Как правильно написать заявление на закрытие торговой точки

Представим, у предпринимателя есть магазин смартфонов в торговом центре. В магазине работают два продавца. Продажи идут плохо, поэтому предприниматель решает свернуть точку, но ИП оставить для другого бизнеса. Давайте вместе закроем магазин.

☕🍔✂🧘‍♀️🛠На месте магазина смартфонов может быть кафе, мастерская, фитнес или салон красоты. На месте продавцов — официанты, мастера, тренеры, парикмахеры и любые другие работники.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Как быть с работниками

С работниками можно расстаться по соглашению или сократить. 

В нашем примере проще всего расторгнуть с продавцами договор по соглашению сторон из ст. 78 ТК РФ. Соглашение подписывают, если и продавец, и работодатель готовы расстаться прямо сейчас. Безусловный плюс в том, что можно не выжидать положенных по закону сроков.

Образец соглашения о расторжении трудового договора

Если продавцы не согласны на увольнение по соглашению, их сокращают по ч. 2 ст. 81 ТК РФ.

О сокращении продавцов надо предупредить персонально и под расписку. Персонально — значит, в уведомлении стоит ФИО работника и вручается ему в руки. Срок уведомления надо смотреть в трудовом договоре. Если его нет, послать уведомления можно в любой срок, например, за две недели. Также за две недели ИП сообщает о сокращении в службу занятости.

Два месяца нужны работникам на поиск нового места работы. Но расстаться раньше всё же можно. Тогда это время надо заменить пропорциональной зарплатой. Если времени нет, это выход для ИП.

Образец уведомления о сокращении

У некоторых работников есть преимущественное право остаться на работе — то есть это конкуренция за место. Мы не рассматриваем эту ситуацию, потому что договорились, что сокращаем всех.

ИП платит сокращённому работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка и сохраняет зарплату на два месяца трудоустройства, только если это предусмотрено трудовым договором. Если таких гарантий в трудовом договоре нет, работнику платят только долг по зарплате и компенсацию за неиспользованный отпуск.

Основание — ст. 307 ТК РФ и п. 28 Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2018 № 15.

Работника нельзя увольнять, когда он в отпуске, на больничном или в декрете. Также нельзя увольнять беременных женщин. Эти обстоятельства отодвинут срок увольнения. Еще нельзя сокращать работников из ч. 4 ст. 261 ТК РФ.

Что с налогами

Посмотрим, как ИП продолжит платить налоги.

УСН

Налог по УСН не привязан ни к точке, ни к виду деятельности. Поэтому платим налог дальше с доходов от нового бизнеса или сдаём нулевые декларации.

Страховые взносы за себя

ИП платит взносы на пенсию и больничный даже при отсутствии дохода и торговых точек. 

Патент

Патент выдают на конкретный вид деятельности. В нашем случае это розничная торговля. Если точка со смартфонами была единственной, надо писать заявление на прекращение патента и возвращать переплату.

В налоговую надо подать заявление по форме № 26.5-4. Сделать это нужно в течение 10 календарных дней после того, как закрыли точку. Стоимость патента пересчитают. Дальше надо подать заявление на возврат или зачёт переплаты: на бумаге или через личный кабинет налогоплательщика с электронной подписью.

Если прекратили деятельность по патенту, получить новый по этому же виду деятельности можно только с 1 января следующего года — п. 8 ст. 346.45 НК РФ.

Если ИП закрыл только одну точку из нескольких с одним патентом, то патент всё равно понадобится новый. А по старому тоже можно вернуть переплату. Так пояснил Минфин в письме № 03-11-09/53236.

Торговый сбор в Москве

Закрываем магазин, значит, у нас пропадает объект торговли. 

Чтобы дальше не платить торговый сбор, надо подать заявление по форме ТС-2 в течение пяти дней после прекращения торговли. Заявление подают в налоговую, где ИП числится как плательщик торгового сбора — ч. 2 ст. 412 НК РФ.

Если уложиться в пять дней, торговый сбор перестанут начислять с даты закрытия точки. Если нет, то с даты подачи заявления. 

Что с кассой

Если касса для нового бизнеса не нужна, надо расторгнуть договор на ОФД. После кассу надо снять с учёта не позднее следующего дня — ч. 5 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ. 

Для снятия с учёта в налоговую подают заявление по форме КНД 1110062.

Но кассу можно использовать и в новом бизнесе, если там она тоже обязательна. Тогда кассу надо перерегистрировать на новый адрес. Это можно сделать через личный кабинет на сайте ФНС.

Статья: кто должен применять кассу в 2022 году

Уютный телеграм-канал, где переводят законы на человеческий язык

Подписаться →

Что с арендой 

Можно просто дождаться истечения срока аренды, если дата близко. После истечения срока помещение надо вернуть по акту. А неиспользованный депозит забрать.

