Не слыхала или не слышала: в чем разница? ⇐ Стилистика
Модератор: Селена
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Не слыхала или не слышала: в чем разница?
По словарю глагол «слыхать» относится к разговорным, но есть ли между этими словами семантическое отличие? В современной литературе мне встретился такой текст:
…Внучка Екатерины Скавронской, продолжал хвалиться портрет, знаменита не меньше бабки. Вы её точно знаете — Юлия Пален.
— Никогда не слыхала, — сказала Вера.
— А если под фамилией Самойлова?
Конечно же — Брюллов! …
Вообще говоря, глагол «слыхать» довольно часто использовался в литературе раньше, да и сейчас тоже его можно встретить. Вот, к примеру, у Лермонтова: мы…по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем; фамилии его я никогда не слыхал. [М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (1839-1841)]
В романе Вера — искусствовед, и еще она умеет разговаривать с портретами. Поэтому вряд ли она стала бы пользоваться разговорно-просторечной лексикой. Или это всё-таки разговорный стиль, а не особая семантика? Возможно, здесь есть особая коннотация (некоторое недоверие, пренебрежение к собеседнику или к ситуации)?
Как вы думаете? Спасибо.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5981
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 11:34
Семантическое различие есть (оно проявлется в некоторых контекстах в других формах слова), но не выдумывайте, в Ваших примерах это не более чем просторечный диалект.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 12:05
Спасибо за ответ. Итак, вы полагаете, что семантических различий нет. И у Лермонтова тоже просторечный диалект? Но вот в Нацкорпусе 862 примера, где встречается сочетание «не слыхала». Большинство из них вряд ли можно отнести к просторечию.
И коннотации в моем примере тоже нет? А вы в этом уверены, можете обосновать свою точку зрения? Чтобы любить и понимать русскую художественную речь, нужно внимание и терпение, поспешные выводы и суждения не всегда правильны.
И еще к вам дополнительный вопрос. А в глаголе «выдумать» (в вашем тексте) есть коннотация? Например, пренебрежение к вопросу автора, подчеркивание его незначительности. Или мне это показалось? Я недавно на форуме, возможно, это принятый здесь стиль общения и мне не стоит обращать на это внимание?
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5981
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 12:37
Коннотации нет. Одни говорят «слухаешь», а другие «слушаешь», и все они имеют в виду одно и то же.
Цитирую чужие доклады:
Уже в ранний период творчества Лермонтов отказался от традиционных условно-поэтических слов, перифрастических выражений, устоявшихся символов и формул, которые еще широко использовались в поэзии Пушкиным, Баратынским, Кюхельбекером и другими: # пиит, творец, любимец Феба, муза, Геликон, Парнас, Пинд. Он отбрасывает и архаичные поэтические слова, выражения, заменяя их словами из живой народно-разговорной речи. Язык освобождается от условностей, становится необыкновенно выразительным, звучным, обретает силу воздействия, а выражения – афористичность и меткость.
Лермонтов вовлекает в систему литературного языка главным образом общегородское просторечие и общенародные формы крестьянского языка. Он ориентируется на общенациональный фонд живой разговорной речи и чуждается областных диалектизмов.
А в стихотворении «Бородино» совершенно отсутствуют декоративные штампы романтического стиля. В нем господствует солдатское просторечие и поговорочный простонародный язык. Здесь присутствуют морфологические, синтаксические и лексические средства живой разговорной речи (например, просторечные слова, разговорные частицы).
Это из первых ссылок поиска про просторечия у Лермонтова. Это к тому, что он любил язык народа, а не брезговал им, как напыщенные ценители.
Отправлено спустя 8 минут 26 секунд:
marine: ↑22 апр 2020, 12:05
А в глаголе «выдумать» (в вашем тексте) есть коннотация?
Я попросил Вас не выдумывать, и ничего иного. Все на этом форуме — личности. Есть грубые, есть сумасшедшие, есть сухо-деловые… Я писал не про незначительность вопроса, а про то, что не надо думать, что белая краска на самом деле не белая краска.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 13:16
Спасибо, что уделили мне внимание. ВСего лишь пара замечаний. Печорин — представитель дворянского класса, предложение взято из его дневника. Откуда там разговорно-просторечная речь? Почему он не использовал нейтральный глагол «слышать» в своих записках? О чем-то это говорит, как вы думаете?
И про «выдумывать»? Я всего лишь изложила свое мнение, и вряд ли это глагол, а также выражение «если угодно», уместны при вежливом общении с собеседником. А ведь этот форум вроде бы оценивается его участниками как очень доброжелательный. Не хотелось бы разочароваться.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5981
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 14:07
Подождём других людей. Я не компетентен отвечать о Печорине. Лично мне ни о чём не говорит.
У Вас первый вопрос написан так, что все подумают, что это вопрос о речи Веры, а не о речи Печорина и не о другом.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 15:40
Ну, ТЬСЯ и ТСЯ — это описка, а не ошибка, я же всё-таки не в школе учусь, а это детская орфограмма. На эту тему я могу целую «поэму» написать, например, три способа проверки ТЬСЯ и ТСЯ, также причина орфограммы и всё такое прочее. А по поводу глагольного сочетания вы, конечно, правы, тоже невнимательность, извините. Я хотела поправить, но «карандаш» не сразу нашла.
