Как правильно написать тему текста

«Определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

20.02.2021
86101

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.

На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

определить тему и главную мысль текста

«Определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

Чем различаются тема и главная мысль текста

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберемся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education. Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 🤓

Я помогаю ученикам понять самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Как определить тему и главную мысль текста

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

  • подчеркнуть ключевые слова,
  • выделить микротемы по абзацам,
  • постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть

Отработка на практике

«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

(по А. Платонову)

Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло в тексте?
  2. О чем вы задумались после прочтения текста?
  3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Лайфхаки экзамена

К рубрике

В тестах по русскому часто встречаются задания типа «Прочитайте текст. Определите его тему». Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах «спотыкаются» многие выпускники при сдаче ЕГЭ и даже студенты вузов.

Определение

Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.

Тема— это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это может быть что угодно — от принципа работы двигателя внутреннего сгорания до жизнеописания А. С. Пушкина.

Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:

  • Л. Н. Толстой, «Анна Каренина» — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
  • Г. Троепольский, «Белый Бим Чёрное ухо» — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
  • М. А. Булгаков, «Собачье сердце»— опыт профессора Преображенского по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
  • А. Грин, «Алые паруса»— жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
  • А. Дюма, «Три мушкетёра» — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.

Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, «Война и мир», «Три товарища», «Ромео и Джульетта», «Приключения Тома Сойера»).

Тема, идея, проблема: в чём разница?

А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия «основная мысль» и «проблема текста», очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.

Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.

Главная мысль (идея) текста — это то, о чём автор хочет сказать читателю. Чтобы передать свои мысли и чувства, подвести к определённым выводам, он использует характеры персонажей, различные описания и художественные приёмы. Идея — это то, что побуждает писателя взяться за перо, глубинный мотив любого произведения. То есть то, как он прочувствовал и понял тему.

Проблема текста — это сложный вопрос, не имеющий однозначного решения. Автор отстаивает своё мнение о том, что правильно, а что нет (оно выражено основной мыслью), и как бы предлагает поразмыслить читателю. Именно это глубокое противоречие лежит в основе всех конфликтов и столкновений в произведении.

На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.

Тема Идея (основная мысль) Проблема
Суть Что описывается в тексте (события, люди, явления и т. д.) Цели и личное мнение автора — то, к чему он пытается подвести читателя Глобальный вопрос, о котором рассуждает автор
На какие вопросы отвечает О чём рассказывается в произведении? Что я чувствую в этот момент? О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст?
Кто является главным героем? Как должен поступить в этом случае хороший человек? Почему герои оказались в такой ситуации?
Где и когда происходят события? Какие выводы нужно сделать из этой ситуации? На что нужно обратить внимание современному обществу?
Особенности «Репортаж» о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувств Личное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиям Есть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование
Не содержит субъективных оценок Может содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильно Не привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты — религиозные, политические, социальные
Перечисляет факты — кто, что и почему сделал Демонстрирует позицию автора касательно проблемы текста — в чём причина, как это влияет на общество и т. д. Выражена в форме вопроса
Примеры Прогулка по Санкт-Петербургу Петербург — город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя история Почему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя?
Спасение бездомного щенка Заботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества — умение сопереживать, доброту и ответственность Кто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных?
Важность правильного питания Для здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп — мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злаки Можно ли в современном мире вести здоровый образ жизни?

«Вечные» темы

Люди всегда пишут о том, что происходит вокруг них, поэтому у каждого исторического периода есть свои характерные темы. Так, сейчас мало кто возьмётся описывать события Октябрьской революции или тяготы жизни крепостных.

Однако говоря о том, как определить основную тему текста, нужно отметить, что есть так называемые «вечные» темы — те, в которых во все времена читатели будут узнавать свои переживания и проблемы:

  • любовь, зарождение нежных чувств и горечь расставания;
  • отцы и дети (столкновение ценностей и взглядов разных поколений);
  • противостояние добра и зла;
  • дружба и предательство;
  • взросление и становление личности — как жизненные обстоятельства меняют характер и взгляды.