Чтобы съехать досрочно, договор аренды надо расторгнуть и тоже вернуть помещение по акту. За сколько надо предупредить арендодателя, надо смотреть в своём договоре аренды. Поищите раздел про расторжение и сделайте так, как написано в пунктах.

До возврата помещения по акту начисляется арендная плата. Не упустите этот момент.

Статья: как разорвать договор аренды

Закрытие магазина не отменяет права потребителей. Покупатели из нашего примера могут сдать бракованные смартфоны и забрать деньги. Предпринимателя найдут по адресу и ИНН из чека, претензию пришлют на домашний адрес. Но даже если пришлют на адрес магазина, на претензию надо реагировать. Поэтому стоит отслеживать письма на имя ИП на закрывшейся точке.

Надо ли менять ОКВЭД 

Если предприниматель вместо торговли смартфонами займётся новым делом, понадобится новый код ОКВЭД. Если только нужный код сразу не записывали при открытии ИП. Старый код убирать не надо.

Для добавления нового ОКВЭД надо подать в налоговую заявление формы № Р24001. Заполнить и отправить можно через сервис налоговой Внести изменения в сведения об ИП.

Статья актуальна на 

18.04.2022

Перейти к содержанию

Роспотребнадзор (стенд)

Образец оформления заявления о прекращении деятельности. — Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

Войти

Заявление о прекращение ИП

  • 26 апреля 2022
  • Просмотров:

Ликвидация бизнеса — это не только закрытие торговой точки и разрыв контрактов.

В статье:

  1. Образец заполнения страниц формы Р26001
  2. Действующие правила ФНС по заявлению о прекращение деятельности ИП
  3. Варианты подачи документов на закрытие ИП

Пока гражданин числится предпринимателем в реестре, за ним сохраняется обязанность уплаты страховых отчислений и подачи отчетности. Чтобы выйти из реестра ЕГРИП, нужно подать в налоговую заявление на закрытие ИП. В 2022 г. для этого используют бланк Р26001 (форма КНД 1112512).

Сегодня вы узнаете, как правильно заполнить данную форму, какие требования предъявляет к документам налоговая и сможете скачать бланк excel, чтобы подготовить заявление Р26001 самостоятельно.

Пример готового заявления Р26001

  • Подготовить документы и подать онлайн
    Внесите в анкету персональные данные для автоматической подготовки заявления Р26001. Готовый документ можно сохранить и подать самостоятельно, или воспользоваться услугой сервиса и направить онлайн по ЭЦП.
    Заполнить Р26001
  • Скачать шаблон заявления Р26001 для печати и заполнения от руки
    PDF, 34 КБ
  • Скачать образец формы № Р26001 для заполнения на компьютере
    XLS, 42 КБ

1. Образец заполнения страниц формы Р26001

Бланк заявления о прекращение предпринимательской деятельности состоит из 2-х страниц, рассмотрим их заполнение по каждому пункту.

Образец заполнения Листа 1

В 1 пункте заявления предприниматель указывает свои ФИО и регистрационный номер. Посмотреть свой ОРГНИП можно, скачав выписку из ЕГРИП.

Во 2 пункте 2 бизнесмен должен выбрать способ получения уведомления о закрытии ИП:

  • По e-mail: уведомление будет направлено автоматически, нужно указать свою действующую почту.
  • В распечатанном виде: дополнительный вариант, который бизнесмен выбирает при необходимости получения бумажных документов. В этом случае нужно указать в поле цифру “1”.

В 3 пункте нужно указать контактный номер для связи.

Ниже вы увидите поля для ФИО и подписи: их пока трогать не нужно. Информация в эти графы вносится в присутствии сотрудника, принимающего документы — в ИФНС, МФЦ или у нотариуса. Если предприниматель подает заявление о прекращение деятельности ИП онлайн, то поля остаются пустыми, поскольку ручная подпись заменяется ЭЦП.

Образец заполнения Листа 2

Пункты второй страницы бизнесмен не заполняет: они предусмотрены для удостоверяющих отметок:

В пункте 4 отметку ставит инспектор налоговой, принимая документы в ИФНС или сотрудник МФЦ, если ИП выбрал вариант подачи через центр “Мои документы”.

5 пункт предназначен для заметок нотариуса, удостоверяющего документ при необходимости (в случае подачи заявления Р26001 по почте или через представителя).

Нужно подготовить заявление Р26001?

Наш сервис готов вам помочь! Он сформирует для вас форму Р26001 в соответствии с актуальными требованиями налоговой. Документы на ликвидацию ИП можно будет сохранить для самостоятельного обращения в ИФНС или направить их дистанционно через сервис, не выходя из дома.

