С каждым может случиться история, когда происходят непредвиденные наказания или незначительные нарушения дисциплины. В таких случаях работодатель требует от сотрудника объяснительные записки.
Правильное написание такой записки позволит сохранить и хорошие взаимоотношения с руководителем, и рабочее место.
Что такое объяснительная записка
Объяснительная записка — официальная бумага, нужная для того, чтобы сотрудник доложил начальнику причины различных ситуаций на рабочем месте. Такими ситуациями могут быть прогулы, опоздания, потери особо важных документов и так далее. Ещё часто объяснительные записки требуются, когда были просрочены сдачи отчетов, не предоставлена требуемая информация и часто есть прогулы. Объяснительная записка нужна для руководства, чтобы понять истинные причины и виновников. Поэтому особенно важно грамотно и правильно составлять ее для избегания или смягчения ответственности.
Отказ писать объяснительную записку приравнивается к тому, что сотрудник признаёт свою вину и карается дисциплинарным взыванием или же увольнением.
Юридическое значение
Трудовой кодекс строго регулирует взаимоотношения работника и работодателя: сразу же наказывать сотрудника нельзя, в первую очередь нужно требовать объяснения в письменном виде, то есть — объяснительную записку. Ст. 193 трудового кодекса Российской Федерации устанавливать срок для ее написания в течение двух рабочих дней.
Когда работник не подготовил записку в течение двух дней, составляется акт. Только после этого работник может быть наказан. В качестве санкций используются замечания, выговоры, увольнения. Можно сделать вывод, что объяснительная записка прямо связана с взысканиями и отказ от ее написания не спасёт от них.
После получения руководителем объяснительной или отказа есть два возможных исхода. В первом случае можно понять причины проступка и забыть данную ситуацию, ведь дисциплинарное наказание не обязанность, а право.
Во втором случае нужно издать приказ о взыскании в связи с проступком в течение месяца. Этот приказ должен быть представлен работнику в течение трёх рабочих дней после выпуска. Если же сотрудник отказывается ознакамливаться с ним, то приказ все равно сохраняет своё действие. Работники могут либо согласиться с приказом, либо обжаловать его в суде. Также он может обратиться с обжалованием в государственную инспекцию труда.
Каждая организация должна иметь отдельную папку, где складируются все объяснительные записки.
Зачем пишут объяснительную записку
Объяснительная записка — возможность объяснить свои действия перед руководством. Записка может помочь даже в самых сложных ситуациях. Здесь представлено несколько примеров.
К примеру, менеджер Иванов прибыл на работу позже всего на пару минут, а работодатель потребовал написать объяснение. Иванов может отказаться от написания объяснительной — за отказ от дачи показаний нет наказаний. Однако по истечении двух рабочих дней он будет наказан выговором или замечанием за наказание. Нельзя будет убедить суд, что наказание произошло без объяснений, ведь у сотрудника была возможность это сделать, а личный отказ не писать — не веская причина.
В большинстве случаев, отказ выражает конфронтацию сотрудника и работодателя. В этом случае у начальника могут возникнуть вопросы по поводу причины инцидента и дальнейших действий работника — будут ли его проступки продолжаться.
В этой ситуации Иванов мог поступить по-другому и написать объяснительную. В качестве причины опоздания можно было указать даже не уважительную причину, например, «проспал». При наличии объяснительной работодатель видит, что сотрудник признаёт свою ошибку и заинтересован в исправлении ситуации, а не заинтересован в дальнейшем конфликте.
Объяснительная записка может выглядеть следующим образом: Уважаемый Виталий Сергеевич, я опоздал на работу, так как не услышал будильник и не смог встать вовремя. Такая записка покажет руководителю, что работник не планирует и в дальнейшем опаздывать на работу. Это побуждает больше уважения, чем игнорирование ситуации.
Объяснительная записка может содержать и уважительную причину, например, когда опоздание произошло по независящим причинам — прорвало трубу отопления и так далее. Можно также прикрепить справку, подтверждающую причину проступка и тогда руководитель не сможет наказать работника, так как нет оснований.
Например, 15.11.2020 года я пришла на работу, опоздав на 60 минут. Причиной опоздания стала лопнувшая в подъезде моего дома труба. Это стало причиной затопления горячей водой, из-за чего многие жильцы, включая меня, не могли выйти из своих квартир. Я опоздала по причине, которая не зависела от меня, поэтому прошу не применять ко мне наказания в виде дисциплинарных взысканий. К объяснительно записке прикладывают справку из УК о том, что была прорвана труба.
Это тот самый случай, когда работодатель будет неправ, если всё же накажет работника. Ему нужно сразу проверить всю изложенную информацию и только потом делать выводы. Если написанное в записке будет оправдано, значит у работодателя нет оснований для административных взысканий.
Бывают ситуации, когда работодатель не принимает объяснительную записку сотрудника и все равно назначает наказание. Однако при наличии объяснительной можно обжаловать приказ в суде или трудовой инспекции.
Когда могут потребовать объяснений от сотрудника
Писать объяснительную или нет — это право выбора сотрудника, а требовать ее — обязанности руководства, от которых нельзя отказаться. Без требований написать объяснительную невозможно выпустить приказ о взыскании или удержании денег в связи с дисциплинарным проступком. Приказ будет незакончен без попытки получить такую объяснительную записку.
Как показывает практика, объяснительная требуется во всех случаях нарушений на работе. Требовать записку могут и с того, кто был виновным, и со свидетелей случившегося, и с начальника виновного.
Примером такой ситуации является случай, когда водитель вернулся в гараж на сломанном автобусе. Объяснительные будут собраны у водителя, пассажиров и начальника. Даже если происшествие произошло по вине других лиц, объяснительные нужны для подтверждения правоты водителя и освобождения его от денежного взыскания.
Объяснительные пишутся до вынесения наказания сотрудника. Объяснительная дает надежду, что человека не накажут. Это происходит, когда работодатель допускает объяснения, указанные в записке и не издаёт приказ о взыскании.
