Как правильно пишется словосочетание «святая вода»
- Как правильно пишется слово «святой»
- Как правильно пишется слово «вода»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: новик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к словосочетанию «святая вода»
Синонимы к словосочетанию «святая вода»
Предложения со словосочетанием «святая вода»
- Обойдя дом, священник окропил святой водой все амбары, людские помещения, конюшни, скотный двор.
- – А теперь выпей святой воды, – и подаёт ему деревянный ковш.
- Для закрепления результата пройдите квартиру с церковной свечой и все углы побрызгайте святой водой…
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «святая вода»
- Красный угол был выбелен; тут помещались образа, остальные части стен, составлявшие продолжение угла, оставались только вымазанными глиной; медные ризы икон, вычищенные мелом к светлому празднику, сверкали, как золото; подле них виднелся возобновленный пучок вербы, засохнувшая просфора, святая вода в муравленом кувшинчике, красные яйца и несколько священных книг в темных кожаных переплетах с медными застежками — те самые, по которым Ваня учился когда-то грамоте.
- Протопоп кропил путь святою водой; золото парчовых одежд начало переливаться; загорели, как жар, богатые царские шапки, и вот пред нами цари: один [Иоанн.] — шестнадцатилетний отрок, бледный, тщедушный, с безжизненным взором, сгорбившийся, едва смея дышать под тяжестью своей одежды и еще более своего сана; другой [Петр.] — десятилетнее дитя, живой, цветущий здоровьем, с величавою осанкою, с глазами полными огня, ума и нетерпения взирающий на народ, как будто хотел сказать: мой народ!..
- Прежде всего отслужили молебен, причем Антон Иваныч созвал дворню, зажег свечу и принял от священника книгу, когда тот перестал читать, и передал ее дьячку, а потом отлил в скляночку святой воды, спрятал в карман и сказал: «Это Агафье Никитишне». Сели за стол. Кроме Антона Иваныча и священника, никто по обыкновению не дотронулся ни до чего, но зато Антон Иваныч сделал полную честь этому гомерическому завтраку. Анна Павловна все плакала и украдкой утирала слезы.
- (все
цитаты из русской классики)
Значение словосочетания «святая вода»
-
Свята́я вода́ (освящённая вода, агиасма) — название воды в исторических церквях, освящённой в храме во время чина водоосвящения. Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд — Чис. 5:17). (Википедия)
Все значения словосочетания СВЯТАЯ ВОДА
Афоризмы русских писателей со словом «святой»
- Я свят грехом. Я смертью жив. В темнице
Свободен я. Бессилием — могуч.
Лишенный крыл, в паренье равен птице. - Художник должен быть одновременно и грешником, и святым.
- Наша литература — наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней — вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты — умы и сердца истинных художников.
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Русский[править]
Тип и синтаксические свойства сочетания[править]
свя—та́·я во—да́
Устойчивое сочетание (термин). Используется в качестве именной группы.
Произношение[править]
- МФА: [svʲɪˈtaɪ̯ə vɐˈda]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- церк. освящённая вода, обладающая, по мнению верующих, исцеляющей силой ◆ И притом святая вода, освящённая в навечерие или в день Богоявления, называется Агиасмою Великою, в отличие от воды, освещённой в другие времена, при других случаях. «Энциклопедический лексикон», 1835 г.
Синонимы[править]
- освящённая вода, частичн.: живая вода, мёртвая вода
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Этимология[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
|
Библиография[править]
Содержание
- О святой воде
- Как правильно пишется словосочетание «святая вода»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к словосочетанию «святая вода»
- Синонимы к словосочетанию «святая вода»
- Предложения со словосочетанием «святая вода»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «святая вода»
- Сочетаемость слова «святой»
- Сочетаемость слова «вода»
- Значение словосочетания «святая вода»
- Афоризмы русских писателей со словом «святой»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение словосочетания «святая вода»
- Предложения со словосочетанием «святая вода»
- С какой буквы пишется: святая вода или Святая вода?
- Вода святая
- Можно ли кропить святой водой нечистые места?
- Можно ли пить святую воду не натощак?
- Где хранить святую воду?
- Можно ли давать святую воду знакомым и родственникам, если они не смогли сходить за ней в праздник Богоявления (Крещения Господня)?
- Можно ли давать святую воду животным?
- Святая вода против пьянства
О святой воде
Великое освящение воды. Сретенский монастырь. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru |
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.
Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Источник
Как правильно пишется словосочетание «святая вода»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: скоренько — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к словосочетанию «святая вода»
Синонимы к словосочетанию «святая вода»
Предложения со словосочетанием «святая вода»
- А теперь ступай домой, собирайся, пей святую воду, и чтобы завтра с утра выехал!
Цитаты из русской классики со словосочетанием «святая вода»
- Красный угол был выбелен; тут помещались образа, остальные части стен, составлявшие продолжение угла, оставались только вымазанными глиной; медные ризы икон, вычищенные мелом к светлому празднику, сверкали, как золото; подле них виднелся возобновленный пучок вербы, засохнувшая просфора, святая вода в муравленом кувшинчике, красные яйца и несколько священных книг в темных кожаных переплетах с медными застежками — те самые, по которым Ваня учился когда-то грамоте.
Сочетаемость слова «святой»
Сочетаемость слова «вода»
Значение словосочетания «святая вода»
Свята́я вода́ (освящённая вода, агиасма) — название воды в исторических церквях, освящённой в храме во время чина водоосвящения. Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд — Чис. 5:17). (Википедия)
Афоризмы русских писателей со словом «святой»
- Я свят грехом. Я смертью жив. В темнице
Свободен я. Бессилием — могуч.
Лишенный крыл, в паренье равен птице.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение словосочетания «святая вода»
Свята́я вода́ (освящённая вода, агиасма) — название воды в исторических церквях, освящённой в храме во время чина водоосвящения. Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд — Чис. 5:17).
