Для чего нужна объяснительная записка?
Объяснительная записка — документ, который, в соответствии со ст. 193 ТК РФ, работодатель должен затребовать у подчиненного, прежде чем наложить на него дисциплинарное взыскание в виде выговора, замечания или же увольнения. Объяснительную сотрудник обязан представить работодателю в течение 2 дней с момента затребования.
Понятие «опоздание» прямо не раскрывается в ТК РФ. Однако оно вполне может быть квалифицировано как нарушение работником своих обязанностей и послужить поводом для дисциплинарного взыскания, так как в соответствии с положениями ст. 189 ТК РФ обязанностью сотрудника является соблюдение правил внутреннего распорядка, которыми, в частности, закрепляется график работы.
Сущность объяснительной записки об опоздании на работу — в ознакомлении работодателя с причинами, повлекшими совершение сотрудником проступка. Само по себе предоставление объяснительной не гарантирует последующего освобождения работника от предусмотренного ТК РФ дисциплинарного взыскания. Но те факты, которые в ней изложены, работодатель обязан принять во внимание, чтобы оценить соразмерность проступка и применяемых впоследствии дисциплинарных мер. Сотрудник может и не предоставлять работодателю объяснительную, но в этом случае компания вправе применить к нему дисциплинарное взыскание.
Если работник не представляет объяснительную, его нужно уведомить о необходимости составления такого документа.
Как составить уведомление работнику о необходимости дать письменные объяснения, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Объяснительная за опоздание: структура документа
То, как должна выглядеть объяснительная записка, не регламентируется ни ТК РФ, ни прочими федеральными НПА. Но если следовать деловой практике, то можно составить документ со следующей структурой:
- дата составления;
- заголовок — «Объяснительная записка»;
- сведения о составителе записки и о том, кому она адресована;
- текстовый блок с разъяснениями в отношении проступка;
- Ф.И.О. и подпись сотрудника.
В левой верхней части документа можно указать название структурного подразделения, в котором работает составитель записки. Сведения о получателе (Ф.И.О. и должность руководителя) фиксируются в правой верхней части документа.
Ниже по центру размещается название документа. Желательно заглавными буквами, шрифт на 2–4 размера больше основного.
Следующий элемент объяснительной — текстовый блок с разъяснениями причин опоздания. Его правомерно считать самым важным, ведь именно он определяет, какой будет реакция работодателя на проступок.
Как составить текст объяснительной?
В объяснительной записке должны найти отражение:
- точные даты, время осуществления сотрудником действий, на которые он ссылается, события, в которых он участвовал;
- причины, непосредственно предопределившие опоздание на работу.
При оформлении записки следует придерживаться официально-делового стиля.
Что касается первого пункта, рекомендуется однозначно писать о том, что речь идет об опоздании, а также о том, на какой отрезок времени относительно рабочего графика. Не следует писать фразы наподобие «явился на работу несколько позже обычного».
Говоря о причинах, фиксируемых в объяснительной об опоздании на работу, желательно дать работодателю увидеть корень проблемы. Тот факт, что человек проспал, может быть обусловлен самыми разными причинами. То, что на улице всю ночь велись строительные работы и было очень шумно, — это одно, участие в геймерском турнире по интернету до утра — совсем другое.
Каков оптимальный объем объяснительной?
Относительно объема текстового блока объяснительной есть разные точки зрения. Некоторые считают, что документ должен максимально кратко излагать факты, имеющие отношение к проступку. Однако есть те, кто полагает, что работнику следует раскрыть сведения о причинах опоздания как можно подробнее, чтобы работодатель мог принять однозначное решение о том, стоит ли применять дисциплинарное взыскание или можно обойтись устным внушением, а то и вовсе признать причину опоздания уважительной.
Справедливо полагать, что всё зависит от конкретной ситуации. Например, если сотрудник опоздал на работу по причине того, что не успел на автобус, метро или электричку, уместно разъяснить, по какой именно причине это произошло. Причины опоздания из-за того, что в квартире заклинило дверной замок, и из-за незаведенного будильника различаются в плане оценки уважительности, хотя и привели к одному результату. Поэтому в таком случае имеет смысл детализировать рассказ.
В свою очередь, если автобус попросту не вышел на линию по расписанию, особых подробностей здесь, вероятно, не понадобится — достаточно будет указания на сам факт того, что график движения транспорта был нарушен. Но в этом случае работодатель, вероятно, пожелает убедиться, что это было действительно так. В связи с чем сотруднику, возможно, придется сопроводить объяснительную дополнительными источниками, подтверждающими изложенные факты.
Какими они могут быть и как должны предоставляться работодателю?
Дополнительные документы, подтверждающие уважительную причину опоздания
В подтверждение того, что причина опоздания уважительная, сотрудник может приложить к записке дополнительные документы непосредственно с пометкой «Прилагаю следующие документы». Либо нужно сослаться на возможность их предоставления в любой момент по требованию работодателя. Подобным документом может быть квиток со штрафом, выписанным сотрудником ГИБДД, остановившим опоздавшее в связи с этим на работу лицо за нарушение (работнику пришлось потратить время на оформление соответствующего взыскания).
Доказательной базой в данном случае могут быть и электронные источники, например, видеозапись на телефоне, трансляция с публичных веб-камер или новостные сообщения, если причина опоздания связана с задержкой или невыходом транспортного средства на линию по расписанию в связи с непогодой. Также может быть уместно разместить соответствующий контент на облачном сервисе и указать в объяснительной ссылку на его скачивание или просмотр.
Как удостоверяется получение объяснительной работодателем?
Тот факт, что объяснительная получена работодателем, желательно документально зафиксировать — это в интересах обеих сторон трудового договора. В ТК РФ сказано лишь о том, что работодателю следует фиксировать посредством составления соответствующего акта факт непредставления объяснительной. Но, как показывает практика, следование данной норме может оказаться недостаточным.
Для работодателя получение объяснительной подтверждается ее фактическим наличием. Главное, чтобы она не потерялась: если сотрудник решит доказать в суде или в Трудовой инспекции уважительность причины своего опоздания, работодатель должен иметь возможность предъявить суду соответствующий документ. Если он потеряется, то затребовать новый получится, только если с момента возникновения ситуации с опозданием прошло не более месяца (абз. 3 ст. 193 ТК РФ).
Что касается сотрудника, ему важно быть уверенным, что работодатель впоследствии не составит неправомерный акт о непредоставлении объяснительной, сделав вид, что не получал ее. Поэтому при передаче этого документа в кадровую службу работнику следует попросить секретаря или кадровика снять копию и проставить на ней отметку о получении.
Другой вариант — включить в структуру объяснительной дополнительный элемент — блок с формулировкой «Получил», «Принято» либо «С документом ознакомлены» с указанием Ф.И.О. и должности принявшего документ сотрудника. В этом случае объяснительную следует распечатать в 2 экземплярах, после чего на каждом из них проставить подписи сотрудника и кадровой службы.
Где можно скачать образец объяснительной записки об опоздании на работу?
Загрузить бланк и образец объяснительной за опоздание, подготовленный нашими экспертами, вы можете беспллатно, кликнув по картинке ниже.
Объяснительная записка об опоздании на работу
Скачать
Бывают ситуации, когда сотрудник отказывается давать объяснения о причинах опозданий. В этом случае нужно составить акт об отказе работника от дачи объяснений по факту нарушения дисциплины.
Как правильно составить такой документ и в течение какого времени его нужно оформить, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобу все сделать правильно, оформите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель по кадровым вопросам.
Итоги
Объяснительная записка об опоздании — официальный документ, значимый для обеих сторон трудового договора. Сотрудник, предоставляя ее, получает шанс избежать дисциплинарного взыскания, если опоздание было вызвано уважительными причинами и их удалось убедительно изложить в документе. Непредоставление объяснительной дает работодателю полное право наложить дисциплинарное взыскание на работника. Для сотрудника важно убедиться в корректности структуры объяснительной, а также удостовериться в том, что работодатель принял ее и это документально зафиксировано.
Для работодателя получение объяснительной важно, во-первых, потому, что ее затребование — обязанность, прописанная в ТК РФ, а во-вторых, для поддержания трудовой дисциплины в коллективе (человек, которого однажды обязали писать соответствующий документ, скорее всего, постарается не давать поводов для получения подобных распоряжений повторно).
Ознакомиться с прочими документами, применяемыми в кадровом документообороте, вы можете в статьях:
- «Как составить докладную записку (правила, бланк, образец)?»;
- «Кадровые документы, которые должны быть в организации».
Добавить в «Нужное»
Объяснительная записка об опоздании на работу
В некоторых случаях опоздание сотрудника на работу может стать причиной серьёзных негативных последствий для компании. Прежде чем к опоздавшему будет применено наказание, работником должна быть написана объяснительная записка об опоздании на работу.
Что такое проступок?
Наказание может быть применено, если работник совершил нарушение — дисциплинарный проступок. К такому нарушению законодатель относит:
- выполнение трудовых обязанностей ненадлежащим образом (и в этом должна присутствовать вина работника);
- невыполнение по своей вине трудовых обязанностей.
