Как правильно написать приказ об отмене другого приказа образец

На каждом предприятии в любой момент времени может возникнуть необходимость в отмене ранее написанного приказа, но не все знают, как правильно это сделать. Просто уничтожить приказ нельзя – ведь он уже зарегистрирован в журнале учета внутренних документов, поэтому здесь используется другой подход, а именно – создание нового приказа, отменяющего предыдущий. Это действие, относящееся к делопроизводству, требует издания нового приказа в полном соответствии с процедурой, установленной для таких действий внутренними правилами организации.

Приказ об отмене приказа: основные особенности документа

Единой унифицированной формы приказа для отмены ранее изданного приказа не существует. Каждое предприятие может самостоятельно разработать такой бланк или же издавать подобные приказы в свободной форме. Заполняет данный документ чаще всего сотрудник кадрового отдела или же секретарь организации, которые впоследствии передают его на подпись директору. Печатается приказ в двух экземплярах, один из которых уходит в отдел кадров, второй – в бухгалтерию. При определенной потребности можно сделать и третий экземпляр для заинтересованной стороны. Все копии приказа должны быть подписаны ответственными лицами и при необходимости заверены печатью организации.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа об отмене приказа .docСкачать образец заполнения приказа об отмене приказа .doc

Основания для отмены приказа

Отменить можно любой изданный ранее приказ, но для этого нужны основания. Как правило, таким основанием служит заявление сотрудника или какой-либо иной документ, в котором заинтересованная сторона выразила законное и обоснованное желание об отмене уже вышедшего приказа, вследствие невозможности его выполнения или какой-то иной причины. Приказ может быть отменен как по аргументированному желанию сотрудника или воле работодателя, так и по независящим от них обстоятельствам.

Следует отметить, что подобный приказ пишется не только тогда, когда предыдущий приказ утрачивает силу по определенным причинам, но и в тех случаях, когда в ранее изданный документ необходимо внести какие-либо изменения.

Содержание приказа, отменяющего приказ

Для придания данному документу законной силы, в нем всегда необходимо указывать следующую информацию:

  • полное наименование организации;
  • название вида документа;
  • дата его составления;
  • регистрационный номер приказа;
  • место составления (здесь достаточно указать населенный пункт);
  • заголовок к основному содержанию;
  • текст документа с указанием на основание для его издания;
  • подпись руководителя;
  • подпись заинтересованного лица об ознакомлении.

Для наглядности приведем пример по заполнению приказа, отменяющего приказ на увольнение работника.

Образец заполнения на примере отмены приказа об увольнении

Как уже говорилось выше, первый делом в приказ нужно внести полное наименование организации, которая выпустила данный документ (в соответствии с регистрационными документами). Затем пишется номер приказа по внутреннему документообороту, а также дата его создания (число, месяц, год).

Далее нужно обозначить тот приказ, по которому принято решение об его отмене (с краткой расшифровкой его содержания, например: приказ об увольнении, приеме на работу, переводе на другую работу и т.д.). В нашем примере (ниже) отменяется приказ об увольнении.

Последнее, что нужно здесь указать – это ссылку на основание, по которому возникла потребность в отмене действия ранее изданного документа (к примеру, заявление сотрудника).

Следующая часть является основной и включает в себя собственно текст, отменяющий ранее изданное решение руководителя.

Здесь следует отметить разницу в формулировках в зависимости от того, вступил ли приказ в действие или нет. Если документ еще не использовался в качестве действующего распоряжения, то его текст в данной части формулируется так: «Отменить приказ…», и далее так же указывается ссылка на отмененный документ с указанием его даты и краткого содержания.

Если же приказ вступил в действие, то следует написать «Считать утратившим свою силу…» с указанием ссылки на весь документ с подробным перечислением регистрационных сведений, названием, номером, датой и т.д. Здесь же следует поставить дату, начиная с которой ранее изданный приказ утрачивает свою силу.

В заключение требуется подпись руководителя организации или ответственного уполномоченного лица, а также подпись сотрудника, по которому издавался приказ. Печать ставить не нужно, поскольку эта бумага относится к документам внутреннего документооборота и фиксируется в специальном журнале.
Приказ об отмене приказа об увольнении
Если на кого-то из сотрудников организации возлагается контроль за исполнением данного приказа, это нужно также указать здесь отдельным пунктом. Если ссылки на конкретное должностное лицо нет, то ответственность автоматически переносится на руководителя организации, подписавшего документ.

Приказ об отмене ранее изданного приказа — это указание о признании недействительным прежнего распоряжения в полном объеме и издание вместо него нового полноценного документа с актуальной датой и уникальным номером.

Когда и на каких основаниях может потребоваться отмена распоряжения

Существует три вида распорядительных актов:

  • по основной деятельности (об изменении структуры организации, штатного расписания, об утверждении ПВТР, ЛНА, проведении внутренних аудитов, аттестаций, о назначении ответственных лиц и др.);
  • по личному составу (о приеме, переводе, увольнении, предоставлении отпуска, премировании, направлении в командировку, дисциплинарном взыскании, сокращении и др.);
  • по административно-хозяйственной деятельности (о транспортном обслуживании, организации противопожарной безопасности, о выдаче пропусков, приобретении имущества и проч.).

Тематика очень разнообразна. И, что хорошо, любой из актов есть возможность корректировать. Здесь закон лоялен и дает пути к отступлению, если командир — в нашем случае начальник — чего-то не учел. Или если в текст закралась ошибка или неточность. Т.е. письменные указы допустимо и изменять, и дополнять какими-то недостающими сведениями. Такие правки вносят по определенным правилам, которые в рамках этой статьи рассматривать не будем, но помнить о них важно.

В этой статье рассмотрим случаи аннулирования указаний, когда они утрачивают свою силу. Чаще всего это происходит по двум причинам:

  1. Текст требует слишком значительной, тотальной переработки. В этом случае, чтобы не путать других и не запутаться самим, легче издать новый указ, чем корректировать старый.
  2. Когда аннулирование — не право, а обязанность. Такое случается, когда распорядительный акт составлен с нарушением. Вот основные причины, когда придется идти на уничтожение, чтобы соблюсти закон:
    • если он противоречит законодательству;
    • принят неуполномоченным лицом;
    • издан на основе ненадлежащих материалов;
    • признан недействительным компетентным органом;
    • стал ничтожным вследствие изменения обстоятельств.

