Все мы хотя бы раз в жизни имели дело с врачами.
Бывает так, что после общения со специалистом остаются не самые положительные впечатления. Возникает вопрос — куда нужно жаловаться на доктора?
Работа врача связана с нормами морали и этики, огромной ответственностью и хранением врачебной тайны. Работник медицины должен соблюдать профессионализм, не допускать хамства и грубости. В его обязанности входит не только лечение болезней, но также их профилактика.
Обратите внимание!
Принимая решения, врач должен действовать в интересах пациента, помочь ему справиться с проблемой и направить по нужному пути во время лечения. Если мед. работник начинает хамить, раздражаться, общаясь с вами, ведет себя непрофессионально и безответственно, не соблюдает врачебный кодекс, на такого специалиста следует написать жалобу.
Права пациента
Направляясь в поликлинику, пациент может рассчитывать на соблюдение собственных прав, заключающихся в:
- вежливом обращении со стороны персонала;
- предоставлении соответствующих условий обследования и пребывания в клинике или больнице;
- возможности консультации со специалистами;
- сохранении личной жизни в тайне;
- оказании первой медицинской помощи;
- выборе лечащего врача;
- получении медицинской информации;
- получении услуг на основании медицинского страхования;
- возможности отказаться от медицинской помощи;
- возможности пожаловаться на специалиста в случае неправомерных действий.
Придя в поликлинику или больницу, помните, что медики, возложив на себя обязательства по предоставлению соответствующих услуг, могут нести наказание за их низкое качество или оказание не в полном объеме
Правовая база
Ответственность врачей предусмотрена Уголовным кодексом РФ.
- ст. 18 говорит о причинении вреда здоровью разной степени тяжести;
- ст. 236 гласит о несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований;
- ст. 293 устанавливает санкции за халатное отношение медицинских работников;
- ст. 237 предусматривает наказание за утаивание информации об угрозах здоровью пациента.
Обратите внимание!
Суть ваших претензий к докторам может опираться на одну или несколько перечисленных статей. Они могут упоминаться как в досудебном разбирательстве, так и в судебном заседании.
Причины жалоб
К ним относятся:
- нарушение врачебной тайны. Далеко не все доктора помнят об этой мелочи и смело распространяются о заболеваниях пациентов;
- неоказание мед. помощи. Бывают случаи, когда врачи просто оставляют человека в беде, не оказав никакой помощи, хотя обязаны это сделать;
- помощь оказана не полностью, что может привести к ухудшению состояния пациента;
- диагноз установлен неверно. Врач должен осмотреть пациента, узнать о симптомах заболевания и назначить анализы. После этого ставится диагноз, назначается лечение. Если медик ставит диагноз без достаточных оснований, это может повлечь неправильное лечение и ухудшение состояния;
- ошибка в лечении. Врач выписал препараты, которые не могут справиться с заболеванием или противопоказаны пациенту;
- халатное отношение. Невнимательное и поверхностное отношение к исполнению своих обязанностей, а то и явное бездействие, являются наиболее частыми причинами подачи жалоб на врачей;
- отказ в приеме. Такие ситуации случаются нередко. К доктору невозможно записаться, он просто не хочет работать с пациентом без видимых причин;
- грубое и хамское отношение работника. Работники мед. учреждения ведут себя откровенно по-хамски, грубят, насмехаются, выказывают неуважение в различных формах;
- навязывание услуг, предоставляемых за деньги. В клинике вам предлагают пройти платные процедуры, выписывают дорогие лекарства, требуют вознаградить врача за работу. Это не относится к платным клиникам.
Куда подается жалоба?
Первой инстанцией является непосредственное начальство врача, на которого вы хотите написать жалобу. Это заведующий поликлиникой или отделением. Все заведующие находятся в подчинении главврачу, являющемуся руководителем больницы.
В каждом мед. учреждении должен иметься стенд, где указаны данные руководителя и прочих лиц, ответственных за работу персонала и клиники (больницы) в целом. Здесь же должны указываться номера кабинетов, где они осуществляют прием, с расписанием дней и часов. Если такую информацию получить не удалось, следует обратиться с жалобой об отсутствии стенда в вышестоящие органы, поскольку это нарушение законодательства.
Если главврач или зав. отделением не помог, можно обратиться в:
- Минздрав;
- страховую компанию;
- прокуратуру;
- полицию;
- суд;
- Роспотребнадзор.
Как подать жалобу?
Приняв решение пожаловаться на плохо работающего врача, нужно предпринять несколько простых шагов. Законодательно процедура и содержание бумаги не определены. Поэтому в процессе составления и подачи документа нужно придерживаться общих юридических норм.
Точно определите, заслуживает ли работник жалобы.
Если причина незначительна, и на халатность можно закрыть глаза, не стоит тратить на этого медика время, но если ущерб от действий мед. работника является ощутимым, не оставляйте это безнаказанным, смело пишите жалобу
Бумага составляется в простой форме. Для большей убедительности пишите ее в деловом стиле. В ней должно содержаться:
- название и адрес госоргана, куда вы обращаетесь (вверху справа), либо ФИО лица, к которому вы обращаетесь;
- ниже шапки, в центре листа пишется название документа — Жалоба или Жалоба на врача;
- далее указывается суть жалобы, причины ее подачи и обстоятельства, по которым вы были вынуждены составить такое обращение — неправильный диагноз, непринятый вызов и пр.;
- после этого нужно указать меры, которые вы требуете принять по итогам рассмотрения обращения;
- дата составления документа и подпись заявителя.
В таком виде жалоба подается во все инстанции кроме полиции и суда. Для этих органов требуется форма заявления. Оно составляется от руки либо в печатном виде на листе формата А4. Доставить документ можно лично, направить через интернет (если имеется такая возможность) или заказным письмом по почте.
Что должно входить в жалобу?
Вот несколько советов для грамотного оформления документа:
- описывайте проблему как можно подробнее, но без лишних эмоций. Укажите дату обращения к врачу, на что вы жаловались, что вам порекомендовали;
- не используйте ненормативную лексику, обращайтесь к читающему уважительно;
- заведующий отделением, скорее всего, попытается выгородить своего сотрудника, так что имеет смысл обратиться сразу к главврачу;
- подав документ главврачу или в вышестоящую инстанцию, продублируйте жалобу в страховую, чтобы она также наблюдала за ходом дела;
- составляя свое обращение, ссылайтесь на конституцию и Уголовный кодекс. Так вы покажете, что достаточно осведомлены о своих правах и обязанностях работников мед. учреждения.
Обратите внимание!
К жалобе также следует приложить документы, подтверждающие обстоятельства дела.
Это могут быть:
- чеки на покупку лекарств;
- заключение о состоянии здоровья;
- выписки из медицинской карты или сама медицинская карта, где зафиксированы диагноз, оказавшийся неправильным, и назначения врачом медикаментов;
- заключения по результатам пройденных анализов и т.д.
