Как правильно написать записку на панихиду новопреставленного образец

В христианской религии принято поминать родственников, а также близких людей. Это делают как на Литургии, так и в особые церковные дни. Но далеко не каждый знает, как правильно поминать усопших. Самое первое, что нужно сделать это подать записку об упокоении. Писать ее необходимо заранее, а подавать можно как в храм, так и в монастырь.

Почему нужно молится за умерших

Точно сказать, куда отправляется душа после смерти, никто не может. Поэтому, молитвы здесь на Земле — это большая помощь для усопшего. В ином мире они не смогут больше совершать добрые поступки, которые бы повлияли на их загробную жизнь. Важно, чтобы это делали их близкие.

Молитва — это, в первую очередь, связь и продолжение отношений между живыми и мертвыми. В Православии верят, что молитвами живых, Господь может помиловать тех людей, которые умерли во грехе.

Важно! Считается, что существует даже возможность молитвами вызволить человека из ада, для этого требуется долго и усердно молиться.

Когда люди поминают усопших, они облегчают их загробное существование. Конечно, можно делать это и дома, но лучше всего поминать в храме. Молитвы об упокоение, так же, как и за здравие, способны на многие милости Божьи.

Лучше посетить церковь

Преимущества прочтения молитвы в храме

Во время Божественной Литургии осуществляется Бескровная жертва, как за живых, так и за усопших. Священник совершает обряд, вынимая частицы из просфоры, которые опускают в чашу с вином и раздают после службы прихожанам, допущенным к причастию.

Важно! Когда подготавливается Евхаристия и вынимаются частицы из просфоры, священник поминает всех ушедших в мир иной.

Кроме, читаемых записок в алтаре, существует, также панихида и лития, собравшись на которых люди просят об упокоении душ и просят Бога о их прощении и помиловании.

Зачем необходимо писать церковные записки

Когда проводится общая молитва, священник перечисляет все имена, написанные в церковной записке о упокоении. Кроме того, вся церковь молится о них.

Когда подается за упокой записка, три благих дела совершаются:

  • помощь ближнему, взывая при этом к Господу;
  • помощь себе, ибо, прося за ближнего, как говорил Святой Кронштадтский: «будешь молится за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать»;
  • помощь храму, в котором платится пожертвование за церковную записку.

Поэтому, так необходимо, чтобы подавались записки на божественную литургию.

Записка в руках

Виды поминовений за упокой новопреставленного

В традициях христианства есть очень четкие правила поминовения усопших. Соблюдать их — обязанность, для каждого верующего.

  • Панихида. Богослужение, которое длится около половины часа. На нем поминаются усопшие. Православные просят, чтоб Бог их упокоил в Царстве Небесном, а также отпустил их грехи. Панихида совершается после основного богослужения (литургии). Для того, чтобы упомянуть близкого на панихиде, подается записка. Обычно указывается до десяти человек. Панихида может совершаться как в храме, так и на кладбище.
  • Лития — это небольшое молитвенное правило, которое в отличие от панихиды может совершить любой верующий христианин.
  • Сорокоуст — молитва за умершего в течение сорока дней на Литургиях. Сорокоуст читают для тех людей, кто приступал при жизни к таинствам исповеди грехов и причастия. Человека, который при жизни не причащался, можно поминать другим способом.
  • Свеча. Самый недорогой способ, чтобы помянуть близких. Свеча ставится на квадратный стол (канун), на нем изображено распятие. Ставя свечу надо мысленно перечислить имена усопших.
  • Продукты, положенные на канун. Можно принести продукты и положить их в корзину возле кануна. Люди, которые их съедят, помянут усопшего.
  • Милостыня. Когда родственники или близкие подают милостыню, не обязательно в денежно эквиваленте, считается огромной пользой для души усопшего. Когда подается милостыня следует просить, чтоб назвали имя умершего.
  • Ежедневное чтение молитв. Ежедневное молитвенное правило, которое читается на утренней и вечерней заре. Если же не принято читать молитвы об упокоении каждый день, то следует это делать хотя бы сорок дней, после смерти человека. Это помогает пройти умершему все испытания, которые Небесный Суд приготовил.

Одна из популярных православных традиций — это поминовение умершего едой. Обед устраивают сразу же после похорон человека. Считается, что так душе будет легче покинуть мир живых.

К примерному перечню блюд Церковного устава относятся: борщ, пюре либо с рыбой, либо с мясом, булочки или пирог с компотом. Также можно использовать салаты и канун.

Важно! Стоит заметить, что для алкоголя отдельные правила — поминать водкой можно, но не желательно. Лучше всего ставить на стол церковный кагор.

Все же самым популярным способом помянуть считается записка о упокоении.

Поминовение свечой

Разновидности поминальных записок

Перед подачей записки, необходимо знать об их разновидностях.

Простая записка также читается в алтаре, но при этом из просфоры не вынимается частичка за умершего. Это похоже на домашнее поминовение.

Когда священник читает заказную записку, то вынимается частичка за каждого усопшего, упомянутого в записке.

За заказную записку надо пожертвовать немного больше денег.

Важно! Лучше всего подать записки в церковь о упокоении перед началом литургии или даже прийти вечером накануне.

Кого можно упоминать в записках

Записки в церкви об упокоении можно подавать на всех людей, которые были крещены в Православной Церкви.

