Закон не предусматривает при устройстве на работу заявления по единому строго установленному образцу. Более того, законодательство вообще не предъявляет к работникам требования в обязательном порядке писать заявление о приеме на работу – сегодня этот документ вполне может заменить заключение трудового договора. Однако сложившаяся действительность диктует свои правила.
Примеры заявлений о приёме на работу:
В первую очередь факт написания такого заявления фиксирует добровольное волеизъявление человека, что в свою очередь помогает в дальнейшем уберечь работодателя и подчиненного от взаимных претензий и выяснения отношений в суде.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк заявления о приёме на работу .docСкачать образец заполненного заявления о приёме на работу .doc
Как правильно оформить заявление
При трудоустройстве писать такое заявление можно в свободной форме. Правда, стоит отметить, что иногда крупные организации разрабатывают свои унифицированные бланки, но это скорее исключение, нежели правило.
Для оформления заявления на трудоустройство следует взять лист формата А4. Заполнить его можно как от руки, так и на компьютере в единственном экземпляре, главное, чтобы внизу готового документа стояла «живая» личная подпись. В заявлении обязательно нужно указать название компании, в которой планирует работать человек, а также дату, с которой он имеет желание приступить к своим рабочим обязанностям.
К заявлению прикладываем несколько документов, без которых трудоустройство не может состояться. Это:
- любой удостоверяющий личность документ (свидетельство о рождении, паспорт и т.д.);
- трудовую книжку (если трудоустройство происходит впервые или работник устраивается по совместительству, то трудовую книжку предоставлять не нужно);
- документ об образовании, специальности или квалификации (если будущая работа требует наличия каких-либо особых умений, знаний, и навыков);
- СНИЛС;
- ИНН;
- свидетельства о рождении детей (работодатели требуют не всегда);
- документы воинского учета (для военнослужащих и военнообязанных).
Инструкция по оформлению заявления на трудоустройство
Стандарт заявления о приеме на работу по правилам делопроизводства не имеет никаких особенностей.
Справа в верхнем углу пишут:
- должность руководителя (генеральный директор, директор, начальник производства и т.п.),
- полное наименование предприятия (в т.ч. его организационно-правовая форма),
- фамилия, имя, отчество руководителя (имя-отчество можно поставить в виде инициалов).
Далее вписываются фамилия, имя и отчество претендующего на ту или иную должность человека.
Чуть ниже, посередине листа следует написать название документа, в данном случае это будет слово «заявление» с прописной (маленькой) буквы и поставить точку.
Затем пишут то, ради чего собственно и создается документ: просьба о приеме на работу. Здесь указываем:
- должность,
- дату (число, месяц, год), с которой будущий сотрудник хочет приступить к своим служебным обязанностям,
- структурное подразделение (отдел), к которому относится вакансия, при условии, что работник будет трудиться не в основном офисе,
- характер работы (основная или по совместительству, сезонная, временная и т.п.),
- размер заработной платы,
- период испытательного срока (от 1 до 3 месяцев – это нужно заранее обговорить с представителем работодателя).
В завершение нужно поставить подпись и дату составления документа.
Следует помнить о том, что такая расписка автоматически перекладывает ответственность за все, что происходит во время рабочего процесса с работодателя на сотрудника.
В некоторых случаях к обычному тексту заявления специалисты кадровых служб просят сделать приписку о том, что будущий работник был проинформирован о своих правах и обязанностях на рабочем месте, а также проинструктирован по технике безопасности и противопожарной безопасности и ознакомлен с коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.
Действия после написания заявления
После того, как заявление составлено, его необходимо передать специалисту кадрового отдела. Он в свою очередь представит его на рассмотрение руководителю, и если того устроит кандидатура соискателя, то заявление будет подписано и проштамповано. Обычно на этом этапе никаких непредвиденных заминок не происходит, поскольку до написания заявления дело доходит, как правило, только тогда, когда соискатель успешно проходит все предыдущие уровни.
Поэтому в качестве резолюции начальник обычно пишет «Принять на работу» и указывает дату, с которой новый подчиненный может приступить к своим должностным обязанностям.
Завершающий этап после оформления заявления – издание на основании него соответствующего приказа, который также уходит на подпись руководителю. После подписания приказа сотруднику присваивается индивидуальный табельный номер, сведения о нем вносятся в личную карточку, а также соответствующая запись о приеме на работу указывается в трудовой книжке.
Заявление о приеме на работу иностранного гражданина
При установлении трудовых отношений с подданным другого государства все документы следует заполнять на русском языке. Порядок трудоустройства иностранцев и перечень необходимых документов содержится в соответствующих нормативных документах. Бланки для регистрации в РФ, уведомления о прибытии, заявления о выдаче патента на работу, а также уведомления ФФОМС о принятии на работу иностранного гражданина являются типовыми, утвержденными специальными приказами и постановлениями. Главное, правильно их заполнить, а еще проверить наличие всей необходимой для трудоустройства документации, особенно патента или разрешения на работу.
