Как правильно написать окончание глаголов

Окончания глаголов. Правописание глаголов в русском языке

Глагол — одна из самых непростых в изучении и написании частей речи, имеющихся в русском языке. Самой сложной орфограммой в данной теме считается правописание окончаний глаголов в безударной позиции. Их правильное написание зависит от такого понятия, как спряжение.

Окончания глаголов

Что такое спряжение?

Спряжение — это лингвистический термин, обозначающий изменение лица и числа глагола. Иными словами, это тот набор личных окончаний, который приобретает слово при изменении лица и числа. К счастью обучающихся, в русском языке всего два типа спряжения. Какой бы глагол из нескольких миллионов существующих ни был взят для примера, при изменении он будет приобретать флексии:

  • У/Ю, ЕШЬ, ЕТ в единственном числе и ЕМ, ЕТЕ, УТ/ЮТ во множественном.
  • У/Ю, ИШЬ, ИТ, в единственном числе и ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ во множественном.

Проспрягаем глагол спать: я спл-ю, мы сп-им, ты сп-ишь, вы сп-ите, он сп-ит, они сп-ят. Его окончания при изменении показывают, что он относится ко второму спряжению. Другое слово — жить. Я жив-у, мы жив-ем, ты жив-ешь, вы жив-ете, он жив-ет, они жив-ут. Следовательно, это глагол первого спряжения.

Правописание окончаний глаголов

Приставка вы- и спряжение глагола

Глаголы, имеющие приставку, относятся к тому же спряжению, что и однокоренные к ним бесприставочные. Эта информация очень важна для слов с приставкой вы-, которая имеет свойство «оттягивать» на себя ударение. Например, чтобы определить спряжение слова вылетит, нужно убрать приставку, и получится глагол летит с ударным личным окончанием, который относится ко второму спряжению.

Таким образом, на принадлежность к тому или иному спряжения указывают окончания глаголов в личных формах, находящиеся под ударением. Но как поступить, если ударным оказывается не окончание, а основа слова? Ведь в этом случае нужная буква слышна неотчетливо, она находится в слабой позиции, и можно допустить ошибку. На помощь приходит правило.

безударные окончания глаголов

Как определить спряжение, если личное окончание безударно?

Чтобы определить, к какому из двух имеющихся в русском языке типов спряжения относится глагол, если ударение падает не на окончание, а на основу, нужно образовать начальную форму слова. Эта форма называется инфинитивом и к ней можно задать вопросы что делать? (совершенный вид) и что сделать? (несовершенный вид). Далее следует посмотреть, на что оканчивается полученное слово, и применить правило. Иными словами, безударные окончания глаголов можно написать правильно только в том случае, если определить их спряжение.

Ко 2 спряжению принадлежат глаголы, имеющие безударные личные окончания, которые в форме инфинитива оканчиваются на -ить.

К 1 спряжению принадлежат глаголы с личными окончаниями в безударной позиции, которые в инфинитиве оканчиваются на любые буквы, кроме -ить. Это могут быть комбинации -еть, -ать, -оть, -ть, -чь и многие другие.

Например, слово мечтаешь. Ударение падает не на окончание, а на основу слова. Для определения спряжения ставим глагол в форму инфинитива: что делать? — мечтать. Оканчивается на —ать. Значит, этот глагол относится к 1 спряжению, и, изменяясь по лицам и числам, он будет принимать соответствующие окончания.

Пилишь. Образуем начальную форму — пилить. На конце слова —ить, следовательно, это глагол второго спряжения, и набор личных окончаний будет соответствующим.

Итак, чтобы правильно написать гласные в окончаниях глаголов в безударной позиции, нужно поставить слово в форму инфинитива и в зависимости от того, на что оно оканчивается, определить спряжение. Кажется, все просто. Но если бы в русском языке на каждое правило не приходился бы десяток исключений, он не считался бы одним из сложнейших в изучении языков мира. И в простом правиле о спряжении тоже есть коварные слова-исключения.

Глаголы-исключения

Исключения — это те слова, которые не подчиняются общему правилу. В правиле о спряжении есть 14 глаголов-исключений, которые необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок в написании.

Есть 7 слов на -еть, которые, изменяясь по лицам и числам, принимают окончания глаголов 2 спряжения: это слова обидеть, зависеть,терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть. Например, слово терпеть принимает такие окончания: я терплЮ, мы терпИМ, ты терпИШЬ, вы терпИТЕ, он терпИТ, они терпЯТ.

Окончания глаголов 1 спряжения

4 глагола на —ать, которые тоже спрягаются не в соответствии с правилом и имеют личные окончания 2 спряжения: гнать, слышать, держать, дышать. Я слышУ, мы слышИМ, ты слышИШЬ, вы слышИТЕ, он слышИТ, они слышАТ.

И наконец, 3 глагола на —итьстелить, брить и зиждиться — имеют личные окончания глаголов 1 спряжения: я стелЮ, мы стелЕМ, ты стелЕШЬ, вы стелЕТЕ, он стелЕТ, они стелЮТ.

Окончания этих 14 глаголов нужно знать на память, потому что они не подчиняются общему правилу.

