Как правильно написать начальнику что я увольняюсь

Недавно сервис «Работа.ру» провел опрос среди своих пользователей, и оказалось, что 71 % россиян планируют в 2022 году сменить работу[1]. А это значит, что миллионам работников предстоит разговор об увольнении со своими руководителями. Но если производить хорошее первое впечатление учат нас уже с детства, то о красивом и профессиональном уходе с места службы мы чаще всего не заботимся. Как же следует построить свою беседу с начальством, чтобы мнение о работе с вами осталось благоприятным на долгие годы? Давайте разбираться.

Почему мы увольняемся: 10 причин

Наконец настал момент, когда вы приняли решение отправиться в новое интересное путешествие. Что сподвигло вас на этот шаг? Если вы точно знаете, по каким причинам не хотите работать на текущем месте, то построить конструктивный разговор с руководителем будет легче. В том же исследовании «Работа.ру» были выявлены самые популярные причины, почему россияне меняют работу. Найдите среди представленных пунктов те, которые откликаются с вашей ситуацией, и кратко распишите детали.

1. Низкая заработная плата. Это значит, что компании внутри вашей отрасли предлагают специалистам с такой же должностью, образованием и опытом работы оклады выше, чем на текущем месте. Старайтесь анализировать именно схожие сферы. Например, нецелесообразно сравнивать заработные платы секретарей или помощников в строительном и IT-секторе либо оклады офис-менеджеров с техническим или другим профильным образованием (юрист, экономист, инженер) с теми, кто такого образования не имеет.

2. Неадекватный коллектив или руководитель. Эта характеристика крайне субъективна – для каждого уровень адекватности будет свой. Например, в офисе распространены пранки[2] и злые шутки, которые уже стали традицией и игнорируются руководством. Если не можете находиться в такой среде, лучший выход – уйти, а не переделывать систему. Может быть и так, что босс не считается с вашими личными границами, хотя вы уже несколько раз обсуждали с ним этот вопрос[3].

3. Отсутствие возможности соблюдать баланс между работой и отдыхом. Ненормированный рабочий день, поручения по выходным и праздникам, переносы отпуска из-за больших проектов, невозможность уйти на больничный – все эти условия негативно сказываются на мотивации сотрудников. Из-за переработок человек не может проводить время с семьей, заниматься спортом, хобби и своим здоровьем или просто расслабляться. В таком режиме могут функционировать только роботы.

4. Карьерный кризис. Провести в одной компании всю жизнь – пережиток советских времен. Да, раньше считалось почетным быть верным своему работодателю, даже если вы десятки лет сидите в одном отделе на той же должности. Зато стабильно, как говорили наши родители. Взгляды на труд сильно поменялись за прошедшие годы: заниматься одним и тем же процессом 5, 10, 20 лет без возможности обучаться и расти – это тупиковый путь. Вам становится скучно, работа не приносит удовольствия, уходит энергия, действия выполняются на автомате, отсюда – расфокусировка и ошибки. Ни вам, ни вашему руководителю такой труд не нужен.

5. Отсутствие возможности обучения. Не все могут себе позволить проходить дорогостоящие курсы и повышать квалификацию за свой счет. Так же, как и не все умеют учиться самостоятельно, используя доступные онлайн- и офлайн-ресурсы. А без повышения квалификации и освоения новых технологий дальнейший рост в профессии невозможен. Получается, что человек застревает на своем месте надолго, не может продвинуться дальше, а иногда и вовсе будет заменен другим, более опытным сотрудником.

6. Неинтересные задачи. У каждого из нас есть собственные понятия об интересной и увлекательной деятельности: кому-то нравится заниматься документами, кому-то – ездить по городу, а кому-то – крутить гайки на заводе. Но если экстраверта, который обожает общение и других людей, садят в душный архив без окон и собеседников, то долго ему так не продержаться. А может, вы талантливый молодой специалист, для которого работа в крупной компании – это предел мечтаний, а вас просят только нажимать две кнопки в системе или перекладывать папки из одного кабинета в другой. Понравится ли вам такая работа? Вряд ли. Если только на первые пару месяцев.

7. Неудобное расположение работы от дома. Доходить до офиса пешком за 10 минут или добираться на трех видах транспорта в течение двух часов – это принципиальная разница. Время – ценный и, главное, невосполнимый жизненный ресурс. Если вы не имеете возможности снять квартиру в адекватной близости к работе, то имеет смысл найти что-то ближе к дому.

8. Строгий дресс-код. Не все могут продуктивно работать в узких юбках и затянутых галстуках. Некомфортная одежда или слишком строгий стиль могут нанести вред и здоровью, и самочувствию. Например, в некоторых компаниях секретарям не разрешено носить обувь на низком каблуке или вообще без него. Разве это справедливо? А если у вас есть медицинские противопоказания или ваши ноги просто стонут от боли в конце рабочего дня? К таким же неудобствам относятся специальные головные уборы, от которых может появиться головная боль, юбки определенной длины, в которых неудобно ни сидеть, ни ходить, пиджаки, в которых ты потеешь, как в сауне, и т.д.

