Письмо-запрос – это документ, направляемый второму лицу, с целью получения в ответ той или иной необходимой информации. В материале мы подробно разберём правила составления официальной бумаги, а также все доступные способы её отправки контрагенту.
Файлы для скачивания:
Запрос
Направление контрагенту письма-запроса имеет место в тех ситуациях, когда предприятию необходимо получить какие-то сведения. Речь может идти об уточнении стоимости предоставляемых услуг, поставляемых товаров, актуальности реквизитов, проведении сверки взаиморасчётов. Запрос видится самым простым и в то же время эффективным способом получения информации. Большую роль играет и тот факт, что данные будут предоставлены непосредственно представителем организации, а не третьими лицами.
Способ отправки
В настоящий момент существует несколько традиционных способов отправки корреспонденции. К ним относят:
- почтовое отправление;
- электронное письмо на электронную почту;
- через факс;
- лично в руки представителю фирмы-контрагента.
Выбор способа зависит от сроков, в течение которых необходимо заполучить сведения, а также от особенностей взаимоотношений между предприятиями. Некоторые субъекты рынка принимают исключительно физический вариант корреспонденции, не признавая электронную почту в качестве средства обмена информацией.
Необходимо отметить, что отправка письма почтой – это самый медленный способ. Документ будет доставляться в течение нескольких дней, а ведь ещё нужно будет дождаться ответа. Мероприятие может растянуться на продолжительный промежуток времени, что недопустимо в отдельных ситуациях.
Ответ от второй стороны
Как уже было упомянуто выше, процедура обмена информацией всегда подразумевает получение ответа от контрагента. Он необязательно должен быть дан тем же способом, каким был направлен запрос. В тексте письма рекомендуется указывать предпочтительный способ коммуникации. Здесь опять же всё упирается в сроки.
Отметим, что сам факт получения письма не порождает у второй стороны никаких обязательств. Речь идёт о том, что контрагент не во всех случаях обязан выдавать запрашиваемые сведения.
Кто пишет письмо
Деловые письма, направляемые другим организациям, всегда заверяются автографом руководителя предприятия-отправителя. Так получатель будет уверен, что запрос делают не мошенники, убедится в серьёзности намерений контрагента. Однако совершенно не факт, что директор будет писать официальную бумагу самостоятельно. На практике эта задача в устной форме поручается кому-то из сотрудников фирмы. Обязанность по ведению деловых переписок, регистрации писем лежит на документоведе. Именно он и будет заниматься составлением текста запроса.
Начальник получает на подпись уже итоговый вариант документа, проверяет его содержание, исправляет ошибки за своим подчинённым. Если всё соответствует ожиданиям руководства, на письме появляется автограф начальника, а сама официальная бумага направляется адресату выбранным способом.
Деловая этика
Соблюдение правил деловой этики – это важнейший элемент деятельности любого предприятия, влияющий на его имидж на рынке. Именно поэтому в обязательном порядке необходимо соблюдать определённый набор предписаний, включающий в себя:
- выдержка текста в деловом, строгом стиле;
- отказ от жаргонизмов, ругательств, бытовых речевых оборотов;
- чёткое обозначение просьбы о предоставлении конкретных сведений;
- подпись директора с расшифровкой (фамилия и инициалы);
- указание отправителя и получателя.
Во всех остальных моментах составление полностью отдаётся на откуп фантазии составителя.
Как написать документ
Способ написания текста обуславливается способом его отправки. Текст может быть исполнен от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Автограф директора в любом случае должен быть «живым», то есть проставлен собственноручно. Это означает, что даже если было принято решение составить письмо в печатном виде на компьютере, бумагу придётся распечатать на принтере, заверить подписью и отсканировать.
В качестве носителя информации принято использовать фирменный бланк организации, на котором будут прописаны все его реквизиты. Это необходимо для того, чтобы контрагент смог удостовериться в фактическом существовании запрашиваемой сведения фирмы. Также обязательным элементом является обозначение способов обратной связи. Это может быть номер телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты.
Объясняем, как правильно составить письмо-запрос
Первым делом обратим внимание на реквизиты. Если письмо составляется на чистом листе бумаги формата А4, придётся прописывать их вручную. Указываем ИНН, ОГРН, юридический адрес, наименование организации со ссылкой на его организационно-правовую форму, способы обратной связи.
В шапке обозначаем, кто является отправителем и получателем. В дательном падеже оставляем сведения об адресате: ФИО руководителя, его должность на предприятии, название фирмы. Затем уже в родительном падеже указываем те же данные, но уже об отправителе.
Далее по тексту берёт своё начало основной блок, в котором и оставляется запрос на получение информации. Отмечаем, что стало причиной обращения и указываем конкретный перечень данных, который необходимо заполучить. Часто письмо-запрос является ответной реакцией на получение рекламной рассылки от сторонней компании. Не лишним будет обозначить желаемый способ получения ответа. Если этот момент упустить, ответное письмо будет получено тем же способом.
Примерный образец
На этом работа с письмом заканчивается. Осталось лишь заверить его автографом руководителя и отметить, кто к директору компании-контрагента обращаются с уважением. Это довольно важный момент, который может повлиять на успешность всего мероприятия. Если вторая сторона заинтересована в сотрудничестве, ответ будет получен в кратчайшие сроки.
Деловое послание особой формы пишется в той ситуации, когда одна компания хочет получить какую-либо информацию от другой компании. Такой вид писем называется «Письмо запрос».
