В этой статье вы узнаете, какие бывают виды работ на расстоянии вне офиса, как правильно говорить удаленная или дистанционная работа, чем отличаются эти понятия?
Содержание
- Как правильно писать удаленная или дистанционная работа?
- Чем отличается дистанционная работа от удаленной работы?
- Какой может быть удаленная или дистанционная работа?
- Видео: Дистанционная и удаленная работа – в чем разница?
Понятия удаленная или дистанционная работа – это слова-синонимы, сходные слова по значению. Что дистанционная занятость, что удаленная – это работа вне офиса. В этом и заключается сходство понятий. Человек может работать как дома, так и в другом месте вне предприятия и т.п. Главное, что он выполняет свои обязанности по средствам компьютерной техники, ведется отчет о проделанном процессе. Удаленная или же дистанционная занятость – это необязательно работа онлайн, можно также что-то производить, например, шить одежду или постельные комплекты, вязать различные изделия и т.п.
Как правильно писать удаленная или дистанционная работа?
Как нужно писать удаленная или дистанционная работа – в трудовом кодексе нет четкого понятия на сегодняшний день. И все же согласно понятиям, которые употребляются с юридической точки зрения, некие отличия в этих понятиях есть. Для оформления документации лучше применять слово дистанционная работа, по сколько – это общий термин, который объединяет такие понятия, как удаленная занятость, надомный труд, копирайтинг и т.п. Потому, если вы напишите дистанционная работа, то это не будет ошибкой. Дистанционно чаще всего работают юристы, копирайтеры, ректутеры, редакторы, IT-специалисты, менеджеры, консультанты, модераторы, психологи, диспетчеры и т.д.
Обычно и удаленный, и дистанционный вид деятельности, оформляют в виде трудового договора. В документации должны указать род деятельности, наниматель имеет полное право получить документацию в электронной форме или в виде пакета бумаг, заверенных нотариальной конторой, которые работник должен отправить заказным письмом. Трудовой договор заключают соответственно Законодательству. Данные соискателя вносят в личное дело, трудовую книгу.
Чем отличается дистанционная работа от удаленной работы?
Если изучать постановления из трудового кодекса, то там существуют такие понятия, как надомная работа, удаленная или дистанционная работа. Еще есть упоминания о временной, комбинированной работе. Такие термины появились в результате некоторых изменений в трудовом Законе из-за разгулявшейся эпидемии короновируса. Все чаще работодатели отправляют своих подчиненных работать удаленно.
Само понятие дистанционная форма работы означает выполнение рабочих функций, которые прописаны в ТД и выполняют данные обязанности не на основном (обычном) рабочем месте, что предоставляет работодатель, а удаленно. Для предоставления отчетов о проделанном процессе применяют сети онлайн.
Работник, который заключил трудовую договоренность об удаленной работе, считается дистанционным работником. Трудно объяснить, как видите, чем отличается удаленная или дистанционная работа. В самом Трудовом законодательстве нет четкого понятия – удаленная работа. Однако все это исправят уже в ближайшее время. Сейчас из-за короновирусной инфекции следует четко сформулировать эти понятия, ведь многие работодатели уже перевели своих сотрудников на удаленную работу, или дистанционную.
Главное отличие удаленной или дистанционной работы – это часы работы сотрудников, форма занятости. Например, на дистанционной работе люди работают все время вне офиса, а на удаленной форме сотрудник работает по строгому графику без нарушений, удаленно можно работать в смешанном формате, то есть и дома, и в офисе.
ВАЖНО: Депутат Тарасенко утверждает, что формулировки следует доработать, чтобы не было путаницы в этих важных вопросах. Если сотрудник переведен на удаленную работу, то он в любом случае должен соблюдать установленный режим труда, на дистанционной форме занятости работающие выполняют определенное задание в установленные сроки без какого-либо режима.
На удаленке могут работать те сотрудники, которые имеют технические возможности. И при их переводе на надомный вид занятости, необязательно составлять дополнительные соглашения, достаточно оформить приказ. После сотрудников знакомят с приказом, они подписывают его, а заработная плата не меняется.
А вот, как работник будет выполнять свои обязанности на дистанционной работе, сразу следует прописать в ТД. Здесь придется еще и составить дополнительное двухстороннее соглашение. И для сдачи результатов работы работнику потребуется иметь свою электронную подпись.
Какой может быть удаленная или дистанционная работа?
