Как правильно написать нелегкий диктант

Диктант — какое страшное слово для многих школьников. Казалось бы, что может быть трудного в написании диктанта. Оказывается, за этим маленьким словом прячется, наверное, самый трудный и часто используемый вид проверки грамотности наших школьников.

Диктант — не самая приятная работа, но без нее никак. Уже начиная с первого класса школьники пишут диктанты. Сначала буквенные, затем слоговые, а потом появляется много разных видов диктантов: и выборочные, и объяснительные, и обучающие, и контрольные. Как подготовить ребенка к диктанту и помочь ему справиться со страхом перед этой работой?

К сожалению, подготовиться к диктанту за один день невозможно. Любой диктант — это результат продолжительной работы и тренировки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок писал диктанты правильно, надо приготовиться к длительной работе. Но не переживайте. Не так страшен волк, как кажется. Работа, конечно, будет длительной, но не очень трудной.

Для начала, надо отметить, что чем больше , тем лучше он справляется с этим видом работ. Следовательно, начинать подготовку к диктантам надо с чтения книг. Существует много различных упражнений, развивающих орфографическую зоркость человека, т.е. умение замечать и запоминать как пишется слово. Человек, обладающий орфографической зоркостью, пишет слова правильно, не задумываясь о правилах языка, автоматически. При этом большое значение имеет и , которую тоже можно успешно развивать разными игровыми упражнениями.

Навык письма под диктовку надо развивать и закреплять. А для этого нужно чаще писать небольшие диктанты самостоятельно дома. При этом совсем не обязательно покупать специальные сборники диктантов, можно воспользоваться учебником русского языка. Выбираете упражнение, которое ребенок еще не проходил или прошел уже давно и успел забыть. И диктуете, а ребенок записывает.

Почему удобно использовать учебник? Потому, что там используются слова на изученные орфограммы и предложения определенного уровня сложности. Вы закрепляете знание орфограмм, словарных слов и тренируете ребенка в написании диктанта.

При написании диктанта, взрослый сначала читает весь текст, чтобы ребенок имел представление о том, что будет писать. Если пишете не текст, а просто отдельные предложения, тогда читаем по предложению. Затем читаем одно предложение и начинаем записывать. При этом для 1- начала 2 класса лучше акцентировать внимание ребенка на каждом слове: «Первое слово — Наступила». Когда ребенок написал, — «Следующее слово — холодная». «Следующее слово — зима. Предложение закончилось». Так вы обращаете внимание ребенка, что слова пишутся отдельно и «напоминаете», что в конце предложения надо поставить точку. Кроме этого, проговаривая слова для первоклассников, надо говорить их так, как пишется, а не так, как мы говорим. Будем диктовать: «КОрОва даёт мОлОкО. ВОрОн сел на дуБ.»

Когда ребенок записал все предложения, нужно проверить диктант. Вы диктуете все сначала, а ребенок проверяет каждую букву и слово. Чтобы он лучше это сделал, можно предложить, чтобы ребенок представил, что это чужая тетрадь и внимательно проверял каждую букву.

Для учеников 2-4 класса уже отделять слова не нужно, но желательно, чтобы ребенок посчитал слова при вашем чтении. Если есть предлоги и союзы, то надо отметить, что есть маленькие слова-помощники.

Важно, что при написании диктанта . Письмо с проговариванием помогает избежать многих ошибок и учит ребенка контролировать свою работу. Во 2-4 классах, когда дети уже изучают правила написания слов, нужно, чтобы ребенок объяснял написание сомнительных букв и устно подбирал проверочные слова.

Возможно, сейчас вам кажется, что это долго и трудно. Трудно может быть первые 2-3 раза. Затем ребенок научится, привыкнет и это войдет в привычку, кстати, очень полезную.

Не все слова русского языка можно проверить правилами. есть словарные слова, написание которых надо просто запомнить. И таких слов немало. Как запоминать словарные слова, расскажу в следующий раз.

А пока попробуйте писать диктанты с комментированием и результаты не заставят себя ждать.

Обучение в школе связано со многими сложностями. Наиболее актуальная из них — это грамотное письмо. Как научить ребёнка правильно писать без ошибок? Этим вопросом задаются обеспокоенные успеваемостью своего малыша мамы.

Конечно, кто-то в принципе будет удивлён только одной постановкой вопроса. Есть школа, там пусть и учат. Но первая истина, с которой встречается родитель каждого ученика сегодня, что многое зависит от того, насколько обстоит подготовка и закрепление учебного материала дома. Существует несколько рекомендаций того, как научить ребёнка писать грамотно:

  1. Занимайтесь после уроков, проговаривая с ним слова, в которых он совершил ошибки в классной или домашней работе;
  2. Учите словарные слова, которые обычно даны в конце учебника;
  3. Стремитесь, чтобы ваш малыш много читал.

Давно доказано, что начитанные люди гораздо грамотнее пишут, чем те, кого никогда не увидишь с книжкой. Здесь работает зрительная память и человек автоматически пишет некоторые слова грамотно, не зная правил, но помня, какими видел их в книжке.

В решении вопроса, как научить ребёнка писать красиво и грамотно, помните, что все дети разные. Кто-то рождается с так называемой врождённой грамотностью. Это интуитивное чувство языка, но так повезло лишь единицам, когда остальные вынуждены учить правила и зубрить многочисленные исключения из них.

Стараясь справиться с тем, как научить ребенка грамотно писать во 2 классе (а также в 3-м, 4-м и других) не ругайте его за сделанные ошибки, лучше разберите их, выучите правильность написания, чтобы не повторить их вновь. В противном случае вы только сформируете комплекс неполноценности у маленького ученика, а как писать трудное для него слово, он может так и не понять.

