Как правильно пишется артикуляционная гимнастика

Как правильно пишется словосочетание «артикуляционная гимнастика»

  • Как правильно пишется слово «артикуляционный»
  • Как правильно пишется слово «гимнастика»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: мускатель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «гимнастика»

Синонимы к словосочетанию «артикуляционная гимнастика»

Предложения со словосочетанием «артикуляционная гимнастика»

  • Чтобы получить такую дикцию, нужно иметь арсенал скороговорок, делать артикуляционную гимнастику, разминать язык, губы, читать вслух тексты в разном темпе, записывать свою речь на диктофон, чтобы, прослушивая, совершенствоваться и устранять недостатки.
  • Естественно, расслабить губы можно не только при помощи ягодиц, а гораздо в большей степени, сняв с них напряжение при помощи артикуляционной гимнастики, а потом непременно контролировать их лёгкость в речи.
  • Мы её использовали в качестве артикуляционной гимнастики перед другими заданиями. Мы её представляли в виде горящей неоном вывески над рабочим местом.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «артикуляционная гимнастика»

  • Приходится рассказать об этом празднике, хотя, по-видимому, трудно увязать репортерскую работу с гимнастикой!
  • Боркин (делает ручную гимнастику). Не могу без движений… Мамаша, что бы такое особенное выкинуть? Марфа Егоровна, я в ударе… Я экзальтирован! (Поет.) «Я вновь пред тобою…»
  • Я смотрел на Китаева, как на сказочного богатыря, и он меня очень любил, обучал гимнастике, плаванию, лазанью по деревьям и некоторым невиданным тогда приемам, происхождение которых я постиг десятки лет спустя, узнав тайны джиу-джитсу.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «артикуляционный»

  • АРТИКУЛЯЦИО́ННЫЙ, —ая, —ое. Лингв. Относящийся к артикуляции. Артикуляционное изменение звука. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ

Значение слова «гимнастика»

  • ГИМНА́СТИКА, -и, ж. Система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья. Лечебная гимнастика. Спортивная гимнастика. Художественная гимнастика. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ГИМНАСТИКА

Афоризмы русских писателей со словом «гимнастика»

  • Практика показывает, что гимнастика, специализируя так или иначе произвольные движения человека, излечивает множество застарелых болезней.
  • У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

АРТИКУЛЯЦИО́ННЫЙ, —ая, —ое. Лингв. Относящийся к артикуляции. Артикуляционное изменение звука.

Все значения слова «артикуляционный»

ГИМНА́СТИКА, -и, ж. Система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья. Лечебная гимнастика. Спортивная гимнастика. Художественная гимнастика.

Все значения слова «гимнастика»

  • Чтобы получить такую дикцию, нужно иметь арсенал скороговорок, делать артикуляционную гимнастику, разминать язык, губы, читать вслух тексты в разном темпе, записывать свою речь на диктофон, чтобы, прослушивая, совершенствоваться и устранять недостатки.

  • Естественно, расслабить губы можно не только при помощи ягодиц, а гораздо в большей степени, сняв с них напряжение при помощи артикуляционной гимнастики, а потом непременно контролировать их лёгкость в речи.

  • Мы её использовали в качестве артикуляционной гимнастики перед другими заданиями. Мы её представляли в виде горящей неоном вывески над рабочим местом.

  • (все предложения)
  • динамическая гимнастика
  • утренняя гимнастика
  • артикуляционный аппарат
  • речевое дыхание
  • слуховое внимание
  • (ещё синонимы…)
  • спорт
  • гнуться
  • йога
  • перекладина
  • сальто
  • (ещё ассоциации…)
  • артикуляционный аппарат
  • артикуляционная гимнастика
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика ума
  • занятия гимнастикой
  • гимнастика способствует
  • заниматься гимнастикой
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «артикуляционный»
  • Разбор по составу слова «гимнастика»
  • Как правильно пишется слово «артикуляционный»
  • Как правильно пишется слово «гимнастика»

автор: Сапыцкая Екатерина Сергеевна

учитель-логопед МДОУ “Детский сад №101”

Артикуляционная гимнастика (теоретическая основа).

