Как правильно написать программу концерта

Разработка сценария и составление концертных программЗдесь рассматриваются виды концертных программ и разработка сценария по авторской методической разработке от практикующего режиссера по созданию сценического представления. Также вы узнаете, что такое концертная программа: театрализованная, сборная и другие.

В основы сценарного дела включены разработка сценария концерта и составление концертных программ их виды и примеры.

В методике описаны практические примеры создания сценического действия, вы узнаете зачем нужна смысловая нагрузка канцерной программы.

Как создается концертная программа

Автор: В. Заломова

Предлагается рассмотреть виды концертных программ, условия создания сценария и последовательность работ при написании словесного и сценического действия материала для проведения концертов и мероприятий. В методику вошли основные программы концертов:

  1. Сборная концертная программа;
  2. Тематическая концертная программа;
  3. Концерт-обозрение, или ревю;
  4. Театрализованная программа эстрадного концерта.

Как написать сценарий концерта

За основу взят разбор реальных постановок, знания и практические навыки, чтобы получилось грамотное составление концертных программ.

Как написать сценарий?

Узнайте, что такое праздник, представление и мероприятие, простые способы и творческие механизмы для реализации своих задач, как создать концертную программу и творческую группу. Освежите свою память и позаимствуйте идею проведения культурно-массовых мероприятий. Вы обязательно узнаете, как написать сценарий концерта, праздника, или мероприятия.

Прежде чем начать составление концертных программ создайте для себя максимально комфортную обстановку. Ни что и ни кто не должен вас отвлекать от большого трудоёмкого процесса! Запаситесь терпением, вспомогательной литературой и, безусловно отобранными номерами, которые, по вашему мнению, заслуживают вашего внимания.

Главная составляющая любого концерта – номер. Но из номеров надо научиться составлять программы. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Из практики известно, что иногда программа, составленная из номеров средних и даже посредственных, но правильно поданных, расставленных со знанием дела, может иметь успех куда больший, чем программа из номеров первоклассных, но расставленных в случайном порядке и к тому же плохо поданных.

Концертные программы могут состоять из номеров ни чем не связанных между собой – сборные, – а могут строиться и на других принципах, то есть объединяться какой-то определённой темой или сюжетом. Это тематические программы, обозрения, театрализованные программы, обрядовые мероприятия и т. д.

Надо помнить, что сюжет концерта, в отличие от сюжета в драматургическом произведении, достаточно условен и не терпит перегрузок. Чаще всего каждый сюжетный ход лишь только повод (подводка) для показа того или иного номера. Например, рассмотрим подводку к номеру из тематического праздничного концерта, посвященного «Дню России».

Ведущий. Ты тоже родился в России –
В березовом, милом краю,
Где стать хороводов красивых
Где песни отчизне поют.

На слова ведущего выстраивается коллектив.

Ведущая. Музыка Олега Евдокимова, слова Виктора Фирсова «Вот она – Россия». Исполняет народный ансамбль песни и пляски «Вольный Дон». Солисты: Елена Голубева, Любовь Филатова.

  • Исполняется номер.

Заметьте, что всего лишь в четырёх строках отражены тема концерта, содержание и жанр номера. Однако простота подачи номеров, ни в коем случае не исключает таких сюжетных компонентов, как завязка (обозначение события, темы или конфликта) кульминация (развитие темы, идеи) и развязка (финальный вывод).

В основе любого мероприятия, концерта должна быть — мысль!!!

И только мысль выраженная в художественной форме с помощью ваших или позаимствованных оригинальных режиссерских приёмов.

Всегда помните, что все подходы и находки к созданию интересных, содержательных постановок уже изобретены и известны до царя «Гороха». Отличие концерта в кремлёвском дворце Съездов от концерта в каком-нибудь СДК села Далёкое, всего лишь в материально-техническом обеспечении и профессионализме исполнителей. Поэтому весь «козырь» в руках любого постановщика на пути к зрительской симпатии – грамотное отношение к делу и дисциплина его помощников.

Как составить правильную концертную программу

Работу над любой концертной программой следует начинать с создания постановочной группы, в идеале туда должны войти режиссер, сценарист, художник, композитор (звукооператор). В другом случае, вся нагрузка делится на имеющихся в штате коллег, или самых активных участников коллективов вашего учреждения культуры.

При подготовке мероприятия учитывайте важность атмосферы концерта (речевая и литературная подача материала, музыкальное и световое решение, использование соответствующих номерам слайдов и видео сопровождения) – точно созданная атмосфера, всегда усиливает воздействие и отдельного номера, и программы в целом.

Работая над решением поставленных задач, помните, что у сцены нет четвёртой стены, поэтому не забывайте о необходимости прямого обращения к зрителю.

Не загромождайте сцену объёмными декорациями!

Оформление должно быть лаконичным по возможности ярким. Одна небольшая, интересная деталь порой эффективнее больших трудоёмких и дорогих декораций. Для того чтобы вопрос оформления не сопровождал каждое ваше мероприятие, изготовьте или закажите одну, или несколько универсальных эмблем, отражающих жанровые направления в работе учреждения культуры.

Продумайте световое решение. Отсутствие современных световых приборов не причина для игнорирования важного художественного приёма. Бывает так, что простая лампочка, включённая в кульминационный момент подходящего для такого приёма номера, приносит не меньший эффект чем лазерное шоу. Всё зависит от вашей фантазии, любопытства, а главное желания.

