Самостоятельная работа — распространённый вид проверки знаний. Такие проверочные проводят чаще, чем контрольные, а оценка за них также влияет на итоговый балл. Иногда эти работы устраивают на занятиях, иногда дают в качестве домашних заданий. Мы расскажем, как правильно написать самостоятельную работу и раскроем тонкости её оформления.
Другие секреты успешной учёбы мы раскрываем в образовательном телеграм-канале, а скидками и акциями делимся в специальной группе.
Как написать самостоятельную работу на 5
Чтобы получить за самостоятельную отличную оценку, нужно правильно выполнить все задания и избежать ошибок в оформлении.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Обычно самостоятельная проходит в одной из следующих форм:
- Подготовка доклада или сообщения.
- Проведение опытов (по физике или химии).
- Выполнение тестов.
- Решение задач и упражнений.
- Разбор кейсов.
- Написание эссе или сочинения.
- Работа с пособиями (картами, атласами и пр.).
- Конспектирование источников.
- Написание аудирования или перевода (по иностранному языку).
- Подготовка проекта (по истории, обществознанию и пр.).
При выполнении таких заданий обращайте внимания на их специфику.
Доклад
Секрет успешного сообщения — актуальная тема и интересная информация. Именно поэтому стоит выбирать свежие источники, использовать не только учебники, но и публикации из профильных изданий.
Лабораторные работы
Если самостоятельную проводят на занятиях, студентам естественных специальностей часто задают описать ход и результаты какого-либо эксперимента. Чтобы понять, что происходит во время опыта, нужно хорошо знать теоретический материал.
Тесты
При решении тестов нужно внимательно вчитываться в формулировки вопросов и ответов. Готовясь к этому типу самостоятельной, хорошо повторите теорию, обращая внимание на термины, ключевые даты и известных учёных.
Задачи и упражнения
Одна из самых распространённых форм самостоятельной, которую проводят и на занятиях, и задают на дом по разным предметам: от русского языка до математики. Чтобы хорошо справиться с упражнениями, важно понимать теорию и помнить недавно пройденные темы.
Кейсы
Чтобы понять некоторые предметы, нужно научиться разбирать практические ситуации. Для выполнения этого типа работ одного знания теории мало: нужно иметь аналитическое мышление и понимать общественно-политические реалии.
Творческая работа
Написание эссе или сочинения требует не только творческих способностей: нельзя подготовить хорошую работу без убедительных аргументов. В качестве доказательств используют примеры из литературы и истории, факты из жизни, цитаты авторитетных учёных и т. д.
Работа с пособиями
По географии или биологии студентам часто задают работу с пособиями. Перед такими формами проверочных важно повторить последние изученные темы и чётко выполнять указания преподавателя.
Конспектирование
Этот вид работы учит студентов самостоятельно знакомиться с рекомендованными источниками, анализировать информацию и выделять главное. При составлении конспектов будьте лаконичны, структурируйте информацию с помощью таблиц, графиков, схем.
Аудирование и перевод
При изучении иностранных языков очень важно научиться понимать речь их носителей. Этому способствует аудирование, на котором учащиеся пересказывают услышанный текст или выполняют задания по его содержанию.
Навыки перевода необходимы любому, кто учит язык, они помогают на практике применить полученные знания. Избегайте дословного перевода, выстраивайте предложения так, чтобы они не только передавали суть, но и не резали слух.
Проектная работа
Этот тип самостоятельной обычно выполняют в группах, и каждый студент отвечает за свой участок работы. Для успешного выполнения проекта важно выбрать интересную тему и подготовить хорошую презентацию результатов работы.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как оформить самостоятельную работу
Оформление самостоятельных работ важно также, как и правильность выполнения заданий.
Если самостоятельная выполняется на занятии, особых сложностей нет: её пишут на тетрадном или альбомном листе. В этом случае главное не забыть подписать работу и не делать слишком много исправлений: помарки придают работе неаккуратный вид.
Оформление внеуадиторной самостоятельной работы имеет свои тонкости. Обычно работу пишут не от руки, а в текстовом редакторе Microsoft Office Word, а затем распечатывают. В ней должны быть:
- титульный лист;
- содержание (если в работе больше одного раздела);
- введение;
- основная часть;
- выводы.
Исключение составляют эссе и сочинения, обычно на них просто сверху указывают данные автора.
Правила оформления самостоятельной работы студента:
- шрифт Times New Roman или Arial;
- размер — 12 или 14 пт;
- выравнивание по ширине;
- одинарный или полуторный межстрочный интервал;
- абзацный отступ — 1.25 см;
- поля — по 2 см с каждой стороны.
Эти требования обычно прописывают в методических рекомендациях, которые можно взять на кафедре.
Образец оформления самостоятельной работы студента можно скачать по ссылке.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Если, несмотря на наши советы, вы не понимаете, как правильно оформить самостоятельную работу, доверьте это профессионалам. Эксперты сервиса помощи студентам умеют справляться с любыми учебными работами: от ответа на тесты до подготовки курсовой или дипломного проекта.
Обучение в вузе направлено на передачу студентам фундаментальных знаний, необходимых для освоения определенной специализации. Задача преподавателей — сформировать квалифицированного мастера своего дела, способного самостоятельно принимать решения, выбирать различные подходы для выхода из ситуаций. Развитию способностей, навыков способствуют задания, которые студенту необходимо выполнять самостоятельно. Таким образом, происходит формирование самоконтроля, самоорганизации. Углубляясь в самостоятельный поиск ответов, студент запоминает больше информации, чем при прослушивании лекций.