9. Желание работать удаленно или по гибкому графику. Годы пандемии очень разбаловали сотрудников: все больше людей теперь целенаправленно ищет работу на удаленке. У такого режима куча плюсов: минимум времени на дорогу, минимальный дресс-код, безлимитный доступ к еде, возможность полноценной передышки в течение дня, комфортное рабочее место в приятной обстановке, возможность перемещаться между городами и странами без оформления отпуска и т.д. Стоит попробовать выполнить свои прямые обязанности из дома – и вы уже фанат удаленки.

10. Необходимость поменять сферу деятельности. Если вы понимаете, что секретариат – это не ваше или работать с компьютером вам нравится больше, чем с людьми, то выход – сменить сферу вашей деятельности. В век онлайн-образования и доступности любой информации получить новую профессию уже не проблема. Именно поэтому так много людей ищут себя и свое место в жизни уже в сознательном возрасте, когда они попробовали работать «по специальности» и у них не получилось.

Как только вы определились с причиной вашего ухода, можете перейти к подготовке своего монолога об увольнении.

Разговор об увольнении: подготовительный этап

Даже если причина ухода кажется вам серьезной и весомой, дайте себе время проанализировать сложившуюся рабочую ситуацию. Мы рекомендуем обратить внимание на следующие аспекты.

1. Удостоверьтесь, что вы предприняли все попытки, чтобы улучшить условия труда.

Задумайтесь о том, что конкретно вас не устраивает на текущем месте. Низкая заработная плата? – Говорили ли вы со своим руководителем или отделом кадров о повышении оплаты или надбавках? Каков был их ответ? Должность, из которой вы уже выросли? – Пытались ли найти себе место внутри компании рангом выше или в другом подразделении? Внимательно ли изучили структуру компании?

2. Прочитайте ваш трудовой договор и все приложения к нему.

Имеет смысл выяснить условия увольнения в вашем конкретном случае: каков период отработки, за какой срок необходимо уведомлять руководителя, что происходит с неиспользованным отпуском, есть ли пункт о том, что вам запрещено в будущем устраиваться в определенные компании (чаще всего – организации-конкуренты) или выезжать за рубеж в течение какого-то срока (касается государственных служащих).

Изучите указанный срок отработки

Если речь идет о 14 днях, то какие дни считаются в этом случае: календарные или рабочие? Учитываются ли праздники и нерабочие дни? Входит ли в этот срок день написания заявления? Что будет, если в течение этого времени вам не найдут замену? Ответы на эти вопросы должны быть проработаны вами до увольнения или в крайнем случае в ходе разговора с руководством.

3. Изучите локальные нормативные акты (далее – ЛНА).

После того как проштудировали собственный трудовой договор, просмотрите основные ЛНА: правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), положения об оплате труда, о командировках (если вы когда-либо в них находились), ваши должностные инструкции и положение о подразделении. Вы можете найти информацию, касающуюся процесса увольнения. Например, допустимо ли уволиться по соглашению сторон и получить несколько окладов в качестве выходного пособия.

4. Определите, на каких условиях вы готовы остаться в компании.

Часто руководители не хотят расставаться с хорошими работниками, поэтому предпринимают попытки их удержать. Подумайте, какие изменения условий труда заставили бы вас передумать. Например, повышение оклада, другой режим работы, перевод в другое подразделение, льготы в детские сады или школы, бесплатный проезд, питание, тренажерный зал и пр. Только эти условия должны быть связаны с основной причиной вашего ухода. Будет очень странно заявить руководителю, что вы слишком долго добираетесь на работу и полжизни проводите в пробках, а затем согласиться остаться за компенсацию бензина для своего авто.

5. Не уходите в середине большого проекта.

Если вы играете ключевую роль в текущем проекте, то уходить прямо сейчас крайне непрофессионально. Оцените свои силы: как быстро сможете передать все материалы другому человеку, проинструктировать его, познакомить со всеми участниками процесса и этапами или просто завершить все самостоятельно. Чтобы оставить о себе хорошее впечатление, уходить надо с чистой совестью и без «хвостов».

Если указанные выше пункты вами уже проработаны, переходите к основной части – подготовке к разговору с руководителем.


[1]https://is.gd/4mJGNS

[2]Пранк (англ. prank) – злой розыгрыш, граничащий с грубостью.

[3]Зимина О.М. Как секретарю установить личные границы на работе // Секретарь-референт. 2021. № 11. С. 4–9.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 7, 2022.