И ещё. Работая над постановкой концерта, следует добиваться исключительной слаженности действий всех ваших помощников: операторов, осветителей, видео-операторов, рабочих сцены, самих артистов и руководителей кружков – это поможет вам избежать неоправданных пауз. На концерте пауза в десять – двадцать секунд кажется вечностью и резко снижает зрительское восприятие действия!

Сборная концертная программа

Если вы готовите сборную программу. Прежде всего, необходимо продумать последовательность номеров. Их, как правило, следует расставлять по нарастанию. Но это не значит, что все слабые номера надо показать вначале, а все остальные – потом. Их лучше чередовать так, чтобы номера одного жанра не соседствовали друг с другом, а завершать программу должен самый выигрышный, ударный номер. Читать полностью, что такое Сборная концертная программа.

Тематическая концертная программа

Тематическая концертная программа может быть сюжетной, но может строиться и без наличия сюжета. В этих случаях номера объединяются только темой. «День села», «День Победы», «День молодёжи» и т. п. К ним условно можно отнести и программы, составленные из номеров одного жанра: «Праздник русской песни», «Вечер танца» и т. п. Работая над тематическими программами, нужно стараться, как можно полнее раскрыть заданную тему. Для этого следует хорошо изучить нужный вспомогательный материал. Читать полностью, что такое Тематическая концертная программа.

Можно привести простой пример подобного поиска, рассмотрев сценарный момент на праздновании «Дня города» в г. Данкове, Липецкой области, где была озвучены две, довольно древние, но не раскрученные местные легенды, соединены воедино и использованные, как заключение к оному из блоков праздника.

Презентация «ЧАШИ ДАНКОВ»

  • Почётных гостей праздника встречают Церемониймейстер и Матушка Россия в сопровождении стрельцов.
  • Церемониймейстер оглашает легенду чаши.

Церемониймейстер (Под звуки русских наигрышей). Вы вступили на дорогу истории. Много легенд и сказаний у нашей земли. Сегодня вы становитесь соучастниками возрождения древнего ритуала – «Слава Данкова» – церемонии пира здешнего – начинания благих дел и прославления родной земли и жителей её!

Легенда древняя гласит: «Дмитрий Донской со своей ратью остановился в старом городе подковать свою лошадь, пополнить ряды донковским служивым людом. И пред битвою великой и победной, следуя дорогой славы, на поле Куликово, напоил своего коня родниковой водой из источника, питающего землю. С тех пор подковы на Руси – символ счастья, с тех пор вода из ключа этого священна для народа русского».

Девушка с коромыслом и старинными расписанными ведёрками, в которых налита вода из святого источника, подходит к гостям, другая зачерпывает воду ковшиком из ведёрок и наливает в чашу и передаёт её богатырю.

Церемониймейстер (на фоне действия продолжает). Старинный кубок «Данков» воссозданный знатным нашим мастером. Это «чаша – шлем», который обрамляет «подкова Данкова» – вековой символ благополучия и исполнения чаяний людей, нашего города.

  • Богатырь преподносит чашу с «напитком счастья» и предлагает сделать по глотку каждому.

Матушка Россия. Испейте гости дорогие, по глотку счастья! Вода эта, привезена со святого источника. Всем испившим из кубка «Данков» возвращаются силы молодецкие, да приходят мысли светлые!

Пили из кубка в дни великих побед над ворогом, за рать, на пирах праздничных, за труд свой великий, да угощали гостей званных да желанных!

Усиливается звучание русских наигрышей. К персонажам присоединяется танцевальный коллектив, по окончанию небольшой хореографической композицией исполняется «Песнь Данкову» в исполнении солистов РДК. Церемониймейстер провожает гостей к следующему сценарному блоку.

Как видите, старая забытая легенда превратилась в цельное театрализованное действие-сценку с участием зрителей. Возник новый ритуал, появился новый символ города – «Чаша Данков», созвучный с новой формой подачи материала – презентацией. Все былинное, граничащее со сказочным завораживает, привлекает своею таинственностью.

Изучайте и внедряйте в сценарий, пожелания жителей, их вклад в развитие и историю вашего муниципального образования, проблемы и нужды земляков разных поколений и возрастных групп.

Если программа предназначена для показа на массовой площадке, например, на стадионе, то потребуется особый поиск выразительных средств, чтобы занять действием и поле, и беговые дорожки, и трибуны. Как правило, это игры, конкурсы, забавы, обрядовые массовые действия. Если в вашем проекте вам удалось вовлечь большую часть участников – праздник состоялся!

Концерт обозрение

В обозрении (ревю) конферансье, ведущие, либо какие-то другие персонажи с помощью связок-интермедий очень часто переносят действие в разные, порой самые неожиданные места, времена, ситуации… Подобного рода связки призваны в веселой и по возможности смешной форме усилить содержание программы и связать номера в единое целое. Читать полностью, что такое Концерт обозрение.

Театрализованная концертная программа

Для театрализованных программ обязательно наличие персонажей и сюжета. Сам сюжет здесь должен быть более крепким, чем в обозрении. Работая над подобными программами, и режиссеру и сценаристу важно учитывать, что если в обозрении интермедии-связки носят вспомогательный характер (главное номера или многожанровость), то в театрализованной программе диалоги, сценки, разыгрываемыми персонажами, имеют, как правило, самостоятельный характер и часто сами являются номерами. Читать полностью, что такое Театрализованная концертная программа.