Артикуляционная гимнастика

По мнению исследователей детской речи М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, включающая в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Вопросы изучения овладения ребенком процессом артикуляции рассмотрены рядом исследователей: Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, Р. Е. Левиной, Л. Н. Лопатиной, Е. М. Мастюковой, М. Е Хватцева, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, Е. В. Шереметьевой и другими.

Онтогенетически артикуляционный праксис формируется последовательно от врожденных программ центральной нервной системы  (крик, гуление, ранний лепет, связанные с филогенетической памятью речевой функциональной системы) через поздний слоговой лепет (начало синергетического взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов) к появлению первых слов, фраз и дальнейшей тонкой дифференциации артикуляторных укладов и артикуляционных мелодий в различных фонетических вариантах (В.И. Бельтюков, Н.А. Бернштейн, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев,  И.П. Павлов, А.Д. Салахова, М.Е. Хватцев и мн. др.)

Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное его строение, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения, что влечет за собой проблемы в дальнейшем обучении детей с от_клонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация во многом зависят от своевременности выявления нарушений в речевом развитии.

Физиологи придают большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, И.П. Павлов отмечал: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Язык представляет собой сложную мышечную структуру, объединяющую несколько внутренних мышц и содержащую волокна нескольких внешних мышц. 

Е.Ф. Архипова, Л. В. Лопатина выделяют следующие нарушения артикуляции, которые   проявляются: 

– в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;  

-в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;  

-в снижении времени фиксации артикуляционной формы; 

-в снижении количества правильно выполненных движений.

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

Главный элемент артикуляционного аппарата — язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение гласных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.

  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении участвует при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо — это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.

От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка — это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

В настоящее время процент детей с речевыми нарушениями заметно возрос. Дети в большинстве случаев попадают к логопеду только преимущественно перед школой, в лучшем случаем после 5 лет. В результате чего упускается самый значимый для речевого развития ребенка возраст, во время которого происходит активное становление и развитие мышц всего речевого аппарата. Для правильного звукопроизношения необходимо подготовить речевой аппарат  к тем артикуляционным укладам, которые нужны для произнесения определенных групп звуков. Данную пропедевтическую работу необходимо начинать с первой младшей группы, чтоб успеть подготовить все мышцы речевого аппарата.

Для активизации мышц речевого аппарата используют артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, который помогает мышцам артикуляционного аппарата принимать определенные кинемы (позиции) для четкого и правильного произнесения конкретного звука, т.е. звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью процесса подготовки речевого аппарата к правильному звукоизвлечению. Выполняя артикуляционную гимнастику мы, как в тренажерном зале, тренируем мышцы речевого аппарата, делая их более сильными,  а так же учим точной и четкой переключаемости с одной позиции в другую.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение  простых движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Задачи артикуляционной гимнастики

-тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть, щеки)

-выработать точную постановку речевых органов в статичном положении; 

-выработать длительность удержания речевых органов в заданном положении;

-выработать умение выполнять движения с определенной силой и в определенном темпе при динамических упражнениях;

-выработать переключения от одного движения к другому;

-развивать способность выполнять движения в полном объеме;

-развивать точность и быстроту движения в заданном темпе;

-развивать кинестетические ощущения;

-развивать самоконтроль и выдержку.

На каждом возрастном этапе артикуляционная гимнастика задействует свои определенные цели и задачи.

