Назначение ГИБДД — обеспечение безопасности дорожного движения. Но и сотрудники данного органа нарушают законодательство. Водитель или пешеход, права которого были нарушены, имеет право использовать разные способы защиты своих интересов. Подача жалобы на неправомерные действия сотрудников ГИБДД — основной вариант.
Жалоба подается в разные органы и структуры. Граждане вправе использовать все доступные способы защиты, от обращения в вышестоящий орган до прокуратуры и суда.
Когда можно пожаловаться на инспектора ГИБДД
Деятельность сотрудников ГИБДД регулируется специальным регламентом МВД. Он определяет правила поведения, порядок действий в тех или иных обстоятельствах. Но не всегда поведение должностных лиц соответствуют установленным нормам.
Нарушения, повлекшие негативные последствия для граждан, должны быть не просто пресечены, но и наказаны. Для этого необходимо подать жалобу. В качестве основания для подачи жалобы служат следующие причины:
- Нарушение регламента или иных внутренних инструкций. Как правило, речь идет о процессуальных нарушениях.
- Отказ от исполнения прямых обязанностей. Например, сотрудник ГИБДД не регистрирует ДТП, игнорирует доводы стороны.
- Нарушение иных правовых актов, в том числе Конституции РФ.
- Нарушение норм закона “О полиции”.
- Отказ от исполнения подзаконных актов.
- Противоправное поведение по отношению к водителю, выражающееся в оскорблениях, умышленном нарушении прав.
- Вымогательство в обмен на совершение каких-либо действий (например, указание в протоколе конкретной информации).
- Применение штрафных санкций при отсутствии для этого оснований
- Неправильное составление документации. Например, ошибки в протоколе.
Причиной для подачи жалобы может служить любое нарушение со стороны сотрудника ГИБДД. Но он типа противоправного деяния зависит, какие меры будут применяться к полицейскому.
Перед подачей жалобы нужно проанализировать ситуацию. Неправомерные действия сотрудников ГИБДД могут быть совершенно разными, поэтому сразу стоит уточнить:
- Какова квалификаций действия. От этого зависит, куда именно будет подаваться жалоба.
-
Каким именно правовым нормам противоречат действия сотрудника.
Стоит проверить не только действия сотрудника, но и его требования, а также документы, им оформленные.
Обязанности сотрудника ГИБДД
Права и обязанности инспекторов ГИБДД указаны в административном регламенте МВД. Сотрудник вправе:
- проверять документы (на машину, водительское удостоверение, страховой полис);
-
прекращать движение транспортных средств (для проверки или прекращения противоправных действий);
-
фиксировать правонарушения посредством вынесения протокола и постановления.
Помимо этого, в определенных случаях сотрудник ГИБДД вправе просить водитель открыть багажник, осмотреть машину, запретить эксплуатацию ТС при обнаружении неисправностей. Если водитель подозревается в совершении преступления, инспектор вправе задержать лицо и вызвать сотрудников иных подразделений МВД.
Также инспектор вправе требовать прохождения медицинского осмотра, привлекать понятых, использовать специальные средства фиксации (камеры). В крайнем случае допускается изъятие машины, принадлежащей простому гражданину или компании — например, для поимки опасного преступника.
Обязанности сотрудников ГИБДД тоже довольно обширны:
- знать законы, по которым они работают;
-
соблюдать права всех участников дорожного движения;
-
фиксировать происшествия и как можно быстрее принимать меры к разрешению ситуаций;
-
оказывать медицинскую помощь пострадавшим до приезда медработников;
-
выяснять информацию, касающуюся дорожных происшествий;
-
делать все необходимое для обеспечения безопасности граждан;
-
содействовать иным государственным структурам в розыске граждан;
-
изымать документацию, имеющую признаки подделки;
-
направлять уведомления о факте склонения к коррупционным преступлениям.
Иные права и обязанности, относящиеся к сотрудникам ГИБДД, распространяются на любых полицейских. Они перечислены в ФЗ “О полиции”.
Жалоба на действия сотрудника ГИБДД
Жалоба на сотрудника ГИБДД, на его действия, противоречащие законодательству, подается на имя его руководителя. Например, начальника отделения. Если нужно пожаловаться на самого начальника, документ подается в вышестоящий орган (например, региональное управление ГИБДД). Помимо этого, можно обратиться в суд или прокуратуру.
Если нужно подать жалобу, следует действовать в следующем порядке:
-
Обеспечить доказательства. Действия сотрудника можно снять на видеорегистратор или телефон, поискать свидетелей. Допускается использование диктофона. В качестве доказательств используются и документы, например, протокол.
-
Выбрать орган, в который будет подаваться жалоба. Это может быть вышестоящий отдел ГИБДД, суд или Прокуратура.
-
Составить заявление. В нем нужно отразить все важные факторы, перечислить доказательства, подробно описать ситуацию.
-
Подать заявление в выбранный орган. Это можно сделать лично, через представителя, по почте или онлайн.
-
Дождаться рассмотрения заявления.
По полученному ответу определяется порядок последующих действий. Если жалоба в ГИБДД не привела к положительным изменениям, ответ можно обжаловать в вышестоящем органе или суде. Допускается обращение в иные органы параллельно, не дожидаясь ответа.
Жалоба по телефону
Прежде чем решать, куда пожаловаться на ГИБДД, допускается обращение по телефону. Звонок осуществляется на горячую линию МВД, номер можно найти по каждому отдельному региону.
Обращение по телефону оправдано в следующих случаях:
- вымогательство взятки;
-
превышение полномочий;
-
выдвижение обвинений при отсутствии оснований;
-
возникновение вопросов, касающихся деятельности ГИБДД и действий сотрудников.
Обязательно попросите у оператора номер заявки и запишите его. Так вы сможете узнавать информацию, касающуюся рассмотрения дела.
Законодательство не запрещает обратиться с письменной жалобой после совершения звонка. Гражданин вправе подать заявление в Прокуратуру или суд, не дождавшись ответа. Однако, если какие-то результаты будут, нужно будет сообщить о них органу, рассматривающему новое обращение.
Подача жалобы онлайн
На сайте ГИБДД имеется сервис для направления обращений. Чтобы воспользоваться им, нужно выполнить следующие действия:
- зайти на сайт ГИБДД. Его можно найти, введя запрос в любом поисковике;
-
перейти в раздел “Сервисы”. Он находится на верхней панели;
-
выбрать подраздел “прием обращений”;
-
составить текст обращения и приложить сканы доказательств. Скопировать текст с другого источника не получится — функция копирования отключена;
-
направить обращение.
Текст обращения должен полностью отражать ситуацию. В нем перечисляются обстоятельства дела, суть нарушения сотрудника ГИБДД, обосновывается позиция заявителя.
Жалоба в прокуратуру на действия сотрудников ГИБДД тоже может быть подана онлайн. Для этого следует перейти на сайт прокуратуры и также заполнить специальную форму.
Жалоба на постановление о наложении административного штрафа
Если, по мнению гражданина, административный штраф применен неправомерно, постановление обжалуется через суд или вышестоящий орган. Самым эффективным вариантом считается судебное разбирательство.
Заявление нужно подать в течение 10 дней с момента вручения постановления. В нем указываются реквизиты документа, а также доводы, на основании которых он должен быть отменен.
Образец жалобы на сотрудника ГИБДД примерно такой же, как и образец жалобы на постановление. Суть остается прежней, но в данном случае оспаривается документ, его текст, а не конкретные действия инспектора.