Как поминаются ныне живущие, так следует поминать свой род — людей, которые одаривали добром, чему-то учили, оказывали помощь.

Крещение в церкви

Можно ли подавать записки за некрещеных и самоубийц

Нельзя подавать записки о упокоении за людей некрещеных в церкви и за тех, кто лишил себя жизни сам. Исключением, в случае самоубийства, могут быть люди с психическими расстройствами.

  • Чтобы можно было подать записку об упоении в церкви, человек обязан быть ее частью. Церковь в этом случае, как одно большое тело, а человек, как его часть.
  • Самый страшный грех в Православии лишить себя самого ценного дара Божьего — жизни. Поэтому самоубийц не хоронят на общих кладбищах, их не поминают на литургиях и не отпевают в церкви. Исключением может стать человек имевший психическое расстройство. Но даже таковых отпевают с разрешения митрополитов.
  • Также не подаются записки за представителей других религиозных конфессий. Писать о них записки воспрещается, но их можно упомянуть в домашней молитве.

Важно! На отпевание самоубийц может дать разрешение епархиальный архиерей. Без него это действие непозволительно. Оно может быть опасным и очень непредсказуемым.

Правила заполнения записок

Записки следует подавать до начала Божественной Литургии. Лучше всего это сделать накануне вечером. Можно также утром, пока не началась служба.

На молебен записка подается непосредственно перед ним, или заранее.

Панихида заказывается в день поминания (важно, не опоздать). Возможно это сделать вечером, накануне.

Сроки подачи записки

Есть несколько правил:

  • На третий день после смерти. Это тот день, когда душа восходит на поклон к Господу.
  • Девятый день. После того, как новопреставленный встречается с Богом, ему дано несколько дней побывать в раю. После чего душа опять предстает перед Творцом, а церковь молиться о помиловании.
  • Сороковой день. Душа опять возноситься к Богу и решается посмертная участь. То есть определяется куда ей идти в ад или рай. Это зависит от жизни на земле. Сейчас особенно важны молитвы перед Господом о помиловании.
  • Годовщина смерти. В этот день покойный упоминается как «приснопоминаемый», поминается с особой теплотой. Причем необходимо сделать это именно в церкви.
  • Родительские вселенские субботы. Первая бывает перед масленичной неделей.
  • Великопостные субботы. Это 2-я, 3-я и 4-я неделя Великого Поста
  • Радоница. Пасха для усопших. Отмечается на второй вторник после великого праздника — Пасхи.
  • 9 мая. День памяти усопших воинов.
  • Троицкая и Дмитриевская родительская субботы.

Особое поминовение совершается в день его рождения. Важно в этот день подать заказную записку, панихиду, а поминающему совершить таинство Евхаристии.

В Радоницу обязательно поминают усопших

Как правильно написать имена в записках

Здесь тоже существуют определенные каноны:

  • имена надо писать в родительном падеже: Дарьи, Дениса, Евы;
  • до сорока дней надо писать «новопреставленного» (пример: новопреставленного Геннадия);
  • если записка подается в день рождения, годовщину смерти или имени, то надо писать «приснопоминаемого»;
  • о упокоении ребенка до семилетнего возраста пишут «младенца», дети с 7 до 14 лет именуются отроками;
  • если указывается воин, то так и надо писать «воина» (например, «воина Андрея»);
  • человека, которого убили пишут, как «убиенного»;
  • когда подается записка о упокоении священнослужителя, то указывается его сан;

Монашествующих поминают по степени при жизни. Схимниками они были или монахами. Также, которые не были в постриге, называют послушниками. Есть еще иноки и инокини, зависит от пола.

С какой периодичностью можно подавать записки

Обязательно подавать записки об упокоении:

  • на годовщину смерти;
  • в день, когда человек родился;
  • родительские субботы;
  • день ангела.

Для душ умерших очень важно, чтобы часто их поминали в церкви. Самый идеальный вариант — это когда вынимается частичка из просфоры на Божественной Литургии и совершается бескровная жертва.

Верующие, которые регулярно ходят, должны стараться поминать умерших в каждое воскресенье. Если же финансовая возможность позволяет, то чаще.

Важно! Поминовение в церкви — лучшее, что можно сделать за усопшего.

Образец записки за упокой

В такой записке пишутся имена всех, кто дорог человеку, будь то близкие родственники, друзья, люди, которые желали добра.

Молитва за усопших должна быть такой же, как и за живых. Здесь имеется в виду не только ближайшие родственники, но и весь род. Умершие не исчезли — они прибывают душой у Бога. Они продолжают жить невидимой для всех духовной жизнью.

Православные верят, что сродники молятся о них все время. Важно знать, что живые с умершими составляют одну Церковь и имеют одну Главу — Иисуса Христа Бога нашего.

О упокоении записка образец

___________

В интернет-магазине venokshop24.ru можно приобрести не только венки на похороны, но и аксессуары, такие как лампады и другие.

untitled-fr12-0002

«Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении» на литургии?

В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Самое важное поминовение о живых и усопших — это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

ЗАПИСКА «О ЗДРАВИИ»

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа. Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность.

Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

ЗАПИСКА  «О УПОКОЕНИИ»

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас по сей день. Важно еще и знать, что мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа.

