Как правильно написать жалобу председателю верховного суда рф

Третья кассация – последний заход

Когда все стадии обжалования (первая инстанция, апелляция, кассация в окружном суде и жалоба в ВС РФ) пройдены, остается последний шанс. Шанс весьма и весьма условный, но бывают случаи, что он срабатывает.

Мало кто действительно понимает, что это такое – жалоба председателю ВС, что это за процесс и как это работает.

Письмо ли это или жалоба, как по-новому с этим работать и что именно делать? Разберем детально.

Юристы группы «Лигал Мил» внимательно отслеживают важные изменения в законодательстве и судебной практике, чтобы использовать в своей работе достоверную и свежую информацию.

Написание жалобы Председателю Верховного Суда

Основной причиной для отказа в принятия кассационной жалобы является ее несоответствие установленным на законодательном уровне нормам, форме и правилам. На практике часто встречаются ситуации, когда отказ в принятии заявлении является необоснованным. Действенным инструментом, который позволяет продолжить борьбу за решение судебного вопроса в пользу клиента является составление мотивированной и соответствующей всем формальным требованиям жалобы. На законодательном уровне нет никакого порядка для составления и подачи такой жалобы в Верховный Суд. Но этот факт не является существенной преградой для стороны в защите нарушенных прав.

На заметку! При отклонении кассационной жалобы Верховным судом, заявителю следует обратиться к Председателю. При этом требуется дополнительно (повторно) уплатить государственную пошлину (в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

Жаловаться можно тогда, когда по своей кассационной жалобе в ВС вы получили отказ в передаче жалобы на рассмотрение в заседании суда.

1) вы прошли первую ступень кассации (в АС МОк)

2) далее вы обратились во вторую ступень кассации (в ВС РФ)

3) вашу жалобу «отклонил» единолично судья ВС без передачи ее на рассмотрение

4) вот и пришло время жаловаться председателю ВС на отказное определение.

Как правильно обжаловать отказное определение ВС

Система рассмотрения кассационных жалоб построена таким образом, что перед тем, как заявление попадет судебной коллегии, она должна пройти стадию предварительной оценки обоснованности жалобы. На этом этапе ее может «завернуть» и не допустить к рассмотрению судья, рассматривающий обращение.

Во время предварительной стадии проверки, судья ВС изучает следующие факты:

  • Соблюдение сроков для подачи обращения.
  • Оформление документа.
  • Суть претензии, изложенной в обращении.

Если жалоба проходит эту проверку, считается, что половину своего пути до коллегии, она уже преодолела.

Далее, обращение изучает судья, который во время проверки может не усмотреть в заявлении оснований для пересмотра дела.

Отказ в принятии заявления к рассмотрению может быть вынесен по нескольким причинам:

  • Несоответствие поданной жалобы законодательным актам РФ.
  • Неправильно подсчитан срок давности для подачи жалобы.
  • Допущены ошибки в оформлении документа.

Следующий этап проверки полученной судом кассационной жалобы — изучение документа судьей.

На этом этапе отказ от передачи документа на рассмотрение коллегией может быть вынесен по следующим причинам:

  • Документ не соответствует правовым нормам.
  • Нарушения, заявленные в жалобе, не серьезны.
  • Нарушения, заявленные в документе, считаются серьезными, но не отражаются на исходе рассматриваемого дела.
  • Нарушения не искажают сути правосудия.

Во время рассмотрения полученной жалобы судебной коллегией, суд вправе вынести одно из следующих решений:

  • Не удовлетворить жалобу.
  • Удовлетворить ее частично.
  • Не рассматривать полученную жалобу и прекратить производство по делу.
  • Не рассматривать полученную жалобу.

Во всех вышеперечисленных случаях заявителю должно быть отправлено определение, где указывается причина отказа (как правило, очень кратко).

Если поданная в Верховный суд кассационная жалоба была возвращена с отказом о принятии к рассмотрению, то подавшее ее лицо получает на руки определение, в котором содержатся все причины для принятия такого решения. Копия документа предоставляется двумя способами:

  • При личном обращении человека в канцелярию суда.
  • Путем направления определения по почте на адрес регистрации заявителя, указанный в обращении.

