Доклад на тему « Диссеминация педагогического опыта»
Учителя истории МБОУ ЕСОШ №1 Манасиповой Н.Г.
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация»предполагается, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
Одним из условий диссеминации — распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:
— информационные — выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет;
— коммуникационные — профессиональные события;
— обучающие — организация ознакомительных семинаров, мастер-классов и организация более продолжительных программ обучения;
— экспертные — оценка и поддержка участников процесса диссеминации.
К основным функциям диссеминационной сети относятся:
— координация, в том числе сетевого взаимодействия;
— научно-методическое сопровождение;
— описание практики, «окультуривание» опыта;
— накопитель (информационный ресурс);
— тьюторское сопровождение;
— консалтинг;
— обучение;
— оценка качества результатов диссеминационной деятельности.
Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:
- ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
- «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
- практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы);
- свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
Основные формы диссеминации (распространения)
педагогического опыта. |
||
Семинар-практикум |
Теоретическое обоснование опыта работы учителя с элементами практических занятий с учителями, которые хотят познакомиться с опытом работы. |
|
Педагогическая студия |
Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога-новатора. Количество учителей может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы. |
|
Мастер-классы |
Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта. Учителя участвуют в педагогическом процессе вместе с мастером, усваивают педагогический опыт и претворяют его в жизнь. |
|
Аукцион «педагогических идей» |
Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Учителя показывают фрагменты уроков, накопленный дидактический материал. Урок записывается на видео. Жюри отмечает самые лучшие перспективные |
Мастер-класс
«Диссеминация опыта работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ»
Конечно, все мы знаем, что готовить к ЕГЭ нужно уже с 5 класса, что мы с вами и делаем на протяжении нескольких лет. Но тут можно сказать, что учащиеся 5-8 классов не осознают, что нужно сдавать экзамены ЕГЭ. Поэтому, не секрет, что более осознанно ребята начинают готовиться к сдаче единого государственного экзамена с 10 класса.
По мнению большинства учителей, проблема этого экзамена в том, что он слишком специфичен и не совсем соответствует школьной программе, т.е. изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это не одно и то же!
Первый тренировочный вариант (демоверсию) даю в начале 10 класса. Я считаю, это правильно: лучше познакомиться со спецификой ЕГЭ в самом начале. Разбираем все задания Кимов. Обязательно заводим тетрадь-помощницу «Я сдам ЕГЭ на 100 баллов», в которую вкладываем весь теоретический материал, которые необходим для успешной сдачи ЕГЭ.
Но главная цель, которую я ставлю перед собой и учащимися, — это практика! Долгая работа в школе показала, что не всегда, зная правило, ребёнок может верно применить его при выполнении того или иного задания. Я не требую от учащихся заучивания правил наизусть. Бесполезно! Я работаю с тем или иным правилом на консультациях многократно, систематически, пока не увижу конечный результат – наконец – то все поняли! Я ставлю перед собой и учащимися цель – отработать каждое задание. Но на русский язык в 10 и 11 классах отводится очень мало времени, всего 1 час в неделю. Вот и попробуй тут подготовить к экзаменам! Поэтому хорошо помогают занятия элективного курса «Практикум по русскому языку» (3 раза в неделю в 10 классе и 2 раза — в 11) и консультации.
О внимательности
В 11 классе начинаю подготовку к ЕГЭ с теста, который я вам сейчас раздам, выполните все по инструкции.
Тест на внимательность.
«УПРАЖНЕНИЕ НА 3 МИНУТЫ»
Сможете ли вы выполнить все эти инструкции?
1. Прочитайте этот текст до конца.
2. Напишите свое имя в правом углу этой страницы.
3. Обведите слово «Имя» во втором предложении.
4. Нарисуйте 5 маленьких квадратов в левом верхнем углу.
5. Впишите крестик в каждый квадрат.
6. Обведите каждый квадрат в круг.
7. Впишите свое имя под заголовком.
8. Напишите 3 раза слово «да» под заголовком.
9. Подчеркните 7 предложение.
10. Нарисуйте крестик в нижнем левом углу.
11. Нарисуйте треугольник вокруг этого крестика.
12. Подсчитайте сколько согласных и гласных в задании 12.
13. Нарисуйте прямоугольник после слова заголовок в 7 предложении.
14. Теперь вслух произнесите свое имя.
15. Если вам кажется, что вы все сделали правильно, скажите: «Я все сделал правильно».
16. На обратной стороне прибавьте 895 к 9726.
17. Обведите ваш результат в кружок.
18. Вслух посчитайте от 10 до 1.
19. Сделайте 3 отверстия в верхней части этой страницы.
20. Если вы первыми дошли до этого места, произнесите вслух: «Я первым выполнил все предыдущие инструкции, и у меня это получается лучше всех».
21. Подчеркните все нечетные номера на этой странице.
22. Произнесите вслух: «Я почти все закончил».
23. Теперь после того, как вы внимательно прочитали, выполните только первую и вторую инструкции.
Ну что? Как мы видим, не все вы прошли тест на внимательность. Вот также и старшеклассники делаю ошибки на экзамене.
ЕГЭ — это не сложный экзамен, больше баллов набирает не везунчик, а самый внимательный. До 30% баллов теряется из-за того, что задание было прочитано невнимательно, и ответ был дан не на тот вопрос. Поэтому важно научить ребят быть внимательными, этот тест-упражнение покажет, насколько важно выполнять все по инструкции и внимательно читать задания, я учу в задании подчеркивать ключевые слова.
В своей работе применяю активные педагогические технологии подготовки к ЕГЭ:
1. Личностно-ориентированные.
2. Развивающие.
3. Игровые
При подготовке к ЕГЭ выделяю несколько этапов:
1.Повторение теории.
Тут помогает тетрадь-помощница «Я сдам ЕГЭ на 100 баллов». Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.
2. Создание алгоритма выполнения задания.
Выстраивается последовательность действий при выборе ответа, для того чтобы учащийся учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет совсем не сложно найти правильный ответ.
3. Выполнение тематических заданий
Для тренировки предлагаю типовые тестовые задания по блокам. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Здесь важно научиться «не отгадывать» правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, Каждый тематический блок всегда завершается проверочной работой. Анализ работ проводим все вместе
Помимо лекций и практических занятий использую на уроках игровые технологии.
До экзамена осталось 50 дней.
-Запишите предложение: Я доволен, что располагаю 50 (прописью) день, которые подарила мне судьба для подготовки к ЕГЭ.
-Я доволен, что располагаю пятьюдесятью днями, которые подарила мне судьба для подготовки к ЕГЭ.
