Как правильно написать сопроводительное письмо к резюме персонального водителя

автор статей soprovoditelnoe-pismo.ru

Специалист по управлению персоналом, копирайтер по совместительству.

Казалось бы, что еще нужно, кроме резюме, для того, чтобы начать поиск работы на вакансию водителя. Однако, даже в этом случае, отправляя отклик работодателю, часто требуется направить сопроводительное письмо водителя, которое только добавит плюсов направляемой самопрезентации. Составляя такое сообщение, важно указать, какими качествами соискатель выгодно отличается от всех остальных, что обязательно будет замечено менеджером по подбору персонала.

Сопроводительное письмо водителя, пример

«Уважаемая Алевтина!

Направляю Вам резюме на вакансию «Персональный водитель», открытую в Вашей компании.

Я работаю персональным водителем более 15 лет. В мои обязанности входила не только доставка первых лиц компаний, но и выполнение личных поручений руководителей. Мне доверяли перевозку материальных ценностей, особо важных документов. Также при необходимости я возил членов семьи своего руководителя, помогал решать хозяйственные и бытовые вопросы.

Имею 20-ти летний стаж безаварийного вождения, прекрасно знаю и выполняю требования ПДД, ответственно отношусь к вождению, не лихачу и не рискую на дороге.

Ответственен, исполнителен, воспитан. Знаю правила делового этикета. Умею работать в ненормированном графике.

Благодарю за внимание к моему резюме, и готов ответить на вопросы на личном собеседовании.

С уважением, Кормухин Анатолий Степанович»

Скачать сопроводительное письмо водителя, пример

soprovoditelnoe-pismo.ru docxПример

Вы решили попробовать устроиться на работу водителя. Написав резюме вам нужно сопроводительное письмо. В этом письме вы должны с уважением обратится к работодателю, после чего описать ваш опыт работы в этой сфере. Все должно быть кратко и о главном! После чего вы в конце должны поблагодарить человека за уделенное вам время.

Подробнее: https://workking.ru/doc/pisma/kak-napisat-soprovoditelnoe-pismo.html

Примеры писем к резюме водителя

«Добрый день!»

Я увидел объявление на сайте, что вам нужен личный водитель с опытом работы. Прочитав все указания по поводу водителя, мне кажется, что подойду на эту работу. У меня имеется водительское удостоверение на вождение B, C и D категории. Имею большой опыт и хорошие рекомендации с прошлого места работы. В рабочее время не отвлекаюсь. Я уверен что вас заинтересует моя кандидатура, буду рад собеседованию.

С уважение, Николай.

Пример №2

«Здравствуйте!»

Меня зовут Владимир, увидел вакансию на должность водителя дальнобойщика. Имеется большой опыт вождения различных видов автомобиля и хороший стаж работы. Готов к любым выездам и поставкам. Буду рад сотрудничеству, спасибо за внимание!

Пример №3

«Добрый день!»

Меня заинтересовала вакансия на работу водителя. Ознакомившись с вашими требованиями, я вам идеально подойду. Я недавно получил права, но не имею опыта в этой сфере работы. Но много раз водил автомобили. Как начинающий в этом деле хотел бы работать у вас, так же готов к обучению и повышению квалификации. Надеюсь я вас заинтересовал, буду рад ответу!

Автор статьи

Директор кадрового агентства

Сопроводительное письмо к резюме личного водителя

Используйте сопроводительное письмо к резюме личного водителя, чтобы не допустить ошибок и понять структуру написания сопровождения к бланку соискателя. Пример сопроводительного письма личного водителя имеет правильную структуру и содержит всю необходимую информацию.

Пример письма

Здравствуйте! Мое имя Денисов Андрей Степанович, мне 57 лет, и я претендую на работу личным водителем в Вашей организации.

По образованию автомеханик, закончил Санкт-Петербургских технологический колледж. С самого детства увлекался автомобилями, именно поэтому в 18 лет купил свою первую «Копейку», которую разобрал до винтика, а потом заново собирал, постоянно совершенствуя ее части.

Есть права категории В, С, безаварийная езда более 38 лет. Поэтому полагаю, что полностью подойду под Ваши запросы.

Состояние здоровья отличное, ежедневно занимаюсь спортом, особенно нравится йога, потому что она придает силу духа и делает организм более гибким.

Ранее работал личным водителем генерального директора ООО «БизнесСтройМед», понимаю специфику деятельности. Являюсь хорошим собеседником или молчаливым слушателем.

Знание языков – английский, базовый уровень. Личные качества – пунктуальность, ответственность, тактичность, картографическая память. Готовность к командировкам.

Мой телефон: +7 ХХХ ХХХ ХХ ХХ

Адрес эл. почты: email@mail.com

С уважением, Андрей Степанович.

Материал опубликован 4-03-2022, 13:16

Похожие записи

Резюме – тот документ, в котором содержится информация об опыте работы, образовании, достижениях кандидата в работники. Между тем, «голое» резюме сразу не может привлечь внимание руководителя или лица, занимающегося в компании кадровыми вопросами.

Поэтому желательно подготовить и направить сопроводительное письмо, которое бы сформировало хорошее впечатление о соискателе и побудило бы прочесть резюме.

Скрыть содержание

  • Пункты
  • Что должно быть в отклике?
  • Характеристика документа
  • Инструкция по составлению
  • Примеры
  • Варианты подачи

Пункты

В первую очередь, отметим, что сопроводительное письмо – это творческий документ. Оно:

  1. Не имеет установленной законом формы.
  2. Должно побуждать работодателя прочитать резюме.
  3. Написано в стиле, близком к официальному.

Структура может быть следующей:

  • Приветствие.
  • Указание на источник, из которого соискатель узнал о вакансии.
  • Краткое описание своих профессиональных качеств.
  • Призыв ознакомиться с резюме.
  • Благодарность за уделенное время.

Структура письма не обязательно должна быть именно такой. Её можно и даже нужно корректировать, чтобы текст выглядел естественным, написанным от души, а не по шаблону.

В этой статье читайте о том, что писать в сопроводительном письме при отправке резюме работодателю, а все главные особенности и пункты написания такого документа вы можете найти здесь.

Что должно быть в отклике?

Именно персональному водителю желательно указать:

  1. Что он имеет опыт аналогичной работы. Например, если требуется человек, который будет курсировать между городами – дальнобойщик, то нужно написать, что на прежней работе приходилось заниматься именно этим. Главное, чтобы это было правдой.
  2. Что соискатель обладает профессиональными и личными качествами, которые нужны при выполнении предлагаемой работы. Например, если нужен водитель для руководителя, то нужно, если это соответствует действительности, указать следующее: «Хорошо знаю город, имею 20-летний опыт безаварийного вождения, умею управлять автомобилем на МКПП и АКПП, внимателен, бдителен».

Характеристика документа

Встречают всегда «по одежке», поэтому первые требования:

  • грамотность;
  • структурированность.

Документ должен быть подготовлен без ошибок и, как минимум, с разбитием на абзацы. Сплошной текст плохо воспринимается. Во-вторых, нужно хорошенько поработать над содержанием. Писать нужно доброжелательно и правдиво.

Важно запомнить следующее:

  • Информация, которая излагается в сопроводительном письме, не должна противоречить данным, содержащимся в резюме. Например, в первом документе человек пишет, что имел опыт вождения грузовых автомобилей, а во втором – указано, что он работал в такси.
  • Не стоит подменять резюме сопроводительным письмом. Во-первых, краткость – сестра таланта. Во-вторых, письмо должно быть лаконичным и потому, что современные люди с «клиповым мышлением» не готовы к чтению больших текстом. Как правило, руководитель или сотрудник HR-отдела, «диагоналит».
  • Если в тексте есть интересные моменты, то взгляд цепляется за них. Написано позитивно и увлекательно – стоит ознакомиться и с резюме. Так работает логика.