Как составить жалобу на ГИБДД
Любая жалоба на сотрудников ГИБДД обязательно должна содержать:
- Наименование органа, в который она подается.
-
Реквизиты заявителя, в том числе его ФИО и адрес.
-
Данные документа, который обжалуется (если он имеется).
-
Информация о произошедшем событии. Например, о противоправном поведении сотрудника ГИБДД, о конкретных правах, которые были нарушены.
-
Дополнительная информация, относящаяся к ситуации.
-
Перечень приложений.
При составлении жалобы нужно учитывать сроки, суть нарушения, особенности ситуации. Заранее стоит подумать о доказательственной базе.
Увеличить картинку
Жалоба в суд
Суд — самый эффективный способ разрешения ситуации. Судебный вариант чаще всего используют, если другие не принесли результата. Но некоторые граждане предпочитают сразу использовать данный вариант.
В тексте жалобы нужно будет указать:
- название суда, в который подается заявление;
-
данные истца, включая место проживания;
-
сведения об ответчике, то есть отделе ГИБДД, в котором трудится сотрудник, что вынес постановление или совершил какое-либо противоправное действие;
-
суть произошедших событий;
-
обоснования своей позиции;
-
требования к суду. Например, отмена вынесенного акта.
Рекомендуется указывать в тексте ссылки на законодательство, нарушенное сотрудником ГИБДД. Также можно ссылаться на судебную практику. Российская правовая система хоть и не является прецедентной, суды обращают внимание на ранее вынесенные решения.
Жалоба на противоправные действия сотрудников ГИБДД подаются на имя руководителя отдела, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Подать их можно лично, направить почтой или в электронном виде. Необходимо обосновать, как именно действия сотрудника нарушают права заявителя и предоставить доказательства. Допускается привлечение свидетелей и использование видеозаписей для подтверждения своей позиции.
Получить юридическую помощь по вопросам составления жалобы на неправомерные действия сотрудников ГИБДД можно на нашем сайте.
Сотрудники ГИБДД обеспечивают безопасность на дорогах и контролируют соблюдение ПДД. Однако не всегда нормы действующего законодательства соблюдаются. Если права водителя были нарушены, он может подать жалобу на сотрудника ГИБДД. Она должна быть составлена правильно. Готовые документы предстоит предоставить в уполномоченные органы. Требования заявителя одобрят, если они правомерны. Если на нарушение отказываются реагировать, жалобу на сотрудника ГИБДД можно подать в суд.
Когда можно пожаловаться на сотрудника ГИБДД?
Сотрудники ГИБДД должны действовать в соответствии с административным регламентом МВД РФ. Все проверки и процедуры выполняются строго в соответствии с положениями нормативно-правового акта. Однако на практике правило соблюдается не всегда. Гражданин имеет право написать жалобу на сотрудника ГИБДД, если он своими действиями или бездействиями нарушил законодательство. Заявление может быть составлено только при наличии оснований. В иной ситуации его рассматривать не будут. Производя оценку действий сотрудникам ГИБДД, нужно опираться на ряд критериев, в список которых входят:
- Классификация допущенного нарушения. Она должна быть осуществлена верно. Стоит проверять информацию, указанную в протоколе. Она должна соответствовать действительности.
- Проверка выдвинутых требований на соответствие действующему законодательству. Инспектор имеет право потребовать выполнить досмотр машины или произвести какую-либо экспертизу, если это предусмотрено законом.
- Правомерность действий. Нужно удостовериться, имеет ли сотрудник ГИБДД право применять какие-либо специализированные средства.
Удостоверившись, что нарушение было допущено, можно составлять жалобу на сотрудника ГИБДД. Виновника привлекут к ответственности, если имеют место быть следующие обстоятельства:
- инспектор допустил нарушение должностного регламента или инструкции, а также пренебрег осуществлением должностных обязанностей;
- вместо штрафа представитель дорожной инспекции требовал взятку;
- было применено рукоприкладство;
- допущено нарушение действующего законодательства;
- составление документации о нарушении выполнялось без присутствия водителя;
- во время общения с гражданином была допущена грубость или оскорбление.
Список не является исчерпывающим. Если присутствуют иные нарушения, человек также имеет право пожаловаться на инспектора ДПС. Важно присутствие самого факта пренебрежения положениями действующего законодательства или невыполнение возложенных обязанностей.
Нормативная база
Сотрудники ГИБДД работают, руководствуясь нормами Административного регламента МВД. Документ утвердили 23 августа 2017 года Приказом МВД РФ №664. Норма закрепила:
- Перечень административных процедур, которые имеют право осуществлять сотрудники ГИБДД, и требования к выполнению действий.
- Порядок применения мер административного воздействия и процесса выезда на место ДТП.
- Особенности обжалования действий, совершенных дорожным инспектором, и иные нюансы досудебного разбирательства. Здесь же отражены сроки рассмотрения жалобы на сотрудника ГИБДД и перечень оснований для её подачи. Дополнительно указываются случаи, в которых ответ на заявку не даётся.
- Перечень госорганов и должностных лиц, имеющих право рассмотреть жалобу заявителя.
Дополнительно стоит ознакомиться с положениями ФЗ №59 “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ” от 2 мая 2006 года и приказом МВД РФ от 12 сентября 2013 года №707.
Права и обязанности сотрудника ГИБДД
Список прав и обязанностей сотрудника ГИБДД фиксируется в административном регламенте МВД. Инспектор может:
- останавливать движущиеся автомобили;
- производить проверку документов;
- составить протокол об административном правонарушении;
- вынести постановление о привлечении гражданина к ответственности.
Представитель ГИБДД может попросить водителя покинуть салон авто или открыть багажник. Однако подобное возможно, если у инспектора возникли подозрения на присутствие технических неисправностей в машине или алкогольное опьянение шофера. Жаловаться на подобные просьбы со стороны представителей уполномоченных органов бессмысленно. Все вышеперечисленные обстоятельства представляют собой результат субъективной оценки сотрудников ДПС.
Если присутствуют обстоятельства, выступающие поводом для задержания, представитель уполномоченного органа имеет право проводить нарушителя в служебное помещение или территориальное подразделение полиции для принятия окончательного решения.
Гражданина могут сопроводить или направить в место прохождения медицинского освидетельствования, для выявления присутствия в организме алкоголя или наркотических веществ. Инспекторы могут применять для надзора за дорожным движением фото, видео и аудиотехнику, а также информационные системы.
Если возникла ситуация, не требующая отлагательств, инспектор может использовать транспортное средство, которое принадлежит государственным, муниципальным органам, общественным объединениям и организациям. В исключительных случаях возможно изъятие автомобилей, владельцы которых являются физическими лицами. Подобное осуществляется для незамедлительного пресечения преступлений. Исключение составляют машины, которые принадлежат и дипломатическим представителям и консульствам иностранных государств.
У работников Госавтоинспекции имеется и ряд обязанностей. Они должны:
- Знать конституцию и иные действующие нормативно-правовые акты.
- Не нарушать права участников движения.
- Незамедлительно прибывать на место совершения преступления или ДТП, устранить угрозы безопасности, документировать обстоятельства совершения нарушения и обеспечивать сохранность следов преступления.
- Оказывать первую помощь, если в ДТП пострадали люди, и скорая еще не успела приехать.
- Выяснять обстоятельства совершенных правонарушений на транспорте и в области дорожного движения, а также принимать меры в рамках своих полномочий для предотвращения преступления.