Подготовка кассационной жалобы. Форма и содержание документа

Чтобы Председатель пересмотрел решение, важно, чтобы полученное им заявление соответствовало всем требованиям к такого рода документам. В частности, в этом документе должна содержаться следующая информация:

  • Данные об адресате.
  • Данные о заявителе, в том числе и контактные данные для уведомления о результатах рассмотрения.
  • Номер дела.
  • Описание обстоятельств дела со ссылками на нарушенные судами нормы права.
  • Доводы и аргументы, на основании которых заявитель передает жалобу на рассмотрение Председателя.
  • Перечень предлагающихся к заявлению документов.
  • Дата составления обращения и подпись заявителя.

Обратиться с заявлением к Председателю ВС можно двумя способами:

  • Передав его в канцелярию суда лично.
  • Направив документы по почте.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • Отклоненная кассационная жалоба.
  • Определение суда, в котором содержатся основания для отказа в рассмотрении жалобы.
  • Доказательства совершения судом неправомерных действий и нарушений.

При непредставлении вышеперечисленных документов, заявление не будет рассмотрено.

Срок подачи жалобы

Процедура кассационного обжалования в Верховном Суде РФ судебных актов по экономическим спорам предусматривает, что стороны в течение двух месяцев после вынесения судом округа постановления по делу могут обратиться с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ (ст. 291.1, ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ).

Судья Верховного Суда РФ в течение двух месяцев (трех – в случае истребования дела) изучает жалобу, после чего выносит либо определение о передаче дела для рассмотрения судебной коллегией ВС РФ, либо об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ).

Если в передаче дела для рассмотрения коллегией будет отказано, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с определением судьи, своим определением отменить его и передать дело для рассмотрения в коллегию (ч 8 ст. 291.6).

Конституционный Суд РФ разъяснил, что ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что «обращение заинтересованных лиц к Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителю с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и совершении этого процессуального действия возможно только в виде надлежащим образом оформленных кассационных жалобы, представления и в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование; при этом время рассмотрения кассационных жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении этого срока учитываться не должно».

Время рассмотрения этих жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении данного срока не учитывается (ст. 291.1, ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ, Постановление КС РФ от 12 июля 2018 г. N 31-П).

Если срок уже пропущен, заявители вправе ходатайствовать о восстановлении срока со ссылкой на установление сроков лишь Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.07.2018 (ст. 291.2, ст. 117 АПК РФ), содержание которого идет вразрез с применяемой ранее практикой и Верховного Суда РФ, и самого Конституционного Суда РФ (определения от 27.06.2017 № 1358-О, 1387-О, 1388-О, от 28.09.2017 № 2042-О).

Полномочия Председателя ВС РФ. Содержание просительной части жалобы

Председатель ВС – это самый верх судебной иерархии. Но именно в процессуальных рамках жалобы председателю он может только еще раз изучить жалобу, отменить определение нижестоящего судьи ВС и передать жалобу на рассмотрение в заседание. Сам вынести итоговое решение по жалобе, отменить или изменить решение он не может. Соответственно, просить его можно только об одном – «прошу передать кассационную жалобу на рассмотрение в заседание».

Кто именно читает жалобу председателю? Читать ее должен сам председатель или его заместитель. Тем не менее, для таких жалоб есть целый аппарат. И судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут. Подписывает ответ на жалобу заместитель председателя. Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».

Оплата госпошлины за подачи жалобы Председателю ВС РФ

В настоящее время, несмотря на отсутствие в Налоговом кодексе РФ прямой нормы, устанавливающей обязанность по уплате государственной пошлины, в силу того, что Конституционный Суд РФ приравнял по правовому статусу жалобу на определение судьи к кассационной жалобе, при подаче жалобы на определение судьи в Верховном Суде РФ требуют представления доказательств уплаты государственной пошлины за ее рассмотрение Председателем ВС РФ или его заместителем в размере, установленном за рассмотрение кассационной жалобы.


На сегодня эта публикация уже заработала 432,58 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Краткое содержание:

  1. Последний шанс
  2. Когда можно жаловаться председателю ВС?
  3. К какой процессуальной стадии относится жалоба председателю ВС?
  4. Что писать в жалобе председателю ВС?
  5. Какой срок подачи жалобы председателю ВС?
  6. Что может председатель ВС и о чем его просить?
  7. Кто ее вообще читает, эту жалобу председателю?
  8. Какой возможен ответ на жалобу?
  9. Что делать дальше?
  10. Как затрагивает жалобу председателю ВС реформа кассации – 2019?
  11. Обсуждение

Жалоба председателю Верховного суда: F.A.Q. (частые вопросы и ответы)

Последний шанс

Когда все стадии обжалования приговора пройдены, остается последний шанс.