Эти темы так или иначе прослеживаются практически во всех художественных текстах. Поэтому, выполняя анализ, подумайте о том, какие общечеловеческие ценности и проблемы затрагивает автор.

Как определить тему текста за 5 минут

1. Перечитайте заголовок. В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.

2. Изучите текст.Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.

3. Выпишите ключевые предложения. В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.

4. Сократите. Теперь ваша задача — «выкинуть» из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.

5. Распределите словосочетания по значимости. Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.

6. Сформулируйте тему. За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, «Как научиться прощать» или «Целительная сила классической музыки»).

Определение темы и основной мысли текста

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

Содержание:

  • Тема и основная мысль: связь и различие
    • Тема
    • Основная мысль
  • Как определить тему текста
  • Как выделить основную мысль
    • Пошаговая инструкция
  • Видео

Тема и основная мысль: связь и различие

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

Тема

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Определение основной темы и мысли текста

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

Определение темы текста

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Выделение основной мысли

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

    • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
    • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
    • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
  4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
  5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
  6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
  7. Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

Как правильно выделять основную тему и мысль

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Видео

В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.

Отзывы и Комментарии

Зарегистрируйтесь

Зарегистрируйтесь

Пройдите легкую процедуру регистрации, чтобы получить свой личный кабинет

Напишите первую статью

Напишите первую статью

Все новые публикации отображаются на главной странице

Получайте постоянный доход

Получайте постоянный доход

Мы платим не за объем, а за то, насколько ваши тексты интересны читателям

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

Алина Косова

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.

Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Чем различаются тема и главная мысль текста?

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я ??

Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Как определить тему и главную мысль текста?

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

Поработаем с примером

«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!

Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!

Источник

Отличие темы от основной мысли текста

Тема и основная мысль: связь и различие

Существуют разные определения понятия «текст».

В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.

В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.

Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.

Основные признаки:

Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:

Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.

Тексты могут описывать:

Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.

Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.

Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.

Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.

Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.

Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.

Разница между основной мыслью и темой:

Как определить тему текста и главную мысль

Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:

Подсказки, по которым можно определить тему:

Подсказки, по которым можно определить основную мысль:

Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:

Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:

Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.

Пояснения на примерах

Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.

Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.

— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?

Первоклассники поднимают руки.

— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.

— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.

— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.

Учительница улыбается. Она говорит детям:

— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.

Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.

Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:

«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».

Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.

Тема текста — «Волк» или «Волки».

Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».

Источник

Русский язык

Обложка урока взята с источника.

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Текст. Тема текста

Посмотри, озорной ветерок забросил в классную комнату 3 осиновых листочка с записями. Давай их прочитаем.

Тебе понятно, что хотел сказать неизвестный автор? Что он написал? Правильно, это слова, и мы не можем сказать, что хотел передать нам пишущий.

Попробуем узнать об этом, прочитав второе послание.

А сейчас ты понял автора? Что ты прочитал? Правильно, предложения.

Но, к сожалению, мы так и не поняли, какую информацию пытался донести до нас автор.

У нас остался еще один листок. Прочитаем его.

Наконец нам удалось понять автора послания. Он записал не просто предложения, а объединил их в единое целое.Значит, для того чтобы передать информацию, нужны не просто предложения, а текст.

Происхождение слова текст – латинское. Textum –ткань, соединение.

Чтобы тебе было понятнее, сравним 2 примера.

Можно ли сказать, что в первом примере приведен текст? По каким признакам ты это определил? А второй пример? Все ли признаки текста сохранены? Назови их.

Текст можно отличить от предложений по определенным признакам:

Получается, что текстом можно назвать не любую группу предложений, а только ту, в которой предложения связаны между собой по смыслу и подчинены общей теме, поэтому первый пример мы назовем текстом, а второй нет.

