Как правильно написать помяните раба божьего

Просклонять словосочетание раба божья по падежам

Введите слово для склонения

Ниже представлены результаты склонения словосочетания раба божья по всем падежам и числам.

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный раба божья рабы божьи
Родительный рабы божьей раб божьих
Дательный рабе божьей рабам божьим
Винительный рабу божью раб божьих
Творительный рабой божьей рабами божьими
Предложный рабе божьей рабах божьих

Правильное заполнение записок

Итак, сейчас вы узнаете, как правильно подавать записки в храме. Чтобы вы не смущались, мы укажем вам на правильное написание записок. На самом деле, сильных ограничений нет, но, чтобы священнику и вам было удобно, нужно соблюдать небольшие правила:

  • Нельзя записывать сокращенные имена — например, «Света» вместо «Светлана», «Саша» вместо «Александр», «Гоша» вместо «Григорий». Если вы в замешательстве, спросите совет у священника — вы можете установить час беседы.
  • Соблюдайте аккуратность и не подавайте записку без изображения креста, рваную, грязную, с кучей имен. Желательно завести специальный молитвенник. Постарайтесь писать разборчиво, соблюдайте список.
  • Будет очень хорошо, если вы знаете, какое имя дали человеку во время таинства крещения. Но если не знаете — ничего страшного.
  • Не забудьте упомянуть патриарха и священника в записках, в первую очередь. Если вы хотите добавить дополнения, такие как, например, «новопреставленный», «младенец» и т. д. вам не стоит делать этого, если вы являетесь прихожанином большой церкви.
  • Вы можете подавать записки с именами своих врагов — но только в том случае, если вы искренне простили их. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» от Марка 11:24-25.

Канун в церкви

Что кладут на канун в церкви? На канун можно положить продукты для поминовения усопших. Как правило, кладут муку, хлеб, сахар, реже — овощи и рыбу, в отсутствие поста не возбраняется класть скоромную пищу, например, яйца или молоко.

На Пасху обычно кладут яйца и куличи.

Можно положить масло для лампад и воск для свечей. Жесткая регламентация приношений отсутствует, единственное строгое исключение — мясо, его ни в коем случае приносить нельзя: в православной традиции приношение может быть только бескровным.

Принесенные продукты потом раздаются священнослужителям и работникам храма, а если есть возможность, то беднякам. Вместе с продуктами обычно кладут записку с именем усопшего, которого необходимо помянуть за упокой. Потом, во время трапезы, священнослужители обязательно помянут усопшего.

Виды подаваемых записок

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Надобно от всего сердца, с любовью произносить эти слова, нося в душе те лица, имена коих поминаешь… Не хорошо пред лицем Божиим только перебирать языком имена тех, без участия и любви сердца… Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их.

Записки «О Здравии»

Подавая такую записку, мы подразумеваем за здравием не только общее, физическое состояние человека — мы также печемся о его духовном здравии. Сюда можно вписать имя тех, о спасении которых мы особенно печёмся — это могут быть наши родственники, друзья, родные и духовные попечители. Вы можете написать имя человека, который вам помог, или о котором душа горит — это может быть коллега, друг или просто едва знакомый человек. Не забывайте, что первым нужно указать человека, имеющего власть: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому пóдать, пóдать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:1).

«Молитесь друг за друга» (Иак.5:16) — подавая записки, мы исполняем одну из заповедей апостолов.

Записки «О Упокоении»

Здесь мы просим помолиться за усопших, дабы упокоить их души. Это могут быть родственники, друзья, враги — все, о ком хочется помолиться. Умершие не исчезли, не испарились — они живут в небесной обители, пребывая с Господом. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38) — посему мы считаем, что церковь состоит не только из прихожан, которые озадачены теперешней суетностью мира — церковь есть единство всех православных. Не стоит впадать в отчаяние и сильно горевать — конечно, мы можем скорбеть об умерших, но не давайте места чрезмерному унынию — «Не станем же много скорбеть об умерших, как прочие, не имеющие упования» (1 Фес. 4, 13).

Как молиться за новопреставленного?

Согласно православному вероучению, молитвы в течение периода в сорок дней особенно важны. Душа должна пройти мытарства и не может молиться самостоятельно, молитвы же близких людей облегчают прохождение испытаний. Усердными молитвами можно спасти от ада даже самые заблудшие души.

Сразу после смерти человека о его душе читают канон о единоумершем.

Можно читать родственникам, но лучше позвать священника.

Потом, уже в церкви, по новопреставленному служат панихиду (молебен по умершему). Заказывать в церкви панихиду желательно три раза: над телом усопшего, на третий и на сороковой день.

Иногда вместо панихиды служат литию — сокращенный вариант панихиды. Если панихида длится по времени 40-50 минут, то лития — не более 15.

Потом очень полезно будет заказать сорокоуст. Сорокоуст — это каждодневное поминание новопреставленного во время литургии в течение сорока дней.

Дома родным и близким необходимо читать Псалтырь. Двадцать глав-кафизм как раз предполагается прочесть за сорок дней. Кроме того, дома обязательно нужно читать особую молитву за новопреставленного.

Молитва за новопреставленного:

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имярек), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь».

Близкие должны читать ее самостоятельно в любое свободное время.

По желанию можно читать специальную молитву за усопших. Выделяют отдельные молитвы о супругах, родителях, детях. Кроме того, отдельные молитвы есть о некрещеных и самоубийцах. Хотя можно обойтись и обычной, но пренебрегать этими молитвами все-таки не стоит. Найти их можно в любом православном молитвослове.

Почему надо молиться об усопших

К большому сожалению, душа во время пребывания на земле не всегда приносит достойный плод покаяния, поэтому нам нужно крепчайшее молиться за усопших людей. К счастью, наши молитвы могут повлиять на участь умерших — «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:15) и еще — «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1Пет.3:12). Церковь живет верой в то, что до Страшного Суда участь людей еще не решена окончательно — поэтому мы можем с дерзновением просить Господа помиловать усопших родственников — «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, а смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).

Почему именно сорок дней?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к Библии. Возможно, древнейшие корни следует искать в древнеегипетской традиции погребения. Так был похоронен Иаков:

(Быт. 50:2,3)

И исполнилось ему [Иакову] сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней

Также можно заметить, что число «сорок» вообще в Библии имеет определенное сакральное значение:

(Чис. 14:33)

Моисей водил евреев по пустыне именно сорок лет.