Речевые ошибки всегда заметны, особенно – письменные. И если математический недочет воспринимается с пониманием, то неполноценная грамотность вызывает негодование или даже насмешку. Почему некоторым людям безошибочное письмо дается легко, а другие не могут совладать с орфографией? Во всем ли виноват сам ученик? Можно ли ему помочь? Как научить ребенка грамотно писать так, чтобы и во взрослой жизни он оставался мастером письменной речи?

Обучение грамотному письму – победима ли дисграфия?

Согласно статистике, семь школьников из десяти пишут с ошибками, и трое из десяти младших школьников страдают дисграфией.

Дисграфия становится причиной многих досадностей и несправедливых упреков. Ребенок, подверженный дисграфии, может знать правила лучше всех в классе, а вот пользоваться ими у него не получается.

Обучение грамотному письму должно идти единым фронтом: в школе, дома и, возможно, у логопеда. Грамотный учитель или хороши логопед способны победить дисграфию даже в средней школе. Но и дома, своими силами, вполне возможно если не избавиться полностью, то хотя бы уменьшить ее воздействие. Что могут предпринять родители детей, отличающихся множеством ошибок при письме?

  • Выгуливайте ребенка, не держите его дома. Активные игры на свежем воздухе насытят мозг кислородом, повысят работоспособность малыша, обеспечат ему полноценный отдых.
  • В дошкольном возрасте позвольте дитю играть, отложите развивающие интенсивы на потом. Игра приучает малыша к соблюдению правил, самоконтролю, дисциплине.
  • По этой же причине отдайте чадо в танцевальную секцию или в спорт. Кроме волевых качеств, спорт развивает координацию, что является крайне позитивной предпосылкой при обучении грамотности.
  • Делайте ребенку легкий массаж шеи и затылка, это позволит разгрузить позвоночник, активизирует кровоток и работу мозга.

Как научить школьника грамотно писать? К утешению родителей дисграфиков, этот «орфографический недуг» исправим. Важно обратиться к специалисту вовремя и заниматься систематически. Смогут ли родители побороть дисграфию сами? Если речь идет о диагнозе, то помощь специалиста необходима. Как распознать серьезные нарушения в письменной речи ребенка? Об этом говорят некоторые признаки…

Признаки дисграфии при безграмотном письме

Дети, подверженные дисграфии не любят писать. Их тетрадки неряшливы, почерк постоянно меняется: от плохого до совершенно нечитабельного. Если не заниматься коррекцией, это нарушение становится причиной комплексов и трудностей в письме (во время экзаменов, на работе, в быту). Между тем, недуг может поразить даже интеллектуала – нередко умные, развитые дети оказываются совершенно беспомощными, когда перед ними кладут чистый лист и шариковую ручку:

  • Ошибки в тетрадках повторяются, их много, хотя малыш старательно учит правила.
  • У школьника плохой почерк, он путает буквы, пишет их не в ту сторону, заменяет, дописывает лишнее.
  • Почерк дисграфика может зависеть от настроения и самочувствия.
  • При всех «письменных» недостатках, дисграфики могут неплохо рисовать.

Как научить ребенка писать без ошибок? Важно помнить, что причины диграфии и дислексии (нарушений чтения, которое часто сопутствует дисграфии) могут быть разными – от педагогической запущенности (и тут виновны исключительно родители) до особенностей генетики. Как видите, вины школьника и в том и в другом случае нет, поэтому он нуждается в помощи и не заслуживает упреков и порицаний.

Возможно, малыш просто не хочет учиться, может быть, ему неинтересно. И тогда необходима альтернатива. Скучный учебник с успехом заменяет увлекательное пособие, например, “Секреты орфографии”Граник Г., где правила сочетаются с заданиями для закрепления.Попробуйте начертить схемы правил или заучить их с помощью мнемонических символов. Устройте игрушечную школу с настоящими атрибутами: маленькой доской, мелом, крошечными тетрадками и дневниками.

Правильное письмо: как преодолеть ошибки

Чтобы научить ребенка писать грамотно, нужно разобраться, как происходит процесс письма и какие качества мышления необходимо развивать:

  • Память руки – в основе этого фактора лежит двигательная память. Написав трудное слово несколько раз, школьник запоминает его и может вспомнить орфографию автоматически, не задумываясь.
  • В связи с правилом, озвученным выше, возникает вторая предпосылка: нельзя допускать ошибки. Написав слово с ошибкой хотя бы один раз, мы фиксируем ее в памяти. В следующий раз мы ошибемся там же почти наверняка. Если ученик не знает, как написать слово, пусть лучше задаст вопрос или подсмотрит в книге.
  • Слух, а именно способность различить звуки речи, определять их характеристики, привязывать их к правилам – одна из главных предпосылок грамотности.
  • Орфографическая артикуляция, самодиктант, проговаривание слова так, как оно пишется, задействует сразу несколько видов памяти: слуховую, артикуляционную (двигательную), орфографическую. Кроме того, ребенок учится принимать решение, тренирует мозговые процессы, отвечающие за грамотность при письме. Это же прием можно применять и на уроках, только проговаривать нужно шепотом.
  • Письмо с комментариями – высший пилотаж правильного письма. Прежде, чем написать, школьник поясняет правило, которое собирается применить. Это упражнение способно довести орфографические навыки до полного автоматизма.

Необычные методы обучения грамотному письму

Как научить ребёнка писать без ошибок? Попробуйте с ним позаниматься сами, но не усаживайте за рабочий стол, а предложите нечто интересное и необычное.