В младшем возрасте в первой младшей группе (дети 2-3 лет), когда ребенку еще трудно контролировать свои движения крупной моторики, ему предлагается еще более трудные мелкие движения речевого аппарата, которые ребенку и так тяжело делать. Поэтому  в данном возрасте применяются самые простые упражнения для развития губ, щек, языка, мягкого неба. Детям предлагаются упражнения в игровой форме, чтоб ребенку было интересней выполнять все упражнения. Например, сделать упражнение “Улыбка”, растягивая губы, или поцеловать маму, делая упражнение “Хоботок”, вытягивая губы вперед, можно просто сделать упражнение “Птенцы”-широко открыть рот. Для языка тоже есть набор упражнений “Лопаточка”, “Вкусное варенье”, а для щек- дети любят упражнение “Хомяк”.

Дети второй мледшей группа (3-4 года). В этом возрасте речевые способности находятся на раннем этапе своего формирования, поэтому возможные дефекты звукопроизношения только начинают проявляться и их достаточно легко исправить. В этом периоде органы артикуляции становятся более точными, но подвижность и переключаемость несколько снижены из-за возрастных особенностей. На данном этапе происходит усложнение артикуляционной гимнастики и добавляются упражнения с более точными движениями: “Часики”, “Качели”, “Чистим зубки”, “Иголочка” и другие.

4-5 лет (средний дошкольный возраст) На четвертом году жизни происходит изменение артикуляционного аппарата, становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению без смягчения твердых согласных. К концу четвертого года жизни произношение детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие, у некоторых детей звуки -л- -р-. Однако у большинства детей еще имеются различные несовершенства звукопроизношения: отсутствие шипящих, звуков -л-, -р-, что еще не является патологией в речевом развитии ребенка. На данном этапе артикуляционную гимнастику можно побдирать по звукам, которые ребенок произносит не четко. Используют комплекс гимнастики на свистящие или шипящие звуки, а также общеукрепляющие и развивающие упражнения.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет (старшая группа). У детей этого возраста в значительной степени сформированы речевые навыки, из-за чего дефекты звукопроизношения в большинстве случаев отчётливо заметны. Однако, чтобы исправить нарушения, требуется больше времени и затраченных усилий. На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществить более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков. В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдаются пропуски звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки –л-, -ръ-, -р-. У некоторых детей еще сохраняется неустойчивое произношение определенных групп звуков, например, свистящих и шипящих – в одних словах звук произносится правильно, в других неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. В этом возрасте дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены определенными согласными, например, свистящими и шипящими одновременно, звуками -л- и -р- (старушка…). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки родного языка.

На шестом году дети 6-7 лет (подготовительная группа). Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова, или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые, произнося, они еще недостаточно дифференцируют. Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. 

Положительный эффект от артикуляционной гимнастики

  • способствует слаженной работе всех органов речевого аппарата;
  • является профилактикой нарушений звукопроизношения;
  • приучает губы, небо и язык к правильному для каждого звука положению;
  • помогает в процессе обучения чтению и письму;
  • исправляет имеющиеся дефекты речи, вялое произношение;
  • тренирует мышцы лица, развивают мимику, улучшает кровообращение;
  • готовит ребенка к работе со специалистом-логопедом.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

1) Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении, стопы плотно стоят на полу.

2) Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо в зеркале, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

3) Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно по 3-5 раз в день, для наилучшего закрепления артикуляционной позиции.

4) Каждое упражнение выполняется по 5-8 раз. 

5) Статические упражнения (например, «Заборчик») выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

6) Упражнения на переключаемость статических поз, также  выполняется от 5 до 10 раз.

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Радуга»

Консультация для родителей

«Артикуляционная гимнастика.

                                            Как правильно?»

                                                                          Учитель-логопед: Камышева И.С.

Шадринск

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо.

Для выработки полноценных движений  и развития силы и упругости губ, языка, челюсти необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

 Что же такое артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. При произнесении различных звуков речевые органы( язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо) занимают строго определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования правильной речи.