Для чего нужна самостоятельная работа
Вид деятельности, предполагающий самостоятельное обучение студента, без непосредственного контакта с преподавателем, называется самостоятельной работой.
Самостоятельная работа увеличивает потенциал студента, учит работать с различными источниками информации, анализировать и выделять главное. Во время учебы в школе вся база предоставляется учителем. Поэтому часто ученик-выпускник теряется и не способен осваивать материал самостоятельно. Мало уметь пользоваться интернетом — нужно разделять поток информации на верную и ложную.
Школьник, у которого есть вопросы, обратится за помощью и разъяснением к учителю. Студент — начнет искать ответы, в первую очередь, самостоятельно, нарабатывая навыки самообразования.
Виды самостоятельных работ студентов
По дидактическим целям самостоятельные работы делятся на несколько видов.
- Учащимся предоставляется алгоритм действий, на основание которого они и выполняют определенные задания. Это может быть взаимодействие с конспектом или учебником.
- Развитие знаний и навыков, которые позволяют выполнять типовые задания. Студенты при этом анализируют полученные ранее знания и применяют их на практике. К такому виду относятся лабораторные, практические работы.
- Развитие знаний и навыков для выполнения нетипичных задач. Для выполнения заданий такого типа от студента требуется анализировать накопленные ранее знания, заниматься поиском новых решений на основе приобретенного опыта. К таким работам относятся курсовые, дипломные проекты.
- Мотивация для творческих поисков. Деятельность студентов при выполнении такого типа заданий имеет исследовательский характер. К таким самостоятельным заданиям можно отнести некоторые дипломные и научно-исследовательские проекты.
По виду деятельности самостоятельные работы делятся на два вида:
- координируемая преподавателем;
- индивидуальная.
По форме выполнения самостоятельные задания для студентов могут быть следующими:
- Конспектирование из нескольких источников.
- Написание реферата на заданную тему.
- Поисково-исследовательские задания. От студента может требоваться составление списка литературы по изучаемой теме, написание контрольных вопросов или тестов, создание спецкурса.
- На экономических или технических специальностях — выполнение определенных расчетов по заданным условиям.
- Творческие проекты. К ним может относиться составление сканвордов, стенгазет, презентаций, создание графиков или диаграмм, обыгрывание определенных сценариев.
- Подготовка семинаров.
- Подготовка научных докладов.
- Сбор и систематизация материалов по результатам прохождения практики.
- Подготовка и написание контрольных работ.
Как написать самостоятельную работу
Перед выполнением самостоятельного задания необходимо ознакомиться с требованиями к работе, выдвинутыми конкретным преподавателем. К таким исследованиям, как курсовые, дипломные, творческие проекты, чаще всего можно найти правила на кафедре. Рассмотрим критерии, которые необходимо соблюдать при написании распространенных видов заданий:
- реферат;
- эссе;
- презентация;
- тесты.
Реферат
Реферат должен содержать следующие элементы:
- Титульный лист, оформленный согласно ГОСТу.
- План содержит такие пункты: введение, основная часть, выводы, список литературы.
- Введение освещает актуальность темы реферата. Объем — не более 2-3 листов.
- Основная часть должна раскрывать тему реферата. Допустимо содержание иллюстраций, графиков. Объем основной части может составлять 4-7 страниц.
- Выводы.
- Список использованной литературы. Оформляется по государственным стандартам.
Общий объем реферата обычно не превышает 10 листов. Может потребоваться защита реферата (на усмотрение преподавателя). Обычно это означает озвучивание студентом основных положений реферата и ответы на вопросы лектора и аудитории.
Презентация
Презентация может быть как самостоятельным видом работы, так и идти в дополнение к дипломным или курсовым проектам. Строгого регламента по созданию такого вида работ нет, оценивается творческий подход студента. Презентация выполняется в программе Power Point, сдается для проверки на электронном носителе.
Слайды презентации должны обязательно содержать:
- актуальность;
- основную часть;
- выводы.
Допустимый объем данного вида работы — 30 слайдов. Временной промежуток — 10-15 минут. Презентация может содержать не только текстовый материал, но и графики, иллюстрации, аудиокомпоненты.
Эссе
Жанр эссе подразумевает написание сочинения в виде размышлений на определенную тему. Для студентов чаще всего эссе необходимо написать по прочитанному учебному пособию. Структура эссе идентична структуре реферата.
Требования к эссе:
- объем — не более 3 печатных страниц;
- при написании необходимо использовать 5-10 источников;
- грамотное изложение рассуждений в эссе;
- верное оформление библиографического списка.
Тесты
Составление тестовых заданий по пройденной теме — распространенный вид самостоятельной работы.
Требования к тестам:
- должны содержать 3-5 вариантов ответа;
- допускается только один правильный ответ;
- базироваться тесты должны на конкретной теме.
Варианты ответов не стоит делать легкими и предсказуемыми. Чем сложнее получатся тестовые задания, тем выше преподаватель оценит труд студента.
Как оформить
Оформление самостоятельных работ должно соответствовать установленным нормам. Требования могут отличаться в зависимости от вида работы. Основными правилами является использование шрифта Times New Roman, 12-14 кегль и полуторный междустрочный интервал.
Как оформить титульный лист самостоятельной работы
Нажмите на ссылку, чтобы увидеть образец оформления титульного листа:
- самостоятельной работы;
- реферата;
- контрольной работы.
Образец
Образец самостоятельной работы (эссе) — скачать.
Если возникнут трудности в выполнении самостоятельной работы, смело рассчитывайте на ФениксХелп — сервис быстрой и качественной помощи для студентов.
