Как правильно написать не слышала или не слышала

Не слыхала или не слышала: в чем разница? ⇐ Стилистика

Модератор: Селена

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Не слыхала или не слышала: в чем разница?

По словарю глагол «слыхать» относится к разговорным, но есть ли между этими словами семантическое отличие? В современной литературе мне встретился такой текст:

…Внучка Екатерины Скавронской, продолжал хвалиться портрет, знаменита не меньше бабки. Вы её точно знаете — Юлия Пален.

— Никогда не слыхала, — сказала Вера.

— А если под фамилией Самойлова?

Конечно же — Брюллов! …

Вообще говоря, глагол «слыхать» довольно часто использовался в литературе раньше, да и сейчас тоже его можно встретить. Вот, к примеру, у Лермонтова: мы…по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем; фамилии его я никогда не слыхал. [М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (1839-1841)]

В романе Вера — искусствовед, и еще она умеет разговаривать с портретами. Поэтому вряд ли она стала бы пользоваться разговорно-просторечной лексикой. Или это всё-таки разговорный стиль, а не особая семантика? Возможно, здесь есть особая коннотация (некоторое недоверие, пренебрежение к собеседнику или к ситуации)?

Как вы думаете? Спасибо.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 11:34

Семантическое различие есть (оно проявлется в некоторых контекстах в других формах слова), но не выдумывайте, в Ваших примерах это не более чем просторечный диалект.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 12:05

Спасибо за ответ. Итак, вы полагаете, что семантических различий нет. И у Лермонтова тоже просторечный диалект? Но вот в Нацкорпусе 862 примера, где встречается сочетание «не слыхала». Большинство из них вряд ли можно отнести к просторечию.

И коннотации в моем примере тоже нет? А вы в этом уверены, можете обосновать свою точку зрения? Чтобы любить и понимать русскую художественную речь, нужно внимание и терпение, поспешные выводы и суждения не всегда правильны.

И еще к вам дополнительный вопрос. А в глаголе «выдумать» (в вашем тексте) есть коннотация? Например, пренебрежение к вопросу автора, подчеркивание его незначительности. Или мне это показалось? Я недавно на форуме, возможно, это принятый здесь стиль общения и мне не стоит обращать на это внимание?

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 12:37

Коннотации нет. Одни говорят «слухаешь», а другие «слушаешь», и все они имеют в виду одно и то же.
Цитирую чужие доклады:

Уже в ранний период творчества Лермонтов отказался от традиционных условно-поэтических слов, перифрастических выражений, устоявшихся символов и формул, которые еще широко использовались в поэзии Пушкиным, Баратынским, Кюхельбекером и другими: # пиит, творец, любимец Феба, муза, Геликон, Парнас, Пинд. Он отбрасывает и архаичные поэтические слова, выражения, заменяя их словами из живой народно-разговорной речи. Язык освобождается от условностей, становится необыкновенно выразительным, звучным, обретает силу воздействия, а выражения – афористичность и меткость.

Лермонтов вовлекает в систему литературного языка главным образом общегородское просторечие и общенародные формы крестьянского языка. Он ориентируется на общенациональный фонд живой разговорной речи и чуждается областных диалектизмов.

А в стихотворении «Бородино» совершенно отсутствуют декоративные штампы романтического стиля. В нем господствует солдатское просторечие и поговорочный простонародный язык. Здесь присутствуют морфологические, синтаксические и лексические средства живой разговорной речи (например, просторечные слова, разговорные частицы).

Это из первых ссылок поиска про просторечия у Лермонтова. Это к тому, что он любил язык народа, а не брезговал им, как напыщенные ценители.

Отправлено спустя 8 минут 26 секунд:

marine: ↑22 апр 2020, 12:05
А в глаголе «выдумать» (в вашем тексте) есть коннотация?

