Как правильно написать психологу записаться на прием

: Время прочтения:

Почему важно правильно сформулировать запрос перед обращением к специалисту и как это сделать рассказывает психолог Мария Самоцветова.

Почему важно правильно сформулировать запрос перед обращением к психологу

Несмотря на бытующие стереотипы, не бывает «правильной» причины обращения к психологу. У кого-то это решение зреет долго, человек много размышляет, как он может справиться самостоятельно, есть ли еще силы потерпеть, а помощь психолога рассматривает только в самом крайнем случае. У других, решение обратиться к психологу возникает импульсивно.

Стресс, нахлынувшие переживания, с которыми трудно справиться, внезапная кризисная ситуация, резкие изменения привычного образа жизни — всё это может подтолкнуть к желанию обратиться за помощью. Оба варианта правильные, верные — неважно, какая причина привела вас в кабинет к психотерапевту (неважно с чем вы пришли), на результат процесса это не влияет, и правил тут нет.

Однако, всё же есть один важный критерий, отвечающий за половину успеха психотерапии. Этот критерий — правильно сформулированный запрос, то есть то, с чем вы хотите уйти.

Наличие и правильное формулирование запроса играет огромную роль как для клиента, так и для терапевта.

Что такое психотерапевтический запрос?

Это не просто проблема, которую вы принесли, не то, что у вас болит, не то, на что вы жалуетесь. Запрос всегда подразумевает получение определенного результата — то есть то, с чем вы хотите уйти от психотерапевта, что унести с собой.

Представьте, что у вас разбился экран телефона (ваша проблема), и вы приносите его в сервис (к психологу). Изначально, ваше желание очень смутное, и омрачено расстройством от поломки — вам просто хочется, чтоб этого — разбитого экрана телефона (проблемы) не было. Но вот работник сервиса вас спрашивает: «Чего конкретно вы хотите? Поменять экран? Это будет стоить столько-то и займет столько-то времени». Вы отвечаете что-то вроде: «Я просто хочу телефон, чтоб звонить и в интернете сидеть», потому что вы расстроены, и не очень хотите тратить ресурс на разрешение проблемы, не хочется про это думать. Но работник сервиса очень скрупулезно вас расспрашивает, и предлагает еще кучу вариантов: «Может быть вам тогда купить такой же телефон, но новый? Или подержанный? Или вообще другой телефон? Или взять свой старый, который вполне подходит, чтоб звонить и сидеть в интернете». Вы сначала сопротивляетесь этому допросу, и необходимости много думать, но потом понимаете, сколько на самом деле вариантов решения проблемной ситуации, но желаемый результат, желаемое решение, только одно. После того, как вы сделали над собой усилие, прислушались к работнику сервиса, не спеша, и без эмоций подумали, наконец смогли найти оптимальное решение, отчего уже чувствуете невероятное облегчение и удовлетворение. Вот почему так важно правильно сформулировать запрос — вы теперь знаете, чего хотите, и как это получить, хотя и не будете своими руками чинить телефон.

Зачем психологу понимать запрос клиента?

Тоже самое происходит (должно происходить), в кабинете терапевта — клиент и психолог дотошно, медленно, но твердо формулируют запрос к терапии. Специалисту его понимать также важно, как и клиенту. Вы можете спросить почему, он же учился так долго, он профессионал, он должен сам всё понимать, как мне помочь. Да, психолог — профессионал, но он не эксперт вашей жизни, и после первой встречи не может знать, как вам лучше, как вам жить, чего вы на самом деле хотите.

Психолог знает метод, знает как достичь, но чего достичь — это уже должен решить для себя клиент.

Я в своей работе привожу для клиентов метафору: мы с вами отплываем вместе на лодке, но из-за тумана ничего толком не видно. Вы мне говорите куда, а я буду править («гребём мы вместе»).

Более того, чётко и верно сформулированный вопрос очень сильно помогает самому клиенту — снижает тревогу, дает понимание и ясность. Это как чётко поставленный диагноз в больнице — когда точно знаешь, что у тебя, уже не так страшно лечиться. И нет ничего ужаснее той неизвестности, когда врачи не могут заключить, что же у вас за болезнь.

Формулировать запрос затруднительно, и клиенты с готовым запросом приходят крайне редко. Я это объясняю тем, что зачастую, люди, нуждающиеся в психологе, пребывают в таком эмоциональном состоянии, что не знают куда они хотят приплыть, но точно хотят покинуть текущую ситуацию — то есть отсюда. «Неважно куда, лишь бы не здесь!», «Давайте поскорее убежим отсюда, а куда — решим в процессе», — вот такой немой посыл есть у большинства клиентов, и он очень понятен, но важности и необходимости сформулировать запрос на первом этапе психотерапии это не отменяет.

Чтобы помочь вам сформулировать, хотя бы приблизительно, первичный запрос, я составила несколько вопросов, которые полезно задать себе еще до приходя в кабинет терапевта:

  • Как я хочу, чтобы моя жизнь выглядела после, если терапия будет успешной (на 100%, на 50%, на 20%)?
  • Каких конкретно изменений я хочу после терапии? (конкретных — значит максимально приближенных к жизни, например, «После терапии, я хочу ездить на работу не на метро, а на машине»).
  • Какие результаты меня удовлетворят? (на 100%, на 50%)
  • Терапия будет мне полезной, если в её процессе, по её завершению, у меня будет …( я буду…).

Содержание спрятать Где можно найти психолога и как не ошибиться с выбором Если не хочется заниматься подбором самостоятельно Как записаться на прием к психологу Как проходит психотерапия через Alter «Я боюсь идти к психологу» Где можно найти психолога и как не ошибиться с выбором Психотерапия становится востребованной, и все больше людей обращаются за психологической помощью.

  • Где можно найти психолога и как не ошибиться с выбором

    • Если не хочется заниматься подбором самостоятельно

  • Как записаться на прием к психологу

    • Как проходит психотерапия через Alter

  • «Я боюсь идти к психологу»

Где можно найти психолога и как не ошибиться с выбором

Психотерапия становится востребованной, и все больше людей обращаются за психологической помощью. Но в России отсутствует лицензирование специалистов. Из-за этого на рынке много непрофессионалов без соответствующего образования. Они не только не способны оказать квалифицированную помощь, но и могут навредить клиенту. 

Поэтому перед тем, как записаться к психологу, мы рекомендуем спросить его:

  • Документы об образовании

У профессионального психолога должно быть базовое психологическое или медицинское образование и дополнительное образование по психотерапии

  • В каком направлении он работает

В психотерапии существует много направлений: гештальт, когнитивно-бихевиоральная терапия, экзистенциальный анализ и другие. Но не все направления имеют научное обоснование. Спросите у психолога, существуют ли исследования эффективности его методов, и о чем они говорят. Также важно узнать, подходят ли эти методы для работы с вашим запросом (например, бессмысленно приходить с депрессией к семейному психологу).

  • Где он принимает клиентов

Психолог должен вести прием либо в специальном кабинете, либо онлайн. Если вам предлагают встречаться в кафе, у психолога или у вас дома — это показатель непрофессионализма

  • Проходит ли психолог личную психотерапию и супервизию

«Каждому психологу нужен свой психолог» — не шутка, а официальное требование. Психолог не может работать с клиентами, если у него самого есть нерешенные вопросы и проблемы, потому что это может влиять на клиента. Это не значит, что психологи все «святые» — но они должны быть проработанными.