Популярные сценарии праздников на нашем сайте:

  • Новые сценарии
  • Авторские сценарии
  • Сценарии событий
  • Сценарий Новый год

Сохраните адрес этой страницы сайта ТЁММИ, чтобы быть в курсе про новые сценарии праздников и мероприятий. Наши организаторы культурных событий не жадничают и делятся своими разработками бескорыстно. Но следует помнить, что все новые и старые сценарии праздников предлагаются только для постановки у себя на местах, копировать и распространять наши сценарии праздников запрещено авторами.

© ТЁММИ | Организовать

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:

  • Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
  • Наша группа ВКОНТАКТЕ

В коротком уроке постараемся вам объяснить поэтапно, как написать сценарий концертной программы, учтя все нюансы такой концертной драматургии.

Каждый этап написания сценария имеет свои важные моменты, где потребуются определенные знания.

Учитывая, что к такому материалу обращаются творческие люди, не имеющие достаточного опыта, будем по ходу обучаться основам составления концертной программы минуя некоторые сложные объяснения.

К сожалению, сегодня даже профессиональные режиссеры и организаторы не знают первооснов в подаче концертной программы или умышленно обходят грамотный подход. Поэтому, как написать сценарий будет полезно знать и опытным культработникам, будет не лишним освежить в памяти утраченные знания.

Как написать сценарий профессионально

Как написать сценарий концертаПрежде чем вы сами себе ответите, как написать сценарий концертной программы, вам нужно пройтись по творческому процессу с самого начала.

Не редко, постановщики концертных программ опускают самое главное — в любом случае, даже в самом «проходном» концерте должна быть четко выраженная мысль. Бессмысленный набор номеров не является культурным продуктом, такой концерт говорит о безграмотности и халатности режиссера. В любом концерте должна быть выполнена сверхзадача.

Вы должны ответить на вопросы… Для чего я это делаю? Кому адресуется этот культурный продукт? Что я хочу сказать этим концертом?

Давайте выясним, к какому концерту вы готовитесь. В календаре сотни праздников, все они разные и по тематике, и по смысловому значению. Чтобы пойти дальше, выясним, виды концертных программ. Их всего пять видов:

  1. Сборная концертная программа;
  2. Тематическая концертная программа;
  3. Обзорная концертная программа;
  4. Театрализованная концертная программа;
  5. Сольная концертная программа.

Сборная концертная программа

Вид сборной концертной программы носит направление в форме досуга, подразумевает проведение концерта, где не требуется конкретика в теме. Такую программу еще называют «солянкой», то есть – простой культурный продукт. Это не означает, что вам достаточно набросать туда концертных номеров в разных жанрах и подать их людям.

Сборная концертная программа имеет четкую последовательность номеров. Номера программы нужно расставлять по нарастанию. Не нужно при этом показывать более слабые номера вначале, а сильные в финале. В каждом отрезке концерта должна быть динамика.

Вообще любая концертная программа строится по треугольнику есть — начало — кульминация — финал.

То есть выигрышные номера должны быть и вначале и в середине, и в финальной части концерта.

Многое зависит от ведущих концерта или конферансье, они — главные действующие лица сборной программы.

Именно конферансье или ведущие придают программе нужную стройность. Для них то и нужно заложить в сценарий словесные подводки, репризы, монологи, чтобы через них проходила ясная мысль.

Словесное действие ведущих сборной концертной программы зависит от идеи организатора. Если это простой эстрадный концерт, значит упор нужно делать на представление исполнителей: музыкантов, солистов, танцоров и прочих участников концерта. Нужно интересно их представить, их заслуги, жанр искусства, который они представляют. Если у вас обычные плановый концерт, учитывайте злободневные и местные темы в диалогах ведущих. Сборная концертная программа обычно, это эстрадный концерт, где важно показать больше жанров, учесть вкусы аудитории, особенно, если она целевая.

Тематическая концертная программа

  • Бесплатный сценарий праздника

Не ошибемся, если скажем, что тематическая концертная программа самая распространенный вид концертной деятельности.

В такую программу можно заложить сюжет, но и без него она должна выглядеть целостно. Номера тематической программы объединяет выбранная тема, например, победа, любовь к Отечеству, местная традиция, знатная персона. Обычно тематическую программу используют, когда проводят государственный праздник, например, «День России» или «День Победы». Этот вид вполне подойдет, когда присутствует на концерте один сценический жанр искусства: «День русской частушки», «Праздник танца» и подобные праздники.

Тематическая концертная программа требует раскрытия заданной темы, четко придерживаться сверхзадачи.

В реализация идеи тематической программы требуется работа с вспомогательным материалом, разного рода информацией.

Тематический концерт, как и другие строится динамическим методом, включает завязку, развитие и финал. Каждый номер концерта должен соответствовать выбранной теме.

Обзорная концертная программа или концерт обозрение

  • Универсальные сценарии событий и мероприятий

Концерт обозрение или просто ревю предполагает сценическое действие, которое предлагает зрителю разные места, всевозможные традиции, события и ситуации. По этой причине концерт обозрение схож с театрализованной программой, но не обязательно должен иметь четкий сюжет.

Здесь важен активный творческий подход в работе конферансье, ведущих, или какие-либо персонажей. Не редко в обзорную концертную программу включают набор интермедий, сценок, чтобы укрепить смысловое содержание концерта обозрение, связать номера в единое цельное содержание.

Театрализованная концертная программа

  • Как провести праздники в 2020 году: в Год памяти и славы

Основное требование при создании театрализованной концертной программы наличие действующих лиц, персонажей и крепкого сюжета. Кстати, мюзикл, который преподносят как отдельный жанр сценического искусства, не что иное, как театрализованная концертная программа с наличием крепкого сюжета.