Разноспрягаемые глаголы

Примечательно, что есть в русском языке 2 интересных глагола, которые называют разноспрягаемыми, потому что, при изменении лица и числа, они приобретают в некоторых формах окончания первого спряжения, а в других — второго, не подчиняясь никаким правилам. К счастью, их личные окончания ударны, поэтому ошибок в их написании не возникает. Но все же их нужно запомнить. Это глаголы хотеть и бежать. При их спряжении получается следующая картина.

Окончания глаголов 2 спряжения

Хотеть: я хочУ, мы хотИМ, ты хочЕШЬ, вы хотИТЕ, он хочЕТ, они хотЯТ (в единственном числе глагол изменяется по типу 1 спряжения, во множественном — по типу второго). Бежать: я бегУ, мы бежИМ, ты бежИШЬ, вы бежИТЕ, он бежИТ, они бегУТ (в форме 3 лица множественного числа глагол имеет окончание 2 спряжения, во всех остальных формах — окончания, свойственные 1 спряжению).

Алгоритм выбора окончания глаголов

Итак, правописание окончаний глаголов подчиняется довольно простому и логичному правилу, важно просто понять его. Чтобы правильно писать окончания глаголов, необходимо уметь определять их спряжение. Для этого следует использовать четкий алгоритм.

Гласные в окончаниях глаголов

1. Посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу слова (не забываем про коварную приставку вы: если она есть, необходимо определять спряжение по бесприставочному синониму).

2. Если ударение падает на личное окончание, то по нему и определяется спряжение, в соответствии с правилом.

3. Если ударной оказывается основа, то необходимо поставить глагол в форму инфинитива. Важными будут три последние буквы образованной формы.

  • Глагол оканчивается на -ить (кроме трех исключений), значит, он второго спряжения. Сюда же отнесем 7 глаголов, оканчивающихся на —еть, и 4 глагола на -ать.
  • Глагол в начальной форме оканчивается на любые другие буквы (кроме вышеперечисленных 11 глаголов), значит, он спрягается по типу первого спряжения. Добавим сюда 3 глагола-исключения на -ить.

4. Глаголы хотеть и бежать — разноспрягаемые, их нельзя отнести ни к первому спряжению, ни ко второму, и эту особенность нужно просто запомнить.

Подведем итоги

Правописание окончаний глаголов требует знания правил и применения четкого алгоритма. Главное — правильно определить, к какому из двух спряжений относится слово, и в зависимости от этого написать нужную букву в безударном личном окончании. Глаголы коварны, среди них есть множество исключений, которые не желают подчиняться общим правилам, но внимание к слову и применение несложного правила помогут избежать многих ошибок!

Правила глаголов и их правописание

Все глаголы имеют начальную (инфинитив, неопределённую) форму. Отличить её можно по окончаниям -ть, -ться, также эти слова отвечают на вопросы «что делать», «что сделать». В предложении чаще всего выступает сказуемым или его частью и подлежащим, но может выполнять роли других членов.

Мы хотим увидеть новые учебники.

Она любила смотреть на звезды.

правила глаголов

Если к глаголу можно задать вопрос «что делать», то он относится к совершенному виду (радоваться, молчать). Когда к нему можно задать вопрос «что сделать» – это несовершенный глагол (обрадоваться, помолчать). Иногда встречаются также двувидовые глаголы, они могут относиться то к одному, то к другому виду, в зависимости от контекста.

Я исследовал подвал вчера. (совершенный вид).

Я уже исследовал подвал. (несовершенный вид).

Возвратные глаголы означают действие, которое направлено на себя. Они образуются с помощью постфиксов -ся, -ться (играться, кусаться). Невозвратными называются все остальные глаголы (играть, кусать).

личные глаголы

Сказуемые, соединяющиеся с другими частями предложения в форме винительного падежа без использования предлога, относятся к переходным глаголам (вымыть кружку, позвать маму). В категорию переходных входят те, которые не могут сочетаться без дополнительных частей речи (лететь, лежать). В эту группу входят также все глаголы возвратной формы (умываться, убираться).

Правописание глаголов

В предложениях, по правилам глаголов, они могут относиться к одному из трёх наклонений. В форме изъявительного – глаголы можно менять по временам (жили, живём, будем жить), числам (моет, моют), лицам (я повторяю, ты повторяешь, он повторяет). Если для выполнения действия требуется соблюдение некоторых правил, то такие сказуемые относятся к условным (Если всем будет удобно, я подошёл бы). Данная форма образуется частичками бы, б (заглянул бы, смогла б) и может изменяться в родах и числах. Особенно следует отметить повелительный вид сказуемых, который может заставлять, побуждать, призывать к действию (Придите ко мне!). Глаголы такого наклонения могут меняться в лицах и числах.

По правилам глаголов, в прошедшем времени они означают уже произошедшее/происходившее действие (Я сам купил вещи). Также они не могут менять личную форму. К сказуемому настоящего времени можно подставить вопрос «что делает» (Он сам покупает вещи.). Совершенные глаголы не используются в настоящем времени. В правилах глаголов будущего времени существуют две формы: составная (с дополнительным словом будет) и простая (однословная). Соответственно можно задавать разные вопросы: «что сделаешь» (Ты сам купишь вещи.); «что будешь делать» (Ты будешь покупать вещи сам).

правописание глаголов

Изменение глаголов

Перемена сказуемых в лице и числе объясняется их спряжениями. Они проявляется исключительно в изъявительной форме и несомненно в виде времени настоящего или будущего.