  • В течении 5-10 минут в день (в средней школе – около 15 минут) пусть ребенок читает «как иностранец» – по слогам, выделяя ударную гласную, проговаривая так, как написано(кО-рО’–ва пО’-шла на луг ЙЭсть тра-вУ’). Темп чтения постепенно ускоряется.
  • Распечатайте орфографический словарь (найдете в конце учебника) и включите в «иностранное» чтение короткие отрывки по полтора-два десятка слов.
  • Пару раз в неделю пишите диктанты из 5-7 словарных слов. Попросите ребенка проверить свою работу и даже поставить оценку.
  • Распечатайте крупным шрифтом отрывок из классики – Бунина, Толстого, Ушинского. Дайте малышу фломастер, маркер, красную ручку, корректор – пусть сегодня вычеркнет в тексте все буквы О, в другой раз – У, и так далее. Меняйте «орудия труда», давайте посильные задания – так Вы сохраните интерес к игре, потренируете внимание и усидчивость.
  • Готовим распечатки, как сказано выше. В один из выходных дней, просим маленького школьника выполнить такое задание: прочитай; спиши, предварительно проговаривая трудные слова по слогам 2-3 раза; проверь себя (так как это задание достаточно объемное, для списывания берут небольшие тексты).

Кроме классики, существую современные пособия, разработанные опытными авторами для повышения грамотности детей:

  • сборники Узоровой О.
  • орфографические «задачники» Ахременковой Л.
  • книга “Тексты для списывания 2 класс”
  • учебник “Контрольное списывание 1 класс”, Ушаковой О.
  • вспомогательные пособия Шкляровой Т.

В Вашей семье растет отличник? — В этом немалая заслуга взрослых. Высший балл по предмету – это оценка и родительского труда также. Но не стоит унывать, если первоклашка взял не очень удачный старт и немного отстал на дистанции. Почти все нарушения можно исправить, главное стремиться к этому и быть целеустремленной командой!

Как учить ребенка писать правильно
– это очень обширная тема. Сегодня я хочу затронуть вопрос, как научить ребенка списывать без ошибок
?

Начиная с середины первого класса, детям предлагают задание – списать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как правило, больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.

Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно
.

Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется, что списать текст – это очень просто?Конечно, просто нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.

А наш малыш только , и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.

Итак, как же научить ребенка списывать без ошибок?

Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует каждую букву по-отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.

Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время, интерес, а значит получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.

Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.

Списываем слово.

1. Прочитай слово.

2. Повтори его.

3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.

4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!! Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.

5. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради.

6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.

7. Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.

Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.

Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.

Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?

Прочитывая слово целиком и запоминая его, ребенок развивает зрительную память.

Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.

Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок увеличивает угол зрения. Ведь сначала ребенок списывает маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что .

Следующим этапом будет списывание предложений. Если ребенок научился списывать слова
по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.

Списываем предложение.

1 Прочитай предложение.

2. О чем говорится в предложении?

3. Сколько слов в предложении? Посчитай. Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)? С какой буквы пишем первое слово?

4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.

Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.

5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?

6 Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово в книге и в тетради.

Все кажется очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.

Конечно, в школе всему научат. Рано или поздно ребенок научится делать так и сам. Но это тот случай, когда лучше рано. Если ребенок научится писать без ошибок
, списывать правильно
, тогда у него сразу будет формироваться правильная позиция успешного ученика и .

Есть вопросы? Пишите в комментариях

Как научить ребенка грамотно писать?

(Из опыта работы по
учебно-методическому комплекту «Гармония»)

Проблема грамотного письма всегда
волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием,
для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не
спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является
неумение увидеть нужную орфограмму. Как пишет М.Р.Львов: «Отсутствие
орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из
главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание
правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Анализируя проверочные работы, отмечаю, что при знакомстве с новой орфограммой
ученик особенно внимательно проверяет слова на данное правило и допускает
ошибки на ранее изученные орфограммы; при проведении проверочных работ большой
процент ошибок дают «описки»; проверку написанного ребенок выполняет формально,
механически, не замечая допущенных ошибок. Наблюдения ученых показывают, что
там, где учитель специально организует работу по развитию орфографической
зоркости, 70-90% учеников определяют орфограммы, и лишь 15-45% видят орфограмму
самостоятельно.

Необходимость модернизации школьного
образования повлияла на выбор учебно-методического комплекта «Гармония» в моей
педагогической практике. Идеи авторов учебников знакомы мне по статьям в
«Начальной школе», по их книгам. По учебнику «Математика» под редакцией Н.Б.
Истоминой работаю давно, и очень хотелось попробовать свои силы в освоении
нового учебника русского языка М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего
языка».

Основная цель данного курса русского языка —
совершенствование речевой деятельности: обучение построению высказываний,
умение строить отношения в различных жизненных ситуациях. Обучение

подразумевает формирование осознанных контролируемых языковых и речевых умений.
Развитие
рассматривается как становление лингвистического мышления
(способности выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,
обобщения); а так же, как совершенствование чувства языка; зарождение учебной
самостоятельности. Коммуникативная направленность учебника побуждает ребенка к
общению с авторами, одноклассниками, учителем, персонажами, родителями. Одна из
особенностей программы организация работы
по формированию орфографической зоркости.
Изучив предложенную методику,
опираясь на собственный опыт, я пришла к
следующим выводам:

Становление осознанного отношения к
письму нужно начинать в период обучения грамоте, когда ребенок начинает писать;

Важно ввести понятие «опасные места»,
научить находить их в словах, чтобы насторожить детей на появление возможной
ошибки, приучить ставить перед собой орфографические вопросы;

Вводить орфографические правила,
опираясь на правильно подобранные упражнения, используя модели — памятки;

Развивать фонематический слух;

Обучать правильному списыванию текста,
осознанной проверке написанного.

Ребенку, пришедшему в 1 класс, очень
трудно разобраться в написании слов и во многом другом. Важно обратить внимание
на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением. При
формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов.

