Составление заявления на выдачу копии трудовой книжки происходит в тех случаях, когда работник предприятия или организации нуждается в подтверждении своего стажа, опыта или места работы.
Зачем писать заявление
Трудовая книжка является документом строго учета, поэтому в отношении нее выработаны определенные нормы и правила, в том числе по ведению и хранению.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк заявления на выдачу копии трудовой книжки .docСкачать образец заявления на выдачу копии трудовой книжки .doc
После того, как сотрудник принимается на работу, он сдает свою трудовую книжку в отдел кадров компании. Здесь в нее вносятся все необходимые сведения и здесь же она в составе личного дела работника, храниться вплоть до его увольнения. Ответственность за ее содержание и сохранность обычно несет специалист кадрового отдела, который не имеет права ни вносить в нее какие-либо «лишние» записи, ни выдавать ее на руки кому бы то ни было, даже владельцу. Если же последнему потребуется предоставить информацию из нее в какую-либо инстанцию, кадровик должен сделать с трудовой книжки копию или выписку. Но запуском для начала этого процесса служит письменное заявление со стороны работника.
Куда может потребоваться копия трудовой книжки
Копия трудовой книжки может понадобиться куда угодно. В большинстве случаев, это государственные структуры, например, такие как различные административные и социальные службы (для назначения льгот, пособий, субсидий), а также банковские учреждения (для получения займов и кредитов).
На самом деле, список адресов, по которым может потребоваться предъявление копии трудовой книжки довольно широк, но не исключены и случаи, когда трудовая книжка по каким-либо причинам утрачивается (теряется) и тогда данная копия также может сослужить отличную службу – на ее основе можно сделать дубликат, последовательно восстановив все необходимые записи.
Копия трудовой бывает востребована и при трудоустройстве на вторую работу (т.е. по совместительству).
Как делается копия
Обычно копия трудовой книжки делается при помощи ксерокса. При этом каждый лист копии должна отлично читаться и быть пронумерован. Все странички должны быть заверены печатью предприятия и подписью ответственного лица, который таким образом удостоверяет подлинность всех записей и самой копии снятой с оригинала.
Составление заявления
Унифицированного, единого для всех образца заявления на выдачу копию трудовой книжки нет, так что работник может писать его в свободном виде или по форме, разработанной на предприятии. Заявления обязательно должно включать в себя ряд обязательных сведений:
- данные о компании, в которой трудится человек,
- должность и ФИО сотрудника, на имя которого оно пишется,
- просьбу о выдаче копии,
- дату,
- подпись составителя.
При желании можно указать и причину, по которой потребовалась копия, а также инстанцию, в которую требуется предъявление документа, но если такого желания нет, то, по закону работник не обязан это писать.
Оформление заявления
Документ можно писать на стандартном чистом листе формата А4, как от руки, так и на компьютере. Главное условие: наличие оригинала подписи заявителя.
Заявление необходимо составлять в двух экземплярах,
- один из которых заявитель должен зарегистрировать либо в отделе кадров или у секретаря организации и оставить у себя,
- второй передать представителю работодателя.
Срок рассмотрения заявления
По закону, данное заявление должно рассматриваться не больше трех дней. При этом, работник может указать и более короткий срок, но в этом случае дата выдачи копии будет зависеть только от расторопности работодателя – закон не обязывает его строго следовать требованию сотрудника по периоду выдачи копии трудовой книжки. При особо острой необходимости, в заявлении следует указать достаточно вескую и уважительную причину с приложением подтверждающих документов.
Имеет ли право работодатель отказать в выдаче копии
Если сотруднику требуется какая-либо информация из трудовой книжки, оформленная в виде выписки или копии, работодатель не вправе отказать ему в этой просьбе.
По закону, трудовая книжка — собственность работника, которая на период действия трудового договора храниться у работодателя. Если не выдать выписку или копию, то это станет нарушением прав работника, по факту которого он имеет право пожаловаться в трудовую инспекцию, которая, в свою очередь, вынесет предписание к устранению нарушения и подвергнет работодателя административному наказанию.
Образец заявления на выдачу копии трудовой книжки
С точки зрения делопроизводства, данное заявление имеет вполне обычную структуру.
- В начале документа слева или справа (это не имеет значения) указывается адресат:
- полное наименование организации с указанием ее правового статуса (ИП, ОАО, ООО, ЗАО),
- должность,
- фамилия-имя-отчество руководителя (или иного лица, ответственного за выдачу копий трудовых книжек).
- Далее вписывается должность и фамилия-имя-отчество заявителя.