Для формы в единственном числе личные глаголы изменяются так:

  • 1 лицо – Я открываю. Я люблю.
  • 2 лицо – Ты открываешь. Ты любишь.
  • 3 лицо – Он открывает. Он любит.

Для формы во множественном числе личные глаголы изменяются так:

  • 1 лицо – Мы открываем. Мы любим.
  • 2 лицо – Вы открываете. Вы любите.
  • 3 лицо – Они открывают. Они любят.

Если есть возможность личные окончания поставить под ударение, разновидность спряжения можно определить так:

  • -е меняется на -у(-ю) – 1 спряжение смотреть-смотрю;
  • -и меняется на -а(-я) – 2 спряжение звонит-звонят.

В остальных случаях суффикс в начальной форме определяет спряжение:

  • 2 спряжение -и(ть) (красить) и особые исключения;
  • 1 спряжение включает в себя остальные глаголы на -а(ть), -я(ть), -у(ть), -е(ть), -ы(ть), -о(ть) (хотеть, знать);
  • Бывает 4 слова-исключения: зыбиться, зиждиться,брить и стелить и образованные от них.

Слова без упомянутых суффиксов – жить, бить.

глагол правила русского языка

Встречаются также такие глаголы, которые меняются и как первое спряжение, и как второе.

  • 1 лицо – Я побегу. Я захочу.
  • 2 лицо – Ты побежишь. Ты захочешь.
  • 3 лицо – Он побежит. Он захочет.
  • 1 лицо – Мы побежим. Мы захотим.
  • 2 лицо – Вы побежите. Вы захотите.
  • 3 лицо – Они побегут. Они захотят.

У глагола-исключения брезжить существуют только формы 3 лица в разделе единственного числа или множественного (брезжит – брезжат).

Слова есть и дать и производные от них являются исключениями и образуют особенные личные формы.

Безличные глаголы

Местами попадаются безличные глаголы. К ним относятся слова, обозначающие пассивное сказуемое, которое происходит без участия подлежащего (вечереет, смеркается).

правильные глаголы

Основным признаком, с которым можно определить безличность правильного глагола, является его неизменность в числах и лицах. Чаще всего эти виды глаголов выступают в виде сказуемых в простых односоставных предложениях. Для формы настоящего времени применяются в качестве 3 лица и только единственного числа, а в прошлом – как единственное число и средний род.

Обычные глаголы иногда используются для замещения безличных, если появляются в виде единственного сказуемого предложения.

  • Небо посветлело – личный глагол.
  • За окном посветлело – безличный.

Несколько важных правил

Грамотное правописание глаголов и гласных в настоящем времени или формах простого будущего зависит от спряжения:

— 1 спряжение – в нем используются окончания -е, -у(-ю) забывает, забудут;

— 2 спряжение – стоит ставить окончания -и, -а(-я) красит, красят.

  • Для повелительного наклонения второго лица глаголов обоих спряжений употребляют суффикс –и (Мы идём домой. – Идите домой.);
  • В случае с прошедшим временем: перед суффиксом -л ставится такая же буква, как в инфинитиве перед -ть (красить – красил, свистеть – свистел);
  • Если есть обес-/обез-: переходные – пишется суффикс -и- (обеспечил «кого?» «что?»); непереходные – используется -е- (обеспокоен);
  • Леденеть, оледенеть, окровенить и подобные глаголы, образованные от существительного, пишутся с гласной -е- после корня (в суффиксе глагола);
  • В инфинитиве, в случае использования прошедших форм, пишутся -ова-, -ева-, в том же случае, когда выбирается настоящее или простое будущее время и единственное число, форма написания первого лица имеет суффиксы -у(ю), -ю(ю) (чередовать – чередую, завоевать – завоюю).

Если же чередования не происходит, употребляются суффиксы -ыва-, -ива-; (перечитывать – перечитываю, перекраивать – перекраиваю).

Если имеется окончание -вать, -ваю под ударением и суффикс -ва-, тогда по правилам русского языка у глагола перед суффиксом пишется такая же буква, что и в начальной форме (полить – поливать –поливаю).

Заключение

Эти несколько простых правил и примеров помогут запомнить, как нужно использовать глаголы при написании. Конечно, чтобы изучить все нормы и исключения, понадобятся более глубокие исследования. Однако для написания более-менее простых текстов, не претендующих на публикации в журналах и газетах, этого будет вполне достаточно.

источники:

https://www.syl.ru/article/219742/new_okonchaniya-glagolov-pravopisanie-glagolov-v-russkom-yazyike

https://fb.ru/article/325911/pravila-glagolov-i-ih-pravopisanie

Личные окончания глаголов — это словоизменительные морфемы, которые выражают категорию лица и числа. Личные окончания глаголов зависят от того, к какому спряжению принадлежит глагол.

Узнаем, какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения, какой алгоритм применить, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов.

Грамматический термин «окончание» по отношению к глаголам указывает, что слова этой самостоятельной части речи изменяются. В русском языке глаголы изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. Что это значит? Разберемся, что такое личные окончания глаголов.

Лицо и окончания глаголов

Глагол как самостоятельная часть речи обозначает действие или процесс по отношению к действующему лицу или предмету. Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом, выполняющим то или иное действие, или с участником речи:

  • я (что делаю?) играю;
  • ты (что делаешь?) рисуешь;
  • он, она, оно (что делает?) смотрит.