Как сказать начальнику об увольнении по собственному желанию — вопрос не из простых. Причины, по которым ты решил сменить место работы, могут быть самыми разными: от предложения более интересной позиции или переезда — до того факта, что ты терпеть не можешь своего босса.

Что бы это ни было, мы уверены: ты не собираешься громко хлопать дверью и заинтересован в том, чтобы сделать это красиво и без скандала.

Как сообщить начальнику об увольнении, чтобы попрощаться на дружественной ноте? Ниже тебя ждут полезные подсказки.

Как сказать начальнику об уходе: 8 основных шагов

Ты принял решение уволиться. Возможно, у тебя даже уже назначен первый день вступления в новую должность в другой компании. Отлично, дело осталось за малым, но очень важным: поставить в известность своего босса. Согласны, разговор не из приятных, но, следуя нашим советам, ты с этим справишься.

1. Заранее подготовь свое официальное заявление об увольнении

Еще до разговора с начальником нужно подготовить официальное заявление об увольнении, чтобы у тебя и работодателя была официальная запись о твоей отставке. Это письмо должно выражать твою благодарность, указывать твой официальный последний рабочий день и содержать готовность помочь с обучением или подготовкой твоего преемника, если это применимо.

Ты должен предоставить распечатанную копию письма, когда будешь присутствовать на личной встрече с боссом, чтобы твоя отставка была как можно более профессиональной.

Твое официальное заявление об отставке должно включать в себя многие из тех же элементов, которые ты будешь использовать при устном обсуждении лично с начальством, например:

  • Дату твоей отставки;
  • Любые предложения по передаче обязанностей;
  • Заявление о твоем двухнедельном уведомлении.

Вот пример того, как написать заявление об увольнении:


Уведомление об отставке: Андрей Петров

Уважаемый Сергей Михайлович, я очень высоко ценю время, проведенное в ООО «Компания», но вынужден сообщить вам, что принял решение об увольнении по собственному желанию.

Моим последним рабочим днем станет пятница, 16 августа. За время работы в компании я приобрел ценные связи и расширил набор навыков, что позволило мне расти и использовать более продвинутые возможности в своей карьере. Я очень благодарен вам за этот опыт.

Если я могу чем-то помочь до своего последнего рабочего дня, пожалуйста, дайте мне знать. Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы, а также проведу обучение своего преемника в течение последних двух недель.

Желаю всего наилучшего.


Не исключено, что в твоей компании существует стандартная форма составления подобных заявлений, и если у тебя есть возможность незаметно получить образец, воспользуйся им. Если нет, то при необходимости перепишешь этот документ в соответствии с установленными правилами.

2. Будь краток и вежлив

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Прежде чем ты поговоришь со своим начальником на эту нелегкую тему, реши, как лучше всего объяснить, что ты уходишь. Хитрость заключается в том, чтобы свести детали к минимуму и сосредоточиться на позитиве.

Тебе не нужно говорить своему боссу или кому-то еще, в какую именно компанию ты собираешься перейти, и уж точно не нужно объяснять, почему ты принял решение покинуть свое текущее место.

Конечно, если хочешь, можешь об этом сообщить, если ты не переходишь на сторону прямых конкурентов или не оставляешь место из-за того, что люто его ненавидишь.

Даже если тебе кажется, что начальник с пониманием отнесется к твоему решению, постарайся не вдаваться в подробности того, насколько шикарное предложение ты получил, и как тебя достала твоя нынешняя работа.

Ограничься общими фразами. И обязательно будь последователен в своей истории, чтобы избежать любых слухов или ложной информации, которые могут появиться в связи с этой ситуацией.

3. Сообщи своему начальнику об уходе лично

Тебе может быть немного страшно, или ты сильно волнуешься, но, пожалуйста, не поддавайся соблазну сообщить эту новость боссу через электронную почту или в мессенджере. Это очень некрасиво (за исключением тех случаев, когда у вас нет других способов коммуникации).

Попроси своего работодателя встретиться и обсудить свою отставку лицом к лицу. Личная встреча — это хороший способ соблюсти профессиональный этикет. Она позволяет тебе вести продуктивный двусторонний диалог, в котором ты обсудишь свои причины ухода (если хочешь) и планы по содействию плавной передачи свои рабочих обязанностей новому человеку.

Даже если твой босс является той самой причиной, по которой ты решил уйти, имей в виду, что то, как ты уходишь, — это то, как тебя запомнят. Не закатывай скандалов и не пытайся открыть ему глаза, какой он ужасный человек — это совершенно ни к чему.

Одинаково важно и то, как ты поговоришь со своим руководителем, и то, что именно ты ему скажешь.

Как начать разговор об увольнении с начальником? Не стоит ходить вокруг да около и пытаться зайти издалека. Скажи прямо и формально о том, что ты собрался уйти.

Уважаемый Сергей Михайлович, хочу сообщить вам о своем решении оставить занимаемую мной позицию / покинуть компанию / сменить место работы.

