Как правильно написать жалобу на предпринимателя

Жалоба на ИП в налоговую может быть подана физическим, юридическим лицом или другим предпринимателем, если ИП нарушил законодательство о налогах и сборах.

О том, как пожаловаться на ИП в ФНС и как индивидуальному предпринимателю на это реагировать, читайте в статье.

Как пожаловаться в налоговую на ИП

Сотрудники ИП могут заявить в налоговую о том, что работодатель платит серую зарплату, а значит, не удерживает НДФЛ с части выплат и занижает сумму взносов. Компании могут пожаловаться на конкурента, который уклоняется от уплаты налогов.

Важно учесть, что в отличие от Роспотребнадзора или других надзорных органов, сотрудники ФНС не обязаны устраивать проверки по каждой жалобе. Более того, анонимный запрос на проверку ИП они проигнорируют.

Написать жалобу в инспекцию нужно по требованиям ст. 7 закона № 59-ФЗ. Этот закон регулирует порядок, по которому государственный орган рассматривает обращения граждан.

Жаловаться следует в налоговый орган по месту ведения бизнеса ИП. Подать жалобу можно лично, по почте заказным письмом с описью вложения.

Важно: при личном визите в ИФНС заявитель должен иметь при себе паспорт и копию жалобы.

Удобнее всего направить обращение через сервис ФНС. В форме нужно указать свои личные данные и адрес электронной почты, куда налоговики направят ответ. Затем следует изложить суть обращения.

На указанный e-mail поступит уведомление о дате регистрации жалобы и входящем регистрационном номере документа. Также налоговая пришлет номера телефонов. По ним можно узнать, на каком этапе рассмотрения находится жалоба.

Инспекция рассмотрит обращение в течение 30 дней после регистрации. Этот срок может быть продлен еще на 30 дней, о чем заявителя уведомят по e-mail.

Если заявитель подал обращение через сервис, то и ответ придет на электронный адрес в форме электронного документа.

Если заявитель пожаловался на ИП, но не привел доказательств факта нарушения, ФНС вряд ли отреагирует. Если доказательства находятся у ИП, а жалуются на него сотрудники, нужно объяснить этот момент в тексте обращения.

Жалоба, составленная по всем правилам и подкрепленная фактами, может стать основанием для ФНС включить ИП в план выездных налоговых проверок. Инспекторы проверят документы компании, которые касаются налогов и сборов.

Как ИП обжаловать итоги проверки ФНС

Если жалоба оказалась убедительна и проверка состоялась, ИП можно оспорить ее результаты. Для этого индивидуальный предприниматель подает жалобу в вышестоящий налоговый орган. Затем он может обратиться за защитой прав в суд.

Если выиграть спор с налоговым органом не удалось, можно уменьшить суммы штрафов. Такая возможность установлена в ст. 112 НК РФ.

Если у ИП есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство, штрафы за нарушения снизят. Смягчающие обстоятельства:

  • правонарушение совершено без умысла;

  • налогоплательщик своевременно платит налоги и сдает отчетность;

  • налогоплательщик впервые привлекается к налоговой ответственности;

  • состояние предпринимателя близко к банкротству;

  • несоразмерность суммы штрафа и совершенного проступка;

  • незначительный временной период просрочки сдачи отчетности;

  • наличие переплат по другим налогам;

  • уплата задолженности до того, как вынесено судебное решение;

  • наличие форс-мажора;

  • инвалидность, болезнь, наличие иждивенцев и т.п.

Можно указать любые обстоятельства. Суд примет решение о том, являются ли они основанием для уменьшения штрафа.

Жалобу на завышенные штрафы подают сперва в налоговый орган, и только затем в суд. Пожалуйтесь на решение по итогам налоговой проверки в целом, а затем попытайтесь снизить отдельные штрафы за каждое нарушение.

Важно: сделать это можно в течение года с момента принятия решения по налоговой проверке.

Содержание страницы

  • Жалобы (апелляционные жалобы) на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц, подпадающие под определение жалобы, установленной
    статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации

  • Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) налоговых органов и (или) их должностных лиц при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей…
  • Рассмотрение обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц с жалобами на акты ненормативного характера налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»
  • Жалобы, связанные с проведением контрольных (надзорных) мероприятий (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»)
  • Жалобы на решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации (Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)
  • Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) налоговых органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства, а также их должностных лиц

Жалобы (апелляционные жалобы) на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц, подпадающие под определение жалобы, установленной
статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации

Способ подачи жалобы

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются (статья 139 НК РФ).

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган (статья 139.1 НК РФ).

Форма подачи жалобы

Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (ст. 139.2 НК РФ).

Содержание жалобы (статья 139.2 НК РФ)

  1. Фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  2. Обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  3. Наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  4. Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  5. Требования лица, подающего жалобу;
  6. Способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) налоговых органов и (или) их должностных лиц при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей

(Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», приказ Минфина России от 15.01.2015 № 5н «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей», приказ Минфина России от 30.09.2016 № 169н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»)

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе, в следующих случаях (статья 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ):

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Способ подачи жалобы

Жалоба подается в орган, предоставляющий государственную услугу. Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу.

Жалоба может быть представлена лично, направлена по почте, с использованием информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта ФНС России, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, единого портала государственных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя (статья 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

Форма жалобы

Жалоба направляется в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме (статья 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

Содержание жалобы (статья 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ)

  1. Наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решение и действия (бездействие) которого обжалуются;
  2. Фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  3. Сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
  4. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.

Рассмотрение обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц с жалобами на акты ненормативного характера налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»

^К началу страницы

Способ обращения

Обращение направляется непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов (статья 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Форма обращения

В письменной форме или в форме электронного документа (статья 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Содержание обращения (статья 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ)

  • в письменном обращении в обязательном порядке указываются: наименование государственного органа либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица (или должность соответствующего лица), фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения; гражданин в обращении излагает суть жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии;
  • в обращении, поступившем в государственный орган или должностному лицу в форме электронного документа, в обязательном порядке указывается фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме».

Жалобы, связанные с проведением контрольных (надзорных) мероприятий (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»)

^К началу страницы

К осуществляемым Федеральной налоговой службой видам федерального государственного контроля (надзора), на которые распространяются положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», относятся:

  • федеральный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр;
  • федеральный государственный контроль (надзор) за проведением лотерей;
  • федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за производством и реализацией защищенной от подделок полиграфической продукции;
  • федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Порядок досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) установлен главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, а также соответствующим положением о виде контроля.

При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 663 в отношении федерального государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр, за проведением лотерей применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб.

Срок подачи жалобы
(статья 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ)

Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

Форма и содержание жалобы
(статья 41 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ)

Жалоба должна содержать:

  • наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
  • основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
  • требования лица, подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации направляется уполномоченным органом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Порядок подачи жалобы
(статья 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ)

Жалоба подается гражданином или организацией как контролируемым лицом в соответствующий уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ), в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

ФНС России сообщает, что в случае отсутствия в размещенной на едином портале государственных и муниципальных услуг форме подачи жалобы «Жалоба на решение контрольных органов» информации о проверках в отношении контролируемого лица необходимо действовать в соответствии с прилагаемой инструкцией.

