довод 1:

Родной язык – язык

государственный

Довод 2:

Родной язык –

средство общения и

мышления

Довод 3:Родной

язык – средство

воспитания и

восприятия мира

Пример 1:

1) язык

конституции;

2) язык

государственного

управления,

законодательства;

3) средство

объединения нации,

НО

опасность утраты

родного языка

Пример 2:

1) средство обмена

информацией;

2) средство

познания;

3) средство передачи

мысли,

НО

«словесный мусор»

Пример 3:

1) средство

накопления опыта и

передачи его

другим поколениям

2) средство

выражения чувств и

эмоций,

НО

изменение

отношения к языку

в современном мире

Вывод: Родной язык нужно беречь, чтобы передать его другим поколениям и чтобы нация

сохранила своё единство. Россия будет жить, пока будет жив могучий русский язык.

(вариант 1)

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Почему возникают конфликты между подростками и родителями?

2. Как можно избежать конфликтов?

3. Как «работать» над взаимоотношениями в семье?

4. На каких принципах должны строиться отношения между членами семьи?

Тезис: Конфликт это разногласие, происходящее изза столкновения взглядов, отношения к жизни.

Подростки, конечно же, имеют другие взгляды на музыку, моду, времяпровождение. Поэтому

конфликты неизбежны. Но избежать их возможно, так же как и уменьшить остроту конфликта.

Довод 1: Первая причина

конфликтов – это

отсутствие

взаимопонимания.

Надо научиться слышать

друг друга.

Принцип

взаимопонимания

Довод 2: Вторая причина

требование большей

автономности во всём: от

одежды до помещения.

Надо уважать интересы

всех членов семьи

Принцип

взаимоуважения

Довод 3: Причина третья –

нежелание родителей

признать, что ребёнок стал

взрослым, борьба за

собственную власть.

Надо трезво оценить

ситуацию, выслушать ребёнка,

понять, что он стал взрослым.

Принцип доверия

Пример 1: Жизненное

наблюдение писателя Марка

Твена: «Когда мне было 14

лет, мой отец был так глуп, что

я его едва переносил. Но когда

мне исполнился 21 год, я был

изумлён, насколько старый

человек за истекшие 7 лет

поумнел»

Прокомментировать слова

Пример 2:

Конкретный пример из

твоей семьи. Совместный

поход по магазинам,

просмотр модных

журналов, выбор одежды.

Оборудование отдельной

зоны подростка в

малогабаритной квартире.

Пример 3:

Пример из жизненного

опыта: беседы по душам с

родителями.

Прокомментировать

пример

Вывод: Совместное решение конфликта является единственно правильным решением. Поговорив

друг с другом и поняв причину ссоры, можно ликвидировать конфликт. Если решать неприятные

моменты вместе, советуясь, то негатив от конфликтных ситуаций быстро пройдёт, не оставив и

следа.

Монолог(от др. греч. μόνος один и λόγος речь) это речь действующего лица, обращенная к самому себе или к широкой аудитории, а не к конкретному собеседнику. Монолог характерен в первую очередь для драматических произведений, рассчитанных на театральную постановку, но встречается и в эпических текстах (романы, повести, рассказы).

Если вы думаете о том, как написать книгу, то вам будет полезно узнать о монологе.

Монолог – это длинный спич героя, не обращенный к конкретному слушателю. В монологе традиционно высказываются важные для понимания героя или произведения идеи.

Монологи происходят из древнегреческих трагедий, где они играли роль авторского повествования: рассказывали о предыстории событий, комментировали происходящее на сцене, сообщали о том, чего нельзя показать, представить зрителю. Гораздо позднее в Европе (16-17 века) монологи стали очень популярны в английском и французском театрах. Но сценическое представление – это последствие создания текста, ведь в основе любого монолога, произнесенного со сцены, лежит не что иное, как художественное произведение, созданное писателем.

Характерные черты, свойства монолога

  • Внушительный объем высказывания: только большой спич называют монологом.
  • Идеологичность содержание: в монологе звучат актуальные идеи, поднимаются важные для героя и произведения вопросы.
  • Эмоциональная напряженность: частую монолог – это патетическая речь героя, отражение его душевных переживаний.
  • Отражение особенностей речи, мышления, менталитета и жизненных ценностей героя, произносящего монолог.
  • Прерывание основного действия: монолог, будучи длинной речью героя, как будто останавливает основное действие, переключает внимание читателя или зрителя на проблемы, поднятые в монологе. Происходит это вне зависимости от жанра произведения: монолог одинаково сработает и социально-философском романе (монологи Мармеладова и Раскольникова в «Преступлении и наказании»), и в иронической повести (). В результате возрастает повествовательная напряженность.
  • Неперсонализируемый адресат: чаще всего монолог обращен к самому себе (размышления вслух) или к широкой аудитории. У говорящего может быть слушатель, но, как правило, он носит номинальный характер, а произносимая речь не ориентирована на конкретное действующее лицо.