Удаленная или дистанционная работа – определенная форма работы, которую выполняют в домашних условиях или в любых других местах по средствам онлайн связи. Дистанционная работа подходит для таких профессий:
- Менеджер
- Веб-дизайнер
- Блогер
- Журналист
- Администратор
- Модератор
- Разработчик сайтов
- Переводчик
- Диспетчер
- Рекламодатель
- Консультант
- Фрилансер
Дистанционные работники имеют больше свободного времени, в отличие от сотрудников работающих на удаленке. Форму договоренности о дистанционном труде утверждают по согласию сторон. Прописывают пункты по выполнению того или иного задания от работодателя и наемного сотрудника. Оговаривают сроки выполнения работ, устанавливают размер оплаты труда. Сотрудник должен своевременно выполнять свои поручения, за что ему работодатель точно в сроки выплачивает заработную плату. Сотрудник необязательно может находиться все время дома и соблюдать ежедневный режим работы. Выходные и часы работы дистанционные работники выбирают самостоятельно, как им удобнее – это так строго не контролируется, как у надомных работников.
Надомная работа – удаленная (работа на предприятии, переведенная на удаленку, бухгалтер предприятия, изготовление фурнитуры для шитья, пошив одежды, вязание одежды) выполняется исключительно дома или в другом указанном месте по графику определенного предприятия. Рабочие могут быть обеспечены определенными видами оборудования и материалами. Руководитель четко прописывает технические функции, что обязан сделать сотрудник, знает его местонахождение и в любое время может вызвать в офис (рабочие часы работы). То есть работник работает установленные часы в том или ином месте, по средствам сети онлайн делаются отчеты о проделанном процессе за рабочий день.
Надомная работа отличается от дистанционного труда более строгими правилами для выполнения работника. Здесь прописаны и правила техники безопасности, указания по работе:
- беременным (у них особые условия работы),
- работникам, которые имеют маленьких детей до 3-х лет, – такие же облегченные условия труда
- сотрудникам, которые имеют двух или более детей до пятнадцатилетнего возраста, или же детей с инвалидностью
- работникам, которые являются инвалидами
- сотрудникам, которые взяли ребенка под опеку.
В КЗОТе говорится, что работодатель, который заключает ТД с работником о надомной работе, не обязан предоставлять сотруднику безвредные или же безопасные условия работы. Но наемщик отвечает за своего сотрудника, оборудование, которым он будет пользоваться. Ведь именно он их и поставляет своему работнику.
Именно работодатель должен периодически контролировать безопасность и проводить инструктажи по охране труда, противопожарной безопасности. Все это может проводиться в онлайн-режиме.
Отдельно можно выделить такую дистанционную деятельность, как фриланс. Фриланс представляет собой вид деятельности по гражданско-правовой договоренности. Когда работодатель предлагает фрилансеру определенное задание, обсуждает сроки выполнения, потом их прописывают в этой гражданско-правовой договоренности и работник выполняет задание, за что и получает денежное вознаграждение.
Бывает длительное сотрудничество с одним и тем же работодателем, а бывает и разовое. Никакой социальной гарантии на этот вид дистанционной деятельности не существует. Это и есть один из видов дистанционной деятельности, когда работник может сам распоряжаться своим свободным временем и выполнять задания, когда есть возможность. Дистанционную форму занятости совмещают и с основной работой, это как еще один заработок для пополнения семейного бюджета.
Видео: Дистанционная и удаленная работа – в чем разница?
Заявление о переходе на дистанционную работу — это документ, которым работник выражает желание выполнять трудовую функцию вне места нахождения работодателя.
Обязательно ли работникам писать заявление
Инициатором перевода на удаленку бывает как сотрудник, так и организация, кроме того, возможно требование о переводе на удаленную работу части трудового коллектива, исходящее от государственных органов.
Если перевод по инициативе работодателя
От работодателя такая инициатива исходит, когда он хочет сэкономить на аренде (например). Для оформления такого перевода не требуется заявление, но необходимо согласие на дистанционную работу, как для любого изменения определенных сторонами условий трудового договора.
Перевод по желанию сотрудника
Человек хочет работать вне офиса, например потому, что ему нравится зимовать на Бали. Бывают домашние обстоятельства, которые заставляют сотрудника просить руководителя о переходе на удаленку: болезнь близких родственников, наличие маленьких детей и т. п. Он излагает просьбу в письменном виде, компания идет навстречу или отказывает.
Не каждого сотрудника возможно перевести на удаленку технически. Например, кладовщик при всем желании останется работать на складе, а вот бухгалтеру или менеджеру по логистике несложно предоставить возможность трудиться дистанционно. Работодатель не обязан переводить на дистанционку никого, если нет распоряжения властей, поэтому имеет право отказать любому сотруднику. В случае болезни родственника, подтвержденной документами, по статье 93 Трудового кодекса, организация обязана пойти навстречу и установить сотруднику неполное рабочее время; относительно удаленки такой нормы нет.
