Как правильно написать ответ на адвокатский запрос

Как ответить на запрос о предоставлении информации

Ответ на запрос о предоставлении информации — это документ, в котором фигурирует отказ в отправке нужных данных или сразу же указывается то, что требует автор письма.

В каких случаях обязательно отвечать на запрос

Необходимо уточнить, на каком основании направляется запрос. Большинство государственных структур способны требовать данные, связанные с работой частной компании и деятельностью бюджетной организации. Например:

  • суды и приставы в рамках дела или производства по нему;
  • прокуратура и полиция в рамках конкретного уголовного дела или полученного заявления;
  • налоговая в рамках проверки налоговых отчислений;
  • адвокаты в рамках отдельных оказываемых услуг;
  • Министерство обороны в рамках обеспечения обороноспособности страны.

Кроме того, данные необходимо предоставлять контрагентам, если это необходимо исходя из заключенного между сторонами договора. Например, о порядке поставки товаров, наличии груза на складе и так далее. Еще такие письма направляют лица, связанные по договору оферты. Например, уточнение цены товара в онлайн-магазине, вопрос о наличии свободных вакансий, о графике работы торговой точки.

Важна мотивация. В документе необходимо указывать, на основании чего он направляется (например, «в рамках рассмотрения дела №… от …» или согласно договору оферты №… от…). Если мотивации нет или она указана не четко — следует отказ. Также отказывают в подаче информации при отсутствии на запросе необходимых подписей и печатей, наличии ошибок в реквизитах и других подобных ситуациях.

В какие сроки надо подготовить ответ

Для частных компаний строгих правил касательно сроков ответа не существует. Рекомендуется ориентироваться на следующие особенности:

  1. Если запрос поступил от государственной структуры, в нем обычно указывается требование предоставить ответ в течение определенного количества дней. Не стоит пренебрегать этим требованием.
  2. Если требование поступило от контрагента и в договоре между сторонами сказано, что при такой ситуации ответ необходимо предоставить в течение конкретного срока, на этот период и стоит ориентироваться.
  3. Во всех остальных ситуациях рекомендуется давать ответ в течение 7 дней или любого разумного срока.

«Разумность» срока определяется исключительно получателем, но ее необходимо связывать с поиском необходимой информации. Например, если письмо касается данных, которые есть в быстром доступе, рекомендуется ответить немедленно. В том же случае, когда приходится поднимать архивные данные за последние три года, понятно, что срок значительно увеличивается.

Как составить ответ

При составлении ответа следует руководствоваться стандартными правилами деловой переписки. Строгой формы, утвержденной законодательно, не существует, но в документе указываются следующие данные:

  • данные получателя письма (название и адрес компании, которая отвечает на бумагу);
  • текст ответа. Обычно он начинается с упоминания запроса;
  • дата и подпись должностного лица. Обычно ставится печать компании. Рекомендуется добавить контактные данные составителя ответа, чтобы его получатель смог уточнить данные, если это потребуется.

При отказе форма примерно такая же, но текст меняется на противоположный. Там указывается, по какой причине данные невозможно предоставить.

Стандартный бланк такого документа выглядит так:

_____ года № _________

Руководителю

________________

________________

________________

О предоставлении информации

В ответ на ваш запрос о предоставлении информации от _________ года № _

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Директор ___________________________________________ И.О. Фамилия

Образец положительного ответа:

образец ответа на ответ бланк положительный

Образец ответа с отказом дать информацию

Подходящий для использования образец, как правильно отвечать на запросы, составленные неверно:

Отрицательный ответ

Как отправить

Если в рамках полученного письма необходимо предоставить какие-либо важные документы (например, оригиналы отчетов и так далее), отправка осуществляется курьерской службой. Во всех остальных ситуациях достаточно направить письмо в бумажном виде обычной почтой или просто выслать в электронном виде.


Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Козырев Александр
Бухгалтер, Финансист

Родился на Украине, в 2017 году самостоятельно получил гражданство России, прошел все этапы, изучал законодательство, требования и особенности решения разных проблем. Теперь хорошо в этом разбираюсь и делюсь реальным опытом.

Все статьи автора

Вам может быть интересно:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы расскажем о последних новостях и публикациях

Вопрос: в течение какого времени должен быть дан ответ на запрос адвоката (адвокатский запрос) и в каких случаях адвокату может быть отказано в предоставлении запрашиваемой информации?