(Исх. 24:18)

В течение сорока дней он же беседовал с Богом до получения скрижалей

(Мк. 1:13)

Христос постился в пустыне именно сорок дней

После Воскресения Христос оставался на земле сорок дней, уча апостолов

Не удивительно, что со временем традиционным сроком поминовения стали именно сорок дней, и именно этот срок был утвержден апостолами. Позднее христианское толкование объясняет сорокадневный срок таким образом:

как Господь Бог устоял перед дьяволом во время сорокадневного поста и поборол его, так и раб Божий должен устоять перед темными силами, побороть их и обрести благодать в Раю.

Смотрите также статью Как читать псалтирь по усопшему дома до 40 дней

Как правильно поминать усопших

Есть несколько правил, которых нужно придерживаться. Умерших вы можете поминать каждый день — в молитвослове. Если вы читаете Псалтирь, вы также можете позволить себе поминать усопших. Как правило, можно поминать в так называемые «Родительские субботы». На богослужениях можно поминать усопших без ограничений.

Девятый и сороковой дни с часа смерти — особенно важные. В эти дни человек должен дать ответ за свои поступки перед Господом. Можно поминать на день рождения.

Что происходит с душой новопреставленного в течение этого времени?

Согласно верованиям православной церкви, первые два дня душа остается на земле. Она посещает места, связанные с поступками усопшего — хорошими или плохими, места, наполненные воспоминаниями о бывших в жизни горестях и радостях. Кроме того, душе предстоит освоиться со своим новым положением, привыкнуть к новому бытию.

На третий день душа возносится на небеса и проходит в сопровождении двух ангелов мытарства — испытания на пути к Богу. На мытарствах душа последовательно отвечает за совершенные за всю свою жизнь грехи.

С третьего по девятый день душа наблюдает красоту и блаженства рая.

С девятого же по сороковой день душа наблюдает весь ужас ада, муки и страдания грешников.

По прошествии сорока дней душа предстает перед Богом на частный суд, где окончательно решается вопрос о ее местонахождении (ад или Рай) до Страшного суда.

Смотрите также статью Богородичное правило

Что значит “приснопоминаемый”?

Слово “присный” переводится со старославянского как “вечный”. Само наименование говорит о том, что усопшего будут помнить его родные и близкие на протяжении всей их жизни. Приснопоминаемым называют усопшего в памятные для него дни: рождение, именины, кончина.

Следует помнить о том, что смерть для православного христианина не является концом бытия, душа человека бессмертна. Поэтому сильно скорбеть об умершем не стоит, надо просто за него искренне молиться.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Как составить записку «О упокоении»

Записки о упокоении обычно пишут и оставляют у свечного ящика при входе в помещение храма или в церковной лавке. Там, как правило, есть готовые листки, на которых вверху изображён восьмиконечный православный крест, под ним напечатано «О упокоении», а ниже обозначено от десяти до двенадцати строк, в которые вписывают имена поминаемых. Если готового листка нет, можно оформить записку самостоятельно: вверху обязательно начертить восьмиконечный крест, под ним написать «О упокоении», затем отдельными строками перечислить имена. Имя поминаемого пишут в родительном падеже (отвечая на вопрос: кого?), в той форме, которая была дана при крещении. Поэтому, например, светское имя Сергей следует заменить на Сергий, а Полину надо вписывать как Аполлинарию. Первыми идут имена поминаемых священнослужителей с указанием сана, иногда в сокращённой форме: протоиерея (прот.) Михаила, диакона (диак.) Иоанна. Перед именем нередко обозначают детский возраст: младенца (мл.) Илии, отрока (отр.) Владимира, а также род занятий: воина Димитрия, или обстоятельства смерти: убиенного (уб.) Василия. Если со времени кончины прошло не более 40 дней, перед именем поминаемого пишут «нов.» (новопреставленный).

Чтобы провести православные похороны, необходимо обеспечить должную подготовку к погребению, затем захоронение и поминовение в соответствии с традицией.

Православные похороны

Некоторые правила оформления записок:

Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво. Вверху записки ставится крест и обозначается: «О здравии» или «О упокоении».
Имена пишутся полные, в родительном падеже (о здравии и упокоении кого? — Тамары, Иоанна, Кирилла). Узнайте церковное написание имен (например, Иван — Иоанн, Юлия — Иулия). Правильное церковное написание имен можно найти в святцах, которые помещаются в церковных календарях.
Количество имен не имеет значения, но очень длинные записки читать неудобно. Обычно пишут 10-15 имен. В поминальные записки вписывают только имена крещенных в Православной Церкви.
Перед именами монашествующих и священнослужителей указывается их сан, полностью или в понятном сокращении (например, архиеп. Феодора, иеромон. Никодима, иерея Николая). Ребенок до 7 лет называется младенцем (млад. Марии); от 7 до 15 лет — отроком/отроковицей (отрок. Михаила). Другие дополнения к именам: воина, болящего, путешествующего, заключенного не следует включать в поминальные записки. «Болящий», «путешествующий» — указывается тогда, когда об этом человеке заказывается соответствующий молебен.
В заупокойных записках добавляют: новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины; приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату. Добавления убиенный и т.п. не следует указывать в записках, они не имеют значения для души усопшего. Как поется в стихире при погребении: «царь и воин, богатый и убогий, в равнем достоинстве, кийждо бо от своих дел, или прославится, или постыдится».

Какие можно подавать записки:

На проскомидию. Проскомидия совершается перед литургией, и за каждое имя, указанное в записке, из просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Чашу с Кровью Христовой с молитвой о прощении грехов поминаемых.
На литургию. Поминальные записки прочитываются во время литургии священно- и церковнослужителями перед Святым Престолом.
На ектению. Имена поминаются на литургии на ектении во всеуслышание.
На молебен. Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейских нуждах. Молебны бывают общие ( каждый день по окончании литургии) и заказные (совершаются священником по просьбе молящихся). В поминальной записке указывается кому мы имеем усердие отслужить молебен. На молебнах обращаются ко Господу, ко Пресвятой Богородице, святым (например: молебен св. прмц. княгине Елисавете). Благодарственные молебны служатся Господу Иисусу Христу. На панихиду. Панихида — это заупокойная треба. Она совершается только по крещенным. Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

Генератор записок для печати

Скачать записки в формате Word

Записка о Здравии Записка о Упокоении

Скачать вариант записок о здравии и о упокоении ниже по этой ссылке

Записка о здравии
Записка О упокоении

Если Вас интересует вопрос: Можно ли подавать записки о некрещеных в православной вере, прошу обратить внимание на эту тему.