Шанс довольно условный, но иногда и он срабатывает.

Не все точно понимают, что это такое – жалоба председателю ВС, что это за стадия и как ему вообще писать. Что это – письмо или жалоба, как новая реформа это затрагивает, что писать?

Разберем в формате F.A.Q. (частые вопросы и ответы).

Мы разбираем на примере уголовного дела, но логика применима и к гражданским делам.

Когда можно жаловаться председателю ВС?

Жаловаться можно тогда, когда по своей кассационной жалобе в ВС вы получили отказ в передаче жалобы на рассмотрение в заседание суда.

Иначе говоря, если разобраться пошагово:

1) вы прошли первую ступень кассации (сейчас это новый кассационный суд, а до октября 2019 года – Президиум областного суда);

2) далее вы обратились во вторую ступень кассации (Судебная коллегия ВС);

3) вашу жалобу «отфутболил» единолично судья ВС без передачи ее в заседание;

4) вот теперь уже можно жаловаться председателю ВС на этого судью (а вернее – на его отказное постановление).

К какой процессуальной стадии относится жалоба председателю ВС?

Есть понятные стадии – апелляция, кассация, надзор.

А жалоба Председателю вообще в рамках какой стадии происходит?

Стадия эта не самостоятельная – это не отдельная процессуальная ступень обжалования, она входит как составная часть в кассацию второй ступени (кассация в ВС) и в надзор.

Регулируется эта жалоба председателю ВС теми же нормами УПК о кассации и о надзоре. Собственно, вся эта стадия устанавливается только одним пунктом УПК (для кассации – ч. 5 ст. 401.10 УПК, которая говорит о том, что председатель вправе не согласиться с судьей ВС и все-таки передать жалобу в судебное заседание). Норма для надзора аналогичная.

Проще говоря (на примере кассации), это всего лишь еще одна кассационная жалоба, если первую «отфутболили». Такая вторая попытка.

На первой ступени кассации (в новый кассационный суд) такой второй попытки нет (председателю кассационного суда пожаловаться нельзя), а вот на второй ступени (кассация в ВС) такая попытка есть (это и есть жалоба председателю ВС).

Кстати, в канцелярии ВС жалобу председателю ВС учитывают именно как кассационную жалобу. Поэтому иногда возникает непонимание, когда смотришь сайт ВС – почему по одному делу от одного человека столько жалоб и их не заворачивают (ведь есть запрет повторной жалобы)? Вот поэтому просто все учитывается, как кассационная жалоба.

Что писать в жалобе председателю ВС?

Подробнее этот момент рассматривается в другой статье.

Но, если кратко: полностью копировать предыдущую кассационную жалобу не стоит. Все-таки на этой стадии вы жалуетесь не на все нижестоящие суды «одним скопом», а на последнее постановление судьи ВС.

Общую логику доводов жалобы упрощенно можно выделить так – «судья ВС проигнорировал следующие существенные нарушения материального и процессуального права….При этом по аналогичным случаям практика ВС такие нарушения учитывает (привести примеры из практики)».

Доводы предыдущей жалобы нужно сильно сократить и изложить их кратко, «не размазывая».

Не пытайтесь задавить председателя всей массой несправедливости, которую Вы обнаружили по своему делу. Качество довода, его четкость и понятность – гораздо важнее совокупности «огромной кучи ошибок по всему делу».

В целом, рекомендации по составлению кассационной жалобы остаются те же. Смотрим подробнее советы по составлению в Особенностях кассационной жалобы.

Какой срок подачи жалобы председателю ВС?

В уголовном процессе никакого срока нет. Его в целом для кассации нет (разве что есть срок 1 год для жалоб в сторону ухудшения приговора). В сторону улучшения приговора для осужденного срока нет, можно не бояться опоздать.

В гражданском процессе ограничение по срокам есть – уложиться нужно в те же самые 3 месяца, которые даны для кассационной жалобы в Судебную коллегию ВС (ч. 3 ст. 390.7 УПК). В это срок не входит время, которое вашу жалобу «мурыжил» судья ВС, отказавший в передаче жалобы.

Что может председатель ВС и о чем его просить?