Образец самостоятельной работы
Дата: апрель 23, 2021 14:16
Просмотров: 290
Формы самостоятельной работы
Самостоятельная работа в школе и институте — это один из видов проверки знаний, который формирует активность, познавательность и самостоятельность мышления. Педагоги ее рассматривают как эффективное средство обучения, т.к., выполнив задание, обучающийся получает новое знание.
В вузах эта форма практикуется довольно часто. В течение семестра количество заданных преподавателями работ превышает иногда все допустимые нормы, и студенту приходится решать серьезную проблему: как выполнить весь этот объем, чтобы допустили к сессии.
Основные формы включают:
- изучение официальных документов: законов, постановлений, указов с использованием систем «Консультант+», «Гарант», сети «Интернет»;
- изучение научно-методической литературы, материалов
периодики, официальной статистической и научной информации; - подготовку докладов, рефератов, кейсов, написание семестровых, курсовых и выпускных квалификационных работ;
- конспектирование источников;
- подготовка статей для научных конференций;
- выполнение исследований;
- лабораторные работы;
- проведение опытов;
- написание эссе, сочинений.
Каждый вид имеет свою специфику. Поэтому требует обучения, практического исполнения. Цель таких работ — приобщение студентов к научному творчеству.
Задачи:
- закрепление знаний;
- углубление знаний теории;
- развитие познавательных способностей;
- формирование самостоятельности в мышлении;
- саморазвитие;
- практическое применение изученного материала.
Как написать самостоятельную работу на отлично
Требуется подготовительная работа:
- определение цели, формирование задач, составление плана, выбор методики, подготовка оборудования;
- поиск информации, переработка, применение, получение результатов, самоорганизация;
- анализ результатов, выводы, оценка эффективности.
Самостоятельная работа базируется на полученных теоретических знаниях, без которых выполнить работу затруднительно, и на полученных навыках умственного труда. Важны также работоспособность, организация труда, самооценка, навыки работы с книгой, заинтересованность в итоге.
Советы по написанию самостоятельной работы
- Начинаем со знакомства с методическими рекомендациями, читаем внимательно, ничего не пропуская.
- Знакомимся правилами написания конкретного вида работы, читаем примеры, образцы.
Например, требуется написать эссе. Читаем о том, что это такое, каков алгоритм написания, составляем план:
- Формулировка обсуждаемой проблемы;
- моя позиция;
- обоснование моей позиции;
- возможные возражения оппонентов;
- доказательства, почему моя позиция правильная;
- заключение.
- Определяемся с объемом.
- Подбираем нужное количество учебной литературы, подробно изучаем тему.
- Пишем основной текст, раскрываем тему, делаем выводы и заключения.
Если необходимо написать реферат, изучаем специфику его написания. Получаем знания о том, что необходимо:
- оставить подробный план;
- подобрать и изучить книги, статьи;
- скорректировать план;
- написать черновик по изученным источникам;
- проверить объем (не более 10 листов);
- проверить написанный материал на грамотность, проверить ошибки в стиле изложения;
- грамотно оформить.
Как правильно оформить самостоятельную работу
Оформление самостоятельной работы зависит от вида работы и методических требований вуза. Поскольку эти требования соответствуют существующим ГОСТам по оформлению, можно сказать, что существуют общие требования к работам.
Требования к структуре работы:
- титульный лист;
- лист согласования на оборотной стороне титула;
- задание на выполнение;
- оглавление;
- введение;
- основная часть, состоящая из расчетов;
- заключение;
- библиографический список;
- приложения.
Титульный лист оформляется в соответствии с ГОСТами ГОСТ 2.105-95 и 7.32-200. Указывается наименование вуза, факультета, группы, фамилия и инициалы преподавателя, ФИО автора работы, тема и год написания работы. Точки в конце строк не ставятся.
Текстовый материал пишется на белой бумаге формата А4 на одной стороне листа с соблюдением следующих размеров полей: левое 25 мм, правое и верхнее по 10 мм, нижнее – 20 мм. Листы нумеруются.
При наборе используется стандартный шрифт (Times New Roman, кегль 14). Междустрочный интервал — полуторный.
Новый абзац начинается с красной строки. Отступ от левой границы текста — 12,5 мм. Подзаголовки выделяют, используя возможности Word. Подчеркивание не допускается.
Если в работе используются списки, оформляются в виде пунктов или подпунктов. Перед каждым перечислением проставляется маркер или нумерация.
Сноски и ссылки располагаются сразу под текстом или в конце страницы. В ссылке обязательно указываются:
- фамилия, инициалы автора;
- название источника;
- год выпуска, номер сборника или научного журнала;
- номер страницы;
- место издания.
Приложения нумеруются и пишутся заглавными буквами: «ПРИЛОЖЕНИЕ 1». Формулы следует обозначать также цифрами. Список использованных источников составляется в следующем порядке:
- учебники, монографии;
- статьи из научных изданий;
- ресурсы интернет.
Описание делается по ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическое описание документов».
Если возникли сложности с самостоятельной работой, если не укладываетесь в отведенное время, заказывайте работу в специальной компании.
ГБПОУ МО
«Московский областной
медицинский колледж №5»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
Подготовила:
преподаватель ПМ высшей
категории
Квасова Е.Р.
г.о. Серпухов,2021
Пояснительная
записка.
Методические
рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014), ФГОС по специальности/профессии,
Уставом ГБПОУ ВО «Ковровский колледж сервиса и технологий», в которых
определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных
занятий студентов (далее СРС).
Образовательное
учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы
«обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании
с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров
производственного обучения» (п. 7.1. Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС
СПО).
Самостоятельная
работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса. Она
играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой,
с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой –
развития их познавательной активности.