Я попросил Вас не выдумывать, и ничего иного. Все на этом форуме — личности. Есть грубые, есть сумасшедшие, есть сухо-деловые… Я писал не про незначительность вопроса, а про то, что не надо думать, что белая краска на самом деле не белая краска.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 13:16

Спасибо, что уделили мне внимание. ВСего лишь пара замечаний. Печорин — представитель дворянского класса, предложение взято из его дневника. Откуда там разговорно-просторечная речь? Почему он не использовал нейтральный глагол «слышать» в своих записках? О чем-то это говорит, как вы думаете?

И про «выдумывать»? Я всего лишь изложила свое мнение, и вряд ли это глагол, а также выражение «если угодно», уместны при вежливом общении с собеседником. А ведь этот форум вроде бы оценивается его участниками как очень доброжелательный. Не хотелось бы разочароваться.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 14:07

Подождём других людей. Я не компетентен отвечать о Печорине. Лично мне ни о чём не говорит.
У Вас первый вопрос написан так, что все подумают, что это вопрос о речи Веры, а не о речи Печорина и не о другом.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 15:40

Ну, ТЬСЯ и ТСЯ — это описка, а не ошибка, я же всё-таки не в школе учусь, а это детская орфограмма. На эту тему я могу целую «поэму» написать, например, три способа проверки ТЬСЯ и ТСЯ, также причина орфограммы и всё такое прочее. А по поводу глагольного сочетания вы, конечно, правы, тоже невнимательность, извините. Я хотела поправить, но «карандаш» не сразу нашла.

Просто это дополнительные замечания, а они у вас на первом месте оказались, практически весь ответ занимают. Я бы их в примечания отправила, если бы давала ответ.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 16:48

ОК. Я убрал свои замечания. Теперь могу предложить версию, но это гипотеза, что У Печорина были армейские привычки и в этих привычках проскакивало армейское просторечие. Говорить сложнее, чем писать. А привычки, в том числе паразитного характера, часто появляются незаметно.

Читаю биографию (в википедии):

Родился в Санкт-Петербурге. По его словам, «обучение ему быстро наскучило»

Сразу возникает вопрос: «А был ли он на самом деле образованным?». Может создаться впечатление, что Вы считаете, что все дворяне рождаются уже образованными.

Отправлено спустя 12 минут 32 секунды:
Разведка доложила:

Кажущаяся неясность образа рассказчика «Тамани» послужила главным доводом концепции о раннем написании этой повести, неорганичном «вмонтировании» ее в текст «Героя нашего времени», о невыдержанности характера Печорина и т. п. Отправным пунктом явилось наблюдение Б. М. Эйхенбаума над одной фразой в журнальном варианте «Тамани»: «А право, я ни в чем не виноват: любопытство — вещь, свойственная всем путешествующим и записывающим людям». В полном издании «Героя нашего времени» эта фраза снята, потому
что она почти дословно фигурирует в «Бэле», где рассказчик — профессиональный писатель: «Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку — желание, свойственное всем путешествующим и записывающим людям».

Печорин, видимо, превосходно знает и западноевропейскую литературу. … Просторечия встречаются во всех частях романа и даже в речи светского Печорина: «Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку»

Отправлено спустя 4 минуты 2 секунды:
Ещё причиной может быть то, что Лермонтов торопился написать роман, отчего деталям внимания досталось меньше, чем могло быть надо.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 18:10

В Интернете все пишут: «по его словам, обучение ему скоро наскучило». А откуда это? И какое у светских богатых молодых людей могло быть «обучение»? Там было воспитание и образование. Эти люди знали несколько языков, читали иностранную литературу в подлиннике, изучали древние языки и всемирную историю. А кроме этого светское образование: музыка, танцы, рисование, фехтование, верховая езда, знание этикета. Вряд ли наше общество может дать молодежи такое образование. Возьмем биографию самого Лермонтова: сначала домашнее воспитание, потом московский пансион, затем университет, потом гвардейская школа в Петербурге. Их беда состояла в том, что они не могли применить свои знания на практике: «мы иссушили ум наукою бесплодной». А знания, которые не используются, обременительны для человека, так как люди нуждаются в их творческом применении. Но цели в жизни нет, на хлеб зарабатывать не надо, служить необязательно. На Кавказ же Печорин попадает после «истории», скорее всего, после дуэли, так он становится армейским офицером. Поэтому непонятно, о каком «наскучившем обучении» пишут авторы в своих сочинениях, вернее, списывают друг у друга.