-Какое числительное вы использовали? (количественное)
— Как склоняются количественные числительные?
— В чем особенность склонения числительных 40, 90 и 100?
—Какое задние КИМа мы сейчас повторили? 7
— Какое слово задания 9 удобно расположилось в этом предложении?
—У вас, ребята, в запасе 50 дней, чтобы подготовиться к экзамену и достойно выдержать его. И начнем мы с небольшой орфоэпической разминки. В КИМах это задание…. 4
Объявляется конкурс дикторов. У вас на столах лежат карточки с заданиями.Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера.
(Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Бабу-ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старушка знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облЕгчить её страдания. Знахарка взяла зубчАтый кУхонный нож, накрошила в кастрюлю свЁклы, щавЕля и вяленой кАмбалы, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налилА воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга принялА лекарство, и недУг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожкИ с тЕфтЕлями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заиндевЕвшие окна, вспоминая тёплые Августовские вечера.
Одно из самых сложных, на мой взгляд, заданий для ребят — это задание №4 на орфоэпию Для меня в своё время большим открытием стали песни со словами, которые встречаются в Кимах ЕГЭ. Их огромное количество, можно найти в Интернете, ну например, песня Светланы Фефеловой.
На первый взгляд выглядит, конечно, как картина абстракциониста, перенесённая на слова, но, поверьте, на самом деле это волшебное заклинание, которое может сделать чудеса! Однако суть именно в том, что надо не только читать, но ещё и слушать. Итог: проходит неделя – и ребята правильно произносят многие распространённые слова со спорными ударениями.
Подбираем мнемонические рифмовки
1.Не будем улыбаться, Хватит баловАться. |
3.Уважаемый наш сэр Посетите диспансЕр. |
5.Потолок отличный, Весь он мозаИчный. |
2.Не влезешь в шорты, Если будешь есть тОрты |
4. Снова бегемот Сломал нефтепровОд. |
6. Василиса так красива, Да еще и прозорлива |
Исключение или замена
Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Чтобы научиться видеть ошибки надо знать, какие типы ошибок бывают. Для отработки задания 6, использую, например, такое задание.
Мне на проверку сдали работу. Вам надо посмотреть, проверить исправить ошибки, если они там есть. Если есть ошибки, определите вид ошибки.
Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова).
На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать (употребление слова в несвойственном ему значении).
Провожая меня, лицо его выражало сожаление (неправильное употребление ДО).
Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).
Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова).
На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
(употребление слова в несвойственном ему значении).
Провожая меня, лицо его выражало сожаление (неправильное употребление ДО).
Родители хотели устроить праздник более пышнее (неправильное образование форм прилагательных).
Для отработки задания 26, часто использую такие задания
Найдите соответствие
Метафора |
1. Быть может, вся Природа – мозаика цветов? |
Сравнение |
2.С весною расцвела, ветки золотистые, кудри завила, роса медвяная…(С.Есенин) |
Анафора |
3.Он тоже пошел. В магазин. Купить лимонад.. |
Парцелляция |
4. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет |
Эпитет |
5.«В саду горит костер рябины красной» (С. Есенин). |
Антитеза |
6. Юрий Бондарев «Горячий снег» |
Оксюморон |
7.Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел. |
Рассматриваем и трудные вопросы («ловушки ЕГЭ»), с которыми встречаются ребята. Например, правописания слов с НН,Н.
Будучи раненным, солдат оставался в строю. Слово раненным пишется с НН, несмотря на отсутствие при нем приставки и пояснительных слов: оно сохраняет глагольное значение, указывает не на постоянный признак-качество, а на временное состояние, т.е. является причастием, а не прилагательным.
Аналогично решается вопрос в предложении: Такие же худые женщины выносили на улицу тазики, стирали бельё, переговаривались и тут же развешивали стиранное.
Иногда выяснение вопроса о написании НН, Нпроизводится не по правилу, а по смыслу. В сочетаниях глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм, стираное-перестираное бельё, стреляный-перестреляный воробей, штопаные-перештопаные чулки во второй части сложных слов, несмотря на наличие приставки пере-, целесообразно писать одно н, так как сложное слово все в целом имеет значение прилагательного (высокая степень качества).
В некоторых именах прилагательных допускается двоякое написание в краткой форме в зависимости от значения и конструкции. Давайте сравним,
Собаки преда(1)ы человеку и послушны, если не избалова(2)ы хозяевами, а кошки ветре(3)ы и надме(4)ы.
Мы преданы Родине (в сочетании с дополнением в дательном падеже).
Старые друзья всегда преданны (без дополнения).
Наши легкоатлеты уверены в победе (с дополнением). — Движения гимнастов легки и уверенны (без дополнения).
Сестра намерена вскоре уехать («имеет намерение» – в сочетании с инфинитивом).
Его дерзость намеренна («нарочита» – без инфинитива).
Мы преданы Родине (в сочетании с дополнением в дательном падеже).
Старые друзья всегда преданны (без дополнения).
Наши легкоатлеты уверены в победе (с дополнением). – Движения гимнастов легки и уверенны (без дополнения).
Немного о пунктуации. Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста. Предлагаю примеры, которые очень нравятся ребятам.
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы его решение.
(Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статуюзолотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую».Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.)
Еще пример
Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».
— Какие знаки препинания и как можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?
-Покажите, как меняется смысл предложения?
-Вы заметили, что строение предложения как бы программируется заданным смыслом?
После разбора таких предложений, ребята делают вывод,что знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.
Для отработки знаков препинания использую уже много лет вот такие предложения:
Расставьте знаки препинания.
1. Многие не понимают за(чем) надо учиться и по(чему) необходимо получить хорошее образование.
2. Он не предупредил нас что уезжает отдыхать и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке и что вернется на работу только в новом году.
3. Мне показалось будто из окна в доме (на)против на меня кто(то) пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим(то) наблюдением.
4. По заводу ходили слухи что руководство будет смещен…о что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде.
5. Читая роман я смог почу…ствовать что жизнь не изменилась с тех времен и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы .
6. Ленский не понимает что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина лишь способ заставить Владимира злит…ся.
7. Пьер не знает еще как нужно вести себя в (П,п)етербургском обществе о чем можно и о чем нельзя говорить.
8. По описанию (М,м)осковского дворянства в 7 главе становится ясно что Пушкин опирается на (Г,г)рибоедовскую комедию и никаких новых черт в жителях Москвы поэт не видит.
9. Базаров не понимает (за)чем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь (не)нужными с его точки зрения вещами.
10. Обломов мечтает о том как будет проводить время в деревне как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрес…ным рощам.