Заявление о приеме на работу – по закону не обязательный элемент оформления сотрудника, ТК не обязывает работодателя иметь этот документ, рано как и требовать его при проверках соответствующими органами. Но отечественная практика трудоустройства сделала написание заявления привычной нормой. которая соблюдается практически повсеместно.
Для иностранца оно будет таким же, как и для российского работника, по форме заявления принципиально не различаются.
Писать его следует от руки, на обычном листе формата А-4. Как и другие заявления, оно должно содержать обязательные элементы:
- в правом верхнем углу – «шапку», содержащую имя адресата (директора предприятия) и ФИО самого автора заявления;
- для иностранца желательно указать страну, подданным которой он является;
- обязательна дата, с которой оформляется трудоустройство;
- дата написания заявления и подпись автора.
Скачать пример заявления о приеме на работу иностранного гражданина .doc
Генеральному директору
ООО «Аплодисменты»
Р.В. Марченковскому
от Антонио Лионелло,
гражданина Евросоюза (Италия)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу принять меня на работу в ООО «Аплодисменты» на должность режиссера-постановщика с 10 марта 2017 года.
07.03.2017 г. /Лионелло/ А. Лионелло
Заявление о приёме на работу с испытательным сроком
Законодательство РФ требует обязательного упоминания об установлении испытаний при приеме на работу в тексте договора при заключении трудовых отношений. Это значит, что сотрудник с самого начала проинформирован об условиях испытательного срока и согласен с ними. Логично, чтобы при написании заявления об этом существенном обстоятельстве в нем было упомянуто, хотя ТК Российской Федерации и не обязывает этого делать, как и вообще писать заявление о трудоустройстве. Однако, сложившаяся практика предусматривает написание такого документа и его устоявшуюся форму.
Помимо обязательных элементов в таком заявлении правомерно указать:
- должностной оклад (ставку), на которую претендует потенциальный сотрудник;
- указание на прохождение испытательного срока;
- продолжительность будущего испытания;
- цифры в заявлении желательно расшифровать в буквенном виде во избежание разночтений и недоразумений.
Скачать пример заявления о приёме на работу с испытательным сроком .doc
Генеральному директору
ООО «Констанция»
П.Р. Зарубинскому
от Нарышкиной Александры Павловны
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу принять меня с 12.10.2016 года в ООО «Констанция» на должность администратора с должностным окладом в 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в месяц с испытательным сроком длительностью 3 (три) месяца.
11.10.2016 г. /Нарышкина/ А.П. Нарышкина
Заявление о приеме на работу в порядке перевода
Сотрудник может переводиться на другую должность как внутри своей организации, так и к другому работодателю. Для этого он сначала пишет заявление на увольнение, прилагая к нему запрос с нового места работы, а затем оформляется на новое место, также начиная с заявления. Форма такого заявления обычна и лишь дополнительно содержит сведения об особом порядке трудоустройства сотрудника. Лучше, если в тексте заявления будет четкое указание о месте предыдущей занятости, откуда осуществляется перевод. Если перевод происходит с должности на должность у одного и того же работодателя, можно указать причины такой инициативы.
Образец заявления о переводе к другому работодателю
Скачать пример заявления о приеме на работу в порядке перевода к другому работодателю .doc
Генеральному директору
ООО «Бегония»
Р.П. Дмитренковой
от Цыбулевской Валентины Николаевны
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу принять меня с 17.12.2017 г. на работу в ООО «Бегония» в отдел обслуживания на должность специалиста по работе с клиентами 1 категории в порядке перевода из общества с ограниченной ответственностью «Магнолия».
15.12.2017 г. /Цыбулевская/ В.Н. Цыбулевская
Образец заявления о переводе внутри организации
Скачать пример заявления о приеме на работу в порядке перевода внутри организации .doc
Генеральному директору
ООО «Рододендрон»
И. И. Крамарскому
от Пантоланского Романа Георгиевича
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу перевести меня с 17.12.2017 г. на должность старшего специалиста в отдел снабжения с 25.02.2017 г. в связи с наличием вакантного места и соответствием моей квалификации и опыта для ее занятия.
22.02.2017 г. /Пантоланский/ Р.Г. Пантоланский
Привычка писать заявление при трудоустройстве сохранилась с советских времён. Современное законодательство позволяет обойтись без него. Однако многие работодатели по-прежнему предпочитают получить заявление от нового сотрудника. Почему это удобно и как оформить заявление в разных случаях, читайте в статье.
Почему оформлять заявление о приёме на работу удобно
Список документов, которые потенциальный сотрудник обязан вам предоставить, перечислен в ст. 65 ТК РФ. В первую очередь — это:
- паспорт;
- трудовая книжка;
- СНИЛС.
В некоторых случаях нужны дополнительные документы. Например, военнообязанные предоставляют военный билет или приписное свидетельство. Если для работы нужны специальные знания или квалификация, понадобятся диплом, сертификаты. А с несовершеннолетними нельзя работать без справки об отсутствии судимости. Заявления в этом списке нет.
Но почти все кадровики при найме по-прежнему просят работника написать привычное заявление. Ведь главное его преимущество: оно отражает желание человека устроиться именно на эту работу. Заявление не требует каких-то строгих правил оформления, при этом позволяет делать на бланке отметки. Обычно руководитель ставит на нём резолюцию: выражает своё согласие принять сотрудника и даёт рекомендации для отдела кадров.