Просторечие в его словах? Но ведь мы любую фразеологию может отнести к разговорному стилю. Фразеологические обороты делают нашу речь ярче, выразительнее. Детали? Они очень важны, настоящий художник слова придает деталям большое значение, здесь не может быть небрежности и торопливости.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 18:33

Отвлечёмся? Я могу сказать о современности и не могу о людях прошлого (в тем более не могу о вымышленных людях прошлого). Наше общество — может, другой вопрос, что жизнь, которую выбирают нам, а не которую выбираем мы, диктует ненужность этого, одна фальсификация вокруг, включая знание: имитируют учение, наскоро вываливая сотни и тысячи гигабайт как мусор, а не как ценность, в головы поколений. Эта тема пересекается с той, о которой нельзя говорить. Надо делать вид, что всё прекрасно.

Отправлено спустя 18 минут 41 секунду:
Откуда это про «наскучило»… Посмотрим:

Не слыхала или не слышала: в чем разница? - 1.jpg

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 20:14

Печорин здесь говорит скорее о специализированных знаниях, в то время как общий образовательный уровень у него достаточно высок. По крайней мере он вполне владеет грамотным русским языком, что видно из его записок. А вот углубиться в какую-то область знаний не получается, для этого опять же нужна мотивация. Что ему изучать, психологию, экономику, точные науки? Но где он их может применить, только если в искусстве управлять людьми, а это непременно когда-нибудь надоест. Другими словами, не мог он найти свое призвание, и возможно, по объективным причинам.

А теперь про наше общество. У нас за последнее время случилось два знаковых события: информационная революция, которая длится уже 20 лет, и вот теперь еще пандемия. Мир уже не будет прежним, думаю, и образование изменится значительно. Каким оно будет? Хотелось бы, чтобы новое поколение стало более творческим, нам нужны мыслители, а не исполнители, истинные знания, а не их имитация. Многое будет зависеть от каждого из нас. Так что нам с вами досталось интересное, хотя и трудное время. Наверное, Печорин не отказался бы жить в нем и, может быть, нашел бы себя, но — «времена не выбирают».

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 21:24

Вас надо тыкать как котёнка, чтобы навык внимательности в письме прокачать?

Отправлено спустя 4 минуты 57 секунд:
Про углубиться в какую-то область знаний, это, полагаю, Вы решили, что так. Я же вижу в обсуждаемом моменте отражение самого Лермонтова, незакончившего гимназию, где он изучал в том числе и русский язык, и отправленного спустя несколько лет на Кавказ.

Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его

Отправлено спустя 17 минут 29 секунд:

ВОЕ́ННАЯ СЛУ́ЖБА Лермонтова началась с того дня, когда он был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров унтер-офицером л. -гв. Гусарского полка —14 ноября 1832.

Отправлено спустя 2 минуты 4 секунды:

В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение на смерть Пушкина, в котором открыто обвинял власти в случившемся. Стихотворение принесло поэту известность, но за него Николай I отправил поэта на Кавказ, где тогда шли военные действия.

Отправлено спустя 6 минут 19 секунд:
Наше время, да… В тюрьму за лайки, это вам не на войну, это куда человечнее. И на троне ну прям совсем не царь. Совсем другие нынче нравы.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 22:29

Спасибо теперь за котенка (в трех или четырех программах проверила текст, ошибок нигде не нашли).

Также спасибо за беседу, в то же время мы далеко ушли от темы. Если же к ней вернуться, то мой вывод такой: слыхать — глагол особый, в словаре ему уделено недостаточно внимания. Замена его нейтральным глаголом слышать меняет текст, обычно ухудшает его. Это мое личное мнение, я это воспринимаю на слух. Считаю, что и в моем примере, и во всех других примерах авторы выбирали именно этот вариант намеренно.

В любом случае мне был интересен ваш ответ.