Жалобы на решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации (Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)

^К началу страницы

22 августа 2014 года вступили в силу нормы законодательства, регламентирующие порядок обжалования решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации (Федеральный закон от 21.07.2014 № 241-ФЗ»).

Жалоба – обращение заинтересованного лица, предметом которого является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

В целях оперативного и полного рассмотрения жалоб, жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган или в Федеральную налоговую службу через регистрирующий орган, решение которого обжалуется.

Срок подачи жалобы на решение территориального регистрирующего органа

на решение о государственной регистрации – в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав

на решение об отказе в государственной регистрации – в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации

Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в Федеральную налоговую службу только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в Федеральную налоговую службу в течении трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.

Форма и способ подачи жалобы (Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

  • непосредственно
  • по почте

Жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем.
Жалоба в форме электронного документа должна быть подписана квалифицированной электронной подписью.

Жалоба должна содержать:

  • фамилию, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
  • сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  • наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

Жалоба будет оставлена без рассмотрения если:

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
  • ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям;
  • имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

ПерейтиЖалоба может быть подана посредством электронного сервиса «Обратиться в ФНС России»

Информацию о ходе и результатах рассмотрения жалобы можно получить с помощью электронного сервиса «Узнать о жалобе».

При возникновении вопросов, связанных с применением законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рекомендуется обратиться к информационным сервисам «Часто задаваемые вопросы» и «Решения по жалобам».

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) налоговых органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства, а также их должностных лиц

^К началу страницы

Субъекты проверки (резиденты (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)) и нерезиденты) (далее — заявители) имеют право на обжалование в досудебном (внесудебном) порядке действий (бездействия) и (или) решений налоговых органов как органов валютного контроля и их должностных лиц при осуществлении контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается, предусмотрен Административным регламентом, утвержденным Приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418@.

Органы государственной власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

Заявители в досудебном (внесудебном) порядке могут обжаловать действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также принимаемые ими решения при осуществлении контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства:

  1. инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня — руководителю (заместителю руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации;
  2. управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам — руководителю (заместителю руководителя) ФНС России;
  3. должностными лицами ФНС России — руководителю ФНС России, в Министерство финансов Российской Федерации;
  4. руководителем ФНС России, в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий или бездействия должностных лиц ФНС России, — в Министерство финансов Российской Федерации.

Сроки рассмотрения жалобы

Жалоба, поступившая в налоговый орган или должностному лицу налогового органа, рассматривается в течение тридцати дней с даты ее регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в иной налоговый орган о представлении дополнительных документов и материалов или в случае направления запроса в другие государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам (в том числе в иной налоговый орган) для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, рассматривающего жалобу, вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив заявителя, направившего жалобу, о продлении срока ее рассмотрения.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования

По результатам рассмотрения жалобы подготавливается письменный ответ.

Ответ на жалобу направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в жалобе, поступившей в налоговый орган или соответствующему должностному лицу в форме электронного документа, или в письменной форме по адресу, указанному в жалобе, поступившей в налоговый орган или соответствующему должностному лицу в письменной форме.


Письмо-претензия (или иначе письмо-рекламация) – вид деловой корреспонденции, который применяется в тех случаях, когда одна сторона договорных отношений в письменном виде высказывает другой стороне недовольство качеством исполнения обязательств или же информирует о полном их отсутствии.

Как правило, письменной претензии предшествуют устные переговоры (личные или по телефону), не возымевшие ожидаемого эффекта.

Независимо от того, были проведены предварительные переговоры или нет, письменная претензия является наиболее правильным способом решения проблемных ситуация. Это связано с тем, что она сразу, с момента создания, обретает доказательную юридическую силу, а также в большинстве случаев, позволяет справиться с вопросом в кратчайшие сроки.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк письма-претензии .docСкачать образец заполнения письма-претензии .doc

Кому поручить написание письма

На предприятиях и в организациях функция по написанию писем-претензий чаще всего ложится на юрисконсульта, руководителя отдела, интересы которого напрямую затронуты или, что значительно реже, секретаря или лично руководителя компании. При этом важнейшим условием является то, чтобы составитель письма имел представление о гражданско-правовых отношениях и прочих нормах законодательства РФ и умел грамотно использовать их при написании претензий.

Правила составления письма

Письмо-претензия не имеет стандартного унифицированного образца, обязательного к применению. Оно может составляться в свободном виде или по разработанному внутри предприятия шаблону. Тем не менее, существует ряд правил, которые в любом случае необходимо соблюдать в процессе его написания.

Письмо-претензия всегда должно включать в себя

  • сведения об отправителе и адресате (если речь идет о юридических лицах, здесь надо указывать их полные наименования, а также, — касаемо адресата, — должность и ФИО лица, для которого оно предназначено);
  • причины его написания со ссылками на пункты договора, законы и пр. нормы, которые были нарушены;
  • возможные пути решения проблемы и санкции (также в соответствии с законодательством РФ), которые могут наступить для адресата в случае бездействия.

Если в письме приводятся какие-то суммы и сроки, их нужно вписывать как цифрами, так и прописью.

При наличии каких-либо дополнительных доказательств, их можно присовокупить к письму в виде приложений (это могут быть чеки, квитанции, доп.соглашения, фото, ссылки на видео файлы и т.д.). При этом в самом письме нужно обязательно отразить факт приложений, с указанием их количества и, если они письменные — числа страниц (по каждому из них отдельно).

Писать письмо-претензию можно как от руки, так и в печатном виде, но вне зависимости от того, какой путь будет предпочтен, послание нужно заверить «живым» автографом руководителя. При этом ставить на нем оттиск печати не обязательно (предприятия и организации с начала 2016 года освобождены от обязательства штамповать документы).

Экземпляров у письма-претензии может быть столько, сколько требуется, здесь нет никаких ограничений, но все они должны быть заверены должны образом.

Письмо необходимо зарегистрировать в журнале исходящей документации.

Пример составления письма-претензии

Заполнение шапки письма

Вверху документа указывается отправитель, т.е. в нужных строках пишется полное название предприятия (в соответствии с регистрационными бумагами), адрес и телефон для связи. Далее вписывается получатель: его наименование и конкретное лицо, к которому напрямую происходит обращение (должность, фамилия, имя и отчество).

Затем ставится дата составления письма и его номер по внутреннему документообороту, а также пишется название документа с коротким обозначением его смысла (например, «о нарушении по договору поставки»).

Заполнение основной части письма-претензии

В данном разделе следует описательная часть.

  1. Сначала нужно указать причину составления претензии и если это нарушение пункта договора, соглашения или какого-либо др. документа, то надо дать на него ссылку, т.е. вписать его дату, номер и суть.
  2. Если речь идет о денежных средствах, то их нужно указывать как цифрами, так и прописью.
  3. Потом следует сформулировать сам текст претензии (когда проблем несколько, вносить их следует отдельными пунктами) и предложить исполнить свои обязательства в конкретные сроки (тоже цифрами и прописью).
  4. Напоследок надо обрисовать действия, которые отправитель готов предпринять для более кардинального метода решения проблемы (например, обращение в суд).
  5. В конце письмо нужно обязательно подписать, с расшифровкой подписи и указанием должности подписывающего лица.