- Ниже пишется дата составления заявления и населенный пункт, в котором зарегистрирована фирма.
- После этого посередине строки указывается слово «заявление» и ставиться точка.
- Далее идет собственно текст просьбы о выдаче копии трудовой книжки. Здесь можно (но не обязательно) указать причину и сослаться на букву закона, который однозначно говорит о праве работника получать копии своих личных документов от работодателя.
- В завершение документ нужно подписать и расшифровать подпись.
Актуально на: 8 июня 2018 г.
0
Трудовое законодательство предусматривает обязанность работодателя выдавать работнику документы, связанные с работой, и их копии (ст. 62 ТК РФ). Эти документы выдаются работодателем на основании заявления работника. А как написать заявление на выдачу трудовой книжки (копии)?
Трудовая книжка: выдаем оригинал, копию или выписку
Если работник не увольняется, то оригинал трудовой книжки работодатель обязан выдать ему, только если трудовая книжка понадобилась такому работнику для представления в органы социального страхования (обеспечения). В иных случаях работодатель может подготовить для работника или копию трудовой книжки, или выписку из нее. Копия трудовой книжки обычно требуется банком, если гражданин хочет взять кредит.
Оригинал, копия трудовой книжки или выписка из нее представляются работнику на основании его заявления. Выдать такие документы работодатель обязан не позднее 3 рабочих дней со дня подачи работником соответствующего заявления (ч. 1 ст. 62 ТК РФ, п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225). За нарушение срока выдачи трудовой книжки, ее копии или выписки из нее (в случае, если работник пожалуется в трудинспекцию) работодатель и его должностные лица могут быть привлечены к следующей ответственности (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
- предупреждение или штраф на должностных лиц, а также работодателя-ИП в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
- штраф на работодателя-организацию от 30 000 до 50 000 рублей.
Копия трудовой книжки или выписка из нее представляется работодателем работнику бесплатно.
Составляем заявление на выдачу копии трудовой книжки
Заявление для выдачи трудовой книжки на руки, копии трудовой книжки или выписки из нее составляется в произвольном виде. Если запрашивается оригинал трудовой книжки, необходимо указать причину и место последующего представления трудовой книжки. Важно помнить, что при получении на руки оригинала трудовой книжки работник обязан будет не позднее 3 рабочих дней со дня получения трудовой книжки в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение), вернуть ее работодателю (ч. 4 ст. 62 ТК РФ).
Также важно помнить, что работодатель несет ответственность за учет и хранение трудовых книжек (ч. 3 ст. 66 ТК РФ, п. 45 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225 ). Поэтому при выдаче оригинала трудовой книжки работодателю нужно документально подтвердить такой факт. Например, сделать отметку в книге учета движения трудовых книжек или получить от работника расписку о получении оригинала трудовой книжки. Тем самым работодатель сможет избежать ответственности в случае, если, например, работник свою трудовую книжку потеряет.
Приведем заполненный образец заявления на выдачу трудовой книжки (копии).
Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу
Скачать
Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу
Скачать
Заявление представляет собой официальное обращение по какому-либо вопросу. Может подаваться в различные учреждения — от ИП и компаний до государственных структур. Повод для написания заявления также может быть различным — устройство на работу, просьба о возврате денежных средств и проч.
Адресатом заявления может быть продавец, работодатель или государственный орган. При подаче работодателю сотрудник может попросить о получении отпуска, об увольнении, возмещении ущерба. При подаче продавцу покупатель требует обмена или возврата средств и др. При подаче в госорганы гражданин вправе сообщить о своих просьбах и желаниях — например, об открытии ИП, о переходе на новую систему налогообложения и т.д.
Документ составляется в свободной письменной форме. Указываются данные автора и получателя, заголовок, суть и причины обращения с аргументацией, ставится дата и подпись. Для обоснования обращения к заявлению можно прикрепить дополнительные документы в качестве доказательства
Виды и варианты заявлений
- Заявление на развод.
- Заявление на алименты.
- Исковое заявление.
- Деловое письмо-заявление от одной компании другой.
- Заявление в компанию от физлица и проч.
специалист по кадровому делопроизводству
Когда работодатель обязан предоставить копию бумажной трудовой книжки работнику (как оформить заявление, соблюсти срок изготовления). Как зафиксировать факт своевременной передачи работнику копии его трудовой книжки.
Какие общие правила заверения копий многостраничных документов существуют, где они прописаны и в чем расходятся. Как в итоге поступать: копировать листы трудовой книжки, скреплять их, заверять (какие надписи где располагать). Как можно минимизировать трудозатраты. Почему сложно будет полностью указать местоположение оригинала изготовленной копии трудовой книжки. Какие нестандартные запросы встречаются у получателей таких копий, и как на них реагировать.