Кстати, о Лермонтове: с 1828 по 1830 год он учился в Московском университетском Благородном пансионате. 
 Осенью поступил  в Московский  университет на нравственно-политическое, потом на словесное отделение, где проучился два года(1830-32). Не закончил Московский университет, так как решил посвятить себя военной карьере и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге, а с 1834 года он начал службу в звании корнета в гусарском полку в Царском селе.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 22 апр 2020, 22:45

Вы считаете, что программы всегда знают, где надо ставить запятые? У Вас в этот раз вводные выражения не обособлены, и Вы игнорируете это обособление вообще. Снова будете отвечать, что это не ошибка? Читающему мне читать тяжело.
Когда называете слово, как сейчас: «слыхать — глагол особый», «Замена его нейтральным глаголом слышать» — выделяйте называемое слово или кавычками, или курсивом по правилам, или не по правилам жиром, цветом или ещё как-то, чтоб было видно, что это именно, что слово, а не значение…

Ухудшает или нет — зависит от субъективного чувства восприятия, от необходимости использовать и выдержать стиль.

Ваше мнение — это хорошо.
Из увлеченцев, живущих на форуме, я здесь самый слабый, так что ждём других участников. Они могут дать более ценную информацию.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 22 апр 2020, 23:52

Так вот откуда история про котенка, которого надо потыкать носом. Вам не хватает вводных слов?

А вы в курсе, что практически любое вводное слово имеет парное наречие, и я имею право выбрать нужный мне вариант (в соответствии с правилами, конечно). Это касается «скорее» и «по крайней мере», у меня эти слова употреблены в значении наречий. Вы ко мне очень строги (в основном по оформительским мелочам, курсивы, кавычки), а давайте-ка я вас проверю. Я тоже умею это делать.

Вот ваше предложение: Я же вижу в обсуждаемом моменте отражение самого Лермонтова, незакончившего гимназию, где он изучал, в том числе, и русский язык, и отправленного спустя несколько лет на Кавказ.

1) Слитное написание НЕ, а должно быть раздельное 2) Некорректно построенное предложение с союзом В ТОМ ЧИСЛЕ. В каком это том числе изучал он русский язык? Почитайте Справочник по пунктуации.

В ТОМ ЧИСЛЕ, союз. Присоединительные обороты, начинающиеся союзом «в том числе», обособляются. На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где он еще не был, и в том числе к Ростовым. Вот так эти обороты строятся.

И вывод. Я скромно задаю на форуме очень простой вопрос, надеясь получить на него короткий и ясный ответ. Мне интересно, почему автор употребил разговорно-просторечный вариант слова при наличии нейтрального варианта? В этом есть особый смысл или кто-то плохо знает русский язык (автор, персонаж, составитель словаря)? Нет ответа.
Зато меня научили правильно писать ТСЯ и ТЬСЯ, употреблять курсив и кавычки, а также обособлять вводные слова. Это всё как бы взамен отсутствующего ответа, причем в довольно невежливой форме. Казалось бы, в этом случае строгий учитель должен знать язык безупречно, но это далеко не так.

Мне очень хотелось подружиться с автором ответа, но ничего не получилось. Нет, не нравится мне на этом форуме. Это какой-то некорректный форум.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 23 апр 2020, 06:48

отступление, по русскому языку

Я Вам коротко и ясно написал: обычное просторечие, что Вы сочли неправильным. Я коротко написал «ждём других», два раза написал коротко. Третий раз: «ждём других».

Образование среднее-низшее.

