- дирижерская палочка
- baton
имя существительное:
Русско-английский синонимический словарь.
2014.
Смотреть что такое «дирижерская палочка» в других словарях:
-
ПАЛОЧКА — ПАЛОЧКА, палочки, жен. 1. уменьш. к палка; маленькая и тонкая палка. Деревянная палочка. Барабанные палочки. Опираться на палочку. Палочка шоколада. || Предмет такой формы, служащий дирижеру для управления оркестром. Дирижерская палочка. 2. То же … Толковый словарь Ушакова
-
bacchetta — ит. [баккэ/тта] 1) дирижерская палочка 2) палочка для ударн. инструм. 3) древко смычка ◊ bacchetta con la testa di feltro duro ит. [баккэ/тта кон ла тэ/ста ди фэ/льтро ду/ро] палочка с головкой из твердого войлока bacchetta di ferro … Словарь иностранных музыкальных терминов
-
па́лочка — и, род. мн. чек, дат. чкам, ж. 1. уменьш. к палка; маленькая палка. Барабанные палочки. Дирижерская палочка. □ Он покупал петуха на палочке и медленно, до самой шейки его обсасывал. И. Грекова, Маленький Гарусов. 2. чего. Предмет продолговатой… … Малый академический словарь
-
ДИРИЖИРОВАТЬ — (франц.), управлять оркестром, хором или оперным представлением. Музыкальное произведение может, в границах данных композитором указаний, быть исполнено весьма различным образом, смотря по тому, как понимает его исполнитель. Но при исполнении… … Музыкальный словарь Римана
-
ДИРИЖЁРСКИЙ — ДИРИЖЁРСКИЙ, дирижёрская, дирижёрское. прил. к дирижер. Дирижерская палочка. Дирижерская должность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
дирижёрский — ая, ое. dirigeur m. 1. Отн. к дирижеру. Дирижерский пульт. Дирижерская палочка. БАС 2. Дирижерская должность. Уш. 1934. На дирижерском месте сидит такой превосходный толкователь Вагнера как Феликс Мотуль. МБ 1900 12 3 262. || Предназначенный для… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
-
stick — англ. [стик] 1) древко смычка 2) дирижерская палочка 3) палочка для ударн. инструм … Словарь иностранных музыкальных терминов
-
wand — англ. [уо/нд] палочка, дирижерская палочка; то же, что baton … Словарь иностранных музыкальных терминов
-
дирижёрский — ая, ое. прил. к дирижер. Дирижерская палочка. Дирижерский пульт … Малый академический словарь
-
Римский-Корсаков Н. А. — Николай Андреевич (6 (18) III 1844, Тихвин 8 (21) VI 1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Псковской обл.) рус. композитор, педагог, дирижёр, муз. обществ. деятель. Род. в дворянской семье. Первоначальное общее и муз. образование получил … Музыкальная энциклопедия
-
Засекреченный город (фильм) — Засекреченный город Жанр приключения Режиссёр Михаил Юзовский Автор сценария Андрей Кучаев В главных ролях … Википедия
Данное существительное является заимствованным. Оно пришло в русский язык из английского («diriger») и переводится «управлять, руководить». Согласно словарным нормам оно не поменяло своего написания при транслитерации, а потому в первом слоге следует писать гласный «и». Его следует запомнить: «дирижёр».
Таким образом, писать правильно «дирижёр». «Дерижёр» — это неверное написание.
Примеры предложений
Оркестром руководит знаменитый дирижёр, которого знали даже в Европе.
Он был дирижёром по жизни – все делали, что он говорил.
Концерт выдался неудачный – дирижёр был ужасен.
Пример из литературы
Дирижёр размахивает палкой, испуганные музыканты начинают играть.
(А. Аверченко, «Почти смешные истории»)
Spam
Ученик
(213),
закрыт
11 лет назад
Дополнен 11 лет назад
у нее определенно есть название. не надо писать, что так и называется.
Слово «дирижёр» пишется с буквой «ё» после шипящего согласного. Написание безударных гласных «и» в корне посмотрим в орфографическом словаре.
Прежде чем сделать свой выбор в написании букв о-е (ё) после шипящих в существительном, посмотрим, в какой части слова имеется проблема, заставившая нас задуматься.
В русском языке слово «дирижёр» заимствованное. Определим его морфемный состав:
дирижёр — корень/суффикс/окончание (нулевое).