Резюме
Процедура составления жалобы достаточно проста. Нужно опираться на законодательство. Если вы считаете, что на поведение определенного работника следует обратить внимание его руководства, напишите обращение на имя главврача. Ваши действия могут защитить от халатности и ошибок других пациентов и, возможно, спасут кому-то жизнь.
Если служащий или врач навредил пациенту, можно написать жалобу на врача поликлиники. Это способ привлечь его к ответственности. Пациент имеет право отстаивать свои интересы и права, если они нарушаются. В том числе, если виновником этих нарушений становится врач. Здравоохранение – область, где возникновение конфликтов является нормой. А самый простой и эффективный вариант борьбы – написать жалобу, на того работника области здравоохранения, который нанес вред.
Причины для жалобы на врача
Чтобы написать жалобу на врача, для которого поликлиника является рабочим местом, нужны серьезные основания. Человек может пожаловаться на любое действие, что оказал участковый врач, и которое вызвало недовольство у пациента. Такими действиями выступают:
- не вовремя оказал медицинскую помощь или отказался осматривать пациента, записывать его на прием;
- был неправильно указан диагноз и назначены неправильные лекарства;
- медработники демонстрировали халатность в исполнении своих служебных обязательств;
- врач преднамеренно заставил пациента тратить чрезмерные суммы денег за лечение;
- из-за действий врача состояние здоровья человека существенно ухудшилось (неудачно провели операцию, использовали неправильные лекарства и т.п.);
- несоблюдение правил гигиены и антисанитария;
- врачи или медперсонал грубо относятся к пациентам.
Если встречается любое из перечисленных обстоятельств, пациент может написать жалобу на медперсонал, применяя указанные ниже образцы документов.
Ответственность врача за совершение неправомерных действий
Зависимо от обстоятельств участковый доктор способен быть наказан дисциплинарно, по гражданско-правовым или административным нормам. Сложные случаи наказываются уголовно. Эти разновидности наказания влекут либо ограничения деятельности на какое-то время, либо полное прекращение работы рассматриваемого направления.
Примером случая нарушения может стать неправильная установка диагноза у пациента. Пострадавший может обратиться в вышестоящие инстанции за компенсацией морального и материального вреда, что ему нанес врач, работающий в поликлинике. Такое право пациенту дает статья 1064 ГК РФ.
Также участкового врача могут притянуть к уголовной ответственности. Она наступает, даже если поликлиника допустила рассматриваемое действие по неосторожности. Часто медработников отправляют на общественный труд, лишают практики врачевания на три года или заключают в тюрьме на 4 года.
Куда можно пожаловаться на врача
Поликлиника наняла кого-то некомпетентного? Нужно выяснить, кому будет написана жалоба на участкового врача, если некомпетентность этого сотрудника нанесла вред пациентам. Жалоба на медперсонал и докторский состав поликлиник и больниц оправляется в одни и те же заведения. Не стоит усложнять задачу поиском инстанций, контролирующих медработников в разных заведениях, поскольку они подконтрольны одному вышестоящему государственному инструменту.
Сразу необходимо написать и направить жалобу на докторов или другого медработника в место их работы – это сама поликлиника, где произошел инцидент. Подается документмедицинскому руководству.
Пациент, которому врач поликлиники не оказал должного внимания и не помог, может жаловаться. Но факт обиды ещё ничего не доказывает, как и наличие написанной жалобы. Нужно выяснить, куда обращаться, чтобы жалоба принесла максимум пользы, и заставила обидчика понести наказание. Имеются варианты, куда написать претензию на врача поликлиники.
Если жалоба пациента на врача попала по назначению, поликлиника обязана дать заявителю письменный ответ. Администрация обычно реагирует на жалобы, поскольку имеет заинтересованность в своей хорошей репутации. Руководство больницы не хотело бы, чтобы дело доходило до судебного разбирательства, потому провинившийся получит дисциплинарное взыскание. Хотя случается, что поликлиника станет не сторону своего сотрудника.
Как правильно составить жалобу на медработника
Чтобы жалобу приняли, необходимо придерживаться правильной структуры документа:
- Шапка и вступление. В данной части документа указывается имя и адресный ориентир организации, куда подается жалоба. Необходимо указать сведения об отправителе: контакты, адрес, имя.
- Название документа. Просто укажите, что пишете жалобу.
- Основная часть. В этой части документа пишут об обстоятельствах совершения правонарушения на здравоохранение и основаниях для обращения. Указываются, какие доказательства могут это подтвердить. Например, перечисляются нормы закона, на базе которых заявитель может обосновать свою позицию. Обязательно укажите, кто именно из участковых врачей допустил нарушение (имя и должность), а также указать, когда произошло нарушение и почему.
- Заключение. Здесь обозначаются требования, с которыми пациент обращается. Он может потребовать компенсировать моральный вред, который ему нанесла поликлиника или возместить материальные траты.
Обращение с жалобой к главному врачу
Первое, что должен сделать пациент, который ощутил на себе халатность работников сферы здравоохранения, обратиться в медицинское заведение, где ему оказали некачественную услугу. Написав жалобу заведующему отделения или главному врачу. После поступления жалобы, главный врач его рассматривает, и решает, что делать. Также главный врач должен письменно ответить пациенту, написавшему жалобу.
В какие инстанции обращаться, если главврач не помог
Если поликлиника не оказала поддержку, пострадавший может обратиться в другие инстанции, для которых здравоохранение не является профилем деятельности:
- Министерство здравоохранения. Министерство здравоохранения – это вышестоящая инстанция над всеми медицинскими заведениями. Главная задача министерства – выполнять надзор за работой медучреждений, и рассматривать обращения граждан. Обратиться можно в приемном отделении и там же зарегистрировать жалобу. После этого в больницу, на которую поступила жалоба, будут направлены специалисты для проверки. Если нарушение подтвердят, виновников накажут, а поликлиника будет оштрафована. О принятых мерах заявителю сообщать в течение тридцати дней.
- Прокуратура. Данный орган рассматривает жалобы на врачей, если те нанесли вред здоровью или была такая угроза.
- Полиция. Обращаться в полицию необходимо, если врачполиклиники нанес вред здоровью человека или лишил его жизни. Также пойти в полицию можно, если медработник совершает административное правонарушение.
- Фонды медицинского страхования. Пациент сюда может писать, если врачи поликлиники причинили вред здоровью пациента. Страховая компания должна компенсировать ущерб и установить, насколько врач компетентен. Если вина специалиста будет доказана, его привлекут к ответственности.
- Суд. Поможет защитить права пациента в его споре с медработниками на приеме или в ходе лечения. Обращение возможно для взыскивания материального ущерба, а также моральной компенсации.
Но если обращаться в министерство и другие инстанции следует учесть, что они работают не со всеми проблемами, а только с некоторыми направлениями.
