Как правильно написать не слыхала или не слышала

Не слыхала или не слышала: в чем разница? ⇐ Стилистика

Модератор: Селена

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Не слыхала или не слышала: в чем разница?

По словарю глагол «слыхать» относится к разговорным, но есть ли между этими словами семантическое отличие? В современной литературе мне встретился такой текст:

…Внучка Екатерины Скавронской, продолжал хвалиться портрет, знаменита не меньше бабки. Вы её точно знаете — Юлия Пален.

— Никогда не слыхала, — сказала Вера.

— А если под фамилией Самойлова?

Конечно же — Брюллов! …

Вообще говоря, глагол «слыхать» довольно часто использовался в литературе раньше, да и сейчас тоже его можно встретить. Вот, к примеру, у Лермонтова: мы…по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем; фамилии его я никогда не слыхал. [М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (1839-1841)]

В романе Вера — искусствовед, и еще она умеет разговаривать с портретами. Поэтому вряд ли она стала бы пользоваться разговорно-просторечной лексикой. Или это всё-таки разговорный стиль, а не особая семантика? Возможно, здесь есть особая коннотация (некоторое недоверие, пренебрежение к собеседнику или к ситуации)?

Как вы думаете? Спасибо.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 11:34

Семантическое различие есть (оно проявлется в некоторых контекстах в других формах слова), но не выдумывайте, в Ваших примерах это не более чем просторечный диалект.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 12:05

Спасибо за ответ. Итак, вы полагаете, что семантических различий нет. И у Лермонтова тоже просторечный диалект? Но вот в Нацкорпусе 862 примера, где встречается сочетание «не слыхала». Большинство из них вряд ли можно отнести к просторечию.

И коннотации в моем примере тоже нет? А вы в этом уверены, можете обосновать свою точку зрения? Чтобы любить и понимать русскую художественную речь, нужно внимание и терпение, поспешные выводы и суждения не всегда правильны.

И еще к вам дополнительный вопрос. А в глаголе «выдумать» (в вашем тексте) есть коннотация? Например, пренебрежение к вопросу автора, подчеркивание его незначительности. Или мне это показалось? Я недавно на форуме, возможно, это принятый здесь стиль общения и мне не стоит обращать на это внимание?

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 12:37

Коннотации нет. Одни говорят «слухаешь», а другие «слушаешь», и все они имеют в виду одно и то же.
Цитирую чужие доклады:

Уже в ранний период творчества Лермонтов отказался от традиционных условно-поэтических слов, перифрастических выражений, устоявшихся символов и формул, которые еще широко использовались в поэзии Пушкиным, Баратынским, Кюхельбекером и другими: # пиит, творец, любимец Феба, муза, Геликон, Парнас, Пинд. Он отбрасывает и архаичные поэтические слова, выражения, заменяя их словами из живой народно-разговорной речи. Язык освобождается от условностей, становится необыкновенно выразительным, звучным, обретает силу воздействия, а выражения – афористичность и меткость.

Лермонтов вовлекает в систему литературного языка главным образом общегородское просторечие и общенародные формы крестьянского языка. Он ориентируется на общенациональный фонд живой разговорной речи и чуждается областных диалектизмов.

А в стихотворении «Бородино» совершенно отсутствуют декоративные штампы романтического стиля. В нем господствует солдатское просторечие и поговорочный простонародный язык. Здесь присутствуют морфологические, синтаксические и лексические средства живой разговорной речи (например, просторечные слова, разговорные частицы).

Это из первых ссылок поиска про просторечия у Лермонтова. Это к тому, что он любил язык народа, а не брезговал им, как напыщенные ценители.

Отправлено спустя 8 минут 26 секунд:

marine: ↑22 апр 2020, 12:05
А в глаголе «выдумать» (в вашем тексте) есть коннотация?

Я попросил Вас не выдумывать, и ничего иного. Все на этом форуме — личности. Есть грубые, есть сумасшедшие, есть сухо-деловые… Я писал не про незначительность вопроса, а про то, что не надо думать, что белая краска на самом деле не белая краска.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 13:16

Спасибо, что уделили мне внимание. ВСего лишь пара замечаний. Печорин — представитель дворянского класса, предложение взято из его дневника. Откуда там разговорно-просторечная речь? Почему он не использовал нейтральный глагол «слышать» в своих записках? О чем-то это говорит, как вы думаете?

И про «выдумывать»? Я всего лишь изложила свое мнение, и вряд ли это глагол, а также выражение «если угодно», уместны при вежливом общении с собеседником. А ведь этот форум вроде бы оценивается его участниками как очень доброжелательный. Не хотелось бы разочароваться.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 14:07

Подождём других людей. Я не компетентен отвечать о Печорине. Лично мне ни о чём не говорит.
У Вас первый вопрос написан так, что все подумают, что это вопрос о речи Веры, а не о речи Печорина и не о другом.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 15:40

Ну, ТЬСЯ и ТСЯ — это описка, а не ошибка, я же всё-таки не в школе учусь, а это детская орфограмма. На эту тему я могу целую «поэму» написать, например, три способа проверки ТЬСЯ и ТСЯ, также причина орфограммы и всё такое прочее. А по поводу глагольного сочетания вы, конечно, правы, тоже невнимательность, извините. Я хотела поправить, но «карандаш» не сразу нашла.

Просто это дополнительные замечания, а они у вас на первом месте оказались, практически весь ответ занимают. Я бы их в примечания отправила, если бы давала ответ.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 16:48

ОК. Я убрал свои замечания. Теперь могу предложить версию, но это гипотеза, что У Печорина были армейские привычки и в этих привычках проскакивало армейское просторечие. Говорить сложнее, чем писать. А привычки, в том числе паразитного характера, часто появляются незаметно.

Читаю биографию (в википедии):

Родился в Санкт-Петербурге. По его словам, «обучение ему быстро наскучило»

Сразу возникает вопрос: «А был ли он на самом деле образованным?». Может создаться впечатление, что Вы считаете, что все дворяне рождаются уже образованными.

Отправлено спустя 12 минут 32 секунды:
Разведка доложила:

Кажущаяся неясность образа рассказчика «Тамани» послужила главным доводом концепции о раннем написании этой повести, неорганичном «вмонтировании» ее в текст «Героя нашего времени», о невыдержанности характера Печорина и т. п. Отправным пунктом явилось наблюдение Б. М. Эйхенбаума над одной фразой в журнальном варианте «Тамани»: «А право, я ни в чем не виноват: любопытство — вещь, свойственная всем путешествующим и записывающим людям». В полном издании «Героя нашего времени» эта фраза снята, потому
что она почти дословно фигурирует в «Бэле», где рассказчик — профессиональный писатель: «Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку — желание, свойственное всем путешествующим и записывающим людям».