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Церковь не поминает:
— самоубийц;
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
— ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Обычно такие люди еще при жизни просили родственников «не отпевать» и «не хоронить по канонам Православной Церкви» или «не ложить крестик в гроб» и т.д.

Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:

— при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
— и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.

Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.

Возможное поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?

— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.

————-

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПИСОК

В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Записки на молебны можно заказать перед его началом, либо заранее.

Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий), либо накануне вечером.

Имена положено писать в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена.

Записки следует писать разборчивым почерком, не мельчить буквы. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете

Имена писать не сокращенно, но полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.

Все имена должны быть даны в церковном написании

Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуня, но Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр.

Фени – Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли ее – Дуня, или Дуся, или Лёлик, – нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы, а, может быть, и Аграфены. Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку.

Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Руслан. Если этот человек крещен, ему нарекли христианское имя. Также нет в святцах таких имен, как Ленина, Октябрина, Ким и др.

Руслана – Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином.

Октябрины – Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Поминая священника, мы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Мы всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).

Очень часто встречаются в записках имена святых. Для тех, кто не знает: мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит.

Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Любовь, старец Николай. Последнее часто пишут в записках, имея в виду блаженной памяти протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита, под Псковом. Но в записках нужно писать: прот. Николай, а не старец Николай.

Дев. ВерыСейчас у нас нет такого титула, как Девственница, или Дева, который был в Древней Церкви. Так именовали женщин, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу, не создавая семьи. Это древний прообраз монашества. Но сегодня такого чина и церковного титула нет. А если женщине просто не удалось выйти замуж, то это тем более не повод торжественно об этом всем сообщать.

Данилы, свящ. Петра – 1) Имени Данила нет, есть Даниил. Так и нужно писать в записках. 2) Писать свящ. Петра, без указания, иерей он или протоиерей, – не грубая ошибка. Ошибка в том, что все-таки имя священника пишется прежде имен мирян. Смешивать всех в кучу: митрополитов, иереев, мирян не стоит.

Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью.

Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.

Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещенных младенцев.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:

патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;

— далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:

• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;

— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:

• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;

— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):

• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
• приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)
обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего;
• воина.

Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.

Святитель Иоанн Златоуст советует: 
«Почти умершего милостынями и благотворениями: 
ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук». 

Панихида — это заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после — в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Наши молитвы о усопших — это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отцов и братии наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собою в гроб свои немощи и слабости.Совершая панихиду, святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя дела свои пред Господом сердцеведцем, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его Суда над душами наших усопших. Церковь возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие и побуждает нас на молитву о них, давая полную свободу сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся. Вот как описывает свои переживания святитель Игнатий (Брянчанинов): «Я внимал вдохновенным, Божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собой глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание о умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство».

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

Образец написания записки на панихиду

   
ПАНИХИДА
О УПОКОЕНИИ
(Имена, за кого молиться в родит. падеже, например):
Анны 
Василия
млд. Анастасии
отр. Аркадия
бол. Геннадия

Более подробно о том, как надо правильно поминать усопших, Вы можете узнать здесь http://www.ftp.kelia.ru/zapiski/Main.htm

Многие нередко задаются вопросом, когда и как правильно писать и подавать записки об упокоении, или, как часто ещё можно услышать, “записка за упокой”. По церковному правильно говорить все же “з⁠аписка о упокоении”.

Записки за упокой – 3-й, 9-й и 40-й дни

По традиции после смерти усопшего записки за упокой пишут на 3-й, 9-й и 40-й дни. Поэтому стоит каждый раз при посещении храма или церкви подавать записки об упокоении на ближайшую Литургию, так как таким образом “омываются грехи” умерших.

После смерти душа два дня находится на земле, вольна посещать дорогие ее сердцу места, а на третий день ей необходимо пройти двадцать воздушных мытарств, своеобразных проверок на тот или иной грех. Именно поэтому на 3-й день после смерти душа нуждается в особенной молитве. Подать записку о упокоении с именем покойного нужно, чтобы помочь душе почившего близкого.

С 3-го по 9-й день душа созерцает райские обители, а с 9-го по 40-й – ужасы ада. Поэтому молитва на 9-й день служит поддержкой для усопшего.

На 40-й день определяется участь души до Страшного Суда, но стоит помнить, что молитвой и милостыней еще можно изменить участь умерших. Для этого в том числе и подают записки об упокоении на Литургию.

Стоит напомнить, что для расчета определенного дня (3-го, 9-го, 40-го), день смерти необходимо считать за первый день, даже если человек умер около полуночи.

Как писать записку о упокоении

Записку о упокоении необходимо оформлять следующим образом:

сверху должен быть расположен 8-ми конечный крест, далее следует надпись “о упокоении” и только потом перечисляют имена усопших. Имена пишут в родительном падеже, указывая полную форму имени, данного при крещении человека. Обычно в начале записки указывают имена священнослужителей с указанием сана. Если со дня смерти еще не прошло сорока дней, то можно перед именем указать слово “новопреставленный” (сокращенно “нов.”).

Кого нельзя поминать в записках о упокоении

В записках о упокоении нельзя поминать самоубийц, некрещеных, инославных.

В некоторых храмах есть ограничение на количество имен, указанных в записке (обычно 10), поэтому лучше заранее прояснить этот вопрос.