2. Действующие правила ФНС по заявлению о прекращение деятельности ИП

Предпринимателям следует внимательно относиться к правилам ФНС, которые предъявляются к документам. Заявление Р26001 оцифровывается в ФНС автоматически, и из-за ошибок или неточностей оно может быть не распознано. Придется изучить — как писать символы, какими чернилами, где можно ставить прочерки и пр.

Правила ФНС по заполнению документов в 2022 г.:

  • Форму Р26001 можно подготовить на компьютере или заполнить вручную.
  • На ПК бланк заполняется только шрифтом Courier New, высотой 18.
  • От руки можно писать только синими, черными или фиолетовыми чернилами.
  • Нумеровать листы необходимо трехзначными числами: 001 и 002.
  • В одной ячейке нужно указывать только один символ или пробел.
  • В качестве пробела пропустите одну клетку.
  • Буквы в заявлениях используются только заглавные и только печатные.
  • Пустые поля прочеркивать запрещается.
  • При заполнении номера телефона не нужно ставить пробелы, скобки, использовать прочерки. Начинать номер необходимо с +7.

3. Варианты подачи документов на закрытие ИП

ФНС допускает разные варианты подачи заявления Р26001 — выбирайте подходящий:

  • Отправьте форму Р26001 дистанционно с помощью онлайн-сервиса. Мы поможем с оперативной подготовкой и отправкой документов через интернет, вам не потребуется лично посещать ИФНС и уплачивать государственную пошлину.
  • Подайте заявление о прекращение деятельности ИП через сайт ФНС или Госуслуги, если у вас есть своя УКЭП, программа криптозащиты с действующей лицензией, а также подходящий браузер для работы с ЭЦП и готовое заявление в электронном виде. Чтобы не допустить ошибок при заполнении бланка, обращайтесь к нашему сервису.
  • Отнесите документы прямо в налоговую, если располагаете временем на очереди и готовы оплатить пошлину. Подать заявление Р26001 в ИФНС можно и через представителя, но на него нужно подготовить нотариальную доверенность, а также удостоверить свою подпись на документе.
  • Запишитесь в МФЦ и передайте документы через сотрудника. В данном случае взаимодействие с налоговой происходит электронно, пошлина не оплачивается.
  • Отправьте форму Р26001 почтой, заверив свою подпись у нотариуса и приложив квитанцию на пошлину. Используйте отправку ценным письмом с уведомлением.
  • Обратитесь к нотариусу: в рамках платной услуги можно отправить пакет документов в налоговую по ЭЦП нотариуса.

Рассмотрение заявления Р26001 занимает 5 рабочих дней, после чего налоговая отправляет бизнесмену уведомление. В уведомлении будет лист записи из ЕГРИП, если ИП закрыто, или сообщение о причине отказа.

Хотите заполнить и подать онлайн форму Р26001?

Наш сервис — для тех, кто ценит свое время! Мы помогаем предпринимателям в подготовке бланков для налоговой и предоставляем услугу по онлайн-подаче. Вы получите правильно оформленное заявление и сможете закрыть ИП без личного присутствия в инспекции! Это максимально удобно, быстро и выгодно: не нужно платить пошлину и обращаться к нотариусу!

Когда дело заходит в тупик, порой единственный выход — ликвидировать компанию. Расскажем в статье, какие шаги для этого предпринять.

Как ликвидировать ООО или ИП

Ликвидировать ИП проще, чем организацию, с юридической зрения. Сроки закрытия — от 5 дней плюс от двух месяцев, если в штате есть сотрудники.

Чтобы закрыть организацию, потребуется больше процедур. Закрываются компании в среднем до полугода, от 2,5 месяцев и до года и дольше, если по ходу возникают судебные разбирательства.

При этом ИП несет полную финансовую ответственность и обязан погасить долги перед контрагентами и бюджетом.

При добровольной ликвидации ООО рассчитываются с долгами до закрытия.

Самозанятый ИП сообщает в налоговую о прекращении деятельности через приложение «Мой налог». Предпринимателя снимают с учета, приходит соответствующее уведомление.

Шаг 1. Принять решение 

Чтобы закрепить намерение, проводят собрание участников. 

Если в организации один учредитель, нужно решение единственного учредителя. 

Если учредителей несколько, составьте протокол.

В документе пропишите, что приняли решение ликвидировать организацию. Укажите состав ликвидационной комиссии из числа сотрудников или единолично. Обозначьте планируемую дату ликвидации.

ИП никого уведомлять о закрытии не обязан. 

Шаг 2. Уведомить налоговую

Отправьте заявление о ликвидации юрлица в инспекцию ФНС по форме Р15016.