В ст. 21 ТК РФ перечислены основные обязанности работника. Трудящиеся должны добросовестно соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и дисциплину труда, выполнять свои трудовые обязанности.
Опоздание — проступок?
Время начала рабочего дня и его окончания — обязательные условия трудового договора. А соблюдение его условий — обязанность обеих сторон. Это означает, что все сотрудники должны присутствовать на рабочем месте в течение установленного режимом рабочего времени. А все исключения из этого правила должны быть отдельно оговорены, например, для некоторой категории работников или при выполнении поручений руководства за пределами рабочего места.
Поэтому несоблюдение рабочего режима — приход позже начала рабочего дня или уход с работы до конца рабочего дня может рассматриваться как дисциплинарный проступок. Поэтому за опоздание работодатель вправе применить предусмотренные меры взыскания.
Какие меры могут быть приняты?
В трудовом праве предусмотрены следующие виды взысканий:
- замечание (наиболее мягкое наказание);
- выговор;
- увольнение (наиболее строгое наказание).
Для некоторых работников законодательством предусмотрены и иные виды наказаний. Например, к сотрудникам таможни может быть применён строгий выговор.
Увольнение за опоздание
Отсутствие на работе без уважительных причин свыше четырёх часов подряд в течение рабочего дня (смены) рассматривается как прогул. А за него может быть применено увольнение (пп.»а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Поэтому опоздание может стать причиной прекращения трудовых отношений, только если:
- опоздание произошло без уважительных причин;
- работник опоздал более чем на 4 часа.
Для увольнения эти два условия должны совпасть вместе.
Как наказать за опоздание?
Опоздание должно быть зафиксировано. В качестве такой фиксации можно применить, например, докладную от руководителя о том, что его подчинённый опоздал.
Перед тем, как применить какое-либо наказание, работодатель обязан истребовать объяснение от работника. Такое требование составляется в свободной форме. Его можно и не оформлять письменно, если работник готов объясниться. Если же ситуация конфликтная, то работодателю следует потребовать объяснений в письменном виде.
Если работник откажется от объяснений, то после двух дней руководство вправе составить об этом акт. На основании объяснения или акта о непредоставлении объяснений руководство должно издать приказ о применении выбранного им дисциплинарного взыскания. Этот приказ в течение трёх рабочих дней нужно объявить опоздавшему под подпись. В эти дни не входит отсутствие работника. Если работник откажется от ознакомления с приказом и проставления подписи на приказе, то руководству следует составить акт об этом.
Объяснительная
Законодательством не установлена форма объяснения работника о совершенном им нарушении. Исходя из сути этого документа, в нем должны быть отражены:
- данные нарушителя (И.Ф.О., должность);
- дата составления документа;
- время прихода на работу;
- причины опоздания.
Объяснительная составляется от первого лица в одном экземпляре.
Скачать образец объяснительной записки об опоздании на работу
Закон не обязывает работника писать объяснительную записку в связи с опозданием на рабочее место. Но ее составление необходимо ему, чтобы объяснить свое отсутствие, а руководству и кадрам — чтобы всесторонне оценить ситуацию и принять правильное решение относительно провинившегося лица. Рассказываем, как ее правильно составить, и приводим образцы для разных ситуаций.
Зачем нужна объяснительная записка за опоздание
Если работник не пришел вовремя на работу, не важно, по какой причине: опоздал, проспал или застрял в пробке, то это расценивается как нарушение дисциплины. Но наказать за это руководство компании вправе только при соблюдении определенных юридических требований, предусмотренных ТК РФ: начальнику требуется убедиться, что подчиненный точно виноват, иначе работник оспорит привлечение его к дисциплинарной ответственности.
Опоздавшим человека считают, если он отсутствует на работе длительностью от 1 минуты до 4 часов. А отсутствие на рабочем месте без уважительной на то причины более 4 часов — уже прогул, за которое даже грозит увольнение (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Причины, когда человек опаздывает на работу, бывают серьезными и уважительными: прорвало трубу, попал в аварию, возникли проблемы со здоровьем у ребенка. А иногда и неуважительными: человек элементарно проспал. Но решение о степени уважительности и необходимости наказать работника принимает работодатель. Записка, объясняющая причины, поможет работнику оправдаться, а работодателю — дать оценку сложившейся ситуации и помочь принять правильное решение.
Чтобы разобраться в причинах опоздания, на основании ст. 193 ТК РФ сотруднику необходимо написать объясняющую их записку. Причем ее надо представить в течение 2 дней — это максимальный срок на подготовку и оформление документа.
Можно ли отказаться от написания объяснительной записки при опоздании
Это необязательный для работника документ. И нельзя принудить его написать: закон позволяет отказаться от такой бумаги. Это не повлияет на то, что работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание по отношению к сотруднику. Но факт отказа от дачи дополнительных пояснений наниматель обязан зафиксировать в акте в присутствии двух свидетелей, которые должны будут подписать документ.
Другое дело, что работнику самому выгодно давать пояснения. Возможно, тот факт, что подчиненный признал свою вину, задобрит руководство, и у сотрудника получится избежать наказания. По крайней мере, в первый раз. Если речь идет о заядлом прогульщике, то за многократные нарушения трудовой дисциплины работника вправе и уволить.
Как составляется объяснительная записка
Правила составления пояснительной об опоздании не прописаны ни в одном нормативном акте, а бланк необходимо взять только у сотрудников отдела кадров компании, если он у них разработан. Но документ относится к внутренней документации, поэтому обращаться к руководству надо в свободной форме.
Но есть некоторые общие требования, которым необходимо следовать. Все они учтены в образце, который предоставлен ниже. В частности, для записки обязательны следующие реквизиты:
- ФИО и должность руководителя;
- ФИО и должность опоздавшего сотрудника;
- наименование документа;
- текст с непосредственным объяснением причин и обстоятельств;
- приложение — доказательства (если есть);
- дата составления;
- подпись работника.
Рекомендуем указывать в записке реальную причину, из-за которой опоздали на работу. Иногда сотрудник указывает вымышленную причину, которая представляется ему серьезной и уважительной, но никакая информация ее не доказывает. Такой обман вскрывается быстро, и отношение начальства к подчиненному-лгуну резко меняется. Обманывать руководство не стоит. Если проступок совершен не по уважительной причине, правильно: признать ошибку и письменно сообщить об этом в документе.
Пример объяснительной за опоздание
Нередко опоздание на работу происходит не по злому умыслу человека, а по стечению обстоятельств. И работодатели часто с пониманием к этому относятся. Наверняка каждый опаздывал из-за проблем с транспортом или из-за неблагоприятных погодных условий. В этом случае наниматель ограничится устными объяснениями сотрудника. Но если директор потребовал письменное подтверждение, то его желательно подготовить и предоставить.
Вот как выглядит пример объяснительной записки об опоздании на работу из-за проблем с транспортом (наличие пробок):
Иногда приходится писать объяснительную по причине того, что проспал на работу. Здесь уже работодатель примет решение, насколько уважительна такая причина. Если вы напишете, что проспали, потому что забыли поставить будильник, то это оправдание слабое. А если, например, вы укажете, что сломался будильник, то такой вариант выглядит убедительнее. Безусловно, надежнее, если вы докажете это справкой из мастерской, в которую его отнесли.
За что не вправе наказывать
Существует перечень причин, которые считают уважительными. К ним относятся:
- болезнь самого работника или его близкого родственника;
- поход в медучреждение или в иную государственную организацию;
- чрезвычайное происшествие;
- участие в государственных процессах (в суде);
- коммунальная авария (прорыв труб);
- форс-мажорные ситуации, не зависящие от воли сотрудника (например, поломка лифта или задержка транспортного рейса).
Перечень уважительных причин опоздания нормативными документами не определен. Работодатель сам в каждом конкретном случае решает, является причина задержки работника уважительной или нет (см. Письмо Роструда от 31.10.2008 № 5916-ТЗ, Определение Конституционного Суда от 17.10.2006 № 381-О).
Если вы опоздали по одной из перечисленных причин, то так и пишите в записке.
Вот пример, как пишется, что опоздал по уважительной причине из-за коммунальной аварии:
Работодатель рассмотрит ваше объяснение и примет решение. Скорее всего, меры дисциплинарного воздействия применять к вам не станут. Но учтите: уважительную причину необходимо подтвердить документально. Например, если причина опоздания — посещение медицинского учреждения, то к записке прикрепите справку от врача, а в случае коммунальной аварии — справку из ЖЭКа. В противном случае наказание обоснованно.
От опозданий и других мелких нарушений дисциплины на работе никто не застрахован. Обычно в такой ситуации руководство просит написать объяснительную.
Наталья Куулар
специалист по кадровой работе
Я расскажу, как сделать это правильно — так, чтобы и отношения с начальником не испортить, и работу не потерять.
Что такое объяснительная записка
Объяснительная записка — это документ, в котором работник объясняет своему руководителю, почему на рабочем месте возникла та или иная ситуация.
Чаще всего она связана с проступками работника — например, прогулял, опоздал на работу или потерял важные документы.