Цель
самостоятельной работы – содействие
оптимальному усвоению студентами учебного материала, готовности и потребности в
самообразовании.
Задачи
самостоятельной работы: углубление и
систематизация знаний; постановка и решение познавательных задач; развитие
аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с
различной по объёму и виду информацией, учебной и научной литературой; практическое
применение знаний, умений; развитие навыков организации самостоятельного
учебного труда и контроля над его эффективностью.
При
организации СРС преподаватели должны стремиться пробудить у студентов желание
стать самостоятельными исследователями в овладении знаниями для своей будущей
специальности. Выполнение заданий внеаудиторной самостоятельной работы позволит
студентам развить и закрепить необходимые для этого качества. СРС является не
просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Основные
понятия и определения
Самостоятельная
работа — это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего
профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения
самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с
самостоятельной работой. В более полном и точном смысле самостоятельная работа
— это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без
непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.
Самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно
в процессе аудиторных занятий — на уроках теоретического и практического
циклов, практических занятиях, при выполнении лабораторных работ.
2. В
контакте с преподавателем вне рамок расписания — на консультациях по учебным
вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при
выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В
библиотеке, дома, в образовательном учреждении при выполнении студентами
учебных и творческих задач.
Таким образом,
самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее.
Рассматривая вопросы самостоятельной работы, имеют в виду в основном
внеаудиторную работу.
Для того чтобы
данные цели и задачи СРС не были абстрактными, необходимо донести до сознания
студентов, что, выполняя каждое задание и самостоятельную работу в целом,
необходимо ответить на следующие вопросы: ради чего? (мотив), что должны
приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), что приобрели? (результат).
В связи с этим
студентам необходимо напомнить правила по планированию и реализации
самостоятельной учебной деятельности:
1. Прежде чем
выполнить любое дело, чётко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
2. Подумайте и
до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.
3.Оцените и
проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все
варианты
4.Выберите наилучший
вариант, взвесив все условия.
5.Наметьте промежуточные
этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.
6.Во время реализации
плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с
учётом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную
связь.
7. По окончании
работы проанализируйте её результаты, оцените степень их совпадения с
поставленной целью. Учтите сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.
При выполнении
заданий самостоятельной работы студентам предстоит: самостоятельная
формулировка темы задания (при необходимости); сбор
и изучение информации; анализ, систематизация и трансформация информации;
отображение информации в необходимой форме; консультация у преподавателя; коррекция
поиска информации и плана действий (при необходимости); оформление работы; поиск
способа подачи выполненного задания; представление работы на оценку
преподавателя или группы (при необходимости).
По итогам
самостоятельной работы студенты должны развить такие универсальные умения, как:
умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность
и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и
организовывать коммуникацию; научиться проводить рефлексию: формулировать
получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать
свой образовательный маршрут; познать радость самостоятельных побед,
открытий, творческого поиска.
На протяжении всей
самостоятельной работы студентов должен сопровождать педагог, выступающий в
роли консультанта, координатора действий студентов.
Методические
рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Активная
самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и
устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к
дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Внутренние
факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Полезность
выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут
использованы на уроках, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при
подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания
существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.
При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима
выполняемая работа.
Другим вариантом
использования фактора полезности является активное применение результатов
работы в профессиональной подготовке.
Так,
например, если студент получил задание на квалификационную работу на одном из
младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин
гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного
и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в
его квалификационную работу.
Условно
самостоятельную работу обучающихся по цели можно разделить на обязательную
(ОСР) и дополнительную (ДСР).
ОСР работа
обеспечивает подготовку студентов к текущим аудиторным занятиям и контрольным
мероприятиям для всех дисциплин учебного плана. Результаты этой подготовки
проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных
контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего
контроля.
Обязательные
задания предлагаются преподавателем после изучения каждой темы. Они
комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению,
сроки исполнения, критерии оценки и пр.
ОСР может включать
следующие виды работ:
ü
работа с лекционным материалом,
предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;
ü
поиск (подбор) и обзор литературы и
электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
ü
выполнение домашнего задания или домашней
контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и
выдаваемых на практических занятиях;
ü
изучение материала,
вынесенного на самостоятельную проработку;
ü
практикум по учебной дисциплине с
использованием программного обеспечения;
ü
подготовка к
лабораторным работам, практическим и семинарским
занятиям; подготовка к контрольной работе;
ü
подготовка к зачету
и аттестациям;
ü
написание реферата (эссе, доклада, научной
статьи) по заданной проблеме.
ДСР направлена на
углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по
проблематике учебной дисциплины.
ДСР
может включать следующие виды работ:
ü
подготовка к
экзамену; выполнение
курсовой работы или проекта; исследовательская
работа и участие в научных конференциях, семинарах и олимпиадах;
ü
анализ научной
публикации по заранее определённой преподавателем
теме; анализ статистических и фактических
материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и
моделей на основе статистических материалов.
Все виды работ, представленных в методическом пособии, могут быть включены в обязательную или дополнительную
самостоятельную работу (СР).
Перед
началом СР студентам следует рекомендовать изучить содержание основных видов
заданий самостоятельной работы: их краткую характеристику, ориентировочные
затраты времени на их подготовку, алгоритм действий и объём помощи преподавателя
и выбрать задание в качестве обязательного.
Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время
Подготовка информационного сообщения — это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке
небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре,
практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или
обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым
проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом
информации, но и её характером — сообщения дополняют изучаемый вопрос
фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно,
оно может включать элементы наглядности
(иллюстрации, демонстрацию). Регламент времени на озвучивание
сообщения — до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности
сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей
студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку
информационного сообщения-1ч. Дополнительные задания такого рода могут
планироваться заранее.