Работа над однородными придаточными включает еще несколько более сложных моментов.
1. Союзы ЛИ…ИЛИ рассматриваются как повторяющиеся, следовательно, перед ИЛИ необходима запятая: «Надо подумать, надо ли есть его прямо сейчас, или это может подождать до лета», размышляла лисичка. Сложность применения этого правила заключается в том, что даже хорошо знающие теорию русского языка школьники забывают про ЛИ как подчинительный союз и часто просто не замечают его в предложении. Следовательно, надо лишь дать больше заданий с использованием союза ЛИ и союзов ЛИ…ИЛИ.
1. Трудно сказать стал ли бы Ленский настоящим поэтом или как и предполагал Пушкин его бы обыкновенный ждал удел.
2.После разговора с князем Андреем Пьер размышляет станет ли он (по)прежнему придерживаться масонских позиций или надо принять взгляды друга на жизнь.
Учу выпускников написанию сочинения по тексту, (находить проблему текста, авторскую позицию, доказывать свою точку зрения, подтверждая примерами).
На что еще хотелось бы обратить внимание. Очень полезно смотреть вебинары по подготовке к ЕГЭ. Не только для школьников, но и для учителей, в них эксперты рассказывают о полезных деталях проверки ЕГЭ, о которых не знают школьники. В этом плане Интернет даёт потрясающие возможности.
Стоит учитывать и то, как ребёнок воспринимает информацию. Если он визуал, то ему нужно больше читать. Если аудиал — слушать вебинары. Кинестетику важно много писать, чтобы набить руку. Память у всех тоже работает по-разному: кто-то успевает много запомнить, кто-то только часть. Все эти особенности нужно принимать в расчет.
Таким образом, можно сказать для эффективной подготовки к ЕГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест.
Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности. И как говорится, старание и труд к счастью ведут! В 2019 году мои выпускники хорошо сдали ЕГЭ по русскому языку: 74,5% качества, 1 выпускник набрал 100 баллов.
«УПРАЖНЕНИЕ НА 3 МИНУТЫ»
Сможете ли вы выполнить все эти инструкции?
1. Прочитайте этот текст до конца.
2. Напишите свое имя в правом углу этой страницы.
3. Обведите слово «Имя» во втором предложении.
4. Нарисуйте 5 маленьких квадратов в левом верхнем углу.
5. Впишите крестик в каждый квадрат.
6. Обведите каждый квадрат в круг.
7. Впишите свое имя под заголовком.
8. Напишите 3 раза слово «да» под заголовком.
9. Подчеркните 7 предложение.
10. Нарисуйте крестик в нижнем левом углу.
11. Нарисуйте треугольник вокруг этого крестика.
12. Подсчитайте сколько согласных и гласных в задании 12.
13. Нарисуйте прямоугольник после слова заголовок в 7 предложении.
14. Теперь вслух произнесите свое имя.
15. Если вам кажется, что вы все сделали правильно, скажите: «Я все сделал правильно».
16. На обратной стороне прибавьте 895 к 9726.
17. Обведите ваш результат в кружок.
18. Вслух посчитайте от 10 до 1.
19. Сделайте 3 отверстия в верхней части этой страницы.
20. Если вы первыми дошли до этого места, произнесите вслух: «Я первым выполнил все предыдущие инструкции, и у меня это получается лучше всех».
21. Подчеркните все нечетные номера на этой странице.
22. Произнесите вслух: «Я почти все закончил».
23. Теперь после того, как вы внимательно прочитали, выполните только первую и вторую инструкции.
Назарова Эльвира Мухаметвалиевна, учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №1» п. Новосергиевка Оренбургской области
Как написать слово «диссеминация» правильно? Где поставить ударение, сколько в слове ударных и безударных гласных и согласных букв? Как проверить слово «диссеминация»?
диссемина́ция
Правильное написание — диссеминация, ударение падает на букву: а, безударными гласными являются: и, е, и, и, я.
Выделим согласные буквы — диссеминация, к согласным относятся: д, с, м, н, ц, звонкие согласные: д, м, н, глухие согласные: с, ц.
Количество букв и слогов:
- букв — 12,
- слогов — 6,
- гласных — 6,
- согласных — 6.
Формы слова: диссемина́ция, -и.
Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме: «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)».
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Цель урока : познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик, -щик; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов –чик, -щик; обратить внимание учащихся ещё на одну функцию суффикса –чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся.
Задачи:
-
образовательная: научиться опознавать суффиксы –чик(-щик); научить правильно писать суффиксы –чик(-щик); устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;
-
развивающая: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся;
-
воспитательная: вызвать чувство интереса к изучаемой теме; пробудить у учеников уважение и любовь к родному языку.
Оборудование: мультимедийное оборудование для презентации урока, индивидуальные карточки, таблица-памятка.
Ожидаемый результат:учащиеся должныприобрести навыки самостоятельного мышления; пользоваться Интернет ресурсами; развивать творческие способности.
Методы обучения: словесные: рассказ учителя, объяснение, обсуждение;
наглядные: использование мультимедийной презентации;
практические: выполнение заданий по карточкам, работа со схемой-
рисунком, заполнение таблицы;
исследовательский: инициатива, самостоятельность, творческий поиск;
репродуктивный: слушаю, запоминаю.
Структура и содержание урока.
-
Организационный момент (проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя на работу, организация внимания учащихся).
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к активной работе на уроке.
-
Актуализация опорных знаний разгадать кроссворд по теме: «Парные звонкие и глухие согласные» (организуется фронтальная работа с учащимися).
Слайд №1
Вступительное слово учителя. На доске записать слово-переписчик.
-Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет сове определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течении урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
-Давайте вспомним, что такое суффикс?
Сначала за помощью к вам хочу обраться я. Мне надо правильно написать слово переписчик (На доске –перепис…ик). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажите? (Заслушиваются варианты ответов).
Так какую же выбрать букву: ч или щ. Какую орфографическую проблему вы обнаружили?
-
Произношение не соответствует написанию.
-
Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать.
Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача- научиться грамотно писать.
-
Изучение новой темы.
-Откройте тетради, запишите число, тему «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных –чик (-щик)».
А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов –чик,
-щик слова. Ответы будете записывать в тетради, а я буду показывать их на слайде.
Слайд №2.
-Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч, и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий. Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему ещё не решили. Ещё раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных –чик,-щик пишется буква ч, когда –щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов.)
-Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается рисунок-схема).
Слайд №3.
-Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных –чик (-щик) после букв д,т,з,с,ж пишется ч; в остальных случаях пишется буква щ.