На первом
этапе
дети учатся быстро определять
ударение в словах
, где написание не расходится с произношением, правильно
обозначать на письме ударный звук.
Используется прием говорения: «Скажи, послушай, сопоставь (сравни)»-
действие «от противного». (С удивлением спроси: «Это карандаш?» — с ударением на
разные слоги). Закреплению этого упражнения поможет набор слов, где каждое
следующее слово увеличивается на один знак:

шар рыба груша спички крыльцо

шум волк крыло бумага пустыня

Аня ноты сумка тюлень рубашка

ком бант брюки трубил зубастый

ива барс хвост коршун клубника

кол брат горка радуга стройный

На втором
этапе
происходит знакомство с признаками наиболее распространенных «опасных
мест» в словах. Для гласных это положение без ударения, для парных по глухости
— звонкости согласных — позиция на конце слова и перед другим парным.

Мы формируем и развиваем у учащихся
фонематический слух, который необходим для осознанного обозначения звуков
буквами, для формирования в дальнейшем орфографической зоркости. Мы учим
записывать слова, отталкиваясь от звучащего слова. В этот период обучения
начинаем осваивать очень интересную игру «Хитрые братья». Рассказываю детям
такую историю. Безударным гласным доверять нельзя, один и тот же звук может
«посылать за себя на письменную работу» разные буквы. «Хитрыми» часто бывают и
согласные звуки на конце слова, если у глухого согласного звука есть «звонкий
брат». Кого из двух «братьев» парный звук «пошлет на работу» (парный звук [п]
— букву б или п). Согласные звуки «хитрят», когда стоят и в середине слова
перед другими парными согласными.

Выходим на встречу с «хитрыми братьями». Например, используем для
наблюдения предложение: Несет меня лиса в
далекие леса.
На слух выделяются одинаково звучащие слова, проводится
звуковой анализ с выделением первых гласных звуков и уточняется ударные они или
безударные. При сравнении услышанных звуков с буквами в написанных словах, дети
выкладывают буквы из азбуки, которые выполняют «письменную работу», на
фланелеграфе выстраивают схему (модель). Звук [и] был ударным или безударным?
… На месте безударного гласного звука всегда есть опасность написать не ту
букву. Вводится понятие «опасного места» и его схематическое обозначение.
Используем красные кружочки для обозначения «опасных мест» в схемах, позже
активно работаем с цветовым обозначением (например, раскрасьте красным цветом
буквы гласных в «опасной позиции»; в выписанных из словаря словах раскрасить
буквы, написание которых необходимо запомнить).

Такая форма работы развивает умение
выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его
выполнения.

Авторы предлагают ввести письмо с
«окошками» во втором классе, т.к. навык письма первоклассника слабый. Но в
период обучения грамоте при печатании слов вместо «окошек» помещаем сигнал
опасности (красный кружок): п. лá, р.
кá.
Постепенно дети «открывают», что «опасные места» могут встречаться и на
конце слова: у Ол?, к Ол?.

Усвоению орфографии способствует зрительный
фактор
(плакаты с трудными словами, выделение опасных мест цветом,
подчеркивание, графическое выделение, нахождение и исправление ошибок).
Орфограммы обозначаем различными способами: изученные — подчеркиваем,
неизвестные — обозначаем точками под буквами, например, у

К
áт?.
При наблюдении за
«работой» согласных используем строки С.Михалкова: Дядя Степа один раз утопающего спас.
После аналогичной работы
получаем вывод о новом «опасном» месте
при письме, вводится опорная модель. Таблицей «Внимание! Опасность!» пользуемся как опорой
для напоминания о признаках орфограмм.

На третьем
этапе
происходит становление
орфографической зоркости
. Становление умения обнаруживать орфограммы
требует систематической тренировки в выполнении осваиваемого действия с использованием
упражнений для развития орфографической зоркости.

Упражнения при восприятии материала
на слух

1.

Определить, есть ли «опасные места» в произнесенном слове; если есть — сколько,
гласные или согласные. (Например, предлагаются слова: гора, карандаш, дом,
лесок, дуб, сказка, жизнь. Дети сигнальными карточками — «светофорами»
сигнализируют о наличии или отсутствии орфограммы, в блокнотах обратной связи
фломастерами помечают ответы, показывая результат).

2.
Фонетико-орфографический
разбор (составление звуковой модели и обозначение в ней «опасных мест»).

3.
Печатание
или письмо с «окошками» по следам орфографического разбора. На месте пропуска
вставляется сигнал «опасности» (точка, красный круг).

4.
Запись
слов и предложений под диктовку с предварительным составлением слоговой модели
и указанием в ней орфограмм.

Технология проведения такого диктанта
непроста, длительна, но дает хороший обучающий и развивающий эффект, создает
основу успешной самопроверки
. Ученик
все операции выполняет осознанно, способен быстро обнаруживать в тексте, словах
орфограммы, определять их типы, обнаруживать допущенные ошибки. Особенно важно,
что в данной системе ребенок понимает необходимость проверки написанного,
делает это без лишнего напоминания.

Технология
проведения диктанта может быть следующей.

1) Учитель читает предложение
(орфоэпически), дети слушают, стараясь понять и запомнить.

2)
Под орфоэпическую самодиктовку
записывают предложение схематически (черточками) и слоговыми дугами,
позднее лишь слоговыми дугами, обозначая ударение, отмечая «опасные места».

3) Определяют, написание каких слов они
знают точно благодаря словарю или помнят, потому что ранее списывали; под
орфоэпическую диктовку учителя с элементами орфографического проговаривания
указывают буквы, не совпадающие со звуками.

4) Под орфографическую самодиктовку с
опорой на модель пишут, отмечают орфограммы.

5) Проверяют написанное, читая по слогам
(помогая карандашом), отмечая «опасные места».

Упражнения
при зрительном восприятии материала

1.
Нахождение
«опасных мест» на страницах азбуки, учебников для чтения, окружающего мира,
прописи, на доске, карточке и их обозначение. Дети любят работать с цветом,
поэтому в игру «Будь внимателен» играем часто и в группе продленного дня.
Ребята часто приносят старые детские журналы, я разрезаю их на фрагменты с
текстами и предлагаю отметить все «опасные места», иногда задание усложняем и
разными цветами обозначаем разные орфограммы.

