Как правильно написать письмо председателю суда

Третья кассация – последний заход

Когда все стадии обжалования (первая инстанция, апелляция, кассация в окружном суде и жалоба в ВС РФ) пройдены, остается последний шанс. Шанс весьма и весьма условный, но бывают случаи, что он срабатывает.

Мало кто действительно понимает, что это такое – жалоба председателю ВС, что это за процесс и как это работает.

Письмо ли это или жалоба, как по-новому с этим работать и что именно делать? Разберем детально.

Юристы группы «Лигал Мил» внимательно отслеживают важные изменения в законодательстве и судебной практике, чтобы использовать в своей работе достоверную и свежую информацию.

Написание жалобы Председателю Верховного Суда

Основной причиной для отказа в принятия кассационной жалобы является ее несоответствие установленным на законодательном уровне нормам, форме и правилам. На практике часто встречаются ситуации, когда отказ в принятии заявлении является необоснованным. Действенным инструментом, который позволяет продолжить борьбу за решение судебного вопроса в пользу клиента является составление мотивированной и соответствующей всем формальным требованиям жалобы. На законодательном уровне нет никакого порядка для составления и подачи такой жалобы в Верховный Суд. Но этот факт не является существенной преградой для стороны в защите нарушенных прав.

На заметку! При отклонении кассационной жалобы Верховным судом, заявителю следует обратиться к Председателю. При этом требуется дополнительно (повторно) уплатить государственную пошлину (в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

Жаловаться можно тогда, когда по своей кассационной жалобе в ВС вы получили отказ в передаче жалобы на рассмотрение в заседании суда.

1) вы прошли первую ступень кассации (в АС МОк)

2) далее вы обратились во вторую ступень кассации (в ВС РФ)

3) вашу жалобу «отклонил» единолично судья ВС без передачи ее на рассмотрение

4) вот и пришло время жаловаться председателю ВС на отказное определение.

Как правильно обжаловать отказное определение ВС

Система рассмотрения кассационных жалоб построена таким образом, что перед тем, как заявление попадет судебной коллегии, она должна пройти стадию предварительной оценки обоснованности жалобы. На этом этапе ее может «завернуть» и не допустить к рассмотрению судья, рассматривающий обращение.

Во время предварительной стадии проверки, судья ВС изучает следующие факты:

  • Соблюдение сроков для подачи обращения.
  • Оформление документа.
  • Суть претензии, изложенной в обращении.

Если жалоба проходит эту проверку, считается, что половину своего пути до коллегии, она уже преодолела.

Далее, обращение изучает судья, который во время проверки может не усмотреть в заявлении оснований для пересмотра дела.

Отказ в принятии заявления к рассмотрению может быть вынесен по нескольким причинам:

  • Несоответствие поданной жалобы законодательным актам РФ.
  • Неправильно подсчитан срок давности для подачи жалобы.
  • Допущены ошибки в оформлении документа.

Следующий этап проверки полученной судом кассационной жалобы — изучение документа судьей.

На этом этапе отказ от передачи документа на рассмотрение коллегией может быть вынесен по следующим причинам:

  • Документ не соответствует правовым нормам.
  • Нарушения, заявленные в жалобе, не серьезны.
  • Нарушения, заявленные в документе, считаются серьезными, но не отражаются на исходе рассматриваемого дела.
  • Нарушения не искажают сути правосудия.

Во время рассмотрения полученной жалобы судебной коллегией, суд вправе вынести одно из следующих решений:

  • Не удовлетворить жалобу.
  • Удовлетворить ее частично.
  • Не рассматривать полученную жалобу и прекратить производство по делу.
  • Не рассматривать полученную жалобу.

Во всех вышеперечисленных случаях заявителю должно быть отправлено определение, где указывается причина отказа (как правило, очень кратко).

Если поданная в Верховный суд кассационная жалоба была возвращена с отказом о принятии к рассмотрению, то подавшее ее лицо получает на руки определение, в котором содержатся все причины для принятия такого решения. Копия документа предоставляется двумя способами:

  • При личном обращении человека в канцелярию суда.
  • Путем направления определения по почте на адрес регистрации заявителя, указанный в обращении.

Подготовка кассационной жалобы. Форма и содержание документа

Чтобы Председатель пересмотрел решение, важно, чтобы полученное им заявление соответствовало всем требованиям к такого рода документам. В частности, в этом документе должна содержаться следующая информация:

  • Данные об адресате.
  • Данные о заявителе, в том числе и контактные данные для уведомления о результатах рассмотрения.
  • Номер дела.
  • Описание обстоятельств дела со ссылками на нарушенные судами нормы права.
  • Доводы и аргументы, на основании которых заявитель передает жалобу на рассмотрение Председателя.
  • Перечень предлагающихся к заявлению документов.
  • Дата составления обращения и подпись заявителя.

Обратиться с заявлением к Председателю ВС можно двумя способами:

  • Передав его в канцелярию суда лично.
  • Направив документы по почте.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • Отклоненная кассационная жалоба.
  • Определение суда, в котором содержатся основания для отказа в рассмотрении жалобы.
  • Доказательства совершения судом неправомерных действий и нарушений.

При непредставлении вышеперечисленных документов, заявление не будет рассмотрено.

Срок подачи жалобы

Процедура кассационного обжалования в Верховном Суде РФ судебных актов по экономическим спорам предусматривает, что стороны в течение двух месяцев после вынесения судом округа постановления по делу могут обратиться с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ (ст. 291.1, ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ).

Судья Верховного Суда РФ в течение двух месяцев (трех – в случае истребования дела) изучает жалобу, после чего выносит либо определение о передаче дела для рассмотрения судебной коллегией ВС РФ, либо об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ).

Если в передаче дела для рассмотрения коллегией будет отказано, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с определением судьи, своим определением отменить его и передать дело для рассмотрения в коллегию (ч 8 ст. 291.6).