- Обеспечивать в пределах компетенции безопасность граждан и общественный порядок.
- Принимать меры в чрезвычайных ситуациях по спасению граждан.
- Принимать участие в розыске лиц, совершивших преступление.
- Изымать у граждан документы, имеющие признаки подделки.
- Уведомлять уполномоченные органы о каждом случае склонения к совершению коррупционного правонарушения.
Дорожные инспекторы обладают иными правами и имеют обязанности, закрепленные во главе №3 от 7 февраля 2011 года закона «О полиции».
Права и обязанности гражданина при составлении жалобы на сотрудника ГИБДД
Полный перечень прав и обязанностей граждан при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД также определяет административный регламент МВД. В соответствии с ним, лица имеют право обжаловать действия или бездействия инспектора, которые привели к нарушению прав и свобод. Обращаться необходимо к вышестоящему должностному лицу или главе государственного органа.
Чтобы написать жалобу на сотрудника ГИБДД, человек обязан знать действующее законодательство и ПДД. Это позволит удостовериться в том, что нарушение действительно было совершено. В иной ситуации жалоба рассмотрена не будет.
Куда можно подавать жалобу на сотрудника ГИБДД?
Согласно административному регламенту, жалобу на сотрудника ГИБДД нужно направлять в территориальное подразделение МВД, чей сотрудник допустил нарушение действующего законодательства. Если человек хочет обжаловать решение руководителя учреждения, заявление рассматривают вышестоящие должностные лица на районном и региональном уровнях. Если подобные меры результата не возымели, возможно обращение в прокуратуру или суд.
Необходимые документы
В административном регламенте не указан точный перечень документов, который потребуется предоставить для того, чтобы водитель обосновал подачу жалобы на сотрудника ГИБДД. Достаточно правильно оформленного заявления. Однако сформировать доказательную базу всё же необходимо. В дополнение к заявлению можно приложить протокол об административном правонарушении. Дополнительными доказательствами могут выступать фото и видеосъемка, аудиозаписи.
Пошаговая инструкция и очередность этапов подачи жалобы на сотрудника ГИБДД
Если человек уверен, что его права были нарушены, для подачи жалобы на сотрудника ГИБДД предстоит действовать по следующей схеме:
- Подготовить доказательную базу. Если сотрудник ГИБДД опускается до оскорблений, стоит заснять этот факт или записать на диктофон. Свидетельские показания также могут быть приняты во внимание. Административный протокол и иная документация также могут помочь доказать правоту заявителя.
- Составить заявление. Образец жалобы на сотрудника ГИБДД в действующем законодательстве зафиксирован. Бумага составляется в соответствии с общими правилами делопроизводства. Документ может быть заполнен от руки или составлен в печатном виде. При заполнении нельзя допускать ошибки. В обязательном порядке должны быть обозначены личные данные заявителя. Анонимные жалобы не рассматриваются.
- Передать заявление в уполномоченный орган. В первую очередь нужно обратиться в отделение ГИБДД, в котором работает сотрудник, нарушивший действующее законодательство. Документ направляется в адрес начальника подразделения. Если действие эффекта не возымело, или жалобу на сотрудника ДПС неправомерно оставили без движения, документ направляется в прокуратуру. Если успеха повторно достичь не удалось, но заявитель уверен в своей правоте, стоит обратиться в суд.
- Дождаться рассмотрения заявления. Ответ должны дать в течение 10 дней с момента подачи заявки. Решение сообщается в письменном виде. Оно направляется на адрес, который гражданин указал в обращении. Заявку могут оставить без движения, если гражданин пренебрег установленными сроками обращения и написал жалобу на сотрудника ГИБДД позднее. На сообщение о произошедшем также дается 10 суток.
Скачать образец жалобы на сотрудника ГИБДД можно здесь.
Телефонная жалоба на сотрудника ГИБДД
Пожаловаться на сотрудника ГИБДД можно и по телефону. Для этого необходимо позвонить по горячей линии ГИБДД. Ее номер +7 (800) 222-74-47. Он действует на всей территории РФ. Плата за звонок не взимается.
Обратиться на горячую линию ГИБДД можно в следующих случаях:
- сотрудник ГИБДД просит дать взятку;
- инспектор превысит имеющиеся полномочия;
- возникли вопросы, касающиеся штрафов и задолженностей;
- водителя обвиняют в нарушении ПДД без имеющихся на то оснований;
- присутствуют иные вопросы, касающиеся функционирования Госавтоинспекции и работы ее сотрудников.
Дозвонившись, нужно четко изложить проблему. Эмоции необходимо убрать. Разговаривать нужно вежливо, без агрессии и грубых фраз.
Жалоба на сотрудника ДПС онлайн
Жалоба на сотрудника ГИБДД может быть подана в режиме онлайн через официальный сайт Госавтоинспекции. Рассмотрение заявления будет осуществляться в соответствии с положениями ФЗ №59 от 2 мая 2006 года и приказом МВД РФ №707 от 12 сентября 2013 года. Чтобы обратиться с жалобой на сотрудника ГИБДД в режиме онлайн, предстоит выполнить следующие действия:
- Зайти на официальный сайт ГИБДД РФ.
- Кликнуть на раздел “Сервисы”. В появившемся окне нужно нажать на пункт “Прием обращений”.
- Изучить появившиеся сведения и поставить галочку рядом с пунктом “С информацией ознакомлен”.
- Нажать на пункт “Подать обращение”.
- Заполнить онлайн форму. В ней предстоит указать сведения об адресации, информацию о заявителе и адрес для ответа. Результат рассмотрения заявки может быть выслан на электронную или классическую почту. Зафиксировать телефон для оперативной связи, а также отразить регион, в котором произошло событие, послужившее поводом для подачи жалобы на сотрудника ГИБДД. Но если человек ранее обращался в уполномоченные органы по этому вопросу, нужно указать подразделение, в которое направлялось заявление, а также дата подачи заявки. Здесь же присутствует окно для текста обращения. Здесь предстоит изложить суть вопроса. Дополнительно можно приложить доказательства. Они должны быть представлены в электронном виде. Чтобы приложить их к заявлению, нужно кликнуть на кнопку “Прикрепить файл”.
- Ввести текст с картинки и кликнуть на пункт “Отправить обращение”. Жалоба на сотрудника ГИБДД будет передана на рассмотрение в уполномоченный орган.
Когда заявление передано, остаётся только дождаться ответа.
Претензия за неправомерное составление протокола
Общая форма подачи жалобы на сотрудника ГИБДД идентична вне зависимости от ситуации. Однако особенности при заполнении документов могут меняться. Так, если сотрудник ГИБДД осуществил неправомерное составление протокола, в тексте обращения предстоит указать номер документа, а также подробно описать все нюансы произошедшего, ссылаясь на нормы действующего законодательства. В конце заявления предстоит изложить требования и указать ссылки на бумаги, выступающие доказательной базой.
Скачать образец жалобы на сотрудника ГИБДД за неправомерное составление протокола можно здесь.
Жалоба за хамское поведение
Хамство со стороны сотрудника ГИБДД также наказуемо. Оказавшись в подобной ситуации, гражданин имеет право пожаловаться на инспектора и потребовать привлечь его к ответственности. Обращение составляется в соответствии с классическими правилами делопроизводства. Гражданину предстоит указать личные данные и сведения для оперативной связи, а также изложить суть произошедшего.
Скачать образец жалобы на сотрудника ГИБДД за хамское поведение можно здесь.
