Душа после смерти
Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.
Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.
Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.
Как правильно пожелать Царствия Небесного
Итак, самостоятельно душа после смерти уже ничего не может изменить. Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Для этого нужно молиться, просить Бога о прощении её грехов.
“В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4).
После смерти происходит лишь частный, предварительный суд над душой. Он показывает, насколько в душе человека укоренились страсти и насколько он был близок к Богу при жизни. Частный суд определяет душу в то “место”, которое наиболее соответствует её состоянию. Рай — это загробная жизнь с Богом. Ад — это отсутствие Бога. Быть рядом с Богом непокаявшемуся грешнику было б ещё более невыносимо, чем в аду. Какого-то промежуточного, нейтрального состояния души в Православии не существует. В отличие от католицизма, в котором есть понятие чистилища.
Однако, как в раю есть разные степени близости к Богу, так и в аду души мучаются по-разному. Окончательный Страшный Суд произойдет в конце времён после Второго пришествия Христа. Молитвенная забота живых людей может не только облегчить предварительную участь души. Она способна и послужить её оправданию на грядущем страшном Суде. Поэтому на вопрос, как правильно пожелать душе Царствия Небесного, ответ — путём церковного и домашнего поминовения.
“Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4)
Как молиться о покойном
В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове.
Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:
- суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота),
- субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста,
- Радоница,
- 9 мая (день поминовения убиенных воинов),
- Троицкая и Димитриевская субботы,
- в России усопших принято поминать также в День Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября),
- и в Покровскую субботу.
«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание
Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.
Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.
Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:
“Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед — это вид милостыни, принесенный за упокой души. И к тому же чисто по-человечески бывает крайне неприглядная картина, когда некоторые из гостей так «напоминаются», что и песни поют, и анекдоты рассказывают, и смеются, когда близкие родственники умершего находятся в скорби. И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках”.
Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.
Молитва за упокой
Пожелать Царствия Небесного усопшему можно следующими словами:
“Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».
За усопшую следует молиться так:
“Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной (имя), и прости ей вся согрешения её вольная и невольная и даруй ей Царствие Небесное».
Такая молитва сопровождается крестным знамением. Её обязательно нужно произнести перед вкушением поминального угощения. Допускается и краткое поминание усопшего словами “Царствия Небесного” с крестным знамением. Также можно помолиться за упокой души, прочитав по молитвослову “Последование по исходе души от тела” или “Канон молебный при разлучении души от тела”.
Многие нередко задаются вопросом, когда и как правильно писать и подавать записки об упокоении, или, как часто ещё можно услышать, “записка за упокой”. По церковному правильно говорить все же “записка о упокоении”.
Записки за упокой – 3-й, 9-й и 40-й дни
По традиции после смерти усопшего записки за упокой пишут на 3-й, 9-й и 40-й дни. Поэтому стоит каждый раз при посещении храма или церкви подавать записки об упокоении на ближайшую Литургию, так как таким образом “омываются грехи” умерших.
После смерти душа два дня находится на земле, вольна посещать дорогие ее сердцу места, а на третий день ей необходимо пройти двадцать воздушных мытарств, своеобразных проверок на тот или иной грех. Именно поэтому на 3-й день после смерти душа нуждается в особенной молитве. Подать записку о упокоении с именем покойного нужно, чтобы помочь душе почившего близкого.
С 3-го по 9-й день душа созерцает райские обители, а с 9-го по 40-й – ужасы ада. Поэтому молитва на 9-й день служит поддержкой для усопшего.
На 40-й день определяется участь души до Страшного Суда, но стоит помнить, что молитвой и милостыней еще можно изменить участь умерших. Для этого в том числе и подают записки об упокоении на Литургию.
Стоит напомнить, что для расчета определенного дня (3-го, 9-го, 40-го), день смерти необходимо считать за первый день, даже если человек умер около полуночи.
Как писать записку о упокоении
Записку о упокоении необходимо оформлять следующим образом:
сверху должен быть расположен 8-ми конечный крест, далее следует надпись “о упокоении” и только потом перечисляют имена усопших. Имена пишут в родительном падеже, указывая полную форму имени, данного при крещении человека. Обычно в начале записки указывают имена священнослужителей с указанием сана. Если со дня смерти еще не прошло сорока дней, то можно перед именем указать слово “новопреставленный” (сокращенно “нов.”).
Кого нельзя поминать в записках о упокоении
В записках о упокоении нельзя поминать самоубийц, некрещеных, инославных.
В некоторых храмах есть ограничение на количество имен, указанных в записке (обычно 10), поэтому лучше заранее прояснить этот вопрос.
Образец записки о упокоении
Образец записки о упокоении легко можно найти в интернете. Пример записки о упокоении можно посмотреть здесь >>
Возможно, вам будет интересно:
- Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках
- Красная горка — праздник
- Вербное воскресенье
21 октября 2018
РИТУАЛ.РФ — городская ритуальная служба
Круглосуточная справочная
8 (495) 459-0-100
Что делать, если умер близкий человек
- 1. По телефону 03 вызвать бригаду скорой помощи (с мобильного: Мегафон — 112 (далее 3), МТС — 030, Билайн — 003).