Конституционный Суд РФ разъяснил, что ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что «обращение заинтересованных лиц к Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителю с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и совершении этого процессуального действия возможно только в виде надлежащим образом оформленных кассационных жалобы, представления и в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование; при этом время рассмотрения кассационных жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении этого срока учитываться не должно».

Время рассмотрения этих жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении данного срока не учитывается (ст. 291.1, ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ, Постановление КС РФ от 12 июля 2018 г. N 31-П).

Если срок уже пропущен, заявители вправе ходатайствовать о восстановлении срока со ссылкой на установление сроков лишь Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.07.2018 (ст. 291.2, ст. 117 АПК РФ), содержание которого идет вразрез с применяемой ранее практикой и Верховного Суда РФ, и самого Конституционного Суда РФ (определения от 27.06.2017 № 1358-О, 1387-О, 1388-О, от 28.09.2017 № 2042-О).

Полномочия Председателя ВС РФ. Содержание просительной части жалобы

Председатель ВС – это самый верх судебной иерархии. Но именно в процессуальных рамках жалобы председателю он может только еще раз изучить жалобу, отменить определение нижестоящего судьи ВС и передать жалобу на рассмотрение в заседание. Сам вынести итоговое решение по жалобе, отменить или изменить решение он не может. Соответственно, просить его можно только об одном – «прошу передать кассационную жалобу на рассмотрение в заседание».

Кто именно читает жалобу председателю? Читать ее должен сам председатель или его заместитель. Тем не менее, для таких жалоб есть целый аппарат. И судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут. Подписывает ответ на жалобу заместитель председателя. Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».

Оплата госпошлины за подачи жалобы Председателю ВС РФ

В настоящее время, несмотря на отсутствие в Налоговом кодексе РФ прямой нормы, устанавливающей обязанность по уплате государственной пошлины, в силу того, что Конституционный Суд РФ приравнял по правовому статусу жалобу на определение судьи к кассационной жалобе, при подаче жалобы на определение судьи в Верховном Суде РФ требуют представления доказательств уплаты государственной пошлины за ее рассмотрение Председателем ВС РФ или его заместителем в размере, установленном за рассмотрение кассационной жалобы.

Образцы обращений (в том числе жалоб на действия (бездействие) судей или работников аппарата суда), не относящихся непосредственно к рассмотрению дел

Обжалование отказа в ознакомлении с материалами дел участников судопроизводство

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование отказа в копировании участниками судопроизводства материалов дела

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование некорректного обращения судьи или работников аппарата суда

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование недостатков работы официального сайта суда

скачать образец в формате DOC, PDF

Предложения по улучшению работы сайта суда

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование отказа в допуске на открытое судебное заседание

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование непредоставления или несвоевременного предоставления информации о деятельности суда по запросу

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование отказа в ознакомлении с информацией о деятельности суда, находящейся в архиве

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование ненадлежащего размещения информации в помещениях суда (на информационных стендах, технических средствах аналогичного значения и т.д.)

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование несоблюдения судьями назначенного времени заседания

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование запрета судьей участникам судопроизводства или иным лицам вести аудиозапись заседания

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование уклонения судьи от вынесения процессуальных актов (например, когда судья без вынесения определения, возвращает заявителю его процессуальное обращение в суд с сопроводительным письмом)

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование бездействия работников аппарата суда, выражающегося в нерассмотрении или несвоевременном рассмотрении поступивших от участников судопроизводства обращений (например, в случае, когда сотрудниками канцелярии не направляются копии судебных документов участнику судопроизводства по его письменному обращению)

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование бездействия работников суда по непредоставлению информации по делам по запросу в устной форме (например, в случае, когда сотрудники канцелярии отказываются дать информацию о движении дела по телефону)

скачать образец в формате DOC, PDF

Обжалование отказа сотрудников аппарата суда в принятии каких-либо документов образец предложения, касающегося деятельности суда

скачать образец в формате DOC, PDF

На чтение 11 мин Просмотров 3к. Опубликовано 15.01.2022

Для многих жалоба Председателю Верховного Суда РФ является последним шансом, жалобой в последнюю инстанцию, но для некоторых с этой точки только и начинается настоящая работа (но об этом позднее). В данном руководстве мы рассмотрим, как данную жалобу из практически пустой, безнадежной формальности превратить в средство правовой защиты, которое позволить пересмотреть судебное решение или приговор.

Предшествующее рассмотрение кассации:

Сразу нужно оговориться, что есть две исключительно важных, безусловных составляющих, которые должны быть соблюдены ещё до того, как Вам в голову пришла мысль написать жалобу Председателю Верховного Суда РФ:

Первое – это сроки. Время в судебном процессе, очень сильно недооцененный фактор, всё нужно делать своевременно, от стадии к стадии ваши процессуальные возможности существенно сужаются и на каждую стадии отводиться своё, отведенное процессуальным законом время. И только по уголовным делам, кассационная жалоба в Верховный Суд и жалоба Председателю ВС РФ не имеет сроков, по делам ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ эти сроки четко определены. И нужно серьезно относиться к соблюдению этих сроков, а если они пропущены, то уметь подтверждать уважительность причины пропуска сроков, и знать практику, позволяющую эти сроки восстанавливать.

