Как правильно написать учителю что у ребенка понос

Понос, культурно.

копировать

14.01.2016 20:52

Извините, дамочки, вопрос шхипитильный. У ребёнка 2 дня болит живот, понос. Написал мне только что имейл со школы, что болит. Хочу забрать, как объяснить учителю, почему? Рвоты нет, но в туалет бегает часто. Английский, плиз.

копировать

14.01.2016 21:17

upset stomach

Anonymous

Anonymous

копировать

14.01.2016 21:48

О боги, совсем об этом забыла! Спасибо!

Anonymous

Anonymous

копировать

15.01.2016 06:09

Feels sick. Вообще ничего не надо объяснять, Даже в справках от врача никогда не пишут причину отсутствия.

Anonymous

Anonymous

Диарея у детей может иметь инфекционное или неинфекционное происхождение. Первый вид наиболее опасен для здоровья ребенка, может приводить к достаточно серьезным последствиям. У грудничков быстро развивается обезвоживание, поэтому нужно вовремя начать лечение.

  • Симптомы диареи
  • Причины
  1. Инфекционные заболевания
  2. Неинфекционные причины
  • Как лечить жидкий стул?
  1. Медикаменты
  2. Питьевой режим и питание

Симптомы диареи

Поскольку детская пищеварительная система более восприимчива к действию инфекционных агентов, дети часто испытывают на себе признаки расстройства пищеварения.

Понос может возникнуть у ребенка в любом возрасте. О нем идет речь, если стул становится жидким и частым, более 3 раз в день, сопровождается спазмами и болью в животе.

Срочно нужно быть тревогу при появлении следующих симптомов:

  • стул пенистый, водянистый, частота до 7-8 раз в день;
  • обильная рвота;
  • слабость, вялость;
  • бледность кожного покрова, снижение тургора кожи;
  • похудение;
  • повышение температуры тела.

Даже непродолжительный обильный и частый понос у детей младшего возраста представляет серьезную опасность для здоровья. Он приводит к обезвоживанию, вымыванию питательных веществ из организма.

Однако диарея может иметь хроническое течение, длиться более 2 недель. Как правило, она не сильная, дефекация не более 4-5 раз в сутки, но несмотря на это вызывает дефицит нутриентов, патологические изменения в работе сердца, головного мозга, почек.

Причины

Диарея никогда не является самостоятельным заболеванием, она возникает по таким причинам:

  • перекорм;
  • пищевое отравление;
  • избыточное потребление продуктов, которые обладают слабительным действием;
  • стресс, сильное психоэмоциональное перенапряжение;
  • заболевания органов ЖКТ;
  • непереносимость лактозы, глютена и других веществ;
  • дисбактериоз;
  • обострение панкреатита;
  • несоответствие еды возрасту ребенка;
  • бактериальная или вирусная инфекция, поражающая ЖКТ;
  • интоксикация организма химическими веществами или медикаментами;
  • длительный прием антибиотиков, других лекарственных препаратов.

Рассмотрим основные причины диареи у детей более подробно.

Инфекционные заболевания

Диарею могут вызывать вирусы и бактерии. Они представляют серьезную угрозу для здоровья ребенка, поскольку вызывают тяжелую симптоматику.

Вирусные инфекции, которые могут стать причиной поноса:

  • Ротавирусы. Являются самой частой причиной инфекционной диареи. Ротавирусная инфекция вызывает вирусный гастроэнтерит, который также называют кишечным гриппом. Вирус поражает органы ЖКТ, провоцирует высокую температуру тела до 39 ⁰С, понос, тошноту и рвоту, имеет высокий риск развития обезвоживания.
  • Аденовирусы. Могут поражать не только верхние дыхательные пути, но также слизистую кишечника. Заражение сопровождается повышением температуры тела, кашлем, головной болью, диареей.
  • Энтеровирусы. Кишечная инфекция сопровождается высокой температурой тела до 40 ⁰С, сильной слабостью, головной и мышечной болью, тошнотой, рвотой, болезненностью в животе, многократной диареей.

На фоне ослабленного иммунитета к вирусной инфекции может присоединиться бактериальная — кишечная палочка, сальмонеллез, дизентерия. В результате состояние ребенка резко ухудшится.

Неинфекционные причины

Среди причин неинфекционного происхождения первенство принадлежит нарушению питания. Несоблюдение режима, злоупотребление сладкими магазинными соками, жирной пищей, раннее введение прикорма, кормление ребенка «взрослой» едой и даже однообразное питание приводит к диарее.

У грудничков и детей младшего возраста продолжительное расстройство стула часто связано с аллергией или непереносимостью некоторых продуктов.

Разновидности диареи неинфекционного происхождения:

  • Диспепсическая. Возникает на фоне ферментативной недостаточности, болезней желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.
  • Токсическая. Является следствием отравления химическими веществами.
  • Неврогенная. Появляется при нарушении нервной регуляции моторики кишечника.
  • Медикаментозная. Возникает на фоне длительного лечения антибиотиками, которые провоцируют развитие дисбактериоза кишечника.

Как лечить жидкий стул?

Если у ребенка жидкий стул более двух дней, применяемое лечение не помогает, нужно обращаться в больницу. Для начала следует посетить педиатра. Доктор проведет осмотр и назначит лечение. Порой может потребоваться консультация гастроэнтеролога, аллерголога или инфекциониста.

Медикаменты

Лекарства от диареи должен назначать врач, после того, как станет известна причина расстройства стула. Могут применяться препараты следующих групп:

  • антибиотики — эффективны лишь в отношении бактериальных инфекций;
  • сорбенты — выводят токсины и продукты жизнедеятельности патогенных микроорганизмов;
  • регидратационные средства — возмещают потерю жидкости и электролитов;
  • пребиотики и пробиотики — предназначены для лечения дисбактериоза, восстановления микрофлоры кишечника;
  • противодиарейные микробные препараты — не только лечат понос, но также восстанавливают микрофлору, нормализуют пищеварение;
  • спазмолитики — уменьшают спазм и боль.

При обезвоживании можно восстановить потерю жидкости с помощью воды, соков или чая, но невозможно компенсировать потерю электролитов. Это возможно сделать только посредством специальных регидратационных растворов, которые продаются в аптеке. Их нужно пить дробно, но часто, по 5-20 мл каждые 5-10 мин., в зависимости от возраста ребенка. Если выпить сразу большой объем жидкости, то это спровоцирует диарею.

Питьевой режим и питание

Помимо регидратационных растворов, нужно пить обычную кипяченую воду, морсы, компоты, чаи. Очень важно соблюдать диету. Основные принципы диетического питания:

  • не кормить насильно;
  • уменьшить размер порций;
  • исключить из рациона жирную и жареную пищу, молоко, острые блюда, продукты, которые обладают слабительным эффектом, раздражают кишечник или вызывают повышенное газообразование (капуста, виноград, бобовые, фруктовые соки, свежая выпечка, лук, газированные напитки);
  • готовить блюда на пару, тушить, варить или запекать;
  • можно включить в рацион рисовый отвар, картофельное пюре, омлет, каши на воде, нежирный бульон, кисели, овощи, пшеничные сухари, котлеты из постного мяса или рыбы.

Готовые вкусные блюда для здорового питания. Заказать с доставкой. «Милти»

При поносе нельзя вводить новые продукты или менять смесь (если только не она стала причиной расстройства стула). Мамам, которые кормят грудью, необходимо придерживаться диеты, исключить из рациона пищу, которая является аллергенной для грудничка.

Примечание! Для детей с непереносимостью лактозы существуют безлактозные смеси, с непереносимостью глютена — безглютеновые.

При диарее у ребенка многие мамы спешат давать противодиарейные препараты, однако это делать можно не всегда. При инфекционных заболеваниях и отравлениях такие медикаменты замедляют удаление инфекций/токсинов из организма, чем усугубляют самочувствие. На начальных этапах главная задача родителей — не допустить обезвоживания, восстановить водно-электролитный баланс.

После отравлений и кишечных инфекций не менее месяца требуется соблюдение строгой диеты. Как питаться в этот период, расскажет лечащий врач.

Ротавирус у детей вызывает инфекционное заболевание пищеварительного тракта. Это самая распространенная причина диарейных заболеваний у детей. Сопровождается сильной рвотой и лихорадкой, а также жидким стулом. Инфекция очень заразна и может привести к сильному обезвоживанию (потере жидкости организма) и даже смерти. При появлении симптомов ротавируса обращайтесь в клинику «РебенОК» в Москве.

Классификация ротавирусной инфекции

Классифицируют РВИ в соответствии со степенью тяжести. Возможно легкое, среднетяжелое и тяжелое течение. Тяжесть болезни определяется по развитию дегидратации организма, а также по количеству эпизодов опорожнения кишечника и рвотных позывов. Среднетяжелое течение ротавируса у детей сопровождается обезвоживанием 1 или 2 степени. Тяжелая степень характеризуется по характеру шока, который сопровождается тахикардией, полуобморочным состоянием, понижением показателей артериального давления и побледнением кожного покрова.

Основные формы РВИ:

  • Типичная – характеризуется повышением температуры тела, рвотой, а также жидким стулом.

