Как правильно написать претензию поставщику на недопоставку товара

  • Претензия о недопоставке продукции: срок подачи
  • Содержание претензии по недопоставке продукции
  • Особенности составления претензии о недопоставке продукции
  • Список требований в претензии
  • Передача претензии
  • Порядок подписания

Поставка продукции осуществляется на основании заключенного между сторонами гражданско-правового договора. Однако нередки ситуации, когда товары поставляются в неполном объеме. При выявлении такого факта, необходимо составлять претензию по недопоставке продукции. Это обязательный этап досудебного урегулирования спора.

Претензия по недопоставке продукции составляется на основании положений гражданского законодательства – ГК РФ статья 511. Данная претензия позволяет разрешить спор в досудебном порядке без заявления иска в суд. Претензии по недопоставке продукции должны составляться непосредственно после выявления нарушения условий соглашения. Документ подлежит рассмотрению поставщиком в течение 10 суток с момента получения.

Претензия о недопоставке продукции: срок подачи

Законодательно не установлено четких сроков подачи претензии, ограничиваясь понятием «разумного срока». Исходя из этого, таким периодом можно обозначить равный одному месяцу со дня выявления факта недопоставки продукции. Исходя из того, что сроки исковой давности по спорам, связанным с договорами поставки, составляет 3 года, направлять претензии возможно до истечения срока исковой давности.

Содержание претензии по недопоставке продукции

Претензия по недопоставке продукции должна четко указывать, какие именно виды товаров, и в каком объеме не были поставлены. Претензия предлагает разрешить спор без судебных разбирательств в добровольном порядке. Основные положения претензии следует рассмотреть подробнее:

  • Претензия должна содержать ссылку на ранее заключенное соглашение о поставке. Необходимо указывать дату подписания и объект договора поставки;
  • Претензия включает сведения о том объеме товаров, которые не были поставлены. Если недопоставлено несколько видов продукции, каждый вид нужно указать отдельно;
  • Претензия содержит требование исполнить соглашение в полном объеме, выполнив поставку. При этом претензия содержит конкретный срок исполнения соглашения, который отсчитывается с момента получения данной претензии;
  • В претензии нужно предупреждать контрагента о последствиях ее неиспонления. Например, о начислении пеней или штрафов.

Указанные претензии должны включать дату подписания, сведения о подписавшем лице и паспортные личные данные такого лица. Кроме того, в претензии нужно отражать информацию о самой компании – наименование, адрес нахождения.

Особенности составления претензии о недопоставке продукции

Для оформления данного требования можно использовать любые типовые бланки. При распечатывании образца заполнения следует проверить отражение всех значимых обстоятельств, проставление даты и подписей.

Заполнение бланка требования осуществляется уполномоченным лицом компании. Как правило, это руководитель или его заместитель. Данные документы не заключаются и не могут быть расторгнуты, так как представляют собой требование одной стороны к другой.

При этом не нужно заверять их у нотариуса, так как подлинность не может вызвать сомнений.

Список требований в претензии

Перечень требований может быть достаточно разнообразным, что обуславливается партнерскими отношениями между продавцом и покупателем, уровнем доверия и другими моментами. В зависимости от этих критериев, покупатель может требовать:

  • Произвести поставку в полном объеме;
  • Реализовать поставку, оплатить штраф и расторгнуть дальнейшее сотрудничество;
  • Расторгнуть договор и реализовать штрафные санкции.

Передача претензии

Если составленный документ не содержит определенных договоренностей касаемо способов обмена претензиями и корреспонденцией, можно выбрать один из следующих способов:

  • Передать претензию поставщику самостоятельно через курьера;
  • Направить претензию по недопоставке продукции заказным письмом с уведомлением о вручении.

Любой из перечисленных вариантов является доказательством факта вручения претензии, которое будет необходимо в судебных делах, если до этого дойдет дело.

Порядок подписания

Каждый экземпляр подписывается уполномоченным лицом компании. Рекомендуется оставлять одну копию требования для хранения в архиве.

Действие по доверенности допускается законом. Тогда к претензии нужно приложить такую доверенность. При этом она должна содержать указание на правомочия лица по подписанию данных претензий.

Кликните на текст документа
чтобы развернуть его целиком.

кому



от


ПРЕТЕНЗИЯ

по недопоставке продукции

В соответствии с заключенным договором № от « » 20 г. ваше предприятие обязано было поставить в г. в количестве .

Фактически, за указанный период поставлено в количестве на сумму рублей , что подтверждается .

Таким образом, вами недопоставлено в количестве на сумму рублей.

За допущенное нарушение в соответствии с п. Договора № от « » 20 г., вы обязаны уплатить нам неустойку в сумме рублей согласно прилагаемому расчету.

Приложение: расчет неустойки.

/

« » 20 г.

Претензия за непоставку товара: как правильно составить

Итак, аванс внесен, а поставки как не было, так и нет. Пора четко сформулировать требование, т. е. в письменной форме составить претензию. Обратите внимание на моменты, которые помогут подвигнуть нерадивого поставщика принять правильное решение – или же отстоять вашу правоту в суде, если до него дойдет.

Претензия за непоставку товара: как правильно составить

Иллюстрация: freepik/freepik

В какой форме предъявлять претензию

Удивительно, как много предпринимателей до сих пор полагаются на «честное купеческое» слово. Между тем для соблюдения досудебного порядка необходимо подтверждение отправки именно письменной претензии. И тем более она необходима, когда:

  • от поставщика требуют вернуть оплату за товар (или уплатить санкции);
  • досудебный порядок обязателен в силу договора или закона.

Формально суды по указанию ВС должны принимать в качестве доказательств распечатки и скриншоты (п. 13 постановления Пленума ВС от 22.06.2021 № 18), что делает возможным отправку претензии хотя бы на мессенджер. Однако куда безопаснее отправить претензию по почте – традиционной и (или) электронной, если данный порядок установлен законом, договором или устоявшейся деловой практикой между партнерами.

Внимание: подпись под текстом претензии должна принадлежать законному представителю. Если ее подписывает иное уполномоченное лицо, в тексте претензии и в числе приложений к ним должна быть доверенность.

Структура претензии, как правило, ничем не отличается от большинства документов: шапка, наименование, описательная часть, изложение требований, список приложений и подписи с реквизитами.

Что указываем в шапке

Во вводной части (шапке) указываем:

  • адресата, т. е. поставщика – само юридическое лицо или его руководитель, указанный в договоре;
  • его реквизиты и адреса: организационно-правовая форма, ОГРН и (или) ИНН, адрес (по ЕГРЮЛ), почтовый адрес (если указан в договоре), номер телефона;
  • ваши данные, реквизиты и адреса;
  • дата и реквизиты претензии.

Что должно быть в части описательной

Описательную часть надо формулировать так, чтобы было понятно, какое нарушение допущено и в рамках какого отношения. То есть как минимум надо привести:

  • реквизиты договора, условия которого нарушены;
  • в чем состоит нарушение обязательств поставщиком;
  • пункты договора и нормы закона.

Если за товар внесена предоплата, обязательно укажите:

  • сумму;
  • дату и номер счета;
  • реквизиты платежного поручения.

Помните о том, что даже если срок поставки не определен, его можно установить по правилам ст. 508 ГК (при партионной поставке) или по правилам ст. 314 ГК (при поставке целиком).