Роль
преподавателя:
ü определить тему и цель сообщения;
ü определить место и сроки подготовки сообщения;
ü оказать консультативную помощь при формировании структуры
сообщения;
ü рекомендовать
базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;
ü оценить
сообщение в контексте занятия.
Роль
студента:
ü собрать
и изучить литературу по теме;
ü составить план или графическую структуру сообщения;
ü выделить основные понятия;
ü ввести в текст дополнительные
данные, характеризующие объект изучения;
ü оформить
текст письменно;
ü сдать на контроль
преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
ü актуальность темы;
ü соответствие содержания теме; глубина проработки
материала;
ü грамотность и полнота использования
ü наличие элементов наглядности.
Написание реферата — это более объёмный, чем
сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему,
изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы,
представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные
материалы должны представлять письменную модель первичного документа — научной
работы, монографии, статьи. Реферат может
включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на
определённую тему на семинарах, конференциях. Регламент озвучивания реферата
— 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по
теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку — 4 ч.
В качестве дополнительного задания планируется заранее и
озвучивается в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя:
ü выбор источников (разная степень сложности усвоения научных
работ, статей);
ü составление плана реферата (порядок изложения материала);
ü
формулирование основных
выводов (соответствие цели); оформление работы (соответствие требованиям к
оформлению).
Роль студента:
ü
выбор
литературы (основной и дополнительной);
ü
изучение
информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое
изложение, формулирование выводов);
ü
оформление
реферата согласно установленной форме.
Критерии оценки:
ü актуальность темы;
ü соответствие содержания теме; глубина
проработки материала;
ü грамотность и полнота использования
источников;
ü соответствие оформления реферата
требованиям.
Составление глоссария — вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при
изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы
и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение
терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и
определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку не
менее чем из 20 слов-1ч.
Роль преподавателя:
ü определить тему, рекомендовать источник информации;
ü проверить использование и степень эффективности в рамках
практического занятия.
Роль студента:
ü прочитать
материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
ü подобрать
к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
ü критически
осмыслить подобранные определения и попытаться
их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и
повторений);
ü
оформить работу и представить в
установленный срок.
Критерии
оценки:
ü соответствие терминов теме;
ü
многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в
соответствии со спецификой изучения дисциплины;
ü
соответствие оформления требованиям;
ü работа сдана в срок.
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме —это вид самостоятельной работы студента по
систематизации объёмной информации, которая
сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает
склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по
структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует
способность к её свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как
разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются
как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную
форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его
качество оценивается по качеству знаний в
процессе контроля. Оформляется письменно.
Затраты времени на составление сводной таблицы
зависят от объёма информации, сложности
её структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на
подготовку -1 ч.
Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в
контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.
Роль
преподавателя:
ü определить тему и цель;
ü
осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.
Роль студента:
ü изучить информацию по теме;
ü выбрать оптимальную форму таблицы;
ü информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные
графы таблицы;
ü пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю
по заданной теме.
Критерии оценки:
ü соответствие содержания теме;
ü логичность структуры таблицы;
ü правильный отбор информации;
ü наличие обобщающего
(систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения
информации;
ü соответствие оформления
требованиям;
ü работа сдана в срок.
Составление и решение ситуационных задач
(кейсов) — это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в
рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач —
чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае
требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы её решения. Такой
вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений,
усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более
прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как
стандартные, так и не стандартные задачи,
которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Продумывая систему проблемных вопросов,
студент должен опираться на уже имеющуюся
базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся
в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать
интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный
поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу, и
предполагает третий (применение) и четвертый
(творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи
проблемы и способы её решения являются отправной точкой для оценки
качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и
к его завершению должна соответствовать
сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на
начальном этапе.
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество
ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объёма
информации, сложности и объёма решаемых проблем, индивидуальных особенностей
студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания
и эталона ответа к нему — 1 ч.
Роль
преподавателя:
ü определить
тему, либо раздел и рекомендовать литературу;
ü сообщить
студенту информацию о методах построения проблемных задач;
ü консультировать
студента при возникновении затруднений;
ü оценить
работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить её со студентами).
Роль студента:
ü изучить учебную информацию по теме;
ü провести системно — структурированный анализ содержания темы;
ü выделить проблему, имеющую интеллектуальное
затруднение, согласовать с преподавателем;
ü дать обстоятельную характеристику условий задачи;
ü критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать
(упростить в плане избыточности);
ü выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные
алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она не стандартная);
ü оформить и сдать на контроль в установленный
срок.
Критерии оценки:
ü соответствие
содержания задачи теме;
ü содержание
задачи носит проблемный характер;
ü решение
задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого
подходов;
ü продемонстрированы
умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
ü
задача представлена на контроль в срок
Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм — это более простой вид графического способа отображения
информации. Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные
элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития,
изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т.
д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще
схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их
топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что
способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма.
Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в
разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем студентам как
обязательные для подготовки к практическим занятиям. Затраты времени на
составление схем зависят от объёма информации и её сложности. Ориентировочное
время на выполнение простого рисунка — 0,25 ч, сложного — 1 ч.
Роль
преподавателя:
üконкретизировать
задание, уточнить цель;
üпроверить исполнение и оценить в контексте задания.
