Если другие региональные органы власти не смогли решить проблему, остается жалоба губернатору.
Такой документ может обратить внимание на сложившуюся ситуацию, ведь губернатор является главным должностным лицом региона, осуществляющим контроль за деятельностью региональных структур.
Мы поможем самостоятельно составить жалобу на имя губернатора, расскажем об особенностях содержания такого документа. Однако следует помнить, что претензии к территориальным органам федеральных органов власти (Роспотребнадзор, ФСИН и др.) целесообразнее оформить жалобой в государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или жалобой в прокуратуру. Ведь губернатор жалобу, содержащую такие претензии, перешлет в такой орган власти.
Только на имя губернатора жалобу имеет смысл составлять, когда вопрос касается оказания конкретной помощи (например, организации доставления инвалида к месту получения лечения), либо требуется принятие мер к представителям региональных органов власти или деятельности муниципального органа (должностного лица).
Скачать образец:
Жалоба губернатору
Пример жалобы губернатору
Губернатору Тверской области
170100, г. Тверь, ул. Коммунистическая, 29
от Усмановой Зинаиды Аркадьевны,
адрес: 170692, г. Тверь, пер. Кирова, 73
Тел. 849435415241
Жалоба
Уважаемый Губернатор!
Обращаюсь к Вам с жалобой на незаконные действия Управления имущественных отношений Администрации Тверской области по вопросу предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации в аренду, а также на безвозмездной и возмездной основе. В результате незаконных действий сотрудников, которые непосредственно подчиняются Вашей Администрации, не только нарушается конституционное право каждого гражданина РФ на земельные ресурсы и право частной собственности, но и создается коррупционный риск неправомерного распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с постановлением Администрации г. Тверь по договору аренды от 20.08.2008 г. мне был предоставлен земельный участок кадастровый номер 77:16:1622269:16953, находящийся в муниципальной собственности, сроком на 3 года, для индивидуального жилищного строительства (по адресу: г. Тверь, пер. Кирова, 73). Постановлением администрации от 21.09.2008 г. выдано разрешение на строительство одноэтажного жилого дома сроком на 10 лет, т.е. до 2018 г.
До окончания срока аренды я письменно обратилась с заявлением о продлении договора аренды (в мае 2011 г.), однако никакой ответ не получила. Участком продолжала пользоваться, правда, строительство велось очень медленно ввиду отсутствия свободных денежных средств. Сейчас я узнаю, что данный участок выставлен в соответствии с Земельным кодексом РФ на торги.
Подобные действия грубо нарушают мои права. Право собственности на недостроенный дом я не зарегистрировала, но и срок действия разрешения на строительство еще не истек. Уведомление о расторжении договора я не получала, участком пользуюсь по назначению, следовательно, в соответствии со ст. 621 ГК РФ договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
На мои письменные обращения в Управление имущественных отношений я получила только отписки, что могу обратиться в суд. В то же время Вы, как высшее должностное лицо региона, которому подчиняются сотрудники Администрации, можете провести проверку их действий на соблюдение законодательства РФ и пресечь незаконные действия.
На основании изложенного, прошу оказать содействие в разрешении спорной ситуации, обязать сотрудников Управления имущественных отношений по Тверской области устранить нарушение действующего земельного и гражданского законодательства РФ.
Приложение:
- Договор аренды земельного участка
- Постановление администрации о выдаче разрешения на строительство
08/28/2016 Усманова З.А.
Жалоба губернатору — особенности содержания
К губернатору имеет смысл обращаться, когда некая проблема носит региональный характер: недовольство систематическим нарушением законодательства РФ. Поэтому текст жалобы должен содержать ссылки на нормативные правовые акты, в противном случае, есть вероятность получить отписку.
Жалобу губернатору можно подавать одновременно с административным иском об оспаривании решений органа власти или на действия должностного лица. А когда вопрос решается только в порядке гражданского судопроизводства, когда есть спор о праве потребуется подача искового заявления. В таких случаях жалоба губернатору, вероятнее всего, поможет лишь разобраться в причинах возникновения такой ситуации в призме действий органов региональных властей. Но тогда ответ на жалобу станет приложением к иску и одним из доказательств по гражданскому делу.
Составление и подача жалобы губернатору
Строгих правил к составлению жалобы губернатору не существует. Поэтому первоначально стоит определиться, каким образом будет направляться такой документ.
Если обращение подается через сеть Интернет, то по общим правилам текст не должен превышать 2000 знаков, содержать адрес электронной почты и почтовый адрес заявителя, его ф.и.о., суть проблемы и требования.
Когда жалоба губернатору направляется почтовой связью или через канцелярию, общий объем текста не ограничен. Но рекомендуем составлять жалобу кратко и по существу. Обязательно приложите документы, подтверждающие и обосновывающие позицию заявителя. Это необходимо для того, чтобы не увеличивать 30-дневный срок рассмотрения жалобы, что потребуется подчиненным губернатора для получения сведений из других структур или получения от заявителя требуемых документов. Жалоба обязательно должна быть подписана и проставлена дата обращения.