Печорин, видимо, превосходно знает и западноевропейскую литературу. … Просторечия встречаются во всех частях романа и даже в речи светского Печорина: «Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку»

Отправлено спустя 4 минуты 2 секунды:
Ещё причиной может быть то, что Лермонтов торопился написать роман, отчего деталям внимания досталось меньше, чем могло быть надо.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 18:10

В Интернете все пишут: «по его словам, обучение ему скоро наскучило». А откуда это? И какое у светских богатых молодых людей могло быть «обучение»? Там было воспитание и образование. Эти люди знали несколько языков, читали иностранную литературу в подлиннике, изучали древние языки и всемирную историю. А кроме этого светское образование: музыка, танцы, рисование, фехтование, верховая езда, знание этикета. Вряд ли наше общество может дать молодежи такое образование. Возьмем биографию самого Лермонтова: сначала домашнее воспитание, потом московский пансион, затем университет, потом гвардейская школа в Петербурге. Их беда состояла в том, что они не могли применить свои знания на практике: «мы иссушили ум наукою бесплодной». А знания, которые не используются, обременительны для человека, так как люди нуждаются в их творческом применении. Но цели в жизни нет, на хлеб зарабатывать не надо, служить необязательно. На Кавказ же Печорин попадает после «истории», скорее всего, после дуэли, так он становится армейским офицером. Поэтому непонятно, о каком «наскучившем обучении» пишут авторы в своих сочинениях, вернее, списывают друг у друга.

Просторечие в его словах? Но ведь мы любую фразеологию может отнести к разговорному стилю. Фразеологические обороты делают нашу речь ярче, выразительнее. Детали? Они очень важны, настоящий художник слова придает деталям большое значение, здесь не может быть небрежности и торопливости.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 18:33

Отвлечёмся? Я могу сказать о современности и не могу о людях прошлого (в тем более не могу о вымышленных людях прошлого). Наше общество — может, другой вопрос, что жизнь, которую выбирают нам, а не которую выбираем мы, диктует ненужность этого, одна фальсификация вокруг, включая знание: имитируют учение, наскоро вываливая сотни и тысячи гигабайт как мусор, а не как ценность, в головы поколений. Эта тема пересекается с той, о которой нельзя говорить. Надо делать вид, что всё прекрасно.

Отправлено спустя 18 минут 41 секунду:
Откуда это про «наскучило»… Посмотрим:

Не слыхала или не слышала: в чем разница? - 1.jpg

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 20:14

Печорин здесь говорит скорее о специализированных знаниях, в то время как общий образовательный уровень у него достаточно высок. По крайней мере он вполне владеет грамотным русским языком, что видно из его записок. А вот углубиться в какую-то область знаний не получается, для этого опять же нужна мотивация. Что ему изучать, психологию, экономику, точные науки? Но где он их может применить, только если в искусстве управлять людьми, а это непременно когда-нибудь надоест. Другими словами, не мог он найти свое призвание, и возможно, по объективным причинам.

А теперь про наше общество. У нас за последнее время случилось два знаковых события: информационная революция, которая длится уже 20 лет, и вот теперь еще пандемия. Мир уже не будет прежним, думаю, и образование изменится значительно. Каким оно будет? Хотелось бы, чтобы новое поколение стало более творческим, нам нужны мыслители, а не исполнители, истинные знания, а не их имитация. Многое будет зависеть от каждого из нас. Так что нам с вами досталось интересное, хотя и трудное время. Наверное, Печорин не отказался бы жить в нем и, может быть, нашел бы себя, но — «времена не выбирают».

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 21:24

Вас надо тыкать как котёнка, чтобы навык внимательности в письме прокачать?

Отправлено спустя 4 минуты 57 секунд:
Про углубиться в какую-то область знаний, это, полагаю, Вы решили, что так. Я же вижу в обсуждаемом моменте отражение самого Лермонтова, незакончившего гимназию, где он изучал в том числе и русский язык, и отправленного спустя несколько лет на Кавказ.

Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его

Отправлено спустя 17 минут 29 секунд:

ВОЕ́ННАЯ СЛУ́ЖБА Лермонтова началась с того дня, когда он был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров унтер-офицером л. -гв. Гусарского полка —14 ноября 1832.

Отправлено спустя 2 минуты 4 секунды:

В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение на смерть Пушкина, в котором открыто обвинял власти в случившемся. Стихотворение принесло поэту известность, но за него Николай I отправил поэта на Кавказ, где тогда шли военные действия.

Отправлено спустя 6 минут 19 секунд:
Наше время, да… В тюрьму за лайки, это вам не на войну, это куда человечнее. И на троне ну прям совсем не царь. Совсем другие нынче нравы.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 22:29

Спасибо теперь за котенка (в трех или четырех программах проверила текст, ошибок нигде не нашли).

Также спасибо за беседу, в то же время мы далеко ушли от темы. Если же к ней вернуться, то мой вывод такой: слыхать — глагол особый, в словаре ему уделено недостаточно внимания. Замена его нейтральным глаголом слышать меняет текст, обычно ухудшает его. Это мое личное мнение, я это воспринимаю на слух. Считаю, что и в моем примере, и во всех других примерах авторы выбирали именно этот вариант намеренно.

В любом случае мне был интересен ваш ответ.

Кстати, о Лермонтове: с 1828 по 1830 год он учился в Московском университетском Благородном пансионате. 
 Осенью поступил  в Московский  университет на нравственно-политическое, потом на словесное отделение, где проучился два года(1830-32). Не закончил Московский университет, так как решил посвятить себя военной карьере и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге, а с 1834 года он начал службу в звании корнета в гусарском полку в Царском селе.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 22:45

Вы считаете, что программы всегда знают, где надо ставить запятые? У Вас в этот раз вводные выражения не обособлены, и Вы игнорируете это обособление вообще. Снова будете отвечать, что это не ошибка? Читающему мне читать тяжело.
Когда называете слово, как сейчас: «слыхать — глагол особый», «Замена его нейтральным глаголом слышать» — выделяйте называемое слово или кавычками, или курсивом по правилам, или не по правилам жиром, цветом или ещё как-то, чтоб было видно, что это именно, что слово, а не значение…

Ухудшает или нет — зависит от субъективного чувства восприятия, от необходимости использовать и выдержать стиль.

Ваше мнение — это хорошо.
Из увлеченцев, живущих на форуме, я здесь самый слабый, так что ждём других участников. Они могут дать более ценную информацию.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 23:52

Так вот откуда история про котенка, которого надо потыкать носом. Вам не хватает вводных слов?

А вы в курсе, что практически любое вводное слово имеет парное наречие, и я имею право выбрать нужный мне вариант (в соответствии с правилами, конечно). Это касается «скорее» и «по крайней мере», у меня эти слова употреблены в значении наречий. Вы ко мне очень строги (в основном по оформительским мелочам, курсивы, кавычки), а давайте-ка я вас проверю. Я тоже умею это делать.

Вот ваше предложение: Я же вижу в обсуждаемом моменте отражение самого Лермонтова, незакончившего гимназию, где он изучал, в том числе, и русский язык, и отправленного спустя несколько лет на Кавказ.

1) Слитное написание НЕ, а должно быть раздельное 2) Некорректно построенное предложение с союзом В ТОМ ЧИСЛЕ. В каком это том числе изучал он русский язык? Почитайте Справочник по пунктуации.

В ТОМ ЧИСЛЕ, союз. Присоединительные обороты, начинающиеся союзом «в том числе», обособляются. На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где он еще не был, и в том числе к Ростовым. Вот так эти обороты строятся.