  • В настоящей статье уже было указано, что стоит придерживаться стиля, близкого к официальному. Это не означает, что нужно употреблять только «казенные» слова. Но и показывает какое-то панибратство тоже не стоит.

Инструкция по составлению

  1. Итак, в начале сопроводительного письма водителя, как и любого другого письма, нужно поприветствовать «читателя». Хорошо, если известно его имя. Люди любят, когда их называют по именам. Если таких сведений нет, то можно поискать информацию в сети.
  2. Далее, следует кратко пояснить, где была найдена информация о вакансии.
  3. Потом – переходим к профессиональным и личным качествам.
  4. Следом – призываем ознакомиться с резюме.
  5. В конце – прощаемся и, по желанию, благодарим за уделенное время.

Примеры

В итоге, получается что-то такое:

«Здравствуйте, Николай Петрович!

Увидел вакансию «водитель служебного транспорта» на сайте Работа.рф. Не мог не откликнуться. Считаю, что идеально подхожу на эту должность, потому что имею большой опыт работы водителем легковых и грузовых автомобилей. Отмечу, что к делу я подхожу всегда ответственно и гарантирую безопасность своих пассажиров. Прошу рассмотреть мое резюме!

Надеюсь на положительный результат. Спасибо, что уделили время на прочтение этого письма!».

Это всего лишь один из вариантов текста документа. Нужно проявлять творческий подход к делу.

  • Скачать пример сопроводительного письма к резюме персонального водителя
  • Скачать образец сопроводительного письма на отклик к резюме водителя в офис

Варианты подачи

Очень многое зависит от эмоциональной окраски текста. Чтобы выбрать правильную, нужно кое-что знать о компании и её руководстве. Кто-то любит, чтобы работник вел себя (и писал письма) скромно, другие – поощряют креативность.

Угадать, как правильно написать – сложно. В любом случае, все любят ответственных и доброжелательных.

Что касается просьбы прочитать резюме, то можно выразить её:

  1. Прямо, как в примере.
  2. Косвенно. Как это? Скажем, можно не писать прямым текстом: «Рассмотрите мое резюме!», а упомянуть о данном документе «между прочим»: «Я имею опыт работы водителем карьерных самосвалов, о чем сказано в моем резюме, которое прилагается к данному письму…».

Таким образом, сопроводительное письмо к резюме водителя – чрезвычайно важный документ. Зачастую, его недооценивают. Но делать этого не стоит.

Без водителя транспортного средства нельзя доставить товар в магазин или добраться до нужного места, поэтому крупные компании проводят тщательный отбор на вакансии водителей. В статье мы разберем основные разделы правильного резюме водителя: опыт работы, навыки, личные качества и сопроводительное письмо.

  • Как составить грамотное резюме водителя
  • Ключевые навыки и умения водителя
  • Личностные качества водителя
  • Что написать водителю о себе
  • Образец резюме на работу водителя
  • Персональный (личный) водитель
  • Водитель с личным авто
  • Водитель такси
  • Сопроводительное письмо водителя
  • Скачать бесплатный шаблон резюме

Водитель – человек, который управляет каким-либо транспортным средством. Он может перевозить людей в общественном транспорте, работать в такси, быть личным водителем или заниматься грузовыми перевозками. Это значимая и востребованная работа в современном обществе, которая требует внимательности и ответственности.

Обязанности водителя:

  • Управление транспортным средством с целью перевозки пассажиров, доставки груза или других задач, поставленных руководством.
  • Следование ранее оговоренному маршруту.
  • Уход за автомобилем, поддержание чистоты в салоне.
  • Выполнение возложенных обязанностей по защите авто от краж или порчи (ставить на сигнализацию, оставлять на стоянке, в гараже и т.д).
  • Обеспечение безопасности пассажиров.
  • Отслеживание технического состояния транспортного средства.
  • Уведомление о каких-либо неисправностях автомобиля, немедленное их устранение.
  • Сдача транспортного средства на плановое техобслуживание.
  • Выполнение других возможных задач своего руководства.

Требования к водителю:

  • Наличие водительских прав нужной категории для конкретного транспортного средства (легкового, грузового, общественного транспорта);
  • Опыт вождения транспортного средства (от 1 года и более).
  • Знание и строгое соблюдение правил дорожного движения своей страны, а при международных перевозках – других стран.
  • Знание штрафных санкций за нарушение ПДР;
  • Понимание технических характеристик автомобиля и принципа его работы.
  • Не садиться за руль автомобиля при проблемах со здоровьем или в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

# Как составить грамотное резюме водителя

При написании резюме стоит указывать категорию водительских прав и вид транспортного средства, которыми вы управляли. Образование и курсы, которые вы прошли, тоже будут весьма полезной информацией при принятии решения по вашей кандидатуре.

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ГОТОВЫХ АНКЕТ РЕЗЮМЕ
Идеального резюме не существует! Важно предоставить информацию, которую желает увидеть начальник – удобным для восприятия способом.

Создай идеальное резюме онлайн

к содержанию ↑

# Ключевые навыки и умения водителя

  • Вождение транспортного средства, соблюдая правила дорожного движения и возможный график.
  • Безопасное вождение и обеспечение целостности при доставке грузов;
  • Эффективный контроль над погрузкой и выгрузкой товаров.
  • Умение работать с навигатором и успешно ориентироваться на местности.
  • Навыки предотвращения возможных или неожиданных поломок.
  • Навыки соблюдения и поддержки чистоты внутри и снаружи транспортного средства.
  • Своевременное выявление поломок, умение определить их причины и возможные способы устранения.
  • Плановое прохождение техосмотров.
  • Будет плюсом знание иностранного языка на минимальном уровне.

к содержанию ↑

# Личностные качества водителя

Водителю сложно выделиться среди конкурентов, указав лишь опыт. Не получится удивить нанимателя умением водить автомобиль. Поэтому решающим фактором становится способность убедить работодателя, как минимум в своей порядочности.

Мнение эксперта

Екатерина Троицкая

Менеджер по подбору персонала

Чтобы доказать свои слова, не просто перечисляйте качества, а описывайте те ситуации, где они проявились.

При поиске водителей ищут людей с набором личных качеств:

  • Серьезное отношение к работе.
  • Внимательность и пунктуальность.
  • Исполнительность и самостоятельность.
  • Честность и трудолюбие.
  • Аккуратность в вождении.
  • Уравновешенность и рассудительность.
  • Отсутствие вредных привычек.
  • Умение находить общий язык с людьми.

к содержанию ↑

# Что написать водителю о себе

Довольно сложно придумать рассказ про себя, тем более, если много уже было сказано в других разделах резюме. Но есть несколько рекомендаций, которые помогут заполнить графу быстро и без особых трудностей.

  • Не пишите много. Это должен быть лаконичный текст, который легко читается. Он должен помочь менеджеру, побольше узнать о вас.
  • Укажите ваши пожелания о новом месте работы. Например, готовы ли вы к поездкам заграницу или перевозить грузы больших габаритов.
  • Расскажите немного об особенностях вашей работы. Насколько бережно вы относитесь к служебному авто? Есть ли личное авто и готовы ли вы работать на нем?
  • Отсутствие вредных привычек и любовь к своей работе станут большим плюсом. Также, можно коротко упомянуть о своем хобби, и чем вы любите заниматься в свободное время.

к содержанию ↑

# Образец резюме на работу водителя

Немаловажную роль играет оформление бланка: понятная структура, лаконичность и грамотное расположение блоков поможет вашему резюме выделиться из массы остальных.

Позаботьтесь о том, чтобы все блоки резюме были заполнены ценной информацией. Ключевыми разделами являются: опыт работы, образование, ключевые навыки и личностные качества.