Второе — это содержание кассационной жалобы, ранее направленной в Верховный Суд РФ и отклоненной судьей единолично. Если эта жалоба лишь повторяет доводы апелляции, касается вопросов факта или оценки судом доказательства, то и жалоба Председателю ВС РФ шансов иметь не будет. Речь в Вашей кассационной жалобе должна идти о существенных (существенных не для Вас, а с точки зрения практики ВС РФ) нарушениях, которые повлияли на судебное решение. Каждый довод в Вашей кассационной жалобе должен быть раскрыт именно с точки зрения этих двух аспектов. Сильных доводов к отмене судебного решения или приговора, не должно (да и не может) быть много. В целом для отмены обжалуемого судебного акта достаточно одного единственного, но полностью подходящего под вышеуказанные критерии довода, но на практике одним доводом мало кто ограничивается. И действительно судья вполне адекватно воспринимает жалобы в которых указано три – четыре значимых довода, но таких жалоб очень мало. Многие юристы и адвокаты действительно не делают различий между апелляционным и кассационным обжалованием, позволяя вставлять в кассационную жалобу доводы о существенных нарушениях без оценки того, как это повлияло или могло повлиять на вынесенное судебное решение, без учета практики Верховного Суда РФ, а то и просто приводят аргументы – заведомо не являющиеся предметом кассационного рассмотрения, пределы которого четко определены в законе. Порой кассационные жалобы содержат перечень из десяти, двадцати, а порой и более нарушений. Толку от такой жалобы – ноль, но зато душа юриста спокойна, он перечислил всё что мог и клиент не упрекнет его в том, что суд отклонил его жалобу из-за того, что он забыл указать какое либо из нарушений. Судье тоже разбирать такую жалобу несложно, на рассмотрение судебной коллегии она не будет передана, даже если среди десятка слабых «притянутых за уши» доводов будет пара значимых нарушений способных повлечь отмену приговора или судебного решения. Судье (на самом деле судебному аппарату) не нужно будет придумывать как «обойти» неудобный довод о вопиющем нарушении, искажающем суть правосудия, в проекте определения все слабые и неуместные доводы будут аргументированно и обоснованно отклонены, и заявителю или его юристу будет шаг за шагом разъяснена их неправота, и под этим ворохом объяснений будут похоронены «среди прочего» реально сильные доводы, на которые пришлось бы искать ответы если бы жалобы не была засорена средними и слабыми доводами.

Таким образом хорошая кассационная жалоба – это 1 — 2 сильных довода к отмене, либо изменению судебного акта и один довод, который невозможно рассмотреть без истребования материалов дела (истребование материалов дела значительно увеличивает шансы на успешное кассационное рассмотрения дела в Верховном Суде РФ, поэтому оформлению данного довода нужно уделить отдельное внимание, а также не следует прилагать к жалобе копии документов из дела в подтверждении данного довода, позволяющие рассмотреть его без истребования дела).

И так, если необходимые условия соблюдены и поданную Вами ранее кассационную жалобу можно считать «хорошей», то правильно оформленная жалоба Председателю ВС РФ дает шанс на пересмотр дела.

Название:

Наиболее правильное наименование для такой жалобы – «Жалоба на определение судьи Верховного Суда РФ». Также корректными могут считаться: «кассационная жалоба в порядке ч. 5 ст. 401.10 УПК РФ» — для уголовных дел, «кассационная жалоба в порядке ч. 4 ст. 390.7 ГПК РФ» — для гражданских дел, «кассационная жалоба в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ», «кассационная жалоба в порядке ч. 4 ст. 323 КАС РФ».

На сайте Верховного Суда РФ информация по жалобам Председателю ВС РФ отражается как информация по кассационной жалобе, с тем же номером, что и ранее отклонённая судьей Верховного Суда РФ кассационная жалоба.

Предмет обжалования:

Предметом обжалования является судебный акт об отказе передаче кассационной жалобы для судебного рассмотрения кассационной инстанции, вынесенный судьей Верховного Суда РФ единолично. И по итогам рассмотрения возможны всего два вида решений – либо определение судьи отменяется, и жалоба предается на кассационное рассмотрение в судебную коллегию Верховного Суда РФ, либо определение судьи ВС РФ остается без изменений. Никаких других видов решений не предусмотрено.

Рассмотрение:

По смыслу структуры кассационного обжалования, читать жалобу на определение судьи ВС РФ должен или сам Председатель ВС РФ или его заместитель. Но на самом деле, учитывая количество таких жалоб – физически это невозможно и для рассмотрения таких жалоб в Верховном Суде есть целый аппарат. Подписывает ответ на жалобу заместитель Председателя ВС РФ. При этом ответ Зампредседателя, приравнивается к ответу Председателя ВС РФ и Председателю ВС РФ уже не обжалуется.

Содержание:

Самый важный момент – это то, что в жалобу, адресованную Председателю Верховного Суда РФ, нельзя писать иные правовые основания, отличные от тех, которые указывались в кассационной жалобе. Смысл обращения сводиться к несогласию с выводами судьи Верховного Суда РФ относительно ранее изложенных в кассационной жалобе доводов. Таким образом никаких «новых» аргументов и дополнительных мотивировок ранее изложенной позиции указывать не следует. Нарушение указанного правила порой приводит к тому, что жалоба вовсе не попадает в аппарат Председателя ВС РФ, а отклоняется консультантом. Соответственно, при составлении жалобы, нужно сосредоточиться на ранее заявленных доводах, при этом, сами доводы, в полном объеме приводить необязательно.

Жалоба строиться следующим образом:

Во-первых, отталкиваясь от содержания самого обжалуемого определения, следует обратить внимание Председателя ВС РФ на доводы кассационной жалобы, которые не были приведены или не были рассмотрены судьей Верховного Суда РФ.

Судья обязан изложить (хотя бы кратко) доводы кассационной жалобы. Кроме того, должны быть приведены мотивы отклонения доводов.

В определении судьи ВС РФ, вы увидите преимущественно абстрактные формулировки:

«не усматривается причин для передачи на кассационное рассмотрение»

«были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции»

«доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда»

Исходя из сложившейся практики, судьи ВС РФ отклоняя доводы кассационных жалоб, излагают свои выводы весьма кратко и неконкретно, без объяснений — почему они пришли к таким выводам. В действительности шансы на отмену дает только полное отсутствие мотивов отклонения доводов, а не дословное применение выявленного в ряде Определений Конституционного Суда РФ принципов необходимости мотивировки решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым доводы кассационной жалобы отвергаются.