И чтобы нам с вами  как можно быстрее добиться результатов в развитии правильного произношения, сегодня я предлагаю вам самим попробовать сделать гимнастику и выполнять ее дома с детьми.

При проведении артикуляционной гимнастики  необходимо соблюдать несколько правил:

  • Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Заниматься с ребенком желательно утром – перед завтраком и вечером перед сном. Не следует предлагать детям более 5 упражнений за раз.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  • Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  • Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд.
  • Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

Для каждой фонетической группы (свистящие, шипящие, сонорные звуки) разработаны комплексы артикуляционной гимнастики. Упражнения подбираются логопедом каждому ребенку индивидуально с учетом нарушения звукопроизношения, особенностей артикуляционного аппарат ребенка, его возможностей. Сегодня мы с вами рассмотрим базовые артикуляционные упражнения, которые являются основой при постановке некоторых групп звуков.»

Упражнения для губ

 1. Улыбка.

 Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 2. Хоботок (Трубочка).

 Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

 3. Заборчик.

 Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

 4. Бублик (Рупор).

 Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

 5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок.

 Чередование положений губ.

 6. Кролик.

 Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

 2. Улыбка — Трубочка.

 Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

 3. Пятачок.

 Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

 4. Рыбки разговаривают.

 Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

Упражнения для губ и щек

 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

 2. Сытый хомячок.

 Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

 3. Голодный хомячок.

 Втянуть щеки.

 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

 1. Птенчики.

 Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

 2. Лопаточка.

 Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 3. Чашечка.

 Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

 Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 5. Горка (Киска сердится).

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Парус

Рот открыт. Кончик языка упирается в верхние резцы, спинка языка выгибается.

 7. Трубочка.

 Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 8. Грибок.

 Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

 1. Часики (Маятник).

 Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 2. Змейка.

 Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

 3. Качели.

 Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 4. Футбол (Спрячь конфетку).

 Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 5. Чистка зубов.

 Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

 6. Катушка.

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

 7. Лошадка.

 Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 8. Гармошка.

 Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

 9. Маляр.

 Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

 10. Вкусное варенье.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 11. Оближем губки.

 Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

12. Кто дальше загонит мяч

 улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

13. Индюк.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения

шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

 1. Наказать непослушный язычок.

 Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

 Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

 Внимание!

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

 Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

 2. Лопаточка

 Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

 Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

 Внимание!

 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

 3. Приклей конфетку.

 Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

 Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

 Внимание!

 1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

 4. Грибок.

 Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

 Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

 Внимание!

 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.

 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

 5. Кто дальше загонит мяч

 Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

 Внимание!

 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

 2. Нельзя надувать щёки.

 3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

 6. Вкусное варенье.

 Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

 Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 Внимание!

 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

 7. Гармошка.

 Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

 Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

 Внимание!

 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 8. Фокус.

 Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

 Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 Внимание!

 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

9. Чашечка

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

Комплекс упражнений для выработки правильной артикуляции свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц)

  1. Погладить язык губами.
  2. Погладить зубками.
  3. Покусать язык.
  4. Погладить зубками.
  5. Погладить губами.

     6. Заборчик

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

      7. Часики

Приоткрыть рот. Губы в улыбке. Язык высунуть и кончиком языка задевать края рта. Следить за тем, чтобы язык не касался нижней и верхней губы.

      8. Качели

Рот широко открыть. Высунуть язык и кончиком языка задевать нижнюю и верхнюю губу.

9. Почистим зубы.
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.
Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

10. Блинчик. 

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

11. Горка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

Комплекс упражнений для выработки правильной артикуляции соноров (Л, Ль, Р, Рь, М, Н)

  1. Погладить язык губами.
  2. Погладить зубками.
  3. Покусать язык.
  4. Погладить зубками.
  5. Погладить губами.

      6. Часики

Приоткрыть рот. Губы в улыбке. Язык высунуть и кончиком языка задевать края рта. Следить за тем, чтобы язык не касался нижней и верхней губы.