- 2. По телефону 02 вызвать сотрудника полиции (с мобильного: Мегафон — 112 (далее 2), МТС — 020, Билайн — 002).
- 3. Вызвать ритуального агента. Вы можете вызвать ритуального агента службы «Ритуал.рф» по телефону 8 (495) 459-0-100.
- Подготовить паспорт и медицинский полис усопшего, а также документы всех лиц присутствующих в квартире.
Важная информация
В случае, если ритуальный агент появился в вашей квартире без вашего предварительного вызова, необходимо обратиться в полицию по телефону «02» или «112» при звонке с мобильного телефона. Данные действия попадают под статью 137 УК РФ и наказываются лишением свободы сроком до двух лет.
Московская городская служба
по вопросам похоронного дела
Ритуал.рф оказывает ритуальные услуги максимально быстро и в соответствии с высокими стандартами качества. Наша ритуальная служба имеет собственное производство, что позволяет нам устанавливать доступные цены и гарантировать качество нашей продукции.
Все ритуальные агенты службы Ритуал.рф – профессионалы с более чем 10 годами опыта на рынке похоронных услуг.
Ритуал.рф предоставляет полный спектр ритуальных услуг, востребованных при организации похорон в Москве.
Центральный, Северный, Северо-Восточный, Восточный, Юго-Восточный, Южный, Юго-Западный, Западный, Северо-Западный, Троицкий, Новомосковский, Зеленоградский.
У нас есть свой магазин ритуальных товаров в Москве. Наша организация производит гробы, венки и другие ритуальные товары.
Стоимость организации похорон
Базовые пакеты (цена ритуальных услуг)
Цена на организацию похорон в Москве в службе Ритуал.рф предельно низкая. Ритуал.рф придерживается политики прозрачного ценообразования: вы всегда знаете, что входит в стоимость похорон.
Показывать цены с учетом пособия на погребение, предусмотренного законодательством Москвы,
для льготных категорий граждан.
кремация
захоронение
(*) Стоимость услуг по погребению на открытых кладбищах устанавливается администрацией кладбища.
Безвозмездные похороны
От правительства Москвы
Перечень товаров и услуг, предоставляемый при оформлении бесплатных похорон (на сумму социального пособия 20 852 руб. 68 коп.)
Ритуальные принадлежности
Гроб деревянный, обитый тканью
Покрывало
Тапочки
Услуги ГСС
Оформление заказа через ГСС
Заказ ритуальных принадлежностей
Заказ катафального транспорта
Заказ захоронения или кремации
Захоронение или кремация
Копка могилы и захоронение с предоставлением нового места на
кладбище
Копка могилы и захоронение в родственною могилу на Московских
кладбищах
Кремация в крематориях: Николо-Архангельский, Митинский,
Хованский
Ритуальный транспорт
Доставка ритуальных принадлежностей к моргу или к дому, включая
погрузо-разгрузочные работы
Катафальный автобус от морга или дома до кладбища или
крематория (без обратного рейса)
Чтобы оформить похороны на безвозмездной основе необходимо:
- Получить в ЗАГСе гербовое свидетельство о смерти и справку на получение пособия.
- Оформить поручение на безвозмездное захоронение в СОБЕСе (Департамент социальной защиты населения
города Москвы).
Стоимость услуг, оказываемых населению на безвозмездной основе, устанавливается в соответствии с
действующим законодательством. Оплата стоимости ритуальных услуг, предоставляемых сверх гарантированного
перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, производится за счет средств заказчика. Подробную
информацию можно узнать по телефону горячей линии 8 (495) 459-0-100.
подробнее
Организация захоронений. Организация кремаций
Наше похоронное бюро сотрудничает со всеми кладбищами и крематориями Москвы и Московской области. Поэтому организация захоронений обеспечивается нашей службой на любом открытом кладбище Москвы и Подмосковья. Организация кремаций нами производится во всех трех государственных крематориях Москвы.
Подробную информацию о ритуальных товарах и услугах можно узнать по телефону горячей линии
8 (495) 459-0-100
Похоронная служба Ритуал.рф обеспечивает полный комплекс ритуальных услуг: от сбора документов и организации похорон до поминальной трапезы. Городское похоронное бюро Ритуал.рф – это надежная и проверенная ритуальная служба, которой доверяют.
приобретение участка для родовых захоронений
информация на сайте Правительства Москвы
Адреса работы Московской городской службы по вопросам похоронного дела
“Царство” или “Царствие” небесное – как правильно?