Перевод по требованию властей
В 2020 году тема дистанционки приобрела особую актуальность из-за коронавируса. В настоящее время региональные власти Москвы и СПб издали постановления, обязывающие предприятия перевести на удаленную работу работников старше 65, сотрудников, страдающих хроническими заболеваниями, и 30% от общего числа работников дополнительно. На 2022 год запланировано внесение изменений в Трудовой кодекс, которое внесет определенность в вопросы оформления трудовых отношений с дистанционным работником. Пока же все происходит несколько стихийно. Пробуем внести ясность, опираясь на действующее законодательство.
Если сотрудник сам хочет перейти на удаленку из-за опасности заражения, необходимо заявление от него. Если человека решает перевести организация, выполняя требование госорганов, составляется приказ о переводе на удаленную работу и дополнительное соглашение к трудовому договору. Если работник подписывает эти документы, то все в порядке. Если он отказывается от перехода на удаленку, насильно перевести нельзя. Требование властей придется выполнить другим способом — оформить «карантинный» больничный, отпуск или простой.
Как его правильно составить
Несколько правил, как написать заявление на удаленную работу:
- Оно адресуется руководителю предприятия.
- В документе необходимо указать причину, по которой сотрудник хочет перейти на удаленку, дату с которой он планирует это сделать, желаемый срок изменения рабочего места.
- Если прилагаются дополнительные документы, приводится их список.
- Проставляется дата написания, подпись, Ф.И.О.
Образец
Вот для примера образец заявления о переводе на дистанционную работу по инициативе работника в связи с коронавирусом, составленного по всем правилам:
Генеральному директору
Общества с ограниченной ответственностью
«Clubtk.ru»
Воронову А.В.
от главного бухгалтера
Смирновой Валентины Федоровны
Заявление
Прошу перевести меня на дистанционную работу в связи с эпидемией коронавирусной инфекции COVID-19 с 01.12.2020 до 01.03.2021 и наличием хронического заболевания (бронхиальная астма).
Справку о наличии хронического заболевания прилагаю.
30.11.2020
Смирнова | В.Ф. Смирнова |
Как передать работодателю
Документ передают работодателю лично или в виде письма о удаленной работе — по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Также в период действия коронавирусных ограничений разрешено отправить документ по электронной почте (с последующей передачей оригинала) (п. 3 письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.03.2020 № 14-4/10/П-2741).
Работодатель по просьбе работника может перевести его на дистанционную работу, конечно, при условии что трудовые функции сотрудника позволяют это. Для перевода работник должен написать соответствующее заявление. Рассмотрим особенности его составления и порядок перехода на дистанционку.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк заявления о переводе на дистанционную работу .docСкачать образец заявления о переводе на дистанционную работу .doc
Что говорит закон
Труду дистанционных работников посвящена глава 49.1 ТК РФ. Удаленная работа — это такая, которая выполняется по трудовому договору и вне места расположения работодателя (ст. 312.1 ТК РФ).
Чаще всего такую форму труда предпочитают работники интеллектуально-творческой сферы (в том числе лица с ограниченными возможностями), связи с работодателем и передача документации осуществляются по сети Интернет.
Сотрудник, работающий в офисе, может по каким-либо обстоятельствам попросить работодателя о переводе на дистанционную работу. С работником необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении условий работы (ст. 72 ТК РФ). В документе прописывают новый характер труда, рабочий режим, время выхода на связь с работодателем и иные нюансы.
Также можно перезаключить трудовой договор, составив новый и внеся в него все изменения.
Внимание! Предложение о переводе на дистанционную работу может поступить и от работодателя, в этом случае работник тоже должен написать заявление.
Коротко о порядке перевода на дистанционную работу
Алгоритм перевода на удаленную работу выглядит следующим образом:
- работник пишет заявление с просьбой о переводе на дистанционку;
- работодатель визирует заявление и заключает с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору;
- работодатель издает приказ о переводе работника, тот должен с ним ознакомиться под роспись;
- кадровый работник вносит новую информацию в личную карточку сотрудника;
- делаются все необходимые отметки в табеле рабочего времени.
В трудовую книжку запись вносить не обязательно.
Пишем заявление
Заявление пишут в произвольной форме. Можно писать от руки либо напечатать на компьютере, важно, чтобы подпись на нем была «живая».