У всех сотрудников есть право отказаться от дачи объяснений, и ни один руководитель не может обязать его давать письменные объяснения. Руководитель не является следователем, а объяснительная записка, это не показания на допросе.
Виды объяснительной
Существует два вида объяснительных записок. Это не закреплено законодательно. Первый тип — оправдательная. В ней необходимо обосновать причины своих поступков.
Второй тип — записка с описанием действий других людей. Она нужна для прояснения ситуации и поиска виновного. Все участники происшествия пишут свой взгляд на произошедшее, их слова анализируют и в качестве итога получают вывод о виновности или невиновности участников.
Уведомление работника о даче объяснения
Существует определённый порядок уведомления работника. В случае его несоблюдения он может оспорить взыскание в суде.
Процедура назначения взыскания обозначена в кодексе, но она имеет много формальностей, которые очень важно соблюдать. В случае их несоблюдения легко можно обжаловать приказ.
Однако происходит редко: начальники часто исходят из дисциплинарного наказания. Это работает, пока кто-то из подверженного наказания не обратится за проверкой.
Они начинают проверять все, в том числе и то, соответствует ли процедура формальным требованиям трудового кодекса. И если работодатель что-то упустил — велик шанс, что гонорар будет отменен, а работник получит право на компенсацию.
Поэтому в интересах каждого сотрудника быть в курсе всех формальностей. Если босс делает что-то вне закона, вероятность оспорить гонорар возрастает.
Согласно закона, работодатель должен придерживаться следующего алгоритма:
- составление правонарушения. В законе зафиксируйте время нарушения и его суть — что именно произошло. А также список всех участников акций;
- требовать от сотрудника написания объяснительной записки. Есть два способа сделать это. Первый — это издание приказа или распоряжения, требующего от сотрудника объяснения обстоятельств. Однако обычно это происходит, если ситуация может привести к судебному разбирательству или крупному конфликту. Второй способ — устно предложить сотруднику написать объяснительную записку. Этот метод проще, но в случае конфликта доказать свою позицию в суде будет сложнее;
- дайте сотруднику не менее двух рабочих дней после этого на написание объяснительной записки. За это время он может ознакомиться с вашими должностными инструкциями, приказами или даже проконсультироваться с юристами. Невозможно одновременно торопить сотрудников. В течение этих двух дней также невозможно издавать приказы или распоряжения о наказании — они могут быть оспорены именно из-за нарушения процедуры;
- если сотрудник подготовил объяснение — руководитель рассматривает его;
- после рассмотрения пояснительной записки выдается распоряжение о взыскании или нет. Это зависит от руководителя организации. Если сотрудник отказался писать объяснение, из акта об отказе. Но даже тогда обязательно нужно подождать два рабочих дня;
- с момента разработки закона о мелком правонарушении до даты издания приказа может пройти не более 30 дней. Этот период не включает отпуск или болезнь виновника. Если прошло более 30 дней, приказ о взыскании также может быть оспорен.
Если хотя бы один пункт этого алгоритма будет пропущен, вероятность не успеха увеличивается.
Не всегда легко привлечь внимание работника к необходимости дать объяснение. Обычно процедура выглядит так: в приказе или поручении о проведении внутреннего аудита прописывается уведомление о подаче объяснения, и сотрудник его подписывает. С этого момента он был знаком и все формальности были соблюдены.
Однако бывают ситуации, когда сотрудник знает, что его накажут или уволят, и всячески избегает этого знания. А потом, когда его все—таки выпускают — он идет в суд и заявляет, что его права нарушены.
Такая тактика не всегда срабатывает. В этом случае работодатель имеет право проинформировать работника любым доступным способом: телеграммой, SMS, сообщением или заказным письмом с уведомлением о доставке.
Рассмотрим один из ярких примеров судебного дела. Работник не явился на рабочее место, из-за чего его уводили с работы. Он решил обратиться в суд. Он считал, что, поскольку работодатель не потребовал от него объяснений, можно требовать возобновления работы и оплаты за вынужденный прогул. А также потребовал компенсацию за моральный ущерб.
В суде выяснилось, что спустя время после прогула человек решил и вовсе не появляться на работе. После чего организация всячески пыталась его оповестить о том, что нужно дать пояснения. Использовалось сразу несколько вариантов для оповещения и связи с ним. Правда, ответа от недобросовестного работника не поступало.
Суд решил, что работодатель все сделал правильно. В трудовом кодексе сказано, что уведомлять сотрудника обязательно, а вот в какой форме это исполнять — не сказано. И если личность на рабочее место не приходит — дозволено совершить оповещение телеграммой или иными доступными методами. А то, что он не захотел ее получать, не проблема работодателя. Свои функции он выполнил. Сокращение рабочей единицы в лице такого сотрудника приняли законным путем, никакой компенсации естественно он не получил.
Правила составления объяснительной
Форма. Общей формы для юридического заполнения пояснительной записки не существует. Вы можете зависеть от ситуации. Но, повторяю, кратко и сухо, ограничиваясь изложением фактов и обстоятельств.
Структура текста
Рекомендуется, чтобы пояснительная записка к тексту имела вот такие пункты:
- конкретное или полное наименование должности руководителя и название организации (например, ОАО «Масленка» руководителю Еременко В.В.);
- конкретный автор пояснительной записки — укажите полное имя, фамилию, отчество и занимаемую в организации должность;
- название документа будет «Объяснительная»;
- в некоторых случаях вы можете указать локальный формат или скомпилированный документ. Иногда это действительно важно — например, если сотрудник имеет медицинскую лицензию и пишет объяснительную записку не по месту работы, а в домашних условиях;
- укажите обстоятельства нарушения и причины, по которым оно произошло, район и точное время. Лучше отметить максимально точные подробности;
- указать последствия нарушения. Это важно: иногда отсутствие последствий смягчает суровость наказания. Например, если важный документ считается безвозвратно утерянным, он также может привести к серьезным потерям. И если этот документ был утерян, а затем быстро найден, то это не имело никаких последствий, а значит и применять дисциплинарные взыскания не имеет смысла;
- описать, к чему привел ваш поступок (какие последствия);
- в самом конце нужно в обязательном порядке указать фамилию и инициалы и подтвердить своей подписью.