В этих случаях приказ считается недействительным и подлежит упразднению. Как правильно это сделать — через официальную процедуру. Раз указание оформлялось официально, следовательно, и отмены требует официальной. Т.е. для аннуляции требуется издать об этом акт. Как это сделать, чтобы все всё поняли, описано ниже.

Кто и по каким правилам составляет указ об отмене другого указа

Команду об аннуляции отдает руководитель организации. А вот ее оформление, чаще всего, — удел секретарей и кадровиков. При формировании требуется помнить о ряде правил. Какие это правила и как прописать в приказе приказ, утративший силу, разбираемся дальше.

Начнем с приятного — законодатели не регламентировали порядок лишения официальной бумаги силы. Для нас это значит, что никто не возмутится, если мы составим ее на собственный вкус. Но, как всегда, разумнее не изобретать велосипед, а руководствоваться общепринятой практикой. Кроме того, есть, на что ориентироваться — на ГОСТ Р 7.0.97-2016, утвержденный Пр. Росстандарта от 08.12.2016 №2004-ст. Вот правила, которых следует придерживаться:

  1. В отменяющем распорядительном акте указываются реквизиты документа, который упраздняется, т.е. его заголовок, дата и номер.
  2. В начале текста обозначаются причины.
  3. При упразднении действующего документа применяют выражение «Признать утратившим силу…», и следом указывают его реквизиты и название. Задача — исключить непонимание или двойное толкование. Словосочетание «утратил силу» указывает на то, что сила раньше была, а теперь нет. Все понимают, что действие прекратилось.
  4. Если хотим прекратить действие только-только изданного указания, которое уже зарегистрировано, но еще не вступило в силу, то используем не фразу «Признать утратившим силу…», а слово «Отменить…». И дальше все то же самое.
  5. Даются указания должностным лицам в связи с прекращением действия прежних требований и началом действия новых.
  6. Указываются меры, обеспечивающие контроль выполнения.
  7. Если не указан другой срок, указ об упразднении вступает в силу с момента его подписания.
  8. Иногда указывают основание, например, служебная записка, акт и др.
  9. Новому документу присваивается очередной уникальный порядковый номер, проставляется текущая дата издания.

Вот как выглядит упразднение действующего распоряжения:

Образец приказа об аннулировании приказа

В приведенном примере видно, что директор издал указание в 2017 году. Оно действовало — было в силе — в течение почти четырех лет. Потом по какой-то причине потребовалась реорганизация системы учета и контроля. И все, бумага утратила силу.

Отдельно следует коснуться случая, когда требуется отменить распоряжение с внесенными в него изменениями. Возникает вопрос: каким образом упразднить и основной, первичный документ, и изменения, внесенные в него? Следует ли отдельно аннулировать первичное распоряжение и отдельными пунктами убирать каждое изменение к нему? Или допустимо упразднить все «оптом»? Ответ такой: внесение в действующий акт дополнений, уточнений и изменений и их утверждение приводит к возникновению его новой версии. Эта версия действует как единый целостный распорядительный акт до того момента, пока не возникнет потребность его упразднить или внести очередные изменения. Вот почему при аннулировании такого указа утрачивает силу весь документ целиком — та его версия, которая действовала на дату признания утратившим силу. В распорядительной части используем стандартную фразу «Считать утратившим силу…».

А вот образец распоряжения, оформленного несколько дней назад. Документ издан, и тут же — через три дня — отменен.

Как отменить приказ или действие приказа

Вот другой образец:

Общество с ограниченной ответственностью «Clubtk.ru»

123456, Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 1

тел./факс (812)7121212, e-mail: info@clubtk.ru, http://www.clubtk.ru

ИНН/КПП 1213141516/111111111; ОГРН/ ОКПО 1234567891011/ 12345678

ПРИКАЗ №27

22.11.2020 Субъект РФ

Об отмене приказа об увольнении

На основании заявления менеджера по работе с клиентами Попова И.С. от 22.11.2020 об отзыве заявления от 12.11.2020 об увольнении 22.11.2020

Приказываю:

Отменить Пр. от 22.11.2020 №18-лс об увольнении Менеджера по работе с клиентами Попова И.С. 22.11.2020.

Основание: заявление Попова И.С. от 22.11.2020 об отзыве заявления об увольнении.

Ответственное лицо: начальник отдела кадров Иванов И.И.

Генеральный директор Воронов / Воронов А.В./

Ознакомлен:

Начальник отдела кадров Иванов / Иванов И.И./

Менеджер по работе с клиентами Попов /Попов И.С./

Порядок ознакомления с распорядительным актом

При рассмотрении вопроса о том, как правильно отменить приказ или признать утратившим силу, нельзя забывать о важном моменте. Чтобы указ выполнялся, с ним следует ознакомить упомянутых в нем лиц. Для этого сотруднику предлагается его подписать. Это и работника дисциплинирует, и вам даст уверенность, что никто потом не скажет «а я не знал». Обычно тот, кто готовит распорядительный акт, тот с ним и знакомит. Сотрудники либо лично расписываются, либо — если есть такая возможность — применяется электронный документооборот. В этом случае предстоит иметь дело с усиленной квалифицированной электронной подписью. Узнайте, есть ли возможность применения такого метода. Если у работника электронная подпись не оформлена, придется его «вылавливать», другого способа нет. Сроки ознакомления регламентированы не всегда. Следует понимать, с какой категорией распорядительных бумаг вы работаете и, исходя из этого, укладываться в сроки. Если законодательно срок не урегулирован, старайтесь делать это в день издания указа.

Приказ об отмене изданного ранее: правила подготовки и образец

Приказ об отмене приказа — это документ, аннулирующий действие предыдущего. Просто взять и изъять старый экземпляр нельзя, так как он занесен в журнал учета. В этом случае применяют другой подход — издают новую официальную бумагу взамен выпущенной ранее.