Статья: Какие документы оформить при найме сотрудника
30 дней Эльбы в подарок
Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно
Как правильно оформить заявление о приёме на работу
Поскольку кодекс не определяет понятия заявления о приёме на работу, то и каких-то требований к его составлению нет. Как нет и нюансов при написании заявления именно в 2023 году. Важно, чтобы в тексте была вся нужная информация для заключения трудового договора.
Заявление пишется в свободной форме от руки или печатается на принтере.
- В правом верхнем углу работник пишет название потенциального работодателя, должность, фамилию и инициалы руководителя в дательном падеже. Пример: «Директору ООО «Вымпел» Соловьёву А.Б.»
- Под реквизитами работодателя следуют данные работника, его фамилия, имя и отчество в родительном падеже. Пример: «от Иванова Ивана Ивановича».
- В центральном блоке пишется слово «Заявление», а дальше — текст.
- В заключительном блоке работник ставит дату, подпись, фамилию, имя и отчество.
В тексте заявления должны быть видны:
- должность, на которую человек устраивается;
- подразделение, в котором предполагается работа;
- дата начала работы;
- различные нюансы, например, дистанционная работа или работа по совместительству.
Шаблоны заявлений для разных случаев
Рассмотрим, как заполнить заявление о приёме на работу в разных случаях.
Стандартное заявление о приёме на работу
Обычно заявление выглядит примерно так:
Заявление о приёме на работу иностранца
Заявление иностранцем пишется в стандартной форме на русском языке. В правом верхнем углу сотрудник указывает название страны, гражданином которой он является.
Статья: Как принять на работу иностранца
Заявление о приёме на работу в порядке перевода
Вы можете перевести человека внутри своей компании с одной должности на другую или принять его в порядке перевода из другой организации.
Если вы переводите сотрудника на другую должность, попросите его написать причину перевода.
Если планируете принять сотрудника переводом из другой фирмы, сделайте ему запрос. На основании запроса человек уволится с предыдущего места работы. Затем он напишет заявление на приём к вам и отразит в нём факт перевода из прежней компании.
Заявление о приёме на временную работу
Форма заявления при найме для замещения временно отсутствующего сотрудника такая:
Заявление о приёме на работу по совместительству
Совместительство бывает внутренним и внешним. При внутреннем совместительстве работник выполняет дополнительную работу у того же работодателя, что и основную. При внешнем совместительстве — работодатели разные. Образец заявления при внешнем совместительстве выглядит так:
В тексте заявления при найме сотрудника на внутреннее совместительство содержится фраза: «на условиях внутреннего совместительства».
Статья: Работники-совместители
Статья актуальна на
17.01.2023
Заявление о приеме на работу — это распространенный документ как в деятельности кадровика, так и в жизни любого сотрудника, который устраивается на новое место. Но далеко не всегда он необходим при трудоустройстве. Какую юридическую силу имеет этот документ? В каких случаях начальник вправе требовать его от будущего сотрудника и как правильно его составить?
О чем идет речь
Заявление не является обязательным при оформлении сотрудника, но некоторые организации предпочитают получать подобный документ от кандидатов. Юридической силы он не имеет, установленного образца для бланка заявления о приеме на работу не существует, но психологически факт личного обращения к работодателю делает процедуру трудоустройства в некоторых организациях более комфортной. А в некоторых компаниях является частью процесса по оформлению сотрудников на должность: кадровик получает бумагу с визой руководителя и указанием конкретной должности и условий труда.
Важные моменты при написании
Поскольку типового бланка заявления о приеме на работу 2022-го года не существует, он составляется произвольно. Но составляется почти всегда одинаково. Он оформляется только на имя первого лица (генерального директора) организации, даже если вопросы документального оформления трудовых отношений делегированы приказом генерального директора другому лицу.
По своей структуре документ выглядит следующим образом:
- шапка в верхнем правом углу: кому от кого;
- название документа посередине;
- текст: «прошу принять меня на работу на должность…»;
- дата написания, подпись, расшифровка подписи.
Текст содержит:
- фамилию, имя и отчество будущего сотрудника;
- наименование структурного подразделения (при наличии) и должность (профессия);
- оклад по занимаемой должности (профессии), согласно штатному расписанию;
- дату, с которой будущий сотрудник планирует начать свою деятельность в организации;
- сведения об ознакомлении с правилами внутреннего трудового распорядка;
- дату написания.
Уточните точные формулировки в бухгалтерии или кадровом отделе. Они точно знают, как правильно писать заявление на работу в конкретной организации. Текст допускается следующий:
Образец для ИП
Кто подписывает бланк
Этот документ подписывает только руководитель организации, сделав соответствующую запись на бланке. В связи с тем, что обязательство оформления трудовых отношений этим документом не регламентировано законодательно, варианты допускаются самые разные:
- в приказ;
- для подготовки необходимых документов и т. д.
Отличия бланка для иностранного гражданина
Вне зависимости от российского или иностранного гражданства соискатели пишут одинаковые тексты. Приведенный пример заявления о принятии на работу подходит и для иностранца. Отличаются они только персональными данными кандидатов и датами написания.