или

Уважаемый Сергей Михайлович, я получил предложение по работе, которое собираюсь принять. В связи с этим, в скором времени (конкретная дата) я буду вынужден прекратить наше сотрудничество.

4. Вырази благодарность

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Далее во время этого непростого разговора важно выразить благодарность за те возможности, которые тебе были предоставлены в компании. Например, ты, вероятно, развил новые навыки и приобрел профессиональные связи в этой должности, за что можешь поблагодарить своего работодателя.

Эта позиция может быть также одной из причин, по которой ты получил какую-то новую возможность, опыт, повысился в должности. Как вариант, ты также можешь составить благодарственную записку. Если ты тесно сотрудничал с некоторыми коллегами, ты тоже можешь выразить свою благодарность за их помощь и поддержку во время твоего пребывания в компании через прощальную записку или электронное письмо каждому из них. Эти жесты могут укрепить твои профессиональные связи по мере продвижения по карьерной лестнице. А, кроме того, это просто вежливо.

5. Предложи варианты по облегчению поиска замены

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Ты также можешь поддержать позитивные профессиональные отношения со своим работодателем, предлагая свою помощь в подготовке компании и команды к твоему уходу. Что именно ты можешь сделать?

  • Помоги выявить сильных потенциальных кандидатов на замену;
  • Заверши как можно больше своих текущих проектов;
  • Изложи требования и последующие шаги для проектов, которые ты не сможешь выполнить;
  • Обучи текущего сотрудника временно выполнять некоторые из твоих обязанностей;
  • Окажи помощь в обучении нового сотрудника, если он прибудет до твоего увольнения;
  • Напиши подробную инструкцию для своего преемника, включающую различные нюансы, которые будут ему полезны.

Помощь работодателю в выполнении этих шагов показывает, что ты заботишься об успехе компании, даже несмотря на переход на новое место.

6. Обеспечь конструктивную обратную связь

Ты можешь помочь своему работодателю улучшить твое рабочее место, предоставив конструктивную обратную связь о своем опыте. Ты можешь обсудить эти моменты во время своего разговора с начальником или пройти своеобразное «собеседование по уходу», которое практикуют некоторые компании.

Будь готов, что тебя могут попросить предоставить обратную связь по следующим вопросам:

  • Твой опыт работы в офисной среде;
  • Твои должностные обязанности;
  • Преимущества твоей должности;
  • Обучение, которое ты получил;
  • Культура и политика компании;
  • Взаимоотношения с руководителями и начальством;
  • Отношения с коллегами.

Очень важно, чтобы твои отзывы были конкретными, конструктивными и честными. Эта обратная связь может помочь работодателю создать сотрудникам лучшие условия и снизить уровень текучки, что является еще одним ценным вкладом, который ты можешь оказать при переходе к новым профессиональным возможностям.

7. Приготовься к хорошему и плохому

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Как ты отреагируешь, если твой босс попросит тебя остаться дольше, чем на две недели? Если тебе выдвинут встречное предложение, ты его примешь? Что тебе нужно будет забрать со своего рабочего места, если тебя попросят немедленно покинуть здание? Прежде чем решить, как сказать начальнику об уходе, ты должен дать себе ответы на эти вопросы.

Если ты решил, что не хочешь оставаться дольше двух недель или необходимого тебе количества времени, будь готов вежливо отклонить предложение. Если встречное предложение звучит заманчиво, заранее определи, при каких именно условиях ты будешь продолжать выполнять свои обязанности.

Затем спроси себя, стоит ли остаться в компании, если представится такая возможность. С другой стороны, если ты знаешь, что есть вероятность, что тебя могут попросить немедленно уйти, особенно если ты принял должность в компании-конкуренте, сделай резервную копию любых проектов и собери все самое важное и дорогое из вещей, которые принадлежат тебе, и будь готов оставить все остальное.

8. Попрощайся с наставниками и союзниками

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Мы искренне надеемся, что выставлять тебя за дверь не будут, начальник отнесется к твоему решению с пониманием, и вы закончите этот разговор на позитивной ноте. Что дальше?

Теперь, когда ты сообщил своему начальнику об уходе, запланируй индивидуальные встречи с наставниками и коллегами, которые поддерживали тебя и твой профессиональный рост.

Сообщи им конкретную дату твоей отставки и, по желанию, почему ты решил двигаться дальше. Постарайся, чтобы в этом разговоре было как можно меньше негатива. Кроме того, обменяйтесь контактной информацией, чтобы вы могли оставаться на связи после того, как ты покинешь компанию. Кстати, о том, как уволиться, чтобы тебе не хейтили, прочти в отдельном материале.

  • Автор:

    Мария Минаева

Трудоустроенный гражданин может в любой момент подать заявление об увольнении.