Образец записки о упокоении

Образец записки о упокоении легко можно найти в интернете. Пример записки о упокоении можно посмотреть здесь >>

Возможно, вам будет интересно:

  • Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках
  • Красная горка — праздник
  • Вербное воскресенье

21 октября 2018

Как написать и когда подать записку об упокоении?
Душе умершего, крещёного в православии, приносит особую пользу молитвенное поминание в церкви. Чтобы оно было совершено, священнослужителю передают особые записки с указанием имён усопших.

Как составить записку «О упокоении»

Записки о упокоении обычно пишут и оставляют у свечного ящика при входе в помещение храма или в церковной лавке. Там, как правило, есть готовые листки, на которых вверху изображён восьмиконечный православный крест, под ним напечатано «О упокоении», а ниже обозначено от десяти до двенадцати строк, в которые вписывают имена поминаемых. Если готового листка нет, можно оформить записку самостоятельно: вверху обязательно начертить восьмиконечный крест, под ним написать «О упокоении», затем отдельными строками перечислить имена. Имя поминаемого пишут в родительном падеже (отвечая на вопрос: кого?), в той форме, которая была дана при крещении. Поэтому, например, светское имя Сергей следует заменить на Сергий, а Полину надо вписывать как Аполлинарию. Первыми идут имена поминаемых священнослужителей с указанием сана, иногда в сокращённой форме: протоиерея (прот.) Михаила, диакона (диак.) Иоанна. Перед именем нередко обозначают детский возраст: младенца (мл.) Илии, отрока (отр.) Владимира, а также род занятий: воина Димитрия, или обстоятельства смерти: убиенного (уб.) Василия. Если со времени кончины прошло не более 40 дней, перед именем поминаемого пишут «нов.» (новопреставленный).

Чтобы провести православные похороны, необходимо обеспечить должную подготовку к погребению, затем захоронение и поминовение в соответствии с традицией.

Православные похороны

Чем отличается панихида от других богослужений

Панихида — это служба, которая совершается в индивидуальном порядке над телом умершего человека непосредственно в день похорон. Еще есть панихида, которую служат на 3,9,40 день, в годовщину смерти или на день рождения покойного. Богослужение может проходить в церкви или прямо на могиле.

Панихида в храме служится перед кануном — столиком, на котором стоит икона распятия Христа и свечи. На канун можно поставить приношение церкви в память об усопших родственниках.

Обедня

Обедня — это народное название Литургии. Богослужение проходит каждое утро до обеда, а в маленьких храмах — только по Воскресеньям. Перед началом службы прихожане пишут записки о здравии или упокоении родных. Во время богослужения священник читает написанные в записках имена и таким образом на службе вспоминают живых и усопших.

Молебен

Это богослужение, в котором молятся Всевышнему, Пресвятой Деве или святым. По составу он напоминает сокращенную утреннюю Литургию. На молебне читаются тропари, молитвы, Евангелие, канон, ектения. Молебны бывают благодарственные и просительные.

обедня и панихида в чем разница

Во время благодарственной службы вспоминают только Всевышнего. Просительный молебен совершается в случае важных событий в жизни общества или отдельного человека. Служба может проводиться в храме или дома. Просительный заказывают в случае болезни, в самом начале важных дел. Можно заказать молебен за упокой души.

Заказывая службу, нужно указать суть прошения, к кому хотят обратиться и за кого молятся или просят.

Записка об упокоении

Перед службой пишут записку, в которую вносят до 10 имен умерших родственников. Ее можно подавать каждый день, когда служится Литургия. Вверху записки рисуют восьмиконечный православный крест. Затем пишут назначение поминовения — об упокоении. В записке в родительном падеже указывают имена родственников, за которых хотят просить Бога.

записка об упокоении

Лития

Богослужение, которое совершается в притворе храма. Это может быть заупокойная служба, которая короче, чем панихида. Заупокойная лития может совершаться при выносе покойного из дома. Служба по заказу родственников может проводиться в храме или на кладбище.

Литургия

Это христианское богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии. Проводится каждый день, в некоторых маленьких храмах — только по воскресеньям. На божественной Литургии молятся за здравие живых и упокоение усопших. Перед самым началом Литургии священнослужителю подают записки с именами. В них вписывают только православных христиан.

Сорокоуст за упокой

В церкви можно заказать сорокоуст за упокой. Сделать заказ можно в любое время. Сорокоуст будет читаться 40 дней. Обычно заказывается на одно имя. Во время службы в момент проскомидии за каждое имя вынимается частица из просфоры, а затем все частички опускаются священнослужителем в чашу с символической кровью Христовой. Таким образом грехи верующих омываются божьей кровью. Сорокоуст обязательно служится по душе только что умершего христианина.

Сорокоуст за упокой

Отпевание

Заупокойная служба, которая совершается священником. Это народное название последования мертвенного. Во время службы Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося, ходатайствует о прощении грехов и упокоения души в Небесном Царстве. Большая часть молитв во время этого богослужения не читается, а поется.

Совершается только один раз — в день погребения. Отпевание может проходить в храме или на кладбище. До конца отпевания гроб с телом покойника должен оставаться открытым. Отпевание и погребение осуществляют на третий день после смерти человека.

Когда подать записку «О упокоении»?