Написание букв «и» в корне анализируемого слова посмотрим в орфографическом словаре и запомним его.
В слове «дирижёр» пишется буква «ё» или «о»?
Согласно правилу в суффиксах существительных, прилагательных и наречий после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» под ударением пишется буква «о», а без ударения — «е»:
- каблучо́к
- старушо́нка
- большо́й
- горячо́
А как быть с исследуемым словом? Подчиняется ли оно этому написанию? Ведь в его составе гласный суффикса тоже является ударным.
В русском языке насчёт написания суффикса -ёр- существует правило, что после шипящих этот иноязычный суффикс пишется с буквой «ё», например:
- дирижёр
- массажёр
- монтажёр
- тренажёр
- ретушёр.
Слово «дирижёр» правильно пишется с буквой «ё» в суффиксе -ёр- после шипящего согласного «ж» согласно правилу орфографии.
Не путаем с этими словами написание существительного «мажор» и производного прилагательного «мажорный», в морфемном составе которых нет этого суффикса. Буква «о» пишется после шипящего согласного в корне этих родственных слов:
мажор — корень/окончание;
мажорный — корень/суффикс/окончание.
Примеры
Дирижёр занял свое место перед оркестром и взмахнул палочкой.
Скрипач В. Т. Спиваков — известный дирижёр и педагог.
Дирижёр оркестра «Виртуозы Москвы» создал фонд для музыкально одаренных детей.
В. Спивакову поклонники подарили скрипку Страдивари, которая, по его словам, учит его играть.
Современная дирижёрская палочка
Дирижёрская палочка — предмет, служащий дирижёру для управления оркестром. Используется в дирижировании с XIX века[1]. Прежде для отбивания такта использовалась баттута.
История[править | править код]
До появления дирижёрской палочки существовали различные формы управления музыкальным коллективом: в хронологическом порядке друг друга сменяли запев, осуществляемый лидером хора, хейрономия (условные жесты кисти и пальцев), тактирование (отбивание такта баттутой), концертмейстерское управление (музыкант, как правило, клавесинист, ведущий за собой оркестр). Время от времени концертмейстер мог прекращать игру и использовать для дирижирования вспомогательные предметы: смычок, свёрнутый рулон бумаги, палочку[2].
В XIX веке развитие симфонической музыки и усложнение состава оркестра потребовали освобождения дирижёра от исполнительской деятельности и его полного сосредоточения на процессе дирижирования[2]. Именно в этот период общепринятым становится использование дирижёрской палочки. К новому стилю дирижирования практически одновременно прибегли такие музыканты, как И. Ф. Мозель (1812, Вена), К. М. Вебер (1817, Дрезден), Л. Шпор (1817, Франкфурт-на-Майне)[3].
Характеристики[править | править код]
Дирижёрская палочка, как правило, изготавливается из лёгких сортов древесины, углепластика или стекловолокна. Чаще всего она окрашена в белый цвет, но может также иметь цвет натуральной древесины. Иногда палочка подсвечивается с помощью батарейки, спрятанной в ручке[4]. Ручка делается из пробки или пенопласта; желательно, чтобы она была шероховатой, так как это усиливает контакт пальцев с поверхностью[5].
В среднем дирижёрская палочка имеет длину около 40—42 см. Однако её длина и вес могут варьироваться в зависимости от индивидуальных предпочтений дирижёра, формы его кисти, характера исполняемого произведения и размера музыкального коллектива[4][5].
Применение[править | править код]
Основная роль дирижёрской палочки заключается в том, чтобы сделать движения кисти более заметными для коллектива. Кроме того, она позволяет добиться большей экспрессии, выразительности жеста[5].
Существуют несколько типовых способов держания палочки. И. А. Мусин в своей работе «Техника дирижирования» описывает три основных положения, различающиеся не только положением пальцев, но также областью применения и выразительными свойствами[6]. Палочку обычно держат в правой руке, хотя некоторые дирижёры-левши используют для этой цели левую руку[7].
Многие дирижёры в своей деятельности предпочитают обходиться без палочки. В их числе Пьер Булез, Валерий Гергиев[8], Димитрис Митропулос, Леопольд Стоковский и др. Кроме того, дирижёрскую палочку, как правило, не используют хоровые дирижёры[4][7]. В джазовых оркестрах палочка используется очень редко (это связано в первую очередь с тем, что дирижёры этих оркестров часто сами играют на каком-нибудь музыкальном инструменте, из-за чего руки у них заняты, а иногда они ещё и поют, находясь к оркестру спиной).