В итоге вы получите документ, похожий на этот:
По такой объяснительной шаблонной записке сотрудник не получил наказания.
Формулировка причины
Пояснительные пишут не только за нарушения.
Например, в тексте работник может указать так:
Мною было написано объяснение, руководствуясь инструкциями менеджера производственного отдела на устной основе.
Если санкция, которая будет наложена после такого объяснения, будет оспорена в суде, работодатель может оказаться в неприятной ситуации. Особенно, если он не можете подтвердить, что уведомили сотрудника в письменной форме о необходимости написания объяснения.
В том случае, когда объяснение было написано иначе, то все в порядке. Например, объяснение было подготовлено на основании приказа директора предприятия о проведении официальной проверки.
Обязательные реквизиты
Закон не перечисляет обязательные детали пояснительной записки. Но это не значит, что вы все равно можете писать, что вздумается. Документ составляется в соответствии с общими правилами работы вашей организации. Самый простой способ изучить эти правила в отделе кадров, секретариате или кабинете министров.
Несмотря ни на что, в пояснительной записке должны быть указаны данные, описанные ниже.
Адресат объяснительной – чаще всего, это руководитель организации либо лицо, которое в соответствии со своими служебными обязанностями может решать вопросы по дисциплинарным взысканиям и наказаниям.
Адрес – нужно указать конкретное название организации.
Приложения — все документы, подтверждающие доводы работника, совершившего проступок. Можно использовать, например, подтверждающие о болезни, травме или несчастном случае разные справки, заверенные врачами. В некоторых случаях это докажет то, что опоздание или отсутствие работника не было его виной.
Кроме того, это может быть приказ о возбуждении уголовного дела либо справка от врача травматолога — стал ли сотрудник жертвой преступления. В этом случае работник также может избежать дисциплинарного взыскания.
От работника не требуется прилагать к отправке документы, подтверждающие или оправдывающие его поступок.
Сроки написания
Чтобы написать объяснительную записку, работодатель, как правило, дает два рабочих дня. В эти дни не входят отпуск и больничные.
Чтобы понять, как на практике это происходит, лучше разобрать на одном из примеров. Допустим, сотруднику было предложено написать заявление сегодня, а с завтрашнего дня он находится в отпуске по штатному расписанию. Тут не обязательно бросать все свои дела и бежать писать объяснительную. Можно со спокойной душой уезжать в отпуск, хорошенько отдохнуть все свои законные выходные, а после приезда будет еще один день, в который можно будет написать объяснительную.
У некоторых людей такая ситуация: пребывая в законном отпуске, начальник просит своего сотрудника срочно вернуться, чтобы написать объяснительную записку. Чтобы закон не был нарушен, начальник должен хотя бы на один день вызвать сотрудника из отпуска в приказном порядке.
Это можно осуществить только в том случае, когда сам сотрудник не против. Затем от работника, отдыхающего в отпуске, пишется согласие от руки. После этого он возвращается с отдыха на этот один день и пишет объяснительную. Пропущенный день отпуска начальник обязан выдать в иной день в качестве выходного
А вот если сотрудник находится на больничном, в этом случае руководитель не имеет права вызвать его, так это будет уже незаконно. По законодательству невозможно вызвать человека из отпуска во время больничного, чтобы тот написал объяснительную. Придется выждать, пока не закончится отпуск по болезни этого сотрудника.
Можно ли отказаться писать объяснительную
Конституция РФ позволяет не давать показания против себя. И это касается не только преступлений и административных правонарушений. Тот же принцип применим и к трудовому законодательству.
Если человек считает необходимым оправдать себя, он может использовать для этой цели любые юридические методы и приводить любые пояснительные аргументы.
В том случае, когда работник полагает, что его пояснения могут ему навредить или он вовсе не имеет к этому желания, то он не обязан писать объяснительную записку.
Последствия отказа от составления объяснительной. Работник имеет право отказать писать объяснительную на любом этапе. Но вот не возникнет ли вопрос, что сотрудник что-то скрывает? Руководитель в первую очередь подумает о том, что работник всё же виновен. Ведь объяснений не поступало. В любом случае, право на защиту и объективный процесс предоставляется работнику.
Это можно истолковать так, как если бы сотрудник совершил серьезный проступок специально. И наказание в этом случае может быть более суровым, чем когда преступление было совершено правильно и без злого умысла.
Работники должны понимать, что их работодатели не могут знать, что с ними происходит, пока они не говорят об этом. Объяснительный документ — одна из форм этого исключения. Это официально, не всегда приятно и часто заканчивается назначением дисциплинарных мер. Однако серьезность этих мер зависит от предоставленных причин. И разница здесь от устного замечания до понижения в должности или увольнения.
Когда могут уволить? Уволить сотрудника за отказ написать объяснительную записку невозможно. Такие работники могут быть уволены или наказаны только за сам проступок, иными словами, за неисполнение или некорректное исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. И сотрудник не обязан писать объяснительную записку. Но тем не менее, наказания за тот или иной проступок не избежать.
Акт об отказе
Бывает и такое, что работник принципиально может не писать объяснительную по своим причинам. Такой факт, как правило, фиксируется в акте об отказе.
Этот документ дает возможность руководителю доказать, что работнику было дано право оправдаться, но тот принял решение отказаться от пояснений. Но по закону составляется акт об отказе только по прошествию двух рабочих суток. За это время работник может и поменять свое решение.
Данный документ создаётся сгруппированной комиссией, в состав которой входят трое: представитель администрации и еще два сотрудника. Это должны быть незаинтересованные личности, в противном случае законность такого поступка может быть поставлена под сомнение.