Жалоба на сотрудника ГИБДД в прокуратуру
Если гражданин уже обращался к вышестоящему руководству подразделения Госавтоинспекции, и добиться положительного результата не удалось, можно подать заявку в прокуратуру. Жалоба на сотрудника ГИБДД в прокуратуру оформляется в письменном виде. В бумаге нужно указать сведения о противозаконных действиях, совершенных в отношении водителя. Заполненную в соответствии с правилами форму можно отправить по почте в виде заказного письма с уведомлением передать лично. Если требуется, к заявке нужно приложить копии документации, подтверждающей невиновность гражданина. К разбирательству могут быть привлечены свидетели.
Срок рассмотрения жалобы на сотрудника ДПС прокуратурой отличается от стандартного. На анализ произошедшего и принятие решения представителям учреждения даётся 30 дней. Срок начинает отсчитываться с момента регистрации жалобы. Затем гражданину сообщается решение. Если в удовлетворении требований отказано, в обязательном порядке должна быть сообщена причина подобного решения.
Скачать образец жалобы на сотрудника ГИБДД в прокуратуру можно здесь.
Жалоба на сотрудника ДПС в суд
Если иные способы урегулирования конфликтов не увенчались успехом, можно подать исковые заявления в сжалобой на сотрудника ГИБДД в суд. Особенности оформления жалобы меняются. В ней предстоит указать:
- полное наименование судебного органа и его почтовый адрес;
- личные данные истца и адрес его регистрации;
- адрес, по которому будет выслан результат принятого решения, и телефон для оперативной связи;
- информация об ответчике;
- суть произошедшего;
- требования заявителя;
- ссылки на действующее законодательство;
- дата и подпись.
Скачать образец жалобы на сотрудника ГИБДД в суд можно здесь.
Жалоба на сотрудника ГИБДД в службу собственной безопасности
Жалобу можно подать и в управление собственной безопасностью Госавтоинспекции города. Заявление составляется по классической форме. В нём предстоит изложить суть происшествия, указать требования, проставить дату и подпись. Заявка оформляется на имя начальника УСБ.
Нюансы
Существует ряд нюансов, которые стоит учитывать при написании заявления с жалобой на сотрудника ГИБДД. Лучше составлять печатный документ. Это позволит корректировать ошибки и даст возможность избежать возникновения проблем с чтением документа, которые могут возникнуть из-за неразборчивого почерка.
Нельзя вешать оскорбительные ярлыки на лицо, допустившее нарушение. Так, использование термина “взяточник” недопустимо. В иной ситуации на заявителя может быть направлен ответный иск с требованием о привлечении к ответственности за оскорбление.
Если присутствуют свидетели, нужно официально привлечь их к делу. В этой роли могут выступать и пассажиры, но только в том случае, если они не являются родственниками водителя.
Если возможность предъявить документальные доказательства отсутствует, в процессе судебного разбирательства разрешается подать ходатайство об истребовании доказательств. Заявитель должен обозначить факт невозможности предъявить их лично и указать государственные органы, которые смогут это сделать.
Прокурору Промышленного района г. Самары
ФИО1
АДРЕС1
от адвоката АБ “Антонов и партнеры” Драгунова М.Е., рег. № 63/3215 в реестре адвокатов Самарской области
Адрес для корреспонденции: 443080, г. Самара, проспект Карла Маркса, д. 192, оф. 619, тел. 8-927-734-08-16
адрес эл.почты: lawyer.dme@gmail.com
в защиту интересов ФИО2 , ДАТА1 г.р.
ЖАЛОБА
На основании ордера № 001476 от 01.04.2021 г. я защищаю интересы ФИО2 .
В ходе беседы ФИО2 пояснил мне события произошедшее 01.04.2021 г. в вечернее время и 02.04.2021 г. в ночное время.
01.04.2021 около 19:50 ФИО2 за рулем автомобиля следовал по АДРЕС1 и был остановлен сотрудниками ГИБДД.
Впоследствии стороне защиты стали известны их данные: лейтенант ФИО3, ст. лейтенант ФИО4, которые представились сотрудниками 3 роты полка ДПС ГИБДД УМВД России по городу Самаре, были на патрульном а/м Лада Гранта.
Сотрудники проверили документы ФИО2 , попросили открыть капот, двери, багажник (т.е фактически провели полный досмотр автомобиля) после чего сообщили, что одна буква из ВИН-кода автомобиля не читается. Каким именно способом сотрудники полиции это определили в темное время суток и дождливую погоду, стороне защиты неизвестно. Сотрудники полиции сообщили ФИО2 , что необходимо проследовать в отдел полиции, расположенный АДРЕС2 , для осмотра автомобиля экспертом.
Сотрудник полиции ФИО3 сел на пассажирское сиденье автомобиля ФИО2 и сказал ехать в отдел, ФИО4 ехал сзади в патрульном автомобиле. Примерно в 20:30 они приехали к ОП №2 УМВД России АДРЕС2.
Документы ФИО2 : Свидетельство о регистрации ТС, водительское удостоверение находились у сотрудников ГИБДД. В отделе полиции АДРЕС2 они находились около 3-х часов, как поясняли ФИО4. и ФИО3, они ждали эксперта для осмотра автомобиля и оперативного сотрудника для осуществления опроса.
За этот период ФИО2 неоднократно выходил из отдела, брал из автомобиля личные вещи, курил, говорил по телефону. Ключ от автомобиля он для удобства оставил там, дверь не закрывал, так как автомобиль находился прямо у входа в отдел полиции №2 и он знал, что его должны осмотреть.
По истечении нескольких часов ожидания на проходную подошел молодой человек в гражданской одежде, как он пояснил, оперативный сотрудник, забрал у сотрудников ГИБДД документы и попросил ФИО2 следовать за ним в кабинет для осуществления опроса (кабинет без номерной таблички, расположен на первом этаже справа от входа в ОП №2). Где-то через 40 минут, после проведения опроса оперативный сотрудник (он не представился, но дал сфотографировать бланк опроса) отдал ФИО2 водительское удостоверение и сказал, что он может идти.
ФИО2 вышел из отдела полиции на улицу и увидел ФИО4 , ФИО3, а также трех других сотрудников ГИБДД (двое в светоотражательных жилетах, третий без, в звании капитана).
ФИО4 начал кричать на ФИО2: «где машина??». ФИО2 пояснил, что она стояла на том месте, где сейчас стоит второй патрульный автомобиль ГИБДД.
На вопрос о том, где его телефон, ФИО2 достал его из кармана пальто. Сотрудник ГИБДД в звании капитана попытался вырвать его из руки, ФИО2 ему этого сделать не дал и убрал телефон в свой карман. После чего четверо сотрудников ГИБДД (ФИО4, ФИО3, а также двое неизвестных) применили физическую силу, заломав ФИО2 руки за спину прямо около своего патрульного автомобиля, таким образом он практически оказался на капоте.
Пока двое сотрудников удерживали его в вышеуказанном положении около двух минут, держа руки на изломе и причиняя физическую боль, капитан ГИБДД достал телефон из кармана ФИО2 и начал в нем что-то нажимать и смотреть. Через какое-то время он убрал телефон в свой карман и не возвращал, несмотря на просьбы. Сотрудники ГИБДД из «залома» отпустили, после чего ФИО2 обнаружил, что ему порвали подкладку пальто и оторвали пуговицу.