Опознавательный признак орфограммы-согласной-стечение согласных. А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик? почему?
IV. Двигательная игра-разминка.
Учащиеся делают наклон вправо, если учитель дает правильное определение, влево — если ребята не согласны с ответом учителя:
— суффикс- значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов( наклон вправо);
— корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение (наклон вправо);
— приставка — значимая часть слова, которая находится после корня (наклон влево);
— основа слова состоит из всего слова (наклон влево);
— морфема-наименьшая значимая часть слова (наклон вправо);
— морфема- это часть речи (наклон влево).
V. Закрепление изученного материала.
-Давайте проверим , как вы поняли новую тему. Для этого в карточках постройте Эйфелеву башню 1 вариант – с суффиксами –чик-, а 2 вариант- с суффиксом- щик- (на партах разложены карточки с изображением башни).
Слайд №4
-Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов (на доске). Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик-грузчик, магазинчик-летчик, стульчик-объездчик, карманчик-подписчик).
Слайд № 5.
-Эти примеры доказывают, что суффикс -чикимеет ещё одно значение: уменьшительное.
-А теперь ребята, давайте отвлечёмся,я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку:
Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый,ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была её одна способность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК,из слова ПЕРЕПЛЕТ- ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.(Используется таблица №2)
Слайд№6.
— Следующее задание: распределительный диктант и работы с индивидуальными карточками, они ещё раз проверят на сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.
Распределительный диктант.
-щик:сборщик, шарманщик, сварщик
-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик
-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик (Проверить задание на уроке)
Работа с индивидуальными карточками.
Слайд№7.
-А сейчас, ребята, отдохнем от письменной работы, я вам прочитаю отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.
Барабан был плох. Барабанщик-бог.
Ну, а ты была вся лучу под стать.
Так легка, что могла
Ты на барабане танцевать. (Николай Гнатюк).
На Тихорецкую состав отправиться.
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные.
Платочки белые / 3 раза.
Платочки белые, глаза печальные. (Алла Пугачева)
Фонтан черёмухой покрылся.
Бульвар французский был в цвету.
«наш Костя, кажется влюбился,»-
Кричали грузчики в порту. (Марк Бернес)
VI. Итог урока.
-Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
-Как мы её решили? (-После каких согласных пишется буква ч в суффиксе-чик- а когда щ в суффиксе –щик-?)
-Для чего надо знать значения суффиксов (суффикс имеет значение названия лица по профессии и роду действия и значения уменьшительно-ласкательного суффикса)?
-Какую роль играют в языке суффикса (служат для образования новых слов)?
Рефлексия.
Учитель. 1. Вот и закончился наш урок.
2. Давайте узнаем, что нового вы узнали сегодня на уроке?
3.Удовлетворены ли вы результатом своей работы на уроке? Выберите своего смайлика.
Слайд №8.
VII. Домашнее задание: ( на выбор учащихся)
1.Написать статью. В ней расскажите о людях, которые живут рядом с вами (об их профессии, об их работе, о том, почему вы решили рассказать именно об этом человеке. Если в рассказе употреблены существительные, называющие профессию, то обозначьте в них суффиксы.)
2. Сделать задание по карточкам «Четвёртый лишний».
Список литературы.
1. М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 6 кл.
2. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы.
3.С.И. Ожегов Н.Ю.Шведова.Толковый словарь русского языка. М.,: «ИТИ Технология», 2003г.
4. Н.Ф. Штейнле. Занимательные материалы по русскому языку 6 к. Волгоград, 2006.
5. Т.Ю.У.Угроватова. Подсказки на каждый день 6 Кл. Калининград 1995.
8
19 декабря в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования состоялась церемония награждения по итогам городского конкурса методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта дошкольных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга по реализации ФГОС дошкольного образования».
В конкурсе приняли участие 60 дошкольных образовательных организаций из 18 районов Санкт-Петербурга по пяти номинациям: «Инновационные практики реализации ФГОС дошкольного образования», «Лучшие практики развития детей раннего возраста в ДОУ», «Педагог, семья, общество – инновационные модели взаимодействия», «Современные практики управления ДОУ», «Лучшие практики информатизации ДОУ».
Конкурс способствует выявлению образовательных технологий, инновационных методов обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО в условиях информатизации дошкольного образования; формированию инновационного электронно-образовательного ресурса по реализации ФГОС ДО; распространению опыта победителей.
Победители и призеры конкурса были награждены дипломами.Среди участников церемонии награждения – руководители, специалисты и педагоги дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга.
ФОТО
Доклад на тему « Диссеминация педагогического опыта»
Учителя истории МБОУ ЕСОШ №1 Манасиповой Н.Г.
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация»предполагается, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
Одним из условий диссеминации — распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:
— информационные — выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет;
— коммуникационные — профессиональные события;
— обучающие — организация ознакомительных семинаров, мастер-классов и организация более продолжительных программ обучения;
— экспертные — оценка и поддержка участников процесса диссеминации.
К основным функциям диссеминационной сети относятся:
— координация, в том числе сетевого взаимодействия;
— научно-методическое сопровождение;
— описание практики, «окультуривание» опыта;
— накопитель (информационный ресурс);
— тьюторское сопровождение;
— консалтинг;
— обучение;
— оценка качества результатов диссеминационной деятельности.
Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:
- ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
- «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
- практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы);
- свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
Основные формы диссеминации (распространения)
педагогического опыта. |
||
Семинар-практикум |
Теоретическое обоснование опыта работы учителя с элементами практических занятий с учителями, которые хотят познакомиться с опытом работы. |
|
Педагогическая студия |
Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога-новатора. Количество учителей может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы. |
|
Мастер-классы |
Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта. Учителя участвуют в педагогическом процессе вместе с мастером, усваивают педагогический опыт и претворяют его в жизнь. |
|
Аукцион «педагогических идей» |
Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Учителя показывают фрагменты уроков, накопленный дидактический материал. Урок записывается на видео. Жюри отмечает самые лучшие перспективные |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский
автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е.
Педагогический совет
« Опыт педагога: описание, обобщение, репрезентативность,
диссеминация»
Выступление на тему :
«Диссеминация опыта через сетевые сообщества»
Малышева Т. М.
В современных
условиях без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. И
сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в
подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во
всех областях деятельности школы.