В акте должно быть указаны следующие моменты:
- наименование организации;
- название документа — акт отказа от объяснения;
- дата и место написания данного документа;
- коротко расписать совершенное работником нарушение, о чем отказался написать сам сотрудник;
- причины, по которым поступил отказ: они записываются со слов сотрудника. Если у работника нет желания разъяснять причины, можно написать, что тот не хотел объяснять причину отказа;
- подписи всех членов комиссии включая руководителя, составлявших акт;
- номер регистрации документа.
Сотрудник, который не хочет объясняться, должен ознакомиться с актом, оставив свою подпись.
Сроки хранения объяснительной
Как только руководитель получает объяснительную записку, он проставляет номер регистрации и указывает дату, когда она была принята. Как долго будет храниться данный документ, будет зависеть от содержания внутри. При наличии информации о нарушении внутреннего трудового распорядка, объяснительная записка отправляется на хранение до года.
Когда в объяснительной есть информация об обвинениях в отношении сотрудников, нарушивших трудовую дисциплину, по делам о служебном поведении или разрешении конфликта интересов, то такой документ храниться до пяти лет.
Самое сложное — это когда дело касается гражданских либо муниципальных сотрудников. Всё, что касается фактов выявления коррупции, не соблюдения служебных обязанностей, не разрешения конфликтов интересов или официальной проверки государственных служащих — хранится в организации на постоянной основе.
Не соблюдение всех этих сроков может сослужить руководителю плохую службу, когда нужно будет доказывать правоту своих действий и законность примененных дисциплинарных взысканий.
Большая часть руководителей различных фирм и организаций полагают, что если хранить все объяснительные записки в одной куче, то это дает им право уволить того или иного сотрудника по желанию, предъявив скопом все дисциплинарные взыскания.
Однако так это не работает. Руководитель должен в течение одного месяца назначить дисциплинарные взыскания. Позднее этого срока он не сможет ни уволить своего работника за нарушение, ни оформить штрафные взыскания.
Образцы объяснительных записок
В составлении объяснительных записок очень важно быть внимательным и не допускать ошибок. Не редко бывают случаи, когда правильные объяснения позволяют избежать наказания или же наоборот — неграмотные пояснения могут усугубить ситуацию. Даже малейшие ошибки в пояснениях могут повлечь за собой ситуации, когда всплывают несколько систематических нарушений, а значит они караются более строгим наказанием.
Лучше всего следователь таким правилам:
- писать кратко. Длинные рассказы могут ввести в заблуждение. Часто бывает, что длинные истории влекут за собой длинные приказы о дисциплинарных взысканиях;
- писать лучше всего лишь актуальную информацию, касающуюся строго определенного случая, чтобы руководителю не пришлось читать лишнюю предысторию, не относящуюся к делу. Сразу переходите к сути дела, т.е. к моменту совершения проступка;
- постарайтесь максимально разъяснить всю ситуацию своему руководителю. Никто не запрещает вам доказывать свою невиновность;
- объективность тоже должна быть учтена. Не стоит снимать с себя вину, если, например, вы не были на работе из-за того, что переборщили со спиртным. Если для защиты нет объективных аргументов, легче признать вину;
- во время написания объяснительной записки не стоит уделять внимание красоте, лучше сделать упор на простоте. Чем сложнее предложения, тем хуже будет текст для восприятия;
- хорошее пояснение — краткое пояснение. Все просто, понятно и без бессмысленных слов;
- грамматические и стилистические ошибки, кляксы, перечеркивания, неразборчивое написание и даже испачканная бумага навряд ли помогут руководителю принять нужное вам решение.
В пример можно привести несколько видов объяснительных, чтобы видеть разницу.
Объяснительная насчет происшествия. Как бы не хотелось признавать, но по статистике, слишком много случаев нарушения трудовой дисциплины из-за спиртного, в частности распитие на рабочих местах.
Живой пример: сотрудники решили выпить на рабочих местах. Их заприметил руководитель, после чего сказал им написать объяснительные записки. В итоге получаются следующие объяснительные от них:
Сотрудники действительно приложили много усилий, чтобы подробно расписать причину распивания на рабочих местах алкогольных напитков. Но неправильно изложенные причины и огромное нагромождение лишней информации привели к тому, что сотрудники доказали, что должны понести наказание.
Если рассматривать именно этот пример, то можно было опустить некоторые подробности, компрометирующие сотрудников. Лучше всего указать на то, что сотрудники признают свою вину и обещают больше так не делать.
Например:
Факт появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии признаю. Обещаю, что больше такого не повторится.
Такая записка будет более убедительна для руководителя, что ситуация больше не повторится.
Часто дисциплинарные взыскания встречаются из-за опозданий и прогулов. Зачастую такие нарушения несут оправданный характер. К примеру, сотрудник мог заболеть, почувствовать недомогание, из-за которого не смог прийти, попасть в больницу, столкнуться с дорожно-транспортным происшествием и многие другие причины.
Если сотрудник может доказать, что отсутствовал или опоздал по уважительной причине, то руководитель не имеет законного права применить дисциплинарные взыскания.
Объяснительная такого рода, как на фото выше, доказывает лишь об умышленном проступке, где сотрудник осознанно пошел платить кредит, оставив рабочее место. Для уточнения, банки хоть и работают до 5 часов, но банкоматы и на крайний случай мобильные приложения всё же функционируют круглосуточно. Исходя из объяснительной записки, сотрудник поставил свои личные вопросы выше работы. Руководителю это явно не понравится.
Это тоже тот самый случай, когда подробности будут излишними и даже ухудшающими ситуацию. Если всё же можно обозначить иные причины отсутствия, то лучше вписать именно их.
За несоответствие должностной инструкции, если произошла ошибка, согласно жалобе клиента. Данный случай, конечно, будет сложнее, чем предыдущие.