Роль студента:
ü
изучить информацию по теме;
ü создать
тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;
ü представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
ü
соответствие содержания теме;
ü правильная
структурированность информации, наличие логической связи изложенной информации;
ü аккуратность
выполнения работы;
ü творческий
подход к выполнению задания;
ü работа
сдана в срок.
Составление кроссвордов по
теме и ответов к ним — это разновидность
отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа
по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения
концентрировать свои мысли и гибкость ума.
Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах
как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как
вид внеаудиторной
самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и
умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и
объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма
информации, её сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом
не менее 10 слов — 1 ч.
Роль
преподавателя:
üконкретизировать задание, уточнить цель;
üпроверить исполнение и оценить в контексте занятия.
Роль студента:
ü
изучить информацию по теме;
üсоздать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
üпредставить на контроль в установленный срок.
Критерии
оценки:
ü соответствие содержания теме; грамотная формулировка вопросов;
ü кроссворд выполнен без ошибок;
ü
работа представлена на контроль в срок
Научно-исследовательская деятельность студента –
этот вид деятельности предполагает
самостоятельное формулирование проблемы и её решение, либо решение сложной
предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит
продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и
прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в
ходе занятий студента в кружке по дисциплине или планироваться
индивидуально и требует достаточной подготовки и методического обеспечения.
Роль преподавателя и роль студента в этом случае значительно
усложняются, так как основной целью является развитие у студентов
исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем
студентам, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности студента.
Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более ёмки затраты
времени как студента, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут
быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены
сложные учебные модели.
Ориентировочные затраты времени на такие работы – 8 часов.
Создание материалов-презентаций — это вид самостоятельной работы студентов по созданию
наглядных информационных пособий.
Этот вид работы требует координации
навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации,
оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы
изучаемой темы, в электронном виде. То
есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства
обработки и представления учебной информации,
формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в
виде слайдов. В качестве материалов-презентаций
могут быть представлены результаты любого
вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие
режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени
трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей
студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку — 1,5 ч.
Роль
преподавателя:
ü
помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
ü
консультировать при затруднениях.
Роль студента:
ü изучить материалы темы, выделяя главное и
второстепенное;
ü установить
логическую связь между элементами темы;
ü представить характеристику элементов в краткой форме;
ü выбрать
опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре
работы;
üоформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
ü
соответствие содержания теме;
ü
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации; эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
ü
работа представлена в срок.
Составление
анкет, вопросов интервью и беседы — это
вид самостоятельной работы студентов по созданию методических средств для проведения психодиагностики. Данный вид заданий
требует от студентов развитого критического мышления по осмыслению информации, её структурированию на главные элементы и
второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать
её в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных студентом данных
психодиагностических средств требует от него и развитых коммуникативных,
перцептивных и интерактивных навыков.
Анкета является методическим средством для получения первичной
социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации и
представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную
систему вопросов. Интервью — метод
социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в
виде ответов на поставленные, заранее сформулированные, вопросы. Беседа —
метод, предусматривающий прямое или
косвенное получение психологической информации
путем речевого общения. Задание должно включать не менее 10
вопросов. Задание может планироваться в рамках изучения одной темы или
выполняться в процессе научно-исследовательской работы студента.
Затраты времени на подготовку данного задания зависят от объёма
информации, сложности её структурирования, индивидуальных особенностей
студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку — 1ч.
Роль преподавателя:
üдать целевую установку на выполнение задания;
üконсультировать при затруднении;
Роль
студента:
ü
изучить информацию по теме;
ü
разработать вопросы анкеты, интервью или
беседы;
ü
оформить задание и представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
ü соответствие вопросов теме; охват всей проблематики темы;
ü корректная формулировка вопросов; соответствие оформления требованиям;
ü работа представлена в срок.
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Качество выполнения внеаудиторной СРС оценивается посредством
текущего контроля самостоятельной работы студентов с использованием пятибальной
системы. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и
объёма приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины,
проводится на практических занятиях и во время консультаций преподавателя.
Может проводиться в письменной, устной или смешанной формах.
Формы
и методы контроля: семинарские занятия, зачеты, контрольные работы, защита
творческих работ и др.
Максимальное количество баллов «Отлично» студент получает, если:
ü обстоятельно
с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
ü даёт
правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
ü может
обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
ü правильно
отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью
выяснить степень понимания студентом данного материала.
«Хорошо» студент получает, если:
ü
неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;
ü
при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он
исправляет после замечания преподавателя;
ü
даёт правильные формулировки, точные определения, понятия
терминов;
ü
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
ü
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя,
имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
«Удовлетворительно» студент получает, если:
ü
неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;
ü
при изложении была допущена 1 существенная ошибка; знает и
понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в
формулировке понятий;
ü
излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
ü
затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
«Неудовлетворительно» преподаватель вправе оценить выполненное студентом
задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к
данному виду работы.
Ориентировочные затраты времени на
выполнение заданий
№ п/п |
Основные виды заданий |
Затраты времени на единицу задания (ч) |
1 |
Подготовка информационного сообщения |
1 |
2 |
Написание реферата |
4 |
7 |
Составление глоссария |
1 |
8 |
Составление обобщающей таблицы по теме |
1 |
11 |
Составление и решение ситуационной |
1 |
12 |
Составление схемы, иллюстрации (рисунка) |
1 |
13 |
Составление кроссворда по теме и ответов к |
1 |
14 |
Научно-исследовательская деятельность |
8 |
15 |
Формирование информационного блока |
2 |
17 |
Создание материалов-презентаций |
1,5 |
18 |
Составление анкеты, вопросов интервью и беседы |
1 |
Методические
рекомендации по составлению памятки
Памятка (алгоритм) — краткое нормативное,
производственно-практическое или справочное издание (пособие), содержащее самые
важные сведения, которыми надо руководствоваться, выполняя какую-либо операцию
или осуществляя некоторую деятельность.