Во-вторых, важным моментом является умение указать в жалобе Председателю ВС РФ на существенность тех нарушений, доводы о которых судья ВС РФ отклонил, посчитав, что нарушения несущественные. Тут опираться следует исключительно на практику Верховного Суда РФ (Обзоры) и Постановления Пленумов ВС РФ.

Удовлетворение жалобы Заместителем Председателя ВС РФ:

Удовлетворение жалобы состоит из двух решений. Это отмена определение судьи Верховного Суда РФ и решение о передаче жалобы, вместе с делом на рассмотрение суда кассационной инстанции. Таким образом данным решением за подписью Заместителя Председателя Верховного Суда РФ полностью отменяется отказ судьи ВС РФ и дело передается на рассмотрение по существу. В подавляющем большинстве случаев последующее рассмотрение в кассации является результативным, хотя дело не всегда окончательно разрешается Судебной коллегией ВС РФ, а чаще с соответствующими указаниями отправляется в нижестоящую кассацию, но итогом всё равно обычно становиться изменение или отмена обжалуемого судебного акта.

Отказ в удовлетворении жалобы Заместителем Председателя ВС РФ:

Данный отказ является окончательным типовым судебным решением в национальной системе права. Этот отказ не обжалуется.

Однако, в течении относительно короткого промежутка времени, остаются шансы на пересмотр по новым обстоятельствам. Такие обстоятельства можно получить, обратившись в Европейский суд по правам человека или Конституционный Суд Российской Федерации. В Европейский суд следует обращаться если в деле имеются признаки нарушения Европейской Конвенции, срок такого обращения с 1 февраля 2022 года составляет всего 4 месяца (не продляется и не восстанавливается), при этом время отсчитывается, без учета отказа Председателя ВС РФ, для дел рассматриваемых в порядке ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ со дня получения или опубликования отказа судьи Верховного Суда РФ, для уголовных дел со дня получения отказа в сплошной кассации (1-я кассационная инстанция), а для КоАП РФ и постановлений  вынесенных в порядке УПК РФ не подлежащих рассмотрению в сплошной кассации – срок отсчитывается с апелляционного рассмотрения (даты получения апелляционного определения).

В Конституционный Суд РФ можно обращаться в течении 12 месяцев со дня вынесения отказа Заместителя Председателя Верховного Суда РФ.  Конституционный Суд РФ компетентен рассматривать вопросы нарушения конституционных прав и осуществлять проверку конституционности закона примененного в конкретном дела по жалобе участника данного дела. Если будет установлено, что закон не соответствует Конституции РФ, либо применен вопреки конституционно-правовому смыслу этого закона, то судебный акт, в котором применен этот закон подлежит пересмотру по новым обстоятельствам. При этом реализация решений Европейского суда (ЕСПЧ) и постановлений Конституционного Суда РФ ничем между собой не отличаются, но по решению Европейского суда, кроме того, присуждается ещё и денежная компенсация за допущенное нарушение Конвенции и в возмещение ущерба.

Еще один механизм пересмотра судебных решений – пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам (не путать с вышеуказанными новыми обстоятельствами). Механизм, настолько редко работающий и оставляющий столь высокую долю судебного усмотрения, что можно было бы оставить его без внимания. В реальности, шанс на пересмотр дает только вступление в законную силу приговора участнику судебного разбирательства в связи с преступлением, совершенным им в связи с рассмотрением дела, повлиявшим на исход дела. Иные существенные обстоятельства, под которыми многие ошибочно понимают новые доказательства, реальных шансов на пересмотр не дают. Также в качестве вновь открывшихся обстоятельств судами, ввиду разъяснений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ принимаются решения Комитета ООН (обращения в Комитеты ООН возможны в течении 5 лет после последнего национального судебного акта), но механизм исполнения этих решений также не носит безусловный характер.

И судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут. Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».

Конституционный Суд РФ разъяснил, что ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что «обращение заинтересованных лиц к Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителю с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и совершении этого процессуального действия возможно только в виде надлежащим образом оформленных кассационных жалобы, представления и в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование; при этом время рассмотрения кассационных жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении этого срока учитываться не должно».

Читать ее должен сам председатель или его заместитель. Тем не менее, для таких жалоб есть целый аппарат. И судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут. Подписывает ответ на жалобу заместитель председателя. Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».

В случае, если Ваши права нарушаются — обращайтесь по контактам ниже:

Пишите Звоните Пишите на сайте
mail@cpk42.com +7 495 123 3447 Форма здесь

Следите за новостями в наших социальных сетях:

Напишите жалобу Председателю суда. Основаниями для обжалования действий судьи служат нарушения последним установленных процессуальных и материальных норм, из-за которых интересы и права участников процесса были ущемлены. Правильно составленная и обоснованная жалоба влечет за собой привлечение судьи к дисциплинарной ответственности, которая не отменяет вынесенное решение по делу. Для этого предусмотрена процедура апелляции.

Ситуации, когда необходимо писать жалобу

Обжаловать действия судьи имеют право все участники процесса: истцы, ответчики или их законные представители, свидетели и другие заинтересованные лица. Поводом для написания обращения могут быть следующие ситуации:

  • Превышен срок, отведенный на рассмотрение дела, т.е. более 2 месяцев (ст. 154 ГПК РФ).
  • Ходатайства, поданные участниками процесса, игнорируются.
  • Искажаются сведения в протоколах судебных заседаний при фиксации хода рассмотрения дела.
  • Судья ведет себя некорректно, грубит участникам процесса.
  • Игнорируются просьбы о приобщении к делу доказательств.
  • Возникли основания предполагать, что представителем Фемиды нарушен принцип равенства сторон и беспристрастности суда.
  • Создаются препятствия к высказыванию сторонами своих доводов.