Просто это дополнительные замечания, а они у вас на первом месте оказались, практически весь ответ занимают. Я бы их в примечания отправила, если бы давала ответ.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5981
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 16:48
ОК. Я убрал свои замечания. Теперь могу предложить версию, но это гипотеза, что У Печорина были армейские привычки и в этих привычках проскакивало армейское просторечие. Говорить сложнее, чем писать. А привычки, в том числе паразитного характера, часто появляются незаметно.
Читаю биографию (в википедии):
Родился в Санкт-Петербурге. По его словам, «обучение ему быстро наскучило»
Сразу возникает вопрос: «А был ли он на самом деле образованным?». Может создаться впечатление, что Вы считаете, что все дворяне рождаются уже образованными.
Отправлено спустя 12 минут 32 секунды:
Разведка доложила:
Кажущаяся неясность образа рассказчика «Тамани» послужила главным доводом концепции о раннем написании этой повести, неорганичном «вмонтировании» ее в текст «Героя нашего времени», о невыдержанности характера Печорина и т. п. Отправным пунктом явилось наблюдение Б. М. Эйхенбаума над одной фразой в журнальном варианте «Тамани»: «А право, я ни в чем не виноват: любопытство — вещь, свойственная всем путешествующим и записывающим людям». В полном издании «Героя нашего времени» эта фраза снята, потому
что она почти дословно фигурирует в «Бэле», где рассказчик — профессиональный писатель: «Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку — желание, свойственное всем путешествующим и записывающим людям».
Печорин, видимо, превосходно знает и западноевропейскую литературу. … Просторечия встречаются во всех частях романа и даже в речи светского Печорина: «Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку»
Отправлено спустя 4 минуты 2 секунды:
Ещё причиной может быть то, что Лермонтов торопился написать роман, отчего деталям внимания досталось меньше, чем могло быть надо.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 18:10
В Интернете все пишут: «по его словам, обучение ему скоро наскучило». А откуда это? И какое у светских богатых молодых людей могло быть «обучение»? Там было воспитание и образование. Эти люди знали несколько языков, читали иностранную литературу в подлиннике, изучали древние языки и всемирную историю. А кроме этого светское образование: музыка, танцы, рисование, фехтование, верховая езда, знание этикета. Вряд ли наше общество может дать молодежи такое образование. Возьмем биографию самого Лермонтова: сначала домашнее воспитание, потом московский пансион, затем университет, потом гвардейская школа в Петербурге. Их беда состояла в том, что они не могли применить свои знания на практике: «мы иссушили ум наукою бесплодной». А знания, которые не используются, обременительны для человека, так как люди нуждаются в их творческом применении. Но цели в жизни нет, на хлеб зарабатывать не надо, служить необязательно. На Кавказ же Печорин попадает после «истории», скорее всего, после дуэли, так он становится армейским офицером. Поэтому непонятно, о каком «наскучившем обучении» пишут авторы в своих сочинениях, вернее, списывают друг у друга.
Просторечие в его словах? Но ведь мы любую фразеологию может отнести к разговорному стилю. Фразеологические обороты делают нашу речь ярче, выразительнее. Детали? Они очень важны, настоящий художник слова придает деталям большое значение, здесь не может быть небрежности и торопливости.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5981
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 18:33
Отвлечёмся? Я могу сказать о современности и не могу о людях прошлого (в тем более не могу о вымышленных людях прошлого). Наше общество — может, другой вопрос, что жизнь, которую выбирают нам, а не которую выбираем мы, диктует ненужность этого, одна фальсификация вокруг, включая знание: имитируют учение, наскоро вываливая сотни и тысячи гигабайт как мусор, а не как ценность, в головы поколений. Эта тема пересекается с той, о которой нельзя говорить. Надо делать вид, что всё прекрасно.
Отправлено спустя 18 минут 41 секунду:
Откуда это про «наскучило»… Посмотрим:
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 20:14
Печорин здесь говорит скорее о специализированных знаниях, в то время как общий образовательный уровень у него достаточно высок. По крайней мере он вполне владеет грамотным русским языком, что видно из его записок. А вот углубиться в какую-то область знаний не получается, для этого опять же нужна мотивация. Что ему изучать, психологию, экономику, точные науки? Но где он их может применить, только если в искусстве управлять людьми, а это непременно когда-нибудь надоест. Другими словами, не мог он найти свое призвание, и возможно, по объективным причинам.
А теперь про наше общество. У нас за последнее время случилось два знаковых события: информационная революция, которая длится уже 20 лет, и вот теперь еще пандемия. Мир уже не будет прежним, думаю, и образование изменится значительно. Каким оно будет? Хотелось бы, чтобы новое поколение стало более творческим, нам нужны мыслители, а не исполнители, истинные знания, а не их имитация. Многое будет зависеть от каждого из нас. Так что нам с вами досталось интересное, хотя и трудное время. Наверное, Печорин не отказался бы жить в нем и, может быть, нашел бы себя, но — «времена не выбирают».
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5981
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 21:24
Вас надо тыкать как котёнка, чтобы навык внимательности в письме прокачать?
Отправлено спустя 4 минуты 57 секунд:
Про углубиться в какую-то область знаний, это, полагаю, Вы решили, что так. Я же вижу в обсуждаемом моменте отражение самого Лермонтова, незакончившего гимназию, где он изучал в том числе и русский язык, и отправленного спустя несколько лет на Кавказ.
Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его
Отправлено спустя 17 минут 29 секунд:
ВОЕ́ННАЯ СЛУ́ЖБА Лермонтова началась с того дня, когда он был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров унтер-офицером л. -гв. Гусарского полка —14 ноября 1832.
Отправлено спустя 2 минуты 4 секунды:
В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение на смерть Пушкина, в котором открыто обвинял власти в случившемся. Стихотворение принесло поэту известность, но за него Николай I отправил поэта на Кавказ, где тогда шли военные действия.
Отправлено спустя 6 минут 19 секунд:
Наше время, да… В тюрьму за лайки, это вам не на войну, это куда человечнее. И на троне ну прям совсем не царь. Совсем другие нынче нравы.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 22:29
Спасибо теперь за котенка (в трех или четырех программах проверила текст, ошибок нигде не нашли).
Также спасибо за беседу, в то же время мы далеко ушли от темы. Если же к ней вернуться, то мой вывод такой: слыхать — глагол особый, в словаре ему уделено недостаточно внимания. Замена его нейтральным глаголом слышать меняет текст, обычно ухудшает его. Это мое личное мнение, я это воспринимаю на слух. Считаю, что и в моем примере, и во всех других примерах авторы выбирали именно этот вариант намеренно.
В любом случае мне был интересен ваш ответ.
Кстати, о Лермонтове: с 1828 по 1830 год он учился в Московском университетском Благородном пансионате.
Осенью поступил в Московский университет на нравственно-политическое, потом на словесное отделение, где проучился два года(1830-32). Не закончил Московский университет, так как решил посвятить себя военной карьере и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге, а с 1834 года он начал службу в звании корнета в гусарском полку в Царском селе.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5981
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 22 апр 2020, 22:45
Вы считаете, что программы всегда знают, где надо ставить запятые? У Вас в этот раз вводные выражения не обособлены, и Вы игнорируете это обособление вообще. Снова будете отвечать, что это не ошибка? Читающему мне читать тяжело.
Когда называете слово, как сейчас: «слыхать — глагол особый», «Замена его нейтральным глаголом слышать» — выделяйте называемое слово или кавычками, или курсивом по правилам, или не по правилам жиром, цветом или ещё как-то, чтоб было видно, что это именно, что слово, а не значение…
Ухудшает или нет — зависит от субъективного чувства восприятия, от необходимости использовать и выдержать стиль.
Ваше мнение — это хорошо.
Из увлеченцев, живущих на форуме, я здесь самый слабый, так что ждём других участников. Они могут дать более ценную информацию.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 22 апр 2020, 23:52
Так вот откуда история про котенка, которого надо потыкать носом. Вам не хватает вводных слов?
А вы в курсе, что практически любое вводное слово имеет парное наречие, и я имею право выбрать нужный мне вариант (в соответствии с правилами, конечно). Это касается «скорее» и «по крайней мере», у меня эти слова употреблены в значении наречий. Вы ко мне очень строги (в основном по оформительским мелочам, курсивы, кавычки), а давайте-ка я вас проверю. Я тоже умею это делать.
Вот ваше предложение: Я же вижу в обсуждаемом моменте отражение самого Лермонтова, незакончившего гимназию, где он изучал, в том числе, и русский язык, и отправленного спустя несколько лет на Кавказ.
1) Слитное написание НЕ, а должно быть раздельное 2) Некорректно построенное предложение с союзом В ТОМ ЧИСЛЕ. В каком это том числе изучал он русский язык? Почитайте Справочник по пунктуации.
В ТОМ ЧИСЛЕ, союз. Присоединительные обороты, начинающиеся союзом «в том числе», обособляются. На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где он еще не был, и в том числе к Ростовым. Вот так эти обороты строятся.
И вывод. Я скромно задаю на форуме очень простой вопрос, надеясь получить на него короткий и ясный ответ. Мне интересно, почему автор употребил разговорно-просторечный вариант слова при наличии нейтрального варианта? В этом есть особый смысл или кто-то плохо знает русский язык (автор, персонаж, составитель словаря)? Нет ответа.
Зато меня научили правильно писать ТСЯ и ТЬСЯ, употреблять курсив и кавычки, а также обособлять вводные слова. Это всё как бы взамен отсутствующего ответа, причем в довольно невежливой форме. Казалось бы, в этом случае строгий учитель должен знать язык безупречно, но это далеко не так.
Мне очень хотелось подружиться с автором ответа, но ничего не получилось. Нет, не нравится мне на этом форуме. Это какой-то некорректный форум.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5981
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 23 апр 2020, 06:48
отступление, по русскому языку
Я Вам коротко и ясно написал: обычное просторечие, что Вы сочли неправильным. Я коротко написал «ждём других», два раза написал коротко. Третий раз: «ждём других».
Образование среднее-низшее.
-
Селена
- —
- Всего сообщений: 2960
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
Селена » 23 апр 2020, 08:09
marine: ↑22 апр 2020, 22:29
в трех или четырех программах проверила текст, ошибок нигде не нашли
Во-первых, программы такие программы… Перечитывайте себя, если для вас очень важно, чтобы не было описок. Они есть, программы их не замечают.