Казалось бы, в век цифровых технологий понятие копии трудовой книжки должно бы уйти в прошлое: выписку со сведениями о трудовой деятельности СТД-ПФР можно получить, кликнув несколько раз мышкой на портале госуслуг. Но пока в сейфах работодателей хранится хоть одна бумажная трудовая книжка, вопрос правильного оформления ее копии останется актуальным. А отказ от бумажных трудовых книжек пока выбрали не все работники.
Когда работодатель обязан выдать копию трудовой книжки
Правила выдачи документов, связанных с работой, и их копий определены в ст. 62 ТК РФ. Работодатель обязан предоставить копию трудовой книжки в случае соблюдения одновременно 2 условий:
- если от работника поступило письменное заявление с просьбой выдать ему заверенную копию трудовой книжки и
- работодатель ведет его трудовую книжку в бумажном виде.
Напомним, трудовая книжка может находиться на руках у работника. В частности, когда он получил ее в связи с переходом на получение сведений о трудовой деятельности 1 в электронном виде (в разговорной речи это называется переходом на электронную трудовую книжку) или не передавал ее работодателю при трудоустройстве на дистанционную работу 2 и по-прежнему не хочет отдавать ее для ведения. В этом случае работодатель не обязан изготавливать и заверять ее копию, даже когда работник принесет оригинал.
ТК РФ также установлены:
- срок реагирования на просьбу работника (не более 3 рабочих дней со дня подачи заявления) и
- требование о заверении копии трудовой надлежащим образом. Однако какой способ заверения является надлежащим, ТК РФ не уточняет.
Как регламентируется заверение копий
В Порядке ведения и хранения трудовых книжек, утв. приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н 3, о копиях и их надлежащем заверении упоминается лишь вскользь в абз. 7 п. 29. Причем говорится о копиях документов, подтверждающих стаж работы, а не конкретно о копии трудовой книжки. Но как именно надлежит заверять – увы, ответа здесь нет.
Общие правила оформления отметки о заверении копии документа приведены в привычном нам ГОСТ Р 7.0.97-2016 4.
Фрагмент документа
ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»
Здесь справедливо заметить, что трудовая книжка не является организационно-распорядительным документом (т. е. не попадает под действие данного ГОСТ), да и сам стандарт применяется на добровольной основе 5.
Но у нас есть еще один нормативный правовой акт – Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 № 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» 6. Он является действующим и обязательным к применению. А порядок оформления заверительной записи из ГОСТ…
Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа
Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
- его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
- все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение
действия комплексной подписки.
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои
рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей
помощью!
Рекомендовано для вас
- Свежие
- Посещаемые
Как выдавать СТД-Р: консультация юриста
Кому надо выдавать сведения о трудовой
деятельности по форме СТД-Р. Когда это делать при увольнении и когда текущему работнику по его инициативе (показали пример расчета сроков). Когда необходимо заявление от работника (показали и его образец). Как документировать выдачу СТД-Р. Какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р.
Светлана Зимина
консультант по кадровому делу и трудовому
праву
Печати – как использовать грамотно
На каких документах и как ставить оттиск
печати (что захватывать, а что нет). Какие виды печатей существуют, и что скрывается за понятиями гербовая печать, реестровая печать, основная печать, круглая печать, дополнительная, специального назначения. Какие организации какие виды печатей имеют право использовать. Может ли быть несколько основных печатей. Как изготовить максимально защищенную печать. Как документально легализовать ее. Как навести порядок в использовании разных видов печатей в организации (основной, «для договоров», «для таможенных документов» и т.д.). Показали примеры оформления приказов о вводе печати в оборот и выводе из него, журнала выдачи (учета) печатей, акта об уничтожении печати комиссией.
Елена Карпычева
канд. ист. наук, доцент Российского университета
транспорта
Как заполнить новую форму сведений о трудовой деятельности (СТД-Р)
C 2023 года действует новая форма СТД-Р. Что
и почему в ней изменили. Объясняем на примере, как ее заполнить. Даем рекомендации относительно спорных моментов.
Александр Айдаев
юрист ООО «Юридическая помощь»
Если испорчены бланки трудовой книжки и вкладыша
Отвечаем на следующие вопросы. В каких
случаях бланки трудовой книжки и вкладыша в нее считаются испорченными? Кто уполномочен принимать решение об их уничтожении? Как составить акт об уничтожении и требуются ли дополнительные документы? Какая специфика есть у бюджетных организаций? Показываем образцы оформления: приказа о создании комиссии по списанию и уничтожению бланков; актов об уничтожении (составленных как комиссионно, так и единолично); отражения порчи бланков в приходно-расходной Книге по учету бланков трудовой книжки и вкладыша и в Книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (даем разные возможные варианты заполнения).