 Важно! Это нужно сделать в течение трех дней с даты решения или протокола о ликвидации. Если опоздать, могут оштрафовать на 5 тысяч рублей.

Приложите решение единственного учредителя или протокол общего собрания.

Документы можно подать лично в инспекцию или в МФЦ, а также отправить ценным письмом по «Почте России» или в личном кабинете налогоплательщика (нужна действующая электронная подпись).

В течение пяти дней получите уведомление о выездной проверке: проверят работу за последние три года (п. 11 ст. 89 НК РФ). Либо ЕГРЮЛ с отметкой о том, что организация ликвидируется. С этого момента нельзя исправлять учредительные документы.

Других уведомлений никуда отправлять не нужно, налоговая предупредит остальные госорганы.

Читайте также: Проверки бизнеса в 2022 году: какие отменили, а какие нет

Эксперты Главбух Ассистент подготовят ваших сотрудников и документацию к выездной налоговой проверке. 

Других уведомлений никуда отправлять не нужно, налоговая предупредит остальные госорганы.

ИП. Если сотрудников нет, достаточно заявления по форме Р26001 и уплатить пошлину в 160 рублей. Через пять дней ИП будет закрыт официально.

Шаг 3. Рассказать всем о закрытии

Далее — но не менее чем за два месяца до ликвидации — компания обязана сообщить о событии нескольким адресатам.

СМИ. Отправьте сообщение в «Вестник государственной регистрации». Тип сообщения — «о ликвидации ЮЛ». Заполните поля заявки, подпишите электронной подписью. При электронной заявке — публикация бесплатная.

Платные варианты:

  • лично посетить редакцию  по адресу: Москва, Нахимовский пр-т, 32. ИДВ РАН, оф. 1300;
  • направить письмо в редакцию по почте: 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 32. ИДВ РАН, оф. 1312, получатель — ООО «КоммерсантЪ КАРТОТЕКА»;
  • написать в Федресурс (в течение трех рабочих дней со дня принятия решения).

Контрагенты. Направьте каждому контрагенту, кто может предъявить финансовые или имущественные претензии, заказное письмо с уведомлением о скором прекращении деятельности. Соберите все вернувшиеся уведомления. 

Шаг 4. Запустить процедуру увольнения сотрудников

Уведомления

По общему правилу, уведомить сотрудников следует за два месяца до увольнения, если сокращение массовое — за три месяца. Массовым сокращением считается увольнение свыше 15 человек, но значение по региону может быть другим. В трудовом договоре с ИП может быть прописан иной срок, но не менее двух недель.

Сообщите сотрудникам о решении в уведомлении. Соберите подписи сотрудников в листе ознакомления. 

Оповестите службу занятости не позже чем за две недели до планируемой даты ликвидации о том, что ИП закрывается и данные об увольняемых сотрудниках. 

Важно! Уточните в ЦЗН, на каких бланках они принимают уведомления. Если строго свои, скачайте и заполните предложенные ими. 

Штраф за непредоставление информации — 300–500 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Увольнение

В день увольнения подготовьте приказы и заполните бумажные трудовые книжки.

Выдайте сотрудникам:

  • расчетный листок;
  • заполненную трудовую книжку;
  • справку о доходах;
  • справку №182н.

Заплатите сотрудникам:

  • зарплату за отработанный месяц (полный или неполный);
  • компенсацию за неиспользованные дни отпуска; 
  • премии и выходное пособие, если те предусмотрены договоренностями или трудовым договором.

Сформируйте отчет СЗВ-ТД. Отправьте его в день увольнения или на следующий день после.

Важно! В самую последнюю очередь увольняют членов ликвидационной комиссии.

Шаг 5. Сдать промежуточный ликвидационный бухбаланс

С момента публикации должно пройти не менее 2 месяцев. Это время нужно, чтобы кредиторы успели выставить требования. Составьте реестр долгов.

Рекомендации по заполнению те же, что для бухбаланса по форме №1. Дополнительно укажите:

  • перечень имущества компании;
  • требования кредиторов и решение по ним;
  • судебные имущественные и финансовые требования.

Документ должны утвердить на очередном собрании участников, если учредителей несколько, или решением единственного учредителя.

Подайте в налоговую баланс и решение либо протокол собрания. Получите обновленную выписку.

Правильно составить промежуточный и окончательный ликвидационный балансы помогут аттестованные главбухи.

Шаг 6. Заплатить долги

Расположите все обязательства в порядке очередности (по ГК РФ):

  1. Люди, которым нанесен вред жизни или физическому либо психическому здоровью.
  2. Выплата окладов, компенсаций и выходных пособий уволенным сотрудникам.
  3. Налоги, взносы, штрафы и пени;
  4. Остальные обязательства.