Основой образовательной системы является
информационно-образовательная среда (ИОС). Именно она позволяет системе
образования модернизировать свой технологический базис, осуществить движение к
открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Интерактивное взаимодействие «человек –
компьютер» становится основой современного образовательного процесса. Открытый и свободный доступ к
информации дает возможность каждому пользователю максимально развить свои
личностные качества и оперативно получить необходимую ему информацию. В основе любого виртуального сообщества педагогов
лежит идея взаимопомощи между пользователями сайта. Каждый учитель может
разместить на таких сайтах любой, полезный, на его взгляд, материал: от
комментария до собственного учебного пособия.
Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа
профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной
деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет
учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом,
решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.
Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные
объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы,
организованы или созданы в приказном порядке.
Цели сетевого сообщества:
Ø
создание единого
информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
Ø
организация формального и
неформального общения на профессиональные темы;
Ø
инициация виртуального
взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
Ø
обмен опытом
учения-обучения;
Ø
распространение успешных
педагогических практик;
Ø
поддержка новых
образовательных инициатив.
В сетевых педагогических сообществах можно поддерживать активность,
используя следующие формы деятельности:
Ø Обучающий семинар
Ø Виртуальная конференция
Ø Конкурс
Ø Проект
Ø Акция
Ø Виртуальная экскурсия
Ø «Мастерская» или мастер-класс
Ø Опрос
Ø Обсуждение в чате
Ø Фестиваль проектов
Ø Телеконференция
Ø Проектировочный семинар
Кадровый анализ педагогов – участников различных профессиональных
сообществ убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это
взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 85% активной аудитории портала –
учителя первой и высшей квалификационной категории, победители конкурсов,
учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети,
которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии,
презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения
квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому
участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию
профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с
коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей
помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими
коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной
культуры.
Участвуя в различных
педагогических сообществах, учитель имеет возможность:
Ø
обучаться и приобретать
знания, умения и компетенции;
Ø
получать самую современную
информацию по интересующей теме;
Ø
иметь доступ к
методической базе разработок;
Ø
общаться с коллегами на
различных форумах;
Ø
получать квалифицированные
консультации и советы экспертов;
Ø
участвовать в работе
профессиональных сообществ;
Ø
публиковать свои
материалы;
Ø
принять участие в
обсуждении опубликованных материалов;
Ø
участвовать в
профессиональных конкурсах и др.
Работа по
систематизации опыта ведется каждым педагогом. Но чаще всего он «оседает»
в школе и остаются невостребованными. Вследствие этого многие педагогические
материалы не находят практического применения и постепенно теряют актуальность.
Итак, самый простой
способ распространения опыта посредством сети Интернет – это зарегистрироваться
на любом образовательном сайте. На этом сайте у вас будет личная страничка, куда вы
сможете добавлять любую свою разработку, а так же знакомиться с материалами
других членов сообщества, оставлять и получать комментарии. Регистрация на
сайте даёт вам право общаться с другими членами сообщества — отправлять и
получать письма, вступать в определённые группы для обмена опытом.
Таких образовательных
сайтов в сети Интернет много, и каждый учитель может выбрать именно тот,
который считает для себя более интересным и доступным, т.к. общая структура
таких сайтов, как правило, похожа. Но на каждом сайте есть и другие
дополнительные функции: можно не только размещать материалы, но и принимать
участие в конкурсах, олимпиадах, предметных конференциях, наладить
профессиональное on—line общение.
За размещение
материала, участие в профессиональных конкурсах администрация сайта высылает
дипломы и сертификаты. Но не все сайты делают это бесплатно. Можно заказать и
платные сертификаты через почту.
Коротко о некоторых педагогических сообществах.
Издательский
дом первое сентября
Включает
образовательные
проекты:
Школа цифрового века
Общероссийский
проект Педагогический университет Курсы
повышения квалификации для работников образования «Открытый урок» Учительский
фестиваль педагогических
идей «Портфолио ученика» Фестиваль
исследовательских и творческих работ учащихся
Приняв участие, автоматически открывается
личный кабинет для каждого, где фиксируется информация об опубликованных
работах, участии в дистанционных курсах. Через личный кабинет можно подписаться
на электронную версию журналов.
Сеть творческих учителей. Крупнейший учительский
Интернет – проект России. Чтобы быть в курсе происходящего на портале,
пользователю достаточно подписаться на рассылки. При этом в электронный
почтовый ящик попадают не ссылки, а полные тексты сообщений на избранных
пользователем форумах. На портале собрана одна из крупнейших в Интернете
библиотек авторских методических разработок. В результате работы портала
создана целая система дистанционной профессиональной методической
поддержки и самообразования его участников. Это активно работающие сообщества,
мастер-классы, ИКТ – фестивали учителей-предметников, профессиональные
конкурсы, Методический марафон и многое другое…
«Педсовет.су» педагогическое
интернет – сообщество – педагогический совет. В основе сайта лежит идея
взаимопомощи: «учитель, помоги учителю!» На сайте вы можно опубликовать свой авторский материал и получить
свидетельство о публикации электронного ресурса. Можно принять участие в
различных профессиональных конкурсах (и что ценно: не только в учебном году, но
и летом, когда учитель может максимально применить свой творческий потенциал).
Получить квалифицированную помощь в решении ваших проблем. Познакомиться с
образовательными новостями и др.
Учительский
портал. Хорошая база качественных
методических разработок. Публикация авторских материалов на Учительском портале
направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального
мастерства педагогов, развитие и поддержку новых технологий в организации
образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом. За
учебный год автору бесплатно выдаётся только одно подтверждение о публикации.
Интернет-государство
учителей. ИнтерГУру
– это открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой
игровой экономической схемой. Каждая Территория ИнтерГУру ведет свой рейтинг и
определяет оригинальные номинации, которые описываются в ее Положении. Цели
проекта: оказание поддержки профессиональной
деятельности учителя; предоставление возможности самореализации и
самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание и
поддержка новых образовательных инициатив.
Методисты. Цель: создание условий для самореализации и профессионального роста учителей.
Задачи: обобщение, распространение и
обсуждение методических аспектов методики обучения и воспитания в начальных
классах; обмен опытом в применении современных педагогических
технологий, методов и приемов обучения и воспитания; возможность найти
единомышленников, общаться с коллегами и единомышленниками.
Образовательный портал Мой университет. Возможности для
самообразования: можно подписаться на рассылку бесплатных курсов («Активные
методы обучения», «Технология интерактивного обучения»). В течение
определённого времени вам на электронную почту будут приходить уроки курсов.
Социальная сеть работников образования.
«Изюминка» проекта — возможность создать очень быстро и просто персональный
мини-сайт. Если хочется большего, то на основе расширяемой
функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.
Сегодня вы не только
услышали, но и увидели, осталось попробовать сами выйти в сетевые сообщества.