Контролировать поставки легко с сервисом МойСклад – все в одном окне: товарный учет, документооборот, расчеты с поставщиками и клиентами.

Попробовать бесплатно.

Например:

«Договором от 11.09.2022 № КГ-2341 не определен срок поставки предмета указанного договора – торгового оборудования, – момент заключения не совпадает с моментом исполнения, из других условий срок определить не представляется возможным. В этой связи и на основании п. 2 ст. 314 ГК РФ, вы обязаны были поставить товар в течение семи дней с момента предъявления нашей организацией требования о поставке. Наше требование предъявлено 11.10.2022, но до настоящего дня товар не поставлен».

Формируем требования

Главная идея в том, чтобы четко донести до поставщика, что вы хотите в связи с тем, что он нарушил свои договорные обязательства.

Например, вы не получили товар в срок, при этом внесена предоплата. Можете потребовать ее возврата плюс уплаты процентов по ст. 395 ГК. Проценты эти можно потребовать за период со дня, когда поставщик должен был передать вам товар, до дня возврата предоплаты (п. 4 ст. 487 ГК).

Например:

«На основании изложенного и в соответствии со ст. 395, п. п. 3, 4 ст. 487 ГК РФ прошу в срок до (указать точную дату) включительно вернуть сумму предоплаты за непереданный товар в размере 100 000 руб., а также уплатить проценты на сумму предоплаты за период с (указать срок поставки согласно Договора) до дня фактического возврата суммы предоплаты».

Или можете потребовать передать вам оплаченный товар и уплатить неустойку за просрочку, установленную законом или договором.

Например:

«На основании изложенного и в соответствии с п. 3 ст. 487, п. 1 ст. 330, ст. 521 ГК РФ прошу в срок до 15 ноября 2022 г. передать оплаченное торговое оборудование и уплатить неустойку за просрочку поставки товара согласно п. 8 Договора в размере 2 689,59 (две тысячи шестьсот восемьдесят девять) руб. 59 коп. Расчет прилагается».

Четкие требования полезны и нарушителю, и, тем более, вам: при отсутствии конкретного требования суд может решить, что претензионный порядок не соблюден. Есть смысл:

  • соблюдать формулировки договора и (или) закона со ссылкой на статьи и пункты;
  • при требовании возврата денег указывать точную сумму.

Укажите срок для исполнения требования и подчеркните, что в случае неисполнения вы обратитесь в суд.

К слову, с этим не надо затягивать, но и торопиться не стоит: заявление будет возвращено, если на день подачи не истек срок досудебного урегулирования, отсутствует ответ на претензию и документ, подтверждающий ее отправку, см. п. 22 постановления Пленума ВС от 22.06.2021 № 18).

Что приложить?

Четкого перечня нет, но, как правило, прилагаются в копиях:

  • договор, по которому предполагалась поставка;
  • документы, подтверждающие нарушение;
  • документы, обосновывающие требования (копии платежек, накладные, расчет неустойки и процентов по ст. 395 ГК и т. п.);
  • документы, свидетельствующие о предварительной переписке (при наличии).

Обязательно проверьте, нет ли в законе или в договоре перечня документов, необходимых для отправки наряду с претензией. Если такой список есть, и вы его не соблюли, то и досудебный порядок суд может счесть несоблюденным. В принципе, доказать суду обратное возможно (учитывая позицию ВС, п. 17 постановления Пленума от 22.06.2021 № 18), но потребует лишних усилий.

МойСклад позволяет управлять продажами, закупками и финансами в одном месте. Розница, опт, онлайн-торговля – выберите возможности для себя. Это бесплатно.

Содержание страницы

  1. Недопоставка или непоставка?
  2. Законодательное регулирование случаев недопоставки
  3. Как действовать покупателю, обнаружившему недопоставку
  4. Недопоставка партии товара
  5. Ответственность поставщика, допустившего нарушение

Неприятной неожиданностью для покупателя становится несоответствие количества товаров по документам и по факту. Налицо нарушение договора поставки, что же предпринять в этом случае? Как правильно оформить недостаточный объем полученного товара? Какая ответственность предусмотрена для нерадивого поставщика? Рассматриваем в этой статье.

Если агент-грузоотправитель не является стороной договора поставки, ему нельзя предъявить иск о взыскании задолженности за недопоставку товара, даже при условии, что указанное лицо ответственно за качество и количество поставляемого товара в силу договора агентирования и локального акта, обязательного для агента и сторон договора поставки.
Посмотреть мнение суда

Недопоставка или непоставка?

Гражданский кодекс Российской Федерации, рассматривая вопросы поставок по соответствующим договорам, не дает разъяснений, что именно считается недопоставкой. Тем не менее покупатели, к сожалению, нередко встречаются с этим явлением на практике. Суды накопили достаточно прецедентов, связанных с недопоставками, поэтому сложилось следующее ее определение.

Вопрос: Каковы особенности расчета неустойки при недопоставке или просрочке поставки партии товара?
Посмотреть ответ

Недопоставка товаров – это нарушение поставщиком прописанных в договоре поставки или в других товаросопроводительных документах условий относительно объема фактически доставленного товара. Иными словами, на склад покупателя прибыло меньше товара, чем было указано:

  • в договоре поставки;
  • в счете-фактуре;
  • в накладной и др.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! По имеющемуся судебному прецеденту к недопоставке относят также отсутствие возможности совершить выборку товара, если в этом виновен поставщик.

Не относится к недопоставке задержка с привозом всего товара или его очередной партии – такое нарушение называется непоставкой.

Каков порядок действий покупателя, если при приемке товара выявлена недопоставка (расхождение по количеству)?

Законодательное регулирование случаев недопоставки

ВАЖНО! Образец акта о расхождении по количеству и качеству товара от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Поскольку недопоставка – это нарушение условий договора, юридически она подпадает под требования к договорам купли-продажи, поскольку является их разновидностью. Эти договора проходят по ведомству гл. 30 ГК РФ (параграф 3 «Купля-продажа»).

П. 5 ст. 454 ГК РФ подтверждает, что договор поставки относится к купле-продаже по умолчанию, если в его тексте не предусмотрены другие особенности. В гл. 30 ГК РФ недопоставка регламентируется ст. 511 и 512.

Возмещение убытков вследствие недопоставки пострадавшая сторона может осуществить в соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ.

Если недополученный товар был оплачен заранее, кроме возврата денег, могут быть взысканы и проценты – эту норму предусматривает ст. 395 ГК РФ.

Односторонний отказ от договора поставки обосновывается в пп. 1, 2 ст. 523 ГК РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в договоре поставки не закреплены какие-либо специальные нюансы, на него автоматически распространяются общие требования к договорам (ст. 420-453 ГК РФ) и обязательствам (ст. 307-419 ГК РФ).

Как действовать покупателю, обнаружившему недопоставку

Проверяя накладные и считая груз, покупатель обнаружил расхождение. Налицо недопоставка. Как правильно оформить это нарушение?