Заявление от несовершеннолетнего
Для этой категории сотрудников законодательно (статья 63 ТК РФ) установлен ряд особенностей.
Документ о намерении заключить трудовые отношения несовершеннолетние в возрасте от 14 лет пишут самостоятельно, текст документа аналогичен тексту, который пишут взрослые.
Если трудоустройство оформляется с лицом, не достигшим возраста 14 лет, намерение заключить трудовые отношения пишет один из его родителей (опекунов).
Текст следующий:
Прошу оформить трудовой договор с моим сыном (дочерью) (фамилия, имя и отчество ребенка, дата его рождения) для выполнения (указывается деятельность) по (указывается должность или профессия) за денежное вознаграждение (указывается размер) с такого-то числа.
С положениями правил внутреннего трудового распорядка организации, должностными обязанностями моего ребенка и условиями труда ознакомлен(а).
Даю свое согласие на трудоустройство моего ребенка (фамилия, имя и отчество ребенка, дата его рождения) в (указывается наименование организации) для выполнения легкого труда, не препятствующего обучению.
Число и подпись
Для несовершеннолетних в возрасте менее 15 лет прикладывается согласие одного из родителей (попечителя) и разрешение органа опеки и попечительства об устройстве. Согласие родитель или опекун вправе выразить в самом тексте или составить отдельным документом по образцу.
При приеме несовершеннолетнего надо помнить, что продолжительность рабочего времени для лиц в возрасте от 16 до 18 лет, получающих общее или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года учебу с работой, должна составлять не более 17,5 часов в неделю. Сотрудники до 16 лет не смогут присутствовать в организации больше 12 часов в неделю.
Срок хранения
Документ хранится 75 лет, по пункту 656 раздела 8 перечня архивных документов, утвержденного приказом Министерства культуры от 25.08.2010 № 558.
Заявление на работу составлять не обязательно. Но если вам удобнее работать с заявлением, пусть будущий работник напишет его. Главное — не требовать такую заявку от работника, а вежливо попросить.
Обязательно ли заявление о трудоустройстве
Документы, которые обязательно требуются при оформлении, перечислены в статье 65 ТК РФ. Заявки о трудоустройстве в этом списке нет. Кандидат не обязан писать заявление на прием. Но ему надо предоставить работодателю:
- паспорт или иное удостоверение личности;
- трудовую книжку (кроме случаев совместительства или первого трудоустройства);
- СНИЛС;
- для военнообязанных — документ воинского учета;
- диплом об образовании (при необходимости — если работа требует специальной подготовки).
Для отдельных должностей, на которые не допускаются лица с судимостью или административными наказаниями за употребление наркотиков, потребуются справки об отсутствии судимости или административного наказания.
Почему тогда при трудоустройстве практически всегда подается заявление? Просто потому что это удобно при ведении кадрового документооборота. На заявке делаются пометки сотрудником отдела кадров, например, о том, что документы от соискателя приняты. Там же ставится резолюция руководителя организации: принять на должность или отказать. Это промежуточное соглашение между руководителем и будущим работником, в котором прописаны некоторые нюансы оформляемых трудовых отношений, например:
- дата, с которой лицо приступает к обязанностям;
- отсутствие у будущего сотрудника трудовой книжки (что означает необходимость оформления электронной трудовой);
- характер работы — трудоустройство на полставки или по совместительству и т. д.
Оформлять или нет заявку, в каждой организации решают по-своему. Но основные условия трудовых отношений прописываются в трудовом договоре: должность, обязанности и права, оклад, режим труда и отдыха и другие важные моменты. И только на основании трудового договора, а не заявки о трудоустройстве, издается приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).
Дополнительно: какие документы нужны для приема на работу
Когда соискатель обязан подать заявку о приеме
Федеральными законами определены случаи, когда кандидату нужна такая заявка, — при трудоустройстве:
- на гражданскую службу (п. 2 ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.04.2004);
- на муниципальную службу (п. 3 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007).
В остальных случаях работнику не обязательно писать заявку на имя работодателя — это права, а не обязанности соискателя. Но сложно найти основания для подобного отказа, да и зачем: подписание документа не займет много времени. Во многих компаниях созданы шаблоны, куда остается только занести сведения, дату и поставить подпись. Вот образец заявления о приеме на работу 2022 года — используйте шаблон в работе:
_________________________________________
(должность и Ф.И.О. руководителя организации)
от _______________________________________
(полностью Ф.И.О.)
Заявление
Прошу принять меня на работу в _______________________________________________________( название организации)
на должность _______________________________________________ с ________________202___ г.
_________________/___________/______________
(Ф.И.О., подпись, расшифровка подписи работника)
_________________202___г.
Как составить заявку на трудоустройство
Структурно бумага выглядит так:
- шапка в верхнем правом углу:
- кому (название должности руководителя, наименование организации, Ф.И.О. руководителя);
- от кого (Ф.И.О. работника, иногда — адрес);
- слово «Заявление» в центре страницы;
- основной текст с просьбой принять на должность;
- дата, подпись и ее расшифровка.