Образец письма-претензии

Как отправить письмо

Письмо-претензию можно отправить несколькими способами.

  • Электронная почта;
  • факс;
  • почта России.

Наиболее простые и быстрые варианты: через электронную почту или факс. Но наиболее надежный путь – консервативная отправка через почту России. Она интересна тем, что дает возможность передать послание заказным письмом с уведомлением о вручении, которое в свою очередь будет свидетельствовать о том, что адресат гарантированно его получил. Минус здесь тоже вполне очевидный – при таком способе нужно обладать запасом времени. Самым эффективным будет совмещение двух вариантов: например, отправка копий письма через обычную и электронную почту.

Что делать после написания письма

Письмо-претензия требует наличия ответа, причем возможно различное развитие событий: удовлетворение претензий в полном объеме, частично, а также полный отказ от их удовлетворения. Как правило, сам ответ также носит письменный характер, в виде отдельного письма или же резолюции, наложенной руководителем компании-адресата на полученную претензию.

В тех случаях, когда ответа нет, следует выждать не менее 30 дней, а затем подать иск в суд или жалобу в надзорную инстанцию.

Письмо-претензия о возврате денежных средств

Когда составляется

Письменная просьба вернуть ранее уплаченные средства уместна тогда, когда эту проблему не удалось решить при непосредственном обращении. Такое может произойти, если одна из сторон не в полной мере или неправильно выполнила взятые на себя по договору обязательства. Чаще всего эта ситуация наблюдается при неудовлетворенности качеством приобретенного товара. Когда потребитель хочет его вернуть и получить обратно свои деньги.

Написание письма-претензии обязательно, если недовольный покупатель планирует обратиться за защитой своих прав в суд. Для этой инстанции обязательна фиксация того факта, что претензию сначала пытались разрешить в досудебном порядке, но порядок рассмотрения был нарушен либо просьба не удовлетворена.

Правила написания

Письмо-претензия составляется в произвольной форме, но с соблюдением основных правил делопроизводства. А поскольку этот документ может быть представлен в суд, нужно учитывать некоторые реквизиты, которые сделают его юридически актуальным, а при несоблюдении могут лишить такого статуса. К таковым относятся:

  • данные адресата претензии – лица, в том числе, юридического, нарушившего права подателя;
  • информация о заявителе, включая контактные данные;
  • суть претензии;
  • личная подпись подателя;
  • дата составления бумаги.

Как сформулировать претензию

Описывая фактическую ситуацию, приведшую к требованию возврата денег, стоит придерживаться таких рекомендаций.

  1. Дата заключения договора (приобретения товара).
  2. Основные обязанности сторон по договору.
  3. Какие из указанных обязанностей были нарушены.
  4. Требование подателя о возврате средств.
  5. Сроки исполнения требования.
  6. Меры, которые намерен предпринять заявитель при неудовлетворении его просьбы.

ВАЖНО! Пишите письмо-претензию в двух экземплярах. Постарайтесь получить на втором отметку о вручении (при личной подаче).

Скачать пример письма-претензии о возврате денежных средств .rtf

Индивидуальному предпринимателю
Разбудскому Антону Михайловичу,
юридический адрес: 426046, г. Ижевск,
ул. Первомайская, д. 18
от Добронравовой Ларисы Анатольевны,
проживающей по адресу:
426024, г. Ижевск, пр-т Победы, д 12, кв. 85

ПРЕТЕНЗИЯ НА ВОЗВРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Между мною, Л.А. Добронравовой (далее Покупатель), и ИП Разбудский А.М. (далее Продавец) 12.05.2017 г. был заключен договор № П9н125467, по условиям которого Продавец должен был в установленные сроки передать Покупателю комод с пеленальным столиком «Агафьюшка», а Покупатель обязался оплатить цену товара.

Обязательства Покупателя выполнены полностью при заказе товара 12.05.2017 г. Продавцом были исполнены сроки доставки товара, но при его передаче обнаружилось, что комод по характеристикам не соответствует предоставленному образцу. Фасады комода изготовлены не из крашеного, а из пленочного МДФ, габариты не совпадают с заявленными, пеленальный столик обтянут другим материалом. Все это не соответствует требованиям, установленным ст. 469 ГК РФ и ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» — при продаже товара по образцу или описанию продавец обязан передать товар, которые соответствует такому образцу или описанию.

В соответствии со ст. 18 закона о защите прав потребителей, Покупатель вправе вернуть товар, не соответствующий образцу, и потребовать вернуть уплаченную за него сумму.

На основании вышеизложенного, требую в десятидневный срок со дня получения данной претензии вернуть Покупателю денежные средства, уплаченные им за комод с пеленальным столиком «Агафьюшка», в соответствии с выписанной квитанцией. В противном случае Покупатель обратится в суд с заявлением о защите прав потребителя, выплате неустойки и возмещении морального вреда.

13. 05. 2017 г. /Добронравова/ Л.А. Добронравова

Письмо-претензия о невыполнении условий договора

Когда этот документ необходим

Если партнер выполнил свои обязательства по договору ненадлежащим образом или вообще не исполнил того, что гарантировал, права ущемленной стороны может защитить суд. Но прежде чем обращаться туда, надо попытаться урегулировать проблему в порядке обращения. Для некоторых претензий составление письма является обязательным этапом перед подачей искового заявления.

Структура письма-претензии

Составить претензию следует, исходя из обычных требований к такого рода документам.

  1. «Шапка» – сведения об адресате: физическом или юридическом лице, нарушившем договорные обязательства.
  2. Данные подателя.
  3. Название документа.
  4. Реквизиты договора, условия которого не выполнены.
  5. Перечисление нарушенных обязательств.
  6. Результаты, к которым привело неисполнение.
  7. Сроки исправления нарушений.
  8. Дополнительная информация, если она необходима.

ВАЖНО! Из письма должно быть четко понятно, к каким именно фактам относится претензия, что необходимо сделать адресату, чтобы исправить ситуацию, и в какие сроки.

Скачать пример письма-претензии о невыполнении условий договора .rtf

Генеральному директору
ООО «Чистая одежда»
Перекосову Петру Николавевичу,
юридический адрес: 440000, г. Пенза,
ул. Кирова, д.23
от Петраковской Антонины Витальевны,
проживающей по адресу:
440000, г. Пенза, ул. Кирова, д.28

ПРЕТЕНЗИЯ
по договору оказания услуг № П7н 174836
от 29 июня 2017 года

29 июня 2017 года года между А.В.Петраковской (Заказчик) и ООО «Чистая одежда» (Исполнитель) был заключен договор № П7н 174836 об оказании химической чистки женской дубленки.

Согласно п.4.2 и 4.3 вышеупомянутого договора, Исполнитель обязался в срок до 2 июля 2017 года произвести химическую чистку и пришивание пуговиц к женской дубленке, а Заказчик, согласно п.5.1, обязался оплатить эти услуги по факту возврата вещи.

Однако, по состоянию на 4 июня 2017 года обязательства Исполнителя не были выполнены:

  • услуга по химчистке дубленки не оказана;
  • пуговицы к дубленке не пришиты;
  • вещь не возвращена Заказчику.

На основании ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон, договор может быть изменен или расторгнут при существенном нарушении договора другой стороной. В связи с существенным нарушением условий договора Заказчик понес ущерб, поскольку не смог взять с собой вещь в запланированную поездку.