Несмотря на то, что грамматические правила русского языка преподаются в школе, многие люди все же делают ошибки. Однако человек, как известно, учится всю свою жизнь, и нет ничего зазорного в том, чтобы время от времени освежать свои знания русского языка. Когда речь заходит об особых словах – неологизмах или наоборот, архаизмах, далеко не каждый знает их правильное написание и произношение. Сегодня мы разберем религиозное выражение, корни и смысл которого уходят далеко в древние священные тексты и которое имеет два варианта написания и используется в разных контекстах. Как же правильно говорить и писать эту фразу?
Молитва за упокой
Пожелать Царствия Небесного усопшему можно следующими словами:
“Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».
За усопшую следует молиться так:
“Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной (имя), и прости ей вся согрешения её вольная и невольная и даруй ей Царствие Небесное».
Такая молитва сопровождается крестным знамением. Её обязательно нужно произнести перед вкушением поминального угощения. Допускается и краткое поминание усопшего словами “Царствия Небесного” с крестным знамением. Также можно помолиться за упокой души, прочитав по молитвослову “Последование по исходе души от тела” или “Канон молебный при разлучении души от тела”.
Источник статьи: https://pravoslavium.ru/kak-pravilno-pozhelat-carstviya-nebesnogo/
Что такое Царство Небесное и Царство Божье?
Из книги Кристиана Брима «И учил их притчами много…»
(скачать полную версию книги можно внизу страницы)
Что же означает «Царство Небесное»? Что мы понимаем под этим? Позвольте сначала сказать, что им не является. Царство Небесное — это не «Царство Небес», как это часто воспринимается. Подобное восприятие может привести кого-либо к видению картины самого неба. Это было бы воистину печальное небо! Нет, Царство Небесное является некоторой областью на земле. Также «Царством Небесным» не обозначается Церковь Божья (Собрание). В то время как в Царстве Небесном, вплоть до времени сбора урожая, господствует принцип совместного роста «пшеницы» и «плевелов» (Мтф. 13:29-30), Церковь на земле должна извергать зло из своей среды, то есть практиковать наказание его (1 Кор.5:13).
Царство Небесное — понятие, которое использует только евангелист Матфей. Матфей написал под вдохновением Святого Духа как еврей к евреям, и каждый знающий Ветхий Завет еврей знал, что пророк Даниил говорил о том, что «Бог Небес» установит на земле Царство, которое никогда не разрушится — Царство Небесное (Дан.2 и 7). Это Царство ожидает евреев, и поэтому предшественник Господа, как Мессии, Иоанн Креститель, также возвещал, что Царство Небесное приблизилось (Матф. 3:2).
Однако еврейский народ во время присутствия среди них Господа имел слабое представление о том, каким должно быть внутреннее состояние сердца, для того чтобы войти в это Царство. Даже Никодим не видел в этом Царстве ничего большего, чем земной рай, вновь дарованный человеку. Но не только он потерял из виду то, что для входа в Царство также и еврею было необходимо возрождение, хотя пророк Иезекиль и говорил об этом (Иез. 36:26). И Господь должен был сказать ему: «Ты учитель Израилев и этого ли не знаешь?» (Ин. 3:10). Поэтому призыв Иоанна Крестителя к покаянию был так важен. Для того, чтобы войти в это Царство, человеку было необходимо полное изменение сердца и мышления.
Уже Моисей говорил о том, что, если дети Израиля от всего сердца будут послушны Закону Божьему, их дни будут «сколько дней небо будет над землёй» (Втор. 11:21). Бог посадит «семя Давидово» навсегда и его трон соделает «как дни неба» (Пс. 88:30). Пророк Даниил, получил ещё более обширное откровение о Царстве, он видел в небесной картине, как некто «как бы сын человеческий» дошёл до «Ветхого Днями» и Ему было дано Царство и власть. Это будет вечное царство (ср. Дан. 7). И теперь, Иоанн возвещал это Царство, как «приблизившееся». Царь, в лице Христа был здесь, но был ли Он принят еврейским народом? Мы знаем что произошло. Он был отвергнут.
Было ли при этом всё безвозвратно потеряно? Хвала и благодарение Богу, что нет! Да, Царство Небесное никогда больше не возвещалось как «приблизившееся», и с 13-ой главы Евангелия от Матфея мы более не находим этого. Более того, установление Царства в силе и величии было отложено на некоторое время (Деян. 3:21). А Господь Иисус между тем взошёл на небеса, и теперь оттуда Он оказывает Своё влияние на землю: не явно, но сокровенно, в нравственном аспекте. Это является сегодня Царством Небесным, как таковым. Это Царство Небесное в тайне, в противоположность к Царству в его выраженной, видимой форме и величии, каким оно однажды будет. Так Царство Небесное проявляется в двух формах: Царство Небесное в его современной, таинственной форме (каким оно не было явлено в Ветхом Завете) и Царство Небесное в его будущей, полновластной и видимой форме (равнозначной с Тысячелетним Царством).