Что нужно указать:
- должность и ФИО работодателя;
- должность и ФИО работника;
- основания для перевода на дистанционку;
- просьбу о переводе;
- дату, с которой планируется переход;
- характер перевода: временный или постоянный;
- дату и подпись.
После того как заявление будет готово, его передают работодателю, который, в свою очередь, ставит на нем визу. Далее заявление необходимо зарегистрировать в журнале регистрации заявлений.
Образец
Генеральному директору
ООО «Восторг»
от веб-дизайнера
Шишкиной Марии Ивановны
Заявление
В связи с переездом на новое местожительство прошу перевести меня на дистанционную форму работы с полным сохранением трудовых функций с «01» декабря 2019 года.
Дата: «27» ноября 2019 года
Подпись: Шишкина / М.И. Шишкина
Пишем заявление на перевод на удаленную работу
Заявление о переходе на дистанционную работу — это обращение работника к работодателю с предложением о переводе, постоянном или временном, на другой формат работы в связи с определенными обстоятельствами.
Перевести сотрудника на удаленный режим труда трудовое законодательство разрешает двумя способами: по инициативе работника и по инициативе работодателя. Выбранный способ определит перечень обязательных процедур.
Чтобы оформить перемещение на дистанционный режим работы по инициативе работника, от него придется получить заявление на дистанционную работу. Перевод по инициативе работодателя возможен только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий трудовой деятельности. И об этом работающего гражданина извещают заблаговременно, не менее чем за 2 месяца.
Зачем необходимо заявление
Перевод в соответствии с нормами главы 12 Трудового кодекса РФ является изменением условий труда. На основании ст. 72 ТК РФ, допускается он только с обоюдного согласия сторон. Удаленная деятельность регулируется главой 49.1 ТК РФ, и она предполагает взаимодействие сторон трудовых правоотношений без личного контакта, посредством цифровых технологий. Поскольку переход на удаленный режим работы чаще всего связан с изменением условий, какими бы обстоятельствами он ни вызван, необходимо получить доказательство согласия работника как второй стороны на изменения условий либо соблюсти условие о сроке предупреждения сотрудников об изменении условий трудовой деятельности. Несоблюдение условий о двухмесячном сроке предупреждения работников приведет к наложению штрафа по ст. 5.27 КоАП РФ.
Трудовое законодательство не запрещает работнику обращаться к работодателю с просьбой изменить режим труда, и стороны вправе достичь договоренности об удаленной деятельности. Даже временный перевод на дистанционную работу оформляйте правильно: получите у работника заявление, издайте приказ, заключите дополнительное соглашение.
Как правильно составить
Составляет заявление работник самостоятельно, но бланк может предложить работодатель. Унифицированная форма не утверждена, обращение сотрудника пишется в свободной, произвольной форме. Но обязательно должны присутствовать реквизиты, позволяющие определить адресата, заявителя и просьбу о переводе на удаленный режим.
Поэтому в бланке следует указать:
- наименование организации, данные начальника, руководителя, включая название должности;
- сведения об обратившемся сотруднике с указанием на должность;
- наименование документа;
- просьбу о применении удаленного режима, обоснование ее конкретными обстоятельствами;
- характер перевода: временный или постоянный;
- период применения режима трудовой деятельности;
- дату и подпись.
Образец заявления
Директору
ООО «ППТ»
от журналиста
Кирковой Инны Ивановны
Заявление
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в городе Москве прошу перевести меня на дистанционный режим работы временно, до окончания ограничительных мер, введенных в связи с угрозой распространения новой инфекции коронавируса, объявленной пандемией. Прошу оформить перевод с сохранением трудовых функций в полном объеме с 23.03.2020.
Дата: 22 марта 2020 года
Подпись: Киркова / И.И. Киркова
Глушенкова Юлия
Юрист
Окончила Уральскую государственную юридическую академию в 2001 году. Работала в государственных органах и коммерческих организациях, веду частную практику.
Все статьи автора
Вам может быть интересно:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях
На данный момент множество компаний оформляют сотрудников на удаленку. Благодаря нововведениям в трудовом законодательстве сотрудники получили возможности работать из дома, даже если такая необходимость возникла на один день. Такое «перемещение» происходит не только в связи с коронавирусом, но и по ряду других причин. Например, в связи с болезнью сотрудника, по семейным обстоятельствам или потому что такой подход выгоден самому работодателю с экономической точки зрения. С точки зрения законодательства, причина такого перевода на самом деле значения не имеет. Даже если сотрудник желает работать из дома из-за переезда в другую часть города и теперь ему сложнее добираться до офиса, то он вправе обратиться к работодателю с подобной инициативой. Сегодня мы разберем, как правильно оформить заявление на удаленную работу и предоставим образец документа, составленный нашими юристами.