Супервизия — это консультация с более опытным коллегой. Она нужна не только начинающим специалистам. Супервизии помогают корректировать курс терапии, обращать внимание на свои ошибки и вовремя исправлять их.

  • На какие результаты вы можете рассчитывать в терапии

Если психолог гарантирует, что избавит вас от всех проблем в короткие сроки — скорее всего, это шарлатан. Результаты и скорость их достижения индивидуальная у каждого клиента. Хорошие специалист должен объяснить вам, как работает психотерапия, — и рассказать, каких результатов в среднем достигают его клиенты, чтобы у вас был примерный ориентир. 

Если не хочется заниматься подбором самостоятельно

Найти хорошего психолога самостоятельно можно, но скорее всего вам придется перебрать нескольких специалистов. Если хочется пропустить этот этап — вы можете подобрать психолога в Alter. Мы уже проверили всех специалистов из нашей базы с помощью методики, разработанной совместно с Психологическим институтом Российской академии наук. Отбор проходит только 25% желающих. Наши психологи:

  • Подтвердили свое образование
  • Придерживаются научного подхода
  • Работают этично
  • Проходят личную терапию и супервизию

Мы помогаем подобрать психолога точно под запрос. У каждого в базе есть специализации — темы и проблемы, с которыми психолог умеет работать. Вам достаточно заполнить анкету и отметить там то, что вы хотели бы проработать на терапии. Наш алгоритм автоматически выбирает специалистов, у которых есть подтвержденный опыт работы с похожими ситуациями. 

Как записаться на прием к психологу

Мы решили сделать запись к психологу более комфортной и автоматизировать ее. Вам не нужно самостоятельно писать или звонить специалисту. Найти психолога и записаться к нему в Alter можно за 4 шага:

  1. Заполните анкету, отметив пункты, которые вас беспокоят.
  2. Получите подборку из 5 психологов, которые наиболее эффективно работают с вашим запросом. 
  3. Выберите понравившегося психолога и запишитесь к нему на ближайшую свободную дату через онлайн-календарь. 
  4. Оплатите бронь картой и ждите на почте подтверждение записи.

Если вы отмените прием больше, чем за 24 часа — деньги автоматически вернутся на карту. Подбор психотерапевта в Alter бесплатный

Как проходит психотерапия через Alter

Вы можете записаться как на личную, так и на онлайн консультацию. Личные встречи будут проходить в кабинете, онлайн — по видеосвязи. 

Запись на каждую консультацию также происходит в онлайн-календаре. Вы сможете договориться с психологом и зарезервировать день недели и время, когда вы будете к нему ходить. Оплата приемов также происходит через Alter.

Важно: консультации полностью конфиденциальны — все психологи подписывают соглашение о неразглашении личной информации клиента. Это значит, никто (даже Alter) не может получить информацию о вашей работе с психологом. 

мужчина боиться говорить с психологом

«Я боюсь идти к психологу»

С этими эмоциями сталкиваются многие. Психотерапию стигматизируют: есть стереотип, что клиенты психологов не могут справиться со своими проблемами самостоятельно. Кроме того, рассказывать о личном незнакомому человеку может быть просто некомфортно. Мы помогаем клиентам побороть страхи и стереотипы:

  • Берем интервью у известных людей, которые ходят к психологу, чтобы они поделились личным опытом — например, недавно разговаривали в блогером Masha_davay.
  • Пишем полезные статьи про психотерапию — например, здесь делимся советами о том, как научиться открываться на приеме и разговаривать с психологом о личном. 
  • Записываем подкаст «Я вас слушаю» с реальными терапевтическими сессиями и комментариями клиента и психолога.
  • Ведем Инстаграм, где поднимаем важные темы, делимся лайфхаками, книгами и сериалами и общаемся с подписчиками.

Присоединяйтесь!

Если вы купили вещь, а она разонравилась или не подошла, ее можно обменять на другую или вернуть. Если товар с браком или сломался при использовании, его тоже можно вернуть и забрать деньги. Иногда сломанную машину можно вернуть в автосалон даже через три года после покупки, а взамен получить новую или денег еще на две.

Те, кто знает свои права при обмене и возврате, так и делают. А те, кто не знает, сами платят за ремонт.

Право заменить товар с браком

Основание. Статья 21 ЗоЗПП.

Зачем. Если вы купили телевизор, платье или колбасу, а дома обнаружили недостатки, товар можно обменять. Например, если телевизор не включается, на платье разошлась молния, а колбаса странно пахнет.

Допустим, вас устраивает этот телевизор, эта модель платья и именно эта колбаса, вы не хотите забирать деньги или ремонтировать молнию. Вы хотите такую же вещь, только новую, работающую или съедобную. Тогда можно пойти в магазин и попросить поменять товар с браком на качественный:

  1. такой же модели, марки или артикула — без доплаты;
  2. другой модели или марки — с пересчетом цены.

Сроки. Если товар не входит в список технически сложных, сроки такие:

Товар на гарантии В течение гарантийного срока
У товара есть срок годности В течение срока годности
Гарантийный срок не установлен В течение двух лет после покупки

Как реализовать. Ваш план действий:

  1. Напишите претензию продавцу. Бланки обычно есть в магазине, но можно скачать в интернете или написать в произвольной форме. Укажите, какие недостатки вы обнаружили и на что хотите поменять.
  2. Приложите к претензии копию чека. Но даже если его нет, это не повод отказывать вам в замене.
  3. Попросите продавца поставить отметку на вашем экземпляре или отправьте претензию заказным письмом.
  4. Дождитесь, когда продавец проверит качество и выяснит причины недостатков. Для этого может понадобиться экспертиза. Можете принять в ней участие.
  5. На обмен товара у продавца есть 7 дней. Если будут проверять, то максимум 20 дней. Если аналогичного товара нет в наличии, срок увеличат до месяца.
  6. Если отказали в обмене или свалили на вас вину, напишите жалобу в Роспотребнадзор или идите в суд. Так можно получить даже больше денег.

Сразу покажите продавцу свою грамотность и готовность идти до конца. С такими покупателями магазины гораздо сговорчивее: незаконный отказ может обойтись им намного дороже.

Право на уценку из-за брака

Основание. Статья 18 ЗоЗПП, статья 503 ГК РФ.

Зачем. Допустим, вы купили платье, а дома увидели, что несколько страз отклеились. Вроде бы незаметно, но неприятно: это недостаток. Поменять платье на другое не получается: подходящего размера нет, а через два дня праздник. Ремонтировать тоже нет смысла: такие стразы нигде не найти, а за работу возьмут дорого. Тогда можно пойти в магазин и попросить уменьшить цену из-за недостатка. Например, за то, что вы все-таки оставите у себя это платье, вам сделают скидку 2000 рублей.

Как реализовать. План действий — как при обычном обмене. Только в претензии нужно описать недостаток и попросить не заменить товар, а снизить цену и вернуть разницу. О сумме нужно договариваться: в законе на этот счет ничего не написано. Если не получится договориться, лучше забрать все деньги и купить другой товар. Это проще, чем судиться из-за скидки. Но если товар очень дорогой, например машина, в этом может быть смысл.

Право на бесплатный ремонт

Основание. Статья 20 ЗоЗПП.

Зачем. Если вы что-то купили, а товар сломался, но вы не хотите его менять или забирать деньги, можно потребовать сделать ремонт за счет магазина. Например, вам сделали кухню под заказ, но у шкафчиков стали скрипеть петли и треснуло одно стекло. Переделывать кухню долго и незачем. Можно позвонить продавцу и попросить, чтобы мастер заменил петли и стекло. Кухня будет как новая, а вы ничего не потратите.