Предложения со словосочетанием «святая вода»
А теперь ступай домой, собирайся, пей святую воду, и чтобы завтра с утра выехал!
Налейте туда три капли святой воды, и вся вода вокруг превратится в золото.
Для закрепления результата пройдите квартиру с церковной свечой и все углы побрызгайте святой водой…
Источник
С какой буквы пишется: святая вода или Святая вода?
пишется с маленькой буквы, святая вода, потому что в «Русском правописании» Я. К. Грота рекомендовалось писать народные названия праздников строчными буквами: масленица, семик, святки, мясоед, это же касается и слова святая вода, с прописной буквы пишутся все слова в полном церковном названии праздника Пасхи: Светлое Христово Воскресение.
Правильно: забота, об этом можно узнать из любого орфографического словаря.
А вот этимологичекий словарь расскажет нам более интересные истории. В славянских языках существовало слово zobъ со значением «зерновой корм для птицы», в др.-рус. языке уже отмечается глагол зобити — есть, а в северных говорах даже известен глагол зобАть — есть с жадностью.
Но при чем тут забота о ближних или о самом себе?
«Забота» в русском языке появляется довольно поздно — только в 18 веке и сначала в форме «зобота», но «ЗО» очень быстро превращается в «ЗА» под влиянием «аканья», а также в связи со схожестью с приставкой ЗА.
С едой же забота имеет непосредственную связь, но вот что интересно: теперь не мы едим нечто, а это нечто, то есть печаль, беспокойство, съедает нас. Вот и Даль отмечает поговорку: «Забота не съела, так скука одолела».
В русском языке есть несколько синонимических словосочетаний, которые имеют различную грамматическую форму. Люди часто путают падежное окончание и не всегда правильно подбирают предлог, с которым нужно употреблять местоимение. Это морфологическая ошибка.
Необходимо запомнить следующее: ему (дательный падеж) свойственно, присуще, а характерно или типично для него (родительный падеж). Ещё можно сказать так: за ним водится, на него похоже, его отличает.
Источник
Вода святая
Вода́ свята́я – 1) обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретшая, в результате совершения молебна, именуемого водоосвящением, свойства освящать и исцелять (по вере благочестиво использующих её людей); 2) (иногда, в некотором понимании) вода из святого источника.
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (греч. ἁγίασμα – святыня).
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое. Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) освящение воды совершается одинаково (по одному чину). Изначально в сочельник 18-го января воду освящали в храме, а в сам праздник 19-го – на источнике (реке или озере).
Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.
Святитель Лука Крымский советовал: “Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине”.
Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.
Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная по канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Важно знать, что купание в освящённых водоёмах является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди). В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении.
Можно ли кропить святой водой нечистые места?
Есть крестная сила как нечто ограждающее, как экзорцизм. Мы что-то можем освятить в смысле «исполнить благодати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим крещенской святой водой, чтобы там никакое зло не пряталось, а не для потребления там святыни.
Можно ли пить святую воду не натощак?
По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1‑е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».
То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.
Где хранить святую воду?
Воду святую хранят в особом сосуде; можно наклеить соответствующую надпись, чтобы случайно не использовать святыню не по назначению.
В церковных лавках продаются специальные сосуды для святой воды.
Можно ли давать святую воду знакомым и родственникам, если они не смогли сходить за ней в праздник Богоявления (Крещения Господня)?
Можно, но будем помнить, что освящение воды совершается в храмах регулярно и набрать её там можно в любой день.
Можно ли давать святую воду животным?
Да, если найти животных, которые будут пить её с верой. Из молитв на освящение воды: «…соделай, чтобы она [вода] силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окроплящихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней…».
В прежние времена было принято окроплять скотину от мора во время эпидемий. Например, “Чин молитвенный во время губительнаго мора скотов” указывает: «Подобает ведати, яко на всяк день сицевым скотом недужным, в воде егда напояют я, от воды священныя влияти потреба, и сено кропити, и соль благословенную подати». Очевидно, что речь здесь шла, в первую очередь, о помощи их христолюбивым хозяевам, ибо скот кормил их семьи.
Святая вода против пьянства
В В течение всего дня при желании употребить алкоголь, страждущему рекомендуется выпивать святой воды с молитвой. Из книги священника Константина Пархоменко: Вспомнил курьезную историю про одного своего прихожанина — бывшего пьяницу. Встречаю его в храме с кучей пластиковых бутылок для воды. Улыбается: «Батюшка, я уже полгода не пью». Я: «И как это вам удается? — «Я выполняю, батюшка, ваш совет. Вы мне сказали, что если нет сил, как тянет выпить, надо помолиться и выпить святой воды. Вот я так и делаю. Захочется водки — я стаканчик святой воды. Еще захочется, я опять стаканчик или два. Так стаканов девять выпью — и у меня пропадает всякое желание пить водку».
Наивными выглядят утверждения о том, что святая вода приобретает свои свойства благодаря ионам серебра от серебряного креста, который священник погружает в воду во время Чина освящения воды. По этому поводу есть даже такой анекдот:
«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?».
Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.
протопресвитер Валерий Лукьянов:
В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Так, новорожденные младенцы (или некрещенные возрастные) через крещение в воде освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек, останки его и последнее обиталище – гроб, кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения – кладбище.
Отправляется кто в путешествие, благословляется он окроплением святой водою. Перед начатием учения отроков окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящается святой водой. В церкви все имеющее священное употребление, обязательно освящается через кропление святой водою, как и сам храм при основании, при завершении строительства его и постоянно в нарочитые дни и праздники года.
Так, в храме освящается святой водой все принадлежащее алтарю и служителям алтаря – престол, жертвенник, антиминс, служебные сосуды, кресты, Евангелия, одежды алтарные, облачения священнослужителей и т.д. Освящаются также все священные предметы – иконы, кресты, хоругви, ковчежцы, колокола и прочее.