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»:

1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может бытьотказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года   № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Что касается информации с ограниченным доступом, то, согласно п. 2  ст. 9Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года  № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Так, федеральными законами устанавливаются ограничение по доступу к коммерческой тайне, служебной, банковской, врачебной и иным тайнам, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 года  № 152-ФЗ «О персональных данных»:

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в случаях, когда информация является общедоступной, в отношении запросов адвоката действует (распространяется) общий порядок предоставления сведений для граждан, и ограничений в получении такой информации в общем порядке нет.

Тогда как, рассмотрение адвокатского запроса относительно информации с ограниченным доступом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Так, предоставление персональных данных операторами и иными лицами, получившими доступ к персональным данным, без согласия субъекта персональных данных, не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,

ОТНОСЯЩИХ СВЕДЕНИЯ К КАТЕГОРИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

Сведения,

отнесенные к категории ограниченного доступа

Основания отнесения сведений

к категории ограниченного доступа

Государственная тайна

Статья 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»

Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»

Статьи 5, 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»

Коммерческая тайна

Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Статья 12 Федерального закона от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»

Персональные данные (любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных))

Статья 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Налоговая тайна

Статьи 102 и 313 Налогового кодекса РФ

Банковская тайна

Статья 857 Гражданского кодекса РФ (часть вторая)

Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Статья 57 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Врачебная тайна

Статьи 13, 92 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 15 Семейного кодекса РФ

Статья 9 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Статья 14 Закона РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»

Статья 13 Закона РФ от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»

Нотариальная тайна

Статьи 16 и 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1

Статья 26 Федерального закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации»

Адвокатская тайна

Статья 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Аудиторская тайна

Статья 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Тайна страхования

Статья 946 Гражданского кодекса РФ (часть вторая)

Статья 47 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Статья 32 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Статья 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Тайна ломбарда

Статья 3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»

Тайна связи

Статья 23 Конституции РФ

Статьи 53 и 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»

Статья 15 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»

Тайна завещания

Статья 1123 Гражданского кодекса РФ (часть третья)

Тайна усыновления

Статья 139 Семейного кодекса РФ

Тайна следствия

Статья 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ

Статья 20 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»

Тайна судопроизводства

Статья 194 Гражданского процессуального кодекса РФ

Статья 20 Арбитражного процессуального кодекса РФ

Статьи 298 и 341 Уголовно-процессуального кодекса РФ

Конфиденциальность арбитража (третейского разбирательства)

Статья 21 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

Отдельные сведения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Статьи 51, 60, 66, 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Сведения и предложения, содержащиеся в представленных заявках на участие в торгах при продаже предприятия должника, или предложения о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах

Статья 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ

«О несостоятельности (банкротстве)»

Сведения, представленные в электронной форме для проведения собрания кредиторов в случае банкротства гражданина

Статья 213.8 Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ

«Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния

Статья 12 Федерального закона от 15.11.1997

Сведения о защищаемых лицах

Статья 9 Федерального закона от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

Статья 9 Федерального закона от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

Сведения, ставшие известными гражданам в ходе оперативно-розыскной деятельности

Статья 17 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел, в реестре сотрудников органов внутренних дел, а также сведения о гражданах, поступающих на службу в органы внутренних дел

Статьи 39 и 40 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Сведения о военнослужащих (сотрудниках) войск национальной гвардии и членах их семей

Статья 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»

Сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника федеральной противопожарной службы

Статья 39 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Сведения, которые стали известны эксперту в связи с проведением экспертизы по административному делу

Статья 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ

Сведения о несовершеннолетних, ставшие известными органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими, а также иными лицами, указанными в части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ

Статья 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Статья 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Статья 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Сведения о расходах по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемые лицами, замещающими (занимающими) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ

Статья 8 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

Информация, относящаяся к процедуре медиации

Статья 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Конфиденциальность третейского разбирательства

Статья 22 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»

Информация о содержании корпоративного договора, заключенного участниками непубличного общества

Статья 67.2 Гражданского кодекса РФ (часть первая)

Информация о новых решениях и технических знаниях, полученных сторонами по договору подряда

Статья 727 Гражданского кодекса РФ (часть вторая)

Сведения, касающиеся предмета договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, хода их исполнения и полученных результатов, если иное не предусмотрено договорами

Статья 771 Гражданского кодекса РФ (часть вторая)

Секрет производства (ноу-хау)

Статья 1465 Гражданского кодекса РФ (часть четвертая)

Информация, предоставляемая организациям (гражданам), осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации

Статья 41 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»

Информация, входящая в состав кредитной истории, и (или) к коду субъекта кредитной истории

Статьи 6 и 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях»

Сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника

Статья 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Кредитное рейтинговое агентство обязано соблюдать условия конфиденциальности информации, полученной от рейтингуемого лица, а также соблюдать требования к сохранности и защите информации, полученной в процессе деятельности кредитного рейтингового агентства, установленные Банком России

Статья 9 Федерального закона от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Сведения, ставшие известными саморегулируемой организации, о финансовых организациях, являющихся членами саморегулируемой организации, финансовых организациях, представивших документы для приема в члены, в кандидаты в члены саморегулируемой организации, в том числе сведений об их клиентах

Статья 13 Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Информация:

— полученная в связи с осуществлением функций трансфер-агента;

— полученная держателями реестра и депозитариями;

— получаемая репозитарием на основании договора об оказании репозитарных услуг, а также целостность записей, составляющих реестр договоров;

— предоставляемая Банку России

Статьи 8.1, 8.6, 15.8, 44.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Информация о счетах и об операциях клиентов центрального депозитария

Статья 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии»

Информация, предоставляемая клиринговым организациям и лицам, осуществляющим функции центрального контрагента

Статья 20 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»

Сведения, полученные в процессе проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных.

Конфиденциальность фискальных данных, мастер-ключей и ключей фискального признака

Статьи 3.1, 4.1, 4.5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»

Факт передачи в федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма информации, указанной в пунктах 1 — 3 статьи 7.1-1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Статья 7.1-1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Инсайдерская информация

Статья 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Сведения, предоставляемые участниками торгов в соответствии с правилами организованных торгов

Статья 23 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах»

Информация, полученная в связи с осуществлением деятельности по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев

Статья 28 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»

Информация, полученная в ходе проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности

Статья 17 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»

Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, информационные ресурсы единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности

Статьи 5, 9, 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»

Сведения, составляющие дактилоскопическую информацию

Статья 12 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»

Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации

Статья 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Сведения о платежах в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и об их плательщиках, поступающие в финансовые органы от органов Федерального казначейства

Статья 241 Бюджетного кодекса РФ

Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования

Статья 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Информация, полученная негосударственным пенсионным фондом при обработке сведений, содержащихся в пенсионных счетах негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии и др.

Статья 15 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Информация о получателе социальных услуг

Статья 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Сведения, содержащиеся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда

Статья 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Сведения, ставшие известными судебным приставам в связи с исполнением должностных обязанностей

Статья 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»

Информация, представляемая заинтересованным лицом в орган, проводящий расследования в целях принятия решения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры

Статья 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»

Информация о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы

Статья 19 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»

Тайна исповеди

Статья 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах

Статья 8 Федерального закона от 25.01.2002 № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»

Сведения, содержащиеся в переписных листах об объектах сельскохозяйственной переписи

Статья 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 108-ФЗ О Всероссийской сельскохозяйственной переписи»

Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения

Статья 9 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»

Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Статья 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

Информация, полученная членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования в ходе проведения энергетического обследования

Статья 18 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Сведения, содержащиеся в заявках на участие в конкурсе на право заключить контракт на проведение лотерей

Статья 24.10 Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях

Сведения, ставшие известными уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации в процессе рассмотрения жалобы о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия

Статья 16.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Составление ответа на письмо-запрос (оно же письмо-ответ) – стандартная норма деловой этики. Как правило, с запросами обращаются либо потенциальные партнеры фирмы с просьбой предоставить какие-либо сведения о деятельности предприятия, товарах, услугах, ценах и скидках, либо уже существующие контрагенты, например для получения информации о сроках поставки, оплаты, пересылки или корректировки документов и т.д.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк письма-запроса .docСкачать образец письма-запроса .doc

Ответ на запрос носит официальный характер и является частью делового документооборота фирмы.

Общие правила написания ответа

В первую очередь следует помнить о том, что ответ должен писать именно тот сотрудник предприятия, на имя которого писалось первоначальное письмо. Исключения возможны только для тех случаев, если этот сотрудник по каким-либо причинам отсутствует (больничный, командировка. увольнение) – тогда ответ может написать тот, кто замещает отсутствующего на данный момент времени.

Язык и подача послания должны зеркально отражать письмо-запрос. Иными словами, в тексте желательно использовать ту же форму обращения, которую применил отправитель запроса, ту же лексику, терминологию, языковые обороты и последовательность изложения, конечно, при условии, что автор инициативного послания проявил себя как грамотный и корректный человек.

Нужно обязательно указывать ссылку на номер и дату входящего послания, но при этом нельзя повторять ошибки, допущенные автором запроса и нежелательно указывать на них в ответом письме (только если это не относится к конкретной деятельности фирмы).

