Как правильно написать отклик на бирже фриланса

Вдохновился статьей по ссылке выше и хочу продолжить данную тему. Поговорим о взаимодействии с заказчиком на фрилансе на этапе отклика.

Профессионалы с многолетним опытом работы знают, как заработать на фрилансе, и что для этого нужно. А если вы совсем недавно перешли на такой формат работы, то, безусловно, будет полезно знать, как получить заказ на фриланс бирже, на какие нюансы стоит обратить внимание.

Мне много раз доводилось побывать в роли заказчика. Хочу поделиться опытом: как надо и как не надо откликаться на заказы, чтобы повысить конверсию положительного ответа от клиента.

Возможность взглянуть на процесс глазами заказчика поможет вам избежать элементарных ошибок при отклике.

Потенциальный клиент всегда смотрит на поведение, адекватность общения, скорость реакции на вопросы и заинтересованность в целом.

До того, как вы получили заказ, важно не ударить в грязь лицом. Всё начинается с отклика.

Как искать фриланс заказы в Telegram

В Telegram существуют чаты для фрилансеров, в которых можно найти заказчиков и исполнителей. Разработка сайтов, дизайн, SMM, реклама, копирайтинг и подобные задачи. Примеры площадок:

Это не биржи, здесь не нужна регистрация и рейтинг. Поэтому желающих забрать заказ тут гораздо больше.

За клиента идет жестокая борьба. В чем она проявляется? Демпинг цен, короткие сроки исполнения, варианты оплаты, бонусы и многое другое.

Как победить и получить желаемый заказ? Рекомендации — в этой статье.

1. Откликайтесь как можно раньше

В одном из своих заказов я получил 33 отклика за первые два часа. Спустя два дня отклики ещё продолжали поступать. К этому времени уже был найден исполнитель, он уже выполнил всю работу. На что надеется тот, кто пишет спустя два дня? На такие отклики клиент не отреагирует.

Откликаться на заказ нужно быстро. Для этого потребуются две вещи.

Первая — готовые кейсы, портфолио, шаблон отклика. Сэкономьте время на подготовку материалов. Увидел заказ — сразу откликнулся.

Вторая — автоматизация поиска заказов, чтобы охватывать множество площадок и отлавливать только подходящие сообщения. Не тратьте время на самостоятельный мониторинг всех площадок в интернете. Для решения таких задач есть проверенные инструменты. Например, телеграм-бот FreeSocial — он мониторит сотню телеграм-каналов и 6 freelance-бирж. Такие сервисы присылают нужные заказы прямо в мессенджер, отсеивая рекламу и резюме. И главное: вы увидите заказ в момент его размещения. Вам придет пуш-уведомление, сможете откликнуться максимально оперативно.

2. Погрузитесь в контекст клиента

Изучите исходное объявление. Если какие-то детали можно загуглить — отлично, гуглим. Клиент не будет тратить время на объяснения каждому потенциальному исполнителю. Тем более, если информация уже есть в заказе.

Задаёте лишние вопросы — значит, невнимательно прочитали. Значит, именно так вы делаете свою работу. Напротив, если исполнитель говорит на языке заказчика, то сразу формируется позитивное впечатление.

3. Отправьте подходящие кейсы

Не нужно грузить заказчика всеми кейсами из вашего портфолио. У клиента нет времени, чтобы подробно изучать каждого кандидата. Отберите те кейсы, которые максимально соответствуют заказу: близкие по нише, по типу задачи. Если нет подходящих кейсов, то выберите два-три самых интересных. Ссылки на полное портфолио тоже можно приложить: клиент посмотрит, если будет такое желание. Фокус стоит направить на релевантные кейсы.

Если вы обращаетесь клиенту в мессенджере, присылайте ссылку на портфолио, а не картинки и не PDF-файлы бесконечной цепочкой. Из-за большого количества файлов и картинок теряется контекст диалога.

4. Напишите отклик в соответствии с заказом

Не смотря на то, что у вас должен быть готовый шаблон для отклика, всегда текст ответа должен содержать уникальную часть. Отредактируйте отклик исходя из задачи.

Любому заказчику приятно читать отклик, понимая что его не рассылают всем подряд, а написали лично ему. Это придает ценности и выделяет на фоне конкурентов.

Включите в отклик те слова, которые были в заказе. Например: «Добрый день, меня зовут Арина, готова помочь вам с задачей по…» — и сформулируйте эту задачу словами заказчика.

Напишите несколько слов, прочитав которые станет понятно, что задание вы изучили.

Если отправите типовой отклик, в котором перечислены все ваши навыки, весь ваш опыт и разные кейсы, сразу появятся вопросы у заказчика. А тот ли это человек который мне поможет с моей конкретной задачей? Все ли его навыки одинаково прокачаны? Прокачан ли навык, который нужен мне для получения результата?

Не заставляйте клиента сомневаться. Не заваливайте его лишней информацией, пишите строго в соответствии с задачей.

5. Укажите цену и сроки

Будьте конкретны. Укажите сразу стоимость и срок, даже если заказчик не спрашивал об этом. Это всегда будет полезно для принятия решения. Конкретика вызывает уважение. Помогите заказчику представить его результат. Когда он его получит, за какие деньги и какого качества. Если заказчик легко это вообразит, то будет ассоциировать это представление с вами — бинго, вы получили клиента.

Бывает, что цена зависит от деталей заказа и каких-то опций. Тогда распишите варианты. Базовый вариант — Х рублей, лакшери — ХХ рублей, за срочность — ХХХ рублей. Формируйте посыл: “Выбирайте, дорогой заказчик. Только вам решать”.

6. Оперативно отвечайте на вопросы

Мониторьте сообщения заказчика. Помните: есть толпа потенциальных исполнителей, отсев происходит по любой причине. Вульгарный ник и ли фото — отказ. Портфолио без структуры — отказ. Молчит, не отвечает на вопросы — отказ.

Если клиент важен для вас, не отключайтесь, следите за входящими. Заказчик не будет ждать, перейдет к следующему исполнителю.

7. Не учите заказчика

Как правило, любой заказчик знает, что он хочет, и четко представляет какую услугу и в каком виде он ожидает получить на выходе.

Не нужно навязывать заказчику своё видение и спорить с ним. Если в таком виде работа вам не интересна, лучше потратить время на общение с другим потенциальным клиентом.

Примеры откликов на фриланс бирже

Было размещено следующее объявление.

