Как правильно написать план к изложению

На чтение 6 мин Просмотров 76.1к. Опубликовано 05.12.2017

Содержание

  1. Что такое изложение?
  2. Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?
  3. Какие существуют виды изложения?
  4. Как правильно писать изложение?
  5. Порядок написания изложения:
  6. 4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:

Главная задача школ, интернатов и других образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы. Как правило, дети начинают писать изложения в младшей школе, во 2, иногда в 3-4 классе. Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.

Очень важно, чтобы ребенок осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно. Данная статья содержит всю необходимую информацию, и поможет вам ответить на вопрос: что такое изложение и как его писать?

Что такое изложение?

Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.

Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию. Происходит изложение так: учитель 2 раза зачитывает текст (в начальной школе 3 раза), ученик внимательно слушает, делает пометки, старается запомнить. Первый раз учитель читает медленно, ставит паузы в важных местах. Во второй раз читает уже быстрее. Когда учитель заканчивает читать, ученик должен максимально похоже, сохраняя логический порядок и стилистику, написать то, что он только что услышал.

Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.

Важно! Объясните ребенку различие между сочинением и изложением. Излагаем мы информацию, которую услышали, увидели, запомнили. Она не является продуктом производства нашего личного сознания. Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.

Какие существуют виды изложения?

  • Подробное. Направлено на тренировку памяти, так как нужно запомнить большой объем информации, а затем изложить его как можно более точно. В старшей школе задача усложняется, уровень точности передачи становится высоким. Нужно делать пересказ, сохраняя языковые особенности автора.
  • Сжатое. Тренирует умение анализировать текст, выделять ключевые моменты, учит создавать конспекты.
  • Повествовательное. Наиболее простой тип, когда от ученика требуется запомнить правильную последовательность текста, а потом ее воссоздать.
  • Описательное. Текст содержит описание человека, животного или явления. Задача ученика – как можно точнее запомнить это описание, а затем пересказать его. Нередко требует от ученика применение фантазии, знание эпитетов.
  • Рассуждение. Более сложный вид сочинения, появляется ближе к старшей школе. Содержит элементы сочинения, и требует не только пересказа, но также собственной логичной аргументации.

Как правильно писать изложение?

Теперь, когда мы разобрались, что же такое изложение, пора понять, как правильно его писать. Несмотря на то, что у многих детей возникают сложности с их написанием, задача это не слишком сложная, самое главное – практика и правильный порядок действий. Объясните ребенку, что ему не нужно волноваться или бояться, что он не справится с задачей. Если он будет спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, он обязательно получится желанную «5» и похвалу от учителя.

Порядок написания изложения:

  1. Обязательно взять черновик, и делать в нем пометки, пока учитель первый раз читает текст.
  2. Пауза между чтениями дается на то, чтобы осмыслить услышанное. Нужно дописать все, что удалось запомнить. Все услышанное запомнить скорее всего не удалось, но это не беда. Нужно оставить пропуски, и заполнить их во второе прочтение.
  3. Во время второго прочтения нужно сосредоточиться на специфических терминах, необычных словах, именах, датах и интересных фразах. Их фиксация на бумаге далее поможет вспомнить детали текста, а еще их нужно в точном виде употребить непосредственно в изложении.
  4. Во время паузы между вторым и третьим прочтением (если оно будет) нужно составить план будущего текста, он поможет воссоздать правильную последовательность изложения, и понять, что было упущено при прослушиваниях. Лучше начать составление прямо сейчас, пока информация свежа в голове.
  5. Учитель закончил читать, пора приступать к изложению. Во время написания обязательно нужно придерживаться составленного плана. Если время позволяет, лучше начать записывать текст на черновике, чтобы потом легко его исправить.
  6. Текст готов, теперь нужно его вычитать. Самое главное – проследить, чтобы все предложения были взаимосвязанными и законченными. Обратите внимание на часто повторяющиеся слова, их лучше заменять на подходящие по смыслу синонимы.
  7. Перечитать текст в последний раз, и если ошибок, недочетов нет – пора переписывать на чистовик.

4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:

  1. Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
  2. Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
  3. Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
  4. Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10-15 минут в день. Подробнее о развитии памяти вы можете узнать в соответствующем курсе на сайте BrainApps. У нас вы также найдете игры, которые превратят тренировку памяти в интересное и полезное развлечение.

Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости. Желаем успехов в учебе, получайте с BrainApps только пятерки!

Школьники (особенно те, кому вскоре предстоит сдача таких важных экзаменов, как ОГЭ и ЕГЭ) не понаслышке знают, что такое изложение. По некоторым причинам эта письменная работа часто вселяет в детей неподдельный страх: им тяжело запоминать и излагать мысли другого человека. Поэтому очень важно учить ребенка писать изложения с самой начальной школы и давать ему достаточно практики в этом не самом простом виде письменной работы.

Что такое изложение

В целом, изложение представляет собой особый вид письменной (реже устной) работы, при которой ученику предстоит воспроизвести по памяти услышанный текст, часто в подробностях и с сохранением авторского стиля.

Что такое изложение

Главное в данной работе – верно запомнить и передать содержание услышанного произведения.

Какие задачи стоят перед учеником

В процессе написания подобных работ человек формирует множество важных навыков не только с точки зрения уроков по русскому языку или литературе, но и в целом для своего успешного развития как личности. 

Ученики пишут изложение

В частности, ребенок учится:

  • воспринимать информацию и концентрироваться на ней;

  • писать логически стройные и последовательные тексты;

  • анализировать информацию;

  • выделять основные мысли рассказов;

  • воспринимать и соблюдать те или иные особенности стиля речи;

  • запоминать большие объемы информации.