Ответ на запрос может быть как положительным, так и отрицательным.

  • Положительный ответ должен быть максимально подробным,
  • а отрицательный – обоснованным и предельно корректным.

Кроме того, при отказе на запрос хорошим тоном будет сообщить его автору информацию о том, при каких обстоятельствах ответ может стать положительным.

В любом случае, ответное письмо должно быть составлено в максимально вежливой форме. Желательно избегать пустых отписок и даже при отсутствии необходимой информации писать ответ нужно сдержанно, вежливо и уважительно по отношению к автору запроса. Грубость, ровно как и заведомо ложные сведения совершенно недопустимы.

Как составить ответ на запрос

Форма подачи и оформления ответа на письмо-запрос может сыграть решающую роль в отношениях между организациями. Именно поэтому к его составлению следует относиться очень внимательно, придерживаясь определенных правил.

В первую очередь, прежде чем составлять ответное письмо следует любым удобным способом проинформировать отправителя о получении запроса. Далее, при наличии всей необходимой информации можно приступать к ответу. Чем скорее будет написано ответное послание, тем лучше, но если в данный момент запрашиваемые сведения отсутствуют, с письмом лучше повременить.

Структура ответа вполне стандартна с точки зрения делопроизводства.

  1. Вверху послания (справа или слева) нужно написать название компании-отправителя (с указанием адреса и телефона), а также конкретного сотрудника, от имени которого составляется ответ.
  2. Далее аналогичным образом вносятся сведения о получателе.
  3. После этого пишется сам ответ. Он должен полностью соответствовать сути запроса и, если запрашивающий в своем письме задал сразу несколько вопросов, разбитых на отдельные пункты, ответ должен быть написан точно в таком же формате. Если к ответу прилагаются какие-либо дополнительные сведения, это необходимо отразить в тексте письма, отметив отдельно.
  4. Точно также, если того требуют обстоятельства, в ответ можно включать ссылки на какие-то законы, нормативные и правовые акты.

Образец ответа на письмо-запрос

Как оформить письмо-ответ

Ответ можно писать

  • как в рукописном виде (в основном так поступают тогда, когда сам запрос приходит в подобном формате),
  • так и в печатном (данный способ существенно экономит время).

Его можно оформлять на простом листе А4 формата или же на фирменном бланке организации – второй вариант позволяет не вбивать вручную реквизиты фирмы, да и выглядит значительно солиднее. Ответ должен в обязательном порядке содержать подпись сотрудника, который представляет организацию с указанием его должности. Ставить печать не надо, т.к. с 2016 года требование закона о применении юридическими лицами штампов и печатей утратило силу.

Составляется ответ в единственном экземпляре, перед отправлением его нужно пронумеровать (в соответствии с внутренним документооборотом компании), а также проставить дату.

Сведения об письме нужно внести в журнал учета исходящей документации – в случае, если ответ на запрос затеряется или возникнут разногласия с контрагентом, это позволит быстро разобраться в ситуации.

Как отправить письмо

Ответ можно отправлять разными способами. Электронная почта или факс позволяют существенно сэкономить время. Но если письмо содержит особо ценную информацию или оригиналы документов и отправитель заинтересован в гарантированном получении послания, следует воспользоваться услугами Почты России, отправив ответ заказным письмом с уведомлением о вручении.

Ждать ли ответ на письмо-ответ

Практически все деловые письма требуют ответа, но из этого правила есть исключение.

Письмо-ответ не нуждается ни в каком ответе, поскольку оно изначально не содержит в себе никаких просьб, запросов и предложений. По сути дела, оно содержит лишь ту информацию, которая требовалась второй стороне.

При этом именно письмо-ответ может стать отправной точкой к заключению выгодного контракта или сделки, а также простым и доступным способом урегулирования каких-либо проблем и сложностей во взаимоотношениях между партнерами.

Как выглядит адвокатский запрос, и как на него ответить

Сбор документов для решения правовых задач соотносится с адвокатским запросом. На практике единая форма адвокатского запроса не установлена, но имеется рекомендуемая. Руководствуемся общими принципами при ответе и направлении письма с учетом обязательных требований. 