Нажмите, чтобы открыть заполненный пример

Образец правильного резюме на работу водителя

ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО

Персональный водитель
г. Москва (готов к командировкам)

Желаемая ЗП от 40000, полная занятость

ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Телефон: +7 (495) 000-00-00
Почтовый ящик: resume@mail.com
Гражданство: Российская Федерация
Образование: Среднее специальное
Дата рождения: 7 января 1992 (26 лет)
Семейное положение: Не замужем (есть дети)

ОПЫТ РАБОТЫ

январь 2018 – настоящее время (1 год)
Банк Новый день
Личный водитель управляющего

  • обеспечение автомобильного сопровождения руководителя;
  • предоставление автомобиля в назначенное время;
  • выполнение различных поручений;
  • ремонт рабочего авто;
  • заправка и мойка.

январь 2017 – декабрь 2017 (11 месяцев)
ЗАО Такси Резерв
Водитель такси

  • прием вызова от диспетчера;
  • развозка клиентов в черте города;
  • периодический техосмотр автомобиля.

ОБРАЗОВАНИЕ

2017, очная форма
Национальный университет
Факультет
Специальность

КУРСЫ И ТРЕНИНГИ

2017, 3 месяца (1 год назад)
Образовательный курс (название)
Учебный центр

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Иностранные языки:
Английский

Компьютерные навыки:
Печать, сканирование, копирование документов, Интернет, Электронная почта, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, 1С: Бухгалтерия, Консультант плюс.

Наличие водительских прав (категории): A, B, C, D

Ваши занятия в свободное время:
Читаю экономические новости и аналитические ресурсы, посещаю курсы французского языка, занимаюсь конным спортом и люблю рыбалку

Личные качества:
Грамотная речь, организаторские навыки, работа в команде, деловое общение, ориентация на результат, креативность, уравновешенность, активность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Может ли вас кто-нибудь порекомендовать?
Укажите: Имя / Должность / Контакты

к содержанию ↑

# Персональный (личный) водитель

Персональный (личный) водитель – человек, который осуществляет перевозку конкретного человека или нескольких людей. Зачастую водителей нанимают руководители компаний и другие влиятельные люди для себя или своей семьи.

Это ответственная и престижная должность, которая, как правило, предполагает выполнение обязанностей помощника. Поэтому ищут прежде всего человека, которому можно доверять. Также, необходимо презентабельно выглядеть, чтобы помочь подчеркнуть статус своего нанимателя.

Обязанности:

  • подача автомобиля по требованию своего руководителя;
  • сопровождение нанимателя в пункт назначения (на деловую встречу, домой, на работу);
  • подвозка детей в школу, детский сад или кружок;
  • встреча гостей нанимателя в аэропорту и сопровождение их в гостиницу;
  • уход за автомобилем, поддержание его в чистоте;
  • контроль за технической исправностью авто;
  • прохождение плановых техосмотров;
  • выполнение других поручений своего руководителя.

Требования:

  • опыт вождения авто VIP класса;
  • опрятный внешний вид;
  • деловой стиль одежды;
  • грамотная речь;
  • умение хранить конфиденциальную информацию;
  • отличное знание города.

к содержанию ↑

# Водитель с личным авто

Водитель с личным автомобилем – человек, который выполняет рабочие обязанности вождения на своем авто. Таких людей ищут в службах такси, грузовых перевозок, в службах доставки.

Обязанности:

  • подвозка людей к заданному месту;
  • доставка груза к пункту назначения;
  • оформление нужных документов для выдачи или приема товаров;
  • контроль над правильной транспортировкой товаров;
  • консультирование по поводу времени доставки груза;
  • поддержание исправности авто.

Требования:

  • наличие своего авто в хорошем состоянии;
  • наличие регистрационного документа на автомобиль;
  • наличие смартфона (для работы с приложением компании);
  • умение быстро ориентироваться в городе.

к содержанию ↑

# Водитель такси

Водитель такси или общественного транспорта – человек, который занимается перевозкой пассажиров. Это может быть как работа в службе такси, так и на общественном транспорте (маршрутки, автобусы, троллейбусы, трамваи, метро).

Обязанности:

  • перевозка пассажиров по городским, междугородным, межобластным и международным маршрутам;
  • поддержания порядка и чистоты в салоне;
  • контроль за количеством занятых мест в транспорте;
  • взятие оплаты от пассажиров;
  • отслеживание технического состояния транспортного средства.

Требования:

  • наличие водительских прав категории соответствующей типу транспорта;
  • безупречное знание своего маршрута и соблюдение графика;
  • стрессоустойчивость и умение спокойно разрешать конфликты.

к содержанию ↑

# Сопроводительное письмо водителя

Не стоит пренебрегать составлением сопроводительного письма. Вы можете написать ту информацию, которая раскроет вашу личность, цели, отношение к работе, сильные стороны, достижения и планы на будущее. При этом стоит избегать повторений той информации, которая была указана в анкете.

Как правило, приглашение на собеседование получают именно те люди, которые не поленились уделить время на подготовку.

Здравствуйте (напишите имя работодателя если известно)!
Меня зовут (впишите свое Имя и Фамилию).

_________

После того, как увидел, что вы ищете персонального водителя, решил откликнуться на ваше предложение. За моими плечами 15 лет опыта работы. Начинал свой путь с должности таксиста. Имею водительские права категории B.

Последние 4 года работал личным водителем директора предприятия NORD. За это время управлял автомобилем премиум-класса (напишите марку и модель машины) и выполнял поручения своего руководителя.

  • Очень бережно отношусь к авто.
  • Никогда не было нареканий на чистоту машины.
  • Хорошо разбираюсь в технических характеристиках, умею вовремя определить неисправность.
  • За время работы самостоятельно устранял мелкие неисправности.
  • Очень внимателен и аккуратен при вождении авто.
  • За всю мою жизнь не был участником ни одного ДТП.
  • Не имею вредных привычек. Не курю и не употребляю спиртные напитки.

Неоднократно получал премии за успешное выполнение работы, могу предоставить рекомендацию от предыдущего нанимателя. Привык следить за культурой своей речи и опрятным внешним видом. Люблю свою работу и стараюсь выполнять ее, как можно лучше. Готов к командировкам.

Уверен, что идеально подхожу на вашу вакансию и буду очень рад личной встрече.

_________

Пожалуйста, свяжитесь со мной по контактам:

Имя Фамилия
Телефон
Email
Ссылка на профиль в соц.сетях (по желанию)

Влияет ли сопроводительное письмо на трудоустройство?

ВлияетНет

к содержанию ↑

# Скачать бесплатный шаблон резюме

Выбирайте любой понравившийся бланк, скачивайте и заполняйте по образцу:

Спасибо за внимание к этой статье, надеюсь вы сможете составить правильное резюме и получите должность водителя. Дополнительно, советую прочитать материал о фотографии в резюме и указании рекомендаций. А также, делитесь этой статьей в социальных сетях с друзьями и коллегами.

Данную статью написал эксперт

Образец правильного резюме на работу водителя

Николай Бороздин

8 лет работы в сфере HR в компаниях с численностью до 2 000 человек персонала. Пропустил через себя тысячи резюме, нанял и обучил более сотни специалистов и управленцев.

Каждый раз при отклике на вакансию я прикладываю к резюме сопроводительное письмо.

Кажется, именно оно однажды помогло мне получить приглашение на собеседование. Хотя опыта работы в той должности, на которую я претендовала, у меня не было. Расскажу, что обычно пишут в таких письмах и какие рекомендации по составлению таких писем дают рекрутеры.

Что такое сопроводительное письмо

Сопроводительное, или мотивационное, письмо — это письмо, которое можно приложить к резюме, чтобы объяснить, почему вы подходите на вакантную должность, какую пользу можете принести компании и почему должны выбрать именно вас. Можно сказать, что это рассказ кандидата о себе как о специалисте, но с прицелом на будущее. Если кандидатов на должность много, мотивационное письмо может решить, кого пригласят на собеседование в первую очередь, а кого — во вторую.