Вы убедились, что это совсем несложно.
Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый ритм жизни, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации.
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя — это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.
В МАОУ лицее № 77 г. Челябинска на базе Ресурсного центра создана лаборатория «Развитие педагогического потенциала», которая поставила следующие
Цели:
- Создание целостной системы взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого учителя.
- Обобщение и распространение опыта по результатам апробации инновационных образовательных программ и новых образовательных технологий.
Задачи:
- Создание и апробация внутрилицейской модели методического сопровождения педагогов, обеспечивающей профессиональный рост, развитие активного творчества.
- Использование различных способов презентации общественности результатов образовательной деятельности (участие педагогов в форумах и конференциях, фестивалях и конкурсах, публикации в научно-методических изданиях и в сети Интернет).
- Распространение передового педагогического опыта коллектива через организацию и проведение семинаров, фестивалей, конференций, мастер-классов.
- Оказание методической и консультационной помощи другим образовательным учреждениям по вопросам инновационной педагогической деятельности.
Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.
Формы диссеминации (от лат. «disseminatio» – «рассеяние, распространение») педагогического опыта могут самые разнообразные:
- Открытые уроки и внеклассные мероприятия
- Методические недели
- Консультации, практикумы
- Педагогические советы
- Диспуты и дискуссии
- Мастер-классы и педагогические мастерские
- Спецкурсы
- Обучающие и деловые игры
- Педагогические чтения
- Школы профессионального мастерства
- Общественный смотр знаний
- Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков
- Стажировки на базе лучших школ
- Аукционы педагогических идей
- Научно-педагогические семинары
- Научно-практические конференции
- Презентации, выставки (стендовая презентация, экспозиционная площадка, имидж-проект, практический и рекламный показ «Рецепт успеха», сокровищница опыта, размышления профессионала и т.д.)
- Сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональное интервью, день руководителя на сайте, досуговый калейдоскоп и т.д.)
- Форумы, ярмарки, фестивали
- Публикации в печатных изданиях и сете Интернет
Для обобщения и распространения опыта педагогов лицея № 77 мы используем преимущественно следующие формы работы:
№ | Формы диссеминации | Количество |
1 | Взаимопосещения уроков | 114 уроков за I триместр 2012-2013 уч.года |
2 | Выступления на педагогических советах | 5-6 выступлений педагогов на каждом педсовете) |
3 | Проведение мастер-классов и мастерских | в 2012 году 6 педагогических мастерских в рамках городского семинара «Учебно-исследовательская и проектная деятельность в условиях сетевого взаимодействия муниципальных инновационных площадок г. Челябинска» |
4 | Работа Школ профессионального мастерства | Школа олимпиадного движения, Школа открытий, Школа наставничества для молодых коллег, Школа инноваций в течение года |
5 | Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков | 1 участник в течение 2011-2012 уч.года |
6 | Выступления на НПК ЧИППКРО | 5 участников в течение 2011-2012 уч. года, 6 участников за 1 триместр 2012-2013 уч.г. |
7 | Проведение научно-методических семинаров на базе лицея | 3 раза в год |
8 | Проведение общественных смотров знаний | 1 раз в год |
9 | Участие в конкурсах профессионального мастерства | С 2003-2004 учебного года |
10 | Публикации в печатных изданиях | муниципальных – 16 работ федеральных – 6 работ международных – 3 работы в течение 2011-2012 уч. г. и за 1 триместр 2012-2013 уч.г. |
11 | Участие во Всероссийских форумах и фестивалях | 3 участника в течение 2011-2012 уч. г. и за 1 триместр 2012-2013 уч.г. |
12 | Размещение материалов в сети Интернет | 37 публикаций в течение 2011-2012 уч. г. и за 1 триместр 2012-2013 уч.г. |
13 | Публикация материалов на сайте лицея № 77 | Еженедельно |
14 | Размещение персональных страничек учителей лицея на сайте РЦ и обновление информации на них | Еженедельно |
15 | Пополнение разделов сайта РЦ (Методическая копилка, Фотоотчёты, Конференции, конкурсы, олимпиады, Форум) | Еженедельно |
16 | Активное участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века» | С 2011-2012 учебного года |
Подведение итогов работы педагогов происходит по окончании каждого триместра и на научно-практической конференции в конце учебного года, где учителя представляют результаты своей педагогической деятельности, указывается проблемное поле и намечается стратегия работы по обобщению и трансляции опыта педагогов лицея на следующий учебный год.
Лаборатория Ресурсного центра «Развитие педагогического потенциала» находится в постоянном развитии, предлагая коллегам новые варианты диссеминации передового опыта. В 2012-2013 учебном году, например, ведётся разработка нового сайта лицея, проводится реструктуризация сайта РЦ. Деятельность сайтов даст значительно большие возможности каждому педагогу лицея №77 представлять общественности результаты своей работы и будет способствовать созданию сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города, области, страны.
ЭФФЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА К ДИССЕМИНАЦИИ
Наталья Нарбунтович, директор государственного учреждения образования «Средняя школа №180 г.Минска»
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы поменяемся ими, то у нас останется по яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы поменяемся ими, — у нас будет по две идеи. Бернард Шоу
Сегодня каждый руководитель понимает, что эффективное функционирование учреждения образования требует поиска инновационных или наиболее эффективных педагогических технологий, способов оптимизации организации педагогического труда, направленных на создание полноценных условий для развития личности учителя, их творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных реалиях. Умение транслировать свой эффективный опыт является обязательным для учителя, свидетельствует о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности.
Для повышения качества образования учитель предлагает свои наиболее эффективные методы и способы решения поставленных задач. Он должен быть готовым отвечать на вопросы: почему? Как? Зачем? Именно в этой части педагог при отсутствии готовых решений или при наличии определённых затруднений обращается к коллегам, а это, как правило, уже работа группы людей или всего педагогического коллектива, а порой и целых профессиональных «сообществ». То есть, мы используем наиболее интересный, результативный, а самое главное ЭФФЕКТИВНЫЙ опыт коллег! Это правильно!
Понятие «эффективный опыт» я понимаю как новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, актуальные новшества, рационализаторские педагогические инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Согласно пункту 1 статьи 50 Кодекса об образовании Республики Беларусь, под педагогической деятельностью понимается реализация содержания образовательных программ, программ воспитания, осуществление научно-методического обеспечения образования и (или) осуществление руководства образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений. В пункте 1 статье 94 Кодекса об образовании Республики Беларусь определяется понятие «научно-методическое обеспечение образования» как: «научно-методическое обеспечение образования осуществляется в целях обеспечения получения образования, повышения качества образования и основывается на результатах фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования». Соответственно, сегодня деятельность учителя должна быть направлена на координирование, поддержание, развитие качества образовательного процесса, основанного на новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.