Председатель ВС – это самый «большой начальник» в судебной системе. Но именно в процессуальных рамках жалобы председателю (ч. 5 401.10 УПК) он может только еще раз изучить жалобу, сказать «дружок, ты не прав» нижестоящему судье ВС, который ранее жалобу «отфутболил», и передать жалобу на рассмотрение в заседание.

Сам вынести итоговое решение по жалобе, отменить или изменить приговор он не может.

Соответственно, просить его можно только об одном – «прошу передать кассационную жалобу на рассмотрение в заседание».

Кто ее вообще читает, эту жалобу председателю?

Строго по пункту закона (ч. 5 401.10 УПК) читать ее должен сам председатель или его зам.

Но страна-то огромная, понятно, что такой «большой босс» сам все читать не будет. Да и замы все ли жалобы читают, а тем более разбираются в них?

Конечно, для таких жалоб есть целый аппарат. Судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут.

Подписывает ответ на жалобу заместитель председателя.

Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».

Поэтому не стоит исходить из того, что там «понабрали студентов» и они массово штампуют отписки. Исходя из такой логики, смысла писать вообще нет (да как и вообще что-то обжаловать – получил приговор и сиди себе спокойно).

Позиция такого нигилизма* понятна и требует уважения (человек ведь не от каприза к такой позиции пришел, он столько порогов оббил перед тем, как в ней убедиться), но комментировать ее бессмысленно.

Какой возможен ответ на жалобу?

Если жалоба действительно грамотная и доводы не «притянуты за уши», то сработать может – тогда жалобу передадут в заседание. И, скорее всего, в заседание не Судебной коллегии ВС, а в заседание нижестоящего кассационного суда.

А если не сработало, то в ответ будет простое письмо. Даже не постановление – обжаловать будет нечего (да и некуда уже). Письмо будет небольшое, на несколько страниц – с простым содержанием «все доводы оценены, дело рассмотрено без нарушений, вина установлена, в жалобе отказать».

Что делать дальше?

Опять-таки строго по последовательной процедуре обжалования – это последняя ступенька в судебной системе.

Но варианты, возможно, еще есть. Правда, зависят они от конкретных обстоятельств дела, и не все из этих вариантов применимы к каждому делу.

Подробнее смотрим здесь.

Как затрагивает жалобу председателю ВС реформа кассации – 2019?

Напрямую не затрагивает.

Реформу кассации в вопросах и ответах смотрим здесь.

А также понятная и подробная статью коллеги, четко понимающего суть кассации.

Реформа кассации «перелопачивает» первую ступень кассации и, в некотором виде, апелляцию. А жалоба председателю находится на следующей, второй ступени кассации (кассация в ВС). Чисто технически касательно жалобы председателю в УПК меняются только номера и пункты статей, а суть и механизм остаются теми же.

Адвокат Александр Мельчаев

На чтение 11 мин Просмотров 3к. Опубликовано 15.01.2022

Для многих жалоба Председателю Верховного Суда РФ является последним шансом, жалобой в последнюю инстанцию, но для некоторых с этой точки только и начинается настоящая работа (но об этом позднее). В данном руководстве мы рассмотрим, как данную жалобу из практически пустой, безнадежной формальности превратить в средство правовой защиты, которое позволить пересмотреть судебное решение или приговор.

Предшествующее рассмотрение кассации:

Сразу нужно оговориться, что есть две исключительно важных, безусловных составляющих, которые должны быть соблюдены ещё до того, как Вам в голову пришла мысль написать жалобу Председателю Верховного Суда РФ:

Первое – это сроки. Время в судебном процессе, очень сильно недооцененный фактор, всё нужно делать своевременно, от стадии к стадии ваши процессуальные возможности существенно сужаются и на каждую стадии отводиться своё, отведенное процессуальным законом время. И только по уголовным делам, кассационная жалоба в Верховный Суд и жалоба Председателю ВС РФ не имеет сроков, по делам ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ эти сроки четко определены. И нужно серьезно относиться к соблюдению этих сроков, а если они пропущены, то уметь подтверждать уважительность причины пропуска сроков, и знать практику, позволяющую эти сроки восстанавливать.