Особенности документа

Единая унифицированная форма документа для аннулирования предыдущего не предусмотрена. Каждая организация вправе самостоятельно разрабатывать образец распоряжения об отмене распоряжения либо печатать его в произвольной форме. Заполняют бумагу специалисты отдела кадров или секретарь компании, после чего передают директору на подпись. Печатают документ в 2 экземплярах, один из них отправляют в отдел кадров, а другой — в бухгалтерию. Если требуется, делают и третий — для заинтересованной стороны. На всех копиях должны стоять подписи ответственных лиц и, если нужно, печать организации.

По каким причинам отменяют распоряжения

Аннулировать разрешается любое ранее сделанное распоряжение, но для этого должны иметься основания. Обычно в их качестве выступает заявление сотрудника или какая-то другая бумага, в которой заинтересованное лицо выразило желание отменить вышедший ранее документ и привело аргументы. То есть распоряжение аннулируют по:

  • обоснованному желанию работника;
  • воле работодателя;
  • обстоятельствам, не зависящим от обеих сторон.

Отметим, что документ об отмене составляют не только, когда бумага утрачивает силу по каким-либо причинам, но и при необходимости внесения в нее определенных изменений.

Как написать распоряжение об отмене другого

Чтобы бумага имела законную силу, в ней должна указываться такая информация:

  • полное наименование компании;
  • название вида официальной бумаги;
  • дата составления;
  • регистрационный номер;
  • место составления (достаточно информации о населенном пункте);
  • заголовок к основной части содержания;
  • текст распоряжения с указанием причины для его издания;
  • подпись руководителя организации;
  • подпись заинтересованной стороны об ознакомлении.

Для примера — образец приказа об отмене ранее изданного приказа (скачайте шаблон и используйте в работе).

Наименование компании _______________________ Приказ № ___

г.__________ ____________ 20__ г.

Об отмене приказа о ___________________________________________________________

На основании заявления (Ф.И.О. сотрудника) от ________20__г. об отзыве заявления от ___________20__г. об увольнении _________ 20__г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Отменить приказ от ________20__г. №____ об увольнении (должность, Ф.И.О. сотрудника) ________20__г. 2. Внести запись в трудовую книжку о признании недействительной записи от _______20__г. об увольнении. Основание: заявление (Ф.И.О. сотрудника) об отзыве заявления об увольнении.

Генеральный директор

Наименование компании ________________ (Ф.И.О. директора)

С приказом ознакомлен: ______________________ (Ф.И.О. сотрудника) «___»___________________ 20__г.

Пример заполнения

В первом блоке надо указать полное наименование компании, издавшей распоряжение (в соответствии с бумагами о регистрации). Затем печатают номер документа по порядку и дату его создания.

Далее заносят сведения о распоряжении, которое нуждается в аннулировании, с указанием его вида (например об увольнении, переводе в другое подразделение и т. п.). В заключении этого раздела приводят ссылку на основание, из-за которого возникла потребность в отмене (например заявление сотрудника).

Следующий блок является основным и содержит непосредственно текст, которым аннулируется ранее изданное решение.

Формулировки будут различаться в зависимости от того, вступила ли официальная бумага в действие или нет. Если ее еще не применяли, то текст в этом блоке выглядит так: «Отменить …», а после приводится ссылка на отменяемый документ (указывается его дата и краткое содержание).

Когда аннулируют распоряжение, уже вступившее в действие, то пишут: «Считать утратившим свою силу…», после приводят ссылку на весь документ, подробно перечисляют регистрационные сведения, указывают название, номер, дату и т. д. В этом же разделе печатается дата, начиная с которой отменяемый документ утрачивает силу.

В последнем блоке отводится место для подписи руководителя или ответственного лица и подписи работника, по которому издавалось распоряжение. Проставлять печать не требуется, так как этот документ относится к внутреннему документообороту, и его заносят в специальный журнал.

образец об отмене действия приказа


Жарова Вера
Ведущая курсов по бухучету, кадрам, расчету зарплаты

В 2002 году закончила УлГТУ по специальности «Информационные системы в экономике». В 2006 году закончила МГИУ по специальности «Юриспруденция».
С 2001 по 2016 год работала консультантом 1С. С 2016 года пишу статьи, веду курсы.

Все статьи автора

Вам может быть интересно:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы расскажем о последних новостях и публикациях

Образец приказа об отмене ранее изданного приказа в 2022 году. Приказ об аннулировании приказа

Шаблоны и формы

Инструкция: готовим приказ об отмене другого приказа

Приказ об отмене приказа — это специальный документ, аннулирующий ранее изданное распоряжение в полном объеме. Вместо старого документа составляют новый с индивидуальным номером и текущей датой.

По каким причинам отменяют распоряжение

В процессе трудовых отношений у руководителей компании нередко возникает необходимость корректировать или аннулировать действующие указания или их отдельные части. Причин множество, и исходят они:

  • от действий работодателя (например, если изменились условия работы или отменилась командировка, что вызвало необходимость упразднить распоряжение об этом);
  • от действий подчиненного (например, если он отказывается от новой должности, отпуска, передумал увольняться, у него изменилась фамилия или т. д.);
  • от ситуаций, не зависящих от обеих сторон (например, изменение законодательства, аннулирование ЛНА компании, решение суда, требующее внесения изменений в работу и др.).

Иногда текст распорядительного акта утрачивает силу и требует существенной переработки. Вносить корректировки в распоряжение нет смысла, чтобы не запутать себя и других. Проще его отменить и издать новое, чем пытаться переделывать старое. Еще один случай касается указов, составленных с нарушением.

Основания, чтобы приказ считать недействительным и официально его ликвидировать:

  • если он противоречит законодательным актам;
  • издан с использованием неправильно оформленных документов;
  • подписан лицом, не уполномоченным на такие действия;
  • ухудшает условия работников, по сравнению с предусмотренными в Трудовом кодексе, коллективных контрактах, соглашениях и т. д. (ст. 8 ТК РФ);
  • издан без учета мнения профессиональных союзов, когда это по закону обязательно (ст. 372 ТК РФ);
  • аннулирован комиссией по трудовым спорам или судебной инстанцией, например, по поводу незаконного увольнения или перевода на другую должность (ст. 381, 391, 394 ТК РФ, ч. 1 ст. 106 ФЗ № 229 от 02.10.2007).