Можно написать текст полностью от руки, подставить нужные сведения в шаблон или набрать его на компьютере, распечатать и собственноручно подписать — допускается любой вариант.
При устройстве к ИП, а не в организацию, вид документа меняется незначительно. В правом верхнем углу вместо надписи «Генеральному директору (директору)» пишут «Индивидуальному предпринимателю».
При оформлении в порядке перевода укажите, из какой организации и с какой должности происходит перевод. Эти сведения потребуются кадровику для внесения записи о трудовой деятельности сотрудника.
При трудоустройстве по совместительству указывают его вид: внутреннее или внешнее.
Кто подписывает заявку о приеме на работу
Документ подписывает сам соискатель. Кроме того, бумагу надо согласовать с руководителем организации — получить письменную резолюцию. Обычно такая надпись располагается в левом верхнем углу листа.
Одной фразой руководитель подводит итог и оставляет ее на документе. Например,:
- «принять на работу»;
- «оформить»;
- «в приказ»;
- «не возражаю»;
- «отделу кадров оформить в установленном порядке».
Около резолюции директор ставит подпись и число.
Для работника пометка и подпись директора на заявлении служит гарантией трудоустройства и защитой от необоснованного отказа в приеме на должность. Этот документ, повторим, формально не имеет юридической силы, определяют трудовые отношения трудовой договор и приказ.
Есть ли особенности в оформлении заявления для иностранцев
Заявление иностранца ничем не отличается от обычной заявки, которую составляет российский гражданин. Все та же произвольная форма, все те же сведения о работодателе и данные о сотруднике. Наличие или отсутствие гражданства никак не влияет на оформление документа.
Подробнее: как заключить трудовой договор с иностранным гражданином
Заявление о приеме от несовершеннолетнего
Особенностям заключения трудовых договоров с несовершеннолетними посвящена статья 63 ТК РФ, она определяет возраст, с которого разрешено заключать такие соглашения.
- Подростки, достигшие 16-летнего возраста, вправе самостоятельно подписывать трудовые соглашения, а значит, и заявление на трудоустройство они пишут самостоятельно, по аналогии со стандартным вариантом для взрослых работников.
- 15-летнему ребенку, досрочно закончившему школу или продолжающему обучение, разрешается самостоятельно оформиться на работу, но только при условии выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и ущерба учебе.
- С 14 лет ребенок, который учится в школе, допускается к работе в свободное время только с разрешения одного из родителей и органа опеки и попечительства.
- Дети до 14 лет привлекаются только для работы в кинематографе, театре или участия в спортивных соревнованиях, при условии согласия родителя (попечителя) и органа опеки. Для спортсменов необходим медосмотр. Если ребенок не достиг 14 лет, трудовой договор за него подписывает родитель, просьбу о приеме на должность тоже излагает родитель.
В соответствии с законом, детям младше 15 лет для оформления на работу требуется согласие родителей и органа опеки. В этом случае документ от соискателя о приеме отличается от стандартного. Свое согласие родитель или попечитель выражает как в форме отдельного документа (он так и назван «Согласие»), так и в виде дополнения к заявлению. Приведем 2 примера написания заявления о приеме несовершеннолетнего, включающие согласие родителя:
- от подростка 14 лет — документ дополнен согласием родителя;
- от родителя ребенка младше 14 лет.
Текст в первом случае выглядит так:
Прошу принять меня на работу в ООО «Ppt.ru» на должность помощника секретаря на период летних каникул с 1 июля 2023 года по 31 августа 2023 года.
(дата, подпись, расшифровка)
Я, Сергеева Светлана Сергеевна, согласна на прием моей дочери, Сергеевой Виктории Николаевны, в ООО «Ppt.ru» на должность помощника секретаря на период летних каникул с 1 июля 2023 года по 31 августа 2023 года. С правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями ребенка и условиями труда ознакомлена.
(дата, подпись, расшифровка)
Во втором случае:
Прошу принять моего сына, Юрьева Юрия Юрьевича, в ООО «Синема» на должность актера второго плана с 17 апреля 2023 года. С правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями ребенка и условиями труда ознакомлена. Даю свое согласие на трудоустройство моего сына, Юрьева Юрия Юрьевича, в ООО «Синема» на должность актера второго плана для выполнения легкого труда, не препятствующего обучению и не наносящего вред здоровью.
(дата, подпись, расшифровка)
Дополнительно: как оформить трудовой договор с несовершеннолетним
Срок хранения документов о приеме на работу
Время хранения документов в архиве определено в перечне типовых архивных документов, утвержденном Приказом Росархива № 236 от 20.12.2019. Бланк о приеме на работу попадает в разряд документов по кадровому обеспечению и хранится от 50 до 75 лет (п. 434 Приказа Росархива № 236).
Что делать после написания заявления о приеме
Рабочие отношения оформляются трудовым договором. ТД надо составить не позднее 3 рабочих дней со дня выхода нового сотрудника на работу. Одновременно издается и приказ, хотя он тоже не обязателен (ст. 67, 68 ТК РФ).