Когда же это Царство имело своё начало в его сокровенной форме? Когда Христос, как отвергнутый на земле, вознёсся на небеса и там, как прославленный, занял Своё место одесную Бога, тогда началось Царство Небесное. Повсюду на земле, куда распространяется влияние пребывающего на небесах Господа, присутствует Царство Небесное. Когда Царство Небесное имело своё начало, всё было хорошо, оно начиналось с настоящих учеников Господа. Притчи в 13-ой главе Евангелия от Матфея излагают это, так же как и сообщения книги Деяний апостолов. Однако так это не осталось — враг посеял плевелы среди пшеницы. Так Царство Небесное (с позволения Бога и касательно его внешнего развития) стало смешанным. В нём присутствуют друг около друга истинное и неистинное, истинный верующий и формальный (верующий только внешне), безжизненный исповедатель, не всегда различимый человеческим взглядом.
Если я сказал, что Царство Небесное всюду, куда распространяется влияние пребывающего на небесах Господа, то эта область одинаково включает в себя также и таких христиан, которые лишь внешне исповедуют Христа, но не пережили рождения свыше. Присутствие этого влияния невозможно оспаривать, потому что они исповедуют христианство, однако оно не находится достаточно глубоко в их сердцах и совести. Это трагично. Такие люди считают себя находящимися в безопасности и называются христианами. Они внешне находятся в Царстве Небесном и при этом находятся в области достижения чудесных благословений истинного христианства, являются частью христианского мира и, однако, если они не обратятся и не покаются, то навечно погибнут. Да смилуется Господь ещё над многими из таковых и приведёт их к познанию истины!
Не станем сейчас углубляться в рассмотрение различий между «Царством Небесным» и «Царством Божьим». Отчасти Царство Небесное означает то же самое что и Царство Божие, но только отчасти. Известные притчи имеют отношение как к первому, так и ко второму выражениям. Однако, в общем можно сказать что «Царство Божье» — более обширное, вышестоящее понятие. Оно включает в себя понимание (мысли) Царства Небесного, однако часто имеет нравственное содержание (1 Кор. 4:20; Рим. 14:17). «Царством Небесным», напротив, в большинстве случаев, обозначается домостроение, определённая эпоха путей Божьих по отношению земли. Эта эпоха, впрочем, продолжится и после вознесения Собрания, и во время скорби. Царство Небесное так мало схоже с Церковью Божьей! Продолжение присутствия Царства Небесного на земле после вознесения Церкви является важной мыслью, которая часто остаётся незамеченной. Однако она лежит в основе всех притч о Царстве Небесном в 13-ой главе Евангелия от Матфея.
До этого момента мы, главным образом, были заняты рассмотрением Царства Небесного в том виде, каким оно представлено человеку «внешне». Рассуждая с этой точки зрения, сегодня Царством Небесным является христианство. Однако не всегда в Писании «Царство Небесное» означает эту внешнюю область христианского исповедания. Если, например, Господь Иисус говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мтф. 18:3) или: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (гл. 19:14), или: «Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (гл. 11:11), то Он, явно, подразумевает под «Царством Небесным» не внешнее развитие, которое примет Царство, но внутреннюю, божественную область, которая в других местах называется «Царством Божьим». То, что Царство Небесное имеет также и эту внутреннюю сторону, которую Господь явил только находящимся «в доме», то есть тем, которые принадлежат Ему, показывают притчи о «сокровище, скрытом на поле» и о «купце нашедшем драгоценную жемчужину» (Мтф. 13:44-46). Здесь становится ясным, почему Господь терпит сегодня такое «неправильное развитие» в Его внешнем Царстве — присутствие в нём хитросплетения добра со злом: Его сердце обращено к принадлежащим Ему, в них Он видит Своё «сокровище», они являются «драгоценной жемчужиной» — Его Собранием (Церковью). Ради них Он отдал всё, даже Свою жизнь. И познание этого ведёт к поклонению Ему.
В Матф. 13 мы в первые встречаем выражение «тайны Царства Небесного». Этим выражается то, что Царство примет такую форму, которая не была открыта пророкам. Хотя пророки описывали Мессию как отверженного, как Того, который будет предан смерти, но они ничего не сказали об особой форме, которую, как следствие Его отвержения, примет Его Царство. Земное Царство, являющееся предметом пророческого слова, в тот момент, однако, было отодвинуто во времени, как мы это уже заметили. В этот период будут собраны наследники небесной славы.
Поскольку с Царством Небесным связана также мысль небесного призвания — призвания, основывающегося на деле примирения совершённого Христом, примечательно в этой связи то, что о Царстве Небесном говорится лишь во второй притче 13-ой главы Евангелия от Матфея. Но там поле уже приобретено, на что указывает выражение «на поле твоём» в 27-м стихе. Как же точно Слово Божье! Царство Небесное могло иметь своё начало лишь тогда когда было совершено дело креста и посредством этого «поле» перешло во владение Сына Человеческого. До этого, однако, было необходимо ещё одно «подготовительное» дело, и оно представлено нам в притче о сеятеле.