-
Кто составляет письмо-запрос
-
Кому адресовать
-
Как оформить и отправить письмо-запрос
-
Сроки ответа на письмо-запрос
-
Письмо-запрос о предоставлении документов
-
Письмо-запрос в налоговую
-
Письмо-запрос в банк
-
Письмо-запрос акта сверки
-
Письмо-запрос подтверждения информации
-
Скачать бланк письмо запрос:
-
Скачать образец письма запроса:
Пишут такие письма по совершенно разным поводам, а точнее для получения:
- Меню;
- Какой-либо документации;
- Данных о товаре и оказании услуг;
- Предоставляемых скидках;
- Сроках поставки либо проведение оплаты и иной информации.
Такие письма — отличный способ для начала партнёрских отношений между организациями или, если таковые уже есть, то это отличный метод воздействия для ускорения действий при медленной работе.
Письмо-просьба и письмо-запрос очень схожи между собой, но стоит учитывать, что письмо-просьба пишется более в строгом стиле и указывает на конкретику фирмы либо организации.
Кто составляет письмо-запрос
Создателем письма может быть любой работник компании, который специализируется в той или иной области, о которой указано в тексте письма. Само письмо пишется от имени фирмы. Основное правило: работник должен действовать только в интересах самой фирмы.
Составление письма стоит согласовать с начальством в том случае, если оно составляется не самим руководителем организации.
Письмо-запрос с отметкой «лично в руки» пишется традиционно самим руководителем компании на имя директора получателя такого же ранга. В таком случае письмо в целостности доставляется в руки адресату.
Кому адресовать
Адресовано письмо может быть какому-то конкретному лицу, к примеру, руководителю организации-партнёра, сотруднику отдела, эксперту какой-либо отрасли. В таком случае нужно использовать эпитет «Уважаемый» и по стандарту — имя и отчество человека, к которому обращаемся. Такой тип написания письма повысит шанс на рассмотрение запроса получателем в ближайшее время и также быстро на получение ответа на свой запрос.
Такой запрос можно отправить без указания конкретного сотрудника, для круга лиц. К примеру, это может быть просто юридический отдел или отдел бухгалтерии.
Этот случай может предусматривать составление ответа на запрос каким-то одним любым сотрудником отдела, которому было адресовано письмо.
Правила написания письма-запроса
Несмотря на то, что письмо-запрос пишется в свободной форме и не имеет шаблонного образца, оно является одной из видов официальной документации. И поэтому при его написании всегда нужно
соблюдать ряд правил и норм делопроизводства и деловой этики. Такое письмо может отправляться как целой компании, так и конкретному лицу.
- В первую очередь указываются все данные получателя письма (адрес и номер телефона), наименование организации-адресата. В этом же месте можно указать определённого эксперта сотрудника (его занимаемую должность и ФИО)
- В последующем пишется сама основа, которая поясняет суть запроса. В этом месте следует в корректно-уважительной форме объяснить свою просьбу и её причину («в результате получения» или «исходя из полученных результатов»).
- В случае, когда письмо-запрос затрагивает несколько проблем, их необходимо разделить на пункты и подпункты. В такой ситуации необходимо учитывать, что отправитель может ответить также в пунктах и подпунктах, как в просьбе.
- В том случае, если ответ необходимо получить в какой-то определённый промежуток времени или к какой-то определённой дате, это необходимо корректно указать в письме, но утвердительно.
- Если нужно в текст письма можно вставлять ссылки на нормативно-правовые акты и законы, имеющие отношение к теме письма. Также можно прилагать документацию, которая привносит ясность.
- Такое письмо обязательно должно иметь подпись его автора, а также ФИО составителя и руководителя компании, штамп (если компания использует штамп для оформления документов).
Как оформить и отправить письмо-запрос
Чтобы результат вам гарантировал положительное отношение, следует писать письмо-запрос на стандартном листе формата А4, возможен вариант и фирменного бланка организации, где уже указаны все реквизиты компании (при использовании бланка письмо приобретёт солидный вид).
Есть два варианта оформления:
- Написать вручную. Способ не совсем удобен и довольно-таки устаревший, да и такие письмо нужно отправлять по почте, что делает процесс значительно медленным. Но в таком случае нужно учитывать, что необходимо написать его каллиграфическим почерком.
- Печатный способ. Это более скоростной способ, так как он позволяет мгновенно доставить письмо по нужному адресу, сделать несколько экземпляров (при такой необходимости) и позволяет сделать составление письма малозатратным по времени.
Создаётся письмо без размножения и регистрируются в журнале исходящей информационной документации, соответственно, при составлении письму-запросу присваивается номер, а также в последующем указывается дата отправки письма.
Сроки ответа на письмо-запрос
Как правило, запрос всегда предполагает ответ на него. Правилом хорошего тона всегда служит грамотный и конкретный ответ без воды и размазанного смысла, но это не является гарантом того, что эта норма должна быть выполнена, так как законом не регламентируется деловая переписка.
Письмо-запрос о предоставлении информации
Как и любая другая отправляемая документация, написание происходит на официальном бланке или с обязательным указанием всех данных автора или отправителя.
Формируется текст по следующей схеме:
- Пояснение причин самого обращения;
- Если нужно предоставить ссылку на нормативно-правовой акт;
- Конкретика обращения;
- Что необходимо выполнить получателю;
- Традиционно указанные данные по окончанию написанного текста, как и в любой документации;
- Зарегистрировать в журнале исходящей документации.
ЗАО «Парфюмер плюс»
Россия, г. Москва, ул. Коммунистическая
Тел. (342) 980-32-54, факс (3442) 980-32-54
Руководителю организации
ОАО «Рипл»
Г.П. Запашнову
20.12.2020 года, исх. № 98
Об ассортименте и ценах на расходные материалы
Уважаемый Геннадий Петрович!
Благодарим Вас за коммерческое предложение от Вашей фирмы, полученное нами 30 марта 2021 года (входящий № 97).