      7. Качели

Рот широко открыть. Высунуть язык и кончиком языка задевать нижнюю и верхнюю губу.

8. Наказать непослушный язык. Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.


9. Качели. Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

10. Маляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

11. Чистим зубки

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

12. Гармошка.  Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания. 1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

13. Вкусное варенье.  Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш . Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

14. Индюк.  Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл ( как индюк болбочет). Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не высовываться вперед.


15. Лошадка 

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Классификация упражнений

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. 

Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. 

Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 — 10 секунд . 

Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 — 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: 

а) опущен за нижние зубы — «почистим зубы»; 

б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка». 

После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое — «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у). В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.

Комплексы упражнений

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Первый комплекс

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.

2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.

3.Чередовать положения губ: в улыбке — трубочкой.

4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

5.Язык широкий.

6.Язык узкий.

7.Чередование положений языка: широкий — узкий.

8.Подём языка за верхние зубы.

9.Чередование движений языка вверх — вниз.

10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.

Основной комплекс

1.Открыть рот и подержать открытым (а — а — а — а), закрыть.

2. «Заборчик» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» — губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 секунд.

5. «Иголочка» — рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» — «Иголочка».

6. «Часики» — рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

7. «Качели» — движение языка: нос — подбородок.

Упражнения для губ

«Улыбка» — удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик» — рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

«Трубочка» — вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок» — вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик» — зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положений губ: «Заборчик» — «Бублик», «Улыбка» — «Хоботок».

«Кролик» — зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)

1.«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

— Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

— Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя — пя — пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 — 5, 5 — 10.

Методические указания.

— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 — 5, 5 — 10.

Методические указания.

— Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.

— Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

— Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.

— Боковые края языка должны касаться уголков рта.

— Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

— Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

— Нельзя надувать щёки.

— Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

— Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

— Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

— Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)

1. «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

— Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

— Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

— Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

2. «Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания.

— Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

— Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5.

— Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

3. «Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

— Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

— Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

— Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

4. «Чашечка»

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания.

— Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

— Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

— При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

5. «Приклей конфетку»

Цель: Учить удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Методические указания.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

1. «Наказать непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя — пя — пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 — 5, 5 — 10.

Методические указания.

— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. «Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

3.«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл — бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

— Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

— Чтобы движения языком были вперёд — назад, а не из стороны в сторону.

— Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

4. «Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 — 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 — 5. Так поочередно менять положение языка 4 — 6 раз.

Методические указания.

— Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

5. «Лошадка»

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания.

— Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

— Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

— Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

— Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

1.«Чьи зубы чище»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

— Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

— Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

— Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. «Маляр»

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд — назад.

Методические указания.

— Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

— Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

3. «Барабан»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д — д — д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические указания.

— Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

— Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара — не был хлюпающим.

— Кончик языка не должен подворачиваться.

— Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя

4. «Барабан — 2»

Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да — ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

Методические указания.

— Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да — ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

5. «Автомат»

Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т — т — т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Как проводить гимнастику?

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое — то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение — правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Автор: Кошелева Анастасия Андреевна
Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: МДОУ детский сад № 225
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Мастер-класс для воспитателей и педагогов
Тема: Артикуляционная гимнастика — основа правильного произношения

Раздел: дошкольное образование

Мастер – класс

для родителей и педагогов:

«Артикуляционная гимнастика –

основа правильного произношения»

Подготовила и провела: учитель-логопед

Кошелева Анастасия Андреевна

г. Ярославль

2019 г.

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного

произношения»

Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой

мышцы,

гимнастика

просто

необходима.

Мы

правильно

произносим

различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря

силе,

хорошей

подвижности

и

дифференцированной

работе

органов

артикуляционного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный

двигательный навык. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и

подвижные органы речи – язык, губы, нёбо.

Артикуляционная

гимнастика

является

основой

формирования

речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.

Артикуляционная

гимнастика

это

комплекс

специальных

упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней

челюсти),

необходимых

для

правильного

звукопроизношения.