Скачать и читать полную версию книги бесплатно: epub fb2 pdf
Мы будем Вам признательны, если Вы, найдя ошибку (любого рода) на нашем сайте, выделите фрагмент текста и, нажав Ctrl+Enter, отправите редакторам. Или просто свяжитесь с нами по контактам, указанным в разделе «Контакты»
Царствие (царство) небесное
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Смотреть что такое “Царствие (царство) небесное” в других словарях:
Царствие (царство) небесное — кому. Разг. Устар. Пожелание покойному загробной жизни в раю (употребляется при упоминании покойного). ФСРЯ, 512; БТС, 1457; Верш. 4, 113 … Большой словарь русских поговорок
Царство небесное — Эта статья о словосочетании; О фильме см.: Царство небесное (фильм). Царство Небесное (тж. Царствие небесное, ивр. מלכות השמים, Malkuth haShamayim, греч. ή βασιλεία τών ουρανών) семитское выражение, в котором «небеса» заменяют имя Бога… … Википедия
Царство Небесное — это статья о словосочетании. о фильме см. «Царство небесное» «Царство Небесное» (Царствие небесное, греч. ή βασιλεία τών ουρανών) семитское выражение, в котором небеса заменяют божественное имя (Лк. 15:18). Известно по Евангелию от Матфея,… … Википедия
Царство небесное — Выражение царство небесное особенно часто встречается в Евангелии от Матфея. В других Евангелиях и Посланиях оно заменяется выражением Царствие Божие, царство Христово, или просто словом: царство. Оно, кажется, имеет троякое значение и разумеется … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Царствие(царство) ему небесное! — Царствіе (во) ему небесное! Ср. Былъ у меня дядя царствіе ему небесное! Послѣднее прибавляю единственно потому, что такъ уже принято, когда говорятъ о покойникахъ. Григоровичъ. Мой дядя Бандуринъ. Ср. Весь въ батюшку родителя, не тѣмъ будь… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Царство небесное — См. Царствие небесное (ЦАРСТВИЕ) … Большой словарь русских поговорок
ЦАРСТВИЕ — (царство) небесное кому. Разг. Устар. Пожелание покойному загробной жизни в раю (употребляется при упоминании покойного). ФСРЯ, 512; БТС, 1457; Верш. 4, 113. Преставиться в царствие небесное. Книжн. Умереть. Мокиенко 1990, 98 … Большой словарь русских поговорок
Царство Божие — (Царство Христово, Царство небесное) изображается Евангелием, в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии, как Ц. внутреннее, духовно нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные покаяние и вера … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
царство — (царствие), Царство Божие правление людей или Бога А. Темы в Библии ЦАРСТВО как тема: второй Царств: 2Цар 5:12 третьей Царств: 3Цар 4:21 Б. Земные царства 1. Основные царства библейской истории Васанское царство: Чис 32:33 Аморрейское царство:… … Библия: Тематический словарь
Источник статьи: https://phraseology.academic.ru/13734/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_(%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)_%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5
Как задумывал Творец
Тем не менее наш Учитель и Спаситель Христос постоянно говорил народу о Царстве Божием, пришедшем в силе, в самых разных контекстах, собственно, эта весть составляла основу его проповеди, совершаемой как словом, так и делами. Значит, это важно и для нас. И тут мы должны вспомнить, что в ветхозаветной иудейской традиции есть важное понятие, относящееся к Царству Божию: «гмар тиккун», «конечное исправление». Это конечное состояние мироздания, когда все неправильности, грехи и искажения исправлены, низшая точка приходит туда же, куда высшая, то есть — к Богу.
То есть «Царство Божие» — это не локальная страна света в море тьмы и зла, не какой-то заповедник для избранных. Да, Царство начинается с избранных — с Богоизбранного народа Израиля, затем — с ближайших учеников Христовых, с Церкви, но распространиться должно на весь мир.
Это полное восстановление во всей вселенной: для человека, животных, мира органического и неорганического, духовного и плотского — тех законов, по которым любящий Творец создал мир и которые были искажены, испорчены грехопадением.
О Царстве, в котором эти законы будут естественными основами жизни для всех, причем приняты нами, гражданами Царства, они будут осознанно и свободно, ненасильственно, говорит христианский Символ веры в словах о чаянии жизни будущего века. Сопроводится же это восстановление полным преображением тварного мира, как о том учит Церковь устами апостола Петра: …небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят(2 Пет 3:10), или, исходя из значения арамейского слова «тиштаках» , а на иврите — «имцэун», «обнаружатся, найдутся» — «станут такими, какими должны быть в действительности», какими и задуманы любящим Творцом.
Насколько катастрофичным и болезненным для нас с вами будет эта гибель старого мира и явление нового по втором пришествии Христовом — вопрос отдельный…
Примеры
1. Когда дверь отворилась и показался гроб из темного дерева, а затем и желтое, страшное лицо покойника, проходящие мимо женщины испуганно воскликнули “Царство ему небесное”.