  • Атипичная – может иметь стертое течение, при котором отмечается только повышенная температуры и жидкий стул. В этом случае клинические признаки сохраняются от 1 до 2 дней. Также возможно отсутствие симптоматики. Вирус может быть определен при исследовании каловых масс в лаборатории. Инфекционный агент при этом выделяется на протяжении 4-57 дней.

Осложненное течение заболевания сопровождается синдромом дегидратации, энцефалитом, гепатитом и острой почечной недостаточностью.

Причины ротавирусной инфекции

Ротавирусная инфекция (РВИ) относится к семейству Reoviridae. Возбудитель очень устойчив к окружающей среде и может выжить долго на поверхностях. С помощью обычных дезинфицирующих средств ротавирус трудно убить. Наиболее распространенным путем передачи является фекально-оральный. Дети особенно подвержены риску, потому что не соблюдают правила личной гигиены. В качестве источника инфекции реже встречаются загрязненные продукты или вода.

Для маленьких детей и людей с ослабленной иммунной системой ротавирусная инфекция более опасна, чем для здоровых взрослых. У маленьких детей иммунная система еще не так хорошо развита. Перенесенная ротавирусная инфекция не защищает от повторного заражения. Поскольку существует много разных подгрупп вируса, ротавирус может поражать взрослых и детей много раз.

Чтобы победить болезнь, родители должны знать, как протекает ротавирус у детей. Патогенные микроорганизмы размножаются в зрелых энтероцитах (клетках эпителия кишечника). Они вырабатывают факторы, которые необходимы для фиксации возбудителя РВИ на слизистой оболочке. Процесс присоединения осуществляется с помощью капсидного белка, гликозидов и антигенов гистогруппы крови (HGBAs). Взаимодействие возбудителя с ними напрямую зависит от его генотипа. Клетка-хозяин поглощает патоген, после чего осуществляется выработка компонентов ротавируса. Далее вирусы высвобождаются из клеток, укорачивая и атрофируя ворсинки, что сопровождается выработкой мононуклеарных клеточных структур (натуральных киллеров).

Механизмы развития ротавирусной диареи:

  • Секреторный – действие белка NSP4 активирует нервную систему кишечника.

  • Осмотический – повреждение или гибель красных кровяных телец сопровождается снижением всасывающей способности слизистой оболочки.

При разрушении эпителиальных клеток кишечника наблюдается уменьшение всасывания воды и ионов натрия. Это сопровождается непрерывными процессами поступления веществ в толстую кишку, неспособную к их усвоению, что чревато развитием осмотической диареи.

Неструктурный вирусный белок NSP4 характеризуется токсиноподобной активностью. Он связывается с эпителиальными клеточными структурами кишечника с помощью фосфолипазы, увеличивая количество цитоплазматического кальция. Это приводит к активации кальций-зависимых хлоридных каналов и облегчению транспорта воды в кишечник, вызывая диарею. Также наблюдается повышенная секреция серотонина, усиливающего перистальтику тонкой кишки.

Дети в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, особенно в детском саду, наиболее восприимчивы к этой инфекции. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, могут с меньшей вероятностью заразиться, потому что грудное молоко содержит антитела (белки, вырабатываемые лейкоцитами иммунной системы), которые борются с болезнью. Почти каждый ребенок в возрасте до 4 лет был заражен этим вирусом и имеет в своем организме ротавирусные антитела. Болезнь также поражает пожилых людей и людей со слабой иммунной системой. Дети, которые были инфицированы один раз, могут заразиться снова. Однако вторичные инфекции менее тяжелы, чем первичные.

Симптомы и признаки заболевания

После заражения ротавирусом симптомы появляются через 1-3 дня (инкубационный период). За это время вирус размножается и распространяется по организму. Больной является заразным в течение 8 дней и более (в случае с маленькими детьми).

Первичным симптомом ротавируса у детей является легкая диарея, которая, которая ухудшатся в течение нескольких часов. Часто возникают тошнота и рвота, а также сильные боли в животе. Отмечается повышение температуры тела. Сочетание диареи и лихорадки очень опасно потерей большого количества электролитов, что чревато обезвоживанием. Аппетит, как правило, отсутствует полностью. Родители должны строго контролировать гидратацию.

Основные признаки ротавирусной инфекции у детей 1-2 лет включают:

  • Энтерит – водянистая диарея, умеренны абдоминальные боли, повышенное газообразование.

  • Катаральные проявления (воспаление слизистой дыхательных путей).

  • Лихорадка (субфебрильная и фебрильная) – наблюдается у 85-95% больных.

  • Ухудшение общего самочувствия – озноб, слабость, головокружение.

Бессимптомное носительство наблюдается у 5-7% инфицированных детей. Рвота, как правило, является первичным симптомом заболевания и прекращается в первые сутки после заражения. Также присоединяется диарея. Позывы к акту дефекации императивные, внезапные и частые. У отдельных пациентов частота стула достигает 20-30 раз в день.

Клинические проявления ротавируса у годовалого ребенка длятся около 4-7 дней, а затем медленно проходят. Примерно у половины пострадавших в этот период также проявляются признаки гриппа, такие как кашель, ломота в конечностях или проблемы с дыханием. У детей все симптомы проявляются сильнее, чем у взрослых. Если лечение отсутствует, потеря жидкости из-за повышенной температуры и диареи может стать опасной для жизни.

Признаки ротавируса у детей также включают сухость губ и языка, шелушение кожи, запавшие глаза и менее 6-ти влажных подгузников в день. в этом случае речь идет об обезвоживании организма. Об этом обязательно нужно уведомить врача.

Если лечение не начать вовремя, тогда не исключены осложнения РВИ:

  • некротический энтероколит;

  • дегидратация (обезвоживание организма);

  • эксикоз (потеря большого количества солей);

  • присоединение бактериальной инфекции;

  • геморрагический гастроэнтерит;

  • патологии почек и печени;

  • развитие РВ-суперинфекции.

Неправильный водный режим может привести к отеку головного мозга, синдрому диссеминированного внутрисосудистого свертывания и к острой форме почечной недостаточности. Не исключено поражение центральной нервной системы. У пациентов может наблюдаться нарушение сознания, судороги.

Диагностика ротавирусной инфекции

При подозрении на РВИ рекомендуется показать ребенка педиатру. Врач поставит первоначальный диагноз уже на основе симптомов. Нужно описать все имеющиеся симптомы, уделяя внимание:

  • длительности сохранения клинической картины;

  • характеру выделяемого стула (цвет, запах, консистенция, наличие или отсутствие крови);

  • продуктам, употребляемым в пищу последние дни.

После сбора анамнеза заболевания проводится осмотр, чтобы исключить другие причины желудочно-кишечного дискомфорта. Необходимо разграничение с другими вирусными инфекциями.

Ротавирусы могут быть обнаружены в стуле пострадавших под микроскопом методом ИФА (иммуноферментного анализа). Диагностика также проводится с помощью ОТ-ПЦР (обратно-полимеразной цепной реакции) и иммунохроматографии. Эти методы могут предоставить врачу дополнительные данные и причину заболевания.

В стандарт лабораторной диагностики РВИ также входит клиническое и биохимическое исследование. Назначается копрограмма и посев кала для выявления патогенной флоры.

Лечение болезни

Прямая борьба с вирусами с помощью лекарств не проводится. Особое значение имеет поддержание питьевого режима, чтобы компенсировать потерю жидкости.

Используется два основных подхода к терапии:

  • симптоматический – направлен на борьбу с симптомами;

  • патогенетический – подразумевает воздействие на патогенез заболевания.

Этиотропного подхода к лечению РВИ еще не разработано. Основной терапевтический метод первой линии – пероральная регидратация (физиологический раствор, раствор глюкозы). Эта мера направлена на восполнение потерянной организмом жидкости и электролитов. Быстрое восполнение дефицитного состояния нормализует показатели в течение 3-4 часов. Далее следует фаза поддержания. Восполнение жидкости должно продолжаться до полного прекращения ее потери. Внутривенное введение растворов необходимо при развитии тяжелого состояния.

Для питья в основном используются вода, чай и разбавленные фруктовые соки. При желудочно-кишечных заболеваниях рекомендуется употреблять только легкоусвояемые продукты. Жирная пища и напитки переносятся плохо. Младенцы, которые находятся на грудном вскармливании, должны продолжать получать грудное молоко.

Детям в возрасте от 2-х лет при остром течении ротавирусного гастроэнтерита не рекомендуются включать в рацион продукты, которые усиливают перистальтику ЖКТ, увеличивают секрецию желчи и способствуют брожению:

  • Молочные продукты: сливки, каши на цельном молоке, творожные кремы, ряженка.

  • Хлебобулочные изделия: хлеб и ржаные сухари.

  • Овощи, фрукты: богатые растительной клетчаткой и пищевыми волокнами (белокочанная капуста, шпинат, свекла, огурцы, редька, абрикосы, груши, виноград и сливы).

Из рациона следует исключить копчения, соления, орехи, грибы и бобовые. Отказаться следует от газированных напитков жирных сортов рыбы и мяса, а также от концентрированных бульонов.

