Как подготовить отличную речь
Пошаговый план, который поможет создать качественную презентацию
Пишу статьи о тонкостях публичных выступлений и презентаций
Чем лучше речь структурирована, тем легче её воспринимать. А это означает, что аудитории будет несложно запомнить информацию, которой вы делитесь во время выступления.
Как же создать такую речь? Ниже — небольшой алгоритм.
Шаг первый. Формулируем тему
Определитесь с целью выступления. Например, это может быть питч-презентация продукта, сбор инвестиций или мотивация персонала. Затем сформулируйте заголовок. В названии может содержаться решение проблемы. Например: «5 способов поклеить обои» или «Как изменить мир в 3 шага». Любую тему проще воспринимать, если она разбита на подзаголовки с небольшими пунктами, и содержит краткие алгоритмы.
При этом часто известные спикеры стараются не ограничиваться бытовыми темами — они не боятся крупного масштаба. Так, среди речей основателя Microsoft Билла Гейтса есть «От инноваций к нулю» (Innovating to zero) и «Москиты, малярия и образование» (Mosquitos, malaria and education).
В то же время, создатель Tesla и SpaceX Илон Маск (Elon Musk) любит говорить о будущем, жизни на Марсе, возобновляемых источниках энергии и новом мире. Неудивительно, что и темы его выступлений довольно глобальные. Среди них — «Становясь мульти-планетными видами» (Becoming a multi planet species).
Шаг второй. Анализируем аудиторию
Итак, есть тема. Теперь нужно проанализировать, кто будет вас слушать. От этого зависит выбор слов, примеров, шуток, акцентов, а также фраз, которые помогают выстраивать доверие между спикером и залом.
Перед тем, как приступать к тексту, ответьте на вопросы:
1) Кто будет меня слушать?
2) Чем занимаются эти люди?
3) Что их объединяет между собой?
4) Что у меня общего с аудиторией?
5) Какие у этих людей основные цели?
Во время выступления всегда можно понять, насколько хорошо был сделан анализ аудитории. Очень показателен пример речи американской телеведущей и продюсера Опры Уинфри перед выпускниками Гарварда в 2013 году. Во-первых, «звезда» говорила с тёплой интонацией, как обычно общаются родственники.
Во-вторых, не последнюю роль сыграл выбор темы. Опра поделилась своей историей успеха. Она рассказала о том, как в 16 лет начала работать на радио, а затем перешла на телевидение, где в течение 25 сезонов создавала шоу с высокими рейтингами.
И, наконец, в-третьих. Теледива старалась быть искренней и вести разговор, словно она находится в дружеской компании.
Создалось ощущение, будто она — один из приглашённых на праздник членов семей.
Она подчеркнула, что из стен Гарварда вышло множество политиков, нобелевских лауреатов, телеведущих — в конкурентном мире диплом такого престижного университета открывает многие двери.
«Но вы должны понимать не просто, чем хотите заниматься, но и кто вы есть», — наставляла выпускников спикер.
В процессе выступления знаменитость построила мост доверия между ней и аудиторией. Она сделала это с помощью объединяющего факта — как и выпускники Гарварда, Опра Уинфри тоже планировала найти своё место в жизни.
«У вас, конечно, будут вопросы и сомнения по поводу будущего. Слушайте свой внутренний голос — это ваш персональный GPS. И тогда вы будете счастливы и успешны», — завершила речь Опра.
Шаг третий. Находим факты
Подкрепляйте свою точку зрения фактами. Это могут быть фотографии, статистика, цифры — всё, что поможет убедить аудиторию в справедливости ваших суждений. Мы помним, как создатель Tesla и SpaceX Илон Маск показал инвесторам фотографию горящего топлива с надписью: «Это реально» (This is real). Тем самым, изобретатель посеял в аудитории мысль о том, что возобновляемые источники энергии гораздо более экологичные, чем традиционные. Затем он представил аккумулятор на солнечной батарее.
Ещё один показательный пример, как спикеры используют факты, — демонстрация возможностей. Часто её проводят на презентациях Google и других техно-гигантов. «Представьте, что вам нужно заказать кроссовки. Вы наводите на них камеру, а потом приложение выдаёт варианты сочетаний этой обуви с вашей одеждой. Или, например, вы не знаете, что заказать в ресторане. Наводите камеру телефона на меню и видите, какие блюда здесь заказывают чаще всего», — рассказывает Апарна Ченнапрагада (Aparna Chennapragada), старший директор по продуктам Google в области компьютерного зрения.
Сначала вы объясняете аудитории, с какой проблемой или задачей поможет справиться продукт, а затем рассказываете, в чём его преимущества перед аналогами. Приводите как можно больше доводов. Например, покупатели смогут сэкономить до 15% энергии, на 40% увеличится пропускная способность дорог или в 8 раз снизится заболеваемость ОРВИ.
Такой способ помогает вовлечь аудиторию в разговор и на практике показать, какие функции есть у той или иной разработки.
Проверенная временем техника публичных выступлений
Шаг четвёртый. Завершаем выступление
Продумайте последнюю фразу. Именно она чаще всего остаётся в памяти. Есть несколько способов, как завершить речь: задать риторический вопрос и оставить публику с размышлениями, предложить несколько вариантов решения проблемы или вдохновить на действия.
Если мы говорим о вдохновляющих выступлениях, то можно остановиться на ёмких мотивирующих фразах. Например, вот так завершил речь основатель одного из крупнейших в мире онлайн-ритейлеров Amazon Джефф Безос (Jeff Bezos):
«Каждый день мы совершаем выбор. В конечном итоге, мы все — следствие наших выборов. И ваш выбор — это самим создать прекрасную историю достижений».
Чаще всего выбор финального предложения зависит от типа речи. Например, презентацию продукта можно завершить демонстрацией его преимуществ, а информационную речь о проблеме — способами решения.
Оставьте заявку для подбора индивидуального решения
Помогаем топ-менеджменту в подготовке важных корпоративных событий
Как же подготовить хорошее выступление?
