Образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя — что делать при бездействии пристава
Опубликовано: 30.10.2018
— Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя
— Как написать и подать жалобу на бездействие судебных приставов
Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя
Исполнительное производство — всегда результат конфликта между должником и взыскателем, который не получилось разрешить в досудебном порядке. Поэтому естественно, что работа судебных приставов-исполнителей вызывает много жалоб: обычно, по мнению взыскателя, пристав работает слишком медленно или вообще бездействует, а по мнению должника – наоборот, слишком быстро и не всегда законно.
Обжалованию могут подлежать: постановление судебного пристава-исполнителя о начале производства, принудительное взыскание долгов до истечения сроков его добровольного погашения, взыскание исполнительного сбора, отказ в ознакомлении с материалами и другие действия, нарушающие законные права граждан. Но самые распространенные жалобы на приставов связаны с их незаконными, по мнению должника, действиями по аресту и изъятию имущества (денежных средств), либо, напротив, жалобы на бездействие судебных приставов-исполнителей, на беспричинное затягивание исполнительного производства.
Как написать и подать жалобу на бездействие судебных приставов
По закону гражданин имеет право пожаловаться на действия/бездействие пристава в различные инстанции, в том числе обратиться в суд, но мы рекомендуем начинать с попытки досудебного урегулирования вопроса, для начала указав самому приставу на неправомерность его действий (бездействия). Если это не помогло, можно обращаться с жалобой:
>
1. К старшему судебному приставу — непосредственному начальнику пристава, нарушившего права заявителя;
2. К главному судебному приставу в территориальное управление ФССП;
3. В прокуратуру;
4. В суд общей юрисдикции (для физических лиц), либо арбитражный суд (для организаций), по месту исполнения судебным приставом своих обязанностей;
5. По телефону горячей линии ФССП.
Жалобу старшему (главному) судебному приставу можно подавать в канцелярию отдела службы судебных приставов (территориального управления ФССП):
⦁ лично или через представителя, по доверенности;
⦁ по почте (заказным письмом с описью вложения, в которой перечислены все прилагаемые к заявлению документы);
⦁ онлайн — на сайте ФССП необходимо выбрать пункт «Обращения», затем «Интернет-приемная», после чего откроется форма для подачи жалобы, которую необходимо заполнить.
Срок подачи такой жалобы — 10 дней. 10 дней начинают отсчитываться с момента, когда было совершено оспариваемое действие (или установлено бездействие) пристава, либо с момента, когда заявитель узнал о нарушении своих законных прав. Этот срок может быть продлен при наличии уважительной причины (болезнь, командировка, позднее получение извещения).
Срок рассмотрения вашей жалобы — 10 дней. В результате чего вы получите письменный ответ.
Жалоба в прокуратуру или заявление в суд о признании действия (бездействия) пристава незаконным могут быть поданы и по истечении установленного 10-дневного срока обжалования. Но при этом к административному исковому заявлению в суд необходимо приложить ходатайство о восстановлении срока по административному иску.
Стоит отметить, что подача жалобы в прокуратуру является наиболее действенным методом. Такие жалобы удовлетворяются в 90 % случаев. Плюсом является также то, что прокурор может потребовать выполнить определенные указания, установить срок для выполнения конкретных действий и при необходимости наказать пристава. Таким образом, обращаясь с жалобой в прокуратуру, вы за 30-дневный срок получите реальные действия (сдвиги) по исполнительному производству.
При подаче жалобы в суд вы получите решение суда о признании действия (бездействия) пристава незаконным и возложении на него обязанности по устранению нарушений. Суд не может дать конкретные указания приставу. Но, плюсом такого рода обращения является ваше право на возмещение морального вреда, причиненным незаконным действием (бездействием) пристава-исполнителя.
Административные дела об оспаривании действий (бездействия) пристава рассматриваются судом в 10-дневный срок со дня получения судом административного искового заявления. Однако, если дело сложное, председатель суда имеет право продлить этот срок до одного месяца.
Текст жалобы должен быть составлен по определенной форме в официально-деловом стиле. Документ не должен содержать грамматические ошибки, нецензурные выражения, оскорбления и излишне эмоциональную окраску. К жалобе следует приложить все необходимые и подтверждающие документы.
Образцы жалоб на бездействие судебных приставов
Скачать общую форму образца жалобы вы можете по ссылке: форма образца жалобы.rtf
Образец жалобы старшему судебному приставу
Образец жалобы прокурору
Образец жалобы в суд (исковое заявление)
Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru
Открыть профиль
Основания для подачи жалобы на ФССП
Два ключевых основания — действие и бездействие судебного пристава. Под действием понимается принятие какого-либо неправомерного решения, к примеру, постановление, которое ущемляет права взыскателя или иного субъекта исполнительного производства (к примеру, должника по кредиту). Бездействие — фактическое неисполнение СПИ своих основных обязанностей.
-
Основания для подачи жалобы на ФССП
-
Жалоба на судебного пристава в порядке подчиненности
-
Сроки подачи жалобы
-
Сроки рассмотрения жалобы
-
Заявление в прокуратуру на бездействие пристава
-
Образец заявления на бездействие судебных приставов
-
Порядок подачи и сроки рассмотрения жалобы
В понятие «бездействие» также следует закладывать не совершение приставом какого-либо действия или непринятие решения в течение отведенного на это законом срока. Важно учитывать, что жалоба на судебных приставов, независимо от оснований, подается в порядке подчиненности. Это наиболее применяемый путь решение вопроса, не ограничивающий право заявителя на обращение в суд или надзорные органы.
Жалоба на судебного пристава в порядке подчиненности
Правила подачи жалобы в порядке подчиненности указаны в ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве». При возникновении разногласий со СПИ, в первую очередь, рекомендуется пробовать решить вопрос в порядке подчиненности. Основание (действие или бездействие) — не имеет значения. Федеральным законом предусмотрена следующая очередность:
- Жалоба на судебного пристава-исполнителя подается старшему СПИ — должностному лицу, которое возглавляет подразделение ФССП.
- Жалоба на старшего СПИ подается главному приставу субъекта РФ.
- Жалоба на главного пристава республики, края, области, подается главному судебному приставу Российской Федерации.
При решении проблемы в рамках ведомства ФССП, соблюдается указанная очередность. Обращение/заявление подается в адрес вышестоящего должностного лица лично, либо через должностное лицо, действия которого обжалуются. Во втором случае СПИ будет обязан дать полученному заявлению ход.
Сроки подачи жалобы
В порядке подчиненности жалоба подается в течение 10 дней после совершения СПИ действия (бездействия), принятия решения. К примеру, пристав в установленные сроки не совершает исполнительные действия в отношении должника, — налицо факт бездействия. С момента, когда взыскатель (иное заинтересованное лицо) узнает о факте бездействия до подачи жалобы должно пройти не более 10 дней.
Если заинтересованное лицо не было извещено соответствующим образом, то отсчет берется с того момента, когда оно узнало или должно было узнать о бездействии СПИ. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия решения по ней.
Сроки рассмотрения жалобы
Принятая должностным лицом жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней (ст. 126). В течение этого срока должностное лицо обязано принять решение: удовлетворить требования заявителя, либо отказать в удовлетворении таковых.
Заявление в прокуратуру на бездействие пристава
Решать проблемы с ФССП в порядке подчиненности некоторые граждане не хотят. По их мнению, если жалоба не выходит за пределы ведомства, то никакого правомерного решения по ней вынесено не будет. Подобное суждение не является до конца верным, но у граждан и организаций в любом случае сохраняется право на обращение в органы прокуратуры.
В подавляющем большинстве случаев проверка деятельности ФССП органами прокуратуры проводится по заявлению граждан и организаций, участвующих в исполнительном производстве. Порядок рассмотрения жалоб, обращений, заявлений граждан и организаций регулируется федеральным законом «О прокуратуре РФ» и Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (Инструкции о рассмотрении обращений в органы прокуратуры РФ).
Работники прокуратуры обязаны реагировать на обращения граждан. По результатам рассмотрения одной жалобы предпринимается одна из следующих мер:
- Принимается к разрешению.
- Передается на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры.
- Оставляется без разрешения.
- Направляется на разрешение в другие государственные органы.
- Приобщение к ранее поданному обращению.
Помимо этого, жалобы может быть возвращена заявителю. Это возможно в том случае, если текст обращения, к примеру, неразборчив, либо суть жалобы на связана с нарушением законодательства Российской Федерации. Каждое поступившее в органы прокуратуры обращение обязательно принимается во внимание, и не может быть проигнорировано. Вынесенное прокурором решение не является преградой для обращения заявителя к вышестоящему прокурору или в суд.
Образец заявления на бездействие судебных приставов
Меры прокурорского реагирования предпринимаются в случае обнаружения нарушения законодательства. Жалоба в прокуратуру на бездействие пристава должна составляться таким образом, чтобы из ее текста была понятна суть допущенного СПИ нарушения.
Скачать образец заявления →
В обязательном порядке в жалобе должны присутствовать следующие данные:
- Инициалы, должность, классный чин сотрудника прокуратуры, на имя которого подается обращение, а также наименование органа прокуратуры (района, округа, города, края, республики).