Поэтому во время работы над изложением важно, чтобы ребенок был сконцентрирован на внимательном прослушивании произведения и мог беспрепятственно воспринимать ключевые мысли.

Виды изложения

Изложения бывают нескольких видов. Но прежде, чем перейти к этому вопросу, важно обозначить, какие существуют типы текстов вообще.

Виды изложений

Повествование

Этот вид текста представляет собой последовательный пересказ каких-либо событий. Грубо говоря, повествование является рассказом, в котором присутствует сюжет и события логически следуют одно за другим. 

С точки зрения построения, этот тип текста является самым простым, и именно их учителя берут в качестве первого опыта написания как изложений, так и сочинений.

Описание

В этих текстах упор автора идет на то, чтобы дать словесный портрет какого-либо человека, описать пейзаж, явление и тому подобное. В развитии детей изложения-описания являются следующим после повествования шагом. 

Если в случае с повествованием не составляет особого труда по памяти воспроизвести ход событий, то у описаний структура несколько свободнее. Кроме того, тексты-описания насыщены различными эпитетами, что затрудняет запоминание.

Рассуждение

Самый непростой вид текстов, в том числе для изложений. Здесь важно обратить внимание, как автор выдвигает суждение и, подкрепляя свое мнение примерами, доказывает его и делает вывод. Этим рассуждение сильно отличается от других типов текста. 

Изложение-рассуждение

Сложность составляет определение учащимся главной мысли автора. Кроме того, в текстах-рассуждениях очень много риторических размышлений, различных умозаключений, сравнений. Такие тексты пишут ученики старших классов.

Итак, по форме текста изложения можно поделить на изложения-повествования, изложения-описания и изложения-рассуждения. При этом редко текст представляет собой чистую форму того или иного типа. Обычно это синтез двух, а то и сразу трех форм, например, повествование с элементами описания и рассуждения.

По размеру конечного результата изложения также делят на следующие виды:

  • подробное – то есть максимально приближенное к исходному тексту с сохранением характерного стиля автора;

  • краткое – здесь задачей учащегося является передача только главного смысла рассказа;

  • выборочное – изложение только заданного учителем фрагмента.

Основные правила написания изложений

Памятка как писать изложение

При написании изложений следует опираться на следующий алгоритм действий:

  1. Определить тип текста – повествование, описание, рассуждение.

  2. Определить стиль текста – деловой, научный, публицистический, художественный.

  3. Выявить особенности авторского стиля, будь то сложные предложения, инверсивный порядок слов в предложениях или обилие риторических конструкций.

  4. Выявить главную мысль текста.

  5. Определить второстепенные мысли и фрагменты текста.

  6. Грамотно составить план изложения.

Как составить план изложения

Для того, чтобы написать план изложения, при первом прослушивании текста необходимо мысленно разбить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение.

Основную часть, как правило, можно разбить еще на два и более пунктов.

План изложения

Пример плана изложения

Каждый получившийся смысловой пункт плана следует озаглавить. Делать это лучше при помощи тезисов, а не кратких заголовков – так учащийся значительно повысит вероятность в подробностях вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.

Как только план составлен, текст воспроизводится во второй раз. Здесь ученику важно выделить главные мысли каждого из пунктов и законспектировать смысловые куски: слова и фразы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия данного фрагмента.

Как писать сжатое изложение

При написании сжатого изложения ученику предстоит передать смысл текста и сжать его объем примерно на одну треть. В данной работе ценится умение ребенка вычленить из рассказа главную мысль и донести ее, не меняя местами фрагменты и сохраняя авторский стиль.

Как написать сжатое изложение

Следующая памятка поможет ребенку овладеть техникой написания кратких изложений:

  1. Определить главную мысль в тексте, отбросить второстепенное.

  2. Вычленить микротемы (абзацы или смысловые фрагменты) и составить план.

  3. Избавиться от малозначительных деталей: лирических отступлений, риторических конструкций.

  4. Обобщить материал: некоторые эпизоды текста можно передать одним предложением.

  5. Упростить языковые конструкции: заменить сложные предложения простыми, убрать однородные члены и синонимичные конструкции, повторы, прямую речь.

Ни в коем случае нельзя менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными и менять авторский стиль. Это может существенно отразиться на итоговой оценке за изложение.

Как научиться быстро писать изложение по аудиозаписи

Этот вопрос особенно актуален для учащихся девятых и одиннадцатых классов, которым предстоит сдача государственных экзаменов. Основная сложность написания изложений по аудио заключается в том, что запись невозможно «попросить» повторить фрагмент или читать медленнее, и ученику приходится подстраиваться под обычно неторопливый, но все-таки достаточно бодрый темп диктора.

Школьник внимательно слушает

Для того, чтобы научить ребенка писать изложение по аудиозаписи, необходимо предоставить ему очень много практики. Здесь придется проявить настойчивость – из-за большого количества требований дети не любят этот вид работы.

Писать изложения можно не только с помощью специально озвученных квалифицированными педагогами текстов для тренировки перед экзаменами, но и прослушивая, например, подкасты, новости или аудиокниги.

Во время прослушивания аудиозаписи очень важно писать конспект. При этом ученику нужно не бояться делать большие отступы между тезисами: при втором прослушивании в них будет удобно вписывать дополнительную, пропущенную при первом прослушивании, информацию.