Как правильно пишется словосочетание «раба божья»

  • Как правильно пишется слово «раб»
  • Как правильно пишется слово «божий»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: кадильный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «раб»

Ассоциации к слову «божий»

Синонимы к словосочетанию «раба божья»

Предложения со словосочетанием «раба божья»

  • Покажется патрулям, что он поддельный, и могут пристрелить раба божьего тут же, на месте, без долгих разговоров.
  • Но зачем было убивать раба божьего?..
  • А посильнее разжечь загоревшееся пламя войны – этому верные рабы божьи неплохо обучены.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «раба божья»

  • Тогда меня, раба божьего, исключили из гимназии…
  • Иннокентий. Вон у тебя, раба божья, сколько серебряных денег-то!
  • Повернувшись опять к аналою, священник с трудом поймал маленькое кольцо Кити и, потребовав руку Левина, надел на первый сустав его пальца. «Обручается раб Божий Константин рабе Божией Екатерине». И, надев большое кольцо на розовый, маленький, жалкий своею слабостью палец Кити, священник проговорил то же.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение словосочетания «раб божий»

  • Раб божий — первонач. о христианине как о подчиненном во всем богу, а потом (теперь устар.) в шутливых выражениях вообще о человеке. Надели рабу божьему на ноги колодки, посадили в темную, да на другой день к допросу. Салтыков-Щедрин. См. также раб. (Толковый словарь Ушакова)

    Все значения словосочетания РАБ БОЖИЙ

Афоризмы русских писателей со словом «раб»

  • Мой дом, мой отчий, лучших сказок няня.
    Святыня, счастье, звук — из всех желанный,
    Заря и полночь, я твой раб, Россия!
  • Тот любит смерть, кто прожил жизнь, горя.
    Не утаил себя, как раб лукавый…
  • Мой верный друг! мой враг коварный!
    Мой царь! мой раб! родной язык!
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Подаем записки правильно

ПОДАЕМ ЗАПИСКИ В ХРАМЕ ПРАВИЛЬНО.
«…Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (святой апостол Иаков, соборное послание — 5 гл., 16). Много полезного может сделать молитва за ближнего своего, сказанная с усердием и от чистого сердца. Но нет молитвы, которая была бы так сильна, как молитва церковная, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Упоминание имени, совершаемое во время богослужения — особый вид молитвы. Так мы заботимся о здравии и душевном спасении близких и о блаженном упокоении усопших. Чтобы такая молитва о них была принесена, необходимо подать церковную поминальную записку.

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Казалось бы, что подать в храме записку просто… Возьми листок и напиши имена. Однако часто на этом шаге у многих возникают вопросы. Когда? А как? Как написать правильно? Попытаемся ответить на эти вопросы. Главное — в записках для поминания пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. Записки на молебен можно заказать перед его началом, либо заранее. Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий) или накануне вечером.

Имена положено писать разборчивым почерком в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Владимира, Тамары, Веры… Неправильно писать: Любовь, Елена. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете. Имена писать полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п. Все имена должны быть даны в церковном написании. Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуни, но Евдокии, не Лели, но Елены, не Фени, а Феклы или Аграфены и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя. В случае созвучности женских и мужских имен (например, Александр-Александра, Евгений-Евгения, Валентин-Валентина) после написания имени нужно указать (ж) – женщина или, соответственно, (м) – мужчина, чтобы не вводить в сомнения священнослужителя, например: о здравии Александра (м), Александры (ж). Монахинь часто нарекают мужскими именами, поэтому во избежание недоразумений лучше написать полностью (например: игумении Михаилы, инокини Николаи).

Кого нужно и можно поми­нать в запис­ках

В запис­ках, пода­ва­е­мых для поми­на­ния, пишут имена только тех, кто крещен в Пра­во­слав­ной Церкви.

Первая записка, пода­ва­е­мая нами, – «О здра­вии».

Поня­тие «здра­вие» вклю­чает не только здо­ро­вье, физи­че­ское состо­я­ние чело­века, но и его духов­ное состо­я­ние. И если мы молимся о здра­вии чело­века, кото­рый сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в даль­ней­шем пре­бы­вал в таком же состо­я­нии – нет, мы молим Бога, чтобы Он пере­ме­нил его наме­ре­ния и внут­рен­нюю неустро­ен­ность, сделал так, чтобы наш недоб­ро­же­ла­тель или даже враг стал пре­бы­вать в гар­мо­нии с Богом, с Цер­ко­вью, с окру­жа­ю­щими.

В эту записку сле­дует запи­сать всех хри­стиан, кому мы желаем здра­вия, спа­се­ния и бла­го­ден­ствия.

Слово Божие учит, что каж­дому необ­хо­димо молиться не только за себя, но и за других: «моли­тесь друг за друга» (Иак.5:16). На этой общей молитве друг за друга и стро­ится Цер­ковь.

В импе­ра­тор­ской России все молебны начи­на­лись с имени Госу­даря Импе­ра­тора, от «здра­вия» кото­рого зави­села судьба не только России, но и каждой семьи, каж­дого пра­во­слав­ного. Сейчас мы должны первым напи­сать имя нашего Пат­ри­арха, а за ним – епар­хи­аль­ного архи­ерея (мит­ро­по­лита, епи­скопа), забо­тя­ще­гося и при­но­ся­щего Гос­поду молитвы и жертвы за вру­чен­ную ему паству. Так посту­пают многие хри­сти­ане, так учит Свя­щен­ное Писа­ние: «прежде всего прошу совер­шать молитвы, про­ше­ния, моле­ния, бла­го­да­ре­ния за всех чело­ве­ков, за царей и за всех началь­ству­ю­щих, дабы про­во­дить нам жизнь тихую и без­мя­теж­ную во всяком бла­го­че­стии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спа­си­телю нашему Богу, Кото­рый хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» (1Тим.2:1–4).