Как реализовать. Через претензию и просьбу устранить недостатки. Причем у вас есть выбор, как именно их устранять:

  1. ремонтирует продавец;
  2. ремонтирует кто-то еще, а продавец оплачивает;
  3. вы сами занимаетесь ремонтом, а продавец компенсирует расходы.

В претензии обязательно зафиксируйте дату обращения и срок, когда вам пообещали устранить недостаток. Для любого товара это максимум 45 дней. Никаких устных обещаний — только документы. Это пригодится в суде и повлияет на компенсацию. Может, в случае с дверными петлями вы и не станете судиться, но если речь о поломке машины за миллион рублей, то на кону стоит новый автомобиль — всего лишь из-за затянутого ремонта.

Пока товар ремонтируют, вам должны предоставить замену. Но это правило работает не для всех товаров: автомобиль, зубную щетку, диван и пистолет на время ремонта предоставлять не обязаны.

Когда будете забирать товар из ремонта, проследите, чтобы вам продлили гарантию на такой же срок. Все случаи обращений обязательно фиксируйте. Если поломок будет столько, что вы месяц в течение года не сможете пользоваться покупкой, это повод требовать замены на новую — даже если речь о машине.

Право вернуть бракованный товар и забрать деньги

Основание. Статья 18 ЗоЗПП.

Зачем. Если в течение гарантийного срока или срока годности вы нашли брак, можете не просить о ремонте, замене или скидке. Сразу идите и требуйте вернуть деньги. Вы не обязаны соглашаться на снижение цены или бесплатный ремонт, если не хотите. Главное — соблюдать срок для претензии: обращаться нужно в течение гарантийного срока или срока годности, а не когда угодно. И только если это не технически сложный товар: для таких покупок особые условия.

Как реализовать. Забрать деньги за некачественный товар можно в течение гарантийного срока. Поэтому всегда уточняйте, есть ли гарантия и какая. Для некоторых товаров забирать деньги из-за плохого качества можно в течение срока годности, например когда речь о продуктах.

Если гарантии нет, потребовать назад деньги можно в течение двух лет. Срок может быть и больше, если такие гарантии дает продавец — это нужно читать в договоре.

Если хотите забрать деньги, действуйте по стандартной инструкции: пишите претензию и требуйте возврата всей суммы. Это требование должны исполнить в течение 10 дней.

При возврате денег товар нужно отдать в магазин. Если деньги не вернут, Роспотребнадзор и суд вам в помощь. Тогда требуйте все, что положено по закону: ущерб, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф 50% сверху. Но для начала расскажите продавцу о своих планах: вполне возможно, до суда и не дойдет.

Право провести экспертизу товара с недостатками

Основание. Пункт 5 статьи 18 ЗоЗПП.

Зачем. Бывает, что брак в товаре очевиден, например на шубе неравномерно прокрашен мех, но это заметили уже дома. Или телевизор пришел с треснутым экраном, и это обнаружилось при курьере. Такой товар должны обменять или вернуть за него деньги: он некачественный. Но бывает, что с браком непонятно: то ли это плохо приклеенная подошва, то ли ботинки носили не в сезон. Может, телефон не включается из-за заводского дефекта, а может, его уронили в воду, а теперь хотят заменить. Если продавец и покупатель не могут договориться по поводу брака или есть сомнения, проводят экспертизу.

Экспертизу сначала всегда оплачивает магазин или производитель — смотря кому предъявили претензии. Если случай гарантийный или недостаток производственный и не по вине покупателя, возмещать стоимость экспертизы не придется. Но если выяснится, что виноват покупатель, он возместит продавцу все расходы на проверку качества.

Как реализовать. Если продавец не хочет менять товар и говорит, что вы сами виноваты, требуйте провести экспертизу. Если магазин сам на ней настаивает — его право. Вы можете присутствовать при проверке и потом оспорить ее результаты.

Если не верите магазину, проведите экспертизу сами: расходы потом возместят. Проследите, чтобы у эксперта было образование и сертификат. Заранее сообщите продавцу, что заказали экспертизу.

Для экспертизы установлены сроки. Магазин не может проводить ее месяцами и оттягивать возврат денег под предлогом, что заключение пока не готово.

Сроки зависят от требований покупателя

Требование покупателя Срок экспертизы
Устранить недостатки 45 дней
Заменить товар 20 дней
Вернуть деньги, снизить цену, оплатить ремонт или возместить убытки 10 дней

Право вернуть и отремонтировать технически сложный товар

Основание. Статья 18 ЗоЗПП, статья 503 ГК РФ.

Зачем. Некоторые товары относятся к технически сложным. Это особая категория, для которой установили отдельные условия и сроки возврата. Если вы покупаете товар из такого списка, то нужно соблюдать эти правила, даже если нашелся брак.

Как реализовать. Допустим, вы купили технически сложный товар — автомобиль. А потом он стал ломаться. Его можно вернуть в автосалон или производителю, а взамен потребовать возврата полной суммы. И ремонта тоже можно потребовать.

Вот на каких условиях можно это сделать.

В течение 15 дней можно вернуть технически сложный товар с недостатками и получить за него полную сумму. При этом неважно, существенный недостаток или нет.

Если 15 дней после получения товара уже прошли, то забрать деньги можно только в таких случаях:

  1. Есть существенный недостаток. То есть его нельзя устранить, на ремонт нужно много денег и времени, поломка снова проявляется после ремонта.
  2. Ремонт не успели сделать в положенный срок. Этот срок не может превышать 45 дней.
  3. Из-за поломок товар нельзя использовать больше 30 дней в течение каждого гарантийного года, потому что неисправности возникают снова и снова.

То есть если ваш автомобиль через год после покупки все еще на гарантии, но у него начал ржаветь кузов и заскрипели стойки — это существенные недостатки. Можно требовать возврата полной суммы за машину или замены ее на новую.

Если вы согласились на ремонт по гарантии, но вместо 45 дней машину не отдали даже через два месяца, автосалон может оставить ее себе, а вам обязан отдать деньги — причем с учетом удорожания и без уценки за пробег. Или пусть меняет машину на новую.

Такая же история с другими технически сложными товарами: ноутбуками, смартфонами, телевизорами и холодильниками.

Главное правило для технически сложных товаров: письменно фиксируйте сроки ремонта. Иногда счет идет на дни, а доказывать право на возврат всей суммы приходится в суде.

Право на обмен и возврат товара, который не подошел

Основание. Статья 25 ЗоЗПП.

Зачем. Даже если у товара все в порядке с качеством, его все равно можно сдать обратно в магазин и забрать деньги. Например, платье не подошло к туфлям, кроссовки оказались малы, а диван не вписался по габаритам. У вас есть две недели на то, чтобы обменять товар или получить назад всю сумму.

Как реализовать. Если покупка без брака, а просто разонравилась, не подошла или не нужна, укажите одну из таких причин для возврата: фасон, размер, габариты, цвет или комплектация. Из-за другой причины магазин имеет право отказать.

Чтобы все сделать правильно и не поддаться на уловки хитрых продавцов, почитайте подробную инструкцию о возврате качественных товаров. Там все нюансы: что нельзя возвращать, как составить претензию и что говорят суды.

Право без объяснения причин вернуть товар, который купили через интернет

Основание. Статья 26.1 ЗоЗПП.

