Составление расписания в школе является одним
из важнейших и сложных видов деятельности
заместителя директора. Умело составленное
расписание определяет эффективность работы
школы, создаёт условия для оптимальной работы
учителей и учащихся.
Активность умственной работоспособности
школьников приходится на интервал 10—12 часов.
Поэтому основные предметы должны проводиться на
2, 3, 4 уроках. Уровень умственной
работоспособности учащихся нарастает к середине
недели и остаётся низким в понедельник и в
пятницу. Наибольший объём учебной нагрузки
должен быть во вторник и среду. Можно включить в
расписание либо наиболее трудные предметы, либо
в большем количестве средние и лёгкие. Следует
чередовать трудные и лёгкие предметы, а также
предметы одного цикла. Изложение нового
материала, контрольные работы следует проводить
на 2-4 уроках в середине учебной недели.
При составлении расписания уроков можно
использовать таблицу, в которой трудность
каждого предмета ранжируется в баллах.
Таблица 1.
Предмет | Количество баллов |
Математика, русский язык | 11 |
Иностранный язык | 10 |
Физики, химия, информатика | 9 |
История, обществознание | 8 |
Литература | 7 |
Биология, география, экономика, астрономия |
6 |
Физкультура, ОБЖ | 5 |
Технология | 4 |
Черчение | 3 |
ИЗО, МХК | 2 |
Музыка | 1 |
Предметы, требующие больших затрат времени на
домашнюю подготовку, не должны группироваться в
один день школьного расписания.
При правильно составленном расписании уроков
наибольшее количество баллов за день по сумме
всех предметов для учащихся старшего возраста
должно приходиться на вторник и среду. Для
учащихся среднего возраста наибольшая
интенсивность по сумме баллов за день должна
приходиться на вторник и четверг, среда должна
быть несколько облегчённым днём. Расписание не
будет отвечать санитарным нормам, когда
наибольшее количество баллов приходится на
крайние дни недели или когда оно одинаково во все
дни недели.
Для составления расписания необходимы
следующие документы:
— учебный план;
— учебная нагрузка учителей (таблица 2);
— расписание учителей (таблица 3);
— расписание по классам на неделю (таблица 4);
— временное расписание по дням недели (таблица
5);
— перечень кабинетов (таблица 6).
Таблица 2. Учебная нагрузка учителей.
Ф.И.О.
учителя |
5-а
класс |
6-а
класс |
7-а
класс |
8-а
класс |
9 класс | 10 класс | 11 класс | |||
а | б | а | б | а | б | |||||
Математика | ||||||||||
Иванов И.С. | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | |||||
Петров Н.И. | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||
Русский язык | ||||||||||
Сидорова А.А. | 8 | 5 | 5 | |||||||
Клименко В.К. | 7 | 7 | 5 | |||||||
Потапова Л.С. | 5 | 5 | 5 | 5 |
Аналогично заполняется учебная нагрузка
других учителей-предметников, количество
учебных часов по предметам и классам определяет
учебный план.
Таблица 3. Расписание учителей.
Ф.И.О. учителя | Кл. рук-во | Кабинет | Нагрузка | Понедельник | Вторник | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Математика | |||||||||||||||
Иванов И.С. | 8-а | 5 | 27 | 5-а | 8-а/г | 6-а | 11-б/а | 10-а/а | |||||||
Петров Н.И. | 7-а | 12 | 26 | ||||||||||||
Русский язык | |||||||||||||||
Сидорова А.А. | 5-а | 23 | 18 | 5-а/р | 5-а/л | ||||||||||
Клименко В.К. | 6-а | 41 | 19 | ||||||||||||
Потапова Л.С. | 9-б | 32 | 20 |
Аналогично составляется расписание на
остальные дни недели. Через косую черту
отмечается “алгебра” или “геометрия”,
“русский язык” или “литература”, “история”
или “обществознание”, “география” или
“экономика”, “ИЗО” или “черчение”, “химия”
или “биология” и т.д., если эти предметы ведёт
один учитель. Начать расстановку часов следует с
уроков технологии, иностранного языка,
информатики и других предметов, по которым есть
деление на подгруппы. Затем следует расставить
уроки физической культуры, ИЗО, музыки, т.к. они не
должны совпадать в один день в одном и том же
классе.