Монолог в тексте произведения

Чтобы монолог героя прозвучал, в произведении должна сложится ситуация общения. Поскольку классический монолог – это свободное высказывание одного героя, то для того чтобы такое высказывание стало возможным, герой должен вступить в коммуникацию с другими действующими лицами, то есть заговорить с кем-то. Выходит, такому монологу предшествует диалог, то есть разговор двух персонажей.

Здесь уместно, конечно, вспомнить, монологи в драматургии, которые герой может произносить наедине с самим собой, обращаясь как будто к себе самому или к воображаемому собеседнику, а на самом деле по изначальному замыслу – к театральной аудитории. Такой монолог всегда заряжен важными для героя идеями. Герой говорит о чем-то существенном, сокровенном, вызывающем его переживания.

Самое для нас важное – это помещение монолога в коммуникативную ситуацию, располагающую к тому, чтобы произнести спич. Для того чтобы монолог произвел нужное впечатление, герой должен быть способен справиться со своей речевой партией, она должна быть уместна, соответствовать речевой ситуации. То есть содержание монолога, обстановка общения и образ героя – все должно сбалансировано и органично вписываться в текст произведения. Винни-Пух может произносить душещипательные монологи на тему социальной справедливости, но в его исполнении они будут звучать неестественно, в то время как пессимистичный Ослик Иа-Иа как будто специально создан для этой роли.

Внутренний монолог

Внутренний монолог – это вербализация мыслительного процесса героя, отражение его размышлений. Это такая же речевая партия героя, как и при обычном монологе, но которая произносится не вслух, а про себя. Внутренний монолог сохраняет почти все черты монолога, произнесенного вслух, добавляя только к речевой структуре междометия, вопросные конструкции, сбивчивость в изложении фактов.
Внутренний монолог по своему устройству близок к размышлению: герой пытается осмыслить какую-то идею и подбирает для доказательства ее правоты или ложности аргументы, высказывает сомнения, спорит с самим собой.

Роль внутреннего монолога очевидна – он позволяет раскрыть характер героя, благодаря тому, что герой в процессе размышления пытается разобраться в себе и окружающем мире.
Внутренние монологи по объему могут быть весьма незначительными. Короткое высказывание про себя, представляющее собой размышление – это уже внутренний диалог: «»
Внутренние монологи характерны для психологических триллеров, детективов, любовных романов, и других произведений, в которых сильна доля психологизма

Монологи в мировой литературе

Шекспир в переводе Бориса Пастернака. Монолог Гамлета («Быть или не быть…»)

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

Монологи в русской классической литературе

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Монолог Чацкого «А судьи кто?»

(действие II явление 5)

А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окружённый слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!
Или вон тот ещё, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружён умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!!! –
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в жёнах, дочерях – к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, –
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Монолог Печерина.

«- Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна — пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало».

Л.Н. Толстой «Война и мир». Монолог князя Андрея Болконского «Небо Аустерлица»

«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба,— высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,— подумал князь Андрей,— не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,— совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» 

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Монолог Мармеладова.

«— Милостивый государь, — начал он почти с торжественностию, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное! Милостивый государь, месяц назад тому супругу мою избил господин Лебезятников, а супруга моя не то что я! Понимаете-с? Позвольте еще вас спросить, так, хотя бы в виде простого любопытства: изволили вы ночевать на Неве, на сенных барках?»

А.П. Чехов «Дядя Ваня». Монолог Сони «Мы, дядя Ваня, будем жить», больше известный как «Небо в алмазах»

«Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем, и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой — и отдохнем. Я верую, дядя, верую горячо, страстно… Мы отдохнем! Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую… Бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь… Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди… Мы отдохнем… Мы отдохнем!» 

28 марта 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Шаблон к монологу в устном собеседовании

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.

Описание фотографии

1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
5. На переднем плане мы видим….
6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Рассказ на заданную тему

1. Я хочу рассказать об одном интересном событии — ….
2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).
3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..
7. Кроме того, мы увидели ….
8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….
9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……
10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

Рассуждение на заданную тему

1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
8. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать моменто море на английском
  • Как правильно написать мом
  • Как правильно написать молчок
  • Как правильно написать молчать
  • Как правильно написать молоточек