Примечания[править | править код]
- ↑ Brown, 2015, p. 156.
- ↑ 1 2 Каюков В. Эволюция дирижирования: формы и типы музыкального управления // Музыкальная академия. — 2013. — № 4. — С. 156-160.
- ↑ Музыка / Гл. ред. Г.В. Келдыш. — Москва: Большая российская энциклопедия, 1998. — С. 175. — 672 с. — ISBN 5-85270-254-4.
- ↑ 1 2 3 Brown, 2015, p. 33.
- ↑ 1 2 3 Мусин, 1967, с. 33.
- ↑ Мусин, 1967, с. 23-32.
- ↑ 1 2 The Cambridge Companion, 2003, p. 4.
- ↑ Двойной юбилей Валерия Гергиева. Театрал. Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 16 сентября 2017 года.
Литература[править | править код]
- Каюков В.А. Дирижёр и дирижирование. — М.: ДПК Пресс, 2014. — С. 48-52. — 214 с. — ISBN 978-5-91976-055-9.
- Мусин И.А. Техника дирижирования. — Л.: Музыка, 1967. — С. 27-33. — 352 с.
- José Antonio Bowen. The Cambridge Companion to Conducting. — Cambridge University Press, 2003. — С. 3-5. — 346 с. — ISBN 0521527910.
- Emily Freeman Brown. A Dictionary for the Modern Conductor. — Scarecrow Press, 2015. — С. 33-34, 156. — 432 с. — ISBN 0810884011.
- Eckhard Roelcke. Der Taktstock: Dirigenten erzählen von ihrem Instrument. — Wien: Zsolnay, 2000. — ISBN 3-552-04985-1.
Как правильно пишется словосочетание «дирижёрская палочка»
- Как правильно пишется слово «дирижёрский»
- Как правильно пишется слово «палочка»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: коронер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «палочка»
Синонимы к словосочетанию «дирижёрская палочка»
Предложения со словосочетанием «дирижёрская палочка»
- Главная роль теперь принадлежала дирижеру-интерпретатору, который вёл оркестр за собой, указывая путь взмахами дирижёрской палочки.
- Однако он быстро сообразил, взмахнул дирижёрской палочкой, и музыканты по его команде заиграли зажигательный марш.
- Мисс-Вайолет-на-шпилистых-шпильках снова постучала дирижёрской палочкой. Хор смолк.
- (все предложения)
Значение словосочетания «дирижёрская палочка»
-
Дирижёрская палочка — предмет, служащий дирижёру для управления оркестром. Используется в дирижировании с XIX века. Прежде для отбивания такта использовалась баттута. (Википедия)
Все значения словосочетания ДИРИЖЁРСКАЯ ПАЛОЧКА
Отправить комментарий
Дополнительно
From Wikipedia, the free encyclopedia
A baton is a stick that is used by conductors primarily to enlarge and enhance the manual and bodily movements associated with directing an ensemble of musicians.
Description[edit]
Modern batons are generally made of a lightweight wood, fiberglass or carbon fiber which is tapered to a comfortable grip called a «bulb» that is usually made of cork, oak, walnut, rosewood, or occasionally aluminium and that may be tailored to a conductor’s needs. Professional conductors often have personal specifications for a baton based on their own physical demands and the nature of the performance: Sir Henry Wood and Herbert von Karajan are some examples.[1] Historic examples of their construction include one given to the French composer Louis-Antoine Jullien in the mid 1850s prior to his first visit to the United States: it is described as «a gorgeous baton made of maplewood, richly mounted in gold and set with costly diamonds.»[2]
Batons have normally varied in length from about 10 to 24 inches (250 to 610 mm) though a range of between 12 and 26 inches (300 and 660 mm) is more commonly used; Henry Wood once requested the use of a 24-inch baton.[3] When Gaspare Spontini arrived in Dresden in 1844, Wagner had a baton made from a thick ebony staff with ivory knobs at either end. Spontini purportedly held the baton in the center with a fist, using it like a marshall’s staff—not for beating time but rather for commanding the opera.[4]
Usage[edit]
Conductors view their gestures as the primary means to communicate musical ideas, whether or not they choose to use batons. Leonard Bernstein is quoted as saying, «If one [the conductor] uses a baton, the baton itself must be a living thing, charged with a kind of electricity, which makes it an instrument of meaning in its tiniest movement.»[citation needed]
The usual way of holding the baton is between the thumb and the first two fingers with the grip in against the palm of the hand. The baton is usually held in the right hand though some left-handed conductors, for instance Paavo Berglund, hold it in the left. Young left-handed conductors are, however, sometimes encouraged to learn right-handed conducting.[5]
Some conductors like Pierre Boulez, Georges Prêtre, Leopold Stokowski, Valery Gergiev, Dimitri Mitropoulos, Kurt Masur and Yuri Temirkanov, however, choose not to hold a baton, preferring to conduct only with their hands. This method is common with smaller groups and choral conductors.[3]
If the conductor does not use a baton, their hands must do the job with equal clarity, and the gestures must be first and always meaningful in terms of the music.[6] According to Gustav Meier, most conductors use a baton to «increase the visibility of the beat information».[7]
History[edit]
Before the use of the baton, orchestral ensembles were conducted from the harpsichord or the first violin lead. Conductors first began to use violin bows or rolled pieces of paper before the modern baton was introduced.
