Как правильно пишется автотехническая экспертиза

Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы по гражданским делам

При возникновении в процессе рассмотрения дел в судах вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники искусства, ремесла, назначается судебная экспертиза. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту, или нескольким экспертам.

Судебная автотехническая экспертиза производится экспертами ФБУ Калининградской ЛСЭ Минюста России, обладающими специальными знаниями в области судебной автотехники, прошедшими подготовку по конкретной специальности судебной автотехнической экспертизы, и получившими право самостоятельного производства судебной автотехнической экспертизы.

Главным отличием, особенностью судебной экспертизы, и в частности судебной автотехнической экспертизы является то, что составляемое при ее проведении заключение эксперта, является одним из источников доказательств в судебном производстве.

Судебная автотехническая экспертиза — род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в установлении механизма дорожно-транспортного происшествия и его обстоятельств, технического состояния транспортного средства и дороги, стоимости восстановительного ремонта и оценки транспортных средств.

Автотехническая экспертиза подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и методикам производства. С учётом предмета доказывания и содержания специальных знаний в судебной автотехнической экспертизе, выделяют следующие виды:

  1. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
    (экспертная специальность 13.1)

    Включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций, расчёт параметров движения транспортных средств, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей;
  2. Исследование технического состояния транспортных средств
    (экспертная специальность 13.2)

    Включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления работоспособности, причин возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения;

  3. Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия
    (экспертная специальность 13.3)

    Это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения механизма ДТП или его отдельных элементов – траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда опрокидывания, частей, которыми вступили во взаимодействие, угла столкновения и т.д.;

  4. Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта
    (экспертная специальность 13.4)

    Исследует поврежденные в результате ДТП или при иных обстоятельствах транспортные средства, с целью определения стоимости восстановительного ремонта, их стоимости как имущества, размера страхового возмещения, размера причиненного ущерба;
  5. Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП
    (экспертная специальность 13.5)

    Вид, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС.
Специалиста, прошедшего профессиональное обучение и имеющего право самостоятельного производства исследований в рамках экспертной специальности 13.5 в ФБУ Калининградской ЛСЭ Минюста России не имеется.

Каждый из указанных видов судебной автотехнической экспертизы имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно, в комплексе с другими видами автотехнической экспертизы, либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных: трасологической; медицинской; криминалистической экспертизой материалов; веществ и изделий; пожарно-технической; металловедческой и другими.

Признаками судебной экспертизы являются:

  • процессуальная регламентация процедур назначения и проведения судебной экспертизы: процессуальный порядок назначения судебной экспертизы, процессуальная самостоятельность и индивидуальная ответственность судебного эксперта, процессуальная форма использования экспертом специальных знаний, процессуальное оформление результатов экспертизы;
  • проведение исследования на основе применения специальных знаний — использование специальных знаний при проведении исследования с целью установления обстоятельств, имеющих значения для дела;
  • дача заключения, имеющего статус источника доказательств — оформление результатов в специальном процессуальном документе — заключении эксперта.

Основанием для назначения судебной экспертизы является:

  • постановление лица, проводящего дознание, следователя, прокурора;
  • определение или постановление суда о назначении экспертизы в связи с рассмотрением уголовного, гражданского, арбитражного дела.

Вопросы, ставящиеся перед экспертами-автотехниками

Исходя из целей исследования, можно привести ориентировочный перечень решаемых вопросов судебной автотехнической экспертизы:

  • Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения? (13.1)
  • Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
  • Какова безопасная скорость движения ТС по условиям заноса (опрокидывания) на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
  • На каком расстоянии от места столкновения (наезда) располагалось ТС в момент возникновения опасности для движения? (13.1)
  • Какой остановочный путь имеет ТС, в условиях места ДТП с учетом скорости движения, полученной расчетным путем, либо заданной в исходных данных? (13.1)
  • За какое время автомобиль (пешеход) преодолеет заданное расстояние с момента возникновения опасности для движения? (13.1)
  • Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем торможения в условиях места ДТП? (13.1)
  • Какими требованиями ПДД РФ в условиях данной дорожной обстановки должен был руководствоваться водитель с целью обеспечения безопасности дорожного движения? (13.1)
  • Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД РФ? (13.1)
  • В чем причина ДТП с технической точки зрения? (13.1)
  • В какой момент (до, в момент ДТП или после) на ТС возникла техническая неисправность узлов тормозной системы (рулевого механизма), способная повлиять на безопасность дорожного движения? (13.2)
  • В какой момент (до, в момент ДТП или после) произошла разгерметизация колеса ТС, способная повлиять на безопасность дорожного движения? (специальность 13.2)
  • Какова причина неисправности узла (агрегата) автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер)? (13.2)
  • Соответствует ли техническим требованиям произведенный ремонт автомобиля, его узла или агрегата (указывают наименование узла (агрегата) марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля)? (13.2)
  • Где относительно элементов проезжей части дороги расположено место столкновения (наезда на пешехода) с учетом признаков зафиксированных на месте ДТП? (13.3)
  • Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП? (13.3).
  • Какова стоимость восстановительного ремонта ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
  • Какова рыночная стоимость автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают да-ту, на которую определяется стоимость)? (13.4)
  • Какова стоимость годных остатков ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость)? (13.4)
  • Каков размер величины утраты товарной стоимости ТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)? (13.4)
  • Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу ТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель ТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое при-вело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
Решение вопросов относящихся к правовой оценке действий участников ДТП, например таких как: «Какие пункты ПДД РФ нарушил водитель?», или «Какова степень вины каждого из участников ДТП?» не входит в компетенцию эксперта-автотехника.