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2960
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

Селена » 23 апр 2020, 08:09

marine: ↑22 апр 2020, 22:29
в трех или четырех программах проверила текст, ошибок нигде не нашли

Во-первых, программы такие программы… Перечитывайте себя, если для вас очень важно, чтобы не было описок. Они есть, программы их не замечают.
Вы не обижайтесь. Я с daslex часто спорю, но в этом случае он прав:

marine: ↑22 апр 2020, 18:10
Но ведь мы любую фразеологию может отнести к разговорному стилю

Далее.

marine: ↑22 апр 2020, 23:52
А вы в курсе, что практически любое вводное слово имеет парное наречие, и я имею право выбрать нужный мне вариант (в соответствии с правилами, конечно). Это касается «скорее» и «по крайней мере», у меня эти слова употреблены в значении наречий

Я — в курсе. Но здесь нет условий для волюнтаризма. В вашем тексте это именно вводные слова, а не наречия.
Кстати, стилистически первое предложение хромает, в связи с чем в нем очень сомнительная пунктуация.
Конечно, это мелочи, но вы ведь обижаетесь и начинаете отстаивать свою правоту.
А daslex отнюдь не эталон грамотности, но он и не настаивает на своей безупречности.

Теперь по теме. Обратимся к Далю:

Слышать более относится к орудию и чувству слуха, а слыхать — к вестям, слухам, что слышат.

В бумажном объясняется и на примерах.
Во времена Лермонтова — не просторечное.
Даль достаточно авторитетен?

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 23 апр 2020, 11:28

Сначала о вводных словах

Откройте Справочник по пунктуации на Грамоте.ру и наберите «по крайней мере» и «скорее», это ведь нетрудно. Не буду пересказывать содержание статей, сами прочитаете. К примеру, обособлять « скорее» я научилась еще лет несколько назад (тоже сделали замечание на форуме). Здесь не «скорее говоря», а «скорее …чем », то есть значение сопоставления, которое подразумевается (в той теме общее и специальное образование).
Вот за эти как бы «вводные слова» ваш участник обещал потыкать меня носом, как котенка. Это у вас принято на форуме, извинений не будет? Кодекса вежливости нет?

Теперь о Дале. Даль – история (1801 – 18072), он для этимологических и исторических вопросов интересен, а язык меняется, это живой организм. Отслеживать его желательно на разных исторических периодах.
Я слышу в этом глаголе особые значения, его просто так не употребляет ни Лермонтов, ни современный автор, так как изображенные персонажи имеют хорошее образование. Нейтральное «не слышал» им, вероятно, не подходит, не содержит дополнительной эмоциональной окраски (некоторой раздраженности в одном случае или пренебрежительной оценки в другом). Я в этом хотела разобраться.
У вас же форум русской словесности, но как-то здесь мало любят словесность. Эмоциональная окраска, семантика, коннотация? Нечего выдумывать! Все просто: разговорное просторечие, малограмотные авторы или персонажи. Ну что ж, сюда делиться своими «выдумками» я больше не приду.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 23 апр 2020, 11:49

Не за вводные слова, а в непоставленные запятые. А ещё за непроставление точек, за лишние пробелы. На грамотаре есть профессионалы, соображающие хуже меня, при том, что я дваплюсник, а не отличник.

Я не участник Селены. Правильно «участник форума», «мой неприятный собеседник», «этот хам».

Я люблю не только словесность, но и письмо. И меня огорчает видеть у хорошо пишущего человека детские ошибки.
Вы не видите в упор ответы, которые дают:

daslex: ↑22 апр 2020, 11:34
Семантическое различие есть (оно проявлется в некоторых контекстах в других формах слова), но не выдумывайте, в Ваших примерах это не более чем просторечный диалект.

Селена: ↑23 апр 2020, 08:09
Во времена Лермонтова — не просторечное.

Образование среднее-низшее.

Автор темы

marine

начинающий литератор
начинающий литератор
Всего сообщений: 97
Зарегистрирован: 29.03.2020
Образование: высшее гуманитарное

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

marine » 23 апр 2020, 13:07

Спасибо за общение, давайте на этом закончим. Учите вводные слова, читайте Справочник по пунктуации. И будьте добрее к людям. У вас и так мало посетителей, а так и последние разбегутся. Если, конечно, вы и дальше будете учить их ставить точки и считать пробелы (вы же не книгу к печати готовите, чтобы их считать).