Разрешаются:

  • вегетарианские или мясные (на втором бульоне) крупяные супы;

  • первые блюда с протертыми овощами;

  • овощные пюре, котлеты или пудинги;

  • каши без молока (гречка, овсянка, рис, кукуруза);

  • нежирная говядина, телятина, кролик, индейка, курица;

  • нежирные сорта рыбы (судак, минтай).

При переносимости в рацион следует добавить кисломолочные продукты,

обогащенные про- или пребиотиками (натуральный йогурт, кефир), сыр твердых сортов и нежирный творог. В меню можно добавить сливочное масло в небольшом количестве, куриное яйцо (сваренное вкрутую или в виде омлета), сушки, сухари и несдобное печенье. Ягоды и фрукты разрешаются только в виде киселей и компотов. Яблоки можно употреблять в протертом и печеном виде.

Недостаток жидкости может стать опасным для больного ребенка, потому что лишает организм важных минеральных солей. Поэтому более половины всех пациентов с ротавирусом проходят лечение в больнице. Там пациенты получают потерянную жидкость через инфузию (при необходимости с недостающими минералами).

Перед тем как лечить ротавирус у детей, следует изучить основные моменты:

1. Антибиотики нельзя использовать при ротавирусах. Они помогают только при бактериальной инфекции, но не при вирусном заболевании.

2. Чтобы снизить температуру, можно назначать жаропонижающие препараты, такие как ибупрофен и парацетамол.

Лечение ротавируса у детей от 0 до 4- 5 лет или в любом другом возрасте проводится аналогично. Во время болезни соблюдайте особые гигиенические меры. Регулярно мойте руки, чтобы предотвратить передачу вируса.

Медикаментозное лечение ротавируса у детей всех возрастных групп включает:

  • Сорбенты, разработанные на основе диоктаэдрического смектита.

  • Пробиотики для симптоматического лечения гастроэнтерита. Уменьшают интенсивность клинических проявлений заболевания.

Питание детей рекомендуется осуществлять в соответствии с возрастом. Грудное вскармливание следует продолжить. Ротавирус у ребенка с 7 лет менее опасен, чем в более раннем возрасте. Несмотря на это необходимо строго следовать рекомендациям врача, чтобы исключить развитие осложнений.

Профилактика РВИ

Лучший способ предотвратить заболевание – правильное обращение с пищевыми продуктами и тщательное мытье рук после посещения туалета и по приходу домой с улицы. В детских садах и больницах персонал должен быть обучен личной гигиене и гигиене окружающей среды. Все грязные подгузники следует утилизировать в санитарном порядке.

Способ для защиты детей от ротавирусов — вакцинация. Используемые препараты значительно уменьшают вероятность заражения, а также облегчают течение болезни. Вакцинация проводится на 6-й неделе жизни ребенка до 32 недель.

Заключение

При появлении первичной симптоматики РВИ обращайтесь к педиатру в клинику «РебенОК». У нас работают врачи с большим практическим опытом. Благодаря современному техническому оснащению клиники мы ставит точные диагнозы в день обращения. Такой подход позволяет назначить эффективную терапию и исключить развитие осложнений.

Врач расскажет, чем лечить ротавирусную инфекцию у детей после проведения комплексного обследования. Лекарственная терапия назначается индивидуально с учетом особенностей организма пациента. Лечение зависит от симптомов ротавирусной инфекции и от общего состояния больного.

Источники

1. Вишнева Е.А., Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С. Ротавирусная инфекция у детей – нерешенная проблема // Педиатрическая фармакология. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rotavirusnaya-infektsiya-u-detey-nereshennaya-problema (дата обращения: 24.02.22).

2. Белоконова Л.В., Зайцева Л.Ю., Меньшикова С.В. Оценка клинической эффективности современных энтеросорбентов при лечении ротавирусных гастроэнтеритов у детей // Современные проблемы науки и образования. 2017. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26515 (дата обращения: 24.02.22).

3. Бабаян М.Л. Современные принципы терапии острой ротавирусной инфекции у детей // Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-printsipy-terapii-ostroy-rotavirusnoy-infektsii-u-detey (дата обращения: 24.02.2022).

4. Бехтерева М.К., Раздьяконова И.В., Семенова С.Г., Иванова В.В. Регидратационная терапия — основа лечения острых кишечных инфекций у детей // Медицинский Совет. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regidratatsionnaya-terapiya-osnova-lecheniya-ostryh-kishechnyh-inf… (дата обращения: 24.02.2022).

5. Вакцинопрофилактика ротавирусной инфекции у детей. Клинические рекомендации // Союз педиатров России. 2017. URL: https://www.pediatr-russia.ru/information/klin-rek/deystvuyushchie-klinicheskie-rekomendatsii/Ротавирус_вакц_клинреки_2017.pdf (дата обращения: 24.02.2022).

«Мама, я в школу не пойду, у меня болит живот». Анна Злобина, гастроэнтеролог, рассказывает, как много может скрываться за этой фразой. Почему рассказ о «сильном учителе» заставляет врача вздрогнуть, что заставляет детей запираться в туалете, бывают ли дети злостными манипуляторами, чем опасны безглютеновые вкусняшки и как выглядят родители, которые не отделились от ребенка?

Нет волшебной таблетки, которая решит проблему школьной столовой

– Вы можете уверенно сказать, что часть пациентов точно попадают к вам из-за плохого школьного питания?

– Ко мне приходят дошкольники и школьники. И у родителей первых проблема: как же мой ребенок пойдет в школу и что он будет есть, у нас аллергия, непереносимость и так далее. Что делать? Идти в школу, деваться некуда.

В первом-втором классе – стресс первого учебного года, походы строем в столовую, другой режим питания. Адаптироваться смогут лишь 30%, остальные 70% окажутся в кабинете у врача. Это дети, которые в будущем получат гастродуоденит, гастрит, холецистит, запор и другие проблемы. На школьное питание наложатся стрессы и психосоматика, и мы получим букет заболеваний. Плюс к этому с 11-12 лет дети выйдут из-под контроля родителей и начнут покупать вредное: чипсы, колу, фастфуд.

Девочка-подросток 14 лет с болями в животе и рвотой – это нормальная рабочая ситуация на приеме.

– И что вы предлагаете родителям и детям?

– Понятно, что главное – это режим питания. Нет волшебной таблетки, которая решит проблему школьной столовой. Я была в комиссии по питанию как представитель родительского комитета. Мы прошлись по лучшим школам ЦАО, и на бумаге вроде бы было все съедобно, а по факту я не знаю, что надо было делать с продуктами, чтобы так испортить еду. У еды же есть еще органолептические свойства: вкус, цвет, запах. Сейчас много гиперсенситивных детей, которым все это важно. Они не будут это есть: серую кашу, слипшиеся макароны, сосиски зеленого цвета.

У младших детей мало времени на еду. Завтрак минут 20 и обед минут 25. Привели первоклассников, кто-то что-то потерял по дороге, кто-то шнурок завязывает. В тарелке кипяток. Ждем, пока еда остынет. А потом пора уходить. Плюс массовая столовая – это шум и грохот. Чувствительным детям сложно сосредоточиться и воспринимать пищу правильно.

– А качество пищи вы как оцениваете? Родителей убеждали, что еда, привезенная в школу уже готовой, гораздо лучше и вкуснее.

– Я считаю, что это не очень хорошо. Это самолетная еда. Сколько раз ее можно съесть? Плохо, что нет выбора. И вот эпидемиология. Понятно, что комбинат питания прикроется любой бумажкой, но прокололись они, допустим, с поставщиком – и опасная еда отправится не в одну школу, а в десятки и сотни. Хорошо еще, что сейчас нет сухих завтраков, рыбных палочек и витаминизированных напитков.

Мне бы хотелось назвать все это разрухой, но это резкое слово. Просто ощущение, что массовой школе не до этого. Если примут закон, что нельзя приходить со своей едой, я это могу назвать не иначе как выживанием из школы.

– Вы спрашиваете на приеме про то, что едят дети в школе? Что вам отвечают?

– Да, я задаю такой вопрос. И получаю ответ: ребенок в школе ничего не ест. С собой ничего не даем, потому что он не съедает. Или достает еду, а дети смеются. Это часто бывает, особенно в начальной школе. Или учительница не разрешает есть в классе. Как правило, я вижу ребенка в стрессе, с недобором веса, начинающимся гастритом.

– Вы говорите: перестаньте питаться в школе?

– Я хуже говорю, особенно когда есть уже реальные проблемы со здоровьем. Забирайте ребенка из школы. Есть дистанционное, заочное, семейное образование.

Но это не только из-за питания, а из-за целого кома проблем, которые по-другому не разрулить. Даже еда, которую дети берут с собой, должна находиться какое-то время в холодильнике. В школе их нет. Теоретически это все можно организовать. Есть же такое в Японии. Каждый ребенок приходит со своим бэнто (традиционный японский обед, упакованный в коробку. – Прим. ред.). И если посмотреть обеды разных стран, у них все есть в наборчике: сухофрукты, фрукты, овощи, цельнозерновой хлеб. А у нас яблоко или груша, которые тухнут в портфеле.