#ищу Ищу дизайнера кто нарисует логотип для ********(наш продукт). Портфолио и цены в ЛС @baz*****

Пример 1

Хорошо: лаконично, етсь слова из заказа, есть сроки, цена, кейсы.

Пример 2

Хорошо: лаконично, есть точные слова из заказа (он внимательно прочитал!), есть стоимость, есть портфолио. Идеально, если добавить сроки.

Пример 3

Хорошо: фраза «через час у Вас будет логотип» действительно подкупает, позволяет представить результат. Кейсы, цена, задача — всё на месте.

Пример 4

Плохо: неконкретное предложение. Вызывает сомнения. Вы переделываете портфолио, или там просто ещё ничего нет? Скидки к какой цене?

Пример 5

Плохо: исполнитель навязывается. Если цена зависит от сложности, то, будьте добры, предоставьте варианты. Много лишних вопросов. Вопрос «как вам?» вообще некорректен.

Пример 6

Плохо: не соответствует задаче. Образование — лишнее в отклике. Нужен практический опыт. А курсы по копирайтингу — вообще мимо. Цены нет, сроков нет.

Пример 7

Плохо: много файлов в отклике. Выше дана ссылка на behance, зачем ещё файлами грузить? Из позитивного — указана цена, но положение это не спасает.

Пример 8

Плохо. Цены и сроков нет, но это не главное. Главное — дата. Заказ был размещен 28 сентября. Порекомендовал ему бота FreeSocial.

Фриланс: как начать? Итог

Фриланс для новичков — это высококонкурентная среда. Что нужно, чтобы получить заказ?

1. Проработать детали и подготовить портфолио. Пусть самое простое, но точно отражающее, что вы делали, и какой у вас опыт.

2. Разбираться в задании. Потратьте немного времени и изучите нишу клиента.

3. Обозначить стоимость работ заранее и сэкономить время и себе, и клиенту.

4. Указать адекватный срок работы.

Работайте, старайтесь, получайте заказы и положительные отклики клиентов. Всем удачи!

Что писать заказчику на фрилансе? Шаблоны откликов и примеры ответов клиентам

Что писать заказчику на фрилансе? Шаблоны откликов и примеры ответов клиентам

Вы пишете клиентам, но не получаете ответа. В чем причина? Давайте разберемся, как правильно написать отклик, чтобы получить работу на бирже фриланса. Часто именно неверные формулировки в письмах становятся причиной того, что заказчики выбирают других исполнителей.

Исправив ошибки, можно значительно проще и быстрее получать новые заказы. В статье будут шаблоны откликов на вакансии, которые вы можете использовать.

Общий подход

В отклике на вакансию нужно показать, что вы:

  • Способны решить проблему клиента. Сделаете все качественно и вовремя.
  • Заинтересованы в работе. Проявляете интерес к заданию, а не присылаете дежурное письмо.
  • Имеете достаточный опыт. Идеально, если выполняли аналогичные проекты (если они есть в портфолио) и знаете, что и как делать.
  • Подходите по цене. Даже если в заявке не обозначен бюджет, обычно заказчик держит в уме определенные рамки, в которых он готов сотрудничать.
  • Адекватны, вежливы, культурны. С вами можно общаться и договариваться.

Обращаясь к неизвестному фрилансеру, клиент обычно испытывает страх и тревогу. Он не может увидеть результат, который получит. Боится, если что-то пойдет не так. Нужно развеять сомнения, вселить уверенность и начать диалог.

В ответе на проект важно показать, что вы внимательно изучили задачу. Значит, отклик на фрилансе не должен быть шаблонным.

Как правильно писать работодателям на бирже?

  1. Поздоровайтесь. Оптимальное приветствие: «Здравствуйте!» или «Добрый день!». Не пишите «Доброго времени суток» или «Привет» – многие посчитают такое приветствие несерьезным. Если знаете имя заказчика – обратитесь по имени. Например: «Здравствуйте, Алексей».
  2. Напишите, по какой вакансии вы обращаетесь и откуда. Например: «Пишу вам по вакансии дизайнера сайтов. Нашел ее на бирже kadrof.ru».
  3. Если в вакансии были вопросы, на которые исполнителей просили ответить – добавьте в начало письма ответы на них. Получатель отклика должен понять, что вы читали вакансию и видели его требования. Информацию оптимально оформить списком – так ее легче будет смотреть.
  4. Если в вакансии не было вопросов – кратко расскажите о себе и опишите релевантный вакансии опыт. Например: «Занимаюсь дизайном сайтов 5 лет. Сделал более 100 проектов. Имею опыт работы с автомобильными сайтами. Делал дизайн для компаний (перечисление заказчиков). Ссылки на примеры моих работ в вашей тематике: (указаны 3-4 ссылки)».
  5. Опишите свои преимущества. Например: «Могу оперативно взять заказ в работу. Выполню за неделю. Макеты могу отправить в формате Figma или PSD. Готов созвониться и обсудить все детали в удобное вам время».
  6. Завершите письмо вопросом, на который получателю будет легко ответить. Пример: «Напишите, пожалуйста, когда вам будет удобно созвониться для обсуждения деталей проекта?»

Рассмотрим пример продающего отклика на фрилансе. Его можно использовать для создания собственного шаблона:

Здравствуйте, Алексей!

Пишу по вакансии дизайнера сайтов. Нашел ее на бирже kadrof.ru.

Занимаюсь дизайном 5 лет. Выполнил более 100 проектов. Имею опыт работы с автомобильными сайтами. Делал дизайн для компаний (перечисление фирм). Ссылки на примеры моих работ в вашей тематике: (указаны 3-4 ссылки).

Могу оперативно взять заказ в работу. Сделаю за неделю. Макеты могу отправить в формате Figma или PSD. Готов созвониться и обсудить все детали в удобное вам время.

Напишите, пожалуйста, когда вам будет удобно созвониться для обсуждения деталей проекта?

Что можно писать о себе на фрилансе?

  • ФИО.
  • Образование, если оно имеет отношение к вакансии.
  • Опыт работы по специальности, сколько лет занимаетесь фрилансом.
  • Примеры выполненных проектов, особенно если делали схожие заказы.
  • Возможность созвонов, оперативной связи через мессенджеры.

Когда вы пишете о себе на фрилансе, не обязательно указывать возраст, семейное положение, наличие детей, хобби. Обычно эта информация не интересует нанимателей. Для них важно, чтобы фрилансер выполнил задание вовремя.