В большинстве случаев сопроводительное письмо — это не обязательное условие отклика. Но именно этим оно и ценно — с ним можно выделиться на фоне других кандидатов. Иногда в вакансии прямо указано, что от кандидата ждут такое письмо. Например, есть фраза: «Без сопроводительного письма резюме не рассматриваем». Еще без сопроводительного письма часто невозможно откликнуться на вакансию на специализированном портале. Например, так устроен сайт поиска работы hh.ru. Чтобы откликнуться на вакансию, нужно написать хотя бы пару предложений.

Сопроводительное письмо — это не гарантия, что ваше резюме откроют и прочитают. Но хорошее письмо может заставить потенциального работодателя обратить на вас внимание. Особенно если в вашей сфере высокая конкуренция.

Но есть исключения. Так, писать сопроводительное письмо часто не имеет смысла, если вы претендуете на должность линейного персонала, например продавца или кассира. Как правило, поток откликов на подобные вакансии большой, и рекрутер может не успевать читать письма всех кандидатов. Писать в таком случае письмо или нет — решать вам. Если опыт работы продавцом или кассиром большой, лучше отразить его в резюме. В таком случае можно обойтись формальным коротким письмом.

В вакансии указано, что будет хорошо, если кандидат добавит к резюме сопроводительное письмо

Цель составления

Основная задача сопроводительного письма — привлечь внимание рекрутера к резюме. Хорошее письмо поможет кандидату выделиться на фоне остальных, особенно если претендентов на одну позицию много и опыт их работы похож. Или наоборот: если все кандидаты без опыта, письмо может сыграть решающую роль.

Сопроводительное письмо позволяет продемонстрировать навыки писательства и то, как человек умеет формулировать мысли. Это важно, если кандидат претендует на должность, для которой нужны навыки работы с текстом. Например, писать сопроводительное письмо всегда стоит копирайтерам, маркетологам и дизайнерам.

Сопроводительное письмо пригодится, если информацию из резюме нужно пояснить. Например, вы решили сменить профессию и не имеете подходящего опыта работы. Тогда в сопроводительном письме нужно объяснить, почему вы решились на перемены и как видите себя в новой сфере.

Плюсы для резюме от сопроводительного письма в том, что таким образом вы показываете работодателю свою заинтересованность в вакансии и рассказываете о себе больше, чем позволяет это сделать резюме.

Требования к письму

Размер. Оптимальный размер сопроводительного письма — это 3—5 небольших абзацев. Письмо не должно занимать больше одной страницы. Лучше — примерно половину. Но письмо должно выглядеть цельным и законченным.

Стиль сопроводительного письма должен быть деловым, но не слишком формальным. Лучше не использовать шаблоны и канцеляризмы — сложные речевые обороты. Например, самое распространенное вводное предложение звучит так: «Прошу вас рассмотреть мое резюме на позицию…» — это шаблон, который уже приелся. Лучше заменить его чем-то похожим. Например, можно написать так: «Хочу работать в компании „Электроник“», или «Меня заинтересовала вакансия менеджера по продажам в вашей компании», или «Хочу стать частью команды „Электроник“, а именно — занять должность юриста».

Структура и содержание

Сопроводительное письмо должно быть построено вокруг преимуществ для работодателя. То есть в нем важно рассказать, что получит компания, если наймет именно этого кандидата.

С чего начать. Поприветствуйте потенциального работодателя и представьтесь. Напишите, на какую вакансию откликаетесь и откуда о ней узнали. Укажите название компании и должность, на которую откликаетесь, так, как они написаны в вакансии. Это покажет то, что вы пишете адресно, то есть в определенную компанию, а не массово рассылаете письма всем работодателям.

Если в вакансии указано имя рекрутера, в сопроводительном письме обратитесь к нему по имени. Рекрутер оценит вашу внимательность. Если отправляете резюме и сопроводительное письмо на специализированном портале, например hh.ru или superjob.ru, писать, откуда узнали о вакансии, не нужно, потому что это и так понятно.

Основная часть. Объясните, почему хотите работать в этой компании и что именно вас привлекает в вакансии. Далее расскажите о своих профессиональных качествах, которые будут полезны компании.

Как соотнести основные требования работодателя и ваш опыт или знания

В вакансии В сопроводительном письме
Высшее юридическое образование Хорошо разбираюсь в праве, поскольку окончил юрфак и работал помощником адвоката три года
Английский язык Свободно общаюсь на английском и веду деловую переписку, поскольку знаю английский язык на уровне Advanced
Отличное знание гражданского законодательства РФ Отлично разбираюсь в гражданском законодательстве — работал помощником юриста по гражданским вопросам пять лет

В вакансии

В сопроводительном письме

Высшее юридическое образование

Хорошо разбираюсь в праве, поскольку окончил юрфак и работал помощником адвоката три года

Английский язык

Свободно общаюсь на английском и веду деловую переписку, поскольку знаю английский язык на уровне Advanced

Отличное знание гражданского законодательства РФ

Отлично разбираюсь в гражданском законодательстве — работал помощником юриста по гражданским вопросам пять лет

Если соответствуете не всем требованиям вакансии, лучше написать об этом прямо и добавить, что планируете с этим делать.

Как писать сопроводительное письмо, если соответствуете не всем требованиям вакансии

В вакансии В сопроводительном письме
Опыт работы юристом в рекламном агентстве У меня нет опыта работы юристом в рекламном агентстве, но я знаком с законом о рекламе в теории и готов использовать эти знания в деле
Опыт разработки юридических документов Никогда не разрабатывал юридические документы, но хорошо ориентируюсь в законодательстве и знаком с требованиями к делопроизводству

В вакансии

В сопроводительном письме

Опыт работы юристом в рекламном агентстве

У меня нет опыта работы юристом в рекламном агентстве, но я знаком с законом о рекламе в теории и готов использовать эти знания в деле

Опыт разработки юридических документов

Никогда не разрабатывал юридические документы, но хорошо ориентируюсь в законодательстве и знаком с требованиями к делопроизводству

Объем основной части сопроводительного письма зависит в том числе и от объема вакансии. Например, если требований много, постарайтесь уделить внимание каждому из них и описать, подходите ли вы под них. Если вакансия описана коротко и банально, общими словами, приводите примеры. Например, такое требование, как внимательность, можно подкрепить тем, что за год работы с базой данных вы ни разу не ошиблись при вводе информации. Вашу внимательность может подтвердить рекомендательное письмо от прошлого руководителя.

Заключительная часть. Поблагодарите потенциального работодателя за то, что прочитал ваше письмо до конца. Напишите, что готовы приехать на собеседование, если вы, как кандидат, понравитесь и можете подойти на должность. В конце оставьте свои контакты — имя, телефон и почтовый адрес, по которым работодатель может с вами связаться.

В маркетинге есть понятие «кол ту экшен», или призыв к действию. Это когда в конце рекламного текста пишут, что делать с полученной информацией дальше. Такой прием можно использовать и в сопроводительном письме. Например, в конце призвать потенциального работодателя позвонить вам или пригласить на встречу. Например, написать так: «Звоните — буду рад пообщаться по телефону или на личной встрече».

Так выглядит стандартный шаблон сопроводительного письма
На практике это будет выглядеть примерно так

Ошибки при составлении

Повторение резюме. Сопроводительное письмо не должно дублировать информацию из резюме. Правильно, если оно будет его дополнять. Например, если в резюме указан небольшой опыт работы или есть перерывы в несколько месяцев, в сопроводительном письме можно объяснить, почему так случилось. Например, при недостатке опыта рассказать больше о знаниях и навыках и как они помогут справляться с задачами на новом месте. Если в работе был перерыв, объяснить, чем занимались в это время. Например, повышали квалификацию или получали новую профессию.