Мы заинтересованы в приобретении расходных материалов, предоставляемых ОАО «Рипл», в связи с чем нам необходима более подробная информация о ценах и ассортименте.
Просим выслать подробный прайс-лист на продукцию. Надеемся на плодотворное сотрудничество.
С уважением,
ЗАО «Парфюмер плюс» /Ходоков/ К.А. Ходоков
Письмо-запрос о предоставлении документов
Требования к письму-запросу, как и к любому виду другого официального документа, это указание данных организации или отправка на фирменном бланке.
Сама схема составления письма, запрашивающего документацию, отличается от остальных писем-запросов:
- Данные адресата письма-запроса — «шапка»;
- Время написания и регистрационный номер;
- Наименование запроса, определяющего характер просьбы;
- Личное обращение (кроме запросов в госорганы);
- Суть просьбы;
- Красивое предложение или краткая фраза о сотрудничестве и благодарность;
- Подпись, печать.
ОАО «Экономик»
г. Брянск, ул. Печника, 43
Тел. (54637) 345-84-79, факс (54637) 345-84-79
ИНН 56748392, КПП 850209021
Начальнику ИВС «Глобус»
Р.К. Матиеву
21.10.2019 года, исх. № 21
Запрос на предоставление копий документов
Уважаемый Роман Кириллович!
Для восстановления безнадежно испорченной вследствие затопления офиса документации просим Вас в ближайшее время направить нам копии находящихся у Вас расчетных документов о поступлениях и списаниях финансовых средств, а также банковских выписок по счету ОАО «Экономик» за 2018 год. Напоминаем номер расчетного счета нашей организации: 908747632657.
Главный бухгалтер ОАО «Экономик» /Постин/ Р.А. Постин
Письмо-запрос в налоговую
Письмо-запрос в налоговую службу должно быть составлено бухгалтером в том случае, если ему необходимо объяснение какого-то определённого положения из Налогового Кодекса Российской Федерации или какая-то отдельная информация, о которой известно только налоговой службе. Такой письменный документ предусматривает обязательное предоставление информации об авторе письма (отправителе)-компании или физическом лице.
- Название;
- ИНН;
- Адрес;
- ФИО и подпись руководителя;
- Печать (если применяется организацией).
Желательно использование фирменного бланка.
Закрытое акционерное общество «Восход»
г. Мурманск, 123678, ул. Запора, 87, оф. 23
Тел. (323) 252-57-21, факс (323) 252-57-22
ИНН 6173849076
В инспекцию Федеральной налоговой службы РФ
№1 по г. Москве
Исх. № 879 от 9 апреля 2021 года
Запрос о счетах должника
По причине того, что по исполнительному листу АС № 78456212 от 24.06.2020 ЗАО «Восход» признается взыскателем, согласно ч. 12 и 89 ст. 124 ФЗ № 318 от 14 декабря 2009 года «об исполнительном производстве» просим предоставить информацию о должнике, указанном в данном исполнительном листе. Требуются следующие данные:
- Наименование и адреса банков и других кредитных организаций, где должник открыл расчетные счета;
- Номера расчетных счетов, открытых должником.
К запросу прилагается копия исполнительного листа АС № 000143567.
Генеральный директор ЗАО «Восход» /З.А.Черпало
Письмо-запрос в банк
В решении достаточного количества недоразумений и неприятных ситуаций поможет обращение с помощью письма в банк.
Необходимо для этого правильно его оформить:
- Верное написание данных отправителя (автора);
- Корректное и ясное изложение трудности;
- Если возможно, указать ссылки на нормативно-правовые акты или законодательные документы в подтверждение своего изложения;
- Всегда предпочтительнее будет отправить письмо на бумажном носителе, так как письмо по электронной почте предусматривает электронную подпись.
В АРК «МТБ»
226789 г. Ростов на Дону, ул. Низкая, 34
от Лопухова Анатолия Валерьяновича,
проживающего по адресу:
226798, г. Ростов на Дону, ул.Московская,
д. 64, кв. 329,
тел. 222-71-08
e-mail: [email protected]
О реструктуризации задолженности
21.11.19 г. между мною, А.В.Лопуховым, и АКБ «» был заключен Договор по кредиту №2349/61 от 22.11.19 г. на следующих условиях: сумма кредита: 434 000 руб., на срок 4 года (дата окончательного возвращения кредита 21.11.2019 года), процентная ставка 23%, целевое использование – покупка автомобиля.
Согласно пункту 5.6 Договора возможно изменение размера ставки по процентам или срока выплаты кредита как по соглашению сторон, так и в одностороннем внесудебном порядке.
С 21.08.2021 года произошло ухудшение моего финансового состояния. Это связано с моим серьезным заболеванием, что подтверждается листком временной нетрудоспособности № АО 1567288.
В течение действия данного Договора я своевременно осуществлял выплату Банку по всем обязательствам, включая сумму кредита, процентов и комиссии. На дату сегодняшнего обращения просроченной задолженности у меня нет.
Принимая во внимание вышеизложенное, прошу реструктуризировать мою задолженность по данному Договору: понизить процентную ставку до 21 % годовых или продлить сумму долга на срок 3 год.
О результатах рассмотрения заявления прошу оповестить меня в письменном виде и по электронной почте по адресам, указанным выше.
22.09.2019 г. /Лопухов/ .В.А.Лопухов
Письмо-запрос акта сверки
Этот вид запросов необходим для определения наличия задолженности или переплат по конкретным платежам. Они обычно направляются на имя директора компании, составляются на фирменном готовом бланке в общем порядке.