В такой ситуации есть следующий вариант написания объяснительной записки:
- укажите характер ошибки;
- объясните причины. Объективными они бывают в редких случаях, но всё же, стоит об этом написать;
- опишите, что случилось из-за допустимой оплошности. Если ее там не будет, есть шанс на смягчение наказания;
- при наличии у вас варианта исправить ситуацию, обязательно стоит об этом сообщить на данном этапе;
- в обязательном порядке укажите, что подобного больше не будет.
Пример подобной объяснительной записки: Мною была допущена ошибка в расчетах из-за сломанного рабочего компьютера. Пришлось проводить расчеты вручную и это повлекло определенные ошибки с моей стороны. Виноват в просчетах, поэтому готов принять дисциплинарное наказание. Обещаю, что подобного больше не повторится. При возникновении подобных проблем с компьютером, буду обращаться сразу к мастеру.
О невыполнении плана, о невыполнении поручения, о нарушениях после проверки
Один из ярких случаев, один из сотрудников поручил дело другому сотруднику. Как только начало подходить дело к проверке, выясняется, что порученное задание не выполнено. Такое случается, конечно, но это придется как-то объяснять руководителю. Здесь может быть несколько вариантов.
При наличии объективной причины, не забываем расписать именно её. К примеру: Из-за отсутствия финансирования, запланированную закупку продукции пришлось отложить. Вынужден просить о переносе данного мероприятия на другое время.
Такая подача объяснения будет верной, так как есть причина и предложенное решение образовавшейся проблемы.
Плохо, когда не получается объяснить причину или объяснений и вовсе нет, тогда придется терпеть наказания.
При производственной травме
В случае с производственными травмами всё гораздо проще, так как здесь достаточно будет без ошибок расписать всю ситуацию.
Если сотрудник просто болен, размер временных пособий по нетрудоспособности зависит от стажа работы. Когда страховая история составляет 8 лет и более, выплачивается 100% от средней заработной платы. При страховании 5-8 лет — 80% от средней зарплаты. При страховом оформлении менее 5 лет — только 60% от средней зарплаты.
Но размер выплаты может быть уменьшен, если болезнь или травма стали результатом употребления алкоголя, наркотиков, токсического отравления или действий, связанных с подобным.
В случае травмы, связанной с работой, это еще сложнее. В случае несчастного случая на производстве, стаж уже не будет играть роль, начисляется 100% среднего заработка.
Чтобы безошибочно рассчитать, работники кадрового отдела часто просят сотрудников объяснить не только травмы на работе, но и травмы дома. Логика проста: если что-то произошло, сотрудника просят объяснить, где и как это произошло. На основе пояснений будут сделаны межвременные расчеты.
Например, сотрудник получил больничный лист — у него перелом. Поэтому сотрудника просят написать объяснение, чтобы разложить все по полочкам.
У работника есть следующие варианты:
- не писать объяснительную, где была получена травма и её подробности. В таком случае, если была оформлена страховка, руководитель может не выплатить всё до копейки, а заплатит лишь по стажу;
- написать объяснительную и указать там, что получил травму в домашних условиях (это не производственная травма, поэтому нет нарушений);
- получение травмы на рабочем месте (в этом случае нужно будет проводить расследование).
Получить травму на работе можно по любым причинам. Например, если сотрудник в это время был пьян, то и объяснительная должна быть соответствующая. В процессе выяснения всех причин в любом случае будут выявлены нарушители. В таком случае можно даже не рассчитывать на страховые выплаты.
Выше были разобраны многие случаи, когда нужно правильно писать объяснительные записки. Ведь, к примеру, получить рабочую травму можно и от оборудования, здесь понятно. А вот когда объяснительная становится похожа на сочинение, которая ещё и «топит» вас, это уже другое. В идеале избегать острых подробностей, которые могут повлиять на размер дисциплинарного взыскания.
Как писать объяснительную
- Объяснительная записка пишется по собственному желанию, но отказ от ее написания не освобождает от ответственности.
- Отказ от написания не наказывается. Объяснение в большинстве случаев помогает смягчить или вовсе избежать дисциплинарного взыскания.
- Руководитель должен в письменной форме осведомить сотрудника, что у него есть право писать объяснительную. При отсутствии сотрудника на рабочем месте, могут использовать любые доступные способы оповещения.
- Не следует придумывать причины проступка, лучше признать вину и указать, что дальнейшие действия будут направлены на не повторение данной ситуации.
- Писать следует кратко. Лишняя информация может лишь ухудшить ситуацию.
Актуально на: 18 апреля 2018 г.
0
Трудовое законодательство предусматривает, чтобы работодатель в отдельных случаях потребовал с работника письменное объяснение.
К примеру, такое объяснение с работника работодатель должен затребовать до применения к работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора или увольнения (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).
Письменное объяснение должно быть получено с работника и для установления причины возникновения ущерба, причиненного таким работником (ч. 2 ст. 247 ТК РФ).
А как составить требование о предоставлении письменного объяснения работника?
Образец требования о предоставлении письменного объяснения
Единой, обязательной к применению формы, по которой должно быть составлено требование к работнику представить пояснения, нет. Поэтому работодатель составляет такое требование в произвольном виде. В требовании необходимо указать, в связи с чем с работника запрашиваются письменные объяснения, а также срок, который дается работнику на то, чтобы такие объяснения предоставить. К примеру, до применения дисциплинарного взыскания объяснение работником должно быть дано в течение двух рабочих дней, следующих за днем получения требования (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).
Учитывая, что требовать объяснения с работника работодатель в некоторых случаях обязан, несоблюдение этого порядка может быть расценено как нарушение трудового законодательства. Именно поэтому работодатель должен подтвердить тот факт, что объяснения с работника были затребованы. Это можно сделать путем ознакомления работника с таким требованием, где работник ставит свою подпись. Либо, если работник отказывается расписываться в ознакомление с требованием, такое требование можно направить работнику по месту его проживания, подтвердив факт отправки описью вложения и уведомлением о вручении. Еще один вариант ознакомления работника с требованием, когда он не хочет его забирать, – это зачитывание вслух требования о представлении объяснения. При этом делать это нужно в присутствии свидетелей (комиссии), о чем составляется соответствующий акт.