Что не стоит делать в первом отклике на вакансию:

  1. Не спрашивайте об условиях работы. Их лучше обсудить позже. Например, во время созвона с заказчиком или общения в мессенджере.
  2. Не прикрепляйте к письму файлы, которые могут заблокировать антивирусы. Портфолио лучше дать в виде ссылки на Google-документы.
  3. Не игнорируйте просьбы заказчиков, описанные в вакансии. Например, если просили ответить на вопросы – отвечайте на них в письме. Если просит указать какую-то фразу в письме для прохождения проверки на внимательность – сделайте это.
  4. Не пишите общие фразы. Вместо «обладаю большим опытом» лучше написать конкретные цифры – «опыт работы 5 лет».
  5. Пишите кратко, но в меру. Не стоит присылать сообщения на трех страницах, но и отклик из двух предложений – не лучший вариант.
  6. Не стесняйтесь продублировать письмо через 2-3 дня, если не будет ответа. Получатель мог не заметить первое письмо или забыть на него ответить.

Разберем на примерах

Давайте посмотрим, какие ответы присылают фрилансеры на заявки, и что клиенты думают, когда их получают. Эта информация поможет понять, как правильно написать отклик на заказ во фрилансе.

Письмо фрилансера

Что подумает клиент, получив такой ответ

«Здравствуйте! Сделаю работу, обращайтесь. Мое портфолио здесь».

Шаблонный ответ, задачу не читал. Поручать проект нельзя.

«Привет! Сколько платите?»

Не серьезно, игнор.

«Добрый день! Сделаю в лучшем виде, вы будете 100% довольны результатам. У меня большой опыт, чутко реагирую на все пожелания клиентов. Посмотрите мое портфолио здесь».

Много слов, но нет конкретики. Задачу не читал. Наобещает много, сделает мало, придется все переделывать у другого фрилансера.

«Добрый день! Сделаю за 3 дня, 2000 руб.»

Нет уточняющих вопросов, сразу дает фиксированный бюджет. Либо не смотрел заявку, либо слишком уверен в своих силах. Скорее всего, с исполнителем возникнет много проблем, доработок, изменений по бюджету.

«Здравствуйте! Делал аналогичный проект для компании АБС, вот ссылка на него. Ориентировочные сроки реализации вашего проекта – 30 дней, ориентировочный бюджет – 50000 руб. Чтобы оценить точный бюджет, прошу ответить на следующие вопросы (далее список вопросов, от 3 до 5 штук)».

Делал аналогичный проект, значит, на моем проекте будет меньше косяков. Ценник высокий, но цену можно и обсудить. Задает вопросы по делу, вник в заявку. Пожалуй, обращусь к нему.

«Добрый день! В вашем случае так неправильно делать, кто вас надоумил до такого? Делать надо так (описание того, как надо делать)»

Кто он такой, чтобы давать мне советы в подобном тоне?! Нужно писать корректнее!

«Добрый день! Да за такой бюджет никто не будет работать! Вы хоть подумайте, прежде чем предлагать людям такое!»

Я указал бюджет «с потолка», чтобы добавить заявку на биржу, а этот фрилансер устраивает шоу, хамит и скандалит. Запомню его, и никогда не буду обращаться.

«Здравствуйте! Буду рад выполнить проект. Я новичок, поэтому отзывов у меня нет, но есть небольшое портфолио. Готов работать на ваших условиях до победного результата. Заранее спасибо, если выберите меня на проект».

Новичок, но, похоже, адекватный. Общается вежливо, готов на уступки. Обращусь, когда будет несложная задача. Молодец!

«Добрый день! Я новичок, готов сделать ваш проект бесплатно, за отзыв. Понимаю, что новичка брать на проект опасно, поэтому во вложении прикрепил пример наброска с дизайном вашего сайта. Надеюсь, он вам понравится, и вы выберете меня на проект. Заранее благодарю!»

Ни фига себе, уже и набросок сделал! Причем вроде ничего такой, нормальный набросок. Давай поработаем, тем более за отзыв!

«Добрый день! Опыт работы – 15 лет. В Вашей сфере сотрудничал с компаниями АБС, АБВ, ВГД, ДТВ. Отзыв от ДТВ здесь. По Вашему проекту предлагаю сделать следующее (пара дельных идей). Для оценки бюджета нужно пообщаться лично, чтобы выяснить все детали и зафиксировать ТЗ. Когда Вам будет удобно созвониться по скайпу?»

Матерый волк. Стану олигархом – обращусь.

«Добрый день! Предлагаю сделать сайт на движке АБВ. Сайт на этом движке будет работать быстро, вы сможете легко управлять проектом, CMS знают множество программистов (не только я). Мой опыт разработки – 5 лет. Пример созданных мной магазинов: 1, 2, 3. Ваш проект сделаю за 20 дней, стоимость будет XX рублей. Также могу сопровождать проект в дальнейшем, вносить любые правки и доработки на договорных условиях. Обращайтесь!»

Чувак, как давно я тебя искал!

Что делать, если потенциальные клиенты не отвечают на письма?

Посмотрите видео с рекомендациями по решению проблемы:

Также рекомендую прочитать статью про молчащих работодателей. В ней собрано много информации по теме. И другие материалы, собранные в разделе Как работать с клиентами.

Выводы: что писать заказчику на фрилансе?

  1. Не отправляйте шаблонные ответы.
  2. Покажите, что заинтересованы в проекте и хотите получить заказ.
  3. Если у вас есть работы в данной тематике, обязательно напишите об этом клиенту. Например, вы уже делали сайт для фирмы подобного профиля – дайте ссылку на него.
  4. Если у вас низкие или средние цены, давайте клиенту примерную оценку бюджета. Пишите, что точную стоимость сможете назвать после фиксации ТЗ. Если цены высокие – выводите на личный контакт (звонок по скайпу).
  5. Не критикуйте клиента. Не пишите, что то, что он хочет сделать – невозможно. Если это действительно невозможно, то выведите клиента на личный контакт и в процессе беседы мягко подтолкните к верному решению.
  6. Предлагайте ценные идеи по проекту. Например, как можно реализовать задуманный клиентом сайт еще лучше. Люди ценят тех, кто «болеет» за свою работу и стремится сделать ее хорошо.
  7. Будьте вежливы.

Мы разобрали шаблоны откликов на задания. Теперь вы знаете, что писать и как привлечь к себе внимание. Желаем выгодных заказов на биржах фриланса!

Рекомендуем

Как вернуть долг? Проверенные способы заставить человека вернуть долг

Если вам кто-то должен, но не спешит возвращать деньги, данная статья поможет решить проблему. Например, человек не оплатил работу, исчез и …

Как завоевать и удержать клиента?