Таким образом, театрализованная концертная программа требует от режиссера и сценариста построение сюжета на основе драматургического материала: сценки, миниатюры, интермедии, диалоги… То есть сами номера должны жить в контексте с сюжетом, нести определенную мысль, направленную на достижении общей сверхзадачи, а театрализованные сценки так же являются концертными номерами. Именно этими критериями и отличается театрализованная программа от концерта обозрения, где сценки носят вспомогательный характер.

Театрализованная программа, как и спектакль имеет конфликт, развитие сюжета и развязку. Для воплощения замысла должно быть наличие сквозного действия, которое в итоге должно привести к разрешению конфликта между персонажами. Такая программа строится на поворотах в сюжете, на изменении предполагаемых обстоятельств.

Чаще всего театрализованную концертную программу готовят для постановки таких праздников, как День Победы, на Новый год, для детей и молодёжи. Не редко используются такой режиссерский ход, когда в сценическое действие вовлечен зритель.

Сольная концертная программа

  • Планирование и организация мероприятий

Под понятием сольная концертная программа входит мы понимаем выступление артиста какого-либо сценического жанра или творческого коллектива. Сольная программа сильно перекликается со сборной. Здесь также важно расставлять концертные номера по нарастающей. При этом убирать слабые, «невкусные», усиливать начало, середину концерта и его финал. Здесь не важен сюжет, а важнее показать талант и мастерство, при этом показывая исключительную уникальность артиста или коллектива.

© ПАСПЕР | Сценарий

Составление концертных
программ

Концерт является одной из самых
популярных и общедоступных форм культурно-досуговой деятельности.
Главная
функция концерта
–  формирование эстетического вкуса,
эстетических чувств и приобщение к миру прекрасного.

Концертом называют особую законченную
сценическую форму, в основе которой лежат номера. Концерты имеют свои законы
построения, и художественные принципы.

Концерты, в которых задействованы
различные виды искусств: музыка, литература, хореография, театр называется
«эстрадным». В зависимости от содержания, структуры и характера различают
дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные концерты.

Дивертисментными называют концерты,
программа которых состоит из номеров различных жанров: пение, музыка, танцы,
сценки и т.д.

«Тематические концерты» выстраиваются
на единой сюжетной основе, и их проведение, как правило, посвящено праздничным
и юбилейным датам. Все творческие номера подбираются в соответствии с темой. Ведущий
связывает все номера в единое целое.

Разновидностью «тематического
концерта» являются «театрализованные концерты». Номера концерта соединяются в
единое целое на основе единого сюжета. Эти концерты могут быть посвящены
крупным событиям, знаменательным датам, а могут являться частью торжественного
заседания.

Все концертные программы имеют много
общего. Последовательность построения их номеров подчиняется выработанным
многолетней практикой законам:

1)               
Концерт должен идти по нарастающей, то
есть
должны возрастать темпоритм
концерта, качество номеров, их
зрелищность и, как
следствие, интерес зрителей. Каждый следующий номер
должен пользоваться большим успехом, чем предыдущий.
Но
ошибочно представлять себе, что номера «движутся» по прямой вверх. Если
графически представить концертную программу, то она будет иметь несколько
«пиков», самый высокий — последний.

2)               
Психологией установлено, что лучше всего
закрепляются в памяти и производят самое яркое впечатление начало и конец
любого воздействия на психику человека. Поэтому следует открывать и закрывать
концерты наиболее выигрышными выступлениями. Так же самые яркие номера ставятся
в кульминационные моменты концерта.

3)               
Более сложные произведения должны идти в
начале концерта, более популярные и легкие для восприятия — в следующих
отрезках программы.

4)               
Последовательность номеров в каждом жанре
должна выглядеть следующим образом: из танцев ближе к первой части концерта
лучше ставить классический балет или лирический танец, и лишь после него
характерный или народный; массовый танец — после сольного.  На сцену сначала
выходит чтец, а лишь потом исполняется драматический отрывок. (Их можно менять
местами, если сцена трагическая или лирическая, а чтец заставляет слушателей
заливаться смехом).

5)               
Составляя концертную программу, необходимо
соблюдать принцип контрастности. Чем шире представлены жанры, тем интереснее.

6)               
Переходы между номерами разных жанров
должны подбираться с осторожностью, чтобы помочь исполнителям.
Нужно
грамотно продумывать моменты выхода артистов и ухода со сцены для того, чтобы
артисты не толпились за кулисами, не мешали друг другу.

7)               
Необходимо принимать во внимание успех
артиста, чтобы каждого исполнителя поставить в наиболее выгодное для него
место.  Не следует выпускать после номера, пользующегося большим успехом
исполнителя, выступление которого по своему характеру не сможет вызвать подобной
реакции. Это значит — отнять у того исполнителя успех, который бы он законно
имел при другом расположении номеров.

8)                
Оптимальное количество номеров в концерте
– 12-14. Практика показывает, что на затянутых по времени концертах, даже
идущих в хорошем темпоритме, внимание зрителя снижается, и он перестает его
воспринимать.

Для удобства составления концертной
программы, можно использовать такой прием: н
а
каждый номер будущего концерта заводится карточка, куда заносятся все данные о
номере — название, жанр, количество участников и т.д. Пользуясь этими
карточками, режиссер концерта начи­нает раскладывать своего рода «пасьянс».
Сначала определяется начало концерта и номер, завершающий программу, а затем
номера в середине программы. 