Как написать изложение на 5: советы и рекомендации специалистов

Итак, наступил момент проверочной работы, и ребенок уже сидит за столом и готовится слушать текст. Важным этапом работы является подготовка к ней – ученику нужно сделать глубокий вдох (или дыхательную гимнастику, если ситуация и время позволяют), взять удобную и хорошо пишущую ручку, приготовить несколько листов чистой бумаги. Все это поможет сосредоточиться на тексте.

Памятка работы с изложением

Во время прослушивания ученик должен с использованием сокращений записывать тезисы, делая большие отступы между записями. При первом прослушивании важно понять главные мысли и значимые слова в тексте, а также определить тип и стиль излагаемого текста.

Между первым и вторым прослушиванием учащийся должен составить план изложения.

При втором прослушивании ученик дополняет тезисы и план добавочной и второстепенной информацией, уточняет, правильно ли он понял главную мысль и не упустил ли он какие-либо важные для понимания и передачи авторского стиля слова и фразы.

Как только ученик напишет черновой вариант работы, нужно проверить текст на логичность и последовательность, убедиться, что главная мысль текста полностью раскрыта, и текст написан согласно составленному ранее плану, сохранен стиль автора и отсутствуют орфографические ошибки.

После исправления возможных ошибок изложение нужно переписать в тетрадь.

Соблюдение этих простых правил поможет ребенку написать изложение максимально близко к исходному тексту и сохранить все важные детали и нюансы. Важно обеспечить себя исправными письменными принадлежностями, не отвлекаться на посторонние мысли и внешние раздражители в классе.

В случае, если у ребенка есть сложности с написанием изложений, ему нужно уделить внимание развитию концентрации через различные письменные упражнения и тренажеры памяти. 

Целенаправленная подготовка в данном случае поможет и придаст уверенности. Например, дать ему написать свободное сочинение для развития логики повествования или попросить его выучить какой-нибудь текст для развития запоминания.

>

Как составлять план к изложению

Изложение, в отличие от сочинения, не требует от ученика полета фантазии и знаний литературных произведений, но это не означает, что писать изложение проще. Изложение – это пересказ текста своими словами, с сохранением общей стилистики, структуры и основных мыслей автора. Чтобы структурировать информацию в голове и все запомнить правильно, необходимо составлять план предстоящего изложения.

Как составлять план к изложению

Инструкция

Запоминайте на слух. Первый раз прослушайте изложение, не записывая ничего, и просто старайтесь запомнить как можно больше. Если текст совершенно незнакомый (а именно такие тексты, как правило, предлагаются для изложений), лучше всего внимательно с ним ознакомиться, не отвлекаясь ни на что. Во время паузы, которую делает учитель после прочтения, напишите на бумаге основные моменты, которые вам запомнились.

Когда слушаете текст изложения во второй раз, делайте записи более подробно. Как правило, именно во время второго прослушивания происходит узнавание текста и запоминается все то, что ускользнуло из памяти в первый раз. Опять же, не стоит строчить за учителем под диктовку, стараясь уловить каждое слово и знак препинания. Ваша задача – поймать структуру текста и передать ее, сохраняя индивидуальный авторский стиль изложения. Точное копирование исходного текста не вызовет у преподавателей ничего кроме сомнения в вашей честности. Разбейте текст на абзацы, стараясь разделить их по смыслу и дать каждому название. Составляя собственный опорный план, можете записывать отрывки предложений, которые запомнились, или даже отдельные фразы, чтобы ярче отобразить в памяти каждый абзац.

Итоговый план изложения не должен быть слишком подробным, но и из двух слов, одно из которых – название текста, тоже составлять его не нужно. Добейтесь того, чтобы каждая часть вашего плана отражала и видеть, что вы умеете работать с полученной информацией.

Обратите внимание

Никогда не следует писать в плане отрывки фраз из текста или части диалогов. Лучше всего дайте абзацам названия, отражающие их общий смысл, и составьте план из них.

Полезный совет

План можно составить и в самом конце работы, когда весь текст уже будет написан. Чернового варианта набросков и плана, который вы составляли только для себя, для пересказа может быть вполне достаточно, а вот красивый структурный план иногда бывает проще сделать уже после того, как работа закончена.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Как устроено изложение в ОГЭ по русскому языку 2022? Что важно знать об успешном выполнении этого задания? Как оценивается изложение и как к нему подготовиться? Разбираемся в статье.

изложение огэ русский

Как написать сжатое изложение по русскому языку ОГЭ 2022 в 9 классе?

Как происходит написание изложения в ОГЭ по русскому?

Экзамен по русскому языку состоит всего из девяти заданий, первое из которых — изложение. Ученики приходят в пункт проведения экзамена, рассаживаются по своим местам, ровно в 10:00 слушают инструктаж, заполняют бланки, после чего приступают к изложению.

Организатор включает запись, школьники работают в черновиках. Текст изложения они услышат дважды.

За это время ученик должен успеть записать как можно больше важной информации и не упустить ни одну из трёх микротем.

После завершения записи ученики продолжают работать над текстами: дополнять пропуски, дописывать мысли, делать текст связным и логичным. Далее они переписывают текст сжатого изложения в чистовик и приступают к заданиям с кратким ответом.

Понимать, как устроены задания в ОГЭ по русскому очень важно. Все потому, что этот экзамен требует определенного формата решения и выполнения, и знакомство с ним — залог успешной сдачи. На наших курсах подготовки к ОГЭ мы разбираем с учениками особенности каждого задания ОГЭ и критерии их оценивания. Мы также объясняем школьникам, как лучше всего справляться с самыми сложными вопросами и не попадаться в ловушки экзаменаторов. Записывайтесь, если хотите получить высокий балл на ОГЭ!