В православии принято особо выделять третий, девятый и сороковой день после смерти. Важно учитывать, что первым считается день кончины, даже если она произошла незадолго до полуночи. На третий день проводятся похороны покойного. Поданная в это время записка о упокоении и молитва в церкви поможет душе усопшего покинуть земные пределы и вознестись для поклонения Богу и созерцания райских красот. В девятый день, когда перед душой, вновь поклонившейся Богу, предстают адские пространства, молитвенное поминание покойного в церкви послужит ей опорой. На сороковины, когда вершится частный суд и определяется временное пристанище души до Судного Дня, молитва священнослужителя о упокоении усопшего поможет его душе принять предназначенное ей место с миром. Кроме третьего, девятого и сорокового дня, записки о упокоении подают в день рождения и годовщину смерти покойного, а также в день его Ангела. Помимо этих частных поминальных дней, православной церковью установлены общие даты поминовения — Родительские субботы, Радоница и день поминовения усопших воинов. Подавать записки о упокоении лучше всего перед Божественной литургией, то есть, накануне вечером или рано утром. С Великого четверга Страстной недели до Радоницы поминальных служб в православных церквях не совершают.

Сроки подачи записок за упокой

Считается, что важными днями для молитвы об упокоившемся являются 3, 9 и 40 дни. Счёт этих дней начинается со дня смерти, именно он является первым. Посетив храм, следует подать записки о молитве в первую Литургию. Молитва священника, который будет молиться в это время в церкви обладает важным значением и особенно сильна.

Душа покидает мир земной через три дня после кончины человека, перед этим она прощается с тем, что было дорого ей при жизни – близкие люди, важные места. Молитвы родных и неравнодушных людей позволяют ей сделать ей этот путь проще.

До девятого дня проходит через чертоги Рая. Она наблюдает его устройство, загробную жизнь праведников. По прошествии этого времени, на девятый день душа предстаёт перед Богом. Земные молитвы помогают ей выглядеть достойно в этот момент.

В течение следующих тридцати дней ангел-хранитель сопровождает душу в путешествии по аду. В это время ей надо пройти двадцать мытарств-препятствий. Поскольку любой человек грешен, особенно важным является то, чтобы его благие дела превышали количество совершённых грехов. И опять-таки, произносимые молитвы оказывают неоценимую помощь в этих сложных испытаниях.

Как только этот этап закончен, а именно в сороковой день после смерти, Богом принимается решение о местонахождении души вплоть до Судного дня. Вознесённые в этот день молитвы имеют особое, значительное решение.

Правила написания ЗАПИСКи ОБ УПОКОЕНИИ

В написании такой записки нет ничего сложно, тем не менее, стоит напомнить, как это делать правильно.

  • В церквях всегда есть необходимые бланки для написания записок. Если же записка пишется дома, стоит начать её с начертания восьмиконечного креста вверху.
  • Далее, чтобы избежать ошибки о назначении молитвы, необходимо сделать пометку «Об упокоении», так как многие молитвы читаются как за здравие, так и за упокой.
  • Имена тех, за кого надо молиться, пишутся в родительном падеже друг под другом, в столбик. Имена стоит указывать те, которые были даны при крещении.
  • Если в записке указаны несколько умерших людей, перед именами тех, с момента смерти которых прошло менее сорока дней надо написать сокращённо «нов.», что значит«новоприставившийся (-аяся)».
  • Имя человека, который при жизни был священнослужителем, указывается в записке первым, а также помечается его церковный сан.

Исключения для ЗАПИСок О УПОКОЕНИИ

Если отпевание невозможно по следующим причинам, записки за этих почивших не подаются.

  • закончивших жизнь самоубийством;
  • атеистов;
  • тех, кто не был крещён, был другой веры или же был агностиком.

В Храме стоит уточнить возможное количество тех, кто указывается в записке, так как существует ограничение до восьми или десяти имён в зависимости от Храма.

В случае возникновения вопросов при написании записки можно обратиться к служителям храма, которые помогут это сделать и ответят на интересующие вопросы.

За кого нельзя подавать записки

Подавать записки нельзя за самоубийц. Они отказались от главного божьего дара – жизни, а это самый страшный грех. За таких людей церковь, к сожалению, не молится и не отпевает их.

Что толкает человека на подобный поступок? Отчаянье и уныние, когда теряется смысл жизни и вера, а это глубочайший грех. В уныние впадают неверующие люди, кто не признает чудотворные силы и надеется только на себя. По сути человек в этом случае противопоставляет свою ничтожную сущность самому Господу, который сотворил весь мир. Только в руках Божьих жизнь человека, и совершив самоубийство, он обрекает себя на вечные муки вне смирения и раскаянья.

как правильно писать записки о здравии образец

Поминальные записки

Поминальные записки (скачать)

При входе в каждый православный храм мы видим лавку или ларек, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме? Об этом и поговорим…
Подавать записки (за крещеных православных христиан) с именами наших родных, друзей, всех тех, за кого мы хотим, чтобы помолились на Литургии, молебне, панихиде, – очень древняя традиция. Во время службы мы действительно молимся за живых и усопших. Молимся в разные моменты службы, и в соответствии с тем, как мы хотим помянуть человека, мы и подаем записку. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц мы в храме не поминаем. За таких людей молимся лишь дома. Дальше мы расскажем, какие поминания совершаются в храме.