Производство судебной автотехнической экспертизы

Эксперт государственного судебно-экспертного учреждения (далее — СЭУ) приступает к производству экспертизы после получения письменного указания руководителя экспертного учреждения (его структурного подразделения) вместе с определением (постановлением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.

Если представленных на экспертизу материалов недостаточно для решения поставленных вопросов, или имеется необходимость в организации осмотра ТС, эксперт заявляет ходатайство правоприменителю о предоставлении дополнительных материалов и организации осмотра ТС, поскольку эксперт не вправе самостоятельно собирать требующиеся ему для производства экспертизы дополнительные документы и объекты. Предоставление дополнительных материалов и организация осмотра являются процессуальным действием, связанным с удовлетворением ходатайства эксперта, и является прерогативой правоприменителя.

Эксперт проводит исследование представленных ему материалов, руководствуясь специальными знаниями и рекомендованными методиками, в строгом соответствии с требованиями закона и своей компетенцией. В распоряжение эксперта должны быть предоставлены полные сведения о транспортном средстве, о его повреждениях, а также хорошо различимые изображения поврежденного ТС, размещенные на бумажных или электронных носителях.

Объекты исследования и материалы дела, поступившие в экспертное учреждение, подлежат возврату органу, назначившему экспертизу, одновременно с представлением заключения эксперта.

➥ Заключение эксперта с приложениями к нему или сообщение о невозможности дачи заключения составляются в двух экземплярах, подписываются экспертом (экспертами) и постранично визируются. Один экземпляр документа передается органу, назначившему экспертизу, а другой хранится в делах учреждения. Подписи эксперта удостоверяются печатью СЭУ.

Всё об автотехнической экспертизе при ДТП: её виды и 6 этапов прохождения

Понимаете ли вы, какую роль играет автотехническая экспертиза при ДТП в процессе расследования дела? Качественно выбранный оценщик и профессиональный юрист – верные помощники при выяснении обстоятельств произошедшего события.

Авария – дело тонкое. Не всегда на первый взгляд можно определить все обстоятельства ДТП, виновника или виновников, а также всех пострадавших лиц или предметов. Порой причиной столкновения является не нарушение правил движения одним из водителей, а неправильные действия дорожных служб, пешеходов или наличие других ситуаций, которые вынудили автовладельцев поступить таким образом и создать аварийную атмосферу.

Цель проведения экспертизы

Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.

Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.


Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.

Предмет изучения

Но как именно проходит автотехническая экспертиза при ДТП, что устанавливает она и на что конкретно смотрят эксперты? При проведении данного мероприятия у специалиста есть определённый регламент действий, которому он обязан следовать при изучении автотранспортного средства:

• определить общее состояние автомобиля: качество его сборки, отдельных деталей и агрегатов, внутреннее положение дел и внешнее;

• установить причину поломки отдельной части авто: как случилось, с какой стороны пришёлся удар, какой предмет врезался в исследуемую машину (другое ТС, стена, дерево и т. п.);

• выяснить причину и обстоятельства ДТП, которые привели к случившемуся;

• узнать качество прошлого автотехнического обслуживания  машины, так как проведённые ремонтные работы над автомобилем могут стать причиной столкновения или создания аварийной ситуации;

• определить рыночную стоимость транспорта;

• определить стоимость необходимых ремонтных работ по устранению полученного ущерба в дорожно-транспортном происшествии.

Педметом расследования является не только транспортное средство, но и:

• место, где случилась авария;
• дорожное покрытие соответствующей местности;
• оставленные следы колёс при торможении перед ударом или после него.

Таким образом, мы видим, что автотехническое исследование – это не беглый осмотр повреждений машины в конкретном сервисе ремонтных работ. Это важное расследование в рамках которого рассматривается не только само повреждённое ТС, но и место происшествия с целью глубокого понимания случившегося. Автотехническая экспертиза – это задача для профессионала, а не для обычного автомеханика.

Законодательное регулирование экспертиз

Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.

Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.

Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.

Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.

Кто может проводить автотехническую экспертизу?

Если вас обязали пройти экспертизу, но не сказали к кому обратиться, то это не даёт вам право выбрать первого попавшегося автомастера и пройти процедуру там. Чтобы понять, может ли конкретный специалист или организация проводить автотехническую экспертизу, нужно:

• узнать, есть ли у оценщика или учреждения соответствующая лицензия на проведение необходимого исследования, а также персональный идентификатор (только индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц);

• выяснить, является ли выбранное вами уполномоченное лицо независимым либо оно сотрудничает с конкретной страховой компанией. Эти обстоятельства могут отбросить на результат исследования тень собственных интересов специалиста либо организации. Поэтому, если вам требуется независимая оценка произошедшей ситуации, то следует обратиться к незаинтересованным в результатах расследования лицам;

• уточнить, является ли претендент на специалиста, проводящего осмотр, автотехником или инженером с профильным образованием (только такие лица имеют право заниматься экспертизами).

Помните, что проведённая экспертиза не у уполномоченного на это лица не имеет никакой юридической силы. Поэтому очень важно подойти к выбору независимого оценщика с должным вниманием.

Виды автотехнической экспертизы и их особенности

Несмотря на то, что экспертиза нацелена на одно (установление обстоятельств дела и его виновника), существует несколько видов указанных процедур, которые отличаются объектом исследования:

1. Экспертиза, направленная на выяснение обстоятельств аварии. В рамках данного расследования устанавливается:

1.1. Скорость автотраспорта перед столкновением и в момент происшествия.
1.2. Допустимый предел скоростного режима на том участке дороги, на котором случилось ДТП.
1.3. Расстояние тормозного пути.
1.4. Возможные варианты развития события и действия, которые могли предотвратить случившееся.