В ситуации, когда работодатель дает сотруднику работать удаленно, он по факту не несет никаких рисков: нововведения в законодательства разрешают переводить работников на удаленку на любой период времени, даже на 1 день, если сотрудник может выполнять свой функционал дистанционно. Чтобы сотрудник мог работать из дома, ему необходимо написать соответствующее заявление о переводе на удаленную работу на имя руководителя организации.
Для такого документа не предусмотрено какого-либо унифицированного образца. Заявление составляется в произвольной форме, важно лишь учесть общие правила оформления, установленные в отношении официальных документов подобного рода.
Что необходимо указать в заявлении, если вы желаете перейти на удаленный формат работы:
- Данные адресата (как правило, это директор компании).
- Данные о заявителе (ФИО и должность).
- Причины, в связи с которыми вы просите о переводе.
- Характер перевода (постоянная или временная работа).
- Дата начала и окончания удаленной работы (в том случае, если такой характер работы носит временный характер).
- Дата, когда заявление было составлено.
Важно, чтобы документ был заверен личной подписью заявителя. Бумага может быть подана как лично в отдел кадров, так и по электронной почте. В случае, если сотрудник решил вернуться на работу в офис, то он подает аналогичное заявление о выходе с удаленки.
Наглядно пример заявления может выглядеть следующим образом:
Если работодателю поступила просьба о переводе на удаленку, то в первую очередь руководству следует учесть собственные интересы и нюансы, которые связаны с производством, поскольку некоторые трудовые функции невозможно выполнять удаленно. В любом случае все моменты, которые касаются способов связи, формата отчетности и проверки выполненной работы, должны быть прописаны в дополнительном соглашении заранее. Либо стороны вправе перезаключить предыдущий трудовой договор посредством оформления нового с включением в него всех изменений. К какому бы варианту не пришли стороны, никакую запись в трудовую книжку вносить не нужно, однако соответствующие сведения должны быть занесены в личную карточку сотрудника.
Это важно знать! В любом случае решение о переводе на удаленку принимается по соглашению обеих сторон. То есть, работодатель не может перевести сотрудника на удаленную работу в одностороннем порядке, так же как не обязан по любому поводу соглашаться на перевод персонала на дистанционную работу.
Если работодатель одобряет подобную инициативу, то далее необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор. В таких случаях составляется допсоглашение, на основании которого оформляется Приказ.
Какие нюансы должен учитывать работодатель при переводе сотрудника на удаленную работу?
В соответствии с ФЗ № 407 от 08. 12. 2020 г. работодателям дали возможность принимать сотрудников на удаленку и переводить уже работающий персонал на дистанционную работу.
Существуют следующие формы удаленной занятости:
- временная (если продолжительность удаленной работы менее 6 месяцев);
- полная (в случае постоянного выполнения трудовых обязанностей из дома);
- комбинированная (сотрудник работает и в офисе и дома).
Первое, что нужно сделать работодателю, получившему от сотрудника заявление на удаленную работу, определить новый режим работы. В зависимости от выбранного варианта будет зависеть формулировка, которая прописывается в дополнительном соглашении.
Внимание работодателям! В соответствии с новым законом запрещается снижать заработную плату сотруднику, переведенному на удаленную работу. Также были приняты нормы, позволяющие прекратить трудовой договор с удаленным работником. Работодатель может расторгнуть договор даже в одностороннем порядке, если сотрудник не в состоянии выполнять свои обязанности надлежащим образом или попросту не выходит на связь с руководством.
В результате такого перемещения за сотрудником и работодателем сохраняются те же права и обязанности, которые действовали согласно ТК РФ при обычном режиме работы. Сотрудник также может рассчитывать на оплату больничного листа, выходные и выход в отпуск.
Подводим итоги
Удаленная работа – стала очень удобным решением для многих сотрудников. Для того чтобы перейти на дистанционный режим работы, нужны написать заявление, в котором сослаться на причины перевода. После того как работодатель получит такое заявление, он вправе одобрить перевод или отказать в нем. Любое решение принимается по итогам договоренностей между двумя сторонами. В результате работодатель издает соответствующий Приказ, который должен быть зарегистрирован надлежащим образом в Журнале регистрации приказов.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 14
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:
- опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
- напишите вопрос в форме ниже;
- позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 — Москва и Московская область
- позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 — Санкт-Петербург и область
- позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 — По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Автор статьи
Пишет статьи, в которых отвечает на важные и популярные вопросы наших читателей. Описывает примеры из судебной практики, раскрывает ответы на часто задаваемые вопросы в гражданско-правовой сфере, в трудовом праве. Компетенции автора позволяют писать статьи на легком и простом языке. Окончила Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), кафедра «Гражданское право и процесс», специальность «Юрист» Гражданско-правовой профиль.