- Инициалы, должность, классный чин сотрудника ФССП, действия/бездействие которого обжалуются.
- Изложение фактических обстоятельств — в чем именно выражается нарушение, какие меры были предприняты и не предприняты сотрудником ФССП.
- Ссылки на действующее законодательство.
- Ссылки на дополнительные документы (если таковые имеются в наличии).
Жалоба на судебного пристава в прокуратуру не имеет какой-либо четкой структуры. Главное, чтобы все основные обстоятельства были изложены в доступном виде. В противном случае обращение может быть оставлено без разрешения, либо возвращено заявителю.
Порядок подачи и сроки рассмотрения жалобы
Жалоба в прокуратуру направляется в письменной, устной форме, или в форме электронного документа. Обращения могут быть индивидуальными — поданными самим заявителем, и коллективными — группой граждан или организаций. Главное, чтобы были основания для подобного обращения.
В соответствии с пунктом 5.1 ст. 5 Инструкции, обращения, не требующие дополнительной, и поступающие от физических лиц и военнослужащих, рассматриваются в течение 15 рабочих дней. Если дополнительная проверка требуется, то срок рассмотрения и разрешения жалобы увеличивается до 30 рабочих дней.
Комментарии: 90
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) на местах представлена отделами и районными отделами судебных приставов. Это низовые звенья системы исполнения судебных актов и обеспечения деятельности судов. В их компетенцию входит взыскание по месту регистрации должника, т.е. в каком-то одном районе или населенном пункте.
Таким способом ведется большинство исполнительных производств. Помимо ОСП и РОСП в России функционируют Межрайонные отделы судебных приставов. Эти субъекты правомочны вести исполнительные производства сразу в нескольких населенных пунктах.
Что представляет собой обращение в ФССП
Обращением называется любой письменный и электронный документ, содержащий какую-либо просьбу или требование. В ФССП чаще всего граждане направляют три вида обращений:
- заявление;
- жалоба;
- запрос.
Обращение может быть и устным. Ниже рассмотрим порядок составления и рассмотрения письменных и устных обращений в ФССП от граждан и организаций.
Как составить письменное обращение
Заявление, ходатайство или жалоба судебным приставам составляется по стандартным правилам официального документооборота. Бланк бумажного документа имеет «шапку», в которой указывают:
- ФИО, адрес и контактный телефон заявителя. Если от его имени выступает представитель, ниже пишут те же данные представителя.
- Название территориального подразделения ФССП и ФИО руководителя.
По центру бланка пишут название — жалоба, запрос, заявление и т.д. В содержании обращения кратко и лаконично указывают суть дела:
- Дату и номер исполнительного производства. Если реквизиты не известны — фамилию пристава. Если и фамилия не известна, ограничиваются названием отдела.
Например, можно начать со слов: «В производстве судебного исполнителя (ФИО) находится исполнительное производство о (название, например — о взыскании алиментов, об истребовании имущества и т.п.), возбужденное на основании исполнительного листа №____, выданного в «___»______ году). По существу дела сообщаю следующее».
- Далее переходят к сути документа. Если это жалоба, описывают, в чем состоит нарушение пристава, какие его действия или бездействие вы считаете незаконными, что просите предпринять, чтобы устранить нарушение. Если это заявление, опишите свою просьбу.
- Дата, подпись, опись приложенных документов. Когда к обращению прилагаются дополнительные документы, обязательно укажите их в описи. В противном случае, если что-то потеряется у приставов, вы потом не докажете, что эти бумаги были приложены. Не забывайте, что прилагать следует только копии документов.
Делать ссылки на нормы закона не обязательно. Главное, чтобы из содержания была ясна суть прошения. Поэтому в обращении крайне желательно выделить резолютивную часть, по-другому ее еще называют просительной. Это заключительная часть, где пишется сама просьба заявителя.
Например, «прошу снять запрет на выезд в связи с погашением задолженности» или «прошу признать действия судебного пристава незаконными». Если неправильно сформулировать резолютивную часть или не сформулировать ее вообще, обращение потеряет смысл, и скорее всего, вам откажут в его рассмотрении.
Бланк жалобы на пристава вы можете скачать на нашем сайте.
Несколько слов о Межрайонных отделах судебных приставов
В компетенцию МОСП входит ведение особых исполнительных производств. Особыми называют производства, имеющие большое социально-политическое или экономическое значение для интересов государства, а также производства, отличающиеся повышенной сложностью в плане принудительного исполнения.
Например, взыскание штрафа и налоговой задолженности в особо крупном размере с юридического лица, имеющего филиалы и представительства в нескольких регионах РФ, или взыскание зарплаты с предприятия в пользу нескольких сотен сотрудников и т.п.
МОСП существует в каждом регионе, за исключением Ненецкого автономного округа.
Межрайонные отделы осуществляют принудительное взыскание по общим правилам с учетом методических рекомендаций по созданию и организации деятельности межрайонных структурных подразделений, утвержденных и.о. Главного судебного пристава РФ от 19.08.2015 года.
К основным функциям Межрайонного отдела судебных приставов относится:
- Исполнение судебных актов, входящих в компетенцию МОСП.
- Производство по административным нарушениям.
- Арест, учет хранение, оценка, реализация конфискованного имущества.
- Формирование и администрирование баз данных, необходимых для осуществления функций МОСП.
- Принятие мер для защиты информации, составляющей персональную или государственную тайну.
- Участие в судах и представление интересов РОСП и ОСП в государственных органах.
- Прием обращений от граждан и организаций.
Жалоба на бездействия судебного пристава-исполнителя
Порядок и особенности рассмотрения
Обращение к судебным приставам можно подать следующими способами:
- на сайте Госуслуг или официальном ресурсе ФССП;
- лично через канцелярию отдела;
- заказной почтой с уведомлением.
Допускается подача обращения по средством факсимильной связи. Отправка по факсу подходит не всем и не всегда. Для этого факс должен быть и у заявителя и в ОСП. Уточнить о его наличии нужно заранее.
Для электронной подачи потребуется электронная подпись и авторизация на Портале госуслуг.
При личной явке составляют два экземпляра обращения. Один передают в канцелярию, второй со штампом о принятии или распиской работник канцелярии возвращает заявителю. Иногда вместо штампа или расписки выдается специальный талон. В нем указывается регистрационный номер и дата, когда будет готов ответ.
Немотивированный отказ от принятия обращения в ФССП является незаконным
Даже если оно не соответствует каким-то параметрам (пропущен срок подачи, нарушена территориальность и т.п.), его обязаны принять и затем предоставить письменный отказ в рассмотрении с указанием причин. Просто так не принять заявление у вас не могут. Если это произошло, жалуйтесь в прокуратуру или в вышестоящий орган ФССП. Также в случае немотивированного отказа можно направить документы заказной почтой. Письмо канцелярия обязана принять в любом случае.
Что касается почтового отправления, то оно обязательно должно быть заказным с квитанцией и уведомлением. На квитанции указывается трек-номер. По нему на сайте Почты России вы сможете проследить путь своего письма и узнать дату получения адресатом. К тому же, если вы отправите простое письмо, при возникновении спора будет трудно установить дату, а иногда и сам факт отправки.
Также перед отправкой стоит разобраться в некоторых особенностях рассмотрения и регистрации:
- Заявления, поданные через интернет-приемную, регистрируются в течение 3 дней после подачи.
- Если вопрос обращения не связан с деятельностью судебных приставов, в течение 7 дней его направляют в орган, в чью компетенцию входит рассмотрение данного вопроса.
- ФССП не занимается обжалованием судебных постановлений, но нередко в адрес приставов поступают именно такие требования. Их не позднее, чем через 7 дней возвращают заявителю с разъяснением порядка обжалования постановлений судов.
- Обращения без указания имени, фамилии и адреса заявителя не рассматриваются. Однако, если в анонимном письме будет хотя бы косвенно указано на совершение или подготовку к совершению противоправных действий, его, несмотря на анонимность, направят в органы полиции.
- Если вы планируете обратиться к судебному приставу или руководству отдела в устном порядке, то предварительно нужно записаться на прием. Отметим, что телефонный звонок — довольно ненадежный вариант обращения, поскольку дозвониться в отделения ФССП иногда бывает сложно.
Когда имеет смысл подавать обращение
Конкретные ситуации закон не регламентирует. Вы имеете право письменно или устно обратиться к судебным приставам, когда считаете это необходимым. Однако существуют и такие ситуации, в которых без обращения не обойтись. Например:
- в случае явного нарушения прав должника;
- при необходимости получить какие-то документы или информацию, которой располагают только приставы.
Так, подавать жалобу необходимо, если:
- Вы выплатили присужденную задолженность, но запрет на выезд по-прежнему не снят или ваша фамилия по-прежнему остается в базе данных должников по исполнительным производствам.
- Пристав арестовал ваше имущество для дальнейшей реализации, в то время, как у вас имеется постоянный доход посредством которого можно рассчитаться с взыскателем.