Для защиты интересов компании закон устанавливает ряд обязательных требований при увольнении по собственному желанию — заблаговременное уведомление и отработка в течение двух недель. Рассмотрим, как правильно написать заявление на увольнение, и как будет проходить оформление документов при расторжении трудовых отношений.

Порядок увольнения по собственному желанию

Увольнение по собственному желанию регламентирует ст. 80 ТК РФ, которая определяет порядок уведомления работодателя, а также ряд иных нюансов.

Любой работник может уволится без проблем, если предупредит начальство за 2 недели.

Для этого сотруднику необходимо выполнить ряд действий:

  • не позднее двух недель до предполагаемой даты ухода с работы оформить письменное заявление на имя руководителя предприятия (законом может устанавливаться и сокращенный срок уведомления);
  • указанные две недели отработать в прежнем режиме — сокращение периода отработки допускается только с согласия начальства;
  • после двухнедельной отработки можно на законном основании прекратить работу, даже если начальство уклоняется от издания приказа и оформления записи в трудовую книжку.

Обратите внимание!

Если после завершения двух недельного срока сотрудник остается на работе и продолжает выполнять свои обязанности, а наниматель не возражает, то трудовые отношения продолжаются на ранее действовавших условиях.

Нюансы увольнения по ст. 80 ТК РФ

Ключевое значение имеет факт подачи заявления с указанием даты прекращения трудовых отношений. Устное уведомление начальства о предполагаемом уходе с работы не будет иметь юридического значения, поэтому заявление составляется в письменном виде и регистрируется по общим правилам приема входящей корреспонденции.

Сроки увольнения могут быть изменены по договоренности между сотрудником или руководителем.

Если продолжение трудовых отношений вызвано объективными причинами (призыв в армию, выход на пенсию, поступление в учебное заведение и т.д.), работник вправе сам установить дату увольнения. В указанных случаях наниматель обязан издать приказ в срок, указанный подчиненным.

Закон позволяет гражданину в любой момент отозвать свое заявление на увольнение. Если на предприятие не был официально приглашен иной работник, оно аннулируется, а увольнение не производится. Указанное приглашение должно быть оформлено в виде письменного документа, устная договоренность не будет иметь значения.

В день прекращения рабочих отношений, вам обязаны выдать трудовую книжку и полностью произвести расчет.

Если в день увольнения сотрудник не получил положенные выплаты, то руководство предприятия обязано начислять неустойку за каждый день просрочки — 1/150 от учетной ставки Центробанка России.

При увольнении по собственному желанию могут возникать следующие спорные вопросы:

  • отказ работодателя в приеме и регистрации заявления;
  • прекращение работы до истечения срока отработки — в этом случае сотрудник на законном основании может быть уволен за прогул;
  • отказ в издании приказа — гражданин имеет право не выходить на работу после завершения двухнедельного срока;
  • нарушения сроков и порядка расчета с увольняемым работником, а также при выдаче трудовой книжки.

Урегулировать указанные споры можно в судебном порядке.

Заявление на увольнение по собственному желанию

Как уволиться по собственному желанию?

Чтобы официально уведомить руководство о прекращении трудовых отношений, нужно составить заявление на увольнение по собственному желанию. Закон содержит следующие требования к его оформлению:

  • письменная форма — устное предупреждение об увольнении не повлечет правовых последствий;
  • указание в тексте заявления даты, с которой сотрудник просит его уволить — дата будущего увольнения не обязательно должна совпадать с двухнедельным сроком, закон допускает подать заявление намного раньше;
  • собственноручное заполнение и скрепление личной подписью.

Если у вас возникли объективные основания для прекращения трудового договора, вы должны их указать в заявлении и проставить дату увольнения.

В содержание также нужно включить:

  • наименование работодателя — подается на имя начальника организации, а не в адрес непосредственного руководителя отдела, цеха и т.д.;
  • сведения о работнике, его должности;
  • ссылка на ТК РФ и собственную инициативу увольнения — указывать причины для такого решения не нужно, кроме случаев с сокращенным периодом отработки;
  • указание даты фактического прекращения трудовых отношений;
  • дата и личная подпись заявителя.

Образец заявления об увольнении по собственному желанию

zayavlenie-ob-uvolnenii-po-sobstvennomu-gelaniyu.docx ≈ 12 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Чтобы избежать споров о дате и основаниях увольнения, заявление нужно составить в двух экземплярах. После регистрации следует оставить один экземпляр с отметкой о получении, а второй оставить у работодателя.

Если возникают проблемы с регистрацией заявления (например, руководство категорически не согласно отпускать специалиста), его можно подать по почте. Срок двухнедельной отработки будет исчисляться на следующий день после получения руководством заявления.

Обратите внимание!

Начальник не может отказать в увольнении, даже если в отношении сотрудника ведется служебное расследование, либо он привлечен к материальной ответственности.