Основания, по которым у него отобрали телефон и не возвращают, никто не пояснял, вместо этого капитан ГИБДД нецензурно ругался, угрожал физической расправой, а также обвинял в том, что ФИО2 угонщик и т.п. Через какое-то время он подошел и попросил разблокировать телефон (видимо, спустя время он заблокировался у него в кармане), ФИО2 отказался, на что опять посыпались угрозы и необоснованные обвинения. Спустя некоторое время телефон отдали ФИО4, он его положил в карман и не отдавал. На неоднократные просьбы ФИО2 пояснить причину изъятия телефона ФИО4 либо отмалчивался, либо говорил, что уже все пояснил, что это он так решил, и что телефон «является доказательством».
При этом доказательством чего и в рамках чего он изъят, пояснений не последовало. Процессуальных документов об изъятии телефона не составлялось и не демонстрировалось.
02.04.2021 ФИО4 и ФИО3 поступило указание от руководства о проведении в отношении ФИО2 медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Так как он уже не являлся водителем, и признаков опьянения никаких у него не было, ФИО4 и ФИО3 долго спорили, нужно ли им это делать или нет, а также если освидетельствовать, то на месте или везти в больницу.
В итоге ФИО2 предложили пройти освидетельствование на месте, что и было сделано, от подписей в документах он отказывался, требуя вернуть телефон. Прибор показал 0.00 промилле, после чего руководство указало, несмотря на это, все равно везти ФИО2 на освидетельствование в больницу им. Семашко. ФИО2 более 50 раз требовал отдать ему телефон, которые сотрудники ГИБДД незаконно у себя удерживали, в обмен на подписание процессуальных документов, связанных с процедурой освидетельствования, надеясь, что это сохранится на записях видеорегистратора и их телефонов. На что ФИО4 и ФИО3 только поясняли: «надоел ты со своим телефоном, мы тебе его не отдадим».
Около 1:40 02.04.2021 сотрудники ГИБДД привезли ФИО2 из больницы им. Семашко обратно в отдел полиции и передали дежурному оперативнику.
Телефон Iphone 8 plus, 64 GB, IMEI , Свидетельство о регистрации ТС ФИО2 так и не отдали, пояснив, что они изъяты в рамках КУСП № от 01.04.2021.
В ходе производства процессуальных действий в отношении ФИО2 сотрудниками ГИБДД и должностными лицами ОП №2 УМВД России по г. Самаре были допущены следующие нарушения законодательства:
- Телефон и документы ФИО2 были изъяты с нарушениями законодательства.
Согласно абз.2 ч.1 ст.15 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями УПК РФ.
Согласно ст.89 УПК РФ, в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ.
Таким образом, изъятие личных вещей и документов должно производиться в соответствии с требованиями, предъявляемым УПК РФ, а именно:
В соответствии со ст.22 Конституции РФ, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Согласно ч.ч.4,8 ст.166 УПК РФ, при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.
В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со ст.166 УПК РФ.
Согласно ч.3 ст.184 УПК РФ, личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.
Указанные требования сотрудниками ГИБДД соблюдены не были. В ходе изъятия документов и телефона ФИО2 к нему применялась физическая сила без наличия к тому оснований (попытки скрыться или оказать сопротивление не было), звучала нецензурная брань, высказывались угрозы. Понятые при изъятии телефона и документов не присутствовали, протокол не составлялся.
Следовательно, сотрудниками ГИБДД были превышены их должностные полномочия.
Таким образом, при изъятии у ФИО2 телефона и документов были существенным образом нарушены его права на свободу и личную неприкосновенность, а также нормы УПК РФ.
- Стороне защиты было незаконно отказано в ознакомлении с процессуальными документами.
Стороной защиты в лице адвоката Драгунова М.Е. 02.04.2021 в ночное время, примерно в 3 часа 00 минут, было заявлено устное ходатайство дежурному оперуполномоченному об ознакомление с процессуальными документами по изъятию телефона и документов ФИО2. На данное заявление (ходатайство) дежурный сотрудник никаким образом не отреагировал.
После чего адвокатом Драгуновым М.Е., совместно с ФИО2 было составлено и подано заявление о проведении проверки по факту вышеописанных незаконных действий сотрудников ГИБДД, привлечении их к ответственности и об ознакомлении с процессуальными документами об изъятии мобильного телефона ФИО2.
О принятии данного заявления в дежурную часть, имеется талон-уведомление КУСП № от 02.04.2021.
В настоящий момент указанное заявление стороны защиты удовлетворено не было, по нему не принято никакого процессуального решения, ознакомиться с процессуальным документом сторона защиты не смогла.
Согласно п.п.8,11 ч.1 ст.53 УПК РФ, с момента вступления в уголовное дело защитник вправе заявлять ходатайства и отводы; использовать иные не запрещенные настоящим Кодексом средства и способы защиты.
Согласно ст. 121 УПК РФ, ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 1389-О, Конституция РФ, гарантируя гражданам право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (ч.2 ст.24), наделяет законодателя полномочием установить порядок и конкретные механизмы его реализации, не допуская при этом искажения существа, самой сути данного права и введения таких его ограничений, которые противоречили бы конституционно одобряемым целям. Регламентация права на ознакомление с материалами уголовного дела в ходе предварительного расследования определяется особенностями данной стадии уголовного судопроизводства и значимостью названного права как гарантии конституционного права на защиту, в том числе судебную; закрепляя процедуры осуществления прав на судебную защиту и на ознакомление с документами и материалами, затрагивающими права и свободы заинтересованных лиц, законодатель не должен вводить такие правила, которые противоречили бы принципам уголовного судопроизводства и создавали неустранимые препятствия в реализации участниками уголовного судопроизводства своих прав, приводя тем самым к их фактическому упразднению (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 октября 2004 года № 329-О, от 24 февраля 2005 года № 133-О, от 21 октября 2008 года № 681-О-О, от 7 ноября 2008 года № 1029-О-П, от 16 июля 2015 года № 1615-О, от 19 июля 2016 года № 1601-О и др.).
Таким образом, сторона защиты в нарушение требований УПК РФ не была ознакомлена с процессуальным документом об изъятии телефона и документов у ФИО2, также не уведомлена о принятом решение по заявлению.
- Изъятый в нарушение требований законодательства мобильный телефон и документы (Свидетельство о регистрации ТС) ФИО2 подлежат возврату.
Мобильный телефон и Свидетельство о регистрации ТС ФИО2 были изъяты (отобраны) с нарушениями закона.
На данный момент с мобильным телефоном не были произведены никакие следственные или процессуальные действия (осмотр, экспертиза и др.), сторона защиты не была уведомлена об их производстве. Вещественным доказательством он признан не был.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (ч.1). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2).
Положения статьи Конституции находятся в соответствии со ст.17 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. о том, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими; никто не должен быть произвольно лишен своего имущества, а также статьей 1 Протокола № 1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и его основных свобод (в ред. Протокола от 11 мая 1994 г.), согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Законность в смысле вышеперечисленных нормативных актов в действиях сотрудников отсутствовала.
Таким образом, изъятый в ходе доследственной проверки мобильный телефон и Свидетельство о регистрации ТС подлежат возврату ФИО2, что в нарушение закона сотрудниками ОП №2 УМВД России по г. Самаре сделано не было.