Вы не обижайтесь. Я с daslex часто спорю, но в этом случае он прав:
marine: ↑22 апр 2020, 18:10
Но ведь мы любую фразеологию может отнести к разговорному стилю
Далее.
marine: ↑22 апр 2020, 23:52
А вы в курсе, что практически любое вводное слово имеет парное наречие, и я имею право выбрать нужный мне вариант (в соответствии с правилами, конечно). Это касается «скорее» и «по крайней мере», у меня эти слова употреблены в значении наречий
Я — в курсе. Но здесь нет условий для волюнтаризма. В вашем тексте это именно вводные слова, а не наречия.
Кстати, стилистически первое предложение хромает, в связи с чем в нем очень сомнительная пунктуация.
Конечно, это мелочи, но вы ведь обижаетесь и начинаете отстаивать свою правоту.
А daslex отнюдь не эталон грамотности, но он и не настаивает на своей безупречности.
Теперь по теме. Обратимся к Далю:
Слышать более относится к орудию и чувству слуха, а слыхать — к вестям, слухам, что слышат.
В бумажном объясняется и на примерах.
Во времена Лермонтова — не просторечное.
Даль достаточно авторитетен?
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 23 апр 2020, 11:28
Сначала о вводных словах
Откройте Справочник по пунктуации на Грамоте.ру и наберите «по крайней мере» и «скорее», это ведь нетрудно. Не буду пересказывать содержание статей, сами прочитаете. К примеру, обособлять « скорее» я научилась еще лет несколько назад (тоже сделали замечание на форуме). Здесь не «скорее говоря», а «скорее …чем », то есть значение сопоставления, которое подразумевается (в той теме общее и специальное образование).
Вот за эти как бы «вводные слова» ваш участник обещал потыкать меня носом, как котенка. Это у вас принято на форуме, извинений не будет? Кодекса вежливости нет?
Теперь о Дале. Даль – история (1801 – 18072), он для этимологических и исторических вопросов интересен, а язык меняется, это живой организм. Отслеживать его желательно на разных исторических периодах.
Я слышу в этом глаголе особые значения, его просто так не употребляет ни Лермонтов, ни современный автор, так как изображенные персонажи имеют хорошее образование. Нейтральное «не слышал» им, вероятно, не подходит, не содержит дополнительной эмоциональной окраски (некоторой раздраженности в одном случае или пренебрежительной оценки в другом). Я в этом хотела разобраться.
У вас же форум русской словесности, но как-то здесь мало любят словесность. Эмоциональная окраска, семантика, коннотация? Нечего выдумывать! Все просто: разговорное просторечие, малограмотные авторы или персонажи. Ну что ж, сюда делиться своими «выдумками» я больше не приду.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5981
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 23 апр 2020, 11:49
Не за вводные слова, а в непоставленные запятые. А ещё за непроставление точек, за лишние пробелы. На грамотаре есть профессионалы, соображающие хуже меня, при том, что я дваплюсник, а не отличник.
Я не участник Селены. Правильно «участник форума», «мой неприятный собеседник», «этот хам».
Я люблю не только словесность, но и письмо. И меня огорчает видеть у хорошо пишущего человека детские ошибки.
Вы не видите в упор ответы, которые дают:
daslex: ↑22 апр 2020, 11:34
Семантическое различие есть (оно проявлется в некоторых контекстах в других формах слова), но не выдумывайте, в Ваших примерах это не более чем просторечный диалект.
Селена: ↑23 апр 2020, 08:09
Во времена Лермонтова — не просторечное.
Образование среднее-низшее.
-
Автор темы
marine
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 97
- Зарегистрирован: 29.03.2020
- Образование: высшее гуманитарное
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
marine » 23 апр 2020, 13:07
Спасибо за общение, давайте на этом закончим. Учите вводные слова, читайте Справочник по пунктуации. И будьте добрее к людям. У вас и так мало посетителей, а так и последние разбегутся. Если, конечно, вы и дальше будете учить их ставить точки и считать пробелы (вы же не книгу к печати готовите, чтобы их считать).
В русском языке есть два уровня знаний. Основные правила письма школьники обычно усваивают за 11 лет обучения, но это всего лишь первый этап. Грамотное построение речи, ее выразительность, грамматика и стилистика — вот что не всем дается, что вызывает постоянные вопросы. И еще особое понимание правил пунктуации, умение применить их в конкретной ситуации, а не просто формально скопировать — в этом высший пилотаж. Не верите? Тогда я вам процитирую Розенталя:
«При составлении различного рода справочников приходится исходить из того, что общий свод пунктуационных правил не мог, естественно, охватить все многообразие случаев частного характера, в результате чего наблюдаются противоречия и двойственность в применении правил. Само по себе это обстоятельство не должно нас смущать: если в области орфографии желательна и необходима полная унификация, то к пунктуации это требование неприменимо. Особенности русской пунктуации — в присущей ей многофункциональности знаков препинания и широкой их взаимозаменяемости, в своеобразии индивидуально-авторского использования знаков препинания, в гибкости пунктуационной системы, позволяющей выявлять не только смысловую сторону текста, но и стилистические его оттенки. Все это исключает формальный подход к соблюдению правил».
А вы тут точки считаете, пробелы, буквы пропущенные… И это вместо грамотного и обоснованного ответа на вопрос.
На это письмо не надо отвечать. Спасибо.
-
daslex
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 5981
- Зарегистрирован: 07.02.2016
- Образование: среднее
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
daslex » 23 апр 2020, 13:36
Если Вы ищете площадку для самоутверждения и пытаетесь убедить себя, что правы в том, что тут у нас особый случай и случай этот с просторечием заслуживает особого внимания, если Вы ищете сторонников своего самоутверждения, а не ответ на свои сомнения, то выбрали не ту площадку. Это на этом форуме понимают даже такие, как я, люди с низшим средним образованием.