  1. Фиксация недопоставки. Первый шаг – документальное закрепление обнаруженного несоответствия количества товаров и цифр в сопроводительных документах. Это делается с помощью специализированного акта, который составляется представителями покупателя и поставщика. Если поставщика привлечь невозможно (например, груз доставляется транспортной компанией), такую ситуацию лучше предвидеть заранее и прописать в договоре поставки возможность актировать недостачи с участием независимого лица. Формы актов стандартные:
    • ТОРГ-2 – для приема отечественных товаров;
    • ТОРГ-3 – применяется для товаров от импортных поставщиков;
    • М-7 – приемка материалов.
  2. Если недопоставка обнаружилась не сразу, форма акта может быть свободной (например, пересчитано общее количество упаковок, а при их вскрытии выяснилось, что некоторые упаковки неполные). В этом случае необходимо доказать, что при приемке не было возможности проверить реальное количество товара.

    К СВЕДЕНИЮ! Для дополнительной фиксации факта недопоставки рекомендуется сфотографировать накладные, а также товар, если это покажет недопоставку (неполная тара, груз, который можно пересчитать на фото и др.).

  3. Отметка в накладной. В товаросопроводительном документе необходимо отметить факт недопоставки. Если в накладной несколько наименований, отметку надо поставить только в тех строках, где товаров недостает, а в конце приписать, что по остальным позициям расхождений нет. Также в накладной следует указать номер составленного акта о недопоставке.
  4. Составление письма-претензии. В более или менее свободной форме составляется документ-претензия, где указываются данные о недопоставке: наименование и количество товара по договору и по факту, номер составленного акта. Претензия направляется поставщику в срок, оговоренный в соглашении, либо как можно раньше по обнаружении недопоставки. В претензии нужно также указать одно из следующих требований или их приемлемую комбинацию:
    • отказ от партии товара с обнаруженной недостачей с возвратом предоплаченных за нее денег;
    • возмещение средств на покупку недостающего количества товара у другого поставщика;
    • доставка недостающего количества в оговоренный срок;
    • пересмотр количества товара в сопроводительных документах и договоре поставки (покупатель соглашается на сокращенную партию с перерасчетом стоимости).
  5. Ответное действие поставщика. Зависит от требования, высказанного покупателем:
    • если покупатель отказался от сделки, необходимо вернуть деньги, уже уплаченные за товар;
    • перечислить деньги придется и в случае требования о возмещении недопоставки;
    • когда требуется восполнение или пересмотр размера партии в сторону уменьшения, поставщику надо будет изменить счета-фактуры, заверить их подписями руководства и отметить дату исправления (сами накладные исправлять не нужно, поскольку имеется акт о недопоставке, номер которого в них вписан при фиксации).
  6. Крайняя мера. Если ответного действия поставщика не последовало в течение месяца (или другого оговоренного срока) после направления претензии, нужно подавать судебный иск о недопоставке – его должны рассмотреть в срок до 3 месяцев. Возможно, потребуется дальнейшее обращение в исполнительные службы.

Недопоставка партии товара

Не всегда заказ от поставщика должен прибыть к покупателю одномоментно. Ст. 508 ГК РФ разрешает разбивать доставку на партии, оговаривая размеры и сроки доставки каждой из них. Если сроки специально не оговорены, по умолчанию за период принимается месяц. Как в таких ситуациях быть с недопоставкой, обнаруженной в одной из партий? Закон рекомендует правила (ст. 511 ГК РФ), но стороны в договоре могут их изменить и установить свою процедуру:

  1. Если одна из первых партий поставки оказалась с недостачей, поставщик должен восполнить ее в одной или нескольких следующих партиях.
  2. Если не предусмотрено иного, недостачу нужно восполнить до истечения действия договора поставки, иначе к недопоставке добавится срыв сроков.
  3. Если поставщик восполнил недопоставку после окончания установленного срока, он не вправе требовать за это оплату и даже обязан вернуть покупателю предоплату, если таковая была вручена.
  4. Если товар доставлялся сразу нескольким получателям и в одной из партий обнаружилась недопоставка, она не перекрывается «лишним» товаром, отгруженным другому покупателю – восполнять недопоставку придется тому адресату, с кем был заключен договор и кому именно товар «недовезли» (п. 2 ст. 511 ГК РФ).

Ответственность поставщика, допустившего нарушение

Если выявлена и зафиксирована недопоставка, поставщик оказывается виновным в ненадлежащем исполнении договора и к нему может быть применена одна из форм имущественной ответственности:

  • возмещение покупателю нанесенных убытков;
  • выплата предусмотренной договором неустойки;
  • при оплате товара авансом – взыскание процентов.

Предъявление претензии поставщику: основания и порядок

В соответствии со ст.518 Гражданского кодекса РФ, покупатель по договору поставки в случае предоставления ему товаров ненадлежащего качества вправе предъявить поставщику одно из следующих требований:

  • о снижении покупной цены товара соразмерно выявленным недостаткам;
  • об устранении недостатков за счет поставщика;
  • о возмещении расходов на устранение обнаруженных недостатков покупателем или третьими лицами по поручению последнего.

При этом потребовать полного возврата уплаченной за товар суммы или обмена товара на аналогичный покупатель может только в том случае, если выявленные недостатки носят неустранимый характер.

В целях реализации прав покупателя по договору поставки последний обязан уведомить поставщика о выявленных недостатках товара, направив в его адрес соответствующую претензию.

Как составить претензию

Закон допускает предъявление претензии поставщику исключительно в письменной форме – в противном случае уведомление об обнаружении недостатков считается ненаправленным, а сопутствующие требования – незаявленными.

Поскольку унифицированного образца документа такого плана не предусмотрена, при ее составлении следует опираться на общие рекомендации. Так, претензия поставщику должна содержать:

  • описание самого факта разногласия (то есть собственно, претензию);
  • отсылку к первичному договору поставки;
  • основание предъявляемых требований с указанием подтверждающих документов (например, несоответствие поставленного товара сертификатам качества).

Кроме того, в претензии необходимо указывать конкретные сроки, в течение которых поставщику надлежит принять меры к устранению выявленных недостатков и удовлетворить требования продавца.

Сроки направления претензии

Закон не конкретизирует временной промежуток, в течение которого покупателю, обнаружившему недостатки поставленного товара, надлежит поставить об этом в известность поставщика. ГК лишь использует формулировку «разумный срок», не расшифровывая это понятие.

Исходя из судебной практики, разумным считается срок, достаточный для того, чтобы покупатель мог удостовериться в наличии и характере выявленных недостатков, попытаться устранить их самостоятельно, а затем – оформить и направить претензию поставщику.  

Последствия неисполнения требований, изложенных в претензии

Согласно ст.520 ГК РФ, в случае неисполнения  поставщиком изложенных в претензии требований, покупатель имеет право самостоятельно приобрести аналогичный товар у других лиц, а затем отнести все понесенные им расходы на поставщика.

Иными словами, покупатель может приобрести качественный товар в другом месте, выставив поставщику счет за покупку полном объеме. Отказ от оплаты выставленного счета является основанием для обращения в суд с иском о возмещении понесенных расходов.

Обратиться в суд покупатель вправе и без до приобретения товара – на этапе отказа поставщика от исполнения предъявленных ему требований о замене поставленного товара, возмещения или снижения покупной цены.

Претензия по недопоставке продукции является способом разрешения спорных ситуаций, связанных с неполучением или неполным получением объема товаров, предусмотренных договором поставки, заключенным между юридическими лицами.