Судебный процесс включает в себя несколько этапов. Каждый этап должен проходить в рамках определенных процессуальных и материальных требований, которые не всегда соблюдаются, вследствие чего и возникают нарушения. Обжаловать их можно у председателя суда, в котором проходит производство по делу (районный, арбитражный, апелляционный или верховный суд). Именно он уполномочен оценивать правомерность обращения на начальном этапе обжалования действий судьи.

Как правильно написать частную жалобу председателю

Документ не имеет строгих норм по оформлению, но чтобы председатель его не вернул и вынес справедливое решение, необходимо придерживается официально-делового стиля при написании и следующих рекомендаций:

  • Верхний правый угол используется для написания наименования суда, ФИО председателя, адреса, а также анкетных и контактных данных заявителя.
  • Ниже посередине пишется название документа, т.е. «Жалоба».
  • Под названием перечисляются обстоятельства нарушения со стороны представителя Фемиды и приводятся правовые нормы, которые были нарушены в процессе разбирательства.
  • Под фабулой излагается просьба о принятии мер в связи с выявленными правонарушениями. Например, об ускорении рассмотрении дела и принятии дисциплинарных мер в отношении нарушителя.
  • В конце документа ставится дата и подпись заявителя.

Составляя жалобу, рекомендуется пользоваться Кодексом судебной этики, законами «Об органах судейского сообщества» (ФЗ-30) и «О статусе судей в РФ» (ФЗ №3132-1).

Скачать образец

Обращение можно написать от руки, но при наличии неразборчивого почерка, желательно набрать документ на компьютере. Бланк есть в канцелярии и его можно скачать на сайте суда, в котором проходит рассмотрение дела.

К обращению обязательно прилагаются документы, аудио или видеофайлы, подтверждающие факт правонарушения со стороны представителя Фемиды.

Скачать образец жалобы на судью председателю суда

Способы передачи жалобы

Документ предоставляется председателю несколькими способами:

  • Передается в ходе личного посещения.
  • Направляется по почте или с помощью курьера – прикладывается уведомление, которое подтверждает факт получения обращения судебным органом.
  • Отнести в канцелярию, где он будет зарегистрирован.

Срок рассмотрения жалобы на судью

Конкретной нормы в законодательстве, которая определяет срок подачи жалобы и рассмотрения ее председателем, нет. Исходя из практики, целесообразно писать обращение не позднее нескольких дней с момента совершения или выявления правонарушения. Так вероятность защитить свои права более высокая.

Что касается периода рассмотрения, то многие суды руководствуются ФЗ-59, где прописан 30-дневный срок, отводимый на принятие решений по обращениям граждан, хотя эта норма считается неприменимой для частных жалоб на действия судей. Чтобы добиться скорейшего рассмотрения, заявители могут настаивать на гарантиях своевременной правой защиты участников процесса, которые обеспечивает быстрое восстановление их прав.

Например, ст. 6.1 ГПК РФ закрепляет 5-дневный период на предоставление ответа и принятие мер по заявлению об ускорении рассмотрения судом дела, если оно долго не рассматривается и происходит затягивание процесса.

Ответственность судей

Если жалоба председателю на действия судьи подана обоснованно и в конечном итоге удовлетворена, представитель Фемиды подвергается дисциплинарному взысканию. Ответственность и наказания судей закреплены в ФЗ №3132-1.

Могут применяться следующие санкции:

  • Замечание.
  • Предупреждение.
  • Прекращение полномочий.

Последний вариант возможен, если судьей совершено существенное правонарушение и доказана вина, нарушены требования Кодекса судейской этики; действия искажают принципы, на которых основано судопроизводство или грубо нарушены права участников процесса. Кроме этого на прекращение полномочий можно рассчитывать в том случае, если доказано, что характер нарушений представителя Фемиды говорит о несовместимости с его высоким званием.

Вид наказания определяется в течение полугода с момента рассмотрения обращения, а максимальный срок действия санкций — 2 года. Взыскание может быть снято через год с момента его оглашения в том случае, если судья в течение указанного периода не совершит новое правонарушение или проступок (п. 8, ст. 12.1 ФЗ 3132-1).

Решение председателя об удовлетворении требований или об отказе в удовлетворении оформляется письменно. Даже если жалоба не удовлетворена председателем, ее написание доказывает факт серьезности подхода к отстаиванию своих интересов, что вынуждает судей более ответственно подходить к выполнению своих обязанностей.

Видео: Скандал в административном суде г.Алматы

Жалоба председателю суда может быть подана любым посетителем судебной инстанции, будь то сторона дела, свидетель, адвокат или начальник конвоя, осуществляющий доставку подсудимых в судебное заседание.

Файлы в .DOC:Бланк жалобы председателю судаОбразец жалобы председателю суда

Главное условие – это соответствие предмета жалобы полномочиям председателя суда.

Что может председатель

В соответствии с положениями Закона РФ «О статусе судей» в полномочия председателя суда входит:

  1. организация функционирования судебной инстанции;
  2. контроль за соблюдением работниками суда трудовой дисциплины;
  3. распределяет функциональные обязанности между судьями;
  4. устанавливает график приема граждан;
  5. руководит аппаратом суда;
  6. распределяет нагрузку между судьями;
  7. рассматривает жалобы граждан на судей и, при наличии оснований, делает представление в квалификационную комиссию судей;
  8. регулирует нагрузку мировых судей в пределах судебного района и т.д.

То есть деятельность председателя суда – это деятельность организационная, а значит, основаниями для жалоб на имя председателя суда могут быть только проблемы, так ли иначе связанные с организацией работы суда.