Как оценивают изложение

Первый критерий — ИК1 — содержание изложения. Если экзаменуемый не упустил ни одной микротемы и не добавил ничего лишнего от себя, то получает 2 балла.

Далее оцениваются приёмы сжатия исходного текста — ИК2 —. В каждой микротеме (всего их три) должен быть применён хотя бы один приём сжатия, о которых мы расскажем чуть позже. За каждый сжатый абзац ученик получает по одному баллу, итого — 3!

Последний критерий — ИК3 — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложений оценивает логику и абзацное членение. Три абзаца, всё логично, стройно, понятно? Ещё два балла в копилочку!

Итого за изложение можно получить целых 7 баллов! Достаточно много за такую несложную работу. 

Не забывайте, что отдельно по десятибалльной шкале будет оценена грамотность изложения и сочинения в совокупности!

Как написать? 8 этапов работы над изложением в ОГЭ по русскому

1. Первое прослушивание

Сразу положите перед собой два черновика и две ручки (запасную на тот случай, если первая ручка перестанет писать).

Во время первого прослушивания очень важно успеть написать как можно больше информации за диктором. Оставляйте большие пробелы между строчками, чтобы потом можно было легко дописать недостающие части.

Заранее разработайте и продумайте систему сокращений слов, которые часто встречаются в изложениях (человек — Ч, любовь — быстро нарисовать сердечко и так далее). Старайтесь выписывать важные слова, которые имеют смысл и передадут содержание текста. Обычно ученикам интуитивно хочется выписывать короткие слова (у, в, под, на, об…), но по таким записям будет сложно восстановить смысл текста.

2. Пауза

Между прослушиваниями будет небольшая пауза. Пока не началась повторная запись, постарайтесь дополнить пропуски, дописать сокращения. Особое внимание обращайте на первое и последнее предложение абзаца — их нужно написать максимально приближенно к оригиналу. 

Внимательно посмотрите на границы микротем: правильно ли вы выделили абзацы. Во время второго прослушивания обратите внимание на паузы между частями — они должны быть более долгими там, где вы начинаете писать с красной строки.

3. Второе прослушивание

Стараемся максимально заполнить все пропуски и пробелы. Помните: сокращать проще, чем дополнить. Лучше записать больше, так как больше прослушиваний не будет: вы будете работать с тем, что успели написать.

4. Корректировка черновика

Когда закончилось второе прослушивание, сразу же заполняйте оставшиеся пропуски, пока не забыли услышанное. Убедитесь, что все слова, записанные на скорую руку, вам понятны. 

Постарайтесь воспроизвести первое и последнее предложение каждой микротемы. Убедитесь, что у вас три микротемы — каждая из них должна начинать какую-то новую мысль.

5. Сжатие текста: сократите написанное

Теперь пришло время применить приёмы сжатия текста, чтобы получить наши заветные три балла! 

Существует три классических приёма сжатия текста, которые никогда не подводят:

  • исключение;
  • упрощение;
  • обобщение.

Разберем каждый подробнее.

1. Исключение. Первый приём — наш верный друг — разрешает нам исключить (то есть просто вычеркнуть) всё ненужное: синонимы, однородные члены, обороты, вводные слова, лишние подробности. Если вы видите, что без этой информации смысл микротемы сильно не меняется — вычёркивайте смело. Но не переборщите: ваше изложение должно содержать не менее 70 слов!

Пример:
Безусловно, все мы знаем, что такое материнская любовь: это забота, ласка, внимание. Берегите своих драгоценных мам!

После исключения:
Все мы знаем, что такое материнская любовь. Берегите своих мам!

2. Упрощение. Возможность сделать сложные предложения и конструкции более простыми.

Пример:
Нужно смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу, потому что автомобилисты не всегда внимательны: они могут не успеть затормозить.

После упрощения:
Нужно смотреть по сторонам, переходя дорогу. Автомобилисты не всегда внимательны и могут не успеть затормозить.

3. Обобщение. Разрешает заменять однородные члены обобщающим словом или же заменить подробный фрагмент более коротким синонимичным.

Пример:
Я, мама, папа, бабушка, дедушка, брат и его жена собрались за столом. Мы общались, пили, ели, смеялись и смотрели телевизор. Нам очень понравился вечер!

После обобщения:
Вся семья собралась за столом. Нам очень понравился вечер: мы прекрасно провели время!

6. Работа над композицией изложения в ОГЭ по русскому

Проработали все три микротемы? Убедитесь, что текст складно читается целиком, нет логических провалов, несостыковок, скачков. Добавьте переходы при помощи союзов и вводных слов, где это необходимо. 

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию

Если предложение кажется вам “корявым” — вам не кажется! Переформулируйте его, напишите мысль по-другому, чтобы вы были уверены в корректности. Вычистите повторы: если в одном или соседних предложениях повторяется одно и то же слово, замените его местоимением или синонимом.

Затем проверьте постановку знаков препинания (особенно в сложных предложениях)!

Сомневаетесь? Выделите грамматическую основу и начертите схему. 

Помните, что для проверки правописания вы можете использовать орфографический словарь на экзамене. Не знаете, как пишется слово, а словарь не помог? Подберите синоним!

8. С черновика на бланк

Очень внимательно и аккуратно переписываем наш текст на бланк ответов номер 2. Помните, что бланк можно заполнять только с лицевой стороны — обратную сторону не проверяют!