Зачем. Когда покупку делают в интернете или по телефону, это дистанционная торговля. Вы не можете потрогать платье, оценить текстуру кроссовок, примерить спортивный костюм и проверить качество пластика у кофемашины. То есть при дистанционных покупках у потребителя выше риск выбрать не то. Поэтому возвращать можно любые товары, которые купили через интернет, даже колготки и технику. И не по конкретным причинам, а просто потому, что передумали.

Как реализовать. С возвратом дистанционных покупок есть нюансы и установлены свои сроки. Например, вернуть товар без брака можно в течение 7 дней, а не 14, как при покупке в магазине. Но этот срок можно продлить до трех месяцев, если знать свои права и проверять упаковку.

Некоторые товары вернуть все-таки не получится: если их сделали под вас или это продукт. Подробности — в статье про возврат заказов через интернет. Там рассказано, как принимать товар, что писать в претензии, кто платит за доставку и что делать, если магазин не в России.

Право на компенсацию, неустойку и штраф

Основание. Статья 13 ЗоЗПП, статья 14 ЗоЗПП, статья 15 ЗоЗПП.

Зачем. Закон гарантирует вам право поменять товар из-за размера, вернуть деньги из-за брака и бесплатно отремонтировать машину по гарантии. Но некоторые продавцы этого не делают. Они говорят, что стол возврату не подлежит, цвет платья вы видели на сайте, обувь неправильно носили, а требовать за машину с пробегом полную стоимость — это перебор. И нарушают ваши права.

Но если ваши права нарушены, это повод потребовать больше денег. То есть не только стоимость стола, платья, обуви или машины, но и дополнительные суммы. Скорее всего, их придется требовать через суд, но сам факт обращения автоматически увеличит выплаты в полтора раза. Иногда это очень много денег.

Как реализовать. Для начала — всегда обращайтесь к продавцу письменно. Если хотите вернуть деньги за ботинки, пишите претензию. Даже если продавец мило улыбается и говорит: «Оставьте ботиночки, придет директор — и мы вам перезвоним по поводу возврата». Нет, вас не проведешь. Вы оставите ботинки только при условии, что у вас примут письменную претензию и распишутся на втором экземпляре.

А срок ремонта машины вы зафиксируете письменно. И потом запишете, когда вас пригласят ее забирать. Если срок ремонта пройдет, то откажетесь забирать и потребуете деньги — тоже письменно.

Если ваши права уже нарушены, требуйте:

  1. Компенсацию убытков, если они есть.
  2. Возмещение вреда. В том числе морального, его даже доказывать не надо.
  3. Неустойку 1% в день.
  4. Штраф 50% сверху, если дело дойдет до суда.

11 млн за подержанную БМВ, 500 тысяч за холодные стены в квартире, 800 тысяч за просрочку сдачи дома, новая машина взамен трехлетней или 70 тысяч за сломанный смартфон — это реально. Такие суммы получали покупатели, которые не хотели мириться с недостатками, поломками и просрочками, знали свои права и боролись за них.

Как вернуть или обменять товар в магазине

Как вернуть в магазин бракованный товар. Как вернуть товар, купленный в интернет-магазине. Какие товары не подлежат возврату и обмену. Как добиться оплаты ремонта некачественного товара.

От чего зависят условия возврата (обмена) товара?

Сроки и способы возврата или обмена товара зависят от следующих факторов:

  1. устраивает ли вас его качество;
  2. относится ли приобретенный вами товар к технологически сложным или нет;
  3. прошло ли 15 дней с момента покупки или нет (если товар технически сложный);
  4. покупали вы товар через интернет или в офлайн-магазине.

Обратите внимание: если во время продажи товара продавец сообщил вам о дефекте товара и других недостатков у него вы не обнаружите, вы не сможете вернуть его как товар ненадлежащего качества. При этом если вы обнаружите дефект, не оговоренный при покупке, вы сможете вернуть его.

Как вернуть или обменять неподошедший товар?

Если вы заказали товар в интернет-магазине, но еще не успели его получить, вы можете отказаться от него в любой момент. Если предварительно товар был уже оплачен, продавец обязан вернуть потраченные вами средства. Исключение составляют товары, изготовленные специально для вас на заказ, — отказаться от них нельзя.

Если товар уже получен, вас устраивает его качество, но он не подошел вам или, например, разонравился, вы можете вернуть (не обменять!) его:

  1. в течение семи дней после получения — если в момент передачи товара вам была предоставлена в письменном виде информация о сроках и порядке возвращения товара;
  2. в течение трех месяцев с момента передачи товара — если такая информация в письменном виде предоставлена не была.

Вы можете вернуть любой товар, приобретенный в интернет-магазине, но только в том случае, если сохранены его товарный вид и потребительские свойства.

Для возврата товара вам необходимо представить продавцу документ, подтверждающий оплату (чек). Если такого документа нет, вы можете представить продавцу другие доказательства покупки (скриншот из личного кабинета, письмо на электронную почту и так далее).

В момент, когда вы будете возвращать товар, должна быть составлена накладная или акт о возврате товара, который должны подписать вы и продавец. Продавец обязан вернуть уплаченную вами денежную сумму не позднее чем через 10 дней с момента предъявления вами соответствующего требования. При этом доставка товара от покупателя к продавцу оплачивается покупателем.

Если вы приобрели в офлайн-магазине товар надлежащего качества, но он не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, вы можете обменять его на аналогичный товар устраивающей вас формы, фасона, расцветки, размеров или комплектации в течение 14 дней, не считая дня покупки. Обратите внимание, существует ряд товаров, которые не подлежат обмену при покупке в офлайн-магазинах.

Обмен товара проводится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы и фабричные ярлыки.

Если у продавца на день вашего обращения не окажется аналогичного товара, вы можете по договоренности с продавцом забрать аналогичный товар при его поступлении в продажу или отказаться от договора купли-продажи и потребовать от продавца возвращения уплаченных за товар средств. В таком случае уплаченная вами сумма должна быть перечислена вам в течение трех дней после возврата товара.

Для обмена или возврата товара вам нужно представить продавцу товарный или кассовый чек. Если у вас нет товарного или кассового чека, вы можете представить иной подтверждающий оплату товара документ или сослаться на свидетельские показания.

На что можно рассчитывать при возврате (обмене) некачественного товара?

Если вы обнаружили дефект в приобретенном товаре, а его гарантийный срок, срок службы, или срок годности еще не прошли, вы в любом случае можете рассчитывать на:

  1. ремонт товара;
  2. возмещение расходов на его ремонт, если дефекты вы устраняли самостоятельно или с привлечением специалистов;
  3. снижение покупной цены товара (скидки).

Если вы приобрели не технически сложный товар, а также если после покупки технически сложного товара еще не прошло 15 дней, вы также можете рассчитывать на:

  1. замену товара на товар этой же марки (модели, артикула) или замену товара на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  2. возврат уплаченной за товар суммы.

Кроме того, если некачественный товар принесет вам убытки, вы можете потребовать их возмещения.

Вы вправе предъявить эти требования в течение гарантийного срока, срока службы или годности, а если срок службы не установлен — в течение 10 лет с момента приобретения товара.

Обратите внимание, в любом из этих случаев вам необходимо будет представить продавцу документ, подтверждающий оплату (чек). Если такого документа нет, вы можете представить продавцу другие доказательства покупки (скриншот из личного кабинета, письмо на электронную почту и так далее).

В случае возникновения спора о причинах появления недостатка товара продавец обязан отправить его на экспертизу за свой счет. Однако если выяснится, что товар испорчен не по его вине, вам нужно будет возместить расходы на экспертизу и связанные с ней расходы на хранение и транспортировку товара. Решение экспертов вы можете оспорить за свой счет.