И вывод. Я скромно задаю на форуме очень простой вопрос, надеясь получить на него короткий и ясный ответ. Мне интересно, почему автор употребил разговорно-просторечный вариант слова при наличии нейтрального варианта? В этом есть особый смысл или кто-то плохо знает русский язык (автор, персонаж, составитель словаря)? Нет ответа.
Зато меня научили правильно писать ТСЯ и ТЬСЯ, употреблять курсив и кавычки, а также обособлять вводные слова. Это всё как бы взамен отсутствующего ответа, причем в довольно невежливой форме. Казалось бы, в этом случае строгий учитель должен знать язык безупречно, но это далеко не так.

Мне очень хотелось подружиться с автором ответа, но ничего не получилось. Нет, не нравится мне на этом форуме. Это какой-то некорректный форум.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 23 апр 2020, 06:48

отступление, по русскому языку

Я Вам коротко и ясно написал: обычное просторечие, что Вы сочли неправильным. Я коротко написал «ждём других», два раза написал коротко. Третий раз: «ждём других».

Образование среднее-низшее.

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2960
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

Селена » 23 апр 2020, 08:09

marine: ↑22 апр 2020, 22:29
в трех или четырех программах проверила текст, ошибок нигде не нашли

Во-первых, программы такие программы… Перечитывайте себя, если для вас очень важно, чтобы не было описок. Они есть, программы их не замечают.
Вы не обижайтесь. Я с daslex часто спорю, но в этом случае он прав:

marine: ↑22 апр 2020, 18:10
Но ведь мы любую фразеологию может отнести к разговорному стилю

Далее.

marine: ↑22 апр 2020, 23:52
А вы в курсе, что практически любое вводное слово имеет парное наречие, и я имею право выбрать нужный мне вариант (в соответствии с правилами, конечно). Это касается «скорее» и «по крайней мере», у меня эти слова употреблены в значении наречий

Я — в курсе. Но здесь нет условий для волюнтаризма. В вашем тексте это именно вводные слова, а не наречия.
Кстати, стилистически первое предложение хромает, в связи с чем в нем очень сомнительная пунктуация.
Конечно, это мелочи, но вы ведь обижаетесь и начинаете отстаивать свою правоту.
А daslex отнюдь не эталон грамотности, но он и не настаивает на своей безупречности.

Теперь по теме. Обратимся к Далю:

Слышать более относится к орудию и чувству слуха, а слыхать — к вестям, слухам, что слышат.

В бумажном объясняется и на примерах.
Во времена Лермонтова — не просторечное.
Даль достаточно авторитетен?

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 23 апр 2020, 11:28

Сначала о вводных словах

Откройте Справочник по пунктуации на Грамоте.ру и наберите «по крайней мере» и «скорее», это ведь нетрудно. Не буду пересказывать содержание статей, сами прочитаете. К примеру, обособлять « скорее» я научилась еще лет несколько назад (тоже сделали замечание на форуме). Здесь не «скорее говоря», а «скорее …чем », то есть значение сопоставления, которое подразумевается (в той теме общее и специальное образование).
Вот за эти как бы «вводные слова» ваш участник обещал потыкать меня носом, как котенка. Это у вас принято на форуме, извинений не будет? Кодекса вежливости нет?

Теперь о Дале. Даль – история (1801 – 18072), он для этимологических и исторических вопросов интересен, а язык меняется, это живой организм. Отслеживать его желательно на разных исторических периодах.
Я слышу в этом глаголе особые значения, его просто так не употребляет ни Лермонтов, ни современный автор, так как изображенные персонажи имеют хорошее образование. Нейтральное «не слышал» им, вероятно, не подходит, не содержит дополнительной эмоциональной окраски (некоторой раздраженности в одном случае или пренебрежительной оценки в другом). Я в этом хотела разобраться.
У вас же форум русской словесности, но как-то здесь мало любят словесность. Эмоциональная окраска, семантика, коннотация? Нечего выдумывать! Все просто: разговорное просторечие, малограмотные авторы или персонажи. Ну что ж, сюда делиться своими «выдумками» я больше не приду.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 23 апр 2020, 11:49

Не за вводные слова, а в непоставленные запятые. А ещё за непроставление точек, за лишние пробелы. На грамотаре есть профессионалы, соображающие хуже меня, при том, что я дваплюсник, а не отличник.

Я не участник Селены. Правильно «участник форума», «мой неприятный собеседник», «этот хам».

Я люблю не только словесность, но и письмо. И меня огорчает видеть у хорошо пишущего человека детские ошибки.
Вы не видите в упор ответы, которые дают:

daslex: ↑22 апр 2020, 11:34
Семантическое различие есть (оно проявлется в некоторых контекстах в других формах слова), но не выдумывайте, в Ваших примерах это не более чем просторечный диалект.

Селена: ↑23 апр 2020, 08:09
Во времена Лермонтова — не просторечное.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 23 апр 2020, 13:07

Спасибо за общение, давайте на этом закончим. Учите вводные слова, читайте Справочник по пунктуации. И будьте добрее к людям. У вас и так мало посетителей, а так и последние разбегутся. Если, конечно, вы и дальше будете учить их ставить точки и считать пробелы (вы же не книгу к печати готовите, чтобы их считать).

В русском языке есть два уровня знаний. Основные правила письма школьники обычно усваивают за 11 лет обучения, но это всего лишь первый этап. Грамотное построение речи, ее выразительность, грамматика и стилистика — вот что не всем дается, что вызывает постоянные вопросы. И еще особое понимание правил пунктуации, умение применить их в конкретной ситуации, а не просто формально скопировать — в этом высший пилотаж. Не верите? Тогда я вам процитирую Розенталя:

«При составлении различного рода справочников приходится исходить из того, что общий свод пунктуационных правил не мог, естественно, охватить все многообразие случаев частного характера, в результате чего наблюдаются противоречия и двойственность в применении правил. Само по себе это обстоятельство не должно нас смущать: если в области орфографии желательна и необходима полная унификация, то к пунктуации это требование неприменимо. Особенности русской пунктуации — в присущей ей многофункциональности знаков препинания и широкой их взаимозаменяемости, в своеобразии индивидуально-авторского использования знаков препинания, в гибкости пунктуационной системы, позволяющей выявлять не только смысловую сторону текста, но и стилистические его оттенки. Все это исключает формальный подход к соблюдению правил».

А вы тут точки считаете, пробелы, буквы пропущенные… И это вместо грамотного и обоснованного ответа на вопрос.

На это письмо не надо отвечать. Спасибо.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 23 апр 2020, 13:36

Если Вы ищете площадку для самоутверждения и пытаетесь убедить себя, что правы в том, что тут у нас особый случай и случай этот с просторечием заслуживает особого внимания, если Вы ищете сторонников своего самоутверждения, а не ответ на свои сомнения, то выбрали не ту площадку. Это на этом форуме понимают даже такие, как я, люди с низшим средним образованием.

Кто хочет видеть ответ на вопрос, тот видит ответ на вопрос, а кто не хочет или хочет не видеть — не видит.

Образование среднее-низшее.