Способы подачи жалобы на врача в Минздрав РФ
Жалобы на врачей в министерствоздравоохранения подаются такими способами:
- пойти в приемную министерства, и зарезервировать время для личной встречи с руководителем;
- написанный документ отправить заказным письмом с уведомлением;
- использовать электронные формы на сайте департамента министерстваздравоохранения;
- набрать номер горячей линии министерства, используя телефон.
Обращение в страховую компанию
Жители России имеют страховой полис ОМС, обеспечивающий их качественное здравоохранение. Поскольку именно через эту организацию оплачиваются услуги участковых врачей, она контролирует качество их работы. Потому отписывать в страховую можно если:
- пациенту не оказали помощи или услуга была оказана на низком уровне;
- требовали денег за услуги, что входят в ОМС;
- отказались закрепить пациента за поликлиникой;
- поликлиника отказалась записать на бесплатный прием, или за приемы у врача заставляют платить.
Когда нарушение подтверждается, поликлиника платит штраф. Сообщить о правонарушении можно простым телефонным звонком, в ходе которого высказать претензии к поликлинике. Страховая обязана отреагировать на нарушение своего договора с поликлиникой, иначе рискует потерять клиентов. После принятия мер, страховая дает письменный ответ заявителю, где указывает, какие действия были ею предприняты. Также компания обязана не просто помочь в разрешении конфликта, но и сообщить о нем в другие компетентные органы, особенно если проблема выходит за рамки здравоохранения.
Обращение в Прокуратуру РФ
Прием жалоб в этих органах рационален в том случае, когда врач нарушил закон. Но из-за проведения большого количества процедур рассмотрение дела может затянуться. Отправить образцы жалобы в полицию можно в тех случаях, когда есть доказательства того, что врач совершил криминальное действие. Например, принудительно или незаконно сделал аборт, повредил здоровью человека и т.п.
Прокуратура должна следить за соблюдением прав человека, которые ему дала Конституция страны. Если сюда обращаются с жалобой на нарушение рассматриваемых прав, данный орган должен сделать все, чтобы проверить обстоятельства и причины обращения. Важно жаловаться на здравоохранение не анонимно. Анонимный формат обращения не будет рассматриваться, даже если в жалобе выдвигаются серьезные обвинения.
Также на то, будут рассматривать дело или нет, влияет наличие документов, подтверждающих правонарушение, что сделала поликлиника. В прокуратуру они должны быть переданы либо лично, либо используя специальные формы в интернете. Для личного написания в прокуратуре отведены специальные дни, потому не получится прийти в удобное для человека время. А вот возможность обращения в интернете открыта постоянно.
Образцы обращения могут быть отправлены не в приемной, а электронной почтой или используя специальную форму, открытую на официальном сайте прокуратуры. После того как поступила жалоба с нужным набором документов, органы будут проводить проверку, длительность которой составляет 30 дней. Не стоит ждать, что ответ от прокуратуры поступит именно в этот срок. Иногда приема приходится ждать несколько месяцев, учитывая загруженность рассматриваемой инстанции.
По результатам проверочных действий органы могут передавать документы в суд, чтобы с делом в дальнейшем разбиралась эта инстанция. Также прокуратура может дать официальный протест на меры предпринятые должностными лицами, или написанный документ отправить в поликлинику, предупредив о том, что на её территории выявлены правонарушения.
Жалоба в полицию
Подать заявление в полицию будет рационально, если участковый врач нанес пациенту реальный физический вред или врачом была нарушена другая статья уголовного кодекса на здравоохранение. Примерами таких нарушений выступает нанесение ущерба здоровью, смерть пациента из-за работы врача, вымогательство, шантаж или угрозы, действия участкового врача, что нанесли ущерб репутации пациента.
Сотрудники полиции могут принять меры, если участковый врач или другой медработник совершил административное правонарушение. Тогда против него будут выдвинуты меры, что отвечают рассматриваемым правонарушениям. Но обращение в полицию будет тратой времени в ситуациях, когда участковый врач выписал пациенту ненужные лекарства или при отказе лечить бесплатно. Это сфера деятельности других инстанций, потому полиция не примет заявление.
Исковое заявление в суд
Пойти в этот орган можно в случаях, когда участковый врач серьезно навредил человеку, игнорировал санитарные нормы (плохая стерилизация инструментов и т.п.), выполнил халатность с последствиями, скрыл информацию важную для пациента. Но в суде будут рассматриваться только дела с доказательствами и при условии, что иск правильно написан. Структура должна быть четко соблюдена, но некоторые пункты заявитель может описывать в относительно свободном формате (например, обстоятельства конфликта).
Сведения, что указываются в обязательном порядке:
- адрес и название суда, куда отправляется документ;
- информация об заявителе и отвечающем (название больницы, где ответчик работает, его собственное ФИО, адреса и контактные сведения);
- стоимость искового заявления;
- на каких основаниях начинается спор со ссылками на законные основания;
- перечисление требований (получить компенсацию за вред морального плана);
- подпись и дата.
Также к иску нужно проложить документы и доказательства того, что жалоба имеет все основания. Но прежде чем написать в суд, желательно проконсультироваться с юристом. Он поможет правильно составить иск.
Перед написанием и отправкой документов в суд, стоит иметь доказательства попытки досудебного урегулирования конфликта. Если эту попытку было проигнорировано, суд обязательно выполнит приемжалоб на врачей, поскольку есть доказательство что попытка урегулировать конфликт полюбовно была выполнена, но вторая сторона её проигнорировала.
Как пожаловаться на врача частной клиники
Частная больница мало чем разниться с государственной поликлиникой – задача обоих выходит в предписании клиентам медицинской помощи. Потому если участковый врач допустил нарушение своих обязанностей, не имеет значения, где именно он работает. Самыми частыми правонарушениями являются неточности или грубые промахи в диагнозах, неправильное предписание, вымогательство денег и т.п.
Чтобы написать жалобы на участковых врачей платной больницы, можно написать в описанные заведения, или направить документы в Роспотребнадзор. Росздравнадзор контролирует качество услуг, что оказываются населению. После получения жалобы, рассматриваемый орган рассмотрит её и направит проверку в поликлинику, врач которой вызвал недовольство. По результатам проверки ответственные лица будут нести ответственность. Удобным является то, что жалобу сюда можно направить через сайт «Госуслуги». Также документ подается через сайт Росздравнадзора или придя персонально. Ниже приведена жалоба на врача, образец которой можно использовать для написания собственной жалобы на органы, контролирующие здравоохранение населения.
Образец жалобы на врача
Образец документа выглядит таким образом:
Увеличить картинку
Получить юридическую помощь по вопросам написании жалобы на врача можно на нашем сайте.