Если обоснованная жалоба губернатору не устранит конфликт, следует рассмотреть возможность подачи жалобы на имя Президента РФ или обратиться в суд.
© Администрация Смоленской области 2023 – официальный сайт
Адрес: 214008, г. Смоленск, площадь им. Ленина, 1
Адрес для служебной корреспонденции: region@admin-smolensk.ru
Для направления обращений граждан и организаций: интернет-приемная
По вопросам работы сайта: pai@admin-smolensk.ru
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Система Orphys
Писать жалобу губернатору следует только после того, как Ваше обращение в другие региональные органы не было рассмотрено или не принесло желаемого результата.
Являясь высшим должностным лицом исполнительной власти региона, губернатор рассмотрит жалобу на представителей региональных органов власти или муниципальных учреждений. Также к нему можно обратиться за помощью в каком-либо конкретном случае. Например, сообщить об аварийной обстановке в своем доме, на жалобы о которой местное ЖКХ никак не реагирует. Или же разрешить вопрос о получении инвалидности, в котором было незаконно отказано.
Как правильно оформить жалобу губернатору?
Каким образом можно связаться с губернатором?
Как правильно оформить жалобу губернатору?
Для того чтобы гарантированно получить ответ от губернатора на свое письмо, в данном случае лучше всего набрать его текст на компьютере. Ведь такое понятие, как разборчивый подчерк, у каждого свое и весьма субъективно. Распечатать его можно как на обычном листе формата А4, так и на типовом бланке, который находится в приемной губернатора.
Жалоба губернатору должна выглядеть следующим образом:
- В правом верхнем углу документа указывается должность и Ф.И.О. получателя, затем Ф.И.О. отправителя и его контактная информация (адрес проживания, электронная почта, телефон).
- Далее, в центре листа должно быть обращение к губернатору, например: «Уважаемый Борис Петрович!»
- Следом необходимо изложить суть жалобы или своей проблемы, ссылаясь на статьи действующего законодательства. А также четко сформулированную просьбу к губернатору.
- Приложение, в качестве которого нужно указать документы, обосновывающие правомерность позиции заявителя, и отправить их копии вместе с письмом. Это позволит обойтись без продления срока рассмотрения жалобы, которое может потребоваться для обращения в другие структуры с целью получения необходимой информации. К слову, составляет он 30 дней.
- Дата и подпись заявителя.
Важно! Чтобы жалоба была прочитана, оформить ее основную часть необходимо как можно более кратко и лаконично. Размытое описание проблемы с изобилием не относящихся к делу фактов сведет вероятность ознакомления с ней к нулю.
Также одновременно с жалобой губернатору на региональный орган или должностное лицо можно подать административный иск в суд, с целью обжаловать вынесенное им решение или его бездействие.
Скачать образец жалобы Губернатору
Каким образом можно связаться с губернатором?
Отправить жалобу губернатору можно заказным письмом на почте, предварительно узнав точный адрес областной администрации на сайте или в справочной службе.
Кроме того, никто не запрещает Вам лично посетить канцелярию губернатора и передать жалобу ее представителю.
Следующий способ – это оставить обращение на сайте администрации региона, на котором есть специальные формы для электронных писем, в том числе и губернатору. Как правило, количество символов в таком обращении не должно превышать двух тысяч. Ознакомиться с правилами написания и отправки электронных писем можно прямо на сайте.
Важно! Электронное письмо не должно содержать орфографических, пунктуационных и лексических ошибок. Иначе оно будет отклонено и отправлено обратно на Ваш электронный адрес.
Также вы имеете право разместить на сайте администрации открытую жалобу. Вероятность того, что ее увидит губернатор, минимальна. Но таким способом можно привлечь внимание к Вашей проблеме. Тем более, если она касается многих жителей области. Общественный резонанс, полученный благодаря большому числу комментариев и отзывов, в разы поможет ускорить решение проблемы.
Жалоба губернатору
01
Скачать Жалоба губернатору
Скачать образец
02
Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)
8 800 200 93 58
Губернатору ______________________________
(наименование региона, ФИО)
От ______________________________
(ФИО полностью, адрес)
ЖАЛОБА
Обращаюсь с жалобой на _________ (указать наименование лица, чьи действия обжалуются).
Основанием обращения с жалобой явилось то, что _________ (указать основания подачи жалобы, когда и что произошло).
На основании изложенного,
Прошу:
- Провести проверку по перечисленным мною нарушениям.
- Привлечь виновных лиц к установленной ответственности.
Перечень прилагаемых к жалобе документов:
- Документы, подтверждающие доводы жалобы
Дата подачи жалобы «___»_________ ____ г. Подпись _______
Жалоба губернатору
Скачать образец документа бесплатно
Губернатору ______________________________
(наименование региона, ФИО)
От ______________________________
(ФИО полностью, адрес)
ЖАЛОБА
Обращаюсь с жалобой на _________ (указать наименование лица, чьи действия обжалуются).