А бывает и так: отчет вовремя не сдан, потому что коллега прогулял и не предоставил данные. В этом случае объяснительная поможет руководству разобраться, кто виноват на самом деле. И грамотно составленная объяснительная записка помогает избежать ответственности или смягчает ее.
Если отказаться писать объяснительную, обычно это означает, что работник признает свою вину, и чаще всего приводит к дисциплинарному взысканию или даже увольнению.
Юридическое значение. Порядок, как требовать объяснения с работника, есть в трудовом кодексе: если работодатель считает, что работник в чем-то виноват, сразу наказывать его нельзя. Надо предложить письменно объяснить причины произошедшего — именно для этого и нужна объяснительная записка. Работнику дают не менее двух рабочих дней, чтобы ее подготовить.
Если два дня прошло, а работник так и не предоставил пояснений, об этом составят акт. После этого можно наказывать. Работодатель имеет право наказать работника дисциплинарным взысканием, например замечанием, выговором или даже увольнением. Получается, что объяснительная тесно связана со взысканиями. Но если отказаться писать объяснительную, от взыскания это не спасет.
Когда работодатель получил объяснительную или отказ работника писать ее, у него есть два варианта.
Первый — понять и простить работника. Такое случается редко, но бывает. Например, работник приведет уважительные причины, которые объяснят проступок. Или начальник перестанет сердиться и решит его не наказывать. Наложить дисциплинарное взыскание — право руководителя, а не обязанность.
Второй — в течение месяца со дня, когда проступок обнаружат, издать приказ о дисциплинарном взыскании. Такой приказ нужно объявить работнику под подпись в течение трех рабочих дней со дня издания. Работник может отказаться с ним знакомиться, но приказ от этого не становится недействительным. Дальше работник на свое усмотрение либо соглашается с этим приказом, либо обжалует его в государственной инспекции труда или в суде.
Зачем пишут объяснительную записку
Объяснительная — это способ оправдаться перед руководством. Даже в самых, казалось бы, сложных случаях это может помочь. Как это работает — объясню на примерах.
Допустим, менеджер Петров опоздал на работу. Это заметил начальник и потребовал объяснений.
Петров может отказаться от дачи объяснений совсем — за сам отказ его не накажут. Но подождут два рабочих дня и накажут уже за опоздание: объявят выговор или замечание. Сказать потом в суде, что наказывать без объяснительной было нельзя, не получится, ведь у Петрова была возможность ее написать. А то, что он по собственной воле отказался, не оправдание.
На мой взгляд, отказ — не лучший вариант. Это выглядит как конфронтация сотрудника с руководством. И руководству непонятна не только причина, но и то, что работник собирается делать потом — вдруг он и дальше собирается опаздывать.
Петров может поступить по-другому. Например, написать в объяснительной так:
Иван Петрович, я проспал, поэтому не успел на работу вовремя. Больше такого не повторится.
Работника, скорее всего, накажут: причина опоздания неуважительная. Но даже такая объяснительная лучше, чем никакой. Начальник видит, что работник осознает свою неправоту, не уходит в оппозицию и готов исправиться.
Но объяснительная может быть и такой:
11.12.2019 года я действительно явился на рабочее место с опозданием на 1 час. Причина: в моем подъезде прорвало трубу отопления, в результате чего подъезд залило кипятком и выйти в него из квартиры было невозможно.
Поскольку опоздание произошло по независящим от меня причинам, прошу не применять ко мне дисциплинарные взыскания.
Справку из УК о прорыве трубы прилагаю.
В этом случае наказать человека уже сложнее: он опоздал по независящим от него причинам. Работодатель должен проверить информацию: если она подтвердится, работника не накажут, поскольку основания для взысканий нет.
Даже если начальник не примет доводы сотрудника и решит его наказать, при наличии такой объяснительной и справки приказ будет проще обжаловать в трудовой инспекции и в суде.
Когда могут потребовать объяснений от сотрудника. Писать объяснительную — это право работника. Он может им воспользоваться, а может и отказаться.
А вот потребовать от работника объяснительную — обязанность работодателя, и отказаться от нее работодатель не может. Без этого нельзя издать приказ о дисциплинарном взыскании или удержать деньги из оклада работника. Без объяснительной работника или без попытки ее истребовать такой приказ незаконен.
Но на практике объяснительную требуют при любом нарушении на работе. Причем требовать могут не только с виновного, но и со свидетелей происшествия, очевидцев или с непосредственного руководителя виновного.
Например, приехал водитель в гараж на поврежденном автомобиле. Начинают собирать объяснительные у всех: у водителя, пассажиров, начальника гаража. При этом, возможно, руководство знает, что водитель не виноват, — возможно, ДТП произошло по вине другого водителя. Но объяснительные нужны, чтобы подтвердить невиновность водителя и не взыскивать с него деньги за ремонт.
Особенность объяснительной — ее требуют до того, как наказать человека. И не факт, что в результате человека накажут. Бывает, что руководство удовлетворяют пояснения и приказ о дисциплинарном взыскании не издается.
Давать объяснения — это не обязанность работника. Отказаться от дачи объяснений может любой. И у работодателя нет права обязать работника давать письменные пояснения. Работодатель — не следователь, а объяснительная — это не показания на допросе.
Все о работе и заработке
Как сменить профессию, получать больше и на чем заработать. Дважды в неделю в вашей почте
Виды объяснительной
На практике есть всего два вида объяснительных записок. В законе они не закреплены, но в реальной жизни их пишут всего в двух ситуациях.
Оправдательная. В ней работник поясняет причины собственного бездействия или неправильных действий.
Пояснения или описание действий других лиц. Такую объяснительную пишут, если виновников проступка несколько и работодателю непонятно, кто из них виноват в произошедшем. В этом случае всех участников просят написать, что происходило, кто и что делал. Написанное анализируют — и уже после этого делают выводы о виновности или невиновности участников.
Уведомление работника о даче объяснения
Часто бывает такая ситуация: начальник врывается в кабинет и заявляет работнику: «Пиши объяснительную!» В этом случае нарушен порядок уведомления работника. Даже если он напишет объяснительную и его потом обоснованно накажут, он сможет оспорить взыскание в суде. И велика вероятность, что взыскание отменят. Суд может решить, что работодатель нарушил порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.
На самом деле наказать работника правильно, по закону и так, чтобы он не смог потом оспорить взыскание в суде, не так-то просто. Хотя процедура наложения взыскания прописана в трудовом кодексе, работодатель должен соблюсти все формальности, чтобы взыскание потом не отменили.
Но так бывает не всегда: часто руководители действуют исходя из собственных соображений о дисциплинарных взысканиях. Это работает, но только до тех пор, пока один из наказанных не обратится в суд или в трудовую инспекцию. Там начинают проверять все, в том числе соответствовала ли процедура формальным требованиям трудового кодекса. И если работодатель хоть что-то пропустил — велик шанс, что взыскание отменят, а работник потом получит право на возмещение ущерба.
Поэтому в интересах любого работника — знать обо всех формальностях. Если начальник что-то сделает не по закону, шанс оспорить взыскание увеличивается. С точки зрения закона работодатель должен соблюдать следующий алгоритм:
- Составить акт о нарушении. В акте зафиксировать время нарушения и его суть — что именно произошло. А еще перечислить всех участников событий.
- Потребовать от работника написать объяснительную. Можно сделать это двумя способами. Первый — издать распоряжение или приказ с требованием, чтобы работник объяснил обстоятельства. Но так обычно делают в случае, если ситуация может привести к разбирательствам в суде или крупному конфликту. Второй способ — устно предложить работнику написать объяснительную. Этот способ проще, но доказать позицию в суде в случае конфликта будет сложнее.
- Дать работнику после этого минимум два рабочих дня, чтобы написать объяснительную. За это время он может ознакомиться со своими должностными инструкциями, приказами или даже проконсультироваться с юристами. Торопить работника при этом нельзя. Издавать приказы или распоряжения о наказании в течение этих двух дней тоже нельзя — их потом можно оспорить именно по той причине, что была нарушена процедура.
- Если работник подготовил объяснительную — ее рассматривает руководитель.
- После рассмотрения объяснительной издают приказ о взыскании или не издают его. Это решает руководитель. Если работник отказался писать объяснительную, составляют акт об отказе. Но даже в этом случае в обязательном порядке должны подождать два рабочих дня.
- С момента составления акта о нарушении до дня издания приказа не должно пройти больше 30 дней. В этот срок не входит отпуск или болезнь виновника. Если прошло больше 30 дней — приказ о взыскании также можно оспорить.
Если хотя бы один пункт в этом алгоритме пропущен — шансы оспорить взыскание увеличиваются.
Уведомить работника о необходимости дать объяснения не всегда просто. Обычно процедура выглядит так: уведомление о даче объяснений прописывается в приказе или распоряжении о проведении служебной проверки, а работник расписывается в нем. С этого момента он ознакомлен и все формальности соблюдены.
Но бывают ситуации, когда работник знает, что его накажут или уволят, и всячески уклоняется от ознакомления. А потом, когда его все же увольняют, — идет в суд и заявляет, что его права нарушены.