Долги 1-й и 2-й очередей следует гасить сразу, 3-й и 4-й — через месяц после утверждения промежуточного баланса.

Если наличных денег не хватает для расчетов, ликвидаторы организуют торги по продаже имущества компании. Если и этого недостаточно, компания открывает дело о банкротстве.

Шаг 7. Сформировать окончательный бухбаланс

Когда погашены все обязательства, бухгалтер или собственник составляет финальный ликвидационный баланс. Процедура утверждения — собранием участников или решением единственного учредителя — та же.

Шаг 8. Сдать отчетность

Отчитайтесь за уволенных:

  • в налоговую: РСВ, 6-НДФЛ и декларацию по УСН (для «упрощенцев»);
  • в ФСС: 4-ФСС;
  • в ПФР: СЗВ-ТД, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ.

Перечисленные отчеты по сотрудникам актуальны для ООО и ИП.

Организации и ИП на ОСНО и ЕСХН сдают другие декларации согласно виду деятельности.

ИП рассчитывают сумму страховых взносов взносов «за себя» в ПФР и ФФОМС. В 2022 году это 43 211 рублей плюс 1% с дохода, который превысил 300 тысяч рублей в течение года. Это ставка за полный год. Сумму к оплате рассчитайте соразмерно числу отработанных в году дней.

ИП на УСН сдают налоговую декларацию до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, когда закрылся ИП.

ИП на ОСНО сдают:

  • 3-НДФЛ в течение пяти дней после исключения из ЕГРИП, на уплату НДФЛ отводится 15 дней;
  • декларацию по НДС —  до 25 числа первого месяца в следующем после закрытия квартале, сам НДС делят на три равные части и уплачивают в течение трех месяцев.

ИП на патенте не сдают отчетности. Сумму патента можно пересчитать и вернуть переплату.

Важно! Заплатить налоги и взносы можно и после официального закрытия ИП. Все долги теперь взыщут с физического лица.

Все имущество, что осталось после уплаты в бюджет и в пользу кредиторов, распределяется между участниками ООО. Единоличный учредитель все забирает себе.

Шаг 9. Снять с учета онлайн-кассу

Когда вы уверены, что больше не получите выручку от физлиц или юрлиц наличными или картой, можно снимать ККТ с регистрации.

Сделать это можно: 

  • самостоятельно, через личный кабинет ККТ;
  • в сервисном центре, где оказывают такие услуги;
  • в налоговой инспекции.

Налоговики примут заполненное заявление о снятии ККТ с регистрации.

Если закрываете онлайн, корректно заполните поля электронной формы, бумажное заявление не нужно. При закрытии фискального накопителя сформируется отчет, который понадобится для снятия кассы с регистрации.

Важно! Если не снять кассу с учета добровольно, налоговая сделает это принудительно. Но могут возникнуть проблемы с закрытием фискального накопителя: дата закрытия окажется позже даты ликвидации предприятия, система выдаст ошибку, а налоговая потребует отчет. Придется «вручную» решать проблему с налоговиками. 

Не выбрасывайте фискальный накопитель.

Шаг 10. Закрыть расчетный счет в банке

  1. Напишите заявление в отделении банка на закрытие расчетного счета.

ИП могут сообщить о закрытии даже онлайн или по телефону, если это предусмотрено правилами банка. 

  1. Получите справку о закрытии счета. 
  2. Также расторгните договор эквайринга с банком, если принимали оплату картой.

Шаг 11. Подать документы на закрытие организации

В последнюю очередь — подавайте в инспекцию пакет документов на снятие компании с регистрации и исключение из ЕГРЮЛ.

Предоставьте:

  • уведомление по форме Р15016;
  • окончательный ликвидационный бухбаланс;
  • квитанцию об уплате пошлины. 

С 2019 года госпошлина в 160 (для ИП) и в 800 (для ООО) рублей отменена, если заявление подают в электронном виде.

Сделать это можно: 

  • в личном кабинете налогоплательщика (нужна электронная подпись).
  • по «Почте России» ценным заказным письмом с описью (все бумаги предварительно заверяют у нотариуса);
  • самостоятельно через налоговую или МФЦ;

При подаче документов через МФЦ и через отделение налоговой в платежке на пошлину будут разные КБК.

Шаг 12. Сформируйте архив

Закрытие бизнеса не освобождает от налоговых проверок. 

Документы, не подлежащие хранению, уничтожьте, подтвердив актом. Утилизируйте печать, если использовали в работе.

Храните: 

  • налоговые документы — 4 года после ликвидации;
  • платежки — 6 лет;
  • фискальный накопитель — 5 лет;
  • кадровые документы и личные дела сотрудников — 50 лет.