2. Экспертиза, определяющая техническое состояние автомобиля подозреваемого. Здесь рассматривается:

1. Наличие либо отсутствие неисправностей в автомашине из-за которых могло случиться ДТП.

2.2. Причины наличия таких неисправностей (некачественный ремонт, брак на производстве, безответственное обращение владельца с имуществом).

Например, данный вид проверки обстоятельств ситуации необходим в подобных ситуациях: водитель приобрел б/у автомобиль, после 5 лет эксплуатации совершилась поездка по трассе, где было разрешено двигаться со скоростью 100 км/ч. В этот момент у машины отказали тормоза, её вынесло на встречную полосу движения, где произошло столкновение на скорости больше 200 км/ч (при встречном движение и столкновении скорости обоих объектом складываются).
Чтобы прийти к заключению, что причиной аварии стали сломанные тормоза, необходимо проводить расследование технического состояния автомобиля.

3. Трасологическое исследование. Для проведения этого вида процедуры подробно изучается место ДТП и устанавливается:

3.1. Взаимное расположение всех участников ДТП относительно друг друга при ударе.
3.2. Траектория их движения перед и после столкновения.
3.3. Часть автомобиля, которой была повреждена другая машина.

4. Проверка дорожных условий в момент произошедшей ситуации. Данная экспертиза используется крайне редко и в её рамках рассматриваются:

4.1. Дорожные указатели, покрытие, разметка.

4.2. Факторы видимости.

Это исследование применяется реже всего из-за трудности установления некоторых нюансов, которые в случае неверного умозаключения могу негативно повлиять на само расследование.

5. Автотовароведческая процедура. Из составляющих частей названия: «авто» и «товароведческая» становится ясно, что речь идёт о ценовой политике произошедшего инцидента и устанавливается:

5.1. Стоимость ремонтных работ над автомобилем для устранения последствий столкновения.
5.2. Рыночная цена машины до ДТП.
5.3. Разница в цене между «было» и «стало» после аварии.
5.4. Стоимость оставшихся целыми остатков автотранспорта.

Необходимость конкретной экспертизы устанавливается в зависимости от индивидуальных обстоятельств дела.

Этапы проведения экспертизы

Экспертиза – это процесс, череда определённых действий, а не сам осмотр места аварии и автомобилей. Поэтому существует чёткий порядок проведения независимого исследования, который следует разобрать по конкретным шагам. Ведь именно от их правильности зависит успех экспертизы.

Выбор экспертной организации или эксперта

Главное условие для компании – это регистрация в базе саморегулируемых организаций оценщиков и наличие действующей лицензии. Если вы предпочитаете обратиться к индивидуальному предпринимателю, который единолично специализируется на проведении данной процедуры, то нужно уточнить у него наличие персонализированного идентификатора.

Не важна и репутация компании, которую можно узнать по оставленным отзывам в интернете либо проконсультироваться по вопросу у своего автоюриста. Если мнение окружающих людей про выбранную организацию оставляет желать лучшего, значит, и проведённая процедура будет выполнена не на должном уровне.

Заключение письменного соглашения о сотрудничестве и оплата предоставляемых услуг

Перед тем как подписать договор, внимательно изучите его содержание. Прочтите всё внимательно и вдумчиво, останавливаясь на каждом неясном пункте и уточняя его у эксперта. Если предоставленная бумага вызывает подозрения, то её можно показать своему юристу. Помните, что плохо изученный договор может поставить вас в очень плачевную ситуацию.

Заранее обсудите размер оплаты: её сумма, срок выплат и от каких факторов зависит стоимость экспертизы, может ли ценник повыситься и т. п. Если это всё прописано в договоре, и вы его подписали, то автоматически становитесь носителем определённых обязательств, не соблюдение которых ведёт к негативным санкциям. Чаще всего даже последствия невыполнения договорных обязанностей прописывают в соглашении.

Оповещение всех заинтересованных лиц в проведении автотехнической экспертизы

Не забудьте уведомить не менее чем за 3 дня всех заинтересованных лиц в будущем мероприятии, а именно: и дате, и месте его проведения (это может быть страховая организация, иные участники аварии, ваш индивидуальный юрист или адвокат и др.). Причём сделать это нужно не устным «приглашаю», а через официальные документы с помощью заказного письма с уведомлением о доставке.

Обязательно сохраните все бумаги, которые подтверждают факт отправки уведомления. Это обезопасит вас и саму экспертизу в случае неявки заинтересованных лиц, ведь суд не сможет усомниться в законности и достоверности проведённого исследования, так как все лица были приглашены.

Подготовка автомобиля к осмотру

Эксперт должен легко видеть все повреждения и без труда добираться до каждого уголка повреждённого авто. Поэтому перед тем, как пригнать машину на место проведения осмотра, обязательно помойте ТС и уберите все лишние предметы из салона и багажника, отвяжите капот, если вы его привязываете и т. п. Если вы храните в авто пакеты или сумку с инструментами, то выложите это всё на время осмотра.

Это необходимо не только для облегчения работы эксперта, но также и для более чёткого осмотра, что может повлиять на его качество, так как за грязью или лишними предметами могут спрятаться важные улики для установления обстоятельств аварии.