На основании вышеизложенного требую:

  1. Немедленно устранить нарушение условий, оказав услугу, прописанную в тексте договора.
  2. Проинформировать Заказчика, как только нарушение будет устранено.
  3. В соответствии с п. 6.1 договора, выплатить Заказчику неустойку в размере 10% от стоимости работ за каждый день просрочки.

В случае игнорирования требований Заказчика в течение 10 дней со дня подачи претензии, он будет вынужден расторгнуть договор и для защиты своих прав и законных интересов обратиться с исковым заявлением в суд, где помимо возврата денежных средств, потребует взыскания судебных расходов, расходов по оплате государственной пошлины.

7 июля 2017 г. /Петраковская/ А.В. Петраковская

Письмо-претензия о погашении задолженности

Когда составляется такое письмо

Поводов для написания письма с требованием погасить образовавшуюся задолженность может быть несколько:

  • нарушение сроков оплаты, указанных в договоре;
  • просрочка по кредиту.

Направление претензионного письма обязательно, если планируется подача искового заявления о взыскании задолженности в принудительном порядке. Без попытки досудебного урегулирования, о которой и свидетельствует данный документ, иск не будет удовлетворен, а возможно, даже не будет рассматриваться.

Особенности составления

Структура претензионного письма является обычной, а содержание оформляется в свободной форме с обязательными ссылками на нарушенные пункты о сроках и сумме уплаты по договору. Нюансы варьируются в зависимости от типа договора:

  • купля-продажа;
  • аренда;
  • договор подряда;
  • перевозка;
  • хранение;
  • оказание услуг;
  • иное.

Желательной является ссылка на законодательные акты, которые оказались нарушенными. Обязательно указание сроков, в течение которых контрагент согласен принять средства в уплату задолженности без неустойки (или с указанной неустойкой), не обращаясь за взысканием в суд.

Скачать пример письма-претензии о погашении задолженности .rtf

Залиманскому Константину Петровичу,
проживающему по адресу:
300971, г. Тула, ул. Пузакова, д.71, кв.19
От ООО «ЖКХ-сервис»,
юридический адрес:
300971, г. Тула, ул. Пузакова, д.70

Претензионное письмо
об уплате задолженности

ООО «ЖКХ-сервис» ставит Вас в известность о том, что за вами числится задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 482 руб. 78 коп., которая образовалась по состоянию на 01 октября 2016 года. Уведомляем Вас о необходимости в недельный срок со дня получения данного письма погасить указанную задолженность.

Если требование об уплате не будет выполнено в указанный срок, подача воды в вашу квартиру будет ограничена, а впоследствии прекращена, повторное подключение будет платным, в соответствии с постановлением Правительства №354 от 06 мая 2011 года, раздел 11. В случае неуплаты вопрос взыскания задолженности будет решаться в судебном порядке.

Напоминаем, что в соответствии со ст.155 п. 1 плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае несвоевременной уплаты будут начисляться пени (ст.155 п. 14 Жилищного кодекса РФ). Для погашения задолженности и причины её образования просим Вас явиться в ЖКХ по адресу: 300971, г.Тула, ул. Пузакова, д.70.

03.10.2016 г. Генеральный директор ООО «ЖКХ-сервис» /Терентьев/ В.В.Терентьев

Письмо-претензия о некачественном товаре

В каких случаях составляется

Письмо–претензия о ненадлежащем качестве товара может направляться таким адресатам:

  • поставщику в случае доставки товара, качеством не соответствующего договору;
  • организации, продавшей товар ненадлежащего качества конечному потребителю.

Большинство таких документов направляется как раз в соответствии с защитой прав потребителей.

На какой результат рассчитано претензионное письмо

В такого рода документах всегда принято указывать, на что рассчитывает податель письма по отношению к адресату. Если речь идет о ненадлежащем качестве купленного товара, то, в зависимости от конкретной ситуации, у подателя письма есть выбор, который необходимо озвучить в документе:

  • заменить некачественный товар на другой аналогичный, но надлежащего качества;
  • заменить испорченный товар на такой же, но другой марки или артикула (по договоренности, с доплатой или без);
  • уменьшить цену, уплаченную за товар, соразмерно с дефектами;
  • бесплатно исправить недостатки, несовместимые с качеством товара;
  • оплатить устранение дефектов в товаре, выполненное потребителем или сторонним лицом;
  • вернуть все деньги, которые были уплачены за товар, возвратив его продавцу (расходы по возврату ложатся на продавца).

ВАЖНО! Необходимо соблюдать сроки подачи претензионного письма – для удовлетворения требований есть определенные временные рамки.

Дополнительные нюансы

Помимо озвученного требования, которое допускается Законом о защите прав потребителей, и обычных реквизитов. Обязательных для деловой переписки, в письме-претензии о некачественном товаре должны содержаться подтверждающие сведения. Они могут быть в виде приложений документов, свидетельствующих о факте оплаты товара и несоответствии качеству. Ими могут быть:

  • копии чека, квитанции;
  • технический паспорт на товар длительного пользования (копия);
  • копия гарантийного талона на ремонт;
  • акт об экспертизе технически сложного товара и др.

Скачать пример письма-претензии о некачественном товаре .rtf

Руководителю ООО «Мирандолина»
Свентковскому П.Р.,
юридический адрес: 410 620, г. Саратов, ул. Чехова, 91
от Настойченко Л.Ю., проживающего по адрес:
410 021, г.Саратов, ул. Пляткина, д.26, кв.60,
Тел. 427-06-18

ПРЕТЕНЗИЯ

08.09.2017 г. мною был куплен в Вашей фирме Смартфон Samsung Galaxy J5 Prime SM-G570F черного цвета стоимостью 12 990 рублей (по кассовому чеку). По прилагаемому гарантийному талону, на смартфон распространяется гарантия сроком на 12 месяцев.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», товар, передаваемый покупателю продавцом, должен быть надлежащего качества, а в силу ст. 10 вышеуказанного Закона продавец обязан своевременно предоставить покупателю полную достоверную информацию о товаре, что обеспечит возможность совершить правильный выбор. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация предоставляется на русском языке. В нарушение приведенных норм, все сведения о смартфоне были исключительно на иностранном языке, что в силу прямого указания п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с изменениями на 11 мая 2007 г.) можно рассматривать как отсутствие нужной информации.

Спустя четыре дня телефон вышел из строя: после попытки подключиться к мобильному интернету наблюдается сбой, телефон не осуществляет звонки, приходится его перезагружать.

На основании ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров покупатель, купивший товар несоответствующего качества, имеет право подать претензию и попросить о возврате уплаченных за него денег, а также компенсировать все убытки, причиненные продажей товара не того качества. Такие же требования потребитель вправе предъявить и в случае, если ему не была предоставлена необходимая информация о товаре (ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В соответствии со ст. 22 Закона требование о возврате уплаченных за товар денежных средств, а также о возмещении причиненных убытков должно быть не позже 10-ти дней с момента получения письма-претензии. За несвоевременное удовлетворение данного требования ст. 23 Закона предусмотрена неустойка в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

Не предоставив мне предусмотренную законом информацию о товаре, продав некачественный товар, Вы нарушили мои потребительские права, в связи с чем мне пришлось обратиться за юридической помощью и оплатить услугу по составлению настоящего письма-претензии в сумме 500 рублей (подтверждающий документ – квитанция ООО «Юрист» от 17.11.2017 г.)