Просто выбросить или разорвать распорядительный акт нельзя, поскольку он зарегистрирован в журнале учета. Есть только один законный способ — издать новый, отменяющий предыдущее решение.

Как написать распоряжение об отмене другого распоряжения

В зависимости от ситуации, есть два варианта для упразднения предыдущего акта: полностью или частично отдельным пунктом в указ, который вносит корректировки в него. В законе нет особенных требований к форме такого документа. Составляют его в произвольном виде по общепринятым стандартным правилам.

В тексте указывают основные сведения:

  • название компании;
  • город, регистрационный номер и дата;
  • информация об утратившем силу распорядительном документе (название, номер, дата);
  • причины, которыми вызвана его ликвидация, и дата, с которой он становится недействительным;
  • поручения должностным лицам, ответственным за исполнение;
  • подписи тех, кто ознакомился с указом, и тех, кто контролирует исполнение;
  • подпись директора.

Есть нюансы по поводу используемых формулировок. Чтобы аннулировать действующий акт, пишут «Признать утратившим силу…» и добавляют его наименование и реквизиты. А если он принят, но еще не вступил в действие, то пишут «Отменить…». Если не отмечена иная дата, то документ вступает в силу сразу после его подписания.

Вот пример, как отменить указ, который еще не вступил в силу:

Образец отмены приказа о командировке

Другой образец — как упразднить указ, утративший силу:

Образец распоряжения о признании утратившим силу приказа

Еще один вариант — как отменить не весь акт, а отдельный пункт в распоряжении:

Образец приказа об отмене пункта приказа

А это шаблон документа, аннулирующего решение об увольнении:

ООО ____________________________________

Распоряжение № ___
г.__________ ____________ 20__ г.

Об отмене документа (название) о ____________от ________20__г. №____

На основании заявления ___________ (Ф.И.О. работника) от ________20__г. об отзыве заявления от ___________20__г. об увольнении _________ 20__г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Отменить распоряжение от ________20__г. №____ об увольнении ___________ (Ф.И.О. и должность работника) ________20__г.

2. Внести запись в трудовую книжку о признании недействительной записи от _______20__г. об увольнении.

Основание: заявление работника Ф.И.О. ________от 20__г. об отзыве заявления об увольнении.

Директор _____________________ ____________________

Ознакомлен:
______________________ «___»___________________ 20__г.

Об авторе статьи

Ломова Анна

Автор-эксперт

Родилась 12.10.1978 г. в Молдавской ССР в Кишиневе. В 1986 г. поступила в русскую СШ № 34 им. Н. Островского. В 1996 г. окончила лицей-гимназию № 11. В 2001 г. закончила факультет журналистики в МолдГУ. С 2001 г. работаю по специальности в разных СМИ.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Вместе с эти материалом часто ищут:

Пенсионный фонд утвердил новую форму СЗВ-М. Отчитываться в ней работодатели должны уже за май 2021 года.

21 мая 2021

Пенсионный фонд изменил форму и порядок заполнения СЗВ-ТД. Поправки начинают действовать с 01.07.2021.

20 мая 2021

Нельзя сказать, что приказ о перерасчете заработной платы издается очень часто. Это не самый популярный документ. Тем не менее есть ситуации, при которых он обязателен.

26 декабря 2022

С 15 мая в большинстве субъектов РФ начинается прием заявлений в летние школьные лагеря. Чтобы отправить туда ребенка, родителям предстоит заранее собрать пакет документов. Среди них справка с места работы для детского лагеря, подтверждающая официальное трудоустройство родителя. 

12 мая 2022

В какой ситуации констатирующую часть лучше начинать словами «На основании», а когда «В целях», «Во исполнение», «В связи с» или «В соответствии»? Как грамотно ссылаться на нормативные правовые акты и иные документы, их конкретные положения? Что в тексте можно сокращать?

Как формулировать поручения: какие новые тенденции появились? как указывать в качестве исполнителя подразделение, организацию либо должностных лиц? как выделить ответственного исполнителя, когда поручение дано группе лиц? как указать обобщенно однородных исполнителей? как выдать несколько поручений одному лицу с общим и разными сроками исполнения? как избежать разночтений при указании крайней даты выполнения поручения? как указать контролирующее лицо?

Как утвердить и ввести в действие нормативный документ приказом? Как ограничить срок действия решения? И что такое документ с открытой датой? Как отличаются последствия отмены и аннулирования приказа?

Составление распорядительных документов может регламентироваться Положением о порядке подготовки и вступления в силу распорядительных документов организации или введением соответствующего раздела в Инструкцию по делопроизводству. Данная статья может помочь вам описать в этих документах методику составления текстов распорядительных документов (приказов, распоряжений, решений, указаний, постановлений)1.

Для точного и грамотного составления текста приказа необходимо знание языковых норм официально-деловой речи. К особенностям официально-делового стиля относятся: точность, стандартизированность (соответствие речевым шаблонам, приветствуется использование бланков, специальных унифицированных форм), лаконичность и достаточность информативного содержания, логичность, указательно-предписывающий характер изложения, отсутствие экспрессивности.

Отметим, что заголовок к тексту и сам текст документа – это разные реквизиты. Заголовок должен кратко отражать содержание документа (стараться уложиться в 150 знаков) и отвечать на вопрос «о чем?». Образец оформления целого приказа показан в Примере 20 (заголовок там обозначен цифрой 1, а текст цифрой 2).

Текст приказа состоит из 2 взаимосвязанных частей: констатирующей и распорядительной. Деталями их составления мы дальше и займемся.

Констатирующая часть текста приказа

В констатирующей части указываются причины, послужившие основанием для издания приказа. Обычно данная часть начинается со следующих устойчивых словосочетаний:

  • «На основании…»,
  • «В целях…»,
  • «Во исполнение…»,
  • «В связи с…»,
  • «В соответствии…».

При выборе того или иного словосочетания необходимо понимать, что означают эти выражения и правильно их использовать в зависимости от конкретной ситуации.