2. Священник поздоровался с безутешными родственниками, прошел в комнату, где был усопший, тихо произнес: “Царствие небесное” и начал отпевание.
3. Согласно канонам христианства – Царство небесное наступит после второго пришествия Иисуса Христа. Но в нигде в текстах Библии не указано и не дается намека на время, когда это произойдет.
Как неправильно
Человеку, который относит себя к христианской религии неправильно будет говорить “земля пухом”, так как это выражение восходит к язычеству и несет в себе атеистический смысл.
Душа после смерти
Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.
Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.
Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.
«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание
Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.
Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.
Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:
“Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед — это вид милостыни, принесенный за упокой души. И к тому же чисто по-человечески бывает крайне неприглядная картина, когда некоторые из гостей так «напоминаются», что и песни поют, и анекдоты рассказывают, и смеются, когда близкие родственники умершего находятся в скорби. И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках”.
Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.
Молитвы за всякого усопшего христианина
См. также: «Поминовение усопших».
- Молитва 1‑я
- Молитва об усопшем до 40 дней
- Молитва об усопшем после 40 дней
Молитва 1‑я1
Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.
Молитва об усопшем до 40 дней2
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго новопреста́вленнаго раба́ Твоего́ (рабу́ Твою́, раб Твои́х) (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (имя), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Молитва об усопшем после 40 дней3
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его согреше́ния и нево́льная, изба́ви его ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящым Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да.
Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя, вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Перевод: Помяни, Господи Боже наш, (по нашей) вере и надежде на жизнь вечную преставившегося раба Твоего (имя усопшего). И, поскольку ты Благ и Человеколюбив, отпусти (ему) грехи, пренебреги самообманом (его), умали, освободи, оставь и прости ему все грехи его, сознательно и неосознанно совершенные, избавь его от наказания бесконечного и огненной кары, и даруй ему причастность к вечным Твоим благам, которые приготовлены любящим Тебя и радость от них: пусть он и согрешил, но не отступил же (он) от Тебя (не предал); и, несомненно, веровал в Отца и Сына и Святого Духа — Бога, прославляемого (нами всеми) как Троицу; и до последнего вздоха своего (он) придерживался этого.
Поэтому будь милостив, и (этой) верой в Тебя замени дела его и помести его среди святых Своих: ведь, нет же человека, который проживает жизнь без греха. Это, лишь Ты Один таков — Безгрешен и правда Твоя — абсолютна, Ты — Единый и Единственный Бог — милостивый, щедрый и действительно любящий нас, людей. И (мы) — славу Тебе воссылаем (из сердец наших) — как Отцу и Сыну и Святому Духу — и сейчас, как и раньше — и всегда, вовеки. Аминь (то есть, я говорю то, что до́лжно по закону Твоему).
См. ДУША, БЛИЖНИЙ
В христианской религии принято поминать родственников, а также близких людей. Это делают как на Литургии, так и в особые церковные дни. Но далеко не каждый знает, как правильно поминать усопших. Самое первое, что нужно сделать это подать записку об упокоении. Писать ее необходимо заранее, а подавать можно как в храм, так и в монастырь.
Почему нужно молится за умерших
Точно сказать, куда отправляется душа после смерти, никто не может. Поэтому, молитвы здесь на Земле — это большая помощь для усопшего. В ином мире они не смогут больше совершать добрые поступки, которые бы повлияли на их загробную жизнь. Важно, чтобы это делали их близкие.
Молитва — это, в первую очередь, связь и продолжение отношений между живыми и мертвыми. В Православии верят, что молитвами живых, Господь может помиловать тех людей, которые умерли во грехе.
Важно! Считается, что существует даже возможность молитвами вызволить человека из ада, для этого требуется долго и усердно молиться.
Когда люди поминают усопших, они облегчают их загробное существование. Конечно, можно делать это и дома, но лучше всего поминать в храме. Молитвы об упокоение, так же, как и за здравие, способны на многие милости Божьи.
Преимущества прочтения молитвы в храме
Во время Божественной Литургии осуществляется Бескровная жертва, как за живых, так и за усопших. Священник совершает обряд, вынимая частицы из просфоры, которые опускают в чашу с вином и раздают после службы прихожанам, допущенным к причастию.
Важно! Когда подготавливается Евхаристия и вынимаются частицы из просфоры, священник поминает всех ушедших в мир иной.
Кроме, читаемых записок в алтаре, существует, также панихида и лития, собравшись на которых люди просят об упокоении душ и просят Бога о их прощении и помиловании.
Зачем необходимо писать церковные записки
Когда проводится общая молитва, священник перечисляет все имена, написанные в церковной записке о упокоении. Кроме того, вся церковь молится о них.
Когда подается за упокой записка, три благих дела совершаются:
- помощь ближнему, взывая при этом к Господу;
- помощь себе, ибо, прося за ближнего, как говорил Святой Кронштадтский: «будешь молится за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать»;
- помощь храму, в котором платится пожертвование за церковную записку.
Поэтому, так необходимо, чтобы подавались записки на божественную литургию.