Лучше быть честным с работодателем. Если причина длительного перерыва кроется в семейных обстоятельствах или в чем-то личном, напишите пару слов об этом. Изливать душу не нужно, просто коротко объясните, почему вы не работали последнее время. Например, если переехали в новый город — что не работали в последний год из-за переезда, так как обустраивались на новом месте. Или что путешествовали и работали на временном проекте.

Длинный текст о себе. Читать длинные сопроводительные письма сложно, и никто не хочет этим заниматься. Как правило, рекрутеры сканируют письма по диагонали и смотрят отдельные части, на основе которых решают, работать с кандидатом дальше или нет. Более того, у рекрутера может не быть времени вчитываться в длинные письма кандидатов.

Если письмо больше страницы, часть придется удалить, чтобы в итоге остались 3—5 стройных абзацев. Разделяйте сопроводительное письмо на небольшие части, чтобы работодателю было легко быстро по нему пробежаться. В одном абзаце одна мысль. Например, в первом — приветствие и вводная информация по вакансии. Во втором — преимущества кандидата для компании. В третьем — благодарность и контакты.

Личная жизнь. В сопроводительном письме нет места информации о личном. Например, сколько у вас детей или собак, как вы любите проводить выходные или где отдыхали прошлым летом. Текст должен быть посвящен тому, чем вы, как специалист, будете полезны компании.

Опечатки и грамматические ошибки. Меньшее из всех зол, но тем не менее старайтесь их избегать. Прогоните сопроводительное письмо через специальные сервисы проверки на ошибки. Например, через «Текст-ру» или «Орфограммку». Еще можно проверить письмо через сервис «Главред» на чистоту и читаемость.

Не забывайте про оформление сопроводительного письма. Если пишете письмо на специальном сайте поиска работы, достаточно отбить абзацы друг от друга пустой строкой и убедиться, что в тексте нет двойных пробелов. Если оформляете письмо в отдельном документе, используйте выравнивание текста по левому краю, поля и заголовки.

Сопроводительное письмо должно быть аккуратным и приятным на глаз. Таким, чтобы его хотелось прочитать. Советую вычитывать письмо несколько раз, прежде чем отправить потенциальному работодателю, чтобы убедиться, что мысли в нем изложены логично и последовательно, а в тексте нет ошибок.

Я пишу сопроводительное письмо в отдельном гугл-документе. Сначала копирую туда текст вакансии, затем выбираю требования к кандидату и пишу под каждым из них то, как мои навыки и опыт соотносятся с требованиями работодателя. Затем несколько раз читаю письмо вслух, чтобы убедиться, что оно написано простым языком, исправляю ошибки и опечатки. Затем копирую письмо куда нужно, например в специальное поле на hh.ru, и отправляю работодателю.

Почему нужно писать сопроводительное письмо

Ирина Князева

карьерный консультант

Хотя примерно половина работодателей не читает сопроводительные письма, писать их все-таки стоит.

Сопроводительное письмо — это шанс отстроиться от других кандидатов с похожими на ваше резюме. Основная цель сопроводительного письма — убедить рекрутера открыть и прочитать ваше резюме. То, что вы потратили время и написали такое письмо, говорит о ваших серьезных намерениях в качестве кандидата.

Если вы отправляете резюме по собственной инициативе, например потому, что давно хотите работать в этой компании, без сопроводительного письма этого точно делать не стоит.

В каких случаях еще необходимо писать сопроводительные письма:

  1. если вы начинающий специалист и не имеете опыта работы. В письме вы сможете показать мотивацию и потенциал к работе;
  2. если отправляете резюме в западную компанию;
  3. если отправляете резюме в серьезную компанию с известным именем;
  4. если претендуете на высокую позицию.

Объем сопроводительного письма не должен превышать половины страницы А4. Исключение для тех, кто претендует на высокие позиции. В таких случаях допустим и даже необходим объем на страницу А4.

Резюме фокусируется на прошлом и настоящем. Сопроводительное письмо направлено на будущее. Расскажите специалисту по подбору персонала, какую пользу вы можете принести компании в будущем и почему они должны выбрать именно вас.

Рекомендации по улучшению

Сопроводительное письмо должно быть адресным, то есть обращаться к конкретному работодателю. Например, при отклике на вакансию юриста в письме стоит написать, в какой именно компании хотите работать. У работодателя не должно создаться ощущение, что вы рассылаете одно и то же письмо всем компаниям, в которых есть похожие должности.

Не оценивайте результаты своей работы, а приводите конкретные доказательства и результаты. Например, конкретные цифры, если это возможно.

Как описывать конкретные примеры

Как не надо Как надо
Хороший специалист Увеличил продажи на 146% за полгода
Быстро обучаюсь С нуля за два месяца изучил Autodesk и Adobe, получил сертификат уровня «Профессионал»

Хороший специалист

Увеличил продажи на 146% за полгода

Быстро обучаюсь

С нуля за два месяца изучил Autodesk и Adobe, получил сертификат уровня «Профессионал»

Приложите ссылку на портфолио или на отдельные опубликованные работы. Будьте честным. Не врите и не приукрашивайте свои профессиональные качества. Если обман вскроется, получится неловко.

Письмо к работодателю должно быть адекватным и решать определенную задачу: найти кандидата, который ему подходит.

Не выливайте на потенциального работодателя все, что вы умеете. Оставьте только то, что пригодится в работе. Шахматы, конный спорт, метание диска — хорошо, но если это никак не связано с будущей работой, лучше промолчать.

Пишите понятно и последовательно. Так, чтобы рекрутер пробежался глазами по тексту и уловил основную информацию о вас, даже если на это у него есть несколько секунд. Еще советую прочитать сопроводительное письмо вслух несколько раз. Это помогает найти сложные обороты и переписать их более простым языком.

Как еще можно улучшить сопроводительное письмо

Анастасия Галкова

HR-менеджер

Хорошо, когда сопроводительное письмо написано грамотно и по существу. Если текст написан в стиле «лишь бы отправить», без какой-либо полезной информации для рекрутера, то лучше не писать сопроводительное письмо вовсе.

В письме должно быть персональное приветствие и никаких «доброго времени суток». Соискатели грешат грамматическими ошибками — торопятся с отправкой. Это говорит о характере и отношении к работе, показывает небрежность. Для некоторых вакансий, например для копирайтера, — это провал.

Чтобы сопроводительное письмо заметили, оно должно быть уникальным: не шаблон из сети, где говорится, какой вы трудолюбивый (что скажет об обратном), а короткое описание резюме и мотивации своими словами с эмоциями и фактами — тем, что покажет вашу человечность и честность.

В сопроводительном письме не нужно писать мнение о предыдущих работодателях, особенно если оно негативное. Еще не стоит указывать, почему рекрутер «просто обязан» выбрать именно вас. Не раз сталкивалась с самоуверенными соискателями, которые диктовали условия в сопроводительных письмах. Таким сразу хочется сказать нет.

Кандидатам без опыта работы нужно приготовиться, что им могут предложить неоплачиваемую стажировку. У большинства компаний она длится до трех месяцев.

Пишите честно, чему вы хотели бы научиться, какую должность хотели бы занимать и какой даже минимальный опыт у вас есть. Например, можно рассказать, в каких студенческих проектах вы участвовали.

Как правильно отправить письмо

Бумажное сопроводительное письмо почти никто не пишет. Исключение — если работодатель прямо просит принести на интервью распечатанное письмо.

Электронное. Если отправляете сопроводительное письмо по электронной почте, размещайте его в теле сообщения, а резюме прикрепите вложением. Отправить и резюме, и сопроводительное письмо также можно вложением. Это уместно, если вы откликаетесь на творческую должность и сделали для них дизайн. В таком случае в теле письма разместите короткую версию сопроводительного письма или другое небольшое сообщение, которое мотивирует работодателя открыть вложения.

Задизайнить сопроводительное письмо можно самостоятельно или воспользоваться специальными шаблонами. Например, в сервисе «Канва».