Этот способ позволяет все время
соотносить поиск порядка номеров с замыслом концерта.

Порой случается, что
тщательно выверенный порядок номеров нарушается по стечению непредвиденных
обстоятельств. В этом случае приходится мобилизовать свои комбинаторские
способности и, соблюдая художественную стройность концерта, все принципы его
построения, мгновенно принимать оптимальное решение.

Список
использованной литературы:

1.                
Богданов, И.А. Драматургия
эстрадного представления: учебник/ И.А. Богданов, И.А. Виноградский. – СПб: Санкт-Петербургская государственная академия
театрального искусства, 2009. – 350 с.

2.                
Лукаш, В.А. Особенности постановки
эстрадного концерта/ В.А. Лукаш. — Самара: ГБУК «Агентство социокультурных
Технологий», 2014. — 36 с.

3.                
Рубб, А.А. 30 бесед об эстрадных
концертах: методический материал/ А.А. Рубб. — Москва: ВЦХТ, 2004. — 224 с.

Как написать сценарий концерта

Во время удачно построенного концерта зритель не устает. Он получает удовольствие, и ему кажется, что актеры выступают потому, что им именно сейчас захотелось спеть или станцевать. Чтобы даже самодеятельный концерт казался удачным экспромтом, в первую очередь необходимо хороший сценарий. Его должны знать не только ведущий и актеры, но и звукорежиссер, и осветитель, и рабочие сцены.

Как написать сценарий концерта

Инструкция

Программу концерта, где выступает один коллектив, обычно составляет руководитель. Его задача – показать ансамбль и солистов в наиболее выгодном свете. Задача сценариста – придумать интересный ход, который помогал бы решить эту задачу. Например, можно пригласить зрителей отправиться в кругосветное путешествие, и остановкой будет танец или песня, созданные в определенной стране. Можно представить эпоху, показать музыкальные инструменты того времени и рассказать о них. Главное – чтобы у зрителя или слушателя сложилось цельное впечатление о предмете разговора.

Расставьте номера в нужном вам порядок – например, по времени создания. Учтите несколько моментов. Если в нескольких танцах заняты одни и те же исполнители, им надо дать возможность отдохнуть и переодеться. Это же касается и других жанров. Например, вокалист может спеть две-три песни, а затем, после выступления инструменталиста, вернуться на сцену. Роль ведущего в подобных концертах скромна – он может рассказать об эпохе или стране, а потом в основном объявляет выступающих. Однако в любом случае в сценарии необходимо пометить смену освещения, перестановку фонограммы и т.п.

Довольно велика роль сценариста в организации сборного концерта, которую на актерском арго нередко называют «солянкой». Такие концерты нередко приурочены к каким-либо общепринятым праздникам, юбилеям, выпускным вечерам. Определите направленность концерта и его целевую аудиторию. Выпускной вечер в школе или университете будет отличаться от юбилея предприятия, на котором ожидается присутствие большого количества ветеранов. Новогодний концерт не должен быть похож на тот, что проводится в День независимости, хотя некоторые номера и могут быть одинаковыми. Классической музыке, народным и бальным танцам можно найти место в любом сборном концерте. С современными музыкальными направлениями, цирковыми номерами, инсценировками нужно быть осторожными.

Подумайте, сколько у вас будет отделений. Обычно бывает одно или два. Как правило, первое – торжественное, а второе проходит в более свободной форме. Для торжественной части подойдут выступление хора, литературно-музыкальная композиция, инсценировка. Расставьте номера в определенном порядке, стараясь чередовать жанры. Если торжественная часть предполагает награждения или поздравления, вставьте эти эпизоды между номерами.

Красивое окончание концерта не менее важно, чем удачное начало. Зритель запоминает именно концовку, и она представляет собой кульминацию. Нередко последний номер исполняют все участники, и это – известный, но очень удачный вариант. В любом случае постарайтесь завершить программу чем-то эффектным.

Решите, кто будет вести программу. Это могут быть просто ведущие или какие-либо персонажи. Во втором случае укажите, какие костюмы и реквизит вам необходимы. Слова ведущего могут быть как в стихах, так и в прозе. Стихи лучше подобрать профессиональные. Если ничего по теме нет, напишите обычный грамотный прозаический текст. Помните, что хорошая проза лучше, чем плохие стихи. Если программу ведет персонаж, текст должен соответствовать его характеру.

Распределите паузы. Укажите, чем заняты зрители перед началом концерта. Они могут, например, смотреть выставку, участвовать в лотерее и игровых программах. В сценарии отметьте, кто именно отвечает за эти моменты и какой реквизит необходим. Паузы могут быть и в самой программе, в особенности если он длинный. Зрители в это время не покидают своих мест, но они могут поиграть с каким-то персонажем, провести конкурс песен или частушек и т.д. В любом случае такие паузы должны быть интерактивными.

Полезный совет

В конце сценария укажите, какое оборудование вам понадобится, как будет выглядеть оформление сцены, что и кому нужно заказать. Если вам нужна фонограмма на начало или окончание, не забудьте написать и это. Распечатайте сценарий в нескольких экземплярах. Один можно повесить, например, на дверь, которая ведет из артистической на сцену. По нему будут ориентироваться актеры и рабочие сцены. Ведущие могут положить текст в красивые папки, с которыми не стыдно выйти на сцену. Свои экземпляры есть у звукооператора и осветителя.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Особый
жанр современного массового искусства
— театрализованный концерт. Театрализованный
концерт родился в нашей стране, а затем
завоевал популярность и других странах.