Второе — это содержание кассационной жалобы, ранее направленной в Верховный Суд РФ и отклоненной судьей единолично. Если эта жалоба лишь повторяет доводы апелляции, касается вопросов факта или оценки судом доказательства, то и жалоба Председателю ВС РФ шансов иметь не будет. Речь в Вашей кассационной жалобе должна идти о существенных (существенных не для Вас, а с точки зрения практики ВС РФ) нарушениях, которые повлияли на судебное решение. Каждый довод в Вашей кассационной жалобе должен быть раскрыт именно с точки зрения этих двух аспектов. Сильных доводов к отмене судебного решения или приговора, не должно (да и не может) быть много. В целом для отмены обжалуемого судебного акта достаточно одного единственного, но полностью подходящего под вышеуказанные критерии довода, но на практике одним доводом мало кто ограничивается. И действительно судья вполне адекватно воспринимает жалобы в которых указано три – четыре значимых довода, но таких жалоб очень мало. Многие юристы и адвокаты действительно не делают различий между апелляционным и кассационным обжалованием, позволяя вставлять в кассационную жалобу доводы о существенных нарушениях без оценки того, как это повлияло или могло повлиять на вынесенное судебное решение, без учета практики Верховного Суда РФ, а то и просто приводят аргументы – заведомо не являющиеся предметом кассационного рассмотрения, пределы которого четко определены в законе. Порой кассационные жалобы содержат перечень из десяти, двадцати, а порой и более нарушений. Толку от такой жалобы – ноль, но зато душа юриста спокойна, он перечислил всё что мог и клиент не упрекнет его в том, что суд отклонил его жалобу из-за того, что он забыл указать какое либо из нарушений. Судье тоже разбирать такую жалобу несложно, на рассмотрение судебной коллегии она не будет передана, даже если среди десятка слабых «притянутых за уши» доводов будет пара значимых нарушений способных повлечь отмену приговора или судебного решения. Судье (на самом деле судебному аппарату) не нужно будет придумывать как «обойти» неудобный довод о вопиющем нарушении, искажающем суть правосудия, в проекте определения все слабые и неуместные доводы будут аргументированно и обоснованно отклонены, и заявителю или его юристу будет шаг за шагом разъяснена их неправота, и под этим ворохом объяснений будут похоронены «среди прочего» реально сильные доводы, на которые пришлось бы искать ответы если бы жалобы не была засорена средними и слабыми доводами.

Таким образом хорошая кассационная жалоба – это 1 — 2 сильных довода к отмене, либо изменению судебного акта и один довод, который невозможно рассмотреть без истребования материалов дела (истребование материалов дела значительно увеличивает шансы на успешное кассационное рассмотрения дела в Верховном Суде РФ, поэтому оформлению данного довода нужно уделить отдельное внимание, а также не следует прилагать к жалобе копии документов из дела в подтверждении данного довода, позволяющие рассмотреть его без истребования дела).

И так, если необходимые условия соблюдены и поданную Вами ранее кассационную жалобу можно считать «хорошей», то правильно оформленная жалоба Председателю ВС РФ дает шанс на пересмотр дела.

Название:

Наиболее правильное наименование для такой жалобы – «Жалоба на определение судьи Верховного Суда РФ». Также корректными могут считаться: «кассационная жалоба в порядке ч. 5 ст. 401.10 УПК РФ» — для уголовных дел, «кассационная жалоба в порядке ч. 4 ст. 390.7 ГПК РФ» — для гражданских дел, «кассационная жалоба в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ», «кассационная жалоба в порядке ч. 4 ст. 323 КАС РФ».

На сайте Верховного Суда РФ информация по жалобам Председателю ВС РФ отражается как информация по кассационной жалобе, с тем же номером, что и ранее отклонённая судьей Верховного Суда РФ кассационная жалоба.

Предмет обжалования:

Предметом обжалования является судебный акт об отказе передаче кассационной жалобы для судебного рассмотрения кассационной инстанции, вынесенный судьей Верховного Суда РФ единолично. И по итогам рассмотрения возможны всего два вида решений – либо определение судьи отменяется, и жалоба предается на кассационное рассмотрение в судебную коллегию Верховного Суда РФ, либо определение судьи ВС РФ остается без изменений. Никаких других видов решений не предусмотрено.

Рассмотрение:

По смыслу структуры кассационного обжалования, читать жалобу на определение судьи ВС РФ должен или сам Председатель ВС РФ или его заместитель. Но на самом деле, учитывая количество таких жалоб – физически это невозможно и для рассмотрения таких жалоб в Верховном Суде есть целый аппарат. Подписывает ответ на жалобу заместитель Председателя ВС РФ. При этом ответ Зампредседателя, приравнивается к ответу Председателя ВС РФ и Председателю ВС РФ уже не обжалуется.