Закрытое акционерное общество «Звездочёт»
987678, г. Мурманск, ул. Зебры, 45, кабинет 8
ИНН 7655342221
Тел. (323) 252-57-21, факс (323) 252-57-22
Начальнику Департамента Росприроднадзора
по Восточному федеральному округу
Разломову Виталию Андреевичу
23.12.2021 г., исх. № 432/87
Запрос на предоставление акта сверки
Прошу предоставить акт сверки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
К запросу прилагаются следующие документы (см. перечень).
Генеральный директор ЗАО «Звездочёт» / Валокардимов / Н.Д.Валокардинов
Письмо-запрос подтверждения информации
В этом виде запроса необходимы точные сведения о том, кто подал заявление с обоснованием, какое он имеет право на подтверждение необходимой информации. Такой запрос нужно писать в правильной и недвусмысленной форме. Обязательно указать адрес электронной почты.
ОДО «Сприт»
167890, г. Мурманск, ул. Задорнова, 89, оф.98
ИНН 564356234
Тел. (495) 700-54-13, факс (495) 700-54-12
В ОАО «Зорька»
11345672, г. Мурманск, пер. Речной, 27
31.08.2021 г., исх. № 23/7
О подтверждении занятия должности заместителя начальника отдела статистики
Просим подтвердить информацию о том, занимала ли Лаптенко Ираида Валерьевна должность заместителя начальника отдела статистики в обществе с ограниченной ответственностью «Зорька» с ноября 2018 года по сентябрь 2021 года.
Начальник отдела кадров ОДО «Зорька» /Рамонак/ В.Л.Рамонак
Скачать бланк письмо запрос:
Скачать бланк письмо запрос (в формате Doc, редактируется в Word)
Скачать образец письма запроса:
Скачать образец письма запроса (в формате Doc, редактируется в Word)
В деловом документообороте достаточно распространенным является письмо-запрос. Его составляют в тех случаях, когда одно лицо желает получить определенные сведения от другого лица. Образец, готовые примеры и рекомендации по его написанию приводятся в статье.
Бланк письма-запроса (word)
Образец составления письма-запроса (word)
Содержание
- Назначение и содержание
- Разновидности и образцы составления: 5 вариантов
- О предоставлении информации
- О подтверждении информации
- О предоставлении документов
- Запрос в налоговую инспекцию
- Запрос в банк
- Сроки ответа
- Поделиться ссылкой:
Назначение и содержание
Основная задача – получить актуальную, достоверную информацию от какого-либо лица. Как правило, письмо составляет одно юридическое лицо в адрес другого. Но в целом он может быть оформлен любыми лицами:
- индивидуальными предпринимателями;
- частными гражданами;
- представителями органов власти;
- общественными деятелями и др.
Таким образом это разновидность деловой корреспонденции, единого образца которого не установлено. Тем не менее, на практике сложились определенные требования к содержанию документа. В нем обязательно отражаются такие сведения:
- Наименование отправителя.
- Наименование получателя (адресата).
- Номер и дата регистрации документа (в журнале исходящей корреспонденции).
- Название документа обычно содержит суть просьбы – например: «Запрос на предоставление копий документов».
- Основная часть – изложение обстоятельств, побудивших написать запрос.
- Просительная часть – собственно просьба о том, какие именно сведения необходимо получить.
- Иногда образец письма-запроса также сопровождают приложениями – документами, копии или оригиналы которых прикладывают к основной бумаге. Указывают название документа, и количество страниц.
- В конце можно дополнительно указать удобный способ ответа – по почте или на е-мэйл. В общем случае принято отправлять ответ таким же способом, как пришел сам запрос, однако в любом случае решение остается на усмотрение отправителя.
- Дата, подпись, расшифровка подписи, должность просителя, печать организации. В некоторых случаях компании не используют печать в документообороте – тогда достаточно поставить только собственноручную подпись.
Как правило, он составляется на фирменном бланке организации. Присутствуют отметки о реквизитах компании или ИП. Предпочтительно использовать печатный вариант оформления, хотя иногда письмо составляют и в рукописном виде.
Отправить можно разными способами:
- по обычной почте;
- по е-мэйл;
- передать по факсу;
- передать с курьером.
Если принципиально важно получить документальное подтверждение отправки письма, лучше передать его физически – по почте или с курьером. Тогда можно получить уведомление о вручении, которое послужит доказательством факта и даты доставки.
Разновидности и образцы составления: 5 вариантов
Поскольку информацию можно запрашивать у разных представителей и по разным поводам, разновидностей образца письма-запроса существует не менее 5. Они классифицируются по разным основаниям – в зависимости от адресата (налоговая, банк, орган власти) или в зависимости от сути просьбы (уточнение информации об условиях договора, запрос на получение копий документов и т.п.). Далее рассмотрены наиболее распространенные виды.
О предоставлении информации
Это один из самых популярных видов послания – организация просит предоставить не документы, а определенные сведения, например:
- прайс-лист;
- условия акции, предоставления скидок;
- технические характеристики товара и т.п.
В этом случае необходимо максимально конкретно сформулировать свою просьбу – например, если речь идет об уточнении сведений о товаре, подробно прописывают название, марку, артикул и другие реквизиты.
О подтверждении информации
В этом случае запрашивают выписки из разных документов (например, из приказов о приеме или увольнении с работы). Причина составления письма-запроса связана с необходимостью подтвердить те или иные сведения (например, работал ли сотрудник в тот или иной период, когда был уволен и т.п.).
О предоставлении документов
В этом случае компания нуждается в предоставлении документов (как правило, речь идет о копиях). Указывают конкретное название каждой бумаги. Если необходимо, дополнительно формируют просьбу о заверении копий (подпись и печать организации на каждой странице).