Файлы в .DOC:Бланк претензии по недопоставке продукцииОбразец претензии по недопоставке продукции

Дифференциация договоров

Заключение договоров поставки – это прерогатива юридических лиц и ИП. Договор, заключенный на тех же условиях, но уже с участием физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, будет являться стандартным договором купли-продажи.

Срок подачи претензии

Закон не устанавливает точных сроков направления претензии, ограничиваясь расплывчатым определением «разумного срока». Исходя из существующей практики, разумный срок можно установить равным примерно одному месяцу с момента выявления факта недопоставки продукции.

Однако, исходя из того, что срок исковой давности по спорам, проистекающим из договоров поставки, составляет три года, можно предположить возможность направления претензии до истечения срока исковой давности.

Выявление недопоставки

В договоре поставки задействованы две стороны – поставщик (продавец) и покупатель. Соответственно, поставкой продукции и товаров занимается поставщик, а это значит, что возможность написания претензии по недопоставке существует только у покупателя.

Факт недопоставки выявляется в ходе осуществления договора, когда покупатель либо обнаруживает недостачу продукции при ее получении, либо вообще не получает от продавца обговоренную в договоре продукцию. Факт недостачи выявляется в момент приема полученного товара и оформляется соответствующим актом.

Претензия по недопоставке продукции. Часть 1

Факт непоставки продукции выявляется в связи с нарушением продавцом срока поставки, обговоренного либо в самом договоре, либо в дополнительном соглашении к нему.

Разумеется, не исключен фактор банального запаздывания с исполнением договорных обязательств. Однако срыв сроков поставки – это уже повод для претензии и взыскания штрафных санкций.

Составление претензии

Ни один нормативный акт не регламентирует форму и содержание претензий. Это означает, что покупатель по договору поставки оформляет претензию о недопоставке продукция, исходя из общих правил деловой переписки. В целом претензия по недопоставке включает в себя следующие структурные элементы:

  1. «шапку» претензии, в которую входит наименование и адрес претенциониста, и наименование и адрес поставщика. Если предприятие покупателя применяет в деловой переписке собственный фирменный бланк, то все необходимые реквизиты автора претензии уже будут интегрированы в текст, поэтому впечатывать их дополнительно не потребуется;
  2. описательную часть претензии, включающую в себя сведения об основном договоре поставки и его реквизитах;
  3. мотивировочную часть претензии, в которой излагаются сведения о недопоставке, способе ее выявления, документах, подтверждающих недопоставку и ссылки на параграфы и пункты договора, в которых регламентированы обязанности поставщика;
  4. резолютивную часть, содержащую в себе требования покупателя;
  5. срок, который покупатель отводит поставщику на удовлетворение требований;
  6. список приложений к претензии (опционально при необходимости);
  7. дату отправки претензии и подпись должностного лица.

Претензия по недопоставке продукции. Часть 2

Составляется претензия в двух экземплярах, из которых один направляется поставщику, а второй приобщается к договору поставки, хранящемуся и покупателя.

Требования претензии

Список требований может быть достаточно вариативным, что обусловлено партнерскими отношениями между контрагентами, степенью доверия или недоверия, повторяющимися случаями недопоставки и т.д.

В зависимости от этих критериев, покупатель может требовать:

  • осуществления поставки в полном объеме;
  • осуществления поставки, оплате штрафных санкций и расторжения договора поставки;
  • расторжения договора с прекращением договорных обязательств и выплаты штрафных санкций.

Направление претензии

Если сам договор не содержит четких договоренностей относительно способа обмена претензиями и корреспонденцией, то можно выбрать любой способ из списка ниже, а именно:

  • вручить претензию поставщику лично через курьера или нарочного;
  • отправить претензию по почте заказным письмом с обратным уведомлением о вручении.

Любой из этих способов обеспечит покупателя доказательством факта вручения претензии, которое обязательно потребуется в случае, если спор дойдет до арбитражного суда.

Ожидание ответа

У поставщика есть три варианта реагирования на претензию:

  • принять и исполнить требования контрагента полностью или частично;
  • не согласиться с требованиями и дать мотивированный ответ;
  • проигнорировать претензию.

Игнорирование, то есть отсутствие ответа на претензию в течение 40 дней с момента ее получения эквивалентно отказу в удовлетворении претензии, что является основанием для обращения в суд.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Что указать в претензии о нарушении комплектности товара

Возвращение некачественной продукции в магазин – сложный процесс, поскольку продавцы не желают терять свою прибыль и отказываются принимать товар обратно. Вместе с тем по закону Потребитель вправе вернуть бракованное изделие или поменять его на аналогичное. Для того, чтобы добиться удовлетворения своих требований, необходимо подать продавцу претензионное письмо.

В статье рассмотрим, в каких случаях пишется претензия, как правильно ее составить, что вправе потребовать покупатель от продавца, как направить претензию в магазин.

В каких случаях составляется претензия на возврат некачественного товара?

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы, обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

В момент покупки товара следует внимательно его осмотреть на предмет дефектов. Покупатель вправе обратиться с претензией к продавцу, если установит, что:

  • продукция не соответствует требованиям ГОСТа, ТУ, других нормативных документов;
  • изделие нельзя использовать по назначению из-за производственного брака или причинения продавцом физического повреждения до момента передачи товара клиенту;
  • товар не соответствует тем характеристикам и описанию, которые даны продавцом;
  • признаки недоброкачественности заметны визуально;
  • магазин не предоставил сертификаты качества и безопасности, документацию от производителя;
  • на момент продажи продуктов истек Срок годности;
  • на изделии отсутствует предусмотренная законодательством маркировка.

Бывает, что дефекты выявляются через какое-то время после покупки в процессе использования продукции. Поэтому следует помнить о предельных сроках для обращения к продавцу за возвратом некачественного товара. Так, для непродовольственных изделий определяется гарантийный период в пределах двух лет. На продукты устанавливается срок годности.

Важно! Для технически сложного товара действует правило 15 дней. По незначительным недостаткам нужно успеть обратиться в магазин в течение двух недель. За пределами этого срока удовлетворению подлежат претензии только по существенным недостаткам.

Как правильно составить претензию на некачественный товар?

Для возврата или замены продукции с дефектами клиент должен обратиться в магазин с письменной претензией. Рассмотрим пошаговый алгоритм по составлению заявления к продавцу.

В сложившейся практике принято начинать составление обращения с заполнения информации о продавце и покупателе. В правом верхнем углу листа формата А4 Гражданин пишет наименование магазина с юридическим адресом и контактным телефоном. Если известно должностное лицо, уполномоченное заниматься рассмотрением обращений клиентов, необходимо указать его должность и ФИО.

Затем гражданин указывает свои ФИО, фактический адрес проживания и контактный телефон для связи. Если он хочет получить ответ на обращение в электронном виде, можно указать электронную почту.

Шаг 2 – Описание причин возврата продукции

Обязательно пишется название документа «претензия» или «заявление», которое располагается под «шапкой» посередине листа. Далее следует подробное описание обстоятельств совершения покупки и выявленных недостатков.

Клиент указывает следующую информацию:

  • дату совершения сделки;
  • реквизиты договора, если он заключался в письменном виде;
  • подробное описание продукции (наименование, Торговая марка, технические характеристики, прочие сведения, позволяющие индивидуализировать товар);
  • когда были обнаружены недостатки;
  • перечень выявленных дефектов.