Грамматическая категория лица выражается с помощью окончаний глаголов, которые называются личными. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, выполняющее действие или участвующее в нём.

В русской грамматике различают три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо обозначает непосредственного субъекта действия

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я крашу — мы красим.

2. Второе лицо обозначает действие собеседника

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты красишь — вы красите.

3. Третье лицо указывает на того, о ком идет речь

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно красит — они красят.

Спряжение и личные окончания глаголов

Форма лица, соотнесенная с деятелем, выражается с помощью личных окончаний, которые различаются у разных глаголов.

Способность глаголов изменяться по лицам и числам называется спряжением.

Спряжение глагола

В зависимости от системы личных окончаний большинство глаголов русского языка относят к первому или второму спряжению.

Таблица

Личные окончания глаголов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узнаем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узнаешь идете, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узнает идут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им славлю, научу славим, научим
2-е -ишь -ите славишь, научишь славите, научите
3-е -ит -ат (-ят) славит, научит славят, научат

Личные окончания глаголов 1 спряжения

Спряжение глагола можно определить по личным ударным окончаниям. Первое спряжение объединяет глаголы, которые имеют личные окончания:

  • 1 лицо  -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
  • 2 лицо  -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
  • 3 лицо  -ет/-ёт (ед.ч.) — -ут/-ют (мн. ч.)

Понаблюдаем, как изменяется по лицам и числам глагол «беречь»:

  • 1 лицо  я берегу́ — мы бережём
  • 2 лицо  ты бережёшь — вы бережёте
  • 3 лицо  он бережёт — они берегу́т

Глаголы первого спряжения в личных окончаниях имеют ударные гласные, обозначенные буквами «ё», «у», «ю».

Личные окончания глаголов второго спряжения

Ко второму спряжению относятся глаголы, имеющие ударные личные окончания:

  • 1 лицо  -у/-ю (ед.ч.) — -им (мн. ч.)
  • 2 лицо  -ишь (ед.ч.) — -ите (мн. ч.)
  • 3 лицо  -ит (ед.ч.) — -ат/-ят (мн. ч.)

Посмотрим, как изменяется по лицам и числам глагол «кроить»

  • 1 лицо  я крою́ — мы крои́м
  • 2 лицо  ты крои́шь — вы крои́те
  • 3 лицо  он крои́т — они кроя́т

Вывод

Итак, глаголы второго спряжения имеют личные окончания с гласными, обозначенными буквами «и», «а», «я».


Безударные личные окончания глаголов

У многих глаголов личные окончания являются безударными, из-за чего возникают сомнения в выборе букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».

Как правильно пишутся личные окончания глаголов:

  • ты пля́шешь или пля́шишь;
  • снег сы́плет или сы́плит;
  • мы гуля́ем или гуля́им;
  • муравьи тащат или тащут;
  • зерно се́ют или се́ят?

Если у глагола безударное личное окончание, следует определить его спряжение. Спряжение глагола с безударными личными окончаниями выясняют по неопределенной форме.

Ко второму спряжению относятся все глаголы с конечным буквосочетанием -ить, кроме слов «брить» и «стелить»:

  • распилить
  • почистить
  • выдавить
  • приготовить.

В эту группу добавим семь глаголов с конечным -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть, обидеть) и 4 глагола, заканчивающихся на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Их можно запомнить с помощью стишка-подсказки:

Глаголы исключения в стихах

К первому спряжению, невзирая на конечное буквосочетание -ить, отнесем глаголы-исключения «брить» и «стелить» и все слова, которые заканчиваются сочетаниями -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь, например:

  • нагибать
  • веять
  • выздороветь
  • полоть
  • тонуть
  • прибыть
  • ползти
  • стеречь

Чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов, воспользуемся безошибочным алгоритмом.

Алгоритм написания безударных личных окончаний

В определении безударного личного окончания глагола действуем пошагово:

  1. ставим глагол в неопределенную форму;
  2. выясним, какая гласная буква обозначает суффикс глагола перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить и пр.);
  3. по этой гласной определяем I или II спряжение, учитывая глаголы-исключения;
  4. выбираем гласную букву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов

Образец рассуждения

Образец рассуждения

Утром он ме́л…т кофе

Неопределенная форма глагола «молоть» имеет суффикс, обозначенный буквой «о». По конечному буквосочетанию -оть отнесем этот глагол к I спряжению. Следовательно выберем букву «е» в написании безударного окончания глагола 3 лица единственного числа настоящего времени:

Утром он ме́лет кофе.


Ты как следует разгон…шься и быстро спуст…шься с горы.

Слово «разгонишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «разогнаться». В этом приставочном глаголе следует увидеть производящее слово «гнать»:

гнать → разогнать → разогнаться.

Значит, это глагол-исключение, который окружен словообразовательными морфемами: приставкой и постфиксом. Наличие этих морфем не меняет спряжения глагола.

«Разогнаться» — это глагол  II спряжения, как и производящее слово «гнать».

Напишем букву «и» в окончании формы 2 лица единственного числа глагола будущего времени «разго́нишься».