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2960
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

Селена » 23 апр 2020, 13:44

moderatorial: Тему закрываю.
За некорректное поведение и перевод темы в плоскость выяснения отношений участнику форума marine выносится устное предупреждение.

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 2 Ответы
    1557 Просмотры
    Последнее сообщение Фалалей

    24 окт 2008, 07:30

  • 2 Ответы
    3218 Просмотры
    Последнее сообщение Владимир Байков

    07 янв 2009, 13:38

  • 5 Ответы
    11655 Просмотры
    Последнее сообщение irida

    22 янв 2009, 22:07

  • 5 Ответы
    2706 Просмотры
    Последнее сообщение самый главный енот

    28 июл 2009, 13:10

  • 3 Ответы
    831 Просмотры
    Последнее сообщение Тимур

    02 авг 2009, 13:46

Морфологический разбор «слышала»

На чтение 3 мин. Опубликовано 14.05.2020

В данной статье мы рассмотрим слово «слышала», являющееся глаголом. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

«Слышала» (глагол)

Значение слова «слышать» по словарю С. И. Ожегова

  • Различать, воспринимать что-нибудь слухом
  • Замечать чувствовать
  • Интеллектуально воспринимать на слух (оперу, пьесу, певца, музыканта, чтеца)
  • Обладать слухом
  • Получать какие-нибудь сведения, узнавать

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: слышать — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • несовершенный вид
      • невозвратный
      • переходный/непереходный глагол
      • II спряжение (глагол-исключение)
    • Б. Непостоянные признаки:
      • женский род, единственное число, изъявительное наклонение, прошедшее время
  • IV Синтаксическая роль:

Наклонения

Изъявительное наклонение Сослагательное наклонение Повелительное наклонение
слышать слышал бы, слышала бы, слышало бы, слышали бы слышь, слышьте

Несовершенный вид

Род / Число 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
Мужской род (ед. число) Что делал?слышал
Что делаю?слышу
Что буду делать?буду слышать
Что делал?слышал
Что делаешь?слышишь
Что будешь делать?будешь слышать
Что делал?слышал
Что делает?слышит
Что будет делать?будет слышать
Женский род (ед. число) Что делала?слышала
Что делаю?слышу
Что буду делать?буду слышать
Что делала?слышала
Что делаешь?слышишь
Что будешь делать?будешь слышать
Что делала?слышала
Что делает?слышит
Что будет делать?будет слышать
Средний род (ед. число) Что делало?слышало
Что делаю?слышу
Что буду делать?буду слышать
Что делало?слышало
Что делаешь?слышишь
Что будешь делать?будешь слышать
Что делало?слышало
Что делает?слышит
Что будет делать?будет слышать
Множественное число Что делали?слышали
Что делаем?слышим
Что будем делать?будем слышать
Что делали?слышали
Что делаете?слышите
Что будете делать?будете слышать
Что делали?слышали
Что делают?слышат
Что будут делать?будут слышать

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:Найти

Ко II спряжению относятся:

  • все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
  • 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

  наст. прош. повелит.
Я слы́шу слы́шал
слы́шала
Ты слы́шишь слы́шал
слы́шала
*слы́шь
Он
Она
Оно
слы́шит слы́шал
слы́шала
слы́шало
Мы слы́шим слы́шали
Вы слы́шите слы́шали *слы́шьте
Они слы́шат слы́шали
Пр. действ. наст. слы́шащий
Пр. действ. прош. слы́шавший
Деепр. наст. слы́ша
Деепр. прош. слы́шав, слы́шавши
Пр. страд. наст. слы́шимый
Пр. страд. прош. слы́шанный
Будущее буду/будешь… слы́шать

слы́шать

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 5a. Образование форм повелительного наклонения затруднено. Соответствующий глагол совершенного вида — услышать.

Корень: -слыш-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [ˈsɫɨʂətʲ

Семантические свойства

Значение

  1. неперех. обладать способностью воспринимать звуки, иметь слух [≈ 1][▲ 1] ◆ Недавние электрофизиологические исследования слуха черепах показали, что они отлично слышат в диапазоне низких частот.
  2. воспринимать звуки [≈ 2] ◆ Рано утром вдруг под окном больницы слышу голос жены. Ф. А. Искандер, «Сандро из Чегема (Книга 3)», 1989 г. [НКРЯ] ◆ Мы хорошо слышали выстрелы стрелков, когда проходили по улицам города. П. А. Кропоткин, «Записки революционера», 1902 г. [НКРЯ] ◆ Она едва видела, как брат ее скрылся, едва слышала удар захлопнувшейся двери. М. Ю. Лермонтов, «Вадим», 1832–1834 гг. [НКРЯ]
  3. прост. воспринимать запахи, обонять [≈ 3][▲ 3] ◆ Проходя перед хижинами галласов, слышишь запах ладана, их любимого куренья. Н. С. Гумилёв, «Африканский дневник», 1913 г. [НКРЯ] ◆ …Помню, что нос мой несколько раз натыкался на чьи-то ляжки, что в рот мне попадал чей-то сюртук, что вокруг себя со всех сторон я слышал присутствие чьих-то ног, запах пыли и violette, которой душился St.-Jerome. Л. Н. Толстой, «Отрочество», 1854 г. [НКРЯ]
  4. перен. получать информацию о ком- чём-либо, узнать по разговорам, слухам и т. п. [▲ 4] ◆ Я слышал, будто для певца // Всего нужнее дарованья. Е. А. Баратынский, «К-ву: Ответ», 1821–1827 гг. [НКРЯ]
  5. перен., разг. замечать, обращать внимание; ощущать, чувствовать, замечать [▲ 5] ◆ А девка и не слышала, // Как укололась до крови Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», 1865–1877 гг. [НКРЯ]
  6. 2 л наст. вр. употребляется также для подтверждения сказанного, настоятельного указания ◆ ― Приходите к нам в восемь часов, слышите, непременно. И. С. Тургенев, «Первая любовь», 1860 г. [НКРЯ]

Синонимы

  1. слыхать (разг.)
  2. слушать (слушать предполагает сосредоточение внимания)
  3. обонять
  4. ?
  5. ?
  6. ?

Антонимы

  1. ?
  2. ?
  3.  —
  4. ?
  5. ?
  6. ?

Гиперонимы

  1. воспринимать
  2. ?
  3. воспринимать
  4. получать, узнавать
  5. замечать, ощущать, чувствовать
  6. ?

Гипонимы

  1. ?
  2. ?
  3. ?
  4. ?
  5. ?
  6. ?