- Фактические удержания с заработной платы превысили сумму, которую суд присудил к выплате.
- По вашему требованию пристав не предоставляет для ознакомления материалы исполнительного производства.
- Пристав не уведомил о возбуждении исполнительного производства, не направил копии соответствующего постановления иили не направил копии постановлений об осуществлении мер принудительного взыскания (ареста счетов, имущества и т.п.).
- ФССП отказывает в исправлении опечаток, ошибок в расчетах и устранении прочих недостатков исполнительного производства, могущих отрицательно сказаться на правах должника.
- Сотрудники Отдела судебных приставов требуют какой–либо оплаты, кроме исполнительского сбора, либо требуют оплатить исполнительский сбор в то время, как должник погасил задолженность по исполнительному документу в установленный срок.
Напомним, что исполнительский сбор — это денежный штраф, который должник обязан выплатить в пользу ФССП в случае неисполнения присужденного обязательства в срок, отведенный приставом для добровольного исполнения. Также исполнительский сбор придется платить, если должник в течение 24 часов не исполнил требование, подлежащее немедленному исполнению. 24 часа отсчитывают с того момента, когда пристав вручил соответствующее постановление.
Жалоба на постановление судебного пристава
Подать обращение в виде заявления имеет смысл, когда вам необходимо, чтобы пристав совершил какое-действие либо, когда вы сами хотите, что-то сообщить. В зависимости от ситуации заявления могут такими:
- об ознакомлении с материалами исполнительного производства;
- о приостановлении исполнительного производства в связи мобилизацией (в соответствии с п.2 ст.40 № 229-ФЗ, пристав обязан приостановить взыскание задолженности с гражданина, призванного для прохождения воинской службы);
- о приостановлении исполнительного производства в связи с тем, что должник утратил дееспособность и т.п.;
- о снятии запрета на выезд в связи с погашением задолженности и т.п.
Существует и такой вид обращений, как запрос. Его направляют тогда, когда необходимо получить какие-либо сведения, касающиеся исполнительного производства и непосредственно процесса исполнения. Например, запрос о предоставлении информации о том, на какой стадии находится исполнительное производство.
Запросы в общепринятом смысле редко подают физические лица, и в частности, должники. Чаще всего свои прошения они оформляют в виде заявлений. В основном запросы направляют юристы, адвокаты и должностные лица.
Что делать, если обращение потеряли и будет ли оно считаться поданным, если его не найдут
Если обращение зарегистрировано через канцелярию или интернет-приемную, оно в любом случае считается поданным. Главная ваша задача заключается в том, чтобы сохранить копию документа со штампом входящей корреспонденции или электронное уведомление о регистрации. Если вы уничтожите информацию, подтверждающую регистрацию документа, будет сложно доказать факт его подачи при утере по вине ОСП.
Вообще случаи потери входящей корреспонденции, о которых стало известно заявителю, считаются редким исключением. Даже если внутри учреждения по каким-то причинам зарегистрированное обращение «застрянет» на пути из канцелярии в кабинет пристава, вы об этом не узнаете. Работники отдела сами всё найдут и передадут в нужные руки так, чтобы не пропустить срок, отведенный на рассмотрение.
Если же вам станет известно о том, что обращение «потерялось», у вас на выбор есть три варианта:
- Требовать, чтобы ФССП рассмотрела поданное заявление, не взирая на сообщения работников канцелярии о его утере. Вы вправе заявить, что это внутренняя проблема отдела, и вас она не касается, а в случае пропуска срока, отведенного на рассмотрение, вы пожалуетесь в прокуратуру. Вполне возможно, что делопроизводители приложат усилия и найдут ваш документ.
- Подать новое обращение. Придется вновь тратить время на ожидание.
- Обратиться к вышестоящему руководству или в прокуратуру с жалобой на халатность работников канцелярии. Срок ее рассмотрения — 30 дней. Учтите это, если соберетесь жаловаться.
Для эффективного решения проблемы можно подать новое заявление в электронном виде (так оно точно не потеряется) одновременно с жалобой.
Вне зависимости от формы и требований любое обращение должно быть грамотно составлено. Нередки случаи, когда заявитель не уверен в своих силах и не знает, с чего начать написание документа. В такой ситуации лучше всего обратиться к юристу.
Бесплатная консультация по списанию долгов
Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты
Судебный процесс сам по себе далеко не самое приятное мероприятие. А иногда его еще могут омрачить и халатность, злоупотребление полномочиями, безразличие судебного пристава. Если вы недовольны тем, как с вами обошелся судебный пристав, вы имеете право подать жалобу. Это не всегда означает, что вы добьетесь успеха, и решение будет в вашу пользу, но ваше мнение должно быть услышано и рассмотрено в любом случае.
На что жалуетесь?
Чтобы правильно подать жалобу на судебных работников, важно убедиться, что их действия на самом деле были незаконными. Зачастую, жалобы на судебных приставов поступают из-за следующего:
- Игнорирование своих обязанностей – безделье.
- Проявление неуважения, грубости, угрозы – нарушение этических норм.
- Игнорирование требований и интересов заявителя, приводящее к неэффективным действиям.
- Применение физической силы и нанесение вреда здоровью.
- Игнорирование законных требований должника.
- Незаконное проникновение в жилище должника.
- Нарушение закона при оценке имущества, изъятии, продаже или аресте.
- Незаконное взыскание сборов, если лицо погасило долги в срок.
- Неоправданный запрет о пересечении границ.
- Арест имущества без уведомления должника.
- Ответчику не было выделено срока на добровольное погашение задолженности.
Сами взыскатели обычно могут жаловаться на:
- Затягивание срока выполнения производства.
- Дружеские/приятельские отношения пристава с должником. В таком случае судебный пристав обязан брать самоотвод и отступить от дела. Если это не происходит – жалобы вполне ожидаемы.
- Скрытие должника из-за непроставленного запрета на пересечение границы.
- Бездействие после возбуждения производства – не происходит взыскание средств с должника (зарплата не удерживается, имущество не арестовано, счета в свободном доступе).
- Должник не разыскивается. Необходимо немедля подать жалобу на пристава в связи с бездействием.
- Снятие имущества из-под ареста.
Закон позволяет заявителю наблюдать за тем, как развиваются события в отношении его или ее ситуации. Но помимо документации, которую судебный пристав может предоставить в качестве отчета, вы можете использовать и другие инструменты для повышения эффективности его действий.
Если есть информация о должнике, ее можно отправить в ФССП — это поможет продвинуть дело. Вы можете также указать места, где нужно искать должника, если он уклоняется от уплаты долга.
По статистике, проявление такого интереса и предоставление необходимой информации судебным работникам способствует быстрому развитию и закрытию дела. Если служба отказывается помочь и не спешит принимать меры, взыскатель может подумать, куда можно обратиться за обжалованием судебного исполнителя.
Куда подать жалобу на пристава?
Обжаловать действия/бездействия приставов можно несколькими способами. Рассмотрим более подробно каждый из них.
-
Первый способ – это подать заявление главному приставу. Подача претензии происходит в порядке подчиненности и подлежит рассмотрению управомоченным должностным лицом ССП в десятидневный период со дня ее поступления. В случае удовлетворения жалобы управомоченное лицо обязано провести контроль на всех стадиях исполнения постановления. Далее решение должно быть приведено в исполнение в установленный срок и в полном объеме.
Оспорить вынесенное решение по делу возможно будет только в судебном порядке, обжалование в порядке подчиненности не предусмотрено.
Такой способ имеет свои недостатки:
- Исполнительное производство продолжается в случае подачи заявления в порядке подчиненности. Изначально в интересах должностных лиц ФССП продолжение производства без остановок – это объясняется нежеланием портить высокие статистические показатели оперативности исполнительных действий и наличии можно сказать страха перед претензиями взыскателей. Поэтому приставы будут обращаться к «слепым сторонам» закона, чтобы исполнительное производство продолжалось без неурядиц.
- Внушительные сроки рассмотрения заявления. На рассмотрение жалобы уходит в среднем 10 дней. В случае принятие жалобы еще столько же отводится приставу-исполнителю чтобы предотвратить обнаруженные нарушения, если только в постановлении не будет указан другой срок. С момента вынесения вердикта копия ответа направляется в течение 3 дней. Срок рассмотрения заявления и устранения нарушений в случае одобрения жалобы значительно растягивается из-за нерабочих выходных дней. В результате срок, в который могут устранить нарушения, может увеличиться до двух месяцев, то есть уже после осуществления мер принудительного исполнения. Это практически обесценивает и сводит на ноль оперативность устранения проблем и восстановление нарушенных прав податчика заявления.
-
Второй способ – отстаивать свои права в суде. По закону, все решения, вынесенные должностным лицом ССП, а также его бездействие по работе с исполнительным документом можно оспорить только в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде.
Административный (внесудебный) порядок обжалования не является обязательным досудебным порядком урегулирования конфликта между исполнителем и гражданином, чьи интересы были нарушены, поэтому он не может препятствовать праву заинтересованного лица на обращение в суд. Внесудебный порядок рассмотрения жалобы является приоритетным из-за его оперативности, гибкости процедур.