Словосочетание «На основании» используется в случаях, когда при пояснении цели издания распорядительного документа основываются на нормативном правовом акте (на каком-либо законе, распорядительном документе министерства или иного ведомства и т.п.). При ссылке на документ следует указать в следующей последовательности (см. Пример 1):

  • вид акта вышестоящего органа (с большой буквы пишутся только «Указ», «Федеральный закон», «Конституция»; остальные виды документов, например «постановление», грамотнее писать с маленькой буквы);
  • его автора (здесь можно использовать официальные сокращения, например: «РФ» вместо «Российская Федерация», «Минкомсвязи» вместо «Министерство связи и массовых коммуникаций» и т.п.);
  • дату документа (можно указывать как цифровым, так и буквенно-цифровым способом, в последнем случае можно добавлять «0» перед однозначной датой2, но это не обязательно, например: 04.10.2012, 4 октября 2012 г., 04 октября 2012 г. При полностью цифровом способе «г.» в конце даты не ставится. Только старайтесь придерживаться единообразия при указании дат по крайней мере в одном документе – см. Примеры 1 и 2);
  • регистрационный номер (пробел между знаком «№» и цифрой по правилам русского языка ставится);
  • полное наименование документа – заголовок к тесту (его сокращать нельзя, в т.ч. переводить «Российскую Федерацию» в «РФ»).

То есть нужно привести все поисковые данные самого документа.

Но если основанием издания приказа стали конкретные положения закона, то лучше сослаться именно на них, указав абзац, подпункт, пункт, часть, статью (именно в таком порядке – от меньшего к большему). Сокращения здесь тоже уместны:

  • «статья» или «ст.» (во множественном числе пушут «ст.», а не «ст.ст.»);
  • «часть» или «ч.»;
  • «пункт» или «п.»;
  • «подпункт» или «подп.», но не «пп.».

Обратите внимание на разную логику именования структурных частей статей в разных законах:

  • если внутри статьи идут нумерованные разделы, то они могут оказаться как пунктами, так и частями;
  • а ненумерованные могут оказаться как частями, так и абзацами.

Поэтому внимательно читайте текст закона (внутренние ссылки), чтобы понять, что как в нем называется, либо обратитесь за разъяснениями к юристу, либо ссылайтесь только на статью, не погружаясь глубже.

Пример 1. Констатирующая часть текста начинается с «На основании»

На основании постановления Правительства РФ от 04 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <. .>

Внутри всевозможных Положений, Правил, Инструкций номер абзаца, как правило, является номером пункта. Данные утвердившего их документа приводятся по правилам, описанным выше, в скобках или через запятую (как в Примере 2).

Если поводом издания вашего приказа стали свежие изменения, внесенные в давно изданный нормативный правовой акт то, указывая его данные в конце в скобках, напишите его редакцию, важную для вас:

Пример 2. В констатирующей части ссылаемся на утвержденные Правила в определенной редакции

На основании Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 31.07.2017) <. .>

Если целью издания распорядительного документа является исполнение решения (поручения) вышестоящего органа, то применяют словосочетание «Во исполнение» (Пример 3).

Грань между этим вариантом начала констатирующей части и первым тонкая, поэтому их порой используют одновременно! Кстати, в Правилах, упомянутых в Примере 2, формулировка «на основании и во исполнение» претерпела некоторые изменения и была заменена на формулу «на основе и во исполнение», после чего она перекочевала во многие ведомственные акты.

Пример 3. Констатирующая часть текста начинается с «Во исполнение»

Во исполнение поручения Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2016 № 12ПР «О создании рабочих групп студентов строительных отрядов» <. .>

Формулировка «В соответствии» предполагает издание вашего приказа в развитие другого «вышестоящего» документа, поэтому:

  • «в соответствии с постановлением Правительства РФ» приказ генерального директора акционерного общества издать можно;
  • а «в соответствии с» другим своим приказом – нет.

Пример 4. Констатирующая часть текста начинается с «В соответствии»

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.02.2008 № 12/1 «О мерах по борьбе с нелегальной торговлей» <. .>

Если целью издания приказа является решение оперативных задач, стоящих перед организацией, то констатирующая часть может начинаться словосочетанием «В целях».

Пример 5. Констатирующая часть текста начинается с «В целях»

В целях организации работы по экспертизе ценности документов <. .>

или

В целях совершенствования систематизации документов <. .>

или

В целях приведения нормативной правовой базы отрасли в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации <. .>

Словосочетание «В связи» в констатирующей части текста употребляется, если мы хотим указать в качестве причины издания приказа какие-то обстоятельства. Оно аналогично предлогам «ввиду» и «вследствие», которые пишутся слитно, если имеют причинно-следственное значение (и для проверки могут быть заменены предлогом «из-за»). Раздельно эти слова (существительные с предлогом – «в виду» и «в следствии») используются совсем в иных значениях. Однако слова «всвязи» не существует в принципе – данный сложный предлог является исключением и всегда должен быть написан раздельно.

Пример 6. Констатирующая часть текста начинается с «В связи»

В связи с очередным отпуском <. .>

или

В связи с завершением работы приемочной комиссии <. .>

Если нет необходимости давать разъяснения, то констатирующая часть может отсутствовать, что бывает очень редко.

В приказах текст излагается от первого лица единственного числа («приказываю»). Констатирующая часть заканчивается глаголом «ПРИКАЗЫВАЮ». Получается: «В связи с… ПРИКАЗЫВАЮ:» или «Во исполнение… ПРИКАЗЫВАЮ:». См. Пример 20.

Чтобы визуально отделить констатирующую часть от распорядительной, данный глагол пишется на отдельной строке от границы левого поля с «пустой строкой» над и под этим словом, без кавычек и с двоеточием в конце – большинство организаций придерживаются этих рекомендаций. А в зависимости от требований, установленных в конкретной организации ее Инструкцией по делопроизводству, это слово может писаться:

  • прописными буквами (самый оптимальный вариант), или
  • первая прописная, остальные строчные буквы, или
  • в разрядку,
  • реже жирным шрифтом.

Распорядительная часть текста приказа

Распорядительная часть делится на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Чтобы поручение было выполнено, оно должно содержать как минимум 3 основные элемента:

  • что надо сделать,
  • за какое время и 
  • кто из сотрудников за это отвечает.