Принимая во внимание вышеописанные обстоятельства, руководствуясь ст.ст. 4, 8, 10, 12, 18, 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», я отказываюсь от исполнения своих обязательств по договору купли-продажи и требую:

  1. Не позже, чем через 10 дней, вернуть мне уплаченные деньги за товар несоответствующего качества – Смартфон Samsung Galaxy J5 Prime SM-G570F в сумме 12 990 рублей.
  2. Компенсировать мне затраты (убытки), вызванные обращением за юридической помощью, в сумме 500 рублей.

В случае оставления моего законного требования без внимания я вправе обратиться с исковым заявлением в судебную инстанцию, где буду требовать возмещения не только материальных затрат, но и морального ущерба, а также взыскания неустойки за просрочку удовлетворения законного требования потребителя.

18.11.2017 г. /Настойченко/ Л.Ю. Настойченко

Письмо-претензия о срывах сроков поставки

Особенности данного вида претензионного письма

По факту, претензия о нарушении сроков поставки относится к одной из разновидностей претензий о нарушении условий договора. Срок поставки является одним из существенных обязательств, прописанных в договоре. Поэтому его нарушение – повод к обращению в письменном виде, предшествующий заявлению в суд. Такое письмо может направляться как от физического лица, так и от организации.

Что обязательно должно содержаться в письме

Данный документ является образчиком деловой переписки, поэтому должен содержать обязательные реквизиты:

  • данные получателя;
  • информации об отправителе;
  • название документа – претензия по договору поставки;
  • суть претензии – нарушение сроков поставки – со ссылкой на положения договора;
  • подпись гендиректора и/или начальника юридического отдела, печать организации;
  • приложения – обязательный компонент такого письма, в них содержатся копии всех официальных бумаг, на которые есть указания в тексте претензии (договор, платежное поручение, накладная и т.п.).

Скачать пример письма-претензии о срывах сроков поставки .rtf

В ООО «Дискус»
юридический адрес:
109341, г. Москва, ул. Новомарьинская, д.3
От ИП Лукоморов Е.Ф., юридический адрес:
109456, г. Москва, ул. Байкальская. 78, кв. 12

ПРЕТЕНЗИЯ

22 марта 2017 года ИП Лукоморов Е.Ф. (Покупатель) и ООО «Дискус» (Продавец) заключили договор на передачу 10 комплектов кожаных автомобильных чехлов суммарной стоимостью 45 000 руб. с внесением предварительной оплаты.

По условиям договора (п.3.2), Покупатель своевременно внес предоплату в размере 50% стоимости (двадцать две тысячи пятьсот рублей). Срок по договору, когда Продавец должен был доставить товар Покупателю,– 30 марта 2017 года.

Со стороны Продавца условия договора не были выполнены в касательно сроков передачи товара, за который была внесена предоплата: по состоянию на 5 апреля 2017 года товар не был доставлен.

Согласно ст.23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей, в ситуации, когда Продавец, которому была выплачена сумма предоплаты за товар в размере, определенном договором, не выполнил обязательство по передаче товара Покупателю в срок, также установленный в договоре, потребитель имеет право потребовать выполнения по своему выбору одного из двух вариантов:

  • получения товара до истечения нового установленного Покупателем срока;
  • возврата полной суммы предоплаты за товар, полученной Продавцом, не передавшим товар вовремя.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.23.1 Закона я требую:

  1. Доставить 10 комплектов кожаных автомобильных чехлов в недельный срок с даты получения данной претензии.
  2. Согласно п. 4.4 договора, выплатить неустойку за нарушенные сроки передачи товара с внесенной предоплатой из расчета 1% суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки.

Прошу ответить на данную претензию в письменном виде в срок, определенный действующим законодательством.

Предупреждаю, что в случае, если мои законные требования будут проигнорированы, я буду вынужден обратиться с исковым заявлением в судебную инстанцию.

Приложения:

  • копия договора о поставке товара №п5н 126478 от 22.03.2017;
  • квитанция об оплате на сумму 22 500 руб.

6 апреля 2017 года /Лукоморов/ Е.Ф.Лукоморов

Бизнес, который осуществляется незаконно, «обворовывает» государство. Ведь с такого бизнеса государство не получает налоги. Как следствие, государственный аппарат не может работать полноценно. Кроме того, нелегальный бизнес нарушает права граждан. Гражданам причиняется моральный и материальный ущерб. Ведь граждане, которые решили совершить покупку у нечестного на руку бизнесмена, рискуют купить товар низкого качества. Зачастую, такой товар не сертифицирован. А качество такого товара, зачастую, достаточно низкое. Поэтому важно знать, куда сообщить о незаконной предпринимательской деятельности.

Кто может пожаловаться?

Пожаловаться на незаконную предпринимательскую деятельность может любой гражданин, которому не все равно на незаконную предпринимательскую деятельность. Гражданин, который подает заявление о незаконной предпринимательской деятельности, должен быть совершеннолетним и дееспособным. Куда жаловаться?

Итак, вами была замечена незаконная предпринимательская деятельность, куда жаловаться?

Жаловаться необходимо в ОБЭП, в налоговую инспекцию и в прокуратуру. Кроме того, можно обратиться к депутату, на территории которого ведется незаконный бизнес. Для того, чтобы обратиться в инстанции, следует быть уверенным в том, что бизнес ведется действительно незаконно. В налоговую Тут следует доказать факт уголовного нарушения. А нарушение таковое происходит по статье 199 УК РФ. Кроме того, сам налоговый кодекс, а именно ст. 116 указывает, что к людям, которые ведут незарегистрированный бизнес, применяются санкции в виде штрафа в сумме 20% от доходов, но не менее 40 000 руб. О штрафах и других видах наказания читайте здесь. Как сообщить в налоговую о незаконной предпринимательской деятельности? Может быть написана жалоба в налоговую на незаконное предпринимательство. Необходимо обратиться в то отделение, на территории которого фактически находится нелегальный бизнес. Жалоба в это ведомство будет лишь вспомогательной.

В прокуратуру В прокуратуру можно сообщить в принципе о преступлении. Прокуратура рассматривает преступления в целом, так и экономические преступления в частности.

Образец жалобы в прокуратуру на незаконное предпринимательство.

Более детально о составе и видах преступления в сфере предпринимательства читайте в этом материале. Другие инстанции Можно обратиться в ОБЭП. Сюда подаются все заявления по экономическим правонарушениям. В случае необходимости, заявление отсюда перенаправляется в другие службы. Кроме того, можно обратиться к районному депутату. Есть также общественные организации, которые по мере сил борются с незаконным бизнесом. Надеемся теперь вы знаете, как и куда пожаловаться на незаконное предпринимательство. Какие документы предоставить? Предоставляются любые документы, которые вы сможете достать. Если вы заказали услугу стоимостью в одну сумму, а в документах указана более низкая сумма, предоставьте эти документы. Сосед реши открыть на своем участке шашлычную? Сфотографируйте это. Можно также предоставлять аудиозаписи. Больше котируются фотографии, выполненные на пленочный фотоаппарат. С аудиозаписями также есть некоторый нюанс. На диктофон можно записывать только с предупреждения того, чью речь вы записываете.