Сбор необходимых документов и сам процесс осмотра

Перед тем как приехать на место экспертизы, соберите все нужные бумаги:

• паспорт гражданина Российской Федерации;
• водительское удостоверение;
• документы на машину: СТС, страховой полис, пройденный технический осмотр перед получением полиса ОСАГО, ПТС;
• документы о ДТП (протокол, постановление об административном правонарушении);
• судебное решение или иные бумаги от уполномоченных лиц, которые потребовали от вас прохождения процедуры.

После того как вы прибыли на место и отдали авто на осмотр, спокойно ждите конца процесса, не мешайте эксперту, не отвлекайте его вопросами или советами. В случае просьбы мастера в помощи, культурно выполните просьбу и отойдите на место ожидания. Если вы помешаете оценщику, он может допустить ошибку, которая повлияет на всё расследование.

Получение готового отчёта

После того как компания закончила отчёт, не хватайте бумаги сразу же и не убегайте за считанные минуты. Изучите все предоставляемые вам документы перед тем как их подписать. Прочтите каждый пункт и подпункт, если возникают вопросы или подозрения — уточните спорные моменты. Рекомендуется забирать и подписывать бумаги в присутствии собственного юриста, который более точно скажет, подходят ли документы.

Если вы заметите ошибку в заключении дома и уже после подписи отчёта, то вряд ли компания согласится переделать выполненную работу, так как факт подписи говорит за вас «с документом согласен и нареканий нет».

Вопросы эксперту

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:

1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).

Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.

Заключение экспертизы

Автотехническая экспертиза при ДТП, сроки проведения её, а также стоимость зависят от конкретных сложностей процедуры. Например, исследование может длиться от 3 до 8 дней (чем сильнее повреждения автомобиля, тем больше времени на него требуется) и стоить от 3 000 до 10 000 рублей (чем больше времени и сил требуется оценщику для установления всех обстоятельств, тем дороже выйдет работа).

Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:

• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.

На каждый поставленный вопрос должен быть предоставлен ясный и читабельный ответ, который не создаёт дополнительных вопросов. Ответы пишутся в точно такой же последовательности, как и стояли вопросы. Все заключение подписывает то лицо, которое непосредственно проводило осмотр, если оценщиком выступала организация, то бумага заверяется подписью руководителя и печатью юридического лица.

Судебная практика

Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:

• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения;

• исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа;
• после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы);
• экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе;
• судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании;
• очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.

Заключение

Автотехническая экспертиза – важный момент во всем расследовании ДТП. К нему нельзя подходить невнимательно или некачественно выбирать себе оценщика. Рекомендуется все этапы процедуры проходить со своим квалифицированным юристом.
Несмотря на то, что экспертиза и услуги правового помощника стоял не дешево, по сравнению с уголовным штрафов или лишением свободы на несколько лет — это незначительные деньги. Помните, что вы платите не за бумаги и консультации, а за минимизацию наказания за совершённое деяние.

Источник https://autoizakon.ru/dtp/avtotehnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp

Более подробную информацию Вы можете получить на сайте https://avtotech.cchgeu.ru/

Тел.: +7(906)581-43-22

E-mail: etarasov@cchgeu.ru

Эффективность расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также административных материалов этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения судебной авто-технической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, их соответствия ДТП, полноты и достоверности исследования, а также относимости, достоверности и полноты исходных данных и мате-риалов, представляемых на исследование.

Судебная автотехническая экспертиза – род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и его обстоятельств, технического состояния транспортного средства (ТС) и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.

Судебная автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом пред-мета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделятся следующие виды:

– судебная экспертиза обстоятельств ДТП;

– судебная экспертиза технического состояния ТС;

– судебная транспортно-трасологическая экспертиза – судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)

— судебная автотовароведческая экспертиза

– судебная экспертиза транспортных средств в целях определения стоимости восстанови-тельного ремонта и оценки;

– судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП;

-судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, – трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, технического исследования документов и др.

Судебная автотехническая экспертиза установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

– определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;

-определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;

– определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;

– установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;

– определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;

– определение времени преодоления ТС определенных участков пути;

– установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;

– определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;

– определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;

– какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;

Судебная автотехническая экспертиза установления технического состояния транспортных средств

Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.

К задачам, решаемым судебной экспертизой технического со-стояния ТС, относятся следующие:

– установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;

– установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;

– установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;

– установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;

– установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

Судебная транспортно-трасологическая экспертиза

Предмет судебной транспортно-трасологичекой экспертизы – судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:

– определение механизма ДТП;

– установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;

– установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;

– установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;

– установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;

– установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;

– установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;

– установление части ТС, которой нанесены повреждения потер-певшим;

– определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;

– установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;

– установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;

– установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;

– установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии,

Наряду с приведенными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

– установление взаиморасположения человека и частей ТС;

– оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;

– определение позы и двигательных реакций пострадавших;

– выявление признаков, характеризующих действия водителя;

– получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей.