Эффективный опыт педагогической деятельности должен быть доступным потенциальным ресурсом для педагогов. Для этого важно мотивировать педагогов к анализу и систематизации форм и методов своей деятельности, соотнесению собственных педагогических находок с потребностями практики не только на уровне школы, но и вне её. Как правило основной возможностью для трансляции своего опыта на различных уровнях являются: заседания методических объединений; педагогические советы; постоянно действующие семинары; обучающие вебинары (в том числе в системе ZOOM); конкурсы профессионального мастерства; конференции; публикации и так далее…
Становление профессионального опыта должно характеризоваться его и систематическим наполнением. Это объективный подход. Эффективный опыт должен определяться новыми ситуациями педагогической деятельности, результативностью, качеством, реализацией и обменом самых невероятных идей. Это позволяет переносить новшества и инновационность опыта на более широкий уровень.
Сохраняя традиции, внедряем инновации!
Инновации в образовании подразумевают создание новых образцов педагогической деятельности, способствующих повышению качества образования. Исходя из определения понятия «инновация», стоит уточнить, что распространению подлежит опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения. Диссеминация позволяет распространить теоретический и практический опыт деятельности педагогов, адаптируя, редуцируя и развивая элементы инновационной разработки, что приводит к доступности инновационного продукта и обеспечивает развитие системы образования. Как следствие возможно создание и разработка новых проектов на основе уже имеющегося опыта.
Именно обобщение опыта и распространение полученных результатов в процессе сотрудничества называется диссеминацией («disseminatio» — лат., что в переводе обозначает «рассеивание», «распространение»). Диссеминацию в образовательном процессе можно рассматривать как возможность распространения эффективного педагогического опыта, способа реализации инноваций в образовательном процессе, поддержку педагогических инициатив.
Я бы стала рассматривать диссеминацию как альтернативу консервативному педагогическому опыту. Почему? Ответ однозначен! Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории. Основные этапы диссеминации: свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
Значимые ситуации в педагогической деятельности учителя имеют, как правило, высокую субъективную оценку и ценность, обеспечивают профессиональную успешность учителя. Однако, высокая степень зависимости от такой привычной для учителя ситуации приводит к тому, что педагог начинает избегать ситуаций, которые способствуют проявлению инициативы, мобильности, готовности апробировать новые методы, приемы и т.д. Учитель в некой степени начинает игнорировать новые технологии, если в них невозможно использовать привычный для них опыт. Опыт индивидуален, субъективен, а его «копирование» является только внешним атрибутом профессиональной деятельности.
ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ
Профессиональные стереотипы — это неотъемлемая часть достигнутого профессионального мастерства. И они, как правило, распространяются и на непрофессиональные сферы деятельности учителя. Это приводит профессиональной стагнации личности учителя. Стагнацию можно рассматривать как профессионально обусловленный кризис и как субъективное чувство остановки в личностном и профессиональном развитии (Сыманюк Э.Э.).
Высокая субъективная ценность своего опыта для учителя способствует тому, что учитель затрудняется в пересмотре своего опыта, не осуществляет его «ревизию» с точки зрения современных требований, становятся профессионально пассивны, инертны. Накопленный десятилетиями опыт способствует закреплению умений, навыков, знаний, а позднее и к компетенции. Такая ситуация приводит к консерватизму в профессиональной деятельности и в последствии образованию профессиональных стереотипов: «Я все знаю, я все умею, я все могу!».
Диссеминация– это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта, инновационной деятельности до целевой аудитории
Диссеминация, по существу, является важной и неотъемлемой частью процесса реализации педагогического проекта, содержанием которого является сознательное и ответственное распространение инновационных идей. Данный процесс возможен за рамками того пространства проекта, которое было охвачено им до сих пор и может осуществляться с целью предоставления в распоряжение заинтересованных лиц, ранее не вовлеченных в проект, новых возможностей, которые могут быть использованы в качестве ресурса для решения задач по развитию других субъектов образовательного процесса.
К основным функциям диссеминации относятся:
— координация, в том числе сетевого взаимодействия;
— научно-методическое сопровождение;
— описание практики, опыта;
— накопитель (информационный ресурс);
— тьюторское сопровождение;
— консалтинг;
— обучение;
— оценка качества результатов диссеминационной деятельности.
Этапы, обеспечивающие успешность распространения (диссеминации) инновационного педагогического опыта
Этап 1. Определение субъектов диссеминации
Это:
— авторы инновационного опыта, которые могут представить свой опыт массовому педагогическому потребителю;
— потребители (пользователи) инновационного опыта, которые способны обеспечивать более высокие результаты деятельности и существенно повысить качество образовательного процесса;
— организаторы процесса диссеминации (администрация учреждения образования, руководители методических объединений (различного уровня), специалисты управлений по образованию, методические отделы и т.д.)
Этап 2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.
Чтобы распространять и инновационный педагогический опыт, необходимы, по меньшей мере, два обязательных условия:
- облечь педагогический опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;
- вызвать заинтересованность педагогических работников в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике.
Этап 3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях
Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.
Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:
- ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
- «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
- практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (повышение квалификации, семинары, практикумы и многое другое);
- свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
Процессуальные этапы диссеминации опыта состоят в следующем:
1 этап – осмысление опыта
(«осмыслить – открыть смысл, значение, понять»).
Попробуйте определить, что лежит в основе ваших удач (или неудач) в педагогической деятельности, в каком соотношении находится опыт вашей деятельности и традиционные формы, методы, приемы деятельности.
2 этап – изучение опыта («изучить – научно исследовать, познать, внимательно наблюдая»).
Начинайте этот этап с определения темы своего опыта, пытайтесь сделать ее как можно более конкретной, укажите насколько ваш опыт актуален, вычлените научную идею, лежащую в основе вашего опыта, и определите индивидуальные черты вашей деятельности по данной проблеме.
Определите и сформулируйте идею собственного опыта работы. Выделите составные части его, выстройте их в логической иерархической последовательности.
3 этап – обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении.
Сформулируйте выводы и определите границы (условия) применения вашего опыта работы.