Эти

упражнения

помогают

подготовить

ребенка

к

правильному

произношению звука, над которым будет проводиться непосредственная

работа. Артикуляционная гимнастика полезна всем детям, как с целью

профилактики нарушений, так и с целью развития.

Артикуляционные

упражнения

бывают статическими

(удержание

органов

артикуляции

в

определённой

позе)

и динамическими

(многократное повторение одного и того же движения). Какие вы можете

назвать

статические

упражнения

(ответы

родителей),

динамические

упражнения (ответы родителей).

Проводя

артикуляционную

гимнастику

необходимо

выполнять

следующие рекомендации:

1.

Проводится ежедневно по 5-7 минут;

2.

Артикуляционная гимнастика проводится сидя перед зеркалом

(лучший вариант, когда ребенок видит в зеркале и себя, и взрослого) с

обязательным соблюдением правильной осанки. Тело не должно быть

напряжено, плечи не поднимаются, руки и ноги находятся в спокойном

положении.

3.

Артикуляционные

движения

выполняются

медленно,

неторопливо,

т.к.

ребенку

необходим

зрительный

контроль,

но

постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики

увеличивается. Полезно задавать вопросы:

— Что делают зубки?

— Что делает язычок? Где он находится?

4.

Каждое упражнение выполняется под счёт до 10 раз.

5.

Запрещено принуждать ребенка, заставлять заниматься. Все

упражнения

проводить

в

форме

игры

(показ

картинок,

символов,

стихотворные

тексты,

«Сказки

о

весёлом

язычке»,

бегемотик

Жужа).

Таким

образом,

занятие

становится

интересным,

увлекательным,

эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат.

У ребенка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это

вызывает у него отказ от дальнейшей работы. Поэтому не фиксируйте

внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его,

вернитесь к более простым хорошо усвоенным упражнениям, подчеркнув,

что когда-то они тоже не получались. Всегда находите за что похвалить

ребенка, даже если вы не добились нужного результата.

Теперь

переходим

непосредственно

к

упражнениям.

Давайте

возьмём зеркала и представим себя на месте ваших детей.

Статические упражнения

1.

«Заборчик».

Улыбнуться,

обнажив

верхние

и

нижние

сомкнутые

зубы.

Пропеть звук «и».

2.

«Хоботок» («Трубочка»).

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Пропеть звук «у».

3.

«Лопаточка» («Блинчик».)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край

языка на нижнюю губу.

4.

«Иголочка» («Змейка»).

Приоткрыть

рот,

как

можно

дальше

высунуть

вперёд

узкий,

напряжённый язык.

5.

«Киска сердится» («Горка»).

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние

зубы. Выгнуть язык горкой.

6.

«Чашечка».

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу.

Края языка поднимаются вверх, и язык принимает форму чашечки.

Динамические упражнения

1.

«Вкусное варенье».

Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизывать верхнюю

губу сверху вниз. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2.

«Накажем непослушный язычок».

Улыбнуться,

приоткрыть

рот,

спокойно

положить

язык

на

нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя».

3.

«Почистим зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «чистим» нижние,

затем

верхние

зубы

с

внутренней

стороны,

делая

движения

языком

вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

4.

«Маляр».

Улыбнуться,

открыть

рот.

Широким

языком

погладить

нёбо,

делая

движения

языком

вперёд-назад.

Губы

и

нижняя

челюсть

неподвижны. Кончик языка не высовывается изо рта.

5.

«Часики».

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить из одного

уголка рта в другой («тик-так»). Нижняя челюсть неподвижна.

6.

«Грибок».

Улыбнуться,

открыть

рот,

присосать

язык

к

нёбу,

чтобы

подъязычная связка была натянута.

7.

«Лошадка».

Улыбнуться, открыть рот, пощёлкать кончиком языка.

8.

«Качели».