Колонка “Классное руководство” нужна для
того, чтобы расписание классного руководителя и
класса совпадало по количеству на последнем
уроке. Это необходимо для того, чтобы классный
руководитель мог провести после последнего
урока “пятиминутку” с классом, или внеклассное
мероприятие, или организовать уборку.
Колонка “Нагрузка” позволяет проверить
количество часов учителя после составления
расписания.
Колонка “Кабинет” необходима при расстановке
кабинетов в готовом расписании.
Параллельно с заполнением таблицы 3 следует
заполнять таблицу 4.
Таблица 4. Расписание по классам на
неделю.
5-а класс.
Уроки | Понедельник | Уроки | Вторник | Уроки | Среда |
1 | математика | 1 | 1 | ||
2 | 2 | 2 | |||
3 | русский язык | 3 | 3 | ||
4 | литература | 4 | 4 | ||
5 | 5 | 5 | |||
6 | 6 | 6 | |||
Уроки | Четверг | Уроки | Пятница | Уроки | Суббота |
1 | 1 | 1 | |||
2 | 2 | 2 | |||
3 | 3 | 3 | |||
4 | 4 | 4 | |||
5 | 5 | 5 | |||
6 | 6 | 6 |
Аналогично составляются такие таблицы для всех
классов. Это позволяет видеть свободные уроки,
делать перестановку, контролировать количество
учебных часов на неделю.
После того, как расписание составлено, его
необходимо переписать в ином виде (таблица 5).
Таблица 5. Временное расписание уроков
по дням недели.
Расписание уроков на понедельник.
Уроки | 5-а | 6-а | 7-а | 8-а | 9-а | 9-б | 10-а | 10-б | 11-а | 11-б |
1 | Матем. 5 | |||||||||
2 | Геом. 5 | |||||||||
3 | Рус.яз. 23 | Матем. 5 | ||||||||
4 | Литер. 23 | Алгеб.5 | ||||||||
5 | Алгеб.5 | |||||||||
6 |
Аналогично выписывается временное расписание
на остальные дни недели. Расписание заполняется
из таблицы 3 по дням недели (сначала понедельник,
затем вторник и т.д.). Можно заполнять временное
расписание по урокам (первый, второй и т.д.), а
можно выписывать расписание учителей (Иванов
И.С., Петров Н.И. и т.д.). Такое заполнение
временного расписания позволяет обнаружить
ошибки: пропущенные уроки, совпадение предметов
на одном уроке, ошибка в нагрузке и т.д.
После заполнения временного расписания
необходимо сверить количество уроков по классам
по расписанию за неделю с количеством уроков по
учебному плану.
После проверки необходимо расставить номера
кабинетов, если в школе не каждый учитель имеет
закреплённый кабинет. Для этого используется
таблица 6.
Таблица 6. Перечень кабинетов.
Понедельник.
1 урок.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Аналогично составляется перечень на
остальные уроки и на все дни недели.
При заполнении таблицы 5 номера кабинетов
учителей, имеющих кабинеты, проставляются сразу,
т.к. в таблице 3 имеется колонка “Кабинеты”.
Затем в таблице 6 вычёркиваются кабинеты, которые
уже проставлены. Оставшиеся свободные кабинеты
проставляются на уроки учителей, не имеющих
своих закреплённых кабинетов, при этом
учитывается предмет и свободный предметный
кабинет.
Временное расписании вывешивается на доску
объявлений, чтобы учителя и учащиеся могли
познакомиться с ним. Как правило, возникает
необходимость корректировки расписания
(поменять русский язык и литературу местами,
спарить уроки в старших классах, убрать первый
урок учителю из-за отдалённости местожительства,
перенести последний урок с одного дня на другой,
т.к. учащиеся не успевают на подготовительные
курсы и т.д.). После этого следует внести
коррективы, учитывая пожелания учителей и
учащихся. А затем перенести временное расписание
на стенд с постоянным расписанием.
Примерное расписание 5 класса
(недельная нагрузка 28 часов).