Затем пишется имя вашего духов­ного отца, свя­щен­ника, кото­рый вас настав­ляет, забо­тится о спа­се­нии вашей души, молит о вас Гос­пода: «Поми­найте настав­ни­ков ваших» (Евр.13:7).

Затем пишутся имена роди­те­лей, свое имя, имена членов своей семьи, близ­ких и родных. Каждый должен молиться о здра­вии и бла­го­по­лу­чии своей семьи: «Если же кто о своих и осо­бенно о домаш­них не печется, тот отрекся от веры и хуже невер­ного» (1Тим.5:8).

За своей семьей и род­ными впи­шите имена ваших бла­го­де­те­лей. Если они сде­лали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Гос­пода, чтобы не оста­ваться перед ними в долгу: «отда­вайте вся­кому долж­ное… Не оста­вай­тесь долж­ными никому ничем, кроме вза­им­ной любви; ибо любя­щий дру­гого испол­нил закон» (Рим.13:7–8).

Нако­нец, если у вас есть недоб­ро­же­ла­тель, обид­чик, завист­ник или даже враг, впи­шите его имя для молит­вен­ного поми­но­ве­ния, по запо­веди Гос­пода: «любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас» (Мф.5:44).

Молитва за врагов, за враж­ду­ю­щих – вели­кая сила для пре­кра­ще­ния вражды и водво­ре­ния мира. Сам Спа­си­тель молился за врагов. Известно мно­же­ство слу­чаев, когда один из враж­ду­ю­щих впи­сы­вал имя своего недоб­ро­же­ла­теля в записку о здра­вии рядом со своим именем – и вражда пре­кра­ща­лась, бывший враг ста­но­вился доб­ро­же­ла­те­лем.

Вторая записка, пода­ва­е­мая нами, – «О упо­ко­е­нии». В ней мы пишем имена усоп­ших срод­ни­ков, зна­ко­мых, учи­те­лей, бла­го­же­ла­те­лей, всех, кто нам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умер­ших – и не только за бли­жай­ших срод­ни­ков, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Умер­шие, хотя и отошли от нас, хотя и пре­бы­вают плотью в земле, а душой у Гос­пода, не исчезли, про­дол­жают жить неви­ди­мой для нас духов­ной жизнью пред очами Божи­ими, так как Сам Гос­подь гово­рит в Святом Еван­ге­лии: «Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).

Мы верим, что наши усоп­шие срод­ники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потом­ках.

Мы, живу­щие на земле, состав­ляем с отшед­шими от нас одну Цер­ковь, одно тело, име­ю­щее Одну Главу – Гос­пода Иисуса Христа. «Живем ли – для Гос­пода живем; уми­раем ли – для Гос­пода уми­раем: и потому, живем ли или уми­раем, – всегда Гос­подни. Ибо Хри­стос для того и умер, и вос­крес, и ожил, чтобы вла­ды­че­ство­вать и над мерт­выми и над живыми» (Рим.14:8–9).

Един­ство и обще­ние наше с умер­шими осо­бенно чув­ству­ется во время усерд­ной молитвы за них. Она про­из­во­дит на душу моля­ще­гося чрез­вы­чайно глу­бо­кое дей­ствие и впе­чат­ле­ние, дока­зы­вая дей­стви­тель­ное обще­ние души моля­ще­гося с душами тех, за кого воз­но­сится молитва.

Как часто сле­дует пода­вать записки для поми­на­ния

Молитва Церкви и Свя­тей­шая Жертва при­вле­кают на нас бла­го­дать Гос­пода, очи­ща­ю­щую и спа­са­ю­щую нас.

Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуж­да­емся в мило­сти Божией к нам.

Поэтому удо­ста­и­ваться молитв Церкви и при­не­се­ния о нас или наших близ­ких, живых и усоп­ших, жертвы Святых Даров, необ­хо­димо как можно чаще, и обя­за­тельно в те дни, кото­рые имеют особое зна­че­ние: в день рож­де­ния, день кре­ще­ния, день именин как своих, так и членов своей семьи.

Почи­тая память свя­того, чье имя мы носим, мы этим при­зы­ваем своего покро­ви­теля на молитву и хода­тай­ство пред Богом, потому что, как гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии, много может уси­лен­ная молитва пра­вед­ного (Иак.5:16).

Обя­за­тельно надо пода­вать записку на поми­на­ние в дни рож­де­ния и кре­ще­ния вашего ребенка.

За этим должны тща­тельно сле­дить матери, ибо забота о ребенке состав­ляет их святой долг.

Влечет ли нас к себе грех, овла­де­вает ли нами какая страсть, иску­шает ли диавол, пости­гает ли нас отча­я­ние или неутеш­ная скорбь, посе­тили беда, нужда, болезнь – в таких слу­чаях молитва Церкви с при­не­се­нием Бес­кров­ной Жертвы служит самым верным сред­ством к избав­ле­нию, укреп­ле­нию и уте­ше­нию.

Как совер­ша­ется в Церкви поми­но­ве­ние живых и усоп­ших на про­ско­ми­дии

Как же совер­ша­ется в храме воз­но­ше­ние Жертвы по нашим запис­кам?

При­го­тов­ле­ние к Ней начи­на­ется во время про­ско­ми­дии.

Про­ско­ми­дия – это часть литур­гии, во время кото­рой при­го­тов­ляют хлеб и вино для Таин­ства.

В пере­воде с гре­че­ского это слово озна­чает «при­не­се­ние» – древ­ние хри­сти­ане сами при­но­сили в храм хлеб, вино, необ­хо­ди­мые для литур­гии.

Про­ско­ми­дия, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая рож­де­ство Иисуса Христа, совер­ша­ется в алтаре скрытно для веру­ю­щих, нахо­дя­щихся в храме, – так же, как скрытно, неве­домо для мира про­изо­шло рож­де­ние Спа­си­теля.

Для про­ско­ми­дии упо­треб­ля­ется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв свя­щен­ник выре­зает сере­дину в форме куба – этой части просфоры при­дано назва­ние Агнец. Эта просфора, «агнич­ная», пола­га­ется на дискос, круг­лое блюдо на под­ставке, сим­во­ли­зи­ру­ю­щее ясли, в кото­рых родился Спа­си­тель. Агнич­ная просфора и служит соб­ственно для При­ча­ще­ния.