Важно! Нужно акцентировать внимание на то, что недостатки возникли до передачи товара клиенту. В качестве доказательства вины производителя или магазина можно сослаться на результаты экспертизы, проведенной по инициативе покупателя.

Шаг 3 – Формулирование конкретного требования к продавцу

Обращение завершается конкретным требованием, которое должен выполнить магазин.

Пример: «Прошу заменить некачественный товар на аналогичный той же модели» или «Прошу расторгнуть Договор купли-продажи и вернуть деньги за некачественную продукцию».

Также в этом разделе обращения следует определить для продавца конкретный срок на рассмотрение заявления.

Нужно помнить! В соответствии со статьей 21 Закона о защите прав потребителей замена продукции с дефектами должна быть произведена в течение семи дней с момента обращения клиента к продавцу.

В случае, когда требуется дополнительная проверка названный период увеличивается до 20 дней. При проведении гарантийного ремонта он не должен превышать 45 дней.

Требования о возврате денег рассматриваются в течение 10 дней.

В конце документа составляется список приложений. Например, указывается договор купли-продажи, чек об оплате, гарантийный талон. Перечисленная документация должна быть приобщена к обращению в качестве доказательств.

Образец претензии на некачественный товар

Дорогие читатели! Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефону (звонок бесплатный): 8 (800) 302-32-85

Предлагаем оформить заявление к продавцу по одному из образцов, разработанных нашими юристами.

Что указать в претензии о нарушении комплектности товара

Скачать образец претензии о замене некачественного товара

Что указать в претензии о нарушении комплектности товара

Скачать образец претензии на возврат денег за некачественный товар

Что указать в претензии о нарушении комплектности товара

Скачать образец претензии в интернет магазин

Если у вас возникли сложности при составлении претензии, рекомендуем обратиться к квалифицированному юристу, который поможет разобраться в ситуации, подберет оптимальную стратегию защиты и грамотно составит заявление в магазин.

Что вправе потребовать покупатель от продавца?

В статье 18 Закона о защите прав потребителей перечислены права, которыми клиент может воспользоваться по своему выбору. При обнаружении дефектов у продукции гражданин вправе потребовать:

  • обмена изделия на другой той же марки или с другой модели с перерасчетом стоимости;
  • пропорционального снижения первоначальной цены с учетом существенности недостатка и его влияния на потребительские свойства товара;
  • устранения дефекта за счет магазина;
  • оплаты расходов, понесенных в связи с проведением ремонта у третьего лица;
  • расторжения договора и возврата денег за некачественный товар.

Дополнительно клиент может попросить продавца компенсировать Моральный вред, причиненный продажей некачественного изделия (статья 15 Закона о защите прав потребителей).

Как направить претензию в магазин?

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

Претензия на некачественную продукцию вручается сотруднику магазина, уполномоченному принимать обращения от клиентов. Покупателю нужно проследить за тем, чтобы на его экземпляре документа проставили входящий штамп с датой регистрации и подписью ответственного работника.

Бывает, что у гражданина нет возможности посетить магазин лично. В таком случае он вправе воспользоваться одним из следующих вариантов:

  • поручить подачу претензии представителю по нотариальной доверенности;
  • направить документы через Почту России или курьерскую службу путем оформления заказного письма с уведомлением;
  • написать продавцу через форму обратной связи на сайте.

Важно, чтобы при направлении претензионного письма любым из названных способов оно было получено магазином. Следует сохранить доказательство получения, поскольку в дальнейшем может возникнуть необходимость в подаче жалобы в Роспотребнадзор или искового заявления в суд.

Юридическая помощь при составлении претензии

Для того, чтобы грамотно составить претензию на некачественный товар, желательно хорошо разбираться в нюансах законодательства о защите прав потребителей. Если у вас нет опыта оформления претензионных писем, предлагаем обратиться к квалифицированным юристам на нашем сайте. Они проведут бесплатную консультацию и ответят на все вопросы.

Юрист. Общий трудовой стаж 10 лет. Член Ассоциации юристов России. Занимаюсь проверкой и редактурой публикаций на сайте. Оказываю квалифицированную юридическую помощь. Моя почта: savo992@bk.ru, профиль на ЯндексУслугах.

Претензия на возврат товара поставщику: образец

Когда нужно вернуть товар ненадлежащего качества, составляется претензия на возврат товара поставщику. Образец — ниже на странице. Документ важно верно оформить, а операцию отразить в бухгалтерском учете. Как правильно составить претензию на возврат товара — читайте далее.

Образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества поставщику

Что указать в претензии о нарушении комплектности товара

При поставке товаров обычно оформляют:

Получая товар, обязательно проверьте, соответствует ли он описанию в этих документах. Вы можете найти расхождение по количеству или качеству — недостачу, Брак, другое несоответствие. Проводите проверку как можно внимательнее: после приемки товара вернуть его будет сложно. А после оплаты станет почти невозможно доказать, что он был некачественным.

Если нашли несоответствие в заказе — нужно его вернуть. Скачайте наш образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества поставщику и читайте инструкцию, как заполнить документ. Мы также ответили на вопросы, которые чаще всего возникают при оформлении.

Итак, разберем, как правильно составить претензию на возврат товара.

Перед тем, как составлять претензию, заполните акт о расхождении по качеству по форме ТОРГ-2. В нем укажите, что именно вас не устроило в товаре.

Как правильно составить претензию на возврат товара

Претензию составляют в произвольной форме. Главное — отметить все необходимые сведения, реквизиты и суть требований. Обязательно укажите:

  • название, адрес и реквизиты покупателя,
  • дату составления,
  • характеристики спорного товара — опишите все недостатки, сославшись на акт расхождений,
  • требования к поставщику, например, устранение недостатков или возмещение ущерба,
  • подписи ответственных за получение товара сотрудников и директора.

Если хотите, можете указать нормы законодательства, на основании которых предъявляете требования, например, ст. 475 Гражданского кодекса.

Смотрите наш актуальный в 2021 образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества — в нем есть все нужные реквизиты и пункты. В МоемСкладе есть бланк, подходящий к любой спорной ситуации: возврат денег, устранение брака, замена ТМЦ — скачайте и дополните его по необходимости.

Бланк претензии на возврат товара ненадлежащего качества (образец 2021 года)

Передать документ поставщику можно лично, почтой или курьером. Если реакции на претензию не будет или Продавец откажет в удовлетворении требований, через 30 дней можно обратиться в суд.

Укажите в претензии срок, в который ожидаете получить ответ от поставщика — тогда он не сможет затянуть с решением.

Образец претензии на возврат денег за товар ненадлежащего качества

Если вы решили вернуть потраченные средства, потребуется образец претензии поставщику на возврат денег за товар ненадлежащего качества. В этом случае в документе надо отметить, каким способом хотите получить их назад, например, указать номер расчетного счета.

Что указать в претензии о нарушении комплектности товара

Покупатель может обратиться к поставщику с претензиями в течение двух лет после покупки, если другие сроки не указаны в договоре (ст. 477 Гражданского кодекса). Но тогда он должен будет доказать, что недостатки у товара были еще до его поставки.

