В 2007 году в нашей стране начала действовать государственная программа, направленная на материальную поддержку семей, в которых имеются несовершеннолетние дети, известная как «материнский капитал».
За прошедшие годы она приобрела огромную популярность и во многом выполнила задачи, которые ставились посредством ее реализации, включая улучшение демографических показателей и увеличение благосостояния граждан с детьми. В связи с этим программа маткапитала, имеющая определенный период действия, неоднократно продлевалась, а средства господдержки, равно как и формы распоряжения ими, расширялись.
Содержание
- 1 Составление заявления на распоряжение материнским капиталом и образец заполнения
- 1.1 Обязательные реквизиты
- 1.2 Содержание заявления
- 1.2.1 Наименование органа ПФР, куда подается заявление
- 1.2.2 Личные данные
- 1.2.3 Сведения о сертификате
- 1.2.4 Паспортные данные
- 1.2.5 Сведения о представителе
- 1.2.6 Сведения о целевом расходовании
- 1.2.7 Подтверждения
- 1.2.8 Перечень документов
- 1.2.9 Подпись гражданина и дата
- 1.3 Оформление заявления
- 2 Куда обращаться с заявлением
- 3 Какие документы нужно приложить к заявлению
- 4 Полезное видео
Составление заявления на распоряжение материнским капиталом и образец заполнения
Согласно действующему законодательству российские семьи, где воспитываются несовершеннолетние дети, могут рассчитывать на маткапитал. Его размер составляет 466 617 рублей в 2020 году. Кроме этого, средства материнского капитала подлежат ежегодной индексации.
Однако следует отметить, что средства МК не выдаются в виде наличных на руки гражданам. Лица, имеющие детей, получают специальный сертификат, представляющий собой официальный документ по установленной форме.
Кроме этого, потратить средства МК можно только строго на установленные законом нужды. Наиболее часто граждане используют данные меры государственной поддержки для улучшения жилищных условий своей семьи.
Соответственно, имея на руках сертификат, граждане могут рассчитывать на помощь от государства, но это возможно только при осуществлении распоряжения средствами маткапитала. Для этого необходимо подать соответствующее заявление.
Важно!Возможность распоряжения средствами господдержки возникает только после того, как ребенку, рождение или усыновление которого стало основанием для их назначения, исполнится 3 года, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Документ составляется и заполняется по специальной форме. Написание его в свободной форме исключается.
Пример заполнения:
Обязательные реквизиты
В заявлении в обязательном порядке указываются:
- паспортные данные лица;
- информация о сертификате;
- сведения о ребенке;
- цели распоряжения средствами господдержки;
- дата подачи документа.
Как правило, при личном обращении сотрудники уполномоченного органа предоставляют всю необходимую информацию и помощь при заполнении соответствующего бланка.
Содержание заявления
В целом, условно в бланке заявления можно выделить несколько блоков, где заявителем указывается необходимая информация. Разберем подробнее.
Наименование органа ПФР, куда подается заявление
Следует отметить, что гражданин вправе подать заявление как по месту жительства, так и в любой иной другой территориальный орган государственного пенсионного фонда.
Личные данные
Здесь указываются:
- ФИО заявителя;
- отношение родства к ребенку (статус);
- дата рождения.
Сведения о сертификате
- номер СНИЛС заявителя;
- серия и номер документа;
- дата выдачи сертификата.
Паспортные данные
- серия, номер паспорта;
- дата выдачи и наименование государственного органа, выдавшего документ;
- адрес.
Сведения о представителе
Если вопросами, связанными с распоряжением средствами МК, занимается доверенное лицо, то сведения о нем также вносятся в заявление.
Внимание! Для осуществления своих полномочий в полном объеме представителю необходима доверенность, оформленная нотариально.
Сведения о целевом расходовании
Далее заявитель указывает, на какие цели ему требуются средства господдержки (улучшение жилищных условий, учеба детей и так далее), а также необходимую сумму.
Подтверждения
Далее в бланке следует мини-анкета, содержащая вопросы относительно того, не имеет ли заявитель ограничений в родительских правах, не совершал ли умышленных преступлений против детей, а также согласен ли он с правилами предоставления средств государственной поддержки.