Прежде всего, подумайте о задаче, которую вы ставите перед собой. Например, сообщить о новом проекте, привлечь инвестиции или вдохновить коллег.
Затем отберите факты, которые помогут проиллюстрировать главную идею. И, конечно, соберите максимально подробную информацию об аудитории. Тогда будет гораздо легче найти «правильную тональность выступления, а также нужные слова и фразы.
Если выполнить все эти пункты, то ваша речь точно достигнет цели. А значит, и новый проект не останется без внимания.
Примеры:
— Получить одобрение руководителя по итогам проекта
— Побудить инвесторов вложить в проект
— Вдохновить людей, заставить их добиться целей
Чеклист
Поймите, какая главная цель выступления
Перед тем, как писать речь, ответьте на эти вопросы:
— Кто будет меня слушать?
— Что объединяет этих людей между собой?
— Что у них общего со мной?
— Какие у аудитории главные цели и проблемы?
Проанализируйте аудиторию
— Статистику
— Цифры
— Прогнозы
Напишите план речи
— Вступление
— Основная часть
— Завершение
Добавьте факты
Это может быть:
— Риторический вопрос
— Способы решения проблемы
— Мотивирующая фраза
Продумайте последнюю фразу
Раз в неделю пишем вам о новостях в мире визуальных коммуникаций и рассказываем об обновлениях в блоге. Никакой рекламы
Студия, где создаются визуальные коммуникации, облегчающие работу сотрудников и повышающие эффективность бизнеса
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Необходимость произнести речь на уроке, собрании или рабочей презентации может взволновать любого. Работа над текстом речи укрепит вашу уверенность в себе. Обдуманность и внимание к деталям позволят создать информативную, убедительную, мотивирующую или развлекательную речь! Уделите работе необходимое количество времени и тренируйтесь произносить речь.
-
1
Хорошо изучите тему. Работа над информативной или убедительной речью требует глубокого изучения вопроса! Такой подход позволит написать достоверный и убедительный текст. Ищите сведения и доводы в надежных источниках — книгах, научных журналах, газетных статьях и на правительственных сайтах.[1]
- Если нужно написать речь для урока, то уточните количество и допустимые типы источников у своего учителя.
-
2
Составьте план с утверждениями и доводами. Структурируйте свои идеи и находки в виде плана, чтобы заранее проверить полноту и последовательность информации. Как правило, речь включает введение, пять основных тезисов с подтверждающими доказательствами (статистика, цитаты, примеры, случаи из жизни) и заключение. Используйте пронумерованный или маркированный список.[2]
- Если нужно написать информативную или убедительную речь, то используйте структуру в виде проблемы и решения. Сначала опишите суть проблемы и во второй части объясните, как ее можно решить.[3]
Совет: Помните, что план всегда можно изменить позже и на этапе работы над черновым вариантом. Задействуйте всю информацию, которая кажется важной. Учитывайте, что позднее текст придется сократить.
- Если нужно написать информативную или убедительную речь, то используйте структуру в виде проблемы и решения. Сначала опишите суть проблемы и во второй части объясните, как ее можно решить.[3]
-
3
Сообщите интересный факт, чтобы сразу привлечь внимание слушателей. Первая фраза вашей речи может оказаться наиболее важной, так как в этот момент присутствующие решают, стоит ли вас слушать. В зависимости от темы и целей речи можно сообщить что-либо забавное, печальное, пугающее или шокирующее, чтобы заинтриговать слушателей.[4]
- Например, если нужно написать мотивационную речь о похудении, то можно сказать: «Пять лет назад я не могла пройти и одного лестничного пролета, чтобы не остановиться для передышки».
- Если вы стремитесь убедить слушателей меньше использовать ископаемое топливо, то скажите: «Автомобили с двигателем внутреннего сгорания способствуют глобальному потеплению, которое грозит уничтожить нашу планету».
-
4
Свяжите тему с более широкой проблемой, чтобы сообщить дополнительные сведения. Возможно, аудитория не поймет важности выбранной темы без ваших объяснений. Если тема покажется совсем несущественной, то слушатели не будут следить за речью. Старайтесь мыслить глобально, чтобы вписать свою тему в общую картину. Почему людям должно быть интересно?[5]
- Например, если вы хотите увеличить финансирование исследований болезни Альцгеймера, то сообщите о распространенности болезни и влиянии на жизнь семей. Можно привести статистику и случай из жизни.
Совет: Продолжительность введения не должна превышать 1 абзац или 1 страницу текста с двойным интервалом, чтобы не тратить много времени на погружение и быстрее перейти к сути.[6]
-
5
Рассматривайте тезисы в логическом порядке. После знакомства с темой и контекстом сразу же переходите к тезисам. Четко высказывайте каждое утверждение и сообщайте вспомогательные сведения, факты, доказательства и статистику, чтобы объяснить каждый тезис. Следует исходить из расчета 1 абзац на один аспект.[7]
- Например, если речь касается испытаний косметических средств на животных, сначала скажите о том, что это жестоко, затем объясните нецелесообразность и обсудите альтернативы.
-
6
Поднимайте новые темы и резюмируйте ранее рассмотренный материл. Еще один способ помочь слушателям разобраться в тезисах — предложить беглый обзор на 1–2 предложения до перехода к новой теме и кратко подытожить материал в 1–2 предложениях после объяснения. Используйте для предварительного знакомства и резюме простые слова, которые помогут доступно изложить ваши идеи.[8]
- Например, если вы хотите рассмотреть синдром отсроченной мышечной боли (также известный как крепатура), то сначала вкратце объясните суть понятия, затем углубитесь в детали и скажите, как оно соотносится с темой, а завершите эту часть речи кратким выводом по основному тезису.
-
7
Используйте переходы для упрощения восприятия. Переходы улучшают плавность речи, а также помогают увидеть связь между тезисами. Переходы не всегда заметны, когда вы читаете и пишете тексты, но их отсутствие сразу бросается в глаза. Убедитесь, что вы использовали в речи разные переходы. Примеры:[9]
- далее;
- затем;
- ранее;
- впоследствии;
- сначала;
- во-вторых;
- в настоящий момент;
- на следующей неделе.