Многих волнуют вопросы, как завоевать клиентов или удержать старых заказчиков? В этой статье я изложу проверенные способы привлечь клиентов, дам …

Как откликаться на проекты на фрилансе

Время на прочтение
2 мин

Количество просмотров 66K

Здравствуйте, в статье я бы хотел дать несколько замечаний и рекомендаций о том, как надо откликаться на проекты на фрилансе. Мнение будет субъективное, основанное на моем немалом (скриншот со статистикой выше) опыте работы с фрилансерами (программисты, верстальщики, дизайнеры, иллюстраторы). Хотелось бы так же в комментариях получить советы и от остальных пользователей.

Цель — начать получать чуть больше адекватных ответов на свои проекты. Есть ощущение, что я часто не сотрудничал с крутыми специалистами только из-за их некачественного отклика.

Важно, что использование этих рекомендаций не гарантирует, что вас выберут, а лишь повышает шансы на это.

Читать внимательно описание задачи

Я почти всегда специально делаю какую-то ошибку в описании задачи, и те кандидаты, которые ее обнаружили, всегда получают больше баллов. Человек который может вникнуть и подумать всегда сделает лучше чем тот, кто торопится. Кстати, это очень популярный прием.

Давать конкретный ответ на конкретный вопрос

В описании заданий я всегда даю полную информацию о проекте. Взамен прошу кандидатов указать какой бюджет они хотят и какие сроки им нужны. При этом, понимаю, что это все же примерная оценка.

Половина откликающихся людей так и не дают конкретный ответ на конкретный вопрос, а предлагаю посчитать самому. Мне не трудно посчитать по вашим формулам, но сразу складывается впечатление, что человек даже не посмотрел описание задания толком.

Работайте с отрицательным отзывами

Во-первых, не косячит только тот, кто ничего вообще не делает. Во-вторых, я отлично понимаю, что бывают “неадекватные” заказчики. То, как вы отреагировали на отрицательный отзыв, как повели себя, как его прокомментировали — один из самых сильных характеризующих вас факторов.

Например, вот у этого человека (картинка выше) почти 100 положительных отзывов и лишь один отрицательный. Лично я из этого отрицательного отзыва сделал бы вывод, что человек адекватный и взрослый. На практике это подтвердилось.

Не давать копипаст в качестве ответа

Очень часто, вижу один и тот же ответ человека в нескольких наших проектах. И сразу начинает казаться, что он даже не читает ТЗ. А я хочу найти человека который вникнет в мою идею или проблему. Кстати, обратите внимания, сколько ненужной мне информации пишет человек.

Не надо спорить о бюджете

Цена на фрилансе — это очень субъективная вещь. Я получал и супер работы за небольшие деньги и полный трэш за хороший бюджет. У всех людей разные ситуации, разные регионы проживания. Если бюджет вам не подходит, то начинать диалог с попытки сразу его увеличить — это плохой ход.

Не надо спамить везде и всюду

Уже почти нормой для меня стало писать в конце задачи “Пожалуйста, оставляйте ответы только здесь, не надо писать мне на почту, skype и прочее.” Во-первых, смотреть всех кандидатов на одной странице с возможностью их сравнить — удобнее, чем самим вычленять из почты ваши тексты и вбивать в таблицу. А по телефону очень трудно увидеть ваш уровень работ, как бы красочно вы его не описывали.

И опять же, если вы не прочитали или прочитали, но забили на последнюю фразу — то это дает о вас плохое первое впечатление.

Задавайте нам вопросы

Я отлично знаю, что только начав реальную работу можно до конца понять все тонкости и нюансы. Но чем больше вы зададите неявных и полезных вопросов, тем больше мы поверим в вашу опытность и логичность.

Для успешного получения сделки огромное значение имеет, как именно вы сообщите Заказчику о готовности выполнить его работу. 

Главная ошибка начинающих фрилансеров

Многие начинающие фрилансеры повторяют одну и ту же ошибку: стараются оставить как можно больше откликов и сделать это как можно быстрее, отправляя заранее составленные шаблоны вместо подробных качественных ответов, написанных персонально для заказчика. Эта стратегия не приносит желаемых результатов, заказчики не отвечают на такие отклики. 


Как составить ответ, чтобы он заинтересовал заказчика

Мы рекомендуем использовать следующую тактику при ответах на заказы:

  • Внимательно читать ТЗ и соблюдать все рекомендации.
  • Отвечать на все дополнительные вопросы. Лучше в том же порядке, в каком они заданы.
  • Обращать внимание на исключения (например, когда заказчик просит не отвечать студии или фрилансеров без аналогичных работ в портфолио).
  • Добавлять работы из портфолио, которые позволят Заказчику оценить ваш профессионализм и понять, сталкивались ли вы с похожими задачами ранее.
Позитивно воспринимаются работодателями Негативно воспринимаются работодателями
  • Ответы, составленные в точном соответствии с запросом из ТЗ.
  • Конкретные уточняющие вопросы по теме заказа (но не общие фразы, такие как «обсудим детали»).
  • Работы из портфолио, схожие с тематикой заказа, демонстрирующие ваш профессионализм и понимание вопроса.
  • Шаблонные ответы – нет персональной ценности для заказчика.
  • Отсутствие ответов на вопросы из заказа – прямое доказательство, что вы не читали задание и не факт, что внимательно отнесетесь к работе.
  • Запрос на предоплату или отказ от Безопасной Сделки – к сожалению, так часто действуют мошенники. 
  • Комментарии относительно стоимости заказа. Такие ответы чаще всего отмечают как спам. Если сумма гонорара кажется вам неоправданно низкой – вы просто работаете с другим сегментом рынка, а этот заказ, скорее всего, для начинающих.
  • Контакты в заявке – лишняя информация, заказчик сам уточнит, как с вами связаться, если предложение заинтересовало или посмотрит контакты в вашем аккаунте.
  • Использование скриптов для автоматической рассылки ответов – ответ робота виден сразу, он не несет ценности для заказчика, и по нему ясно, что ТЗ не прочитано.

Как заполнять поля в отклике на заказ 

Image 140775

1. Ваш отклик Заполните текст с учетом рекомендаций, которые мы дали выше в этом материале. Максимальный размер текста – 5 000 символов. 
2. Срок исполнения в днях Все сроки на нашей площадке считаются в календарных днях. 
Если вы планируете отдыхать по субботам и воскресеньям или уехать на майские праздники – сразу добавляйте эти дни к сроку исполнения заказа. 
3. Стоимость работ Вам нужно заполнить сумму в поле Ваш гонорар, это вознаграждение, которое вы получите за выполнение работы. 