Приведем для требования о предоставлении объяснений образец его заполнения.
Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу
Скачать
Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу
Скачать
Если по истечении предусмотренного для дачи объяснений срока такие объяснения работник так и не предоставил, составляется акт об отказе работника от дачи объяснений. Непредоставление работником объяснений не является препятствием ни для применения дисциплинарного взыскания, ни для взыскания ущерба с виновного работника (ч. 2 ст. 193, ст. 247 ТК РФ).
Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.
Что такое служебная записка
Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.
Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.
Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.
Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам
Виды служебных записок
Можно выделить следующие разновидности служебных записок.
Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.
Заказать электронную подпись для работы с личным кабинетом на mos.ru
Получить через час
Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.
Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.
Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.
Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.
На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной
Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».
Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».
Правила составления служебных записок
Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.
Составить локальные акты по готовым шаблонам и подготовить всю кадровую отчетность
Важно
При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).
Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.
Как написать служебную записку
Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).
Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).
Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.
Важно
При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.
Обменивайтесь подлинниками документов с сотрудниками через интернет
Входящие бесплатно
Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).
И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
Внимание!
При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.
Образец служебной записки
Бесплатно рассчитать зарплату и отпускные в веб‑сервисе
Бланки для скачивания
Срок хранения служебной записки
Время хранения «служебок» различается в зависимости от типа документа. Все сроки перечислены в Перечне, утвержденном приказом Росархива от 20.12.19 № 236. Для удобства использования мы свели их в таблицу.
Вид записки |
Срок хранения |
Номер статьи Перечня |
Докладные записки по разработке проектов правил, инструкций, регламентов, стандартов, порядков, положений, классификаторов, рекомендаций, кодексов |
До минования надобности |
9 |
Докладные, служебные записки по выполнению поручений руководства организации |
5 лет |
17 |
Докладные записки к протоколам, постановлениям, решениям, стенограммам совещательных (коллегиальных), исполнительных органов организации, контрольных, ревизионных органов организации, совещаний у руководителя организации, собраний трудовых коллективов организации, общих собраний владельцев ценных бумаг, участников, пайщиков |
Постоянно |
18 |
Докладные записки к протоколам, постановлениям, решениям, стенограммам собраний структурных подразделений организации |
5 лет |
|
Докладные, служебные записки к проектам приказов, распоряжений |
1 год |
20 |
Докладные записки по разработке проектов уставов, положений |
До минования надобности |
35 |
Докладные, служебные записки структурных подразделений по основной (профильной) деятельности |
5 лет |
47 |
Докладные, служебные записки по подготовке и проведению заседаний коллегиальных органов организации, общих собраний. съездов, конгрессов, пленумов, конференций, «круглых столов», совещаний, торжественных приемов, встреч |
3 года |
48 |
Докладные записки о состоянии работы по рассмотрению обращений граждан |
5 лет |
153 |
Докладные, служебные записки об организации и результатах контроля исполнения документов |
1 год после снятия с контроля |
159 |
Докладные и служебные записки по использованию, обслуживанию и совершенствованию информационных систем и программного обеспечения |
5 лет |
186 |
Докладные записки о соблюдении финансовой дисциплины |
5 лет |
255 |
Докладные записки о формировании фондов организации и их расходовании |
5 лет |
256 |
Докладные записки о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности |
5 лет |
282 |
Докладные записки по первичным статистическим данным |
3 года |
336 |
Докладные, служебные записки о нарушении правил внутреннего трудового распорядка, служебного распорядка |
1 год |
382 |
Докладные, служебные записки о соблюдении дисциплины труда |
3 года |
383 |
Докладные записки о разрешении трудовых споров, в том числе коллективных, с участием посредника |
1 год после принятия решения |
390 |
Докладные записки о переводе работников на сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю |
5 лет |
392 |
Докладные записки о разработке норм выработки и расценок |
1 год после утверждения разработанных норм |
398 |
Докладные записки об обеспечении рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием |
3 года, а при отсутствии других документов о вредных и опасных условиях труда —50/75 лет (в зависимости от даты создания записки) |
427 |
Докладные записки к приказам, распоряжениям по личному составу о приеме, переводе, перемещении, ротации, совмещении, совместительстве, увольнении, оплате труда, аттестации, повышении квалификации, изменении анкетно-биографических данных, отпусках по уходу за ребенком, отпусках без сохранения заработной платы |
50 лет (для документов, созданных после 1 января 2003 года) или 75 лет (для документов, созданных раннее) |
434 |
Докладные записки к приказам, распоряжениям по личному составу о ежегодно оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, дежурствах, не связанных с основной (профильной) деятельностью; о служебных проверках; о направлении работников в командировку |
5 лет |
|
Докладные записки о дисциплинарных взысканиях |
3 года |
|
Докладные записки, связанные с применением дисциплинарных взысканий |
3 года |
454 |
Докладные, служебные, объяснительные записки комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, урегулированию конфликта интересов |
5 лет |
469 |
Докладные записки о повышении квалификации, профессиональной переподготовке работников, о проведении независимой оценки квалификации |
5 лет |
491 |
Докладные и служебные записки о состоянии и проведении ремонтных, наладочных работ технических средств |
5 лет |
520 |
Докладные, служебные записки по вопросам охраны объектов культурного наследия, природоохранных зон |
5 лет |
535 |
Докладные записки о развитии средств связи и их эксплуатации |
5 лет |
564 |
Докладные, служебные записки о расследовании чрезвычайных происшествий при охране зданий, перевозке ценностей |
5 лет |
587 |
Докладные, служебные записки о выдаче, утрате удостоверений, пропусков, идентификационных карт |
1 год |
588 |
Докладные, служебные записки об обеспечении противопожарного, внутриобъектового, пропускного режимов организации |
5 лет |
611 |
Бесплатно заполнить и сдать СЗВ‑ТД через интернет
Непосредственное место хранения «служебок» внутри организации законодательно не регламентировано. Поэтому они могут находиться в различных подразделениях организации в зависимости от вида и содержания документа, а также от принятого в компании порядка документооборота.