2.
Два
вида чтения: «как написано» и «как говорим»; наблюдение за сходством и
различием написания и произношения. (Слова и предложения выносятся на доску,
могут быть использованы тексты из учебников чтения, русского языка. Карандашом
над буквами ставим + или — в зависимости от того, совпадает буква со звуком или
нет).

3.
Списывание

с предварительным выполнением ряда вспомогательных операций. Прием списывания
одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Анализируя процесс
письменной речи, Л.С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем про себя, а потом
пишем; здесь налицо мысленный черновик». Существует много методик по обучению
списыванию, но данная опирается на осознанную работу на всех ее этапах. При выполнении каждой операции
последовательно помещаем на доске карточки с символическим обозначением
действия. Позднее руководят процессом лишь карточки-помощники.

Возможный
алгоритм списывания

1) Читаем слово или предложение, чтобы
понять его и запомнить.

2) Отмечаем «опасные места».

3) Читаем еще раз вслух так, как
написано.

4) Повторяем, как было написано (не
глядя в запись).

5) Закрываем запись и пишем, диктуя себе
шепотом, так, как было написано; отмечаем «опасные места».

6) Открываем и проверяем: читаем по слогам — все ли звуки обозначены (помогаем себе карандашом); сверяем «опасные места» — все ли отмечены, правильны ли буквы.

Такой прием списывания длительный и
трудоемкий, но можно отметить, что при чтении на начальном этапе коллективном,
позднее индивидуальном активизируется внимание, достигается лучшее понимание
слова или предложения; найденные орфограммы для ребенка условный сигнал
«опасности», они привлекают внимание; дети привыкают проговаривать слова
орфографически — четко; при записи не стараются подглядывать («срисовывать»);
выполняют проверку при чтении написанного, еще раз при выделении слогов и
опасных мест, а так же при сверке орфограмм с моделью. При систематическом
использовании такой технологии количество ошибок заметно уменьшается,
практически исчезают «описки», развивается память, успешно запоминаются часто
употребляемые при письме слова.

Система обучения орфографии, реализуемая
в данном учебнике, предлагает учить первоклассников обнаруживать орфограммы,
подводить детей к пониманию необходимости выбора буквы для обозначения звука.

Работа над формулировкой орфографического
правила

проводится по учебнику и
продумана так, что сначала происходит общение с каждым ребенком через ролевые
игры, беседы с авторами, персонажами. Они часто ставят перед читателем
орфографические задачи, наталкивают на рассуждения, споры, умозаключения.
Перенос правила на языковой материал осуществляется путем подбора примеров на
данное правило. Выполнение практических упражнений способствует усвоению
правила. Механическое заучивание не способствует осознанию правила. Если
учащиеся забывают правило, мы вновь на
словесном материале выделяем особенности написания, опираемся на
справочники-памятки. Для повторения правил применяем сигнальные
карточки-светофоры. Учитель задает вопросы: Гласный звук под ударением всегда в
сильной позиции? (Если дети согласны с формулировкой, показывают зеленую
карточку). Согласный звук на конце слова всегда в слабой позиции? (Если
высказывание неверно — поднимают красную карточку и поясняют, почему не
согласны: сонорные и непарные глухие в сильной позиции(край, врач, конь). В
слове [гупки] звук [п] в сильной позиции?…

Своеобразно осуществляется в учебнике
работа со словарными словами

, которые вынесены в конец учебника. В
упражнениях дети часто встречаются с этими словами и списывают их по правилам
списывания. Иногда им приходится предварительно найти слово в словаре и списать
его. Слова, с которыми встречаются ученики одни и те же, а задания разные.
Предлагается самим составить для класса словарный диктант, предварительно
проверив каждое слово в словаре. Заучивание происходит незаметно, но
основательно в живой речи, что позволяет писать это слово грамотно и в
диктанте, и в письменных высказываниях.

Вводимые орфограммы, вносим в блокноты —
памятки, которые используем для работы над ошибками и на орфографических
минутках.

1. Большая буква в именах собственных (А
ня, М
осква, А
гидель).

2. И, У, А после шипящих, сочетания ЧК,
ЧН, НЧ (жизнь, счастье, девочка, ночной).

3. Непроверяемая безударная гласная в
корне слова (мороз, карандаш).

4. Безударный гласный в корне,
проверяемый ударением (дома — дом, лесок — лес).

5. Парный согласный в «слабой позиции» (дуб — дубок, сказка — сказочный).

6. Раздельное написание предлогов со
словами.

7. Оформление предложения.

В эти блокноты вносятся изучаемые
орфограммы, справочные материалы, образцы разборов. В первом классе отдельным
учащимся в составлении памяток помогают родители.

Условием развития орфографической
зоркости является выполнение большого количества практических упражнений

.

1. Предлагаю карточки со словами на
различные орфограммы, нумерую их. Ошибки детей легко фиксируются.

2. Работу в парах строю по принципу
«лото». Первый ученик называет слово так, как оно слышится, второй должен
назвать орфограммы в слове.

3. Принцип какографии, т.е. письма с
намеренно допущенными ошибками часто предлагает учебник, подводя учеников к
выводу «Если мы хотим, чтобы нашу письменную речь легко понимали, надо
стараться писать правильно». Предлагаю для игры «Корректоры» карточки с
индивидуально подобранными текстами, использую тексты детских записок, отрывки
из высказываний. Такая работа создает атмосферу сотрудничества.

4. Комментированное письмо с указанием
орфограмм.

5. Объяснительные и предупредительные
диктанты.

6. Выборочные списывания и диктанты.

7. Показ нужной орфограммы на карточках
— сигналах.

8. Письмо по памяти.

9. Использование зрительных диктантов по
методике И.Федоренко.