Большое количество ошибок по невнимательности (в орфографии, пунктуации, абзацном членении и так далее) происходит именно на этом этапе. Поэтому не поленитесь в самом конце, когда уже будет написан весь экзамен, включая сочинение, вернуться к листу с изложением и перечитать свою работу.

Как готовиться к изложению

Как и всегда, лучший друг успеха на экзамене — практика. В открытом банке заданий ОГЭ на сайте ФИПИ выложены тексты изложений, который можно запустить и попробовать самостоятельно написать работу. 

Однако в заданиях с развёрнутым ответом главное — проверка. Если у вас нет возможности обратиться к учителю с просьбой проверить вашу работу, записывайтесь на курс подготовки ОГЭ по русскому, который включает в себя как написание изложения, так и проверку преподавателем в соответствиями с критериями от ФИПИ. На нашем курсе вы также основательно подготовитесь ко всем остальным заданиям ОГЭ: мы тщательно анализируем экзамены и разбираем с учениками все лайфхаки и ловушки.

Изложение – краткий или развернутый пересказ прочитанного или прослушанного произведения в письменном, реже устном виде. При этом необходимо определить и раскрыть основную тему, идею и проблематику изученного текста. 

Изложение

Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию.

Содержание

  1. Зачем писать изложение?
  2. Как определить тему и идею?
  3. Основные виды изложения
  4. Самостоятельная подготовка
  5. Как составить план изложения
  6. Как написать изложение кратко и правильно
  7. Алгоритм работы над изложением
  8. Правила сокращения изложения
  9. Основные принципы написания изложения
  10. Разбор задания
  11. Критерии оценивания работы
  12. Частые ошибки при написании изложения
  13. Как избежать типичных ошибок
  14. Советы, которые помогут получить за изложение «5»

Зачем писать изложение?

Главная задача образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы.

Написание изложения — неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку, начиная с начальных классов и до выпускных экзаменов.  Очень важно, чтобы учащийся осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно.

Это творческое задание поможет школьнику в будущем писать доклады, курсовые, выступать перед публикой, так как научит:

  • запоминать большой объем информации;
  • анализировать;
  • выделять важное и второстепенное;
  • грамотно формулировать и излагать свои мысли и рассуждения на разные темы;
  • определять тему, основную мысль и тип текста (описание, рассуждение, повествование);
  • выстраивать логику повествования (завязку, кульминацию, развязку);
  • соблюдать особенности стиля речи, понимать авторскую позицию (замысел);

и т.д.

Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Как определить тему и идею?

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение:

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.

Согласно правилам написания изложения, ученик должен передать основную мысль, тему, микротемы текста.

Тема — это то, о чем или о ком текст: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.п.

Основная мысль или идея — это то, что хочет сказать автор текста по данной теме.

Общая тема делится на ряд микротем.

Микротема — это главная мысль фрагмента текста (как правило абзаца), которая раскрывает общую тему.

Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.

Основные виды изложения

В зависимости от формы текста можно выделить следующие виды изложений:

  • Изложение-повествование — работа с текстом, в которой важно передать точную последовательность действий и событий во времени, опираясь на факты и сюжетную линию.
  • Изложение-описание — пересказ художественного описания природы, людей, предметов, явлений. Отлично тренирует память, так как необходимо уделить внимание деталям.
  • Изложение-рассуждение — это более сложное задание, в рамках которого ученик должен дополнить факты из текста собственными размышлениями, аргументами, выразить согласие или несогласие с позицией автора.
  • Комбинированное — сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложение фактов, описание деталей, собственные мысли и рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3‑го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

По способу передачи содержания текста изложение бывает:

  • Подробное — развернутый и последовательный пересказ, максимально приближенный к исходному тексту. Предполагает сохранение языковых особенностей автора: характерных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.
  • Сжатое — краткий пересказ без детальных подробностей. Необходимо сохранить самое важное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идею автора.
  • Выборочное — особый вид, в котором нужно передать лишь часть текста, определенный фрагмент, информацию о каком-то персонаже, явлении, событии.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Самостоятельная подготовка

Упражнения на готовом тексте проводятся в четырех вариантах:

  • аналитическом (самостоятельное выявление основной задумки автора, составление содержания и его четкое воспроизведение),
  • синтетический (дополняется разработкой собственного заголовка, дополнения и развития главной темы подходящими микротемами),
  • конструктивный (редактирование или сжатие исходного материала),
  • творческий (написание изложения с элементами сочинения).

Чтобы сформировать навык написания используется несколько этапов:

  • Объяснение учебной задачи, формирующей мотивацию к выполнению контрольной.
  • Слово об авторе. Для восприятия литературного произведения важно быть знакомым с личностью писателя. Судьба, моральные принципы и мировоззрение литератора играют ключевую роль в понимании написанного им текста.
  • Установка на восприятие. Концентрация на задаче сначала внимательно прослушать отрывок, понять и составить мысленный план.
  • Первичное прослушивание. Фрагмент может зачитывать учитель, экзаменатор, автор или производится прослушивание подготовленной аудиозаписи.
  • Составление заголовка и плана.
  • Повторное чтение через 2–3 минуты.

Эти же этапы используются для самостоятельной домашней подготовки, во время которой школьники тренируются написанию услышанного текста. Фрагмент может воспроизводиться в аудиоформате (например, отрывок из аудиокниги) или зачитываться родителями или друзьями. После написания текста делается самопроверка и саморедактирование.