«Мама, у меня болит живот!»

– Что это за ком проблем, который вы упомянули? Стресс?

– Да, когда у ребенка уровень стресса так высок, что присоединяются психосоматические проблемы. Как идти в школу, начинается рвота. Или переступил порог учебного заведения – диарея. Страх так силен, что ребенок боится выходить из дома.

В туалетах далеко не везде есть закрывающиеся кабинки. Эта ситуация унижает человека. Дети начинают бегать во время урока в туалет, чтобы не делать свои дела при всех. Учитель нервничает, перестает отпускать. У меня был пациент: мальчик, учился в начальной школе. Когда он сидел в туалете, старшие дети сняли его на видео и выложили в ютуб. Посмотрела вся школа, а ребенок перестал ходить в туалет вообще. Начал терпеть, постоянное удерживание естественного позыва привело к тяжелым запорам, а потом к энкопрезу.

Ребенка забрали из школы, потому что не было другого выхода. Он был год дома, ходил к психологу, восстановился, и его перевели в другую школу.

– Из-за чего еще бывает стресс, который приводит к болезням пищеварительного тракта? Экзамены?

– Есть категория детей, которые готовятся к экзаменам, словно над ними висит дамоклов меч. Многие от волнения постоянно бегают в туалет. У меня есть мальчик, который не может выйти из дома. Мама говорит: «Знаете, мы пропустили два месяца, сидим дома, ничего не помогает. Наверное, у нас что-то с кишечником». «А в школе сложности есть?» «Ой, у нас там такое творится, учительница по математике терроризирует весь класс, и в тот день, когда математика, он запирается в туалете». Но я врач и ничего не могу сделать с учительницей.

– То есть вы в основном разгребаете последствия обучения в массовой школе?

– У меня иногда руки опускаются. Если ребенок заболел, поехал на шашлыки, потом его тошнило – это понятно. Или маленький ребенок боится горшка. Или в рацион вводят новые продукты, и у малыша функциональные нарушения – с этим тоже все ясно. Это решаемые проблемы. А тут вопросы не в твоей компетенции. Ты не можешь убрать нехорошего учителя, поменять комбинат питания, поговорить с одноклассниками… Есть боевые родители, которые качают права, и ребенок чувствует защиту. Но чаще они боятся, не хотят связываться.

Например, у моего ребенка дислексия. Как-то едем на маршрутке в школу, дочь становится бледного цвета: «Мама, у меня болит живот!» Возле школы я встречаю учительницу и говорю, что у ребенка болит живот, если она плохо себя почувствует, позвоните мне, я заберу. А учительница отвечает: «А я знаю, почему у нее болит живот! Я ей сказала, что буду спрашивать перед всем классом. Она будет читать букварь». А дочь читать не может. Стресс остался на всю жизнь, сейчас ей 15, и она до сих пор боится читать вслух.

Очень много случаев, когда ребенка забирает скорая из школы по причине болей в животе. Мамы рассказывают, что не могут работать, каждый раз им звонят: «Забирайте! Вызвали скорую!» Ничего не находят, кишечная колика. Ситуация повторяется из раза в раз как сигнал: «Заберите меня отсюда».

Я желаю всем быть внимательными родителями, замечать эту связь.

– А это сигнал только школьных проблем? Есть же еще и семейные: развод, скандалы, другие причины стресса.

– Иногда это рождение младших братьев и сестер. Но, как правило, большинство причин больного живота надо искать в школе. Например, повышенные требования. Пошел в первый класс, а у него еще пять кружков. Ему нравится, он везде ходит с удовольствием. Но почему-то болит живот. Или у ребенка что-то не получается с учебой, к третьему классу темп увеличивается, начинает болеть живот. Или появляется тошнота.

И когда спрашиваешь, как ребенок учится, выясняется, что домашнее задание делают по пять часов всей семьей. Официальное разрешение не ходить в школу можно получить, только заболев.

– А если ребенок манипулирует родителями таким образом? Может, и не сильно у него живот болит. А родители в школу не пустили – ну и отлично.

– Я не верю, что ребенок – манипулятор. Дети по своей природе любознательны и активны. И если он вдруг ничего не хочет и ссылается на больной живот, значит, есть сложность. Больше всего дети страдают от родительского перфекционизма: у моего ребенка должно быть все идеально, и в школе он тоже должен быть лучшим. И ребенок старается оправдывать ожидания, пока силы не закончатся.

У меня наблюдается ребенок, у которого синдром раздраженного кишечника. Его обследовали, ничего ужасного не нашли. Но как только в школу – он запирается в туалете. По факту, он сидит дома с репетиторами. И мама говорит: «Ну как же, у нас математический класс! Какова ценность класса, если человек сидит дома? Нет, вы не понимаете, мы так хотели попасть в гимназию!» Ребенку важно, чтобы родители принимали и любили его таким, какой он есть, а не только за достижение целей.

– Во всех ли семьях сейчас озабочены достижениями?

– Я работаю с разными группами населения. И в коммерческом центре и государственной больнице, где люди три месяца ждут очереди, чтобы попасть к врачу бесплатно. У людей, которые заняты выживанием, проблемы совсем другие. Психосоматика у детей из таких семей бывает гораздо реже. А заболевания связаны с низким уровнем жизни и плохим питанием из-за этого. И денег на лекарства у них нет. Они очень радуются, когда я говорю: диета, минеральная вода и все.

Безусловно, нельзя все списывать на психосоматику, всегда при наличии жалоб врач должен провести объективное обследование и назначить лечение. Психосоматика при заболеваниях органов пищеварительной системы – это тот фактор, на который чаще всего забывают обратить внимание. Не учитывая его влияние, бывает очень трудно помочь пациенту.

Фото: Сергей Щедрин

Мы поели, мы покакали, у нас болит живот

– Как все же понять, болит у ребенка живот всерьез или не совсем?

– Если у человека серьезно болит живот, нет эффекта от диеты, симптоматического лечения, гастроэнтерологи обычно назначают обследование – гастроскопию (ФЭГДС), пациенты обычно соглашаются, когда действительно проблема есть. Как только они говорят: «Нет-нет, мы этого делать не будем, у нас все прошло», то проблему, скорее всего, не найдут.

У всех разный порог чувствительности. Кто-то из детей кричит, плачет, прямо загибается. Родители измотаны, не знают, что делать. Часто это дети, склонные к демонстративному поведению. Отправляем на обследование, делаем гастроскопию и ничего не находим. А есть дети, которые молча и послушно делают, что им говорят. У меня был мальчик-подросток с язвой желудка, которая осложнилась перфорацией, и его госпитализировали по скорой. Он ни на что не жаловался, просто молча ходил с язвой. Это называется «немая язва», к счастью, у детей встречается не часто.

Если дети привлекают так внимание, надо понять, а зачем. А если ребенок молчит, это не значит, что все отлично.

– И как вы поступаете, как врач?

– У меня принцип работы один. Меня учили этому мои учителя. Не рекомендуй пациенту то, что бы не назначил своему ребенку. Вот я дочери не могу сказать: «Врешь ты все!» и выпихнуть в школу.

Я стараюсь к решению вопроса подходить комплексно. Если есть проблема с учебой, советую посетить невролога, чтобы исключить какие-то состояния. Есть, например, такие формы эпилепсии, которые проявляются болями в животе. Ребенку делают энцефалограмму и выявляют эпилептическую активность. А лечат упорно от дискинезии.

Мозг наш может хуже или лучше работать в зависимости от самочувствия всего организма, в том числе пищеварительного тракта. Если ребенок не ходит в туалет, у него интоксикация, а дальше и поведение соответствующее. А если у него диарея, нарушено всасывание питательных веществ и они не усваиваются, мозг их не получает, страдает также и физическое развитие.

– Есть родители, которые вас не слышат?

– Конечно. В основном это связано с неприятием информации, что ребенок может быть действительно болен. «У нас все хорошо, этого быть не может. Какая еще психиатрия, неврология, что вы, доктор, несете. Мы никуда не пойдем, назначайте нам лечение, чтобы не болело». Проблема не решается. Когда такие пациенты слышат не то, что хотели, они уходят к следующему врачу.

– А есть какой-то самый популярный запрос от родителей? Вы его слышите и хватаетесь за голову: опять это!

– Есть популярные типажи. Вот вчера на приеме мальчик почти 18 лет. Пришел с мамой. Огромный парень, уже развитый мужчина. Мама говорит: мы поели, мы пописали, мы покакали, у нас болит живот. Когда приходит родитель, который не отделился от ребенка, это для врача тяжело. Родитель свои опасения и тревоги, всю энергию направляет на этого ребенка. Я говорю парню: «Ложись на кушетку». А он на маму смотрит. Очень мало приходит самостоятельных детей.

– Влияет ли это на течение и ведение заболевания?

– Конечно. Я же говорю и с ребенком. Самостоятельному я объясняю, что он должен есть, пить, когда перекусывать, и он слушает и понимает. А когда детская воля полностью подавлена родительской, то он и маму слушать не хочет, и сам ни во что не включается. Она ему: «Ешь суп!», а ей в ответ: «Не буду!» – «Тебе доктор сказал!» – «Ну и что!»