Основные формы диссеминации инновационного педагогического опыта в учреждении образования
Форма |
Краткое пояснение |
Семинар-практикумы, деловые игры Проблемно-ситуационная игра |
Руководит обучением автор инновации, эффективного опыта. Смысл заключается в проведении занятий с педагогами, желающими освоить опыт его работы |
Педагогическая студия |
Во главе студии педагог-наставник, автор инновации. Ознакомление участников студии происходит в процессе организованного обмена мнениями по поводу педагогических поисков, идей |
Мастер-классы |
Используются при нестандартных педагогических технологиях, присущих автору инновации. Они служат раскрытию концептуальных сторон реализации инновации. Педагоги участвуют в педагогическом процессе вместе с автором инновации, осваивают ее. |
Аукцион педагогических идей |
Мероприятие, организуемое с целью предоставления возможности педагогам, продемонстрировать собственный педагогический опыт, инновационные наработки: оригинальные подходы, формы, методы, способы решения педагогических задач. Самые перспективные идеи рассматриваются в качестве диссеминационного продукта |
Творческие группы |
Создаются с целью повысить качество образования через изучение и распространение эффективного педагогического опыта. Творческий отчет |
Печатные способы распространения педагогического опыта |
Создание методических продуктов: бюллетень, брошюры, учебные издания (пособия), сайты, блоги, альманахи и многое другое |
Трансферт педагогического опыта |
Публикация в периодических изданиях: газетах, журналах, методических вестниках; создание методической продукции типографского типа; участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях; общедоступные презентации деятельности лучших педагогов и оформление их портфолио т.д. |
Фестивали инновационного управленческого и педагогического опыта Конкурсы профессионального мастерства |
Масштабное мероприятие деятельностного характера, предполагающее активную работу его участников по освоению представляемого инновационного опыта, освоению новых технологий, способов работы с современными средствами обучения, в том числе компьютерной техникой, интерактивными досками, программно-методическим обеспечением информационно- коммуникационными технологиями, использованием ресурсов Интернет, создаваемых баз данных по отдельным предметам и другое |
Школы педагогического мастерства |
Организация методической учебы и создание условий для профессионального роста педагогов, формирование у них высоких профессиональных компетенций, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании |
Таким образом, диссеминация способствует:
- расширению банка инновационных продуктов и интенсивности их внедрения;
- экспансии партнерских связей в образовании;
- стимулированию и углублению инновационной деятельности;
- достижению высокого качества образования.
В настоящее время при серьёзном подходе к реализации диссеминации на практике можно нивелировать ряд серьезных проблем в работе с педагогическими кадрами:
- снизить недостаточный уровень по распространению инновационного, эффективного опыта педагогов учреждений образования;
- сформировать системность и динамичность в работе по распространению инновационного, эффективного опыта педагогов учреждений образования;
- снизить недостаточный уровень осведомлённости педагогических кадров о реализуемых проектах, направленных на представление и распространение опыта;
- повысить уровень мотивации потенциальных пользователей распространяемых продуктов;
- исключить формальный характер подхода к системной организации процессов диссеминации инновационного опыта в ряде случаев;
- повысить практический уровень использование средств мультимедиа и ИКТ-технологий для формирования банка инновационного и эффективного опыта для его продвижения в использовании;
- снизить уровень недостаточного информирования, экспансивного продвижения распространителями своих продуктов в образовательный сегмент региона;
- развитие совместной дистанционной работы над проектами и идеями, основанной на представляемом опыте и многое другое.
Для осуществления успешной диссеминации в учреждении образования необходимо осуществить ряд условий:
- использовать универсальные и эффективные механизмы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта;
- внедрять оптимальные современные модели диссеминации в учреждении образования, позволяющие сделать инновационный опыт педагогов доступным;
- организовать систему, предоставляющую возможность любому учителю выносить на обсуждение свои разработки в унифицированном и доступном для дальнейшего освоения и локализации виде;
- организовать внедрение новых идей, образовательных технологий, образовательных моделей в практику учреждения образования;
- обеспечить освоение руководящими и педагогическими работниками современных образовательных ресурсов;
- обеспечить прозрачность в принятии управленческих решений в области диссеминации педагогического опыта и возможность педагогам влиять на принятие этих решений, то есть урегулировать взаимоотношения «администрация – педагоги», что позволит исключить формализм в процессе инновационной деятельности учреждения образования.
Слова русского языка,
поиск и разбор слов онлайн
диссеминация
Правильно слово пишется: диссемина́ция
Ударение падает на 4-й слог с буквой а.
Всего в слове 12 букв, 6 гласных, 6 согласных, 6 слогов.
Гласные: и, е, и, а, и, я;
Согласные: д, с, с, м, н, ц.
Номера букв в слове
Номера букв в слове «диссеминация» в прямом и обратном порядке:
- 12
д
1 - 11
и
2 - 10
с
3 - 9
с
4 - 8
е
5 - 7
м
6 - 6
и
7 - 5
н
8 - 4
а
9 - 3
ц
10 - 2
и
11 - 1
я
12
Диссеминация педагогического опыта
Ваша статья будет отправлена более чем в 10 000 образовательных организаций России и стран СНГ
Уважаемые коллеги!!!
Вы можете подать заявку для получения свидетельства(электронное) о диссеминации своей педагогической деятельности на Всероссийском и Международном уровне.
Вашу работу получат 1000 ваших коллег
Диссеминация позитивных образцов и результатов образовательной деятельности призвана способствовать:
расширению банка инновационных продуктов и интенсивности их внедрения;
экспансии партнерских связей в образовании;
достижению высокого качества образования;
стимулированию и углублению инновационной деятельности;
Как распространить свой опыт по России и странам СНГ
Подготовить публикацию или методическую разработку
Принимаются коснпекты занятий, открытых уроков, статьи, обобщение педагогического опыта, презентации и т.д.
Пришлите нам материал
Присылайте материалы на наш адрес info@rosobr.su
Тема письма: «Диссеминация педагогического опыта».
Оплатите организационный взнос
После обработки материала вам будет выставлен счет на оплату. Стоимость изготовления свидетельства
300 руб.
Получите СВИДЕТЕЛЬСТВО
Свидетельство будет отправлено на электронную почту после онлайн оплаты в течение 1 рабочего дня.
Кто получит вашу работу?
База наших подписчиков довольно обширна и включает в себя как образовательные организации России, так и органы управления в сфере образования и учреждения стран СНГ
10 000 образовательных организаций России
500 образовательных организаций Белорусии
500 образовательных организаций Казахстана
500 образовательных организаций Украины
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о диссеминации педагогического опыта
Чтобы получить СВИДЕТЕЛЬСТВО, подтверждающее диссеминацию педагогического опыта, необходимо оплатить сбор за участие в размере 300 рублей. Диплом изготавливается в электронном виде (в PDF и JPEG формате) и доступен для скачивания сразу же после поступления оплаты.