Порядок написания претензии в клинику или больницу
Обращаясь в медицинское учреждение, например, в клинику, каждый из нас рассчитывает на получение своевременной высококачественной и квалифицированной медицинской помощи.
Однако не редки случаи, когда ожидания пациента клиники на надлежащий уровень медицинского обслуживания так и остаются ожиданиями, вдобавок ко всему обращение в данное медицинское учреждение оборачивается дополнительными проблемами со здоровьем.
Что же можно в таком случае предпринять, чтобы в правомерном ключе защитить свои права и интересы?
Справочно: услуги юриста по медицине в Москве.
Правовые нормы написания претензии
В действующем законодательстве Российской Федерации, в частности, Гражданском кодексе статье 12, предусмотрены несколько способов защиты прав граждан, получивших в медицинских учреждениях страны некачественную помощь и услуги, несвоевременное информирование, несоблюдение полагающихся сроков и так далее. Независимо от вида нормативно-правовых нарушений каждый гражданин имеет право на защиту своих прав и интересов посредством грамотного составленной претензии.
Важно понимать, что функциональность данного юридического документа очень широка. С его помощью можно добиться признания недействительности сделки или решения и принудить ответчика к исполнению взятых на себя обязательств. Правильно составленная претензия позволяет получить компенсацию за причиненный моральный ущерб, а также покрыть понесенные убытки и так далее.
Урегулирование конфликта
Согласно с нормами и требованиями действующего законодательства защитить права и интересы можно двумя способами – в судебном и досудебном порядке. Именно второй способ – досудебное урегулирование конфликта – предполагает составление и подачу претензии.
Особенности документа
В нормативно-правовых документах нет четких требований к форме претензионного документа на медицинское учреждение. Как правило, претензия составляется в свободной форме, на листе формата А4 в рукописном или печатном формате. Наверное, лишним будет напоминание относительно грамотности составляемого документа и отсутствия в нем исправлений.
В обязательном порядке в претензии должны присутствовать такие реквизиты, как название и адрес медицинского учреждения, личные и контактные данные пациента, подробно изложенная суть претензии и требования, предъявляемые к медицинскому учреждению.
В конце документа обязательно должна стоять дата составления, подпись составителя и ее расшифровка. Как правило, к претензии прикрепляются дополнительные документы, подтверждающие, собственно, ее содержательную сторону. Перечень таких документов также указывается.
Правовые нюансы
Один экземпляр составленной претензии передается адресату любым удобным способом при условии уведомления о вручении или отметки на втором экземпляре принявшего документ сотрудника.
Следует учитывать, что согласно с Приказом Министерства здравоохранения РФ номер 502 рассмотрением документов от пациентов уполномочена заниматься Врачебная комиссия. Именно этот коллегиальный орган обязан предоставить в течение десяти дней аргументированный ответ на претензию, и предложить варианты выхода из создавшейся ситуации.
Если предложенные варианты урегулирования конфликта не удовлетворяют требования пациента, необходимо обратиться в страховую компанию. В таком случае претензия будет основанием для проведения проверки в медицинском учреждении.
Даже если принятые меры не позволили решить вопрос в Вашу пользу, – смело обращайтесь в территориальный фонд ОМС с жалобой на отсутствие положенных мер, как вариант, подавайте претензию в Министерство здравоохранения или Росздравнадзор. Необходимо четко осознавать, что любой грамотно и правильно составленный юридический документ, в том числе и претензия, могут существенно повлиять на благоприятное решение вопроса.
Естественно, можно самостоятельно вникнуть в нюансы медицинского права и составить претензию на медицинское учреждение. Однако в таком случае не исключены досадные промахи и ошибки. Резоннее обратиться за помощью к узкопрофильным специалистам нашей фирмы, которые в кратчайшие сроки, с соблюдением всех законодательных требований и нюансов помогут найти правомерный выход из создавшейся ситуации.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями
Содержание:
- Нарушение прав пациента: куда пожаловаться
- Как написать жалобу главврачу поликлиники или больницы
- Как написать жалобу в Минздрав
- Обращение в правоохранительные органы
Как пациенту правильно поступить в ситуации, когда он настолько недоволен качеством лечения врача или в целом отношением медперсонала, что приходится подавать жалобу, когда больной столкнулся с хамством, неправильно поставленным диагнозом, несвоевременно оказанной помощью. В этой статье вы узнаете как это грамотно составить жалобу самому, найдете образцы жалоб, сможете задать свои вопросы и получить помощь.
Нарушение прав пациента: куда пожаловаться
Оказание медицинской помощи в России регулируются положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 19 этого закона предусмотрены права пациента на консультативную, медицинскую помощь, уход, качественное лечение, в том числе и бесплатное. Нарушение этих основных прав влечет как минимум дисциплинарную ответственность, а в некоторых случаях – даже уголовную.
Следует знать, что кроме основного права на помощь медиков, граждане, в соответствии со ст. 6 Закона, имеют право на уважительное и гуманное отношение со стороны врачей и медсестер, иного персонала, а также на соблюдение этических и моральных норм. Это означает, что хамство и грубость в поликлиниках и больницах недопустимы.
Кроме того, в статье 22 Закона предусмотрено право граждан получать достоверную информацию о состоянии здоровья как своего, так и близких, а также получать копии медицинских документов на руки. В жизни довольно часто возникают ситуации, когда врачи не выдают пациентам или родственникам копии заключений, анализов и исследований вследствие утери, что является несоблюдением закона.
Наиболее часто нарушение прав пациента выражается в следующих формах:
- неоказание медпомощи. К примеру, если больной обратился в медицинскую организацию не по месту жительства. Напомним, что вышеуказанным законом предусмотрено право пациента на выбор медицинской организации, без привязки к месту регистрации. Если отказано в лечении из-за территориальной причины, особенно в экстренных случаях, отказ можно обжаловать.
- взимание платы за лечение при наличии оформленного страхового полиса (ОМС или ДМС). К примеру, если пациент находится в стационаре больницы, где его просят оплатить лекарства (капельницы, уколы и т.д.). Необходимо на всякий случай поинтересоваться в страховой компании, входят ли те или иные услуги в набор, покрываемый страховкой. Если полис предусматривает бесплатное обслуживание, можно обжаловать необоснованные требования платы.
- некачественное оказание услуг. Это самый спорный момент в конфликтах пациент-доктор. Есть случаи, когда лечение явно не соответствует стандартным требованиям – тогда служебная проверка выявит несоблюдение требований и установит вину врача. К примеру, если хирургом велся протокол операции, по нему не составит труда сделать заключение, правильно ли выполнялись манипуляции. Но в большинстве случаев доказать, что поставлен не тот диагноз или назначались не те препараты, довольно сложно, а иногда и невозможно.