Уроки | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | Ист.47 (8 б) | Рус.35(11б) | Ин.яз.25(10б) | Лит.35 (7 б) | Рус.35(11 б) |
2 | Рус.35(11б) | Лит.35 (7 б) | Мат. 8 (11 б) | Мат. 8 (11 б) | Муз.20(1 б) |
3 | Физ-ра (5б) | Мат. 8 (11б) | Физ-ра (5 б) | Ист.47 (8 б) | Мат.8 (11 б) |
4 | Мат. 8(11б) | Прир.28(6б) | Рус.35(11 б) | Рус.35(11б) | Ин.яз.25(10б) |
5 | Ин.яз.25(10б) | Рус.35(11б) | Техн.48 (4 б) | Прир.28(6 б) | Физ-ра (5 б) |
6 | ИЗО 36(2 б) | Техн.17 (4 б) | ОБЖ 10(5б) | ||
45 баллов | 48 баллов | 45 баллов | 48 баллов | 38 баллов |
В течение учебного года учителя могут болеть,
посещать курсы, семинары, и т.д. В связи с этим
завучу приходится делать изменения в расписании.
Обычно предмет, который нужно заменить, проводит
другой учитель этого же предмета. Но это приводит
к тому, что необходимо делать изменения в
расписании на дополнительном стенде. Для этого
используется таблица 3 “Расписание учителей” и
таблица 6 “Перечень кабинетов”. В изменениях
указывается расписание только тех классов, в
которых такие изменения есть.
Завуч, отвечающий за расписание в
общеобразовательной школе, должен помнить о том,
что его цель создать оптимальные условия для
учителей и учащихся при проведении
образовательного процесса.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Облегченные дни и трудность предметов
Предусмотрите облегченный учебный день, чтобы школьники не переутомились в течение недели. По санитарным правилам это должны быть среда или четверг (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). Еще учитывайте шкалу трудности учебных предметов, когда будете разрабатывать расписание (таблицы 6.9–6.11 СанПиН 1.2.3685-21). Посмотрите схему 3. Шкалы трудности учебных предметов на уровне основного и среднего общего образования смотрите ниже.
СКАЧАТЬ
Шкалы трудности учебных предметов на уровне основного и среднего общего образования
Шкала трудности предметов для уровня ООО*
Учебный предмет |
Количество баллов по классам |
|||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Физика |
– |
– |
8 |
9 |
13 |
|
Химия |
– |
– |
– |
10 |
12 |
|
История |
5 |
8 |
6 |
8 |
10 |
|
Иностранный язык |
9 |
11 |
10 |
8 |
9 |
|
Математика |
Математика |
10 |
13 |
– |
– |
– |
Геометрия |
– |
– |
12 |
10 |
8 |
|
Алгебра |
– |
– |
10 |
9 |
7 |
|
Природоведение |
7 |
8 |
– |
– |
– |
|
Биология |
10 |
8 |
7 |
7 |
7 |
|
Литература |
4 |
6 |
4 |
4 |
7 |
|
Информатика и ИКТ |
4 |
10 |
4 |
7 |
7 |
|
Русский язык/Родной язык |
8 |
12 |
11 |
7 |
6 |
|
География |
– |
7 |
6 |
6 |
5 |
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
3 |
3 |
1 |
– |
– |
Мировая художественная культура |
– |
– |
8 |
5 |
5 |
|
Музыка |
2 |
1 |
1 |
1 |
– |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
6 |
9 |
9 |
5 |
5 |
|
Технология |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
|
Черчение |
– |
– |
– |
5 |
4 |
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
Физическая культура |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
* Таблица 6.10 СанПиН 1.2.3685–21.
Шкала трудности учебных предметов на уровне СОО*
Учебный предмет |
Количество баллов |
Физика |
12 |
Математика (геометрия), Химия |
11 |
Математика (алгебра) |
10 |
Русский язык/Родной язык |
9 |
Литература, Иностранный язык |
8 |
Биология |
7 |
Информатика и ИКТ |
6 |
История, Обществознание (включая экономику и право), Искусство (МХК) |
5 |
География |
3 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
2 |
Физическая культура |
1 |
* Таблица 6.11 СанПиН 1.2.3685–21.