Ancient history[edit]
The first reported use of the conducting staff in a performance dates back to 709 BC, during which the leader, «Pherekydes of Patrae, giver of rhythm» had,
…stationed himself in the centre and had placed himself on a high seat, waving a golden staff, and the players on the flute and cythara were…placed in a circle around him…now when Pherekydes with his golden staff gave the signal, all the art-experienced men began in one and the same time…[8]
16th–18th centuries[edit]
On 8 January 1687, Jean-Baptiste Lully was conducting a Te Deum to celebrate Louis XIV of France’s recent recovery from illness. As was the common practice, he was beating time by banging a long staff (a precursor to the baton; the French word bâton actually meaning «staff») against the floor when he struck his toe, creating an abscess. The wound turned gangrenous, but Lully refused to have his toe amputated and the infection spread, resulting in his death on 22 March.
Different eyewitnesses to the premiere performance of Joseph Haydn’s Creation in April of 1798 indicate that Haydn used a baton to conduct with his hands. Said Princess Eleanor von Liechtenstein, «Hayden [sic] gave the tempo with his two hands;» and wrote a Swedish relative of Franz Berwald, «on a higher level stood Haydn himself with his baton.»[9]
19th century[edit]
The baton began to gain in popularity between 1820 and 1840. The first batons were narrow and conical wooden wands that had an engraving of three rings near the bottom that indicated the handle. The Halle Orchestra reported that Daniel Turk used a baton in 1810, with motions so exuberant that he occasionally hit the chandelier above his head and showered himself with glass.[10]
Louis Spohr claimed to have introduced the baton to England on 10 April 1820, while conducting his second symphony with the Philharmonic Society in London. Witnesses noted that the conductor «sits there and turns over the leaves of the score but after all, he cannot, without … his baton, lead on his musical army».[11] It is more likely that he used his baton in rehearsal than in concert. It was 1825 when George Smart reported that he sometimes ‘beat time in front with a short stick’.[12]
When Felix Mendelssohn returned to London in 1832, despite objections from violin leaders, he was encouraged to go on with his baton.[13] Despite the initial disagreement, the baton was in regular use at the Philharmonic a year later.
Jazz batons[edit]
In the early 1940s, while big band jazz music was on the rise, the use of a conductor became paramount to the success of the ensemble. To accommodate this, these conductors started using specialized «jazz batons.» These specialized batons were slightly shorter than standard batons, ranging from 6 to 9 inches in length. Several famous jazz conductors that used these specific batons include Quincy Jones, Gunther Schuller and Richard Rogers. Although they are rarely used today, many accomplished jazz conductors use them during ballads.
References[edit]
- ^ José Antonio Bowen et al., The Cambridge Companion to Conducting (UK: Cambridge University Press, 2003) pp. 3–4
- ^ Nancy Newman (2010), Good Music for a Free People: The Germania Musical Society in Nineteenth-century America, University Rochester, p. 279, ISBN 978-1-58046-345-4
- ^ a b José Antonio Bowen et al., The Cambridge Companion to Conducting (UK: Cambridge University Press, 2003)
- ^ José Antonio Bowen; et al. (2003). The Cambridge Companion to Conducting. Cambridge University. p. 104.
ivory.