- несвоевременный приезд врача скорой помощи. В настоящее время, в условиях распространения коронавирусной инфекции, карета часто задерживается. Следует знать, что у диспетчеров и дежурных есть инструкция по первоочередным выездам – в первую очередь, врач посетит больного ребенка или человека, у которого симптомы, опасные для жизни. Вместе с тем, если скорая не приезжает более двух часов, есть основание для написания жалобы. То же самое касается и вызова врача на дом — если медика ждут целый день или если он не приехал вообще, налицо нарушение прав гражданина на оказание медпомощи.
- неэтичное поведение врача. К примеру, если он находится в часы приема граждан в состоянии алкогольного опьянения. Отдельные направления в медицине требуют особенно деликатного обращения: педиатрия, урология, отделения женских консультаций, перинатальных центров и т.д. Грубое обращение с пациентами со стороны специалистов недопустимо и является проявлением непрофессионализма.
Альтернативой письменной жалобе по перечисленным ситуациям является обращение на горячую телефонную линию в своем городе.
К примеру, в Москве по вопросам медицинской помощи можно позвонить по телефону 8(499)2518300, здесь же можно устно пожаловаться на все, что не устраивает пациента. По вопросам льготного обеспечения лекарствами в Московской области можно позвонить в департамент здравоохранения по телефону 8(495)7484880. На сайте можно ввести любой регион, в котором проживает гражданин, и узнать телефоны горячих линий всех городов России. Звонить по ним можно круглосуточно. Кстати, пожаловаться можно не только на государственные клиники, но и на частные медцентры.
Если необходимо подать письменную жалобу, то ее следует адресовать главному врачу больницы, в Минздрав или в правоохранительные органы. Если предметом обращения является некачественное оказание услуги или ограничение доступа к ней, можно обратиться в Роспотребнадзор.
Как написать жалобу главврачу поликлиники или больницы
Перед тем, как составить жалобу, имеет смысл обратиться к главврачу на прием. О днях и времени, когда он ведется, можно узнать на информационном стенде медицинской организации, в регистратуре или на сайте. Возможно, письменная жалоба не понадобится, и проблемный вопрос разрешится после того, как руководитель вас выслушает.
Если же вы не желаете попытаться разрешить конфликт в устном порядке или уже побывали на приеме, но результата нет и ваши права так и не восстановлены/продолжают нарушаться, следует составить письменную жалобу на имя главного врача.
Она составляется в свободной форме, с обязательным указанием свои данных – ФИО, места проживания, контактов:
Главному врачу
Государственного бюджетного учреждения
здравоохранения «Городская поликлиника №7»
г. Петровска (адрес)
Васильевой О.П.
От Митрофановой Зои Ильиничны,
11.09.1966 г.р.,
проживающей в г. Петровск,
ул. Ивовая, д. 7
Полис ОМС: № 000000000
Телефон: 8999
ЖАЛОБА
на отказ в предоставлении медицинской документации
20.06.2021 я обратилась в поликлинику ГБУЗ Поликлинику № 7, к которой я прикреплена по месту жительства, с письменным заявлением о предоставлении мне копии медицинской карты в связи с выездом на лечение в другой регион.
До настоящего времени копия карты мне не предоставлена, на неоднократные устные обращения в регистратуру и к участковому врачу-терапевту ответов не получаю. По каким причинам мне не могут предоставить копию моей медицинской документации — неясно.
Считаю, что тем самым нарушается мое право, предусмотренное п. 5 ст. 22 Закона об основах охраны здоровья граждан – на получение полной информации о состоянии здоровья.
Прошу выдать мне копию медицинской карты на руки, провести проверку в отношении должностных лиц, виновных в нарушении моего права на получение медицинской информации.
02.07.2021,
Митрофанова З.И.
Написав жалобу, можно отправить ее он-лайн в электронном виде на сайте медицинского учреждения или отдать в приемную главврача, оставив себе копию с отметкой о принятии.
Жалобу обязаны рассмотреть в течение 30 дней и дать письменный ответ заявителю, разъяснив дальнейший порядок обжалования. Если в обращении указано на срочную необходимость (к примеру, если Митрофанова З.И. готовится к экстренной операции и документы нужны срочно), то жалобу обязаны рассмотреть незамедлительно.
Как написать жалобу в Минздрав
Часто бывает, что заявитель желает отправить обращение на имя главврача через интернет-приемную, но своего сайта у поликлиники нет. Действительно, в основном, собственные интернет-странички с возможностью обращения к руководителю организации созданы в крупных областных центрах. При этом жалобу на любого врача региона можно подать на сайте регионального Министерства здравоохранения.
К примеру, на официальном сайте комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга имеется специальная вкладка «обращения в комитет», где есть ссылка на электронную приемную и подробная инструкция, как ею воспользоваться.
В жалобе следует указать, какие меры заявитель принял до того, как обращается в Министерство. Следует отразить просьбу о проведении проверки в медицинской организации, где, по мнению гражданина, нарушили его права:
В Министерство здравоохранения
Калужской области
От Марининой Веры Евгеньевны
(адрес, телефон, ОМС, эл.почта)
ЖАЛОБА
на участкового врача терапевта
ГБУЗ Поликлиники № 1
23.03.2021 я обратилась на прием к участковому терапевту поликлиники № 1 Леонтьевой К.К. с жалобами на боли в желудке. Мне было назначено медикаментозное лечение, которое не привело к улучшению самочувствия. Повторный прием был 05.04.2021, при этом я просила направить меня на обследование к гастроэнтерологу и на УЗИ, но Леонтьева К.К. пояснила, что в моем случае обследоваться нет необходимости, ей диагноз понятен. При этом она добавила, что бланки направлений к гастроэнтерологу, без которых меня не примут, у нее отсутствуют, а в электронном виде запись на УЗИ и к узким специалистам уже исчерпана, свободных дат нет.
В настоящее время мое состояние резко ухудшилось, назначенное Леонтьевой К.К. лечение мне не помогает. Считаю, что действиями участкового терапевта грубо нарушены мои права на качественное оказание медицинской помощи.
На основании Закона об основах здоровья граждан,
ПРОШУ:
Провести проверку врачебной деятельности участкового терапевта ГБУЗ «Поликлиника №1» Леонтьевой К.К. на предмет правильности выставленного диагноза и назначенного лечения по результатам приемов 23.03.2021, 05.04.2021, а также ее действий по отказу в выдаче направления на обследование УЗИ и к гастроэнтерологу.
Направить мне ответ на электронную почту.
21.05.2021, Маринина В.Е.,
подпись.
По данному обращению Минздрав обязан провести проверку действий и дать оценку их законности, письменный ответ обязателен в течение 30 дней.
Обращение в правоохранительные органы
Если жалоба на работу врача, направленная в Минздрав, не дала результатов, следует подать обращение в прокуратуру. В настоящее время это можно сделать, лично сдав документ в канцелярию, через сайт или посредством приложения госуслуги. Если вы обратитесь сразу в прокуратуру, жалобу направят для разрешения в тот же Минздрав, и лишь в случае отказа повторную жалобу будут рассматривать прокурорские работники.