Более 1 000 000 компаний уже печатают счета, накладные и другие документы в сервисе МойСклад Начать использовать

При составлении претензии возникают различные вопросы, например, о доставке спорного товара. Мы разобрали самые распространенные.

Какие еще документы, кроме претензии поставщику, нужно оформить?

Надо оформить акт о расхождении по качеству по форме ТОРГ-2. После составления этого документа можно приступать к претензии на возврат поставщику товара ненадлежащего качества. Образец здесь.

Мы направили поставщику бланк претензии на возврат товара. Кто должен оплатить доставку?

Вы вправе потребовать, чтобы поставщик сам забрал товар, или можете сами отправить брак, тогда расходы за доставку покрывает продавец.

За образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества поставщику мы взяли документ, который используют в нашей фирме с 1997 года. Он не устарел?

Нет. Если в нем есть все нужные реквизиты, можете его использовать, но лучше сверьтесь с нашим бесплатным образцом претензии на возврат товара поставщику.

Где взять актуальный в 2021 бланк претензии на возврат товара ненадлежащего качества? Образец нужен, чтобы вернуть партию телевизоров.

Неважно, что именно вы хотите вернуть, главное — укажите необходимые реквизиты, которые должна содержать претензия на возврат товара ненадлежащего качества. Образец-2021 можно скачать здесь.

  • Вам также пригодятся:
  • Счет-фактура
  • ТОРГ-2
  • Другие формы документов

Претензии по договору поставки

ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА

Что указать в претензии о нарушении комплектности товара

Бортников В. В., практикующий юрист

 Последствия несоблюдения условий договора поставки неблагоприятны для обеих сторон этого договора.

Поставщик чаще всего недополучает деньги за отгруженный товар и испытывает нехватку денежных средств, а покупатель остается недовольным качеством отгруженных товаров.

Прежде чем обращаться в суд, который может занять немало времени, попробуйте урегулировать взаимное недовольство путем проведения претензионной работы.

По договору поставки поставщик обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Соответственно, покупатель обязан принять и оплатить поставленные товары. Однако нередко поставщики и покупатели нарушают условия договора. Чаще всего это связано с нарушением сроков поставки товаров, сроков оплаты и качества товаров.

 ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Договор поставки – это частный случай купли-продажи, которой посвящена гл. 30 Гражданского кодекса РФ.

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ). Основными обязанностями покупателя при приобретении товаров являются прием товаров и их оплата (ст. 516 ГК РФ). То есть обеими сторонами договора поставки должны быть хозяйствующие субъекты.

Как правило, стороны договора пытаются разрешить возникшие споры в порядке досудебного разбирательства.

А именно путем переговоров, обмена письменными претензиями, изменением условий договора, составлением необходимых протоколов, обмена телеграммами, факсами и др.

 Если сторонам договора поставки не удается решить возникшие споры мирным путем, дальнейший спор может разрешиться только в судебном порядке.

Обычно досудебный порядок урегулирования споров закрепляется в условиях договора поставки товаров. И в этом случае для подачи искового заявления необходимо подтвердить соблюдение досудебного порядка урегулирования споров.

 ПЕРВОИСТОЧНИК

Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

— Пункт 5 ст. 4 АПК РФ.

Основные моменты, на которые следует обратить внимание

Установление претензионного порядка. В отношении договора поставки обязательного претензионного порядка законом не предусмотрено, однако стороны вправе установить его в договоре. Возможность установления претензионного порядка по договору поставки подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2010 № Ф07-8837/2010).

Дата составления претензии и срок ответа на претензию. Для надлежащего подтверждения предъявления претензии целесообразно установить срок выполнения действий, указанных в претензии. Например, замена товара ненадлежащего качества или погашение задолженности по договору поставки.

Соответственно, для разрешения спора в суде необходимо подтвердить предоставление возможности стороне, нарушившей условия договора поставки, исполнить свои обязательства в досудебном порядке. Более того, договором может быть установлен срок предъявления претензии (например, семь календарных дней с момента поставки товара). В случае пропуска данного срока претензионный порядок будет нарушен.

Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора, о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре или об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

 ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Вопрос об обоснованности предъявления претензии о количестве товара с нарушением срока и порядка, установленных договором, решается в судебном порядке.

Таким образом, если договором предусмотрен особый претензионный порядок (например, в течение какого-либо периода времени), то в случае невыполнения данного правила продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора о качестве или об ассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании или об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и(или) упаковки товара, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора. Данная позиция подтверждается судебной практикой (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 № 09АП-4614/14).

Немаловажным моментом является указание срока ответа на претензию, поскольку неудовлетворительный ответ или бездействие контрагента служит поводом для обращения в суд.

Для того чтобы обезопасить себя, рекомендуем, наряду с особым претензионным порядком, закрепить особый порядок ответа на претензию.

А именно, в договоре необходимо указать срок ответа на претензию и условие о том, что претензия считается полученной, если ответ на нее не поступил в установленный договором срок.

В договоре можно написать примерно следующее:

  • Урегулирование споров
  • Все разногласия и споры, возникающие при исполнении настоящего Договора, стороны разрешают путем переговоров с соблюдением претензионного порядка.
  • В случае получения претензии сторона обязана ее рассмотреть и направить ответ заявившей претензию стороне в течение 10 рабочих дней со дня получения претензии.
  • Если претензия оставлена без рассмотрения, а также в случае отказа в ее удовлетворении (полного или частичного), сторона, направившая претензию, в течение 30 рабочих дней со дня получения претензии другой стороной вправе передать спор на рассмотрение в арбитражный суд.

Претензии могут выставлять обе стороны, являющиеся сторонами договора поставки.

Не забудьте про пени, штрафы и проценты

Очень важно в претензии указать все требования, а не только сумму основного долга, а именно: суммы пеней и штрафов, требование об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.

В противном случае суд может отказать во взыскании требований, не указанных в претензии, со ссылкой на несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров.

При несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора, установленного договором, данный факт является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

 ПОЗИЦИЯ СУДА

Если претензионный порядок в отношении пеней и штрафов, а также требование об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами не соблюдены, суд вправе оставить Иск без рассмотрения в части дополнительных требований, не указанных в претензии.

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.12.2009 № А82-3419/2009-7.

Данная позиция основывается на том, что каждое требование, помимо суммы основного долга, является самостоятельным требованием, а следовательно, указание в претензии на сумму основного долга не подтверждает соблюдение досудебного порядка в отношении иных выплат.

Таким образом, требования об уплате пеней и штрафов, а также требование об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами в обязательном порядке должны быть указаны в претензии (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.

2009 № А43-30114/2008-15-816).

Претензия по недопоставке продукции

Поставка продукции осуществляется на основании заключенного между сторонами гражданско-правового договора. Однако нередки ситуации, когда товары поставляются в неполном объеме. При выявлении такого факта, необходимо составлять претензию по недопоставке продукции. Это обязательный этап досудебного урегулирования спора.

Претензия по недопоставке продукции составляется на основании положений гражданского законодательства – ГК РФ статья 511.

Данная претензия позволяет разрешить спор в досудебном порядке без заявления иска в суд. Претензии по недопоставке продукции должны составляться непосредственно после выявления нарушения условий соглашения.