Основанием обращения с жалобой явилось то, что _________ (указать основания подачи жалобы, когда и что произошло).
На основании изложенного,
Прошу:
1. Провести проверку по перечисленным мною нарушениям.
2. Привлечь виновных лиц к установленной ответственности.
Перечень прилагаемых к жалобе документов:
1. Документы, подтверждающие доводы жалобы
Дата подачи жалобы «___»_________ ____ г.
Подпись _______
Как написать письмо губернатору
Если вы задались целью написать письмо губернатору, тогда нужно правильно оформить свое обращение – выбрать точную форму письма, изложить лаконично и четко его содержание. Ниже дадим советы, как правильно создать обращение к высшему должностному лицу в регионе, чтобы максимально привлечь его внимание к вашей проблеме.
1
Губернатор является главным должностным субъектом федерации и в его компетенции – основной контроль региональных структур. Именно он решает самые важные вопросы области, соответственно – обращение к нему нужно оформить на должном уровне. Для написания письма вам понадобятся:
- компьютер с доступом в интернет;
- листы бумаги;
- ручка;
- почтовый конверт.
2
Начните оформление письма не с содержания, а с его подготовки. Собственно от формы может зависеть многое. Нередко встречаются недовольные граждане, которые лично описывали свои проблемы в письме, на их взгляд детально и грамотно, красивым разборчивым почерком. Однако ответа на свое обращение так и не получили. Совет: такого рода обращение настоятельно рекомендуем набирать в текстовом редакторе на компьютере, а затем – распечатывать на листе бумаги или на специальном бланке. Вероятность прочтения напечатанного письма высоким должностным лицом увеличивается в несколько раз. Для этого предварительно возьмите такой бланк в приемной губернатора. Если типовой бланк отсутствует – пишите в произвольной форме.
Форма письменного обращения к губернатору – скачайте здесь.
Образец письма губернатору у нас.
3
На следующем этапе займитесь оформлением письма. Начните с его «шапки» – с правой стороны укажите должность лица, его фамилию, имя и отчество. Ниже напишите свои данные – фамилию, имя, отчество и контактную информацию (место проживания, телефон, электронную почту). Все вышеуказанные данные чиновника укажите в дательном падеже, а свои – в родительном. Допустим: «Губернатору такого то края Иванову Ивану Ивановичу», «от Петрова Федора Ивановича». Заранее узнайте, как правильно пишется должность чиновника. Пропустите немного места после вступления и по центру расположите обращение. Начните его со слов «уважаемый». Например: «Уважаемый Иван Иванович!», а немного ниже приступайте излагать суть своей проблемы или жалобы. Чтобы письмо было прочитано, оформите основную часть максимально кратко и по сути. Если эта часть будет размытой и растянутой, вероятность прочтения может приблизиться к нулю. Опишите просьбу на одном листе А4, а если этого будет недостаточно – в окончании письма пометьте «Приложение» с указанием прилагаемых листов. В них изложите всю дополнительную информацию. Если она окажется необходимой – с прилагаемыми листами обязательно ознакомятся. В самом конце еще раз лаконично сформулируйте вашу просьбу, поставьте число и подпись.
4
После того как письмо оформлено – приложите к нему все имеющиеся свидетельства или официальные обращения. Должностные лица верят только бумагам, поэтому дополнение письма солидным вложением повышает вероятность рассмотрения вашего обращения. Упакуйте все собранные листы в конверт и займитесь его отправлением, предварительно узнав на сайте или в справочной службе юридический адрес областной администрации для отправки письма по почте. Важно: на всякий случай сделайте копию со своего обращения, а в конверт укладывайте именно ксерокопии официальных бумаг. Так вы подстрахуете себя от возможной утери важных документов.
5
Есть еще несколько вариантов передачи вашего письма, кроме почтового. Первый – лично организуйте доставку и передачу письма представителю канцелярии губернатора. Второй вариант – отправьте подготовленное обращение по электронной почте. Ее адрес можно узнать, посетив портал интересующей вас администрации. Часто на их сайтах можно увидеть специальные формы для обратной связи с гражданами. В этом случае воспользуйтесь возможностью и задайте интересующие вас вопросы губернатору. Бывают также электронные формы для отправки писем. Но как правило, они рассчитаны на текст, который ограничен в количестве знаков. Ознакомьтесь со всеми нюансами отправления электронного обращение на сайте интересующей вас администрации. Как пример – портал администрации Санкт-Петербурга.
Обычно на официальные письма граждан происходят «отписки» в течение 2-3 дней, максимальный срок – 30 дней. Если ответ не получен, запаситесь терпением и начните поиск своего обращения в канцелярии губернатора.
Я часто жалуюсь сам и помогаю это делать другим. В среднем в месяц выходит один-два раза.