На Литургию (проскомидию)… Так обычно обозначается самое распространенное поминание, на которое мы подаем записки. Это значит, что записка поминается в алтаре во время совершения проскомидии, в начале Литургии.

На фотографии как раз этот момент. При этом из просфоры священник вынимает частицу. Затем эта частица кладется на дискос, а после Литургии опускается в Святую Чашу с Кровью Христовой.

Это поминание считается самым главным и важным. О силе поминовений на литургии читаем здесь.

А здесь читаем «Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении» на литургию»

ОБЩИЕ ПРАВИЛА как писать записки правильно

На молебен… Молебен — это всегда о здравии. В нашем храме он служится почти ежедневно. Священник читает эти записки во время ектении, когда молится о различных нуждах. Молебны бывают в честь праздника, либо благодарственные и по другим нуждам. Об этом читайте здесь.

На панихиду… Подаются записки только за усопших.

На сорокоуст… Эта записка подшивается в специальную папку и поминается 40 дней подряд на Литургии (проскомидии).

На год… Тоже самое — записка подшивается в специальную папку и поминается в течение этого периода на (проскомидии).

Постовая… обычно это поминание принимается за умерших и только во время Великого поста. Дни Великого Поста — это время особой молитвы и время особого поминовения усопших. Особой формой молитвы за усопших является Постовая записка. Такие записки священники с читают на протяжении всего поста до Среды Страстной Седмицы.

Вечное поминание… В нашем храме не принимается этот вид поминовения. Вечное поминание — это поминание человека в течение того времени, пока стоит этот храм. Когда большевики разоряли старинные монастыри, храмы, они находили поминальные списки еще домонгольских времен. То есть человека в этом храме поминали многие столетия ежедневно.

Когда разрушенный храм восстанавливается, то, если это возможно, разыскиваются вечные поминания, и поминание опять начинает совершаться.

Один священник кафедрального Казанского собора Санкт-Петербурга, рассказывает: «Моим послушанием было как раз читать вечное поминание, которое, на счастье, было напечатано до революции типографским способом. Когда храм снова начал действовать, это поминание (оно было выпущено небольшим тиражом) взяли, отксерокопировали, переплели и ежедневно поминали. Среди многих имен (а там каллиграфически были выписаны имя, отчество, фамилия поминаемого) там встречались имена отца Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении, многих видных отечественных деятелей культы, искусства, аристократии».

Вечное поминание обычно совершается за значительное пожертвование храму или совершается вследствие особых заслуг человека перед этим храмом (монастырем). Автоматически включаются в вечное поминание храма и имена священнослужителей, трудившихся здесь.

Сегодня существует традиция «вечного поминания» — приобретение «кирпичиков» для строительства храма. Узнать более подробную информацию об этом можно в интернете.

Отдельно отметим: на всех церковных службах мы молимся только за крещеных православных христиан. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц мы в храме не поминаем. За таких людей молимся лишь дома.

В отдельных случаях церковное священноначалие или священник принимают особое решение.

Поминание усопших на панихиде Димитриевской субботы

А здесь – как раз поминание на Литургии, во время произнесения ектении. Какую-то небольшую часть записок читает вслух диакон, а остальные записки – священники в алтаре. Это делается для того, чтобы не затягивать службу. Если читать вслух все записки, то это растянется не менее, чем на полчаса.

Вечером прочитанные за день записки сжигаются. Также сжигаются и православные газеты, чтобы они не были осквернены неблагоговейным использованием.

Как часто следует подавать записки для поминания в Церкви?

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.

Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.

Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.

Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).

Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.

За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет ил святой долг.

Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Просмотрено (15706) раз

Поделиться:

В чем преимущество молитв в церкви

Церковная молитва имеет большую благодатную силу, чем домашняя. Сама по себе молитва – это животворящее слово. А там, где она возносится двумя и более людьми, то обретает особую силу. Именно поэтому очень важно подавать на церковную службу записки.

В храме собираются верующие – единые по духу. Храм – Божий дом, там священник приносит Бескровную Святейшую жертву. В ветхозаветные времена в жертву приносили животных. В Новом Завете этого не существует, так как сам Христос принес себя в жертву за наши грехи и всего мира. Свою Пречистую Плоть и Кровь принес он в жертву, чем установил на Тайной Вечере поминать о нем хлебом и вином (аналог Плоти и Крови его). Это и совершается в храмах при каждой литургии. Молитва в церкви еще сильнее и потому, что свершает ее священник, который специально поставлен для того, чтобы производить священнодействия и возносить за нас молитвы.

как пишутся записки о здравии образец

Правильное заполнение записок

Итак, сейчас вы узнаете, как правильно подавать записки в храме. Чтобы вы не смущались, мы укажем вам на правильное написание записок. На самом деле, сильных ограничений нет, но, чтобы священнику и вам было удобно, нужно соблюдать небольшие правила:

  • Нельзя записывать сокращенные имена — например, «Света» вместо «Светлана», «Саша» вместо «Александр», «Гоша» вместо «Григорий». Если вы в замешательстве, спросите совет у священника — вы можете установить час беседы.
  • Соблюдайте аккуратность и не подавайте записку без изображения креста, рваную, грязную, с кучей имен. Желательно завести специальный молитвенник. Постарайтесь писать разборчиво, соблюдайте список.
  • Будет очень хорошо, если вы знаете, какое имя дали человеку во время таинства крещения. Но если не знаете — ничего страшного.
  • Не забудьте упомянуть патриарха и священника в записках, в первую очередь. Если вы хотите добавить дополнения, такие как, например, «новопреставленный», «младенец» и т. д. вам не стоит делать этого, если вы являетесь прихожанином большой церкви.
  • Вы можете подавать записки с именами своих врагов — но только в том случае, если вы искренне простили их. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» от Марка 11:24-25.