- ^ Michael Miller (4 October 2005), The Complete Idiot’s Guide to Conducting Music, DK, p. 97, ISBN 978-1-101-58875-8
- ^ Leonard Bernstein, The Art of Conducting in The Joy of Music (London: Weidenfeld and Nicolson, 1960) p. 150
- ^ Meier, Gustav (2009). The score, the orchestra, and the conductor. Oxford: Oxford University Press. p. 6. ISBN 9780195326369. OCLC 707922727.
- ^ Professor Murchard, [?] «Discovery of Ancient Greek Tablets Relevant to Music,» Harmonicon 3, (April–May 1825): 56, 76
- ^ H.C. Robbins Landon, Liner notes to The Creation, 1994, Vivarte SX2K 57965
- ^ Charles Hallé, The Autobiography of Charles Hallé with Correspondence and Diaries ed. Michael Kennedy (London: Paul Elek Books, 1972) p. 116
- ^ Ignaz Moscheles, The Life of Moscheles with Selections from his Diaries and Correspondence tr. A.D. Coleridge (London: Hurst and Blackett, 1873) vol. 1 p. 76
- ^ H. Bertram Cox et al., Leaves from the Journals of Sir George Smart (London: Longmans Green and Co., 1907) p. 212
- ^ John Ella (1802–1888), supplement to ‘Musical Union Record’ (London) June 11, 1867. Family papers, pedigrees and early pictures of this musician are held at the Record Office in Leicester, archive collection MISC1260 and MISC1294, also DE6612 and at The East Riding of Yorkshire Archives in Beverley, collection DDX551.
External links[edit]
From Wikipedia, the free encyclopedia
A baton is a stick that is used by conductors primarily to enlarge and enhance the manual and bodily movements associated with directing an ensemble of musicians.
Description[edit]
Modern batons are generally made of a lightweight wood, fiberglass or carbon fiber which is tapered to a comfortable grip called a «bulb» that is usually made of cork, oak, walnut, rosewood, or occasionally aluminium and that may be tailored to a conductor’s needs. Professional conductors often have personal specifications for a baton based on their own physical demands and the nature of the performance: Sir Henry Wood and Herbert von Karajan are some examples.[1] Historic examples of their construction include one given to the French composer Louis-Antoine Jullien in the mid 1850s prior to his first visit to the United States: it is described as «a gorgeous baton made of maplewood, richly mounted in gold and set with costly diamonds.»[2]
Batons have normally varied in length from about 10 to 24 inches (250 to 610 mm) though a range of between 12 and 26 inches (300 and 660 mm) is more commonly used; Henry Wood once requested the use of a 24-inch baton.[3] When Gaspare Spontini arrived in Dresden in 1844, Wagner had a baton made from a thick ebony staff with ivory knobs at either end. Spontini purportedly held the baton in the center with a fist, using it like a marshall’s staff—not for beating time but rather for commanding the opera.[4]
Usage[edit]
Conductors view their gestures as the primary means to communicate musical ideas, whether or not they choose to use batons. Leonard Bernstein is quoted as saying, «If one [the conductor] uses a baton, the baton itself must be a living thing, charged with a kind of electricity, which makes it an instrument of meaning in its tiniest movement.»[citation needed]
The usual way of holding the baton is between the thumb and the first two fingers with the grip in against the palm of the hand. The baton is usually held in the right hand though some left-handed conductors, for instance Paavo Berglund, hold it in the left. Young left-handed conductors are, however, sometimes encouraged to learn right-handed conducting.[5]
Some conductors like Pierre Boulez, Georges Prêtre, Leopold Stokowski, Valery Gergiev, Dimitri Mitropoulos, Kurt Masur and Yuri Temirkanov, however, choose not to hold a baton, preferring to conduct only with their hands. This method is common with smaller groups and choral conductors.[3]
If the conductor does not use a baton, their hands must do the job with equal clarity, and the gestures must be first and always meaningful in terms of the music.[6] According to Gustav Meier, most conductors use a baton to «increase the visibility of the beat information».[7]
History[edit]
Before the use of the baton, orchestral ensembles were conducted from the harpsichord or the first violin lead. Conductors first began to use violin bows or rolled pieces of paper before the modern baton was introduced.