Я не профессиональный ябеда, но жалобы помогают мне решать многие вопросы. Скажу честно: не всегда по моим жалобам принимаются такие решения, которых я хочу. Но зато мне и тем, кому я помогаю, не приходится ходить по судам и терять время, чтобы добиться результата.
Иногда вместо судебного разбирательства можно обратиться, например, в прокуратуру — и вопрос решается. В итоге вместо расходов на адвоката человек тратится только на бумагу и ручку.
Расскажу, как правильно пожаловаться, чтобы сэкономить время и деньги.
Что такое жалоба, зачем она нужна и в каких случаях стоит ее писать
По Конституции каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы — в том числе и с жалобами. Допустим, идет он утром на работу и видит: на крыльце лед не убран, а мусорный контейнер во дворе переполнен. На дороге ДТП, два водителя выясняют отношения с помощью кулаков, а полиция стоит в сторонке и смотрит на них.
Так быть не должно. Дворы должны убирать, мусор — вывозить, а полиция должна пресекать правонарушения. И если чиновники и ответственные лица не знают, что происходит, или знают, но ничего не делают, граждане страдать от этого не должны. И единственный способ — рассказать о проблеме. Для этого и нужны жалобы.
Для жалоб есть специальный закон — «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В его названии нет слова «жалоба», потому что все, что направляется в адрес чиновников, считается обращением. Правила работы с такими обращениями одинаковые для всей страны и для любого ведомства. Отказать в приеме жалобы чиновники не могут.
Но есть и исключения — например, сообщение о преступлении. Их регистрируют немедленно, и порядок работы по ним отличается. Как сообщить о преступлении, мы рассказывали в статье «Как обратиться в полицию».
Преследовать человека за то, что он обратился с жалобой — например, на работу коммунальных служб или полиции — тоже нельзя. Даже если он критикует должностных лиц или государственный орган — за это не накажут. Наказать могут только за
оскорбление.
Отличия жалобы от заявления или претензии
Претензия чаще всего возникает там, где есть договорные отношения. Например, ИП Иванов и ИП Петров заключили договор на поставку продукции. Иванов его не выполнил и теперь должен Петрову деньги. Сначала Петров должен предъявить Иванову претензию, получить ответ, а потом идти в суд и доказывать свою правоту.
Направлять жалобу в такой ситуации не имеет смысла ни Иванову, ни в государственные органы. Но если Иванов купил товар в магазине Петрова для себя, а не для бизнеса и товар оказался некачественным — это нарушение прав потребителей. Тут уже можно жаловаться в Роспотребнадзор.
Жалоба появляется там, где взаимных обязательств нет, а есть только обязательство одной стороны. Как правило, это обязательство органа власти соблюдать права гражданина. Например, секретарь в суде потерял исковое заявление Иванова, а Роспотребнадзор не принял его заявление и отказался разбираться в ситуации. И суд, и Роспотребнадзор — государственные органы. Их сотрудники нарушили права Петрова — в этой ситуации он может пожаловаться. В жалобе он будет требовать устранить нарушение своих прав. А еще он обязательно попросит наказать виновных — так тоже можно.
Попробуем разобраться на примерах, в какие ведомства и когда подавать жалобы.
По факту мошенничества. Мошенничество — уголовное преступление, писать нужно не жалобу, а заявление о привлечении виновных к уголовной ответственности. Жалоба, например в прокуратуру или в Роспотребнадзор, не поможет. Прав потребителей это не касается, а прокуроры не занимаются поиском мошенников, это функция полиции.
На застройщика. С застройщиками ситуация сложнее. Все зависит от того, что именно нарушено и как это прописано в договоре. Если нарушены права дольщика, которые указаны в законе, например, о правах потребителей, — можно жаловаться в Роспотребнадзор. Если строительные нормы и правила — в Минстрой. Если только нормы договора — стоит обратиться с иском в суд.
На городскую администрацию чаще всего жалуются по вопросам благоустройства города. Договорных отношений тут не бывает, а нарушения прав граждан случаются часто. На нарушения со стороны городской администрации, в зависимости от ситуации, можно жаловаться почти в любое министерство, ведомство, прокуратуру и в суд.
На управляющую компанию. Тут своя специфика. Хотя отношения договорные, почти любое нарушение со стороны УК нарушает еще и законодательство о правах потребителей, нормативные акты правительства. Жаловаться можно сразу по нескольким адресам: в саму управляющую компанию, в Роспотребнадзор, Минстрой и прокуратуру.
На работодателя о невыплате зарплаты жалуемся в трудовую инспекцию. Если нарушения подтвердятся — трудинспекция может подготовить и направить заявление в суд о взыскании денег. Для работника это выгодно: не придется тратиться на адвоката. А если нарушение связано с невыплатой заработной платы, можно обойтись и без суда: трудинспекция может принять решение о принудительном исполнении и взыскать деньги через приставов.
На судебных приставов можно пожаловаться в Министерство юстиции и в прокуратуру. Обычно хорошо срабатывают жалобы, если их направить одновременно в оба эти ведомства.