В русском языке есть два уровня знаний. Основные правила письма школьники обычно усваивают за 11 лет обучения, но это всего лишь первый этап. Грамотное построение речи, ее выразительность, грамматика и стилистика — вот что не всем дается, что вызывает постоянные вопросы. И еще особое понимание правил пунктуации, умение применить их в конкретной ситуации, а не просто формально скопировать — в этом высший пилотаж. Не верите? Тогда я вам процитирую Розенталя:

«При составлении различного рода справочников приходится исходить из того, что общий свод пунктуационных правил не мог, естественно, охватить все многообразие случаев частного характера, в результате чего наблюдаются противоречия и двойственность в применении правил. Само по себе это обстоятельство не должно нас смущать: если в области орфографии желательна и необходима полная унификация, то к пунктуации это требование неприменимо. Особенности русской пунктуации — в присущей ей многофункциональности знаков препинания и широкой их взаимозаменяемости, в своеобразии индивидуально-авторского использования знаков препинания, в гибкости пунктуационной системы, позволяющей выявлять не только смысловую сторону текста, но и стилистические его оттенки. Все это исключает формальный подход к соблюдению правил».

А вы тут точки считаете, пробелы, буквы пропущенные… И это вместо грамотного и обоснованного ответа на вопрос.

На это письмо не надо отвечать. Спасибо.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 5981
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

daslex » 23 апр 2020, 13:36

Если Вы ищете площадку для самоутверждения и пытаетесь убедить себя, что правы в том, что тут у нас особый случай и случай этот с просторечием заслуживает особого внимания, если Вы ищете сторонников своего самоутверждения, а не ответ на свои сомнения, то выбрали не ту площадку. Это на этом форуме понимают даже такие, как я, люди с низшим средним образованием.

Кто хочет видеть ответ на вопрос, тот видит ответ на вопрос, а кто не хочет или хочет не видеть — не видит.

Образование среднее-низшее.

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2960
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 

Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?

Сообщение

Селена » 23 апр 2020, 13:44

moderatorial: Тему закрываю.
За некорректное поведение и перевод темы в плоскость выяснения отношений участнику форума marine выносится устное предупреждение.

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 2 Ответы
    1557 Просмотры
    Последнее сообщение Фалалей

    24 окт 2008, 07:30

  • 2 Ответы
    3218 Просмотры
    Последнее сообщение Владимир Байков

    07 янв 2009, 13:38

  • 5 Ответы
    11655 Просмотры
    Последнее сообщение irida

    22 янв 2009, 22:07

  • 5 Ответы
    2706 Просмотры
    Последнее сообщение самый главный енот

    28 июл 2009, 13:10

  • 3 Ответы
    831 Просмотры
    Последнее сообщение Тимур

    02 авг 2009, 13:46

Как правильно пишется «не слышали»?

правильно


не слышали

неправильно


нес

лышали

Не с глаголами

Не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

Пример

Не был.
Ненавидеть (исключение).

УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 5 класс.


Проверить правописание любого слова

Результаты поиска

Слово/Фраза

Правило

не слышали Не с глаголами

Не с глаголами

Записи 1-1 из 1


Смотри также слово «не слышали» в Викисловаре.

Морфологический разбор «слышала»

На чтение 3 мин. Опубликовано 14.05.2020

В данной статье мы рассмотрим слово «слышала», являющееся глаголом. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

«Слышала» (глагол)

Значение слова «слышать» по словарю С. И. Ожегова

  • Различать, воспринимать что-нибудь слухом
  • Замечать чувствовать
  • Интеллектуально воспринимать на слух (оперу, пьесу, певца, музыканта, чтеца)
  • Обладать слухом
  • Получать какие-нибудь сведения, узнавать

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: слышать — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • несовершенный вид
      • невозвратный
      • переходный/непереходный глагол
      • II спряжение (глагол-исключение)
    • Б. Непостоянные признаки:
      • женский род, единственное число, изъявительное наклонение, прошедшее время
  • IV Синтаксическая роль:

Наклонения

Изъявительное наклонение Сослагательное наклонение Повелительное наклонение
слышать слышал бы, слышала бы, слышало бы, слышали бы слышь, слышьте