-
8
Завершите речь призывом к действию. По мере приближения к завершению слушатели должны быть увлечены темой и готовы предпринять меры. Мотивируйте людей узнать больше и принять участие в решении описанной проблемы словами о том, как они могут это сделать. Это хорошая возможность поделиться ресурсами и задать направление.[10]
- Например, если вы описали влияние глобального потепления на численность белых медведей, то завершите речь рассказом о тех некоммерческих организациях, которые занимаются защитой окружающей среды и популяции белых медведей.
- Если вы поделились своей мотивирующей историей о похудении, то скажите, с чего следует начинать и какие полезные ресурсы использовать.
Реклама
-
1
Используйте короткие и простые слова и предложения. Громоздкие слова вместо равнозначных простых синонимов могут отпугнуть слушателей. Длинные и сложные предложения могут сбивать с толку и приводить к путанице. В большинстве случаев следует использовать простой язык. Так, единственным исключением будут ситуации, когда мысль или идею просто невозможно выразить иначе.[11]
- Например, вместо фразы: «Способность достичь и сохранять здоровый вес является апофеозом человеческого существования, так как она позволяет демонстрировать чудеса ловкости, которые повышают уверенность в себе и дарят чувство удовлетворения», — лучше сказать: «Благодаря здоровому весу вы станете сильнее, выносливее и почувствуете себя счастливым человеком».
- Помните, что также необходимо видоизменять структуру предложений. Используйте одно-два длинных предложения на страницу текста, чтобы внести разнообразие. Просто не используйте в речи слишком много сложных и длинных предложений.[12]
-
2
Не заменяйте существительные местоимениями для предельной ясности. Конечно, иногда можно использовать местоимение, особенно в попытке избежать многократных повторов. Тем не менее слишком большое количество местоимений помешает слушателям следить за вашими доводами. По возможности отдавайте предпочтение именам собственным (названия мест или вещей, имена) и не злоупотребляйте местоимениями. Примеры распространенных местоимений:[13]
- это;
- он;
- она;
- они;
- мы;
- тот;
- те.
-
3
Повторяйте слова и фразы несколько раз. Повторение — эффективный прием в любой речи. Если многократные повторы разных слов могут отвлекать, то повторение конкретного слова или фразы несколько раз поможет придать вашему доводу четкую форму и увлечь слушателей.[14]
- Например, если вы произносите речь перед группой торговых представителей, которые желают увеличить продажи нового продукта под названием «Синергия», можно повторять простую фразу вроде: «Рассказывайте покупателям о „Синергии”» или произнести слово «Синергия» несколько раз на протяжении речи, чтобы напомнить слушателям о продукте.
- В мотивационной речи о том, как бег помогает преодолеть эмоциональные трудности, повторите несколько раз такую фразу, которая подчеркнет эту идею: «Преодолейте боль посредством бега».
-
4
Используйте ограниченное количество цитат и статистических данных, чтобы не обескуражить слушателей. Может показаться, что изобилие статистики и цитат профессионалов — это хороший способ убедительно доказать свой тезис, но часто эффект оказывается противоположным. Лучше ограничиться 1–2 статистическими примерами или цитатами в рамках тезиса и сообщать только действительно важные примеры.[15]
- Например, если вы рассказываете об особенностях размножения лосей, тогда два примера с демонстрацией сокращения численности популяции лосей за последние 50 лет позволят удивить слушателей. Если использовать слишком подробные статистические выкладки, присутствующие могут запутаться и потерять интерес.
- Выбирайте цитаты, в которых легко понять суть, а также обязательно объясняйте, как цитата подкрепляет ваши слова. В цитате нужно использовать простой язык, а объем не должен превышать двух строк на страницу.
-
5
Поддерживайте уместный тон речи. Тон — это общее настроение вашей речи, которое может варьироваться от серьезного до шутливого или от размеренного до поспешного. Выбор слов и произношение влияет на тон речи.[16]
- Например, если вы описываете свою любовь к еде в мотивирующей речи о том, как вы стали шеф-поваром, то можно использовать шутку и сказать: «Я хотел стать шеф-поваром еще с детства, когда вдруг обнаружил, что печенье не появляется в коробке по взмаху волшебной палочки, а его готовят люди».
-
6
Используйте наглядные средства, если допустимо. Презентация в программе PowerPoint вовсе не является обязательным условием для хорошей речи, но она поможет слушателям следить за вашими словами, особенно при объяснении сложных идей. Также можно использовать слайды, чтобы наглядно продемонстрировать ключевые концепции с помощью изображений, секторных диаграмм и цитат.[17]
- При этом не стоит чрезмерно полагаться на слайды. Вам все равно нужно будет произнести увлекательную речь и заинтересовать слушателей. Слайды должны лишь дополнять сказанное.
-
7
Тренируйтесь произносить речь и вносите поправки. Когда завершите работу над текстом речи, прочитайте его несколько раз и определите слабые места, которые можно улучшить. Если нужно уложиться в определенное время, то включите секундомер во время чтения.[18]
- Во время проверки обязательно читайте речь вслух! Это поможет вам определить плавность звучания фраз и обнаружить неуклюжие предложения, которые можно вырезать, изменить или объяснить более понятным языком.[19]
Совет: Можно попросить друга или родственника послушать, как вы произносите речь, чтобы узнать мнение со стороны.
Реклама
- Во время проверки обязательно читайте речь вслух! Это поможет вам определить плавность звучания фраз и обнаружить неуклюжие предложения, которые можно вырезать, изменить или объяснить более понятным языком.[19]
Об этой статье
Эту страницу просматривали 104 480 раз.
Была ли эта статья полезной?