На сотрудников полиции жалуемся вышестоящему начальству и в прокуратуру. Если незаконные действия сотрудников полиции причинили человеку ущерб — возмещать его будут за счет бюджета.
Обращение в военную прокуратуру — чаще всего необходимо военнослужащим и членам их семей.
Коллективная жалоба по закону допустима. Но сам я отношусь к таким жалобам не очень хорошо. Часто люди думают, что если жалобу подпишут сто тысяч человек, власти испугаются и все исправят. Но для сбора подписей нужно много времени, а по результату она сравнима с одиночной. Я сам столкнулся с ситуацией, когда в моем доме протекала крыша, а соседи говорили: «Ну и что, это же дом плохой, что мы можем сделать?» Для ремонта оказалось достаточно всего одной жалобы — моей. С точки зрения закона не важно, сколько человек ее подписали. Важно, были ли нарушены права на самом деле и к каким последствиям это привело.
Иногда можно обойтись и без суда
Мы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов
Требования к жалобе
Форма. Установленных законом форм жалоб не существует. Гражданин может писать так, как ему удобно: на тетрадном листке в клетку, на бумаге формата А4, в специальной форме для подачи обращений на сайте или по электронной почте. С точки зрения закона все эти жалобы равнозначны.
Структура и содержание предусмотрены законом о работе с обращениями граждан. В жалобе нужно указать:
- Наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который адресована жалоба. При отправке через специальные формы на сайтах и через портал госуслуг наименование органа заполняется автоматически.
- Если жалоба адресована конкретному чиновнику — можно указать его фамилию, имя, отчество и должность. Но это необязательно: по правилам сначала жалоба попадает к руководителю, а он определяет, кто именно из его подчиненных займется ответом.
- Фамилию, имя, отчество того, кто жалуется, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должны будут направить ответ. Это обязательно: без этих данных в рассмотрении жалобы могут отказать.
- Текст жалобы. В нем описывается, что именно произошло и какие меры необходимо принять.
- Личная подпись, если жалоба оформляется в бумажном виде. Если отправка происходит через госуслуги — жалоба считается подписанной электронной подписью.
- Дата составления.
Если есть доказательства нарушения прав, их тоже можно приложить к жалобе. Это могут быть фотографии: например, припаркованных в неположенном месте автомобилей или переполненных мусорных контейнеров. В качестве доказательств можно использовать документы: например, ответы на ранее поданные обращения или заявления свидетелей, которые могут подтвердить факт нарушений.
Никаких специальных требований к расположению реквизитов в жалобе, типу шрифта, ширине полей и межстрочному интервалу не существует. Жалобы и обращения пишут простые граждане, и знать требования делопроизводства они не обязаны. Но мой совет: постарайтесь сделать так, чтобы жалоба была читаемой. В этом случае исполнителю будет проще с ней работать.
Еще одна ошибка — пытаться написать жалобу юридическим языком. Умные юридические термины чиновников не пугают, а вот текст читать сложнее. Мой совет: если вы знаете, какие именно нормы нарушены, — сошлитесь на них. Если не знаете — просто опишите факт нарушения, не углубляясь в дебри юридической терминологии.
Чего нельзя писать в жалобе. Критиковать чиновников в жалобе можно без ограничений. А вот оскорблять их или других людей — нельзя. А еще нельзя использовать нецензурные выражения. В этом случае на жалобу не ответят, а тому, кто пожаловался, сообщат о недопустимости злоупотребления правом на обращения.
А еще в рассмотрении откажут, если нельзя разобрать почерк. Либо если фамилия или адрес не поддаются прочтению или из содержания жалобы нельзя определить, чего именно хочет гражданин. Я рекомендую избегать эмоций. Иногда хочется в жалобе написать: «Сколько можно? Когда над нами прекратят издеваться?» или «Доколе?» Но на самом деле это упрощает чиновникам работу: на абстрактные требования не может быть конкретного ответа, а значит, делать ничего не нужно. Гражданин не просит что-то сделать, а только спрашивает или возмущается.
Из личного опыта: в хорошей жалобе нет вопросительных и восклицательных знаков. Только требования конкретных действий, например убрать улицу, посадить дерево, привлечь виновных к ответственности.
Бывает, что граждане злоупотребляют своим правом на обращения и пишут по одному и тому же факту много раз, а новых доводов не приводят. В этом случае чиновники могут принять решение, что обращение безосновательно, и прекратить переписку. Но просто так замолчать и не отвечать не имеют права: они должны письменно уведомить гражданина о причинах, по которым переписка прекращена.
Еще одно основание для отказа в ответе по существу — ситуация, когда ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Такое редко, но бывает.
Может ли жалоба быть анонимной. Многие считают, что нужно сообщать о нарушениях, но вот подписываться не торопятся. У таких жалоб нет шансов на успех. Если нет фамилии заявителя или адреса, на который нужно отправить ответ, — чиновники имеют право не отвечать, и это не будет считаться нарушением.