Законодатели утвердили термин «дистанционная работа». С 1 января 2021 года начинает действовать обновленный порядок взаимодействия с работниками на «удаленке»
В статье расскажем:
- как правильно оформить дистанционных работников;
- что нужно знать об электронном обмене документами;
- какие новые обязанности появятся у работодателей;
- в каких случаях работодатель сможет уволить работника на «удаленке».
Что такое дистанционная работа
8 декабря 2020 года принят Федеральный закон № 407-ФЗ, который внес изменения в главу 49.1 ТК РФ, регулирующую взаимодействие работодателя с дистанционными работниками.
Определения «дистанционная работа», «удаленная работа», «выполнение трудовой функции дистанционно» стали синонимами.
Дистанционная работа — выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования.
Варианты оформления дистанционной работы
3 варианта, как оформить сотрудников на «удаленке»
- Оформить трудовой договор на постоянной основе или временно на срок до шести месяцев.
- Оформить дополнительное соглашение к трудовому договору на постоянной основе или временно на срок до шести месяцев. Можно чередовать периоды работы удаленно и на стационарном рабочем месте.
- Временно по инициативе работодателя на основании приказа или локального нормативного акта. Это условие возможно на период действия исключительных обстоятельств, когда существует угроза жизни или нормальным жизненным условиям населения или его части. Например, если орган государственной власти или орган местного самоуправления приняли соответствующее решение (ст. 312.9 ТК РФ).
Электронная подпись при оформлении дистанционной работы
Трудовой договор и дополнительные соглашения к нему можно заключать письменно или в электронном виде (312.3 ТК РФ).
При электронном заключении документов необходимо использовать электронные подписи:
- работодателю — усиленная квалифицированная электронная подпись;
- работнику — усиленная квалифицированная или усиленная неквалифицированная электронная подпись.
То же правило действует при заключении договоров о материальной ответственности, ученических договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, а также при внесении изменений в эти договоры или их расторжении.
- Простая электронная подпись — электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
- Неквалифицированная электронная подпись — электронная подпись, которая:
- получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
- позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
- позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
- создается с использованием средств электронной подписи.
Иные документы можно подписать иными видами электронных подписей в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом работодателя.
- Усиленная квалифицированная электронная подпись — электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и дополнительным признакам:
- ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
- для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подробнее об использовании работодателями электронных подписей смотрите в видеосюжете:
Подробные рекомендации по оформлению дистанционных работников вы услышите на семинаре «Кадровое делопроизводство и трудовое законодательство в 2020–2021 годах».
- Важно: при оформлении трудового договора путем обмена электронными документами работодатель по письменному запросу работника обязан в 3-дневный срок направить ему экземпляр трудового договора или дополнительного соглашения к нему, оформленный на бумажном носителе.
- Каждая из сторон обязана направлять в форме электронного документа подтверждение получения электронного документа от другой стороны в срок, определенный коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.
Что учесть при оформлении дистанционной работы
Рекомендуем придерживаться алгоритма:
- Подготовьте локальный нормативный акт или изменения в ПВТР о порядке оформления дистанционной работы.
- В локальном нормативном акте предусмотрите:
- какие документы какими видами электронных подписей должны подписываться;
- порядок взаимодействия работника и работодателя;
- срок, в течение которого сторона трудовых отношений должна направлять подтверждение получения другой стороной электронного документа;
- порядок обеспечения работников оборудованием или порядок и размеры выплаты компенсации за использование личного имущества работника.
Что делать, если работника невозможно перевести на «удаленку»
В силу специфики некоторых профессий не каждый может работать вне стационарного рабочего места. Или же бывает, что работодатель не в силах обеспечить работника необходимыми для «удаленки» оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации.
Если работодатель не смог организовать сотруднику дистант в случае действия исключительных обстоятельств или распоряжения органов власти о запрете на труд в офисе, то он обязан оплатить это время как простой. Причины такого простоя не зависят от работника и работодателя. Оплата будет в размере 2/3 оклада (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).
Режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника
Режим рабочего времени дистанционного работника можно устанавливать по своему усмотрению, если иное не предусмотрено коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.
Важно: если вы хотите контролировать режим рабочего времени работника, необходимо определять его локальным нормативным актом работодателя, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.