Как составить план изложения

Составление плана — важный этап работы над изложением.  Для того чтобы написать грамотный план, при первом прослушивании необходимо мысленно разделить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение.

Данная схема поможет систематизировать мысли, вычленить и запомнить главную информацию, правильно выстроить события. 

Изложение

Основную часть, как правило, можно разбить еще на два и более пунктов. Каждый получившийся смысловой пункт плана следует озаглавить. Делать это лучше при помощи тезисов, а не кратких заголовков – так учащийся значительно повысит вероятность в подробностях вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.

Как только план составлен, текст воспроизводится во второй раз. Здесь ученику важно выделить главные мысли каждого из пунктов и законспектировать смысловые куски: слова и фразы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия данного фрагмента.

При написании сжатого изложения ученику предстоит передать смысл текста и сжать его объем примерно на одну треть.

Как написать изложение кратко и правильно

В первой части ОГЭ по русскому языку необходимо написать краткое изложение объемом не менее 70 слов.

Экзамен проходит по следующей схеме:

  • Ученики 2 раза слушают аудиозапись, на которой актер читает небольшой текст из 3 абзацев.
  • После второго прослушивания ученики начинают выполнять задание.
  • Необходимо правильно определить 3 микротемы, то есть основные мысли 3 абзацев, дать им краткое, но емкое описание, сократив исходный текст примерно на 1/3.

Предложения должны быть короткими, точными и грамотными. При этом важно передать главную идею автора, сохранить логическую структуру текста и последовательность событий.

Такие требования должен выполнить экзаменуемый при написании сжатого изложения: Ученик должен выделить микротемы, главную информацию (ключевые слова) и убрать второстепенную.

Главная информация — это ключевые слова, влияющие на понимание авторского замысла исходного текста.

Второстепенная информация — повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации текста.

Ни в коем случае нельзя искажать смысл текста, авторский стиль, менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными.

Алгоритм работы над изложением

  1. Первое прослушивание:
  • определите тему текста и выделите его основную мысль (идею), отбросив все второстепенные, несущественные для понимания авторского замысла. Без понимания темы и основной мысли невозможно написать изложение;
  • определите тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • выявите особенности авторского стиля: наличие прямой речи, цитат, риторических вопросов, сложных предложений, инверсионный порядок слов;
  • составьте грамотный план. С помощью ключевых слов выделите смысловые фрагменты (микротемы). Напишите по одному предложению в каждой из трех частей. Эти предложения должны содержать основную мысль, на которую будете опираться при пересказе;
  • перескажите про себя то, что запомнили.
  1. Второе прослушивание:
  • теперь можно записать ключевые (важные) слова и выражения в соответствующие смысловые части;
  • допишите фразы, попытайтесь пересказать. Зачеркните те, которые не получилось логично завершить;
  • выберите приемы сокращения текста и используйте их для каждой части изложения, сохраняя главную мысль и все микротемы. В идеале — 3 способа на все изложение;
  • проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла;
  • посчитайте количество слов, их должно быть не менее 70, но экзаменаторы рекомендуют 90;
  • проверьте изложение на наличие грамматических, речевых, фактических, логических, орфографических и пунктуационных ошибок;
  • перепишите на чистовик, четко выделяя отступами начало каждого из трех абзацев.

Чтобы найти максимальное количество ошибок перед этим стоит на пару минут закрыть работу и переключить внимание.

Правила сокращения изложения

Для получения отличной оценки за сжатое изложение требуется освоение приемов сжатия текста.

  1. Исключение – вычеркивание слов, фраз и предложений, не влияющих на общий смысл сказанного. Можно смело убирать вводные конструкции, длинные перечисления однородных прилагательных или существительных, повторы, похожие примеры, эмоциональных высказывания, риторические вопросы, пространные рассуждения я автора, ненужные пояснения и описания. Для исключения сначала выделяются главные слова, потом удаляются второстепенные и вставляются художественные средства для связи оставшихся частей предложения.
  2. Обобщение – соединение разобщенных фактов, мыслей и предложений, связанных одной идеей. Для использования приема из текста вычленяются взаимосвязанные гипотезы и аргументы, которые собираются в одну или несколько ключевых фраз. Для успешного выполнения важно правильно и логично сформулировать итоговый абзац или высказывание.
  3. Замена – использование аналогий и синонимов. Заменить можно однородные члены (вставить один общий термин), сложное предложение (сократить до простого с одним или двумя литературными оборотами), прямую речь (заменить описательной косвенной), повторяющиеся существительные (применить местоимения).

Использование нескольких приемов сжатия добавляет баллы к итоговой оценке. Для получения «отлично» сокращения должны соответствовать типу речи: в описании нельзя сокращать признаки или характеристики, в рассказе – сюжетные линии или персонажей, в рассуждении – факты или теории.

Основные принципы написания изложения

Главное — передать основную мысль текста, а не дублировать его полностью. Сосредоточьтесь на запоминании и передаче основной мысли, не рассеивайте внимание на весь текст, на точные авторские формулировки. Пишите своими словами, но в рамках авторского стиля.

Конспектируйте, чтобы не упустить важные детали. Используйте короткие предложения, а не длинные. Так проще донести мысль, и не допустить ошибки. Уделяйте внимание словам и повторам, заменяя их на синонимы, то есть избегайте тавтологии.

Следите за грамотностью, она влияет на вашу оценку, поэтому тщательно проверяйте работу перед сдачей.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

Исходный текст:

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем, почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Изложение:

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки.