Любые споры могут решаться уже после издания приказа о прекращении трудового договора.

Запись в трудовой книжке

Увольнение по собственному желанию должно быть отражено в трудовой книжке. Для этого издается приказ, в котором указываются следующие пункты:

  • наименование работодателя;
  • дата и номер приказа;
  • данные увольняемого сотрудника, его должность;
  • основание для прекращения трудовых отношений — личное заявление;
  • дата увольнения;
  • распоряжение о начислении причитающегося вознаграждения за работу, а также иных обязательных выплат;
  • подпись руководителя и указание его должности.

Далее документ направляется в финансовую службу и кадровый отдел. На каждом предприятии должно быть назначено лицо, ответственное за ведение трудовых книжек и внесении в них записей.

Обратите внимание!

Запись об увольнении по собственному желанию должна точно соответствовать реквизитам приказа (номер, дата), а также содержать ссылку на ТК РФ.

Если при внесении записи в трудовую книжку допущена техническая ошибка, строка с неверной информацией должна быть аннулирована (для этого в трудовой книжке ставится отметка о недействительности записи).

Трудовая книжка выдается сотруднику в последний день работы.

Одновременно производится полный расчет по всем видам выплат — заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск и т.д. При возникновении спора о размере и составе выплат, работодатель обязан выдать работнику сумму, относительно которой у него нет возражений.

Увольнение по собственному желанию: что и как

Увольнение по собственному желанию: что и как

Это один из самых распространенных видов увольнения (ст. 80 ТК РФ). Причины его могут быть разные, и сотрудник не обязан их объяснять.

Особенности данного вида увольнения:

  • Нет специальной процедуры;
  • Необходима отработка (за исключением ряда случаев);
  • Возможна компенсация за неиспользованный отпуск;
  • Не требует веских оснований для прекращения трудового договора.

Как правильно написать заявление об увольнении?

  • Форма заявления свободная. Может быть написано от руки или в печатном виде. Главное, должна быть подпись сотрудника и дата;
  • Заявление необходимо подать в отдел кадров или непосредственно начальнику;
  • Подать заявление на увольнение можно, находясь в отпуске или на больничном.

С какими проблемами вы можете столкнуться:

  • Работодатель может отклонить заявление, если он не согласен с датой увольнения, если не сохранен срок предупреждения.
  • Работодатель отказывается принимать заявление.

А как можно решить эти проблемы:

  • Если не сохранен срок предупреждения, то заявление необходимо переписать, указав новую дату увольнения;
  • Отправить заявление (без ошибок!) по почте ценным письмом с описью и с уведомлением о вручении.

За какой срок надо предупредить об увольнении?

Предупреждать об увольнении необходимо за 2 недели. Это время отработки, за которое работодатель может найти нового сотрудника.

Исключение:

  • Для спортсменов или тренеров, если трудовой договор с ними заключен на срок более 4 месяцев (ч. 1 ст. 348.12 ТК РФ), в такие же сроки руководитель организации должен предупредить собственника (ст. 280 ТК РФ) — 1 месяц;
  • Для работников, находящихся на испытательном сроке (ст. 71 ТК РФ), занятых на сезонных работах, временной работе до двух месяцев, например, на заменах в период отпуска (ст. 292, ст. 296 ТК РФ) — 3 дня;
  • Для тех, кто работают по трудовому договору у физлиц: няни, сиделки и пр. (ст. 307 ТК РФ) — срок по договору.

Отработка нужна или нет?

Сотрудник может уволиться без отработки:

  • По согласованию с работодателем. В этом случае увольнение наступает вслед за датой написания заявления. Отозвать заявление (если сотрудник передумал) нельзя. Компенсация за неиспользованный отпуск положена.
  • Уйти в отпуск с последующим увольнением. Срок отпуска — любой, но не более неиспользованного за время работы. Заявление можно отозвать.

Кто по закону может уволиться без отработки?

Полный перечень установлен в ч. 3 ст. 80 ТК РФ и п. 22б Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 о применении судами РФ ТК РФ.

В каких случаях отработка не потребуется, например,

  • Выход на пенсию;
  • Семейные обстоятельства. Например, необходимость ухаживать за больным близким родственником или направление супруга на работу за границу или к новому месту службы;
  • Состояние здоровья. Если здоровье не позволяет заниматься видом деятельности на данной работе, требуется переезд в другой регион (например, аллергикам). Напоминаем, что это решение принимает сам сотрудник, работодатель не имеет права уволить работника, находящегося на больничном;
  • Нарушение трудового законодательства работодателем. При условии, что данный факт подтвержден комиссией по трудовым спорам на предприятии, профсоюзом или судом;
  • Зачисление в вуз или колледж;
  • Заключение контракта на службу в вооруженных силах.

Как происходит увольнение?