Неопытные руководители не придерживаются данных прописных истин, в их приказах часто отсутствует то срок исполнения, то исполнитель. В одной туристической фирме на обозрение сотрудников и клиентов был выставлен приказ с такой формулировкой: «Для улучшения обслуживания клиентов приказываем выполнять все этапы качественно»  :) Руководитель другой фирмы решил ввести правила одежды на работе в соответствии с западными стандартами, приказ за его подписью звучал так: «Для повышения культуры труда обязываю всех сотрудников придерживаться корпоративного стиля одежды». Но это требование руководителя осталось без ответа. Во-первых, сотрудникам никто не объяснил, что руководитель считает «корпоративным стилем одежды». Во-вторых, в приказе не оговариваются сроки перехода на данный стиль и ответственное лицо, следящее за исполнением.

В качестве исполнителей могут выступать:

  • как отдельные должностные лица (Пример 9),
  • так и подразделения (Пример 8), организации (Пример 7).

Если исполнителем назначено подразделение / организация, то, переводя на язык персоналий, за выполнение поручения отвечает его руководитель.

Количество исполнителей по каждому пункту не ограничено. Первый названный из них считается ответственным исполнителем, а остальные – соисполнителями (чтобы это правило «стало достоянием общественности», его стоит внести в Инструкцию по делопроизводству). Иногда прямо указывают, кто назначен ответственным исполнителем.

Обратите внимание, что в официально-деловом стиле не указываются полностью имя и отчество исполнителя, а только инициалы. В тексте приказа они идут после фамилии. А должность – перед фамилией. Пропуск фамилии после должности недопустим, ничто не вечно под луной – работники сменяют друг друга, и со временем сложно будет понять, например, какому начальнику отдела кадров давалось это поручение: Петрову Б.В. или Сидорову А.К. Для выяснения этого придется обращаться к другим документам, терять время.

Раньше старались всё поручение уместить в едином предложении. Тогда целесообразно придерживаться следующего порядка: кому – что – когда сделать (Примеры 7–9). Но в последнее время распространяется иной подход (Пример 9.1):

  • эти 3 части пишутся отдельными предложениями и даже отдельными строками, чтобы их визуально легче было вычленять пользователям документа;
  • а срок формулируется без предлога.

Предписываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме, например: «подготовить», «зачислить», «обеспечить», «утвердить».

Пример 7. В распорядительном пункте приказа исполнителем является организация (устаревший вариант формулировки: все ключевые части поручения в едином предложении и срок исполнения указан с использованием предлога)

1. Всероссийскому научно-исследовательскому институту разработать методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 не позднее 30 июня 2018 г.

Пример 8. В распорядительном пункте приказа исполнителем является подразделение (устаревший вариант формулировки: все ключевые части поручения в едином предложении и срок исполнения указан с использованием предлога)

1. Отделу кадров разработать Положение об аттестации работников компании к 01.03.2018.

Пример 9. В распорядительном пункте приказа исполнителем является работник (устаревший вариант формулировки: все ключевые части поручения в едином предложении и срок исполнения указан с использованием предлога)

1. Начальнику отдела кадров Петрову Б.В. разработать Положение об аттестации работников компании к 01.03.2018.

или

1. Отделу кадров (Петров Б.В.) разработать Положение об аттестации работников компании к 01.03.2018.

Пример 9.1. В распорядительном пункте приказа исполнителем является работник (современный вариант формулировки)

1. Начальнику отдела кадров Петрову Б.В. разработать Положение об аттестации работников компании. Срок – 01.03.2018.

или

1. Разработать Положение об аттестации работников компании.

Ответственный – начальник отдела кадров Петров Б.В.

Срок – 01.03.2018.

Пример 10. Исполнители – несколько конкретных должностных лиц

1. Проректору по учебной и воспитательной работе Тарасовой С.И. и проректору по научной и инновационной работе Морозову В.Ю. обеспечить внесение изменений в положения и инструкции о деятельности университета в соответствии с новым наименованием университета и действующим законодательством Российской Федерации в срок до 01.12.2018.

Бывает, что поручение дается не конкретному исполнителю (Пример 9) или нескольким определенным лицам (Пример 10), а группе однородных исполнителей: руководителям структурных подразделений (Пример 11), подведомственных организаций (Пример 12) или даже разнородным исполнителям (Пример 13).

Пример 11. Исполнители – руководители структурных подразделений (указываются обобщенно)

1. Руководителям структурных подразделений актуализировать положения о структурных подразделениях и должностные инструкции сотрудников согласно Правилам разработки, утверждения и хранения положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, утвержденным приказом ФГБОУ ВО «Аквариум» от 01.02.2018 № 79. Срок – 20.03.2018.

Пример 12. Исполнители – руководители однородных организаций (указываются обобщенно)

1. Директорам средних школ Московской области провести Дни открытых дверей. Срок исполнения – 31 марта 2018 г.

Пример 13. Разнотипные исполнители общего поручения

1. Заместителям директора, руководителям всех подразделений и отделов Центра обеспечить контроль за соблюдением подчиненными работниками требований, установленных Правилами техники безопасности, утвержденными приказом от 01.03.2018 № 123.

Каждый пункт поручения, в большинстве случаев, должен содержать срок исполнения. В тексте приказа (как и в дате издания документа) даты могут указываться цифровым либо буквенно-цифровым способом. Главное – выбрать 1 способ и потом придерживаться единообразия в оформлении дат.

Срок исполнения должен быть реальным, соответствовать объему поручаемых работ.

Много вопросов вызывает значение предлогов для правильного понимания срока: «к 01.03.2018», «до 01.03.2018», «не позднее 1 марта 2018 г.» (см. Примеры 7–9 и 10). Поэтому лучше не объяснять в Инструкции по делопроизводству их значение, а отказаться в ней от их использования и заложить правило, что поручение должно быть выполнено до конца рабочего дня в конкретно указанную в поручении дату (см. Примеры 9.1, 11 и 12).

Каждый пункт приказа может содержать различные по характеру исполнения действия. Предписываемое действие формулируется глаголом в неопределенной форме («осуществить», «обеспечить», «подготовить», «создать», «организовать» и т.д.).