Максимум на следующий рабочий день после подписания трудового договора необходимо сдать СЗВ-ТД в ПФР — сведения о трудовой деятельности застрахованного лица. Напоминаем, что с 1 января 2023 года ПФР объединяют с ФСС: появится Фонд пенсионного и социального страхования РФ (236-ФЗ от 14.07.2022). С 01.01.2023 сведения о трудовой деятельности будем сдавать в СФР по новой форме.
Подробнее: как заполнить и сдать отчет СЗВ-ТД
Запись о приеме вносят в трудовую книжку на основании приказа. Если не издавали распоряжение, внесите запись на основании трудового договора (письмо Минтруда № 14-2/ООГ-499 от 28.01.2022).
Если трудоустраивается сотрудник с бумажной книжкой, который хочет перейти на электронную книжку, сначала внесите запись о приеме в бумажную ТК. После этого примите заявку о переходе на электронную книжку и сделайте запись об ЭТК в бумажной.
Если соискатель впервые устраивается на работу, то работодатель оформляет ему только ЭТК. Завести бумажную книжку уже нельзя. Подавать заявку на электронную книжку тоже не надо: ее сформируют автоматически после отправки СЗВ-ТД о трудоустройстве работника.
Дополнительно: какая ответственность грозит за неоформленного работника
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Заявление о приеме на работу – образец каждый работодатель вправе установить самостоятельно, но в документе обязательно нужно указать Ф. И. О. соискателя и должность, дату составления и начала трудовых отношений. Не будет считаться ошибкой и документ, составленный в произвольной форме, но содержащий всю необходимую информацию. Рассмотрим необходимость и алгоритм оформления заявления.
Бланк заявления о приеме на работу
Трудовые отношения между работником и работодателем оформляются трудовым договором и приказом о приеме на работу. Ст. 65 ТК РФ приводит закрытый перечень документов, которые работодатель вправе требовать от работника.
Полный перечень таких документов для всех возможных на практике ситуаций приема на работу, а также необходимые для этого бланки и образцы вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к разъяснениям экспертов.
Заявления о приеме на работу в данном списке нет. Поэтому оформлять такое заявление не обязательно. Но многие фирмы по старинке перед началом трудовых отношений просят сотрудника составить заявление на работу (образец которого не утвержден). Бланк документа может быть разработан организацией по своему усмотрению. Обязательно отражение следующих данных:
- фамилия, имя, отчество работника;
- наименование должности и Ф. И. О. руководителя, кому адресовано заявление;
- должность, на которую претендует новый сотрудник;
- дата начала исполнения трудовых обязанностей;
- дата составления документа;
- личная подпись сотрудника.
Могут указываться и дополнительные сведения: оклад, условия труда (длительность рабочего дня, возможность совмещения).
Вы можете бесплатно скачать бланк заявления о приеме на работу, кликнув по картинке ниже:
Бланк заявления о приеме на работу
Скачать
Любой образец заявления о приеме на работу предполагает обращение с просьбой принять на вакантную должность на имя руководителя с указанием названия организации или может быть адресован индивидуальному предпринимателю.
Трудовым кодексом не закреплено, что подача заявления о приеме на работу является обязательной процедурой трудоустройства. Исключение составляет процедура трудоустройства в государственные (подп. 1 п. 2 ст. 26 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) и муниципальные структуры (подп. 1 п. 3 ст. 16 закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Последующее оформление сопровождается приказом и заключением трудового договора. Заявление о приеме на работу хранится в личном деле сотрудника не менее 75 лет.
Прочую информацию о документе, регулирующем отношения между сотрудником и работодателем, см. в материале «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».
До оформления на работу директора проверьте, нет ли его в списке дисквалифицированных лиц. Подробнее – в материале «Кандидата на пост директора проверьте на дисквалификацию».
Пример заявления о приеме на работу
Документ может быть составлен работником в произвольной форме. Пример заполнения можно найти на нашем сайте.
Заявление на прием на работу образца 2022 — 2023 годов дополнительных новшеств не содержит. Работодатель вправе завизировать документ, подтверждая факт ознакомления с ним.
Перед тем как составлять документ о предстоящем трудоустройстве, соискатели, как правило, проходят собеседование. При его удачном завершении будущие сотрудники передают в кадровый отдел личные документы или их копии (паспортные данные, документа о регистрации в системе персучета ПФР, справки о зарплате с предыдущих мест работы).
В чем опасность хранения копий личных документов в личных делах сотрудников, узнайте здесь.
Дополнительную информацию о проведении собеседования можно узнать из материала «Вопросы для собеседования при приеме на работу».
Заявление о приеме на работу: образец-2022 — 2023
Учитывая факт, что нет единой формы образца заявления о приеме на работу, допускается его оформление как на бумажных носителях, так и при помощи оргтехники. При этом подпись сотрудника должна проставляться лично.
Образец заявления о приеме на работу можно скачать на нашем сайте по ссылке ниже:
Скачать образец заявления о приеме на работу
Если вам нужно принять на работу совместителя, образец заявления о приеме вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в материал.