Как написать досудебную претензию

Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора в форме досудебки является необходимой мерой, если данный порядок предусмотрен законом или договором.

В большинстве договоров есть стандартная формулировка об обязательном подобном урегулировании споров между сторонами. Поэтому, чтобы взыскать штрафы, нужно направить контрагенту претензионное письмо. Иначе судьи не будут рассматривать иск (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

Как написать досудебную претензию

В данной ситуации подача искового заявления в суд кредитором без выставления претензии в адрес должника будет преждевременной мерой, поэтому судом в иске будет отказано. Если ответчиков несколько (например, должник и поручитель, отвечающие солидарно), отправьте претензию каждому из них.

В силу ст. 126 АПК РФ и 132 ГПК РФ при подаче иска необходимо подтверждение соблюдения претензионного или иного обязательного порядка урегулирования спора. Как правило, уведомление о досудебном урегулировании происходит посредствам направления контрагенту претензии (иного документа).

Претензия не помешает, даже если в договоре не установлен претензионный порядок разрешения спора. Ведь если контрагент выполнит требования, то компании не нужно будет обращаться в суд.

Справочно: Универсальная структура претензии.

На какой адрес направить

В большинстве случаев претензию нужно направлять по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Однако досудебный порядок считается соблюденным и тогда, когда претензия направлена по адресу, указанному в договоре (п. 4 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)).

Что делать с почтовой квитанцией

Обязательно сохраните доказательства направления претензии — они вам понадобятся при предъявлении иска. Если документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка урегулирования спора, не представлены, суд оставит иск без движения даже при наличии в нем сведений о таких документах (п. 13 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)).

Можно ли претензию отправить по электронной почте?

По сути, отличия электронной претензии от привычной нам заключаются только в ее форме и направлении путем электронных каналов связи. Российским законодательством не устанавливается каких-либо требований к форме претензионного письма (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 № 10АП-11403/2018 по делу № А41-27517/18). Следовательно, запрета на электронную форму претензии не существует.

Досудебная претензия в электронном виде имеют юридическую силу, когда с достоверностью можно установить:

  • отправителя претензии и существо материального требования (абз. 2 ч. 1 ст. 160 ГК РФ);
  • адресата (получателя) письма;
  • факт, подтверждающий отправку;
  • дату и время направления.

Соответственно, отправитель и получатель в обязательном порядке должны быть идентифицированы, равно как и установлена суть информации, изложенной в таком сообщении (п. 65 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25).

Досудебная претензия в равной степени относится к юридически значимым сообщениям.

Как отправить претензию по электронной почте, чтобы можно было доказать факт отправки

Что об отправке претензии по электронной почте говорит судебная практика?

Отправку досудебной претензии в электронном виде можно доказать, представив в суд ее текст, распечатанный на бумажном носителе, и доказательства, подтверждающие его направление по адресу электронной почты, указанной в договоре.

Такими доказательствами будут являться:

  • заверенный надлежащим образом скриншот страницы из диалогового окна сервиса почтовой службы;
  • поступившее любым способом в ответ на претензию сообщение от второй стороны о ее признании либо отклонении.

В судебной практике перед истцами часто возникает коллизионная ситуация: контрагент, которому адресована претензия в электронном виде, попросту удаляет входящее письмо из папок «Входящие» и «Удаленные», после чего без обращения к провайдерам отправителю становится затруднительным доказать, что претензия ответчиком получена.

Однако с учетом комплексного подхода, изложенного в. п. 65 и 67 постановления № 25 и с учетом характера спорных правоотношений сообщение будет считаться доставленным, если адресат уклонился от получения электронной корреспонденции либо от ознакомления с ней. Неосмотрительность ответчика при изучении электронной корреспонденции не освобождает его от наступивших негативных последствий.

Какие претензии бывают и что в ней указать?

Как написать досудебную претензию

Претензии бывают различные, к примеру, претензия по договору, претензия на возврат товара, претензия в страховую компанию и так далее. К каждой из этих претензий предъявляются свои правовые требования.

Приведем пример с претензией в страховую компанию. Правоотношения с страхователем и страховщиком регулируются Законом «О защите прав потребителей», соответственно, срок рассмотрения такой претензии должен был быть не менее 10 (десяти) дней со дня получения. Однако, на данную категорию дела распространяются специальные нормы и правила, а именно закон о страховании автогражданской ответственности предусматривает срок рассмотрения претензии о страховой выплате не менее 30 дней.

Таким образом, для правильного составления претензии необходимо обладать совокупностью знаний норм и правил.

При подготовке претензии, а так же в ней самой укажите:

  • какие обязательства не выполнил должник;
  • ссылки на положения договора, товарные накладные, другие документы, подтверждающие задолженность контрагента;
  • требования вашей компании;
  • сумму задолженности;
  • срок, в течение которого компания требует исполнить обязательство.

Сумму неустойки в претензии указывать не нужно, так как вы не можете ее точно рассчитать, и сделать это можно позднее.

Что будет, если суммы в претензии отличаются от сумм в иске

Исковое заявление должны рассмотреть. В качестве примера Верховный суд привел ситуации, когда взыскиваемые суммы отличались из-за арифметических ошибок, а также из-за увеличения к моменту подачи иска периода просрочки исполнения обязательства.

Что будет, если документы о соблюдении претензионного порядка не приложить к иску

Если в самом заявлении указано, что претензия направлялась, суд не вправе возвращать его. Он должен оставить заявление без движения, дав время на устранение недостатков.

Когда нужно заявлять о несоблюдении досудебного порядка

Заявлять о несоблюдении досудебного порядка нужно при рассмотрении дела в первой инстанции. Если этого не сделать, к данному доводу не прислушаются ни в апелляции, ни в кассации.

Куда направляется претензия

Всем организациям и предпринимателям, которые желают подать в суд на своего контрагента, что претензию необходимо направлять только на юридический адрес партнера. В противном случае досудебный порядок урегулирования споров может быть признан несоблюденным, а иск оставлен без рассмотрения.

Срок рассмотрения претензии

Срок в письме указывается не позднее срока предусмотренного договора, а если он не установлен, то можно указать не менее 10 и не более 30 дней.

Срок рассмотрения претензии – это не единственный элемент, который должен учитываться при составлении данного документа. В противном случае, при обращении в суд последним не будет признан досудебный порядок урегулирования спора.

Чтобы избежать негативных правовых последствий мы рекомендует обратиться к грамотному юристу для изучения Вашей ситуации, если требуется, составление претензии с изложением требований на основании действующего законодательства.

Претензия не может заменить отказ от приемки работ

Претензия заказчика об отказе принимать работу, направленная подрядчику, не может заменить мотивированный отказ от приемки работ. Ведь, по мнению Арбитражного суда Московского округа, такой документ не отвечает требованиям договора. Поэтому, независимо от такой претензии, работы считаются принятыми и подлежат оплате в полном объеме.