Судебная автотовароведческая экспертиза

Предметом судебной автотовароведческой экспертизы является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных дета-лей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Задачи, решаемые экспертами-автотовароведами:

– идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование транспортного средства);

– установление фактических данных о техническом состоянии транс-портного средства в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;

– определение технологии и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;

– установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;

– определение износа транспортного средства, его составляющих;

– определение рыночной стоимости транспортного средства и его отдельных элементов;

– установление стоимости годных остатков транспортного средства;

– определение величины утраты товарной стоимости транспортного средства;

– определение размера страхового возмещения.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза

Подборка наиболее важных документов по запросу Автотехническая экспертиза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Автомобильный транспорт:
  • 310.29.10.21
  • 310.29.10.22
  • 330.30.99.10
  • 51000 код вида транспортного средства
  • Автобус амортизационная группа
  • Показать все →

Еще

  • Автомобильный транспорт:
  • 310.29.10.21
  • 310.29.10.22
  • 330.30.99.10
  • 51000 код вида транспортного средства
  • Автобус амортизационная группа
  • Показать все →

Формы документов

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ
к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Форма: Должностная инструкция специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ
к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Форма: Заключение независимой автотехнической экспертизы после дорожно-транспортного происшествия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)

Судебная практика

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ
к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 12.1 «Независимая техническая экспертиза транспортного средства» Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»СТАТЬЯ 12.1 «НЕЗАВИСИМАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ
к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 12.1 «Независимая техническая экспертиза транспортного средства» Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»СТАТЬЯ 12.1 «НЕЗАВИСИМАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ
к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

«Автотранспорт»
(под ред. Т.В. Гороховой)
(«ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019)7.5.2. Как провести автотехническую экспертизу

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ
к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

«Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе: монография»
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Россинская Е.Р.)
(«Норма», «ИНФРА-М», 2018)Глава 28. СУДЕБНАЯ АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25
(ред. от 24.05.2016)
«О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»8. Судам следует иметь в виду, что в компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда (например, о степени виновности участника дорожного движения). При анализе и оценке заключений автотехнических экспертиз судам следует также исходить из того, что объектом экспертного исследования могут быть обстоятельства, связанные лишь с фактическими действиями водителя транспортного средства и других участников дорожного движения.

Автотехническая экспертиза охватывает массив вопросов, связанных с различными транспортными средствами, которые стали участниками дорожно-транспортного происшествия. Эксперты, при необходимости, могут сделать целый ряд заключений в отношении некоторых обстоятельств ДТП, в отношении действий водителей в данной ситуации, а также в отношении того, соответствовало ли ТС на момент аварии требованиям ПДД РФ и другим техническим нормам.

Задачи, которые могут быть поставлены перед автотехнической экспертизой

  • Определение отдельных обстоятельств происшествия, а также каков был механизм возникновения инцидента;
  • Идентифицировать по этапам развитие дорожно-транспортного происшествия;
  • Составление схемы расположения транспортных средств после аварии на дорожном полотне, а также определение технических параметров столкновения (например, угла схождения);
  • Вычисление направления движения для каждого ТС, участвовавшего в ДТП, для разных моментов времени (до аварии, в момент ее возникновения и после);
  • Точная идентификация локации на проезжей части, где произошло столкновение;
  • Вычисление точных параметров столкновения, которые имели место быть в процессе аварии;
  • Вычисление точного скоростного режима автомобиля в момент нажатия водителем на педаль тормоза;
  • Теоретические вычисления относительно подтверждения факта технической возможности для водителя по предотвращению аварии, столкновения или наезда на человека (препятствие);
  • Идентификация траектории движения транспортного средства и траектории движения человека (при наезде на пешехода);
  • Установление соответствия маневров водителя по предотвращению аварии требованиям, изложенным в ПДД РФ;
  • Определение оптимальной последовательности действий для каждого участника дорожно-транспортного происшествия по предотвращению инцидента;
  • Было ли в процессе аварии влияние негативных факторов, не зависящих от воли водителя (например, неровности дороги или выбоины);
  • Установление отдельных нарушений водителем транспортного средства правил дорожного движения, которые могли бы привести к аварии (например, один из водителей совершил выезд на перекресток под запрещающий сигнал светофора);
  • Определение правильных действий для каждого участника аварии в сложной ситуации с позиции требований ПДД РФ (например, приоритет проезда перекрестка на зеленый сигнал светофора);
  • Выявление приоритета для одного из водителей, который должен был бы быть использован в сложившейся ситуации;
  • Правовое обоснование (с точки зрения ПДД) действий водителя в произошедшей аварийной ситуации;
  • Установление причинно-следственной связи между действиями водителя ТС и наступивших в результате инцидента последствий;

Для того, чтобы установить корректный перечень вопросов для экспертизы, требуется полноценно проанализировать все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. С данной целью АНО ЦСЭ «Специалист» предлагает услуги предварительной консультации с формулировкой вопросов для экспертизы. Для наших клиентов это бесплатно.

Какие данные требуются эксперту для предварительного анализа:

  • Комплект документов об обстоятельствах дорожно-транспортного-происшествия – тут необходимы письменные объяснения всех участников ДТП, пояснения сотрудника ГИБДД, протоколы об административных правонарушениях (при их наличии), постановление о привлечении к ответственности по административному правонарушению, протоколы осмотра места ДТП и т.д.;
  • Фотографии и записи с видеорегистраторов с места ДТП (если есть);
  • Поврежденное транспортное средство (можно обойтись фотографиями, если они раскрывают достаточно информации о повреждениях);
  • Фотографии окружающей обстановки на месте ДТП (дорожное полотно, знаки, разметка и другие обстоятельства, которые могли оказать влияние на инцидент).

Вопрос о возможности производства исследования при неполном комплекте материала решается в индивидуальном порядке в зависимости от поставленных вопросов.

При постановке на исследование вопросов, связанных с оспариванием сведений, зафиксированных на схеме ДТП или в протоколе осмотра места ДТП, целесообразно предоставление объяснения с изложением позиции оспаривающего лица и указанием выявленных несоответствий объективной дорожно-вещной обстановке.