Канун в церкви

Что кладут на канун в церкви? На канун можно положить продукты для поминовения усопших. Как правило, кладут муку, хлеб, сахар, реже — овощи и рыбу, в отсутствие поста не возбраняется класть скоромную пищу, например, яйца или молоко.

На Пасху обычно кладут яйца и куличи.

Можно положить масло для лампад и воск для свечей. Жесткая регламентация приношений отсутствует, единственное строгое исключение — мясо, его ни в коем случае приносить нельзя: в православной традиции приношение может быть только бескровным.

Принесенные продукты потом раздаются священнослужителям и работникам храма, а если есть возможность, то беднякам. Вместе с продуктами обычно кладут записку с именем усопшего, которого необходимо помянуть за упокой. Потом, во время трапезы, священнослужители обязательно помянут усопшего.

Виды подаваемых записок

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Надобно от всего сердца, с любовью произносить эти слова, нося в душе те лица, имена коих поминаешь… Не хорошо пред лицем Божиим только перебирать языком имена тех, без участия и любви сердца… Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их.

Записки «О Здравии»

Подавая такую записку, мы подразумеваем за здравием не только общее, физическое состояние человека — мы также печемся о его духовном здравии. Сюда можно вписать имя тех, о спасении которых мы особенно печёмся — это могут быть наши родственники, друзья, родные и духовные попечители. Вы можете написать имя человека, который вам помог, или о котором душа горит — это может быть коллега, друг или просто едва знакомый человек. Не забывайте, что первым нужно указать человека, имеющего власть: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому пóдать, пóдать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:1).

«Молитесь друг за друга» (Иак.5:16) — подавая записки, мы исполняем одну из заповедей апостолов.

Записки «О Упокоении»

Здесь мы просим помолиться за усопших, дабы упокоить их души. Это могут быть родственники, друзья, враги — все, о ком хочется помолиться. Умершие не исчезли, не испарились — они живут в небесной обители, пребывая с Господом. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38) — посему мы считаем, что церковь состоит не только из прихожан, которые озадачены теперешней суетностью мира — церковь есть единство всех православных. Не стоит впадать в отчаяние и сильно горевать — конечно, мы можем скорбеть об умерших, но не давайте места чрезмерному унынию — «Не станем же много скорбеть об умерших, как прочие, не имеющие упования» (1 Фес. 4, 13).

Как молиться за новопреставленного?

Согласно православному вероучению, молитвы в течение периода в сорок дней особенно важны. Душа должна пройти мытарства и не может молиться самостоятельно, молитвы же близких людей облегчают прохождение испытаний. Усердными молитвами можно спасти от ада даже самые заблудшие души.

Сразу после смерти человека о его душе читают канон о единоумершем.

Можно читать родственникам, но лучше позвать священника.

Потом, уже в церкви, по новопреставленному служат панихиду (молебен по умершему). Заказывать в церкви панихиду желательно три раза: над телом усопшего, на третий и на сороковой день.

Иногда вместо панихиды служат литию — сокращенный вариант панихиды. Если панихида длится по времени 40-50 минут, то лития — не более 15.

Потом очень полезно будет заказать сорокоуст. Сорокоуст — это каждодневное поминание новопреставленного во время литургии в течение сорока дней.

Дома родным и близким необходимо читать Псалтырь. Двадцать глав-кафизм как раз предполагается прочесть за сорок дней. Кроме того, дома обязательно нужно читать особую молитву за новопреставленного.

Молитва за новопреставленного:

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имярек), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь».

Близкие должны читать ее самостоятельно в любое свободное время.

По желанию можно читать специальную молитву за усопших. Выделяют отдельные молитвы о супругах, родителях, детях. Кроме того, отдельные молитвы есть о некрещеных и самоубийцах. Хотя можно обойтись и обычной, но пренебрегать этими молитвами все-таки не стоит. Найти их можно в любом православном молитвослове.

Почему надо молиться об усопших

К большому сожалению, душа во время пребывания на земле не всегда приносит достойный плод покаяния, поэтому нам нужно крепчайшее молиться за усопших людей. К счастью, наши молитвы могут повлиять на участь умерших — «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:15) и еще — «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1Пет.3:12). Церковь живет верой в то, что до Страшного Суда участь людей еще не решена окончательно — поэтому мы можем с дерзновением просить Господа помиловать усопших родственников — «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, а смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).

Почему именно сорок дней?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к Библии. Возможно, древнейшие корни следует искать в древнеегипетской традиции погребения. Так был похоронен Иаков:

(Быт. 50:2,3)

И исполнилось ему [Иакову] сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней

Также можно заметить, что число «сорок» вообще в Библии имеет определенное сакральное значение:

(Чис. 14:33)

Моисей водил евреев по пустыне именно сорок лет.