Содержание:

Самый важный момент – это то, что в жалобу, адресованную Председателю Верховного Суда РФ, нельзя писать иные правовые основания, отличные от тех, которые указывались в кассационной жалобе. Смысл обращения сводиться к несогласию с выводами судьи Верховного Суда РФ относительно ранее изложенных в кассационной жалобе доводов. Таким образом никаких «новых» аргументов и дополнительных мотивировок ранее изложенной позиции указывать не следует. Нарушение указанного правила порой приводит к тому, что жалоба вовсе не попадает в аппарат Председателя ВС РФ, а отклоняется консультантом. Соответственно, при составлении жалобы, нужно сосредоточиться на ранее заявленных доводах, при этом, сами доводы, в полном объеме приводить необязательно.

Жалоба строиться следующим образом:

Во-первых, отталкиваясь от содержания самого обжалуемого определения, следует обратить внимание Председателя ВС РФ на доводы кассационной жалобы, которые не были приведены или не были рассмотрены судьей Верховного Суда РФ.

Судья обязан изложить (хотя бы кратко) доводы кассационной жалобы. Кроме того, должны быть приведены мотивы отклонения доводов.

В определении судьи ВС РФ, вы увидите преимущественно абстрактные формулировки:

«не усматривается причин для передачи на кассационное рассмотрение»

«были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции»

«доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда»

Исходя из сложившейся практики, судьи ВС РФ отклоняя доводы кассационных жалоб, излагают свои выводы весьма кратко и неконкретно, без объяснений — почему они пришли к таким выводам. В действительности шансы на отмену дает только полное отсутствие мотивов отклонения доводов, а не дословное применение выявленного в ряде Определений Конституционного Суда РФ принципов необходимости мотивировки решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым доводы кассационной жалобы отвергаются.

Во-вторых, важным моментом является умение указать в жалобе Председателю ВС РФ на существенность тех нарушений, доводы о которых судья ВС РФ отклонил, посчитав, что нарушения несущественные. Тут опираться следует исключительно на практику Верховного Суда РФ (Обзоры) и Постановления Пленумов ВС РФ.

Удовлетворение жалобы Заместителем Председателя ВС РФ:

Удовлетворение жалобы состоит из двух решений. Это отмена определение судьи Верховного Суда РФ и решение о передаче жалобы, вместе с делом на рассмотрение суда кассационной инстанции. Таким образом данным решением за подписью Заместителя Председателя Верховного Суда РФ полностью отменяется отказ судьи ВС РФ и дело передается на рассмотрение по существу. В подавляющем большинстве случаев последующее рассмотрение в кассации является результативным, хотя дело не всегда окончательно разрешается Судебной коллегией ВС РФ, а чаще с соответствующими указаниями отправляется в нижестоящую кассацию, но итогом всё равно обычно становиться изменение или отмена обжалуемого судебного акта.

Отказ в удовлетворении жалобы Заместителем Председателя ВС РФ:

Данный отказ является окончательным типовым судебным решением в национальной системе права. Этот отказ не обжалуется.

Однако, в течении относительно короткого промежутка времени, остаются шансы на пересмотр по новым обстоятельствам. Такие обстоятельства можно получить, обратившись в Европейский суд по правам человека или Конституционный Суд Российской Федерации. В Европейский суд следует обращаться если в деле имеются признаки нарушения Европейской Конвенции, срок такого обращения с 1 февраля 2022 года составляет всего 4 месяца (не продляется и не восстанавливается), при этом время отсчитывается, без учета отказа Председателя ВС РФ, для дел рассматриваемых в порядке ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ со дня получения или опубликования отказа судьи Верховного Суда РФ, для уголовных дел со дня получения отказа в сплошной кассации (1-я кассационная инстанция), а для КоАП РФ и постановлений  вынесенных в порядке УПК РФ не подлежащих рассмотрению в сплошной кассации – срок отсчитывается с апелляционного рассмотрения (даты получения апелляционного определения).