Ancient history[edit]
The first reported use of the conducting staff in a performance dates back to 709 BC, during which the leader, «Pherekydes of Patrae, giver of rhythm» had,
…stationed himself in the centre and had placed himself on a high seat, waving a golden staff, and the players on the flute and cythara were…placed in a circle around him…now when Pherekydes with his golden staff gave the signal, all the art-experienced men began in one and the same time…[8]
16th–18th centuries[edit]
On 8 January 1687, Jean-Baptiste Lully was conducting a Te Deum to celebrate Louis XIV of France’s recent recovery from illness. As was the common practice, he was beating time by banging a long staff (a precursor to the baton; the French word bâton actually meaning «staff») against the floor when he struck his toe, creating an abscess. The wound turned gangrenous, but Lully refused to have his toe amputated and the infection spread, resulting in his death on 22 March.
Different eyewitnesses to the premiere performance of Joseph Haydn’s Creation in April of 1798 indicate that Haydn used a baton to conduct with his hands. Said Princess Eleanor von Liechtenstein, «Hayden [sic] gave the tempo with his two hands;» and wrote a Swedish relative of Franz Berwald, «on a higher level stood Haydn himself with his baton.»[9]
19th century[edit]
The baton began to gain in popularity between 1820 and 1840. The first batons were narrow and conical wooden wands that had an engraving of three rings near the bottom that indicated the handle. The Halle Orchestra reported that Daniel Turk used a baton in 1810, with motions so exuberant that he occasionally hit the chandelier above his head and showered himself with glass.[10]
Louis Spohr claimed to have introduced the baton to England on 10 April 1820, while conducting his second symphony with the Philharmonic Society in London. Witnesses noted that the conductor «sits there and turns over the leaves of the score but after all, he cannot, without … his baton, lead on his musical army».[11] It is more likely that he used his baton in rehearsal than in concert. It was 1825 when George Smart reported that he sometimes ‘beat time in front with a short stick’.[12]
When Felix Mendelssohn returned to London in 1832, despite objections from violin leaders, he was encouraged to go on with his baton.[13] Despite the initial disagreement, the baton was in regular use at the Philharmonic a year later.
Jazz batons[edit]
In the early 1940s, while big band jazz music was on the rise, the use of a conductor became paramount to the success of the ensemble. To accommodate this, these conductors started using specialized «jazz batons.» These specialized batons were slightly shorter than standard batons, ranging from 6 to 9 inches in length. Several famous jazz conductors that used these specific batons include Quincy Jones, Gunther Schuller and Richard Rogers. Although they are rarely used today, many accomplished jazz conductors use them during ballads.
References[edit]
- ^ José Antonio Bowen et al., The Cambridge Companion to Conducting (UK: Cambridge University Press, 2003) pp. 3–4
- ^ Nancy Newman (2010), Good Music for a Free People: The Germania Musical Society in Nineteenth-century America, University Rochester, p. 279, ISBN 978-1-58046-345-4
- ^ a b José Antonio Bowen et al., The Cambridge Companion to Conducting (UK: Cambridge University Press, 2003)
- ^ José Antonio Bowen; et al. (2003). The Cambridge Companion to Conducting. Cambridge University. p. 104.
ivory.
- ^ Michael Miller (4 October 2005), The Complete Idiot’s Guide to Conducting Music, DK, p. 97, ISBN 978-1-101-58875-8
- ^ Leonard Bernstein, The Art of Conducting in The Joy of Music (London: Weidenfeld and Nicolson, 1960) p. 150
- ^ Meier, Gustav (2009). The score, the orchestra, and the conductor. Oxford: Oxford University Press. p. 6. ISBN 9780195326369. OCLC 707922727.
- ^ Professor Murchard, [?] «Discovery of Ancient Greek Tablets Relevant to Music,» Harmonicon 3, (April–May 1825): 56, 76
- ^ H.C. Robbins Landon, Liner notes to The Creation, 1994, Vivarte SX2K 57965
- ^ Charles Hallé, The Autobiography of Charles Hallé with Correspondence and Diaries ed. Michael Kennedy (London: Paul Elek Books, 1972) p. 116
- ^ Ignaz Moscheles, The Life of Moscheles with Selections from his Diaries and Correspondence tr. A.D. Coleridge (London: Hurst and Blackett, 1873) vol. 1 p. 76
- ^ H. Bertram Cox et al., Leaves from the Journals of Sir George Smart (London: Longmans Green and Co., 1907) p. 212
- ^ John Ella (1802–1888), supplement to ‘Musical Union Record’ (London) June 11, 1867. Family papers, pedigrees and early pictures of this musician are held at the Record Office in Leicester, archive collection MISC1260 and MISC1294, also DE6612 and at The East Riding of Yorkshire Archives in Beverley, collection DDX551.