– Как это на приеме выглядит?

– Мама приходит, эмоционально рассказывает, как сдали то и то, как в больнице лежали, ребенок сидит с телефоном и в наушниках. Весь прием. Я задаю вопрос, он так один наушник вытаскивает: «Чего?» – «У тебя болит живот?» – «Не, не болит». И назад наушник.

А мама: «Да вы его не слушайте, у него все болит и вообще все плохо». Я вижу, что ребенок весит 90 кг, анализы плохие, и со здоровьем проблема. И мне надо доводить рекомендации, а он в наушниках. И даже если мама заставит слушать, он выйдет из кабинета и сразу скажет ей, что ничего этого делать не будет.

Или приводят ребенка, у которого болит живот. Мама его за прием раз сорок, если не сто, спросит: «У тебя сейчас болит живот? А сейчас? А вот сейчас болит?» Ребенок: «Кажется, болит». Но если каждые 5 минут спрашивать, то и у врача к концу приема заболит. Конечно, нужно при жалобах обращаться к врачу, но также родителям можно и важно научиться самим оценивать ситуацию. Много сейчас хороших ресурсов, врачи ведут блоги, эфиры, отвечают на вопросы. Если у ребенка болит живот, это ни с чем не спутаешь, его необязательно спрашивать каждую секунду.

– Что вы делаете в случае психосоматики?

– Когда родитель говорит, что везде все плохо, я всегда спрашиваю, а в чем хорошо, есть ли какая-то сильная сторона в жизни ребенка. И выясняется, что ее нет. А так не бывает.

Я всегда советую найти сильную сторону. То, что у ребенка получается. Чтобы он хоть в чем-то чувствовал себя уверенно. И тогда все остальные вещи будут подстраиваться.

Часто ребенок учится у «сильного учителя», кстати, всегда вздрагиваю от этого словосочетания, и ни на что времени больше нет. Я советую найти ребенку отдушину. Сейчас дети мало занимаются спортом. Раньше много приходило детей-спортсменов, они просили, чтобы им непременно поставили отметку «здоров». А сейчас таких очень мало.

Три года назад я создала страницу в фейсбуке «Гастрошкола для родителей», где я делюсь той проверенной и интересной информацией, которую не успеваю дать на приеме, так как это время ограничено. Там есть многое, например, о том, что дать ребенку в школу, каким должен быть полезный перекус, и многое другое.

Не надо отнимать у детей все конфеты этого мира

– Какие идеи про питание сейчас популярны среди родителей?

– В послевоенное время был акцент на каше и хлебе. Питание было построено на углеводах, чтобы человек лучше работал на заводе. Сейчас модная тема – аллергия на белок коровьего молока. Не все сдают анализы, но все уверены – это чуть ли не яд. И начинают молоко заменять. Соевым, кокосовым, миндальным, рисовым.

Приходят родители с маленькой девочкой трех лет, у ребенка запоры. Я спрашиваю, что ест. Выясняется, что ничего, плохо ест. Но есть аллергия на белок коровьего молока. «И что вы делаете?» – «Даем соевое». – «Сколько?» – «Да сколько угодно, оно же не коровье». Ребенок выпивал полтора литра в день. И, конечно, не хотел есть тушеные кабачки, в руках же всегда сладкое соевое молоко.

Потом увлечение безглютеновыми продуктами. «Нам запретили есть глютен, потому что у нас непереносимость» – частая фраза. И родители едут в магазин и покупают безглютеновые вкусняшки. Я уж не говорю, сколько эти продукты стоят. Но они содержат много всего неполезного. Это настоящий химический продукт, с большим количеством крахмала, который ничем не отличается от «барни», разве что без глютена.

– Еще есть диеты, многие подростки увлекаются ими.

– Любая диета должна быть обоснована. То давайте питаться раздельно, то давайте питаться без углеводов. Но пища – это лекарство. Может быть полезной или неполезной.

Диета – терапия, а диетолог – врач. Для любой терапии есть показания, противопоказания и побочные действия. Нельзя начинать терапию без врача.

Человек начинает резко худеть, а потом у него появляются камни в желчном пузыре.

Вот ученые обнаружили, что такой-то продукт влияет на работу мозга и надо его есть много. Я против этого. Все дружно едят омегу-3, а у кого-то проблема с желчным пузырем. Если человеку туда еще рыбьего жира нальют, ему будет совсем нехорошо. Дети, которые попили таких витаминов, приходят очень часто. Нередки ситуации, когда приводят бледного голодного ребенка, которому совершенно необоснованно назначена строгая диета, часто без контроля со стороны диетолога, гастроэнтеролога.

Современный подход такой – диета должна быть с учетом индивидуальных непереносимостей и подстроена под особенности конкретного человека. Раньше всем рекомендовали общие диеты: стол номер 3, 4 или 5, сейчас это уже уходит в прошлое.

– А пробиотики? Правда ли, что ими можно себя поддерживать в период ОРВИ? И можно не заболеть даже?

– ¾ иммунной системы находится в кишечнике. Если я сейчас скажу пить курсом, люди прочтут и будут пить. А есть люди, которым противопоказаны пробиотики. Я не считаю их безобидной витаминкой. Например, люди с аллергией на коровий белок крайне плохо реагируют на пробиотики. А у людей с аутоиммунными заболеваниями кишечника пробиотик может спровоцировать обострение. Я не даю общих рекомендаций никогда.

– Тогда как не заболеть или переболеть простудными заболеваниями легко, раз ¾ иммунной системы в кишечнике?

– Не закидывать в себя того, что способствует размножению патогенной флоры: сладкого, мучного. Не забывать про разные виды овощей: зеленые, оранжевые. Не забывать про зелень и специи. Те же куркума, орегано, гвоздика, кардамон способствуют пищеварению. Важна сезонность питания. То, что хорошо летом, не очень хорошо зимой. Слизеобразующих продуктов, например, картошки, должно быть меньше. Достаточное количество чистой воды. Надо питаться разнообразно, руководствуясь здравым смыслом.

– Какой главный совет для тех, кто хочет подключить здравый смысл?

Не нужно увлекаться полезностями. Все должно быть в меру. Это главный совет. Не надо, например, отнимать у детей все конфеты этого мира. Родители прямо на приеме говорят: «Ты понял? Больше конфет не получишь!» Это угроза, дети у меня рыдают в кабинете.

У меня даже есть мама, которой в детстве конфет вот так не давали. И она сказала, что ее дети будут есть сладкое сколько угодно. У них сникерсы и марсы были вместо завтрака, обеда и ужина. Что было с зубами у этих детей – отдельная история.

– Как все же правильно организовать питание школьника?

– Освободить свой холодильник от мусорных продуктов. Тех, которые можно легко взять и съесть. Отрезал колбаски и вроде как поел – такого быть не должно. По возможности, покупать хорошие продукты, не обязательно фермерские. Главное, без сложного состава. Вот этих сладостей, на которых мелкими буквами написано много всяких «Е». Меньше использовать искусственных, переработанных продуктов. Там много сахара в составе.

Готовить из цельных, простых продуктов. Перестать покупать то, что на кассе, и маленьких детей в магазин желательно не брать, лучше им объяснять по возможности, что полезно, а что не очень. Для перекуса искать что-то полезное.

Учить детей готовить, в конце концов. Многие подростки не умеют готовить. Кто из девочек сварит борщ в 13 лет? Наши бабушки умели уже готовить в этом возрасте. Сейчас в лучшем случае яичницу сделают. Поэтому у них формируется поведение – купить готовый продукт, полуфабрикат. Раньше в школах было домоводство. А сейчас все ли школы оборудованы плитами? Почему на ЕГЭ надо натаскивать, а на жизненные вещи нет?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

  1. Когда говорят о поносе
  2. Почему маленькие дети склонны к поносам
  3. Виды диареи
  4. Основные причины поноса у детей
  5. Как это проявляется
  6. Как правильно лечить поносы у детей
  7. Когда необходима экстренная консультация врача?

Понос – одна из самых распространенных проблем со здоровьем у детей разного возраста, и чаще всего родители сталкиваются с нею в первые годы жизни ребенка. В медицине для обозначения этого состояния используют термин «диарея». Но это не самостоятельная патология с отдельно выставляемым диагнозом, а основной симптом многих заболеваний. Именно развитие поноса у ребенка зачастую становится самым явным и потенциально опасным проявлением болезни, побуждая родителей обращаться к педиатру или врачу другой специальности. И чем меньше возраст заболевшего, тем большее значение имеют своевременное начало лечения и правильный подбор препаратов.

Когда говорят о поносе

Понос у ребенка

Поносом называют патологически учащенный разжиженный стул, причем для постановки диагноза важно наличие обоих признаков. Если у ребенка уже установившийся режим дефекации (1 раз в 1-2 дня, с выделением оформленного стула), диагностика диареи не представляет особых сложностей. Появление кашицеобразных и тем более жидких выделений 3 и более раз в сутки – однозначный признак поноса, требующий выяснения наиболее вероятной причины и начала лечения.