В Конституционный Суд РФ можно обращаться в течении 12 месяцев со дня вынесения отказа Заместителя Председателя Верховного Суда РФ.  Конституционный Суд РФ компетентен рассматривать вопросы нарушения конституционных прав и осуществлять проверку конституционности закона примененного в конкретном дела по жалобе участника данного дела. Если будет установлено, что закон не соответствует Конституции РФ, либо применен вопреки конституционно-правовому смыслу этого закона, то судебный акт, в котором применен этот закон подлежит пересмотру по новым обстоятельствам. При этом реализация решений Европейского суда (ЕСПЧ) и постановлений Конституционного Суда РФ ничем между собой не отличаются, но по решению Европейского суда, кроме того, присуждается ещё и денежная компенсация за допущенное нарушение Конвенции и в возмещение ущерба.

Еще один механизм пересмотра судебных решений – пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам (не путать с вышеуказанными новыми обстоятельствами). Механизм, настолько редко работающий и оставляющий столь высокую долю судебного усмотрения, что можно было бы оставить его без внимания. В реальности, шанс на пересмотр дает только вступление в законную силу приговора участнику судебного разбирательства в связи с преступлением, совершенным им в связи с рассмотрением дела, повлиявшим на исход дела. Иные существенные обстоятельства, под которыми многие ошибочно понимают новые доказательства, реальных шансов на пересмотр не дают. Также в качестве вновь открывшихся обстоятельств судами, ввиду разъяснений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ принимаются решения Комитета ООН (обращения в Комитеты ООН возможны в течении 5 лет после последнего национального судебного акта), но механизм исполнения этих решений также не носит безусловный характер.

И судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут. Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».

Конституционный Суд РФ разъяснил, что ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что «обращение заинтересованных лиц к Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителю с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и совершении этого процессуального действия возможно только в виде надлежащим образом оформленных кассационных жалобы, представления и в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование; при этом время рассмотрения кассационных жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении этого срока учитываться не должно».

Читать ее должен сам председатель или его заместитель. Тем не менее, для таких жалоб есть целый аппарат. И судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут. Подписывает ответ на жалобу заместитель председателя. Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».

В случае, если Ваши права нарушаются — обращайтесь по контактам ниже:

Пишите Звоните Пишите на сайте
mail@cpk42.com +7 495 123 3447 Форма здесь

Следите за новостями в наших социальных сетях:

Светлый фон для слайдера Помощь в Верховном суде

Помощь в Верховном суде

Юридическая помощь гражданам и бизнесу.
Оперативные сроки. Адекватные цены. Специалисты со стажем более 15 лет.

Обжалование в Верховном суде

  1. Главная
  2. Услуги
  3. Гражданские дела
  4. Кассация в верховный суд как написать по новым правилам
Читайте также:

Адвокат Кахиев Роман Нариманович

Состоит в Адвокатской палате г. Москвы, рег. № 77/10650

Специалист по обжалованию в Верховном суде

Консультация: +7(495) 728-99-14

Офис: Москва, ул. Климашкина, 21

Судебный стаж — 20 лет по обжалованию в Верховном суде!

Услуги по обжалованию в Верховном суде

О стоимости всех услуг подробнее в разделе Цены.

Консультация адвоката

3 000
руб.

Получите консультацию адвоката. Вас консультирует специалист по обжалованию в Верховном суде. Стаж работы в данной области — 20 лет. Консультации проводятся в офисе компании, а также в режиме онлайн, по телефону или e-mail.

Судебный процесс

от
45 000
руб.

Мы предлагаем полное ведение судебного процесса по обжалованию в Верховном суде. Вы получаете: подготовку всех документов, необходимых для обращения в суд; участие в заседаниях суда; персональные консультации; участие адвоката в переговорах; защиту ваших интересов на всех стадиях судебного процесса.

Сопровождение по делу

от
25 000
руб.

Мы предлагаем сопровождение по обжалованию в Верховном суде, на любой стадии разбирательства. Вы получаете консультации адвоката по любым вопросам; подготовку документов, исков и жалоб; участие в переговорах; помощь юриста или адвоката на любом этапе судебного процесса.

Помощь
по обжалованию в Верховном суде

+7(495) 728-99-14

Юристы с практикой более 15 лет!

Рекомендуем Вам прочитать статьи

Проиграли в областном суде

Вторая кассация в верховном суде

Подача жалобы во второй кассационный суд москвы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно написать жалобу начальнику фссп
  • Как правильно написать жалобу на энергосбыт образец
  • Как правильно написать жалобу на чиновника
  • Как правильно написать жалобу на хозяина собаки
  • Как правильно написать жалобу на учителя физкультуры директору школы