Куда можно подать заявление на судебного исполнителя?
Люди, которым не раз приходилось быть свидетелями судебных споров, считают, что полномочия государственных органов превышены. Поэтому многих интересует вопрос: куда можно пожаловаться при нарушении прав?
Существует несколько инстанций, в которые вы можете подать жалобу на судебного исполнителя. Это зависит от того, какое правонарушение было совершено и кто является правонарушителем. Если человек столкнулся с фактом ненадлежащей работы должностного лица, он может обратиться в следующие инстанции:
- Старший судебный пристав. В случае неудовлетворенности качеством исполнения служебных обязанностей конкретным работником, необходимо обратиться к его непосредственному начальнику, главному судебному приставу. В претензии необходимо детально изложить, что конкретно вас не устроило в работе исполнителя и какие права он нарушил в процессе производства. При наличии доказательства нарушений их нужно приложить к заявлению.
- Документы можно отправить заказным путем или отнести в канцелярию. Старший пристав рассмотрит жалобу в течение 10 дней. Больший эффект будет достигнут, если жалоба будет подана региональному руководителю службы или будет опубликована на официальном сайте ФССП. В этом случае дело будет находиться под контролем высшего руководства до полного завершения производства.
- Через Интернет. Через Интернет. Каждый при необходимостиможет оформить претензию вИнтернете. На официальном сайте ФССПвы найдетеобразец заявления на действия должностного лица в электронном виде. После заполнения рекомендуется распечатать документ и оставить несколько копий для себя. Когда придет ответ, его также стоит сохранить.
- Региональное Управление ССП. Если по какой-либо причине ваша жалоба не была рассмотрена, ее стоит отправить в вышестоящие инстанции. Управление возьмет под свой контроль проверку всех заявленных нарушений и когда старший судебный пристав завершит разбирательство, заявителю будет отправлено письмо с принятыми мерами.
- Прокуратура. Направление жалобы на судебного пристава-исполнителя в прокуратуру должно обязательно предшествовать рассмотрение жалобы по данному вопросу старшим судебным приставом. Лишь, сославшись на ранее принятое решение старшего судебного пристава по данному вопросу и не соглашаясь с ним, заявитель может рассчитывать на личное рассмотрение жалобы прокурором в любое время, после произошедшего нарушения.
Помимо основной информации, к жалобе нужно приложить копию обращения в Управление ССП.
На основании жалобы заявителя в срок не более 1 месяца должна быть проведена служебная проверка по факту нарушения прав гражданина в результате бездействия исполнителя. По итогу в отношении недобросовестного сотрудника принимаются карательные меры, а требования заявителя выполняются. Результаты проверки вам отправят в ответном письме. Большая часть поданных претензий удовлетворятся полностью или частично.
- Суд. Обратиться за признанием незаконности действий исполнителя можно в местный суд. Решение выносится менее чем за 10 дней, и чаще всего заявление податчика удовлетворяется. Затраты в ходе ведения делаССП берет на себя.
Иногда против судебных исполнителей выдвигаются обвинения в суде. Если заявителем является юридическое лицо, вы можете обратиться только в арбитражный суд.
У пострадавшей стороны есть 10 дней, чтобы своевременно подать иск. Однако бывают случаи, когда вовремя подать заявления на действия пристава не представляется возможным. В таком случае при составлении претензии нужно указать уважительные причины задержки и попросить рассмотреть дело. К уважительным причинам относятся:
- Серьезная болезнь. Необходимо подтверждение врача. Легкая форма ОРВИ не является удовлетворительной причиной.
- Деловая поездка. Необходимы заверенные документы с места работы.
- Адресат не был уведомлен по каким-либо причинам о проведении заседания по рассмотрению дела.
При подаче претензии необходимо учитывать юрисдикцию органов подачи. Бывают случаи, когда ходатайство об оспаривании заключении судебного пристава должно быть направлено только в арбитражный суд. Например, когда выдача исполнительного листа была произведена арбитражным судом; при выполнении требований компании или гражданина, которые ведет предпринимательскую деятельность, не регистрируя юридическое лицо.
Для юридически неподкованного человека обращение в суд дело нелегкое. Рекомендуется обратиться за услугами юриста или адвоката для правильного составления жалобы. Тем более, в случае положительного исхода дела, все расходы истца государство возьмет на себя.
Больше жалоб – больше шансов: стоит ли писать сразу в несколько инстанций?
Документ может быть направлен в несколько государственных учреждений одновременно. Своевременное обращение в соответствующие структуры позволит человеку добиться соблюдения своих прав.
По статистике, чем больше резонанс проблемы, тем больше шансов быть услышанным. В случае обнаружения проблемы она будет устранена в ближайшее время.
Как правильно оформить жалобу?
Если человек не согласен с действиями ФССП, у него есть возможность обжаловать незаконные действия. В то же время необходимо четко определить, на что исполнительные службы имеют право, а на что нет.
В случае нарушений необходимо правильно составить претензию и направить ее на рассмотрение в соответствующие государственные органы. Если все правила, включая сроки, соблюдены, ответ не заставит себя ждать.
Чтобы правильно подать жалобу на судебных приставов, не обязательно искать образец.
Заявление оформляется произвольно, достаточно следовать нескольким простым правилам:
- В заявлении должны быть указаны данные лица, против которого подается иск. Указывают имя и должность ответчика.
- Подавая жалобу на такое должностное лицо, стоит указать в мельчайших подробностях обстоятельства, при которых были нарушены права участников процесса.
- При подаче жалобы на судебного работника в прокуратуру необходимо предоставить письменные доказательства того, что противоправные действия действительно были совершены. Стоит также указать на нормативные акты, регулирующие незаконность этой деятельности.
- Предмет жалобы. Стоит указать, что вас не устраивает, например, грубое обращение должностных лиц.
- Фамилия, инициалы и место жительства лица, написавшего жалобу судебному исполнителю. Анонимные заявления не рассматриваются и результаты не сообщаются.
- Ваши требования (восстановить свои права, принятие конкретных мер наказания и т.п.).
- Физические лица могут не прикладывать к жалобе документы, подтверждающие нарушение закона. Но если они есть, это будет способствовать быстрому рассмотрению дела, без искажений и перекрученных фактов.
- Дата, подпись. Недописанные жалобы с отсутствием подписи не принимаются и тем более не рассматриваются.
Особо успешным считаются коллективные жалобы, т.к. отражают объективное мнение группы людей.
Что должна содержать жалоба?
Заявление об обжаловании бездействия судебного исполнителя можно направить в соответствующий орган несколькими способами:
- Лично.
- Через Интернет.
- По почте.
- Позвонить по номеру горячей линии ФССП, где вас проконсультируют по вопросу подачи заявления.
- Через представителя (при наличии документа, подтверждающего его полномочия).
Если человек решил подать жалобу самостоятельно, он должен сделать это в письменном виде.
Документ должен быть подготовлен в 2 экземплярах. Одна копия останется в органе власти, а другая будет возвращена заявителю. Лицо должно убедиться, что его копия заверена уведомлением о принятии. Если вместе с претензией отправляются дополнительные документы, необходимо заполнить приложение к описи.
Услуга описи предоставляемых документов доступна только в центральных почтовых отделениях.
Если человек отправляет жалобу по почте, она должна быть отправлена заказным письмом. Когда заявление будет получено, заявитель будет проинформирован об этом.
Стоит обратить внимание! Когда вы приняли решение отправить жалобу через Интернет, необходимо использовать стандартный шаблон. Удаленный доступ экономит время. Однако гарантия получения ответа на жалобу в этой ситуации ниже. Поэтому эксперты советуют выбирать другие способы подачи заявления.
Когда нужно подать заявление, чтобы его рассмотрели?
Претензия на судебного работника должна быть подана в соответствующее государственное учреждение в течение 10 дней. Началом отсчета срока считается дата получения информации о нарушении. По окончании обозначенного срока заявление не будет принята. Однако срок может быть продлен, если человек не подал заявление вовремя по уважительной причине.
Период рассмотрения жалобы на судебного исполнителя не должен превышать 10 дней. По истечении срока государственный орган должен сообщить результат в письменном виде. Официальное лицо, занимающееся рассмотрением заявления, может признать претензию обоснованной и пресечь допущенные нарушения исполнителя или отказать в выполнении просьб заявителя.
Заявка, поданная через Интернет, рассматривается 30 дней. В эти же сроки осуществляется и прокурорская проверка.
Из-за чего в рассмотрении жалобы может быть отказано?
Рассмотрев вашу претензию, высшее руководство может сделать следующие выводы:
- Признать жалобу правомерной и приостановить действия исполнителя. Иногда судебного пристава привлекают к дисциплинарной или административной ответственности.
- Заявление признается не весомым, поскольку предоставленные доказательства либо недостаточны, либо ошибочны.
Закон не всегда на стороне жертвы. Если должностные лица, занимающиеся рассмотрением дела, решат, что жалоба на судебного исполнителя является клеветой, то в дальнейшем разбирательстве будет отказано.