Из второй просфоры, «бого­ро­дич­ной», свя­щен­ник выни­мает часть в честь Божией Матери. Эта частица укла­ды­ва­ется на дис­косе по левую сто­рону от Агнца.

Из тре­тьей просфоры, «девя­ти­чин­ной», выни­ма­ются девять частиц – в честь святых: Иоанна Кре­сти­теля, про­ро­ков, апо­сто­лов, свя­ти­те­лей, муче­ни­ков и пре­по­доб­ных, бес­среб­ре­ни­ков, Иоакима и Анны и того свя­ти­теля, имени кото­рого совер­ша­ется литур­гия. Эти выну­тые частицы пола­га­ются по правую сто­рону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого свя­щен­но­слу­жи­тель при­сту­пает к чет­вер­той просфоре, из кото­рой выни­мают частицы о живых – о Пат­ри­архе, епи­ско­пах, пре­сви­те­рах и диа­ко­нах. Из пятой просфоры выни­мают частицы об усоп­ших – Пат­ри­ар­хах, созда­те­лях храмов, епи­ско­пах, свя­щен­ни­ках.

На дискос укла­ды­ва­ются и эти выну­тые частицы – сна­чала за живых, ниже – за усоп­ших.

Затем свя­щен­ни­ком выни­ма­ются частицы из просфор, подан­ных веру­ю­щими.

В это время и чита­ются поми­на­ния – записки, книжки-помян­ники, кото­рые поданы нами в свеч­ной ящик на про­ско­ми­дию.

После про­чте­ния каж­дого имени, ука­зан­ного в записке, свя­щен­но­слу­жи­тель выни­мает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Гос­поди, (ука­зы­ва­ется напи­сан­ное нами имя)».

Эти выну­тые по нашим запис­кам частицы также кла­дутся на дискос вместе с части­цами, выну­тыми из бого­слу­жеб­ных просфор.

Это – первое, неви­ди­мое моля­щи­мися поми­но­ве­ние тех, чьи имена напи­саны в подан­ных нами запис­ках.

Итак, частицы, выну­тые по нашим запис­кам, лежат на дис­косе, рядом с части­цами, выну­тыми из особых бого­слу­жеб­ных просфор.

Это – вели­кое, святое место! Частицы, лежа­щие в этом порядке на дис­косе, сим­во­ли­зи­руют всю Цер­ковь Хри­стову.

«На про­ско­ми­дии образно пред­став­ля­ется собран­ной около Агнца, взем­лю­щего грехи мира, вся Цер­ковь небес­ная и земная… Какая тесная связь нахо­дится между Гос­по­дом и свя­тыми Его, между Ним и бла­го­честно живу­щими на земле и умер­шими в вере и бла­го­че­стии: помни, какая тесная связь между нами и свя­тыми и умер­шими во Христе, и всех воз­люби, как членов Гос­пода и своих членов – пишет святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский о части­цах, выну­тых из просфор и воз­ло­жен­ных на дискос. – В какой бли­зо­сти друг к другу нахо­дятся и небо­жи­тели и зем­ле­жи­тели, и Божия Матерь и все святые, и все мы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, когда совер­ша­ется боже­ствен­ная, все­мир­ная, пре­не­бес­ная, все­об­щи­тель­ная Литур­гия! Боже мой! Какое пре­ра­дост­ное, живо­твор­ное обще­ние!»

Многие счи­тают, что частицы, при­но­си­мые о живых и умер­ших, явля­ются очи­сти­тель­ной жерт­вой наших грехов.

Это – заблуж­де­ние. От греха можно очи­ститься только пока­я­нием, исправ­ле­нием жизни, мило­стью, доб­рыми делами.

Частицы, выну­тые из подан­ных нами просфор, не освя­ща­ются в тело Гос­подне, при извле­че­нии их не бывает вос­по­ми­на­ние Хри­сто­вых стра­да­ний: при воз­но­ше­нии Свя­того Агнца, во время воз­гла­ше­ния «Святая Святым» эти частицы не под­ни­ма­ются для таин­ствен­ного воз­дви­же­ния на крест с плотью Спа­си­теля. Эти частицы не даются в при­об­ще­ние Плоти Спа­си­теля. Для чего же они при­но­сятся? Для того, чтобы посред­ством их веру­ю­щие, имена кото­рых напи­саны в наших запис­ках, полу­чили бла­го­дать, освя­ще­ние и отпу­ще­ние грехов от при­но­си­мой на Пре­столе очи­сти­тель­ной жертвы.

Частица, выну­тая из нашей просфоры, воз­лежа возле пре­чи­стого Тела Гос­подня, будучи вне­сена в потир, напо­ена Боже­ствен­ной кровью, вся испол­ня­ется свя­тыни и духов­ных даро­ва­ний и нис­по­сы­лает их тому, о имени кото­рого воз­но­сится. После того, как все при­част­ники при­об­щатся Святых Тайн, диакон вла­гает в потир воз­ле­жа­щие на дис­косе частицы о святых, о живых и мерт­вых.

Это дела­ется для того, чтобы святые в бли­жай­шем соеди­не­нии с Богом воз– радо­ва­лись на небе­сах, живые же и мерт­вые, чьи имена ука­заны в запис­ках, омыв­шись самой Пре­чи­стой кровью Божия Сына, полу­чили остав­ле­ние грехов и жизнь вечную.

Об этом гово­рят и слова, про­из­но­си­мые при этом свя­щен­ни­ком: «Отмый, Гос­поди, грехи поми­нав­шихся зде, Кровию Твоею Чест­ною».

Вот почему необ­хо­димо совер­шать поми­но­ве­ние живых и усоп­ших именно в Церкви, на литур­гии – ведь именно здесь про­ис­хо­дит очи­ще­ние Кровию Хри­сто­вой совер­ша­е­мых нами еже­дневно грехов.

Жертва, при­не­сен­ная Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом на Гол­гофе и еже­дневно во время литур­гии при­но­си­мая на святом Пре­столе, явля­ется полной и совер­шенно исчер­пы­ва­ю­щей платой за наш долг Богу – и только она, подобно огню, может попа­лить в чело­веке все его пре­гре­ше­ния.