Курсы для кадровика. Онлайн-обучение
Повышение квалификации, профпереподготовка в Контур.Школе. Удостоверения и дипломы
Посмотреть программы
Если работник переведен на «удаленку» временно, вы можете предусмотреть эпизодическую возможность вызова его на стационарное рабочее место, в том числе по его инициативе. Не забывайте, что для этой ситуации есть исключения, которые поименованы в ст. 312.9
ТК РФ.
Условия и порядок вызова работника можно установить коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.
Важно: допсоглашением к трудовому договору или трудовым договором предусматривайте территорию, на которой работник выполняет трудовую функцию. Это позволит снять дополнительные вопросы при оформлении дистанционному работнику командировки или при принятии решения о вызове работника на стационарное рабочее место.
Если вы направляете дистанционного работника для выполнения служебного поручения в другую местность, отличную от той, что вы указали в трудовом договоре или допсоглашении, вы обязаны оформить этот как командировку (ч. 3 ст. 312. 6 ТК РФ).
Вопросы охраны труда при дистанционном формате работы
Работодатель обязан обеспечить работнику на «удаленке»:
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда, в том числе при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем (абз. 17, 20, 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
По желанию вы можете установить дополнительные обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда.
Расторжение трудового договора с дистанционным работником
Помимо классических оснований, указанных в Трудовом кодексе РФ для расторжения трудового договора, для дистанционных работников законодатели предусмотрели дополнительные условия.
Трудовой договор с дистанционным работником может быть расторгнут:
- По инициативе работодателя, если работник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем по рабочим вопросам более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя. Исключение — если вы предусмотрели более длительный срок (ч. 9 ст. 312.3 ТК РФ).
- Работник, который на «удаленке» постоянно, сменил местность выполнения трудовой функции, из-за чего исполнение обязанностей по трудовому договору на прежних условиях стало невозможным.
Советы и рекомендации по оформлению дистанционной работы
Бесплатные вебинары в Контур.Школе
Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика
Расписание вебинаров
- Интересно: увольнение по причине невзаимодействия с работодателем более двух рабочих дней относится к расторжению трудового договора по инициативе работодателя. Соответственно, через два дня уволить работника уже не получится. Помним, что необходимо соблюдать порядок применения дисциплинарного взыскания, где среди прочего работодатель обязан затребовать объяснение работника и выяснить уважительную или неуважительную причину невыхода на связь.
- Внимательно просмотрите ст. 312.9 ТК РФ, которой вводится новое основание введения дистанционной работы по инициативе работодателя в исключительных случаях на основании локального нормативного акта работодателя. Перечень сведений, которые нужно указать в таком локальном нормативном акте (это может быть приказ), установлен в ст. 312.9 ТК РФ.
От работодателя требуется ознакомить работника с таким ЛНА. Подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору не нужно. Срок перевода на временную дистанционную работу в этом случае не может быть больше срока самого обстоятельства, причины, в связи с которой работники переводятся на дистанционный труд.
Законодатели не урегулировали вопрос, кто из сторон трудовых отношений — работник или работодатель — должен нести расходы на приобретение усиленной квалифицированной или неквалифицированной подписи дистанционного работника в ситуации, когда работник переводится на дистанционную работу через дополнительное соглашение к трудовому договору или с ним изначально заключается трудовой договор о дистанционной работе.
Видимо, этот вопрос стороны будут решать по договоренности — самим трудовым договором или дополнительным соглашением к нему.
Важно: при переводе на дистанционную работу по инициативе работодателя усиленная квалифицированная или усиленная неквалифицированная подпись со стороны работника не требуется.
- Скачайте в конце статьи методичку «Правила оформления дистанционной работы» — это фрагмент методических материалов из семинара «Кадровое делопроизводство и трудовое законодательство в 2020–2021 годах», где вы найдете рекомендации для работы.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Правила оформления дистанционной работы
1.2 МБ
Скачать
Заявление о переводе на дистанционную работу – это документ, в соответствии с которым работник просит работодателя изменить его режим работы на удалённый, то есть выполнение трудовых обязанностей будет происходить вне основного рабочего места сотрудника. Процедура всегда сопровождается оформлением соответствующих документов.
Файлы для скачивания:
Дистанционная работа
Трудовой кодекс РФ определяет дистанционную работу как выполнение прямых трудовых обязанностей вне рабочего места, то есть из дома. Устроиться на работу в удалённом формате можно при заключении трудового договора или уже после. При чём инициатива может исходить как от работодателя, так и со стороны заинтересованного сотрудника.