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза представляет собой специальное исследование автотранспортных средств с целью оценки их текущего состояния и определения механизма произошедших с ними изменений. Как правило, автотехническая экспертиза применяется в отношении автомобилей, побывавших в дорожно-транспортных происшествиях. Данное исследование необходимо для установления актуальной стоимости транспортного средства и определения, нанесенного его владельцу материального ущерба. Кроме того, с помощью этого вида экспертизы можно выяснить подробности происшествия, определить факторы, по которым суд впоследствии сможет установить виновника аварии.

Определение стоимости восстановительного ремонта — данный вид автотехнической экспертизы занимается установленним фактических данных о техническом состоянии автомототранспортных средств (АМТС), наличия и характера технических повреждений, стоимости АМТС и отдельных элементов, стоимости восстановительного ремонта в связи с ДТП или в результате иных повреждений и событий.  Читать далее 

Определение величины утраты товарной стоимости —  данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий, вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей. Читать далее

Определение стоимости годных остатков — данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием стоимости транспортного средства, пришедшего в негодность по причинам аварийного повреждения или разукомплектования, производится по процентной доле сохранившихся агрегатов, узлов и деталей в стоимости транспортного средства. Читать далее

Определение среднерыночной стоимости транспортного средства — данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием наиболее вероятной цены, по которой данный объект оценки может быть продан (отчужден) на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Читать далее

Транспортно-трасологическая экспертиза — данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения транспортного средства в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения транспортного средства до и после столкновения, какими частями транспортного средства могли быть оставлены повреждения на другом транспортном средстве, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Читать далее

Установление обстоятельств ДТП — данный вид автотехнической экспертизы занимается реконструкцией произошедшего дорожно-транспортного происшествия с восстановлением всех сопутствующих ему факторов и изучением окружающей обстановки. К этой экспертизе прибегают в тех случаях, когда необходимо восстановить точную картину произошедшего события, особенно если нет свидетельских показаний, либо показания противоречивы и недостаточно исчерпывающи. Инициатором экспертизы может быть потерпевший, либо виновник дорожно-транспортного происшествия, если он полагает, что его вины в случившейся аварии нет. Исследование также может быть назначено по решению суда.   Читать далее

Установление причин возгорания транспортного средства — данный вид автотехнической экспертизы занимается определением причин возгорания и установлением причин распространения огня. В случаях, когда причиной является технический дефект, эксперты определяют деталь, послужившую источником пожара. Если был произведен поджог, эксперт устанавливает использованные злоумышленником средства, определяет время поджога. Читать далее

Экспертиза технического состояния транспортного средства — представляет собой один из видов автотехнической экспертизы. Основной задачей данного исследования является определение наличия неисправностей в данном автомобиле, или же отсутствия таковых. Анализ состояния автомобиля осуществляется в отношении следующих его частей: Двигатель; Ходовая часть; Коробка переключения передач; Шасси; Бамперы; Электрическое оснащение автомобиля; Подвеска; Прочие элементы. Наиболее часто исследование производится в отношении двигателя транспортного средства и определения его мощности. Можно произвести исследование одного или нескольких компонент автомобиля, а также проанализировать техническое состояние всего автотранспортного средства в целом. Читать далее

Экспертиза лакокрасочного покрытия — данный вид автотехнической экспертизы занимается обнаружением на предмете-носителе микроследов лакокрасочных материалов и покрытий, определением факта перекраски предметов, установлением механизма образования следов вещества на предмете, а также установлением технологии окраски предметов и отожествлением предмета по отдельным частицам лакокрасочных материалов. Читать далее

ОТПРАВИТЬ ЗАПРОС

Автотехническая экспертиза

Предметом судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства (ТС), дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме дорожно-транспортного происшествия (ДТП), а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала. Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных знаний в САТЭ выделяются следующие виды:

  • судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  • судебная экспертиза технического состояния ТС;
  • судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);
  • судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ, либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, – трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Объекты судебной экспертизы обстоятельств ДТП – данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

  • определение скорости движения и других параметров ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места наезда (столкновения) в заданные органом (лицом), назначившим экспертизу, моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом), назначившим экспертизу, моменты;
  • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации согласно Правилам дорожного движения (ПДД);
  • какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями ПДД они регламентированы;
  • определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД;
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД, для предотвращения происшествия;
  • установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу, момент (когда водитель имел объективную возможность обнаружить возникновение опасности для движения);
  • определение причинной связи между несоответствиями действий водителя ТС требованиям ПДД и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т. п.).

Отдельные задачи экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой. Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП.

Объекты судебной экспертизы технического состояния ТС – автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них. По видам ТС объектами могут быть следующие: велосипеды, мотоциклы, мотороллеры пассажирские и грузовые, автомобили отечественного и зарубежного производства, трамваи и троллейбусы (пассажирские и грузовые), тракторы (гусеничные и колесные), дорожные машины, сельскохозяйственные машины, аэросани, снегоходы, вездеходы, немеханические ТС и т. д. (не являются объектами исследования САТЭ ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта).

Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.

В рамках судебной экспертизы технического состояния ТС решаются следующие задачи:

  • установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
  • установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за тех-ническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  • установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
  • установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

Отдельные задачи экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой и/или трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) и времени поломки деталей ТС.

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) – это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения ТС, расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения, наезда, опрокидывания.

Объекты судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела.

Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на месте ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:

  • определение механизма столкновения ТС, опрокидывания, наезда на неподвижное препятствие;
  • установление характера и траекторий движения ТС до и после ДТП;
  • установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
  • установление угла столкновения ТС;
  • установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
  • установление расположения места столкновения ТС или места наезда на пешехода;
  • установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первичного контакта;
  • установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  • установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  • установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС;
  • установление возможности получения механических повреждений, имеющихся на транспортных средствах, при взаимном контактном взаимодействии.