Такая тактика работает не всегда. В этом случае работодатель имеет право уведомить работника любым доступным способом: телеграммой, смс, сообщением в мессенджере или заказным письмом с уведомлением о вручении.
Вот пример из суда. Мужчина прогулял работу. Его уволили, и он пошел в суд. Он считал, что, раз работодатель не требовал у него объяснительную, можно претендовать на восстановление на работе и оплату вынужденного прогула. И компенсацию морального вреда он тоже попросил.
В суде выяснилось, что после прогула мужчина перестал появляться на работе, и его пытались уведомить о необходимости дать объяснения телеграммой. Правда, он не стал получать телеграмму, но вручить ему ее пытались.
Суд решил, что работодатель все сделал правильно. В трудовом кодексе сказано, что уведомлять работника обязательно, а вот в какой форме это делать — не сказано. И если человек на работу не является — можно сделать это и телеграммой. А то, что он не захотел ее получать, — не проблема работодателя. Свои обязанности он выполнил. Увольнение мужчины признали законным, никакой компенсации он не получил.
Правила составления объяснительной
Форма. Единой установленной законом формы для объяснительной нет. Она может зависеть от ситуации. Но, как правило, ее составляют коротко и сухо, ограничиваясь изложением фактов и обстоятельств.
Структура текста. Я рекомендую составлять текст объяснительной следующим образом:
- Укажите полное наименование должности руководителя и наименование организации, например «генеральному директору ООО „Рога и копыта“ Петрову В. В.».
- Укажите автора объяснительной — полностью напишите свою фамилию, имя, отчество и должность в организации.
- Название документа — «объяснительная».
- В некоторых случаях можно указать место составления документа. Иногда это важно — например, если работник находится на больничном и пишет объяснительную не на рабочем месте, а дома.
- Изложите обстоятельства нарушения и причины, по которым оно произошло, место и время.
- Опишите собственную роль в нарушении: что делали, почему и чем руководствовались.
- Укажите последствия нарушения. Это важно: иногда отсутствие последствий смягчает тяжесть наказания. Например, если важный документ потеряли безвозвратно — это может привести к серьезным убыткам. А если этот документ потеряли, но быстро нашли, — последствий нет, значит, и взыскание может быть мягче.
- К чему это привело.
- В конце обязательно поставьте подпись и укажите дату написания.
В результате получится примерно такой документ:
Формулировка причины. Объяснительные пишут не только из-за нарушений. Например, в тексте работник может указать так:
Я написал объяснительную по устному указанию мастера производственного участка.
Если взыскание, которое наложат после такой объяснительной, будут оспаривать в суде, работодатель может оказаться в неприятной ситуации. Особенно если не сможет подтвердить, что письменно уведомлял работника о необходимости написать объяснительную.
А если в объяснительной написано по-другому — все в порядке.
Объяснительная подготовлена на основании приказа директора предприятия о проведении служебной проверки.
Обязательные реквизиты. В законе обязательные реквизиты объяснительной записки не перечислены. Но это не значит, что писать можно что и как угодно. Документ составляют по общим правилам делопроизводства вашей организации. Проще всего узнать эти правила в отделе кадров, секретариате или в канцелярии.
Но в любом случае нужно указать следующее.
Адресат объяснительной — как правило, это руководитель организации или человек, который по своим должностным обязанностям вправе принять решение о наказании.
Адрес — полное наименование организации.
Приложения — любые документы, которые подтверждают доводы работника. Это могут быть справки — например, о болезни, травме или о ДТП. В некоторых случаях они могут подтвердить, например, что опоздание или прогул произошел не по вине работника.
А еще это может быть постановление о возбуждении уголовного дела или справка из травмпункта — если работник стал жертвой преступления. В этом случае тоже можно избежать наказания.
А вот прикладывать к объяснительной документы, подтверждающие собственную вину, работник не обязан.
Сроки написания
На написание объяснительной работнику обязаны предоставить не менее двух рабочих дней. В этот срок не входит период отпуска и болезни.
Как это работает — проще объяснить на примере. Например, работника попросили написать объяснительную сегодня, а с завтрашнего дня у него отпуск по графику. Торопиться в этом случае не стоит — можно спокойно уйти в отпуск, отгулять его, а после выхода останется еще один день — его как раз хватит для того, чтобы написать объяснительную.
Иногда бывает такая ситуация: работник находится в отпуске, а начальник требует срочно явиться, чтобы написать объяснительную. Чтобы все было по закону, работника должны приказом отозвать из отпуска — хотя бы на один день.
Сделать так можно только с письменного согласия работника, а если он не согласится — заставить его нельзя. После этого он пишет объяснительную, а этот день ему либо прибавляют к отпуску, либо предоставляют в другое, удобное для работника время.
Отозвать человека с больничного, чтобы он написал объяснительную, по закону нельзя. Это законом не предусмотрено — придется ждать, пока больничный лист не закроют.
Можно ли отказаться писать объяснительную
Конституция РФ разрешает не свидетельствовать против себя. Причем это относится не только к уголовно наказуемым деяниям и административным правонарушениям. В трудовом праве действует тот же самый принцип.
Если человек считает нужным оправдываться — он может использовать для этого любые законные методы и приводить в объяснительной любые доводы.
Но если он считает, что объяснения могут ему навредить, или просто не хочет их давать — можно отказаться. Это не нарушение.
Последствия отказа от составления объяснительной. Отказаться от составления объяснительной можно в любой момент. Но не всегда это разумное решение. Такой отказ не решает проблему и не освобождает от ответственности за совершенный проступок.
Чаще всего отказ дать объяснения работодатель расценивает как признание вины. Логика такая: мы человеку предложили все объяснить, а он отказался. Значит, виноват. В любом случае право на защиту и объективное разбирательство работнику предоставляют.
А еще молчание может быть расценено так, будто работник совершил проступок намеренно и умышленно. И наказание в этом случае может оказаться более жестким, чем если проступок совершен случайно и без злого умысла.
Работники должны понимать: их руководство не может знать, что у них происходит, пока они сами об этом не расскажут. Объяснительная — одна из форм такого рассказа. Она официальная, не всегда приятная и часто заканчивается применением мер дисциплинарного характера. Но именно от содержания объяснительной и зависит жесткость этих мер. И разница здесь — от устного замечания до увольнения.
Когда могут уволить. Уволить за то, что работник отказался писать объяснительную, нельзя. Уволить или наказать могут только за сам проступок — то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
А обязанности писать объяснительную у работника нет. Хотя отказ и не освобождает от дисциплинарного взыскания.
Акт об отказе. Может возникнуть ситуация, когда сотрудник категорически отказывается писать объяснения. Тогда отказ нужно зафиксировать. Для этого составляют акт об отказе.
Такой акт впоследствии позволяет работодателю подтвердить, что работнику на самом деле предлагали объясниться, но он от этого права отказался. Составлять его можно только по истечении двух дней, которые по закону положены на объяснительную. Раньше составить акт нельзя — вдруг работник все же передумает.
Составляется такой акт комиссией. В нее обычно входит не менее трех человек: представитель руководства и еще два сотрудника. Это должны быть незаинтересованные лица, иначе правомерность такого акта можно будет оспорить.
В акте указывают следующее:
- Название организации.
- Заголовок — акт об отказе в даче объяснений.
- Дата и место составления.
- Краткое описание нарушения, которое отказался объяснять работник.
- Причины отказа — они записываются со слов работника. Если человек не хочет о них говорить — можно написать, что пояснить причину отказа он не захотел.
- Подписи руководителя и двух членов комиссии, составившей акт.
- Регистрационный номер документа.
Не пожелавший объясняться сотрудник должен ознакомиться с актом под подпись.
Сроки хранения объяснительной
Работодатель, получив объяснительную записку, проставляет на ней регистрационный входящий номер документа и обязательно — дату приема.
Срок хранения объяснительной зависит от ее содержания.
Если такая записка содержит информацию о нарушении правил внутреннего трудового распорядка — она хранится не менее 1 года.
Если в записке есть информация о привлечении к ответственности лиц, нарушивших трудовую дисциплину, по вопросам служебного поведения или по урегулированию конфликта интересов — такую записку нужно хранить не менее 5 лет.
Сложнее всего с государственными гражданскими или муниципальными служащими. Объяснительные записки о фактах коррупционных нарушений, о соблюдении требований к служебному поведению, регулированию конфликта интересов или по служебным проверкам в отношении госслужащих нужно хранить постоянно.
Для руководителя важно соблюдать эти сроки — так он всегда сможет подтвердить, что сделал все правильно и ничего не нарушил.
Многие руководители считают, что, если складывать объяснительные в папку, потом можно уволить работника в любой момент. Просто достать все его объяснительные из этой папки, объявить ему разом взыскания за все допущенные нарушения — и можно увольнять.
Но так не получится. Если в течение месяца работника не наказали, потом, даже если он признается, что совершил нарушение, это не поможет его уволить. Считается, что, если руководитель за месяц не воспользовался своим правом наложить взыскание, потом это сделать уже нельзя.