Перечень документов
В конце заявитель указывает прилагаемые к заявлению документы.
Подпись гражданина и дата
В самом конце бланка имеется отрывной лист, который заполняется сотрудником уполномоченного органа и выдается на руки заявителю. Он является подтверждением факта приема документов.
Оформление заявления
Документ может быть оформлен как в форме бумажного документа, так и электронного. Печатный бланк заполняется в соответствии с установленной формой. Важно, чтобы информация, указываемая в нем, была достоверной. В бланке не должно быть каких-либо помарок или исправлений.
- Скачать образец заявления на распоряжение материнским капиталом
- Скачать бланк заявления на распоряжение материнским капиталом
Куда обращаться с заявлением
Подать документ на распоряжение маткапиталом необходимо в местное отделение государственного пенсионного фонда. Именно сотрудники данной организации принимают решение о допустимости распоряжения средствами МК.
Кроме этого, подать полный комплект документов можно и в МФЦ. Однако многофункциональные центры, по своей сути, выступают в роли посредников между гражданами и государственными органами. Таким образом, решение об удовлетворении заявления принимается сотрудниками ПФР вне зависимости от формы его подачи.
Электронный документ можно оформить через портал «Госуслуги» или личный кабинет на сайте государственного фонда. В этом случае уведомление о принятии придет заявителю по почте. Срок рассмотрения составляет 30 дней.
Какие документы нужно приложить к заявлению
К заявлению, как правило, прилагаются документы, подтверждающие право гражданина на распоряжение средствами господдержки.
К ним следует отнести:
- сертификат;
- паспорт;
- документ-основание для распоряжения средствами (договор купли-продажи жилья, договор о предоставлении образовательных услуг ребенку и так далее);
- свидетельство о рождении детей, браке.
Данный список не является исчерпывающим, поскольку в зависимости от конкретной ситуации перечень документов может значительно разниться. На обозрение уполномоченному сотруднику ПФР или МФЦ предоставляются оригиналы документов, а подаются их копии.
Распоряжение маткапиталом осуществляется путем подачи соответствующего заявления. Оно может быть оформлено как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа.
Полезное видео
Советы по заполнению от сотрудника МФЦ:
В 2023 году оформление материнского капитала максимально упрощено и в большинстве случаев происходит автоматически. При рождении 1 или 2 ребенка документы на маткапитал передаются в ПФР органами ЗАГС, после чего в проактивном (беззаявительном) порядке оформляется сертификат. При этом с апреля 2020 документ выдается только в электронном виде — его больше не требуют на бумаге. Распоряжение средствами из года в год также упрощается.
Таким образом, программа материнского капитала все больше переходит в онлайн. Так требуется меньше бумажной волокиты и затрат времени. Теперь родители могут и посмотреть сертификат в электронном виде и при необходимости узнать остаток средств. Даже те родители, которые в своей время получали документ в бумажном виде. Это можно сделать на сайте ПФР или на Госуслугах.
Чтобы получить маткапитал и воспользоваться средствами, маме больше не нужно контактировать напрямую с работниками Пенсионного фонда (это до сих пор необходимо лишь в некоторых случаях). Практически все в 2023 году можно сделать самостоятельно через интернет.
- Сертификат оформляется автоматически и только в электронном варианте. Он всегда доступен для мамы в интернете.
- Документы на мат. капитал на новорожденного в ПФР подают органы ЗАГС, заявление от мамы не требуется.
- На усыновленного ребенка надо подавать документы самостоятельно в ПФР, но это можно сделать в электронном виде.
- Для распоряжения средствами также не нужен бумажный сертификат. Данные можно выписать из электронного документа.
- Онлайн можно получить выписку об остатке средств материнского капитала.
Напомним, что программа материнского (семейного) капитала (МСК) действует в России с 2007 по 2026 год включительно. Изначально документы оформлялись только в бумажном виде — сертификат выдавался на бланке государственного образца с несколькими степенями защиты. Однако с каждым годом процесс оформления маткапитала пытаются облегчить. В 2018 году впервые появилась возможность получить электронный сертификат — тогда еще можно было выбрать, в каком виде нужно оформлять документ — в бумажном или электронном. Сейчас такого выбора уже нет, сертификат оформляется только электронно и на бумаге не выдается (но в случае чего его можно распечатать).