Если же умеренно выраженная диарея развивается у младенца первого полугодия жизни, родители не всегда своевременно распознают такое расстройство. Ведь для детей, находящихся на естественном (грудном) вскармливании, нормальным является выделение кашицеобразного стула до 10 раз в день. Как же в этом случае различить диарею? Диагностический критерий поноса у младенцев – увеличение количества дефекаций в 2 и более раз.

Почему маленькие дети склонны к поносам

У детей первых лет жизни кишечные расстройства со склонностью к поносам возникают чаще, чем у старших дошкольников, школьников и взрослых. Это объясняется несколькими факторами:

  • Функциональная незрелость ферментных систем у детей 1– 2 года жизни. Хотя у них вырабатываются все необходимые пищеварительные ферменты, их количество и активность не всегда соответствуют объемам и составу пищи. К тому же, достаточно часто у младенцев встречается частичная лактазная недостаточность – недостаток фермента лактазы, который ответственен за расщепление молочного сахара лактозы. Эта патология, часто развивается после перенесенной инфекционной диареи у ребенка, создавая предпосылки для нестабильного стула со склонностью к поносам при употреблении молочной пищи.
  • Недостаточная зрелость систем, регулирующих работу пищеварительного тракта, что предрасполагает к дисбалансу в моторике различных отделов кишечника. Причем это считается вариантом возрастной нормы, а не требующей лечения патологией.
  • Недостаточно сформированный и не вполне сбалансированный состав кишечной флоры. Кишечник только что родившегося ребенка стерилен и уже с первых часов жизни, начинает постепенно заселяться различными микроорганизмами. Нормальная бактериальная микрофлора помогает расщеплять некоторые питательные вещества, вырабатывает витамины группы В и в целом способствует правильной работе всего желудочно-кишечного тракта. Но у детей часто встречается ситуация, когда в просвете кишечника начинают чрезмерно размножаться условно-патогенные бактерии и грибки, что называют дисбактериозом. А он не только сопровождается кишечными расстройствами, но и повышает вероятность развития инфекционного поноса у ребенка.
  • Увеличенной (по сравнению со взрослыми) площадью всасывающей поверхности в кишечнике. Поэтому поступающие с пищей и вырабатываемые болезнетворными бактериями токсины, гораздо быстрее всасываются и оказывают более выраженное негативное влияние на работу пищеварительного тракта.

По мере роста дети становятся менее склонными к кишечным расстройствам, а понос у ребенка 5 лет и старше, обычно связан преимущественно с отравлениями и кишечными инфекциями.

Виды диареи

Клиническая классификация диареи учитывает несколько признаков:

  • Длительность кишечных расстройств. Выделяют острую (до 2 недель), затяжную (свыше 14дней и до 2–3 месяцев) и хроническую (свыше 3 месяцев) диарею.
  • Степень тяжести диареи. Она может быть легкой, среднетяжелой, тяжелой, что определяется частотой и обильностью стула, общим состоянием заболевшего ребенка и выраженностью дополнительных симптомов.
  • Причинный фактор. Диарея бывает инфекционной и неинфекционной.

К разжижению и учащению стула могут приводить различные факторы. Но их действие можно уложить в 5 (пять) ключевых патогенетических механизмов: секреторный, осмолярный, экссудативный, гиперкинетический, гипокинетический. Два последних типа, часто объединяют, говоря о моторном механизме развития диареи.

Механизм кишечных нарушений Чем обусловлено Вид диареи
Секреторный тип, связанный с гиперсекрецией электролитов и воды в просвет кишечника. Нарушение работы энтероцитов (клеток слизистой оболочки кишечника) под действием бактериальных и других токсинов, вирусов, избытка желчных кислот и некоторых биологически активных веществ. Выделения обильные, водянистые, безболезненные (водная диарея).
Осмолярный тип, связанный с накоплением в просвете кишечника веществ с повышенной осмолярностью, которые «притягивают» большое количество воды и электролитов. Нарушение переваривания и всасывания пищи, обычно на фоне недостатка ферментов или их сниженной активности. Реже причиной такой диареи становится поступление веществ с повышенной осмолярностью (например, лактулозы). Стул обильный, с большим количеством недостаточно переваренных пищевых остатков (диарея по типу полифекалии). Выраженность кишечных расстройств зависит от количества и состава потребляемой пищи, а голодание способно полностью ликвидировать понос.
Экссудативный тип, при котором повышенный выход воды в просвет кишечника обусловлен появлением множественных эрозивно-язвенных дефектов слизистой оболочки или нарастанием давления лимфы. Воспаление стенки кишечника или ее деструкция под действием некоторых инфекционных агентов. Стул жидкий, средней обильности, с обязательной примесью крови и слизи и болезненной дефекацией.
Гиперкинетический тип, характеризующийся усиленной моторикой кишечника с ускоренной эвакуацией его содержимого Нарушение нейрогенной регуляции, повышенное количество биологически активных веществ со стимулирующим действием. Стул частый, жидкий, но необильный, с непродуктивными позывами и схваткообразными болями
Гипокинетический тип – самый редкий у детей. Характеризуется замедленным продвижением пищевой кашицы по кишечнику с присоединением гиперсекреции воды. Стойкие нарушения нервной регуляции работы кишечника на фоне тяжелых системных заболеваний (склеродермии, амилоидоза) или осложненного сахарного диабета. Стул умеренно разжиженный, вязкий, застойный, необильный

Основные причины поноса у детей

Все возможные варианты поноса у детей разного возраста, можно разделить на инфекционные и неинфекционные.

Инфекционный понос Неинфекционный понос
Условно-патогенная бактериальная флора (стрептококки, стафилококки, кишечная палочка и другие). Избыточный рост их колоний связан в основном с дисбалансом кишечной микрофлоры (дисбактериозом), в том числе после приема антибиотиков. Ферментная недостаточность, приводящая к неполному перевариванию питательных веществ с накоплением в кишечнике продуктов с повышенной осмолярностью. Наибольшее значение в детском возрасте имеют:

1. Лактазная недостаточность;
2. Целиакия;
3. Нарушение переваривания жиров с формированием стеатореи (жирного кала), что связано со сниженным количеством липазы (фермента для расщепления жиров) и расстройствами выделения желчи.

Сюда же можно отнести и последствия переедания, сопровождающиеся относительным дефицитом нормально секретирующихся ферментов.

Болезнетворные бактерии (холерный вибрион, сальмонеллы, эшерихии, патогенные формы стафилококков, клостридии, иерсинии, кампилобактерии). Груднички заражаются ими от матери-носителя или заболевших взрослых, при погрешностях в уходе. У более старших детей причиной инфицирования становятся нарушения правил личной гигиены, пищевые отравления, эпидемические вспышки кишечных инфекций в детских коллективах. Встречаются и особые формы бактерий (туберкулезная палочка). К счастью, в настоящее время туберкулез кишечника диагностируется редко. Срыв адаптационных механизмов при резкой смене привычного рациона, быстром переходе в другую климатическую зону.
Вирусы: энтеровирусная, ротавирусная и другие инфекции. Синдром раздраженного кишечника – хроническое расстройство деятельности кишечника функционального характера. Его симптомы склонны к рецидивированию и не связаны с какими-либо органическими (структурными дефектами) или инфекционными причинами, ухудшения состояния часто связаны со стрессовыми ситуациями и нервно-эмоциональными перегрузками.
Глистные инвазии с размножением в кишечнике различных паразитических червей (остриц, аскарид, цепней и пр.).  
Простейшие (амебы, лямблии). Поражение стенки толстой кишки неинфекционного происхождения: болезнь Крона, неспецифический язвенный колит, ишемический колит (на фоне нарушения кровоснабжения кишечника).
  Наличие особых опухолей, которые вырабатывают биологически активные вещества со стимулирующим действием (ВИПома, гастринома). Относятся к редким причинам упорных поносов у детей.
  Системные заболевания (амилоидоз, склеродермия).

У детей старшего дошкольного и школьного возраста встречаются преимущественно инфекционные формы диареи, как и у взрослых. А у новорожденного и ребенка 1–2 лет понос чаще имеет неинфекционную природу или развивается на фоне дисбактериоза.

Как это проявляется

Стул при поносе может иметь различную степень разжиженности: от кашицеобразного до водянистого. Причем обычно чем жиже выделения, тем они обильнее. В целом характер выделений зависит от преобладающего механизма развития диареи.

При поносе всегда происходит усиленная потеря жидкости, что чревато обезвоживанием различной степени.

Именно это является самым, потенциально опасным для ребенка проявлением болезни, которое может стать причиной тяжелых, угрожающих жизни нарушений работы головного мозга и других жизненно важных органов.

Причем, чем младше ребенок, тем быстрее обнаруживаются и нарастают у него признаки обезвоживания. Поэтому если ребенку месяц, то развитие у него поноса – повод для скорейшего обращения к врачу.