Документ подлежит рассмотрению поставщиком в течение 10 суток с момента получения.

Претензия о недопоставке продукции: срок подачи

Законодательно не установлено четких сроков подачи претензии, ограничиваясь понятием «разумного срока».

Исходя из этого, таким периодом можно обозначить равный одному месяцу со дня выявления факта недопоставки продукции.

Исходя из того, что сроки исковой давности по спорам, связанным с договорами поставки, составляет 3 года, направлять претензии возможно до истечения срока исковой давности.

Содержание претензии по недопоставке продукции

Претензия по недопоставке продукции должна четко указывать, какие именно виды товаров, и в каком объеме не были поставлены. Претензия предлагает разрешить спор без судебных разбирательств в добровольном порядке. Основные положения претензии следует рассмотреть подробнее:

  • Претензия должна содержать ссылку на ранее заключенное соглашение о поставке. Необходимо указывать дату подписания и объект договора поставки;
  • Претензия включает сведения о том объеме товаров, которые не были поставлены. Если недопоставлено несколько видов продукции, каждый вид нужно указать отдельно;
  • Претензия содержит требование исполнить соглашение в полном объеме, выполнив поставку. При этом претензия содержит конкретный срок исполнения соглашения, который отсчитывается с момента получения данной претензии;
  • В претензии нужно предупреждать контрагента о последствиях ее неиспонления. Например, о начислении пеней или штрафов.

Указанные претензии должны включать дату подписания, сведения о подписавшем лице и паспортные личные данные такого лица. Кроме того, в претензии нужно отражать информацию о самой компании – наименование, адрес нахождения.

Особенности составления претензии о недопоставке продукции

Для оформления данного требования можно использовать любые типовые бланки. При распечатывании образца заполнения следует проверить отражение всех значимых обстоятельств, проставление даты и подписей.

Заполнение бланка требования осуществляется уполномоченным лицом компании. Как правило, это руководитель или его заместитель. Данные документы не заключаются и не могут быть расторгнуты, так как представляют собой требование одной стороны к другой.

При этом не нужно заверять их у нотариуса, так как подлинность не может вызвать сомнений.

Список требований в претензии

Перечень требований может быть достаточно разнообразным, что обуславливается партнерскими отношениями между продавцом и покупателем, уровнем доверия и другими моментами. В зависимости от этих критериев, покупатель может требовать:

  • Произвести поставку в полном объеме;
  • Реализовать поставку, оплатить Штраф и расторгнуть дальнейшее сотрудничество;
  • Расторгнуть договор и реализовать штрафные санкции.

Передача претензии

Если составленный документ не содержит определенных договоренностей касаемо способов обмена претензиями и корреспонденцией, можно выбрать один из следующих способов:

  • Передать претензию поставщику самостоятельно через курьера;
  • Направить претензию по недопоставке продукции заказным письмом с уведомлением о вручении.

Любой из перечисленных вариантов является доказательством факта вручения претензии, которое будет необходимо в судебных делах, если до этого дойдет дело.

Порядок подписания

Каждый экземпляр подписывается уполномоченным лицом компании. Рекомендуется оставлять одну копию требования для хранения в архиве.

Действие по доверенности допускается законом. Тогда к претензии нужно приложить такую Доверенность. При этом она должна содержать указание на правомочия лица по подписанию данных претензий.

Образец претензии на замену товара ненадлежащего качества

 Заявляя требование о замене товара, имейте в виду, что если товар принимается на диагностику, срок рассмотрения претензии с 7 днейувеличивается до 20 дней.

В связи с этим рекомендуется письменно заявлять требование о возврате денег, рассматриваемое в течение 10 дней, а устно договариваться о замене.

Наименование, адрес организации-продавца______________________________________Ф.И.О., адрес, контактный телефон потребителя______________________________________

ПРЕТЕНЗИЯ

«___»_________200__  года я приобрел(а) у Вас ________ (наименование, описание товара) стоимостью _____ рублей, что подтверждается ______ (товарным, кассовым чеком, квитанцией, накладной, иной документ).«___»_________200_ года в процессе эксплуатации товара в нем обнаружились обнаружились следующие недостатки: _________ (описание).

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать товар, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.В соответствии со ст.

18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:-потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п.5 ст.18 Закона).Согласно п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.В соответствии со ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» при замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производитсяПри замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренного статьей 21 настоящего Закона срока продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные ст. 21 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.

В связи с вышеизложенным, требую:

1. Заменить товар на _____ (указать один из вариантов: на аналогичный или на товар другой марки).

2. В случае необходимости проведения проверки качества, прошу Вас уведомить меня о дате, месте и времени ее проведения, с целью обеспечения моего присутствия. Товар для проведения проверки качества/экспертихы будет предоставлен мною лично.

В случае отказа в удовлетворении моих требований я буду вынужден(а) обратиться в Роспотребнадзор для проведения проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей ______ (наименование продавца), а также в суд за защитой своих интересов, где кроме вышеназванных требований будут выдвинуты иные, в том числе о взыскании неустойки за просрочку удовлетворения требований потребителя, компенсации морального вреда, возмещения расходов на оплату услуг представителя и иных судебных издержек.Кроме того, судом будет взыскан с Вас штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в порядке ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей».Прошу рассмотреть мою претензию в добровольном порядке.

Дата:Подпись:

РАСПИСКА В ПОЛУЧЕНИИ ПРЕТЕНЗИИ

ПРЕТЕНЗИЮ ПРИНЯЛ _______________________________/_______________                                                                (Ф.И.О., должность)       (подпись)         «____» ______ 201__ г.

м.п.                    

Заявление о недостатках товара в момент приемки

Статья 453 ГК содержит сроки, исчисляемые с момента обнаружения недостатков, по прошествии которых требование о недостатках не может быть заявлено.

Согласно данной норме покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о качестве товара в срок, предусмотренный законодательством или договором, а если такой срок не установлен, — в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено, исходя из характера и назначения товара.

Понятие критерия разумности в ГК не определено. Вместе с тем такой срок явно не должен исчисляться месяцами или даже годами.

Первичная приемка товара должна осуществляться в момент доставки товара . Факт доставки подтверждается накладной.

При обнаружении недостатков товара об этом сразу следует указывать в накладной и в акте приемки товаров по качеству.

Составив указанные документы в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от приемки товара либо принять его на ответственное хранение, сославшись на содержание ст. 484 ГК.

В случае приемки на ответственное хранение покупатель обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика. Порядок ответственного хранения регламентирован ст. 484, 776 — 796 ГК.

Для целей последующего доказывания в суде следует сохранять доказательства уведомления поставщика о поставке некачественного товара и принятии его на ответственное хранение.

Наилучшим будет являться непринятие товара вообще с учинением об этом отметки о причинах в накладной.

Если этого не сделать, покупателю и продавцу предстоит также разрешать и спор, связанный с вывозом товара, принятого покупателем на ответственное хранение, оплатой периода хранения, сохранностью за время хранения, восстановлением хронологии событий при поставке товара не в согласованном количестве и т.п.

Пример 1

Экономическим судом был рассмотрен иск ОАО «Покупатель» к ОАО «Продавец» о взыскании задолженности.