Светлана Зимина
консультант по кадровому делу и трудовому
праву
Как прошить и заверить оригиналы и копии документов
На примерах показываем: как прошить листы
документа; что включить в заверительную надпись, если это сшив оригинала, если сшив копии и если сшив многостороннего документа (например, договора, акта, протокола). Как заверить копию и что указать, если оригинал, с которого она изготавливается, не подшит в дело. Какова специфика заверения копий документов, представляемых налоговым органам. Если заверять приходится много копий, то стоит оформить делегирование этого права от руководителя другим сотрудникам – показываем образцы соответствующего приказа, доверенности и фрагмент Инструкции по делопроизводству. Данное право можно предоставить даже людям, не являющимся штатными сотрудниками. Опубликован опыт компании СКБ Контур,
Екатерина Ефанова
руководитель отдела документационного
обеспечения СКБ Контур
Печати – как использовать грамотно
На каких документах и как ставить оттиск
печати (что захватывать, а что нет). Какие виды печатей существуют, и что скрывается за понятиями гербовая печать, реестровая печать, основная печать, круглая печать, дополнительная, специального назначения. Какие организации какие виды печатей имеют право использовать. Может ли быть несколько основных печатей. Как изготовить максимально защищенную печать. Как документально легализовать ее. Как навести порядок в использовании разных видов печатей в организации (основной, «для договоров», «для таможенных документов» и т.д.). Показали примеры оформления приказов о вводе печати в оборот и выводе из него, журнала выдачи (учета) печатей, акта об уничтожении печати комиссией.
Елена Карпычева
канд. ист. наук, доцент Российского университета
транспорта
Справки, копии и выписки из документов
Каковы назначение и правила оформления
справок, выписок и заверенных копий документов? Подробно разобран состав используемых реквизитов, даны образцы оформления.
Екатерина Каменева
эксперт в области документационного обеспечения
управления
Как прошить документы
Чем можно руководствоваться при прошивке
документов? На сколько отверстий должен прошиваться документ? И какое расстояние должно быть между ними?
Вера Иритикова
профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Используем Cookies на нашем веб-сайте для того, чтобы обеспечить пользователям максимальное удобство. Подробнее
Как составить заявление о выдаче копии трудовой книжки?
Как составить заявление о выдаче копии трудовой книжки?
Заявление работника о выдаче ему копии трудовой книжки является обязательным при представлении работодателем такой копии. Работник составляет заявление в письменной форме самостоятельно либо с использованием формы, утвержденной локальным актом работодателя.
Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (ч. 3 ст. 66 ТК РФ).
Работникам в некоторых случаях может понадобиться копия трудовой книжки (например, для получения кредита в банке, визы и т.п.).
По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (в том числе ведущейся работодателем трудовой книжки). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и представляться работнику безвозмездно (ст. 62 ТК РФ).
Такая же обязанность закреплена п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225.
Форму заявления работника о представлении ему копии трудовой книжки работодатель вправе утвердить самостоятельно в локальном нормативном акте, либо такое заявление составляется работником самостоятельно в произвольной форме.
При этом заявление должно быть в письменной форме и содержать следующие элементы:
наименование работодателя;
фамилию, имя, отчество (при наличии) работника;
должность работника;
дату написания заявления;
подпись с расшифровкой;
дату получения представителями работодателя заявления.
Указание причины представления копии трудовой книжки работнику может осуществляться по желанию самого работника (например, при необходимости получения копии в кратчайший срок). Законодательно такая обязанность отсутствует и не может являться причиной отказа принятия представителем работодателя заявления.
Пример. Заявление о выдаче копии трудовой книжки
Директору
должность руководителя организации
ООО «Ромашка»
наименование организации
Иванову И.И.
фамилия и инициалы руководителя
от Смирнова Николая Николаевича
Ф.И.О. работника
старшего юриста
должность работника
отдела юридического сопровождения
наименование структурного подразделения
Заявление
Прошу представить мне копию трудовой книжки, заверенную в
установленном порядке.
1 сентября 2020 г.
Смирнов Н.Н.
подпись
1 сентября 2020 г.
Петрова В.В.
подпись работника кадровой службы
Д.А. Мыльникова,
советника государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Министерство труда и
социальной защиты
Российской Федерации
См. также: В каком порядке оформляется выписка из трудовой книжки?