Текст изложения:

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего. Это теплота, от которой сердце приходит в ответное движение. Человек, испытавший доброту, не может не ответить своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе лучшее. Забывается «я», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для ненависти не остаётся места в душе.

Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Критерии оценивания работы

Изложение может быть сжатым или подробным, но обязательно его соответствие требованиям объемности: краткая переработка от 40 слов и больше, творческая часть в виде сочинения от 70 слов для упражнений под литерой «К» в основной части, и 200–280 слов для вопросов с маркировкой «А» или «С» в отдельном блоке.

Полное изложение по объему не ограничивается и зависит от количества символов в исходном фрагменте.

Оценивающий считает все слова, включая служебные. С этого начинается проверка задания и если в основном блоке менее 30 слов, а в авторской части меньше 50, то все упражнение оценивается в 0 баллов и дальнейший разбор по содержанию и грамотности не требуется.

Экзаменаторы оценивают на ОГЭ содержание изложения по следующим критериям:

  • адекватное отражение микротем;
  • сжатие исходного текста;
  • смысловая цельность;
  • речевая связность трех частей;
  • последовательность событий;
  • грамотность — наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, фактических ошибок.

В оценку содержания входят умения:

  • передать основную мысль текста;
  • сохранить все микротемы;
  • делить текст на абзацы.

‍А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Частые ошибки при написании изложения

Школьники часто допускают следующие ошибки:

  1. Грамматические — ошибки в структуре слова:
  • неправильное образование формы слова;
  • неверное построение словосочетания или предложения;
  • нарушение связи между главными членами предложения;
  • смешение косвенной и прямой речи;

и т.д.

Пример:

«без комментарий» вместо «без комментариев», «согласно с указом» вместо «согласно указу».

  1. Речевые (в том числе стилистические) — ошибки в употреблении слова:
  • неправильное или неточное употребление слова, в том числе омонимов, синонимов, что делает речь неточной и непонятной;
  • нарушение порядка слов в предложении;
  • неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов;
  • неправильное определение границ предложения;
  • искажение микротемы вследствие неверного толкования отдельного слова или словосочетания.

Пример:

Они потеряли на войне двух единственных сыновей; «дипломат конкурса» вместо «дипломант».

  1. Логические — нарушение структуры и смысла текста, причинно-следственной связи:
  • отсутствие необходимых частей высказывания и связи между ними;
  • неоправданный повтор высказанной ранее мысли;
  • неумение делить текст на части;
  • нарушение последовательности высказывания;
  • неправильное абзацное членение;
  • пропуск или раздробление микротемы другой микротемой;
  • неправильная аргументация, пропуск звена в объяснении (логический скачок).

Пример:

Есть много произведений о любви в русской литературе. Следует написать: в русской литературе есть много произведений о любви.

  1. Фактические — искажение содержания текста:
  • пропуск важной информации;
  • несоответствие фактов действительности, неправильное их толкование;
  • повторное возвращение к одному и тому же факту;
  • неточность в цитате, имени, фамилии литературного героя.

Пример:

Роман Л. Н. Толстого «Обломов». Неверно указан автор произведения.

  1. Орфографические — неправильное написание слов:
  • в корнях, приставках, окончаниях;
  • нарушения в переносе слов, расстановке дефисов;
  • неверное слитное или раздельное написание.

Пример:

«Как нибудь» вместо «как-нибудь», «матириал» вместо «материал».

  1. Пунктуационные — неправильный выбор знаков препинания:
  • отсутствие в нужном месте или наличие там, где они не нужны;
  • неверное оформление прямой речи;
  • невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.

Пример:

Девушка зашла в комнату, и позвонила другу. Запятая перед «и» не нужна, так как союз соединяет однородные члены предложения.

Как избежать типичных ошибок

Чтобы избежать ошибок в изложении:

  • следуйте плану, в изложении должно быть столько же абзацев, сколько и в плане;
  • избегайте частых повторов одного слова, используйте способы сжатия на протяжении всего текста;
  • проверяйте речевую связь между абзацами с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
  • избегайте сложные предложения, преобразуйте их в простые;
  • пишите проще, используйте только те слова, в значении которых вы уверены;
  • не допускайте перестановок микротем, чтобы не нарушить логичность изложения;
  • не искажайте факты, все имена, даты, факты следует писать правильно;
  • необходимо пополнять словарный запас, поэтому читайте художественную литературу и периодические издания;
  • обратите внимание на образцы успешно выполненных работ и тренируйтесь писать по аналогии;
  • тщательно проверяйте текст перед сдачей на проверку.

Соблюдайте правила написания изложения. Практикуйтесь в написании изложения. Чем чаще вы совершаете ошибки в процессе подготовки, тем меньше их будет на экзамене.

Советы, которые помогут получить за изложение «5»

Не нужно волноваться или бояться, что вы не справитесь с задачей. Если вы будете спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, то обязательно получите желанную «5» и похвалу от учителя.

  • Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
  • Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
  • Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
  • Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10–15 минут в день.

Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости.

Изложение, как работа, охватывает ряд как устных, так и письменных упражнений, по сложности представляющих собой и дословные пересказы небольших текстов, и краткую передачу сущности целого произведения.

Источники:

  • Джеймс Э. Райнкинг, Эндрю У. Харт, Роберт фон дер Остен. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. Пер. и адапт. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2005, 2008, 2009—464 с.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Станиславский А. Р. Стратегии успешного письменного изложения. // Мир русского слова. — 2004. — № 4(21). — С. 109—110.