Театрализованный
концерт — это использование разных
жанров, разных видов искусства, начиная
от академического хора и кончая народным
танцем. Театрализованный концерт, в
отличие от филармонического, всегда
тематический, в нем художественное и
смысловое соединяются воедино.
Тематические театрализованные концерты
устраиваются в связи с крупными
событиями, например, театрализованные
концерты могут проходить, как завершающие
какие-либо
торжественные заседания, собрания или
проходят самостоятельно.

Они
бывают в одном или в двух отделениях с
антрактом. В зависимости от этого
используется закон времени, влияние
его на внимание и утомляемость зрителя.
По нормам, определенным опытом, известно,
что концерт в одном отделении должен
идти один час десять минут — один час
тридцать минут. Потом зритель утомляется
и его интерес ослабевает. Концерт в двух
отделениях организуется так: первое
отделение длится 1 час — 1 час 10 минут, а
второе 55 минут
— 1 час. Конечно, могут быть и отклонения,
зависящие от исполнителей, темы, места
проведения
концерта. Каждый из театрализованных
концертов имеет свою тему, смысловую и
эмоциональную драматургию, которые
определяются тем обстоятельством,
собственно говоря, которые
и вызвали постановку концерта. Основу
концерта составляют номера. Их количество
не должно
нарушить единство темы, замысла, целевой
задачи. Концерт составляется из уже
имеющихся
или вновь созданных, но обязательно
полностью исполняемых номеров. Сокращение,
изменение композиции без учета формы
и внутренней драматургии исполняемого
произведения не допустимо.

Чего
же должен добиваться режиссер, делая
тематический театрализованный концерт?
И. Туманов
считает, что прежде всего четкой идейной
выразительности и художественной
образности. А добиться этого в концерте
можно театрализацией его номеров.

Важная
задача режиссера концерта — непрерывность
воздействия его программы на зрителя,
необходимость жанров и ритмов, дающих
нагнетание, нарастание действия,
объединяющих
его.

Очень
важно не обмануть ожидание зрителя,
надо не только привлечь его внимание,
заинтересовать,
но и взволновать, воздействия на его
разум и эмоции с системой художественных
образов.
Как правило, первый номер бывает эпиграфом
к театрализованному концерту. Это его
титул, заглавная буква. Поэтому
театрализованный концерт должен
начинаться большим, мощным, ярким
номером. Это может быть номер многолюдного
коллектива.

Номера,
из которых составляется театрализованный
концерт различны, сюда привлекаться
все
жанры и виды искусства, которые помогают
выразить и раскрыть тему концерта.
Используется в
театрализованном концерте и кино.
Отснятые ролики специально подобранного
материала, подтверждающего
мысль, заложенную в номере, пейзажных
планов, помогающих уточнить место
действия
и создать необходимую атмосферу. Хорошо
применять и диапозитивы, с помощью
которых легко меняется место действия
и создаются устойчивые планы декоративного
оформления или отдельных его фрагментов.

Часто
для театрализованных концертов
применяется оформление, специально
выполненное художником-
сценографом. При этом, наряду с важнейшей
задачей — созданием художественного
образа
должна предусматриваться организация
концерта.

Ни
в одном другом жанре искусства
непрерывность сценического действия,
а также и воздействия,
не имеет столь важного значения, как в
массовом представлении, а значит и
театрализованном концерте; нигде так
остро не ставиться вопрос о стремительной
и органичной «подачи» на сцену самых
разнообразных сил. Вот почему художник
должен, определяя принцип оформления,
серьезное внимание уделить внутренним
и внешним коммуникациям. Это заставляет
художника
имеете с режиссером заранее продумать
четкий порядок красивой и легкой
«эвакуации» со сцены тех или иных номеров
с их декоративным оформлением и появлением
на сцене новых коллективах. К сожалению,
практика показывает, что забывают о том
факте, что сцена должна быть особым
образом подготовлена. И когда происходит
смена, особенно коллективных номеров,
например замена оркестра хором, создается
шум, возникает пауза и эта «грязь»
нарушает необходимую динамику концерта
и его атмосферу. Если концерт плохо
организован,
плохо работает занавес, подъемно-опускные
механизмы сцены, на сцене шум, что-то
падает, шум за кулисами, если возникают
проблемы с музыкой или светом, то все
это несомненно рассеивает внимание
зрителей, и в этом повинна неслаженность
монтировочной части концерта. А задача
режиссера заключается в том, чтобы с
первого номера собрать, сконцентрировать
внимание зрителя
на сценической площадке. Завладев
вниманием, нужно его удержать, не дать
ему распылиться.
Главное в режиссуре концерта — непрерывность
его программы, незамедлительная смена
номеров, которые, пронизываясь как
звенья одной цепи, увлекают за собой
зрителя. А это достигаете и твердой
организацией всего концертного организма.
Если же закулисная чисть, не мобилизирована,
режиссерская композиция не продумана
и оформление плохо с ней связано,
возникают те разрывы в ткани концерта,
которые отвлекают зрителя, снижают
эффективность самого концерта. Но у
режиссера театрализованного концерта
очень большие интересные возможности
и при помощи художника их осуществление
повышает значимость концерта. Одна из
таких возможностей — укрупнение каждого
номера. С помощью изобразительных
средств, например,
удается глубоко и выразительно раскрыть
тему номера.