Между истцом и ответчиком заключен договор, во исполнение которого ответчик взял на себя обязанность поставить в адрес истца алкогольную продукцию. При приемке продукции по товарно-транспортной накладной обнаружена недостача (бой) восьми бутылок водки, составлен акт о расхождении по количеству и качеству, в связи с чем истцу причинены убытки.

  • Ответчик в отзыве на Исковое заявление в иске просит отказать по тем основаниям, что истцом нарушен трехмесячный срок, предусмотренный условиями договора, для направления претензии ответчику.
  • В судебном заседании Истец исковые требования поддерживает в полном объеме, в дополнение к иску пояснил, что положения договора ничтожны, срок предъявления претензии не может быть пресекательным и не освобождает поставщика от ответственности за поставку брака.
  • Суд установил следующее.
  • Во исполнение договора ответчик поставил истцу товар по товарно-транспортной накладной, в процессе приемки товара установлена недостача поставляемой продукции водки в количестве восьми бутылок, о чем составлен акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, о составлении указанного акта учинена отметка в товарно-транспортной накладной.
  • Истец платежным поручением оплатил весь объем продукции, включая недостачу.
  • Если продавец передал в нарушение условий договора покупателю меньшее количество товара, чем определено договором купли-продажи, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и его оплаты, а если он оплачен, — потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы .
  • Истцом в адрес ответчика направлена претензия, в которой он заявил требование о возврате уплаченной суммы в связи с недостачей (боем) продукции.
  • В ответе на претензию истца ответчик истребовал копию ТТН, акт о приемке товара по количеству и качеству (оригинал), расчет суммы боя, акцизные марки.
  • Письмом истец направил в адрес ответчика истребованные документы.
  • Вместе с тем ответчик возврат уплаченных истцом средств за непоставленный товар не произвел.
  • Доводы ответчика о пропуске истцом трехмесячного срока, предусмотренного условиями договора, для направления претензии ответчику являются необоснованными в силу следующего.

Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи, в том числе о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) упаковке товара в срок, предусмотренный законодательством или договором . Если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора купли-продажи, он не вправе ссылаться на положения, предусмотренные п. 1, 2 ст. 453 ГК .

Суд приходит к выводу, что сам факт составления акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, а также отметка в товарно-транспортной накладной о составлении указанного акта свидетельствуют о том, что ответчик, как продавец, знал о несоблюдении им условий договора по количеству поставленного товара. Более того, как указано выше, истцом в адрес ответчика направлена претензия.

  1. Следовательно, истец надлежащим образом исполнил свою обязанность по извещению ответчика о ненадлежащем исполнении договора.
  2. При этом действия ответчика по истребованию письмом без даты и номера оригиналов документов свидетельствуют о его недобросовестном поведении, поскольку указанное письмо ответчика направлено истцу в предпоследний день трехмесячного срока, предусмотренного условиями договора.
  3. Суд пришел к выводу, что исковые требования обоснованы, подтверждены документально, поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.
  4. Пример 2
  5. Экономическим судом было рассмотрено дело по иску ООО «Поставщик» к ОАО «Покупатель» о взыскании с ответчика основного долга.
  6. В судебном заседании истец требования по иску поддержал, указал на длительный период просрочки оплаты, отсутствие доказательств направления ему замечаний по качеству товара в течение сроков, установленных договором и законом.

Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании требования не признал. Указал на несоответствие товара устно согласованным сторонами условиям, а также невыполнение товаром (оборудованием) задачи по подавлению пыли в очагах ее образования.

Экономический суд установил следующее.

Претензионный порядок урегулирования спора сторонами соблюден.

Как следует из материалов, между лицами, участвующими в деле, был заключен договор от 01.09.2015.

Истец обязался поставить ответчику, произвести запуск и наладку оборудования согласно спецификации.

Претензия к комплектации товара

При продаже товара покупателю продавец обязан передать вместе с основным товаром все комплектующие, указанные в договоре купли-продажи. Это предусмотрено статьей 478 Гражданского кодекса РФ. Однако на практике случается, что продавцы не исполняют данную обязанность, что влечет необходимость обращения с претензией в магазин.

  • Все случаи, связанные с обманом потребителя, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

ГК РФ предусматривает передачу товара в комплекте, который определен договоренностью между продавцом и покупателем, а если в договоре такого положения нет – обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями.

Например, вряд ли кому-то придет в голову покупать ноутбук без материнской платы и надеяться на его полную работоспособность или купить автомобиль без сидений – такая комплектация предусматривается обычно предъявляемыми требованиями, продавец обязан обеспечить комплектность товара в соответствии с ними.

Кроме комплектации в гражданском обороте есть понятие комплекта товаров – определенный набор нескольких товаров в комплекте.

Продавец при продаже товаров обязан соблюдать комплектацию и комплектность товаров.

Если при продаже товара продавцом не переданы все комплектующие или передан не весь комплект одновременно, это – нарушение прав потребителя. В этом случае надлежит направить продавцу письменную претензию, где указать следующие моменты:

  • Указать адресата обращения.

В данном блоке указывается наименование продавца или ФИО индивидуального предпринимателя, если продавец не организация. Эти сведения содержатся в договоре купли-продажи, кассовом и товарном чеке, накладной и иных документах от продавца.

Обратите внимание! Наименование магазина может не совпадать с наименованием продавца.

  • Указать данные потребителя.

Указываются ФИО, адрес, телефон для связи. Если претензия направляется посредством электронной почты, следует указать и электронный адрес.

  • Отразить дату и место покупки.

В этом блоке отражается момент приобретения товара, делается ссылка на обещанную комплектацию, приводится обоснование в виде договора, накладной и иных документов в подтверждение слов.

  • Подробно описать, в чем нарушена комплектация товара.

Потребитель сравнивает комплектацию полученного товара с обещанной в договоре комплектацией или с комплектацией исходя из обычно предъявляемых требований, указывает на недополучение комплектующих или составных комплекта товара.

Если обнаружена некомплектность товара, покупатель со ссылкой на статью 480 ГК РФ, вправе требовать:

  1. Снизить цену за товар.
  2. Предоставить недостающие части.

При первом требовании покупатель теряет право на получение недостающих комплектующих и довольствуется некомплектным товаром по малой цене.

При втором требовании продавец обязан доукомплектовать товар в разумный срок. На практике под разумным сроком понимается срок в одну неделю и более, хотя потребитель вправе обосновать и более короткий срок.

  • Завершается претензия проставлением даты и подписи.

Что делать, если продавец отказывается доукомплектовывать товар по претензии

Последствия отказа продавца в предоставлении комплектующих товара по претензии покупателя закреплены в части 2 статьи 480 ГК РФ. Так, покупатель вправе подать еще одну претензию и попросить продавца:

  1. Заменить некомплектный товар на товар в полной комплектации;
  2. Возвратить уплаченные за товар денежные средства.

Срок возврата денег по претензии – 10 суток со дня получения продавцом претензии.

Все претензии пишутся в двух экземплярах и вручаются под отметку о получении.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Обсудить проблему с юристом

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать претензию на ущерб
  • Как правильно написать претензию на расторжение договора на оказание услуг
  • Как правильно написать претензию на почту россии образец заявления
  • Как правильно написать претензию на некачественный товар поставщику образец заполнения
  • Как правильно написать претензию на некачественный товар мебель образец