Жалоба на судью

Основное недовольство участников процесса, как правило, вызывают действия судьи (в том числе и мирового судьи), связанные с рассмотрением того или иного дела.

Все акты и решения, принятые судьей в процессе судопроизводства могут быть обжалованы только посредством частных, апелляционных и кассационных жалоб. Это значит, что жалобы на имя председателя суда, написанные по поводу решений или определений судей, рассматриваться не будут.

Не будут основанием для жалоб и сомнения в компетентности или незаинтересованности судьи.

Если судья не устраивает участника процесса в силу своих профессиональных или иных качеств, то подобная проблема решается посредством ходатайства об отводе судьи.

Безусловным основанием для жалобы на судью будут:

  • волокита при рассмотрении гражданских или уголовных дел;
  • длительная задержка в оформлении мотивированного решения;
  • грубость судьи или его недостойное поведение;
  • необоснованный отказ в приеме документов и доказательств или их игнорирование;
  • унизительные и оскорбительные высказывания в адрес участников процесса и т.д.

Жалоба председателю суда. Часть 1

Судьба рассмотрения жалобы будет определяться степенью ее обоснованности. Если доводы жалобы будут подтверждены надлежащим образом, то по результатам рассмотрения председатель суда вправе внести представление на судью в квалификационную коллегию судей.

Следует знать, что иного способа направить жалобу в квалификационную коллегию не существует. Она может попасть туда только через председателя суда.

Мотивировка жалобы на судью

Основание для жалобы на судью – это факт подрыва действиями судьи авторитета судебной системы. Соответственно, именно этот факт и следует доказать в жалобе. Под подрывом авторитета суда понимаются совершенно обыденные действия – волокита, опоздание на работу, грубость и т.д.

Разумеется, можно ничего не доказывать, ограничившись доведением до председателя суда сведений о неправильных поступках судьи. Но если ваша задача — добиться определенных результатов, например, передачи жалобы в квалификационную коллегию судей, то доказывание будет необходимым.

В качестве доказательств могут быть применены:

  • аудио- и видеозаписи;
  • объяснения свидетелей;
  • выписки из протокола судебного заседания, письма и т.д.

Жалобы на работу аппарата суда

Второй по частоте причиной обращения с жалобами к председателю суда являются претензии граждан к работе секретариата суда, архива суда и канцелярии. Причинами для написания жалобы могут быть:

  • немотивированный отказ в выдаче решения или приговора суда;
  • задержки в отправке почтовой корреспонденции;
  • утеря документов и дел;
  • грубость;
  • задержки при отправке дел по апелляционным и кассационным жалобам;
  • отказы в приеме заявлений;
  • требования по уплате госпошлины в случаях, когда закон этого не предусматривает и т.д.

Руководство аппаратом суда входит в непосредственные обязанности председателя суда.

Составление жалобы председателю суда

Все жалобы имеют одинаковую структуру и состоят из ряда последовательно излагаемых элементов, отличающихся друг от друга лишь именами, наименованиями и сведениями.

Так, жалоба на имя председателя суда состоит из следующих компонентов:

  1. «шапка», в которую входят наименование суда, должность и ФИО председателя суда, ФИО и адрес заявителя;
  2. изложение события, в связи с которым заявитель пишет жалобу, включая дату события, ФИО и должность лица, в отношении которого написана жалоба;
  3. сведения о том, как и в какой степени действия работника суда задели права, интересы или честь и достоинство заявителя. Если речь в жалобе идет о судье, то следует изложить степень пагубного влияния судьи на авторитет судебной системы;
  4. сведения о том, какие нормы права были нарушены с указанием ссылок на законодательство;
  5. перечисление доказательств;
  6. просьба к председателю суда, то есть то, что заявитель хочет получить в результате рассмотрения жалобы;
  7. список приложений;
  8. подпись и дата подачи жалобы.

Жалоба председателю суда. Часть 2

Как подать жалобу

Подготовив письменную жалобу, вы можете:

  • передать ее председателю суда лично, попросив о приеме либо записавшись на прием;
  • передать ее председателю суда через канцелярию суда либо через приемную председателя.

Вполне допустима отправка жалобы почтой, желательно посредством заказного письма с обратным уведомлением о вручении.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Как написать письмо председателю суда?

Добрый день, 

 Понимаю, что вопрос не самый серьёзный, однако, хотелось бы обратиться за консультацией. 

 Нужно написать письмо председателю суда (истребовать решение суда от апреля 2019 года для подачи кассационной жалобы).
В шапке нужно указать от кого и кому, но как написать содержание? Нужно ли обращаться к председателю (Уважаемая/Уважемый ИО)?

 Можно ли написать — Прошу суд отправить решение по делу №… от апреля 2019 года для подачи кассационной жалобы — достаточно ли будет такого текста? Нужно ли писать в конце — С Уважением? 

 Заранее благодарю Вас! 

 С Уважением,
Ольга.

Показать полностью

14 августа 2019, 09:16, Ольга, г. Москва

Ольга, добрый день.

Нужно ли обращаться к председателю (Уважаемая/Уважемый ИО)?

Ольга

Это на Ваше усмотрение.

Что касается содержания  письма, то в нем пишите, что просите выдать копию решения суда по делу № _________ от____________.

Для каких целей Вам нужно данное решение суда. указывать не обязательно.

Так согласно ст. 8 ФЗ  от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Пользователь информацией имеет право:

2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен;

Нужно ли писать в конце — С Уважением? 

Ольга

Так же на свое усмотрение. 

14 августа 2019, 09:18

Василий Катаев

Василий Катаев

Юрист, г. Калининград

Здравствуйте, Ольга!