Как подавать служебную записку в электронном виде
Сразу скажем, что возможность использования электронных «служебок» лучше прописать в локальном нормативном акте организации. А при их составлении можно применять те же правила ГОСТ Р 7.0.97-2016, которые учитываются при написании записок от руки. Единственное отличие будет касаться подписания документа.
Служебная записка не относится к тем документам, для которых законодательством установлен конкретный вид электронной подписи. А значит, можно использовать любую предусмотренную законом ЭП (письмо Минфина от 26.02.21 № 03-03-06/1/13409; см. «Минфин: первичные документы можно заверить любым видом электронной подписи»).
Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час
В частности, ключом электронной подписи может быть сочетание идентификатора и пароля (письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.06.14 № 13-0033/14).
Таким образом, при направлении служебной записки в электронном виде сетевое имя пользователя (системный логин и пароль) может выполнять функции простой электронной подписи. Использование такого документа для официальных целей (для предоставления по требованию проверяющих или в суд) допустимо в том случае, если при его сохранении можно увидеть, когда и кем он был подписан, а также не вносились ли в него корректировки после подписания. При этом правила определения лица, подписавшего документ простой электронной подписью, следует закрепить в локальном нормативном акте.
Если же данные о подписании служебной записки и ее неизменности можно увидеть только в программном обеспечении, то такой документ нельзя рассматривать как аналог составленному на бумаге. Использовать его в официальном документообороте не получится. Подобные «служебки» могут применяться только для внутренних нужд компании.
Объяснительная записка – документ, обосновывающий причины допущенного тем или иным сотрудником нарушения. Пишется она обычно либо в добровольном порядке, либо по запросу руководителя в тех случаях, когда сотрудник предприятия в чем-то провинился (опоздал или вообще не пришел на работу, явился в нетрезвом виде, не выполнил данное ему поручение и т.п.).
Примеры объяснительных записок:
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк объяснительной записки .docСкачать образец заполнения объяснительной записки .doc
Зачем нужна объяснительная записка
Как правило, нарушения, которые требуют пояснения со стороны работника, довольно серьезны и могут привести к дисциплинарному взысканию, вплоть до увольнения. Чтобы этого избежать и честно разобраться в ситуации, грамотный руководитель просит дать письменные объяснения.
Объяснительная записка может обезопасить сотрудника в спорных ситуациях при разногласиях с работодателем, а также может обрести статус доказательного документа в случае обращения какой-либо из сторон в судебную инстанцию.
Кому адресовывать объяснительную
Чаще всего объяснительную записку пишут на имя директора предприятия. Но если компания очень крупная, то ее следует писать непосредственному руководству (начальнику цеха, бригадиру, руководителю отдела и т.д.). Обычно должность человека, на чье именно имя нужно писать записку, регулируется «Правилами внутреннего распорядка», которые должны быть в каждой организации.
Когда писать объяснительную
Для написания объяснительной записки установлены определенные сроки: не более двух рабочих дней с момента инцидента. Именно поэтому работодатель, составляя письменное требование о предоставлении объяснений, должен поставить дату – отчет будет вестись именно с нее. Если в установленное время объяснительная записка не будет написана, работодатель вправе применить к подчиненному любые меры взыскания, адекватные проступку и в рамках закона.
Следует помнить о том, что за одно нарушение может быть применено только одно дисциплинарное наказание и не позднее, чем через месяц после установления факта допущенного нарушения (факт устанавливается также письменно, путем составления и регистрации специального акта).
Правила составления объяснительной записки
Объяснительная записка пишется в свободном виде. В ней обязательно должны быть указаны следующие данные:
- сведения о предприятии,
- информация о руководителе и провинившемся сотруднике,
- дата проступка,
- пояснения.
Чем убедительнее будет основная часть, тем лучше для работника, в качестве аргументов лучше всего приводить доводы, имеющие какие-либо письменное подтверждение (например при опоздании на работу – справку из мед. учреждения, или чек из автосервиса с датой и временем произведенного ремонта и т.п.). Также положительную роль играет раскаяние в содеянном нарушении (если в нем имеется прямая вина сотрудника) и обещание впредь исправиться и не допускать подобных ошибок.
В случае, если сотрудник не видит за собой никакой вины, это тоже нужно отразить в объяснительной с приведением всех необходимых доказательств ее отсутствия.
Писать объяснительную можно как от руки, так и печатать на компьютере. Первый вариант предпочтительнее и именно так требуют оформлять документ опытные специалисты кадровых отделов и юристы. В любом случае, объяснительная должна быть заверена «живой» подписью сотрудника с обязательной «живой» же расшифровкой.
Объяснительную записку нужно писать в двух экземплярах, один из которых необходимо передать работодателю, а второй оставить у себя, но только после того, как работодатель поставит на обеих копиях отметку о том, что объяснительные были получены.
Инструкция по написанию объяснительной записки
Объяснительная записка с точки зрения норм и правил делопроизводства имеет вполне стандартную структуру и не должна вызвать больших затруднений при написании
В «шапке» документа правом верхнем углу необходимо вписать сведения об адресате.
- Сначала здесь указывается должность сотрудника, на чье имя она составляется (директор, генеральный директор, начальник отдела, руководитель группы и т.д.).
- Затем пишется полное название организации, с указанием ее организационно правового статуса (ИП, ООО, ЗОА, ОАО), а также фамилия, имя, отчество адресата.
- После этого точно также оформляются данные о работнике (должность, название компании, фамилия, имя, отчество).
- Далее указывается населенный пункт, где зарегистрировано предприятия, а также дата написания заявления.