Соро­ко­уст – поми­но­ве­ние, совер­ша­е­мое Цер­ко­вью еже­дневно в тече­ние сорока дней. Каждый день в тече­ние этого срока про­ис­хо­дит изъ­я­тие частиц из просфоры.

«Соро­ко­усты, – пишет св. Симеон Солун­ский, – совер­ша­ются в вос­по­ми­на­ние воз­не­се­ния Гос­подня, слу­чив­ше­гося в соро­ко­вой день после вос­кре­се­ния, – и с той целью, чтобы и он (умер­ший), вос­став из гроба, воз­несся в сре­те­ние (то есть навстречу – ред.). Судии, был вос­хи­щен на обла­цех, и так был всегда с Гос­по­дом».

Соро­ко­усты зака­зы­ва­ются не только о упо­ко­е­нии, но и о здра­вии, осо­бенно о тяже­ло­боль­ных.

Моле­бен – это особое Бого­слу­же­ние, при кото­ром просят Гос­пода, Бого­ро­дицу, святых о нис­по­сла­нии мило­сти или бла­го­да­рят Бога за полу­че­ние благ.

Обще­ствен­ные молебны совер­ша­ются в дни хра­мо­вых празд­ни­ков, на Новый год, перед нача­лом учения отро­ков, при сти­хий­ных бед­ствиях, в наше­ствии ино­пле­мен­ни­ков, при эпи­де­миях, в без­до­ж­дие и т. д.

Другие молебны при­над­ле­жат к част­ному Бого­слу­же­нию и совер­ша­ются по прось­бам и нуждам отдель­ных веру­ю­щих. Часто во время этих молеб­нов про­ис­хо­дит малое освя­ще­ние воды.

Записка на моле­бен начи­на­ется с ука­за­ния, какому свя­тому воз­но­сится моле­бен, пишется, о здра­вии он или о упо­ко­е­нии. Затем пере­чис­ля­ются имена тех, о ком будет воз­но­ситься молеб­ное пение.

Можно зака­зать поми­но­ве­ние живых или усоп­ших на месяц, на полу­го­дие, на год.

В неко­то­рых храмах и мона­сты­рях при­ни­ма­ются записки на вечное поми­но­ве­ние.

Если вы подали заказ­ную записку, то имена, напи­сан­ные в запис­ках, про­из­но­сятся на моле­нии вскоре после чтения Еван­ге­лия.

По окон­ча­нии Еван­ге­лия начи­на­ется сугу­бая (то есть уси­лен­ная) екте­ния – общий вопль к Богу, трое­крат­ное «Гос­поди, поми­луй!»

Диакон при­зы­вает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, гово­рить) вси от всея души, и от всего помыш­ле­ния нашего рцем!»

В двух про­ше­ниях мы уси­ленно просим Гос­пода услы­шать нашу молитву и поми­ло­вать нас: «Гос­поди, Все­дер­жи­телю, Боже отец наших, моли­тися (то есть молится Тебе), услыши и поми­луй. – Поми­луй нас, Боже…»

Все нахо­дя­щи­еся в храме просят о Пат­ри­архе, о епи­скопе, о свя­щен­но­слу­жеб­ном брат­стве (причте цер­ков­ном) и о всей «во Христе братии нашей», о вла­стях и воин­стве…

Цер­ковь молится о мило­сти (чтобы Гос­подь уми­ло­сти­вился над нами), о жизни, мире, здра­вии, спа­се­нии, посе­ще­нии (то есть чтобы Гос­подь посе­тил, не оста­вил своими мило­стями), про­ще­нии, остав­ле­нии грехов рабов Божиих братии свя­того храма сего.

В послед­нем про­ше­нии сугу­бой екте­ний диакон уси­ленно при­зы­вает помо­литься о пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ла­ю­щих во святом и все­чест­ном храме сем, труж­да­ю­щихся (для храма), поющих и пред­сто­я­щих людях, ожи­да­ю­щих от Бога вели­кие и бога­тые мило­сти.

Пло­до­но­ся­щие и доб­ро­де­ла­ю­щие – это веру­ю­щие, кото­рые при­но­сят в храм все необ­хо­ди­мое для Бого­слу­же­ния (елей, ладан, просфоры и прочее), кото­рые жерт­вуют день­гами и вещами на бла­го­ле­пие храма, на содер­жа­ние труж­да­ю­щихся в нем.

В опре­де­лен­ные дни за сугу­бой екте­нией сле­дует особая екте­ния об умер­ших, в кото­рой мы молимся за всех усоп­ших отцов и бра­тьев наших, просим Христа, бес­смерт­ного Царя и Бога нашего, про­стить им все пре­гре­ше­ния воль­ные и неволь­ные, упо­ко­ить их в селе­ниях пра­вед­ных и, при­зна­вая, что нет чело­века, кото­рый бы не согре­шил в своей жизни, умо­ляем Гос­пода даро­вать нашим усоп­шим Цар­ствие Небес­ное, где все пра­вед­ные упо­ко­е­ва­ются.

Во время екте­ний диакон про­из­но­сит имена тех, кто указан в заказ­ной записке, и при­зы­вает на них бла­го­сло­ве­ние Божие, а свя­щен­ник читает молитвы.

Затем свя­щен­ник про­из­но­сит молитву перед Пре­сто­лом, громко назы­вая имена из запи­сок.

Обычай чтения запи­сок с име­нами во время сугу­бой екте­ний идет еще с древ­них, апо­столь­ских времен – «диакон поми­нает диптихи, сиречь помян­ник усоп­ших». Диптихи – это две таб­лички, сде­лан­ные из бумаги или пер­га­мента, сло­жен­ные как скри­жали Моисея. На одной из них писа­лись для чтения во время свя­щен­но­дей­ствия имена живых, на другой – усоп­ших.

Душа после смерти

Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.

Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.

Один из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)

Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.

Как правильно пожелать Царствия Небесного

Итак, самостоятельно душа после смерти уже ничего не может изменить. Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Для этого нужно молиться, просить Бога о прощении её грехов.

“В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4).