Образцы объяснительных записок
Работники, когда составляют объяснительные, часто допускают ошибки. Бывают ситуации, когда правильные и грамотные пояснения помогают или исправить ситуацию, или избежать наказания. Но вместо этого работник своими пояснениями только усугубляет ситуацию.
Люди начинают объясняться по одному факту, а после прочтения объяснительной становится видно, что тут не одно нарушение, а несколько и допускались они систематически. В этом случае наказание всегда бывает строже.
Я советую при написании объяснительных следовать следующим правилам:
- Не пишите много. Длинные и красивые повествования только запутывают руководство. Ему сложно разобраться и понять, кто на самом деле виновен. По моему личному опыту, чем длиннее объяснительная записка — тем длиннее приказ о взысканиях.
- Пишите только то, что имеет отношение к делу. Не нужно начинать описание с того, как вы встали и позавтракали. Начинайте сразу с момента нарушения.
- Объясняйте ситуацию руководителю. Вам никто не запрещает приводить доводы в свою защиту — пользуйтесь этим.
- Будьте объективны. Не стоит перекладывать вину за пьяный загул на рабочем месте на звезды и полнолуние или на соседку с пустыми ведрами, которую вы встретили в подъезде. Если объективных доводов в свою защиту нет — проще признать вину.
- Не пишите красиво — пишите просто. Чем сложнее предложения, тем хуже воспринимается текст.
- Хорошая объяснительная — краткая объяснительная. В ней все просто, понятно и нет бессмысленных слов.
- Грамматические ошибки, помарки и зачеркивания, нечитаемый почерк и грязная бумага раздражают руководство.
Приведу несколько примеров реальных объяснительных и расскажу, как их можно было написать правильно.
По поводу происшествия. К сожалению, чаще всего возникают такие происшествия, как распитие спиртных напитков на рабочем месте.
Вот пример: несколько сотрудниц распивали спиртное на работе. Попались. Пришлось объясняться перед руководством. В результате появилась вот такая объяснительная.
Девушки честно старались оправдаться, но из этого текста руководству видно, что они договаривались весело провести время заранее, все спланировали. И не появились на рабочем месте пьяными случайно после работы, а целенаправленно употребляли спиртное именно там.
В данном случае о намерениях идти в сауну можно было умолчать, а просто признать факт появления на рабочем месте в нетрезвом виде. И написать, например, так:
Факт появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии признаю. Обещаю, что больше такого не повторится.
За прогул, опоздание и за нарушение трудовой дисциплины. Это распространенное нарушение.
У опозданий и прогулов часто бывают уважительные причины. Например, человек может сам заболеть, попасть в больницу, в ДТП или у него может заболеть ребенок.
Как правило, если работник может это подтвердить, наказывать его не за что. За дисциплинарный проступок можно наказать, только если он произошел по вине работника. Если вины работника нет — не будет и наказания.
Из этой объяснительной видно, что человек знал о рабочем распорядке, но умышленно оставил рабочее место, чтобы заплатить кредит. При этом и офисы банков работают не только с 8:00 до 17:00, и банкоматы, личные электронные кабинеты и мобильные приложения работают круглосуточно. Но человек решил, что в рабочее время можно решать личные проблемы.
В этом случае тоже лучше не вдаваться в подробности, а признать факт отсутствия на работе. А если были другие уважительные причины — сослаться на них.
За несоблюдение должностной инструкции, если допущена ошибка, по жалобе клиента. Оправдываться в конкретном проступке всегда намного тяжелее.
В этом случае я рекомендую писать объяснительную следующим образом:
- Изложить суть ошибки.
- Объяснить причины. Они редко бывают объективными, но все же случается разное.
- Описать последствия ошибки. Если их нет — наказание будет гораздо мягче.
- Если есть возможность — предложить способ решения проблемы.
- Отметить, что подобное больше не повторится.
Например, объяснительная может выглядеть так:
Я допустил ошибку в расчетах заработной платы, поскольку сломался компьютер и мне пришлось считать вручную.
Вины с себя не снимаю, готов понести наказание. Подобное больше не повторится. Если возникнут неисправности в дальнейшем, буду обращаться сразу к системному администратору.
О невыполнении плана, о невыполнении поручения, о нарушениях после проверки. Бывает, запланировали мероприятие, но исполнить не смогли. Дали человеку задание, потом проверили — а он ничего не сделал. Бывает. Но как-то надо объяснить руководству, почему так произошло. Могут быть разные варианты.
Если причина объективная — указываем ее. Например:
Запланированная на первый квартал закупка компьютерной техники не состоялась, поскольку не было финансирования. Прошу перенести закупку на второй квартал текущего года.
Тут все в порядке: причина объективная и предложили, как устранить проблему. Так можно.
Хуже, если объяснять нечем. Тогда избежать наказания не удастся.
При производственной травме. С производственной травмой всегда все непросто. Грамотно написанная объяснительная может увеличить выплаты, а написанная с ошибками — снизить их.
Когда человек просто заболел, размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа. Если страховой стаж 8 лет и более — выплатят 100% среднего заработка. При страховом стаже от 5 до 8 лет — 80% среднего заработка. При страховом стаже меньше 5 лет — только 60% среднего заработка.
При этом размер выплат могут снизить, если заболевание или травма наступили из-за алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
С производственной травмой все еще сложнее. Если на производстве произошел несчастный случай — независимо от стажа начислят 100% среднего заработка.
Поэтому для правильного расчета больничного кадровики часто просят работника дать объяснения не только по производственным, но и по бытовым травмам. Логика тут простая: если что-то произошло, работника просят объяснить, где и как это было. И исходя из пояснений произведут начисления.
Например, принес работник больничный — у него перелом. Где он его получил — руководителю в принципе понятно, но все надо зафиксировать и правильно оформить. Поэтому работнику предлагают написать объяснительную. А дальше у работника три варианта.
Первый — отказаться писать. Это законно. Но если работник застрахован от несчастных случаев на производстве и ему положены страховые выплаты — претендовать на них он потом не сможет. Не заявил о том, что травма получена на производстве, — право на страховые выплаты не возникает. И больничный оплатят не из расчета 100% от заработка, а с учетом трудового стажа.
Второй вариант — работник пишет в объяснительной так:
После работы был дома, поскользнулся на мокром полу, упал и сломал руку.
В этом случае все в порядке: время не рабочее, никто не виноват, кроме самого работника, наказывать некого и не за что. Поскольку о несчастном случае на производстве речь не идет, пособие будет зависеть от стажа работника.
Но есть еще третий вариант. Он может выглядеть примерно так:
Я поскользнулся на мокром полу на рабочем месте, упал и сломал руку.
В этом случае нужно проводить служебную проверку и выяснять, были ли нарушены какие-нибудь правила. Если выяснится, что нарушены, — устанавливать, кто виноват. Виновного нужно будет наказывать. Не факт, что это будет сам работник, — возможно, накажут того, кто пролил воду на пол.
А есть еще один вариант объяснительной:
Слесарь Иванов А. А., находясь на рабочем месте, поскользнулся и сломал руку. Свидетели Петров и Сидоров пояснили, что Иванов употреблял спиртные напитки на рабочем месте.
После этого Иванов был направлен на медицинское освидетельствование в медучреждение. При проведении медицинского освидетельствования у него установлено алкогольное опьянение. Заключение об установлении состояния алкогольного опьянения прилагается.
А вот в этом случае могут и размер выплат по больничному снизить, и вообще уволить. Работодатель имеет на это право. Даже если работник застрахован от несчастного случая — на выплаты можно не рассчитывать.
Поэтому я рекомендую ограничиваться в объяснительных только фактами, которые имеют отношение к происшествию. Сломать руку дома — это одно. Написать в объяснительной, что был в отпуске, пил неделю, очнулся и увидел гипс — это другое. Если есть возможность не сообщать работодателю факты, которые дискредитируют, — можно этого не делать.
Как писать объяснительную
- Объяснительная — дело добровольное. Отказаться можно всегда. Но от ответственности это не освобождает.
- За отказ писать объяснительную не накажут, но лучше пояснить работодателю, что именно произошло. Объяснение часто помогает избежать взыскания или смягчить его.
- Работодатель обязан письменно уведомить работника, что у него есть право написать объяснительную. Если человек перестал ходить на работу — уведомляют телеграммой или смс.
- Если объективных причин для проступка нет — их лучше не придумывать. Признайте вину и укажите, что это больше не повторится.
- Пишите кратко и понятно. Так меньше шансов, что раскроете лишнюю информацию.
С каждым может случиться история, когда происходят непредвиденные наказания или незначительные нарушения дисциплины. В таких случаях работодатель требует от сотрудника объяснительные записки.
Правильное написание такой записки позволит сохранить и хорошие взаимоотношения с руководителем, и рабочее место.
Что такое объяснительная записка
Объяснительная записка — официальная бумага, нужная для того, чтобы сотрудник доложил начальнику причины различных ситуаций на рабочем месте. Такими ситуациями могут быть прогулы, опоздания, потери особо важных документов и так далее. Ещё часто объяснительные записки требуются, когда были просрочены сдачи отчетов, не предоставлена требуемая информация и часто есть прогулы. Объяснительная записка нужна для руководства, чтобы понять истинные причины и виновников. Поэтому особенно важно грамотно и правильно составлять ее для избегания или смягчения ответственности.