К жалобе, направленной в прокуратуру, обязательно нужно приложить документацию, свидетельствующую об обращении в другие инстанции — главврачу и/или в Минздрав:
В прокуратуру Ленинского района г. Петровска
Петрова Василия Петровича,
1958 г.р., проживающего по адресу: г. Петровск,
ул. Ветровая, д.1, тел. 8939
ЖАЛОБА
на действия врача, неправильно поставившего диагноз
01.03.2021 я обратился в стоматологическую государственную клинику № 1 г. Петровска экстренно, с острой болью. Врач-стоматолог Антипов А.К., осмотрев меня, лечение проводить не стал, дал обезболивающее лекарство и записал на прием 04.03.2021.
На прием 04.03.2021 к Антипову А.К. я пришел с температурой 38,4 градусов, зубная боль не проходила, щека распухла. Антипов А.К. вновь осмотрел меня и поставил диагноз – «одонтогенный периостит» легкой степени, провел лечение и отправил меня домой.
Никаких рекомендаций по дальнейшему лечению Антипов А.К. не давал, направлений в другие медицинские учреждения не выписывал.
В ночь на 05.03.2021 мне пришлось вызвать скорую помощь, поскольку температура тела поднялась до 40 градусов, меня экстренно отвезли в клиническую городскую больницу, где диагностировали обширный абсцесс, практически перешедший во флегмону. Понадобилась экстренная операция, до сих пор я нахожусь в челюстно-лицевом хирургическом отделении ГКБ№1 г. Петровска. По заключениям врачей, мне необходимо сделать еще 3 операции.
Считаю, что имеющиеся у меня осложнения вызваны действиями врача-стоматолога Антипова А.К., неправильно поставившего мне диагноз и несвоевременно, некачественно проводившего лечение. Данные факты подтверждены выпиской из истории болезни, которую я прилагаю к настоящей жалобе.
По этим обстоятельствам я обращался в Минздрав г. Петровска, где по результатам проверки нарушений закона в действиях Антипова А.К. обнаружено не было. С отказом в удовлетворении жалобы я не согласен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 18,19,79 Закона об основах охраны здоровья граждан,
ПРОШУ:
Проверить диагностические мероприятия и назначенное врачом Антиповым А.К. лечение на предмет соответствия закону и медицинским стандартам.
Привлечь к ответственности Антипова А.К., внести представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Приложение:
- ответ из Минздрава;
- копия медицинской карты больного Петрова В.П.
Петров В.П., 01.06.2021
Как и в других учреждениях, срок рассмотрения жалобы прокуратурой составляет 30 суток.
Прокурор имеет право запросить любые документы и провести полную проверку, при необходимости привлечь специалистов-медиков.
Если жалобу удовлетворят, прокуратура внесет представление в адрес руководителя клиники, которое должно быть рассмотрено в месячный срок. Пациент, если будет доказано, что его права нарушены, сможет обратиться за компенсацией в порядке ст. 98 Закона.
В приведенном примере мы видим, что человек пытается доказать назначение неправильного лечения, и восстановить свои нарушенные права на качественную помощь. Если в результате безграмотности врачей наступили тяжкие последствия, в том числе в виде смерти, пациент или его родственники могут обратиться в следственный комитет.
К примеру, если врачи бездействуют и не оказывают помощь в отношении больного коронавирусом, правильнее будет пожаловаться именно в СК:
Руководителю Следственного комитета СК СУ
по г. Петровска
От гр.Иванова И.И.
(адрес, телефон)
ЗАЯВЛЕНИЕ
О бездействии врачей
Прошу провести процессуальную проверку и дать юридическую оценку действиям врачей инфекционной больницы № 1 г. Петровска по следующим обстоятельствам.
17.05.2021 мой отец Иванов И.К. вызвал скорую помощь, приехавшая бригада диагностировала у него подозрение на пневмонию, его транспортировали в инфекционную больницу № 1 г. Петровска, где по настоящее время он находится.
В телефонном разговоре с отцом мне стало известно, что лечения он не получает, анализы у него взяли только в день приезда в больницу. Лечащий врач к нему в палату не заходит. При этом состояние его с каждым днем становится все хуже.
На основании изложенного, руководствуясь Законом об основах охраны здоровья граждан, ст. 144-145 УПК РФ,
ПРОШУ:
Провести проверку бездействия врачей инфекционной больницы № 1 г. Петровска и дать оценку проводимому в отношении Иванова И.К. лечения.
Привлечь виновных лиц к уголовной ответственности.
Иванов И.И., 10.06.2021
В данном случае Иванов И.И. обоснованно обращается в следственный комитет, поскольку в заявлении содержится просьба проверить врачей на предмет халатности — преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, расследование по которому проводится следователями комитета.
Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней, после чего могут возбудить уголовное дело или вынести постановление об отказе в возбуждении. По подобным делам проводятся сложные экспертизы, поскольку следственным органам необходимо достоверно установить, правильно ли выполнен объем лечения и есть ли причинно-следственная связь между действиями врача и наступившими последствиями в виде вреда здоровью человека.
Право подать жалобу или другое обращение в Росздравнадзор есть у любого гражданина, если медучреждением были нарушены его права в сфере здравоохранения. Цель такого документа — инициировать проверку качества и безопасности медицинской деятельности. Ведомство обязано в течение 30 дней с момента регистрации жалобы дать ответ обратившемуся.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк жалобы в Росздравнадзор .docСкачать образец жалобы в Росздравнадзор от ЮЛ .docСкачать образец жалобы в Росздравнадзор от ФЛ .doc
В каких случаях подается жалоба
Работу государственных и частных медицинских учреждений, а также аптек контролирует Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Особенности и порядок ведения этой деятельности и права граждан прописаны в ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. Ведомство обязано рассмотреть обращение, если оно касается лечения, обеспечения бесплатными медицинскими препаратами, реабилитацией пациентов.
Гражданин может пожаловаться в Росздравнадзор, например, в таких случаях:
- Нарушены права гражданина на получение бесплатной медпомощи, лекарств, средств реабилитации.
- На врача, который отказал в лечении, неверно поставил диагноз.
- Медучреждение отказалось выдать направление на операцию.
- Частная клиника нарушила условия платного договора с пациентом.
Перечень ситуаций неполный.
К сведению! Кроме Росздравнадзора, гражданин может обратиться в прокуратуру, суд, Роспотребнадзор, страховую компанию, ФФОМС.
Как составить жалобу в Росздравнадзор
Бланк жалобы законодательно не установлен, поэтому ее можно написать в свободной форме. Главное — соблюдать стандартную для жалобы структуру: это шапка, описательная часть, просьба. Текст не должен содержать разговорных и просторечных выражений, эмоциональности. Рекомендуется писать жалобу с применением официально-делового стиля речи.