Образец: Претензионное письмо о погашении задолженности.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на соцсети

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Поделиться с друзьями

Написать жалобу в налоговую через интернет стало возможным не так давно. Однако данный способ оспаривания действий или решений налоговых инспекций и их должностных лиц становится всё более распространенным в связи с его удобством и оперативностью. Рассмотрим, какими нормами осуществляется правовое регулирование данной процедуры, каким образом она реализуется, основные правила составления и направления жалобы таким способом.

Правовое регулирование

Возможность написать жалобу на налоговую инспекцию онлайн появилась у налогоплательщиков после принятия закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ, которым были внесены изменения в п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК), регулирующий форму документа об обжаловании. В соответствии с указанной нормой (вступила в силу 02.06.2016), помимо обычного письменного документа предусмотрено две новые формы налоговой жалобы:

  • в виде электронного документа, направляемого в налоговый орган посредством телекоммуникационных каналов связи (через интернет — например, электронной почтой);
  • посредством заполнения специальной формы на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика — физического лица или организации.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 139.2 НК федеральной налоговой службе необходимо установить порядок направления документов об оспаривании их действий и решений в электронной форме, а также установить форматы таких документов. Однако до настоящего времени отсутствует какой-либо правовой документ, регламентирующий данные вопросы.

Поэтому сегодня желающие подать жалобу в налоговую через интернет в режиме обратной связи личного кабинета налогоплательщика, должны руководствоваться правилами пользования и работы сайта nalog.ru. На сегодняшний день это оптимальный способ, поскольку система полностью автоматизирована, так что выполнить действия, противоречащие требованиям налоговой службы, вряд ли удастся. Направление же жалобы в налоговую инспекцию через интернет иными способами, хотя с помощью современных средств коммуникации (включая возможности электронной почты), представляется затруднительным в связи с отсутствием конкретной регламентации.

На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, возникший у вас в ходе взаимодействия с налоговыми органами. Например, в этой ветке можно уточнить, как пояснить убыток для налоговых органов и обязательно ли это делать.

Формирование онлайн-жалобы

Для создания электронного документа, с помощью которого можно обжаловать действия либо ненормативные акты налоговиков, необходимо в разделе личного кабинета «Обратная связь» выбрать пункт по направлению соответствующей жалобы, после чего в браузере откроется страница, на которой необходимо заполнить всю требуемую информацию, в том числе:

  • наименование органа налоговой службы, который компетентен рассматривать ту или иную жалобу (на основании п. 1 ст. 139 НК таковым является вышестоящий, то есть, как правило, региональное управление ФНС);
  • сведения о заявителе (они указываются автоматически на основании тех данных, которые были указаны налогоплательщиком при регистрации в личном кабинете);
  • выбор способа получения результата рассмотрения жалоба (мотивированного решения);
  • указание вида налогового акта (либо указание на действия), который оспаривается на предмет его законности;
  • реквизиты решения или иного акта налоговой инспекции, который нарушает законные права лица, направляющего жалобу;
  • суть обращения (подразделяется на 2 части, в первой из которых указываются обстоятельства дела и доводы заявителя, а в другой — конкретное требование лица, будь то отмена решения или признание действий незаконными).

Приложение (прикрепление) жалобы в виде самостоятельного документа не требуется и не предусмотрено. Исходя из ст. 137 НК, подать жалобу в налоговую онлайн может любое лицо, чьи права были нарушены и которое имеет регистрацию на сайте налоговой службы.

Как обжаловать решение или действия налогового органа, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Как подать жалобу на налоговую инспекцию онлайн: основные правила

Правила подачи электронной жалобы в управление ФНС на уровне правовых актов не устанавливаются, потому они следуют лишь из порядка, установленного электронным ресурсом nalog.ru. Существуют некоторые особенности направления обжалования в такой форме для физических и юридических лиц, но основные правила заполнения формы являются общими. Среди важных правил пользования сервисом направления жалобы в налоговую инспекцию онлайн можно выделить следующие:

  • сервис предлагает выбрать один из указанных органов, а если требуемый отсутствует, то пользователь может выбрать нужный в соответствующем справочнике;
  • заполнять необходимо все поля, помеченные звездочкой (незаполнение таких разделов повлечет невозможность отправки документа);
  • если в информации о налогоплательщике присутствует недостоверная информация, то необходимо обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию для устранения неточностей;
  • если обжалуется акт, то указание его реквизитов является обязательным;
  • заявитель может получить ответ по почте или непосредственно в личном кабинете (для этого он должен выбрать удобный способ при формировании жалобы);
  • составленный документ должен быть подписан электронной подписью, которая оформляется по различным правилам для граждан (удаленно, за несколько минут или часов) и юридических лиц.

Итоги

Таким образом, подать жалобу на налоговую инспекцию в режиме онлайн можно при помощи специального сервиса обратной связи в личном кабинете налогоплательщика. При этом в связи с отсутствием регламентации на уровне правовых актов формирование такой жалобы осуществляется по правилам сайта налоговой службы.

Также про обжалование читайте:

  • «Порядок обжалования решения налогового органа в суде»;
  • «Основные правила разрешения налоговых споров».

Иногда деятельность индивидуального предпринимателя также нарушают права либо интересы простых граждан. Не следует терпеть такое положение вещей. В оговорённой ситуации составляется жалоба на ИП.

Содержание

  • 1 Законодательная база
  • 2 Причины написания жалоб
  • 3 Куда направиться с документацией
    • 3.1 Роспотребнадзор
    • 3.2 Роскомнадзор
    • 3.3 Федеральная служба по труду и занятости
    • 3.4 Федеральная налоговая служба
    • 3.5 Государственная жилищная инспекция
    • 3.6 МВД РФ
    • 3.7 Прокуратура
    • 3.8 Суд
  • 4 Как написать жалобу на индивидуального предпринимателя
    • 4.1 Наглядные образцы жалоб на ИП
      • 4.1.1 Бумага в Роспотребнадзор: пример
      • 4.1.2 Бумага в трудовую инспекцию: образец
      • 4.1.3 Бумага в налоговую инспекцию: образец
      • 4.1.4 Бумага в прокуратуру: образец
  • 5 Можно ли подать жалобу анонимно
  • 6 Полезное видео
  • 7 Заключение
  • 8 Задать вопрос юристу бесплатно

Смотря на причины написания подобного заявления, подавать документацию можно в различные инстанции. Сегодня особенно актуальна претензия в налоговую инспекцию. Рассмотрим особенности составления подобных бумаг подробнее.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Законодательная база

Составляя жалобу на индивидуального предпринимателя, изучите соответствующую нормативную базу. Так, прежде чем пожаловаться на ИП, просмотрите нижеперечисленные нормативы:

  • ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ;
  • ГК РФ;
  • ЖК РФ;
  • УК РФ;
  • ФЗ от 17.01.1992 №2202-1-ФЗ.

Причины написания жалоб

Подать жалобу на ИП возможно, опираясь на самые разнообразные основания. Так, рассматриваемое заявление пишется наиболее часто:

  • при нарушении прав потребителя (приобретение товара плохого качества, несоблюдение условий гарантийного обслуживания, обсчёт на кассе и т.д.);
  • при разглашении персональных данных (добыча их несанкционированным способом, использование в целях, не предусмотренных соглашением и пр.);
  • при продаже товара с повышенным уровнем токсинов, несоблюдение санитарных правил и др.;
  • при нарушении трудовых нормативов (отсутствие официального оформления трудовых отношений с работником, непредоставление ему отпуска, больничного и т.д.);
  • при несоблюдении положений налогового законодательства (проведение своей деятельности без регистрации, утаивание доходов и др.).