Несовершенный вид

Род / Число 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
Мужской род (ед. число) Что делал?слышал
Что делаю?слышу
Что буду делать?буду слышать
Что делал?слышал
Что делаешь?слышишь
Что будешь делать?будешь слышать
Что делал?слышал
Что делает?слышит
Что будет делать?будет слышать
Женский род (ед. число) Что делала?слышала
Что делаю?слышу
Что буду делать?буду слышать
Что делала?слышала
Что делаешь?слышишь
Что будешь делать?будешь слышать
Что делала?слышала
Что делает?слышит
Что будет делать?будет слышать
Средний род (ед. число) Что делало?слышало
Что делаю?слышу
Что буду делать?буду слышать
Что делало?слышало
Что делаешь?слышишь
Что будешь делать?будешь слышать
Что делало?слышало
Что делает?слышит
Что будет делать?будет слышать
Множественное число Что делали?слышали
Что делаем?слышим
Что будем делать?будем слышать
Что делали?слышали
Что делаете?слышите
Что будете делать?будете слышать
Что делали?слышали
Что делают?слышат
Что будут делать?будут слышать

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:Найти

Ко II спряжению относятся:

  • все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
  • 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Пишется «не слышали» или «неслышали»

Если вы хотите узнать, как правильно пишется какое-либо слово , необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.

Правильно писать:
«НЕ СЛЫШАЛИ»

По какому правилу проверить слово «не слышали»

Не с глаголами

В правилах сказано
Не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

Неправильно
«НЕСЛЫШАЛИ»

Употребление слова в цитатах «не слышали»

Вместо этого я задал ему тысячу вопросов и, пытаясь вызвать на откровенность, перечислил десятки имён, но больше не услышал от него ни единого слова.
Бенито Перес Гальдос, Кадис

Не только жена и дети, но и слуги не слышали от него грубого слова.

Что же касается врача, то никто не знал, куда он отправился, и с тех пор никто никогда не видел его и не слышал о нём.

  • слышать,
    Глагол
    слышу
    / слышишь
    / слышат

Спряжение глагола слышать2-е спряжение     


Все формы
Несовершенный видCовершенный видНастоящееПрошедшееБудущееПовелительное наклонениеНеличные формы

Несовершенный вид, настоящее время

Я слышу
Ты слышишь
Он слышит
Мы слышим
Вы слышите
Они слышат

Несовершенный вид, прошедшее время

Я слышал
Ты слышал
Он слышал
Она слышала
Оно слышало
Мы слышали
Вы слышали
Они слышали

Несовершенный вид, будущее время

Я буду слышать
Ты будешь слышать
Он будет слышать
Мы будем слышать
Вы будете слышать
Они будут слышать

Несовершенный вид, повелительное наклонение

слышь
слышьте

Несовершенный вид, инфинитив

слышать

Несовершенный вид, причастие

слышащий
слышавший
слышимый

Несовершенный вид, деепричастие

слыша

Правильный вариант написания: не слышать
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.

Правило написания глагола с частицей «не»

Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:

  • Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
  • Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
  • Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.

Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:

  1. Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
  2. Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся  и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
  3. Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.

Таким образом, «не слышать» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.

Примеры использования и цитаты с «не слышать»

Конечно, не всегда хорошо живется доброму человеку; конечно, он даже чаще страдает, нежели другой, который смотрит, выпучив глаза, на мир божий, и нет ему дела ни до чьих великих горестей, но и страдает-то он как-то тихо…

«Добрая душа» — Салтыков-Щедрин Михаил

Его продолжали не слышать. Минуты две длилось молчание. Болдырев вынул из кармана рублевую бумажку и положил ее перед чиновником на раскрытую книгу.