В этой же категории отдельно можно выделить письмо-запрос, в котором компании просит предоставить образец акта сверки. Документ нужен для проверки наличия/отсутствия задолженности или переплаты по конкретным платежам.
Запрос в налоговую инспекцию
Обычно такой документ составляется от имени главного бухгалтера. Необходимо получение пояснений по тем или иным нормам налогового законодательства, раскрытие персональных данных на основании исполнительного листа и др.
Запрос в банк
В банк составляют обращения с просьбой прояснения отдельных положений договора, возможности реструктурировать долг, оформить кредит на более выгодных условиях, пролонгировать договор и т.п.
Сроки ответа
Вне зависимости от того, какой именно образец используется, сроки ответа на запрос определяются исходя из традиций деловой этики. Поскольку в законодательстве подобный вопрос никак не регулируется, компании сами вправе решать, какое время им понадобится для ответа. Обычно срок составляет 10-15 рабочих дней.
Если это время неизбежно увеличивается (например, для получения необходимых сведений понадобится сделать запросы, которые также отнимут время), целесообразно уведомить об этом отправителя. Составляют ответное послание, в котором указывают, что письмо принято в работу и обозначают примерные сроки ответа.
В некоторых случаях сроки ответа регулируются на уровне законодательства или внутренних регламентов компании. Например, государственные органы и банковские организации, как правило, должны предоставить ответы в течение 30 календарных дней.
Видео комментарий по общим рекомендациям составления деловых писем:
Поделиться ссылкой:
Запрос на предоставление документов — это письмо, в котором содержится обращение одной стороны к другой отправить важные бумаги или официальную информацию. Такие письма компании обычно адресуют коммерческим партнерам или государственным органам, чтобы получить недостающие сведения.
В каких ситуациях пишут запрос для получения информации
Нередко предприятиям недостаточно информации, чтобы принять решения для обеспечения конструктивной деятельности. Иногда допустимо запросить ее по телефону. Но устная просьба не имеет юридической силы. Чаще всего организации практикуют официальные письменные запросы, на которые адресат обязан ответить в предусмотренные сроки. В такой бумаге содержится просьба о получении сведений, а иногда и директива.
Обратиться компания вправе к следующим адресатам:
- коммерческим партнерам, контрагентам за недостающими сведениями, отчетами, документами;
- к различным организациям, чтобы уточнить данные о бывших работниках;
- к государственным органам за разъяснениями, документами — в ПФР, налоговую инспекцию, Росстат, Росреестр, ФСС, медицинские учреждения и т.д.
В деловой переписке с коммерческими компаниями обмен сведениями происходит ежедневно. Одна сторона от другой запрашивает самую разную информацию:
- прейскуранты на товары и услуги;
- документы или заверенные копии;
- уточнение условий предстоящих сделок;
- данные о финансовом состоянии клиента (при кредитовании, например);
- сведения об ассортименте продукции;
- о технической характеристике товара;
- о дате и способах доставки изделий;
- о скидках и акциях и др.
В госорганы предприятие вправе отправить корреспонденцию с запросом:
- о получении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
- о владельцах объектов недвижимости;
- о людях, дисквалифицированных по постановлению суда;
- о нормативах и законодательных актах и др.
Разглашать информацию, содержащую коммерческую тайну и персональные данные людей, никто не вправе. Если предполагается, что в корреспонденции есть личные данные, то необходимо взять согласие на их обработку (ст. 88 ТК РФ и ст. 9 ФЗ №152 от 27.07.2006).
Кто и в какой форме составляет запрос
Обычно корреспонденцию о получении данных составляют юридические лица в адрес других компаний. Но оформить ее вправе кто угодно: предприниматели, представители госорганов, общественные организации, частные лица. Если речь идет о коммерческих компаниях, то специального сотрудника для оформления таких посланий нет. Это делает как руководитель, так и любой другой компетентный специалист, отвечающий за вопрос, указанный в письме. В любом случае, кто бы ни составил его, придется согласовать с главой компании.
Как и для других корреспонденций и заявлений, в этом случае не установлено единого шаблона. Оформляют обычно на бланке фирмы (где уже указаны все реквизиты организации) или на обычном листе А4. Сейчас предпочтительнее напечатать текст на компьютере, хотя не запрещен и рукописный вариант. Оформить придется в произвольной форме, но по нормам, принятым в делопроизводстве (по нацстандарту ГОСТ Р 7.0.97-2016). Дополнительно учитывайте правила для официальных посланий — в них обязательно указывают основание для получения сведений. К таковым относятся:
- нормативные и законодательные акты;
- постановления судебных инстанций;
- контракты, заключенные ранее с контрагентами.
Важно соблюдать общепринятую структуру. Обратите внимание, какие пункты содержит бланк запроса:
- от кого отправляется (наименование компании с реквизитами и контактами);
- кому адресовано (название компании и Ф.И.О руководителя);
- дата и место составления;
- исходящий регистрационный номер;
- суть вопроса (описывается, какие данные запрашиваются и на каком основании, например, «в связи с договором», «на основании переговоров», «в соответствие с законом» и т.п.;
- должность и Ф.И.О. ответственного сотрудника;
- печать (если принято в организации).
Письмо составляют в одном экземпляре и регистрируют в журнале исходящей информации. Если корреспонденция составлена на обычном листе, то необходимо указать коды по КПП, ОКПО, ОГРН, ИНН, почтовый и электронный адрес, номера телефонов и другие контактные данные. В зависимости от ситуации, допустимо указать ссылки на нормативные акты.
Образцы
Вот образец письма в медицинскую организацию о проверке подлинности листка нетрудоспособности.