Обратите внимание на адрес электронной почты, с которого отправляете письмо потенциальному работодателю. Адрес должен содержать ваши фамилию, имя и быть в целом читабельным. Нежелательно отправлять письмо с адресов типа luchshiy-muzh-andrushka-2009@ya.ru или vefhvtmbrdgvneli2@mail.ru, потому что работодатель может не воспринять кандидата как делового человека
Образец сопроводительного письма для соискателя на творческую должность

Примеры сопроводительных писем

Короткая версия. Эту версию следует использовать, когда отправляете формальное сопроводительное письмо. Например, на должность линейного персонала — кассира или продавца — или когда портфолио может рассказать о вас больше, чем резюме и сопроводительное письмо вместе взятые. Тогда в письме предложите работодателю ознакомиться с вашим портфолио.

Здравствуйте!

Я Леонид. Меня заинтересовала вакансия менеджера видеопроектов на сайте вашей компании.

Я работаю в сфере видеопродакшена пять лет: пишу сценарии для видеороликов и согласовываю их с клиентами, организую съемки и монтирую ролики. Все мои работы собраны в портфолио по ссылке. Буду рад, если посмотрите его и дадите фидбек — подхожу или нет.

Готов пообщаться по телефону или лично. Мой номер: +7 921 123-12-11.

Расширенная версия. Ее лучше использовать в большинстве случаев. Особенно если у вас небольшой опыт работы или его нет или если в профессии высокая конкуренция. В целом расширенное резюме всегда лучше, если вам есть что рассказать о себе работодателю еще.

Здравствуйте! Я Леонид. Меня заинтересовала вакансия менеджера видеопроектов, размещенная на сайте вашей компании.

Я работаю в сфере видеопродакшена пять лет: пишу сценарии для видеороликов, организую съемки и монтирую отдельные сюжеты в готовые материалы. Последние четыре года я работал в рекламном агентстве, которое специализируется на производстве видеоконтента для крупных брендов, таких как «Эльдорадо» и «Спортмастер».

Вот мои преимущества:

  1. Есть опыт поиска съемочных площадок, актеров и реквизитов, оснащения локаций необходимым оборудованием.
  2. Знаю, где взять камеры и свет в аренду на срок от пары часов до нескольких недель, если в компании нет своего оборудования.
  3. Умею общаться с клиентами: грамотно брифовать их на начальном этапе, утверждать и согласовывать все что угодно — от типажа актеров до спецэффектов на финальном видео. Можно сказать, что язык у меня подвешен хорошо.

Все мои работы собраны в портфолио. Буду рад, если посмотрите его и дадите фидбек — подхожу вам или нет.

Готов пообщаться по телефону или лично. Мой номер: +7 921 123-12-11.

Для кандидата без опыта важно подчеркнуть навыки, которые он получил во время учебы, стажировки или, например, работы волонтером. Сопроводительное письмо такого кандидата может выглядеть так.

Добрый день! Меня зовут Маргарита. Хочу работать помощником юриста в компании «Правовой альянс».

Я окончила четвертый курс университета правосудия в Москве. Имею базовые знания в сфере юриспруденции. Например, знакома с жилищным, семейным и трудовым законодательством. Но пока только в теории. Настоящих судебных разбирательств у меня еще не было.

Мои преимущества:

  1. Я внимательна и усидчива.
  2. Стараюсь добиваться своих целей несмотря ни на что. Например, поступила в вуз на бюджет, потому что старательно готовилась к поступлению в школе.
  3. Я ответственна и пунктуальна. Не опаздываю на встречи, потому что ценю свое и чужое время. В этом плане вы можете быть уверены во мне на все сто: компанию не подведу — на встречу с клиентом приду вовремя.
  4. Доступно и грамотно выражаю свои мысли: так, чтобы даже человек, который никогда не сталкивался с юриспруденцией, понял, что я имею в виду.

Хочу стать первоклассным юристом и получить соответствующий опыт под руководством профессионалов.

Буду рада, если рассмотрите мое резюме и пригласите на интервью. Мой телефон: +7 911 122-21-12.

Для юриста важно подчеркнуть свое образование, опыт судебной практики и ее результат. Например, юристы с полным высшим образованием ценятся выше, чем со средне специальным или неоконченным. Чем больше в портфеле юриста выигранных дел, тем ценнее такой кандидат.

Здравствуйте! Я Павел. Меня заинтересовала вакансия юриста в вашей компании.

Я работаю юристом восемь лет. Последние два года трудился в рекламном агентстве. За это время разработал несколько стандартных договоров для агентства и согласовал их с 50 клиентами. Уверен, что мой опыт пригодится вашей компании.

Вот мои преимущества:

  1. Знаком с гражданским кодексом и законом о рекламе.
  2. Есть судебный опыт: за время работы в агентстве через мои руки прошли десять судебных дел и еще четыре досудебных разбирательства. Девять из десяти дел в суде я выиграл благодаря грамотному подходу к составлению договоров между компаниями-клиентами и рекламным агентством.
  3. Обладаю средним уровнем английского: неплохо говорю на нем на нейтральные темы. Профессиональной лексикой владею отчасти, но если для работы важно делать это лучше, подтяну английский до нужного уровня.

Готов работать в вашем агентстве. Буду рад, если мое резюме покажется вам подходящим. Готов пообщаться по телефону или лично. Звоните: +7 904 111-12-12.

Что важно для банковского работника зависит от уровня и направления деятельности сотрудника. Если он работает с клиентами, кандидату нужны хорошие коммуникативные навыки, при этом оконченное высшее образование может быть необязательным. Если кандидат претендует на руководящую должность, ему пригодятся управленческие кейсы с прошлого места работы.

Добрый день, Ирина! Меня зовут Виктория. Увидела, что в банке «Доверие» открыта вакансия персонального менеджера для клиентов малого бизнеса. Это как раз то, что я ищу.

Я работаю в банковской сфере три года. Мне нравится общаться с клиентами и предлагать им продукты банка в зависимости от их потребностей. За полгода работы на прошлом месте я привлекла 37 новых клиентов — собственников малого бизнеса. До этого я работала только с физическими лицами: консультировала по банковским продуктам. Также умею продавать банковские продукты для физлиц.

Я готова работать полный день. Разъездной характер работы меня не смущает. Есть личный автомобиль, на котором готова ездить на встречи с клиентами.

Буду рада стать частью команды банка «Доверие». Если я, как кандидат, заинтересовала вас, звоните — договоримся об интервью. Мой телефон: +7 904 456-45-45.

Для бухгалтера тоже важно подчеркнуть наличие специального образования и соответствующий опыт работы, если он есть. Если опыта работы нет, в сопроводительном письме напишите, что знаете основы бухгалтерской деятельности и вам действительно интересно этим заниматься.

Добрый день! Меня зовут Валентина. Хочу работать бухгалтером по расчету заработной платы в компании «Ракета».

У меня высшее экономическое образование. Два с половиной года работала в компании «Небосвод» на участке зарплаты с 50 сотрудниками. Умею:

  • рассчитывать заработную плату, больничные листы и отпуска;
  • делать расчеты при увольнении и декретные выплаты.

У меня нет опыта расчета заработной платы иностранным гражданам, но я хочу этому научиться.

Знакома с программами и сервисами: 1С8, ЗУП, «Консультант Плюс», «Гарант», «Контур».

Буду рада познакомиться и пообщаться вживую. Готова приехать на собеседование в любой день в рабочее время. Телефон для связи: +7 911 987-99-99.

Для менеджера важно показать именно те знания и навыки, которые требует вакансия. Это достаточно широкое название профессии, которое может подразумевать под собой все что угодно — от продавца подушек на рынке до сильного управленца в ИТ-компании.

Любовь, добрый день! Меня зовут Оксана. Заинтересовала ваша вакансия менеджера по работе с клиентами в компании «Инекс».

Мне 27. Я активна и энергична. Хочу достойно зарабатывать и готова для этого много работать.