Другими причинами, способствующими отказу, являются следующие ситуации:
- Неправильно составленное заявление на действия судебного исполнителя.
- Недовольство взысканием исполнительного сбора или наложением штрафа.
- Суд уже принял решение по делу с аналогичными обстоятельствами.
- Если потерпевшая сторона не соблюла сроки подачи жалобы.
- Сотрудник службы, совершивший правонарушение, не является сотрудником исполняющей службы.
- В письме была использована нецензурная лексика.
Если в рассмотрении заявления было отказано, выносится постановление не более чем через 3 дня после получения жалобы.
Получив отказ, попробуйте перенаправить жалобу в другие инстанции.
Помните, при защите своих прав все законные методы хороши.
Что входит в обязанности судебного пристава?
Чтобы подавать жалобу на действие или бездействие судебного пристава, прежде всего, нужно изучить что входит в его полномочия. Руководствуясь законом, выделяют следующие обязанности:
- Полное и правильное осуществление мер, указанных в исполнительном документе.
- Розыск должника, в том числе межгосударственный.
- Отыскивание имущества неплательщика.
- Ареста имущества и его изъятие.
- Арест счетов и финансов лица.
- Реализация изъятого имущества для погашения долгов.
- Предусмотренный судебным актом обыск ответчика.
- При обнаружения признаков преступления составлять заявление.
- Обработка личных данных.
- Обработка заявлений о ходатайстве.
- Предоставлять участникам исполнительного производства материалы их дела для ознакомления.
А что можно считать бездействием?
Отсутствие мер по ускорению выплат долга коллектору принимается как бездействие. Но игнорирование решение суда в течение 2 месяцев не означает, что судебный исполнитель ничего не сделал. Во-первых, вам нужно изучитьисторию исполнительного производства. Пристав можетсвязаться с подрядчиком, предоставить дополнительную информацию о должнике (контакты, адреса) и запросить информацию о проделанной работе.
Известить о принудительном взыскании судебный работник обязан течение 3 дней до непосредственного взыскания по решению суда. Если все правила соблюдены, а судебный исполнитель не начал розыск должника и не взыскал с него надлежащую сумму, заявитель может составить претензию.
Бездействие судебного исполнителя выражается следующим образом:
- Пристав не наведывается к должнику для описи его имущества.
-
Имущество не изымается и не передается на реализацию.
-
Исполнитель не занимается розыском должника.
-
Место работы неплательщика также неизвестно.
-
Принял деньги в счет погашения долга, но не передал взыскателю.
-
Должнику своевременно не было передано извещение о начале исполнительного производства.
Безделье также может выражаться в несовершени в установленный срок (2 месяца) всех необходимых мер для полного и своевременного исполнения предписанных в исполнительном листе мер.
На какие действия вы вправе подать жалобу?
Наиболее частыми причинами недовольства граждан являются следующие действия:
- Невыполнение исполнительных действий по удовлетворению требований взыскателя в продолжительный период (промедление).
-
Совершение действий, которые прямо нарушают права и обязанности граждан.
-
Неполнота исполнительных действий, проводимых по конкретным исполнительным производствам.
-
Вымогательство и шантаж, требование взятки.
-
Наложение ареста на вещи первой необходимости, том числе единственного жилья.
Кроме того, в деятельности судебных приставов имеют место следующие факты нарушений исполнительного производства:
- Нарушение правил наложения ареста на имущество.
-
Не всегда выносится из регистрационных органов информация об имущественном положении должника.
-
Несвоевременная оценка и реализация имущества.
-
Необоснованное вынесение решений об окончании исполнительных производств на основании актов о невозможности взыскания, об отсутствии имущества.
-
Неэффективность розыска должника и его имущества.
-
Непроведение проверок наличия имущества по расположению должника.
В судебной практике известны случаи, когда приставы по ошибке производили взыскание с различных социальных выплат, например, с пенсии по случаю потери кормильца или пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей. Такие действия запрещены законодательством РФ.
Должнику в случае нарушения его права со стороны органов принудительного исполнения, необходимо вовремя предпринять грамотные действия для обжалования деятельности судебного пристава. Такие действия не влекут за собой процесса затягивания исполнительного производства, а представляют собой мероприятия по восстановлению нарушенных прав.
Кто может пожаловаться на пристава?
Подать заявление на обжалование нарушений своих прав и свобод могут следующие лица:
- Стороны исполнительного процесса: должник, взыскатель и т.д.
- Все физические и юридические лица: работодатели, сотрудники, компании, чьи права подверглись неправомерному нарушению.
Что будет после подачи жалобы?
Бывают случаи, когда судебный исполнитель уходит, не добившись прогресса. Тогда вы должны сами защищать свои права и отстаивать свои интересы, обратившись в вышестоящие инстанции.
Порядок действий судебного исполнителя может различаться в зависимости от государственного органа, в который обратилось лицо с заявлением.
- Суд. Суд может помочь восстановить нарушенные права. После получения жалобы суд созывает слушание. На этой встрече стороны высказывают свои мнения. На основании полученных данных государственный орган принимает решение.
- Управление ССП. Если человек уверен, что исполнитель судебного решения нарушил его права, необходимо начать восстановление справедливости с обращения в вышестоящие инстанции. Для этого вам необходимо посетить отделение ССП. Там же вы можете получить образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя.
- Если жалоба на судебных приставов подана в прокуратуру, образец можно получить во время визита в отделение государственного органа. Процедура расследования обстоятельств инцидента длится 30 дней. В течение этого времени он тщательно изучает все нюансы дела. Орган власти может:
-
Вынести предупреждение.
-
Предъявить свои требования в ходе судебного разбирательства.
-
Аннулировать решение, принятое подрядчиком.
Если должностное лицо признает, что заявление в прокуратуру на судебного пристава было обоснованным, принимается решение о восстановлении прав потерпевшего. Все последствия несправедливых действий судебного исполнителя будут устранены в течение 30 дней. Могут быть предприняты следующие меры:
- Частичная или полная отмена постановления, вынесенного ранее.
- Обязательство должностного лица принять новое законное решение.
- Признать действия (бездействия) пристава неправомерными и принять меры для устранения нарушений.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) судебных приставов, подлежит возмещению в полном объеме. Поскольку судебный пристав-исполнитель является федеральным служащим, вред возмещается за счет казны РФ. Таким образом, гражданскую ответственность несет не сам судебный пристав непосредственно, а ФССП России, являющаяся юридическим лицом и осуществляющая функции главного распорядителя средств федерального бюджета. Однако, позже суммы, выплаченные в качестве возмещения вреда, могут быть взысканы полностью или в части с судебного пристава в рамках материальной ответственности.
Когда и как останавливается исполнительное производство?
Приостановить исполнительное производство главный пристав может в том случае, если в жалобе заявлены следующие нарушения:
- Произошло незаконное взыскание средств: с материнского капитала, минимальной зарплаты, с компенсаций, льгот и т.д.
- Взыскание на имущество и доходы, которые являются минимальным имуществом, необходимым для существования задолжавшего лица и его семьи.
- Гражданина не уведомили о начале исполнительного производства и принудительном взыскании имущества и не предоставили время на добровольное погашение долга.
- Лицо ошибочно было назначено должником по исполнительному производству (путаница может возникать с однофамильцами и лицами с одинаковыми личными данными).
Следует также учесть следующее:
- Такая жалоба должна содержать приложения в подтверждение доводов заявителя (исключением является последнее основание).
-
При подачи заявления податчику необходимо указать, что он требует остановки производства.
-
Срок, в который приостановится исполнительное производство, не превышает срока рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности.
Не рекомендуется подавать жалобы снова и снова, преследуя цель растянуть судебное производство. Сейчас можно найти более действенные решения, например, объявление о банкротстве.
Почему ФСПП может отказать в приеме жалобы?
Сотрудники службы приставов должны принимать исходящие от граждан жалобы. Но есть обстоятельства, при которых вам могут отказать:
- Если обжалуются исход оценки имущества оценщиком.
- При составлении ходатайства были допущены ошибки.
- Подошел к концу срок для подачи жалобы.
- Аналогичное ходатайство уже было принято.
Отказ в принятии жалобы можно также обжаловать, если вы уверены, что она была составлена верно, по форме. Обжаловать отказ можно в течение трех дней со дня поступления.
Как отозвать поданное ходатайство?
Судебные процессы – стресс для любого человека. И бывает, что поданная на эмоциях жалоба не соответствует действительности или наоборот, вопрос разрешился мирным путем. Отказаться от ходатайства имеет право любой гражданин до его судебного решения. Для этого нужно составить новое заявление.
Отзыв составляется в свободной форме, особых требований не имеется. В то же время, отказ должен быть четко и понятно сформулирован. Необходимо указать причины отзыва жалобы.
Суд должен ознакомиться с отказом от ходатайства и принять соответствующее решение о возврате.
Как должна выглядеть жалоба для подачи в прокуратуру?
Не все лица хотят разбираться с нарушениями в порядке подчиненности. Многие уверены, что правомерного наказания можно добиться только подав жалобу в суд или органы прокуратуры. Такой вывод нельзя назвать полностью верным, но в любом случае каждый гражданин имеет право обратиться в указанные инстанции.