При составлении ориентируйтесь на этот бланк:
Кому____________________________________
__________________________________________
__________________________________________
От кого_________________________________
_________________________________________
_________________________________________
«___»______________20___г. | №___ |
Письмо-запрос ___________________________________________
Уважаемый ___________________________________
Просим прислать вас _______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
С уважением,
_____________________/_______________/
_________________20____г.
А это пример корреспонденции в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разъяснить нормативные акты.
Как отправить запрос о получении документов
Чтобы адресат получил послание оперативно и надежно, озаботьтесь о способе доставки. Есть несколько вариантов отправки:
- По электронной почте. Это быстро и удобно, но не всегда надежно, если речь идет об официальных запросах.
- По обычной почте с уведомлением о доставке. Это надежно, но подходит для отдельных писем, для массовой рассылки используют предыдущий вариант.
- С курьером. Удобен для важных писем конкретному партнеру или госструктурам.
- Факс, хоть и несколько устаревший, но еще актуальный в некоторых случаях.
Сколько ждать ответа на письмо-запрос
На послание, предназначенное для запроса информации, предполагается ответ. Сколько его ждать, зависит от того, кому отправили корреспонденцию. Законодательство не устанавливает четких сроков для отклика на коммерческие переписки. При операциях с контрагентами ориентируйтесь на пункты договора, в котором обычно указано, за сколько дней предполагается ответ. Если период не отмечен, то смотрите на содержание. Обычный период для ответов — один месяц. Если информация срочная, то принято отвечать за 3–7 дней. Но в этом случае желательно дополнительно попросить получателя ответить срочно, отметив конкретный срок или дату.
В какой срок обязаны отвечать государственные структуры, указано в ФЗ №8 от 09.02.2009 (ред. 28.12.2017) — обычно 30 дней со дня регистрации. Иногда срок увеличивают до 45 дней при необходимости. В этом случае обязаны отправить уведомление в течение недели (ч. 6 ст. 18 ФЗ №8).
Обращение граждан в государственные ведомства регулирует Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ. На регистрацию обращения отводится 3 дня.
Если вопрос не входит в компетенцию госоргана, он обязан переправить его в другую организацию в течение недели (ст. 8 ФЗ №59). В целом на рассмотрение обращения дается один месяц (ст. 12 того же закона).
Если предприятие обратилось, к примеру, в ФСС, чтобы проверить лист о временной нетрудоспособности, и в этом случае ответ дадут в течение месяца (п. 5 ч. 1 ст. 4.2 Закона от 29.12.2006 №255-ФЗ).
Запрос на предоставление документов
Запрос о предоставлении документов и информации — это вид деловой переписки, официальное обращение к юридическому лицу:
- физического лица или его представителя;
- юридического лица или его представителя.
Оформление и образец рекомендованы ГОСТ Р 7.0.97-2016.
Когда пишется письмо о предоставлении информации или документов
Письма-запросы предназначены для получения дополнительной информации и документации, необходимых в жизненных и деловых ситуациях. Они адресуются:
- законодательным и исполнительным органам государственной власти, их территориальным подразделениям;
- деловым партнерам;
- контрагентам;
- головному предприятию и нижестоящей организации;
- дочерней фирме;
- обособленному подразделению;
- органам корпоративного управления;
- поставщикам товаров, работ и услуг населению.
Письмо-запрос — документ, имеющий юридическую силу, поэтому оно:
- должно иметь все необходимые реквизиты;
- составляется в соответствии с государственным регламентом, если адресован госорганам.
С помощью запроса на предоставление информации нельзя получить сведения, содержащие чужие персональные данные, государственную и коммерческую тайну.
Что запрашивают в госорганах | Коммерческие и потребительские запросы |
---|---|
|
|
Некоторые сведения не раскрываются. Например, при проверке контрагента вам предоставят не все запрашиваемые документы, но их можно заменить.
Кто и по какой форме составляет
Унифицированного бланка или образца запроса в таможню о предоставлении информации не существует, поскольку каждая ситуация уникальна. Его содержание будет определяться:
- целью получения необходимых сведений;
- регламентом, если адресатом является госорган;
- составителем и его видением ситуации.
Кто обычно готовит обращение:
- в интересах организации это делает любой уполномоченный и компетентный сотрудник по поручению либо в соответствии с должностными полномочиями;
- гражданин лично или уполномоченное им доверенное лицо.
Рекомендованная структура содержит следующие смысловые блоки:
Заголовок | Отражает суть: «О предоставлении информации по договору…», «О предоставлении информации из ЕГРЮЛ», «По вопросу предоставления таможенной информации». |
---|---|
Обращение |
Необходимо, если письмо направляется в адрес партнеров, другой стороны договора, контрагентов. Обращение не пишут при формировании обращения на сайтах ведомств и госструктур. |
Вводная часть | Содержит пояснение причины необходимости запрашиваемых сведений. |
Содержание просьбы | Перечень документов или сведений, которые необходимо предоставить. |
Срок | Указывается желаемый срок получения ответа, если он не определен госрегламентом или договором. |
Подпись | Документ заверяется ответственным лицом или гражданином. |
Наиболее точно и полно описаны требования и сформулировано, какие пункты содержит бланк запроса, в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (дата актуализации 01.06.2019).
Образцы
Переписка с исполнительными органами государственной власти подчиняется общим требованиям.
Для коммерческого документооборота пригодится образец письма-запроса документов у контрагента в случае их утраты и необходимости получения дубликатов:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ФИРМА»
Волгоградский просп., д. 18, Москва, 110213, Тел. (321) 321-11-22; тел./факс (495) 321-01-02 ОКПО 02112332; ОГРН 1022000230321; ИНН/КПП 1103021120/338022002
01.09.2020 №123/01-1
Генеральному директору ООО «Холод»
Смирнову С. С.