Russian (Pусский) translation by Yuri Yuriev (you can also view the original English article)
Вам предстоит выступить с речью перед аудиторией? Тогда
вам надо знать, чем публичное выступление отличается от презентаций для Интернета. Вы должны уметь написать хорошую речь, прежде чем выходить с ней к публике.
Главное отличие публичной речи от сообщения в Интернете, — это то, что первое предназначено для живой аудитории в указанное время и место. Позже её текстом можно будет делиться и обсуждать в удобной обстановке.
написанной для Интернета. (Image Source: Envato Elements)
Речь, произнесённая вживую, имеет и другие существенные отличия от онлайн-презентации. Во-первых, сочиняя свою речь, вы должны подумать о том, как установить тёплые отношения с аудиторией. Кроме того, ваш внешний вид, осанка и манеры тоже оставляют впечатление. Далее, вам надо быть готовым отвечать в перерывах на вопросы вашей аудитории.
В этом уроке вы получите семь основных рекомендаций
для написания речи, которая будет хорошо принята публикой. Чтобы вы могли применить мои советы по ситуации, я привяжу каждый шаг к готовому сценарию публичного выступления для малого бизнеса. Мы коснемся некоторых основ написания речи. Вы получите дополнительные ресурсы, которые помогут вам написать хорошую речь.
Скачайте бесплатную книгу презентаций
До перехода к теме познакомьтесь с пособием по написанию речей. Это бесплатная электронная книга: The Complete Guide to Making Great Presentations. Это поможет вам освоить процесс создания презентации
от первоначальной идеи до написания, проектирования и расстановки акцентов.
Пример сценария публичного выступления
Вот возможный сценарий:
Вы только что открыли студию веб-дизайна и присоединились к Торгово-промышленной палате города. В результате вас пригласили сделать короткую пятиминутную презентацию на следующей сессии Торгово-промышленной палаты.
Выступление с публичной речью по описанному выше
сценарию может стать проблемой, если вы никогда раньше не писали речей и не выступали перед публикой. К счастью, есть несколько способов составления речи, которые облегчат вашу задачу.
Давайте воспользуемся этим примером и напишем речь,
шаг за шагом.
7 шагов для написания речи
Способы написания речи для публичных выступлений в общем аналогичны шагам написания презентации. Тем не менее, на каждом этапе процесса вам необходимо учесть присутствие слушателей.
1. Исследование вашей аудитории
Всякий раз, когда вы что-то пишете, вы должны думать, кому адресован ваш текст. С выступлением то же самое. В целом, чем больше вы знакомы со своей целевой аудиторией, тем доходчивее будет ваше обращение.
В приведённом выше примере вашими слушателями будут члены Торговой палаты, которые, вероятно, такие же владельцы малого бизнеса, как и вы.
Как только вы определили свою аудиторию, вы можете адресовать свою речь. Для этого задайте себе такие вопросы:
- Что нужно собравшимся?
- Какой вопрос я могу для них решить?
- Что ещё мне надо учесть в интересах слушателей?
В примере для этого урока большинство малых предприятий в вашем городе будут соответствовать одной из трёх категорий:
- У них есть сайт, который хорошо работает.
- У них есть веб-сайт, но дизайн устарел или не работает.
- У них нет вебсайта
Обратите внимание, что владельцы малого бизнеса,
которые вписываются в последние две категории, потенциально могут быть вашими клиентами. Было бы неплохо до выступления получить список членов Торговой палаты и посмотреть их сайты. Возможно, вы сможете заранее определить некоторые их проблемы.
2. Выберите тему
В этом примере тема уже дана, вас пригласили представить свой бизнес. И вы знаете, что речь будет довольно короткой — всего пять минут. Любое выступление должно быть содержательным и это
особенно важно в короткой речи.
Сочиняя публичную речь по нашему сценарию, я бы сузила тему следующим образом:
-
Список сильных сторон моего бизнеса.
-
Сравнила его применительно к проблемам, которые обнаружились с веб-сайтами других участников.
-
Сосредоточила выступление на тех областях, где мои сильные стороны отвечают потребностям других членов Торговой Палаты.
Предположим, что я заметила веб-сайты, которые используют устаревшие шрифты и эти сайты не открываются в мобильных приложениях. Вместо того, чтобы перечислять свои возможности в области веб-дизайна, я бы сосредоточила свою короткую речь на тех областях, где есть необходимость.
Вы можете использовать этот приём, чтобы сузить тему каждый раз, когда вам нужно написать речь.
Избегайте соблазна попытаться охватить слишком много
информации. Большинство людей настолько поражены ежедневным количеством новых данных, что они не могут с ним справиться. Ваши слушатели с большей вероятностью запомнят речь, которая будет сосредоточена на одном или двух вопросах.
Внимание: не называйте вслух бизнес, в котором вы
обнаружили проблемы. Хотя у вас может возникнуть такой соблазн, это, скорее всего, приведёт к смущению владельца бизнеса и затруднит вам отношения с ним в будущем. Лучше обсудить эти вопросы в частном порядке, если
только владелец бизнеса не дал вам разрешения использовать свои проблемы в качестве примера.
3. Исследование вашей темы
Наш пример не требует много исследований. И вы уже
сузили свою тему. Но в некоторых ситуациях может потребоваться осветить тему, с которой вы мало знакомы. Более подробные советы по изучению темы (и другие советы для публичных выступлений) вы найдёте в пособии:
4. Запишите свою речь
Выполнив предыдущие шаги, вы готовы написать свою
речь. Вот несколько основных советов:
- Начните с наброска. Чтобы создать речь, которую запомнит ваша аудитория, вы должны её организовать. Черновик — один из лучших способов упорядочить ваши мысли.
- Используйте разговорный тон. Напишите свою речь так,
как вы обычно говорите. Добавьте немного юмора, если это необходимо. - Сделайте наброски. Как правило, они не видны слушателям. Но удобны в качестве напоминания самому себе.
- Будьте точны. Приводите примеры или статистику, чтобы поддержать своё заявление, не делайте неопределённых утверждений.