Согласно ч.1 ст.123 УПК РФ, действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК РФ порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Согласно ч.ч.1,2 ст.124 УПК РФ, прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь Конституцией РФ, нормами УПК РФ,
П Р О Ш У:
- Признать действия сотрудников 3 роты полка ДПС ГИБДД УМВД России, а именно лейтенанта ФИО3, ст. лейтенанта ФИО4, двух других неизвестных сотрудников ГИБДД, а также капитана ГИБДД, выразившиеся в превышении должностных полномочий — незаконным;
- Признать бездействие сотрудников 3 роты полка ДПС ГИБДД УМВД России, сотрудников ОП №2 УМВД России по г. Самаре, выразившиеся в невозвращение сотового телефона и личных документов принадлежащих ФИО2 . — незаконным;
- Обязать должностных лиц ОП №2 УМВД России по г. Самаре устранить допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства, и возвратить сотовый телефон Iphone 8 plus, 64 GB, IMEI , Свидетельство о регистрации ТС ФИО2;
- Обязать должностных лиц ОП №2 УМВД России по г. Самаре ознакомить сторону защиты с процессуальными документами об изъятии телефона и личных документов ФИО2;
- Передать информацию и копию жалобы в ОРЧ СБ ГУ МВД России по Самарской области для дальнейшей проверки законности действия сотрудников полиции;
- Ответ на жалобу направить по адресу: 443080, г. Самара, пр. Карла Маркса, д. 192, оф. 619.
Приложения:
- Копия ордер адвоката № 001476 от 01.04.2021 г.
Защитник ФИО2 _____________ адвокат Драгунов М.Е.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 30.06.2021
Практически каждый водитель с относительно большим стажем хотя бы раз сталкивался с неправомерными действиями сотрудников ГИБДД, которые принимают абсурдные решения. Если вы не согласны с решением инспектора ГИБДД, то у вас есть полное право подать жалобу. Благодаря этому можно не только избавиться от несправедливого наказания, но и проучить нечистого на руку гаишника — любая жалоба, особенно если она оправдана, не лучшим образом сказывается на показателях инспектора.
Жалобу можно писать одновременно в три места: начальнику отдела ГИБДД, где служит инспектор, районную прокуратуру или непосредственно в суд. Но помните — сделать это нужно в течение 10 календарных дней с момента нарушения (учитываются праздники и выходные), причем по месту составления протокола.
Теоретически предусмотрена возможность восстановления этого срока, но лишь по уважительной причине: болезнь, командировка и так далее.
Жалобу можно подавать лично, либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Подача жалобы не облагается государственной пошлиной. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней с момента поступления (пункт 266 Административного регламента МВД).
Чтобы с вас «сняли» наказание, необходимо предъявить доказательства своей невиновности, сообщить о «неустранимых сомнениях в доказательстве вины» или сообщить о серьезных нарушениях в работе инспектора ГИБДД. К последним, например, относится отсутствие понятых (когда они необходимы), составление протокола с нарушением законодательства, использование несертифицированных измерительных приборов. А вот грамматические ошибки или опечатки в протоколе к серьезным нарушением уже не относятся. В качестве веских доказательств вашей невиновности можно использовать фотографии с места совершения нарушения, данные видеорегистратора, технические возможности автомобиля (например, если, согласно данным производителя, максимальная скорость автомобиля равна 170 км/ч, то это может служить доводом в пользу отмены постановления, где сказано, что автомобиль двигался со скоростью 250 км/ч).
Если ваша жалоба удовлетворена, то выносится постановление о прекращении производства по делу. Если нет — назначается штраф. Далее у вас есть 10 суток на обжалование этого решения в высшей инстанции (а затем идет отсчет 60 дней на уплату).
Образец :
1 из 2
В Тимирязевскую межрайонную прокуратуру САО города Москвы
127247, г. Москва, улица 800-летия Москвы, _____
От: Николаева Ивана Сергеевича,
проживающего по адресу
(индекс), г. ________________________
ул. ________________________ д. _____
Жалоба (при подаче документа в суд пишется Заявление)
12 марта 2017 г. в 17-20, двигаясь по Дмитровскому шоссе в плотном потоке автомобилей по направлению в область за рулем автомобиля Lada Kalina, государственный регистрационный номер A 000 AA 177 был остановлен инспектором ГИБДД Петровым Г.В.
Инспектор ГИБДД заявил, что я двигался со скоростью 108 км/ч при лимите в 60 км/ч и таким образом, превысил установленную скорость на 48 км/ч. На мою просьбу предъявить доказательства моей вины инспектор ответил отказом. Также сотрудник ГИБДД отказался представить свое служебное удостоверение в раскрытом виде, что является грубым нарушением пункта 20 Административного регламента МВД России.
При составлении протокола инспектор ГИБДД отказался вписать свидетелей, которые находились со мной в автомобиле: Сидорова Н.В. и Трутнева Д.К. По словам инспектора ГИБДД, находящиеся в автомобиле свидетели являются заинтересованными лицами. Между тем, согласно статье 25.6 КоАП РФ, «в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению».
Отмечу, что мой автомобиль двигался в плотном потоке, скорость не превышал, резких перестроений не совершал. С вменяемым мне нарушением ПДД не согласен, протокол № 0000 считаю незаконным и необоснованным.
Основания:
· Обвинения инспектора построены исключительно на его словах, доказательная база отсутствует. Распечатки сертифицированного прибора контроля скорости с указанием места и времени нарушения, номера автомобиля и его скорости предоставлено не было.
· Инспектор отказался предъявить сертификат соответствия прибора контроля скорости.
2 из 2
· Таким образом, имеет место неустранимое сомнение в доказательстве моей вины
· Согласно статье 49 Конституции РФ, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, при составлении протокола инспектор мне не разъяснил. Тем самым нарушив требование статьи 114 приказа МВД РФ N 185.
Учитывая вышеизложенные нарушения, прошу:
1. Прекратить административное дело по протоколу об административном правонарушении №__ от 12 марта 2017 г.
2. Наложить дисциплинарное взыскание на инспектора ГИБДД Петрова Г.В.
3. Рассмотреть данную жалобу в мое отсутствие.
4. Ответить мне письменно в установленные законом порядке и сроки по существу вышеизложенного по месту моего жительства.
14 марта 2014 г.
подпись _____ / Николаев И. С. /
Приложение:
1. Копия административного протокола.
2. Свидетельские показания.
ГИБДД призвана следить за безопасностью на дорогах, но сотрудники подразделения нередко нарушают законодательство. Чтобы защитить свои права, граждане могут подавать жалобы. Разберемся, куда можно обращаться.
На что можно жаловаться
Прежде чем писать жалобу, полезно знать, что сотрудник ГИБДД согласно регламенту МВД имеет право делать:
- проверять документы;
- останавливать транспортные средства;
- составлять протоколы для фиксации правонарушений;
- высказывать просьбу открыть багажник или осмотреть салон;
- задержать водителя/пассажира, если он подозревается в совершении преступления;
- требовать прохождения медицинского освидетельствования;
- привлекать понятых;
- использовать камеру для фиксации нарушений;
- изымать автомобиль гражданина для преследования преступника.
Если пожаловаться на правонарушения со стороны инспектора, которых на самом деле не было, гражданина могут привлечь по статье «Заведомо ложный донос». Это произошло с жителем Астрахани. Когда его остановили сотрудники ДПС, мужчина находился в состоянии алкогольного опьянения. Написав заявление в региональное управление МВД, он сообщил о превышении должностных обязанностей и незаконном составлении протокола. После проведенной проверки невиновность сотрудников ГИБДД доказана, а против мужчины возбудили дело.