Потренируемся.

Запиши текст, расположив предложения в нужной последовательности.

(Правильный вариант: 2143)

В тексте последовательно излагаются какие-нибудь события, описываются

предметы,явления, действия или рассуждается о чем-нибудь.Поэтому тексты бывают трех типов.

В тексте-описании описываются предметы, явления, события. Такой текст отвечает на вопрос: какой он?

Пример текста-описания.

Ах, как хорошо осенью в лесу! Золотом, рубинами и янтарем светятся в эту пору клены, вязы, черемухи и осины. Кусты шиповника стоят, будто объятые пламенем. Горький запах дубовой коры заполняет лес. До полудня на увядшей траве лежит роса.

Автор, словно талантливый художник, без кисти и красок описывает красоту осеннего леса. К тексту мы задаем вопрос: каков он, осенний лес?

Текст-повествование сообщает, рассказывает о событиях, которые следуют друг за другом. Такой текст ответит на вопросы: что он делает и в какой последовательности?

Прочитай текст-повествование.

Учительница велела мне нарисовать какую-нибудь птицу. Взял я цветные карандаши, альбом и отправился в лес. На улице было по-весеннему тепло. На опушке я увидел рыжую белочку. Она шустро забралась на вершину дерева, только пушистый хвост мелькнул среди веток.

Автор повествует, то есть рассказывает, что он делает и в какой последовательности совершаются действия.

В тексте-рассуждении высказывается и обосновывается какое-либо утверждение о предмете, явлении, действии, событии. К нему можно задать вопрос: почему так? Зачем?

Познакомься с примером текста-рассуждения.

В жизни каждого человека очень важен поступок.

По поступкам судят о человеке, о его честности и порядочности, доброте и отзывчивости, искренности и ответственности. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни.

Вот почему так важно сначала подумать, прежде чем что-нибудь сделать.

В этом тексте автор рассуждает о важности поступков. Часто они значат в нашей жизни больше, чем слова.

Во вступлении утверждается, насколько важен поступок в жизни каждого человека. В основной части текста это утверждение доказывается. И в заключении (последнее предложение текста) делается вывод о важности поступков.

Как мы уже сказали выше, предложения в составе текста объединены одной темой. Попробуем разобраться, что такое тема на примере текста.

Образ Родины неразрывно связан с родной природой. Природа живет в лучших народных песнях. А сколько красоты открыли нам в родной природе Пушкин, Шишкин, Левитан, Чайковский! Сколько бессмертных картин, стихов, волшебной музыки подарили нам люди, которые любили природу до слез, до боли в сердце!

О чем мы узнали из текста? О чем в нем рассказывается? Предметом речи является родная природа. Это и есть тема данного текста.

Запомни: тема – это предмет речи, то, о чем или о ком говорится в тексте, вопрос, который раскрывается. Тему можно определить, задав вопрос: что является предметом речи в тексте?

Рассмотрим другой текст. Прочитай его и определи тему текста.

С самого раннего детства дружим мы с книгой. Сначала она открывает перед нами чудесный мир сказок. Потом появляется самый первый учебник –букварь. На смену ему приходят другие учебники. Начинается увлекательное путешествие в страну знаний. И первый проводник в этом путешествии –книга. Она открывает и отдает людям все сокровища знаний, накопленные в течение тысячелетий.

Итак, задаем вопрос: о чем рассказывает автор? О книге. Значит тема прочитанного текста – книга.

Основная мысль текста

В процессе общения мы создаем текст не просто так, а для чего-то. Мы хотим доказать читателю или слушателю какую-то мысль.

С какой целью автор создавал текст о родной природе? В чем он хотел убедить читателя или слушателя?

Он хотел передать читателю мысль о том, что Родина и ее природа– это единое целое, что без окружающей природы нет Родины.

Главная мысль текста (основная мысль) – это то, что доказывается; то, в чем должен убедиться читающий или слушающий.