«Настольная книга священнослужителя», (1913 год): «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
Приложения к брошюре «В помощь кающимся», издание Свято-Данилова монастыря, 1995: Утром натощак пей святую воду, а также по всякой нужде (когда внезапно заболеешь, разгневаешься, испугаешься, плохой сон приснится и т.д.). А также кропи святой водой на все 4 стороны и говори: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа окроплением воды сия священная в бегство да претворится все лукавое, бесовское действо. Аминь!».
Разновидностью агиасмы может считаться «родостома», «родостама», «родостамна» (греч. rodostagma – «розовая вода») – вода с добавками ароматических веществ, употребляемая в смеси с красным вином при освящении антиминсов и престолов. Она символизирует благовонное миро, которым Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса Христа ( Ин.12:3 ), а Его тайные ученики – все тело Учителя при погребении ( Ин.19:39-40 ).
Источник
Смотреть что такое СВЯТАЯ ВОДА в других словарях:
СВЯТАЯ ВОДА
(греч. Αγιασμός — святыня)— освящённая в церкви вода. Употребление святой воды в христианстве восходит ко II веку. Традиция её использования связана ка… смотреть
СВЯТАЯ ВОДА
В Греции воду, использованную для тушения жертв, огня и собранную после этого в таз. считали священной. С. в. употреблялась при омовении рук пе… смотреть
СВЯТАЯ ВОДА
Один из древнейших обрядов, практиковавшихся в Египте, и оттуда — в языческом Риме. Он сопровождал ритуал хлеба и вина. «Египетский жрец кропил свя… смотреть
СВЯТАЯ ВОДА
в Греции воду, использов. для тушения жертв. огня и собранную после этого в таз, считали свящ. С. в. употребл. при омовении рук перед культовы… смотреть
СВЯТАЯ ВОДА
в Греции воду, использов. для тушения жертв. огня и собранную после этого в таз, считали свящ. С. в. употребл. при омовении рук перед культовыми церемон. Между людьми, берущими С. в. из одной и той же чаши, возникает обязанность взаимной помощи. На Др. Востоке представл. о том, что перед вступл. в храм необход. посредством омовения приобр. культовую чистоту, было еще более древ., чем в Греции и Италии. Вост. ритуалы, прежде всего вавилонский, еврейский и егип., предусматр. омовение, однако недостаток воды приводил к замене реальн. омовения символич. в виде кропления. В эллинистич. Египте раздача С. в. производ. жрецами за плату и была механизир. Человек, входивший в храм и желавший омыть руки, должен был опустить монету в щель автомата для подачи С. в. В кодексе имеется чертеж, сконструир. Героном Александрийским, автомата для подачи С. в. В этом автомате запорное устройство открыв. под действием тяжести брош. сверху монеты, позволяя вылиться неск. каплям воды…. смотреть
СВЯТАЯ ВОДА
СВЯТАЯ ВОДАосвященная вода для литургического или частного употребления. Ритуальное использование воды, являющейся естественным символом очищения и духовной чистоты, было характерно для многих языческих культов, а окропление жертвы водой предписывалось Моисеевым законом. Употребление освященной воды в христианстве восходит ко 2 в. Первоначально она использовалась для окроплений во время воскресной литургии, а позднее — едва ли не во всех обрядах освящения; в католических церквах ее наливают в плоские сосуды, помещенные при входе в церковь; кроме того, верующие используют ее дома. Наряду с обыкновенной святой водой, Католическая церковь освящает крещальную воду, пасхальную воду и особую «григорианскую» воду (в ее состав входят соль, пепел и вино), употребляемую для освящения храмов. См. также САКРАМЕНТАЛИИ…. смотреть
СВЯТАЯ ВОДА
свят’ая вод’а (Чис.5:17 ) — вода, которую священник брал для приготовления горькой воды (см. след. стихи). Являлась освященной своим предназначением.
Как правильно?
«Свято-» в названиях храмов и монастырей
Присоединение через знак дефиса к основным традиционным наименованиям монастырей и церквей слова «Свято-» не рекомендуется.
В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода является название – Свято-Троицкая Сергиева лавра (наряду с Троице-Сергиевой лаврой). Хотя это название вошло в употребление только в XX столетии, в данном случае оно оправдано, поскольку происходит от устойчивого термина Святая Троица.
Слово «Свято-» в названии храма или обители оправдано и в том случае, когда они освящены в честь Святого Духа.
Во всех остальных случаях присоединение слова «Свято-» к названию монастыря или храма излишне (см. подробнее: Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М., 2007. С. 99–100).
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
АллилуЙя или аллилуИя?
По рекомендации орфографических словарей, правильное написание – аллилуйя.
Боговдохновенная или Богодухновенная
Верны оба варианта (например, Боговдохновенная Книга (Библия)), но вариант Богодухновенная (Книга), по мнению специалистов Издательства Московской Патриархии, предпочтительнее.
БожИя или БожЬя?
С точки зрения русского языка, правильно и так и так. Разница между прилагательными «божия» и «божья» только в стилистической принадлежности и сфере употребления.
Слово «Божия» относится к высокому книжному стилю и употребляется преимущественно в церковных текстах и словосочетаниях:
– Божия Матерь
– Божия благодать
– Божия помощь верующим
Слово «божья» относится к общелитературной лексике, характеризует предметы и явления более приземленные, чаще встречается в устойчивых сочетаниях:
– божья тварь
– божья коровка
– птичка божья
То же различие справедливо для некоторых других форм прилагательного Божий:
– муж. р., род. п.: Божьего и Божия,
– муж. р., дат. п.: Божьему и Божию,
– ср. р.: Божье и Божие,
– мн. ч. Божьи и Божии
ДЬякон или дИакон?