16 советов, как написать изложение по русскому языку без ошибок

Изложение — одна из самых сложных и нелюбимых форм контрольных работ на уроках русского языка. Однако, если знаешь основные приёмы написания изложения, можно справиться с этой задачей без проблем. Подготовили для тебя 16 советов, как написать изложение по русскому языку на высокий балл.

5-часовые онлайн-занятия перед ЦТ от АдукарПриходи на итоговые занятия, чтобы подтянуть и упорядочить свои знания вместе с экспертами подготовки к ЦТ. Будем решать прогнозируемые тесты ЦТ 2022, не пропусти!Записаться прямо сейчас

Этапы написания подробного изложения по русскому языку

Пытаться запомнить услышанный текст слово в слово нет смысла. Учитель даёт эту контрольную не для того, чтобы определить, насколько идеальна твоя память. Главные задачи изложения — проверить, как ты работаешь с текстом, умеешь ли грамотно строить предложения и не допускаешь ли орфографические и пунктуационные ошибки.

Общие советы о том, как правильно писать изложение, мы давали в этой статье.

Тебе точно не один раз доводилось слышать от учителя, как правильно строить работу над изложением. Давай ещё раз пройдёмся по плану.

1) Внимательно слушай текст, когда его читают в первый раз. В процессе определи тему и стиль текста. Попытайся запомнить ключевые предложения текста.

2) Активно участвуй в обсуждении текста изложения. Вызовись его пересказать. Так он плотнее уляжется в голове.

3) Затем весь класс составляет план. Запиши пункты в черновик — это твои будущие абзацы. Для удобства оставь между каждым из подзаголовков приличный интервал, чтобы во время второго чтения пометить там ключевые фразы.

4) Не старайся записать за учителем всё. Пока будешь писать одну фразу, пропустишь следующих два предложения. Пометь важную информацию — имена, места, ключевые описания. Так тебе будет легче воспроизвести весь текст.

5) Теперь подробно перескажи текст на черновике. Когда он будет готов, несколько раз перечитай его — вдруг вспомнишь какие-то факты, которые забылись.

6) Когда все закончили работать с черновиком, учитель может вызвать кого-нибудь прочитать текст. Внимательно слушай одноклассника, так как в его варианте могут быть оказаться моменты, которые тебе вспомнить не удалось.

7) Проверь орфографию и пунктуацию. Нет уверенности в написании какого-то слова или расстановке знаков препинания — перепиши предложение. Получить за изложение отметку вроде 3/10 из-за ошибок, которых можно было избежать, довольно обидно.

8) Аккуратно перепиши свой текст в чистовик. Старайся не делать помарки, так как из-за них могут снизить отметку.

Приёмы для написания изложения

В изложении допустимо использовать приёмы замены, слияния и исключения. Например, oтдeльныe cлoвa зaмeняютcя общими. K пpимepy, «школьники и школьницы» нa «yчeники», «мaть» и «oтeц» нa «родители». Если при слиянии двух предложений в одно смысл не меняется, то можно смело прибегнуть к этому приёму. Например, предложения «Маша пришла в школу рано» и «По каким-то причинам она опоздала на первый урок» легко объединяются в одно: «Маша пришла в школу рано, но на первый урок всё равно опоздала». К иcключeнию можно прибегнуть, когда есть длинные ряды oднopoдныx члeнoв и пoвтopoв. Пpeдлoжeниe «Любoй oтвeтcтвeнный и гpaмoтный paбoтник дoлжeн в пoлнoй меpe выполнять cвoи дoлжнocтные oбязaннocти» лeгко coкpaщaeтcя дo тaкoй фразы: «Любoй paбoтник дoлжeн выполнять cвoи oбязaннocти».

Как избежать ошибок в изложении

Следуй плану

Предполагается, что в твоём тексте будет столько же абзацев, сколько и в плане. Если их будет меньше или больше, учитель имеет право снизить отметку за содержание.

Не пытайся приукрасить текст

Творческие способности проверяют в сочинении, а в изложении лучше не отходить далеко от оригинала. Не нужно добавлять в изложение обороты, фразы и слова, которых точно не было в тексте. Использовать синонимы и замены можно, но сильно не увлекайся.

Используй слова с доски

Обычно перед изложением учитель выписывает сложные слова, которые вы не изучали. Обязательно используй их в тексте.

Заменяй слова, если не знаешь, как они пишутся

Как мы уже говорили, если сомневаешься в написании слова или расстановке знаков препинания, попробуй заменить слово или конструкцию. Только аккуратно, стараясь не изменить смысл текста.

Тщательно проверяй текст изложения

Сосредоточься и вчитайся в каждую букву. Потенциально опасные места подчеркни и подумай, действительно ли запятая стоит на своём месте, а в орфограммах нет ошибок. Если необходимо, пройдись по тексту несколько раз.

Делай всё в умеренном темпе и старайся не торопиться. Спешка помешает сконцентрироваться на тексте, и ты можешь допустить ошибки по невнимательности. Следуй нашим советам — и хороший балл за контрольную будет у тебя в дневнике и в журнале.

***

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Тест, чтобы определить свой уровень знаний по русскому языку

Топ-5 ошибок, которые допускают абитуриенты на ЦТ по русскому языку

Итоговое занятие перед ЦТ 2022

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook, TikTok.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать план желаний на год
  • Как правильно написать подготовил воспитатель или подготовила воспитатель
  • Как правильно написать подгоняла
  • Как правильно написать план воспитательной работы
  • Как правильно написать подводку