При поносе обычно появляются и сопутствующие признаки, которые часто помогают врачу еще до анализов, предварительно определить уровень поражения и возможную причину кишечного расстройства:

  • Боли в животе. Они могут быть интенсивные схваткообразные по типу кишечных колик, тянуще-ноющие, распирающие. В большинстве случаев они усиливаются перед очередной дефекацией. У маленьких детей болевой синдром выявляется по косвенным признакам: повышенному двигательному беспокойству и плаксивости ребенка, поджимания им ножек к животу, плачу при прикладывании к груди (что объясняется усилением активности кишечника в ответ на поступление пищи). Но встречается и понос у ребенка без боли – например, такое возможно при синдроме раздраженного кишечника или функциональной детской диарее.
  • Усиленная кишечная перистальтика (сокращения стенки кишечника), что нередко бывает слышно на расстоянии и даже видно через переднюю брюшную стенку.
  • Появление в кале патологических примесей. Чаще всего у ребенка отмечается понос слизью, но возможно обнаружение крови (свежей или уже частично измененной под действием пищеварительных ферментов), непереваренных пищевых остатков.
  • Повышенное газообразование (метеоризм), что придает жидкому стулу пенистость, увеличивает напор выделений, приводит к вздутию живота и частому выделению газов с подтеканием жидкости из анального отверстия.
  • Рвота. Может появляться одновременно с кишечными расстройствами или предшествовать им. Сочетание рвоты и поноса у ребенка существенно усиливает обезвоживание и утяжеляет состояние.
  • Изменение цвета стула, чаще всего отмечаются характерные для тонкокишечного содержимого желтые оттенки. Зеленый понос у ребенка может свидетельствовать о бактериальной инфекции, но этот симптом все же нельзя отнести к ключевым и однозначным диагностическим признакам.
  • Повышение температуры, что может быть проявлением интоксикации и воспаления. Но достаточно часто встречается понос без температуры у ребенка, даже если расстройство кишечника имеет инфекционную природу.

Как правильно лечить поносы у детей

Лечение поноса у ребенка любого возраста рекомендуется проводить под контролем врача, избегая самовольного назначения антибиотиков и препаратов из «взрослой» аптечки.

Что делать дома при развитии у ребенка поноса?

  • Первостепенная задача – по возможности уменьшить выраженность обезвоживания. Для этого рекомендуется поить ребенка чистой или негазированной минеральной водой, слабосолевыми растворами. Следует избегать молока и кисломолочных продуктов, концентрированных соков домашнего и фабричного производства, бульонов. Если маленький ребенок отказывается от воды, по согласованию с врачом в некоторых случаях допустимо давать разведенные морсы, несладкие компоты. Чтобы не спровоцировать рвоту, питье дается часто и дробно, небольшими порциями.
  • В первые дни острого поноса желательно провести лечебное голодание. Исключение составляют младенцы – им продолжают предлагать грудное молоко, при этом предпочтительно кормление по требованию. Если до этого, ребенку уже был введен прикорм, его временно отменяют. Далее, по рекомендации врача рацион постепенно расширяют, продолжительность диеты определяется индивидуально. Можно ли ребенку при поносе есть определенные продукты, должен решать врач.
  • При возобновлении питания целесообразен прием ферментных препаратов (например, Микразима®), даже если понос изначально не был связан с ферментной недостаточностью. Ведь при любой диарее появляются микроповреждения слизистой оболочки кишечника, уменьшается функциональная активность пищеварительных желез. Прием ферментных препаратов компенсирует развившийся дефицит ферментов и сделает более полноценным переваривание и всасывание питательных веществ в кишечнике, что позволит избежать накопления соединений с высокой осмолярностью и тем самым уменьшит потери жидкости.
  • Наличие у ребенка рвоты, температуры и поноса – это в большинстве случаев признак отравления, пищевой токсикоинфекции или кишечных вирусных инфекций. При появлении такой симптоматики рекомендуется начать давать энтеросорбенты (например, Фильтрум®). Этот препарат действует только в просвете кишечника, осаждая на своей высокопористой поверхности бактериальные и вырабатываемые в организме токсины, болезнетворные микроорганизмы, избыток биологически активных веществ. Такое лечение способствует уменьшению интоксикации и выраженности поноса.

Важно: перед применением ознакомьтесь с инструкцией или проконсультируйтесь с лечащим врачом.

Любые лекарственные препараты, могут быть назначены только врачом, с учетом общего состояния ребенка, характера имеющихся у него симптомов, причины развития поноса. Самовольный прием лекарственных средств чреват развитием побочных явлений, появлением различных реакций из-за несовместимости препаратов или неправильного подбора дозировки, утяжелением состояния заболевшего.

Когда необходима экстренная консультация врача?

В некоторых случаях понос у ребенка требует скорейшего обращения к врачу. Это связано с развитием тяжелых осложнений:   

  • Понос у ребенка первых 3 месяцев жизни, особенно сопровождающийся его отказом от груди и /или бутылочки, что может вызвать критическое обезвоживание детского организма и тяжелую интоксикацию, с поражением внутренних органов и головного мозга.
  • Понос с кровью у ребенка любого возраста.
  • Понос, сопровождающийся появлением судорог.
  • Развитие у ребенка чрезмерной сонливости, заторможенности и даже бессознательного состояния на фоне поноса.
  • Обильная многократная водянистая диарея по типу рисового отвара, что подозрительно на заражение холерой.
  • Быстрое появление и неуклонное нарастание признаков обезвоживания: вялости, объективно определяемой мышечной слабости, сухости и дряблости кожи, западения родничков и глазных яблок. При остром поносе у ребенка 1 года жизни обезвоживание развивается в течение 1 суток и не всегда его удается скорректировать с помощью обильного питья.
  • Сочетание высокой и не снижаемой температуры и поноса у ребенка, что свидетельствует о выраженной интоксикации, обычно инфекционного происхождения.

Понос у ребенка – частая и далеко не всегда безобидно протекающая патология. Но своевременно начатое и грамотно подобранное лечение, позволяет быстро и полностью устранить все симптомы, предотвратить развитие тяжелых осложнений, восстановить нормальное функционирование пищеварительного тракта.

Общие сведения

Понос — это выделение испражнений, которые имеют жидкую консистенцию и происходят более чем два раза в сутки. Причина такого явления — слишком быстрое прохождение содержимого кишечника человека из-за того, что нарушается его перистальтика, либо в толстом кишечнике нарушается всасывание воды и кишечная стенка выделяет много воспалительного секрета.

Чаще всего понос у малыша — это признак заболеваний тонкого или толстого кишечника. Однако медики классифицируют понос на несколько разных видов в зависимости от причин его происхождения: инфекционный, алиментарный, диспепсический, токсический, медикаментозный и неврогенный. Не обращать внимания на частые проявления поноса у ребенка нельзя. Особенно опасным является понос у младенца, а также у ребенка до трехлетнего возраста.

Причины поноса у детей

Определяются разные причины поноса у детей в зависимости от того, какой именно его вид  диагностируется. Наличие инфекционных поносов отмечается при сальмонеллезе, дизентерии, пищевых отравлениях, вирусных заболеваниях и др. Очень часто у современных детей диагностируется вирусная диарея. Основные ее причины у ребенка — это ротавирус. В основном понос, спровоцированный ротавирусами, поражает детей до двух лет. Как правило, это сподарические случаи, однако иногда происходят и эпидемии ротавирусной инфекции. При ротавирусной инфекции инкубационный период может продолжаться несколько дней. Проявляется она остро — рвотой, общими симптомами недомогания и поносом. При вирусном гастроэнтерите болевых ощущений в животе, как правило, нет. Понос имеет водянистый характер, а жидкость, которую ребенок теряет в процессе такой болезни, содержит очень много солей. Если у взрослого человека вирусный понос может продолжаться до трех дней, то у детей болезнь иногда длится до шести дней. В процессе лечения очень важно обеспечить
замещение той жидкости, которую потерял организм, так как сильное обезвоживание может быть опасным для жизни человека. Поэтому ребенку обязательно рекомендовано питье с содержанием соли и глюкозы. Применение антибиотиков для лечения детей, больных водным поносом, не влияет на продолжительность заболевания.

Алиментарный детский понос проявляется как результат длительного периода нарушения питания, при однообразном питании, в случае аллергии к продуктам питания или к медикаментозным препаратам.

Понос у новорожденных детейПричина диспепсического поноса — нарушение процесса переваривания пищи из-за секреторной недостаточности печени, желудка, поджелудочной железы. Также диспепсический понос может стать следствием недостаточной продукции ряда ферментов тонкой кишкой. Понос у грудного ребенка может развиваться вследствие лактазной недостаточности. В этом случае самочувствие малыша становится хуже через некоторое время после питания молоком (у грудничка – после кормления, у детей старших – после приема цельного молока или молокопродуктов). При сахарной недостаточности то же самое наблюдается, если ребенок употреблял еду с сахаром.

Токсический понос у ребенка проявляется как последствие почечной недостаточности, а также при отравлении организма мышьяком или ртутью. Медикаментозный понос развивается после приема некоторых лекарственных средств. Чаще всего у детей это происходит под действием антибиотиков, которые могут спровоцировать развитие дисбактериоза.

Неврогенный понос — последствие нарушений регуляции нервной системой моторной деятельности кишечника. Так, понос у грудного ребенка может развиться вследствие сильного волнения, страха.