Где посмотреть материнский капитал в электронном виде
Посмотреть электронный сертификат на материнский капитал или остаток по нему можно в любой удобный момент через личный кабинет на сайте ПФР и на Госуслугах, это можно сделать с компьютера или телефона. Причем неважно, как был изначально оформлен документ — по заявлению или в проактивном порядке. После оформления сертификат всегда доступен в электронном варианте.
Сначала для этого необходимо создать учетную запись на Госуслугах и подтвердить ее. Сейчас это обычно делается дистанционно с помощью интернет-банкинга (Сбер, ВТБ, Почта Банк, Тинькофф, Газэнергобанк и др.), что особенно удобно в связи с пандемией коронавируса. Также можно обратиться для личного подтверждения в МФЦ или клиентскую службу ПФР. Только потом можно будет авторизоваться в личном кабинете на сайте ПФР.
Если сертификат был получен в электронном виде, то найти его можно в разделе «История обращений» на сайте ПФР (вход через учетную запись от Госуслуг).
В списке оказанных услуг необходимо найти строку «Проактивное предоставление сертификата на МСК» и открыть документ в формате PDF.
Документ формируется автоматически на сайте ПФР на основании данных о СНИЛС мамы и свидетельства о рождении ребенка. Сейчас эти данные передаются в ПФР органами ЗАГС, раньше мамы подавали эти сведения самостоятельно вместе с заявлением. В любом случае, все нужные данные теперь есть в системе Пенсионного фонда.
Как выглядит сертификат на маткапитал в электронном виде
Электронный сертификат на материнский капитал — это справка формата А4, форма его утверждена официально приказом Минтруда № 138н от 18.03.2020. Конечно, он не похож на красивый разноцветный бланк, который выдавался раньше на бумаге, но его функциональность от этой простоты не уменьшается.
Какие данные содержит документ:
- Название (в самом верху) — Государственный сертификат на материнский капитал.
- Серия, номер.
- Кому выдан (ФИО мамы).
- Размер маткапитала на дату выдачи сертификата.
- На основании чего выдан, дата выдачи.
- Электронная подпись руководителя органа ПФР, выдавшего документ.
Преимущество электронного документа — он доступен в любой момент времени из любой точки мира. Его невозможно потерять или забыть дома.
Нужно ли получать бумажный сертификат на маткапитал
Согласно законодательству, сертификаты на бумаге и в электронном варианте имеют одинаковую юридическую силу. При использовании средств можно предъявить документ на бумажном бланке, если он был ранее выдан. Если нет, то не стоит тратить время и силы на его получение — электронного сертификата будет достаточно.
Вообще бумажный сертификат перестали спрашивать еще несколько лет назад, ни в одной организации сейчас не требуется даже его ксерокопия. При подаче заявления на распоряжение средствами мат. капитала нужно вписывать номер и серию документа, дату его выдачи. Эти данные можно просто выписать себе на бумажку или взять сертификат с собой на телефоне в электронном виде.
Как распечатать сертификат на материнский капитал
Иногда документ по каким-то причинам нужен маме — например, хочется оставить его на память. Сертификат без проблем можно распечатать и вложить, скажем, в семейный альбом или повесить в рамочке на стену.
Чтобы распечатать сертификат, нужно найти его в личном кабинете на сайте ПФР или Госуслугах. Там предусмотрена возможность посмотреть сертификат в форматах PDF и XML. Выбираете удобный формат (обычно это PDF) и просто распечатываете справку на принтере.
Еще один вариант — бумажную копию электронного сертификата можно получить в МФЦ или в центре обслуживания абонентов ПФР. Например, если женщина по каким-то причинам не хочет открывать личный кабинет на Госуслугах. Документ будет выглядеть как обычная черно-белая справка — точно так же, как распечатка с сайта, только ее подлинность будет заверена печатью. Красивые сертификаты больше не выдают.
Как проверить остаток материнского капитала онлайн
На самом сертификате указывается та сумма материнского капитала, которая была доступна изначально на момент его выдачи. Если часть средств уже была потрачена, мама в любой момент может узнать остаток. Посторонняя помощь при этом не нужна, достаточно доступа в личный кабинет.