Слово «спустишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «спуститься». Наличие возвратного постфикса -ся не влияет на спряжение глагола. В неопределенной форме глагола «спуститься» выявим суффикс -и- перед окончанием -ть. Слово заканчивается на -ить. Значит, это глагол II спряжения.

Выберем букву «и» в безударном окончании формы 2 лица единственного числа будущего времени — спу́стишься.

Презентация «Правописание личных окончаний глаголов»

Скачать презентацию

Видео «Личные окончания глаголов (5 класс)»

Тест

Окончание глагола сложно определить, когда оно является безударным. Для этого необходимо воспользоваться определенным алгоритмом, который мы сегодня и рассмотрим.

Для начала вспомним, что глагол обозначает действие предмета и в начальной форме отвечает на следующие вопросы: что делать? что сделать?

Основную сложность вызывает написание безударных личных окончаний глаголов настоящего или будущего времени.

Например:

  • ты смотришь или смотрешь
  • вы играете или играите
  • он уложит или уложет

Итак, для определения безударного личного окончания глагола обратимся к алгоритму:

1. Определить начальную форму глагола.

2. Определить суффикс перед окончанием -ть

3. Определить спряжение инфинитива, руководствуясь правилом.

4. Определение личного окончания глагола.

Посмотрим, как работает данная схема на примере глагола 2-го спряжения «лечишь».

Лечишь — это глагол в форме 2-го лица настоящего времени

1. Начальная форма — лечить

2. Глагол оканчивается на «-ить», где суффиксом является буква «и».

3. Вспомним правило, которое поможет определить спряжение глагола:

Глагол относится к первому спряжению, если его инфинитив (начальная форма) оканчивается на «-ать (-ять)», «-еть», «-уть», «-оть».

Глагол относится ко второму спряжению, если его инфинитив оканчивается на «-ить».

Исключения:

  • глаголы «брить», «стелить»
  • 7 глаголов на «-еть»: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть
  • 4 глагола на «-ать»: слышать, дышать, гнать, держать
  • все приставочные глаголы от вышеперечисленных глаголов-исключений.

Согласно правилу глагол «лечить» относится ко второму спряжению, так как он оканчивается на «-ить».

4. Чтобы определить личное окончание глагола, обратимся к следующему правилу:

Глаголы первого спряжения в личной форме оканчиваются на: «-у (-ю)», «-ешь», «-ет», «-ем», «-ете», «-ут (-ют)».

Глаголы второго спряжения в личной форме оканчиваются на: «-у(-ю»), «-ишь», «-ит», «-им», «-ите», «-ат(-ят)».

Посколько глагол «лечишь» относится ко второму спряжению, которое мы определили по инфинитиву, то в личной форме у него должен оканчиваться на «-ишь».

Приведем еще один пример с глаголом «болеет».

В глаголе «болеет» вторая гласная «е» находится в безударном положении, поэтому многие совершают ошибки при написании (болеит -неверное написание).

1. Начальная форма — болеть

2. Перед окончанием «-ть» пишется суффикс «е».

3. Инфинитив «болеть» оканчивается на «-еть», поэтому он относится к первому спряжению (смотреть правило выше).

4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол «болеет» будет оканчиваться на «-ет» (смотреть правило выше).

В русском языке существуют глаголы, инфинитив которых имеет нулевое окончание (например: смочь, беречь и др).

Как определить спряжение глаголов, если инфинитив имеет нулевое окончание?

Если инфинитив не имеет окончания, то спряжение глагола определяется по личному окончанию, даже если оно безударное. В данном случае нужно подобрать такую личную форму глагола, в которой окончание будет звучать отчетливо.

Например:

смочь — смогут (в форме третьего лица множественного числа отчетливо слышно окончание слова и становится ясно, что глагол относится к первому спряжению).

В начальной школе дети знакомятся с основными самостоятельными частями речи. Это имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения и глагол. Глагол из них самая  трудная для понимания часть речи.

Особенно много ошибок допускается при определении спряжения. От спряжения зависит правильное грамотное написание личных безударных окончаний глаголов.

Усвоить эту орфограмму нужно обязательно. Без глаголов не обходится ни одна письменная работа.

Содержание:

  1. Глагол как часть речи.
  2. Неопределенная форма глагола.
  3. Как правильно находить неопределенную форму?
  4. Что такое спряжение?
  5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
  6. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
  7. Ударные и безударные личные окончания глаголов.
  8. Алгоритм определения спряжения глаголов.
  9. Глаголы-исключения.
  10. Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени? Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
  11. Алгоритм написания личных окончаний глаголов.
  12. Разноспрягаемые глаголы.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлагол как часть речи

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? что делает? что сделает? Что будет делать?

Глагол изменяется по числам и временам.

Единственное и множественное число: читал — читали.

Настоящее время (есть сейчас): читает, читают.

Прошедшее время (уже было): читал, читали.

Будущее время (еще будет): будет читать, будут читать.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияНеопределенная форма глагола

Неопределенная форма (начальная форма) глагола или инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и оканчивается на ть, чь, ти.

Думать, убежать, нести, беречь.

Инфинитив может иметь на конце суффикс (постфикс) -ся(-сь):

расчесаться, нестись, уберечься.

В неопределенной форме глагол не имеет ни числа, ни рода, ни времени.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКак правильно находить неопределенную форму?