В работе инспекторы действуют согласно нормам Административного регламента МВД, утвержденного 23 августа 2017 года Приказом МВД РФ №664.
На какие действия инспектора можно жаловаться:
- Выписывает штрафы без законных оснований.
- Занимается вымогательством.
- Не исполняет прямые обязанности — не регистрирует ДТП, игнорирует доводы сторон.
- Эвакуирует авто, когда водитель за рулем.
- Неверно составляет документы.
- Оскорбляет водителей/пассажиров.
- Превышает полномочия.
В зависимости от тяжести нарушения инспектору грозит штраф, выговор, запрет занимать должность, принудительные работы, арест или лишение свободы.
Пример 1. В Казани водитель остался в недоумении после встречи с представителями Госавтоинспекции, после чего пожаловался на их некорректное поведение. Мужчина сообщил о том, что сотрудники выражались нецензурно, не представились и пытались выписать штраф на незаконных основаниях. Весь разговор водитель записал на видео. МВД пообещало проверить обстоятельства.
Пример 2. В Екатеринбурге пострадавший водитель утверждал, что сотрудники ГИБДД его избили. Всё произошло после того, как мужчину заподозрили в алкогольном опьянении и отвезли в медучреждение. Он упал в обморок на выходе оттуда, после чего оказался в автомобиле инспекторов, которые его пристегнули ремнями безопасности, а в отделении избили. Была инициирована проверка, а инспекторов обязали предоставить объяснительные.
Пример 3. А вот жители одного из поселков Калининградской области пожаловались на странного сотрудника ГИБДД, который останавливал машины и не мог предъявить служебное удостоверение. Да и патрульного автомобиля у него не было. Оказалось, что это и не сотрудник Госавтоинспекции: в форму облачился местный житель, который решил подшутить над знакомым. Но шутка не удалась, и в отношении мужчины составили административный протокол за незаконное ношение форменной одежды.
Пример 4. Жалоба от жителя Хакасии повлияла на установку информационных знаков о том, что на участке ведется видеонаблюдение. Мужчина указал на то, что в районе одного из поселков установлена камера автоматической фиксации нарушений, но информации о ней нет, зато ее охраняют сотрудники Госавтоинспекции, прячущиеся в кустах. УГИБДД провело проверку: в действиях инспекторов нарушений не выявили, но знаки поставили.
Куда жаловаться
Пожаловаться на сотрудника или сообщить о преступлении можно по телефону горячей линии МВД — действует в каждом регионе страны. Контакты есть на сайте — https://мвд.рф/contacts/sites. В некоторых случаях конфликт может быть исчерпан после телефонного звонка.
Единая горячая линия МВД России — 8 800 222 74 47 — работает круглосуточно, но предназначена для информирования о преступлениях, совершаемых или совершенных сотрудниками МВД.
Сотрудники ГИБДД могут нарушить права не только водителей, но и пешеходов. Так, в Туле мужчина пожаловался, что его привлекли к административной ответственности за движение вдоль проезжей части вне населенного пункта в темное время суток. Он утверждал, что двигаться иначе не мог: тротуар отсутствовал. Мужчина направил жалобу в суд.
В Смоленске на пешехода составили протокол за переход улицы в неположенном месте. Пенсионер объяснил позицию тем, что не мог воспользоваться пешеходным переходом, т.к. там велись дорожные работы. Мужчина позвонил в ГИБДД, чтобы прояснить ситуацию. Сначала ему отменили штраф, затем прекратили дело.
Письменная жалоба составляется в свободной форме, но нужно указать данные заявителя и должностного лица, описать все события в хронологическом порядке и сообщить, какие действия оспариваются. Желательно дать ссылки на законодательные акты.
Скачать образец жалобы на инспектора
Что необходимо сделать гражданину перед написанием жалобы:
- Собрать доказательства — снять на камеру телефона или видеорегистратора происходящее, привлечь свидетелей и взять их контактные данные, записать разговор на диктофон. Документация тоже подходит, например, протокол, экспертиза или отчет о медицинском освидетельствовании.
- Определиться с органом, куда подается жалоба.
Если жалобу оставили нерешенной или ответ не удовлетворил, можно обращаться в вышестоящие инстанции. Не запрещается посылать жалобы в несколько органов параллельно.
Официальный срок рассмотрения обращений — 30 дней, но в ГИБДД — 10 дней, а в суде — до 60 дней.
Причины, по которым могут не ответить на обращение или вовсе его не принять:
- содержит личные оскорбления и нецензурную лексику;
- не указан обратный адрес для ответа;
- заявление составлено некорректно;
- идентичное обращение уже подавалось.
Руководитель отделения
Предстоит выяснить Ф.И.О. и должность самого сотрудника, который совершил правонарушение, из какого он отделения и кто его непосредственный начальник.
В письменном обращении обычно просят провести проверочные мероприятия в отношении сотрудника и выяснить обстоятельства произошедшего. Можно отдать письменную жалобу на личной встрече с начальником отделения и заодно обсудить ситуацию. Заявление составляйте в двух экземплярах — одно остается у вас на руках и обязательно завизированное.
Если жалобу нужно подать на руководителя отделения ГИБДД, то она отправляется в вышестоящий орган, например, региональное управление.
Сайт ГИБДД
На официальном сайте Госавтоинспекции https://гибдд.рф/ есть специальный раздел для отправки обращений. Перейдите в раздел «Сервисы», далее — «Прием обращений».
Необходимо заполнить графы:
- данные о себе — Ф.И.О, адрес электронной почты, номер телефона;
- информацию об адресате — регион, подразделение, должность и Ф.И.О. сотрудника;
- текст обращения.
Не забудьте прикрепить документы, аудио- или видеозаписи.
Управление собственной безопасности при МВД
Еще один орган, который контролирует работу представителей ведомства. Гражданин может:
- отправить жалобу почтой в Главное управление собственной безопасности МВД России (107078, г. Москва, ул. Садовая Спасская, д. 1/2) или территориальное подразделение;
- оставить заявление в почтовом ящике, установленном в административном здании МВД России (Москва, ул. Житная, д. 16);
- заполнить электронную форму на официальном сайте МВД России — https://мвд.рф/request_main;
- оставить письменную или устную жалобу в дежурной части органа внутренних дел, дежурному офицеру ГУСБ МВД России или в территориальном подразделении на региональном уровне.
Прокуратура
По любым правонарушениям допустимо подавать жалобу в прокуратуру, и сделать это можно разными способами:
- конвертом по почте;
- письмом, которое оставляют в ящике «Для обращений и заявлений» у здания прокуратуры;
- электронным обращением через сайт Генеральной прокуратуры — https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf.
-
Пример. В Удмуртии молодого человека остановили сотрудники Госавтоинспекции, обвинили в наркотическом опьянении и изъяли водительское удостоверение. Медицинское освидетельствование не выявило опьянения, и административное производство было прекращено. Мужчине больше полугода не возвращали удостоверение, после чего он направил заявление в прокуратуру, которая обязала начальника УГИБДД ГУВД по Тюменской области устранить нарушения и привлечь виновных к ответственности.
Суд
В процессе судебного заседания можно доказывать свою правоту, привлекать свидетелей, но есть особенности оформления искового заявления. Зачастую за помощью в подготовке к суду обращаются к компетентному специалисту, который помогает собрать вещественные и письменные доказательства.
Скачать пример жалобы на инспектора в суд
Иск можно направить одним из способов:
- отдать лично;
- отправить через электронную приемную суда (если она есть);
- воспользоваться обычной почтой.