Отказ писать объяснительную записку приравнивается к тому, что сотрудник признаёт свою вину и карается дисциплинарным взыванием или же увольнением.
Юридическое значение
Трудовой кодекс строго регулирует взаимоотношения работника и работодателя: сразу же наказывать сотрудника нельзя, в первую очередь нужно требовать объяснения в письменном виде, то есть — объяснительную записку. Ст. 193 трудового кодекса Российской Федерации устанавливать срок для ее написания в течение двух рабочих дней.
Когда работник не подготовил записку в течение двух дней, составляется акт. Только после этого работник может быть наказан. В качестве санкций используются замечания, выговоры, увольнения. Можно сделать вывод, что объяснительная записка прямо связана с взысканиями и отказ от ее написания не спасёт от них.
После получения руководителем объяснительной или отказа есть два возможных исхода. В первом случае можно понять причины проступка и забыть данную ситуацию, ведь дисциплинарное наказание не обязанность, а право.
Во втором случае нужно издать приказ о взыскании в связи с проступком в течение месяца. Этот приказ должен быть представлен работнику в течение трёх рабочих дней после выпуска. Если же сотрудник отказывается ознакамливаться с ним, то приказ все равно сохраняет своё действие. Работники могут либо согласиться с приказом, либо обжаловать его в суде. Также он может обратиться с обжалованием в государственную инспекцию труда.
Каждая организация должна иметь отдельную папку, где складируются все объяснительные записки.
Зачем пишут объяснительную записку
Объяснительная записка — возможность объяснить свои действия перед руководством. Записка может помочь даже в самых сложных ситуациях. Здесь представлено несколько примеров.
К примеру, менеджер Иванов прибыл на работу позже всего на пару минут, а работодатель потребовал написать объяснение. Иванов может отказаться от написания объяснительной — за отказ от дачи показаний нет наказаний. Однако по истечении двух рабочих дней он будет наказан выговором или замечанием за наказание. Нельзя будет убедить суд, что наказание произошло без объяснений, ведь у сотрудника была возможность это сделать, а личный отказ не писать — не веская причина.
В большинстве случаев, отказ выражает конфронтацию сотрудника и работодателя. В этом случае у начальника могут возникнуть вопросы по поводу причины инцидента и дальнейших действий работника — будут ли его проступки продолжаться.
В этой ситуации Иванов мог поступить по-другому и написать объяснительную. В качестве причины опоздания можно было указать даже не уважительную причину, например, «проспал». При наличии объяснительной работодатель видит, что сотрудник признаёт свою ошибку и заинтересован в исправлении ситуации, а не заинтересован в дальнейшем конфликте.
Объяснительная записка может выглядеть следующим образом: Уважаемый Виталий Сергеевич, я опоздал на работу, так как не услышал будильник и не смог встать вовремя. Такая записка покажет руководителю, что работник не планирует и в дальнейшем опаздывать на работу. Это побуждает больше уважения, чем игнорирование ситуации.
Объяснительная записка может содержать и уважительную причину, например, когда опоздание произошло по независящим причинам — прорвало трубу отопления и так далее. Можно также прикрепить справку, подтверждающую причину проступка и тогда руководитель не сможет наказать работника, так как нет оснований.
Например, 15.11.2020 года я пришла на работу, опоздав на 60 минут. Причиной опоздания стала лопнувшая в подъезде моего дома труба. Это стало причиной затопления горячей водой, из-за чего многие жильцы, включая меня, не могли выйти из своих квартир. Я опоздала по причине, которая не зависела от меня, поэтому прошу не применять ко мне наказания в виде дисциплинарных взысканий. К объяснительно записке прикладывают справку из УК о том, что была прорвана труба.
Это тот самый случай, когда работодатель будет неправ, если всё же накажет работника. Ему нужно сразу проверить всю изложенную информацию и только потом делать выводы. Если написанное в записке будет оправдано, значит у работодателя нет оснований для административных взысканий.
Бывают ситуации, когда работодатель не принимает объяснительную записку сотрудника и все равно назначает наказание. Однако при наличии объяснительной можно обжаловать приказ в суде или трудовой инспекции.
Когда могут потребовать объяснений от сотрудника
Писать объяснительную или нет — это право выбора сотрудника, а требовать ее — обязанности руководства, от которых нельзя отказаться. Без требований написать объяснительную невозможно выпустить приказ о взыскании или удержании денег в связи с дисциплинарным проступком. Приказ будет незакончен без попытки получить такую объяснительную записку.
Как показывает практика, объяснительная требуется во всех случаях нарушений на работе. Требовать записку могут и с того, кто был виновным, и со свидетелей случившегося, и с начальника виновного.
Примером такой ситуации является случай, когда водитель вернулся в гараж на сломанном автобусе. Объяснительные будут собраны у водителя, пассажиров и начальника. Даже если происшествие произошло по вине других лиц, объяснительные нужны для подтверждения правоты водителя и освобождения его от денежного взыскания.
Объяснительные пишутся до вынесения наказания сотрудника. Объяснительная дает надежду, что человека не накажут. Это происходит, когда работодатель допускает объяснения, указанные в записке и не издаёт приказ о взыскании.
У всех сотрудников есть право отказаться от дачи объяснений, и ни один руководитель не может обязать его давать письменные объяснения. Руководитель не является следователем, а объяснительная записка, это не показания на допросе.
Виды объяснительной
Существует два вида объяснительных записок. Это не закреплено законодательно. Первый тип — оправдательная. В ней необходимо обосновать причины своих поступков.
Второй тип — записка с описанием действий других людей. Она нужна для прояснения ситуации и поиска виновного. Все участники происшествия пишут свой взгляд на произошедшее, их слова анализируют и в качестве итога получают вывод о виновности или невиновности участников.
Уведомление работника о даче объяснения
Существует определённый порядок уведомления работника. В случае его несоблюдения он может оспорить взыскание в суде.
Процедура назначения взыскания обозначена в кодексе, но она имеет много формальностей, которые очень важно соблюдать. В случае их несоблюдения легко можно обжаловать приказ.
Однако происходит редко: начальники часто исходят из дисциплинарного наказания. Это работает, пока кто-то из подверженного наказания не обратится за проверкой.
Они начинают проверять все, в том числе и то, соответствует ли процедура формальным требованиям трудового кодекса. И если работодатель что-то упустил — велик шанс, что гонорар будет отменен, а работник получит право на компенсацию.
Поэтому в интересах каждого сотрудника быть в курсе всех формальностей. Если босс делает что-то вне закона, вероятность оспорить гонорар возрастает.
Согласно закона, работодатель должен придерживаться следующего алгоритма:
- составление правонарушения. В законе зафиксируйте время нарушения и его суть — что именно произошло. А также список всех участников акций;
- требовать от сотрудника написания объяснительной записки. Есть два способа сделать это. Первый — это издание приказа или распоряжения, требующего от сотрудника объяснения обстоятельств. Однако обычно это происходит, если ситуация может привести к судебному разбирательству или крупному конфликту. Второй способ — устно предложить сотруднику написать объяснительную записку. Этот метод проще, но в случае конфликта доказать свою позицию в суде будет сложнее;
- дайте сотруднику не менее двух рабочих дней после этого на написание объяснительной записки. За это время он может ознакомиться с вашими должностными инструкциями, приказами или даже проконсультироваться с юристами. Невозможно одновременно торопить сотрудников. В течение этих двух дней также невозможно издавать приказы или распоряжения о наказании — они могут быть оспорены именно из-за нарушения процедуры;
- если сотрудник подготовил объяснение — руководитель рассматривает его;
- после рассмотрения пояснительной записки выдается распоряжение о взыскании или нет. Это зависит от руководителя организации. Если сотрудник отказался писать объяснение, из акта об отказе. Но даже тогда обязательно нужно подождать два рабочих дня;
- с момента разработки закона о мелком правонарушении до даты издания приказа может пройти не более 30 дней. Этот период не включает отпуск или болезнь виновника. Если прошло более 30 дней, приказ о взыскании также может быть оспорен.
Если хотя бы один пункт этого алгоритма будет пропущен, вероятность не успеха увеличивается.
Не всегда легко привлечь внимание работника к необходимости дать объяснение. Обычно процедура выглядит так: в приказе или поручении о проведении внутреннего аудита прописывается уведомление о подаче объяснения, и сотрудник его подписывает. С этого момента он был знаком и все формальности были соблюдены.
Однако бывают ситуации, когда сотрудник знает, что его накажут или уволят, и всячески избегает этого знания. А потом, когда его все—таки выпускают — он идет в суд и заявляет, что его права нарушены.
Такая тактика не всегда срабатывает. В этом случае работодатель имеет право проинформировать работника любым доступным способом: телеграммой, SMS, сообщением или заказным письмом с уведомлением о доставке.