  • Поставь вопрос к глаголу.
  • Не меняя первой буквы в вопросе, переведи глагол в неопределенную форму.

Читал — что делал? — что делать? — читать (несовершенный вид)

Прочитал — что сделал? — что сделать? — прочитать (совершенный вид)

Очень важно следовать данному правилу, чтобы избежать ошибки в определении спряжения глаголов. Это позволит исключить замену глагола несовершенного вида на похожий глагол совершенного вида и наоборот.

Например: обучать — обучить, бросать — бросить и др.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое спряжение?

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

как объяснить ребенку спряжение глаголов в русском языке 4 класс

Проспрягать глагол — это значит изменить его по лицам и числам.

Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.

Он думал, она думала, оно думало, они думали.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЛичные окончания глаголов I и II спряжения

В русском языке два спряжения.

К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм определения спряжения глаголов

Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.

У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.

У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).

Разберем с примерами.

Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.

Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.

Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.

Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.

Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.

По́мнить — по́мним — по́мните.

Ме́рить — ме́рим — ме́рите.

Ве́рить — ве́рим — ве́рите.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Думать — ду́маешь — думаем.

Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.

Писать — пи́шешь — пи́шете.

Искать — и́щешь — и́щете.

Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.

Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Например:

  • Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
  • Спать — спим, спи́те, спят.
  • Гореть — вы гори́те — они горя́т.
  • Кричать — кричи́те — крича́т.

Это глаголы II спряжения.

  • Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
  • Жить — живёшь, живу́т.
  • Лить — льёшь, льют.

Это глаголы  I спряжения.

При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.

Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлаголы-исключения

Ко II спряжению относятся:

  1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.

  2. Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.

  3. Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть, смотреть.

К I спряжению относятся:

  1. Все остальные глаголы. Это большинство глаголов на -ать, -еть, -ять, -ыть, -оть, -уть. 

  2. Два глагола на -ить — брить, стелить.

Глаголы на -ять лучше запомнить.

Всё пиши, как припаять —
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.

Запомни!

Глаголы на –ять (I спр.)

Всё пиши, как припаять —

Сеять, веять и лелеять,

Таять, лаять, хаять, блеять,

Чуять, каяться, затеять

И надеяться, и реять,

Маяться, но не отчаяться.

Наст. и буд. вр.

Прош. вр.

   она  чует, они надеются,  вы затеете,

   мы лелеем,  ты маешься, он  тает

   лаяла , таял, сеял, затеяли,  отчаялись

Но:   строить, клеить,  усвоить, драить (II спр.)

                         Строим, строят;   клеишь, клеите,  усвоит,  усвоят

                                        Строили,   клеила, усвоили,  драил.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияСпряжение глаголов таблица с исключениями

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Может быть кому-нибудь удобно будет пользоваться вот такой памяткой.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияПамятка определения спряжения глаголов

Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в неопределенной форме?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?

Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.

спряжение глагола 4 класс

Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?

Например:

Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.

Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:

Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.
Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Ставим глагол в начальную форму – задержаться.
Отделяем приставку и постфикс –держать.
Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.
Значит глагол задержался – II спряжения.

Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.
Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Начальная форма – заучить.
Отделяем приставку – учить.
Глагол учить исключением не является.
Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.
Значит глагол заучите – II спряжения.

!!!Научиться определять спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов.

Это трудная орфограмма, которая требует знание алгоритма и практической тренировки. 

Можно также пользовать следующим алгоритмом определения спряжения глагола.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм написания безударных личных окончаний глаголов



  1. Нахожу глагол с безударным окончанием.
  2. Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
  3. Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
  4. Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму. 
  5. Смотрю, на что она заканчивается. 
  6. Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
  7. Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.


Можно рассуждать так:

Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.

Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое разноспрягаемые глаголы?

Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения.

Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).

Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т.

В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.

Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.

Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.

Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те)

Например:

Деревенские ребятишки весёлой гурьбой перебежали на согретую солнцем полянку.

Определяем спряжение глагола.

1. Перебежали – глагол в форме прошедшего времени, множественного числа.
2. Перебегу′т – 3 л. мн. ч. Личное окончание ударное. Отбрасываем приставку: бегу′т.
Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
Значит перебежали – разноспрягаемый глагол.



Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКарточки спряжение глаголов 4 класс

Карточка 1

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Напиш_т  ручкой, мы начерт…_м , они леч_т, наступа…_ весна,  вы обижа_е, вы реша_те,  ты подежур_шь, мы дыш_м, ты не догон_шь, маш_т рукой, ты ласка_ш_ся,  ты вздыха_шь, ты выуч_шь,  друзья не посмотр_т, ты постира_шь, мы не повер_м,  вы готов_те,  он подбира_т, они глад_т, мы увид_м, ты дыш_шь.


Карточка 2

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Стрекоч_т в поле, ты гуля_ш_, запиш_м в тетради, рассыпа_т по столу,  бега_т по дорожке, выгруз_те из машины, дума_т на уроке, замороз_м в морозильнике, ты крас_ш_ся ярко, свет_т солнце, мы засе_м поле, он обид_лся на папу, попрыга_шь на улице, вы услыш_те звон, зна_те правило, смотр_т в окно, он верт_тся  на уроке,  они увид_т этот фильм, поигра_м в мяч,  ты побре_шься.