- Используйте короткие предложения. Скорее всего, вы не собираетесь говорить слово в слово. Краткие предложения легче запомнить.
В нашем примере короткой речи для Торговой палаты
ваш план может выглядеть примерно так:
- Введение. Назовите своё имя и название вашей компании. (Показать заголовок слайда главной страницы сайта с URL-адресом)
- Вид бизнеса. Опишите ваши направления в одном-двух
предложениях. (Показать слайд с маркированным списком). - Приведите пример недавнего проекта веб-дизайна.
Подчеркните области, в которых заинтересованы другие предприятия. (Слайды с примерами). - Заключение. Покажите зрителям, что вы с удовольствием окажете им помощь в веб-дизайне. Предложите встретиться всем, кто заинтересован, после выступления. (Показать закрытый слайд с контактной информацией).
- Раздаточные материалы. Распечатайте и распространите вашу речь в качестве раздаточного материала. Для таких презентаций, как в нашем примере, это будет полезным, потому что зрители получат документ с вашими контактами.
Такого формата будет достаточно для короткой речи.
Если из дальнейшей практики вы обнаружите, что это слишком коротко, вы всегда можете добавить слайдов с примерами.
По предложенному формату вы всегда сможете подготовить речь в соответствии с вашими потребностями. Если предстоит более длинное выступление, обязательно планируйте перерывы на вопросы и ответы.
5. Выбор инструмента презентации
Для большинства презентаций используется профессиональный инструмент, такой как PowerPoint, Google Slides или аналогичный пакет. С их помощью можно наглядно иллюстрировать ваше выступление. Многие инструменты позволяют добавлять видео или аудио для большего привлечения внимания аудитории.
Если вы стоите перед выбором своего инструмента для
презентации, эти пособия помогут вам найти правильный вариант:
После выбора инструмента презентации вы готовы выбрать для неё шаблон.
6. Выбор шаблона и завершение работы
Шаблон презентации отвечает за её внешний вид.
Хороший дизайн шаблона обеспечит незабываемую публичную речь с привлекательной графикой вместо скучного, утомительного разговора.
Вы можете создать свой собственный шаблон презентации. Но, если вы не занимались этим раньше, результат может выглядеть менее профессиональным. Разработка хорошего шаблона отнимет много времени. А услуги профессионального дизайнера для создания оригинального шаблона презентации окажутся дорогими.
Большинство владельцев малого бизнеса покупают
профессиональный шаблон презентации, который можно настроить в соответствии со своими брендами и маркетинговыми материалами. Выбрав этот вариант, вы сэкономите время и деньги. Кроме того, профессиональный шаблон презентации гарантирует результат.
В Envato Elements или GraphicRiver вы можете найти
красивые шаблоны презентаций. Для знакомства с примерами просмотрите эти статьи:
Хорошее пособие поможет составить текст любой речи. Если вы никогда не пользовались шаблоном, посмотрите эти пособия PowerPoint:
7. Как подготовить публичное выступление
Теперь, после выполнения всех шагов, вы готовы
выступить с речью. Однако, прежде чем выходить на аудиторию, вы должны вспомнить несколько вещей:
- Не читайте текст. Если можно, лучше его запомнить.
Если нет, можно использовать карточки или даже ваш план, но не читайте их. Просто загляните в них, если вы застряли. - Репетируйте. Это поможет вам не только углубиться в
материал, но и определить, как ваше выступление укладывается во временные рамки. - Используйте наглядные примеры. Конечно, шаблон
презентации иллюстрирует вашу речь, но если другие визуальные средства сочетаются с вашей презентацией, их тоже надо использовать. - Одевайтесь удобно, но профессионально. По обстановке. Если вы не знаете, как будут одеты другие участники, свяжитесь с организатором и спросите.
- Держитесь и говорите естественно. Это нормально
немного нервничать, но старайтесь вести себя как можно натуральней. Даже если вы допустите ошибку, продолжайте выступление. Ваша аудитория, вероятно, даже не заметит. - Говорите увлечённо. Волнение заразно. Если вы в восторге от своей темы, ваша аудитория, вероятно, тоже вдохновится.
Как сказано в примере этого урока (и это применимо для публичных выступлений вообще), важно не исчезать в конце встречи. Задержитесь и будьте готовы к общению со слушателями. Отвечайте на вопросы, которые могли возникнуть. И обязательно принесите стопку визитных карточек.
Вот ещё несколько пособий о подготовке к выступлению:
Учитесь делать большие презентации
Загрузите электронную книгу The Complete Guide to Making Great Presentations с подпиской на бюллетень Tuts + Business Newsletter. Внедряйте свои идеи в мощную презентацию, которая привлечёт вашу аудиторию!
Заключение
Теперь вы умеете готовить публичное выступление. У вас есть образец формата и множество советов и ресурсов о том, как написать хорошую речь. Теперь вам решать, какой будет лучшая речь для вашего выступления. Удачи!
Презентация и речь
Оформление презентации
Первый слайд презентации должен содержать:
- название ВУЗа и кафедры;
- название темы;
- автор работы (группа);
- ФИО, уч. степень, должность научного руководителя.
- ФИО, уч. степень, должность консультанта (если есть консультант).
Следующий слайд — постановка задачи (цели и задачи данной работы). Далее — по смыслу (см.план речи). Все слайды должны упоминаться в речи, если слайд по ходу выступления не упоминается, то такой слайд не нужен. На слайдах не должно быть много текста, только риcунки и формулы, а весь необходимый текст лучше сказать устно в речи.
Картинки должны быть выполнены четко, крупно, аккуратно. Слайды обязательно должны быть пронумерованы (чтобы члены комиссии могли обратиться к конкретному слайду при возникновении вопроса) и иметь смысловые и лаконичные заголовки. В оформлении презентаций рекомендуется придерживаться строгого стиля (белый фон и темный цвет шрифта — черный, синий, избегать лишних эффектов).
Общее количество слайдов — 10-15 штук.
Дополнительно к презентации можно подготовить плакаты. На плакат целесообразно выносить только большие технические эскизы прибора, чертежи и оптические выпуски.