Оба варианта верны. В церковных текстах традиционно используется более древнее написание: диакон, иеродиакон, протодиакон, в светских – написание через «ь».
Диа́кон – низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы.
ИгуменЬя или игуменИя?
Существует традиция написания одного из наименований Матери Божией – Небесная Игумения – с прописной оба слова, при этом в слове Игумения сохранять окончание -ия.
В случае употребления этого слова по отношению к настоятельнице монастыря слово пишется со строчной буквы с окончанием -ья: игуменья.
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
Книга пророка ИсаИи или книга пророка ИсаЙи?
Согласно рекомендациям Издательства Московской Патриархии, правильно писать Книга пророка Исаии.
НаперСный или наперСТный крест?
Правильно наперсный, от церковнославянского слова перси – грудь, т. е. нагрудный крест.
Основные принципы церковной орфографии
Написание строчных и прописных букв в изданиях церковной тематики на русском языке, а также в церковнославянских богослужебных текстах, издаваемых в русской транслитерации, – проблема не новая. До недавнего времени почти в каждом православном издательстве имелись словарики для внутреннего употребления, однако, как нетрудно догадаться, в разных словариках были реализованы разные принципы решения указанной проблемы.
Каждый издатель подходил к этому вопросу, в лучшем случае опираясь на орфографические и синтаксические правила русского языка, используя пособия для корректоров и редакторов. Но, учитывая специфику издаваемых текстов, литературные работники вносили поправки и дополнения, которые порой не соответствовали общепринятым нормам русского языка. В советский период церковная лексика, как правило, почти не попадала в словари и тем более не упоминалась в пособиях по редактированию и стилистике. Поэтому редакторы на свой страх и риск обращались за образцом к изданиям, выпущенным до революции в России или за рубежом в XX веке. Но во всех этих книгах также не было единых правил для издания подобных текстов.
Важный шаг в этом направлении – настоящие правила. Основные принципы, согласно которым была разработана «церковная орфография», сводятся к следующим:
– Правописание в текстах церковной тематики в общем и целом не должно противоречить общепринятым в настоящее время орфографическим нормам русского литературного языка.
– Отступления в текстах церковной тематики от общепринятых норм должны быть немногочисленными, четко мотивированными и, по возможности, системными – во избежание размывания проверенных временем правил. Кроме того, следует учитывать, что данные правила будут применяться не только в издательской практике, но и в процессе обучения в средних и высших церковных учебных заведениях, – и это обучение, разумеется, не должно быть сопряжено с заучиванием десятков нелогично сформулированных правил и сотен исключений.
– В русском языке все слова, находящиеся в середине или в конце предложения (за исключением имен собственных) пишутся по умолчанию со строчной буквы. Написание прописной буквы – особый случай, который всякий раз требует специального описания и весомого обоснования.
– Текст не должен быть перегружен прописными буквами, иначе возникают проблемы с его зрительным восприятием, а сами прописные буквы стремительно девальвируются в сознании читателя. Сказанное касается как светских, так и церковных текстов.
– Осознавая, что никакие руководства и справочники не могут вместить в себя всё многообразие реальных случаев словоупотребления, следует признать допустимым и нормальным наличие вариантов в написании различных слов, словосочетаний и терминов в зависимости от жанра текста, предполагаемой аудитории, индивидуальных авторских предпочтений. При этом необходимо воздержаться от сколько-нибудь жесткой регламентации написания строчных и прописных букв в художественных текстах: в произведениях подобного рода язык является не только средством, но и целью. Не следует ограничивать свободу авторского замысла.
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
Патриаршего или патриаршЬего?
Верно без мягкого знака: патриаршего, патриаршему. А также: патриаршие (Патриаршие пруды).
Прилагательное патриарший в начальной форме выглядит как притяжательное прилагательное, отвечающее на вопрос «чей?» и оканчивающееся на -ий (-jeго), ср.: лисий – лисьего, пастуший – пастушьего, черепаший – черепашьего, птичий – птичьего, человечий – человечьего, монаший – монашьего, помещичий – помещичьего, скомороший – скоморошьего и т. д. Такие слова склоняются по особому (местоименному) склонению, в них пишется разделительный мягкий знак.
Однако слова монарший и патриарший склоняются не по местоименному, а по адъективному склонению, то есть как прилагательные хороший (хорошего), святейший (святейшего), усопший (усопшего), больший (большего), августейший (августейшего) и т. п. В таких словах разделительный мягкий знак не пишется.
По этой причине правильно: патриаршее (не патриаршье) благословение, патриаршая (не патриаршья) ризница,Патриаршие (не Патриаршьи) пруды. И, соответственно: монаршее, монаршая, монаршие.
«Русская грамматика» (под ред. Н. Ю. Шведовой, М., 1980) указывает: «Притяжательные прилагательные орлий (устар.), отчий, монарший и патриарший, основа которых оканчивается на группу согласных (-ий – флексия им. п. ед. ч. муж. р.), изменяются по мягкой разновидности адъективного склонения. Образование от притяжат. прил.
монарший, патриарший падежных форм по типу притяжат. прил. соболий, пастуший, волчий для современного языка ненормативно». При этом «у писателей XIX в. встречается образование форм косвенных падежей притяжательных прилагательных женского рода с шипящей согласной перед
j
(казачья, разбойничья) по образцу изменения местоимен. прил. наш, ваш (см. ниже) без
j
в конце основы: Ты не издохнешь от удара Казачей сабли (Пушк.); Не для разбойничей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба старика (Пушк.); Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, – Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век (Некр.) (для современного языка нормативны формы казачьей, разбойничьей, вражьей)».
Итак, различается написание слов:
монашьего – патриаршего; монашье – патриаршее; монашья – патриаршая; монашьи – патриаршие
.
Источник: Грамота.РУ
Православие или православие?