Прохладная ул., 9
Москва, 123211
Уважаемый Сергей Сергеевич!
ООО «Фирма» закупало у вас кондиционеры модели LG P09EP в количестве 150 шт. в течение марта — июня 2020 г. Расчеты произведены полностью.
В связи с непредвиденными обстоятельствами (пожар в офисе) нами утрачены:
- Подлинник договора поставки №123 от 23.02.2020.
- Акты приема-передачи №123-1, №123-2, №123-3.
Прошу оказать содействие и подготовить нам дубликаты утраченных документов в течение 7 рабочих дней. Просим выдать их нашему сотруднику лично.
С уважением,
Заместитель директора ООО «Фирма» Р. Р. Разумов
Как оформить и кому отправить
В соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016 оптимальный алгоритм, как написать официальный запрос о предоставлении документов, выглядит следующим образом:
Шаг | Что следует указать и написать |
---|---|
1 | Укажите полное и краткое название компании в соответствии с тем, которое упоминается в уставных документах, или Ф. И. О. гражданина. |
2 | Коды и регистрационные номера компании по ОКПО, ОГРН, КПП, ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). |
3 |
Справочная информация:
|
4 | Дата и место составления, исходящий регистрационный номер, присваиваемый в соответствии с действующей в компании номенклатурой дел. |
5 | Информация об адресате: наименование предприятия, должность, фамилия и инициалы руководителя, почтовый адрес с указанием почтового индекса. |
6 | Заголовок. |
7 | Основной текст обращения, перечень запрашиваемой информации и документов. |
8 | Подпись руководителя предприятия и ее расшифровка или подпись физлица. |
9 | Информация об исполнителе документа с указанием его контактного телефона. |
10 | Отметка об отправке, получении ответа и отправке дела на хранение. |
11 | Идентификатор электронного варианта документа, место его хранения. |
Дополнительные рекомендации:
- оформляйте на бланке организации;
- используйте деловой язык и стиль;
- в обосновании ссылайтесь на нормы закона, правовые акты, договоры, организационно-правовые документы;
- укажите цель запроса или обоснуйте его (при необходимости);
- используйте существующие образцы деловой переписки.
Сроки ответа
Срок ответа госорганов на запросы регламентируется ФЗ-8 от 09.02.2009 (ред. 28.12.2017). Он составляет:
- 30 дней со дня регистрации;
- 45 дней, если для подготовки ответа требуется больше времени.
Необходимо уведомить обратившегося об увеличении срока (с указанием причины отсрочки) в течение 7 дней со дня регистрации запроса (ч. 6 ст. 18 ФЗ-8).
Если объем запрошенной информации превышает установленный правительством предел, то адресат в течение 7 дней со дня регистрации запроса направляет обратившемуся уведомление об объемах информации, ее стоимости и порядке оплаты. Если запрос находится вне компетенции адресата, он в течение 7 дней уведомляет об этом и называет орган, в который рекомендуется направить повторное обращение (ч. 7 ст. 18 ФЗ-8).
В иных случаях ответ следует дать в соответствии с:
- с договором;
- регламентом предоставления госуслуги;
- локальным нормативным актом конкретной организации.
Ответ должен быть дан в разумные сроки.
Дмитриева Наталья
Предприниматель, проектный менеджер, консультант профессионального и личностного роста
Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).
Все статьи автора
Вам может быть интересно:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях
Письмо-запрос, как это понятно уже из самого названия, является письменным обращением с просьбой предоставить ту или иную информацию.
Файлы в .DOC:Бланк письма-запросаОбразец письма-запроса
Обоснование запроса
Посредством письма-запроса может быть истребован любой вид информации, в том числе и документальной, при условии, что автор запроса имеет право на ее получение.
То есть помимо собственно просьбы письмо-запрос должно содержать в себе и ее обоснование, то есть указание на некое правомочие, дающее автору запроса право истребования информации.
В качестве обоснований может указываться:
- личная заинтересованность;
- наличие родственных связей с лицом, в отношении которого испрашивается информация;
- служебная необходимость и т.д.
Автор запроса может указывать любое обоснование. Другой вопрос, что эти обоснования будет оценивать получатель запроса, и если обоснования не покажутся ему убедительными, то в исполнении запроса наверняка будет отказано.
Поэтому, если предметом запроса является некая личная информация, не подлежащая оглашению, то к письму желательно приложить документальные подтверждения правомочий, например:
- копию свидетельства о браке;
- копию паспорта автора запроса;
- копию свидетельство о смерти;
- копию свидетельства о рождении;
- копию завещания;
- копию договора;
- выписку из ЕГРН о праве собственности;
- оформить запрос на официальном бланке предприятия и т.д.
Виды информации
Информация может быть двух видов – как письменное сообщение либо как документ. В письме-запросе следует указать, что именно желает получить автор.
Составление письма
Многие государственные органы используют для оформления запросов специальные формы, которые должны заполнить лица, желающие получить информацию. Как правило, в этих формах всегда указывается и список документов, которые должен приложить запрашивающий с целью подтверждения своего права на получения информации.
Если же предустановленного бланка не существует, запрос потребуется либо составить самостоятельно, либо воспользоваться одним из широко представленных в Интернете шаблонов писем-запросов.
В рамках данной статьи мы разработали и сделали доступным для скачивания типовой образец запроса, включающий в себя следующие разделы:
- наименование органа или коммерческой структуры, в который направляется запрос;
- ФИО или наименование автора запроса и его адрес;
- собственно просьбу о направлении информации;
- список приложений к запросу (на случай, если истребуется информация, не подлежащая публичному доступу);
- дату запроса и подпись автора.
Для использования шаблона его потребуется индивидуализировать, то есть включить в него конкретные обстоятельства.