Как обойтись без закрытия

  • Пересмотреть бизнес-модель, найти других поставщиков, перейти на другие товары и услуги, переориентироваться на другую целевую аудиторию;
  • Продать долю в компании, переоформив свою долю на кого-то еще, если это предусмотрено уставом организации;
  • Официально приостановить деятельность компании (для организаций).

Важно! Если компания на УСН столкнулась с финансовыми сложностями в феврале-марте 2022 года, то можно воспользоваться налоговой поблажкой от государства.

Налог по УСН за 2021 год и 1 кв. 2022 года можно заплатить не сразу, а в течение полугода. Это касается предприятий:

  • обрабатывающей отрасли;
  • культурно-развлекательной;
  • спортивной и бьюти-сферы;
  • здравоохранения;
  • туристической отрасли.

Полный перечень отраслей — см. в постановлении правительства №512 от 30.03.2022 г.

Если понимаете, что вы и ваша команда не справитесь в одиночку, обратитесь к экспертам аутсорсинга. Они подготовят документы для налоговой, сформируют отчетность и ответят на запросы и требования инспекторов.

Как заполнить заявление на снятие с учета

Как правильно заполнять заявление и на какие поля обратить внимание

Заявление на снятие кассы с учета — это специальный бланк, который содержит в себе информацию о собственнике кассы, модели и причине снятия с учета.

Способы подачи заявления

Подать заявление можно двумя способами: через сайт налоговой и на бумаге. Оба способа требовательные, у каждого есть свои плюсы и минусы.

Заявление через сайт налоговой

+ Подача заявления занимает не больше 20 минут;

+ Заявление можно заполнить, как черновик и вернутся к нему позднее;

Для входа в кабинет налогоплательщика потребуются дополнительные установки и сертификаты защиты.

Заявление на бумаге Подача заявления занимает два рабочих дня, или больше;

+ Заявление можно заполнить на компьютере, проверить на ошибки и распечатать позднее;

Налоговая может вернуть заявление, если оно заполнено неправильно.

В этой статье рассказываем, как правильно заполнять заявление на бумаге и на какие поля обратить внимание. Скачайте шаблон и заполните его по нашей инструкции.

Требования налоговой к подаче заявления

  • Распечатайте каждую страницу на отдельном листе бумаги;
  • Используйте в бумажном заявлении чернила синего или черного цвета;
  • Заполняйте заявление заглавными печатными буквами;
  • Заполните нумерацию страниц по формату «001», «002» и так далее;
  • Если при заполнении полей остались пустые знакоместа — поставьте прочерк;
  • Не скрепляйте заявление степлером — это испортит бумагу;
  • Если допустили ошибку, перепишите страницу полностью — налоговая не примет заявление с исправлениями;
  • Если заполняете заявление на компьютере, используйте шрифт «Courier New», 16−18 размера;
  • К заявлению приложите все документы, которые упоминаются в нем: отчет о закрытии архива, отчет о перерегистрации или доверенность.

Заявление состоит из двух разделов на трех страницах: титульный лист, с информацией об организации и о кассе, и лист с информацией о фискальных документах. Рассмотрим каждый раздел отдельно.

Титульный лист

На первых двух страницах заявления, необходимо заполнить ИНН организации и номер страницы. Эти поля стоят в шапке заявления и их нельзя пропускать:

ИНН компании и номер страницы

На последней странице в шапке нужно заполнить полную информацию об организации: ОГРН/ОГРНИП, ИНН и КПП. Если вы индивидуальный предприниматель, поле «КПП» заполнять не нужно:

заполнить полную информацию об организации

полное наименование организации

информация о кассе

пользователь или представитель пользователя - выбрать

Когда заполните все поля, перейдите к следующему разделу.

Информация о фискальных документах

На этом этапе понадобится «Отчет о закрытии архива фискального накопителя». Его можно получить при закрытии архива на кассе.

Если получить отчет невозможно — касса сломалась или похищена, пропустите этот раздел. Передайте заявление и фискальный накопитель в налоговую. Инспектор сам свяжется с производителем и получит «Отчет о закрытии архива фискального накопителя».

информация о фискальном накопителе

Передайте заявление в налоговую.

заявление на закрытие ИП

Предпринимательская деятельность физического лица может быть прекращена по его желанию в любой момент. Для этого надо подать в регистрирующую налоговую инспекцию заявление на закрытие ИП по форме Р26001.

Все действующие регистрационные формы, в том числе заявление Р26001, утверждены Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. Но если говорить о бланке заявления о снятии индивидуального предпринимателя с регистрационного учёта, то в него ещё вносились изменения, последние — Приказом ФНС от 15.08.2022 № СД-7-14/751@.