По любым вопросам, касающимся составления жалобы и правил ее написания, вы можете обратиться к юристам нашего портала.
Видео: Неправомерные действия инспектора ГИБДД
Разногласия с сотрудниками автодорожной полицией – не редкий случай.
Представители власти далеко не всегда правы, могут злоупотреблять полномочиями
как неумышленно, так и намеренно, игнорируя действующее законодательство.
Основной инструмент, которым может воспользоваться водитель и другие
заинтересованные лица, чтобы привлечь полицейского к ответственности – жалоба
на сотрудника ГИБДД.
Как повысить эффективность жалобы в ГИБДД?
Наиболее эффективно подать жалобу в ГИБДД после того, как на месте
остановки или дорожно-транспортного происшествия водитель проявил активную
позицию. Это означает, что он не стал невольным наблюдателем за действиями
полицейских, а проявил активность и юридическую грамотность. Проявляться это
может в следующем:
- Внесение
соответствующей жалобы в протокол о нарушении, выражение несогласия с
действиями сотрудников ГИБДД; - Ведение
видео записи на регистраторе, смартфоне, камере; - Телефонные
звонки на горячую линию МВД сразу с места событий; - Поиск
и привлечение к участию в ситуации свидетелей.
В таких случаях не лишним будет юридическая консультация со стороны авто юристов и адвокатов. Они дадут ценные советы и рекомендации, как себя вести, что делать, какие записи вносить. Кроме того, они могут сразу представлять интересы позвонившего им лица.
Почему от
заявителя требуются активные действия?
Если просто по факту направить жалобу, сложится следующая ситуация – заявление лица против протокола и объяснений инспектора или инспекторов ГИБДД. В таких случаях вероятна обычная отписка, что изложенные в жалобе факты не подтвердились.
А вот записи в протоколе, заявления свидетелей, видеозаписи, фиксация жалобы через телефон горячей линии – все это создает преимущество для пострадавшего лица. Причинами обращения могут стать как неправомерная остановка, неверная оценка действий водителя, так и хамское поведение полицейских, вымогание взятки и т.п.
Ошибочно считается, что показания пассажиров в машине, которые следовали с водителем, не принимаются в качестве свидетельских. Суд, прокуратура, а также начальство инспектора принимает их во внимание.
Как подать жалобу на сотрудника ГИБДД?
Несмотря на то, что содержание документа будет в целом идентично,
окончательная его форма зависит от инстанции, куда подается. Обычную жалобу
можно направить:
- В
территориальный орган ГИБДД, в котором проходит службу полицейский; - В
вышестоящие органы автодорожной полиции; - В
прокуратуру – на неправомерные действия сотрудников, в которых есть признаки
уголовного правонарушения.
Допускаемая форма жалобы:
- Устная
– по телефону горячей линии; - Электронная
– при направлении обращения онлайн через веб-ресурсы; - Письменная
на бумажном носителе, если направляется жалоба по почте или подается лично
заявителем.
Наконец, можно обратиться с иском в суд. В этом случае документ должен соответствовать требованиям Кодекса административного судопроизводства РФ (ст.ст. 125, 220). Обращаться с жалобами на действия сотрудников правоохранительных органов нужно не в общегражданский, а административный суд.
Обычная жалоба может составляться в относительно свободной форме. Она отклоняется, если допущены грубые нарушения, из-за которых документ признается анонимным: нет подписи, не указан заявитель. К иску предъявляются более жесткие требования, их несоответствие – основание для возврата обращения.
Как правильно составить жалобу на действия сотрудника ГИБДД ?
Образец жалобы на сотрудника ГИБДД содержит следующее:
- Название учреждения, органа, в который подается обращение, его юридический адрес. Можно указать должность, звание, фамилию, имя и отчество начальника;
- Данные заявителя: фамилия, имя и отчество, адрес регистрации, контактный телефон;
- Название обращения: жалоба на неправомерные действия сотрудника ГИБДД;
- Дата и место происшествия;
- Информация о сотруднике дорожной полиции: фамилия, имя и отчество, номер удостоверения и нагрудного знака, государственные номера автомобиля, на котором находился сотрудник;
- Содержание нарушения, в чем оно выразилось;
- Ссылки на подтверждающие материалы: видеозапись, показания свидетелей, пометки в протоколе, другие данные;
- Требования заявителя;
- Список подтверждающих документов;
- Дата и подпись.
Для справки! Аналогично составляются и обращения в другие инстанции, меняется только адресат. Например, если жалоба на инспектора ГИБДД в прокуратуру, в самом начале указывается название этого органа и данные прокурора.
Образцы жалоб на действия сотрудников ГИБДД:
Написать жалобу в ГИБДД онлайн
На официальном сайте ГИБДД есть возможность подать жалобу на действия сотрудников. Для этого необходимо зайти на сайт https://гибдд.рф и выбрать регион:
Далее нужно зайти в меню «СЕРВИСЫ» и выбрать пункт «Прием обращений»:
В разделе «Прием обращений» рекомендуется ознакомиться с правилами обработки обращений. Внизу странице нужно поставить галку напротив пункта «С информацией ознакомлен» и нажать на кнопку «ПОДАТЬ ОБРАЩЕНИЕ»:
На странице «Сервис приема обращений» необходимо по максимуму заполнить все поля:
Куда адресовано:
- Регион — выбираем регион приема жалобы из выпадающего списка;
- Подразделение — выбираем подразделение, которое будет обрабатывать жалобу;
- Должность — можно не заполнять, а можно указать должность начальника подразделения, и в следующее поле вписать его ФИО, эти данные можно посмотреть на странице «Контакты»;
- Ф.И.О — также можно не заполнять или вписать ФИО начальника подразделения.
В разделе Заявитель следует выбрать от какого лица подается жалоба: физического или юридического, и заполнить соответствующие поля.
В разделе Адрес для ответа необходимо указать адрес электронной почты, на который придет ответ. А если нужен бумажный вариант, то можно указать почтовый адрес. Необязательными полями являются: «Телефон» и «Место события», но рекомендуется их также заполнить.
Если заявитель раннее обращался с данной жалобой, то следует указать подразделение ГИБДД и дату предыдущего обращения.
В разделе Текст обращения нужно максимально подробно описать суть претензии. Если есть дополнительные материалы (фото, видео и т.п.), их можно также прикрепить к обращению.
Далее требуется ввести код с картинки и нажать на кнопку «ОТПРАВИТЬ ОБРАЩЕНИЕ».
Всё, жалоба отправлена. В течении 3-х дней её должны зарегистрировать и рассмотреть в 30-дневный срок. По результатам рассмотрения на указанные контактные адреса будет выслан ответ.
Рекомендации по
написанию жалобы
При составлении документа нужно избегать излишней эмоциональности.
Изложение должно носить конкретный характер, описывать сухие факты. Если имело
место нецензурное обращение со стороны инспектора, хамское поведение, в
документе так и указывается. Но в качестве примера можно привести несколько цитат.
Перед тем, как отправить жалобу в ГИБДД после ее составления,
рекомендуется показать документ юристу, который внесет правки. Эффективный
вариант – записаться на консультацию к этому специалисту до того, как
составлять обращение.
Лучше печатать документ на компьютере. Это позволяет быстро вносить правки, на его основе составлять жалобы в другие инстанции. Нельзя допускать оскорблений, навешивать разные предвзятые ярлыки (взяточник, бандит, хамло, идиот и т.п.)