Примеры презентаций, выполненных для выпускных работ по профилям:
Примерный план речи
- Обращение («Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии …»)
- Тема («Вашему вниманию …» или «Темой представленной работы …»)
- Введение в проблему, или введение в круг вопросов, которые относятся к области вашей задачи. Должно показывать, о чем сейчас пойдет речь.
- Актуальность работы. Зачем она нужна, почему возникла.
- Постановка задачи. Что конкретно необходимо сделать.
- Описание проблем и препятствий, возникших при решении задачи. Математический аппарат.
- Как чудесно Вы преодолели все препятствия. Алгоритмы.
- Представление и интерпретация результатов.
- Выводы — повторить еще раз что было сделано, где это можно использовать. Если были доклады или статьи по теме работы — обязательно про это сказать.
Примеры речей, написанных для выпускных работ по профилям:
Выступление
- На выступление отводится примерно 5-7 минут. Лучше настроиться на минимальное время, дабы не утомлять слушателя, для этого в напечатанном виде 12 размером через единичный интервал речь должна занимать не более 1,5 страниц. Учтите, что рассказ даже хорошо выученной речи займет больше времени, чем чтение.
- Учить речь необходимо. Но только после всех предзащит, когда все советы услышаны и восприняты. Поэтому на предзащите рекомендуется читать речь с листа, чтобы затем легко внести точные исправления.
- Говорить надо четко и понятно. Размеренность вызывает у слушателя впечатление твердых знаний и уверенности докладчика.
- После названия лучше сделать паузу, чтобы оно «осело» в сознании слушателей.
- В конце выступления надо поблагодарить слушателей («Спасибо за внимание»), и интонацией показать, что Вы все рассказали.
- В соответствии с планом речь должна скользить по презентации, и лучше, если она последовательно обходит все слайды, не пропуская даже мелочей. Слайды должны Вам дать возможность вспомнить о чем Вы говорили и рассказать своими словами. Не следует полностью зачитывать презентацию, можно передать смысл написанного другими словами и намного короче. Или же просто отметить, что «… представлено на слайде ….».
- Необходимо, чтобы слушатель смог Вас понять, осознать Вашу задачу. В то же время Ваше выступление не должно быть слишком простым. По крайней мере, свой вклад необходимо осветить ярко.
- О себе нельзя говорить от первого лица. Лучше вообще о себе не говорить. Все в третьем лице. («Были рассмотрены вопросы… Было проведено исследование …») Если никак не обойтись, можно в крайнем случае применить местоимение «Мы». («Да, мы исследовали этот вопрос.»)
Ответы на вопросы
- К ответам на вопросы надо готовиться. На вопрос всегда надо отвечать, даже если ответ Вам неизвестен. Обговорите с научным руководителем вариант ответа «Если я ответа не знаю».
- Во время предзащит и во время бесед с руководителем «всплывают» вопросы. Все вопросы, которые Вам задали, надо записывать в специальный файл. Дальше нужно ответить на вопросы из файла — самостоятельно или с руководителем. Перед защитой останется только повторить вопросы и ответы. Будьте уверены, большинство вопросов, которые Вам зададут, будет в Вашем файле. Так предварительная работа поможет вам более успешно пройти защиту.
- Ответы на свои вопросы записывайте наряду с другими. Тогда и у Вас будет полная уверенность в своих силах.
Дебора Грейсон Ригел — CEO и главный коуч фирмы Talk For Support, где обучают навыкам коммуникации и презентаций.
Нет ничего хуже, чем пялиться в пустой экран и мучительно думать, как же вам начать эту речь. Особенно если над вами угрожающе висит дедлайн. Пугающая задача, да еще под давлением, приводит к тому, что просто руки опускаются.
Но подойдите к делу стратегически. Я помогаю многим занятым людям подготовиться к выступлениям и вывела три простых шага, которые позволяют быстро перейти от придумывания речи к ее произнесению.
Шаг 1: Подготовьтесь
Важно потратить несколько минут на размышления о том, чего вы хотите добиться своей речью или презентацией. Как заметил великий Йоги Бера, «если вы не знаете, куда идете, то окажетесь где-то еще». Поэтому несколько минут подумайте над следующим:
Что это за выступление? Распространенные типы — информационное (преподавание, инструктирование), убеждающее (ваша цель — изменить убеждения и поведение людей), эмоциональное (нацеленное на эмоциональную реакцию).
Кто ваша аудитория? Что они уже знают об этой теме? Что, по их мнению, является правдой, а что нет? Чего они хотят? На что они надеются? Чего боятся?
Что должна почувствовать аудитория? Что вы хотите, чтобы они сделали? Выберите 1-3 вещи, которые вы хотите донести до них (исходя из того, что они уже знают или во что верят, на что надеются, чего хотят, чего боятся, и что вы хотите, чтобы они поняли), которые затем побудят их сделать то, что вы от них хотите? При возможности придерживайтесь трех главных пунктов. Два побуждают к выбору («или»-«или»), четыре слишком напрягают.
Какова ваша собственная точка зрения? Нейтральная речь — скучная речь!
Шаг 2: Организуйте информацию
Исследования психологии потребления показывают, что когда вы даете людям слишком много выбора и слишком много информации, внимание рассеивается, и они в итоге не покупают ничего. Когда вы ждете от аудитории, что она «купит» то, о чем вы говорите, нужно, чтобы идеи были максимально простыми и незамутненными. Вот простая схема, которой можно следовать и которая сохранит внимание аудитории.
Введение, привлекающее внимание. Используйте цитату, историю, вопрос, статистический показатель — что-то, что как можно быстрее зацепит людей. «Доброе утро, и спасибо, что меня пригласили» — это не слишком захватывающее начало. Помните — это ваш единственный шанс донести до слушателей, что вас стоит слушать.