Виды поминовений за упокой новопреставленного
В традициях христианства есть очень четкие правила поминовения усопших. Соблюдать их — обязанность, для каждого верующего.
- Панихида. Богослужение, которое длится около половины часа. На нем поминаются усопшие. Православные просят, чтоб Бог их упокоил в Царстве Небесном, а также отпустил их грехи. Панихида совершается после основного богослужения (литургии). Для того, чтобы упомянуть близкого на панихиде, подается записка. Обычно указывается до десяти человек. Панихида может совершаться как в храме, так и на кладбище.
- Лития — это небольшое молитвенное правило, которое в отличие от панихиды может совершить любой верующий христианин.
- Сорокоуст — молитва за умершего в течение сорока дней на Литургиях. Сорокоуст читают для тех людей, кто приступал при жизни к таинствам исповеди грехов и причастия. Человека, который при жизни не причащался, можно поминать другим способом.
- Свеча. Самый недорогой способ, чтобы помянуть близких. Свеча ставится на квадратный стол (канун), на нем изображено распятие. Ставя свечу надо мысленно перечислить имена усопших.
- Продукты, положенные на канун. Можно принести продукты и положить их в корзину возле кануна. Люди, которые их съедят, помянут усопшего.
- Милостыня. Когда родственники или близкие подают милостыню, не обязательно в денежно эквиваленте, считается огромной пользой для души усопшего. Когда подается милостыня следует просить, чтоб назвали имя умершего.
- Ежедневное чтение молитв. Ежедневное молитвенное правило, которое читается на утренней и вечерней заре. Если же не принято читать молитвы об упокоении каждый день, то следует это делать хотя бы сорок дней, после смерти человека. Это помогает пройти умершему все испытания, которые Небесный Суд приготовил.
Одна из популярных православных традиций — это поминовение умершего едой. Обед устраивают сразу же после похорон человека. Считается, что так душе будет легче покинуть мир живых.
К примерному перечню блюд Церковного устава относятся: борщ, пюре либо с рыбой, либо с мясом, булочки или пирог с компотом. Также можно использовать салаты и канун.
Важно! Стоит заметить, что для алкоголя отдельные правила — поминать водкой можно, но не желательно. Лучше всего ставить на стол церковный кагор.
Все же самым популярным способом помянуть считается записка о упокоении.
Разновидности поминальных записок
Перед подачей записки, необходимо знать об их разновидностях.
Простая записка также читается в алтаре, но при этом из просфоры не вынимается частичка за умершего. Это похоже на домашнее поминовение.
Когда священник читает заказную записку, то вынимается частичка за каждого усопшего, упомянутого в записке.
За заказную записку надо пожертвовать немного больше денег.
Важно! Лучше всего подать записки в церковь о упокоении перед началом литургии или даже прийти вечером накануне.
Кого можно упоминать в записках
Записки в церкви об упокоении можно подавать на всех людей, которые были крещены в Православной Церкви.
Как поминаются ныне живущие, так следует поминать свой род — людей, которые одаривали добром, чему-то учили, оказывали помощь.
Можно ли подавать записки за некрещеных и самоубийц
Нельзя подавать записки о упокоении за людей некрещеных в церкви и за тех, кто лишил себя жизни сам. Исключением, в случае самоубийства, могут быть люди с психическими расстройствами.
- Чтобы можно было подать записку об упоении в церкви, человек обязан быть ее частью. Церковь в этом случае, как одно большое тело, а человек, как его часть.
- Самый страшный грех в Православии лишить себя самого ценного дара Божьего — жизни. Поэтому самоубийц не хоронят на общих кладбищах, их не поминают на литургиях и не отпевают в церкви. Исключением может стать человек имевший психическое расстройство. Но даже таковых отпевают с разрешения митрополитов.
- Также не подаются записки за представителей других религиозных конфессий. Писать о них записки воспрещается, но их можно упомянуть в домашней молитве.
Важно! На отпевание самоубийц может дать разрешение епархиальный архиерей. Без него это действие непозволительно. Оно может быть опасным и очень непредсказуемым.
Правила заполнения записок
Записки следует подавать до начала Божественной Литургии. Лучше всего это сделать накануне вечером. Можно также утром, пока не началась служба.
На молебен записка подается непосредственно перед ним, или заранее.
Панихида заказывается в день поминания (важно, не опоздать). Возможно это сделать вечером, накануне.
Сроки подачи записки
Есть несколько правил:
- На третий день после смерти. Это тот день, когда душа восходит на поклон к Господу.
- Девятый день. После того, как новопреставленный встречается с Богом, ему дано несколько дней побывать в раю. После чего душа опять предстает перед Творцом, а церковь молиться о помиловании.
- Сороковой день. Душа опять возноситься к Богу и решается посмертная участь. То есть определяется куда ей идти в ад или рай. Это зависит от жизни на земле. Сейчас особенно важны молитвы перед Господом о помиловании.