В каких случаях отправляется адвокатский запрос

Рассматриваемый документ является инструментом для реализации предоставленных полномочий. С правовой стороны он является мерой, гарантирующей получение необходимой информации для оказания квалифицированной юридической помощи. Представляемая информация должна обладать достоверностью, в ином случае наступает ответственность, предусмотренная законом. Статья 5.39 КоАП РФ предусматривает в качестве санкции наложение штрафа от 5000 до 10 000 рублей.
Действия по истребованию информации оказывают влияние на доказывание в ходе предварительного расследования. Полученные данные позволяют адвокату обосновывать и доказывать позицию в интересах заявителя. Отсутствие необходимых письменных подтверждений отразится на полноте предоставленных стороной защиты доказательств и на положении подзащитного, например, в результате необоснованного обвинения. Рассмотрим конкретные документы, с целью получения которых совершается правовая процедура:

  • копия приказа об увольнении с отметкой о вручении второго экземпляра — Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2021 № 67-КАД21-3-К8;
  • выписка из медицинской карты пациента, истории болезни — Кассационное определение Первого КС общей юрисдикции от 27.04.2021 № 88а-10762/2021 по делу № 2а-335/2020;
  • копии из книги учета заявлений и сообщений о преступлениях — Кассационное определение Третьего КС общей юрисдикции от 18.05.2022 № 88а-7985/2022;
  • сведения по лицевому счету, основания, послужившие для открытия лицевого счета, — Определение Четвертого КС общей юрисдикции от 22.06.2021 по делу № 88-11187/2021;
  • письма инспекции Федеральной налоговой службы по субъекту РФ — Кассационное определение Первого КС общей юрисдикции от 25.02.2020 № 88а-5094/2020;
  • информация о периоде работы и должностях, фактах нарушения трудовой дисциплины — Кассационное определение Второго КС общей юрисдикции от 20.04.2022 № 88а-7854/2022 по делу № 2а-218/2021.

Перечень не является исчерпывающим, изменяется в зависимости от обстоятельств дела и объема необходимой информации.

Требования к адвокатскому запросу

На правовом уровне требования установлены Приказом Минюста России от 14.12.2016 № 288. Для документа предусмотрена письменная или электронная форма. Приказ устанавливает рекомендуемую форму адвокатского запроса. Текст содержит следующие данные:

  1. Наименование получателя.
  2. Почтовый адрес.
  3. ФИО адвоката и его регистрационный номер.
  4. Реквизиты документа об оказании юридической помощи.
  5. Название документа.
  6. Рег. номер в журнале.
  7. Правовое обоснование с указанием нормы права.
  8. Перечень запрашиваемой информации, прилагаемых документов.
  9. Дата регистрации с проставлением подписи.

__________________________________________

(наименование органа государственной власти)

Адрес: ___________________________________,

от адвоката _______________________________,

(ФИО)

Рег. номер № ______________.

Соглашение (или: ордер/доверенность) от «___»______ ___ г. № ___,

осуществляющего деятельность в _____________________________.

Адрес: ____________________________________________________.

Телефон: ______________________, факс: _____________________.

Адрес электронной почты: ________________________.

Адвокатский запрос № _______.

________________________________________________________ (ФИО адвоката) является представителем ________________________________________________________ (ФИО или наименование лица, в чьих интересах действует адвокат); в _______________________________________________________________, дело № _____, что подтверждается соглашением (или ордером) от «___»__________ ____ г. № _____ на исполнение поручения, выданным _________________________________.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 6, п. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в целях оказания квалифицированной юридической помощи доверителю прошу предоставить _________________________________.

Сведения прошу передать ______________________________________________________.

Приложение:

  1. ________________.
  2. ________________.
  3. ________________.

Дата регистрации адвокатского запроса __________________ (_______________).

(подпись)

Адвокат прилагает копии или оригиналы необходимых документов. В тексте указывают, каким образом получить обратную связь: почтовая связь, электронный вид, нарочное вручение.

Вот пример адвокатского запроса:

 Адвокатский запрос в организацию

Как ответить на адвокатский запрос

Согласно п. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ срок для ответа составляет тридцать дней. Исчисление производится со дня получения. Допускается продление времени не более чем на тридцать дней. В случае продления адвоката следует уведомить. Законодательно установленная форма ответа на адвокатский запрос отсутствует. При оформлении предъявляются общие требования, распространяемые на правовые документы: указываем отправителя и получателя (наименование, адрес, контактные данные), основная часть (ссылка на реквизиты входящего письма, указание на наличие/отсутствие документов; перечень прилагаемого списка), подпись с указанием должности и расшифровкой.

Образец ответа на запрос адвоката

Мичиганин Олег


Мичиганин Олег

В 2012 году закончил Российскую правовую академию Министерства Юстиции РФ по специальности юриспруденция. С 2013 года специализируюсь в области арбитражного процесса, гражданских правоотношений, корпоративного и договорного права.