Коротко о главном. Дайте слушателям понять, о чем пойдет речь: «Сегодня мы поговорим о…» Старое высказывание — «скажите им, о чем вы им расскажете, расскажите это, а потом скажите, о чем рассказали» — совершенно правильное. (Еще можете добавить, какие выгоды слушатели получат от вашей презентации. Это вдохновит их слушать внимательнее!)
Пункты 1-3. Обоснуйте свой тезис. Эти главные пункты должны строиться на том, что вы готовили раньше (что вы хотите, чтобы аудитория узнала или поняла). Чтобы ваши тезисы резонировали со слушателями, добавьте истории, статистику, примеры из новостей и популярной культуры, цитаты экспертов и личный опыт. Но не нужно запихивать все это в каждый пункт. Выберите один-два способа оживить каждый пункт и двигайтесь дальше.
Краткое содержание речи. Расскажите людям, что вы только что им рассказали. (Это серьезно — наша память коротка, а наше внимание улетучивается быстро.)
Вопросы и ответы. Некоторые думают, что вопросы стоит оставить под самый конец. Но ведь в таком случае вы позволяете аудитории определить, какой темой и в каком тоне закончится выступление. Вы слишком много старались, чтобы это допустить! Проведите вопросы и ответы до того, как подведете итог выступления, чтобы закончить его на своих условиях.
Заключение. Аудитория запомнит лучше всего то, что услышала последним. Завершите незаконченные мысли, выскажите последний вдохновляющий вывод, который подтолкнет людей думать и действовать иначе, и закончите эффектным и запоминающимся высказыванием. Что еще лучше — чтобы эти последние слова отсылали к началу выступления, тогда оно будет восприниматься как полностью завершенное.
Шаг 3: Выступайте увлеченно
Ваша задача — не просто пережить свое выступление, но продемонстрировать сопереживание, юмор, свой стиль. Встречайтесь со слушателями глазами, используйте жесты, чтобы генерировать энергию, ходите по комнате (не слишком много), и пусть ваш голос и ваше лицо будут живыми: вы должны показать, что вас действительно волнует ваша тема и ваша аудитория. Не стойте на месте — делайте что-то.
Оригинал поста — www.themuse.com/advice/how-to-write-an-amazing-speech-for-any-occasion
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
5 марта 2015
Свежие материалы
Огромной ошибкой в защите исследовательского проекта является слабая подготовка публичного выступления. Это в равной мере относится и к школьным, и к студенческим проектам. Учащимся начальной школы стоит уделить особое внимание данному этапу, т.к. в этом возрасте речь и реакция развита ещё не так хорошо, как у школьников постарше.
Что нужно учитывать при подготовке речи
- Регламент мероприятия, а именно, время, отведённое на выступление. Бывают случаи, когда эксперты просто останавливали докладчика и переходили к вопросам. Совет простой: репетируйте вслух своё выступление и засекайте время. Если вы видите, что выходите за отведённые временные рамки, не увеличивайте темп своей речи, а сократите её. Возможно, в докладе есть лишние слова, которые не несут особой смысловой нагрузки. И имейте в виду, что вы можете «запнуться» во время выступления, поэтому если по регламенту на доклад отводится 5 минут, то выделите для себя всего 4,5 минуты.
- Демонстрационные возможности: есть ли проектор? Электронная презентация позволит сделать выступление ярче и понятнее для слушателей. Главный совет: не дублируйте свою речь на слайдах. Презентация должна стать опорным планом для выступления.
- Большее количество времени выделите на объяснение результатов вашего исследования. Не стоит долго говорить об актуальности, если она и так всем очевидна. Например, фраза «Компьютерные технологии играют важную роль в современной жизни» повергает экспертов в очередной шок и уныние.
- Говорите простыми предложениями. Делайте небольшие паузы между предложениями: дайте немного осмыслить сказанное вами.
Примерный набросок речи
- Уважаемые эксперты и другие присутствующие (или слушатели, члены жюри и т.п.)! Вашему вниманию предлагается проект по … (разработке методов… созданию компьютерной программы… разработке алгоритмов… исследованию…). Автор: Иванов Иван, ученик 5-го класса «А» средней школы № 000. Руководитель: Петров Пётр Петрович, учитель информатики.
- Краткое описание проблемы, которую решают авторы исследования (4-5 простых предложений). Таким образом, целью проекта (или исследования) является … (фундаментальная цель!)
- Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи. Здесь для экономии времени можно не проговаривать каждый пункт, а остановиться на наиболее значимых.
- Основная часть доклада.
- Заключение: кратко и чётко. В результате работы над проектом (или в результате проведённого исследования) были созданы…
- В дальнейшем планируется…
- Спасибо за внимание! Вопросы?
Пример хорошего выступления
Однажды на региональном конкурсе школьных проектов выступал один старшеклассник. Учился он не в обычной школе, а в лицее с техническим уклоном. Презентовал проект обновлённого города, в который все захотят сразу приезжать на отдых.
Это было хорошее выступление. Его слушали все: и участники, и эксперты. Он не занял призового места, так как не пришло нужное число участников. Но парень всем запомнился. И вот в чём была сила его выступления:
- Он не поедал глазами экран проектора, не говорил уныло. Его речь была чёткой. Он окидывал взглядом и членов жюри, и других школьников. Видно, как ему нравилось то, чем она занимается. Видно, что он этим гордится. Он делал паузы там, где надо дать людям время на понимание мысли.
- Презентация не была перегружена текстом. Из текста там, на самом деле, были только заголовки и иллюстрации. Это та опорная составляющая, которая помогает понять то, о чём говорит выступающий.
- На самом первом слайде было и имя учебного заведения, и имя учителя, который помогал с проектом. Это показало, что парень относится с большим уважением к месту, в котором он получает знания и первый опыт.
Позаботьтесь обо всех этих составляющих, и ваш доклад обязательно станет сильным и запоминающимся!