- Годовщина смерти. В этот день покойный упоминается как «приснопоминаемый», поминается с особой теплотой. Причем необходимо сделать это именно в церкви.
- Родительские вселенские субботы. Первая бывает перед масленичной неделей.
- Великопостные субботы. Это 2-я, 3-я и 4-я неделя Великого Поста
- Радоница. Пасха для усопших. Отмечается на второй вторник после великого праздника — Пасхи.
- 9 мая. День памяти усопших воинов.
- Троицкая и Дмитриевская родительская субботы.
Особое поминовение совершается в день его рождения. Важно в этот день подать заказную записку, панихиду, а поминающему совершить таинство Евхаристии.
Как правильно написать имена в записках
Здесь тоже существуют определенные каноны:
- имена надо писать в родительном падеже: Дарьи, Дениса, Евы;
- до сорока дней надо писать «новопреставленного» (пример: новопреставленного Геннадия);
- если записка подается в день рождения, годовщину смерти или имени, то надо писать «приснопоминаемого»;
- о упокоении ребенка до семилетнего возраста пишут «младенца», дети с 7 до 14 лет именуются отроками;
- если указывается воин, то так и надо писать «воина» (например, «воина Андрея»);
- человека, которого убили пишут, как «убиенного»;
- когда подается записка о упокоении священнослужителя, то указывается его сан;
Монашествующих поминают по степени при жизни. Схимниками они были или монахами. Также, которые не были в постриге, называют послушниками. Есть еще иноки и инокини, зависит от пола.
С какой периодичностью можно подавать записки
Обязательно подавать записки об упокоении:
- на годовщину смерти;
- в день, когда человек родился;
- родительские субботы;
- день ангела.
Для душ умерших очень важно, чтобы часто их поминали в церкви. Самый идеальный вариант — это когда вынимается частичка из просфоры на Божественной Литургии и совершается бескровная жертва.
Верующие, которые регулярно ходят, должны стараться поминать умерших в каждое воскресенье. Если же финансовая возможность позволяет, то чаще.
Важно! Поминовение в церкви — лучшее, что можно сделать за усопшего.
Образец записки за упокой
В такой записке пишутся имена всех, кто дорог человеку, будь то близкие родственники, друзья, люди, которые желали добра.
Молитва за усопших должна быть такой же, как и за живых. Здесь имеется в виду не только ближайшие родственники, но и весь род. Умершие не исчезли — они прибывают душой у Бога. Они продолжают жить невидимой для всех духовной жизнью.
Православные верят, что сродники молятся о них все время. Важно знать, что живые с умершими составляют одну Церковь и имеют одну Главу — Иисуса Христа Бога нашего.
___________
В интернет-магазине venokshop24.ru можно приобрести не только венки на похороны, но и аксессуары, такие как лампады и другие.
ПИШЕМ ЗАПИСКИ ПРАВИЛЬНО
Как правильно написать записку?
— Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее — «О здравии» или «О упокоении». В нашем храме есть уже готовые бланки красного цвета — «о здравии» и синего — «о упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 — 15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Нужно четко писать окончания имен, которые носят и мужчины и женщины: Александра (мужчина) и Александры (женщина), Валентина и Валентины и т.д. Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».
До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
— До 7 лет ребенок — младенец, с 7 до 14 лет — отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
— К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца», «отрока» (для детей), а также: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося». Перед именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблудшего», чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится. Не пишут: «страждущего», «озлобленного», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».
В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.
За кого нельзя подавать записки?
— Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
— Во время проскомидии — приготовительной части Литургии («проскомидия» — по-гречески «приготовление»), за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.
Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?
— В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.
Что такое сорокоуст и как его заказать?
— Сорокоуст — это сорокадневное поминовение во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. В нашем храме сорокоуст принимается только об упокоении новопреставленных и кроме литургии, также поминается на панихиде. Сорокоуст можно заказать там, где в храме продают свечи (свечной ящик) только за крещеных православных христиан.
Что такое годовое, полугодовое поминовение?
— Кроме записок об однодневных поминовениях, в нашем храме принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год. Имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждой литургией молится об этих людях.
Что такое вечное поминовение?
— Это поминовение в течение всего времени, пока существует храм или монастырь. В нашем храме таким поминовением является «Именной кирпичик».
Что такое «именной кирпичик» и как его купить?
— «Именным кирпичиком» в нашем храме называется вечное поминовение о здравии или о упокоении, но только по воскресным и праздничным дням. Если Вы приобретаете в нашем храме «именной кирпичик», то на одном из кирпичей будет написано имя человека для которого Вы приобретаете кирпич, Вам дадут свидетельство на «именной кирпич» и имя записывается в специальный синодик. Кирпичи с написанными на них именами идут на строительство храма.
Приобрести «именной кирпичик» можно в храме за свечным ящиком или в церковной лавке.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
— Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери — это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться. В нашем храме каждый четверг в 17:00 служится молебен «для будущих мам».