У детей старше одного года причиной поноса бывает и синдром раздраженной кишки, а также ряд хронических болезней ЖКТ.

Как проявляется понос

Понос у грудного ребенка и у детей старшего возраста может проявляться испражнениями разного характера. Испражнения могут иметь как водянистый, так и кашицеобразный характер, они появляются с разной частотой. Если у ребенка дизентерия, то кал, как правило, изначально является плотным, а позже становится жидким с примесью крови и слизи. Если ребенок заболел амебиозом, то в его испражнениях будет содержаться кровь и стекловидная слизь. Понос у грудничка, кроме характерных испражнений, может проявляться урчанием в животе, болью, вздутием. Кроме того, может наблюдаться прямокишечная колика, при которой у ребенка отмечаются частые позывы и ощущение судорожного сокращения прямой кишки. Очень часто у грудничков наблюдаются частые поносы со схожими симптомами после антибиотиков. При этом дефекации нет, но иногда выделяются небольшие комочки со слизью. Чем лечить понос у грудничка должен решать только врач, который изначально определяет особенности состояния ребенка, опрашивает родителей о том, как выглядит кал малыша, и только тогда принимает решение, что делать.

Однако родители должны четко понимать тот факт, что даже легкие поносы негативно сказываются на общем состоянии маленького ребенка, поэтому лечение у грудничка состояния, которое спровоцировало такие симптомы, должно проводиться без отлагательств. Особенно опасен тяжелый понос у новорожденного, так как такое состояние у младенцев и маленьких детей может быстро привести к истощению, спровоцировать гиповитаминоз и, как следствие, изменение внутренних органов. В случае с едва появившимся на свет ребенком о диарее врачу нужно рассказать незамедлительно. Чем лечить у неврожденного болезни, связанные с проявлениями поноса, может правильно определить только специалист. Ведь без медицинской подготовки невозможно определить, что делать, и при этом не навредить малышу.

Некоторые источники утверждают, что понос у месячного ребенка и у детей постарше чаще проявляется в летний период. Но врачи утверждают, что и в холодное время года диарея развивается приблизительно с такой же частотой.

Диагностика

Понос у маленьких детейПри проявлении поноса у ребенка врачу необходимо, прежде всего, определить причину его возникновения. Если состояние у малыша острое, то есть проявляется температура у ребенка и понос, необходимо изначально избавиться от острых симптомов. Что делать, родителям подскажет участковый педиатр. После этого с целью уточнения диагноза необходимо провести исследование кала малыша на предмет наличия в нем патогенной флоры, гельминтов, цист лямблий. Особенно важно безотлагательно провести такие исследования маленьким детям, так как острый понос у ребенка до года вызывает более быстрое обезвоживание организма. Но для малышей после года с тяжелыми симптомами диареи исследования кала также проводится обязательно.

При поносе часто присутствуют и изменения картины крови. Поэтому, несмотря на возраст ребенка, следует провести лабораторное исследование крови – это актуально и в один месяц, и в 6 лет. Так, в определенных состояниях у малыша может отмечаться анемия, изменение показателя лейкоцитов, повышается содержание эозинофилов.

Так называемую «диарею путешественников» врачи определяют, если ребенок 1 или 2 лет резко меняет место проживания . Данное состояние встречается и у детей более старшего возраста при дальних путешествиях. Такое состояние проходит самостоятельно через 1-2 недели, когда малыш адаптируется к новым условиям. Но родители должны всегда помнить о том, что ребенок в любой момент мог заразиться паразитами. Поэтому исследования нужно проводить обязательно. Часто детям, которым исполнился 1 год и больше, назначают повторное исследование кала через определенный промежуток времени.

В процессе диагностики важным показателем для врача также является скорость продвижения карболена по кишечнику. Для этого ребенку 1,5 года и старше необходимо принять Карболен. При тяжелом поносе черная окраска кала может проявиться уже спустя 2 часа, тогда как в норме проходит около 26 часов.

Как лечить понос у детей

В норме у здорового человека в кишечнике есть примерно 300 видов разных микроорганизмов, большая часть из них не является патогенными. В первые же дни жизни малыша формируется их состав. Наличие нормального количества «правильных» бактерий обеспечивает нормальное функционирование ЖКТ. С их помощью в кишечнике всасываются в организм полезные элементы и витамины, нормально функционирует слизистая оболочка кишечника, предупреждается негативное влияние патогенной микрофлоры. Чтобы сформировать нормальный состав микрофлоры, очень важно правильное кормление младенца в частности, грудное вскармливание. При отсутствии такового практикуется кормление только адаптированными смесями.

Если дисбактериоз все же диагностируется, то малышу назначается лечение биопрепаратами, которые содержат лактобактерии, бифидобактерии. Их влияние на организм состоит в активизации процесса размножения этих бактерий в кишечнике. При неправильном поборе таких препаратов через некоторое время после их отмены малышу может опять стать хуже.

Как лечить понос у детей в каждом конкретном случае, зависит от причины его появления. Изначально должно проводиться лечение у детей того состояния, которое и спровоцировало диарею. Так, при ахилии желудка практикуется прием желудочного сока, при ослаблении функций поджелудочной железы назначается фестал, панкреатин. Если понос был спровоцирован гиповитаминозом, то лучшее лекарство от поноса у детей в данном случае – соответствующие витамины.

Если ребенок страдает от затяжной диареи, родители должны задуматься не только о том, чем лечить у ребенка такие проявления, но и как возместить потерянную организмом жидкость. С этой целью применяются солевые растворы. Для приготовления такого раствора смесь солей растворяется в половине литра чистой воды. Хорошим средством в данном случае является препарат Регидрон. Также применяются средства Глюкосан, Цитроглю-косан. Свежий раствор готовится не реже, чем один раз в стуки. При отсутствии солевых растворов можно поить малыша негазированной минеральной водой. Особенно важно быстро восполнить потерянную жидкость, если у малыша сухая кожа, проявляется сухость во рту и головокружение, жажда.

Для грудничков лучшее средство от поноса для детей – это мамино молоко. Поэтому прекращать кормления грудью не нужно.

Понос у маленьких детокЕсли понос не связан с поражением организма инфекцией, то обязательно практикуется щадящая дробная диета при поносе. Рекомендуется ограничить животные жиры, углеводы, кормить ребенка только небольшими порциями. В первые дни болезни стоит давать супы слизистой консистенции, чай из отвара черники. Чуть позже, при первых признаках выздоровления можно добавить хлеб, мясные и рыбные блюда, приготовленные на пару.

Чем кормить ребенка при поносе, зависит и от причины болезни, вызвавшей такое состояние. Так, при ферментативной недостаточности может назначаться безглютеновая, безмолочная диета.

Лечение антибиотиками в случаях без осложнения не практикуется. Иногда целесообразно лечение препаратами широкого спектра действия. Кроме того, практикуется лечение энтеросрбентами, которые помогают ускорить выведение токсинов. В качестве народных средств после одобрения врача можно давать ребенку чаи из растений, имеющих вяжущее и противовоспалительное действие. Это черника, мята, ромашка аптечная. Закрепляющее действие имеет отвар сушеных груш, раствор крахмала, рисовый отвар, настойка из перегородок грецких орехов.

Однако четкой схемы лечения ребенка при поносе не существует, так как врач обязательно определяет тяжесть состояния малыша, наличие других симптомов и др.

Доктора

Лекарства

Профилактика поноса у детей

Чтобы предупредить возникновение столь неприятного явления, очень важно с детства соблюдать все правила личной гигиены и обязательно приучать к этому ребенка. Особо важный момент – мытье рук перед принятием пищи и после прогулок. Все продукты следует обязательно тщательно мыть (овощи, фрукты) и обрабатывать термически (мясо, молоко, яйца, рыба). Вода, которая употребляется в пищу, должна быть чистой, а лучше – кипяченой. Стоит следить и за тем, чтобы питание ребенка было максимально разнообразным и, по возможности, натуральным. Правильный подход к образу жизни, закаливание, активность поможет укрепить защитные силы организма.

Диета, питание при поносе у детей

Диета при кишечной инфекции у детей

Список источников

  • Авдеева Т. Г., Рябухин Ю. В., Парменова Л. П. и др. Детская гастроэнтерология. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011;
  • Урсова, Н.И. Нарушения микрофлоры и дисфункции билиарного тракта у детей / Н.И. Урсо-ва. — М., 2005;
  • Болезни кишечника у детей / под общей редакцией А. М. Запруднова. М.: Анахарсис. 2009;
  • Горелов, А.В. Клинические рекомендации по диагностике и лечению острых кишечных инфекций у детей: Пособие для врачей. / А.В. Горелов, Л.Н. Милютина, Д.В. Усенко // М.: Москва, 2005;
  • Таточенко В. К. Антибиотико- и химиотерапия инфекций у детей. М.: ИПК Континент-пресс. 2008.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать фойе или файе
  • Как правильно написать учителю что ребенок заболел образец
  • Как правильно написать фамилию адресата если документ адресуется физическому лицу
  • Как правильно написать фойе здания
  • Как правильно написать учителю про месячные