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: слышимость
  • прилагательные: слышный
  • глаголы: слышаться, дослышать, услышать; наслышаться, послышаться, слушать, заслушивать, подслушивать
  • наречия: слышно

Этимология

Происходит от др.-русск., ст.-слав. слꙑшати, слꙑшѫ (др.-греч. άκούειν, μανθάνειν). Ср.: укр. слих, белор. слых, польск., в.-луж. słuch «слух». Сюда же наряду с слышать — слыха́ть, укр. слиха́ти, сли́шу, сербохорв. сли̏шати, сли̏ша̑м «выслушивать, спрашивать заданное», словенск. slíšati, slȋšim, чешск. slyšet, словацк. slуšаť, польск. słyszeć, в.-луж. słуšеć, н.-луж. słуšаś. Др. ступень чередования гласных: слух, слушать. Ср. др.-инд. c̨rṓṣati «слышит», c̨rúṣṭíṣ ж. «послушание, услужливость, доверчивость», авест. a-srušti- ж. «непослушание», др.-в.-нем. hlose^n «слушать, слушаться», нов.-в.-нем. диал. lоsеn «слушать», lauschen «подслушивать», др.-сакс. hlust ж. «слух, ухо, слушание», лит. paklùsti «слушаться». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • слышал звон, да не знает, где он

Перевод

обладать способностью воспринимать звуки, иметь слух
  • Амхарскийam: ሰማ
  • Английскийen: hear
  • Арабскийar: سمع
  • Армянскийhy: լսել
  • Болгарскийbg: чувам
  • Бурятскийbua: дуурлаха
  • Венгерскийhu: hall
  • Греческийel: ακούω
  • Датскийda: høre
  • Ивритhe: שמע
  • Индонезийскийid: dengar
  • Испанскийes: oír
  • Итальянскийit: udire, sentire
  • Казахскийkk: есту, есіту, есітіп білу
  • Киргизскийky: угуу
  • Корейскийko: 들리다
  • Курдскийku: bihîstin
  • Латинскийla: audio
  • Литовскийlt: girdėti
  • Малагасийскийmg: mandre
  • Мальтийскийmt: sema’
  • Монгольскийmn: сонсох
  • Немецкийde: hören, vernehmen
  • Нидерландскийnl: horen, luisteren
  • Норвежскийno: høre
  • Палиpi: suṇāti
  • Персидскийfa: شنیدن
  • Польскийpl: słyszeć
  • Португальскийpt: ouvir
  • Румынскийro: auzi
  • Санскритsa: शृणोति (śṛiṇoti)
  • Сербскийsr (кир.): чути
  • Сингальскийsi: ඇසෙනවා, අසනවා
  • Сомалийскийso: maqlid
  • Таджикскийtg: шунидан
  • Татарскийtt (кир.): ишетергә
  • Турецкийtr: duymak
  • Узбекскийuz: eshitmoq
  • Украинскийuk: чути, учувати, почувати
  • Финскийfi: kuulla
  • Французскийfr: entendre
  • Чешскийcs: slyšet
  • Шведскийsv: höra (sv), förnimma (sv)
  • Эсперантоиeo: aŭdi
  • Эстонскийet: kuulma
  • Японскийja: 聞こえる(きこえる, kikoeru)
воспринимать звуки
  • Немецкийde: hören
  • Хиндиhi: सुनना
  • Японскийja: 聞く (kiku)

Библиография

  • Урысон Е. В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике. М.: ИРЯ РАН — Языки славянской культуры, 2003, с. 82-86 [Часть I. Языковое представление об устройстве человека («наивная анатомия»). Глава 3. Модель восприятия в русском языке. 1. Органы восприятия (с. 81-86].

Interrobang.svg

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Разбор слова «слышала»: для переноса, на слоги, по составу

Объяснение правил деление (разбивки) слова «слышала» на слоги для переноса.
Онлайн словарь Soosle.ru поможет: фонетический и морфологический разобрать слово «слышала» по составу, правильно делить на слоги по провилам русского языка, выделить части слова, поставить ударение, укажет значение, синонимы, антонимы и сочетаемость к слову «слышала».

Деление слова слышала

Слово слышала по слогам

Содержимое:

  • 1 Слоги в слове «слышала» деление на слоги
  • 2 Как перенести слово «слышала»
  • 3 Морфологический разбор слова «слышала»
  • 4 Разбор слова «слышала» по составу
  • 5 Сходные по морфемному строению слова «слышала»
  • 6 Ударение в слове «слышала»
  • 7 Фонетическая транскрипция слова «слышала»
  • 8 Фонетический разбор слова «слышала» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)
  • 9 Предложения со словом «слышала»
  • 10 Сочетаемость слова «слышала»
  • 11 Значение слова «слышала»
  • 12 Как правильно пишется слово «слышала»
  • 13 Ассоциации к слову «слышала»

Слоги в слове «слышала» деление на слоги

Количество слогов: 3
По слогам: слы-ша-ла


  • слы — начальный, прикрытый, открытый, 3 буквы
  • ша — средний, прикрытый, открытый, 2 буквы
  • ла — конечный, прикрытый, открытый, 2 буквы
  • Как перенести слово «слышала»

    слышала
    слышала

    Морфологический разбор слова «слышала»

    Часть речи:

    Глагол (личная форма)

    Грамматика:

    часть речи: глагол (личная форма);
    род: женский;
    число: единственное;
    вид: несовершенный;
    переходность: переходный;
    время: прошедшее;
    наклонение: изъявительное наклонение;
    отвечает на вопрос: (она) Что делала?

    Разбор слова «слышала» по составу

    слыш корень
    а суффикс
    ть глагольное
    окончание

    слышать

    Сходные по морфемному строению слова «слышала»

    Сходные по морфемному строению слова

  • кликать
  • звать
  • слушать
  • шептать
  • звучать
  • Ударение в слове «слышала»

    слы́шала — ударение падает на 1-й слог

    Фонетическая транскрипция слова «слышала»

    [сл`ышала]

    Фонетический разбор слова «слышала» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)

    Буква Звук Характеристики звука Цвет
    с [с] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный с
    л [л] согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый л
    ы [] гласный, ударный ы
    ш [ш] согласный, глухой парный, твёрдый, шипящий, шумный ш
    а [а] гласный, безударный а
    л [л] согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый л
    а [а] гласный, безударный а

    Число букв и звуков:
    На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 7 букв и 7 звуков.
    Буквы: 3 гласных буквы, 4 согласных букв.
    Звуки: 3 гласных звука, 4 согласных звука.

    Предложения со словом «слышала»

    Здесь, в лесу, шуршание бумаги было гораздо тише, и наши герои могли уже слышать друг друга.

    Олег Рой, Приключения Лёшика на острове Страха, 2015.

    Он поймал себя на том, что впервые слышит голоса в своих воспоминаниях.

    Марина и Сергей Дяченко, Медный король, 2008.

    За долгую дорогу много пришлось слышать криков женщин и детей. Судно принимало испуганных мужчин с растерянными лицами и неумолимо продолжало свой путь.

    Нина Любовцова, Пирамида Хуфу, 1987.