Форма
театрализованного концерта привилась
и часто используется в практике. Однако,
готовя
такое представление, нужно думать о
динамике концерта, о его движении. От
начала концерта,
конца первого, начала второго отделения,
финала всего концерта зависит многое.
Как сделать,
чтобы зритель не ушел в антракте, а
вернулся на второе отделение, как увлечь
и заинтересовать его? Это серьезная и
важная задача режиссера, найти интересные
сценарные и режиссерские решения.

Как
утверждает И. Туманов, нет готовых
рецептов постановки театрализованных
концертов.
Каждый концерт может иметь тысячу самых
разнообразных решений, может привлечь
самый
неожиданный материал. Но режиссер должен
быть политически и исторически чутким,
образованным, человеком, знающим
различные виды искусства, обладающим
даром фантазии и воображения; а также
должен иметь единомышленников среди
режиссеров, художников, сценаристов и
т.д. для формирования творческого
коллектива, способного создать интересное
праздничное представление с идейной и
художественной точки зрения.

«Закон
построения театрального концерта —
научиться выстраивать при помощи
монтажной
«сборки», монтажного «сценария» из
разнородного и разножанрового материала
единую
драматургическую конструкцию, в основе
которой лежит концертное действие.»
И.П. Шароев.

Драматургия
театрализованного концерта

Театрализованный
концерт — это особый жанр современного
массового искусства. Особенно популярны
были они в 60-80-е годы.

«Среди
разных форм и проявлений сценического
искусства, — говорит И.М.Туманов, — есть
такие,
где сложность художественных задач в
воплощении серьезной темы возрастает
втройне. Я имею
ввиду театр представления и, главным
образом, театрализованные концерты.

Театрализованные
концерты являются составной частью
театрализованных представлений,
праздников.

Свое
начало театрализованные концерты ведут
от родившихся в первые годы Советской
власти
концертов-митингов, декад национального
искусства, проходивших в Москве в 30-е
годы.

В своих
лучших образцах они обрели особый вид
сценического искусства — тематический
театрализованный концерт. Основоположником
театрализованного концерта считается

И.М.Туманов.
Определяя понятие «театрализованный»
концерт необходимо четко установить
его отличие
от концерта вообще.

Концерт
— выступление в специальной программе
одного или нескольких исполнителей.

Сборный
Тематический театрализованный концерт
— это использование разных жанров, видов
искусства, начиная от академического
хора и кончая народным танцем.

Театрализованный
концерт в отличие от академического
(филармонического) всегда тематический,
в нем художественное и смысловое
соединяются воедино. В основу концерта
составляют номера. Их количество не
должно нарушать единство замысла,
целевой задачи. Концерт составляется
из уже имеющихся или вновь созданных
обязательно полностью исполняемых
номеров. Сокращение, изменение композиции,
без формы и внутреннего драматизма
исполняемого
произведения недопустимо. И его должен
добиваться режиссер? Четкой идейной
выразительности и художественной
образности.

Важная
задача режиссера — непрерывность
воздействия его программы на зрителей,
необходимо
поддерживать интерес к заложенной в
ней теме. Достигается это сменяемостью
жанров и ритмов, дающих нагнетание,
нарастание, объединяющих действий. Как
начало — первый номер
— эпиграф к концерту, это его титул,
заглавная буква. Поэтому театрализованный
концерт должен
начинаться большим, мощным номером —
хор, оркестр.

Сценарный
и режиссерский замысел театрализованного
концерта является основой.

Он
вбирает в себя:

  • идейно-тематическую
    сущность содержания;

  • художественно-образную
    форму;

  • сюжетно-композиционную
    структуру (последовательность жанров
    и логику перехода от

    номера к номеру);

  • сценографию
    и атмосферу всего концерта;

  • темпо-ритмическое
    развитие действия.

В
поиске режиссерского решения не может
быть готовых рецептов и речь может идти
о готовой
методике подхода к решению. Композиция
концерта — порядок построения номеров
-определяется
режиссерским замыслом. Номера группируются
по принципу смысловых сюжетных блоков
(эпизодов) в том или ином повороте
раскрывающих главную идею концерта,
выстроенную, по
внутренней логике ее развития. Соединить
блоки — эпизодов — дело нелегкое. Один
из приемов, который
чаще всего используется — тексты ведущих,
где авторская мысль точно сконцентрирована
и
выражена в точной и лаконичной форме.

Связывать
концерт в единое действие может не
только слово. Современный сценический
язык,
выразительные средства позволяют
режиссеру использовать для этой цели
— кадры, видео, музыку,
проходящую лейтмотивом, хореографическую
пластику. От верно выстроенной композиции
всего концерта зависит его внутренняя
динамики темпо-ритм. Создание верного
темпо-ритма концерта зависит, в первую
очередь, от перехода от номера к номеру,
от эпизода к эпизоду.
Восприятие номера, эпизода, всего
концерта зависит не только от качества
исполнителей, но
и от того, что мы называем «сценической
метафорой». Атмосфера концерта достигается
и внутренней эмоциональной настроенностью
исполнителей, и внешней сценической
обстановкой. Внутренний
настрой рождается в результате верного
действия исполнителей. Внешняя обстановка
на
сцене создается при помощи различных
композиций света, цвета, музыки,
сценического оформления, других
посторонних эффектов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое концерт?

Концерт – одна из форм культурно-досуговой деятельности.

В настоящее время существует ряд классификаций концерта.

По целевому назначению концерты принято подразделять на следующие виды:

  • отчетные
  • праздничные
  • юбилейные.