Если в результате экспертизы выяснится, что товар был испорчен не по вине продавца, с претензиями вы можете обратиться к изготовителю, или к другим уполномоченным изготовителям, или к продавцам-организациям и ИП (сервисным центрам, поставщикам и так далее) на таких же основаниях, что и к продавцу. Они также могут провести экспертизу.

Потребитель вправе участвовать в проверке качества товаров. В ряде случаев экспертиза проводится за счет покупателя.

Как добиться ремонта некачественного товара за счет продавца?

Если товар был испорчен не по вашей вине, продавец, изготовитель либо уполномоченная ими организация или ИП обязаны забрать у вас товар. Срок устранения недостатков лучше определить в письменной форме — в таком случае он не может превышать пяти дней. Если во время ремонта станет очевидно, что устранить недостатки за пять дней невозможно, стороны могут заключить дополнительное соглашение о продлении срока ремонта.

Если же срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме, согласно закону недостатки должны быть устранены незамедлительно — то есть в минимальный срок, необходимый для подобного ремонта.

Обратите внимание, доставку крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, а также его возврат потребителю оплачивает продавец (изготовитель либо уполномоченная ими организация или ИП).

На время ремонта товара длительного пользования вам обязаны предоставить аналогичный товар. Его доставку должен обеспечить продавец, изготовитель, уполномоченная организация или ИП — в зависимости от того, к кому вы обратились — в течение трех дней. Но это правило действует не всегда.

Как добиться возмещения затрат на ремонт некачественного товара?

Если вы приобрели бракованный товар, вы можете отремонтировать его самостоятельно или с привлечением третьих лиц — расходы на это вам обязаны возместить в течение 10 дней с момента предъявления соответствующего требования, но вам необходимо будет представить доказательства проведения ремонта.

Кроме того, продавец может усомниться в том, что товар был бракованным. В этом случае он имеет право провести экспертизу. Делать это он должен за свой счет, но, если в результате проверки выяснится, что товар был испорчен не по его вине (а допустим, по вине изготовителя), вы должны будете возместить расходы на эспертизу, а также на связанные с ее проведением транспортировку и хранение товара. Помните, что потребитель вправе участвовать в проверке качества товаров. Вы также имеете право оспорить результаты экспертизы за свой счет.

С требованием о возмещении расходов на ремонт вы также можете обратиться к изготовителю или другим уполномоченным изготовителем или продавцом организациям и ИП (сервисные центры, поставщики и так далее) на таких же основаниях, как и к продавцу.

Как добиться уценки некачественного товара?

В случае обнаружения недостатков товара, возникших не по вашей вине, вы можете потребовать от продавца, изготовителя или уполномоченных ими организаций и ИП сделать вам скидку на этот товар.

Требование должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента предъявления.

Доставку крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для уценки, а также его возврат потребителю должен оплачивать продавец (изготовитель, уполномоченная организация или ИП).

Как добиться замены некачественного товара?

Если товар был испорчен не по вашей вине, продавец обязан по вашему требованию заменить его на точно такой же (такой же марки, артикула), но надлежащего качества или на аналогичный товар другой марки (артикула). При этом если товар другой марки стоит дороже, вам необходимо будет доплатить, если дешевле — продавец вернет вам разницу.

Бракованный товар вы должны вернуть продавцу. Новый вам предоставляется в течение семи дней (а в случае необходимости дополнительной проверки — 20 дней) с момента предъявления соответствующего требования. Поэтому факт передачи товара лучше зафиксировать в письменном виде.

Доставку крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для замены, а также доставку нового товара потребителю должен оплачивать продавец (изготовитель, уполномоченная организация или ИП).

Если для замены товара требуется более семи дней, вы можете потребовать аналогичный товар во временное пользование. Его доставку должен обеспечить продавец в течение трех дней с момента вашего обращения. Но это правило действует не всегда.

Если товар был испорчен не по вашей вине, но и не по вине продавца, с требованием о замене товара вы можете обратиться к изготовителю, или к другим уполномоченным изготовителям, или к продавцам-организациям и ИП (сервисным центрам, поставщикам и так далее) на таких же основаниях, что и к продавцу. Но они могут заменить вам товар только на товар той же марки.

Как вернуть деньги за некачественный товар?

Если вы приобрели не технически сложный товар (а также если после покупки технически сложного товара еще не прошло 15 дней), но товар оказался некачественным, вы можете рассчитывать на возврат уплаченной суммы. В любом случае вам необходимо будет представить продавцу документ, подтверждающий оплату (чек). Если такого документа нет, вы можете представить продавцу другие доказательства покупки (скриншот из личного кабинета, письмо на электронную почту и так далее).

Если гарантийный срок, срок годности или срок службы на товар не установлены или если гарантийный срок товара меньше двух лет, эти требования можно предъявить в течение двух лет со дня получения некачественного товара. Однако в таком случае вам придется доказать, что недостатки товара возникли до того, как товар оказался у вас, и по независящим от вас причинам.

Если будет доказано, что товар был испорчен не по вашей вине, продавец, изготовитель, либо уполномоченная ими организация обязаны вернуть вам уплаченные за товар средства в течение 10 дней с момента предъявления соответствующего требования, а вы обязаны вернуть товар.

Доставку крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов оплачивает продавец (изготовитель, уполномоченная организация или ИП).

Как вернуть товар, приобретенный в кредит?

Согласно закону «О защите прав потребителей», если вы возвращаете товар ненадлежащего качества, приобретенный в кредит, продавец обязан вернуть вам уплаченную за товар денежную сумму в размере погашенного ко дню возврата кредита, возместить уплаченные проценты и другие платежи по договору, а также возместить плату за предоставление кредита.

Также о возврате товара и прекращении выплат по кредиту вам необходимо уведомить банк. В каком порядке это необходимо сделать, обычно прописывается в договоре о предоставлении кредита.

Как вернуть в магазин косметику и продукты питания?

В случае обнаружения недостатков в продовольственных товарах, парфюмерно-косметических изделиях, товарах бытовой химии и других подобных товарах вы вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения цены. Также вы можете отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченных денег.

При этом по требованию продавца и за его счет вы должны возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

Роспотребнадзор о порядке возврата и обмена товаров надлежащего качества

Все мы слышали фразу «Покупатель всегда прав!». Вероятнее всего, знаем о существовании закона, созданного специально для защиты прав и интересов потребителей. Возможно, кто-то его даже читал, но при этом не каждый представ­ляет себе, как этот закон работает. А на деле, если юридически грамотно защищать свои права как потребителя, то результатом могут стать не только возвращенные за некачественный товар денежные средства, но и компенсация морального вреда.

Однако, к сожалению, российские покупатели чаще склонны выбрасывать только что купленные, но уже не пригодные в пищу продукты, чем предпринять минимальные попытки для восстановления своих прав. Такая позиция абсолютно не оправданна. В настоящее время все большее число продавцов признают законные права потребителей, если им об этих правах напомнить.

Основным законом, регулирующим отношения в сфере защиты прав потребителей, является Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей).

Закон регулирует отношения между продавцом (изготовителем) и потребителем. Для целей указанного Закона под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, каждый гражданин вправе защищать свои права как потребителя и применять для этой цели Закон о защите прав потребителей только в случае, если товар приобретается им для собственных целей, не связанных с извлечением прибыли.