Итоги
Заявление о приеме на работу нового сотрудника служит дополнительным основанием для издания приказа, в котором содержатся сведения о занимаемой должности, начале исполнения трудовых обязанностей. По требованию законодательства (ст. 68 ТК РФ) с приказом работник должен быть ознакомлен под расписку не позднее 3 дней с момента трудоустройства.
Какие требования нужно соблюдать при оформлении иностранца на работу, читайте в статье «Прием на работу иностранных граждан (нюансы)».
Источники:
- Трудовой кодекс РФ
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ
- Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ
Как правильно пишется заявление о приеме на работу в 2022 году? Существует ли бланк такого заявления или универсальный образец? Обязательно ли вообще писать такое заявление или достаточно просто заключить трудовой договор? Об этом вы сможете узнать из этой статьи и скачать необходимые образцы.
Примем на работу: обязательные документы
Чтобы оформить на работу нового работника от него нужно получить комплект необходимых документов. Они перечислены в статье 65 Трудового кодекса РФ.
По общему правилу, требуются:
- паспорт;
- трудовая книжка;
- страховое пенсионное свидетельство (СНИЛС). Однако с апреля 2020 года этот документ исключен из списка обязательных.
При этом в Трудовом кодексе ничего не сказано о необходимости подачи заявления о приеме на работу. Соответственно, подавать его не обязательно.
Дело в том, что основанием для приема на работу является трудовой договор. Именно он закрепляет отношения между работником и работодателем. Также он считается основанием для издания приказа о зачислении в штат нового сотрудника (ст. 56 и ч. 1 ст. 68 ТК РФ).
Зачем требуют заявление о приеме
Зачем писать заявление о приеме на работу, если этого не требует законодательств? Ответ на этот вопрос просто. Просто с таким заявление удобнее! Ведь на заявлении можно сделать служебные отметки: проставляют визы руководителя и непосредственного начальника, также отметки отдела кадров об исполнении. Если с заявлением работать удобно, то отдел кадров и просит заявление от новых работников. Написать такое заявление не оставит труда.
Обязательно ли требовать заявление?
Нет, не обязательно.
В любом случае основанием для приема на работу будет трудовой договор. Именно он документально закрепляет соглашение между конкретным сотрудником и организацией. Он же служит основанием для приказа руководителя о включении в штат нового сотрудника. Это следует из статьи 56 и части 1 статьи 68 Трудового кодекса РФ.
Но с заявлением удобнее. На нем часто делают служебные пометки: проставляют резолюцию руководителя организации, визу непосредственного начальника, отметку об исполнении. Поэтому если для данных целей вы попросите сотрудника написать заявление, в этом нет ничего противозаконного. Такое заявление потом подшейте в личное дело сотрудника.
Не существует универсального бланка или образца заявления о приеме на работу. Заявление пишется исключительно в произвольной форме. То есть, «правильного» заявления о примете попросту не бывает. Более того, не существует примера заявления о приеме 2022 года, поскольку форма и структура заявления никак не привязана к какой-то дате или году.
Структура заявления, в принципе, универсальная всегда:
- в верхней правой части: наименование работодателя, ФИО руководителя и от кого подается заявление (ФИО);
- посредине листа – слово «Заявление».
- основная часть – просьба о принятии на работу на определенную должность;
- в конце – дата и подпись.
Стоит заметить, что некоторые работодатели просят указывать в заявлении адрес места жительства работника. По всей видимости, это нужно им для того, чтобы руководство видело, где проживает будущий работник.
Приведем возможный пример заявления о приеме на работу. Он даст представление о том, как можно написать заявление.
Подобное заявление можно напечатать на компьютере и передать в отдел кадров распечатанный экземпляр. Его только потребуется собственноручно подписать.
Не имеет значения, куда человек устраивается на работу: в организацию или к ИП. Заявления о приеме на работу всегда пишется всегда примерно одинаково. Разумеется, если работник устраивается к ИП, то в правом верхнем углу в качестве адресата будет именно индивидуальный предприниматель.
Заявление о приеме на работу по совместительству
При совместительстве сотрудник в свободное от основной работы время выполняет другую работу по отдельному трудовому договору (ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Совместительством можно заниматься как по месту основной работы (внутренний совместитель), так и в других организациях (внешний совместитель) (ч. 3 ст. 282 ТК РФ).
Заявление о приеме на работу по совместительству, в принципе, точно такое же. Просто в нем нужно отметить, что устраиваетесь именно по совместительству. Укажите вид совместительства и этого будет вполне достаточно.
В 2022 году прием на работу можно оформлять только трудовым договором
Принимать на работу новых сотрудников теперь можно только по трудовому договору. Издавать приказ о приеме не обязательно. Такие изменения в статью 68 Трудового кодекса внес Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ. Новое правило действует с 22 ноября 2021 года.
Если работодатель все-таки хочет издать приказ, такое право за ним сохраняется. Составляйте приказ или распоряжение на основании данных трудового договора. Содержание приказа и условия договора должны соответствовать (ч. 1 ст. 68 ТК).