Некоторые люди боятся подписывать жалобы: считают, что чиновники начнут хуже к ним относиться или будут мстить. Но это не так: закон защищает человека, который пожаловался на нарушение своих прав, — запрещено преследовать гражданина за то, что он жалуется. А еще нельзя разглашать сведения, которые он указал в обращении. Например, нельзя опубликовать жалобу в соцсетях и написать: вот, смотрите, какую ерунду человек сочинил.
А чего тут бояться?
Анастасия Ярославцева
не жалуется, а обращается
Не люблю слово «жалоба»: оно звучит унизительно. Куда симпатичнее официальное слово «обращение». И когда меня упрекают, что вы, мол, на нас постоянно жалуетесь, всегда отвечаю: «Я не жалуюсь, я порядок навожу». Потому что все мои обращения основаны исключительно на нормативных актах: приказах, указах, законах, санитарных нормах.
Не нужно бояться обращаться и указывать на нарушения. Вот пример: в детском саду, который посещают мои дети, регулярно нарушают санитарные нормы и правила. То дорожки зимой посыпают противогололедными реагентами, что запрещено, то группы не проветривают, то в неположенное время начинают территорию подметать. Я прошу выполнять санитарные нормы — и слышу в ответ: «Войдите в наше положение». В положение не вхожу, шлю обращение в Роспотребнадзор, ведь все эти нарушения бьют по здоровью детей. Работает. Да, администрация ДОУ смотрит на меня неласково, но задевать моих детей опасаются: знают, что я этого так не оставлю.
Я привыкла к недовольству тех, на чьи нарушения я жалуюсь, и немного бравирую этим. Но моя репутация работает на меня: мои обращения рассматривают в кратчайшие сроки и редко игнорируют. А окружающие люди замечают мои старания и происходящие вокруг изменения, поэтому все чаще поддерживают меня.
Я отдаю себе отчет, что далеко не все в нашем государстве можно изменить в лучшую сторону. Но если привести в порядок маленький кусочек мира вокруг себя — весь мир в целом станет лучше.
Оснований для правомерного отказа в приеме жалобы в законе нет. Принять ее обязаны в любом случае. А вот что ответят — зависит уже от ситуации.
В жизни не все так просто. Обычно, если человек принес жалобу лично, от него всячески пытаются избавиться. Никто не говорит прямо, что жалобу не будут принимать. Но человека начинают отправлять из кабинета в кабинет, где он каждому чиновнику рассказывает свою историю. А ему в ответ говорят, что нужно подняться к другому специалисту на девятый этаж. А тот, в свою очередь, отправляет к следующему. Еще могут сказать, что нужный человек в отпуске, уехал по делам, пошел на важное совещание. Как вернется — обязательно разберется во всем. Главное — его дождитесь.
Мое личное мнение: не тратить время на личные беседы с чиновниками. Обещают они что угодно, но забывают свои обещания раньше, чем за посетителем закроется дверь. Лучший вариант — писать. А если пришлось написать жалобу от руки — несите ее не чиновнику лично, а в секретариат и требуйте ее регистрационный номер. В крайнем случае отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Способы подачи жалобы
Раньше способ был только один — бумага и ручка. Люди писали о своих проблемах на бумаге и отправляли по почте или вручали лично. Способ этот сохранился и сейчас, но надежным его назвать нельзя. Почта затягивает сроки доставки, бумаги теряются.
Лично. Личный визит и устное обращение тоже допустимы. Но, как правило, на личный прием можно попасть только по записи. А еще приходится узнавать приемные часы и иногда стоять в очереди. Сторонники такого способа обращений есть — это люди, которые ни разу не сталкивались с современными технологиями. Обычно я стараюсь отговорить их от личных визитов. Проще один раз зарегистрироваться на портале госуслуг, чем постоянно стоять в очередях.
Через интернет. Самый надежный и быстрый способ пожаловаться на что угодно — электронное обращение. Оно доставляется моментально, и потерять такую жалобу нереально. Даже если в ведомстве скажут, что не получали его, факт отправки всегда можно подтвердить.
Сейчас большинство ведомств подключены к единой системе авторизации и аутентификации. Это те самые логин и пароль, с помощью которых мы входим на сайт госуслуг. Часть жалоб тоже можно подать через госуслуги.
Там есть специальный раздел досудебного обжалования.
Срок рассмотрения любой жалобы, как правило, не превышает месяца, но этот срок отсчитывается со дня регистрации. Время, пока письмо идет почтой, не учитывается.
Один из самых моих любимых сайтов для подачи жалоб — ГИС ЖКХ. Функционалу портала могут позавидовать многие государственные учреждения. Там можно:
- посмотреть информацию по начислениям за коммунальные услуги;
- оплатить их;
- провести общедомовое собрание и не бегать для этого за собственниками квартир;
- пожаловаться на работу управляющей компании.