В значении «христианская конфессия» правильно писать православие. В значении Православная Церковь слово православие пишется с прописной буквы – например: История Православия в России.
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
Причастие или причастие?
Слово Причастие в значении таинства Евхаристии пишется с прописной. Слова причастие и причащение в значении действия, принятия Святых Христовых Таин пишется со строчной.
ПромыСЕЛ или ПромыСЛ Божий?
В значении «провидение» правильно писать Промысл Божий.
Светские vs. церковные орфографические рекомендации
Рекомендации Издательства Московской Патриархии | Рекомендации Грамота.РУ и некоторых светских словарей |
церковь святой мученицы Татианы | церковь Святой Мученицы Татьяны |
икона великомученика Георгия Победоносца | икона Великомученика Георгия Победоносца |
Русская Православная Церковь | Русская православная церковь |
Русская Православная Церковь Заграницей | Русская православная церковь за границей |
Вселенский Собор | Вселенский собор |
Священный Синод | Священный синод |
Послание к Римлянам | Послание к римлянам |
СвятОЙ водОЙ или святОЮ водОЮ?
Оба варианта окончаний корректны и используются. Более распространенным является вариант с окончанием -ой.
Источник: Грамота.РУ
Святых Христовых ТаИн или Святых Христовых ТаЙн?
Правильно – Святых Христовых Таин.
Служба УспениЯ Богородицы или служба УспениЮ Богородицы?
Правильно указывать название праздника в родительном падеже: служба Успения Пресвятой Богородицы.
Тропарь преподобнОГО СергИЯ или тропарь преподобнОМУ СергИЮ?
В названии молитвословий имя святого указывается в дательном падеже: тропарь преподобному Сергию.
ЧерНое море или ЧерМНое море?
Правильно Чермное (Красное) море.
Комментарии для сайта Cackle
В этот великий праздник у источников и на водоемах собирается много людей: некоторые окунаются в оборудованную купель, но даже те, кто не осмеливается на такой шаг, все равно приезжают, чтобы послушать священника, стать частью большого события и заодно набрать святой воды. А в чем ее суть? Для чего людям крещенская вода и как правильно обращаться с этим ресурсом, расскажем в этой статье вместе с Михаилом Требухиным, священником храма вмч. Анастасии Узорешительницы.
Когда набирать крещенскую воду в 2024 году
Все зависит от того, когда произошло священнодействие, то есть когда над водой произнесена молитва. По раннехристианским традициям, водоосвящение происходило 18 января. Сегодня процедуру проводят дважды, в канун Богоявления (Навечерие), 18 января, и непосредственно в день Крещения, 19 января. Это исторически обусловлено тем, что верующих становилось все больше, поэтому в сочельник не все успевали прикоснуться к святыне (1).
Набрать крещенскую святую воду в 2024 году можно 18 и 19 января сразу после Литургии и чина Великого водосвятия. Также в церквях и храмах святую воду раздают после Всенощного бдения в Крещенский сочельник.
Интересные факты о крещенской воде
Великая агиасма | Это странное для слуха обывателя слово переводится с греческого как «святыня». Так называют крещенскую воду и само таинство водоосвящения |
Крещенская и Богоявленская вода — это разные вещи? | Второе название тоже часто встречается в литературе и обиходе. На самом деле, это одно и то же: вода хоть и освящается дважды, в Навечерие Богоявления (Сочельник) и в сам праздник Крещения, но читаются одинаковые молитвы, и вся процедура фактически повторяется. |
Традиции освящения воды | На Востоке в древности воду освящали не только молитвой, но и через погружение в водоем или фонтан какой-либо святыни. На Западе процедура освящения заключалась в чтении экзорцизмов (специальные молитвы для защиты от нечистой силы) и погружении в воду освященной соли. В российской практике сегодня во время освящения воды используют крест, который трижды погружают в емкость или в водоем. |
Где можно набрать крещенскую воду
В канун праздника многих интересует вопрос, где взять святую воду для своей семьи и близких. По церковной традиции вся вода в день Крещения и в сочельник считается освященной. Предполагается, что Божью благодать получает стихия в целом, а не какие-то отдельные источники воды или сосуды.
Однако верующие стремятся набрать крещенскую воду именно в локациях, где был проведен церковный обряд. Расскажем подробнее, где можно получить святую воду бесплатно.
Церковь
В крупных храмах крещенскую воду раздают круглосуточно, начиная с 18 января. В церквях поменьше за водой можно прийти после Литургии или на Всенощное бдение. Также получить порцию крещенской воды можно праздничным утром и днем 19 января. В какое именно время будут проводиться службы и раздача святой воды, стоит узнать заранее, так как каждая церковь устанавливает свое расписание.
Святые источники
На территории России расположено более сотни источников, которые почитаются как святые места в связи с теми или иными событиями, описанными в церковной истории. Рядом со многими из них стоят церкви или часовни. Верующие посещают эти источники круглогодично, но особенно популярны они становятся в Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления.
Как правило, в эти локации приезжают представители РПЦ, проводят чины водосвятия. Все желающие могут принять в них участие, пройти обряд омовения и набрать святой воды для себя или близких людей.
Найти святой источник неподалеку от дома можно на карте в Азбуке паломника (2).
Сколько крещенской воды можно набрать
Ни в Священном писании, ни в каких-либо других источниках нет четких указаний на то, сколько именно крещенской воды допускается брать. Но не стоит жадничать и приезжать к храму на праздник с гигантскими канистрами — достаточно будет бутылки объемом плюс-минус 1 л. Считается, что даже маленькое количество святой воды обладает большой силой.
Как правильно хранить крещенскую воду
Эта вода не портится, поэтому ее не нужно ставить в холодильник — более того, считается, что продукты, находящиеся там, могут ее осквернить. Правильнее всего поставить святую воду в особое, специально отведенное ей место. Если у вас в доме есть иконы, поставьте емкость с крещенской водой рядом. Если такого у вас нет, можно найти другой угол, где нет ничего неблагопристойного.