Продолжительность занятий и перемен
Установите длительность урока не более 45 минут. Учитывайте, что для первых или компенсирующих классов верхняя граница меньше, а требований к нижней границе нет. Не планируйте перемену между уроками меньше 10 минут, иначе нарушите саннормы и право детей на отдых (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).
Определите продолжительность перерыва между уроками и внеурочной деятельностью. По санитарным правилам такая перемена должна быть не менее 30 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20), а по СанПиН – не менее 20 минут (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Чтобы не нарушить санитарные требования, рекомендуем запланировать перерыв между урочной и внеурочной деятельностью в 30 минут. Исключение – индивидуальная программа развития для детей с ОВЗ, так как урочная и внеурочная деятельность могут чередоваться в течение дня (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Проверьте, что перерыв между началом факультативных или дополнительных занятий и последним уроком составляет не меньше 20 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Смотрите требования к продолжительности занятий и перемен на схеме 4.
СКАЧАТЬ
Первый урок по понедельникам
Запланируйте в расписании цикл занятий «Разговоры о важном» (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № 03-871). Ведомство рекомендует включить такие занятия в качестве внеурочных и проводить по понедельникам первым уроком во всех классах. Смотрите схему 5.
СКАЧАТЬ
Если решили проводить занятия «Разговоры о важном» в качестве курса внеурочной деятельности, предусмотрите после них перерыв в 30 минут. Так вы выполните санитарные требования и рекомендации Минпросвещения. Смотрите образец расписания звонков на понедельник с внеурочным занятием, которое стоит первым уроком.
Образец расписания звонков по понедельникам с внеурочным курсом «Разговоры о важном»
Занятия «Разговоры о важном» удобно проводить как элективный курс. Тогда сможете включить его в учебный план и установить перерыв в расписание как между уроками. К тому же элективные курсы должны посещать все школьники, а курсы внеурочной деятельности – по желанию. Смотрите образец расписания звонков на понедельник с элективным курсом, который стоит первым уроком.
Образец расписания звонков по понедельникам с элективным курсом «Разговоры о важном»
Дистанционное обучение
Если в вашем регионе действуют антиковидные ограничения и вам пришлось уйти на дистант, соблюдайте санитарные требования к продолжительности и времени окончания дистанционных уроков (п. 3.5.12 СП 2.4.3648-20). Смотрите схему 6 и пример расписания дистанционного дня.
СКАЧАТЬ
Пример расписания дистанционного дня
Расписание дистанционного дня в 9 «А» классе
№ урока |
Начало урока |
Окончание урока |
Предмет |
Формат |
1 |
08:30 |
09:10 |
Литература |
Лекция-беседа по Zoom |
2 |
09:30 |
10:10 |
Геометрия |
Лекция-презентация темы по Zoom |
3 |
10:30 |
11:10 |
История |
Просмотр и конспектирование видеолекции на YouTube |
4 |
11:30 |
12:10 |
Русский язык |
Онлайн-тестирование на платформе «Решу ОГЭ» |
5 |
12:30 |
13:10 |
Иностранный язык (английский) |
Урок-беседа по Zoom |
6 |
13:30 |
14:10 |
Обществознание |
Самостоятельное изучение темы |
Как составить школьное расписание
Один из главных школьных документов – это расписание уроков. Оно задает ритм рабочему процессу на весь учебный год. От того, насколько хорошо продумано расписание, от грамотного распределения нагрузки во многом зависит качество обучения.
Инструкция
С конца 70-х гг ХХ века для равномерного распределения нагрузки в течение недели используется система ранговых оценок, разработанная русским ученым И.Г. Сивко. Смысл системы в том, что каждому из учебных предметов присвоено определенное количество баллов (ранг). Чем предмет сложнее, чем больше напряжения внимания, памяти он требует – тем выше ранг. Согласно этой системе, самый высокий ранг сложности имеют математика (алгебра, геометрия) и русский язык – этим предметам присвоено по 11 баллов. Второй по сложности – иностранный язык, 10 баллов. Чуть легче – физика и химия, каждый предмет при ранжировании получает по 9 баллов. 8 баллов у истории, 7 – у литературы, 6 – у географии и естествознания, всего 5 баллов у физкультуры, 4 – у уроков труда, 3 – у черчения. Минимальная нагрузка по этой системе у уроков изобразительного искусства (2 балла) и музыки (1 балл). Кроме уровня сложности учитывается и динамика утомляемости на протяжении недели. По мнению ученых, пик работоспособности приходится на среду и четверг. Распределяя уроки по дням недели, вычисляют общую сумму баллов по каждому дню. Суммарный уровень нагрузки распределяют таким образом, чтобы максимальная нагрузка приходилась на среду, а в понедельник и пятницу она была минимальной.