Рассмотрим один из ярких примеров судебного дела. Работник не явился на рабочее место, из-за чего его уводили с работы. Он решил обратиться в суд. Он считал, что, поскольку работодатель не потребовал от него объяснений, можно требовать возобновления работы и оплаты за вынужденный прогул. А также потребовал компенсацию за моральный ущерб.
В суде выяснилось, что спустя время после прогула человек решил и вовсе не появляться на работе. После чего организация всячески пыталась его оповестить о том, что нужно дать пояснения. Использовалось сразу несколько вариантов для оповещения и связи с ним. Правда, ответа от недобросовестного работника не поступало.
Суд решил, что работодатель все сделал правильно. В трудовом кодексе сказано, что уведомлять сотрудника обязательно, а вот в какой форме это исполнять — не сказано. И если личность на рабочее место не приходит — дозволено совершить оповещение телеграммой или иными доступными методами. А то, что он не захотел ее получать, не проблема работодателя. Свои функции он выполнил. Сокращение рабочей единицы в лице такого сотрудника приняли законным путем, никакой компенсации естественно он не получил.
Правила составления объяснительной
Форма. Общей формы для юридического заполнения пояснительной записки не существует. Вы можете зависеть от ситуации. Но, повторяю, кратко и сухо, ограничиваясь изложением фактов и обстоятельств.
Структура текста
Рекомендуется, чтобы пояснительная записка к тексту имела вот такие пункты:
- конкретное или полное наименование должности руководителя и название организации (например, ОАО «Масленка» руководителю Еременко В.В.);
- конкретный автор пояснительной записки — укажите полное имя, фамилию, отчество и занимаемую в организации должность;
- название документа будет «Объяснительная»;
- в некоторых случаях вы можете указать локальный формат или скомпилированный документ. Иногда это действительно важно — например, если сотрудник имеет медицинскую лицензию и пишет объяснительную записку не по месту работы, а в домашних условиях;
- укажите обстоятельства нарушения и причины, по которым оно произошло, район и точное время. Лучше отметить максимально точные подробности;
- указать последствия нарушения. Это важно: иногда отсутствие последствий смягчает суровость наказания. Например, если важный документ считается безвозвратно утерянным, он также может привести к серьезным потерям. И если этот документ был утерян, а затем быстро найден, то это не имело никаких последствий, а значит и применять дисциплинарные взыскания не имеет смысла;
- описать, к чему привел ваш поступок (какие последствия);
- в самом конце нужно в обязательном порядке указать фамилию и инициалы и подтвердить своей подписью.
В итоге вы получите документ, похожий на этот:
По такой объяснительной шаблонной записке сотрудник не получил наказания.
Формулировка причины
Пояснительные пишут не только за нарушения.
Например, в тексте работник может указать так:
Мною было написано объяснение, руководствуясь инструкциями менеджера производственного отдела на устной основе.
Если санкция, которая будет наложена после такого объяснения, будет оспорена в суде, работодатель может оказаться в неприятной ситуации. Особенно, если он не можете подтвердить, что уведомили сотрудника в письменной форме о необходимости написания объяснения.
В том случае, когда объяснение было написано иначе, то все в порядке. Например, объяснение было подготовлено на основании приказа директора предприятия о проведении официальной проверки.
Обязательные реквизиты
Закон не перечисляет обязательные детали пояснительной записки. Но это не значит, что вы все равно можете писать, что вздумается. Документ составляется в соответствии с общими правилами работы вашей организации. Самый простой способ изучить эти правила в отделе кадров, секретариате или кабинете министров.
Несмотря ни на что, в пояснительной записке должны быть указаны данные, описанные ниже.
Адресат объяснительной – чаще всего, это руководитель организации либо лицо, которое в соответствии со своими служебными обязанностями может решать вопросы по дисциплинарным взысканиям и наказаниям.
Адрес – нужно указать конкретное название организации.
Приложения — все документы, подтверждающие доводы работника, совершившего проступок. Можно использовать, например, подтверждающие о болезни, травме или несчастном случае разные справки, заверенные врачами. В некоторых случаях это докажет то, что опоздание или отсутствие работника не было его виной.
Кроме того, это может быть приказ о возбуждении уголовного дела либо справка от врача травматолога — стал ли сотрудник жертвой преступления. В этом случае работник также может избежать дисциплинарного взыскания.
От работника не требуется прилагать к отправке документы, подтверждающие или оправдывающие его поступок.
Сроки написания
Чтобы написать объяснительную записку, работодатель, как правило, дает два рабочих дня. В эти дни не входят отпуск и больничные.
Чтобы понять, как на практике это происходит, лучше разобрать на одном из примеров. Допустим, сотруднику было предложено написать заявление сегодня, а с завтрашнего дня он находится в отпуске по штатному расписанию. Тут не обязательно бросать все свои дела и бежать писать объяснительную. Можно со спокойной душой уезжать в отпуск, хорошенько отдохнуть все свои законные выходные, а после приезда будет еще один день, в который можно будет написать объяснительную.
У некоторых людей такая ситуация: пребывая в законном отпуске, начальник просит своего сотрудника срочно вернуться, чтобы написать объяснительную записку. Чтобы закон не был нарушен, начальник должен хотя бы на один день вызвать сотрудника из отпуска в приказном порядке.
Это можно осуществить только в том случае, когда сам сотрудник не против. Затем от работника, отдыхающего в отпуске, пишется согласие от руки. После этого он возвращается с отдыха на этот один день и пишет объяснительную. Пропущенный день отпуска начальник обязан выдать в иной день в качестве выходного
А вот если сотрудник находится на больничном, в этом случае руководитель не имеет права вызвать его, так это будет уже незаконно. По законодательству невозможно вызвать человека из отпуска во время больничного, чтобы тот написал объяснительную. Придется выждать, пока не закончится отпуск по болезни этого сотрудника.
Можно ли отказаться писать объяснительную
Конституция РФ позволяет не давать показания против себя. И это касается не только преступлений и административных правонарушений. Тот же принцип применим и к трудовому законодательству.
Если человек считает необходимым оправдать себя, он может использовать для этой цели любые юридические методы и приводить любые пояснительные аргументы.
В том случае, когда работник полагает, что его пояснения могут ему навредить или он вовсе не имеет к этому желания, то он не обязан писать объяснительную записку.
Последствия отказа от составления объяснительной. Работник имеет право отказать писать объяснительную на любом этапе. Но вот не возникнет ли вопрос, что сотрудник что-то скрывает? Руководитель в первую очередь подумает о том, что работник всё же виновен. Ведь объяснений не поступало. В любом случае, право на защиту и объективный процесс предоставляется работнику.
Это можно истолковать так, как если бы сотрудник совершил серьезный проступок специально. И наказание в этом случае может быть более суровым, чем когда преступление было совершено правильно и без злого умысла.
Работники должны понимать, что их работодатели не могут знать, что с ними происходит, пока они не говорят об этом. Объяснительный документ — одна из форм этого исключения. Это официально, не всегда приятно и часто заканчивается назначением дисциплинарных мер. Однако серьезность этих мер зависит от предоставленных причин. И разница здесь от устного замечания до понижения в должности или увольнения.
Когда могут уволить? Уволить сотрудника за отказ написать объяснительную записку невозможно. Такие работники могут быть уволены или наказаны только за сам проступок, иными словами, за неисполнение или некорректное исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. И сотрудник не обязан писать объяснительную записку. Но тем не менее, наказания за тот или иной проступок не избежать.
Акт об отказе
Бывает и такое, что работник принципиально может не писать объяснительную по своим причинам. Такой факт, как правило, фиксируется в акте об отказе.
Этот документ дает возможность руководителю доказать, что работнику было дано право оправдаться, но тот принял решение отказаться от пояснений. Но по закону составляется акт об отказе только по прошествию двух рабочих суток. За это время работник может и поменять свое решение.
Данный документ создаётся сгруппированной комиссией, в состав которой входят трое: представитель администрации и еще два сотрудника. Это должны быть незаинтересованные личности, в противном случае законность такого поступка может быть поставлена под сомнение.
В акте должно быть указаны следующие моменты:
- наименование организации;
- название документа — акт отказа от объяснения;
- дата и место написания данного документа;
- коротко расписать совершенное работником нарушение, о чем отказался написать сам сотрудник;
- причины, по которым поступил отказ: они записываются со слов сотрудника. Если у работника нет желания разъяснять причины, можно написать, что тот не хотел объяснять причину отказа;
- подписи всех членов комиссии включая руководителя, составлявших акт;
- номер регистрации документа.
Сотрудник, который не хочет объясняться, должен ознакомиться с актом, оставив свою подпись.
Сроки хранения объяснительной
Как только руководитель получает объяснительную записку, он проставляет номер регистрации и указывает дату, когда она была принята. Как долго будет храниться данный документ, будет зависеть от содержания внутри. При наличии информации о нарушении внутреннего трудового распорядка, объяснительная записка отправляется на хранение до года.
Когда в объяснительной есть информация об обвинениях в отношении сотрудников, нарушивших трудовую дисциплину, по делам о служебном поведении или разрешении конфликта интересов, то такой документ храниться до пяти лет.