Справка — Чехов А.П. полное содержание онлайн

Не бойся, Комендант, Кутгей шутит. — Чего шутить! — сказал, подходя к нему, Кутгей … — Я только что с «Абрагами Репп», — залепетал Комендант, стараясь не слышать

«Комендант порта» — Грин Александр

Похожие слова

не добивать, не прокрахмаливать, не устраивать

Спряжение глагола «слышать»

Настоящее время

я
что делаю?
слы́шу
ты
что делаешь?
слы́шишь
он
она
оно
что делает?
слы́шит
мы
что делаем?
слы́шим
вы
что делаете?
слы́шите
они
что делают?
слы́шат

Прошедшее время

я (он)
ты (он)
что делал?
слы́шал
я (она)
ты (она)
что делала?
слы́шала
оно
что делало?
слы́шало
мы
вы
они
что делали?
слы́шали

Повелительное наклонение

ты
что делай?
*слы́шь
вы
что делайте?
*слы́шьте

Деепричастие

настоящее
время
что делая?
слы́ша
прошедшее
время
что делав?
слы́шав, слы́шавши

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: агрегация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «слышать»

Синонимы к слову «слышать»

Предложения со словом «слышать»

  • – Что же далее? – спросила маска. – Скажите что-нибудь поинтереснее, а это я уже слышала много раз.
  • Тебе наверняка уже приходилось слышать слово осознанность и, возможно, даже задумываться, почему оно так часто встречается.
  • Благодаря этому миллионы лет назад её предки уже могли слышать звуки, издаваемые другими животными, и спасаться от хищников.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «слышать»

  • Князь Абрезков. Невольным свидетелем неприятной сцены. Я бы желал не слыхать. Но, услыхав, считаю долгом сказать, что слышал. Меня направили сюда, и у двери я должен был дождаться выхода этих господ. Тем более что мои постукивания в дверь были не слышны за голосами очень громкими.
  • Почему сын?…» И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой-то тихий шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: «И пити-пити-пити» и потом «и ти-ти» и опять «и пити-пити-пити» и опять «и ти-ти».
  • Пробираюсь вдоль забора и вдруг слышу голоса; один голос я тотчас узнал: это был повеса Азамат, сын нашего хозяина; другой говорил реже и тише. «О чем они тут толкуют? — подумал я. — Уж не о моей ли лошадке?» Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова. Иногда шум песен и говор голосов, вылетая из сакли, заглушали любопытный для меня разговор.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «слышать»

  • СЛЫ́ШАТЬ, —шу, —шишь; несов. перех. (сов. услышать). 1. также с придаточным дополнительным и без доп. Различать, воспринимать слухом (издаваемые, производимые кем-, чем-л. звуки). Слышать стук. Слышать крик. Слышать смех. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СЛЫШАТЬ

Афоризмы русских писателей со словом «слышать»

  • И тот блажен, кто слушает и слышит!
    О, сколько он узнает и поймет, —
    Разведав путь в звучащий мир гармоний, —
    Непонятых поэм, неведомых симфоний!..
  • Свой век определив,
    Заране слышит гений
    Рукоплескания
    Грядущих поколений.
  • Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого — необходимо.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

СЛЫ́ШАТЬ, —шу, —шишь; несов. перех. (сов. услышать). 1. также с придаточным дополнительным и без доп. Различать, воспринимать слухом (издаваемые, производимые кем-, чем-л. звуки). Слышать стук. Слышать крик. Слышать смех.

Все значения слова «слышать»

  • – Что же далее? – спросила маска. – Скажите что-нибудь поинтереснее, а это я уже слышала много раз.

  • Тебе наверняка уже приходилось слышать слово осознанность и, возможно, даже задумываться, почему оно так часто встречается.

  • Благодаря этому миллионы лет назад её предки уже могли слышать звуки, издаваемые другими животными, и спасаться от хищников.

  • (все предложения)
  • слыхать
  • прислушиваться
  • слушать
  • вслушиваться
  • разбирать
  • (ещё синонимы…)
  • ухо
  • уши
  • слух
  • музыка
  • звук
  • (ещё ассоциации…)
  • люди слышали
  • девушка услышала
  • слышать голос
  • слышать звуки
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Спряжение глагола «слышать»
  • Разбор по составу слова «слышать»
  • Как правильно пишется слово «слышать»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать не слыхала или не слышала
  • Как правильно написать не случайно или неслучайно
  • Как правильно написать не сложно вместе или раздельно
  • Как правильно написать не сдаются
  • Как правильно написать не сдавайся или не здавайся