Многие потребители страдают от необоснованных и неправомерных действий продавцов именно в ситуациях, когда хотят вернуть или обменять товар надлежащего качества.

Если речь идет о товарах ненадлежащего качества, продавец хотя бы пытается решить ситуацию и рассмотреть возможные варианты, однако когда потребитель основывает свой возврат товара словами «не нравится», «не подходит», то количество незаконных отказов со стороны продавца (изготовителя) возрастает в значительной степени. При этом продавцы (изготовители) умудряются создавать свои, абсолютно не подтвержденные законодательством правила и доводить их до сведения покупателей всеми возможными способами, тем самым вводя их в заблуждение. Нередки случаи, когда продавцы незаконно сокращают сроки, установленные для возврата или обмена товара, обуславливают такой обмен (возврат) наличием дополнительных (не предусмотренных законом) условий или иным образом нарушают права потребителей.

Во избежание таких ситуаций необходимо заранее знать, какие именно права предоставлены потребителю в ситуациях возврата и обмена товаров надлежащего качества Законом о защите прав потребителей.

Согласно Закону о защите прав потребителей косвенно выделяются две большие группы прав, предусмотренных для покупателей:

  1. Первая группа — права, которыми обладает покупатель в процессе выбора товара, т.е. до приобретения товара либо непосредственно в момент покупки. Эти права в равной степени распространяются на всех покупателей.
  2. Вторая группа — права, которые можно реализовать лишь в случае приобретения товара.

В соответствии со ст. 4 Закона о защите прав потребителей продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Без сомнения, что при покупке продуктов питания или иных товаров никакого письменного договора не заключается, а следовательно, как правило, не оговариваются условия о качестве товара. В связи с этим необходимо руководствоваться п. 2 указанной статьи, который устанавливает, что при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Например, если потребитель приобретает средство для мытья посуды, то он вправе рассчитывать, что указанным средством сможет качественно вымыть посуду. Таким образом, любой приобретаемый потребителем товар должен быть качественным.

В соответствии с ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Если для безопасности использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя. Таким образом, товар должен быть безопасным.

Согласно ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах. Указанная информация в наглядной и доступной форме должна быть доведена до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию.

Факт отсутствия указанной информации или отказ в ее предоставлении по просьбе потребителя дает возможность предположить, что продавцом и в дальнейшем вряд ли будут соблюдаться требования действующего законодательства.

Вышеназванная информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). Поэтому ссылки продавца на то, что всю информацию потребитель может получить в центральном (головном) офисе, магазине или просто в другом месте, могут также вызвать сомнения в надежности такого продавца.

Приобретая товар (особенно дорогостоящий или технически сложный), необходимо обратить внимание, указана ли в приложенных к товару документах информация о наименовании продавца, его месте нахождения или уполномоченной организации (уполномоченном индивидуальном предпринимателе), а также их фактический адрес. Данная информация пригодится в случае, если товар по каким-либо причинам не подойдет.

В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:

  1. наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
  2. сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
  3. цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
  4. гарантийный срок, если он установлен;
  5. правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  6. срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  7. адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
  8. информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;
  9. информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Вышеуказанная информация должна быть доведена до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров нормативным требованиям включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Напомним также, что в соответствии со ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на информацию на русском языке об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Поэтому, если потребителю вручили инструкцию по эксплуатации без перевода на русский язык, это является серьезным нарушением закона. Если же продавец убеждает потребителя, что предлагаемый им прибор так прост в обращении, что инструкция вообще не нужна, потребитель вправе потребовать документ на русском языке или отказаться от покупки.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1037 с 1 июля 1998 года продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке запрещена.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Иногда продавец, нарушая требования законодательства, не предоставляет потребителю информацию, которую должен предоставить, на этот случай Закон о защите прав потребителей предусматривает ответственность продавца.

В ст. 12 Закона о защите прав потребителей указывается, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

Закон о защите прав потребителей прямо указывает, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара. Если продавец настаивает, что хотя в правилах эксплуатации и отсутствуют те или иные положения, но они являются «общеизвестными или о них можно было догадаться и т.п.», то такие заявления продавца являются неправомерными, поскольку в Законе о защите прав потребителей четко определяется, что потребитель не обязан обладать специальными знаниями, чтобы правильно пользоваться товар.

Согласно ст. 502 ГК Российской Федерации и ст. 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен.

Однако, для того чтобы реализовать указанное право, потребителем должны быть соблюдены следующие условия:товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Перечень оснований, по которым товар может не подойти потребителю, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому при обращении к продавцу необходимо ссылаться только на одну или несколько причин, которые перечислены выше. В противном случае потребитель рискует получить вполне обоснованный и законный отказ продавца удовлетворить требование.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.

В указанный срок включаются все выходные и праздничные дни, поэтому, если потребитель приобрел вещь, заведомо сомневаясь, подойдет ли она ему, лучше сразу определить день, являющийся последним (или предпоследним для предъявления требований об обмене). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший за ним рабочий день. Таким образом, если 14 день попадет на воскресенье, то последним днем для предъявления претензий об обмене товара будет являться понедельник.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

Важным условием обмена или возврата товара надлежащего качества является отсутствие приобретенного товара в перечне товаров, не подлежащих обмену по вышеназванным основаниям.

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.

В указанный Перечень включены следующие группы товаров:

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты).

2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).

3. Парфюмерно-косметические товары.

4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей-ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.

5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).

6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования.

7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.

8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).

9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.

10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.

11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки.

12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.

13. Животные и растения.

14. Непериодические издания.

Однако, даже если все эти условия соблюдены, потребитель не может сразу заявить, что хочет вернуть товар, ведь в Законе о защите прав потребителей предусматривается право на обмен товара надлежащего качества, не подходящего потребителю по указанным выше причинам.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителей отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы потребитель вправе только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу.

Поэтому, если потребитель предъявляет требование, например о том, что приобретенная им блузка не подходит по размеру, продавец обоснованно может предложить потребителю такую же блузку другого размерного ряда и т.п.

Таким образом, потребителю до предъявления требования продавцу по вопросу обмена (возврата) товара надлежащего качества следует определить, согласуются ли его желания с правами, предоставленными действующим законодательством, и правами, предоставленными продавцу. И только проанализировав вышеуказанные моменты, имеет смысл предъявлять четко сформулированное требование.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Бесплатная горячая юридическая линия.

Как записаться к психологу

Сейчас все больше людей понимают, что далеко не со всеми личностными проблемами, периодически возникающими в жизни, можно справиться самостоятельно. В некоторых случаях, например, при серьезных конфликтах в семье, депрессии, бывает необходим совет профессионального психолога. Но, несмотря на обилие учебных заведений, готовящих подобных специалистов, действительно квалифицированного человека найти непросто. Как же это сделать?

Как записаться к психологу

Вам понадобится

  • — компьютер;
  • — доступ в интернет;
  • — справочник организаций вашего города;
  • — телефон.

Инструкция

Определитесь, для чего вам нужен психолог. Обычно психолог специализируется на каких-то конкретных проблемах, например, семейных отношениях, подростковой психологии. Поняв свои цели, вы сможете лучше выбрать специалиста.

Если в вашем учебном заведении или организации есть штатный психолог, запишитесь к нему на прием. Обычно это можно сделать просто с помощью личного визита. В определенных случаях, например, если это школьный психолог, визит будет бесплатным.