Как долго можно хранить крещенскую воду
Считается, что освященная вода, в отличие от обычной, не только обладает чудодейственными свойствами, но и долго не поддается порче. В Православной энциклопедии приводится выдержка из антиохийской проповеди святителя Иоанна Златоуста (387 г.), где отмечается, что крещенская вода остается неповрежденной и свежей «целый год, а часто — два и три года» (Ioan. Chrys. De bapt. 2) (3).
Но обычно у верующих вода с Крещения так долго не хранится. Во-первых, незачем — уже на следующий год можно набрать святую воду заново. А во-вторых, ее можно использовать по-разному: употреблять внутрь, умываться, окроплять жилье и во всех других случаях, где человек чувствует и нуждается в Божьей благодати. Ведь именно в этом заключается смысл крещенской воды: вовлечение человека и окружающего его мира в общение с Иисусом (3).
Комментарии священника о крещенской воде
— Я сам отношусь к воде, которую освятили на праздник Богоявления (Крещения) с большим почтением. Агиасма — это святыня, и отношение к ней должно быть соответствующее, — говорит Михаил Требухин, иерей храма вмч. Анастасии Узорешительницы. — У меня дома стоит трехлитровая банка с Крещенской водой, датированная 1976 годом. Она прозрачна, как стекло. Это лишний раз доказывает ее необычные свойства. Освященная вода, как писал святитель Димитрий Херсонский, способна освящать души и телеса всех, пользующихся ею. То есть, если принимать ее с верой и молитвой, она может помочь при болезнях. Кроме того, крещенская вода отгоняет злых духов — поэтому ею также окропляют жилище и освящают некоторые вещи. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий рекомендовал окроплять крещенской водой продукты и готовую пищу. А тем, кто сильно болел, он благословлял принимать по ложке освященной воды каждый час.
Популярные вопросы и ответы
На вопросы читателей отвечает иерей Михаил Требухин.
Что делает крещенская вода?
Святая вода отличается своей структурой и энергетикой, что наделяет ее полезными свойствами. Она может помочь в укреплении иммунитета, восстановить энергию, благотворно повлиять на мозг, нервную и эндокринную системы, унять боль в ЖКТ, улучшить состояние кожи, быстрее восстановиться после операций и тяжелых болезней. А если говорить о духовном значении крещенской воды, то она очищает наши грехи, и через святую воду мы прикасаемся к благодати Божьей.
Можно ли пить крещенскую воду?
Не только можно, но и нужно. Святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще». Главное, делать это правильно: употреблять крещенскую воду нужно с верой и молитвой, натощак, по утрам. Но два дня в году, в Крещение и в сочельник, святую воду пьют в течение дня.
Однако это не строгое правило. В Богослужебном Уставе указано, что те, кто отлучает себя от святой воды только потому, что уже употребили пищу, неправы. Если есть необходимость выпить крещенской воды (например, человек болеет или чувствует духовное расстройство), можно принять ее — относиться нужно с благоговением, воспринимать как Божий дар.
Считается ли освященной домашняя вода из-под крана?
Целебные свойства крещенской воды из церкви общеизвестны, но мало кто знает, что обычная водопроводная вода в крещенскую ночь тоже становится святой — и если набрать ее в ночь с 18 на 19 января, использовать ее можно целый год или даже дольше.
Специалисты лаборатории питьевого водоснабжения Института им. Сысина проводили исследование, в ходе которого наблюдали за свойствами воды за несколько дней до Крещения, и заметили, что уже с 17 января стало меняться количество ион-радикалов и уровень pH воды. Наиболее «активной» она стала вечером 18 января, а утром 19 января стала постепенно возвращаться к своему обычному значению.
Нужно ли окроплять квартиру освященной водой? Как правильно это сделать?
Есть специальный чин освящения жилища. И в нем есть момент, когда священник берет святую воду и с молитвой кропит ею все стены по периметру и все помещения.
Но как говорил святитель Феофан Затворник, вся благодать, идущая от Бога через святыни, в том числе, святую воду, имеет силу лишь для тех, кто достоин этого — через молитвы, покаяние, смирение, служение людям, проявление милосердия и других добродетелей. Автоматически она не действует — бессмысленно использовать святую воду без молитвы и веры.
Святой водой можно самостоятельно окропить квартиру, чтобы очистить ее от негатива. В левой руке нужно держать емкость со святой водой, а правой разбрызгивать капли по всем стенам жилья. Начинать нужно с восточного угла, двигаясь по периметру помещений по часовой стрелке.
Одновременно нужно читать молитву «Отче наш», если знаете другие — тоже будет хорошо. Для этого обряда можно выбрать любой день, за исключением пятницы.
Но нужно понимать, что такая процедура не будет считаться освящением жилища, обряд самостоятельно проводить нельзя, его может совершать только священнослужитель.
Что делать с прошлогодней освященной водой, если она сохранилась до следующего Крещения?
Святая вода может десятилетиями и при этом сохранять свежесть. Поэтому прошлогоднюю крещенскую воду можно продолжать использовать, даже пить, соблюдая правила (натощак и с молитвой). Ею также можно поделиться с близкими, умываться ею, окроплять квартиру, поливать рассаду и комнатные растения.
Но ни в коем случае нельзя просто выливать святую воду в раковину или выплеснуть в форточку.
Источники
- О крещенской воде // Журнал «Фома».
URL: https://foma.ru/o-kreshhenskoy-vode.html - Святые источники России // Азбука паломника.
URL: https://azbyka.ru/palomnik/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_(%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8)&pageuntil=%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9+%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F+%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F+%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0+%28%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%29#mw-pages - Водоосвящение // Православная энциклопедия.