Если кабинет на портале уже открыт и данные подтверждены, то делается это следующим образом:
- Для начала нужно авторизоваться на Госуслугах и перейти на страницу услуги по выдаче выписки из федерального регистра лиц, имеющих право на материнский капитал.
- Нажимаете кнопку «Получить услугу», и в следующем окне появится сформированное заявление, по которому можно получить выписку о размере маткапитала (или остатка по нему). Если данные подтянулись из кабинета правильно, нажимаете «Подать заявление».
- Выписка, в которой будет указан остаток по сертификату, появится в личном кабинете. При необходимости ее можно также отправить на электронную почту. В документе будет доступная сумма остатка средств по сертификату на маткапитал, ФИО и СНИЛС мамы.
Как получить материнский сертификат через портал государственных услуг?
1. Для этого Вам нужно зайти в вашу учетную запись на сайте Госуслуги.
2. Далее необходимо найти нужную услугу, для этого существует 2 варианта:
- в поле поиска введите фразу «сертификат» и выберите услугу в поисковых результатах.
- либо перейдите в каталог услуг -> органы власти
- далее выбирйте орган власти ПФР
- в окне услуг Пенсионного фонда РФ выберите «Сертификат на материнский капитал»
3. Перейдите на страницу заявки на получение сертификата. Если вы подаёте заявку впервые, выбирайте первый пункт.
4. Срок оказания услуги — 15 календарных дней. Услуга получения сертификата бесплатная. Выберите получить услугу в электронном виде. Для оформления заявления вам понадобится не сложный перечень документов.
5. Услуга предполагает получение сертификата в связи с рождением 1-го или 2-го ребенка. Вы можете претендовать на выплату 466 617 руб., если Ваш первый ребёнок родился (был усыновлён) после 1 января 2020 года. Для семей, в которых в 2020 году появился второй ребёнок, пособие составит сумму 616 617 руб.
После отправки заявления Вам придет уведомление о необходимости посещения отдела Пенсионного фонда, куда нужно будет прийти с оригиналами документов для сверки полученных электронно данных.
6. Нажимите синюю кнопку «Получить услугу»
7. Переходим к заполнению заявления. Выбираем способ обращения: «Лично», кто подает заявление: «Мать».
8. Если Вы раскроете пункт «показать комментарии», то сможете ознакомиться с категориями граждан, которые имеют право на получение сертификата.
9. В третьем пункте ваши персональные данные заполняются автоматически.
10. Укажите Вашу фамилия при рождении ребёнка.
11. Если фамилия изменилась, то в дополнительном поле укажите Вашу фамилию при рождении ребёнка.
12. В пункте 4 паспортные данные также должны заполниться автоматически.
13. В следующий блок формы внесите информацию о месте вашего рождения, строго как написано Вашем паспорте.
14. Укажите гражданство и страну проживания.
15. В седьмом пункте адрес места жительства так же будет заполнен автоматически. Если этого не случилось или данные указаны неверно, то введите правильную информацию.
16. Далее следует запрос о ваших иных адресах: местах пребывания или фактического проживания. Укажите, если не совпадает с адресом места жительства.
17. Блок о Ваших детях.
Здесь необходимо внести всех Ваших детей, даже если им исполнилось 18 лет, по порядку с момента рождения. Первым введите старшего ребёнка. Для ввода данных вам потребуется свидетельство о рождении или паспорт (для совершеннолетнего ребёнка).
18. После внесения всех данных, поставьте «галочку» в поле «прошу выдать сертификат в связи с рождением (усыновлением)» для того ребёнка, на которого будет выдан сертификат.
19. Получали ли Вы ранее сертификат? Отметьте нужное.
20. Укажите: лишались ли Вы родительских прав? совершали ли умышленные преступления?
21. Укажите где и каким образом Вы хотите получать сертификат: в указанном отделении ПФР или по почте.
22. Поставьте «галочку», что об ответственности за достоверность данных вы предупреждены и подайте заявление, нажав последнюю кнопку.
Готово! Поздравляем!
Если у вас есть какие-то вопросы по заполнению, обязательно пишите в комментариях. Мы постараеся на них ответить.