(Исх. 24:18)

В течение сорока дней он же беседовал с Богом до получения скрижалей

(Мк. 1:13)

Христос постился в пустыне именно сорок дней

После Воскресения Христос оставался на земле сорок дней, уча апостолов

Не удивительно, что со временем традиционным сроком поминовения стали именно сорок дней, и именно этот срок был утвержден апостолами. Позднее христианское толкование объясняет сорокадневный срок таким образом:

как Господь Бог устоял перед дьяволом во время сорокадневного поста и поборол его, так и раб Божий должен устоять перед темными силами, побороть их и обрести благодать в Раю.

Смотрите также статью Как читать псалтирь по усопшему дома до 40 дней

Как правильно поминать усопших

Есть несколько правил, которых нужно придерживаться. Умерших вы можете поминать каждый день — в молитвослове. Если вы читаете Псалтирь, вы также можете позволить себе поминать усопших. Как правило, можно поминать в так называемые «Родительские субботы». На богослужениях можно поминать усопших без ограничений.

Девятый и сороковой дни с часа смерти — особенно важные. В эти дни человек должен дать ответ за свои поступки перед Господом. Можно поминать на день рождения.

Что происходит с душой новопреставленного в течение этого времени?

Согласно верованиям православной церкви, первые два дня душа остается на земле. Она посещает места, связанные с поступками усопшего — хорошими или плохими, места, наполненные воспоминаниями о бывших в жизни горестях и радостях. Кроме того, душе предстоит освоиться со своим новым положением, привыкнуть к новому бытию.

На третий день душа возносится на небеса и проходит в сопровождении двух ангелов мытарства — испытания на пути к Богу. На мытарствах душа последовательно отвечает за совершенные за всю свою жизнь грехи.

С третьего по девятый день душа наблюдает красоту и блаженства рая.

С девятого же по сороковой день душа наблюдает весь ужас ада, муки и страдания грешников.

По прошествии сорока дней душа предстает перед Богом на частный суд, где окончательно решается вопрос о ее местонахождении (ад или Рай) до Страшного суда.

Смотрите также статью Богородичное правило

Что значит “приснопоминаемый”?

Слово “присный” переводится со старославянского как “вечный”. Само наименование говорит о том, что усопшего будут помнить его родные и близкие на протяжении всей их жизни. Приснопоминаемым называют усопшего в памятные для него дни: рождение, именины, кончина.

Следует помнить о том, что смерть для православного христианина не является концом бытия, душа человека бессмертна. Поэтому сильно скорбеть об умершем не стоит, надо просто за него искренне молиться.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Как составить записку «О упокоении»

Записки о упокоении обычно пишут и оставляют у свечного ящика при входе в помещение храма или в церковной лавке. Там, как правило, есть готовые листки, на которых вверху изображён восьмиконечный православный крест, под ним напечатано «О упокоении», а ниже обозначено от десяти до двенадцати строк, в которые вписывают имена поминаемых. Если готового листка нет, можно оформить записку самостоятельно: вверху обязательно начертить восьмиконечный крест, под ним написать «О упокоении», затем отдельными строками перечислить имена. Имя поминаемого пишут в родительном падеже (отвечая на вопрос: кого?), в той форме, которая была дана при крещении. Поэтому, например, светское имя Сергей следует заменить на Сергий, а Полину надо вписывать как Аполлинарию. Первыми идут имена поминаемых священнослужителей с указанием сана, иногда в сокращённой форме: протоиерея (прот.) Михаила, диакона (диак.) Иоанна. Перед именем нередко обозначают детский возраст: младенца (мл.) Илии, отрока (отр.) Владимира, а также род занятий: воина Димитрия, или обстоятельства смерти: убиенного (уб.) Василия. Если со времени кончины прошло не более 40 дней, перед именем поминаемого пишут «нов.» (новопреставленный).

Чтобы провести православные похороны, необходимо обеспечить должную подготовку к погребению, затем захоронение и поминовение в соответствии с традицией.

Православные похороны

Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво. Вверху записки ставится крест и обозначается: «О здравии» или «О упокоении».

Имена пишутся полные, в родительном падеже (о здравии и упокоении кого? — Тамары, Иоанна, Кирилла). Узнайте церковное написание имен (например, Иван — Иоанн, Юлия — Иулия). Правильное церковное написание имен можно найти в святцах, которые помещаются в церковных календарях.

В поминальные записки вписывают только имена крещеных в Православной Церкви. Перед именами монашествующих и священнослужителей указывается их сан, полностью или в понятном сокращении (например, архиеп. Феодора, иеромон. Никодима, иерея Николая).

Ребенок до 7 лет называется младенцем (млад. Марии); от 7 до 15 лет — отроком/отроковицей (отрок. Михаила).

В заупокойных записках добавляют: новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины; приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату.

Чтобы во время Богослужения в храме не отвлекаться на заполнение поминальных записок, их можно скачать, распечатать и заполнить дома.

Чтобы скачать записку о здравии, нажмите на ссылку ниже:

Чтобы скачать записку о упокоении, нажмите на ссылку ниже: 

Вы можете подать записки и через Интернет, для этого пройдите по следующей ссылке ПЕРЕЙТИ>>>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать заявку на бензин
  • Как правильно написать записку на исповедь к батюшке
  • Как правильно написать зая
  • Как правильно написать записку на благодарственный молебен иисусу христу
  • Как правильно написать заюшь