выступление защита проекта
Маркина Надежда Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Саврасовской ОШ
«Формирование регулятивных УУД как средство повышения эффективности саморегуляции обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»
Слайд 1 |
Меня зовут Маркина Надежда Ивановна. Я учитель русского языка и литературы МБОУ Саврасовской ОШ. |
Слайд 2 Тема презентации |
Тема моей презентации: «Формирование регулятивных УУД как средство повышения эффективности саморегуляции обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС» |
Слайд 3 Условия формирования |
Формирование личного вклада в развития образования реально при соблюдении ряда условий, опирающихся на наиболее передовые научные идеи и подходы, а также при использовании современных образовательных технологий, доступных для других педагогов. |
Слайд 4 Актуальность личного вклада педагога в развитие образования |
В настоящее время школа должна выпускать в жизнь человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для того, чтобы реализовать себя, современный выпускник должен овладеть всеми УУД. Для обучающихся 5-6 классов ключевыми считаю именно регулятивные УУД. Это связано с кризисом перехода с уровня начального образования на уровень основного образования, который требует высокой степени самостоятельности, самоорганизованности учебной деятельности обучающихся и необходимости решения ими учебных задач. Таким образом. формирование и развитие регулятивных УУД можно считать одной из актуальных задач современной системы образования. |
Слайд 5 Теоретическое обоснование |
В качестве теоретического обоснования личного вклада могут служить работы Льва Семёновича Выготского, который сформировал концепцию структуры и динамики психологического возраста, позволяющую не только реализовать системно — деятельностный подход, но и дифференцировать те УУД, которые соответствуют определенному возрастному периоду и являются ключевыми в определении умения учиться. Идеи функциональной системы саморегуляции были разработаны Никола́ем Алекса́ндровичем Бернштейном и Петром Кузьмичом Анохиным еще в 80-е годы. Дополнили эту систему и Олег Александрович Конопкин, разработавший концепцию осознанной регуляции человеком своей деятельности, и Галина Васильевна Бурменская, описавшая регуляторный опыт, необходимый для становления способности саморегуляции, и Алексей Константинович .Осницкий, выявившем влияние саморегуляции на успешность школьного обучения, и др. |
Слайд 6 ЦЕЛЬ, задачи |
Цель моей работы: развитие регулятивных УУД, обеспечивающих повышение эффективности саморегуляации обучающихся на уроках русского языка. Задачи представлены на слайде. |
Слайд 7 Ведущая идея |
Ведущая идея, в русле которой я стараюсь осуществлять свою педагогическую деятельность, представлена на слайде. |
Слайд 8 Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования |
На мой взгляд, основой успешного овладения УУД является все-таки формирование и развитие тех универсальных действий, которые относятся к группе регулятивных. Формирование регулятивных УУД направлено на развитие у обучающихся умения ставить пред собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществлять коррекцию и контроль по ходу выполняемой работы и уметь оценивать полученные результаты. Также сюда относим элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и волевому усилию к преодолению препятствий |
Слайд 9 Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования |
Личный вклад в развитие образования по теме Формирование регулятивных УУД как средство повышения эффективности саморегуляции обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС включает комплексный подход к развитию регулятивных УУД. Использование в учебном процессе таких заданий, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения, т.е.
Одним из примеров такого рода заданий может служить выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, обсуждение и презентацию ( например, участие во Всероссийском конкурсе сочинений). Учителю важно организовывать постановку учебных целей, создавать условия для самостоятельной конкретизации их учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей. Многие приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. (Например, урок по теме «Что такое письмо? Для чего нужны письма? » в 6 классе).
один из них — прием «Восстановление последовательности действий». Задания вида:
__ Определю склонение им. сущ. __ Поставлю им. сущ. в начальную форму __ Поставлю опорное слово в ту же падежную форм. __ Вспомню опорное слово … склонения __ Определю ударное окончание в опорном слов __ Запишу то же окончание в проверяемом слове
например,
Используется для знакомства с правилом, памяткой; овладения способом применения правила и памятки при анализе образца. Можно использовать при изучении темы: «Морфологический разбор имени существительного. И т.д. |
Слайд 10 Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования |
На мой взгляд, важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности является вид помощи. Дети часто теряются, если у них что-то не получается на уроке. И тогда им нужна помощь учителя. Условия, при которых оказывается помощь, представлены на слайде. |
Слайд 11,12 Диапазон личного вклада в развитие |
Чтобы выявить, насколько успешно формируются регулятивные УУД у каждого ребенка, я использовала метод наблюдения за деятельностью учащихся на уроке и диагностические материалы:
На данном уроке на 1 этапе «Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности» дети планируют необходимые действия, на 2 этапе «Актуализация и пробное учебное действие» — принимают и сохраняют учебную задачу на 3 этапе «Выявление места и причины затруднения» — задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, на 4 этапе «Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения» — контролируют учебные действия, на 5 этапе «Практическая деятельность» — контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
|
Слайд 13 Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты |
В конце уч. года в 5 класс проводилась диагностика развития регулятивных УУД — Диагностика сформированности уровня саморегуляции ( Рефлексия своей способности к самоуправлению, разработанная на основе методики Н.М. Пейсахова). Исходя из требований ФГОС, были определены планируемые результаты, которые вы видите на слайде. К счастью, достигнутые результаты «не потерялись» в течение летних каникул, поэтому развитие регулятивных УУД продолжилось и в 6 классе. К концу учебного года доля обучающихся 5 класса, имеющих «4» и «5», составила 100% |
Слайд 14 Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты |
Регулярное использование методов и приемов формирования регулятивных УУД на уроках приведет к тому, что обучающиеся 5-6 классов станут более самостоятельными, самоорганизованными и быстрее пройдут адаптационный период, и отчасти поэтому к концу 5 класса учащиеся начали приобретать способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты |
Слайд 15 Транслируемость практических достижений |
Приемы по развитию регулятивных УУД использую на уроках, при участии в конкурсах, делюсь своими взглядами по теме на педсоветах |
Слайд 16 литература |
Используемая мною литература и ресурсы Интернет представлены на слайдах. Благодарю за внимание. |
Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно — деятельностный» подход в образовании!
Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).