Для составления
памятки по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть
Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и
выписать тезисы (основные мысли или основные действия).
Памятка
составляется индивидуально.
Работа должна быть
представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном
варианте.
Составление тезисов
(перечня действий)
1.
Предварительно изучите информацию по заданной теме с разных источников (сеть
Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), продумайте
цель, которую вы ставите, приступая к работе над ней.
2.
Внимательно изучите информацию, определите ее основную мысль.
3.
Разделите информацию по заданной теме на смысловые части, определите микро
темы.
4.
Сформулируйте пункты плана, логически и последовательно связав их между собой.
5.
Воспринимая текстовую информацию, стремитесь четко представить себе, что
является главным для автора, а что для вас.
6.
Выберите для тезисов основные идеи и положения, отделив важные детали от
подробностей, запишите их словами автора или собственными словами, разместив в
определенной последовательности.
7.
Руководствуйтесь основным принципом составления тезисов текста — не допускайте
искажения содержания.
8.
Составьте тезисы, а затем, используя эти материалы, оформите памятку-алгоритм
на листе А4. Структура памятки. Объем работы: 1-3 листа
Критерии
оценивания:
Памятка составлена верно, если: составленная
памятка-алгоритм, соответствует изучаемому материалу, соблюдены требования к
составлению тезисов; основные требования к оформлению памятки соблюдены,
но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в формулировке
тезисов, пропущены некоторые действия, имеются упущения в оформлении;
Памятка составлена не верно, если: содержание
памятки-алгоритма не соответствует изучаемой теме, обнаруживается существенное
непонимание проблемы.
Методические рекомендации по созданию
мультимедийной презентации (проекта)
Мультимедийные
презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или
мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему
сообщению.
Общие требования к
презентации:
Ø Обязательно используйте официальный
шаблон оформления для подготовки презентации Проекта. Мультимедийная
презентация должна состоять из 10—15слайдов.
Ø Нельзя использовать мультимедийные
эффекты анимации, даже эффект «появление», когда в первую очередь
появляется заголовок слайда, а затем — текст по абзацам. Подобные эффекты
вызовут сбой просмотра презентации.
Ø Слайды желательно не перегружать
текстом, лучше разместить короткие тезисы, убрав вводные слова, даты, имена,
термины и т.п. На слайдах необходимо демонстрировать небольшие фрагменты текста
доступным для чтения шрифтом.
Ø Наиболее важный материал лучше
выделить.
Ø Таблицы с цифровыми данными плохо
воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал, по возможности,
лучше представить в виде графиков и диаграмм.
Ø Следует помнить, что при
использовании в презентации иллюстративных материалов ссылки на авторов
обязательны.
Ø Необходимо соблюдать единый стиль
оформления презентации и обратить внимание на стилистическую грамотность
(отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок).
Практические
рекомендации по созданию презентаций
I. Планирование
презентации
–
это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории,
формирование структуры и логики подачи материала.
Планирование презентации включает в
себя:
Ø определение целей
Ø сбор информации об аудитории
Ø определение основной идеи
презентации
Ø подбор дополнительной информации
Ø планирование выступления
Ø создание структуры презентации
Ø проверка логики подачи материала
Ø подготовка заключения
II. Разработка
презентации
–
методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая
вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и
графической информации.
III. Репетиция
презентации
– это
проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению
презентаций
В оформлении
презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации
на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд
требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление
слайдов:
Стиль |
Соблюдайте единый стиль Избегайте стилей, которые будут Вспомогательная информация |
Фон |
Для |
Использование |
На одном слайде рекомендуется Для |
Анимационные эффекты |
Используйте возможности Не стоит злоупотреблять |
Представление
информации:
Содержание |
Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество Заголовки должны привлекать |
Расположение странице |
Предпочтительно горизонтальное Наиболее важная информация Если на слайде располагается должна располагаться под ней. |
Шрифты |
Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать Нельзя смешивать разные типы Для выделения информации следует Нельзя злоупотреблять прописными читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации |
Следует использовать: — рамки; границы, заливку; — штриховку, стрелки; -рисунки, диаграммы, схемы для |
Объем информации |
Не стоит заполнять один слайд определений. Наибольшая эффективность |
Виды слайдов |
Для обеспечения разнообразия виды слайдов: — с текстом; — с таблицами; — с диаграммами. |
Критерии оценивания
презентации
Критерии
оценивания презентаций складываются из требований к их созданию.
Название |
Оцениваемые |
Тема презентации |
Соответствие темы ПМ, МДК, разделу |
Дидактические методические задачи |
Соответствие целей поставленной Достижение поставленных целей и задач |
Выделение идей презентации |
Соответствие целям и задачам Содержание умозаключений Вызывают ли интерес у аудитории Количество (рекомендуется |
Содержание |
Достоверная информация об Все заключения Язык изложения материала Актуальность, точность и |
Подборинформации создания проекта презентации |
Графические иллюстрации для Статистика Диаграммы и графики Экспертные оценки Ресурсы Интернет Примеры Сравнения Цитаты и т.д. |
Подача проекта – |
Хронология Приоритет Тематическая последовательность Структура по принципу «проблема решение» |
Логика время презентации |
От вступления к основной части От одной основной идеи (части) к От одного слайда к другому Гиперссылки |
Заключение |
Яркое высказывание — переход к Повторение основных целей и Выводы Подведение итогов Короткое и запоминающееся |
Дизайн |
Шрифт (читаемость шрифта, Элементы анимации |
Техническая |
Грамматика Подходящий словарь Наличие ошибок правописания и опечаток |
Методические
рекомендации по составлению кроссворда
Кроссворд –
игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется
перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Для составления
кроссворда по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть
Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и
составить в рукописном варианте или пользуясь одним из программных средств:
Microsoft Word, Microsoft Excel.