33
Публикаций

825
Дней на портале

0
Комментариев

Челозерцева Александра

Автор месяца
Челозерцева Александра

Если на предприятии в штате имеются водители или сотрудники используют корпоративный или личный автомобиль в рабочих целях, есть риск попадания в ДТП. В таком случае необходимо выяснить его причины и составить акт. Начало процедуры оформляют распоряжением руководителя. Рассказываем, как составить приказ о служебном расследовании ДТП в организации.

Читать дальше

При совершении преступлений виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности. Разберемся, как пострадавшему от противоправных действий подать заявление о возбуждении уголовного дела: как его правильно составить и куда обращаться.

Читать дальше

Делопроизводство — это работа с документами, непрерывный процесс их оформления, передачи, систематизации и хранения. В организациях применяется в отделах кадров, бухгалтерии и всех остальных подразделениях. 

Читать дальше

Показать еще

Отгремели фанфары по поводу «усиления юридической значимости адвокатского запроса». Адвокатское сообщество аплодирует первому прецеденту по привлечению руководства компании «АВТ Моторс» к административной ответственности за непредставление информации по адвокатскому запросу. И вот Министерство юстиции выступило с проектом приказа «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса». Что это: усиление института адвокатского запроса? Как бы ни так – это его могила!

В Сети уже появились статьи с заголовком «Как “отфутболить” адвокатский запрос?» Приказ создает идеальную почву для игнорирования адвокатов. Спрогнозируем несколько совершенно законных способов не делать того, что требуется.

1. Соблюдай формальности

Руководство компании «АВТ Моторс» погорело по формальным основаниям. Они не смогли доказать того, что выслали ответ на адвокатский запрос. Мне, конечно же, не следует учить здесь тому, как получить доказательство высылки «ответа» (адвокатам эти незамысловатые приемы и контрприемы прекрасно известны).

2. Отказывай по формальным основаниям

Приказ содержит 16 формальных требований к адвокатскому запросу. Адвокаты знают техники, например, российских судов, которые не желают принимать исковые заявления, где, например, пропущены: буква, точка, нечеткая копия удостоверения…

3. Включай «дурочку»

В ответ на свой запрос адвокат может получить следующее: «Уважаемый адвокат Иванов, на Ваш запрос просим уточнить номер договора с участием Вашего доверителя, сведения о котором Вы запрашиваете», а затем в следующем письме: «А в каком городе договор был заключен?» Такая переписка может длиться десятилетиями.

4. Отвечай уклончиво

Любой ответ – это ответ. Это знают, например, госслужащие, и на запрос о судимости отвечают: «Сведений о судимости Иванова не имеется». Понятно, это не значит, что судимости нет. Такой бесполезный, но формально верный полуответ можно составить на любой адвокатский запрос.

5. Копии документов не предоставляем

Согласно Приказу в запросе должны указываться «сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе справки, характеристики и иные документы». Например, адвокат требует копию договора, а ему в ответ: «Согласно п. 12 Приказа “Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса” предоставляем Вам сведения о том, что запрашиваемый Вами договор находится в центральном архиве нашего офиса».

Конечно, все эти юридические уловки только для частных организаций. Государственные и муниципальные органы в них не нуждаются, так как пакет недавних поправок легализовал перечень ограничений по адвокатскому запросу, что дает фактически неограниченную возможность должностным лицам мотивированно отказывать адвокату в предоставлении информации по его запросу:

«4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенной информацией;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом или составляют государственную тайну».

Следует обратить внимание на универсальность и «железобетонность» последнего мотива отказа, ведь информацией с ограниченным доступом при желании можно признать все, что угодно.

Что делать?

Предлагаем адвокатам научиться составлять запросы так, чтобы они достигали своих целей. И юридический аргумент (юридическая обязательность ответа на запрос) в этом должен быть не только не единственным, но и не самым главным. В рамках института повышения квалификации адвокатов мы разработали курс «Составление адвокатского запроса: отказ невозможен». С удовольствием поделюсь своими разработками со всеми заинтересованными адвокатами.

5 августа 2022 г.


Статусное право по сбору информации с помощью адвокатских запросов имеет давнюю историю, поскольку в советский период было закреплено в Положении об адвокатуре 1980 г. В настоящее время это право закреплено в подп. 1) п. 3 ст. 6 Федерального закона
от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре).

Согласно указанной норме адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.

Нормативная регламентация института адвокатского запроса включает в себя 3 блока:

  • общие вопросы регулирования института адвокатского запроса;

  • порядок подготовки и направления адвокатских запросов;

  • ответственность за нарушения данного статусного права адвокатов.