Карточка 3

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Зеленее_т в лесу, она держ_тся, пиш_т в тетради, полива_т цветы, чернее_т в поле, мы вид_м, корм_т птиц, она завис_т,  ход_т в школу, ты посмотр_ш_, ищ_т одежду, дела_шь уроки, замеча_шь ошибку, гон_т стаю туч, стон_т от боли, маш_т рукой, встрет_ш_ друга, ты жале_ш_ о случившемся.


Карточка  4

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Вер_ш_ ,  леч_ш_ся,  он  зябн_т,  вы  обижа_т,  он  мороз_т,  они  хохоч_т,  они  слыш_т,  она  купа_тся,  мечта_ш_ ,  дежур_ш_,  оно свет_т,  он  гон_т,  они  уч_т,  мы  люб_м, готов_ш_,  воз_ш_ся,  он  ро_т,  вы  руб_т,  он  кол_т,  они  дремл_т,  они  стел_т,  она  гоня_тся,  гон_ш_ ,  пряч_ш_,  оно се_т,  он  держ_т,  они  суш_т,  мы  гас_м.


Карточка  5

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Догон_ш_,  гре_ш_ся,  он  смотр_т,  вы  броса_т,  он  глад_т,  они  бормоч_т,  они  верт_т,  она  улыба_тся,  куша_ш_,  вздыха_ш_,  оно гре_т,  он  стон_т,  они  леч_т,  мы  вер_м, собира_ш_,  согре_ш_ся,  он  нос_т,  вы  постукива_т,  он  маш_т,  они  пляш_т,  они  терп_т,  она  стара_тся,  держ_ш_ ,  пил_ш_,  оно мел_т,  мы  стон_м,  они  сол_т,  мы  вер_м.


Карточка 6

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

Вет_р  крут_т_ся  в  в_рху_ках  д_рев__в.  Рокоч_т  гром.  Хлещ_т  дож_ь.  Мы  пробу_м  укрыт_ся  п_д  стар_й  ол_хой,  приж_ма_мся  к  скр_пуч_му  ств_лу  и  молч_   терп_м  капризы  пр_роды.  Дож_ь  моч_т  нас  и  здес_.  Молния  на  мгновенье  _заря_т  всё.  И  снова  н_ступа_т  т_мн_та.  Бли_ко  от  нас  в  дер_в_  п_п_да_т  молния.  Мы  п_к_да_м  убежище  и  плута_м  до  ра__вета.  Утр_  з_ст_ёт  нас  на  вых_де  из  леса.


Карточка 7

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

  • МЫ стро..м, реша..м, раска..мся, дыш..м, вид..м, стро..м, гоня..м, кле..м.
  • ВЫ гон..те, вид..те, завис..те, растае..е, стел..те, управля..те, ед..те, дремл..те, ла..те, трепещ..те, вид..те.
  • ОНИ бор..тся, почу..т, кле..т, стел..тся, выправ..т, ропщ..т, выдержива..т, леч..т, дыш..т, пляш..т, дремл..т, плач..т, пол..т.
  • ОН кол..т, грохоч..т, бор..тся, ре..т, увид..т, бормоч..т, ищ..т, постел..т.

Надеюсь, что данная статья помогла вам разобраться в этой сложной орфограмме, научиться верно определять спряжение глаголов и грамотно писать безударные глагольные окончания.

С уважением, Ольга Наумова

Сайт НАУМЁНОК

Также рекомендую:

Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса

ВПР УДАРЕНИЕ

Диктанты для подготовки к ВПР 4 класс

Синтаксический разбор предложения

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияВ помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Правописание окончаний глаголов

Чтобы не допустить ошибку при выборе гласной в безударном личном окончании глагола, нужно знать его спряжение.

Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

Спрягаются глаголы в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

Чтобы определить спряжение глагола нужно посмотреть на его окончание в 3-ем лице мн.ч.:

  1. если оно ударное, то определяем спряжение по нему: I спряжение-ут / -ют,

    II спряжение-ат / -ят.

  2. если оно безударное, то определяем спряжение по инфинитиву и помним про исключения.

Ко II спряжению относят:

  • Все глаголы на -ИТЬ (любить, чертить, говорить), кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Обрати внимание! КлеИть, мучИть.

  • Глаголы-исключения:

  • 7 глаголов на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

  • 4 глагола на -АТЬ: гнать, дышать, держать, слышать.

В окончании глаголов II спряжения пишутся буквы: И, А, Я.

Запомнить это можно при помощи слова-подсказки – ИНАЯ.

К I спряжению относят:

  • Все остальные глаголы с любыми гласными на конце, кроме глаголов на -ИТЬ (ждать, лететь, забыть и т.д.)

Обрати внимание!

На -ЯТЬ оканчиваются следующие глаголы:

Таять, лаять и лелеять,

Реять, блеять и затеять,

Сеять, веять, маяться,

Чуять, чаять, каяться,

Баять, хаять и надеяться

  • Глаголы-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ

В окончании глаголов I спряжения пишутся буквы: Е, У, Ю.

Запомнить это можно при помощи слова-подсказки – НЕ ЧУЮ.

Хочешь быстро запомнить, как определить спряжение глагола?

Тогда выучи простое стихотворение:

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ИТЬ,

Исключая брить, стелить.

А еще: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

Помни! Если от глагола-исключения при помощи приставки образовался другой глагол, то он тоже будет исключением.