Концерты подразделяются также:

-по месту постановки: стациионарные (выступление на привычной сцене),выездные или гастрольные;

-по составу участников: в программе могут быть задействованы взрослые, дети, профессиональные исполнители, исполнители- любители;

-по числу участников: сольные (выступление одного исполнителя), групповые (выступление одной группы исполнителей), смешанные (выступление в одной концертной программе отдельных солистов, групп, ансамблей);

-по составу аудитории, для которой концерты проводятся – взрослая, детская, смешанная.

Детская аудитория требует точного расчета концерта во времени, поскольку дети быстро устают; важно тщательно продумывать подбор номеров, их расстановку: дети любят зрелищность, они не выносят монотонности, хотят больше веселых и смешных номеров.

Взрослая аудитория более восприимчива к глубинно-содержательным номерам, не устает от продолжительного концерта.

Смешанная аудитория представляют собой наибольшую сложность. Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителей. Разный возраст, уровень социальной зрелости, адаптации к жизни, культуры, возможности осмысления художественного материала, представленного на сцене исполнителями, – все это требует продуманности и соответствующей подачи каждого номера.

По содержанию концерты бывают:

  • тематические (посвященные одной теме)
  • политемные (с разными тематическими блоками и направлениями)
  • театрализованные (составляются исключительно из музыкальных номеров с театральными элементами).

Тематические концерты в свою очередь, подразделяются на сюжетные и бессюжетные.

В зависимости от числа жанров концерты подразделяются:

-на одножанровые: литературные, хореографические, музыкальные, поэтические, юмористические, клоунадные и т. д.;

-многожанровые, или сборные: используются разные жанры: песни, стихи, проза, танцы, цирковые номера, отрывки из спектаклей и т. д.

Основные принципы организации сборного концерта:

1) Необходим строгий учет времени проведения всех номеров и концерта в целом (Если концертная программа разрастается, то уместно сделать концерт в двух отделениях, с перерывом для зрителей).

2) Организационные и технические моменты должны предшествовать расстановке номеров.

3) Следует избегать однообразия в расстановке номеров по их жанру, настроению.

4) Важно обеспечить постановку каждого номера концерта в выгодных для исполнителя условиях.

5) Составление программы нужно производить с учетом нарастания зрительского интереса (Самые зрелищные, динамичные, яркие номера следует распределять ближе к финалу).

6) Концерт должен начинаться с эффектного номера, чтобы сразу захватить внимание зрителя.

7) Целесообразна подача некоторых номеров единым концертным блоком в программе.

8)Очень важно соблюдение развития, динамики концертной программы.

Тематический концерт строится по тем же законам, что и сборный, но его номера раскрывают какую-либо одну тему и придерживаются ее.

Театрализованный концерт – это наиболее зрелищный, яркий, масштабный, трудный по замыслу, организации и воплощению вид концертной формы. Он может быть тематическим и театрализованным.

Композиция (от итал. compositio – составление, связывание, сложение, соединение). Энциклопедии трактуют термин «композиция» по-разному, но общий смысл формулировок примерно таков: композиция – это сложное единство различных компонентов, которое достигается в процессе творчества.

Понятие «композиции» присутствует в любом виде искусства: в живописи, скульптуре, музыке, романе, фильме, а также в театрально-анимационном представлении.

Композиции бывают одножанровые (литературные, музыкальные, хореографические) и разножанровые (литературно- музыкальные,музыкально-хореографическиеи т. д.).

По замыслу композиции бывают сюжетные (весь материал выстраивается в рамках заданного сюжета по законам драматургии) и бессюжетные (имеющие свою логику организации материала согласно индивидуальному авторскому замыслу).

Бессюжетные композиции создаются по принципу калейдоскопа номеров или различных материалов, составляющих всю композицию, выстраиваются благодаря удачно найденному сквозному драматургическому ходу – сквозному художественному приему, на котором держатся все эпизоды сценария, составные части композиции.

Работая над композицией сценария, сценаристу важно набрать как можно больше разнородного материала, соответствующего теме.

Материалом для композиции могут быть песни, стихи, фотографии, архивные документы, отрывки из спектаклей, хореографические фрагменты, текст ведущих. Материал в композиции распределяется и занимает свое место в развитии действия согласно сюжету или драматургическому ходу.

При работе над композицией, связанной со зрелищными формами, всегда помогает знание основных приемов монтажа:

  1. Параллельный прием сопоставления разнородного материала- предусматривает параллельное одновременное развитие и показ двух линий.
  2. Контрастный прием монтажа: два отрывка, два материала противопоставляются друг другу.
  3. Логический прием монтажа материала предполагает логический, естественный переход из одного отрывка в другой соответственно логике событий.
  4. Ретроспективный прием из любого эпизода композиции уводит зрителя в тот или иной эпизод прошлого.
  5. Прием рефрена (термин позаимствован из музыки, дословно означает повторение того или иного отрывка мелодии) служит своеобразным напоминанием какой-нибудь важной мысли, какого-нибудь настроения, чувства.
  6. Ассоциативный прием: эпизоды стыкуются друг с другом та- ким образом, чтобы вызвать у зрителя те или иные ассоциации. Сложность заключается в том, что зрители в зале имеют разный опыт, эмоциональную отзывчивость, культуру восприятия. В то же время этот прием дает большой простор для работы собственного воображения, фантазии зрителя.

Post Views: 1 066

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать программист или програмист
  • Как правильно написать происшествий не случилось
  • Как правильно написать провоцировать
  • Как правильно написать провокатор или провокатор
  • Как правильно написать проверяйте сдачу не отходя от кассы