Сотрудники прокуратуры обязательно отреагируют на поступающие жалобы и могут предпринять следующие действия:
- Разрешение жалобы.
-
Передача жалобы на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры.
-
Жалоба остается неразрешенной.
-
Перенаправление жалобы в другие госорганы.
-
Приобщение к поданному ранее обращению.
Жалоба также может быть не рассмотрена и возвращена подавшему лицу. Это может произойти по таким причинам:
- Жалоба составлена неправильно.
-
Текст неразборчив.
-
Присутствуют нецензурные выражения, брань.
-
Суть жалобы не связана с законодательством России.
Проигнорировать правильно составленное заявление у сотрудников прокуратуры не выйдет.
Решение прокуратуры также не является окончательным и в случае неудовлетворения гражданин может обратиться в суд.
Как составить иск, чтобы его точно рассмотрели?
Жалоба должна быть четкой, емкой, чтобы было понятно, какие именно нарушения допустил судебный сотрудник. Общий вид иска должен содержать следующую информацию:
- Наименование места, куда подается иск.
- Личные данные подателя (для юридических лиц указать наименование организации и адрес).
- Реквизиты исполнительного производства.
- Данные сотрудника, который нарушил ваши права (обязательно указать занимаемую должность).
- Какие именно неправомерные действия и нарушения были совершены.
- Чего именно вы хотите добиться, ваши требования по восстановлению прав.
- При наличии доказательств нарушений их следует приложить к заявлению.
- Дата, подпись, перечисление приложенных документов.
Если ходатайство будет составлено правильно и соответствовать всем нормам, то отказать в рассмотрении заявления вам не смогут.
Какие требования вы можете запрашивать?
После указания причины жалобы и возникших нарушений в ходе дела необходимо выразить требования по решению проблемы, чтобы было понятно, какова цель вашей жалобы.
Вы можете потребовать признание неправомерности действий судебного сотрудника и обозначить меры, которые, по вашему мнению, нужно принять для устранения правонарушения. Предложенные меры должны быть в рамках закона и компетенции вышестоящих органов, которые будут принимать решение по делу.
Главный пристав может и сам определить необходимые меры, которые на его взгляд будут уместны (чаще всего дисциплинарные). Но если вы имеете четкие требования, то их необходимо указать. Вы можете потребовать, например, отстранить пристава, возместить ущерб (если он был причинен), окончить исполнительное производство и т.д.
Сколько стоит подать иск?
Госпошлина за подачу жалобы в суд о действии (бездействии) судебного пристава не предусмотрена – это абсолютно бесплатно. Подача административного иска производится безвозмездно.
Можно ли подать жалобу через Госуслуги?
Портал Госуслуги предусматривает в себе и такую функцию. Благодаря специальному сервису службы судебных приставов вы сможете подать жалобу онлайн, следуя следующей инструкции:
- Перейти на страницу сервиса и осуществить вход по логину и паролю.
- Выбирать графу «Подать заявление».
- Обозначить вид заявления.
- Откроется новая страница, на которой нужно выбрать «Личное посещение ФССП».
- Понадобиться указать, кем подается заявление: лично истцом или его доверенным лицом.
- Выбрать соответствующую категорию: должник или взыскатель.
- Заполнить форму с личной информацией и подать заявление.
Личный контакт с приставами не понадобится – решение по вашему обращению будет направлено в ваш личный кабинет Госуслуг.
Нужна ли помощь юриста для подачи жалобы?
Подача заявления на неправомерные действия судебных исполнителей только на первый взгляд может показаться легкой процедурой. На самом деле в законе имеется много пробелов и лазеек, которыми способны воспользоваться сотрудники ФССП для завершения дела в свою пользу. Поэтому помощь адвоката лишней точно не будет.
Поводами для обращения к услугам юриста могут стать:
- Отсутствие продвижения в исполнительном производстве.
- Некорректная оценка имущества при наложении ареста.
- Нарушение прав лица при аресте банковских счетов и финансовых поступлений.
- Необоснованный запрет на выезд из страны или на управление автомобилем.
- Когда должник не был извещен о начале судебного производства.
- Не был выделен срок на добровольное закрытие долгов.
При своевременном и правильном обжаловании нарушения можно пресечь. Правовая неосведомленность может значительно увеличить срок решения проблемы и усугубить внутренние переживания.
Какие обязанности берет на себя юрист?
- Сбор необходимых для дела документов.
- Помощь в правильном составлении заявления.
- Консультация о том, куда стоит обратиться и какие инстанции подходят для решения вашей проблемы.
- Подача заявления главному приставу, в прокуратуру, суд. Жалоба может подаваться на любого сотрудника и в несколько инстанций одновременно.
- Представительство ваших интересов в суде и ведение дела до положительного исхода.
До подачи жалобы юристы обычно рекомендуют предпринять такие меры:
- Собрать исчерпывающие доказательства действия или бездействий пристава, которые вы считаете неправомерными.
- Убедиться, что ваша жалоба является законной, то есть что нарушения пристава в самом деле нарушили закон.
- Правильно составить ходатайство в соответствии со всеми нормами. Образец заявления можно найти в свободном доступе в Интернете или же обратиться к юристу, который сам займется составлением заявления.
Услуги юриста могут быть необходимы для должников, так как их сторона изначально рассматривается как виновная и самостоятельно успеха добиться будет очень тяжело.
Кто занимается контролем приставов?
Факт соблюдения приставами законодательства контролирует прокуратура. Она же и проверит при обращении справедливость вашего заявления, а также полноту использования главных приставов своих полномочий по надзору за работой приставов.
ФССП России подвластна Министерству юстиции РФ.
Основные моменты, которые нужно учитывать при составлении претензии на пристава:
- Вы можете подать заявление на обжалование действий сотрудника в течение 10 дней со дня происшествия.
- Заявление может подаваться сразу в несколько инстанций.
- Правильно составленное заявление – залог успеха.
- На добровольное исполнение судебных требований дается 5 дней. После начинаются исполнительные действия.
- Вы можете обжаловать постановление, если посчитаете нужным.
- Прежде чем подавать заявление изучите права и обязанности пристава, чтобы не было оплошностей.
- Ходатайство можно отменить, написав новое заявление, но только если суд еще не принял его в рассмотрение.
- Производство не остановится, если иск признают необоснованным и не одобрят.
- Процесс обжалования лучше начинать с подачи жалобы на вышестоящего сотрудника — идти сразу в суд не обязательно.
- Чтобы быть уверенным в результате, лучше поручить дело опытному юристу, который представит ваши интересы. В этом случае необходимо приложить документы, подтверждающие его полномочии (доверенность) и копию документа, удостоверяющего личность.
- Лично подавать жалобу не обязательно – это можно сделать онлайн через Госуслуги или сайт ФССП.
Если вы столкнулись с неправомерными действиями пристава, хамством, затягиванием производства, несвоевременным выполнением обязанностей, то не игнорируйте нарушения, отстаивайте свои законные права.
Если у вас возникли проблемы с судебными приставами получить юридическую п?
К сожалению, не всегда служба судебных приставов исполняет судебные решения столь быстро, эффективно и правомерно, как хотелось бы — по разным причинам. Баланс прав и интересов должника и взыскателя может оказаться несоблюденным вследствие неправильных действий пристава, в том числе — принятия незаконного постановления, акта и т.д.
Возможностей обжалования действий/бездействия пристава несколько. Можно подать жалобу:
- в порядке подчинения (т.е. вышестоящему судебному приставу),
- в прокуратуру или обратиться в суд (ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах» № 118-ФЗ от 21.07.1997).
Что такое жалоба в порядке подчиненности?
Универсальный способ, наиболее быстрый и целесообразный для того, чтобы высказать недовольство текущими и организационными вопросами деятельности пристава, когда еще никаких серьезных нарушений не произошло, и глобальных последствий (таких, как причинение ущерба, невозможность дальнейшего исполнения решения суда) не наступило. Например, пристав необоснованно медлит с осуществлением исполнительского действия, и исправить это можно буквально в течение нескольких дней.
Это жалоба непосредственному руководителю пристава, вышестоящему лицу.
На рядового пристава-исполнителя можно пожаловаться старшему приставу отдела, на старшего пристава — главному судебному приставу субъекта РФ, далее — главному судебному приставу РФ. ( ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007).
Как правильно подать жалобу?
Такая жалоба может быть подана в течение 10 дней после того, как приставом совершено действие, кажущееся вам неправомерным, или после того как обнаружилось неправомерное бездействие. В ней следует указать все данные как пристава, так и лица, подающего жалобу, описать, что именно кажется Вам неправильным и почему (желательно сослаться на нормы закона), указать свои требования, т.е. в чем вы видите возможный выход из ситуации: совершение приставом действия, отмена постановления и тп. Впрочем, можно указать и просто требование провести служебную проверку в отношении указанных действий пристава.
Как быстро рассмотрят жалобу?
Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней, и если она будет признана обоснованной, то в решении по жалобе будет указано на отмену незаконного постановления пристава, обязание его совершить определенные действия, или на принятие иных мер для устранения допущенных нарушений. Дополнительно пристав может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Подача жалобы в прокуратуру
Также жалобу на пристава можно написать и в прокуратуру. К полномочиям прокуратуры относится, в том числе, контроль и надзор за соблюдением приставами законодательства.
Прокуратура проверит как обоснованность доводов, изложенных в жалобе, так и использование вышестоящими приставами своих полномочий по контролю за действиями приставов.
Предполагается, что первоначально меры по жалобе должен принять вышестоящий пристав, поэтому если вышеописанная жалоба в порядке подчиненности не подалась вообще, то и прокуратура ее рассматривать не будет, а направит на рассмотрение вышестоящему приставу (Указание Генпрокуратуры России от 12.05.2009 № 3155/7).
Подача жалобы в суд
Постановления, действия и бездействия пристава можно обжаловать в суде.
Рассмотрение дела в суде — процесс более долгий и сложный. В отличие от предыдущих двух способов пожаловаться, судебное обжалование требует от заявителя гораздо более активного участия: предоставление доказательств, обоснование своей позиции, присутствия в судебных заседаниях. Поэтому обращаться в суд правильнее при серьезных нарушениях, повлекших значительные последствия. Например, если взыскателю или должнику неправомерными действиями пристава был причинен ущерб, то судебное решение может предусматривать компенсацию ущерба из государственного бюджета. Ни решением вышестоящего пристава, ни прокурора этого сделать нельзя.
Жалобы на приставов, затрагивающие интересы и права в сфере предпринимательской деятельности; дела, связанные с исполнением исполнительных документов, выданных арбитражными судами, а также некоторые другие дела согласно АПК РФ и федеральному закону «Об исполнительном производстве», рассматриваются арбитражными судами (арбитражным судом субъекта РФ). Все остальные категории дел об оспаривании деятельности приставов относятся к компетенции судов общей юрисдикции (районного суда). Заявление подается суд по месту нахождения судебного пристава, и рассматривается по правилам соответствующих глав ГПК РФ или АПК РФ.
Жалоба на судебного пристава
В сферу обязанностей судебных приставов входит обеспечение порядка деятельности судов и принудительное исполнение их решений. Но иногда совершенные или несовершенные ими действия могут иметь признаки правонарушения. Законодательство предусмотрело такие случаи и наделило граждан правомочиями в допустимых границах противостоять неправомерным деяниям приставов. Сделать это можно в порядке обжалования. Но без соблюдения регламента, достаточно строгого в некоторых вопросах, добиться справедливости не удастся.
Куда и когда жаловаться
В системе государственных органов существует несколько инстанций, к которым можно обратиться с жалобой на судебных приставов. И каждая из них воздействует на нарушителя и на ситуацию в целом в рамках своей компетенции:
- Вышестоящие должностные лица. Оказывают прямое и непосредственное влияние на своих подчинённых, отменяет и выносит новые постановления.
- Министерство юстиции. Контролирует и координирует деятельность Федеральной службы судебных приставов (ФССП).
- Прокуратура. Осуществляет надзор за соблюдением закона государственным органом исполнительной власти.
- Суд. Принимает решения по гражданским, административным, уголовным делам и экономическим спорам, призывает приставов к адекватной материальной и правовой ответственности.
Важно! Заявление о правонарушении можно направить только в течение 10 дней с даты, когда приставом было принято неправомерное постановление, совершено действие или правонарушение, связанное с бездействием. Началом течения данного срока может стать и момент, когда сторона исполнительного производства или другое заинтересованное лицо узнало о нарушении собственных прав
При несоблюдении установленного временного промежутка жалоба может быть отклонена. Заявитель в таких случаях праве подать ходатайство о его восстановлении, но удовлетворено оно будет только при наличии веских оснований для пропуска.
В порядке подчинённости
Судебные приставы состоят на службе в государственном органе исполнительной власти — ФССП России, в структуру которого входят:
- 17 подразделений центрального аппарата;
- управления в субъектах (УССП);
- структурные подразделения территориальных органов — районные, межрайонные и специализированные отделы (ОСП).
Обжалование правонарушения судебного пристава в порядке подчинённости имеет свою установленную законом последовательность:
- Жалоба на неправомерное деяние/постановление пристава, которое было совершено без предварительного согласования с вышестоящим должностным лицом, рассматривается старшим судебным приставом.
- Постановление старшего пристава, утвержденный им акт подчинённого и нарушение заместителя руководителя управления службы судебных приставов может быть оспорено через главное должностное лицо УССП.
- Противоправное деяние (бездействие) старшего пристава, находящегося на службе в подразделении центрального аппарата ФССП, и совершенное по его утверждению нарушение подчинённого правомочен устранить заместитель главного пристава РФ.
- Нарушения руководителя УССП и заместителя директора ФССП обжалуются у главного пристава страны — руководителя Федеральной службы судебных приставов.
Подать заявление о неправомерном действии/бездействии/постановлении можно как вышестоящему должностному лицу, так и непосредственно нарушителю, который в трёхдневный срок обязан передать обращение по назначению.
Если жалоба по ошибке будет направлена некомпетентному в этих вопросах служащему, она должна быть передана полномочному лицу в течении трёх дней с момента поступления по несоответствующему адресу.
Как составить
При составлении жалобы в порядке подчинённости важно руководствоваться ст. 124 Федерального закона № 229-ФЗ, утверждающей форму и содержание заявления.
Обращение излагается в письменной форме и в обязательном порядке содержит личную подпись заявителя либо его доверенного лица. В последнем случае при подаче к жалобе прилагается документ (удостоверенная копия), подтверждающий правомочия представителя. Это может быть один из следующих актов:
- нотариально удостоверенная доверенность;
- паспорт родителя несовершеннолетнего и свидетельство о рождении последнего;
- решение органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченно дееспособного заявителя.
Иные документы, включая те, которые могут быть полезны для установления правонарушения, предъявляются заявителем только по требованию должностного лица, рассматривающего обращение. Как правило, срок подачи значимых бумаг не превышает 10 дней и на это время производство по жалобе приостанавливается.
В само заявление необходимо вписать следующие сведения:
- ФИО и должность пристава, нарушившего закон.
- ФИО физического или наименование юридического лица, заявляющего о свершившемся правонарушении, адрес пребывания или местонахождения.
- Суть произошедшего (причины подачи жалобы).
- Четко сформулированные и обоснованные требования заявителя.
Образец жалобы, составленной на имя старшего судебного пристава.
Как подать
Направить жалобу на должностного лица ФССП можно следующими способами:
- Подать лично.
- По телефону.
- По факсу.
- Почтовой связью.
- Через личный кабинет стороны исполнительного производства.
- Через интернет-приемную.
Начинать обжалование пристава территориального органа ФССП следует с места его службы — районного, межрайонного отдела или управления в субъекте. Попасть на личный прием к должностному лицу местного подразделения можно по предварительной записи. Сделать это удобно через специальный сервис на официальном портале ФССП.
Запись предоставляется:
- в пределах ближайших 30-ти дней;
- единожды на одну дату, если предметом обращения является один вопрос;
- несколько раз на один или несколько дней, если у заявителя имеется несколько вопросов;
- при условии заполнения всех обязательных полей электронной формы корректной, достоверной информацией;
- только на свободное число, которое к моменту оформления подтверждающего талона может быть уже занято другим пользователем (в случае одновременного заполнения формы записи).
Чтобы записаться на приём, нужно перейти по ссылке http://fssprus.ru/fssponline/ и внизу страницы отметить свое согласие с условиями получения услуги. После этого перед пользователем сервиса откроется электронная форма, в которую необходимо будет вписать или выбрать из предложенных следующие данные:
- регион;
- производилось ли рассмотрение данного вопроса ранее; *
- территориальный орган ФССП, в который осуществляется запись;
- ФИО и должность сотрудника, компетентного в урегулировании правонарушения;
- причина обращения (факты коррупции должностных лиц ФССП России, ненадлежащее поведение служащих, неправомерное действие/бездействие судебных приставов-дознавателей или др.);
- личные данные заявителя (СНИЛС, ФИО, дата рождения);
- контактная информация (телефон, имейл);
- адрес официальной регистрации и, отдельно, пребывания (если они отличаются);
- суть проблемы, которая будет рассматриваться на приеме;
- номер неправомерного исполнительного производства;
- желаемую дату приема (можно выбрать из календаря или воспользоваться опцией «Запись на ближайшее время»).
*— если да, то дополнительно необходимо указать:
- дату предыдущего обращения;
- регион;
- территориальное структурное подразделение;
- должность пристава, производившего рассмотрение жалобы.
Следующей ступенью обжалования станет обращение к начальникам структурных подразделений центрального аппарата службы. Они принимают граждан согласно графику, который представлен к ознакомлению по ссылке http://fssprus.ru/2304993/.