При употреблении глаголов необходимо знать их правильное сочетание с существительными. Например, «издать приказ», «объявить выговор», «вынести порицание», «направить служебное письмо», «составить отчет», «разработать правила». Глагол «организовать» подразумевает, что исполнитель будет это делать не единолично, а организует работу «подведомственных» ему людей для выполнения поставленной задачи.

Один исполнитель может иметь несколько предписываемых действий. В этом случае он указывается в основном пункте 1 раз, а поручения разносятся в отдельные подпункты. Каждый подпункт нумеруют и печатают с абзаца (красной строки). Тогда потом точно и легко можно будет сделать ссылку на каждое выданное поручение (Примеры 14 и 15) при контроле их исполнения, оформлении выписки, издании иного документа.

Если сроки их выполнения различаются, то их стоит указывать индивидуально у каждого подпункта поручения (Пример 14). Если срок общий, то лучше его привести единожды для всей группы поручений (Пример 15).

Пример 14. Когда одному исполнителю поручается несколько разных заданий с разными сроками выполнения

2. Начальнику правового управления Семиной Е.А.:

2.1. Организовать проверку <. .>. Срок – 01.03.2018.

2.2. Подготовить <. .>. Срок – 15.03.2018.

Пример 15. Когда одному исполнителю поручается несколько разных заданий с единым сроком выполнения

2. Начальнику правового управления Семиной Е.А.:

а) организовать проверку <. .>;

б) подготовить <. .>.

Срок – 15.03.2018.

Если приказом утверждаются или вводятся в действие локальные нормативные акты (ЛНА), то в распорядительной части могут не указываться исполнители и сроки исполнения. При этом формулировка «срок исполнения – постоянно» не используется. Наименование ЛНА обычно пишется без кавычек, а чтобы легче было глазами «ухватить» его начало, то используют заглавную букву: «утвердить Положение о…», «разработать Инструкцию по…» (еще см. Примеры 11 и 13).

Если приказ отменяет какой-то устаревший документ (или его отдельные положения), то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст этого пункта должен начинаться словами «Признать утратившим силу…»:

Пример 16. Утверждение документа приказом с признанием утратившим силу другого документа

1. Утвердить и ввести в действие с 01.01.2018 Правила внутреннего трудового распорядка ООО «Аргон» (прилагаются).

2. Признать утратившими силу Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные приказом ООО «Аргон» от 09.12.2015 № 123.

Распорядительные документы могут иметь приложения, но их список не принято приводить отдельным реквизитом ниже текста (как это делают, например, в служебных письмах). Вместо этого при упоминании приложения в тексте приказа сразу здесь же делается оговорка в скобках:

  • «(прилагается)», если это единственное приложение к приказу (в Примере 16 это слово согласуется с наименованием прилагаемого документа: правила прилагаются) или
  • «(приложение 1)», «(приложение 2)», «(приложение 3)» и т.д., если приложений к приказу несколько.

Встречается и вариант указания этого слова с большой буквы, и использование знака номера: «(Приложение 1)» или «(Приложение № 1)».

Последним пунктом в приказах указывается лицо, на которое возлагается контроль за исполнением документа. В качестве контролеров в приказах должны указываться лица, чей должностной ранг выше должностного ранга исполнителей, и которые смогут оценить качество выполнения поручений. Если же в организации техническую сторону этого процесса (контроль сроков исполнения, напоминания и отчет об исполнительской дисциплине) осуществляет специалист из службы делопроизводства или целая группа контроля, то их в распорядительном пункте приказа упоминать не принято – они действуют на основании иных документов.

А вот завершать приказ фразой «Контроль исполнения приказа оставляю за собой» уже не принято. Считается, что если руководитель организации не делегировал эту управленческую функцию кому-либо, то она автоматически остается за ним. Такое правило не регламентируется нормативными документами. Чтобы не было неясности при постановке приказов на контроль, предлагаем в Инструкции по делопроизводству прописать данные правила.

Если в приказе всего 1 распорядительный пункт, то он не нумеруется.

Пример 17. Пункт о возложении контроля за выполнением приказа

7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по кадровым вопросам Иванова Г.И.

Пример 18. Единственный распорядительный пункт приказа не нумеруется

ПРИКАЗЫВАЮ:

Признать утратившим силу подпункт 1.6 пункта 1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации».

Срок действия приказа

Приказ всегда начинает действовать с даты его издания (подписания), а вот какие-то решения, поручения в нем могут начать действовать позже, если это специально оговорено в тексте. Например, приказ издан 1 марта, а утвержденный им документ может быть введен в действие через 2 недели (15 марта 2018 г.), чтобы сотрудники успели подготовиться к выполнению новых правил или когда закон прямо оговаривает, что на вступление в силу определенных изменений требуется больший срок (см., например, ч. 2 ст. 74 Трудового кодекса РФ).

Срок действия приказа необходимо отличать от срока его хранения. Срок действия – это период, в течение которого действуют решения, принятые приказом. Он тоже может прямо оговариваться в тексте приказа.

Пример 19. Срок действия решения ограничен 2018 годом

3. Установить ежемесячную надбавку стимулирующего характера к заработной плате в 2018 г. в размере 20% от тарифной ставки 14 разряда архивисту Ворониной В.А.

Если в приказе не оговорен срок его действия, то он действует до тех пор, пока не будет отменен или аннулирован другим приказом. Большинство приказов являются как раз документами с открытой датой.

Отмена приказа влечет за собой:

  • отмену последствий, которые могли бы произойти в будущем в результате действия приказа, начиная с даты его отмены;
  • при этом последствия, произошедшие в результате издания приказа и наступившие до даты его отмены, остаются в силе.

Ключевая лексическая формула пункта приказа об отмене его действия звучит так: «Считать утратившим силу…» или «Признать утратившим силу…» (см. Пример 18).

Аннулирование приказа – это отмена не только будущих, но и сегодняшних последствий, которые уже возникли в результате издания приказа. Типичной ошибкой в приказе об аннулировании является формулировка: «Отменить приказ от… №…». Надо писать «Аннулировать приказ от… №…» – слово «аннулировать» здесь принципиально!