Кроссворд составляется
индивидуально.
Работа должна быть
представлена в дневнике в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.
Правила составления кроссвордов
Ø Не допускается
наличие «плашек» (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
Ø
Не допускаются случайные буквосочетания и
пересечения.
Ø
Загаданные слова должны быть именами
существительными в именительном падеже единственного числа.
Ø
Двухбуквенные слова должны иметь два
пересечения.
Ø
Трехбуквенные слова должны иметь не менее
двух пересечений.
Ø
Не допускаются аббревиатуры, сокращения.
Ø
Не рекомендуется большое количество
двухбуквенных слов.
Ø
Все тексты должны быть написаны
разборчиво, желательно отпечатаны.
Ø
На каждом листе должна быть фамилия
автора, а также название данного кроссворда.
Требования к оформлению
кроссворда
Ø
Рисунок
кроссворда должен быть четким.
Ø Сетка
кроссворда должна быть пустой только с цифрами позиций слов-ответов.
Ø
Ответы на кроссворд публикуются на
отдельном листе. Ответы предназначены для проверки правильности решения
кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные
позиции условий.
ü 1
лист – титульный
ü
2 лист – сетка кроссворда, вопросы без
ответов
ü 3
лист – ответы
ü 4 лист — используемые источники
Создание кроссворда в MS Word.
Ø Создание
сетки графическим методом; при этом все элементы должны быть сгруппированы.
Ø Создание
сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются.
Ø Номера
либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с
соответствующими ячейками.
Ø Задания
к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде
выносок к соответствующим клеткам.
Ø Задания
к кроссворду должны быть грамотно сформулированы.
Ø Кроссворд на странице должен быть
наглядно оформлен и правильно расположен.
Создание кроссворда в
MicrosoftExcel.
Ø Сетка
кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и
высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.
Ø Задания
к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде
примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.
Ø Проверка
правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью
условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная цифра, то
ячейка заливается определенным цветом).
Ø Задания
к кроссворду должны быть грамотно сформулированы.
Ø Кроссворд
на рабочем листе должен быть наглядно оформлен и правильно расположен.
Ø Наличие проверки правильности
решения кроссворда.
Составление условий (толкований)
кроссворда.
Ø Они
должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне
исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
Ø Старайтесь
подать слово с наименее известной стороны.
Ø Просмотрите
словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшееопределение. В
определениях не должно быть однокоренных слов.
Планирование деятельности по составлению
кроссворда.
Ø Определить,
с какой целью составляется кроссворд.
Ø Просмотреть
и изучить лексико-грамматический материал по теме
Ø Просмотреть
и выбрать вид кроссворда.
Ø Продумать
составные части кроссворда.
Ø Изучить
дополнительный материал по теме.
Ø Составить
список слов раздельно по направлениям.
Ø Написать
условия (текст) кроссворда.
Ø Проверить
орфографию текста, соответствие нумерации.
Ø Проанализировать
составленный кроссворд согласно критериям оценивания.
Ø Оформить
готовый кроссворд.
Электронные друзья
кроссвордиста.
Специальные программы-помощники
кроссвордиста:
v
CrossPartner (crosspartner. chat.ru),
v
Paseek
2000 (crossworld.nm.ru/Index.html),
v
сайт ―Помощник кроссвордиста
(www.aida.ru/cgi/ch.pl).
v
сайт ―Кирилл и Мефодий‖
(www.km.ru/entertaiment/crossword)
v сайт ―Кроссворд 2000‖
(raybinin.newmail.ru/krossword/pro.htm).
Интерактивные
кроссворды (Java-кроссворды):
v
www.sobesednik.ru/crosswords (еженедельник
―Собеседник‖)
v
nauka.relis.ru/54/dir.htm. (журнал ―Наука
и жизнь‖)
v www.privatelife.ru/Krossword.htm
(газета ―Лучшие кроссворды «Поля чудес»‖)
v www.fair.ru/cross (для
распечатывания ―Ярмарка кроссвордов‖)
Как написать самостоятельную работу по английскому языку на отлично
Английский, очевидно, является первым иностранным языком, который нужно освоить, потому что он наводняет Интернет, является частью нашей повседневной жизни, используется в качестве официального языка для крупных международных мероприятий и представляет собой самый распространенный язык, практикуемый в настоящее время в мире.
Самостоятельная работа по английскому
Делимся секретами по написанию самостоятельной работы по английскому.
Тезисы для доклада на научную конференцию
Разбираемся с тезисами для доклада на научную конференцию.
Как выполнить реферативный перевод
Составили для вас рекомендации по выполнению реферативного перевода.
Как сформулировать проблему в сочинении
Объясняем простым языком, как сформулировать проблему в сочинении.
Как написать аргумент в сочинении
Рассказываем, как аргументировать собственную точку зрения в сочинении.
Как написать тезис в сочинении-рассуждении
Объясняем, как быстро и просто написать тезис в сочинении. Пример.
Как составить тезисный план
Рассказываем и показываем, как грамотно составлять тезисный план.
Сочинение по русскому языку
Все, что нужно знать о написании итогового сочинения по русскому языку.
Составление аналитической справки
Все, что нужно знать о составлении аналитической справки.