Для получения указанного  документа, Вам не нужно знать ни имени, ни фамилии председателя районного суда. Если Вы являетесь участником судебного процесса, решение по которому запрашиваете, то Вам достаточно лишь составить процессуальное обращение и подать его, прямо, с сайта нужного суда. Для получения документа, в этом случае, Вам нужно знать номер дела и ФИО председательствующего судьи.

14 августа 2019, 09:21

Вера Харитонова

Вера Харитонова

Юрист, г. Москва

Ольга, здравствуйте.

Не совсем ясно, почему Вы хотите письмо адресовать именно председателю.

Считаю, также, что достаточно указать наименование суда и номер дела, а также председательствующего судью.

Вы имеете право на получение, в соответствие со ст. 35 ГПК РФ:

ица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; получать копии судебных постановлений,

Если Вы в заседании не участвовали, решение должны были выслать в соответствие со ст. 214 ГПК РФ:

Лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, — гражданам копии решения суда высылаются на бумажном носителе не позднее чем через пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Я считаю, что «уважаемый» и » с уважением» добавлять не нужно, но дело Ваше.

И помните, что кассационная жалоба, должна полностью отвечать требованиям ст. 378 ГПК РФ, иначе вернут.

С уважением.

14 августа 2019, 10:14

Похожие вопросы

700 ₽

Защита прав потребителей

Какие действия мне стоит для этого предпринять?

Добрый день!

В июне муж мне подарил билеты на концерт «Музыка с сильным характером», который должен был состояться в августе. Перед самым концертом было объявлено об отмене выступления одной из ведущих групп. Я сразу написала организаторам. что хотела бы вернуть деньги за билет. Мне прислали перечень документов и анкету, которую я заполнила и отправила (указав реквизиты своей карты для возвращения денежных средств, так как мужу на заявку о возврате не ответили).

23.09.22 мне ответили, что мое заявление принято к обработке и в течение 30 дней в соответствии с законом мне постараются вернуть деньги.

27.10.22 я написала письмо с просьбой уточнить статус, но ответа не получила. После этого несколько раз звонила организаторам, но девушка отвечающая на звонки ничего кроме «ждите» ответить не смогла.

Могу ли я рассчитывать на возврат, учитывая что уже прошло так много времени? Какие действия мне стоит для этого предпринять? И может ли тот факт, что в заявлении указаны мои данные и другие реквизиты карты как-то негативно повлиять на ситуацию?

Вчера в 07:44, вопрос №3625245, Екатерина, г. Москва

Исполнительное производство

Здравствуйте, приставы прислали мне письмо о кредитной задолжности, я подала в суд и выиграла, задолженность с меня сняли, а сегодня прислали сново о возобновлении дела, что мне делать?

Здравствуйте,приставы прислали мне письмо о кредитной задолжности,я подала в суд и выиграла,задолженность с меня сняли,а сегодня прислали сново о возобновлении дела,что мне делать?

03 марта, 13:54, вопрос №3624552, Валентина, г. Москва

Как составить жалобу на действия судьи председателю суда?

5/5 (3)

  • Образцы жалоб на действия судьи председателю суда
  • Как правильно составить документ
  • Основания для подачи жалобы
  • Куда обращаться
  • Кто может пожаловаться на судью
  • Порядок подачи заявления
  • Сроки обращения
  • Полномочия председателя суда
  • Сроки рассмотрения жалобы по существу
  • Наказание судей за нарушения
  • Оцените статью

Образцы жалоб на действия судьи председателю суда

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы на действия судьи председателю суда по гражданскому делу:

жалобы на действия судьи председателю суда по гражданскому делу

Пример заполнения жалобы на действия судьи председателю суда по гражданскому делу

СКАЧАТЬ бланки заявлений (жалоб) на действия судьи вы можете по ссылкам ниже:

  1. Жалоба на действия судьи председателю суда по гражданскому делу
  2. Жалоба на действия судьи председателю суда по административному делу
  3. Жалоба на действия судьи председателю суда по уголовному делу
  4. Жалоба на действия судьи председателю суда о нарушении процессуальных сроков
  5. Жалоба на действия судьи председателю суда о нарушении морально-этических норм

Как правильно составить документ

Для того чтобы жалоба была принята и рассмотрена председателем суда, требуется правильно ее оформить.

Жалоба обязательно должна содержать следующее:

  • полное название суда, в который она подается. Под названием нужно написать фамилию и имя Председателя суда. Эту информацию можно посмотреть на сайте государственного учреждения;
  • сведения об обратившемся лице: паспортные данные (ФИО, год рождения), место проживания и номер телефона;
  • в центре листа должно быть написано слово «Жалоба» жирным шрифтом. Под данным словом необходимо написать обжалуемые действия и данные сотрудника суда, на которого подается жалоба;
  • краткое описание обстоятельств дела. Описывая обстоятельства дела, нужно учитывать 3 принципа, которым должна соответствовать информация: относимость, достоверность и допустимость. Описывая обстоятельства дела, следует указать номер дела, отношение заявителя к делу и дату совершения обжалуемого действия;
  • основания, на которые опирается обратившееся лицо: ссылки на статьи законов или постановлений, вещественные доказательства;
  • требования. Требования должны быть четко сформулированы и не противоречить друг другу или правовым нормам;
  • перечень прилагаемых документов: копия удостоверения личности обратившегося, документы, подтверждающие основания заявителя, и т. д.;
  • дату подачи обращения и подпись лица, которое обжалует действия сотрудника суда.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Основания для подачи жалобы

Человеку, не имеющему юридического образования, очень сложно разобраться в законодательных актах и принципе их применения в конкретной ситуации. Не все проблемные ситуации могут стать основанием для подачи заявления на имя председателя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как составить жалобу на судью в СК РФ?