Стелить, постелить, застелить и т.д.

Брить, побрить, сбрить и т.д.

Будь внимателен! При определении спряжения обращай внимание на вид глагола.

ВыживАть (что делать? несовершенный вид) – I спряжение (на -АТЬ).

ВыжИть (что сделать? совершенный вид) – II спряжение (на -ИТЬ).

Алгоритм определения спряжения глагола:

  1. Ставим глагол в форму 3-его лица множественного числа. Если оно ударное, то определяем спряжение по нему: I спряжение – -ут, -ют, II спряжение – -ат, -ят.

  2. Если окончание глагола безударное, то ставим его в форму инфинитива.

  3. Смотрим на концовку инфинитива: II спряжение – на -ИТЬ, I спряжение – все остальные глаголы.

  4. Проверяем, не является ли глагол исключением.

  5. Делаем вывод о спряжении.

Алгоритм выбора гласной в безударном личном окончании глагола:

  1. Определяем спряжение глагола.

  2. Выбираем гласную: I спряжение – НЕ ЧУЮ, II спряжение – ИНАЯ.

Пример определения спряжения глагола и выбора гласной в его личном окончании:

Он по-прежнему чита…т вторую главу.

  • Ставим глагол в форму 3-его лица мн.ч. – они чита´ют. Окончание безударное, поэтому определяем спряжение по инфинитиву.

  • Ставим глагол в инфинитивчитАть. Глагол на -АТЬ.

  • Проверяем, не является ли слово исключением. Читать – не исключение.

  • ЧитАть – I спряжение, т.к. на -АТЬ.

  • У глаголов I спряжения в личном окончании могут быть только гласные Е, У, Ю.

  • Он (что делают?) читаЕТ – вставляем Е.

Правописание глаголов

 Правописание окончаний глаголов

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

·                     глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, которые относятся к I спряжению),

·                     7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть),

·                     4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:

 I спряжение  II спряжение
 

ед.ч.

1 лицо читаю, беру

2 лицо читаешь, берешь

З лицо читает, берет

мн.ч.

1 лицо читаем, берем

2 лицо читаете, берете

3 лицо читают, берут

 

ед.ч. 1

1 лицо пилю, горжусь

2 лицо пилишь, гордишься

З лицо пилит, гордится

мн. ч.

1 лицо пилим, гордимся

2 лицо пилите, гордитесь

З лицо пилят, гордятся

2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.

ед.ч.

1 лицо читаю, беру

2 лицо читаешь, берешь

З лицо читает, берет

мн.ч.

1 лицо читаем, берем

2 лицо читаете, берете

3 лицо читают, берут

хочу

хочешь

хочет

хотим

хотите

хотят

 Бегу

бежишь

бежит

бежим

бежите

бегут

 

Ем

Ешь

ест

едим

едите

едят

 

создам

создашь

создаст

создадим создадим создадут

 

дай

дашь

даст

дадим

дадите

дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например, сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь) и обессилеть (самому).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете, а в форме повелительного наклонения — окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. — Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) в глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

·                     в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться),

·                     в окончаниях 2 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (выберешь, помоешь, делаешь, умываешься),

·                     в повелительном наклонении (исправь, спрячься), НО ляг, лягте,

·                     в возвратной частице, которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь);

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

·                     в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается).

Правописание суффиксов глаголов

1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: а (слышать, делать); я (сеять, лаять); е (видеть, обидеть); и (нянчить, пилить).

Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс е. В этой позиции под ударением может быть только суффикс яили и (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс я пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс и — в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить;

2) после мягких согласных (кроме ч) в безударном положении суффикс я пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс е- — в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь;

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздороветь — выздоровел, лаять — лаял, клеить — клеил.

2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-). 

В глаголах с суффиксом -ыва-  (-ива-) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и, например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .

Глаголы с суффиксом ыва  (ива) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом ова  (ева-). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на овать  (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую  (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать; у глаголов же на ывать  (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю  (-иваю ) (с сохранением -ыв-, —ив), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .

3. Гласные перед -ва.  В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва-, имеющих форму 1-го лица на ва-ю, безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть  (одоле-ть ), устарева-ть  (устаре-ть ), запива-ть  (запи-ть ), запева-ть  (запе-ть ), засева-ть (засе-ять), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть).

Однако в следующих глаголах на ва-ть  (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева-  с буквой е   на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть  (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть  (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .

4. -е(ть), -и(ть).  Различаются глаголы на еть  и ить . Глаголы на еть  (в 1-м лице ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею  ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь  ‘стать суровым’. Глаголы на ить (в 1-м лице и   отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить. Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по)беле-ть  и (по)бели-ть, (о)слабе-ть , (раз)весели-ть.

5. -ене(ть), – ени(ть).  Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на ене-ть, в которых безударный гласный перед н передается буквой е: леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть, обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е: леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить  и т. п.

Написание глаголов на енеть  и енить  не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я: ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный  и т. п.

Исключение: в глаголах багряне-ть  и багряни-ть  (вариант: багря-нить ) пишется буква я, как в прилагательном багряный.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать около пятиста километров
  • Как правильно написать около магазина или возле магазина
  • Как правильно написать около 500 километров
  • Как правильно написать окно не открывать
  • Как правильно написать окей гугл