Если вам нужна срочная консультация, например, по вопросу острого стресса, наркомании или суицида, позвоните по «телефону доверия». В этом случае вы получите первичную консультацию сразу без потери времени на предварительную запись. Существую как федеральные, так и региональные номера, по которым можно звонить для получения экстренной психологической помощи. Пример такой службы в Москве — «Бесплатная кризисная линия доверия», звонок по Москве бесплатный, номер 988-44-34.По тому же номеру вы в ряде случаев сможете записаться на личную консультацию с психологом.

В том случае, когда вы можете подождать с консультацией, отнеситесь серьезно к выбору специалиста. Найдите психолога подходящей вам специализации по справочнику организаций вашего города. Например, психологи часто работают при частных медицинских центрах. Попробуйте найти отзывы о выбранном специалисте в интернете. Такая информация обычно дается на тематических психологических форумах. Полностью информации из интернета доверять нельзя, но вы хотя бы сможете получить общую информацию о выбранном специалисте.

Окончательно определившись с выбором, позвоните психологу или придите в медицинский центр или центр психологической помощи лично. Так вы сможете записаться на консультацию в подходящее для вас время. Назначайте визит к психологу таким образом, чтобы у вас оставался запас времени после консультации — она может занять больше времени, чем вы планируете.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Дистанционное консультирование или телепсихология с использованием телефонов, Интернета, веб-камер, электронной почты или СМС в той или иной форме существует уже более 30 лет. Впервые технологии дистанционного психологического консультирования стали использоваться при оказании психологической помощи военнослужащим стран НАТО, несущих службу в ВМФ и удаленных военных миссиях. Самая первая онлайн психотерапевтическая сессия была продемонстрирована в США в еще 1972 году в военном секторе Сети, еще до открытия доступного Интернета (в 1979 году). Бурный рост Интернета начался в 1995 году, когда стали появляться первые сайты психологов. Первые удаленные консультации чаще всего проводились в асинхронном режиме через электронные письма. У части клиентов и пациентов этот формат асинхронной психологической помощи сохранил популярность и в настоящее время. 

Согласно статистике, почти 70% людей, которые обращаются к консультанту-психологу онлайн, никогда раньше не проходили терапию. Из этих данных можно понять, что многие люди выбирают онлайн консультирование, потому что для них очная терапия по какой-то причине недоступна или неудобна. Для многих людей дистанционное консультирование является единственно возможным вариантом получить помощь.Мотивы могут быть различными, но наиболее частыми являются:

  • Когда клиент живет в глубинке далеко от любого консультанта.
  • Когда человек по работе часто путешествует.
  • Когда человек не может получить очную консультацию из-за физической инвалидности. 
  • Когда человек страдает от тревоги, панических атак и агорафобии.
  • Когда клиент не может позволить себе расходы на индивидуальное консультирование. 
  • Распространенными причинами являются страх, стыд и стигматизация в отношении очной психотерапии.

Дистанционное консультирование в настоящее время проводится в двух основных форматах: синхронное – одновременное, когда активность клиента и консультанта совпадает по времени, и в  асинхронном режиме, когда ведется попеременная, не совпадающая активность 

Синхронное взаимодействие предполагает коммуникацию в режиме реального времени по телефону, видеоконференции Zoom, Skype или аудио-видеозвонков в мессенджерах – WhatsApp, Telegram, Viber и др. Наибольшей популярностью.пользуется видеозвонки, так как это максимально приближенный к оффлайн-сеансу формат.

Асинхронное взаимодействие предполагает задержку в получении в обратной связи. Наиболее известные форматы асинхронных консультаций — это переписка в электронной или «бумажной» почте (скриботерапия — термин, придуманный писательницей Сюзетт А Хенке в ее книге «Разрушенные предметы»), на форумах, в закрытых группах в соцсетях и мессенджерах. У асинхронного формата есть свои существенные преимущества, которые делают скриботерапию достаточно популярным подходом. 

В асинхронном взаимодействии каждый участник диалога отвечает, только когда готов ответить. У каждой стороны есть время для размышлений, поиска дополнительной информации, более тщательного рассмотрения проблемы, что позволяет давать глубокую и качественную обратную связь. Сохранение информации позволяет анализировать процесс взаимодействия, возвращаться  к ранее сказанному (написанному). Асинхронная коммуникация  придает самое глубокое значение письменному сообщению. Когда мы пишем или читаем электронную почту, мы делимся мыслями и чувствами с другим человеком. И, несмотря на физическое расстояние, каждое электронное письмо, которым обмениваются клиент и психолог, шаг за шагом создает глубокий эмпатический терапевтический альянс, который принимает форму подлинного и значимого диалога.

Сохраненная переписка дает клиенту ощущение непрерывности терапевтической работы и стабильной поддержки со стороны консультанта.  Сохраненная переписка дает клиенту возможность возвращаться к одному и тому же  материалу и перечитывать его снова и снова. Помимо облегчения катарсиса, это также создает правильные условия для процесса идентификации, когда то, что написал клиент, становится объектом анализа. Перечитывая один и тот же текст, со временем клиент может дистанцироваться от своей истории и взять на себя роль наблюдателя.  Как правило, когда мы читаем письменный текст, мы обычно озвучиваем написанное внутренним голосом. Точно так же клиент, читая обратную связь, озвучивает слова, написанные  консультантом. Со временем клиент начинает воспринимать эти слова как свои собственные. В этот момент его диалог с консультантом начинает принимать форму его собственного внутреннего диалога с самим собой.  Со временем сохраненная переписка принимает форму автобиографии. Это дает клиенту возможность увидеть свою жизнь более организованно и с другой точки зрения.  

Наконец, для консультанта возможность иметь всю коммуникацию в письменной форме является большим подспорьем для того, чтобы лучше следить за работой и принимать ее в подлинной  контролируемой форме. Наличие всей работы в письменной форме также является очень важной особенностью для целей обучения и исследовательской работы.

Письмо — это мощный терапевтический инструмент. Писать — это значит вдумчиво и осторожно раскрывать глубину своей души и все ее уязвимые места в откровенном диалоге с самим собой. В то время как личные разговоры забываются и перерабатываться по мере того, как они происходят, написанное слово остается на листе навсегда. Процесс терапевтического письма позволяет решать многие проблемы психического здоровья, такие как тревога, депрессия, амбивалентность и травмы. Также письмо может быть использовано как способ помочь клиентам разобраться в своих мыслях и чувствах при принятии решений. 

В своей работе я люблю использовать терапевтические письма. Ниже я привожу пример письма психологу с запросом о помощи и образец первого ответного письма консультанта, чтобы  Вы могли представить, как выглядит процесс асинхронной скриботерапии в письмах. 

«Уважаемый, психолог!

У меня проблема такого рода — мне бы хотелось понять, как лучше установить границы в отношении с коллегами. В частности, у меня есть коллега, с которой мы задействованы в одном проекте. По идее, всё должно делиться поровну (в отношении нагрузки). Но как-то так выходит, что я делаю больше, чем она. Возможно, это связано с тем, что у меня гиперответственность. Я хочу, чтобы любое дело было сделано качественно, в сроки, чтобы всему, чему нужно, уделялось внимание.

Выходит, что мой интерес в этом выше, чем у неё. Мы пытались поговорить, прояснить какие-то моменты, но потом всё возвращается на круги своя. Может я чего – то не учитываю. Спасибо. Буду ждать ответ!

С уважением, 

NN»

Ответ психолога строится в соответствии с базовыми принципами проведения консультации. Ниже приведена примерная схема письма клиенту по В.Ю. Меновщикову с небольшими дополнениями:

1. Введение:

— Установление контакта: признание проблемы, эмоций клиента, эмпатия.