Подлежат рассмотрению и удовлетворению заявления, поданные на имя председателя, со следующими основаниями:

  • компетентное лицо не соблюдает установленные процессуальные сроки рассмотрения дела и без необходимости затягивает процесс. В суде дела должны быть рассмотрены в течение 2 месяцев со дня подачи иска. Но в некоторых случаях допускается увеличение сроков рассмотрения дела: необходимость проведения экспертизы, розыск стороны и т. д. Продление сроков без причин нарушает требования процессуального права;
  • информация, сообщенная сторонами в заявлениях, показания свидетелей и другие сведения были изменены в судебных актах, что повлекло ухудшение положения участника процесса;
  • компетентным лицом были нарушены требования судебной этики, определяющей правила поведения на заседаниях;
  • судьей были проигнорированы заявления, дополнения и ходатайства сторон и других участников процесса;
  • несправедливая оценка доказательств, предоставленных стороной, игнорирование показаний одной стороны, содействие другой стороне;
  • действия компетентного лица ухудшают положение участника процесса.

Важно! Это не полный перечень оснований для подачи заявления. Обжаловать действия уполномоченного лица может любой гражданин, участвующий в рассмотрении гражданского дела. Основанием для подачи обращения может служить любое противозаконное действие судьи или лиц, включенных в состав суда.

Куда обращаться

Жалоба на имя председателя суда подается в тот орган, в котором рассматривалось дело, во время рассмотрения которого было совершено правонарушение.

Некоторые люди ошибочно полагают, что подобные заявления подаются в вышестоящие инстанции. Также некоторые граждане путают апелляцию с жалобой на действие судьи. В таких случаях заявление останется без рассмотрения.

Обращение будет рассмотрено, если оно оформлено соответствующим образом и подано в тот судебный орган, которому оно подведомственно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Жалоба на судью в квалификационную коллегию судей.

Кто может пожаловаться на судью

Бесплатная консультация юриста

Обжаловать противоправные действия судьи может лицо, которое принимало участие в рассмотрении дела. Основанием для подачи заявления должно быть нарушение принципов и норм, установленных законом, которые привели к ухудшению положения заинтересованных лиц.

Запомните! Подать заявление может только пострадавшее лицо. Допускается подача обращения доверенным лицом, но только при наличии соответствующего документа: это может быть нотариально заверенная доверенность или документация, подтверждающие права опекуна.

Порядок подачи заявления

Подать заявление на противозаконные действия судьи можно несколькими способами:

  • лично передать жалобу в канцелярию суда либо секретарю председателя суда. На втором экземпляре жалобы сотрудники суда обязательно должны поставить штамп учреждения с датой принятия заявления. Процессуальные сроки рассмотрения жалобы начинают исчисляться с этого дня;
  • направить обращение в суд по почте. Заявление нужно обязательно направлять заказным письмом с уведомлением. Полученный на почте документ должен быть сохранен до получения ответа на обращение.

Посмотрите видео. Можно ли привлечь к ответственности судью?

Сроки обращения

Лицо, чьи права были нарушены в суде, может обратиться к председателю суда в любое время, так как законом не установлены конкретные процессуальные сроки.

Однако обращаться к председателю суда лучше сразу после того, как правонарушение было выявлено, так как тогда жалоба быстрее будет рассмотрена, и будут применены меры к нарушителю. Также поздняя подача заявления усложнит ход процедуры, так как доказать факт нарушения будет сложнее, также принятое решение суда может уже вступить в силу, и потребуется его отменять.

Полномочия председателя суда

Председатель суда примет меры, только если основанием для подачи обращения стало нарушение норм процессуального права и судебной этики. Также оформление жалобы и процедура ее подачи должны соответствовать установленным правилам, содержащимся в Законе РФ «О статусе судей», инструкции и Положении суда.

Полномочия председателя суда ограничены, он не вправе оказывать давление на других судей, но он вправе принять соответствующие меры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Апелляционная жалоба на решение суда по гражданскому делу.

Судья, рассмотрев обращение, обязан принять меры и дать ответ на заявление. В заявлении судья должен сообщить об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении требований заявителя. Отказ должен быть обоснованным. Отказ в удовлетворении, обоснованный тем, что правонарушение не было выявлено, не является полным и может быть обжалован.

Удовлетворение требований заявителя в основном выражается в привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности. В таком случае лицо, подавшее жалобу, имеет право потребовать отвода судьи и подтвердить свои основания ответом, полученным от председателя суда.

Также ответ, полученный на заявление, может быть использован для отмены или изменения судебного акта. Для того чтобы избежать процедуры отмены судебного акта, нужно подавать жалобу сразу после нарушения судом установленных правил или после обнаружения фактов нарушения.

Сроки рассмотрения жалобы по существу

Законом не установлены специальные сроки для рассмотрения жалобы. Однако тут действуют сроки, установленные законом для рассмотрения обращений и заявлений граждан.

Обратите внимание! Заявления граждан должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня регистрации обращения. По истечении данного срока заявителю должен быть дан ответ о результатах рассмотрения жалобы и о принятых мерах.

Наказание судей за нарушения

Компетентные лица, нарушившие требования законов и судебную этику, привлекаются к ответственности, установленной ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации».

Согласно данному закону, к лицу могут быть применены следующие виды наказания:

  • выговор;
  • предупреждение;
  • отстранение.

Наказание, которое будет применено, зависит от тяжести причиненного вреда. Вид наказания, которое будет применено к нарушителю, определяется в течение 6 месяцев после рассмотрения обращения.

Посмотрите видео. Как правильно писать жалобу:

консультация юриста бесплатно онлайн и по телефону горячей линии Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7-495-899-01-60

Москва, Московская область

+7-812-389-26-12

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8-800-511-83-47

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать письмо поздравительное
  • Как правильно написать письмо поддержки на президентский грант
  • Как правильно написать письмо победы образец
  • Как правильно написать письмо отказ от предоставления услуг
  • Как правильно написать письмо обидчику психология