Сумма в поле Итоговая стоимость будет подсчитана автоматически. Эту сумму заплатит заказчик при резервировании бюджета Безопасной Сделки. В итоговую сумму включена комиссия сервиса.

4. Предварительная/окончательная стоимость работ Выбирайте вариант «стоимость окончательная» если техническое задание описано очень подробно, и вы точно понимаете, сколько будет стоить ваша работа. 

Если к техническому заданию есть вопросы – задайте их в поле Ваш отклик, а стоимость укажите как предварительную. 

5. Добавить примеры работ  Фрилансеры PRO и PROFI могут прикрепить к отклику до трех работ.

Фрилансерам с начальным аккаунтом эта опция недоступна. но в тексте отклика можно указать, что релевантные работы есть в портфолио в аккаунте.


Вам могут быть полезны материалы:

Как найти работу и увеличить шансы на получение заказа

Бесплатные услуги для фрилансера

Платные услуги для фрилансера

Для поиска удаленной работы можно использовать разные варианты: многочисленные тематические группы в социальных сетях и телеграм-каналы, доски объявлений наподобие Авито, а также сайты с вакансиями, такие как Хедхантер.

В этом материале поговорим о том, как начинающему фрилансеру правильно откликнуться на вакансию или ответить на проект. Разберемся, о чем нужно писать, чтобы завладеть вниманием работодателя и получить желаемую работу.

1

Сопроводительное письмо

Чаще всего отклик на вакансию – это отправка на указанный в ней электронный адрес работодателя резюме с сопроводительным письмом. Причем последнее имеет даже большую важность, поэтому никогда не посылайте пустое письмо с прикрепленным файлом резюме, скорее всего, оно тут же отправится в корзину. Грамотно написанное сопроводительное письмо выделит вас среди других кандидатов и докажет вашу заинтересованность в конкретной вакансии.

Письмо необходимо составить так, чтобы работодателю было понятно, что вы заинтересованы в работе именно в его организации, а не просто рассылаете свое резюме по всем вакансиям подряд. Оно должно отвечать на два основных вопроса: зачем вы этой компании и зачем эта компания вам?

Обычно сопроводительное письмо состоит из:

  • Обращения к работодателю. Это может быть просто приветствие или, если вы знаете имя сотрудника, обращения лично к нему.
  • Вашего представления и указания позиции, на которую вы претендуете.
  • Указания опыта работы, но только того, который имеет значение на этой должности. Даже если для вас это первая работа по данной специальности, какой-то опыт вы могли приобрести по время обучения, прохождения тренингов и т.д. Стоит упомянуть об этом. Если никакого релевантного опыта у вас нет, напишите, что вы фрилансер, и перечислите, какими навыками обладаете. Кстати, согласно опросу, в списке качеств, на которые обращают внимание рекрутеры, практический опыт соискателя стоит лишь на четвертом месте. Гораздо важнее заинтересованность кандидата в работе в конкретной компании или на определенной позиции, способность принести компании пользу и его достижения.

Результаты опроса «Что привлекает рекрутера в сопроводительном письме»Опишите все личностные качества и навыки, которые будут способствовать выполнению вами служебных обязанностей.

  • Расскажите о своих конкурентных преимуществах: что, по вашему мнению, выделяет вас среди людей с таким же опытом и образованием. Здесь стоит упомянуть нечто уникальное, что может быть интересно работодателю с точки зрения ваших компетенций.
  • Напишите, почему хотите устроиться именно в эту компанию и на конкретную позицию.
  • В заключении к сопроводительному письму выразите готовность к сотрудничеству и к ответам на вопросы на онлайн-собеседовании.
  • Не забудьте указать свои контакты. При поиске удаленной работы, когда работодатель может находиться в других городах и даже странах, имеет смысл указывать свой часовой пояс и время, когда вы бываете на связи. Если вы полагаете, что ваша страничка в соцсетях усилит положительный эффект и произведет хорошее впечатление на потенциального работодателя, стоит добавить в сопроводительное письмо ссылку на нее.

Добавлю также, что нередко работодатель просит вставить в текст отклика кодовое слово или фразу, поэтому внимательно читайте текст вакансии.

Сопроводительное письмо должно быть достаточно подробным, однако писать следует только о том, что имеет непосредственное отношение к вакансии, на его чтение и понимание не должно уходить больше двух минут.

Не стоит чрезмерно расхваливать свои достоинства, акцент нужно делать не на себе любимом, а на том, что интересует работодателя, а именно – как вы будете решать проблемы его бизнеса.

Старайтесь писать простым и понятным языком, придерживайтесь делового стиля без сложных структур и использования неформальных выражений. Более вольный стиль написания допустим, если вы претендуете на какую-либо творческую вакансию.

Шаблон сопроводительного письмаИмеет значение не только содержание письма, но также его оформление и грамотность. Тщательно вычитывайте текст перед отправкой. Хорошее владение языком демонстрирует высокий уровень грамотности и развития личности, производит серьезное впечатление. Если не надеетесь на собственные знания правил русского языка, прогоните текст через онлайн-сервис проверки орфографии, пунктуации и стилистики или воспользуйтесь услугами корректора. Не менее важно сделать письмо аккуратным и удобным для чтения: разбивайте текст на абзацы, структурируйте мысли, выделяйте важные моменты, перечисление навыков можно оформить в виде маркированного списка.

Если сопроводительное письмо привлекло внимание работодателя, он захочет ознакомиться с вашим резюме, которое должно быть составлено для каждой конкретной вакансии.

При создании такого документа для удобства можно воспользоваться готовыми шаблонами, например, в текстовом редакторе Microsoft Word. Чтобы документ отображался на любом устройстве ровно в том виде, в котором был создан, рекомендуется сохранять резюме в формате PDF.

Шаблон резюме из Microsoft WordОбъем резюме не должен превышать 1–2 страниц. Фотография необязательна, но все же желательно добавить фото, сделанное в бизнес-стиле.