Найти актуальное заявление Р26001 для заполнения можно на сайте Федеральной налоговой службы, в справочно-правовых системах, на специализированных сайтах подготовки документов, таких, как наш портал.

Скачать бланк заявления Р26001 для закрытия ИП

Если вы скачиваете бланк заявления на закрытие ИП с непроверенного ресурса, убедитесь, чтобы в форме были правильные штрих-коды (7170 2018 и 7170 2025) и код по КНД 1112512.

Как заполнить форму Р26001

Заявление Р26001 заполняется по единым правилам для всех регистрационных форм:

  1. При заполнении от руки все буквы должны быть заглавными печатными, вписанными чёрными чернилами. Для каждого символа предназначено отдельное знакоместо, пустые клеточки заполняются прочерками.
  2. При использовании компьютера допускается только шрифт Courier New высотой 18 пунктов. Цвет шрифта также чёрный, буквы заглавные, но прочерки в пустых клеточках в этом случае необязательны.
  3. При желании получить не только электронные, но и бумажные документы о закрытии ИП надо сделать отметку в пункте 2 (указать значение «1»).
  4. Вторую страницу заявления заполнять не надо, она предназначена для отметок должностных лиц.
  5. Заявление Р26001 заранее не подписывают. Подпись заявителя должен удостоверить сотрудник ИФНС, МФЦ или нотариус.

Скачать образец заполнения заявления Р26001 в Excel

Куда подавать заявление

Заявление Р26001 о прекращении предпринимательской деятельности подают в официальный регистрирующий орган. Обычно это специальная налоговая инспекция, занимающаяся регистрационными процедурами. Найти контакты этой ИФНС можно через сайт nalog.ru. Кроме того, заявление принимают некоторые многофункциональные центры российских регионов.

Вместе с заполненным заявлением предприниматель подает квитанцию об уплате госпошлины на 160 рублей (пошлина не оплачивается, если заявление подписано ЭЦП) и свой паспорт для удостоверения личности. В статье 22.3 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указан ещё один необходимый документ – подтверждение подачи сведений о страхователе в ПФР.

Однако на практике обращаться в Пенсионный фонд при снятии с налогового учёта предпринимателю не обязательно. В законе сделана оговорка, что если этот документ представлен не будет, то нужную информацию об уплате взносов налоговая инспекция получит сама по межведомственному запросу.

Обратите внимание: закрытие ИП отличается от ликвидации ООО тем, что предприниматель вправе сняться с учёта даже при наличии задолженностей по налогам и взносам.

Уведомлять о прекращении предпринимательской деятельности своих контрагентов тоже необязательно. Долги по бизнесу, если они есть, придётся оплачивать в любом случае, но уже как обычному физическому лицу.

Варианты подачи документов на прекращение предпринимательской деятельности следующие:

  1. Личное посещение предпринимателем налоговой инспекции или МФЦ;
  2. Подача документов через нотариуса, который заверит их своей ЭЦП.
  3. Через сайт ФНС, заверив заявление квалифицированной электронной подписью.

Через 5 рабочих дней после подачи формы Р26001 предпринимателя снимут с учёта, о чем в ЕГРИП будет внесена cоответствующая запись.

Без заявления о закрытии ИП по форме Р26001 невозможно получить листок записи ЕГРИП в налоговом органе о прекращении деятельности лица в качестве ИП. Также оно необходимо для получения уведомления о снятии с учета индивидуального предпринимателя. Только пройдя процедуру получения этих документов, можно закрыть ИП и сняться с учета ИФНС.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк заявления на закрытие ИП .xlsСкачать образец заявления о закрытии ИП .xls

Что нужно сделать перед написанием заявления

Перед заполнением документа нужно оплатить госпошлину за закрытие. Она составляет 160 рублей.

Если на ИП работают сотрудники, то необходимо уведомить их о закрытии минимум за две недели. Желательно в письменном виде. Иначе это будет нарушением трудового законодательства.

Также нужно определиться со способом подачи заявления. Подать его в местный орган ИФНС можно в бумажном виде, по почте или в электронном виде. Но сделать это через портал Государственных услуг в настоящее время нельзя. У налогового органа есть свой сайт и соответствующий раздел в нем. Заявление о закрытии ИП там подать можно, но для этого нужно иметь собственную ЭЦП. Если электронной печати нет, то придется действовать по старинке, в бумажном варианте.