Кто хочет видеть ответ на вопрос, тот видит ответ на вопрос, а кто не хочет или хочет не видеть — не видит.
Образование среднее-низшее.
-
Селена
- —
- Всего сообщений: 2960
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Не слыхала или не слышала: в чем разница?
Сообщение
Селена » 23 апр 2020, 13:44
moderatorial: Тему закрываю.
За некорректное поведение и перевод темы в плоскость выяснения отношений участнику форума marine выносится устное предупреждение.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 2 Ответы
- 1557 Просмотры
-
Последнее сообщение Фалалей
24 окт 2008, 07:30
-
- 2 Ответы
- 3218 Просмотры
-
Последнее сообщение Владимир Байков
07 янв 2009, 13:38
-
- 5 Ответы
- 11655 Просмотры
-
Последнее сообщение irida
22 янв 2009, 22:07
-
- 5 Ответы
- 2706 Просмотры
-
Последнее сообщение самый главный енот
28 июл 2009, 13:10
-
- 3 Ответы
- 831 Просмотры
-
Последнее сообщение Тимур
02 авг 2009, 13:46
Как правильно пишется «не слышали»?
правильно
не слышали
неправильно
нес
лышали
Не с глаголами
Не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без не.
Пример
Не был.
Ненавидеть (исключение).
УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 5 класс.
Проверить правописание любого слова
Результаты поиска
Слово/Фраза
Правило
не слышали Не с глаголами
Не с глаголами
Записи 1-1 из 1
Смотри также слово «не слышали» в Викисловаре.
Пишется «не слышали» или «неслышали»
Если вы хотите узнать, как правильно пишется какое-либо слово , необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.
Правильно писать:
«НЕ СЛЫШАЛИ»
По какому правилу проверить слово «не слышали»
Не с глаголами
В правилах сказано
Не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без не.
Неправильно
«НЕСЛЫШАЛИ»
Употребление слова в цитатах «не слышали»
Вместо этого я задал ему тысячу вопросов и, пытаясь вызвать на откровенность, перечислил десятки имён, но больше не услышал от него ни единого слова.
Бенито Перес Гальдос, Кадис
Не только жена и дети, но и слуги не слышали от него грубого слова.
Что же касается врача, то никто не знал, куда он отправился, и с тех пор никто никогда не видел его и не слышал о нём.
Как правильно пишется не слышали?
Пишется «не слышали» или «неслышали»
Если вы хотите узнать, как правильно пишется какое-либо слово , необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.
Правильно писать:
«НЕ СЛЫШАЛИ»
По какому правилу проверить слово «не слышали»
Не с глаголами
Мало кто может пройти этот тест по русскому с первого раза! Попробуйте свои силы!
В правилах сказано
Не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без не.
Неправильно
«НЕСЛЫШАЛИ»
Употребление слова в цитатах «не слышали»
Вместо этого я задал ему тысячу вопросов и, пытаясь вызвать на откровенность, перечислил десятки имён, но больше не услышал от него ни единого слова.
Бенито Перес Гальдос, Кадис
Не только жена и дети, но и слуги не слышали от него грубого слова.
Что же касается врача, то никто не знал, куда он отправился, и с тех пор никто никогда не видел его и не слышал о нём.
Как правильно пишется слово не слышать?
Правильный вариант написания: не слышать
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.
Правило написания глагола с частицей «не»
Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:
- Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
- Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
- Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.
Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:
- Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
- Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
- Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.
Таким образом, «не слышать» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.
Примеры использования и цитаты с «не слышать»
Конечно, не всегда хорошо живется доброму человеку; конечно, он даже чаще страдает, нежели другой, который смотрит, выпучив глаза, на мир божий, и нет ему дела ни до чьих великих горестей, но и страдает-то он как-то тихо…
«Добрая душа» — Салтыков-Щедрин Михаил
Его продолжали не слышать. Минуты две длилось молчание. Болдырев вынул из кармана рублевую бумажку и положил ее перед чиновником на раскрытую книгу.
Справка — Чехов А.П. полное содержание онлайн
Не бойся, Комендант, Кутгей шутит. — Чего шутить! — сказал, подходя к нему, Кутгей … — Я только что с «Абрагами Репп», — залепетал Комендант, стараясь не слышать…
«Слышешь» или «слышишь» как пишется?
Не уверены, как нужно писать «слышешь» или «слышишь»? Нам следует вспомнить правила, регулирующие написание глагольных окончаний. С помощью них мы легко определим верное написание лексемы. Обо всем по порядку.
Как правильно пишется
Согласно орфографическому правилу, представленный глагол пишется с буквой «и» в окончании – слышишь.
Какое правило применяется
Мы рассматриваем глагол, который употреблен в форме 2 л. ед.ч. Нас интересует безударное окончание «ишь». Чтобы проверить его написание, необходимо знать спряжение данного глагола. В инфинитиве он оканчивается на «ать» – слышать. Суффикс «а» обычно свойственен глаголам I спр., но данное слово является исключением. Оно вместе с такими лексемами как «дышать», «гнать», «держать» относится ко II спр. Поэтому мы выбираем в личной форме окончание «ишь», свойственное для II спр., а не «ешь» (I спр). Сравните: держишь, гонишь, дышишь.