Нужно определить основную мысль текста – задай вопрос: что хочет сказать автор?

Потренируемся.

Прочитай текст. Какую основную мысль хотел передать автор?

Погляди на карту нашей страны. Дух захватывает от гордости! На многие тысячи километров раскинула она свои просторы. Моря, реки, озера глядят на нас своими голубыми глазами. Тайга, степи, пустыни, горы сменяют друг друга. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как Россия.

(Основная мысль прочитанного текста: Россия – богатая страна, которой нужно гордиться).

Темы широкие и узкие

Темы бывают широкие и узкие.

Попробуй представить себе широкую реку и маленькую речонку. Какая из них может вместить в себя другую? Конечно, широкая река может вместить в себя несколько узких речонок. Точно так же и широкая тема может вместить в себя несколько узких тем.

Примеры широкой и узкой тем: Русские народные сказки – широкая тема. Волшебные сказки – узкая тема.

Широкая тема вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.

Ты знаешь, что апельсин состоит из долек. Точно также широкая тема состоит из нескольких узких тем (микротем).

Выберите в каждом ряду темы широкие и узкие.

Ответ: 1. Широкая тема – времена года, узкие – январь, мартовская капель, майские краски. 2. Широкая тема – части речи, узкие – глагол, имя существительное, имя прилагательное.

Источник

Определение темы и основной мысли текста

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

Тема и основная мысль: связь и различие

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Видео

В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.

Источник

Анализ текста

Анализ тек­ста — это все­сто­рон­нее иссле­до­ва­ние связ­но­го смыс­ло­во­го отрез­ка речи, выяс­не­ние его темы и идеи, сти­ля и типа речи, ком­по­зи­ции, средств свя­зи меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми, ука­за­ние худо­же­ствен­ных тропов.

Прежде чем ана­ли­зи­ро­вать текст, необ­хо­ди­мо выявить его харак­тер­ные при­зна­ки, на кото­рые в первую оче­редь сле­ду­ет обра­тить внимание.

Что такое текст?

Наша речь скла­ды­ва­ет­ся из зву­ков, кото­рые, соче­та­ясь меж­ду собой в опре­де­лён­ной после­до­ва­тель­но­сти, фоне­ти­че­ски оформ­ля­ют сло­ва. Слова при­ни­ма­ют соот­вет­ству­ю­щую грам­ма­ти­че­скую фор­му и по смыс­лу выска­зы­ва­ния объ­еди­ня­ют­ся в пред­ло­же­ние. Предложение — это мини­маль­ная еди­ни­ца тек­ста. Чтобы отдель­ные пред­ло­же­ния мож­но было назвать тер­ми­ном «текст», они долж­ны быть посвя­ще­ны общей теме и выра­жать глав­ный замы­сел авто­ра — идею.

С этой точ­ки зре­ния дадим сле­ду­ю­щее определение:

Тема и идея текста

У каж­до­го тек­ста суще­ству­ет тема, кото­рой он посвящается.

Тема может быть самой раз­ной: при­ход зимы в город, путе­ше­ствие в горы, друж­ба котен­ка с соба­кой, поход в лес и пр. Часто тема выра­жа­ет­ся в виде заго­лов­ка: «Ночное про­ис­ше­ствие», «Весна в лесу», «Неизведанные миры кос­мо­са».

Чтобы рас­крыть тему, автор вопло­ща­ет идею — глав­ный вопрос, кото­рый ста­вит перед чита­те­ля­ми или слу­ша­те­ля­ми. Автор стре­мит­ся дока­зать свою точ­ку зре­ния на постав­лен­ную про­бле­му, то, ради чего напи­сан текст. Рассмотрим тему и идею сле­ду­ю­ще­го неболь­шо­го текста.