О том, как составлять ответы на запросы о предоставлении информации, рассказано в нашем отдельном материале.
Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →
Оглавление:
- Структура письма
- Как писать?
- Образец письма-запроса о предоставлении документов
- Образец письма-запроса о предоставлении информации
- Образец письма-запроса о разъяснении
Письмо-запрос – это разновидность делового письма. Запрос отправляют партнёрам, контрагентам, государственным органам… Иногда без него можно и обойтись (например, устно попросив коллегу-предпринимателя сообщить какие-то сведения), но в целом пренебрегать такими посланиями не стоит. Хотя бы ради соблюдения установленного порядка.
Что можно запрашивать?
- Информацию (о характеристиках товара и его наличии, о способах доставки и сроках поставки, о причинах задержки отправления и т. д.).
- Документы или предметы (бумаги для заключения договора, образцы товара и т. д.).
Словом, если вы чего-то не знаете или не вполне понимаете, если вам нужны документы или прайс-листы – отправляйте письмо-запрос.
Структура письма
Пишутся такие послания по той же схеме, что и другие деловые письма:
- сперва указываются реквизиты получателя и отправителя;
- затем – дата составления и исходящий номер документа;
- заголовок, отражающий суть вопроса;
- обращение к получателю (как правило – по имени и отчеству, если только вы не пишете в официальные инстанции);
- суть вопроса;
- благожелательное изъявление надежды на сотрудничество;
- благодарность;
- должность, ФИО и подпись отправителя.
Поскольку письмо-запрос – официальный документ, писать его следует на фирменном бланке. Образец письма-запроса можно скачать здесь.
Как писать?
Начинать запрос лучше с краткого объяснения причин обращения. Просто потребовать сведения без указания причин (да ещё и в ультимативной форме, как делают некоторые) – дурной тон. Напишите буквально одну вводную фразу, например:
- «на основании наших предварительных договорённостей»;
- «в целях предотвращения возможных спорных вопросов»;
- «в соответствии с заключенным договором»;
- «для заключения договора».
Если понадобится, можно ссылаться на акты законодательства. Например, если закон требует, чтобы перед заключением договора вы ознакомились с какими-либо бумагами, в письме можно написать: «В соответствии со статьей Федерального закона от 24.07.2012 № 397-ФЗ…». Переходить к сути без предварительных объяснений вы можете только в тех случаях, когда причина запроса очевидна (например, если вы пишете по образцу письмо-запрос коммерческого предложения). А вот если повод для обращения нестандартный, следует описать ситуацию и изложить ваши мотивы подробно, чтобы у получателя не осталось вопросов.
В содержательной части нужно сформулировать (по возможности – лаконично) одно конкретное требование. Нежелательно в одном и том же послании просить и разъяснений по нескольким тематикам. Впрочем, это опционально – если вы будете составлять письмо по каждому маленькому вопросу (которых штук 5-10 в общей сложности), это приведёт только к излишнему формализму. Адресат тоже не очень обрадуется, подвергнувшись такой «бумажной» бомбардировке. Начинают содержательную часть со стандартных вводных конструкций:
- «просим сообщить о…»;
- «будем крайне признательны, если Вы…»;
- «просим выслать…».
Письмо-запрос всегда требует письма-ответа. Если вопрос срочный и не терпит отлагательств – тактично упомяните, что хотели бы получить ответ как можно быстрее. С этой целью можно использовать следующие фразы:
- «просим ответить по возможности скорее»;
- «настоятельно просим ответить в пятидневный срок»;
- «просим дать ответ в двухнедельный срок»;
- «с нетерпением ждём Вашего письма»;
- «прошу прислать документы при первой возможности по электронной почте».
В большинстве случаев послание-запрос получается очень коротким. Не нужно растекаться мыслью по древу и высказывать свои соображения по теме и не по теме.
Ниже представлены примеры самых распространённых запросов.
Образец письма-запроса о предоставлении документов
«Уважаемый Владимир Александрович!
Для заключения договора между ООО «Артемида» и АО «Шварценшпигель» прошу предоставить следующий перечень документов:
- устав организации;
- свидетельства ОГРН и ИНН;
- свидетельство о государственной регистрации фирмы (полученное в ИФНС в установленном законом порядке);
- приказ о назначении на должность генерального директора.
Прошу отправить как оригиналы документов (почтой России либо курьерской службой), так и их копии (электронной почтой на general@site.com)».
Образец письма-запроса о предоставлении информации
«Уважаемый Пётр Владимирович!
Прошу Вас проинформировать меня о возможности поставки корабельных двигателей Е-100 (код по каталогу СРК-1738-8476) в количестве 10 штук в срок до 10 декабря 2015 года, а также сообщить об условиях доставки и платежа. Заранее благодарю за быстрый ответ!».
Образец письма-запроса о разъяснении
«Уважаемый Александр Петрович!
В целях предотвращения возможных спорных моментов прошу Вас максимально подробно описать процедуру доставки макак-резусов с территории Северного Вьетнама. Какие транспортные средства используются на каждом этапе, есть ли опасность для жизни и здоровья особей, на какой максимальный срок я должен рассчитывать? С нетерпением жду Вашего ответа».
Составляйте письмо по приведённым образцам и не забывайте о вежливости и деловой этике. В запросе не должно быть угрожающих фраз, ультиматумов и обещаний отправиться с жалобой в официальные инстанции, если не будет ответа. Максимально корректно излагайте свою просьбу, даже если получатель явно не хочет её исполнять. А если ответ так и не придёт (либо если вам отправят официальный отказ в предоставлении данных), придётся прибегать к более серьёзным мерам – например, к написанию письма-предупреждения.