Потом по центру строки нужно написать наименование документа с коротким обозначением его сути (в данном случае «об опоздании на работу»).
Вторая часть является основной. Здесь нужно обязательно привести только факты и причины проступка, при этом следует постараться дать корректное пояснение с четкими формулировками и приведением аргументов. Если есть письменное доказательство невиновности сотрудника, это следует также указать. Много и очень подробно писать не надо – никто не будет читать несколько страниц текста, более того, такое пояснение может вызвать отрицательную реакцию со стороны работодателя.
Заявление необходимо подписать с обязательной расшифровкой подписи и передать его либо секретарю, либо лично в руки непосредственному руководителю.
Объяснительная записка по причине опоздания на работу
Скачать пример объяснительной записки об опоздании на работу .doc
В процессе трудовых отношений нередко возникают конфликты или нештатные ситуации.
Для их урегулирования и принятия объективного решения каждая сторона должна изложить свою позицию и описать последовательность своих действий в определенный период. Эту информацию излагают в виде письменного документа — объяснительной записки.
Что такое объяснительная записка?
Она не входит в систему бланков внутреннего и кадрового делооборота предприятия, так как необходимость в ее составлении возникает только при отклонении от штатных условий труда — опозданиях на работу, прогулах, причинении имущественного ущерба и т.д.
Составление объяснительной является правом, а не обязанностью сотрудника, однако отказ от дачи объяснений может привести к крайне неблагоприятным последствиям, вплоть до увольнения.
Выделим основные правила, которые учитываются при составлении указанного документа:
- при проведении любого служебного расследования руководство предприятия обязано затребовать у сотрудника объяснительную в письменной форме. Об отказе дать пояснения составляется соответствующий акт;
- бумага пишется на имя руководителя предприятия или непосредственного начальника, уполномоченного на урегулирование спора с работником;
- объяснительная по нарушению дисциплины труда и правил внутреннего распорядка должна быть учтена при принятии решения о назначении наказания (отказ проверить доводы, указанные в документе, влечет отмену дисциплинарного взыскания).
Обратите внимание!
Объяснительная на работу пишется в произвольной форме самим сотрудником. Закон не содержит типовой формы указанного документа, однако работник должен придерживаться общих правил оформления.
Эта бумага подлежит регистрации с присвоением входящего номера, а при составлении в рамках служебного расследования — прикладывается к материалам проверки.
Как правильно написать объяснительную записку?
Этот документ составляется по требованию работодателя или по собственной инициативе сотрудника. При назначении служебного расследования на написание дается не более двух дней, в иных случаях срок определяется на усмотрение сторон. Целесообразно составить объяснительную директору или иному представителю предприятия в максимально сжатые сроки, чтобы не допустить негативного развития ситуации.
Вот какие правила нужно учитывать:
- если бумага пишется по факту опоздания на работу, необходимо доказать уважительность причин позднего появления на рабочем месте;
- объяснительная по болезни должна содержать информацию о заболевании, обращении к врачу или вызове его на дом (впоследствии нужно подтвердить данные больничным листком);
- документ о невыполнении порученных обязанностей или срыве производственных задач должен содержать объективные причины, по которым допущено нарушение (например, неисполнение соответствующих обязанностей другими отделами).
Обратите внимание!
Недопустимо писать бумагу под диктовку начальства или иного должностного лица. Как правило, в таких случаях могут искусственно создаваться доказательства, которые будут использованы для дисциплинарного взыскания (в том числе, увольнения по виновным основаниям).
Даже если вы признаете вину в совершении дисциплинарного проступка, обязательно укажите:
- на мотивы своих действий, поскольку допущенное нарушение может быть вызвано устранением более серьезных последствий для работодателя;
- на первый факт допущенного нарушения, так как руководитель обязан учесть все обстоятельства проступка;
- на отсутствие серьезных последствий для производственно процесса;
- на возможность возместить причиненный ущерб в добровольном порядке.
Если составляется акт по факту дисциплинарного проступка, объяснительная должна быть включена в материалы служебного расследования.
При обжаловании действий работодателя в суде будут заново оцениваться все обстоятельства нарушения.
В содержании рассматриваемого нами документа должны быть следующие пункты:
- наименование должностного лица, на имя которого составляется бумага;
- сведения о сотруднике, с указание должности и структурного подразделения;
- обстоятельства и факты (например, выявленный факт отсутствия на рабочем месте);
- объяснения сотрудника в произвольной форме;
- дата составления документа и личная подпись сотрудника.
Составив объяснительную, нужно зафиксировать факт ее получения работодателем. Для этого ставится отметка входящего номера или подпись непосредственного начальника. Целесообразно сохранить второй экземпляр документа, чтобы использовать его при дальнейшем урегулировании спора.
Виды объяснительных
Данные документы могут оформляться не только по месту постоянной работы, но и в иных обстоятельствах. Выделим наиболее распространенные виды объяснительных, с которыми вы можете столкнуться:
- составленная по факту выявленного нарушения;
- разъясняющая причины поведения на рабочем месте при отсутствии факта дисциплинарного проступка;
- составленная в отношении действий подчиненных или зависимых лиц (например, родители могут писать объяснительную записку за поведение своего ребенка в школе).
Правила оформления в разных ситуациях будут схожими — нужно максимально подробно указать все факты в хронологическом порядке, обосновать мотивы и причины своих действий, подтвердить уважительность причин нарушения трудовой дисциплины и т.д.
Резюме
Если работодатель предлагает вам написать объяснительную, не нужно отказываться от своих прав — чем подробнее и убедительнее вы изложите свою позицию, тем больше шансов избежать серьезного наказания даже при допущенном нарушении.
Составляя документ, укажите все обстоятельства и факты — время и место действий, поведение иных лиц, наличие или отсутствие свидетелей и т.д. Рассмотрение этой бумаги является обязанностью работодателя, даже если картина проступка кажется очевидной.