Даже если вы не знаете точно, какая компания обслуживает ваш дом, ошибиться не получится. Достаточно ввести адрес — и система сама найдет нужную компанию. Если УК проигнорирует обращение, можно пожаловаться на ее бездействие — например, в региональное министерство строительства и ЖКХ. А если срок ответа по обращению пропущен, портал сам предложит пожаловаться на нарушение сроков.
Все жалобы и ответы на них сохранятся в специальном разделе личного кабинета.
Жалоба в прокуратуру
Все министерства и ведомства занимаются только своими вопросами: МВД борется с преступностью, Минстрой отвечает за ЖКХ, а Роспотребнадзор — за права потребителей. Ни одно из ведомств в компетенцию другого не вмешивается. Единственное исключение — прокуратура.
Полномочия у прокуроров очень широкие: они могут прийти в любую организацию, запросить документы, проверить их и потребовать от должностных лиц объяснений по факту нарушения. Если эти факты подтвердятся — виновных привлекут к ответственности. Требования прокурора подлежат обязательному исполнению.
Пожаловаться в прокуратуру можно двумя способами.
Направить жалобу в прокуратуру на сайте госуслуг. Для этого тоже понадобится регистрация.
Если регистрации на госуслугах нет или жалуетесь от имени другого человека, доступна форма обращения на сайте генеральной прокуратуры.
Вот пример удачной жалобы в прокуратуру: администрация городского округа не хотела делать в подъезде пандус для инвалидов, а на все обращения отвечали отписками. Пришлось жильцам подъезда жаловаться в прокуратуру. Там проверили даже содержание отписок и решили: раз чиновники не исполняли свои обязанности — их нужно наказать.
Виновных привлекли к административной ответственности и оштрафовали. Размер штрафа за такое нарушение — от 5000 до 10 000 Р. После этого пандус сделали очень быстро.
На что можно жаловаться
Казалось бы, по закону можно жаловаться на что угодно. Но все не так просто. Нам же нужен результат — чтобы чиновники сделали все по закону. А значит, нужно жаловаться в первую очередь на нарушение своих прав.
Приведу пример из жизни. В Коломне некуда было сдавать лампы, содержащие ртуть, — их складывали в обычные картонные коробки. А градусники вообще не принимали. Эковолонтеры не молчали: они звонили чиновникам и спрашивали, что делать. Чиновники по телефону сочувствовали, но говорили, что ничем помочь не могут. Принять лампы некому, и что делать — не знает никто. Все свелось к обсуждению проблемы в средствах массовой информации и соцсетях.
Жительнице Коломны Анастасии эта ситуация тоже не нравилась. Она не стала обсуждать это в соцсетях и ругать власти, а написала обращение в департамент городского хозяйства.
Женщина не жаловалась на чиновников, которые не знали, как гражданам утилизировать градусники, и даже не спрашивала, сколько это будет продолжаться и кто виноват. Она указала на то, что нарушены права граждан и закон, и это нужно исправить. Через 10 дней чиновники отчитались, а еще через полмесяца гордо продемонстрировали новые безопасные контейнеры.
Как узнать, куда жаловаться
Государство — это бюрократическая структура с большим количеством ведомств. Сразу определить, куда именно направлять жалобу и в каком порядке действовать, бывает сложно.
Но в законе предусмотрена и такая ситуация. Гражданин должен направить обращение или жалобу в тот государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Если он ошибется с адресатом — чиновники должны разобраться и сами переслать жалобу куда надо. А гражданина должны уведомить о переадресации жалобы в письменном виде — например, обычным письмом или на электронную почту.
Хотя жаловаться можно кому угодно, я рекомендую не начинать с президента и генеральной прокуратуры РФ. Жалобу там, конечно, примут, зарегистрируют, но потом отправят для рассмотрения в самый низ — например, в городскую прокуратуру или в городскую администрацию. Пересылка из одного ведомства в другое всегда занимает время. Чтобы его не тратить впустую, выбирайте ведомство, которое находится в самом низу иерархии. Тут есть еще один плюс: если вас не устроит ответ, его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Вероятность добиться нужного результата при этом возрастает.
Иногда по закону нужно до жалобы в государственные органы сначала попытаться решить вопрос мирным путем. Вот пример: девушка рассчиталась на заправке, деньги с ее карты списались, но на счет АЗС не поступили. Она решила, что ее обсчитали, — и тут же обратилась с жалобой на АЗС в Роспотребнадзор. Там ее жалобу рассмотреть не смогли — по закону положено сначала направить письменную претензию продавцу. А вот если он откажется возвращать деньги или вообще не ответит на такую жалобу — тогда Роспотребнадзор будет разбираться. Потребитель не обязан знать все тонкости законодательства, поэтому чиновники подробно объяснили, как, что и в каком порядке нужно сделать.