После смерти происходит лишь частный, предварительный суд над душой. Он показывает, насколько в душе человека укоренились страсти и насколько он был близок к Богу при жизни. Частный суд определяет душу в то “место”, которое наиболее соответствует её состоянию. Рай — это загробная жизнь с Богом. Ад — это отсутствие Бога. Быть рядом с Богом непокаявшемуся грешнику было б ещё более невыносимо, чем в аду. Какого-то промежуточного, нейтрального состояния души в Православии не существует. В отличие от католицизма, в котором есть понятие чистилища.

Однако, как в раю есть разные степени близости к Богу, так и в аду души мучаются по-разному. Окончательный Страшный Суд произойдет в конце времён после Второго пришествия Христа. Молитвенная забота живых людей может не только облегчить предварительную участь души. Она способна и послужить её оправданию на грядущем страшном Суде. Поэтому на вопрос, как правильно пожелать душе Царствия Небесного, ответ — путём церковного и домашнего поминовения.

“Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4)

Как молиться о покойном

В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове.

Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:

  • суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота),
  • субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста,
  • Радоница,
  • 9 мая (день поминовения убиенных воинов),
  • Троицкая и Димитриевская субботы,
  • в России усопших принято поминать также в День Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября),
  • и в Покровскую субботу.

«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание

Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.

Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.

Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:

“Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед — это вид милостыни, принесенный за упокой души. И к тому же чисто по-человечески бывает крайне неприглядная картина, когда некоторые из гостей так «напоминаются», что и песни поют, и анекдоты рассказывают, и смеются, когда близкие родственники умершего находятся в скорби. И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках”.

Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.

Молитва за упокой

Пожелать Царствия Небесного усопшему можно следующими словами:

“Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».

За усопшую следует молиться так:

“Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной (имя), и прости ей вся согрешения её вольная и невольная и даруй ей Царствие Небесное».

Такая молитва сопровождается крестным знамением. Её обязательно нужно произнести перед вкушением поминального угощения. Допускается и краткое поминание усопшего словами “Царствия Небесного” с крестным знамением. Также можно помолиться за упокой души, прочитав по молитвослову “Последование по исходе души от тела” или “Канон молебный при разлучении души от тела”.

В христианской религии принято поминать родственников, а также близких людей. Это делают как на Литургии, так и в особые церковные дни. Но далеко не каждый знает, как правильно поминать усопших. Самое первое, что нужно сделать это подать записку об упокоении. Писать ее необходимо заранее, а подавать можно как в храм, так и в монастырь.

Почему нужно молится за умерших

Точно сказать, куда отправляется душа после смерти, никто не может. Поэтому, молитвы здесь на Земле — это большая помощь для усопшего. В ином мире они не смогут больше совершать добрые поступки, которые бы повлияли на их загробную жизнь. Важно, чтобы это делали их близкие.

Молитва — это, в первую очередь, связь и продолжение отношений между живыми и мертвыми. В Православии верят, что молитвами живых, Господь может помиловать тех людей, которые умерли во грехе.

Важно! Считается, что существует даже возможность молитвами вызволить человека из ада, для этого требуется долго и усердно молиться.

Когда люди поминают усопших, они облегчают их загробное существование. Конечно, можно делать это и дома, но лучше всего поминать в храме. Молитвы об упокоение, так же, как и за здравие, способны на многие милости Божьи.

Лучше посетить церковь

Преимущества прочтения молитвы в храме

Во время Божественной Литургии осуществляется Бескровная жертва, как за живых, так и за усопших. Священник совершает обряд, вынимая частицы из просфоры, которые опускают в чашу с вином и раздают после службы прихожанам, допущенным к причастию.

Важно! Когда подготавливается Евхаристия и вынимаются частицы из просфоры, священник поминает всех ушедших в мир иной.

Кроме, читаемых записок в алтаре, существует, также панихида и лития, собравшись на которых люди просят об упокоении душ и просят Бога о их прощении и помиловании.

Зачем необходимо писать церковные записки

Когда проводится общая молитва, священник перечисляет все имена, написанные в церковной записке о упокоении. Кроме того, вся церковь молится о них.

Когда подается за упокой записка, три благих дела совершаются:

  • помощь ближнему, взывая при этом к Господу;
  • помощь себе, ибо, прося за ближнего, как говорил Святой Кронштадтский: «будешь молится за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать»;
  • помощь храму, в котором платится пожертвование за церковную записку.

Поэтому, так необходимо, чтобы подавались записки на божественную литургию.

Записка в руках

Виды поминовений за упокой новопреставленного

В традициях христианства есть очень четкие правила поминовения усопших. Соблюдать их — обязанность, для каждого верующего.

  • Панихида. Богослужение, которое длится около половины часа. На нем поминаются усопшие. Православные просят, чтоб Бог их упокоил в Царстве Небесном, а также отпустил их грехи. Панихида совершается после основного богослужения (литургии). Для того, чтобы упомянуть близкого на панихиде, подается записка. Обычно указывается до десяти человек. Панихида может совершаться как в храме, так и на кладбище.
  • Лития — это небольшое молитвенное правило, которое в отличие от панихиды может совершить любой верующий христианин.
  • Сорокоуст — молитва за умершего в течение сорока дней на Литургиях. Сорокоуст читают для тех людей, кто приступал при жизни к таинствам исповеди грехов и причастия. Человека, который при жизни не причащался, можно поминать другим способом.
  • Свеча. Самый недорогой способ, чтобы помянуть близких. Свеча ставится на квадратный стол (канун), на нем изображено распятие. Ставя свечу надо мысленно перечислить имена усопших.
  • Продукты, положенные на канун. Можно принести продукты и положить их в корзину возле кануна. Люди, которые их съедят, помянут усопшего.
  • Милостыня. Когда родственники или близкие подают милостыню, не обязательно в денежно эквиваленте, считается огромной пользой для души усопшего. Когда подается милостыня следует просить, чтоб назвали имя умершего.
  • Ежедневное чтение молитв. Ежедневное молитвенное правило, которое читается на утренней и вечерней заре. Если же не принято читать молитвы об упокоении каждый день, то следует это делать хотя бы сорок дней, после смерти человека. Это помогает пройти умершему все испытания, которые Небесный Суд приготовил.