У меня есть опыт работы в холодных продажах: я продавала банковские продукты по телефону именно по холодной базе. Работала в банке год, потом ушла в производственную сферу и тоже продавала, но в основном B2B. Совокупный опыт работы в продажах — четыре года.

У меня есть навыки переговорщика. Не боюсь общаться по телефону или лично. Умею выяснять потребности клиентов и продавать продукты, которые смогут их удовлетворить.

Буду рада пообщаться по телефону или лично. Звоните! Мой телефон: +7 981 555-55-11.

Для продавца важны навыки общения. Другие требования зависят от компании. Например, одни требуют наличие высшего образования, другим важен опыт работы, третьим — привлекательная внешность.

Добрый день! Меня зовут Аня. Хочу работать продавцом-консультантом в «Ромашка».

Я учусь на третьем курсе факультета дизайна. Обожаю все, что связано с модой, особенно одежду и аксессуары. Последние полгода я работала продавцом одежды в Mango, но из-за переезда в другой район Москвы пришлось уволиться, потому что стало неудобно добираться до работы. Но я хочу продолжить работать в сфере fashion retail.

Я общительна и энергична. Люблю общаться с покупателями, и у меня это хорошо получается. Например, я не стесняюсь подойти к новому клиенту и спросить, нужна ли ему помощь подобрать размер или что-то еще.

Буду рада пообщаться и стать продавцом в «Ромашка». Звоните: +7 999 123-34-56.

Как студенту написать сопроводительное письмо

Ирина Князева

карьерный консультант

Когда молодой специалист устраивается в компанию, он должен в сопроводительном письме показать стремление и огромное желание работать именно в этой компании. Еще можно добавить, что он готов постоянно повышать свой уровень знаний и нарабатывать опыт, а также развивать профессиональные навыки и качества.

Сопроводительное письмо студента необходимо выстроить из следующих блоков:

  1. Поприветствовать человека, причем желательно по имени.
  2. Указать цель или причину письма. Например, что вы нашли на сайте NNN определенную вакансию или хотите в этой компании заниматься конкретной работой.
  3. Ультракороткий рассказ о себе из 3—5 предложений. В этот объем нужно вместить все самое важное: опыт, навыки, знания, достижения.
  4. Рассказать о свободном времени и возможности работать. Лучше это сделать одним предложением. Студентам вопрос о свободном времени задают почти всегда, а вы на этот вопрос ответите сразу в сопроводительном письме.
  5. Почему хотите попасть в данную компанию в 1—2 предложениях. Блок не обязательный, но желательный. Здесь важно написать именно про компанию, а не про вакансию. Работодатели ценят в людях лояльность и осознанный выбор.
  6. Ссылка на резюме в интернете или фраза о том, что резюме прикреплено.
  7. Контакты для связи.

Что важно учесть при составлении сопроводительного письма:

  1. Задача сопроводительного письма — сделать так, чтобы ваше резюме заметили. Поэтому не пересказывайте резюме, а дополните его тем, как именно ваши знания и навыки соотносятся с требованиями в вакансии.
  2. Используйте специальную структуру: введение, основную часть и заключение. Во введении напишите, на какой должности и в какой компании хотите работать. Далее расскажите о навыках и опыте и как они помогут вам добиваться результатов на будущей работе. В заключение добавьте контакты, по которым с вами можно связаться.
  3. Пишите адресно, то есть обращайтесь к конкретному работодателю. Если в вакансии есть имя рекрутера или работодателя, обратитесь в письме по имени.
  4. Не забывайте про оформление: отбивайте абзацы друг от друга пустой строкой, используйте поля и заголовки, если оформляете письмо в текстовом редакторе. Проверьте письмо на опечатки и ошибки, прежде чем отправить.

Согласно опросу ResumeLab, в 83% случаев хорошее сопроводительное письмо к резюме помогает получить собеседование, даже если само резюме не очень.

Когда вы пишете сопроводительное письмо, вы делаете это для того, чтобы установить связь с компанией, в которую хотите устроиться. Резюме – это опись ваших навыков и мест работы, а сопроводительное письмо показывает вашу личность.

Анджела Эйлвард

Анджела Эйлвард

эксперт по составлению резюме

Огромную роль в успешности сопроводительного письма играет его длина. Согласно опросу ResumeLab, 82% экспертов по письмам считают, что хорошее письмо должно быть не длиннее страницы. Другие 18% – за письма, которые занимают не больше, чем полстраницы.

Сопроводительное письмо: нужно ли оно для приема на работу

Если кратко, то да, нужно. Мало того, что это банальный этикет, иногда письмо требуется в тексте вакансии:

Вакансии на hh.ru

Для творческих профессий сопроводительное письмо может быть частью конкурса

Вакансии на hh.ru

Такая просьба выступает в роли фильтра: те, кто не прочитает текст вакансии полностью, не напишут письмо, и их резюме могут не рассмотреть

Рассказываем, как составить идеальное сопроводительное письмо к резюме, а в конце статьи даем образец такого письма.

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Подробнее

Продвинем ваш бизнес

1. Пишите письмо специально для вакансии

Письмо, как и резюме, должно быть создано под вакансию, а не под компанию в целом, в которой вы хотели бы работать.

Проявляйте энтузиазм насчет должности, а не насчет компании. Многие желающие попасть в Buzzfeed писали о том, как им нравится компания, и практически ничего не говорили о должности.

Дэн Гейгер

Дэн Гейгер

бывший старший менеджер по персоналу в Buzzfeed

Когда вы пишете не о должности, а о компании, вы заставляете рекрутера или HR-менеджера разбираться и «подгонять» ваше резюме под вакансию. Если вы сделаете это сами, вы сможете «продать» свои услуги лучше.

Каким должно быть резюме в 2022 году – говорят рекрутеры лучших компаний

Каким должно быть резюме в 2022 году – говорят рекрутеры лучших компаний

2. Здоровайтесь правильно

Если есть такая возможность, лучше всего здороваться лично с тем, кто будет читать ваше письмо. Это лучше, чем просто «Добрый день!» Чтобы узнать, кому писать, можно проверить сайт и соцсети компании. Там может быть информация об HR-директоре.

Идеально, когда письмо адресовано тому, кто его будет читать. Если об этом нет информации, можно написать: «Уважаемый HR-менеджер компании […]».

Мервин Робертс-Хантли

Мервин Робертс-Хантли

карьерный коуч

И постарайтесь не переходить на неформальный язык. «Привет» будет звучать не очень профессионально, но и «Уважаемый господин/госпожа» лучше тоже не писать.

Постарайтесь избегать чересчур формального языка и длинных, сложных предложений. Сделайте письмо профессиональным, но в то же время дружелюбным. Стоит посмотреть сайт и соцсети компании, чтобы узнать, как они общаются, и постараться писать в этом же стиле.

Хари Колам

Хари Колам

CEO платформы для поиска талантов Findem

3. Не благодарите слишком много

Консультант по контенту и брендингу Сара МакКорд, когда работала рекрутером в The Muse (онлайн-платформа для карьерного роста), просматривала множество резюме и писем. И она заметила, что тон сопроводительных писем оказывался важным и даже решающим при принятии решения.

Не благодарите того, кто рассматривает вашу кандидатуру, слишком сильно – вы можете показаться человеком, который отчаялся получить работу. Изучать резюме и принимать решения – это работа HR-специалиста или рекрутера, а не услуга вам.

Сара МакКорд

Сара МакКорд

консультант по контенту и брендингу

В письме лучше рассказать об опыте и достижениях, а излишние благодарности и изъявления чувств оставьте при себе.

4. Привлеките внимание того, кто будет читать письмо

Не пишите «Я пишу вам, потому что меня заинтересовала вакансия». Сам факт того, что вы пишете, уже означает, что вакансия вас заинтересовала.