Пример

Грачи при­ле­те­ли сего­дня рано утром. Мы сна­ча­ла их не заме­ти­ли. Черные пти­цы бес­по­ря­доч­но рас­се­лись на поле. На тем­ной пахо­те их нелег­ко было заме­тить. А затем гра­чи взле­те­ли на бело­стволь­ные бере­зы, и нача­лась шум­ная пти­чья кон­фе­рен­ция об устрой­стве гнезд. И тут все уви­де­ли, что при­ле­те­ли гра­чи — гон­цы насту­пив­шей весны.

Это связ­ный текст. Он посвя­щен при­ле­ту гра­чей. Это его тема. Дадим тек­сту заго­ло­вок «Грачи при­ле­те­ли». Автор выра­жа­ет основ­ную мысль, идею, кото­рую сфор­му­ли­ру­ем в виде выска­зы­ва­ния, — «гра­чи — гон­цы вес­ны».

Признаки текста

Чтобы содер­жа­тель­ный отре­зок речи назвать тек­стом, выявим в нем сле­ду­ю­щие харак­тер­ные признаки:

Выявление этих при­зна­ков — это важ­ный шаг для все­сто­рон­не­го ана­ли­за тек­ста. Тематическое един­ство пред­по­ла­га­ет общую тему, кото­рую рас­кры­ва­ет все пред­ло­же­ния. Разные по смыс­лу пред­ло­же­ния, в кото­рых не про­сле­жи­ва­ет­ся общая тема, не соста­вят текст, а явля­ют­ся про­стым набором.

В тек­сте ряд пред­ло­же­ний рас­по­ло­же­ны в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти. Каждое сле­ду­ю­щее пред­ло­же­ние опи­ра­ет­ся на уже извест­ное чита­те­лю и сооб­ща­ет что-то новое. Предложения свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и с помо­щью раз­ных язы­ко­вых средств (лек­си­че­ские повто­ры, место­име­ния, сою­зы, пред­ло­ги, сино­ни­мы, син­так­си­че­ские кон­струк­ции и др.).

Каждый текст мож­но раз­де­лить на смыс­ло­вые отрез­ки, абза­цы, главы.

Законченность тек­ста выра­жа­ет­ся в соблю­де­нии ком­по­зи­ци­он­ной струк­ту­ры (завяз­ка, сере­ди­на, концовка).

Важным при­зна­ком тек­ста явля­ет­ся его сти­ли­сти­че­ское един­ство, кото­рое под­ра­зу­ме­ва­ет исполь­зо­ва­ние язы­ко­вых средств одно­го и того же сти­ля речи (науч­но­го, пуб­ли­ци­сти­че­ско­го, худо­же­ствен­но­го и др.).

Как выполнить анализ текста?

Анализ тек­ста заклю­ча­ет­ся в опре­де­ле­нии его глав­ных пара­мет­ров. Его мож­но выпол­нить с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма:

Алгоритм анализа текста

Примеры

Как-то нас заста­ла лет­няя ночь в тай­ге. Ночь уку­та­ла бар­хат­ным покры­ва­лом все вокруг. Не колы­шет­ся ни один лист, не слыш­но птиц. Только неуго­мон­ный ручей нару­ша­ет тиши­ну ночи. Мы рас­по­ло­жи­лись на бере­гу ручья и раз­ве­ли костёр. Скоро на ноч­ном небе пока­за­лись любо­пыт­ные звез­ды. Они смот­ре­ли на нас свер­ху и как бы спра­ши­ва­ли, кто вы такие.

Федор стал рас­ска­зы­вать о сво­ем похо­де на Урал. Неожиданно вда­ле­ке послы­шал­ся гром­кий хруст сучьев. Мы насто­ро­жи­лись. Явно кто-то шел к нам, при­вле­чен­ный запа­хом каши, кипя­щей в котел­ке. Тут быва­лый путе­ше­ствен­ник Фёдор ско­ман­до­вал Андрею: «Подкинь дров в костёр!» Скоро на поляне запо­лы­хал яркий костёр. А затем Федор под­бро­сил в него све­жих сос­но­вых веток, и от кост­ра пова­лил густой удуш­ли­вый дым. Треск сучьев стал уда­лять­ся в про­ти­во­по­лож­ную сторону.