Примеры предложений
- Ты слышишь этот странный стук за дверью.
- Ты слышишь, что дети плачут? Успокой их, пожалуйста!
Как неправильно писать
Неверно писать данное слово с гласной «е» – слышешь.
источники:
http://pravica.ru/ne-slyshat
http://kakpishem.ru/pishem-pravilno-slova/slyshesh-ili-slyshish.html
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Как пишется «не успел»: слитно или раздельно?
Почему? Правописание, правило.
Как правильно пишется слово: «не успел» или «неуспел»?
Как правильно писать слово: «не успел» или «неуспел»?
Какая часть речи слово не успел?
Пример предложения со словом не успел?
Если у вас есть два варианта написания слова «(не)успел», а вы не знаете какой правильный, то давайте узнаем.
Слово «(не)успел» нужно отнести части речи глаголы, так как можно задать вопрос: «Что сделал?».
Глаголы по правилам русского языка пишут раздельно с частицей «не», если они без нее употребляются.
Очевидно, что есть отдельное слово «успел».
Значит, правильным ответом будет: «не успел».
1) Сегодня я не успел сделать домашнею работу, так как ходил на занятия по баскетболу.
2) Я с утра немного задержался дома, поэтому не успел на первую электричку.
3) Ты не успел попасть в число первых заявок.
Я спешил, но так и не успел на электричку.
Они и ахнуть не успели, как они шуганули в подвал.
Он не успел на поезд, поэтому пришлось менять билет.
Он не успел купить товары по акционной цене, теперь ждет следующей распродажи.
Частичка «не» с глаголами пишется раздельно, кроме случаев когда без этой частички слово не употребляется.
Существуют вот такие правила написания глаголов с «не»:
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
Например.
Источник
«Не успела» или «неуспела» — как правильно пишется?
Слитное и раздельное написание слов — частое препятствие при желании стать грамотным человеком. Создается ложное впечатление о невозможности запомнить все правила русского языка. Например, не успела как пишется?
Грамматическое описание
Подобных сомнений не возникнет при стремлении узнать все данные о проблемном слове. Языковая единица «не успела» — это:
Однозначное на первый взгляд слово имеет несколько смысловых оттенков:
Глагол часто используется в разговорной речи. Выражение «пискнуть (оглянуться) не успела» обозначает стремительность происходящих событий. Своевременно предугадать их было в свое время невозможно.
Иногда устойчивое выражение полностью заменяет оригинал. Прийти к шапочному разбору — явить куда-либо слишком поздно. Зашиться в край — не сделать что-нибудь из-за большой занятости важными делами.
Какой вариант верный — «неуспела» или «не успела»?
Выражение досады, что ничего не успеваю, пишется в два слова. Особых усилий для запоминания правила не понадобится. В русском языке практически все глаголы с частицей не пишутся раздельно.
Не рекомендуется забывать о случаях-исключениях из стандартных правил. Не все глаголы способны обходиться без НЕ- в своем составе слова. Языковые единицы «негодовать», «ненавидеть», «невзлюбить», «неистовствовать» означают высшую степень неприязни и гнева. Наличие отрицательной частицы при них недопустимо. Не- в этом случае входит в корень слова или является его приставкой.
Примеры предложений
Озвученное правило легко запомнить с первого раза. Для закрепления полученной информации все же рекомендуется ознакомиться с примерами правописания НЕ- с глаголами:
Источник
Как правильно пишется слово не успеть?
Правильный вариант написания: не успеть
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.
Правило написания глагола с частицей «не»
Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:
Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:
Таким образом, «не успеть» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.
Примеры использования и цитаты с «не успеть»
Но не послушали благоразумного. Ему не дали договорить и оттиснули его к двери. Видя, что благоразумием ничего не возьмешь, он стал неблагоразумным и сам забурлил. — Пора же наконец дать ему понять, что мы такие же люди…
«Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25…
и — знаю — не налгу: на фоне. сегодняшних. дельцов и пролаз я буду — один!— … Но сила поэта. не только в этом, что, вас. вспоминая, в грядущем икнут.
«Разговор с фининспектором о поэзии…»
Об авторе: Наверное, не было в те времена умнее и образованнее человека, чем Александр Сергеевич Грибоедов! Да и в наши дни таких личностей найдётся немного. Он практически одновременно окончил три факультета Московского…
Источник
Как правильно: «не успевает» или «неуспевает»?
Не успевает он всё же на этот поезд.
Не успевает или «неуспевает»?
Чтобы выбрать раздельное или слитное написание слова с «не», определю его часть речи, от чего напрямую зависит написание.
Интересующее нас слово обозначает действие и отвечает на вопрос:
он что делает? не успевает.
По этим грамматическим признакам определю, что это форма глагола 3 лица единственного числа.
Теерь вспомним орфографическое правило:
не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, кроме слов, в составе которых не- является приставкой или частью корня, например:
негодует, ненавидит, недоумевает, неволит;
негодуя, ненавидя, недоумевая.
Слово «не успевает» пишется раздельно с отрицательной частицей «не».
Для того, чтобы правильно написать отрицательную частицу «не»со словом «успевает», стоит задаться к нему вопросом и определить, какая именно часть речи перед нами.
Он не успевает на поезд.
Он уже не успевает сдать документы на поступление в этом году.
Правильно пишется: не успевает( раздельно)
Глаголы с предлогом пишутся раздельно!