Наряду с приведенными существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

  • установление механизма наезда на пешехода;
  • определение места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
  • установление взаиморасположения человека и частей ТС в момент первичного контакта;
  • получение объективной информации об условиях травмирования для ее сопоставления с показаниями свидетелей.

Судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС. Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.

Объекты судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – участок дороги на месте происшествия, непосредственно примыкающие к нему участки движения ТС, элементы ТС, взаимодействующие с дорогой.

Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.

В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи:

  • установление основных квалификационных характеристик дороги (особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации);
  • установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
  • определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);
  • установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
  • определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
  • установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
  • определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и произошедшим ДТП.

Практика показывает, что для решения простейшей задачи САТЭ – определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода путем торможения (экспертиза обстоятельств ДТП) – используется около 15 исходных данных. При решении более сложных задач перечень исходных данных, необходимых при исследовании, как правило, превышает это число и в отдельных случаях может достигать 50. Все исходные данные должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ. Обилие исходных данных, которые нужно указывать в постановлении (определении) о назначении экспертизы, закономерно вызывает у следователей (судов) значительные сложности. В целях облегчения процедуры назначения САТЭ приводится перечень базовых (основных) исходных данных, которые устанавливаются следователем (судом) и в зависимости от вида ДТП должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ.

  1. По всем делам, связанным с расследованием ДТП.

    1.1. Фабула ДТП с подробным описанием ДТС.

    1.2. Дорожные условия: тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, брусчатка, булыжное, щебеночное, гравийное, песчаное, дерновое, глинистое и т.д.); состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка либо подверженное другой обработке, гололедица и т.д.). Во всех случаях необходимо указать, равномерна или нет по состоянию проезжая часть. Если неравномерна, то указать, в чем заключается неравномерность, а также по возможности представить координаты границ изменения состояния проезжей части; состояние поверхности проезжей части (наличие повреждений: ямы, выбоины, просадки, нарушение уровня, другие дефекты, размеры этих повреждений, навалы кирпича, строительного материала, мусора, снега, песка и т.д.), наличие отдельных предметов, затрудняющих движение ТС, координаты расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП; размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (обочины, откосы, ширина проезжей части, тротуаров и т.д.); продольный и поперечные профили проезжей части в градусах или в процентах (спуск, подъем в направлении движения ТС либо горизонтальный); наличие разметки проезжей части, дорожных знаков, пешеходных переходов, светофорных объектов и т.д.; установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, круговое, число полос для движения, их ширина, одностороннее с полосой для встречного транспорта общественного пользования, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек и т.д.); дата и время суток ДТП; месторасположение ДТП (населенный пункт, ненаселенный пункт и т.д.); дальность видимости проезжей части, наличие искусственного или естественного освещения;

    1.3. Наличие следов ТС на проезжей части, их характер, расположение по ширине проезжей части, протяженность, при наличии следов торможения необходимо указать, от каких колес оставлены следы торможения и до оси каких колес (передней или задней) измерен след. В случае если ТС в процессе торможения разворачивалось, указать, на какой угол и протяженность участка разворота. В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии либо накатом преодолело участки с различным типом дорожного покрытия (асфальт, гравийное покрытие и т.д.) или с различным состоянием проезжей части (мокрая, сухая, обледенелая и т.д.), необходимо привести последовательность и протяженность каждого участка; при пересечении под углом, отличающимся от прямого, указать угол пересечения в градусах либо в относительных величинах (подобная ситуация может наблюдаться при съезде ТС с проезжей части на обочину). В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии или накатом преодолело какое-либо препятствие, находящееся по уровню выше (ниже) проезжей части (например, бордюрный камень), указать высоту (глубину) этого препятствия (препятствий). В случае если у ТС затормаживались только колеса одной оси (стороны), указать, какой (либо какое, если это одно колесо), а также причину незатормаживания. Кроме того, указать другие индивидуальные черты, касающиеся процесса торможения.

    1.4. Скорость движения ТС, пешеходов, животных (определяется для последних экспериментально) и т.д.

    1.5. Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочин, кюветов, откосов и т.д.).

    1.6. Дальность видимости элементов проезжей части с рабочего места водителя (определяется следственным экспериментом).

    1.7. Координаты места наезда (столкновения, опрокидывания и т.д.).

    1.8. Техническое состояние ТС до ДТП.

    1.9. Марка, модель ТС.

    1.10. Наличие предупредительных знаков, установленных на ТС (ограничение скорости, ручное управление, глухой водитель и т.д.).

    1.11. Степень загруженности ТС (вес груза и/или количество пассажиров); в случае если груз негабаритный, указать его габариты относительно ТС, а также условие его закрепления на ТС.

    1.12. В случае если при расследовании установлены факторы, способствующие совершению ДТП, необходимо указать их (например, вмешательство пассажира в управление ТС).

  2. Дополнительные исходные данные для случаев наезда на пешеходов (велосипедистов).

    2.1. Момент возникновения опасности для движения либо препятствия, т.е. момент, в который водитель ТС должен принять меры для предотвращения наезда.

    2.2. Направление движения пешеходов (в дальнейшем под пешеходами подразумеваются и велосипедисты) для случаев, когда пешеход перед наездом двигался в попутном направлении (параллельно его траектории движения) либо под углом к ТС – в этом случае необходимо указать угол сближения ТС и пешехода, а также с какой, левой или правой, стороны от ТС происходило это сближение; то же самое для случая движения во встречном для ТС направлении; в случае движения в перпендикулярном направлении указать, «слева направо» или «справа налево».