Резюме должно быть структурированным, вся информация в нем должна излагаться в определенной последовательности. Среди разделов резюме всегда присутствуют:

  • Имя, фамилия, контакты, цель – то есть краткое описание того, на получение какой позиции вы претендуете.
  • Ключевые навыки, которые покажут работодателю, что он получит, если примет вас на работу. К профессиональным умениям и навыкам можно отнести владение иностранными языками, специальными компьютерными программами и т.д.
  • При наличии опыта работы перечислите имеющийся опыт по данному направлению в хронологическом порядке, начиная с последнего места работы. Обозначьте компанию, должность, время работы и подробно опишите выполняемые вами обязанности, используя глаголы действия: организовал, повысил, улучшил и т.п. Если опыта работы в компаниях нет, перечислите все свои учебные практики, стажировки, а также временные проекты. Сделайте акцент на готовности брать на себя новые задачи, осваивать новые сферы деятельности и постоянно учиться.
  • Кроме основного образования, укажите все дополнительные курсы, лекции, вебинары, при помощи которых вы повышали свою квалификацию и которые помогали вам прокачать профессиональные навыки.

К необязательным разделам резюме относятся:

  • Блок с персональной информацией «Обо мне» позволит выгодно отличиться от других соискателей. Здесь следует избегать шаблонных и общих фраз. Напишите, чего хотите достичь на будущей позиции и что именно можете предложить работодателю. Можно перечислить личные качества, ваши сильные стороны.
  • Раздел «Интересы» имеет смысл включать в резюме только в том случае, если ваши увлечения помогают вам совершенствоваться в профессиональной сфере.
  • Такие сведения, как дата рождения или семейное положение и наличие детей также не являются обязательными, но могут быть указаны по желанию.

Как и сопроводительное письмо, резюме должно быть написано без ошибок, информация должна излагаться простым языком. Старайтесь избегать неточностей, не давайте лишней информации, которая не имеет прямого отношения к данной вакансии.

При отправлении резюме с помощью онлайн-сервисов для поиска вакансий, данный документ составляется в специальной форме на сайте. Для сопроводительного письма на рекрутинговых порталах может быть предусмотрено специальное поле.

Форма создания резюме на сайте hh.ru

Во многих онлайн-профессиях, чтобы получить заказ или устроиться на постоянную удаленную работу, необходимо показать клиентам примеры своих работ. Ссылки на них вы можете разместить в резюме или вставить в сопроводительное письмо. Не посылайте сразу много вариантов, отберите близкие по нише и по типу задач кейсы, достаточно трех достойных примеров.

У тех, кто только решил уйти на фриланс, готового портфолио пока нет, но это не проблема. Если вы собираетесь работать по тому же профилю, что и в офисе, покажите проекты, которые выполняли на постоянном месте работы.Пример портфолио

Пример портфолио на Behance

Также можно продемонстрировать работы, созданные во время обучения, так как многие курсы включают в себя практические занятия.

Если же вы хотите попробовать себя в абсолютно новой области, найдите время на создание нескольких демонстрационных работ для вымышленных клиентов. Например, дизайнер может отрисовать логотип или сделать сайт для несуществующей компании, а копирайтер написать несколько текстов на самостоятельно выбранные темы.

Потренируйтесь на знакомых, которым могут понадобиться ваши услуги. Предложите им хорошую скидку или ради практики и пополнения портфолио выполните несколько задач бесплатно. Тестовые задания, которые некоторые заказчики предлагают исполнителям, тоже помогут наполнить портфолио примерами работ.

Подведем итоги

При правильном подходе найти работу фрилансеру вполне реально даже при отсутствии опыта. Прежде чем приступить к просмотру вакансий, проанализируйте желаемую сферу и определитесь с профессиональными планами.

Подготовьте шаблоны резюме и сопроводительных писем, чтобы отвечать на новые вакансии максимально быстро. При недостатке опыта содержание сопроводительного письма имеет решающее значение, так как именно оно поможет выделиться на фоне остальных кандидатов. В нем вы сможете показать, что заинтересованы в вакансии, дадите общее представление о себе, как о человеке и специалисте.

Несмотря на наличие готовых шаблонов для отклика на вакансии, всегда редактируйте текст исходя из конкретной позиции или задачи. Постарайтесь заранее узнать о компании, в которую вы собираетесь устроиться. Это позволит указать в письме больше конкретных данных, что придаст вашей кандидатуре ценности и выделит на фоне конкурентов.

При ответе работодателю по электронной почте не забудьте обозначить в теме письма, на какую должность претендуете. После отправки отклика следите за входящими сообщениями и оперативно отвечайте на вопросы, так как в случае задержки потенциальный работодатель обратится к другому соискателю.

Комьюнити теперь в Телеграм

Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Подписаться

Статья размещена на сайте Мили Котляровой — фрилансера с 10-летним стажем, монтажера, контент-маркетолога и сценаристки. Если хотите каждый день читать о фрилансе, работе с заказчиками и освоении новой профессии, подписывайтесь на канал Digital Broccoli в Телеграме.

Упоминающиеся в тексте Instagram и Facebook признаны на территории РФ экстремистскими.

Часто начинающие фрилансеры сталкиваются с тем, что заказчики не отвечают на их отклики, из-за чего первые упускают работу. И это далеко не всегда связано с квалификацией фрилансера, просто нужно соблюдать определенные правила. Редактор блога Нетологии Юлия Чернова рассказала про ошибки в откликах, а мы сделали выжимку и оставили только важные советы.

Давайте как можно больше информации о себе

Указывайте настоящие имя и фамилию, ставьте собственную фотографию, оставляйте максимальное количество контактов (почта, ссылки на соцсети и линк в мессенджерах), рассказывайте об образовании и опыте, уточняйте, с какими конкретно заказами работаете.

Сразу пишу про опыт, расценки и показываю заинтересованность в работе. Переписка в фейсбуке, поэтому дополнительные контакты скидываю по запросу.

Откликайтесь на проекты своего уровня

Прежде чем браться за задание, подумайте, выполняли ли вы раньше аналогичные задания и справитесь ли с этим. Также проверяйте нужный уровень исполнителя в заказе. Если заказчик выставляет ожидаемый уровень исполнителя, он вряд ли согласится сотрудничать с менее опытным специалистом.

Если вы новичок в Opencart, то на подобный проект лучше не откликаться — не успеете разобраться и подведете заказчика

Не откликайтесь без портфолио

Если заказчик сразу просит показать портфолио, он намерен выбирать исполнителя именно по предыдущим работам. Поэтому, если вы пока не наработали свое портфолио, не стоит тратить время заказчика. Лучше поискать другую работу и за это время самостоятельно его собрать.

Ищут только тех, кто готов показать успешные кейсы. Новичков не возьмут.