Не помогает,не любит
Правильно писать частицу «не» с глаголами раздельно. Поэтому следует писать «не успевает».
Ну, а правильно писать: «хрен успеет» 🙂
В данном случае правильно будет писать раздельно отрицательную частицу «не» и глагол «успевает» потому как в русском языке есть правило о глаголах с частицей «не» оно представлено ниже.
Таким образом, пишем «не успевает», например «она не успевает на поезд».
Стоит прежде всего найти начальную форму слова. И в данном случае верным вариантом будет слово «успевать». Отсюда можно судить, что речь о приставке «не», без которой бы глагол не употреблялся, не идет.
Он не успевает на экзамен, поэтому ему придется идти на пересдачу с другими студентами.
Не успевает.
Правильно писать раздельно.
Он не успевает сделать уроки.
Она не успевает на утренний автобус.
Исключениями будут только те слова, которые без «не» просто не употребляются.
Слово «не успевает», по правилам русского языка, обязательно должно писаться раздельно и подчиняется данный принцип написания в русском языке той грамматической норме, которая говорит нам о том, что «не» это та частица, которая пишется с глаголами всегда раздельно.
Это «классика» про написание «не» с глаголами.
Писать надо раздельно, то есть вот так, «не успевает».
Успевает-что делает? Речь идёт о глаголе, а «не» это частица.
Есть конечно и исключения, но это не наш случай, «не успевает» пишется раздельно.
В данном вопросе речь ведётся о написании не с глаголами. Так вот, во всех случаях, когда глагол может употребляться по смыслу без не, мы должны писать раздельно всегда. Правильный вариант здесь: не успевает. Нужно запомнить.
С детства мы слышим зачин (начало) многих русских народных сказок, начинающийся с приведенных в вопросе слов «жили» и «были», только произносимых (и пишущихся) без союза «и». Говорится протяжно, как одно слово.
По крайней мере, так бабушки рассказывают своим любимым внукам сказки с таким зачином.
Почему именно так произносят?
Есть в русском языке и правило насчёт слов, относящихся к такому разряду.
Оно гласит, что сочетания близких по своему значению слов правильно писать через чёрточку ( дефис).
Например, через дефис пишутся сочетания: житьё-бытьё, ходит-бродит, пить-есть, поили-кормили.
Точно так же пишется и заданное сочетание «жили-были» ( у самого синего моря старик со старухой).
Вот словообразовательная цепочка, которая поможет разобраться, как же писать заданное слово:
варить => с/варить => сваренный.
От бесприставочного глагола варить несовершенного вида образован глагол с приставкой сварить совершенного вида, от которого может быть и отглагольное прилагательное, и причастие (страдательное). Они различаются только по смыслу, а для этого требуется посмотреть на предложение с этим словом.
Однако в данном конкретном случае сразу можно сказать, что принадлежность к той или другой из указанных частей речи не влияет на написание этого слова.
Когда ребята пришли с озера, их уже ожидал прохладный, сваренный заботливой бабулей ароматный компот.
Источник
Как правильно пишется слово не успевать?
Правильный вариант написания: не успевать
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.
Правило написания глагола с частицей «не»
Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:
Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:
Таким образом, «не успевать» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.
Примеры использования и цитаты с «не успевать»
Не успел жениться, как уж стреляться хочется!» Через четверть часа за дверью … Дверь отворилась с тихим скрипом и не затворилась. Кто-то вошел и тихими, робкими шагами направился к дивану. «Ладно! Проси прощения, умоляй…
«С женой поссорился» — Чехов Антон
и — знаю — не налгу: на фоне. сегодняшних. дельцов и пролаз я буду — один!— … Но сила поэта. не только в этом, что, вас. вспоминая, в грядущем икнут.
«Разговор с фининспектором о поэзии…»
Об авторе: Наверное, не было в те времена умнее и образованнее человека, чем Александр Сергеевич Грибоедов! Да и в наши дни таких личностей найдётся немного. Он практически одновременно окончил три факультета Московского…
Источник
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется слово не успела, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как правильно пишется слово не успела», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.
– Жень, извини, ну я не хотела… – пролепетала я, но подружка меня словно не слышала.
– Ничего, кроме совета идти на поклон к великанше или же вырвать у неё правду силой, я не услышал.
О чём речь шла, я уже не слышал, потому что отец отослал меня из кузни.
Остальные, однако, ничего не слышали и в конце концов, пожав плечами, вошли в домик.
Мы с мамой вежливо поздоровались, но она словно не услышала.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кандальный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мы не стесняли доктора своей большой семьёй и не слышали ни одного слова упрёка за всё время пребывания у него.
Болотик. Видать, ты давно её не слышал. Ну так вот! Хочешь послушать?
Но большинство моих читателей, несомненно, ничего обо мне не слышали, и поэтому я расскажу о себе.
Неужели они действительно думали, будто он ничего не слышит и не знает, когда по ночам сидели на кухне за закрытой дверью и вели свои серьёзные взрослые разговоры?..
Кому сказать, – рука с ножом напряглась, – я чувствую его запах, а он не слышит мои мысли.
Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
Однако ежегодно сотни тысяч людей передают деньги благотворительным организациям, о которых прежде не слышали, просто потому, что их попросил сборщик с хорошо подвешенным языком.
Поскольку она ничего не сказала и ничего не сделала такого, что могли бы подметить другие, она не слышала и того, что эти другие о ней говорили.