External links[edit]
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
дирижёрская палочка
-
1
bacchetta
ж.
••
* * *
сущ.
общ.указка, палочка, прут, стержень
Итальяно-русский универсальный словарь > bacchetta
-
2
bacchetta
f
4) уст. банник
5) розги, шпицрутены
•
Syn:
••
Большой итальяно-русский словарь > bacchetta
-
3
bacchetta
Большой итальяно-русский словарь > bacchetta
-
4
bacchetta
f.1.
1) палочка; прут (
m.
), (
dim.
) прутик
2)
2.
•
◆ bacchetta magica — волшебная палочка
comandare a bacchetta — заставлять плясать под свою дудку (держать в ежовых рукавицах; помыкать + strum.)
Il nuovo dizionario italiano-russo > bacchetta
-
5
battuta
f
3) взмах
4) биение, удар
6) муз. ударение
battute a due / tre / quattro tempi — двух- / трёх- / четырёх- / дольный размер
11) охот. облава
17) спец. отсчёт
•
Syn:
Большой итальяно-русский словарь > battuta
-
6
battuta
Большой итальяно-русский словарь > battuta
-
7
bacchetta direttoriale
Итальяно-русский универсальный словарь > bacchetta direttoriale
См. также в других словарях:
-
ДИРИЖЁР — ДИРИЖЁР, а, муж. Музыкант, управляющий оркестром или хором. | прил. дирижёрский, ая, ое. Дирижёрская палочка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
ДИРИЖЁРСКИЙ — ДИРИЖЁРСКИЙ, дирижёрская, дирижёрское. прил. к дирижер. Дирижерская палочка. Дирижерская должность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
Палочка — Палочкой (уменьшительное от палка) называют объёмный (физический) или плоский (нарисованный) объект удлинённой (по одному из измерений) формы, сравнительно небольшого размера. Палочка (кириллица) (Ӏ) буква, используемая в кириллических алфавитах… … Википедия
-
палочка — I см. палка II и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. 1) Маленькая или тонкая палка. Барабанные палочки. Дирижёрская па/лочка. Петушок на палочке (леденец) 2) чего Предмет продолговатой формы, в виде маленького бруска … Словарь многих выражений
-
палочка — и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. 1. Маленькая или тонкая палка. Барабанные палочки. Дирижёрская п. Петушок на палочке (леденец). 2. чего. Предмет продолговатой формы, в виде маленького бруска. П. мела. Крабовые палочки. Кукурузные палочки (кушанье … Энциклопедический словарь
-
Дирижирование — (от франц. diriger направлять, управлять, руководить) один из видов музыкально исполнительского искусства, руководство коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и т.д.) в процессе подготовки и во… … Большая советская энциклопедия
-
Генрик Батута — Настоящая улица Батуты в Варшаве … Википедия
-
ПАЛКА — ПАЛКА, и, жен. 1. Срезанный тонкий ствол или срезанная прямая ветка дерева без сучков. Сломить палку. Сухие палки. Худой как п. кто н. (об очень худом человеке). 2. Длинный тонкий предмет в форме прямой ветки дерева. Привязать флаг на палку.… … Толковый словарь Ожегова
-
хуй — (маринованный, моржовый, голландский, мамин, с горы, стоптанный, ёбаный, вонючий); °° хер, ху; ··· а, абдула, абзац, абонент, абориген, абракадабра, абсурд, абсцесс, абутор, ав, аванс, авалокитешвара, авва, авто, автоген, автомат, автоматчик,… … Словарь синонимов
«дирижерская» — Фонетический и морфологический разбор слова, деление на слоги, подбор синонимов
Фонетический морфологический и лексический анализ слова «дирижерская». Объяснение правил грамматики.
Онлайн словарь Soosle.ru поможет: фонетический и морфологический разобрать слово «дирижерская» по составу, правильно делить на слоги по провилам русского языка, выделить части слова, поставить ударение, укажет значение, синонимы, антонимы и сочетаемость к слову «дирижерская».