Документ должен содержать следующую информацию:
- Наименование адресата. Нужно указать наименование территориального органа ведомства, для которого предназначена жалоба.
- От кого исходит данное обращение. Информация об обратившемся гражданине или организации. Физическое лицо должно указать ФИО, паспортные данные, адрес регистрации, номер телефона для связи. Если вместо физлица жалобу подает его представитель по доверенности, то ее реквизиты надо также обозначить. Юридическое лицо указывает наименование, юридический адрес, номер телефона, ФИО и должность лица, выступающего от имени организации.
- Суть произошедшего нарушения. Описывают обстоятельства спора, указывают данные о медицинском или аптечном учреждении, ФИО врачей, дату и другую важную информацию.
- Итоги обращения в другие ведомства, если таковые имели место (к примеру, обращения к главному врачу медучреждения).
- Просьбу о проведении проверки и принятии необходимых мер.
- Ссылки на законодательные акты.
- Приложения к жалобе. Это документальные подтверждения нарушения прав пациентов, если такие бумаги имеются (больничные листы, переписка с медучреждением, рецептурные бланки, копии страниц медицинской карты, чеки на оплату медуслуг и т.д.). Можно прикладывать также аудио- и видеоматериалы.
Жалобу заканчивают подписью обращающегося. Также указывают дату подачи документа в Росздравнадзор.
Как и куда нужно подавать жалобу
Подавать жалобу необходимо в территориальный орган Росздравнадзора. Сделать это можно тремя способами:
- Личное посещение ведомства. Сам гражданин или его доверенное лицо подходит на прием в ведомство, нужно иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также 2 экземпляра жалобы. На одном из них принимающий документы работник поставит отметку о получении второго экземпляра и оставит его гражданину.
- Почтовым отправлением. Нужно отправлять документы заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Данное уведомление будет подтверждать получение ведомством письма.
- Электронным способом. В этом случае жалобу подают через портал госуслуг или сайт Росздравнадзора. Для этого нужно указать все необходимые данные, написать в специальном поле свое обращение, прикрепить подтверждающие файлы и отправить форму.
К сведению! Поступившие в ведомство жалобы и другие обращения рассматривают в течение 30 дней с момента их регистрации.
Росздравнадзор обязан дать письменный ответ обратившемуся. В нем указывают, какие меры были приняты, были ли выданы предписания о ликвидации нарушений и т.д.
Образец жалобы в Росздравнадзор от ЮЛ
В Территориальный орган
Росздравнадзора по УР
адрес: 426039, г. Ижевск,
ул. Дзержинского, д. 3
от генерального директора
ООО «Вечный двигатель»,
адрес: 426009, г. Ижевск,
ул. Партизанская, д. 156, оф. 14
тел.: 8 (3412) 76-43-21
Жалоба
Я, генеральный директор ООО «Вечный двигатель», Николаев Сергей Сергеевич (ИНН 1834561231, КПП 234123123, ОГРН 3451236784563, юр. адрес: 426009, г. Ижевск, ул. Партизанская, д. 156, оф. 14, тел.: 8 (3412) 76-43-21), заключил с частной клиникой «Доктор Профи» (ООО «Доктор Профи», ИНН 5612341231, юр. адрес: 426005, г. Ижевск, ул. Елочная, д. 123) договор на проведение медосмотра моих работников.
12 ноября 2020 года работники ООО «Вечный двигатель» прошли медосмотр. Осмотр хирурга и стоматолога проходил в ненадлежащих условиях, в кабинете было грязно, врачи Воронов А.В. и Соколов Е.К. были без халатов и медицинских масок. Также 13 ноября 2020 года были потеряны результаты анализов крови троих моих работников, один результат был с ложными показателями.
На основании вышеизложенного прошу провести государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов ООО «Доктор Профи» в отношении работников ООО «Вечный двигатель».
О результатах проведения проверки качества и порядка оказания медицинской помощи прошу сообщить мне по почте на указанный выше адрес.
Приложение:
- Договор на проведение медицинского осмотра от 10 ноября 2020 года № 234 на 2 л.
- Результаты анализов крови от 13 ноября 2020 года (с неверными показателями) на 1 л.
- Результаты анализов крови от 15 ноября 2020 года (в верными показателями) на 1 л.
- Фото медицинских кабинетов, в которых осуществляется прием пациентов на 5 л.
Николаев / С.С. Николаев
«19» ноября 2020 г.
Образец жалобы в Росздравнадзор от ФЛ
В Территориальный орган
Росздравнадзора по УР
адрес: 426039, г. Ижевск,
ул. Дзержинского, д. 3
от Петровой Елены Ивановны
адрес: 426034, г. Ижевск,
ул. Ленина, д. 112, кв. 333
тел.: 8 (3412) 36-36-36
Жалоба
Я, Петрова Елена Ивановна, 1989 года рождения, проживающая по адресу г. Ижевск, ул. Ленина, д. 112, кв. 333, паспорт серии 9005, номер 123122, выдан Первомайским РОВД г. Ижевска 13 августа 2000 года, обратилась в ГКБ № 12 г. Ижевска с целью получения консультации флеболога 2 ноября 2020 года.
Врач Горбунов Петр Петрович на приеме вел себя грубо, по моей просьбе не назначил мне УЗИ сосудов и сердца, несмотря на то что я жаловалась на боли в ногах, лечение не выписал, уверив, что для этого нет показаний (копию страницы медицинской карты прилагаю). В результате боли усилились, правая нога отекла, меня 12 ноября 2020 года госпитализировали с тромбозом и вовремя оказали помощь (выписку прилагаю).
На основании вышеизложенного прошу провести государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов в ГКБ № 12 г. Ижевска, обратить внимание на работу флеболога Горбунова П.П.
О результатах проведения проверки качества и порядка оказания медицинской помощи прошу сообщить мне по почте на указанный выше адрес.
Приложение:
- Копия страницы медицинской карты с записями врача от 2 ноября 2020 года.
- Выписка из истории болезни от 15 ноября 2020 года.
Петрова / Е.И. Петрова
«25» ноября 2020 г.
Форма отправки обращения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ваши данные
Обращение
* Текст обращения
Осталось символов: 2000
Не более 2000 символов. В целях объективного и всестороннего рассмотрения Вашего обращения в установленные сроки необходимо в тексте обращения указывать адрес описанного Вами места действия, факта или события, а также можно указать телефон для возможного уточнения содержания Вашего обращения
Прикрепляемый файл
Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 5 МБ. Для вложений допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tif, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv.
Обращаем ваше внимание, что система документооборота министерства в настоящее время не принимает вложения в форматах MS Office 2007 и выше или OpenOffice/LibreOffice.