Улыбнуться, открыть рот. Поочерёдно упираться языком то в

верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна.

9.

«Индюк».

Приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и

производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад,

стараясь не отрывать язык от губы. Включить голос, слышится «бл-бл».

Я

хочу

предложить

вам

изготовить артикуляционный куб. Он

представляет из себя кубик с прозрачными кармашками для предметных

картинок.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Правила проведения артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут 2 раза в день.

2. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением

правильной осанки.

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере

овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Каждое упражнение выполняется под счёт до 10 раз.

Артикуляционные упражнения.

Упражнения для челюстей.

1. «Птенчики» (Широко открыть рот и подержать его открытым 10-15 секунд.)

2. «Зубки замёрзли» (Лёгкое постукивание зубами — губы разомкнуты.)

Упражнения для губ

1. « Улыбка» (Растягивание сомкнутых губ) Удерживать под счет до 10.

2. « Заборчик» (Растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и

верхние, и нижние резцы.) Удерживать под счет до 10.

3. «Хоботок» (Вытягивание губ вперёд) Удерживать под счет до 10.

4. «Бублик» (Округление губ) Удерживать под счет до 10.

5. « Улыбка»«Хоботок»

6. « Заборчик»- «Бублик»

Упражнения для языка.

(Выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.)

1. «Язычок спит в домике» (Рот широко открыт, язык лежит внизу. Удерживать под счет до 10.)

2. «Язычок запрыгал вверх-вниз» (Рот широко открыт, язык поднимается за верхние зубы,

опускается за нижние зубы.)

3. « Футбол» (Рот широко открыт, язык упирается в правую щёку, затем — в левую.)

4.

«Лопатка» (Рот

широко

открыт,

широкий,

распластанный

язык

лежит

на

нижней

губе,

подержать 10-15 секунд.)

5. «Непослушный язычок» (Рот широко открыт, широкий, распластанный язык лежит на нижней

губе, пошлёпать по языку губами и произносить «пя-пя-пя».)

6. «Качели» (Рот широко открыт, широкий, распластанный язык делает движение вверх к носику,

вниз- к подбородку.)

7. «Часики» (Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой на

счёт «раз-два».)

8. «Вкусное варенье» (Улыбнуться, широко открыть рот. Не закрывая рот, облизывать языком

верхнюю губу сверху-вниз.)

9. «Ковшик» (Рот широко открыт, широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, затем

поднимаем его кверху к верхней губе, подержать 10-15 секунд.)

10. «Чашечка» (Рот широко открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка

загнуть в форме чашечки.)

11. «Лакаем молоко» (Рот широко открыт, широкий язык облизывает верхнюю губу.)

12. «Почистим нижние зубки, верхние зубки» (Рот широко открыт, широкий язык двигается по

внутренней стороне нижних зубов снизу-вверх, верхних зубов — сверху вниз.)

13. «Маляр» (Рот широко открыт, широкий язык гладит верхнее нёбо.)

14. «Лошадка» (Рот широко открыт, широкий язык щёлкает по верхнему нёбу.)

15. «Автомат» (Зубы заборчиком, кончик языка ударяет в сомкнутые зубы со звуком «д-д-д».)

16. «Пулемёт» (Зубы заборчиком, кончик языка ударяет в сомкнутые зубы со звуком «т-т-т».)

17. «Барабанщики» (Рот широко открыт, широкий язык ударяет по верхнему нёбу со звуком «д-

д-д-д» в быстром темпе.)

18. «Заводим моторчик» (Рот открыт, широкий язык щёлкает по верхнему нёбу «дрррр –дррр –

дррр», постепенно убыстряя темп.)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется астагфируллах на русском
  • Как правильно пишется артикулы или артикула
  • Как правильно пишется ассортимент или ассортимент
  • Как правильно пишется антикоррозионная защита
  • Как правильно пишется артикль или артикул