Чтобы попасть к ним на приём, необходима предварительная запись, которая осуществляется по телефону +7 (495) 620-64-74. После этого, в назначенную дату заявитель приходит по адресу центрального аппарата — 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, дом 16/5, стр.1 (Управление по исполнению особо важных исполнительных производств — Москва, Газетный переулок, д. 7, стр. 1).
Внимание! Начальники подразделений центрального аппарата ФССП рассматривают жалобы только после предъявления заявителем письменного ответа руководителя УССП, данного им по рассматриваемому вопросу ранее.
Пожаловаться директору ФССП России и его заместителям можно по адресу центрального аппарата, в соответствии с графиком, установленным на определенный промежуток времени (см. http://fssprus.ru/2304992/), по предварительной записи — +7 (495) 620-64-74.
По телефону, факсу, почте
Для сообщения о фактах коррупции судебных приставов и иных должностных лиц ФССП существует «телефон доверия» центрального аппарата службы — +7 (495) 620-65-97. Звонки на него в пределах России принимаются круглосуточно. Территориальными органами также предусмотрены «телефоны доверия» (номера их представлены на официальных порталах УССП субъекта).
Письменная жалоба направляется:
- факсимильной связью +7 (495) 620 65 37;
- почтой по адресу территориального органа или центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов.
Важно! Адрес ЦА ФССП — 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, дом 16/5, стр.1, адреса территориальных подразделений представлены на их официальных сайтах.
Личный кабинет стороны исполнительного производства
Данный сервис функционирует на базе официального портала ЦА ФССП и позволяет участнику исполнительного производства обжаловать неправомерное действие/бездействие/постановление пристава в онлайн-режиме. Для этого ему потребуется войти в личный кабинет (https://lk.fssprus.ru/ds_cabinet/action/login) через авторизацию в ЕССИА* или посредством введения электронной подписи. После этого пользователь сервиса может приступить к составлению и подаче жалобы в электронном формате.
* — Единая система идентификации и аутентификации, регистрация и дальнейшая авторизация в которой производится на сайте https://www.gosuslugi.ru.
Интернет-приемная
Уведомить о правонарушении в системе ФССП граждане могут и без заведения личного кабинета, регистрации в ЕССИА и покупки электронной подписи. Для этого существует интернет-приемная, предлагающая пользователю заполнить электронную форму.
Чтобы получить к ней доступ, заявителю нужно:
- Перейти по ссылке http://fssprus.ru/form/.
- Прокрутить страницу вниз.
- Кликнуть по кнопке «Ознакомлен».
- Прокрутить страницу снова, до появления первого поля для заполнения.
С помощью интернет-приемной оспорить вынесенный приставом акт или противоправное деяние не удастся. Для этого необходимо соблюдение официального порядка личной подачи или специализированные средства идентификации. Но жалоба на ненадлежащее поведение служащего или подобные этому нарушения должна быть принята уполномоченным лицом и рассмотрена в течение 30 дней с момента регистрации. Результат направляется заявителю на указанный им имейл или почтовый адрес.
Согласно ст. 125 Федерального закона № 229-ФЗ, жалоба в порядке подчинённости может быть отклонена по следующим причинам:
- предметом обжалования является постановление о взыскании исполнительского сбора;
- несоблюдение регламента и формы подачи, отсутствие действий по устранению подобных нарушений;
- вопрос о возможном правонарушении уже был разрешен судом;
- нарушителем является лицо, не состоящее на службе в ФССП.
Уведомление об отклонении жалобы направляется автору в течение 3-х дней с момента ее поступления. И, если заявитель уверен в необоснованности отклонения, он вправе обжаловать его в судебном порядке.
В Министерство юстиции
В вопросы Министерства юстиции, согласно Указу Президента РФ № 1313 от 13.10.2004 г., входит координация и контроль деятельности Федеральной службы судебных приставов.
Подать в Минюст жалобу на должностное лицо ФССП можно:
- Почтой или привезти самостоятельно по адресу — 119991, ГСП-1, г. Москва, ул. Житная, д. 14.
- По факсу — +7 (495) 955-57-79.
- Через посещение приемной Министерства в рабочие часы* по адресу — Москва, улица Житная, дом 14 (возле станции метро «Октябрьская»). Запись по телефону — +7 (495) 994-93-55.
- На встрече с руководством Минюста. С графиком из работы можно ознакомится по ссылке — http://minjust.ru/request/schedule. Действует предварительная запись — +7 (495) 994-93-55.
- В электронном виде через сервис http://minjust.ru/ru/electronic-appeal. Нужно выбрать предпочтительный вариант отправки и заполнить соответствующую форму онлайн.
* — график работы приемной: с понедельника по четверг — 10:00–12:00 и 14:00–17:00, пятница — 10:00–12:00, 13:00–15:00.
Обращение в Министерство юстиции является дополнительным средством обжалования правонарушения приставов и не отменяет подачу заявления в порядке подчинённости и в другие, приведенные ниже инстанции.
В прокуратуру
Орган государственного надзора обладает прямыми полномочиями:
- рассматривать сообщения о нарушении судебными приставами действующего законодательства РФ;
- расследовать изложенные в заявлениях обстоятельства;
- возбуждать дела об административных правонарушениях;
- подавать представления в суд и другие органы, правомочные устранить данную проблему.
Первой инстанцией должна стать прокуратура, по уровню соответствующая обжалуемому должностному лицу. О противоправном деянии/постановлении приставов районных отделов сообщают в районный орган надзора, служащих УССП — в прокуратуру субъекта, руководителей подразделений центрального аппарата ФССП — в Генеральную прокуратуру РФ.
Местоположение и номер телефона территориального отдела или подразделения прокуратуры можно узнать на официальном интернет-портале прокуратуры субъекта (чтобы найти сайт управления по округу или субъекту нужно перейти по ссылке https://www.genproc.gov.ru/contacts/map/?DISTR=&SUBJ=).
Жалоба в Генеральную прокуратуру РФ подается:
- Лично по адресу — г. Москва, Благовещенский пер., д. 10. Запись на прием осуществляется по будням с 9:00 до 17:00 (в пятницу — до 15:45). Часы приема — с 9:00 до 18:00 (пн.–чт.), с 9:00 до 16:45 (пт.), с 13:00 до 13:45 — обеденный перерыв.
- Почтовым отправлением по адресу — ГСП-3, 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а.
- Через интернет-приемную — https://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/. Здесь можно составить и направить жалобу как в Генеральную прокуратуру РФ, так и в ее территориальное подразделение в субъекте. От заявителя потребуется заполнить электронную форму и, по возможности, прикрепить к обращению файлы с актуальными документами и материалами.
Образец письменной жалобы в прокуратуру:
Дополнительные вопросы по обращениям в Генеральную прокуратуру задаются по телефону — +7 (495) 987-56-56.
В суд
В суде оспариваются постановления должностного лица ФССП, его действия или бездействие, противоречащие действующему законодательству и Конституции РФ. Компетентными в этом случае могут быть арбитражные суды и суды общей юрисдикции.
Жалоба в арбитражный суд подаётся в следующих случаях:
- приставом исполняется акт, вынесенный арбитражным органов правосудия;
- предметом обжалования являются акты о взыскании денежных средств либо призвании к административной ответственности юридических лиц или ИП;
- исполняется постановление о взыскании исполнительского сбора или средств, затраченных на совершение исполнительных действий, с юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Заявление об оспаривании правонарушений другого рода следует направлять в суд общей юрисдикции — районный, областной (верховный в республике и т. п.), Судебную коллегию Верховного суда РФ (в зависимости от уровня пристава-нарушителя и степени запущенности проблемы).
Образец заявления в суд:
Рассмотрение
Результатом рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчинения, становится:
- полная или частичная отмена оспариваемого постановления;
- отмена акта и обязание выдавшего его должностного лица принять новый;
- отмена и вынесение нового постановления;
- признание обжалуемого деяния (бездействия) противоправным, его прекращение и устранение последствий;
- призвание нарушителя к дисциплинарной ответственности.
При удовлетворении жалобы судом или прокуратурой пристав призывается к административной или иной ответственности, адекватной совершенному правонарушению. Также заявитель вправе рассчитывать на возмещение расходов, которые понес вследствие оспоренного акта, или компенсацию морального вреда.
Видео: судебный пристав попался на взятке
Законодательная база
В борьбе с незаконной деятельностью судебных приставов рекомендуется обратить внимание на положения следующих нормативно-правовых актов:
- ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ.
- ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
- Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации.
- «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
- ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ.
Электронные обращения
Перед написанием письма, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь со следующей информацией.
- В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
- Компетенция федеральных органов исполнительной власти закреплена в соответствующих нормативных правовых актах, с которыми Вы можете ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на их официальных сайтах, там же предусмотрена возможность подачи обращений.
- Для перехода на официальные сайты федеральных органов исполнительной власти Вы можете перейти по .
- Для ознакомления с компетенцией Минюста России перейдите по .
- Для направления обращения, касающегося компетенции территориальных органов Минюста России Вы можете перейти по .
- Консультативную помощь о компетенции Минюста России и территориальных органов Минюста России Вы можете получить по телефону (495) 994-93-55, попросив соединить с отделом по работе с обращениями граждан.
- Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.