Раньше приказ о приеме на работу составляли и предъявляли новичку под подпись в течение трех дней с даты приема на работу. По требованию сотрудника работодатель был обязан выдать заверенную копию приказа (ч. 2 ст. 68 ТК). Теперь часть 2 статьи 68 ТК утратила силу (подп. «б» п. 2 ст. 1 Закона № 377-ФЗ). А значит, знакомить сотрудника с приказом не обязательно.
Отмена приказов о приеме на работу не освобождает работодателя от обязанности ознакомить работника под подпись с внутренними правилами компании, локальными нормативными актами, коллективным договором и т. д. (ч. 3 ст. 68 ТК). В этой части делайте все, как раньше.
-
Когда нужно заявление о приеме на работу
-
Как писать заявление на работу
-
Пример заявления о приеме на работу
-
Заявление на работу: пример для совместителя
-
Заявление на прием на работу по переводу
-
Что происходит после подачи заявления о принятии на работу
Когда нужно заявление о приеме на работу
В законе нет норм, которые обязывали бы руководство требовать от кандидатов заявлений о приеме. Их пишут по личной инициативе. В некоторых ситуациях заявление используют для таких целей:
- Контроль процесса трудоустройства. По заявлениям руководству легче отслеживать интерес соискателей, контролировать этапы приема и работу кадрового отдела.
- Упростить согласование при приеме. Когда устройство на работу контролирует несколько лиц, проще согласовывать процесс пометками на заявлении. Например, для трудоустройства нужно одобрение директора компании и начальника отдела. Кандидат пишет заявление, в котором каждый оставляет подпись с отметкой о согласии или несогласии. А кадровик — об исполнении.
- Подтвердить желание устроиться на работу. Соискатели пишут заявления, чтобы показать серьезность намерений.
Как писать заявление на работу
Заявление о приеме на работу пишут только при трудоустройстве на муниципальную или государственную должность. Так как у остальных нет обязательства подавать его при устройстве на работу, то и специальной формы не предусмотрели. Его можно писать в свободной манере.
Заявление на трудоустройство можно заполнить на компьютере или написать от руки. Главное, учесть все формальности.
Шапку располагают в правом верхнем углу листа. Пишут в ней:
- данные руководителя с указанием должности — в качестве получателя;
- правовую форму бизнеса;
- полное название — при приеме в организацию;
- данные заявителя.
В основном тексте нужно отразить желание устроиться на работу. Здесь уточняют:
- желаемую должность;
- наименование отдела;
- аспекты работы (например, испытательный период и его продолжительность, сезонный график и т.д.);
- зарплату;
- число, когда кандидат готов приступить к работе.
Заявитель датирует документ и ставит подпись.
Если работодатели при приеме просят у кандидатов заявления о принятии на работу, они могут составить собственные форм, закрепить их во внутренней политике и выдавать кандидатам.
Вместе с заявлением нужно передать документы, которые стандартно просят при трудоустройстве:
- удостоверение личности;
- трудовую — если есть;
- диплом об образовании или сертификаты, подтверждающие квалификацию;
- справку об отсутствии судимости — требуют для отдельных должностей, например, педагогов;
- документы воинского учета — для военнообязанных и подлежащих призыву на службу;
- страховое свидетельство.
Иногда при приеме на работу дополнительно просят передать другие документы, например:
- свидетельство о рождении ребенка;
- ИНН;
- выписку из наркодиспансера и другие.
Также будущего сотрудника при приеме на работу обязательно знакомят с трудовыми обязанности, распорядком и нормами безопасности под подпись.
Пример заявления о приеме на работу
Стандартный бланк может выглядеть так:
Образец заявления о приеме на работу
Заявление на работу: пример для совместителя
Если соискатель устраивается на работу по совместительству, это обязательно указывают в заявлении вместе с другими деталями: типом совместительства, ставкой.
Документ можно составить так:
Образец заявления на работу: пример для совместителя
Заявление на прием на работу по переводу
Перевод на работу может быть в рамках одной организации (например, из филиала в другой филиал) или от другой фирмы. В любом случае, работник сначала должен подать заявление на увольнение прежнему работодателю, а потом уже устраиваться к новому.
Заявление оформляют по стандартным правилам. В некоторых случаях нужно указать причину перевода или прежнюю должность.
Документ можно заполнить так:
Образец заявления на прием на работу по переводу
Что происходит после подачи заявления о принятии на работу
После того, как кандидат на должность подаст заявление на устройство на работу, кадровик направит его руководителю. Если соискателя принимают, начальник ставит в том же заявлении отметку об успешном трудоустройстве. Она может быть любой. Обычно пишут что-то емкое и понятное, по типу «Не возражаю», «Принят», «Прием одобряю», рядом ставят дату, ФИО и подпись.
После этого переходят к финальным этапам оформления нового сотрудника. С работником подписывают трудовой договор. Руководитель выпускает приказ о приеме.
Затем нужно присвоить новоиспеченному работнику индивидуальный номер, завести ему личную карточку и внести сведения в бумажную трудовую. После останется только оповестить ПФР — сдать СЗВ-ТД не позже следующего дня после даты приказа о приеме.
Хотя у заявления нет значимой юридической силы, оно может стать весомым доказательством в пользу работника при спорах в суде. Документ добавляют к личному делу и хранят минимум 75 лет.