Общие вопросы регулирования института адвокатского запроса

В 2016 г. государство предусмотрело более подробную регламентацию данного статусного права – в Закон об адвокатуре была внесена ст. 6.1, полностью посвященная его нормативному регулированию. Важной новеллой стало впервые предусмотренное законодательством нашей страны определение адвокатского запроса.

Согласно п. 1 ст. 6.1 Закона об адвокатуре адвокатский запрос – это официальное обращение адвоката по входящим в компетенцию указанных в законе органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

На основании положений подп. 1) п. 3 ст. 6 и п. 1 ст. 6.1 Закона об адвокатуре важно обозначить возможных адресатов адвокатских запросов, обязанных отвечать на них:

  • органы государственной власти;

  • органы местного самоуправления;

  • общественные объединения;

  • иные организации.

Под иными организациями можно рассматривать юридические лица любых форм собственности.

В связи с этим необходимо обозначить, что физические лица не обязаны отвечать на адвокатские запросы и что бы то ни было предоставлять в ответ на них.

В п. 2 ст. 6.1 Закона об адвокатуре предусматривается, что адресаты адвокатских запросов, обязанные отвечать на них, должны давать ответы на них в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Приведенное выше определение позволяет рассматривать адвокатский запрос как инструмент для сбора адвокатом доказательств в рамках оказания конкретно-определенной юридической помощи конкретному доверителю (или доверителям, если в соответствии с соглашением об оказании юридической помощи предусмотрено оказание такой помощи нескольким лицам). В связи с этим важно обозначить: адвокатский запрос – это именно инструмент для сбора адвокатом доказательств при оказании различных видов юридической помощи – но не отдельный вид юридической помощи.

Это важно в свете того, что направление адвокатом адвокатского запроса не подлежит отдельной оплате – поскольку охватывается гонораром, выплачиваемым адвокату за оказание юридической помощи, в рамках которой адвокат считает необходимым истребовать доказательства с помощью адвокатского запроса.

Существенное правовое значение имеет определение оснований для отказа в предоставлении информации, причем перечень этих оснований носит закрытый характер. В соответствии с п. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатуре в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Однако важно подчеркнуть, что ответ на адвокатский запрос должен быть дан в любом случае: даже при наличии предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении адвокату запрошенных сведений письменный ответ на адвокатский запрос должен быть направлен адвокату – с обозначением причин отказа в предоставлении запрашиваемых им сведений и/или документов.

Иное (отсутствие ответа, игнорирование адвокатского запроса) будет являться нарушением предусмотренной законом обязанности адресатов запроса.

Порядок подготовки и направления адвокатских запросов

Согласно п. 3 ст. 6.1. Закона об адвокатуре требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

Данные Требования были утверждены Приказом
Министерства юстиции России от 14 декабря 2016 г. № 288 «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса».

Следует отметить, что этими Требованиями предусматривается возможность оформления адвокатского запроса как на бумажном носителе, так и (или) в электронной форме; во втором случае он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием квалифицированной электронной подписи.

В п. 5 упомянутого Приказа определены обязательные составные части (компоненты) адвокатского запроса. Адвокатский запрос должен содержать:

1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;

4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;

5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);

6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

7) почтовый адрес; при наличии – адрес электронной почты и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;

8) наименование документа (адвокатский запрос);

9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;

10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица (в случае его согласия на указание этих данных, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о персональных данных) или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние – при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);

12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах;

13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на адрес электронной почты, на руки);

14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);

15) дату регистрации адвокатского запроса;

16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

Все указанные компоненты являются обязательными, их отсутствие считается нарушением Закона об адвокатуре.

Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

Также обязательным требованием является регистрация адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов, который должен вестись в адвокатском образовании.

На основании подп. 12) приведенного перечня можно сформулировать возможные варианты ответа (содержательного) на адвокатский запрос:

– ответ с изложением содержания известных адресату запрашиваемых адвокатом сведений;

– справки, характеристики и иные документы, запрашиваемые адвокатом (в подлиннике или в заверенной копии), с приложением сопроводительного письма.

Ответ на адвокатский запрос поступает в распоряжение адвоката, и лишь адвокат может определить дальнейшее применение его как доказательства с учетом интересов доверителя:

– в случае соответствия ответа на адвокатский запрос интересам доверителя адвокат может представить ответ и/или поступившие документы в качестве письменного доказательства в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством;

– в иных случаях отсутствует обязанность адвоката кому бы то ни было представлять полученный им ответ на адвокатский запрос.