Кроме распределения предметов по дням недели необходимо учитывать и суточные биологические ритмы. Максимум работоспособности приходится на интервал 10.00-11.30. Именно на это время планируют проведение уроков, требующих максимальной концентрации внимания, наиболее сложных. Первыми и последними уроками должны быть предметы с меньшей нагрузкой.
Необходимость автоматизированного составления школьного расписания с учетом санитарных правил и норм привело к появлению ряда программ, которые позволяют с той или иной эффективности решать эту задачу. Таких программ много, и можно выбрать наиболее подходящую.
Видео по теме
Обратите внимание
Расписание составлено неправильно, если:
— нагрузка распределена равномерно по всем дням недели;
— в некоторые дни проводятся только уроки, требующие интеллектуального труда, а в другие – требующие физической и творческой активности;
— наибольшее количество баллов приходится на начало и конец недели;
— предметы с максимальным количеством баллов проводятся первыми и последними уроками.
Полезный совет
Признаки правильно составленного расписания:
— максимальная нагрузка приходится на середину недели и середину дня;
— уроки, требующие интеллектуальной и физической активности чередуются в пределах одного дня;
— наиболее сложные предметы преподаются на 2, 3, 4-м уроках.
Источники:
- составление расписания уроков
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Подготовка к занятиям — важная часть процесса обучения. Тем не менее иногда трудно выкроить время для изучения всех необходимых предметов. Один из способов обеспечить постоянство — создать строгий график. При этом создать график или учебное расписание не так просто, как вам может показаться. В этом случае потребуется не только определить приоритетность предметов и заданий в конкретные моменты времени, но также совмещать учебные обязанности с домашними делами, семьей, друзьями и развлечениями. Благодаря вдумчивому подходу и всем приложенным усилиям вы сможете создать эффективное расписание и достичь всех поставленных целей.
-
1
Определите краткосрочные и долгосрочные цели обучения. Создавать и контролировать график проще, если знать конечную цель. Также это позволит определить аспекты, которые потребуют от вас особого внимания.[1]
- Краткосрочные цели могут включать подготовку к контрольной работе через неделю, работу над статьей в течение двух недель или десятидневную подготовку к презентации. Для таких проектов всю задачу следует разделить на ежедневные пункты.
- Долгосрочные цели могут включать поступление в университет, стремление получить стипендию или место для стажировки. В этом случае разделите все задачи на еженедельные и ежемесячные пункты, чтобы сделать их более выполнимыми.
- Определите точное количество времени, которое у вас есть для достижения конкретных целей. Запишите дату конечного срока и подсчитайте количество оставшихся дней, недель и месяцев. К примеру, когда завершается срок подачи документов в университет или когда пройдут экзамены?
-
2
Перечислите все предметы, которые необходимо изучить. Первый шаг в составлении учебного расписания — перечень всех необходимых предметов. Зафиксируйте свои обязанности на бумаге, чтобы лучше понимать масштаб предстоящей задачи. Если нужно подготовиться к определенным экзаменам, то укажите такие предметы.[2]
-
3
Определите объем работы по каждому предмету или экзамену. Теперь, когда вы составили список всех учебных предметов, пришло время определить объем работы по каждому из них. Временные ограничения и другие аспекты каждого конкретного предмета могут изменяться от недели к неделе, но может оказаться, что в целом на предмет необходимо уделить определенное количество временных и других ресурсов.
- При наличии учебника или пособия с разделами для повторения список задач можно сузить.
- Зарезервируйте время для чтения.
- Зарезервируйте время для повторного просмотра конспектов.