Содержимое:
- 1 Как перенести слово «дирижерская»
- 2 Морфологический разбор слова «дирижерская»
- 3 Разбор слова «дирижерская» по составу
- 4 Сходные по морфемному строению слова «дирижерская»
- 5 Предложения со словом «дирижерская»
- 6 Сочетаемость слова «дирижерская»
- 7 Значение слова «дирижерская»
- 8 Как правильно пишется слово «дирижерская»
- 9 Ассоциации к слову «дирижерская»
Как перенести слово «дирижерская»
ди—рижерская
дири—жерская
дириже—рская
дирижер—ская
дирижерс—кая
Морфологический разбор слова «дирижерская»
Часть речи:
Имя прилагательное (полное)
Грамматика:
часть речи: имя прилагательное (полное);
род: женский;
число: единственное;
падеж: именительный;
отвечает на вопрос: Какая?
Начальная форма:
дирижёрский
Разбор слова «дирижерская» по составу
дириж | корень |
ёр | суффикс |
ск | суффикс |
ий | окончание |
дирижёрский
Сходные по морфемному строению слова «дирижерская»
Сходные по морфемному строению слова
Предложения со словом «дирижерская»
Я не знаю, с чем это сравнить – с каким-то, наверное, собственным почерком взмаха дирижёрской палочки, что ли.
Владимир Сотников, Фотограф (сборник), 2010.
Главная роль теперь принадлежала дирижеру-интерпретатору, который вёл оркестр за собой, указывая путь взмахами дирижёрской палочки.
Джордж Марек, Рихард Штраус. Последний романтик.
Однако он быстро сообразил, взмахнул дирижёрской палочкой, и музыканты по его команде заиграли зажигательный марш.
Кристиан Хумберг, Люциус Адлер. Тайна золотого кристалла, 2016.
Сочетаемость слова «дирижерская»
1. дирижёрская палочка
2. за дирижёрским пультом
3. дирижёрским жестом
4. по взмаху дирижёрской палочки
5. с дирижёрской палочкой в руке
6. на манер дирижёрской палочки
7. (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «дирижерская»
ДИРИЖЁРСКИЙ , -ая, -ое. Прил. к дирижер. Дирижерская палочка. Дирижерский пульт. (Малый академический словарь, МАС)
Как правильно пишется слово «дирижерская»
Правописание слова «дирижерская»
Орфография слова «дирижерская»
Правильно слово пишется:
Нумерация букв в слове
Номера букв в слове «дирижерская» в прямом и обратном порядке:
Ассоциации к слову «дирижерская»
-
Дирижёр
-
Консерватория
-
Палочка
-
Дебют
-
Оркестр
-
Пульт
-
Мастерство
-
Капелла
-
Факультет
-
Фортепиано
-
Опера
-
Конкурс
-
Пианист
-
Вагнер
-
Композитор
-
Симфония
-
Карьер
-
Композиция
-
Репертуар
-
Балет
-
Педагог
-
Музыкант
-
Карьера
-
Скрипка
-
Концерт
-
Класс
-
Училище
-
Берлин
-
Искусство
-
Коллектив
-
Руководство
-
Театр
-
Деятельность
-
Исполнение
-
Отделение
-
Музыка
-
Артист
-
Фестиваль
-
Частность
-
Образование
-
Феликс
-
Академия
-
Сочинение
-
Пьер
-
Протяжение
-
Обучение
-
Выступление
-
Вена
-
Курс
-
Стиль
-
Премия
-
Пост
-
Урок
-
Руководитель
-
Ученик
-
Школа
-
Окончание
-
Произведение
-
Профессор
-
Студент
-
Техник
-
Молодые
-
Должность
-
Автор
-
Париж
-
Институт
-
Фон
-
Симфонический
-
Оперный
-
Чайковский
-
Музыкальный
-
Ленинградский
-
Творческий
-
Киевский
-
Московский
-
Международный
-
Придворный
-
Дальнейший
-
Народный
-
Государственный
-
Профессиональный
-
Мировой
-
Королевский
-
Современный
-
Обучаться
-
Дебютировать
-
Окончить
-
Преподавать
-
Учиться
-
Состояться
-
Руководить
-
Изучать
-
Посвятить
-
Возглавлять
-
Заменить
-
Выступать
-
Поступить
-
Продолжить
-
Исполнить
-
Начаться