«Ушёл!» — обра­до­вал­ся Фёдор. «Кто?»- «Хозяин тай­ги — медведь!»

Анализ тек­ста

Что такое мен­таль­ная арифметика?

— Это осо­бая про­грам­ма раз­ви­тия интел­лек­та при помо­щи ариф­ме­ти­че­ских вычис­ле­ний, — рас­ска­зы­ва­ет «АиФ» руко­во­ди­тель шко­лы мен­таль­ной ариф­ме­ти­ки Яна Чеканова. — Главная цель — гар­мо­нич­ное раз­ви­тие умствен­ных спо­соб­но­стей для мак­си­маль­ной ско­ро­сти вос­при­я­тия и обра­бот­ки боль­шо­го объ­ё­ма инфор­ма­ции без осо­бых уси­лий. То есть бла­го­да­ря мен­таль­ной ариф­ме­ти­ке ребен­ку лег­че будет изу­чать любые школь­ные предметы.

Особенность мен­таль­ной ариф­ме­ти­ки в том, что ребя­та учат­ся счи­тать на спе­ци­аль­ных япон­ских счё­тах, а затем пред­став­ля­ют косточ­ки этих счё­тов в сво­ем вооб­ра­же­нии. Дети не реша­ют при­ме­ры в стол­бик, как на уро­ке мате­ма­ти­ки, а выпол­ня­ют ариф­ме­ти­че­ские вычис­ле­ния при помо­щи обра­зов и сво­е­го вооб­ра­же­ния. Благодаря тако­му под­хо­ду уве­ли­чи­ва­ет­ся ско­рость уст­но­го счё­та, а так­же про­ис­хо­дит интел­лек­ту­аль­ное развитие.

Анализ тек­ста

Видео «Текст. Анализ текста»

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать тему текста, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как написать тему текста», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Это всё о тексте: определяем тему, проблему, главную мысль и позицию автора

Умение находить тему и главную мысль текста пригодится, чтобы, например, написать сочинение в ЕГЭ по русскому языку. Баллы за сочинение — это примерно 40% от максимального количества. Серьёзная мотивации, да? Рассказываем, как изи раскладывать текст по полочкам.

1

2 301

Начнём с того, что текст — это предложения, которые связаны между собой общей темой. Предложения идут в таком порядке, чтобы последовательно развивать основную мысль текста.

Как определить тему текста

Тема — это то, о чём текст. Определить тему текста поможет такой лайфхак:

Попробуй пересказать текст в 1 — 3 предложениях. Это и будет тема текста.

Сомневаешься? Проверить, правильно ли определена тема довольно легко. Возьми эти 1 — 3 предложения и раскрой их. То есть постарайся подробнее рассказать о чём текст. Если не получается, скорее всего, это не тема текста.

Другой способ определить тему: найди ключевое слово или словосочетание в тексте, вокруг которого строится повествование.

Потренируемся на отрывке из произведения Л.Н. Толстого:

«Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я.

«Полюби ближнего, как самого себя» — не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. «Люби ближнего» значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.»

Ключевое слово в этом отрывке — любовь. Но формулируя тему текста, нужно попытаться её уточнить. Из отрывка видно, что автор говорит не просто о любви, а о любви к ближнему. Это и есть тема текста.

Помни, что тема в текстах ЕГЭ — это обычно что-то нейтральное и философское, а не физический предмет. Если кажется, что текст, например, о лопатах. Перечитай внимательнее, возможно, речь идёт о труде или взаимовыручке.

Как определить главную мысль текста

Главная мысль текста — это то, что автор хочет донести до читателя. Чтобы определить главную мысль, нужно ответить на вопрос: «Что говорит автор по теме текста?»