Интереснее всего будет звучать забавное или необычное вступление с каким-то полезным фактом о вас, например:

В моем резюме вы не найдете строчку «Комьюнити-менеджер». Но я три года нанимал(-а) людей онлайн и офлайн, параллельно ведя блог компании и проводя рабочие встречи.

Когда HR-специалисты видят очередное «Я пишу, потому что меня заинтересовала вакансия…», они вздыхают и иногда переходят к следующему письму. Лучше попробовать что-то в стиле:

  • «Я хотел(-а) работать в образовании с тех пор как моя школьная учительница в третьем классе привила мне любовь к чтению»;
  • «Мой подход к управлению прост: я стремлюсь быть лидером, с которым сам хотел бы работать»;
  • «За три года работы в [предыдущей компании], я повысил среднеквартальные показатели на [процент]».

Подобные вступления хороши по двум причинам: они заставляют читать сопроводительное письмо дальше и делают вашу кандидатуру запоминающейся.

Крюк, мост, гадкий утенок, монстры – как правильно использовать сторителлинг

Крюк, мост, гадкий утенок, монстры – как правильно использовать сторителлинг

5. Найдите общее у себя и компании

Узнайте о компании как можно больше и найдите что-то интересующее и ее, и вас. Также можете упомянуть, кто рассказал вам о компании и вакансии.

Если с самого начала письма понятно, что общего у вас и компании, – считайте, вы наладили связь с HR-менеджером. Чтобы узнать о компании больше, воспользуйтесь поиском, HR-разделом на сайте компании, изучите, что пишут о ней новостные агентства и деловые издания.

Анджела Эйлвард

Анджела Эйлвард

эксперт по составлению резюме

6. Не бойтесь шутить

Если вы перечисляете свои навыки списком, то помните, что его может быть сложно читать. Таких сопроводительных писем очень много, и все они сливаются в сознании HR в одно.

Ваша задача – не показать, что вы подходите для вакансии. Ваша задача – показать, что вы подходите лучше остальных. Вам стоит объяснить, что отличает вас от других кандидатов и почему вас стоит позвать на собеседование. Так что лучше «разбавить» повествование о ваших навыках интересными строчками о вашей личности и, возможно, даже шутками:

Я на важном созвоне, и тут перестает работать видеосвязь. Я не такой человек, который будет писать в поддержку и ждать помощи сложа руки – я залезу (грациозно!) под стол и проверю, что все нужные устройства подключены.

Это фрагмент из настоящего сопроводительного письма. Вот чем он примечателен: во-первых, его автор не боится показаться забавным и может разрядить обстановку. Во-вторых, этот фрагмент показывает soft-skills автора: он/она обладает стрессоустойчивостью и не боится нестандартных ситуаций.

7. Пишите с энтузиазмом

После вступления и любезностей переходите к сути и расскажите, почему вы подходите на должность, указанную в вакансии.

Используйте активные слова, глаголы, чтобы показать, как на прошлом месте работы вы принесли пользу компании.

Вместо «Я составлял(-а) финансовые отчеты напишите «Я единолично занимался(-лась) финансовыми отчетами моей команды и презентовал(-а) их высшему руководству». Покажите, что вам нравилось то, чем вы занимались. Привнесите в письмо что-то новое, свежее и не повторяйте в нем свое резюме.

Рейчел Монтанес

Рейчел Монтанес

карьерный коуч

Это та часть письма, которая очень важна. В ней нужно рассказать о самых важных результатах своей работы на предыдущих местах. Расскажите о том, чем гордитесь, чтобы «продать» себя HR-специалисту.

Меррин Робертс-Хантли

Меррин Робертс-Хантли

карьерный коуч

8. Покажите свою ценность

Многие кандидаты, особенно те, кто еще на старте карьеры, сосредотачиваются на том, что они получат, если им предложат работу, а не на том, что получит компания. Это не совсем то, чего ждут наниматели.

Нужно показать, как вы будете полезны компании, и лучший способ это сделать – выявить, какие у компании задачи и проблемы, и объяснить, как вы будете их решать. Почитайте новости, найдите тех, кто работает в компании, чтобы узнать о ней больше.

Конечно, когда вы еще не работаете в компании, сложно определить ее ценности, задачи и проблемы. Если у вас нет возможности добыть инсайдерскую информацию о компании, расскажите о своих предыдущих успехах. Например, расскажите, как превзошли ожидания на одном из проектов, и как планируете это делать в новой компании. Воспринимайте сопроводительное письмо как «письмо возможности».

Донна Свей

Донна Свей

рекрутер и эксперт по составлению резюме

9. Завершайте письмо с умом

Правильное приветствие заставляет читать письмо, а правильное завершение – «закрывает» письмо на правильной ноте.

Здесь можно еще раз выразить интерес к вакансии и компании. Напишите что-то вроде «Надеюсь, мне удастся принести пользу вашему бизнесу и команде».

Меррин Робертс-Хантли

Меррин Робертс-Хантли

карьерный коуч

10. Будьте кратки

Многие компании сейчас используют системы управления кандидатами, чтобы автоматизировать работу HR-отдела. В нее попадают кандидаты вместе с их резюме и сопроводительными письмами, и большинство таких систем вмещают 250 символов сопроводительного письма.

ATS, системы для отслеживания кандидатов

Система управления кандидатами – это CRM-система, в которую попадают те, кто откликнулся на вакансию

Что касается структуры, то можно придерживаться такой:

  • привлекательный лид-абзац;
  • три-четыре коротких абзаца о ваших сильных сторонах и чем вы подходите компании;
  • заключение, в котором снова читается ваш интерес к вакансии.

Рейчел Монтанес

Рейчел Монтанес

карьерный коуч

11. Проверьте письмо на ошибки

Когда письмо написано, его нужно вычитать. Эксперты говорят, что из-за ошибок и опечаток кандидатам иногда отказывают – ошибки указывают на некоторую беспечность.

Вот несколько способов, как вычитать текст:

  • воспользоваться программой, которая проверяет текст на ошибки и опечатки;
  • найти профессионального корректора или просто отдать письмо другу/знакомому, у которого все хорошо с грамотностью;
  • воспользоваться писательским лайфхаком: прочитать текст от конца до начала. Так он будет выглядеть по-новому, что позволит проще замечать ошибки.

Карьерные эксперты и HR-специалисты делают на этом акцент потому, что, как ни странно, многие игнорируют этот пункт и отправляют письмо сразу после написания.

Обзор для копирайтеров: 17 сервисов, которые облегчат работу с текстом

Обзор для копирайтеров: 17 сервисов, которые облегчат работу с текстом

12. Откажитесь от клише и штампов

Пока проверяете письмо, также просмотрите его на наличие штампов, клише и сложных оборотов. Оно должно быть креативным и оригинальным по смыслу, но не чрезмерно креативным по стилю.

Еще важно избегать клише в примерах и ситуациях, о которых вы говорите в письме.

Все говорят, что они стрессоустойчивы, коммуникабельны и креативны. Это уже немного надоело. Вместо этого можно сказать: «Я решил(-а) эту конкретную проблему, когда работал(-а) в этой компании, и повысил такой-то показатель на 90%». Примеры и статистика лучше, чем клише.

Анджела Эйлвард

Анджела Эйлвард

эксперт по составлению резюме

Бонус: шаблон сопроводительного письма

Мы сделали для вас шаблон, который поможет написать отличное сопроводительное письмо к резюме. Перейдите по ссылке, нажмите «Файл» –> «Создать копию» и приступайте к заполнению.

Сопроводительное письмо, пример

Так может выглядеть и ваше письмо

Адаптация статьи The Ultimate Cover Letter Checklist из блога Fast Company.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать сопроводительное письмо к отклику на вакансию пример
  • Как правильно написать согласно акта сверки или акту сверки
  • Как правильно написать сопроводительное письмо к коммерческому предложению
  • Как правильно написать согласна на прививку
  • Как правильно написать согласие на поездку ребенка