Куда направиться с документацией

Сталкиваясь с одной из вышеперечисленных проблем, многие задаются вопросом: куда отправлять документацию, чтобы получить соответствующую реакцию? Мы видим, что причины оформления жалобы достаточно обширны, потому какой-то один орган не может отвечать сразу за все аспекты работы человека. Определяя, куда жаловаться на ИП, выделяют несколько учреждений:

  • Роспотребнадзор;
  • Роскомнадзор;
  • Федеральную службу по труду и занятости;
  • налоговую инспекцию;
  • жилищную инспекцию;
  • правоохранительные органы;
  • суд.

Разберём, в какой из этих органов уместно обращаться при различных обстоятельствах, и как это сделать.

Роспотребнадзор

Основанием для написания жалобы в Роспотребнадзор является нарушение потребительских прав. Перед тем как написать жалобу, убедитесь, что материалы нужно подавать именно в эту инстанцию. Роспотребнадзор рассматривает такие обстоятельства:

  • продажа некачественной продукции;
  • обман посетителя в денежном плане;
  • отказ в предоставлении гарантийного обслуживания.

Направить документацию возможно несколькими путями:

  • лично посетив отделение;
  • перенаправив по почте;
  • обратившись на горячую линию 8 (495) 785-37-41.

Роскомнадзор

Дела, когда при предоставлении услуги нарушены права человека, связанные с конфиденциальностью его персональных данных. К самым распространённым нарушениям такого вида относят:

  • завладение персональными данными человека несанкционированным способом;
  • утечка информации;
  • применение полученных сведений о человеке для прочих целей.

Преимущественно в рассматриваемую организацию обращаются такими способами:

  • по почте;
  • онлайн посредством сайта ведомства.

Федеральная служба по труду и занятости

Государственная инспекция труда рассматривает заявления, касающиеся несоблюдений трудовых нормативов. Так, в трудовую инспекцию целесообразно идти, если:

  • предприниматель документально не трудоустраивает своих работников;
  • подписываются гражданско-правовые соглашения, а не трудовые;
  • условия труда и техника безопасности противоречат установленным стандартам.

Доставить заявление в рассматриваемую организацию возможно следующими путями:

  • посетить отделение;
  • переслать по почте;
  • направить на электронный адрес mail@rostrud.info;
  • заполнить форму онлайн.

Федеральная налоговая служба

Какой бы ни был город вашего проживания, Москва или любой другой, уплачивать налоги необходимо в одинаковом порядке. Помните, за нарушения в рассматриваемых обстоятельствах могут применяться меры уголовной ответственности!

Налоговая принимает жалобы также различными методами:

  • на личном приёме;
  • по факсу;
  • по почте;
  • через онлайн-обращение.

Лицо, подавшее заявление в налоговую, может также одновременно обратиться в иную инстанцию. К примеру, неофициальное оформление работника влечёт за собой нарушения не только трудового законодательства, но и способствует неуплате налогов, потому обратиться сразу можно в обе организации.

Государственная жилищная инспекция

Разбираясь, куда подать жалобу, ещё одним таким органом послужит жилищная инспекция. Сюда есть смысл направлять документацию, когда:

  • предприниматель своей деятельностью причиняет дискомфорт проживающим по соседству гражданам;
  • не платит «коммуналку».

Способы подачи материалов аналогичны предыдущим: почта, личный приём, сайт организации.

МВД РФ

Претензия предпринимателю, включая и возврат денежных средств, может быть направлена и в правоохранительные органы, если будут основания полагать, что ИП занимается незаконной деятельностью. Так, причиной обращения в специализированный отдел МВД могут послужить:

  • противозаконная деятельность;
  • экономическое преступление;
  • завладение средствами преступным способом.

Стоит помнить, что за дачу неправдивых показаний наступает уголовная ответственность.

Прокуратура

Госорган, куда можно пожаловаться, когда претензии в вышеупомянутую организацию не дали никакого результата — это прокуратура. Наиболее распространённые причины обращения — мошенничество, присвоение чужих материальных благ и прочее.

Обратиться в территориальное отделение прокуратуры сегодня также возможно онлайн посредством официального сайта.

Суд

Суд — это последняя инстанция, куда обратиться, когда все остальные способы не помогли восстановить справедливость. Как правило, судебное разбирательство инициируют, когда предприниматель нанёс человеку материальный или моральный ущерб.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Как написать жалобу на индивидуального предпринимателя

Чтобы направить грамотную жалобу, при её составлении воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • для начала сопоставьте деятельность предпринимателя с требованиями нормативов;
  • соберите документальные доказательства вины ИП (чеки, квитанции, фото- и видеоматериалы, копии договоров и др.);
  • правильно определите инстанцию, в которую нужно подавать материалы;
  • узнайте, может, есть другие потерпевшие от этого предпринимателя;
  • составьте грамотную жалобу.

Так, в такой бумаге обязательно должны быть такие сведения:

  • наименование адресата;
  • данные заявителя;
  • суть претензии;
  • доказательная база;
  • при возможности ссылки на нормативы;
  • дата и подпись заявителя.

Наглядные образцы жалоб на ИП

Лучше всего подскажет, как составить жалобу, уже готовый образец. Рассмотрим такие далее.

Бумага в Роспотребнадзор: пример

Ознакомьтесь, как выглядит досудебная претензия заявителя, подающего документацию в Роспотребнадзор.

куда жаловаться на ип Скачать образец жалобы в Роспотребнадзор (.doc)

Бумага в трудовую инспекцию: образец

Ниже представлен образец, как выглядит пример жалобы в трудовую инспекцию в случае досудебного разбирательства с ИП.

жалоба на ип в налоговую Скачать образец жалобы в трудовую инспекцию (.doc)

Бумага в налоговую инспекцию: образец

Налоги должны уплачивать все предприниматели. Просмотрите пример, как выглядит жалоба в налоговую инспекцию на ИП.

куда жаловаться на ип за услуги Скачать образец жалобы в налоговую (.doc)

Бумага в прокуратуру: образец

Ознакомьтесь, как выглядит жалоба в прокуратуру, которая направлена в связи с действиями ИП.

жалоба на ип Скачать образец жалобы в прокуратуру (.doc)

Можно ли подать жалобу анонимно

Любая анонимная жалоба, поданная в госорганы, рассматриваться не будет. Так, среди обязательных элементов такого документа указываются сведения о заявителе. Это свидетельствует о том, что анонимно обращаться в учреждения не имеет смысла.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Полезное видео

Расскажет, как подать претензию на ИП, обратившись в то или иное учреждение, представленное ниже видео.

Заключение

Индивидуальные предприниматели наравне с юрлицами нарушают различные нормативы. Поэтому для многих актуально знать, куда направлять претензию. Вариантов несколько, всё зависит от сути правонарушений. В любом случае заявление должно быть составлено правильно, чтобы ваши усилия принесли желаемый результат.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать жалобу на почту россии образец
  • Как правильно написать емайл образец
  • Как правильно написать емайл на английском языке
  • Как правильно написать емайл адрес при регистрации
  • Как правильно написать елочка красавица