Может возникнуть ситуация, когда необходимо внести изменения в уже изданный приказ (неправильно указаны фамилии исполнителей, даты и др.). Хотя единого нормативного документа общегосударственного масштаба о порядке внесения изменений в приказ не существует3, необходимо помнить, что внесение любых, даже самых незначительных исправлений непосредственно в текст подписанного распорядительного документа не допускается. Это возможно сделать только путем издания нового распорядительного документа такого же вида (т.е. в приказ изменения вносятся приказом, в распоряжение – распоряжением и т.д.), в котором необходимо указать вносимые изменения.

Пример 20. Образец оформления приказа по основной деятельности

Приказы, издаваемые руководителем организации, имеют юридическую силу. Это значит, что положения, в них изложенные, подлежат исполнению. Однако на практике возникают случаи издания нежелательного указа. В такой ситуации необходимо отменить его действие новым распоряжением. Для этого существует специальный документ – приказ об отмене приказа (признании его недействительным).

Файлы для скачивания:

Причины отмены приказа

Руководство предприятия в ходе осуществления своей деятельности издаёт множество различных распоряжений по самым разным направлениям деятельности. Иногда возникают моменты, в которых необходимо отменить действие старого приказа. Поводом для этого могут послужить различные обстоятельства:

  • изменение утверждённого плана командировок;
  • работник передумал увольняться и забрал заявление об увольнении;
  • издание незаконного приказа;
  • и так далее.

Вне зависимости от причины отмены и природы отменяемого документа, для его отмены в любом случае придётся составить соответствующий приказ.

Процедура упразднения распоряжения

Приказы издаются от имени руководителя организации, но их фактическим составлением в крупных компаниях занимаются совсем другие лица. Это, как правило, сотрудники бухгалтерии, кадровой службы или личный помощник (секретарь) директора. Работа с документацией входит в их прямые должностные обязанности. Руководитель спускает вниз директиву о необходимости составления нового документа, отменяющего действие старого. Ответственный сотрудник, в свою очередь, задание выполняет и приносит на подпись уже готовое распоряжение. От начальника требуется лишь заверить документ. После подписания нового правоустанавливающего документа прошлое распоряжение утрачивает юридическую силу.

Форма документа

Законом не предусмотрен обязательный бланк для составления приказа об отмене приказа. Разработка формы и составление документа с чистого листа ложится на плечи предприятий. Распоряжение составляется в свободной форме, однако необходимо соблюсти несколько обязательных моментов:

  • указать ссылку на отменяемый документ;
  • отметить причины отмены распоряжения;
  • обозначить дату вступления в силу настоящего приказа.

Документ можно изложить на компьютере с последующей распечаткой на принтере для подписания, но также имеется возможность составить приказ от руки при помощи шариковой ручки. Это не имеет никакого значения для юридической силы приказа.

Необходимо учесть, что официальная бумага в любом случае должна отвечать требованиям, предъявляемым статьей 9 ФЗ «О бухучёте».

Пошаговая инструкция по составлению приказа

Первым делом, как и в любом распорядительном документе, вносим информацию об организации в шапке. Здесь необходимо прописать полное наименование предприятия, согласно его учредительным документам. Вносить данные об ИНН, ОГРН, юридическом адресе организации необязательно.

Ниже следует указать его наименование с присвоенным ему номером (приказ об отмене приказа), дату составления и населённый пункт. После отметки всех необходимых реквизитов можно переходить к составлению основной части распоряжения.

Далее необходимо отметить какой именно приказ подлежит отмене (указываем номер распоряжения и дату его издания). Следует обратить внимание на используемые формулировки. Если речь идёт об отмене документа, вступившего в силу, применяется формулировка «признать утратившим силу». Имеет смысл указать число, с которого старый приказ утрачивает силу, а новый приобретает.

В случае отмены недавно изданного распоряжения, не успевшего вступить в силу, используем формулировку «Отменить». Это довольно важный момент, так как эти выражения имеют различное значение. Стараемся не вводить сотрудников в заблуждение.

Следующим пунктом указываем причину отмены. Распоряжение может быть отменено в связи с принятием нового, заменяющего документа. Например, это касается различных планов и распорядков. Также можно отменить приказ в связи с предоставлением на предприятие документов, изменяющих правовую природу принятых ранее распоряжений. Это, например, может быть справка из больницы, предоставленная отсутствовавшим на рабочем месте сотрудником. В таком случае его увольнение будет незаконно и приказ необходимо будет отменить.

Приведём пример содержания этой части документа

Г. Самара 23 апреля 2024 года

На основании предоставления младшим юристом Ивановой А. С. справки о беременности от 20.04.2024 г.

Приказываю:

Отменить приказ о направлении работника в командировку от 15.04.2024 г. №5

Основание: справка о беременности Ивановой А. С.

Составление основной части документа закончено и остаётся лишь заверить его подписями.

В случае необходимости исполнения приказа назначается ответственное лицо. Его следует указать в настоящем документе и ознакомить с содержанием под подпись.

В распоряжении можно указать дату, с которой документ утратит свою силу. Сделать это стоит в случае отмены приказа об утверждении планов или распорядка на предприятии. Предполагается, что работники за выделенное время ознакомятся с содержанием документа.

Копии приказа следует направить всем заинтересованным лицам. Например, если речь идёт об отмене приказа на увольнение сотрудника, кадровая служба должна быть в курсе событий. То же самое касается и работников бухгалтерии.

Следует в обязательном порядке ознакомить с содержанием приказа всех указанных в нём лиц. Сотрудники организации должны знать, какие распоряжения издаются в их отношении. Сделать это можно посредством прочтения документа работнику вслух или же дать ознакомиться с документом лично. Ознакомление происходит под подпись. Занимается этим лицо, составляющее распоряжение. Руководитель должен по итогу получить на руки полностью заполненный приказ и заверить его, оставив в нём свой автограф.

Заверенный всеми необходимыми лицами документ вступает в силу с момента подписания (если в распоряжении не указано иное). Ставить оттиск фирменной печати организации необязательно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать приглашение на торжество
  • Как правильно написать приказ на совмещение должностей образец
  • Как правильно написать приглашение на спектакль
  • Как правильно написать приказ на премию сотрудников
  • Как правильно написать приглашение на свидание