Одна из популярных православных традиций — это поминовение умершего едой. Обед устраивают сразу же после похорон человека. Считается, что так душе будет легче покинуть мир живых.

К примерному перечню блюд Церковного устава относятся: борщ, пюре либо с рыбой, либо с мясом, булочки или пирог с компотом. Также можно использовать салаты и канун.

Важно! Стоит заметить, что для алкоголя отдельные правила — поминать водкой можно, но не желательно. Лучше всего ставить на стол церковный кагор.

Все же самым популярным способом помянуть считается записка о упокоении.

Поминовение свечой

Разновидности поминальных записок

Перед подачей записки, необходимо знать об их разновидностях.

Простая записка также читается в алтаре, но при этом из просфоры не вынимается частичка за умершего. Это похоже на домашнее поминовение.

Когда священник читает заказную записку, то вынимается частичка за каждого усопшего, упомянутого в записке.

За заказную записку надо пожертвовать немного больше денег.

Важно! Лучше всего подать записки в церковь о упокоении перед началом литургии или даже прийти вечером накануне.

Кого можно упоминать в записках

Записки в церкви об упокоении можно подавать на всех людей, которые были крещены в Православной Церкви.

Как поминаются ныне живущие, так следует поминать свой род — людей, которые одаривали добром, чему-то учили, оказывали помощь.

Крещение в церкви

Можно ли подавать записки за некрещеных и самоубийц

Нельзя подавать записки о упокоении за людей некрещеных в церкви и за тех, кто лишил себя жизни сам. Исключением, в случае самоубийства, могут быть люди с психическими расстройствами.

  • Чтобы можно было подать записку об упоении в церкви, человек обязан быть ее частью. Церковь в этом случае, как одно большое тело, а человек, как его часть.
  • Самый страшный грех в Православии лишить себя самого ценного дара Божьего — жизни. Поэтому самоубийц не хоронят на общих кладбищах, их не поминают на литургиях и не отпевают в церкви. Исключением может стать человек имевший психическое расстройство. Но даже таковых отпевают с разрешения митрополитов.
  • Также не подаются записки за представителей других религиозных конфессий. Писать о них записки воспрещается, но их можно упомянуть в домашней молитве.

Важно! На отпевание самоубийц может дать разрешение епархиальный архиерей. Без него это действие непозволительно. Оно может быть опасным и очень непредсказуемым.

Правила заполнения записок

Записки следует подавать до начала Божественной Литургии. Лучше всего это сделать накануне вечером. Можно также утром, пока не началась служба.

На молебен записка подается непосредственно перед ним, или заранее.

Панихида заказывается в день поминания (важно, не опоздать). Возможно это сделать вечером, накануне.

Сроки подачи записки

Есть несколько правил:

  • На третий день после смерти. Это тот день, когда душа восходит на поклон к Господу.
  • Девятый день. После того, как новопреставленный встречается с Богом, ему дано несколько дней побывать в раю. После чего душа опять предстает перед Творцом, а церковь молиться о помиловании.
  • Сороковой день. Душа опять возноситься к Богу и решается посмертная участь. То есть определяется куда ей идти в ад или рай. Это зависит от жизни на земле. Сейчас особенно важны молитвы перед Господом о помиловании.
  • Годовщина смерти. В этот день покойный упоминается как «приснопоминаемый», поминается с особой теплотой. Причем необходимо сделать это именно в церкви.
  • Родительские вселенские субботы. Первая бывает перед масленичной неделей.
  • Великопостные субботы. Это 2-я, 3-я и 4-я неделя Великого Поста
  • Радоница. Пасха для усопших. Отмечается на второй вторник после великого праздника — Пасхи.
  • 9 мая. День памяти усопших воинов.
  • Троицкая и Дмитриевская родительская субботы.

Особое поминовение совершается в день его рождения. Важно в этот день подать заказную записку, панихиду, а поминающему совершить таинство Евхаристии.

В Радоницу обязательно поминают усопших

Как правильно написать имена в записках

Здесь тоже существуют определенные каноны:

  • имена надо писать в родительном падеже: Дарьи, Дениса, Евы;
  • до сорока дней надо писать «новопреставленного» (пример: новопреставленного Геннадия);
  • если записка подается в день рождения, годовщину смерти или имени, то надо писать «приснопоминаемого»;
  • о упокоении ребенка до семилетнего возраста пишут «младенца», дети с 7 до 14 лет именуются отроками;
  • если указывается воин, то так и надо писать «воина» (например, «воина Андрея»);
  • человека, которого убили пишут, как «убиенного»;
  • когда подается записка о упокоении священнослужителя, то указывается его сан;

Монашествующих поминают по степени при жизни. Схимниками они были или монахами. Также, которые не были в постриге, называют послушниками. Есть еще иноки и инокини, зависит от пола.

С какой периодичностью можно подавать записки

Обязательно подавать записки об упокоении:

  • на годовщину смерти;
  • в день, когда человек родился;
  • родительские субботы;
  • день ангела.

Для душ умерших очень важно, чтобы часто их поминали в церкви. Самый идеальный вариант — это когда вынимается частичка из просфоры на Божественной Литургии и совершается бескровная жертва.

Верующие, которые регулярно ходят, должны стараться поминать умерших в каждое воскресенье. Если же финансовая возможность позволяет, то чаще.

Важно! Поминовение в церкви — лучшее, что можно сделать за усопшего.

Образец записки за упокой

В такой записке пишутся имена всех, кто дорог человеку, будь то близкие родственники, друзья, люди, которые желали добра.

Молитва за усопших должна быть такой же, как и за живых. Здесь имеется в виду не только ближайшие родственники, но и весь род. Умершие не исчезли — они прибывают душой у Бога. Они продолжают жить невидимой для всех духовной жизнью.

Православные верят, что сродники молятся о них все время. Важно знать, что живые с умершими составляют одну Церковь и имеют одну Главу — Иисуса Христа Бога нашего.

О упокоении записка образец

___________

В интернет-магазине venokshop24.ru можно приобрести не только венки на похороны, но и аксессуары, такие как лампады и другие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать помянем или помяним
  • Как правильно написать помыла или вымыла
  • Как правильно написать помывка окон или мытье окон
  • Как правильно написать помпон или пумпон
  • Как правильно написать помощь птицам