Не говорите сразу, что у вас нет портфолио

Бывает и обратная ситуация — не всем заказчикам интересно ваше портфолио, некоторые вообще сомневаются в его ценности. В таком случае можете смело подавать заявку и рассказать, чем вы будете полезны без упоминания портфолио.

Заказчик прямо говорит, что можно откликаться кандидатам с маленьким опытом

Не показывайте слабые примеры работ

Выставлять в портфолио все свои работы, не учитывая их качество — неправильный подход. Потенциальный клиент скорее всего посмотрит примеры наугад, и может попасть как раз на слабые. Но даже если заказчик ознакомится со всем портфолио, слабые работы понизят ваш уровень. 2-3 сильных работы будут смотреться лучше, чем десяток посредственных.

Рассказывайте не о себе, а о пользе для клиента

Вряд ли заказчику интересно перечисление оконченных вами курсов или количество выполненных проектов. Вместо этого предложите клиенту решение его задачи. Опишите, чем вы будете ему полезны, как видите процесс работы и на какие результаты будете работать.

Указывайте направления, форматы и программы, с которыми работаете — так клиент сразу поймет, как ваши навыки пригодятся в его проекте

Научитесь грамотно вести переговоры

Соблюдайте правила деловой переписки, покажите заинтересованность в сотрудничестве. Отвечайте в чате и почте как можно быстрее. Вежливо общайтесь со всеми уровнями ответственных за проект, от менеджера до руководителя. Если видите неточность в ТЗ или формулировке задачи — деликатно подскажите, как улучшить, но будьте вежливы и соблюдайте дистанцию.

Увидели ошибку — сразу предложили решение. Это отличает профессионального фрилансера от простого исполнителя, который ждет указаний сверху.

Не подавайте заявку на проект, если не обладаете нужными навыками

Это пустая трата времени. Если вы не знаете каких-то деталей, попросите у заказчика инструкцию. Скорее всего, он пойдет навстречу, если его устраивают ваши остальные навыки. Но если не уверены, как выполнить масштабную часть проекта, не откликайтесь на него. Сначала прокачайте свои знания и навыки.

Студентам курса «Крутой фрилансер» я рассказываю, как создать портфолио, писать отклики на проекты, искать работу на фрилансе и правильно позиционировать себя, а также учу составлять брифы и ТЗ: это ускоряет процесс работы и позволяет сфокусироваться на главном, не отвлекаясь на формальности. Приходите на курс, поделюсь опытом!

Фрилансеры часто работают не с одним, а с несколькими заказчиками одновременно. Не всё идет гладко: одни задерживают оплату, другие пишут в выходные, третьи атакуют правками. А бывает другая проблема: хочется больше клиентов, но на отклики никто не реагирует.

Чтобы вам доверяли проекты и работа не превращалась в ад, выстраивайте коммуникацию. Разбираем, как это делать на разных этапах: как общаться с клиентами на фрилансе при отклике на вакансию, на старте и во время работы.

Как составить отклик

Отклик определяет, как сложится общение. Например, в ответе на вакансию SMM-менеджера исполнитель прописал свою полную биографию. Заказчик подумает, что такой человек не умеет писать емко, или вообще не станет читать отклик.

Чтобы такого не произошло, пишите коротко и по делу. Рассказывайте о релевантном опыте, а не обо всём карьерном пути. Собирайте примеры в портфолио.

Если вы не соответствуете каким-либо пунктам, признавайтесь в этом сразу. Например, заказчик указал «‎владение фотошопом», а вы не знаете эту программу. Обозначайте альтернативу: «Не работаю в фотошопе, но в совершенстве знаю сервис Figma и разрабатываю в нём прототипы».

Укажите:

📌 Имя, фамилию и причину, по которой вы пишете. Например, увидели в телеграм-канале проектную задачу на контент-план для блога и хотите предложить свои услуги.

📌 Точный срок, за который выполните проект: три дня, неделя, полтора месяца.

📌 Стоимость работы и форму оплаты — предоплата в 50% или постоплата, ИП или самозанятость.

📌 Уточняющие вопросы. Задайте те, которые помогут лучше понять задачу на старте.

📌 Контакты. Как с вами быстрее связаться: в мессенджере, по телефону, почте.

Как общаться с заказчиком до старта работы

Четко проговорите обязанности. Например, если задача — настроить рекламу, уточните, что рекламные баннеры в нее не входят. Это поможет вам и заказчику одинаково увидеть ваш объем работы.

Выясните ожидания. Что надо получить на финише, есть ли KPI, как будут оценивать вашу работу. Уточните, кто отвечает за задачу со стороны клиента: он сам, маркетолог, менеджер. Желательно, чтобы был один ответственный — иначе каждый станет вносить правки.

Обсудите и другие важные моменты:

  • Договор. Так вы сможете взыскать неустойку, если заказчик затянет с приемкой, убережете себя от череды бесконечных правок. Подойдут договоры оказания услуг или подряда.
  • Оплату. Если работаете с клиентом в первый раз, договоритесь о предоплате. Не всех устроит стопроцентная, поэтому предложите разбить на две-три части.
  • Ход работы. Например, в какие часы вы на связи, в каком виде присылать отчеты, где будете общаться, когда показывать промежуточные результаты.

Как общаться во время работы над проектом

Задавайте вопросы. Уточняйте всё, что поможет прийти к результату. Например, если заказчик сам придумал структуру сайта, а вы считаете ее неэффективной, спросите про каждый блок. Поймите цели и предложите альтернативы. Когда непонятны правки или ТЗ, не стесняйтесь прояснять их, даже если кажется, что это пустяк. Лучше уточнить сразу, чем додумывать и переделывать.

«Не играйте в угадайку. Узнавайте задачу и решайте ее. Это профессионально и всем помогает. Играть в угадайку — значит подводить себя и свою команду». 

Максим Ильяхов

Автор «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно»

Структурируйте мысли. Когда сообщение не делят на абзацы и пункты, его сложно читать. Приходится разбираться, что имели в виду. А еще есть риск, что клиент упустит часть информации.

пример неструктурированного сообщения

Вопросы не разделили на пункты, не указали суть проблемы с ценами

✔️

пример грамотной подачи информации клиенту

Вопросы пронумерованы, удобно считывать и отвечать по пунктам. Указали суть проблемы с ценами, что именно нужно уточнить

Не отправляйте голосовые без договоренности. Такие сообщения не всегда удобно слушать. Например, заказчик может быть в транспорте или без наушников. Еще пробежаться глазами по тексту бывает быстрее, чем включать запись на две-три минуты. Если же вы договорились, что голосовые допустимы, продумывайте их до записи. Это поможет записать четкое и короткое сообщение без «э-э-э», «ммм».