Практика применения рассматриваемого статусного права привела к тому, что обозначились некоторые проблемы, возникающие в процессе использования адвокатами данного статусного права (и обращения к адвокатскому запросу как инструменту для сбора доказательств по делу). Для урегулирования данных проблем принимались Решения Совета ФПА РФ, обязательные для исполнения всеми адвокатами нашей страны.

Такие решения принимались дважды, в 2019 г. и в 2021 г.

В 2019 г. предметом рассмотрения Совета ФПА РФ стала получившая широкое распространение практика направления адвокатами адвокатских запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы адвокатского самоуправления с просьбами и/или требованиями дать разъяснения по отдельным правовым аспектам конкретных дел, по которым они оказывают юридическую помощь.

Подобная практика была признана несоответствующей действующему законодательству РФ. При этом Совет ФПА РФ отметил, что использование адвокатского запроса не в связи с оказанием квалифицированной юридической помощи конкретному доверителю или в не предусмотренных законом целях (не для сбора доказательств) недопустимо, так же как недопустим сбор информации следователем или судом вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного или гражданского дела. Получение адвокатами с помощью адвокатских запросов мнений адресатов запросов по каким-либо вопросам (правового или неправового характера), а тем более истребование адвокатами толкования адресатами запросов правовых норм не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации.

В связи с этим Совет ФПА РФ 24 сентября 2019 г. решил:

Указать адвокатам Российской Федерации на необходимость оформлять и направлять адвокатские запросы только в рамках оказания квалифицированной юридической помощи конкретному доверителю и только для истребования необходимых для доказывания позиции в интересах доверителя конкретно определяемых документов и фактических сведений, предоставление которых находится в пределах компетенции адресатов запросов.


Не допускать применения адвокатских запросов для истребования от адресатов запросов толкования в какой-либо форме правовых норм.


Не допускать использование адвокатских запросов для явного или скрытого обжалования процессуальных решений уполномоченных государственных органов.


Не допускать направление адвокатских запросов в органы адвокатского самоуправления (органы Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и органы адвокатских палат субъектов Российской Федерации) для сообщения или получения адвокатами какой-либо информации, связанной с организацией или осуществлением адвокатской деятельности, если это не обусловлено необходимостью оказания юридической помощи доверителю адвоката – автора запроса.

В 2021 г. предметом рассмотрения Совета ФПА РФ стало использование адвокатами публичного правомочия по направлению обязательного к исполнению адвокатского запроса в качестве отдельной услуги, предоставляемой адвокатом за плату, в том числе, в отрыве от квалифицированной правовой помощи его доверителю.

По результатам рассмотрения данной проблемы Совет ФПА РФ 8 июля 2021 г. решил:

Адвокатский запрос является правомочием, необходимым для оказания адвокатом квалифицированной правовой помощи своему доверителю, и не может рассматриваться в качестве самостоятельно оплачиваемой услуги. Недопустимо направление адвокатского запроса в интересах третьих лиц, оказывающих услуги юридического и фактического характера. Коммерциализация публично-правового полномочия, предоставленного законом адвокату, дискредитирует его, подрывает авторитет адвокатуры. Каждый такой случай должен становиться предметом реагирования дисциплинарных органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

В обоих случаях Совет ФПА РФ исходил из важного постулата: являясь по своей правовой природе публичным полномочием, гарантированным государственно-властным принуждением – публичной ответственностью за неисполнение, адвокатский запрос выступает материальным механизмом, обеспечивающим реализацию конституционно значимой функции по оказанию юридической помощи. Данное полномочие предоставлено лицам, имеющим статус адвоката, исключительно с целью получения информации, носящей строго доказательственный характер, – т.е. сбора уже имеющихся у адресата адвокатского запроса конкретно-определенных сведений, совокупность которых позволит обосновать позицию в интересах доверителя по вопросам, входящим в компетенцию адресата.

Ответственность за нарушения данного статусного права адвокатов

В п. 5 ст. 6.1 Закона об адвокатуре предусмотрено, что неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Такая ответственность определена в ст. 5.39 КоАП РФ, согласно которой неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

С заявлением о привлечении к административной ответственности адвокату, столкнувшемуся с нарушением этого статусного права, необходимо обращаться в прокуратуру по месту нахождения адресата запроса.

Фото: ru.freepik.com

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать описание для продажи авто
  • Как правильно написать отвертка
  • Как правильно написать описание автомобиля при продаже
  • Как правильно написать отвезти некому
  • Как правильно написать опираться или операться