Самое сложное — это когда дело касается гражданских либо муниципальных сотрудников. Всё, что касается фактов выявления коррупции, не соблюдения служебных обязанностей, не разрешения конфликтов интересов или официальной проверки государственных служащих — хранится в организации на постоянной основе.
Не соблюдение всех этих сроков может сослужить руководителю плохую службу, когда нужно будет доказывать правоту своих действий и законность примененных дисциплинарных взысканий.
Большая часть руководителей различных фирм и организаций полагают, что если хранить все объяснительные записки в одной куче, то это дает им право уволить того или иного сотрудника по желанию, предъявив скопом все дисциплинарные взыскания.
Однако так это не работает. Руководитель должен в течение одного месяца назначить дисциплинарные взыскания. Позднее этого срока он не сможет ни уволить своего работника за нарушение, ни оформить штрафные взыскания.
Образцы объяснительных записок
В составлении объяснительных записок очень важно быть внимательным и не допускать ошибок. Не редко бывают случаи, когда правильные объяснения позволяют избежать наказания или же наоборот — неграмотные пояснения могут усугубить ситуацию. Даже малейшие ошибки в пояснениях могут повлечь за собой ситуации, когда всплывают несколько систематических нарушений, а значит они караются более строгим наказанием.
Лучше всего следователь таким правилам:
- писать кратко. Длинные рассказы могут ввести в заблуждение. Часто бывает, что длинные истории влекут за собой длинные приказы о дисциплинарных взысканиях;
- писать лучше всего лишь актуальную информацию, касающуюся строго определенного случая, чтобы руководителю не пришлось читать лишнюю предысторию, не относящуюся к делу. Сразу переходите к сути дела, т.е. к моменту совершения проступка;
- постарайтесь максимально разъяснить всю ситуацию своему руководителю. Никто не запрещает вам доказывать свою невиновность;
- объективность тоже должна быть учтена. Не стоит снимать с себя вину, если, например, вы не были на работе из-за того, что переборщили со спиртным. Если для защиты нет объективных аргументов, легче признать вину;
- во время написания объяснительной записки не стоит уделять внимание красоте, лучше сделать упор на простоте. Чем сложнее предложения, тем хуже будет текст для восприятия;
- хорошее пояснение — краткое пояснение. Все просто, понятно и без бессмысленных слов;
- грамматические и стилистические ошибки, кляксы, перечеркивания, неразборчивое написание и даже испачканная бумага навряд ли помогут руководителю принять нужное вам решение.
В пример можно привести несколько видов объяснительных, чтобы видеть разницу.
Объяснительная насчет происшествия. Как бы не хотелось признавать, но по статистике, слишком много случаев нарушения трудовой дисциплины из-за спиртного, в частности распитие на рабочих местах.
Живой пример: сотрудники решили выпить на рабочих местах. Их заприметил руководитель, после чего сказал им написать объяснительные записки. В итоге получаются следующие объяснительные от них:
Сотрудники действительно приложили много усилий, чтобы подробно расписать причину распивания на рабочих местах алкогольных напитков. Но неправильно изложенные причины и огромное нагромождение лишней информации привели к тому, что сотрудники доказали, что должны понести наказание.
Если рассматривать именно этот пример, то можно было опустить некоторые подробности, компрометирующие сотрудников. Лучше всего указать на то, что сотрудники признают свою вину и обещают больше так не делать.
Например:
Факт появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии признаю. Обещаю, что больше такого не повторится.
Такая записка будет более убедительна для руководителя, что ситуация больше не повторится.
Часто дисциплинарные взыскания встречаются из-за опозданий и прогулов. Зачастую такие нарушения несут оправданный характер. К примеру, сотрудник мог заболеть, почувствовать недомогание, из-за которого не смог прийти, попасть в больницу, столкнуться с дорожно-транспортным происшествием и многие другие причины.
Если сотрудник может доказать, что отсутствовал или опоздал по уважительной причине, то руководитель не имеет законного права применить дисциплинарные взыскания.
Объяснительная такого рода, как на фото выше, доказывает лишь об умышленном проступке, где сотрудник осознанно пошел платить кредит, оставив рабочее место. Для уточнения, банки хоть и работают до 5 часов, но банкоматы и на крайний случай мобильные приложения всё же функционируют круглосуточно. Исходя из объяснительной записки, сотрудник поставил свои личные вопросы выше работы. Руководителю это явно не понравится.
Это тоже тот самый случай, когда подробности будут излишними и даже ухудшающими ситуацию. Если всё же можно обозначить иные причины отсутствия, то лучше вписать именно их.
За несоответствие должностной инструкции, если произошла ошибка, согласно жалобе клиента. Данный случай, конечно, будет сложнее, чем предыдущие.
В такой ситуации есть следующий вариант написания объяснительной записки:
- укажите характер ошибки;
- объясните причины. Объективными они бывают в редких случаях, но всё же, стоит об этом написать;
- опишите, что случилось из-за допустимой оплошности. Если ее там не будет, есть шанс на смягчение наказания;
- при наличии у вас варианта исправить ситуацию, обязательно стоит об этом сообщить на данном этапе;
- в обязательном порядке укажите, что подобного больше не будет.
Пример подобной объяснительной записки: Мною была допущена ошибка в расчетах из-за сломанного рабочего компьютера. Пришлось проводить расчеты вручную и это повлекло определенные ошибки с моей стороны. Виноват в просчетах, поэтому готов принять дисциплинарное наказание. Обещаю, что подобного больше не повторится. При возникновении подобных проблем с компьютером, буду обращаться сразу к мастеру.
О невыполнении плана, о невыполнении поручения, о нарушениях после проверки
Один из ярких случаев, один из сотрудников поручил дело другому сотруднику. Как только начало подходить дело к проверке, выясняется, что порученное задание не выполнено. Такое случается, конечно, но это придется как-то объяснять руководителю. Здесь может быть несколько вариантов.
При наличии объективной причины, не забываем расписать именно её. К примеру: Из-за отсутствия финансирования, запланированную закупку продукции пришлось отложить. Вынужден просить о переносе данного мероприятия на другое время.
Такая подача объяснения будет верной, так как есть причина и предложенное решение образовавшейся проблемы.
Плохо, когда не получается объяснить причину или объяснений и вовсе нет, тогда придется терпеть наказания.
При производственной травме
В случае с производственными травмами всё гораздо проще, так как здесь достаточно будет без ошибок расписать всю ситуацию.
Если сотрудник просто болен, размер временных пособий по нетрудоспособности зависит от стажа работы. Когда страховая история составляет 8 лет и более, выплачивается 100% от средней заработной платы. При страховании 5-8 лет — 80% от средней зарплаты. При страховом оформлении менее 5 лет — только 60% от средней зарплаты.
Но размер выплаты может быть уменьшен, если болезнь или травма стали результатом употребления алкоголя, наркотиков, токсического отравления или действий, связанных с подобным.
В случае травмы, связанной с работой, это еще сложнее. В случае несчастного случая на производстве, стаж уже не будет играть роль, начисляется 100% среднего заработка.
Чтобы безошибочно рассчитать, работники кадрового отдела часто просят сотрудников объяснить не только травмы на работе, но и травмы дома. Логика проста: если что-то произошло, сотрудника просят объяснить, где и как это произошло. На основе пояснений будут сделаны межвременные расчеты.
Например, сотрудник получил больничный лист — у него перелом. Поэтому сотрудника просят написать объяснение, чтобы разложить все по полочкам.
У работника есть следующие варианты:
- не писать объяснительную, где была получена травма и её подробности. В таком случае, если была оформлена страховка, руководитель может не выплатить всё до копейки, а заплатит лишь по стажу;
- написать объяснительную и указать там, что получил травму в домашних условиях (это не производственная травма, поэтому нет нарушений);
- получение травмы на рабочем месте (в этом случае нужно будет проводить расследование).
Получить травму на работе можно по любым причинам. Например, если сотрудник в это время был пьян, то и объяснительная должна быть соответствующая. В процессе выяснения всех причин в любом случае будут выявлены нарушители. В таком случае можно даже не рассчитывать на страховые выплаты.
Выше были разобраны многие случаи, когда нужно правильно писать объяснительные записки. Ведь, к примеру, получить рабочую травму можно и от оборудования, здесь понятно. А вот когда объяснительная становится похожа на сочинение, которая ещё и «топит» вас, это уже другое. В идеале избегать острых подробностей, которые могут повлиять на размер дисциплинарного взыскания.
Как писать объяснительную
- Объяснительная записка пишется по собственному желанию, но отказ от ее написания не освобождает от ответственности.
- Отказ от написания не наказывается. Объяснение в большинстве случаев помогает смягчить или вовсе избежать дисциплинарного взыскания.
- Руководитель должен в письменной форме осведомить сотрудника, что у него есть право писать объяснительную. При отсутствии сотрудника на рабочем месте, могут использовать любые доступные способы оповещения.
- Не следует придумывать причины проступка, лучше признать вину и указать, что дальнейшие действия будут направлены на не повторение данной ситуации.
- Писать следует кратко. Лишняя информация может лишь ухудшить ситуацию.