    Сочетаемость слова «слышала»

    1. люди слышали

    2. девушка услышала

    3. бог услышал

    4. слышать голос

    5. слышать звуки

    6. услышать шаги

    7. (полная таблица сочетаемости)

    Значение слова «слышала»

    СЛЫ́ШАТЬ , -шу, -шишь; несов. перех. (сов. услышать). 1. также с придаточным дополнительным и без доп. Различать, воспринимать слухом (издаваемые, производимые кем-, чем-л. звуки). Слышать стук. Слышать крик. Слышать смех. (Малый академический словарь, МАС)

    Как правильно пишется слово «слышала»

    Правописание слова «слышала»
    Орфография слова «слышала»

    Правильно слово пишется:

    Нумерация букв в слове
    Номера букв в слове «слышала» в прямом и обратном порядке:

    Ассоциации к слову «слышала»

    • Биение

    • Журчание

    • Топот

    • Шуршание

    • Плеск

    • Завывание

    • Бормотание

    • Шелест

    • Всхлипывание

    • Шорох

    • Гудение

    • Жужжание

    • Пение

    • Уста

    • Отзвук

    • Стук

    • Крик

    • Колоколов

    • Гул

    • Звук

    • Звон

    • Храп

    • Ржание

    • Шум

    • Уха

    • Хруст

    • Выкрик

    • Зов

    • Глас

    • Ругань

    • Стон

    • Рокот

    • Россказни

    • Вой

    • Скрежет

    • Поступь

    • Байка

    • Ворчание

    • Дыхание

    • Свист

    • Барабанов

    • Лай

    • Вопль

    • Хрип

    • Рассказов

    • Лязг

    • Ухо

    • Рычание

    • Ругательство

    • Раскат

    • Наушник

    • Голос

    • Сплетня

    • Писк

    • Отголосок

    • Плач

    • Гомон

    • Треск

    • Грохот

    • Поговорка

    • Выстрел

    • Всхлип

    • Шипение

    • Мелодия

    • Вскрик

    • Звучащий

    • Прерывистый

    • Лестный

    • Рад

    • Ритмичный

    • Предсмертный

    • Слуховой

    • Отрывистый

    • Жалобный

    • Мерный

    • Доводиться

    • Окликать

    • Шептаться

    • Оглохнуть

    • Притвориться

    • Тикать

    • Перекликаться

    • Чудиться

    • Доноситься

    • Шуршать

    • Пересказывать

    • Заглушать

    • Переговариваться

    • Стучать

    • Колотиться

    • Почудиться

    • Когда-либо

    • Явственно

    • Приятно

    • Когда-нибудь

    • Наяву

    Как правильно пишется слово «слышать»

    слы́шать(ся)

    слы́шать(ся), -шу, -шит(ся)

    Источник: Орфографический
    академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
    2020)

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
    Карту слов. Я отлично
    умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: невротический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Ассоциации к слову «слышать»

    Синонимы к слову «слышать»

    Предложения со словом «слышать»

    • – Что же далее? – спросила маска. – Скажите что-нибудь поинтереснее, а это я уже слышала много раз.
    • Тебе наверняка уже приходилось слышать слово осознанность и, возможно, даже задумываться, почему оно так часто встречается.
    • Благодаря этому миллионы лет назад её предки уже могли слышать звуки, издаваемые другими животными, и спасаться от хищников.
    • (все предложения)

    Цитаты из русской классики со словом «слышать»

    • Князь Абрезков. Невольным свидетелем неприятной сцены. Я бы желал не слыхать. Но, услыхав, считаю долгом сказать, что слышал. Меня направили сюда, и у двери я должен был дождаться выхода этих господ. Тем более что мои постукивания в дверь были не слышны за голосами очень громкими.
    • Почему сын?…» И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой-то тихий шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: «И пити-пити-пити» и потом «и ти-ти» и опять «и пити-пити-пити» и опять «и ти-ти».
    • Пробираюсь вдоль забора и вдруг слышу голоса; один голос я тотчас узнал: это был повеса Азамат, сын нашего хозяина; другой говорил реже и тише. «О чем они тут толкуют? — подумал я. — Уж не о моей ли лошадке?» Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова. Иногда шум песен и говор голосов, вылетая из сакли, заглушали любопытный для меня разговор.
    • (все
      цитаты из русской классики)

    Значение слова «слышать»

    • СЛЫ́ШАТЬ, —шу, —шишь; несов. перех. (сов. услышать). 1. также с придаточным дополнительным и без доп. Различать, воспринимать слухом (издаваемые, производимые кем-, чем-л. звуки). Слышать стук. Слышать крик. Слышать смех. (Малый академический словарь, МАС)

      Все значения слова СЛЫШАТЬ

    Афоризмы русских писателей со словом «слышать»

    • И тот блажен, кто слушает и слышит!
      О, сколько он узнает и поймет, —
      Разведав путь в звучащий мир гармоний, —
      Непонятых поэм, неведомых симфоний!..
    • Свой век определив,
      Заране слышит гений
      Рукоплескания
      Грядущих поколений.
    • Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого — необходимо.
    • (все афоризмы русских писателей)

    Отправить комментарий

    Дополнительно

    Смотрите также

    СЛЫ́ШАТЬ, —шу, —шишь; несов. перех. (сов. услышать). 1. также с придаточным дополнительным и без доп. Различать, воспринимать слухом (издаваемые, производимые кем-, чем-л. звуки). Слышать стук. Слышать крик. Слышать смех.

    Все значения слова «слышать»

    • – Что же далее? – спросила маска. – Скажите что-нибудь поинтереснее, а это я уже слышала много раз.

    • Тебе наверняка уже приходилось слышать слово осознанность и, возможно, даже задумываться, почему оно так часто встречается.

    • Благодаря этому миллионы лет назад её предки уже могли слышать звуки, издаваемые другими животными, и спасаться от хищников.

    • (все предложения)
    • слыхать
    • прислушиваться
    • слушать
    • вслушиваться
    • разбирать
    • (ещё синонимы…)
    • ухо
    • уши
    • слух
    • музыка
    • звук
    • (ещё ассоциации…)
    • люди слышали
    • девушка услышала
    • слышать голос
    • слышать звуки
    • (полная таблица сочетаемости…)
    • Спряжение глагола «слышать»
    • Разбор по составу слова «слышать»

    На чтение 1 мин.

    Значение слова «Слышать»

    — воспринимать слухом (производимые чем-либо звуки) (переходный)

    — обладать слухом (непереходный)

    — иметь какие-либо сведения о ком-либо, чем-либо; знать (переходный и непереходный)

    — замечать, чувствовать (переходный, разговорное, переносное значение)

    Содержание

    1. Транскрипция слова
    2. MFA Международная транскрипция
    3. Цветовая схема слова

    Транскрипция слова

    [слы́шат’]

    MFA Международная транскрипция

    [ˈsɫɨʂətʲ]

    с [с] согласный, глухой парный, твердый парный
    л [л] согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный
    ы [́ы] гласный, ударный
    ш [ш] согласный, глухой парный, твердый непарный
    а [а] гласный, безударный
    т [т’] согласный, глухой парный, мягкий парный
    ь [-]

    Букв: 7 Звуков: 6

    Цветовая схема слова

    слышать

    Как произносится слово «Слышать»

    Тег audio не поддерживается вашим браузером.

    Как правильно пишется «Слышать»

    слы́шать(ся)

    слы́шать(ся), -шу, -шит(ся)

    Как правильно перенести «Слышать»

    слы́шать

    Часть речи

    Часть речи слова «слышать» — Глагол

    Морфологические признаки.