Иногда ведомства не могут между собой договориться, кто именно будет решать проблему. Например, в Москве нарушениями правил парковки занимаются сразу два ведомства: ГИБДД и МАДИ. Одни отвечают за проезжую часть, другие — за дворы и тротуары. Например, пожаловался гражданин в ГИБДД, что машина мешает проезду. ГИБДД приезжает и говорит: «Извините, эта машина двумя колесами стоит на тротуаре — обращайтесь в МАДИ». А МАДИ отвечает: «Все верно, два колеса на тротуаре, но вторые два — на проезжей части. Значит, идите в ГИБДД».
Но и в этом случае не все потеряно. Нужно жаловаться в прокуратуру — она и решит, какое из двух ведомств должно разбираться. Правда, возможно, к этому моменту автомобиль нарушителя уже уедет, но в следующий раз такого конфликта между ведомствами уже не возникнет.
У меня был случай, когда я пожаловался в Минстрой через ГИС ЖКХ. Но в Минстрое на мою жалобу вовремя не ответили. Я лично посетил УК и добился, чтобы все недостатки все равно устранили. Письменный ответ от Минстроя я получил с нарушением сроков.
Я решил не оставлять все как есть и пожаловался в прокуратуру. Она провела проверку — нарушения подтвердились. В результате виновных, по всей видимости, накажут.
Санкции за такое могут быть серьезными. За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность. Чиновников могут наказать штрафом от 5000 до 10 000 Р, заплатят они его из своей зарплаты. Если они нарушат закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, штраф может достигать 50 000 Р — при условии, что чиновника уже наказывали за такие нарушения.
В целом алгоритм действий такой:
- Если непонятно, в какое ведомство жаловаться, можно направить обращения сразу в несколько. Жалобу либо переправят куда надо, либо разъяснят, к кому именно нужно обращаться.
- Если ведомства работать не хотят, можно пожаловаться в прокуратуру. Это надзорный орган и своим решением может обязать работать любую государственную организацию.
Как должна отреагировать прокуратура
Действия по поступившей жалобе у прокуроров простые. В месячный срок проводится проверка. Если факты подтверждаются — выносится представление об устранении нарушений. Если необходимо — виновных привлекают к ответственности.
Прокуроров все ведомства боятся
Анастасия Ярославцева
не жалуется, а обращается
Граждане очень боятся слова «прокуратура», а зря. Это отличная «палочка-выручалочка», если кто-то не хочет решать проблему без дополнительного стимула-палки.
Очень хорошо прокуратура помогает в работе с полицией. Вот пример: в моем дворе один водитель начал парковаться на детской площадке. В ГИБДД на жалобы не реагировали. Я поборола желание разобраться с автомобилистом «по-народному», то есть незаконно: нельзя бороться за справедливость, нарушая закон. И я пожаловалась в прокуратуру на бездействие сотрудников ГИБДД.
Подробностей общения прокуроров с сотрудниками ГИБДД я не знаю, но меры им принимать пришлось. В отношении водителя вынесли постановление по делу об административном правонарушении и назначили административное наказание — штраф. А еще с ним провели профилактическую беседу и разъяснили требования ПДД.
Как не получить отписку
Гарантий, что чиновники не дадут простую отписку, нет. Но любую отписку и любой отказ можно обжаловать. Начинать обжалование я рекомендую с вышестоящих инстанций того ведомства, куда вы начинали жаловаться, а потом в прокуратуру и в суд.
По моему личному опыту, если есть основания — необоснованное решение или бездействие чиновников пресекается обычно на уровне прокуратуры. По вопросам нарушения прав в суд мне не приходилось обращаться ни разу.
Что делать, если не помогла прокуратура
Прокурор — не самый страшный кошмар чиновника. Пожаловаться на бездействие или незаконные действия можно и в суд.
Специально для судебного обжалования действий и бездействия чиновников существует Кодекс административного судопроизводства РФ. Приняли его в 2015 году, чтобы упростить гражданам доступ к судебному порядку обжалования.
В суде можно обжаловать нормативные акты, которые нарушают права граждан, например решение снести детскую площадку. А еще можно обжаловать действия или бездействие чиновников и должностных лиц.
Суд в данном случае не привлечет чиновника к ответственности, а заставит работать. Обжаловать через суд действия или бездействие должностных лиц можно в течение трех месяцев с момента, когда вам стало известно о нарушении прав или свобод.
Куда жаловаться на прокуратуру. В суде можно обжаловать решение любого чиновника, даже если не помогла прокуратура и Генеральный прокурор РФ лично вам отказал в удовлетворении жалобы.
Как правильно жаловаться
- Грамотно составленная жалоба часто помогает обойтись без суда.
- Чтобы составить жалобу, адвокат не нужен. Никаких особых требований к жалобе нет, главное — чтобы была ясна суть, а также ваши личные данные были указаны разборчиво.
- Жаловаться можно на нарушение прав граждан. Наказать за жалобу не могут.
- Если в жалобе будет допущена ошибка или ее отправят не в то ведомство — ничего страшного. Чиновники обязаны дать ответ, в котором объяснят, что не так и как сделать правильно.
- В прокуратуру можно пожаловаться на любое ведомство.