Вернёмся к примеру выше. Мы уже определили, что тема текста — любовь к ближнему. Что автор говорит о ней? Что нельзя заставить себя полюбить другого человека. Это мысль звучит в начале текста и развивается в следующих предложениях.

Обрати внимание: мы разобрали тему и главную мысль на примере небольшого фрагмента. Если на ЕГЭ тебе попадётся текст, который начинается как наш пример — не торопись использовать этот разбор! Чтобы определить тему и главную мысль, нужно анализировать весь текст, а не отдельный кусочек.

А как понять проблему в тексте и позицию автора?

В сочинении для ЕГЭ по русскому языку нужно сформулировать проблему текста и отразить позицию автора.

Казалось бы, при чём здесь тема и главная мысль? Всё просто: без них ничего не выйдет.

Сначала нужно понять о чём в принципе текст. Только так получится правильно определить проблему и позицию автора.

Проблема — это важный вопрос, который автор ставит перед читателем. Чаще всего главная мысль — это ответ на тот самый вопрос, который и будет проблемой текста.

В нашем примере про любовь к ближнему главная мысль — нельзя заставить себя полюбить другого человека, а проблема — как же тогда полюбить ближнего?

Когда получилось найти тему, главную мысль и проблему текста, переходи к позиции автора. Теперь определить её должно быть легко.

Позиция автора — это то, как он отвечает на проблемный вопрос. Можно вернуться к главной мысли и проследить, как автор развивает её в тексте. Развитие главной мысли и будет позицией автора к проблеме текста.

Быстро находить проблемы текстов и формулировать позиции авторов помогут постоянные тренировки. Иногда сложно? Это нормально. На ЕГЭ бывают такие тексты, что никак не разобраться, о чём они и что хотел сказать автор.

Приходи к нам в онлайн-школу «СОТКА» — будем тренироваться на самых сложных примерах, чтобы у тебя получилось написать сочинение на максимум баллов! 😉

В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия текста. Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.

Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тема текста – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея текста – это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке.

Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. Например, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения, – абзацы. Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными. Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: цепную и параллельную. Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения. Средствами цепной связи могут быть следующие:

  1. лексический повтор;
  2. синоним, синонимичное выражение, перифразы;
  3. слова-«заместители»:
  • указательные, личные и притяжательные местоимения;
  • местоименные наречия;
  • союзные слова;
  • словесный пропуск и некоторые другие.

Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.

Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в одинаковом порядке следования слов и единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:

1. Информативность. Любой текст должен нести определённую информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2. Связность. Все предложения в тексте находятся в определённом порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приёмами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть. Можно выделить следующие виды связности:

  • локальная (выявляемая, например, в пределах абзаца);
  • глобальная (определяемая в рамках целого текста);
  • контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);
  • дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определённого объёма).

3. Смысловая целостность (цельность). Текстом называется только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4. Завершённость. Текст можно считать завершённым, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи. Следует отметить, что завершённость (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения… Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нём, извлекаются именно из определённой ситуации.

Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение.

В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений. В смысловом отношении основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.

Схема текста-описания.

  1. Общее впечатление о предмете (явлении).
  2. Признаки предмета (явления).
  3. Отношение к предмету (явлению).

Повествование характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.

Схема текста-повествования.

  1. Начало события.
  2. Развитие события.
  3. Конец события.

Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей:

  • тезис (то, что нужно доказать или объяснить);
  • доказательство (объяснения, аргументация);
  • вывод (заключение, обобщение и т. д.).

Но нужно заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т. е. сокращенному, умозаключению). Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.

Схема текста-рассуждения.

  1. Вступление.
  2. Тезис.
  3. Доказательства (объяснения).
  4. Вывод.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать тему проекта 10 класс
  • Как правильно написать температурящих или температурующих
  • Как правильно написать температуру мерю
  • Как правильно написать темно фиолетовый
  • Как правильно написать темно синий цвет