    • Начальная форма — слышать
    • Лемма — слышать

    Постоянные признаки:

    • Спряжение — 2-е спряжение
    • Вид — несовершенный
    • Переходность — лабильный

    Склонение слова «Слышать»

    наст. прош. повелит.
    Я муж. р. слышу слышал
    жен. р. слышала
    Ты муж. р. слышишь слышал слышь
    жен. р. слышала
    Он слышит слышал
    Она слышала
    Оно слышало
    Мы слышим слышали
    Вы слышите слышали слышьте
    Они слышат слышали

    Разбор по составу слова «Слышать»

    Проверьте свои знания русского языка

    Категория: Русский язык

    Синонимы к слову «слышать»

    Ассоциации к слову «слышать»

    Предложения со словом «слышать»

    • Здесь, в лесу, шуршание бумаги было гораздо тише, и наши герои могли уже слышать друг друга.

      Олег Рой, Приключения Лёшика на острове Страха, 2015

    • Он поймал себя на том, что впервые слышит голоса в своих воспоминаниях.

      Марина и Сергей Дяченко, Медный король, 2008

    • За долгую дорогу много пришлось слышать криков женщин и детей. Судно принимало испуганных мужчин с растерянными лицами и неумолимо продолжало свой путь.

      Нина Любовцова, Пирамида Хуфу, 1987

    Происхождение слова «Слышать»

    Происходит от др.-русск., ст.-слав. слꙑшати, слꙑшѫ (др.-греч. άκούειν, μανθάνειν). Ср.: укр. слих, белор. слых, польск., в.-луж. słuch «слух». Сюда же наряду с слышать — слыха́ть, укр. слиха́ти, сли́шу, сербохорв. сли̏шати, сли̏ша̑м «выслушивать, спрашивать заданное», словенск. slíšati, slȋšim, чешск. slyšet, словацк. slуšаť, польск. słyszeć, в.-луж. słуšеć, н.-луж. słуšаś. Др. ступень чередования гласных: слух, слушать. Ср. др.-инд. c̨rṓṣati «слышит», c̨rúṣṭíṣ ж. «послушание, услужливость, доверчивость», авест. a-srušti- ж. «непослушание», др.-в.-нем. hlose^n «слушать, слушаться», нов.-в.-нем. диал. lоsеn «слушать», lauschen «подслушивать», др.-сакс. hlust ж. «слух, ухо, слушание», лит. paklùsti «слушаться». Использованы данные словаря М. Фасмера. .

    Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

    слыхать

    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

    несов. перех. разг.

    то же, что слышать 1., 3., 4.

    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

    СЛЫХА́ТЬ, наст. вр. нет, несовер.

    1. кого-что, о ком-чем, про кого-что и с союзом «что», «будто», «как» и т.п. То же, что слышать в 1, 3 и 4 знач. (разг.). «Здешнее общество никогда не слыхало импровизатора.» Пушкин. «Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви?» Пушкин. «Мартышка в старости слаба глазами стала, а у людей она слыхала, что это зло еще не так большой руки.» Крылов. «- Чтоб я и не слыхал про этого проходимца! Я его и знать не хочу.» А.Островский.

    2. инф., с отриц. и (прост., обл.) без отриц., в знач. сказуемого, кого-что и что о ком-чем. То же, что слышно во 2 знач. (разг.). «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю.» Гончаров. С моего места мне не слыхать, что говорят.

    3. инф. употр. также как вводное слово в знач. слышно, как будто, как известно (прост.). Ты, слыхать, за новую работу принялся?

    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

    СЛЫХА́ТЬ, наст. вр. нет; несовер.

    1. кого (что). То же, что слышать (в 1 и 4 знач.). Слыхал выстрел? Я этого никогда не слыхал.

    2. слыхать, в знач. сказ. и вводн. То же, что слышно (см. слышный в 3, 4 и 5 знач.) (прост.). Тихо в лесу, далеко слыхать. Ничего не слыхать. Слыхать, как дятел стучит. Что у вас слыхать? У него, слыхать, хорошие дела.

    3. слыхал? (слыхали?!). Возглас, выражающий удивление и неодобрение, несогласие со сказанным (разг.). Больше с тобой не дружу! Слыхали?! Ну и ну!

    Слыхом не слыхать о ком (чём) (разг.) совершенно ничего не известно о ком-чём-н.

    | совер. услыхать, -ышу, -ышишь (к 1 знач.).

    | многокр. слыхивать, наст. вр. не употр. О таком у нас и не слыхивали.

    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ДАЛЯ

    СЛЫХАТЬ, слышать и пр. см. слух.

    ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    СЛЫХА́ТЬ слыха́л, -ла, -ло; слы́ханный; -хан, -а, -о; нсв. что, о ком-чём, про кого-что или с придат. дополнит. Разг. = Слы́шать (1, 3-4 зн.); слышать иногда, временами. Слыхали новость? Слыхал о вашем несчастье. Слыхала про инопланетян? Не слыхала, как ты вошёл. Где это слыхано?

    Слыха́ть, в функц. безл. сказ. Разг. = Слы́шно (II, 2 зн.). Что-то нынче птиц не с. О матери пока ничего не с.

    АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    прош. слыха́л, -ла, -ло; прич. страд. прош. слы́ханный, -хан, -а, -о; несов., перех., о ком-чем, про кого-что или с придаточным дополнительным.

    1. разг.

    То же, что слышать (в 1, 3 и 4 знач.); слышать иногда, временами.

    Не правда ль? я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши. Пушкин, Евгений Онегин.

    — А слыхал, сударь, про несчастье у вас? — спросил ямщик. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне.

    [Мечик] не слыхал, как душным темно-сизым вечером его вывезли из деревни на тряской телеге, очнулся уже на носилках. Фадеев, Разгром.

    2. неопр. слыха́ть безл. в знач. сказ. разг.

    То же, что слышно (во 2 и 3 знач.).

    Лукашка сидел один, смотрел на отмель и прислушивался, не слыхать ли казаков. Л. Толстой, Казаки.

    — Катя умерла в Минске. Она была ранена в Барановичах при бомбежке. О Леше пока ничего не слыхать. Шолохов-Синявский, Волгины.

    3. неопр. слыха́ть в знач. вводн. сл. прост.

    Как говорят, как будто.

    где (это) слыхано {(с союзом „чтоб» или с неопр.)}

    выражает удивление, возмущение и т. п. нарушением обычного порядка вещей.

    [Князь:] Где слыхано, чтоб звать на ужин Пред тем, чтоб вызвать на дуэль? Лермонтов, Маскарад.

    СПРАВОЧНИК ПО ПУНКТУАЦИИ

    вводное слово и в значении сказуемого

    1. Вводное слово. Указывает на источник сообщения. То же, что «говорят». Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2. (Приложение 2)

    Слыхать, побил вас турка? Б. Васильев, Были и небыли. Ты, слыхать, новую машину купил?

    2. В значении сказуемого (обычно с отрицанием). Не требует постановки знаков препинания.

    А чего слыхать? Ничего не слыхать. Отражают пока, отбиваются. Е. Носов, Усвятские шлемоносцы. А не слыхать, отчего зима бывает и отчего лето? Т. Толстая, Кысь. Но в доме не слыхать ни шороха, ни шелеста. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

    ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    слыха́ть, наст. вр. не употр.