    2.3. Расстояние, которое преодолел пешеход с момента возникновения опасности для движения или препятствия до момента наезда; если пешеход менял темп движения, указать протяженность каждого участка и скорость движения на каждом участке; если пешеход останавливался – время остановки; для велосипедиста, в случае если велосипед затормаживался перед наездом, указать расстояние, преодоленное в заторможенном состоянии до наезда, и какими тормозами (ручным, ножным, на переднее, заднее колесо) производилось торможение.

    2.4. Какой частью ТС был произведен контакт с пешеходом при наезде.

    2.5. Указать, применял или не применял водитель ТС торможение перед наездом; если применял – координаты места наезда относительно следов торможения либо на какое расстояние продвинулось ТС в заторможенном состоянии до или после наезда.

    2.6. В случае наезда на пешехода, появившегося из-за препятствия, необходимо указать: интервал между ТС и препятствием, ограничивающим обзорность; скорость движения ТС, ограничивающего обзорность, либо что оно находилось в неподвижном состоянии; вид и модель ТС, ограничивающего обзорность; направление движения ТС, ограничивающего обзорность; при одинаковых скоростях ТС и попутном движении – дистанцию; при различных скоростях ТС при попутном движении, а также при любых скоростях во встречном движении – расстояние от ТС, ограничивающего обзорность, до линии движения пешехода в момент его выхода из-за габарита ТС, ограничивающего обзорность; для случаев движения пешехода по направлениям, перпендикулярным к направлению движения ТС, все расстояния указываются от места наезда; затормаживалось или нет ТС, ограничивающее обзорность, до линии движения (места наезда) на пешехода, и если да, то координаты следов торможения относительно места наезда.

    2.7. Для всех случаев наезда при ограниченной видимости (ночь, туман, дождь, снегопад и т.д.) необходимо указывать дальности видимости дороги и препятствия – обе величины определяются экспериментальным путем (эксперимент необходимо проводить в условиях, наиболее приближенных к условиям на месте совершения ДТП).

  3. Дополнительные исходные данные для случаев столкновения ТС.

    3.1. На перекрестках.

    3.1.1. Обустройство перекрестка, его топографо-планировочная схема (расположение домов, деревьев и других препятствий, ограничивающих обзорность). Наличие за светофорными объектами рекламных люминесцентных витрин, совпадающих по своему цвету с цветовыми сигналами светофора, и т.д.

    3.1.2. Порядок организации движения ТС на перекрестке и образующих его улицах (дорогах).

    3.1.3. Наличие разметки, ее расположение, возможность видеть для водителей из-за снежного или другого покрытия.

    3.1.4. Наличие светофорных объектов, расположение на перекрестке, режим (цикл) и характер их работы.

    3.1.5. Расположение места столкновения, следов ТС относительно границ перекрестка.

    3.1.6. Применяли или не применяли водители перед столкновением торможение; если да, то на каком расстоянии от начала следов торможения произошло столкновение.

    3.1.7. Расположение ТС по ширине проезжей части перед выездом на перекресток.

    3.1.8. Техническое состояние и загруженность ТС, какими частями произошло их столкновение.

    3.2. Дорога вне населенных пунктов.

    3.2.1. Попутное или встречное столкновение.

    3.2.2. Применялось или не применялось торможение перед столкновением; если да, то на какое расстояние продвинулось в заторможенном состоянии ТС до столкновения, а также после столкновения до остановки.

    3.2.3. Момент возникновения опасности для движения, а также время либо расстояние и скорость движения с момента возникновения опасности (препятствия) для движения до столкновения.

    3.2.4. Какими частями столкнулись ТС, их загруженность, техническое состояние и скорость движения.

    3.2.5. Если столкновение произошло после выезда одного из ТС на встречную полосу движения либо в соседний ряд, необходимо указать, какое расстояние преодолело ТС с этого момента до столкновения.

    3.2.6. Расположение следов ТС, оставленных на проезжей части, относительно оси проезжей части и ее границ.

    3.2.7. Расположение места столкновения ТС относительно оси проезжей части и ее границ.

    3.2.8. Расположение ТС и их частей после столкновения относительно границ проезжей части и друг друга.

    3.2.9. Если столкновение произошло с неподвижным ТС, то указать расположение неподвижного ТС относительно границ и оси проезжей части.

    3.2.10. При столкновении в темное время суток – расстояния видимости дороги и препятствия.

  4. Дополнительные исходные данные для случаев потери устойчивости ТС.

    4.1. Характеристика следов, оставленных на проезжей части (являются ли они следами торможения, бокового скольжения, заноса или торможения с заносом и разворотом ТС; при этом, как правило, следы левой и правой стороны раздваиваются из-за того, что передние и задние колеса ТС двигаются по различным траекториям).

    4.2. Величина радиуса и угла закругления (поворота) дороги.

Приведенный перечень исходных данных, использующихся в САТЭ, естественно, не является исчерпывающим, но, тем не менее, он позволяет следователям (суду) сориентироваться во всем многообразии исходных данных и представить для исследования именно те из них, которые отвечают особенностям конкретного ДТП. При необходимости более полного представления объема исходных данных эксперт может заявить следователю (суду) об этом в ходатайстве о представлении дополнительных данных.

Обновлено: 15.08.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется автостоянка
  • Как правильно пишется автостанция
  • Как правильно пишется авторучка
  • Как правильно пишется авторитет или авторитет
  • Как правильно пишется авторитет или автаритет