- Зарезервируйте время, чтобы создать пособия для подготовки к экзамену (при необходимости таких пособий).[3]
-
4
Расставьте приоритеты. Определите первоочередные задачи на основе такого списка предметов и объема работ. Расположите каждый предмет по степени важности, чтобы точно указать, каким предметам нужно уделить больше всего времени и какие предметы должны получить наилучшие временные интервалы.
- Присвойте каждому предмету номер, начиная с первого. Если больше всего времени требуется уделить математике, то присвойте предмету первый номер. Если история имеет наиболее низкий приоритет (а всего предметов пять), то присвойте предмету пятый номер.
- Учитывайте сложность предмета или предстоящего экзамена.
- Учитывайте количество материала, который необходимо прочитать.
- Учитывайте количество материала, который нужно повторить.[4]
-
5
Разделите доступное в течение недели время на учебные блоки. Прежде всего нужно разделить доступное время на учебные блоки. После этого можно присвоить каждому предмету конкретные блоки времени.
- Суть в том, чтобы учиться каждый день в одно и то же время. Это поможет вам лучше запомнить свое расписание. Заведенный порядок быстро превратится в полезную привычку.
- Найдите временные отрезки или дни недели, которые можно посвятить обучению. Например, вы освобождаетесь в 16:00 по вторникам и четвергам. Постарайтесь назначить подготовку на данное время, поскольку установившийся порядок поможет вам быстро настраиваться на нужный лад.
- Планируйте работать периодами продолжительностью 30–45 минут. Короткие отрезки времени всегда проще встроить в свое расписание и распорядок дня.
- Заполните учебными блоками все доступное время.
- Если до экзамена осталось определенное количество времени, вместо еженедельного графика создайте календарь обратного отсчета.[5]
-
6
Выделите время на другие занятия. При разделении доступного времени также важно помнить о семье, друзьях и других делах. У вас не получится достичь успеха без здорового баланса между личной жизнью и учебой.
- Находите время для событий, которые нельзя перенести: юбилей бабушки, семейная встреча или прием у врача.
- Выделите время на другие обязанности вроде тренировки по плаванию, семейного ужина или религиозных служб.
- Зарезервируйте достаточное количество времени для отдыха, сна и занятий физкультурой.
- Если до экзамена осталось очень мало времени, то попробуйте отложить или отменить часть регулярных общественных дел.[6]
-
7
Заполните расписание. Все выделенные блоки необходимо заполнить предстоящими задачами. Укажите предметы для каждого занятия и отрезка времени. Это позволит вам оставаться в форме, создать контрольные точки изучения предметов, а также заранее организовать все необходимые учебные материалы.
- Купите ежедневник или планировщик. Также можно использовать обычный блокнот.
- Внесите расписание в смартфон.
- Сначала создайте расписание на одну неделю, чтобы оценить выполнимость и эффективность.
- Перед экзаменами уделяйте больше внимания учебе. Разделите весь материал на оставшееся время и составьте ежедневный график работы.
- Отдавайте приоритет предметам, которые вам плохо даются или которые необходимо освоить лучше всего.[7]
Реклама
-
1
Оцените текущее расписание. Первый шаг при составлении учебного расписания — точно оценить нынешнее расписание и особенности времяпровождения. Это позволит понять, как вы используете время, какие занятия можно исключить из расписания и как повысить эффективность некоторых задач.
- Определите количество часов в неделю, которые вы сейчас уделяете обучению.
- Определите количество часов в неделю, которые вы сейчас уделяете развлечениям.
- Определите количество часов в неделю, которые вы сейчас проводите с семьей и друзьями.
- Подсчитайте, что можно изменить. Люди часто тратят много времени на развлечения, поэтому можно начать с данного аспекта.
- Если вы работаете, то ваше учебное расписание необходимо согласовать с нынешним рабочим графиком.[8]
-
2
Учитывайте собственный стиль обучения. На данном этапе важно узнать не только особенности вашего времяпровождения, но и предпочтительный способ обучения. Это поможет понять, можно ли совмещать определенные виды деятельности и как более эффективно использовать доступное время. Ответьте на несколько вопросов.
- У вас аудиальный тип восприятия? Возможно, вам следует слушать записи лекций и различные материалы за рулем или во время занятий в тренажерном зале.