  • День увольнения — это последний день работы;
  • Работодатель издает приказ об увольнении, знакомит с ним работника;
  • Работник получает заполненную трудовую книжку и полный расчет (заплата за отработанное время, компенсация за отпуск или другие положенные выплаты).

С какими проблемами можно столкнуться?

  • Работодатель хочет уволить работника, заставляя его написать заявление по собственному желанию;
  • Работодатель уволил раньше положенного срока;
  • Работодатель не выплатил зарплату.

Как можно решить проблему?

Во всех случаях необходимо обращаться в суд. Напоминаем, что работники освобождены от оплаты судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).

Пожарная безопасность: риски, ответственность, особенности в 2023 г.

В данной публикации рассматриваются вопросы пожарной безопасности, также говорится об отвественности, которая может составлять до 7 лет лишения свободы, либо штраф до 400 тыс. руб. Также мы рассказываем о некоторых мифах, связанных с ответственностью за нарушения пожарной безопасности и почему это так важно, особенно для собственника недвижимости

Пожарная безопасность: риски, ответственность, особенности в 2023 г.

Какие трудовые гарантии получают будущие родители

Беременные могут работать неполное рабочее время без ночных смен и переработок. Им нельзя отказать в приеме на работу. Будущие отцы могут взять дни отдыха, когда супруга ушла в отпуск по беременности.

Правила инвестирования Уоррена Баффета

Вряд ли можно найти инвестора, который не знал бы, кто такой Уоррен Баффет. И ещё более вряд ли кто-либо из нас сможет повторить его успех. И факторов много. Это и какой-то невообразимый капитал, и стабильность на долгом сроке, и мозги. Плюс ко всему он ещё отличный бизнесмен и просто классный дядька. Единственное, чего у него нет, так это молодости.

Правила инвестирования Уоррена Баффета

Когда необходимо писать заявление на увольнение по собственному желанию

Право работника покинуть компанию, в которой он трудится, закреплено ст. 80 ТК РФ. При этом он должен сообщить об уходе работодателю в письменной форме. Как именно сообщить? Составить заявление, подтверждающее его намерение уволиться из организации.

О расторжении договора с главным бухгалтером см. статью «Увольнение главного бухгалтера по собственному желанию».

ВАЖНО! Простого устного обращения сотрудника к работодателю с просьбой расторгнуть трудовой договор недостаточно. Такое устное обращение (требование) не имеет юридической силы, следовательно, у работодателя не будет доказательства того, что сотрудник действительно хочет покинуть компанию. А значит, не будет оснований для увольнения сотрудника по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Написать и представить в организацию заявление на увольнение сотрудник должен не позднее чем за 2 недели до своего последнего рабочего дня. При этом отсчет указанных 2 недель начнется только на следующий день после того, как заявление на увольнение от сотрудника поступило в компанию.

Такой срок позволит работодателю найти нового работника на освободившееся место. 

При увольнении работника на испытательном сроке по собственному желанию срок отработки равен 3-м дням.

Увольнение по собственному желанию важно правильно оформить. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Путеводитель по кадровым вопросам, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Какие даты увольнения указывать в заявлении и каковы сроки его подачи работодателю

Еще один важный реквизит заявления на увольнение — дата увольнения. Если работник и работодатель не имеют разногласий, то увольнение можно оформить и раньше окончания 2-недельного срока (ст. 80 ТК РФ). Так что если сотрудник хочет уйти с определенного числа, это тоже нужно указать в заявлении, например: «Прошу уволить меня по собственному желанию 11 февраля».

Рекомендуем не использовать в заявлении предлог «с», например, «уволить с 11 июня», т.к. согласно ТК день увольнения является последним рабочим днем сотрудника и должен быть оплачен. Работодатель же может посчитать, что с 11 июня работник больше не выйдет на работу и откажется оплачивать этот день. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Каждый сотрудник должен понимать: если он подал заявление на увольнение, но передумал, он почти всегда вправе отозвать его и вернуться обратно в фирму.

Подробнее о том, когда сотрудник может забрать свое заявление об уходе, а когда поступить так он не имеет права, см. статью «Отзыв заявления об увольнении по собственному желанию».

Но как написать заявление на увольнение корректно?

Как правильно написать заявление на увольнение

В настоящее время типовой формы заявления на увольнение в РФ не существует, поэтому его можно составить в свободной форме. Но вместе с тем ряд требований необходимо соблюсти:

  • Во-первых, заявление на увольнение должно обязательно содержать подпись сотрудника. В противном случае оно не будет иметь юридической силы.
  • Во-вторых, работник должен четко понимать, что в заявлении должна быть указана однозначная формулировка, подтверждающая его желание покинуть компанию. Так что в заявлении на увольнение лучше прямо указать: «Прошу уволить с такой-то должности». Иначе может возникнуть неопределенность относительно того, является ли такое заявление достаточным основанием для увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

ВНИМАНИЕ! Если работник сформулировал заявление расплывчато, суд впоследствии может прийти к выводу, что его решение покинуть фирму не было добровольным, более того, что к такому решению сотрудника принудил работодатель. И тогда суд может восстановить специалиста на работе даже несмотря на то, что он сам написал и подписал заявление (подп. «а» п. 22 постановления пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2).