Рукодвигательный
фактор

(каллиграфия)
формирования грамотного письма
способствует лучшему восприятию и запоминанию, исключению «описок». Авторы
отказываются от неинтересных традиционных минуток чистописания, заменяя их
индивидуальным для ребенка выбором письма элементов, составляющих трудность.
Предлагаю такую работу: выбери букву, которая у тебя не удалась, пропиши еще
раз, выбери слова из словаря, где встречается эта буква, побывала ли твоя буква
в «опасном месте» в выбранных тобой словах?

В 1 классе создается только основа для
выработки навыка правописания. Программа не требует от учащихся сформированного
умения в этой области. Итоговая контрольная показала, что предлагаемая система
конкретных приемов дает хорошие результаты уже к концу обучения в первом
классе.

При изучении материала учебника,
столкнулась с недостатком заданий, содержащих связные тексты. Работа с
деформированными, неполными текстами
появляется к концу учебного года. Мы выполняли устную речевую работу на уроках
литературного чтения, окружающего мира. Позже пришла к выводу, что авторы
вынесли речевые темы на конец года из гуманистических соображений. Дети устали,
ждут каникул. К этому моменту проведены контрольные диктанты и проверочные
работы. Чем же заниматься на уроке русского языка? Всем известно, что знание,
проверенное опытом или полученное через него, усваивается гораздо прочнее.
Ребята, помня о правилах вежливости и о том, что письменная речь должна быть понятной:
грамотной и каллиграфически правильной, увлеклись написанием записок. При
изучении правил составления записок, писем еще раз вспоминаем написание
вежливых слов, правил письма и самое главное: пишем письма.

Учебник насыщен теоретическим материалом.
Учитель должен постоянно решать, где самому озвучить высказывание, а где
предложить читать детям. У некоторых учеников вызывает затруднение текстовые
формулировки и задания. Стараясь преодолеть эту проблему, предлагаю реплики
героев озвучивать хорошо читающим ученикам, особенно важные сведения читаем
хором. Конечно, при разумной дозировке объема самостоятельного чтения учебник
способствует освоению материала по русскому языку и прививает интерес к
размышлению о языке, помогает становлению техники чтения. Когда такие текстовые
задания применяются системно, создаются условия для самостоятельных речевых
высказываний учеников. Предлагаю задания, начинающиеся со слов придумай,
расскажи, сравни, заметь,объясни, докажи.

Серьезной проблемой при работе по учебнику
могут стать родители, поскольку их так не учили
и для них кое-что может оказаться новым. На одном из собраний знакомлю
их с учебником, идеями авторов, предполагаемыми результатами. Вместе
рассматриваем страницы книги, особенности подачи материала, обсуждаем возможные
формы поддержки начинающих учеников.

Литература:

1. Сальникова Т.П. Методика преподавания
грамматики, правописания и развития речи в начальных классах.- Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1996.

2. Львов М. Р. Основы обучения
правописанию в начальной школе.- М.: Прометей, 1988.

3. Русский язык в начальных классах:
Теория и практика обучения. Под ред.
М.С. Соловейчик — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1994.

4. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии
в школе. — М.: Просвещение, 1992.

5.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. Пособие для учителя. —
Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

Журналы
«Начальная школа»:

«С чего начинать
орфографическую работу в 1 классе», 9/10 — 92.;

«Резервы повышения
орфографической грамотности младших школьников», 2 — 93;

«Формирование
орфографической зоркости у первоклассника», 6 — 2000;

«Первый год по новому
учебнику», 4 — 2003.

Расчет годовых процентов

Вам интересна возможность оформления вклада в 2019 году под 10% годовых? Подобные предложения действительно существуют, и все они будут рассмотрены в этом обзоре.
Особенности денежных депозитов (вкладов)Сегодня доступными являются десятки различных . Трад

Сбербанк Онлайн: вход в личный кабинет Сбербанк сберегательный банк

Сбербанк
— самый большой банк России, который обслуживает большую часть населения России и охватывает более 70% всех физ. лиц. Личный кабинет Cбербанк Онлайн
является одним из удобных и доступных онлайн инструментов по качеству, быстроте и функционально

Кто такой на самом деле царь Соломон?

Еврейская традиция считает царя Соломона, сына царя Давида, который жил в X столетии до н. э., мудрейшим из людей. Много слыша о его блестящем уме, из Эфиопии в Израиль приехала царица Савская (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прос

Цитаты о жизни разведенной женщины

Чем отличается воскресный чай от воскресного папы? Тем, что воскресный чай с тобой может быть рядом еще и в понедельник, и во вторник, и в среду, и даже в остальные дни недели! Никому не придет в голову ограничивать твое право общения с чаем в суде. Никто

Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный?
1. (Не)лёгкий диктант хорошо написали все ученики нашего класса.
2. Сестра купила (не)дорогую игрушку.
3. Шестиклассники писали (не)лёгкий, а трудный диктант.
4. Река (не)глубока.
5. Ученик сделал (не)брежную запись.
6. Малышу купили (не)дорогую, а дешёвую игрушку.
7. Река (не)глубока, а мелка.
8. Работа ученика (не)брежна.