- У вас визуальный тип восприятия? Вам удобно воспринимать информацию на изображениях или видеозаписях? Смотрите видеоролики, чтобы совмещать учебу и развлечения.[9]
-
3
Оцените свою трудовую этику. Можно составить себе идеальное расписание, но от него не будет толку, если его не соблюдать. Именно по этой причине следует оценить свое отношение к работе. Затем:
- Отразите в расписании особенности вашей работы. Если вы часто теряете концентрацию и вам нужно много перерывов, то в расписание следует внести дополнительное время.
- Если вы любите мешкать, то отводите на задачи больше времени. Так вы получите некоторый запас времени и сможете уложиться в необходимые сроки.
- Если у вас первоклассная трудовая этика, то предоставьте себе возможность закончить работу раньше. Например, внесите в расписание дополнительный «бонусный» блок, который можно будет посвятить выбранному предмету.[10]
Реклама
-
1
Используйте время отдыха с максимальной пользой. Одна из главных проблем состоит в том, что в процессе работы постоянно возникает желание заняться чем-то более легким, расслабляющим и веселым. Так или иначе, нужно сдерживать такие порывы и как можно эффективнее использовать время, отведенное в расписании на развлечения.
- Рассматривайте отдых как вознаграждение за работу.
- Используйте отдых, чтобы набраться сил. Например, попробуйте вздремнуть, сходить на улицу или заняться йогой, чтобы расслабиться и затем вновь вернуться к работе с новыми силами.
- Не забывайте выходить из дома. Старайтесь отвлекаться от привычной учебной обстановки в вашей комнате.[11]
-
2
Запланируйте и соблюдайте короткие перерывы. После каждого учебного занятия должен быть перерыв, но такая ситуация может создать проблемы. Один из самых важных нюансов расписания — строго следовать графику и не тратить на перерыв больше отведенного времени. Затянувшиеся и дополнительные перерывы станут причиной отставаний в учебном графике и сорвут все ваши планы.
- После занятия сделайте перерыв на 5–10 минут, но не дольше.
- Установите будильник или таймер, чтобы по истечении конкретного времени вернуться к работе.
- Грамотно используйте перерыв. Старайтесь расслабиться и восстановиться. Сделайте зарядку, пройдитесь, подкрепитесь или послушайте энергичную музыку.
- Обходите стороной отвлекающие факторы, из-за которых перерыв может затянуться.[12]
-
3
Придерживайтесь графика. Существует одно безоговорочное правило — всегда нужно следовать принятому расписанию. Нет смысла составлять учебное расписание, если вы не собираетесь его придерживаться.
- Заведите привычку регулярно (желательно ежедневно) заглядывать в календарь и ежедневник. Это поможет вам избежать ловушки «чего не вижу, того не помню».
- Когда появится устойчивый распорядок, ваш мозг начнет связывать определенные действия с переходом в режим обучения (например, когда вы садитесь за парту или открываете учебник).[13]
- Установите на телефоне таймер или будильник, который будет оповещать вас о времени начала и завершения каждого учебного блока. Так проще соблюдать расписание.
-
4
Расскажите другим про свой график. Иногда трудно следовать расписанию, так как важные люди могут отвлекать нас от цели. Это происходит ненамеренно, просто близкие люди хотят проводить с вами время. Расскажите им о своем расписании, чтобы избежать подобных ситуаций. Благодаря этому они начнут подстраиваться под ваш график.
- Прикрепите копию своего учебного расписания к холодильнику, чтобы его видела вся семья.
- Отправьте расписание своим друзьям, чтобы они знали, когда вы бываете свободны.
- Если человек что-то планирует на то время, когда у вас занятия, вежливо попросите перенести мероприятие на другое время.[14]
Реклама
Советы
- Будьте откровенны и вносите в расписание такие задачи, которые вам по плечу.
- Всегда прилагайте все усилия и сохраняйте концентрацию на конкретной задаче.
- Старайтесь не откладывать дела на потом. Также можно использовать время отдыха для чтения книг. Это очень полезная привычка, которая позволяет развлечься и расширить словарный запас!
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 25 928 раз.