голосовое сообщение клиенту

Перед отправкой голосового укажите тему. Так проще ориентироваться в переписке. И заказчик определит, насколько срочное это сообщение

Общайтесь без претензий. Даже когда кажется, что клиент неправ и портит проект. Даже если он нарушает договоренности или сам ведет себя некорректно.

претензии заказчику

✔️

как реагировать на изменение дедлайна

Договаривайтесь. Например, заказчик просит проделать дополнительную работу. Вы согласны, но не готовы работать бесплатно. Предложите новую договоренность: «‎‎Владимир, я готов сделать баннеры, но цена увеличится на 15%. Это стоимость того времени, которое нужно на выполнение»‎.

Объясняйте решения. Всегда аргументируйте точку зрения: показывайте исследования, статистику. Рассказывайте о подобных случаях в вашей работе. Например, как подобное решение увеличило конверсию. Тогда клиент поймет, что вы не спорите с ним, а обсуждаете ход работы и разбираетесь в теме.

Предупреждайте, если не успеваете. Ситуации бывают разные: переоценили силы, заболели, не спланировали. Когда понимаете, что не сдадите работу вовремя, честно говорите об этом. Да, это неловко, но лучше, чем подводить клиента. Заказчик либо согласует новые сроки, либо отдаст часть ваших задач другому фрилансеру.

Из-за чего возникают конфликты и как их решить

🤝 Оплата. Заказчик считает, что вы завысили цену или не отработали на все 100%, и отказывается платить.

Напоминайте о договоренностях. Лучше, когда цена прописана в договоре: так у вас есть право взыскать убытки. Если договор не заключали, решайте мирным путем. Объясняйте, сколько времени и на что у вас ушло. Показывайте, о каких задачах вы договаривались изначально, что именно сделали.

Обосновывайте цену. Например, заказчик хочет получить проект не через месяц, а через неделю. Тогда объясните, что времени мало, но вы готовы поставить на паузу другую работу, поэтому и цена выше. Если клиент нашел исполнителя дешевле, напомните: низкая цена не гарантирует качество. К примеру, у вас больше опыта в подобных проектах и вы доказываете это кейсами.

🤝 Границы общения. Клиент звонит в субботу утром или пишет в мессенджер поздним вечером.

Чтобы отделить личное время от рабочего, договаривайтесь, в какие часы вы на связи. Когда заказчик нарушает договоренности, мягко напоминайте. Например, отвечайте, что сообщение вы увидели, но ответ сформулируете завтра утром, потому что сейчас уже почти ночь.

🤝 Разные мнения. Клиент дает ненужные советы или не соглашается с вами.

Спрашивайте, почему он хочет что-то поменять. Так клиент увидит, что вам интересно его мнение.

Объясняйте свои решения, подкрепляйте фактами. Когда возможно, ищите компромисс. Например, клиент настаивает на ленте дипломов на сайте, а вы считаете, что пользователи не поймут их суть. Предложите разместить не 50 дипломов, а 10 самых важных и подписать коротко, какую пользу они несут и что доказывают.

Если заказчик настаивает, делайте так, как он хочет. Но предупреждайте, что в этом случае не отвечаете за результат.

🤝 Замечания. Клиент отправляет уже десятую порцию правок, вы ходите по кругу.

Заранее проговаривайте, сколько правок вы сделаете бесплатно, а сколько — за деньги. Будете ли вы поддерживать проект после итогового согласования.

Уточняйте суть, прежде чем приступать к правкам. Возможно, заказчик в чём-то не разобрался или не увидел.

Напоминайте о предыдущих замечаниях. Когда правки спорят друг с другом, напомните об этом без претензии. Например, клиент на третьем круге попросил вернуть как было. Объясните, что из-за многочисленных правок и сравнений проект затянется.

Когда стоит отказаться от общения

Терять заказчиков никому не хочется. Но иногда проще отказаться, чем тратить время и силы. Например, когда клиенты:

😣 Пренебрежительны в общении. Позволяют грубости, критикуют лично вас, а не работу. Разговоры не помогают, вам продолжают хамить.

😣 Не хотят оплачивать работу. Обещают гонорар, когда проект будет приносить деньги, оттягивают сроки.

😣 Ни в чём не идут на компромиссы. Вы приводите аргументы, но ваше мнение ничего не значит. При этом вас оставляют виноватым, даже если делаете всё по пожеланиям клиента.

😣 Обесценивают работу. Постоянно приводят в пример других фрилансеров, у которых цены ниже, выпрашивают скидки.

😣 Продают спорные товары или услуги. Например, сомнительные гомеопатические препараты или лотереи, а вы с таким работать не хотите.

 Чек-лист: как общаться с клиентом

  • Правильно составляйте отклик: приводите примеры работ по теме заказчика и описывайте релевантный опыт. Указывайте сроки, размер и форму оплаты. Если не соответствуете каким-либо требованиям из вакансии, говорите об этом и предлагайте альтернативы.
  • Обсуждайте задачу до старта. Спрашивайте о целях, ожиданиях, способах оценки. Выясните, кто будет согласовывать вашу работу.
  • Заключайте договор. Прописывайте задачи, сроки, цены, порядок приема и оплаты.
  • Оговаривайте ход работы, чтобы не допускать конфликтов. Указывайте, когда вы на связи, сколько правок внесете бесплатно. Отвечаете ли за результат, если вдруг клиент решит исправить вашу работу.
  • Задавайте вопросы. Добивайтесь полного понимания задачи, чтобы не переделывать всё в итоге.
  • Структурируйте мысли. Упрощайте восприятие информации: используйте абзацы, списки, выделяйте главное.
  • Объясняйте решения и ищите компромиссы. Аргументируйте точку зрения фактами, приводите примеры. Думайте не о том, как отстоять свое мнение, а как решить проблему клиента.
  • Не записывайте голосовые. Когда они необходимы, обозначайте их тему. Излагайте мысль коротко и в одном сообщении.
  • Предупреждайте о срывах сроков. Вероятно, вы потеряете клиента, но разойдетесь мирно.
  • Отказывайтесь от задачи, когда заказчик хамит, постоянно нарушает договоренности. Не слышит и не идет на компромиссы, обесценивает.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать откланяться
  • Как правильно написать отказную от алиментов
  • Как правильно написать отказ соискателю на должность
  • Как правильно написать отказ работодателю при трудоустройстве
  • Как правильно написать отказ от стационарного лечения