Гарантии работникам «на удалёнке»
Закон о труде гласит, что перевод работника на дистанционную работу не может служить основанием для уменьшения размера оплаты труда. То же самое касается и времени отдыха, в том числе продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска. Если подытожить все положения ТК РФ относительно удалённой работы, то можно сделать вывод, что дистанционное выполнение обязанностей ни коим образом не может ограничивать права работника относительно других, трудящихся непосредственно на предприятии.
Режим рабочего времени
Режим времени работы и времени отдыха работника «на удалёнке» регламентируется локальными нормативными актами работодателя и фиксируется в доп. соглашении к трудовому договору. Существуют два основных вида дистанционной работы: почасовая и сдельная. В первом случае работодатель посредством специальных технических средств будет следить и считать фактически отработанное сотрудником время, проведённое за работой. Сдельная оплата подразумевает выполнение определённой производственной нормы за учётный период.
Формат дистанционной работы зависит от должности и специфики деятельности каждого отдельного работника и закрепляется в соответствующей документации.
Особенности труда в дистанционном формате
Работодатель обязан снабдить работника всеми необходимыми для удалённой работы техническими средствами. К ним можно отнести компьютер, наушники, гарнитуру и другие предметы. При условии согласования с руководством сотрудник может использовать свою технику или взять её в аренду. В таком случае предприятие будет обязано компенсировать понесённые лицом затраты.
Основания и причины для перевода
Закон о труде не предусматривает каких-то определённых оснований для перевода работника на дистанционную работу. На практике работодатель начинает вести речь об удалёнке, когда присутствие сотрудника на предприятии фактически не требуется. Содержать работника на домашней работе куда дешевле. Если инициатива исходит непосредственно от сотрудника, то перевод зачастую обуславливается личными причинами: переезд в другой регион или иное отдалённое от офиса место; ограничения по здоровью, затрудняющие перемещение по городу и так далее.
Следует иметь в виду, что работодатель не обязан одобрять заявление сотрудника. Директор оставляет за собой полное право отказать в просьбе, не мотивируя своё решение.
Процедура оформления
Перевод на дистанционную работу считается существенным изменением трудового договора. Одного заявления будет недостаточно. С работником в обязательном порядке заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором фиксируются все тонкости и условия нового режима работы. Также имеет место занесение изменений в другие внутренние документы предприятия (табель учёта рабочего времени).
Перевод всегда сопровождается изданием соответствующего приказа руководителя, с которым работник должен ознакомиться под подпись. Если инициатива изначально исходила от работодателя, заявление выступает в качестве согласия. Таким образом сотрудник соглашается на изменение рабочих условий.
Форма документа
На сегодняшний день законодательство не предусматривает единой общеобязательной унифицированной формы для составления заявления о переводе на дистанционную работу. Именно по этой причине работники пишут документ самостоятельно в свободной форме, соблюдая общие требования к деловой документации.
Исполнить текст заявления разрешается как от руки при помощи шариковой ручки (синей или чёрной), так и на компьютере. Главным требованием является наличие на официальном бумаге автографа заявителя, так что компьютерную версию в любом случае потребуется распечатать на принтере для заверения подписью.
Кому подать
Заявление пишется на имя руководителя организации, следовательно, передать документ нужно ему лично в руки. Однако это не всегда возможно в силу особенностей организации рабочего процесса и других причин. В таком случае передать официальную бумагу можно своему непосредственному начальнику или работнику кадровой службы. Как бы то ни было, заявление в кратчайшие сроки должно оказаться на столе у директора. Как только руководитель рассмотрит просьбу, будет вынесено соответствующее решение. Начальник не обязан мотивировать отказ.
Объясняем, как составить документ «на пальцах»
В правом верхнем углу листа бумаги необходимо обозначить, от кого и кому подаётся заявление. В дательном падеже указываем ФИО руководителя, его должность и полное наименование организации. В этом же блоке оставляем сведения о заявителе: ФИО и должность согласно штатному расписанию.
Ниже по документу по центру листа бумаги пишем слово «заявление». С красной строки начинаем формулировать свой запрос. Просим оформить перевод на дистанционную работу, указываем число, с которого планируем перейти на удалёнку. Также имеет смысл обозначить причину. Если директор воспримет повод в качестве веского аргумента, вероятность одобрения заявления повышается.
Примерный образец
На этом составление заявления можно считать оконченным. Все остальные тонкости организации работы «на удалёнк»е будут обусловлены в доп. соглашении к трудовому договору. Остаётся только поставить дату подачи заявления и подпись заявителя (с расшифровкой).