Требования к заполнению

Бланк будет знаком тем, кто подавал заявление на открытие ИП. Требования к заполнению:

  • Все буквы необходимо вписывать в бланк только в печатном виде.
  • Все буквы должны быть заглавные.
  • Приемлемо заполнение только черной ручкой, с максимальной яркостью оттенка. Это связано с тем, что обработка заполненного документа будет проводиться машинным способом.
  • Каждый знак (в том числе точки, запятые, двоеточия и пробелы) нуждаются в отдельной клетке.
  • Информация должна полностью совпадать с уже имеющимися в системе данными. Номера удостоверений, паспортов, ОГРНИП, ИНН и другие данные недопустимо коверкать. Несовпадение хотя бы одного знака приводит к отмене принятия документа.
  • Сокращения и переносы возможны только в соответствии с правилами русской орфографии.
  • Дублирующаяся информация не приветствуется.

Автомат не понимает и не принимает исправлений, неразборчивых письменных букв.

Если принято решение заполнить графы в ворде на компьютере, то размер шрифта должен быть 18, а название его Courier New.

Составные части заявления

С 2013 года существует упрощенная его форма. Она включает в себя следующие графы для заполнения:

  • номер ОГРНИП;
  • отдельно – фамилия, имя, отчество;
  • номер ИНН;
  • кому и как выдается ответ на заполняемую бумагу: заявителю, его доверенному лицу, лично в руки или по почте;
  • телефон;
  • адрес электронной почты;
  • подпись заявителя либо его доверенного лица;
  • должность, подпись и ее расшифровка принимающего заявление сотрудника.

Заявление о закрытии ИП. Часть 1.
Если заявитель не передает документ лично, а предпочитает отсылать его по почте, то в бумаге отведено место для отметок нотариуса. Выполнить функции подтверждения документа также может любое уполномоченное лицо, имеющее право на заверение нотариального действия.
Заявление о закрытии ИП. Часть 2.

Важный момент! Ставить свою подпись нужно только в присутствии налогового инспектора. Если заявление будет отправлено по почте (и личное присутствие невозможно), то при постановке подписи должен присутствовать нотариус.

Для надежности указывается ИНН того, кто является гарантом подлинности заявителя. Последний пункт нужен для страховки при судебной практике по вопросам незаконного закрытия ИП. Вся нижняя четверть заявления оставлена под служебные отметки налоговых служб. Ее заполнять нет необходимости.

Какие документы понадобятся для подачи

При изъявлении желания прекратить свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя обязательно понадобится российский паспорт и при наличии паспорт представителя (доверенного лица). Последним может выступать родственник, друг или нанятый для этой цели специалист: юрист, адвокат и пр. Также будут нужны нотариально заверенные копии либо оригиналы ИНН, ОГРНИП юридического лица.

Еще один важный момент – свежая (не позднее пяти рабочих ней с даты подачи заявления) выписка из ЕГРИП. Без нее заявление о закрытии ИП не могут принять в налоговом органе.

Стоимость получения выписки у нас в стране колеблется от 200 до 500 руб.

Где подавать

Когда место дислокации не меняется, то все ясно. Подача заявления вместе с сопутствующими документами осуществляется в тот налоговый орган, к которому относится ИП. Но если индивидуальный предприниматель имеет постоянную регистрацию в одном месте, а ведет его в другом, то ему все равно следует подавать заявку о закрытии только в то отделение, где он прописан. Таков закон.

Если есть долги в ПФР

Раньше, до 2013 года, для закрытия требовалось предоставить справку из ПФР о том, что у открытого ИП перед ним нет долгов. Сейчас ситуация другая. С долгами тоже можно закрыться, но они от этого никуда не денутся. Просто у частного лица-заявителя будет долг перед ПФР. Таким образом, справку об отсутствии задолженности вместе с бумагой можно не предоставлять.

Налоговый орган, в который была подана заявка, самостоятельно сделает запрос в пенсионный фонд. При любом ответе они выполнят закрытие (если со всеми остальными параметрами все в порядке), только при этом уведомят ПФР об этом факте.

Важные нюансы

К заявлению должна быть прикреплена (на скрепку или скобу степлера) квитанция об оплате госпошлины (160 руб.). Если закрытие ИП производится лично, а подпись на заполненном бланке ставится в присутствии налогового инспектора, то можно не пользоваться услугами нотариуса.

Срок обработки заявления составляет не более пяти рабочих дней с момента обращения. О состоянии конкретного заявления можно узнать онлайн, через сайт федеральной налоговой службы. Обязательно наличие действующей налоговой декларации. Подать ее необходимо, даже если она нулевая. Но юридическая тонкость этого момента в том, что это можно сделать как до подачи заявления о закрытии ИП, так и после.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать заявление на повышение разряда образец
  • Как правильно написать заявление на повышение квалификации
  • Как правильно написать заявление на повышение заработной платы от коллектива образец 2022 года
  • Как правильно написать заявление на перечисление зарплаты на карту образец
  • Как правильно написать заявление на перечисление зарплаты на карту другого человека