— Резюмирование просьбы о помощи.

2. Основная часть

— Что мы можем/не можем предложить в связи с запросом клиента.

— Первый краткий ответ, запрос о дополнительной информации.

— Конкретизация информации.

— Необязательный пример, чтобы понять проблему.

— Предлагаем конкретное направление.

3. Заключение

— Поощрение.

— Сообщаем, что наша дверь всегда открыта. (с установлением границ в виде времени работы «открытой двери» и сроков ответа на сообщение)

— Подпись и должность консультанта.

— Заявление о конфиденциальности сообщений электронной почты.

 Я привожу примерный вариант ответа на первое письмо клиента:

«Уважаемый NN!

Спасибо за ваше письмо, я ценю вашу готовность связаться со мной. Ваше сообщение важно для меня, и я постараюсь помочь Вам в рамках своих профессиональных возможностей.

Из Вашего письма я понял, что Вы, обеспокоены своим самоощущением из-за ситуации на работе. Подобные проблемы не редкость сегодня, и я думаю, что это здорово, что Вы обращаетесь за консультацией, проявляя активное желание решить проблему и улучшить качество своей жизни.

Если я правильно Вас понял, Вас тяготит ситуация несправедливости в распределении рабочей нагрузки и не совсем успешные попытки изменить ситуацию путем приговоров. Также, я увидел из письма, что Вы рассматриваете свою повышенную ответственность как одну из возможных причин сложившейся ситуации.

Полагаю, мы с Вами можем заняться поиском оптимальных решений для этой задачи и, возможно, для других, схожих проблем. Вероятно, направив наши совместные усилия на поиск причин ее возникновения, мы сможем лучше разобраться в Вашей проблеме и найти оптимальные пути решения для настоящего и будущего.

Прежде чем мы начнем, я хотел узнать о Вас больше. Не могли бы Вы рассказать мне, сколько Вам лет, чем Вы занимаетесь, каково Ваше семейное положение и все, что, по вашему мнению, поможет мне лучше понять Вас.

Подскажите, пожалуйста, проявляется ли гиперответственность в других сферах и как она влияет на Вашу жизнь? Некоторые люди с похожими запросами могут быть обеспокоены своим здоровьем, отношениями в семье или финансами. Есть ли у Вас какие-либо подобные сложности?

Также прошу Вас в следующем письме рассказать о конкретном случае на работе, когда коллега проигнорировала свои обязанности, и Вам пришлось взять их на себя.

  • Что вы думали и чувствовали при этом? Постарайтесь по возможности подробно описать собственные переживания.
  • Что было наиболее травматичным для Вас?
  • Что Вы получаете, беря на себя «лишнюю» работу? Какие положительные стороны и «выигрыши» Вы видите или чувствуете в таком подходе?
  • Также прошу Вас представить, что бы произошло, если бы вы отказались выполнять «лишнюю» работу?

Я буду рад продолжить общение и вместе с Вами разобраться в проблеме. Пишите мне в удобное вам время, я смогу ответить в течение суток. Если вы захотите провести онлайн-встречу в Skype или Zoom, то, пожалуйста, дайте мне знать об этом и мы подберем удобное время для онлайн консультации. Консультации онлайн могут быть более продуктивными, так как позволят мне лучше понять Вас.

Я хочу, чтобы Вы знали, что наши обсуждения конфиденциальны и не будут переданы кому-либо еще без Вашего разрешения. Некоторые исключения из этого составляют случаи, когда я буду обязан по решению суда поделиться нашими записями или в процессе нашего обсуждения выявятся события или действия, о которых я буду обязан сообщать по закону. Имейте в виду, что электронные письма могут быть прочитаны в пути ко мне другими. В целях конфиденциальности не указывайте в письмах ту информацию, которую бы Вы не хотели разглашать.

С уважением,

А.Д.

Клинический психолог

«ВНИМАНИЕ: это электронное письмо (включая вложения) является конфиденциальным.  Если Вы не являетесь его адресатом, имейте в виду, что чтение, хранение, распространение или копирование этого сообщения запрещено. Пожалуйста, ответьте отправителю, что вы получили это сообщение по ошибке, а затем удалите его. Спасибо за помощь в сохранении конфиденциальности».

1.Что такое психологическая помощь?

Психологическая помощь — это помощь человеку или группе людей, направленная на решение различного рода психологических проблем и трудностей. К психологической помощи относятся: индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая реабилитация, групповые формы работы с психологом (тренинги, мастер-классы, развивающие программы), а также психопрофилактические мероприятия — лекции, семинары, вебинары.

2.Как получить очную психологическую помощь?

Бесплатную психологическую помощь можно получить, записавшись на прием к специалисту. Для этого позвоните по единому справочному телефону Московской службы психологической помощи населению +7 (499) 173-09-09, либо в удобное для вас подразделение службы.

В рамках очной психологической помощи оказывается индивидуальное и семейное консультирование по следующим психологическим проблемам: 

  • семейные конфликты; 
  • детско-родительские и супружеские отношения; 
  • проблемы утраты смысла жизни; 
  • переживания горя, тревог, страхов, одиночества; 
  • проблемы личностного роста и профессиональной деятельности.

В течение календарного года клиентам предоставляются: 5 психологических консультаций, 2 сеанса психологической диагностики и консультации у клинического психолога, 3 тренинговые программы, 8 сеансов психологической реабилитации.

Перед получением психологической помощи ознакомьтесь с правилами приема клиентов в Московской службе психологической помощи населению.

3.Как получить неотложную психологическую помощь?

Если вы чувствуете, что находитесь в острой кризисной ситуации, испытываете переживания, с которыми не в силах справиться самостоятельно, находитесь под влиянием травматического события, вы можете обратиться за неотложной психологической помощью. 

Для получения круглосуточной психологической помощи дистанционно позвоните по телефону неотложной психологической помощи:

  • с городского телефона по номеру 051 — круглосуточно, звонок бесплатный;
  • с мобильного телефона («МТС», «Мегафон», «Билайн», «Теле2») по номеру +7 (495) 051 — круглосуточно, услуги оператора связи оплачиваются по тарифам на исходящие звонки.

Или обратитесь за круглосуточной помощью психолога онлайн в чате. В ходе такого консультирования проводится работа, направленная на стабилизацию эмоционального состояния, снижение выраженности аффекта, осознание и принятие реакции на кризисную ситуацию.

4.Как получить психологическую помощь в режиме онлайн?

Чтобы получить помощь онлайн в формате аудио- или видеоконсультации, оставьте заявку на сайте Московской службы психологической помощи населению. Помощь психолога онлайн можно получить в чате или по e-mail. Также свою проблему можно обсудить на форуме психологической поддержки.

5.Как семьям участников СВО получить психологическую помощь?

Семьи участников специальной военной операции (СВО) (как военнослужащих по частичной мобилизации или по контракту, так и добровольцев) могут получить квалифицированную психологическую помощь. 

Для этого нужно обратиться в Единый центр поддержки. Там можно посетить групповые занятия или получить индивидуальные консультации. 

Также в центре оказывают помощь в получении других видов поддержки семей участников СВО.

При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий родство с участником СВО. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать противопожарная или пожарная безопасность
  • Как правильно написать психологическую характеристику
  • Как правильно написать пять килограммов апельсин или апельсинов
  • Как правильно написать противень или противень
  • Как правильно написать психический статус