Кроме того, на практике у сотрудников часто возникает вопрос: как писать заявление на увольнение — вручную или на компьютере? Каких-либо положений и ограничений на этот счет ТК РФ не содержит. Значит, заявление на увольнение можно написать как от руки, так и оформить на компьютере. Единственное, что важно, — такое заявление должно доказывать добровольное желание и намерение сотрудника покинуть компанию, а значит, содержать необходимые указанные выше реквизиты и подпись увольняющегося.

ВАЖНО! Не будет нарушением и подача заявления на увольнение не лично в отдел кадров фирмы, а по почте (письмо Роструда РФ от 05.09.2006 № 1551-6). Можно ли направить заявление на увольнение по электронной почте, мы разбирались здесь.

Иногда сотрудники идут на хитрость: отдают в отдел кадров копию заявления на увольнение, а оригинал оставляют у себя. В данной ситуации работодателю важно помнить, что копия заявления на увольнение сотрудника — это не основание для увольнения. Если впоследствии работник, пытаясь восстановиться на прежнем месте, будет отрицать, что когда-либо составлял такое заявление, суд с высокой вероятностью встанет на его сторону (апелляционное определение Мособлсуда от 24.03.2014 по делу № 33-6364/2013).

На практике многие компании, чтобы исключить возможные неприятные для себя последствия, формируют внутренний универсальный образец заявления на увольнение по собственному желанию. И когда работник решает уйти, все, что от него требуется, — это просто распечатать и подписать такой образец, указав свои данные.

Какие документы должны быть выданы работнику при увольнении, смотрите в нашем материале.

Пример заявления на увольнение (образец)

Теперь, когда основные правила составления образца заявления на увольнение рассмотрены, покажем, как написать такое заявление, наглядно.

Скачать образец заявления на увольнение

У кого согласовывать заявление на увольнение

Итак, заявление написано, и у многих возникает вопрос: а нужно ли согласовывать свое увольнение с непосредственным начальником? Обратимся еще раз к ст. 80 ТК РФ: 

Исходя из формулировки, увольняющийся должен уведомить работодателя. Работодателем является директор (или лицо его заменяющее). Соответственно, согласовывать заявление с другими работниками фирмы закон вас не обязывает. 

Но во внутренних локальных нормативах (например, в положении об оплате труда или в трудовом договоре) работодателя может быть зафиксирован перечень сотрудников, с которыми необходимо согласовать увольнение. Поэтому если вы не хотите вступать в конфликт с работодателем, лучше все сделать по установленным в фирме правилам.

Если вы принципиально не хотите говорить об уходе кому-то из сотрудников, вы вправе передать:

  • заявление директору или в отдел кадров, попросив расписаться на вашем экземпляре;
  • по почте.

ВНИМАНИЕ! Не рекомендуем направлять скан заявления об увольнении по электронной почте. Работник должен подать заявление на бумаге в письменном виде. В данном случае работодатель вправе отказать в расторжении договора, и суд встанет на его сторону, поскольку электронная переписка не доказывает намерения работника уйти из организации (апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 29.03.2018 по делу № 33-1853/2018). О подобной истории мы рассказывали здесь. Допустимо принять заявление на увольнение в электронном виде в том случае, если оно подписано ЭЦП работника.

Если директор не хочет подписывать ваше заявление, т. к. оно не согласованно, можете напомнить ему о том, что принудительный труд в России запрещен (п. 2 ст. 37 Конституции РФ) и вы будете вынуждены обратиться в суд.  

Итоги

Составление заявления на увольнение — задача несложная, но вместе с тем требующая от сотрудника понимания некоторых базовых принципов и норм ТК РФ.

В частности, работник должен подать заявление на увольнение в письменном виде, в свободной форме, указав при этом четко обозначенное намерение покинуть организацию, проставив дату своего последнего рабочего дня и заверив заявление подписью. Заявление на увольнение можно написать как от руки, так и на компьютере.

Компании, в свою очередь, следует понимать, что для нее очень важно иметь оригинал заявления, подписанного сотрудником. В противном случае нельзя исключить вероятность признания судом такого увольнения незаконным. Лучше всего составить внутреннюю универсальную форму заявления, которую работнику останется только подписать и отнести в отдел кадров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать начальнику что заболел
  • Как правильно написать намерение пример
  • Как правильно написать начальнику об увеличении зарплаты
  • Как правильно написать намерение на деньги
  • Как правильно написать начальник генерального штаба