Я больше нигде не слышал ничего похожего на могучие русские басы.
К счастью, родители ещё спали, поэтому никто не слышал, как он влез в окно, разделся и рухнул в постель.
– Трудно сказать, – поразмыслив, ответила собеседница. – Я его почти не слышала. Но думаю, что навряд ли. Муж бы наверняка его узнал.
Дальнейшего разговора он не слышал, потому что его позвал отец, и ему пришлось уйти.
Разве ты не слышал, как я говорила, что собираюсь присмотреть тебе парочку жён?
Вот скажите мне по-братски, кто из вас не слышал хоть раз про то, что природа – наша мать, а опыт – сын ошибок трудных?
Вы не услышите и не увидите того, что действительно происходит на торговой площадке, потому что вместо снующих туда-сюда трейдеров вы будете окружены тишиной комнаты, нарушаемой лишь щелчками клавиш.
Они не слышат звук как таковой, а чувствуют колебания воздуха.
Он как будто не слышал, что она говорила, и уже стоял перед ней, прижимая собранные банки одной рукой к груди.
– Меня всё равно никто не слышит, кроме тебя, – громко сказала я, шагая к ней.
У неё загорелись глаза, будто ничего гениальнее она в жизни не слышала.
Один раз в жизни фортуна стучится в дверь каждого человека, но во многих случаях человек в это время сидит в соседнем кабачке и не слышит её стука.
Когда папа занят своими книгами, он совершенно не слышит, что творится вокруг.
Кроме нескольких слов приветствия, от неё так ничего и не услышали.
Если я слышу – а за шумом двух струй и при закрытых дверях могу и не слышать, сколько она ни кричи, – я моментально спохватываюсь и закрываю кран.
– Но чтобы больше я о таком не слышала, – добавила директриса.
Если же ты ничего не услышишь, то подождёшь здесь час и потом тоже отправишься к начальнику полиции.
Мёд сестра тоже сделала вдох, ну а выдоха я не слышала – отвлеклась.
Любутские дружинники не слышали, как можайцы открыли ворота.
Тревожного перекрикивания об измене и нападении они явно ещё не слышали, так как были разгорячены, беззаботны и полны предвкушения праздника.
Пророка не слышат, его прозрениям внимают не раньше, чем они начинают сбываться.
Выходит, песня помогала не только строить, но и не слышать муки ближнего. Чудовищно!
В красном тумане вырисовывались чёрные замшелые стволы деревьев, вплотную подступающие к дороге, но никаких звуков из зарослей она больше не слышала.
То ли они не услышали шум подъезжающего автомобиля, то ли были не столь хорошо воспитаны, то ли просто отвлеклись на детей, но королева некоторое время не могла ехать дальше.
Провалившись в глубокий сон, мальчик не услышал объявления о закрытии библиотеки и не увидел, как дверь в его убежище открылась, пропуская незваного гостя.
В доме в коттеджном посёлке мы проторчали часов до четырёх, пока я не услышала, как подъезжает машина.
Он произнёс эти слова совершенно ровным тоном, в котором я не услышал ни печали, ни равнодушия.
Будьте настоящим человеком, не обманите моих надежд, и пусть родители не услышат от вас ни одного дерзкого слова.
Впрочем, этого никто не слышал, потому что жукап летел с умопомрачительной скоростью и крики гнома уносило ветром.
– Это за границей астрономия! А у нас – космономия. Неужели не слышала?
Как медленно будут проходить для меня минуты одна за другой, пока я не увижу тебя, не услышу твоего голоса, не умолю тебя повторить мне сначала свою повесть и досказать всё то, что мне ещё неизвестно!
Девушка не слышала. С неизъяснимой скорбью на лице, с дрожащими, чуть приоткрытыми губами она протянула руки к луне.
– Мне конец, конец!.. – зарыдал огромный кожевенник, уже не слыша своего грозного собеседника.
Или наоборот, это глупое создание делает вид, будто не слышит, что вы ей говорите?
Дети не слышали, о чём разговаривали эльфы, – издалека до них доносились лишь негромкие голоса.
Самое важное в этой книге – то, что её невозможно не понять, даже если вы ничего не слышали о маркетинге.
Голосов, комментариев не слышала, всё происходило вокруг неё беззвучно.
Правильный вариант написания: не слышать
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.
Правило написания глагола с частицей «не»
Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:
- Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
- Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
- Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.
Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:
- Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
- Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
- Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.
Таким образом, «не слышать» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.
Примеры использования и цитаты с «не слышать»
Конечно, не всегда хорошо живется доброму человеку; конечно, он даже чаще страдает, нежели другой, который смотрит, выпучив глаза, на мир божий, и нет ему дела ни до чьих великих горестей, но и страдает-то он как-то тихо…
«Добрая душа» — Салтыков-Щедрин Михаил
Его продолжали не слышать. Минуты две длилось молчание. Болдырев вынул из кармана рублевую бумажку и положил ее перед чиновником на раскрытую книгу.
Справка — Чехов А.П. полное содержание онлайн
Не бойся, Комендант, Кутгей шутит. — Чего шутить! — сказал, подходя к нему, Кутгей … — Я только что с «Абрагами Репп», — залепетал Комендант, стараясь не слышать…
«Комендант порта» — Грин Александр
Похожие слова
не добивать, не прокрахмаливать, не устраивать