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §62. Не с прилагательными. Упражнение №357

Решение

  1. Нелегкий (сложный) диктант хорошо написали все ученики нашего класса.
  2. Сестра купила недорогую (дешёвую) игрушку.
  3. Шестиклассники писали не лёгкий, а трудный диктант.
  4. Река неглубока (мелка).
  5. Ученик сделал небрежную (без не не употр.) запись.
  6. Сестре купили не дорогую, а дешёвую игрушку.
  7. Река не глубока, а мелка.
  8. Работа ученика небрежна (без не не употр.).
    Трудный − нелегкий.
    Сестра — [с’истра]
    [с’] — согл., глух., мягк.
    [и] — гл., безуд.
    [с] — согл., глух., тв.
    [т] — согл., глух., тв.
    [р] — согл., зв., тв.
    [а] — гл., уд.
    6 букв, 6 звуков
    Дешёвую — прил.
    I. (Какую?) дешёвую.
    Н. ф. — дешёвый.
    II. Пост. — качеств.; непост. — в полн. ф., вин. п., ед. ч., ж. р.
    III. Игрушку (какую?) дешёвую.
    Шестиклассник

Как пишется нелегкий диктант

“Не” с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не, написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

– в словах, которые без не не употребляются (невежа, непобедимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);

в отглагольных прилагательных на мый (независимый);

в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица не пишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Раздельно Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

3. В отрицательных наречиях:

1. Есть противопоставление:

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески Местоимение

После не и ни нет предлога:

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого Глагол, деепричастие

недомогая (не употр. без -не)

не замечая (деепричастие) Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

незаконченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

недосмотреть (за ребенком)

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

3) негодующий взгляд;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

10) далеко не легкое дело;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – . противник – . сосредоточенность – . грязнуля – . аккуратный – . близко – . ложь – . низко – .

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления.

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

VIII. Напишите диктант.

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

Источник статьи: http://rus.1sept.ru/view_article.php?id=200902306

Данное слово является прилагательным, а употребляется в значении «достаточно тяжелый, достаточно трудный». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.

Как же правильно пишется: «нелёгкий» или «не лёгкий»?

Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте, так и во втором:

НЕЛЁГКИЙ

НЕ ЛЁГКИЙ

Важно знать, что оба варианта правописания являются верными. Однако выбор в пользу первого или второго зависит от контекста предложения!

В каком случае напишем слово слитно?

НЕЛЕГКИЙ = ТРУДНЫЙ (синоним)

Следует написать слово слитно, если в предложении слово «легкий» можно заменить на синоним «трудный».

Например: мало кто знает про нелегкий (трудный) путь дизайнера

В каком случае напишем слово раздельно?

НЕ ЛЕГКИЙ

Следует написать слово раздельно, если в предложении есть противопоставление, слова: «отнюдь», «далеко», «вовсе», «ничуть», «нисколько».

А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.

Синонимы к слову:

  • Тяжёлый
  • Сложный
  • Не из лёгких
  • Трудный

Примеры предложений с данным словом:

  • Знал и понимал сердцем нелегкий труд артистов, требующий большой душевной выносливости.
  • Да, мне предстояло пройти отнюдь не легкий путь! 
  • Мы прошли нелегкий курс обучения тому, как получать все, что необходимо. 

Как писать диктант без ошибок

Никто не любит контрольные работы, в частности, диктант. Тем более, что оценка, полученная за него, влияет на четвертную. Но от своих страхов не стоит бежать, нужно искоренять их. Адукар расскажет, как научиться писать диктант без ошибок и получать хорошие оценки.

Прокачивай свою грамотность

Учи и повторяй правила, чтобы подготовиться к диктанту. Старайся делать упор на пункты, которые вызывают наибольшие трудности. Важно тренировать зрительную память. И лучше это делать во время чтения художественной литературы. Проговаривай трудные в написании слова — так совершенствуется восприятие на слух. В сложных предложениях делай паузы на месте знаков препинания. Как вариант, можешь купить сборник диктантов за нужный класс и перечитывать его. Так ты повысишь свою грамотность.

Тренируйся писать диктанты дома

Регулярно пиши тексты под диктовку. Такая форма работы станет привычной и не вызовет страха и волнения на контрольной. Попроси родителей, друзей диктовать текст или воспользуйся аудиозаписями. Если помощников нет, поищи в гугле по запросу «диктант онлайн» специальные сайты. Некоторые из них предлагают проверить набранный текст онлайн. Существуют также интерактивные диктанты, где в тексте нужно вставить пропущенные буквы по определённому правилу русского языка. И написать диктант на отлично будет не так сложно.

Попробуй записывать слова, в которых ты чаще всего допускаешь ошибки. Так у тебя получится личный словарик, который можно будет пересматривать перед диктантом

Во время диктанта держи ушки на макушке

Проверь, чтобы ручка писала, возьми с собой запасную. Чтобы текст диктанта не был разноцветным, желательно выбирать одинаковые стержни. Внимательно слушай учителя, обычно он чётко проговаривает границы предложений и абзацев. Знаки препинания внутри обозначаются интонацией. Естественно, не при всякой паузе надо ставить запятую. Если сомневаешься в каком-либо знаке препинания, нарисуй чёрточку на его месте. Так ты сможешь вернуться и решить, что поставить на пропущенном месте. Не пугайся, если встретилось слово, в написании которого ты не уверен. Сомневаешься в выборе буквы — оставь место, потом его заполнишь, когда будешь проверять весь текст. Записывая услышанное, не повторяй вслух, иначе можешь допустить ошибку.

Помни о правилах орфоэпии: разница между произношением и написанием в русском велика, в белорусском — меньше. Если у тебя проблемы с переносом слов, попробуй хитрый способ. Слушая предложение, примерно представляй, сколько места в строчке займёт каждое слово. Набив руку дома, ты с лёгкостью всё рассчитаешь. Конечно, лучше знать правила переноса.

В диктанте не ищи ошибок там, где их нет

Текст готов, осталось его пересмотреть. Советуем сначала проверить орфографию, а затем — пунктуацию. Двигайся от последнего предложения к первому, чтобы не переключаться на смысл текста. Отстранись, будто и не ты писал, так легче найти ошибку или понять, что её нет. Однако про общий контекст предложения не забывай. Очень распространенная ошибка — слитное и раздельное написание «то же» и «тоже».

Диктант вовсе не так страшен, как тебе кажется. Главное — ответственно к этому отнесись: напиши пару диктантов заранее, заполни свои пробелы в знаниях грамматики, будь внимателен на самом испытании. Мы в тебя верим и желаем удачи.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЦТ 2022

Каталог учебных заведений Адукар

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.