Расскажите, откуда вы пишете обращение
* Адрес электронной почты
Почтовый адрес (только Россия)
Почти готово
Нажмите на картинку для обновления кода, если он не читается
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Кому жаловаться на халатность врача?
Пациент должен помнить о своем праве убедиться в квалифицированности медика и знать, куда обращаться, если ему не оказали помощь или предоставили некачественные медицинские услуги
Каждому из нас хоть раз приходилось слышать о том, как из-за ошибки некомпетентного медика пациент получил тяжелые осложнения. На что имеет право человек в таких случаях и куда можно обратиться с жалобой – разберемся в этой публикации.
Какие права дает пациенту закон?
Права на охрану здоровья и медпомощь гарантированы ст. 41 Конституции РФ.
Одним из основных законов, регулирующих сферу оказания медицинской помощи, является Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Статьей 19 этого закона предусмотрено, что пациент имеет право на:
-
выбор врача и медицинской организации;
-
профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
-
получение консультаций врачей-специалистов;
-
облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, в том числе наркотическими и психотропными лекарственными препаратами;
-
получение информации о своих правах и обязанностях;
-
получение сведений о состоянии своего здоровья и выбор лиц, которым они могут быть переданы;
-
получение питания во время лечения в стационарных условиях;
-
защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
-
отказ от медицинского вмешательства;
-
возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медпомощи;
-
допуск адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
-
допуск священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Как минимизировать вероятность получения некачественных медицинских услуг?
Оказание медпомощи в России является лицензируемой деятельностью. И при обращении в медицинскую организацию пациент вправе удостовериться в законности ее осуществления, запросив лицензию. В данном документе фиксируются название, реквизиты организации и место ее деятельности. Эти сведения нужно сопоставить с данными на сайте государственного органа, выдавшего лицензию. Вместе с ней пациенту обязаны предоставить приложение, в котором указаны конкретные виды медицинской деятельности организации.
Кроме того, пациент вправе запросить документы, подтверждающие квалификацию специалиста, который будет оказывать ему медицинскую помощь, и его сертификат. Их отсутствие должно насторожить. Медицинскую деятельность такой специалист может осуществлять незаконно, а потому стоит отказаться от получения услуг во избежание проблем со здоровьем.
Так, в апреле этого года в Краснодаре серьезные осложнения возникли у пациенток пластического хирурга, который оказывал медицинские услуги, не имея диплома врача. По заявлениям пострадавших было возбуждено уголовное дело. Врачу предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья пациентов.
О том, как распознать нечестную медицинскую организацию и защититься от уловок недобросовестных врачей, можно прочитать в публикации «Будьте бдительны при получении платных медуслуг».
Что делать, если из-за врачебной ошибки здоровью пациента был причинен вред?
Давайте разберемся, куда обращаться пациенту, если ему не оказали помощь или сделали это несвоевременно либо если были предоставлены некачественные медицинские услуги.
1. Пациент вправе обратиться в общественную приемную территориального органа Министерства здравоохранения РФ с заявлением о проведении служебной проверки в связи с ненадлежащим оказанием медпомощи.
2. В Росздравнадзор или Роспотребнадзор можно подать заявление о проведении проверки по факту предоставления медицинских услуг. Заявитель получит акт проверки, в котором будет указано, обнаружено ли нарушение его прав.
3. Если пациенту отказывают в выдаче медицинских документов или требуют за это плату, а также в случае иных неправомерных действий со стороны сотрудников медучреждения можно обратиться в прокуратуру с заявлением о проведении проверки законности действий или бездействия медперсонала.
Заявление в перечисленные учреждения можно разместить на их сайтах, разрешается направить его посредством обычной и электронной почты или обратиться с ним лично. Письменный ответ на заявление должен поступить в течение 30 рабочих дней с момента обращения (ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
4. Для выяснения качества оказанных медицинских услуг необходимо обратиться в страховую компанию. Для этого нужно подать заявление о проведении экспертизы в страховую организацию, указанную в полисе обязательного медицинского страхования (ОМС). После проверки страховая компания предоставит экспертное заключение.
5. Если в ходе проверок были выявлены дефекты оказания медицинской помощи, то заявитель вправе обратиться в суд. В исковом заявлении необходимо изложить суть спора и указать, какие именно права были нарушены. Также нужно приложить доказательства, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства, а именно: медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного, выписной эпикриз из медицинского учреждения, кассовые чеки (платежные документы), договор на оказание медицинских услуг и т.д.
Копии медицинских документов пациент вправе запросить в учреждении, где предоставлялась услуга. Это право гарантировано ст. 22 Закона № 323-ФЗ: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».
6. Если пациент не получил медицинскую помощь или его здоровью был причинен вред, то следует обращаться в следственные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных к ответственности. Заявление подается в свободной форме с указанием обстоятельств происшедшего в отделение полиции или территориальный отдел Следственного комитета.
Как рассматриваются «медицинские дела» в суде?
Сложность рассмотрения таких дел связана с их спецификой. Суд не обладает специальными познаниями в медицине, и чтобы выявить нарушения, необходимо будет проведение судебно-медицинской экспертизы.
Вместе с тем имеются особенности, усиливающие позицию пациентов в суде. При рассмотрении таких дел суды применяют в том числе положения Закона о защите прав потребителей. Это дает дополнительную защиту пострадавшему. Суды исходят из того, что пациент является потребителем и не обладает специальными медицинскими познаниями, а медицинское учреждение – исполнителем, и оно должно предоставить потребителю полную и достоверную информацию о способах лечения и конкретной медицинской услуге. В противном случае права пациента будут считаться нарушенными, и медучреждение понесет за это ответственность. Это касается как обследования, так и лечения (ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
Медицинское учреждение может избежать ответственности только в том случае, если докажет, что его сотрудники все сделали правильно, т.е. отсутствие их вины. Если это сделать не удастся, учреждение должно будет возместить ущерб пациенту (п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Кроме того, если медицинская организация не возместила пациенту ущерб добровольно до суда, то она должна будет дополнительно выплатить пациенту 50% от присужденной суммы. Законом также предусмотрено взыскание неустойки, компенсации морального и материального вреда. Для обращения в суд уплачивать госпошлину не понадобится.
Какое наказание предусмотрено в законе для безответственного медицинского работника?
Если врач не исполнил свои обязанности по профилактике, диагностике или лечению пациента, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Руководство может сделать ему замечание, выговор или уволить.
Уголовным кодексом предусмотрена ответственность медицинского персонала в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, запрета заниматься медицинской деятельностью и лишения свободы.
К уголовной ответственности медика могут привлечь:
-
за неоказание помощи больному без уважительных причин (ст. 124 УК РФ);
-
за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ);
-
за причинение смерти (ст. 109 УК РФ);
-
за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также за неправомерное использование документа, удостоверяющего соответствие предоставленных услуг таким требованиям, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека (ст. 238 УК РФ).