    ФОРМЫ СЛОВ

    1. слыха́ть, -, -, -, -, -, -, -, слыха́л, слыха́ла, слыха́ло, слыха́ли, -, -, слыха́вший, слыха́вшая, слыха́вшее, слыха́вшие, слыха́вшего, слыха́вшей, слыха́вшего, слыха́вших, слыха́вшему, слыха́вшей, слыха́вшему, слыха́вшим, слыха́вший, слыха́вшую, слыха́вшее, слыха́вшие, слыха́вшего, слыха́вшую, слыха́вшее, слыха́вших, слыха́вшим, слыха́вшей, слыха́вшею, слыха́вшим, слыха́вшими, слыха́вшем, слыха́вшей, слыха́вшем, слыха́вших, -, -, -, -, -, -, слыха́лся, слыха́лась, слыха́лось, слыха́лись, -, -, -, -, слы́ханный, слы́ханная, слы́ханное, слы́ханные, слы́ханного, слы́ханной, слы́ханного, слы́ханных, слы́ханному, слы́ханной, слы́ханному, слы́ханным, слы́ханный, слы́ханную, слы́ханное, слы́ханные, слы́ханного, слы́ханную, слы́ханное, слы́ханных, слы́ханным, слы́ханной, слы́ханною, слы́ханным, слы́ханными, слы́ханном, слы́ханной, слы́ханном, слы́ханных, слы́хан, слы́хана, слы́хано, слы́ханы

    2. слыхать

    СИНОНИМЫ

    нареч, кол-во синонимов: 24

    гл. несов.

    чуять

    чувствовать

    слышать

    распознавать с помощью чутья (о животных))

    видом не видано, слыхом не слыхано..

    ОМОНИМЫ

    слыхать I

    то же, что слышать (в 2, 4, 5 знач.)

    Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете, и, что ещё горестнее, ничего не слыхал я о ней во всё это время.

    В двадцати шагах от меня стояли палатки с ранеными, но я не слыхал их стона, несмотря на то что им делали операции.

    А когда уснула, то так и не слыхала, как ночью постучали в окно и подали от отца телеграмму.

    слышать периодически, временами

    Ильинична указала глазами на Аникушкину жену, глухо спросила: ― Слыхал новость, старик?

    Софичка слыхала о случаях безумной привязанности собак к своему хозяину, но видела такое впервые.

    Я слыхала, он собирается в начале августа на Украйну, к родным.

    слыхать II

    предик. можно слышать, услышать; слышно

    Стариковы комнаты находились в верхнем этаже, и внизу было слыхать, как супруги бранятся по хозяйству.

    Но в доме не слыхать ни шороха, ни шелеста.

    Подходим, окликаем ― не слыхать ничего; входим, наконец, в сарай…

    как будто, как известно

    ― Слыхать, побил вас турка? ― Выходит, покуда побил.

    ― А сестра Мария, слыхать, обженихалась.

    МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    слых/а́/ть, наст. вр. не употр.

    ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    слыха́ть нсв 1a, в лит. языке наст. и буд. нет

    слыха́ть предик.; вводн. (простореч.: слышно)

    ГЛАГОЛЬНАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

    слыхать бабий голос => восприятие

    ИСТОРИЯ СЛОВ

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    СЛЫХА́ТЬ, прош. слыха́л, —ла, —ло; прич. страд. прош. слы́ханный, —хан, -а, -о; несов., перех., о ком-чем, про кого-что или с придаточным дополнительным. 1. Разг. То же, что слышать (в 1, 3 и 4 знач.); слышать иногда, временами.

    Все значения слова «слыхать»

    • Но она его как будто и не слыхала. Она только повернула к нему голову и смотрела на него пустыми глазами. Вся её голова начала дрожать.

    • – Тьфу ты, невидаль! Лягушек не слыхал! Ты, слышь-ка, или играй, или сейчас в пруд макнём.

    • – Ты что, не слыхал, – отвечает он мне, – у нас тут всё изменилось. Скоро нас всех тоже выгонят. Своих врачей подбирают.

    • (все предложения)
    • слышать
    • слушать
    • разбирать
    • читать
    • чуять
    • (ещё синонимы…)
    • люди услыхали
    • кот услыхал
    • услыхав слово
    • услыхать голоса
    • (полная таблица сочетаемости…)
    • Разбор по составу слова «слыхать»

    не слыхать

    не слыхать
    не слыха́ть

    Толковый словарь Ефремовой.

    2000.

    .

    Смотреть что такое «не слыхать» в других словарях:

    • СЛЫХАТЬ — СЛЫХАТЬ, наст. вр. нет; несовер. 1. кого (что). То же, что слышать (в 1 и 4 знач.). Слыхал выстрел? Я этого никогда не слыхал. 2. слыхать, в знач. сказ. и вводн. То же, что слышно (см. слышный в 3, 4 и 5 знач.) (прост.). Тихо в лесу, далеко… …   Толковый словарь Ожегова

    • слыхать — видом не видано, слыхом не слыхано.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. слыхать слышать, разбирать, чуять, чувствовать, слыхивать, наверно, считай, вероятно, видать, наверное …   Словарь синонимов

    • СЛЫХАТЬ — СЛЫХАТЬ, наст. вр. нет, несовер. 1. кого что, о ком чем, про кого что и с союзом что , будто , как и т.п. То же, что слышать в 1, 3 и 4 знач. (разг.). «Здешнее общество никогда не слыхало импровизатора.» Пушкин. «Слыхали ль вы за рощей глас… …   Толковый словарь Ушакова

    • СЛЫХАТЬ — СЛЫХАТЬ, слышать и пр. см. слух. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

    • Слыхать — См. видать В. В. Виноградов. История слов, 2010 …   История слов

    • слыхать — бабий голос • восприятие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

    • слыхать — вводное слово и в значении сказуемого 1. Вводное слово. Указывает на источник сообщения. То же, что «говорят». Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2. (↑Приложение 2) Слыхать,… …   Словарь-справочник по пунктуации

    • слыхать — I см. слыхать; в функц. безл. сказ., разг. = слышно 2. 2) Что то нынче птиц не слыха/ть. О матери пока ничего не слыха/ть. II слыха/л, ла, ло; слы/ханный; хан, а, о; нсв. см. тж. слыхать что, о ком чём, про к …   Словарь многих выражений

    • слыхать — 1. слыхать, , , , , , , , слыхал, слыхала, слыхало, слыхали, , , слыхавший, слыхавшая, слыхавшее, слыхавшие, слыхавшего, слыхавшей, слыхавшего, слыхавших, слыхавшему, слыхавшей, слыхавшему, слыхавшим, слыхавший, слыхавшую, слыхавшее, слыхавшие,… …   Формы слов

    • Слыхать — несов. перех. разг. то же, что слышать 1., 3., 4. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    • слыхать — слых ать, наст. вр. не употр …   Русский орфографический словарь

    Словари, энциклопедии и справочники - Slovar.cc

    Значение НЕ СЛЫХАТЬ в Орфографическом словаре

    НЕ СЛЫХАТЬ

    не слых`ать (не слышно)


    Орфографический словарь.
    2012

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать не сложно вместе или раздельно
  • Как правильно написать не сдаются
  • Как правильно написать не сдавайся или не здавайся
  • Как правильно написать не регулярно или нерегулярно
  • Как правильно написать не разлей вода