С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?

Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.

Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.

Какие существуют основные правила написания диктанта?

Написание диктанта без ошибок

Важно слушать!

Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.

Сосредоточься!

Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.

Сделай проверку

Когда диктант подошел к концу, важно взять паузу и не торопясь проверить написанный материал. Сразу проверяй орфографию и только потом переходи к пунктуации, мысленно читай предложение и расставляй знаки препинания, при написании диктанта лучше при себе иметь простой карандаш, чтобы делать пометки в тех местах, где ты был не уверен, при повторной проверке, если ты поймешь, что знак должен быть в другом месте, ошибку легко убрать ластиком. Не нервничай и не торопись сдать диктант первым, от этого текст не станет лучше, а лишнее время поможет отстраниться от текста и взглянуть на него свежим, «не замыленным» взглядом. И самые простые ошибки сразу бросятся в глаза, а ты их исправишь.

Грамотность письма

Русский язык дети начинают изучать с малых лет. Родители, чтобы подготовить свое чадо перед школой, усиленно занимаются в домашних условиях или идут в центы развития. Но у большинства, первые азы грамотности дети получают все же именно в школе. Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Успех грамматики заключен в понимании, сложные правила плохо запоминаются ребенку, поэтому такие правила следует не «зазубривать», а пояснить ребенку, чтобы в будущем не возникло вопросов, которые будут нарастать и накроют его «лавиной» непонимания.

Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.

Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.

Диктант по русскому языку

Подготовка к диктанту:

Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:

Читать

Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.

Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе

Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.

Проверять себя

После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.

Повторять правила

Не пренебрегайте этим. Накануне перед экзаменом повторите правила и отправляйтесь с позитивными мыслями писать диктант. Повторять нужно не все, а только то, что вы прошли в учебную четверть, и именно то, что будет иметь отношение к вашему диктанту, дабы не устраивать в голове полную «кашу».

Тренировать зрительную память

В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.

Мотивировать себя

За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.

Ученье и труд все перетрут

Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?

  • Важно быть выспавшимся, собраться и максимально сосредоточиться только на тексте, который будет диктовать преподаватель.
  • Преподаватель обычно выделяет границы абзацев и предложений, а также читая с выражением позволяет Вам расставить знаки пунктуации в предложении верно.
  • Напиши текст и вернись к его проверке.
  • Повторно в уме прочти текст, отметь знаки препинания, проверь орфографию. Не смотри в соседскую тетрадь, ведь есть большая вероятность допустить не только свои ошибки, но и собрать чужие.

Как гласит пословица «упорство и труд все перетрут», главное не опускать руки из-за мелких неудач и постоянно заниматься, совершенствуя свои знания. Тренируйтесь, используйте онлайн-ресурсы, интересные учебные пособия, мотивируйтесь, проявляйте больший интерес к дополнительным учебным материалам и повышайте качество и уровень своих знаний, что определенно будет радовать не только вас, но и ваших родителей, ведь знания — залог успешного будущего.

Как написать диктант правильно и без ошибок

У многих школьников (да и взрослых) написание диктантов вызывает затруднение и даже страх. Опытные преподаватели убеждены, что научиться писать диктанты по родному языку может каждый, важно лишь тренироваться и соблюдать определенные правила.

Содержание:

  • Основные правила написания диктанта
  • Как подготовиться к диктанту
  • Распространенные ошибки

Основные правила написания диктанта

  1. Внимательно прослушайте текст, когда его будут читать первый раз. На этом этапе ваша задача – определить общую структуру и стиль текста, мысленно выделить его смысловые части. Постарайтесь сразу уловить строение каждого предложения, это поможет грамотно расставить знаки препинания. Внимательное прослушивание текста диктанта позволяет настроиться на работу, выявить сложные места, понять, какие орфограммы и пунктограммы будут проверяться.
  2. При написании диктанта нужно быть предельно сосредоточенным. Написав одно предложение, не «застревайте» на ошибках, которые, возможно, сделали. Сразу переключайтесь на следующую фразу, думайте о том, что пишете в данный момент. Времени на проверку дается достаточно, и у вас будет возможность все обдумать.
  3. По окончании диктовки сделайте маленькую паузу и затем приступайте к проверке. Сначала проверьте орфографию, затем пунктуацию. Важно уметь отстраниться от текста, который лежит перед вами, как будто его писали не вы. Если вам удастся сделать это, многие ошибки сами бросятся в глаза.

Как подготовиться к диктанту

Чтобы хорошо писать диктанты (и вообще быть грамотным человеком), необходимо усердно и старательно изучать родной язык. Важно:

  • Много читать. Чтение самой разной литературы (учебников, художественных книг, публицистики) развивает зрительную память, помогает запоминать написание слов;
  • Учить правила, уметь применять их при письме;
  • Постоянно тренироваться в написании диктантов и других упражнений. С этой целью можно писать диктанты, переписывать тексты, выполнять грамматические задания. Сегодня в помощь ученику есть многочисленные аудио записи с надиктованными текстами.

Накануне контрольного диктанта нужно еще раз повторить правила, пройденные за определенный период времени (например, за учебную четверть). Попросите родителей подиктовать вам текст, чтобы прорепетировать предстоящий диктант.

Самые распространенные ошибки

На что обратить внимание:

К ошибкам в диктантах приводит несколько причин. Это элементарная неграмотность, незнание правил, невнимательность, боязнь. Успешное написание диктанта — это основательная подготовка, а также умение сосредоточиться, быть предельно внимательным, не отвлекаться. Побороть страх можно постоянными тренировками. Если вы будете регулярно писать под диктовку, то привыкнете к этому виду заданий и в классе будете чувствовать себя уверенно.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать некомплект
  • Как правильно написать некомпетентность
  • Как правильно написать некого или никого
  • Как правильно написать неисправен вместе или раздельно
  • Как правильно написать неиспользованный отпуск вместе или раздельно