URL: https://www.pravenc.ru/text/155063.html
Источник со святой водой (монастырь святой Феодоры, Салоники)
Свята́я вода́ (греч. Αγιασμός — рус. святыня) — в христианстве название воды, освящённой в церкви во время обряда водоосвящения. Употребление освящённой воды в христианстве восходит ко II веку.[1][2] Традиция её использования связана как с библейской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмет священник святой воды в глиняный сосуд — Чис.5:17).
Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф.4:17)
— Кирилл Иерусалимский
Содержание
- 1 Освящение воды
- 1.1 В Православной церкви
- 1.2 В Католической церкви
- 2 Употребление святой воды
- 2.1 Случаи кишечного отравления святой водой
- 3 Свойства святой воды
- 4 Критика
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Освящение воды
Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Рисунок 1876 года.
Чаша с освящённой водой при входе в храм (католическая церковь, Мангейм).
Обязательным требованием к святой воде является её освящение священником или епископом.[3]
В Православной церкви
Православная церковь различает два чина освящения воды:
- Великое освящение — совершается дважды в год: в день праздника Крещения (Богоявления) (до XII века в русской церкви не совершалось, обычай появился после распространения Иерусалимского богослужебного устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII веке[4]; патриарх Никон в конце 1655 года под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие, его решение было отменено в 1667 году на Большом Московском соборе[5]), а также накануне в Крещенский сочельник. При этом используется один и тот же чин. В сам день Богоявления освящение воды может совершаться с торжественным крестным ходом к водоему, известным под названием «хода на Иордан». Вода освящённая в чине великого освящения называется Великая агиасма. Наиболее раннее сообщение о богоявленской святой воде содержится в одной из антиохийских проповедей Иоанна Златоуста.[6]
- Малое освящение — совершается на молебнах с водосвятием в течение всего года. Водосвятные молебны совершаются в праздничные дни, определённые богослужебными указаниям (обязательное малое освящение совершается в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения), а также и по просьбам верующих. Также малое освящение воды совершается в дни храмовых праздников и при освящении храма.
Чин великого освящения воды является более торжественным по сравнению с малым и включает в себя большее количество песнопений и чтений (кроме Евангелия и Апостола читаются паремии). Обязательным как для великого, так и для малого освящения является чтение священником молитвы об освящении воды и погружение в чашу с водой креста (при великом освящении оно троекратное и дополняется благословением воды рукой священника).
Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: посли Дух Твой Святый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающии ю и приемлющии от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
—Молитва на освящение воды
В России в день Богоявления освящение воды иногда проводится прямо на водоёмах в специально пробитых во льду прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание крещения Христа в Иордане. Существует также традиция купания в этих прорубях.
- Освящение воды, используемой при совершении таинства крещения, происходит в рамках общего чинопоследования этого таинства. При этом крест в воду не погружается, а священник благословляет воду в купели рукой — «и знаменует воду трижды, погружая персты в воде». При этом священник складывает пальцы как для благословения то есть в именословное перстосложение и трижды крестообразно (изображая крест) проводит ими в воде две черты: на поверхности воды, немного глубже, а затем в самой глубине. Также священник трижды дует на воду в купели. При совершении этих действий трижды произносится: «Да сокрушатся под знáмением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы». Значимость освящения воды для крещения подчёркивается тем, что даже в сокращённом чинопоследовании таинства, в котором опущены чин запрещения злых духов и Символ веры, сохранена молитва на освящение воды.
В Католической церкви
В западных обрядах Католической церкви принят термин «благословение воды», тогда как в восточных — «освящение». Сама вода именуется, как правило, не «святой», а «освящённой». Благословение воды в Католической церкви проводится в следующих случаях:
- Благословение воды для совершения таинства крещения. С первых веков христианства было неотъемлемым элементом таинства. Благословение совершается непосредственно перед совершением таинства, особенно торжественный характер имеет в ходе пасхального бдения, во время которого, обычно, происходит крещение взрослых катехуменов. Обязательным элементом водоосвящения является осенение воды крестным знамением, которое совершается или крестом или большой пасхальной свечёй (пасхалом).
- Благословение воды в определённые праздники и в дни памяти некоторых святых. Традиция благословлять воду на Пасху вызвана древним обычаем крестить в Навечерие Пасхи. Однако в период Средневековья в латинском обряде закрепилась традиция проведения водоосвящения в другие праздники, в первую очередь, в праздник Крещения Господня и в день святой Агаты (5 февраля). В праздник Богоявления (6 января) в храмах освящают воду, мел и ладан. В византийском обряде особенно торжественное водоосвящение совершается в праздник Крещения.
- Благословение воды в ходе воскресной литургии. В ходе начальных обрядов воскресной мессы проходит водоосвящение с последующим окроплением прихожан. Освящённая вода затем хранится в специальных чашах на входе в храм. При входе в храм и выходе из него прихожане обмакивают руку в освящённую воду и совершают крестное знамение.
- Благословение воды для освящения церкви, алтаря, жилищ прихожан и т. д. На Западе использование освящённой воды для благословения домов известно по крайней мере с VI века. При благословении воды принято добавлять в неё соль. Ранее для освящения церкви и алтаря использовалась так называемая «григориева вода» (в честь папы Григория Великого), в которую добавлялись соль, пепел и вино; однако в настоящее время она не применяется.
Употребление святой воды
Православный священник окропляет прихожан святой водой
Святая вода используется в таинстве крещения, которое делает человека членом церкви. Также святая вода используется при освящении храмов и всех богослужебных предметов, при освящении жилых домов (эту традицию, по преданию, ввёл римский папа священномученик Александр I[7]) и бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой на крестных ходах и при совершении молебнов.
Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму как своего рода низшую степень Причащения (даже сам сосуд для освящения воды напоминает по форме потир). В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение то, делается указанная в канонических правилах оговорка: «Точию агиасму да пиет».[8]
В православии святая вода (особенно великая агиасма) хранится верующими дома и употребляется в случае нужды: выпивается (иногда вместе с просфорой) натощак или ею окропляется жилище и предметы.
В католичестве освящённая вода также используется в таинстве крещения, для окропления молящихся во время службы, при освящении храмов, жилых домов и бытовых предметов. В освящённую воду обмакивается рука при совершении крестного знамения при входе и выходе из храма. Верующие могут хранить освящённую воду дома и использовать для окропления жилища, пить её не принято.
Случаи кишечного отравления святой водой
В 2010 году по сообщениям ряда СМИ и Роспотребназора произошёл случай массового кишечного отравления в Иркутске (более 350 человек) в результате употребления некипячёной святой воды на праздник Крещения Господня[9][10][11]. Представители церкви выразили сомнение в этом факте[12].
Свойства святой воды
Водосвятная чаша XVII века.
По учению церкви, водоосвящение совершается для предания воды Божьего освящения и благословения.[3] Изначально святая вода использовалась в таинстве крещения, где является внешним знаком невидимой благодати, передаваемой крещаемому, а затем вода стала освящаться для предания ей целебных свойств.[3]
Святая вода, по учению церкви, обладает способностью исцеления больных.[3] Например, Серафим Вырицкий приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.[13]
Святая вода, по сообщениям церковных авторов с IV века, имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени.[6] Церковь относит это к видимому проявлению наличия в ней благодати Святого Духа, а наука рассматривает такие случаи либо как случайность, либо как результат использования серебряных крестов и чаш при освящении воды[14], которые оставляют в воде ионы серебра, обладающие легким бактерицидным действием, хотя вода в чаше находится недостаточно долго для её «осеребрения» и лишь в некоторых храмах используются серебряные чаши.[15] Также часто при освящении воды используются не серебряные кресты, а деревянные. В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место (в проточную реку, или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление).[16]
Критика
В книге «100 ответов верующим» (автор: Владимир Андреевич Мезенцев, Политиздат, 1980 год[17]) приводится критика использования святой воды. В частности, рассмотрены расхожие мнения, касающиеся того что святая вода обладает какими-либо чудодейственными свойствами и приводятся подтверждения того что святая вода ничем не отличается от обычной: «Бывший кандидат богословия, отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман, чтобы удостовериться, что „святая“ вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил ее. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была „освящена“!».
В книге говорится о том, что „святую воду“ освящают зимой, потому что «зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, „освященная“ и „неосвященная“, хорошо сохраняется». Также упоминается о том, что ионы серебра, которые появляются в освященной воде (ведь она хранится в серебряных посудинах и освещается серебряными крестами) убивают микроорганизмы в воде.[18]
Критика святой воды приводится в книгах «О привидениях, черной кошке и чудесах без чудес» (Мезенцев В. Л., Пинчук Л. Т.; М, 1963), «Когда духи показывают когти» (Неманов И. Н., Рожнова М. А., Рожнов В. Е.; М., 1969) и в брошюре Евграфа Дулумана «Почему я перестал верить в бога» (М.: Молодая гвардия, 1957).
Примечания
- ↑ Папа римский Александр I по преданию ввёл в употребление обычай освящать дома святой водой (Е. В. Казбекова Александр I (папа римский) // Православная энциклопедия. Том I. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 505-506. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-006-4)
- ↑ О крещальном водоосвящении известно с к. II — н. III веков ( Водоосвящение // Православная энциклопедия. Том IX. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — С. 140-148. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-015-3)
- ↑ 1 2 3 4 Водоосвящение // Православная энциклопедия. Том IX. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — С. 140-148. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-015-3
- ↑ Чистяков Г. Великая святыня. Об освящении святой Богоявленской воды
- ↑ Макарий (Булгаков). История Русской Церкви
- ↑ 1 2 «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей» (Ioan. Chrys. De bapt. 2) // Водоосвящение (Православная энциклопедия)
- ↑ Александр I // Православная энциклопедия. Том I. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 505-506. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-006-4
- ↑ О святой воде
- ↑ Святая вода вызвала вспышку кишечной инфекции в Иркутске //medportal.ru
- ↑ Число заболевших после употребления святой воды в Иркутске возросло на 20 человек //lenta.ru
- ↑ Об эпидемиологической ситуации по острым кишечным инфекциям в г. Иркутске на 01.02.2010 //rospotrebnadzor.ru
- ↑ В РПЦ не верят в отравление людей крещенской водой
- ↑ Азбука веры: вода святая
- ↑ В настоящее время церковная утварь из драгоценных металлов есть не во всех храмах
- ↑ Боровков И. И. Как сделать «святую воду» и три чуда с её помощью // Химия и жизнь, СССР 1970 год. № 3
- ↑ Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия
- ↑ 100 ответов верующим: (рус.). Google Books. Проверено 19 января 2012.
- ↑ Вопрос. «Святая» вода и «освященные» яйца долго не портятся. Можно ли это объяснить обычными причинами? Из сборника «100 ответов верующим» (рус.). Ateism.ru. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012. Проверено 19 января 2012.
Литература
- Вода святая // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки
Святая вода на Викискладе? |
- Иорданское водосвятие: великое освящение воды
- О святой воде // Православие.Ru
- Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия // Православие и мир
- Водосвятие // Российский Этнографический Музей
- «Святая» вода и «освященные» яйца долго не портятся. Можно ли это объяснить обычными причинами?
Католические молитвы и сакраменталии для защиты от зла | ||
---|---|---|
Молитвы |
Святейшее имя Иисуса · Венчик святого Михаила · Молитва святому Михаилу · Vade retro, Satana |
|
Сакраменталии |
Распятие · Святая вода · Little Sachet · Скапулярий святого Михаила · Медаль святого Бенедикта |
|
Католицизм |